Краткое содержание “Осел и соловей” Крылова
Осел встретил соловья и попросил его спеть. Тот пел и был прекрасен. Все заслушались. Но осел посоветовал поучиться ему у петуха. Соловей улетел.
Анализ басни Осел и соловей, герои басни
Главными героями басни являются осел и соловей. Басня начинается прямо с развития событий. Каждый из героев выступает показателем противоположных качеств.
Соловей – это прекрасно поющая птица. Его пение нравится всем. Голос ему дан природой. В виде соловья Крылов показывает человека, мастера своего дела. Соловей гордится своим голосом, ведь каждый, кто услышит его пение, тот высоко ценит его талант. Крылов хорошо подобрал слова для описания обстановки вокруг соловья, а также реакции других животных.
У осла же наоборот, нет ни слуха, ни голоса. Несмотря на это он считает, что вправе оценивать талант соловья. Из – за того, что он не имеет музыкального слуха, он говорит, что даже петух бы спел лучше.
Сравнив соловья и петуха это еще больше дает нам убедиться насколько осел глуп. Этим он обижает соловья, ведь его пением восхищаются все.
Сопоставив соловья и петуха, осел тем самым, показывает, что не имеет никакого представления о настоящем искусстве пения.
В роли осла, наоборот, человек, не имеющий понятия об этом ремесле. Несмотря на то, что осел, ничего не понимает в пении, он говорит соловью, что тот плохо поет….Часто такое случается и среди людей. Человек, ничего не понимающий в профессии указывает мастеру, что и как делать. В данной басне осел поставлен как невежда.
Смысл басни в том, что часто не разбирающиеся в какой – то профессии люди дают советы мастерам. Они критикуют и указывают, что они что – то делают неправильно. Но ведь реальную критику может давать такой же профессионал, как и этот человек. В данном случае профессионал – это соловей. И критику давать могут только такие же соловьи, как и он.
Автор высмеивает неуважение осла к соловью. Он дает понять, что нельзя судить кого – то, если сам в этом не разбираешься. Но ведь здесь говориться не только о них, а также и об обычных людях. В повседневной жизни у людей случается то же самое.
Прежде чем судить кого – то нужно подумать, а умеешь ли ты сам это делать. Если человек не имеет понятия об этом ремесле, то и судить об этом он тоже не может.
Для этого потребуется доказать, что осуждающий человек не может сделать что – то подобно профессионалу. В данном случае, если бы соловей попросил осла спеть также, то тот, естественно бы не смог. Таким образом, он бы и смог доказать, что осел не вправе судить его пение.
Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-osel-i-solovej-krylova/
Составить рассказ по стихотворению ” Осел и Соловей”
В басне Крылова “Осёл и соловей” речь идёт о том, как осел судил и учил соловья петь. При этом ничего не понимая.Мораль здесь такая: без знания дела, обстоятельств и всех тонкостей не надо судить действия других. Сначала нужно разобраться, а уже потом говорить что и как делать.
Басня «Осел и Соловей» была написана не позднее 1811 года. Она появилась на свет благодаря одной истории, произошедшей с Крыловым. Иван Андреевич прекрасно осознавал свою силу в жанре басни. Один вельможа решил лично познакомиться с баснописцем. Он вызвал его к себе и просил прочитать две-три басни.
Крылов артистически прочитал несколько басен и между ними одну, заимствованную у Лафонтена.
Вельможа благосклонно выслушал басни и глубокомысленно спросил, почему Крылов не переводит басни, как Иван Дмитриев? Уязвленный Крылов ответил, что не умеет, но по возвращении домой, он, задетый за живое, написал басню «Осел и соловей», в которой излил ту желчь, что осталась от посещения вельможи.
В басне говорится о том, как Осел, выслушав чудесное пение Соловья, посетовал на то, что Соловей незнаком с Петухом, у которого, по мнению Осла, Соловей мог бы поучиться мастерству пения. Под Соловьем в этой басне Крылов понимал себя. По поводу Осла есть несколько версий.
Одни считали, что под Ослом подразумевается вельможа, который ставил Дмитриева выше Крылова. Кто-то говорил о князе А.Н.Голицине. Третьи склонялись к кандидатуре графа Разумовского. Но доподлинно точно неизвестно, кто же из вельмож послужил прообразом для Осла.
Возможно, что это собирательный образ.
Но не только эта история стала причиной написания басни. Крылов и ранее встречал людей, которые самоуверенно судили о делах и вещах, о которых не имели ни малейшего понятия.
Подобным «судьям» свойственно определенное противоречие в поведении. Они самоуверенны, но, как правило, — невежественны. Подобное противоречие вызывает у любого стороннего наблюдателя насмешку.
Именно с насмешкой и относится Крылов в своей басне к подобного рода людям.
Крылов, решив высмеять подобное явление, встречающееся в нашей жизни, выбрал аллегорический способ для его изображения. Искусного артиста он представляет в образе Соловья. Выбор сделан удачно, так как Соловья более чем кого-либо можно уподобить талантливому артисту. Судьей в басне является Осел, с которым у читателей связано понятие о глупости и тупости.
Поскольку характеры персонажей понятны читателю, автор начинает басню прямо с развития действия. Осел желает проверить чужие толки о соловьином пении и призывает певца к себе.
Так как вся сила рассказа должна заключаться в противоречии между невежественным судом Осла и чудным искусством соловья, Крылов подробно описывает соловьиное искусство, делая упор на том, насколько оно прекрасно. Затем он показывает то впечатление, какое Соловей произвел на все окружающее, и, наконец, переходит к ослиному суду.
Судья снисходительно отзывается о пении и только жалеет, что Соловей незнаком с петухом.
Петух здесь выбран для того, чтобы без лишних слов изобразить ослиный вкус: в чем может быть больше противоположности, как не в пении Соловья и петушином крике? В этом противопоставлении главным образом и сосредоточена ирония писателя, которая далее усиливается советом Соловью немножко поучиться у петуха. Что оставалось делать Соловью при таком совете? То, что он и сделал: «Вспорхнул и — полетел за тридевять полей».
Аллегория и ирония являются основой литературной обработки этого сюжета. Аллегория основывается на сходстве, ирония на противоположности. Так как действие басни взято из реальной жизни, то и выражения персонажей заимствуются оттуда же.
Крылов — большой мастер выражаться в народном духе; но тут же рядом с такими выражениями как «дружище, мастерище», встречаются у него и другие, которые никак не идут в тон с ними, например, «внимало все тогда любимцу и певцу Авроры».
Говоря далее о впечатлении, какое Соловей произвел своим пением на все окружающее, Крылов допускает определенное преувеличение: «затихли ветерки, замолкли птичек хоры и прилегли стада».
Также и образы пастушка с пастушкой взяты из воображаемой счастливой пастушеской жизни, которая описывалась в разных произведениях того времени.
Так называемая «пастушеская» поэзия развилась в литературе западных народов, перешла к нам и вызвала подражание.
Мораль басни «Осел и Соловей» такова: «Избави, Бог, и нас от этаких судей»
Источник: http://obrazovalka.ru/literatura/question-489936.html
Конспект урока литературы по теме: «Басня И.А.Крылова «Осёл и Соловей. Аллегория и мораль»
5.
Работа над темой урока. Басня «Осёл и соловей».
1. Выразительное чтение басни учителем.
– О чём эта басня?
-Как вы понимаете слова и словосочетания: мастерище, свирель, являть своё искусство стал
2.Чтение басни учащимися.
3. Аналитическая беседа по содержанию.
Игра «Лови вопрос».
– Назовите героев басни;
– С какой просьбой обратился Осёл к Соловью?
– Как описывает Крылов пение соловья?
– Как слушали пение Соловья все в округе?
– Какова была реакция осла на пение Соловья? Как он его слушал? Какой приговор услышал Соловей?
– Как поступил Соловей, услышав приговор Осла?
– Какова мораль этой басни?
Как вы понимаете это выражение? В чём смысл этих слов?
4. Практическая работа с текстом басни «Осёл и Соловей»
I группа: Какими художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья? Прочитайте.
II группа: Какое впечатление производит пение Соловья на природу и людей? Прочитайте.
III группа:Что мы можем сказать об Осле? Какие чувства испытываем к этому герою?
5.Работа над выразительным чтением басни.
& Словарная работа:
МАСТЕРИЩЕ– искусный мастер.
СВИРЕЛЬ–русский музыкальный инструмент; род двуствольной продольной флейты.
Являть своё искусство стал – стал показывать своё пение
Осёл, Соловей
«Послушай-ка, дружище! …
Велико ль подлинно твоё уменье?»
Зачитывают
«Затихли ветерки, замолкли птичек хоры, и прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался и только иногда, внимая Соловью, пастушке улыбался».
Осёл, уставясь в землю лбом: «Изрядно, говорит, …
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за за тридевять земель».
Мораль басни: “Избави бог и нас от этаких судей”
О настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, и тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.
Работа в группах.
Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы “защёлкал”, “засвистал”, “отдавался”, “рассыпался”. А также сравнение со свирелью, метафору “мелкой дробью рассыпался”, эпитет “томной” свирелью.
Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей, что даже “затихли ветерки”, “птички замолкли”, “стада животных прилегли”, “пастух пением любовался”.
Осёл – глупый, ничего не понимает в настоящем пении. Поэтому к этому герою мы испытываем чувство неприязни, осуждения.
Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-litieratury-po-tiemie-basnia-i-a-krylova-osiol-i-soloviei-allieghoriia-i-moral.html
Иван Крылов. Басня “Осёл и Соловей”
Рис. 1. О. А. Кипренский. «Портрет И.А. Крылова», 1816
Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова (рис. 1): «Какой-то вельможа (по словам одних – гр. Разумовский, по другим – кн. А. Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп.
Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена.
Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: «Это хорошо, но почему вы не переводите так, как Иван Иванович Дмитриев?» – «Не умею», – скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился.
Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне «Осел и Соловей». Кеневич В.Ф. Из «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова»
После публикации басни Крылова стали называть «Соловьем». Это прозвание вошло в литературу.
Обратимся к тексту басни.
Осел и Соловей (рис. 2)
Рис. 2. Кадр из мультипликационного фильма по мотивам басен И.А. Крылова «В мире басен»
Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры:
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада.
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом;
«Изрядно, – говорит, – сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился».
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул и – полетел за тридевять полей.
Избави, Бог, и нас от этаких судей.
Владислав Феофилович Кеневич, современник и первый систематический исследователь литературной деятельности Крылова, в «Библиографических и исторических примечаний к басням Крылова» писал: «Известно, что Крылов был к себе несравненно строже, чем его читатели: он по многу раз переписывал одну и ту же басню, всякий раз переделывал её и удовлетворялся только тогда, когда в ней не оставалось ни одного слова, которое, как он выражался, «ему приедалось». Именно поэтому мы можем утверждать, что каждое слово в басне И.А. Крылова несёт определённую смысловую нагрузку.
Итак, в басне два ключевых образа: Осёл и Соловей.
Какие слова и выражения использует баснописец, чтобы создать образ Осла? Обратимся к словарю.
«Дружище» – фамильярное обращение к другу (отметим, что Соловей не являлся другом Осла, что придаёт его обращению ещё больше фамильярности и небрежности, что позволяет сделать вывод о невоспитанности Осла).
Далее – слово «мастерище», казалось бы, передаёт восхищение. Мастерище – это мастер, виртуоз в своём деле, да ещё в превосходной степени. Но созвучность со словом «дружище», да ещё явная тавтология «великий мастерище» вновь негативно характеризует Осла, свидетельствуя о его невежестве.
ТАВТОЛО́ГИЯ (от греч. tauto – «то же самое» и logos – «слово, понятие») – повторение одного и того же разными словами. В качестве стилистического приема относится к роду плеоназма (излишества).
«Изрядно», – говорит Осёл, прослушав пение Соловья. «Изрядно» – значит «значительно, превосходно». Однако в толковых словарях это слово всегда сопровождается пометой «разг.», что означает «разговорный». То же самое можно сказать и о словах «уставясь» и «навострился».
Деепричастный оборот «уставясь в землю лбом» напоминает нам об ослином упрямстве.
А сразу за ним – совет «немножко поучиться» пению у петуха, который судя по местоимению «нашим» является близким приятелем Осла.
А теперь вспомним знаменитую пословицу: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Ограниченный петух является другом такого же невежи Осла.
Образ Осла вызывает смех у читателя. Такое изображение называется КОМИЧЕСКИМ.
Какими же художественными средствами Крылов передаёт красоту и очарование пения Соловья?
Пение Соловья напоминает целый концерт. Для этого Крылов использует ряд однородных членов: глаголы «защёлкал», «засвистал», «отдавался», «рассыпался». А также сравнение со свирелью, метафору «мелкой дробью рассыпался», эпитет «томной» свирелью.
Пение Соловья производит чудесное действие на всех, кто его услышал. Он всех очаровал своим пением. Внёс успокоение и в природу, и в жизнь людей: «затихли ветерки», «птички замолкли», «стада животных прилегли», «пастух пением любовался».
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры…
АВРОРА – богиня утренней зари (древнеримская мифология).
Обратим внимание на одну деталь: Соловей вообще не говорит, только поёт, этим автор показывает, что невежественное (просторечное и разговорное) чуждо этому герою в отличие от Осла, который постоянно что-то говорит, при этом использует в основном разговорную и просторечную лексику.
Автор использует приём антитезы, противопоставляя Соловья, мастера своего дела, истинного певца природы, который очаровывает своим пением, и Осла, глупого, невежественного, невоспитанного, который ничего не понимает в настоящем искусстве.
АНТИТЕЗА – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении понятий и образов.
В басне описывается ситуация, которая часто возникает в реальной жизни. Некто самоуверенный и незнающий берется судить о том, о чём не имеет никакого представления.
Мораль басни заключается в словах: «Избави Бог и нас от этаких судей». С помощью приёма аллегории, баснописец передаёт своему читателю мысль о том, что, если о настоящем искусстве часто берутся судить те, кто в этом ничего не понимает, как Осёл, тогда истинным мастерам, вроде Соловья, приходится туго.
МОРАЛЬ – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.
АЛЛЕГОРИЯ – иносказание – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Басня «Осёл и Соловей» была написана Иваном Андреевичем Крыловым более ста лет назад, но до сих пор не потеряла своей актуальности, потому что таких глупых судей, как Осёл, можно встретить в жизни и в наше время.
Вопросы к конспектам
Подготовьтесь к выразительному чтению басни И.А. Крылова «Осёл и Соловей».* Создайте иллюстрацию к басне И.А. Крылова «Осёл и Соловей», используя некоторые приёмы создания комического изображения. Например гротеск (преувеличение): огромная голова Осла, как признак «большого» ума, но преувеличенно маленькая фигурка Соловья, подчёркивающая, что его значимость не во внешности, а в умении петь. Или деталь. Например очки у Осла, которые ему не нужны, потому что он прекрасно видит и без них, поэтому смотрит не в очки а поверх них.* Предположите, что Осёл из-за своего упрямства все-таки решил познакомить Соловья со своим приятелем Петухом и написал об этом в письме. Соловей хорошо воспитан и вежлив, поэтому отвечает на письмо Осла. Завязывается небольшая переписка. Придумайте эту переписку (сохраните особенности речи каждого из героев).
Источник: http://100ballov.kz/mod/page/view.php?id=3323
План-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Тема: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей».
Цель: Продолжить знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова.
Задачи: 1.формировать теоретические знания о басне как о литературном жанре и практическое применение этих знаний в процессе интерпретации басни.
2. Развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать текст.
3. Воспитывать стремление к расширению кругозора учащихся.
Оборудование: компьютер, презентация, портрет И.А.Крылова, фонохрестоматия к учебнику «Литература 6 класс» , иллюстрации (на случай выключения света).
Ход урока: 1. Организация класса.
2. Подготовка к уроку.
a) (Урок начинается со стихотворения, которое читает учитель)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва.
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
Сокровищница мудрости народной
В них людям открывалась до конца,
И голос их, прямой и благородный,
К добру и правде призывал сердца.
Все знал и видел ум певца пытливый,
Всего сильней желая одного,
Чтоб жили жизнью вольной и счастливой
Народ его и родина его.
(М. Исаковский)
Учитель: О ком эти слова М. Исаковского.
Учащиеся : О И.А.Крылове.
Б) показ СЛАЙДОВ 1- 4 .
Учитель: Знакомы ли Вам эти иллюстрации?
Учащиеся: ( примерные ответы: Да, знакомы. Эти иллюстрации к басням Крылова…..)
В) показ СЛАЙДА 5.
Учитель: А знакома ли вам эта иллюстрация?
Учащиеся: (примерные ответы) Нет, не знакома. Вероятно это тоже басня. Это басня «Осел и Соловей».
Учитель: Попробуйте сформулировать из вышесказанного и показанного тему урока.
Учащиеся: И.А Крылов. Басня «Осёл и Соловей».
Учитель: Совершенно верно. Тема сегодняшнего нашего урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Осёл и Соловей». Откроем тетради и запишем тему урока в тетрадь.
Учитель: Откройте учебник страницы _______, полистайте и попытайтесь поставить для себя цели урока.
Учащиеся: (примерные ответы). Познакомиться с жизнью и творчеством И.А.Крылова. Познакомиться с басней «Осёл и Соловей». Научиться выразительному чтению басни. Найти в тексте средства выразительности речи.
Учитель: (обобщает и сообщает цели урока).
3. Изучение нового материала:
А) СЛАЙДЫ 6-7:……
Б) Учитель: Прошло более 240 лет со дня рождения И.А.Крылова, а его басни актуальны и в наши дни, потому что они помогают нам узнать жизнь, помогают бороться с недостатками, учат любить свою Родину. Ни один литератор не пользовался такой славой, как И.А.Крылов и его басни.
В) Учитель: Какими были детские годы И.А.Крылова? Об этом нам расскажет Гассина Алена (индивидуальное задание)
Учитель: О том , как складывался творческий путь И.А.Крылова, нам расскажет Горбань Александр (индивидуальное задание)
Г) Работа с учебником.
Учитель: А сейчас вы познакомитесь со статьей об И.А.Крылове (с.30-34)
Д) Составление плана к прочитанной статье и запись его в тетрадях.
Учитель: Прочитав статью учебника и использовав материал, подготовленный учащимися, составьте план и запишите его в тетрадь.
Примерный план:
1.Рождение И.А.Крылова в бедной дворянской семье.
2. Роль отца в обучении маленького Крылова.
3. Разнообразные способности мальчика.
4. Забота матери об образовании сына и развитие его способностей.
5. Образованнейший человек своего времи.
Е) Беседа с классом.
– Какие способности проявил в детстве Крылов?
– Почему учение далось ему дорого?.
– Какова была роль матери в получении Крыловым образования?
– Как относился Крылов к матери?
– Благодаря каким качествам Крылов стал одним из самых образованных людей своего времени?
ФИЗМИНУТКА.
Ж) Беседа с классом. Работа со словарём и тетрадью.
Учитель: Что было основным в творчестве И.А.Крылова?
Учащиеся: Басня.
Учитель: Вспомним, что такое басня? Посмотрим определение басни по словарю. Запишем в тетрадь. (Затем открываем СЛАЙД 10)
Басня – это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, аллегорический смысл.
Учитель: А какие две части включает в себя басня?
Учащиеся: Повествование и мораль. (Открываем СЛАЙД 11)
Учитель: Что такое мораль? Найдем объяснение этому понятию в словаре. Затем запишем в тетрадь. ( Открываем СЛАЙД 12)
Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.(По словарю)
Учитель: Назовите основные компоненты басни.
Учащиеся: (затрудняются). СЛАЙД 13.
Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль .
Учитель: Откуда берет свои строки басня? СЛАЙД 14
З) Составление схемы:
Учитель: А сейчас посмотрите на все вышесказанное и записанное и составьте схему.
ФИЗМИНУТКА.
И) Знакомство с басней И.А.Крылова «Осёл и Соловей»
– инсценирование басни ( Алена, Саша, Денис)
– прослушивание фонохрестоматии
– выразительное чтение самими учащимися
К) Работа над текстом басни .
Учитель: Какой жанр этого произведения?
Учащиеся : Басня.
Учитель: А сейчас вам нужно постараться доказать, что это произведение – басня. По ходу рассуждения вы построите домик из признаков жанра и выясните, что же является фундаментом.
Учащиеся находят: Аллитерацию – повторение согласных Р,Д , которые передают звуки мелодии Соловья; повторение гласных А, Е, И, которые передают очарование пения;
Метафора: тянул, переливался, отдавался, мелкой дробью рассыпался, которые показывают живость, разнообразие, музыкальность пения;
Сравнение со свирелью.
Эпитет : «томной» свирелью.
Находят повествование, мораль.
Л) Проверка схемы – домика.
Учитель: Что же явилось фундаментом в нашем домике?
Учащиеся: …мораль.
Учитель: Какова мораль этой басни?
Учащиеся: «Избави Бог и нас от этаких судей».
Учитель: А если этот признак убрать? Что произойдет с жанром?
Учащиеся приходят к выводу, что это будет уже не басня, а стихотворение или сказка. Значит, главным признаком басни является мораль.
М) Рассказ учителя о том, как была написана басня. И.А.Крылов был приглашен на вечер к знатному вельможе, где читал свои басни. В конце этого вечера вельможа ему сделал замечание, чтобы Крылов поучился переводить басни у Дмитриева. Баснописец был обижен и написал такую басню, где изобразил в аллегорической форме героев.
4. Релаксация:
Учитель: А сейчас проверим свои знания, полученные сегодня на уроке. Проведем тест. (Раздатка)
1.Басней называется:
А)рассказ в стихах о каком-либо событии, случае;
Б)краткое нравоучительное произведение, в котором есть иносказание и специально выделенная автором главная мысль;
В)короткое стихотворение, в остроумной форме высмеивающее какое-либо лицо, группу лиц или общественное явление.
2.Средства художественной выразительности, используемые автором в басне:
А) аллегория ;
Б) сравнение;
В) метафора.
3. Мораль басни служит для раскрытия:
А) характера героя ;
Б) главной мысли произведения ;
В) темы произведения.
4. Моралью басни «Осёл и Соловей» является :
А) сожаление об утраченном сыре ;
Б) осуждение глупости и тупости ;
В) поощрение хитрости.
5.Где находится мораль в басне «Осёл и Соловей»:
А) в начале басни;
Б) в конце басни;
В) вообще её нет.
Учитель: А теперь обменяйтесь тетрадочками и проверьте задание друг у друга (взаимопроверка)
СЛАЙД 15.
5. Итоги урока. Выставление оценок.
6. Домашнее задание:
– Нарисовать иллюстрацию к басне.
– Выразительное чтение (наизусть)
– Ответить на вопрос №2 стр 43.
– Индивидуальное задание: Соловьеву Антону
история создания басни «Листы и Корни» (стр. 39-40 учебника);
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/10/03/urok-po-teme-iakrylov-basnya-osel-i-solovey
Басни. Крылов И. А
Категория: Краткие содержания
Опубликовано 18.02.2013 06:45
Иван Андреевич Крылов — русский поэт, прежде всего известный в русской литературе как создатель большого числа басен.
Что такое басня? Это рассказ, содержащий в себе поучение, имеющее отношение к внутренним духовным или душевным качествам человека, основанным на идеалах добра, справедливости, долга, чести…
Героями в баснях могут быть люди, животные, растения, предметы, наделяемые теми или иными человеческими качествами. Многие выражения из басен Крылова вошли в русский язык как крылатые фразы.
+ – Волк на псарне. Click to collapse Волк ночью, думая залезть в овчарню,Попал на псарню.Поднялся вдруг весь псарный двор -Почуя серого так близко забияку,Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;Псари кричат: “Ахти, ребята, вор!”-И вмиг ворота на запор;В минуту псарня стала адом.Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем.”Огня!- кричат,- огня!” Пришли с огнем.Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом.Зубами щелкая и ощетиня шерсть,Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть;Но, видя то, что тут не перед стадомИ что приходит, наконец,Ему расчесться за овец,-Пустился мой хитрецВ переговорыИ начал так: “Друзья! к чему весь этот шум?Я, ваш старинный сват и кум,Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры;Забудем прошлое, уставим общий лад!А я, не только впредь не трону здешних стад,Но сам за них с другими грызться радИ волчьей клятвой утверждаю,Что я…” – “Послушай-ка, сосед,-Тут ловчий перервал в ответ,-Ты сер, а я, приятель, сед,И волчью вашу я давно натуру знаю;А потому обычай мой:С волками иначе не делать мировой,Как снявши шкуру с них долой”.
И тут же выпустил на Волка гончих стаю.
+ – Ворона и лисица. Click to collapse
Уж сколько раз твердили миру,Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,И в сердце льстец всегда отыщет уголок.Вороне где-то бог послал кусочек сыру;На ель Ворона взгромоздясь,Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;Вдруг сырный дух Лису остановил:Лисица видит сыр, -Лисицу сыр пленил,Плутовка к дереву на цыпочках подходит;Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводитИ говорит так сладко, чуть дыша:”Голубушка, как хороша!Ну что за шейка, что за глазки!Рассказывать, так, право, сказки!Какие перышки! какой носок!И, верно, ангельский быть должен голосок!Спой, светик, не стыдись!Что ежели, сестрица,При красоте такой и петь ты мастерица,Ведь ты б у нас была царь-птица!”Вещуньина* с похвал вскружилась голова,От радости в зобу дыханье сперло, -И на приветливы Лисицыны словаВорона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал – с ним была плутовка такова.
+ – Ларчик. Click to collapse
Случается нередко намИ труд и мудрость видеть там,Где стоит только догадатьсяЗа дело просто взяться.К кому-то принесли от мастера Ларец.Отделкой, чистотой Ларец в глаза кидался;Ну, всякий Ларчиком прекрасным любовался.Вот входит в комнату механики мудрец.
Взглянув на Ларчик, он сказал: “Ларец с секретом,Так; он и без замка;А я берусь открыть; да, да, уверен в этом;Не смейтесь так исподтишка!Я отыщу секрет и Ларчик вам открою:В механике и я чего-нибудь да стою”.
Вот за Ларец принялся он:Вертит его со всех сторонИ голову свою ломает;То гвоздик, то другой, то скобку пожимает.Тут, глядя на него, инойКачает головой;Те шепчутся, а те смеются меж собой.В ушах лишь только отдается:”Не тут, не так, не там!” Механик пуще рвется.
Потел, потел; но наконец устал,От Ларчика отсталИ, как открыть его, никак не догадался;
А Ларчик просто открывался.
+ – Мартышка и очки. Click to collapse
Мартышка к старости слаба глазами стала;А у людей она слыхала,Что это зло еще не так большой руки:Лишь стоит завести Очки.Очков с полдюжины себе она достала;Вертит Очками так и сяк:То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет,То их понюхает, то их полижет;Очки не действуют никак.
“Тьфу пропасть! – говорит она, – и тот дурак,Кто слушает людских всех врак:Все про Очки лишь мне налгали;А проку на волос нет в них”.Мартышка тут с досады и с печалиО камень так хватила их,Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:Как ни полезна вещь, – цены не зная ей,Невежда про нее свой толк все к худу клонит;А ежели невежда познатней,
Так он ее еще и гонит.
+ – Стрекоза и муравей. Click to collapse
Попрыгунья СтрекозаЛето красное пропела;Оглянуться не успела,Как зима катит в глаза.Помертвело чисто поле;Нет уж дней тех светлых боле,Как под каждым ей листкомБыл готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой холоднойНужда, голод настает;Стрекоза уж не поет;И кому же в ум пойдетНа желудок петь голодный!Злой тоской удручена,К Муравью ползет она:”Не оставь меня, кум милый!Дай ты мне собраться с силойИ до вешних только днейПрокорми и обогрей!” -“Кумушка, мне странно это:Да работала ль ты в лето?” -Говорит ей Муравей.
“До того ль, голубчик, было?В мягких муравах у нас -Песни, резвость всякий час,Так что голову вскружило”. -“А, так ты…” – “Я без душиЛето целое все пела”. -“Ты все пела? Это дело:
Так поди же, попляши!”
+ – Слон на воеводстве. Click to collapse
Кто знатен и силен,Да не умен,Так худо, ежели и с добрым сердцем он.На воеводство был в лесу посажен Слон.Хоть, кажется, слонов и умная порода,Однако же в семье не без урода;Наш ВоеводаВ родню был толст,Да не в родню был прост;А с умыслу он мухи не обидит,Вот добрый Воевода видит -Вступило от овец прошение в Приказ:”Что волки-де совсем сдирают кожу с нас”.
-“О плуты! – Слон кричит. – Какое преступленье!Кто грабить дал вам позволенье?”А волки говорят: “Помилуй, наш отец!Не ты ль нам к зиме на тулупыПозволил легонький оброк собрать с овец?А что они кричат, так овцы глупы:Всего-то придет с них с сестры по шкурке снять,Да и того им жаль отдать”.
-“Ну то-то ж, – говорит им Слон, – смотрите!Неправды я не потерплю ни в ком:По шкурке, так и быть, возьмите;
А больше их не троньте волоском”.
+ – Осел и соловей. Click to collapse
Осел увидел СоловьяИ говорит ему: “Послушай-ка, дружище!Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень яСам посудить, твое услышав пенье,Велико ль подлинно твое уменье?”Тут Соловей являть свое искусство стал:Защелкал, засвисталНа тысячу ладов, тянул, переливался;То нежно он ослабевалИ томной вдалеке свирелью отдавался,То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогдаЛюбимцу и певцу Авроры;Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,И прилегли стадаЧуть-чуть дыша, пастух им любовалсяИ только иногда,Внимая Соловью, пастушке улыбался.Скончал певец.
Осел, уставясь в землю лбом,”Изрядно, – говорит, – сказать неложно,Тебя без скуки слушать можно;А жаль, что незнакомТы с нашим петухом;Еще б ты боле навострился,Когда бы у него немножко поучился”,Услыша суд такой, мой бедный СоловейВспорхнул – и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.
+ – Слон и Моська. Click to collapse
По улицам Слона водили,Как видно, напоказ.Известно, что Слоны в диковинку у нас,Так за Слоном толпы зевак ходили.Отколе ни возьмись, навстречу Моська им.Увидевши Слона, ну на него метаться,И лаять, и визжать, и рваться;Ну так и лезет в драку с ним.
“Соседка, перестань срамиться, -Ей Шавка говорит, – тебе ль с Слоном возиться?Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идетВпередИ лаю твоего совсем не примечает. -“Эх, эх! – ей Моська отвечает, -Вот то-то мне и духу придает,Что я, совсем без драки,Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:”Ай, Моська! знать, она сильна,
Что лает на Слона!”
+ – Квартет. Click to collapse
Проказница-Мартышка,Осел,КозелДа косолапый МишкаЗатеяли сыграть Квартет.Достали нот, баса, альта, две скрипкиИ сели на лужок под липки -Пленять своим искусством свет.Ударили в смычки, дерут, а толку нет.”Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка. – Погодите!Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.
Ты с басом, Мишенька, садись против альта,Я, прима, сяду против вторы*;Тогда пойдет уж музыка не та:У нас запляшут лес и горы!”Расселись, начали Квартет;Он все-таки на лад нейдет.”Постойте ж, я сыскал секрет, -Кричит Осел, – мы, верно, уж поладим,Коль рядом сядем”.Послушались Осла: уселись чинно в ряд,А все-таки Квартет нейдет на лад.
Вот пуще прежнего пошли у них разборыИ споры,Кому и как сидеть.Случилось Соловью на шум их прилететь.
Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:”Пожалуй, – говорят, – возьми на час терпенье,Чтобы Квартет в порядок наш привесть:И ноты есть у нас, и инструменты есть;Скажи лишь, как нам сесть!” -“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменьеИ уши ваших понежней, -Им отвечает Соловей. -А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь”.
+ – Лебедь, щука и рак. Click to collapse
Когда в товарищах согласья нет,На лад их дело не пойдет,И выйдет из него не дело, только мука.Однажды Лебедь, Рак да ЩукаВезти с поклажей воз взялисьИ вместе трое все в него впряглись;Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!Поклажа бы для них казалась и легка:Да Лебедь рвется в облака,Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.Кто виноват из них, кто прав – судить не нам;
Да только воз и ныне там.
+ – Волк и Ягненок. Click to collapse
У сильного всегда бессильный виноват:Тому в истории мы тьму примеров слышимНо мы истории не пишем,А вот о том как в баснях говорят…***Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться:И надобно ж беде случиться,Что около тех мест голодный рыскал Волк.
Ягненка видит он, на добычу стремится;Но, делу дать хотя законный вид и толк,Кричит: “Как смеешь ты, наглец, нечистым рыломЗдесь чистое мутить питье МоеС песком и с илом?За дерзость таковуЯ голову с тебя сорву”.
-“Когда светлейший Волк позволит,Осмелюсь я донесть, что ниже по ручьюОт Светлости его шагов я на сто пью;И гневаться напрасно он изволит:Питья мутить ему никак я не могу”.
-“Поэтому я лгу!Негодный! Слыхана ль такая дерзость в свете!Да помнится, что ты еще в запрошлом летеМне здесь же как-то нагрубил;Я этого, приятель, не забыл!” -“Помилуй, мне еще и от роду нет году”. -Ягненок говорит. – “Так это был твой брат”. -“Нет братьев у меня”. – “Так это кум иль сват.
И, словом, кто-нибудь из вашего же роду.Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,Вы все мне зла хотите,И если можете, то мне всегда вредите;Но я с тобой за их разведаюсь грехи”. -“Ах, я чем виноват?” – “Молчи! Устал я слушать.Досуг мне разбирать вины твои, щенок!Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”.
Сказал и в темный лес Ягненка поволок.
+ – Демьянова уха. Click to collapse
“Соседушка, мой свет!Пожалуйста, покушай”. —”Соседушка, я сыт по горло”. — “Нужды нет,Еще тарелочку; послушай:Ушица, ей-же-ей, на славу сварена!” —”Я три тарелки съел”. — “И, полно, что за счеты:Лишь стало бы охоты,А то во здравье: ешь до дна!Что за уха! Да как жирна:Как будто янтарем подернулась она.
Потешь же, миленький дружочек!Вот лещик, потроха, вот стерляди кусочек!Еще хоть ложечку! Да кланяйся, жена!” —Так потчевал сосед Демьян соседа ФокуИ не давал ему ни отдыху, ни сроку;А с Фоки уж давно катился градом пот.Однако же еще тарелку он берет:Сбирается с последней силойИ — очищает всю. “Вот друга я люблю! —Вскричал Демьян.
— Зато уж чванных не терплю.Ну, скушай же еще тарелочку, мой милой!”Тут бедный Фока мой,Как ни любил уху, но от беды такой,Схватя в охапкуКушак и шапку,Скорей без памяти домой —И с той поры к Демьяну ни ногой.
***Писатель, счастлив ты, коль дар прямой имеешь;Но если помолчать вовремя не умеешьИ ближнего ушей ты не жалеешь,То ведай, что твои и проза и стихи
Тошнее будут всем Демьяновой ухи.
Тридцатая школа
Источник: http://30school.ru/kratkie-soderzhaniya/basni-krylov-i-a.html