Краткое содержание битов пушкинский дом точный пересказ сюжета за 5 минут

Пушкинский дом

Краткое содержание Битов Пушкинский дом точный пересказ сюжета за 5 минут

Жизнь Левы Одоевцева, потомка князей Одоевцевых, протекает без особенных потрясений. Нить его жизни мерно струится из чьих-то божественных рук. Он ощущает себя скорее однофамильцем, чем потомком своих славных предков.

Дед Левы был арестован и провёл свою жизнь в лагерях и ссылках. В младенчестве Лева, зачатый в роковом 1937 г.

, тоже переместился вместе с родителями в сторону «глубины сибирских руд»; впрочем, все обошлось благополучно, и после войны семья вернулась в Ленинград.

Левин папа возглавляет в университете кафедру, на которой когда-то блистал дед. Лева растёт в академической среде и с детства мечтает стать учёным — «как отец, но покрупнее». Окончив школу, Лева поступает на филологический факультет.

В квартиру Одоевцевых после десяти лет отсутствия возвращается из заключения прежний сосед Дмитрий Иванович Ювашов, которого все называют дядя Диккенс, человек «ясный, ядовитый, ничего не ждущий и свободный».

Все в нем кажется Леве привлекательным: его брезгливость, суховатость, резкость, блатной аристократизм, трезвость отношения к миру.

Лева часто заходит к дяде Диккенсу, и даже книги, которые он берет у соседа, становятся восполнением детства.

Вскоре после появления дяди Диккенса семье Одоевцевых позволяют вспомнить о деде. Лева впервые узнает, что дед жив, рассматривает на фотографиях его красивое молодое лицо — из тех, что «уязвляют безусловным отличием от нас и неоспоримой принадлежностью человеку».

Наконец приходит известие, что дед возвращается из ссылки, и отец едет встречать его в Москву. На следующий день отец возвращается один, бледный и потерянный. От малознакомых людей Лева постепенно узнает, что в юности отец отказался от своего отца, а потом и вовсе критиковал его работы, чтобы получить «тёпленькую» кафедру.

Вернувшись из ссылки, дед не захотел видеть своего сына.

Продолжение после рекламы:

Лева отрабатывает для себя «гипотезу деда». Он начинает читать дедовы работы по лингвистике и даже надеется отчасти использовать дедову систему для курсовой работы. Таким образом, он извлекает некоторую пользу из семейной драмы и лелеет в своём воображении красивое словосочетание: дед и внук…

Деду дают квартиру в новом доме на окраине, и Лева идёт к нему «с новеньким бьющимся сердцем». Но вместо того человека, которого он создал в своём воображении, Леву встречает инвалид с красным, задубевшим лицом, которое поражает своей неодухотворенностью. Дед пьёт с друзьями, растерянный Лева присоединяется к компании.

Старший Одоевцев не считает, что его посадили незаслуженно. Он всегда был серьёзен и не принадлежит к тем ничтожным людям, которых сначала незаслуженно посадили, а теперь заслуженно выпустили.

Его оскорбляет реабилитация, он считает, что «все это» началось тогда, когда интеллигент впервые вступил в дверях в разговор с хамом, вместо того чтобы гнать его в шею.

Дед сразу замечает главную черту своего внука: Лева видит из мира лишь то, что подходит его преждевременному объяснению; необъяснённый мир приводит его в панику, которую Лева принимает за душевное страдание, свойственное только чувствующему человеку. Когда опьяневший Лева пытается обвинить в чем-то своего отца, дед в ярости выгоняет внука — за «предательство в семени».

Лева Одоевцев с детства перестал отмечать про себя внешний мир, то есть усвоил единственный способ, позволивший многим русским аристократам выжить в двадцатом веке. Окончив филфак, Лева поступает в аспирантуру, а потом начинает работать в знаменитом Пушкинском доме Академии наук.

Ещё в аспирантуре он пишет талантливую статью «Три пророка», которая поражает всех внутренней свободой и летящим, взмывающим слогом. У Левы появляется определённая репутация, ровный огонь которой он незаметно поддерживает.

Он занимается только незапятнанной стариной и таким образом приобретает доверие в либеральной среде, не становясь диссидентом. Только однажды он оказывается в тяжёлой ситуации.

Левин близкий друг «что-то не то» написал, подписал или сказал, и теперь предстоит разбирательство, во время которого Лева не сможет отмолчаться.

Но тут вмешивается стечение всех мыслимых обстоятельств: Лева заболевает гриппом, уходит в отпуск, срочно отзывается в Москву, выигрывает в лотерею заграничную поездку, у него умирает дед, к нему возвращается старинная любовь… К Левиному возвращению друга уже нет в институте, и это несколько портит Левину репутацию. Впрочем, вскоре Лева обнаруживает, что репутация в незавышенном виде даже более удобна, спокойна и безопасна.

Брифли бесплатен благодаря рекламе:

У Левы есть три подруги. Одна из них, Альбина, умная и тонкая женщина Левиного круга и воспитания, любит его, бросает ради него мужа — но остаётся нелюбимой и нежеланной, несмотря на повторяющиеся встречи.

Другая, Любаша, проста и незамысловата, и отношениям с ней Лева не придаёт значения. Он любит только Фаину, с которой его в день окончания школы познакомил одноклассник Митишатьев.

На следующий день после знакомства Лева приглашает Фаину в ресторан, с трепетом решается взять за руку и неудержимо целует в парадном.

Фаина старше и опытнее Левы. Они продолжают встречаться. Леве постоянно приходится выгадывать деньги на рестораны и многочисленные дамские мелочи, часто занимать у дяди Диккенса, тайно продавать книги. Он ревнует Фаину, уличает в неверности, но не в силах с ней расстаться.

Во время одной вечеринки Лева обнаруживает, что Фаина и Митишатьев незаметно исчезли из комнаты и дверь в ванную заперта. Остолбенев, он ожидает Фаину, машинально щёлкая замком её сумочки. Заглянув наконец в сумочку, Лева обнаруживает там кольцо, которое, по словам Фаины, дорого стоит.

Думая о том, что у него нет денег, Лева кладёт кольцо в карман.

Когда Фаина обнаруживает пропажу, Лева не признается в содеянном и обещает купить другое кольцо, надеясь выручить деньги за украденное. Но оказывается, что Фаинино кольцо слишком дешёвое.

Тогда Лева просто возвращает кольцо, уверяя, что купил его с рук за бесценок. Фаина не может возразить и вынуждена принять подарок. Лева леденеет от неизвестного ему удовлетворения.

После этой истории наступает самый продолжительный и мирный период в их отношениях, после которого они все-таки расстаются.

В ноябрьские праздники 196… года Лева оставлен дежурить в здании института. К нему приходит давний друг-враг и коллега Митишатьев. Лева понимает, что воздействие на него Митишатьева сродни воздействию Фаины: оба они питаются Левой, получают удовольствие, унижая его. Митишатьев рассуждает о евреях, которые «портят наших женщин».

Лева легко опровергает заявление Митишатьева о неталантливости евреев, приводя довод о том, что Пушкин был семитом. Митишатьев говорит, что собирается духовно задавить Леву, а потом перевернуть весь мир: «Я ощущаю в себе силы. Были „Христос — Магомет — Наполеон“, — а теперь я.

Все созрело, и мир созрел, нужен только человек, который ощущает в себе силы».

Митишатьев приводит своего дипломника Готтиха, предупреждая Леву, что тот — стукач. Барон фон Готтих пишет в патриотические газеты стихи о мартенах или матренах, что даёт Митишатьеву повод поиздеваться над осколками-аристократами.

Чтобы скрасить Леве предполагаемое одиночество, не зная о его гостях, приходит Исайя Борисович Бланк. Это сотрудник института на пенсии, один из благороднейших людей, которых Леве приходилось встречать в жизни.

Бланк не только чрезвычайно опрятен внешне — он не может говорить о людях плохо.

Бланк, Митишатьев, Готтих и Лева пьют вместе. Они говорят о погоде, о свободе, о поэзии, о прогрессе, об евреях, о народе, о пьянстве, о способах очистки водки, о кооперативных квартирах, о Боге, о бабах, о неграх, о валюте, об общественной природе человека и о том, что деться некуда… Спорят о том, любила ли Наталья Николаевна Пушкина.

Приходят какие-то девушки Наташи. Митишатьев излагает Леве свою жизненную философию, в том числе и «Правило правой руки Митишатьева»: «Если человек кажется дерьмом, то он и есть дерьмо». Время от времени Лева ощущает пьяные провалы памяти.

В один из таких провалов Митишатьев оскорбляет Бланка, а потом уверяет, что Лева при этом улыбался и кивал.

Митишатьев говорит о том, что не может жить на земле, пока есть Лева. Он оскорбляет и Фаину, и этого Лева уже не выдерживает. Они с Митишатьевым дерутся, и Митишатьев разбивает посмертную маску Пушкина. Это оказывается последней каплей — Лева вызывает его на дуэль на музейных пистолетах.

Звучит выстрел — Лева падает. Митишатьев уходит, прихватив с собой чернильницу Григоровича. Придя в себя, Лева с ужасом обнаруживает, какой разгром учинён в музейном помещении.

Но оказывается, что с помощью Альбины, работающей в этом же институте, и дяди Диккенса все очень быстро приводится в порядок.

Чернильницу Григоровича находят под окном, ещё одну копию маски Пушкина приносят из подвала. На следующий день Лева обнаруживает, что ни один человек в институте не обращает внимания на свежие следы уборки и ремонта. Заместитель директора вызывает его только для того, чтобы поручить сопровождать по Ленинграду американского писателя.

Лева водит американца по Ленинграду, показывает ему памятники и рассказывает о русской литературе. И все это — русская литература, Петербург (Ленинград), Россия — Пушкинский дом без его курчавого постояльца.

Оставшись в одиночестве, Лева стоит над Невой на фоне Медного всадника, и ему кажется, что, описав мёртвую петлю опыта, захватив длинным и тяжёлым неводом много пустой воды, он вернулся в исходную точку. Вот он и стоит в этой точке и чувствует, что устал.

Источник: https://briefly.ru/bitov/pushkinsky_dom/

Анализ романа Андрея Битова «Пушкинский дом» с точки зрения постмодернистских приемов

Неопределенность возникает с самого начала – неясно время действия: 196.. год. Неясно происхождение героя: является ли он потомком Одоевских или он – лишь их однофамилец?

Кто приходится настоящим отцом главному герою? (И еще раз двойной отец, когда наступает возмездие, когда он раздавлен собственным предательством, когда расширяется образ дяди Диккенса и заслоняет отца… Потому что хотя автор и посмеивается над Левой за юношескую игру воображения, однако и сам еще не решил окончательно, что дядя Диккенс ему не отец. Чего не бывает?..»). Несмотря на то, что автор вроде бы дает однозначные ответы на эти вопросы остаётся чувство недосказанности – отсюда «культ неясностей», порожденный самой эпохой.

Лева Одоевцев растет в искусственно-иллюзорном мире, где все будто бы дышит порядочностью и благородством, а на самом деле основано на лжи и эгоизме. Истинное положение вещей от Левы с детских лет скрывается.

Воспитывая Леву на абстрактных идеалах, родители приучают его «аристократически» не замечать окружающую действительность.

Лева – дезориентированный человек, не знающий жизни, выросший на мифах о собственной стране и собственной семье, кожей впитавший требуемые правила игры.

Мир Левы – иллюзорен.

В романе много пропусков, на которые автор сам указывает, например, описание школьных годов Левы.

Намеки: Лева должен был давать показания по одному делу, в котором был замешан товарищ, но уехал; когда вернулся, то обнаружил, что дело замяли, а товарищ пропал – арестован:

2. На уровне аксиологии

Деканонизация: во-первых, литературы и литературоведения; во-вторых, образа положительного героя; в-третьих, советской эпохи.

Ореол, окружающий литературоведение и вообще филологические науки, развеивается при ироничном описании «Пушкинского дома» и описании «академической среды», а также при «пересказе» Левиной статьи.

Характерные для русской классической литературы мотивы, герои и сюжетные положения по-новому обыгрываются, снижаются, даже вульгаризируются. Наиболее отчетливо выявляет себя данная тенденция в использовании таких культурных знаков русской классической литературы, как «пророк», «герой нашего времени», «маскарад», «дуэль», «бесы», «медный всадник», «выстрел».

Развенчивается образ «Положительного героя», которым может показаться Лева. Во всем его характере проявляется двойственность, неустойчивость, аморфная податливость.

Одоевцев не подлец — но и не порядочный человек; не бездарь – но и не рыцарь науки; не плебей, скорее человек утонченный – но и не аристократ духа.

Мысль, чувство, поведение героя как бы зажаты в обруч требований существующей системы.

Советская эпоха осмеивается, принижается, «пушкинская» эпоха возвеличивается.

Однако Лева является положительным человеком в глазах окружающих – обладает некоторой «репутацией». Границы между добром и злом, между «идеалом» и «антиидеалом» в сознании эпохи – размыты.

Любовь и ненависть смешаны – любовь к Фаине полна противоречий. Лева покоряется Фаине, которая заставляет его ревновать «ко всему, что движется», и упивается покорностью Фаины, своей властью над ней, приобретённой после «истории с кольцом».

Оппозиции «смех-ужас», «прекрасное-отвратительное», «высокое-низменное» тоже размыты. Особенно ярко – полилог между Митишатьевым, «двумя» Левами и Бланком в разделе «Бедный всадник» (в частности эпизод полилога о Пушкине-арапе: Пушкин – черный семит).

Читайте также:  Краткое содержание балет жизель точный пересказ сюжета за 5 минут

Онтологической оппозиции «Жизнь-смерть» тоже не существует: автор воскрешает Леву после его смерти.

3. На уровне композиции

Фрагментарность и принцип произвольного монтажа: при несомненной симметричности и кольцеобразности построения «Пушкинского дома», композиция произведения обладает большой степенью свободы. Если опустить одну из «вставных» частей (лирические отступления в духе Гоголя и Чернышевского, произведения «сторонних авторов» — статьи Левы и новеллы дяди Диккенса и проч.

), роман не утратит присущей ему законченности, но станет однолинейным. Отказываясь от сплошного, непрерывного, нерасчлененного повествования, обладающего хронологической последовательностью, Битов и основные разделы строит из относительно законченных и самостоятельных глав, которые можно было бы поменять местами, не разрушив произведения.

В романе присутствует множественность финалов, в том числе взаимоисключающих.

Торжество деконструктивистского принципа: художественное пространство и время битовского романа разомкнуты, неоднородны, альтернативны, старые связи разрушены и в хаосе установлены новые связи, причем в основном с помощью авторских отступлений и комментариев к происходящему, а не средствами сюжета и композиции.

Несоразмерность частей: действие первого и второго раздел протекает в одно и то же время, но события практически не пересекаются (первый раздел – «диалектика души», второй – «описание любовей Левы, культ тела») и охватывают по объему несколько десятилетий. Художественное время третьего раздела занимает всего несколько дней, художественное место ограниченно Пушкинским домом и прилегающей местностью. Это дисгармоничность, нарушение пропорций хронотопа.

Описание событий не соотносится с логическим развитием событий, сюжетом управляют не внешние события, а воля автора. Сочетание несочетаемого: поэт+алкоголик, ученый+алкоголик, философия+выпивание спиртных напитков, различные финалы, романное и «построманное» пространство.

4. На уровне жанра

а) Маргинальность проявляется вследствие разрушения традиционного романного жанров, перед нами – форма «промежуточной словестности», включившая в себя литературу, теорию литературы, философию, культурологию и утратившая жанровую специфику. Нельзя выделить ведущую жанровую черту – жанровый синкретизм. Одновременно это и литературное произведение, и литературоведческое и даже культурологическое исследование, в котором сам автор рефлексирует по поводу написанного.

б) В романе декларируется отказ от назидательности, серьезности, автор сам неоднократно указывает на это – беллетризация произведения.

в) На интертекстуальный характер произведения указывает включение в него наравне с авторским текстом многочисленных цитат русской и зарубежной классики. Цитируются А. Пушкин, М. Лермонтов, Н. Гоголь, И. Тургенев, Л. Толстой, Ф. Достоевский, Ф. Тютчев, А. Фет, Н. Чернышевский, А. Островский, А. Чехов, А.

Блок, Ф. Сологуб, И. Бунин, В. Хлебников, В. Маяковский и др. Заимствования и цитирование из зарубежной литературы: А. Дюма, Ч. Диккенс, Марк Твен, Э. Ремарк. Особенность цитирования заключается в том, что большинство цитаций не выходит за рамки школьной программы (это также отмечено автором в «Комментариях»).

Наряду с литературными в тексте встречаются цитаты из «советского фольклора», советские штампы и клише. Часто цитаты используются с целью иронизирования, пародирования.

Текст насыщен внетекстовыми аллюзиями на события советской эпохи, реминисценциями на произведения русской классики, что подчеркнуто названиями разделов, частей, глав и эпиграфами к ним.

Название первого раздела – «Отцы и дети (Ленинградский роман)» отсылка к тургеневскому роману. Название второго раздела «Герой нашего времени (Версия и варианты первой части)» отсылает нас к роману Лермонтова.

Название третьего раздела «Бедный всадник (Поэма о мелком хулиганстве)» — каламбур, представляющий собой «смесь» из названий произведений Пушкина и Достоевского «Медный всадник» и «Бедные люди», эпилог «Утро разоблачения, или Медные люди» — то же.

«Пролог, или Глава, написанная позже остальных» имеет название «Что делать?» и воспроизводит названия двух романов Чернышевского.

Вообще, композиционное построение «Пушкинского дома» отчасти напоминает композицию «Что делать?»: повествование начинается с описания загадочной смерти, затем делается экскурс в прошлое (предыстория «смерти»), затем выясняется, что «смерть» смертью не была (или была – зависит от варианта финала).

Тексты глав внутри разделов и приложений отсылают нас то к «Пророку» Пушкина и Лермонтова и «Безумию» Тютчева, то к «Фаталисту» и «Маскараду» Лермонтова, то к «Бесам» Пушкина и Достоевского и «Мелкому бесу» Сологуба, то к «Выстрелу» и «Медному всаднику» Пушкина, то к «Бедным людям» Достоевского, то к «Трем мушкетерам» Дюма (г-жа Бонасье), то к античной мифологии («Ахиллес и черепаха»). Их наличие в произведении широко раздвигает культурное пространство романа, активизируя мысль и воображение читателя, а также помогает экономить языковые средства. – наличие широкого культурологического контекста.

5. На уровне человека, личности, героя, персонажа и автора

Лева иррационален в делах и поступках, живет «по течению», для него характерно апокалиптическое мироощущение, эскапизм. Лева – персонаж трагический. Его отрицательные поступки перевешивают положительные – отсюда дегероизация персонажа, отсутствие идеала.

6. На уровне эстетики

Подчеркнутая антиэстетичность, шок, эпатаж, вызов, брутальность, жестокость зрения, тяга к патологии, антинормативность, протест против классических форм прекрасного, традиционных представлений о гармоничности и соразмерности;

Антиэстетичность и эпатажность: употребление ненормативной лексики, описание попоек, описание унитаза в прихожей дяди Диккенса.

Вызов: статьи Левы – вызов современному литературоведению.

Нарушение традиционных представлений о гармонии формы и содержания: писатель не пытается сохранить в глазах читателя иллюзию: это жизнь, а, напротив, постоянно подчеркивает: это художественное произведение, подчиняющееся своим собственным законам, это текст.

7. На уровне художественных принципов и приемов

а) Инверсия: перелицовывание названий классических произведений отечественных и зарубежных авторов, инверсия образа Диккенса – от возвышенного (писателя) до приземленного (дядя Мити, тоже, впрочем, писателя).

б) Ирония: описание Пушкинского дома, частая авторская насмешка над Левой, ирония по поводу его поступков.

в) Игра как способ существования в реальности и искусстве: весь роман можно уподобить литературной игре. Автор постоянно напоминает нам, что мы читаем о событиях не реальной жизни, а о выдуманных, что не стоит сопереживать герою, т.к. он является вымышленным.

Своеобразна форма взаимодействия литературы и действительности: реальность, отображенная в романе, и литература как способ отражения реальности настолько переплетаются, что сам текст романа становится реальностью, а реальность становится текстом.

Можно сказать, текст репрезентирует реальность, потому что реальность без этого текста существовать не может.

Возможность сокрытия подлинных мыслей и чувств: автор не углубляется в психологию героев, не объясняет мотивы их поступков, нам неизвестны их мысли – все это помогает ему формировать «сюжетные загадки».

Разрушение пафоса: ироничный тон повествования, постоянные напоминания о том, что мы читает «просто литературное произведение», игра со смыслами, включение в текст литературоведческих размышлений и отступлений, рефлексия над написанным разрушают романный пафос, и произведение уже не воспринимается как традиционный художественный роман.

Была использована литература:

1. А. Битов. Пушкинский дом. – СПб.: Азбука: Азбука-Классик, 2000.

2. И.С. Скоропанова. Русская постмодернистская литература: Учеб. пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001.

Другие образцы анализов текста:

Филологический и уровневый анализ стихотворения И. Бродского «Ниоткуда с любовью»

Анализ стихотворения Л. Кайль «Чайка»

Вернуться обратно

Источник: http://nsaturnia.ru/kak-pisat-stixi/pushkinskiy_dom/

Краткое содержание Пушкинский дом Битов

Жизнь Левы Одоевцева, потомка князей Одоевцевых, протекает без особенных потрясений. Нить его жизни мерно струится из чьих-то божественных рук. Он ощущает себя скорее однофамильцем, чем потомком своих славных предков.

Дед Левы был арестован и провел свою жизнь в лагерях и ссылках. В младенчестве Лева, зачатый в роковом 1937 г.

, тоже переместился вместе с родителями в сторону “глубины сибирских руд”; впрочем, все обошлось благополучно, и после войны семья вернулась в Ленинград.

Левин папа возглавляет в университете кафедру, на которой когда-то блистал дед. Лева растет в академической среде и с детства мечтает стать ученым – “как отец, но покрупнее”. Окончив школу, Лева поступает на филологический факультет.

В квартиру Одоевцевых после десяти лет отсутствия возвращается из заключения прежний сосед Дмитрий Иванович Ювашов, которого все называют дядя Диккенс, человек “ясный, ядовитый, ничего не ждущий и свободный”.

Все в нем кажется Леве привлекательным: его брезгливость, суховатость, резкость, блатной аристократизм, трезвость отношения к миру.

Лева часто заходит к дяде Диккенсу, и даже книги, которые он берет у соседа, становятся восполнением детства.

Вскоре после появления дяди Диккенса семье Одоевцевых позволяют вспомнить о деде. Лева впервые узнает, что дед жив, рассматривает на фотографиях его красивое

молодое лицо – из тех, что “уязвляют безусловным отличием от нас и неоспоримой принадлежностью человеку”. Наконец приходит известие, что дед возвращается из ссылки, и отец едет встречать его в Москву. На следующий день отец возвращается один, бледный и потерянный.

От малознакомых людей Лева постепенно узнает, что в юности отец отказался от своего отца, а потом и вовсе критиковал его работы, чтобы получить “тепленькую” кафедру. Вернувшись из ссылки, дед не захотел видеть своего сына.

Лева отрабатывает для себя “гипотезу деда”. Он начинает читать дедовы работы по лингвистике и даже надеется отчасти использовать дедову систему для курсовой работы.

Таким образом, он извлекает некоторую пользу из семейной драмы и лелеет в своем воображении красивое словосочетание: дед и внук…

Деду дают квартиру в новом доме на окраине, и Лева идет к нему “с новеньким бьющимся сердцем”. Но вместо того человека, которого он создал в своем воображении, Леву встречает инвалид с красным, задубевшим лицом, которое поражает своей неодухотворенностью. Дед пьет с друзьями, растерянный Лева присоединяется к компании.

Старший Одоевцев не считает, что его посадили незаслуженно. Он всегда был серьезен и не принадлежит к тем ничтожным людям, которых сначала незаслуженно посадили, а теперь заслуженно выпустили.

Его оскорбляет реабилитация, он считает, что “все это” началось тогда, когда интеллигент впервые вступил в дверях в разговор с хамом, вместо того чтобы гнать его в шею.

Читайте также:  Краткое содержание шолохов судьба человека точный пересказ сюжета за 5 минут

Дед сразу замечает главную черту своего внука: Лева видит из мира лишь то, что подходит его преждевременному объяснению; необъясненный мир приводит его в панику, которую Лева принимает за душевное страдание, свойственное только чувствующему человеку. Когда опьяневший Лева пытается обвинить в чем-то своего отца, дед в ярости выгоняет внука – за “предательство в семени”.

Лева Одоевцев с детства перестал отмечать про себя внешний мир, то есть усвоил единственный способ, позволивший многим русским аристократам выжить в двадцатом веке. Окончив филфак, Лева поступает в аспирантуру, а потом начинает работать в знаменитом Пушкинском доме Академии наук.

Еще в аспирантуре он пишет талантливую статью “Три пророка”, которая поражает всех внутренней свободой и летящим, взмывающим слогом. У Левы появляется определенная репутация, ровный огонь которой он незаметно поддерживает.

Он занимается только незапятнанной стариной и таким образом приобретает доверие в либеральной среде, не становясь диссидентом. Только однажды он оказывается в тяжелой ситуации.

Левин близкий друг “что-то не то” написал, подписал или сказал, и теперь предстоит разбирательство, во время которого Лева не сможет отмолчаться.

Но тут вмешивается стечение всех мыслимых обстоятельств: Лева заболевает гриппом, уходит в отпуск, срочно отзывается в Москву, выигрывает в лотерею заграничную поездку, у него умирает дед, к нему возвращается старинная любовь… К Левиному возвращению друга уже нет в институте, и это несколько портит Левину репутацию. Впрочем, вскоре Лева обнаруживает, что репутация в незавышенном виде даже более удобна, спокойна и безопасна.

У Левы есть три подруги. Одна из них, Альбина, умная и тонкая женщина Левиного круга и воспитания, любит его, бросает ради него мужа – но остается нелюбимой и нежеланной, несмотря на повторяющиеся встречи.

Другая, Любаша, проста и незамысловата, и отношениям с ней Лева не придает значения. Он любит только Фаину, с которой его в день окончания школы познакомил одноклассник Митишатьев.

На следующий день после знакомства Лева приглашает Фаину в ресторан, с трепетом решается взять за руку и неудержимо целует в парадном.

Фаина старше и опытнее Левы. Они продолжают встречаться. Леве постоянно приходится выгадывать деньги на рестораны и многочисленные дамские мелочи, часто занимать у дяди Диккенса, тайно продавать книги. Он ревнует Фаину, уличает в неверности, но не в силах с ней расстаться.

Во время одной вечеринки Лева обнаруживает, что Фаина и Митишатьев незаметно исчезли из комнаты и дверь в ванную заперта. Остолбенев, он ожидает Фаину, машинально щелкая замком ее сумочки. Заглянув наконец в сумочку, Лева обнаруживает там кольцо, которое, по словам Фаины, дорого стоит.

Думая о том, что у него нет денег, Лева кладет кольцо в карман.

Когда Фаина обнаруживает пропажу, Лева не признается в содеянном и обещает купить другое кольцо, надеясь выручить деньги за украденное. Но оказывается, что Фаинино кольцо слишком дешевое.

Тогда Лева просто возвращает кольцо, уверяя, что купил его с рук за бесценок. Фаина не может возразить и вынуждена принять подарок. Лева леденеет от неизвестного ему удовлетворения.

После этой истории наступает самый продолжительный и мирный период в их отношениях, после которого они все-таки расстаются.

В ноябрьские праздники 196… года Лева оставлен дежурить в здании института. К нему приходит давний друг-враг и коллега Митишатьев. Лева понимает, что воздействие на него Митишатьева сродни воздействию Фаины: оба они питаются Левой, получают удовольствие, унижая его. Митишатьев рассуждает о евреях, которые “портят наших женщин”.

Лева легко опровергает заявление Митишатьева о неталантливости евреев, приводя довод о том, что Пушкин был семитом. Митишатьев говорит, что собирается духовно задавить Леву, а потом перевернуть весь мир: “Я ощущаю в себе силы. Были “Христос – Магомет – Наполеон”, – а теперь я.

Все созрело, и мир созрел, нужен только человек, который ощущает в себе силы”.

Митишатьев приводит своего дипломника Готтиха, предупреждая Леву, что тот – стукач. Барон фон Готтих пишет в патриотические газеты стихи о мартенах или матренах, что дает Митишатьеву повод поиздеваться над осколками-аристократами.

Чтобы скрасить Леве предполагаемое одиночество, не зная о его гостях, приходит Исайя Борисович Бланк. Это сотрудник института на пенсии, один из благороднейших людей, которых Леве приходилось встречать в жизни.

Бланк не только чрезвычайно опрятен внешне – он не может говорить о людях плохо.

Бланк, Митишатьев, Готтих и Лева пьют вместе. Они говорят о погоде, о свободе, о поэзии, о прогрессе, об евреях, о народе, о пьянстве, о способах очистки водки, о кооперативных квартирах, о Боге, о бабах, о неграх, о валюте, об общественной природе человека и о том, что деться некуда… Спорят о том, любила ли Наталья Николаевна Пушкина.

Приходят какие-то девушки Наташи. Митишатьев излагает Леве свою жизненную философию, в том числе и “Правило правой руки Митишатьева”: “Если человек кажется дерьмом, то он и есть дерьмо”. Время от времени Лева ощущает пьяные провалы памяти.

В один из таких провалов Митишатьев оскорбляет Бланка, а потом уверяет, что Лева при этом улыбался и кивал.

Митишатьев говорит о том, что не может жить на земле, пока есть Лева. Он оскорбляет и Фаину, и этого Лева уже не выдерживает. Они с Митишатьевым дерутся, и Митишатьев разбивает посмертную маску Пушкина. Это оказывается последней каплей – Лева вызывает его на дуэль на музейных пистолетах.

Звучит выстрел – Лева падает. Митишатьев уходит, прихватив с собой чернильницу Григоровича. Придя в себя, Лева с ужасом обнаруживает, какой разгром учинен в музейном помещении.

Но оказывается, что с помощью Альбины, работающей в этом же институте, и дяди Диккенса все очень быстро приводится в порядок.

Чернильницу Григоровича находят под окном, еще одну копию маски Пушкина приносят из подвала. На следующий день Лева обнаруживает, что ни один человек в институте не обращает внимания на свежие следы уборки и ремонта. Заместитель директора вызывает его только для того, чтобы поручить сопровождать по Ленинграду американского писателя.

Лева водит американца по Ленинграду, показывает ему памятники и рассказывает о русской литературе. И все это – русская литература, Петербург (Ленинград), Россия – Пушкинский дом без его курчавого постояльца.

Оставшись в одиночестве, Лева стоит над Невой на фоне Медного всадника, и ему кажется, что, описав мертвую петлю опыта, захватив длинным и тяжелым неводом много пустой воды, он вернулся в исходную точку. Вот он и стоит в этой точке и чувствует, что устал.

Вариант 2

Лева Одоевцев – потомок князей Одоевцевых. Живет он без особых потрясений. Сдается, жизнь его мерно струится их чьих-то божественных рук. Его не покидает ощущение, что он – однофамилец, а не потомок своих предков. Жизнь свою его дед, будучи арестованным, провел в лагерях.

Левин папа, отказавшись в свое время от своего отца и критикуя его, стал во главе кафедры, на которой ранее блистал Левин дед. После школы Лева поступил на филологический факультет, мечтая стать ученым, “как отец, но крупнее”

Сосед Одоевцевых, Дмитрий Иванович Ювашов (все называли его дядя Диккенс), после десятилетнего заключения возвращается в квартиру. Лева к нему часто заходит, общается, берет книги.

Вскоре семье Одоевцевых становится дозволенным вспоминать о деде. Лева узнает, что он жив. После вести, что дед возвращается, отец поехал в Москву его встречать, но тот отказался видеться с сыном, предавшем отца.

Лева изучает дедовы работы, надеется использовать их для курсовой работы, тем самым извлекая какую-то выгоду из семейных неурядиц.

Лева идет в гости к деду, получившему квартиру на окраине. Но вид деда, которого он увидел, немного не совпадал с тем образом, который рисовал себе внук, он пьет с друзьями. Лева, невольно, присоединяется к ним. Опытным глазом дед сразу распознает главные черты внука. Когда Лева, опьянев, попытался осудить своего отца, дед его выгнал – “за предательство в семени”.

По окончанию филфака, Лева поступает в аспирантуру, после чего начинает работу в знаменитом Пушкинском доме Академии наук. Появившуюся определенную репутацию, старается поддерживать, занимаясь лишь незапятнанной стариной, тем самым приобретая доверие в либеральной среде.

Была лишь одна тяжелая ситуация, коснувшаяся его близкого друга, при разбирательствах которой Лева не сможет молчать. Но в силу стечений многих обстоятельств Лева понимает, что теперь его репутация теперь в не завышенном виде, что гораздо удобней, безопасней и спокойней.

У Левы было три подруги. Альбина – любила его, но была нежеланна и нелюбима им, хотя их встречи все же повторялись. Любаша – незамысловатая, ничего практически не значащая для Левы. С Фаиной его познакомил одноклассник Метишатьев, она была той, которую Лева любил.

Лева был младше и менее опытным, чем Фаина. Он ревнует ее, но расстаться не может. Для встреч с ней ему приходилось тратить много денег.

Однажды, нервно ожидая Фаину, закрывшуюся с Метишатьевым в ванной, он украл в ее сумочке кольцо, думая, что оно дорого стоит.

Пообещав купить ей новое, узнал о дешевизне старого, и его пришлось вернуть Фаине, немного приврав о его приобретении. Вскоре они расстались.

Как-то, к дежурившему в здании института Леве, зашел коллега Митишатьев – его друг и враг. Лева, понимает, что они Фаиной, унижая его, получают удовольствие. Митишатьев говорит, что хочет духовно подавить Леву. Он приводит к нему своего дипломника Готтиха (стукача), а к Леве в это время пришел Иссайя Борисович Бланк – сотрудник на пенсии.

Все вместе пили, говорили… Далее между Левой и Митишатьевым разгорается спор, далее драка, в которой Митишатьев разбивает посмертную маску Пушкина. Это стало причиной дуэли между ними на музейных пистолетах. Лева упал, а Митишатьев, уходя, забрал чернильницу Григоровича.

Лева с ужасом смотрит на разгром в музейном помещении, но с Альбиной и Диккенсом все приводит в порядок.

Чернильницу нашли под окном, копию маски Пушкина принесли из подвала. Директор, ничего не заметив, поручает Леве сопровождать американского писателя по городу. Лева рассказывал писателю о России – Пушкинском доме. А после, оставшись в одиночестве, он почувствовал что устал.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-pushkinskij-dom-bitov/

Краткое содержание: Пушкинский дом

Жизнь потомка князей Одоевцевых, Левы Одоевцева шла без особых потрясений. Как будто нить его жизни струилась из каких-то божественных рук. Он же ощущал себя больше однофамильцем, чем родственником своих прославленных предков. Дед Левы всю свою жизнь провел в ссылках и заключении.

Читайте также:  Краткое содержание жуковский кубок точный пересказ сюжета за 5 минут

Лева сам был зачат еще в роковом 1937 году, в младенчестве он переехал с родителями на Урал; но все сложилось хорошо, и после окончания войны семья смогла вернуться в Ленинград.
Левиному папе представилась возможность возглавить кафедру, на которой в свое время блистал дед.

Лева все детство провел в академической среде и сам очень мечтал стать ученым сыном – «как отец, но покрупнее». После школы Лева учится на филологическом факультете.

После десяти лет заключения в квартиру Одоевцевых возвращается прежний сосед Дмитрий Иванович Ювашов, которого когда-то все называли дядя Диккенс, он был человек «ясный, ядовитый, совсем ничего не ждущий и свободный».

Леве в нем все кажется очень привлекательным: его резкость, брезгливость, суховатость, блатной аристократизм и своеобразная трезвость по отношению к окружающему миру. Лева часто бывал у дядюшки Диккенса, и все книги, которые он брал у соседа, навсегда остались воспоминанием из детства.

Семье разрешают вспомнить о деде вскоре после того как появился дядя Диккенс. Лева впервые узнает о том, что дед жив и может рассмотреть на фото его моложавое лицо. Наконец они узнают, что дед из ссылки вернулся и отец отправляется в Москву, чтоб встретить его.

На следующий день вернулся отец без деда, весь потерянный и бледный. Позже от чужих людей Лева узнает, что отец критиковал работы деда и отказался от него, чтоб получить место на кафедре. Поэтому дед не захотел принимать сына, вернувшись из ссылки. Лева не раз прокручивает у себя в голове «гипотезу деда».

Он начал изучать работы деда и отчасти применяет дедовскую систему для выполнения курсовой работы. Так он извлекает некоторую пользу из семейной драмы и в своем воображении лелеет красивое словосочетание: внук и дед…

Деду дают на окраине города новую квартиру, и Лева направляется к нему «с новеньким бьющимся сердцем». Но обманывается и вместо человека, которого он представлял в своем воображении, навстречу Леве выходит инвалид с задубевшим, красным лицом, поражающее своей неодухотворенностью.

Дед выпивает с друзьями и растерянному Леве приходится присоединиться к ним. Дед думает, что он сидел совершенно незаслуженно. Он был всегда был очень серьезным и не мог принадлежать к тем ничтожным людишкам, которых сначала посадили незаслуженно, а потом совершенно заслуженно выпустили.

Оскорбляет его и само понятие «реабилитация» и он думает, что все это началось еще тогда, когда интеллигент начал разговаривать с хамом, вместо того чтобы прогнать его прочь.

Дед моментально улавливает главную черту характера своего внука: Лева обращает внимание на то, что подходит преждевременному объяснению всего происходящего; мир без объяснения приводит юношу в панику, ка её Лева воспринимает как сильное душевное страдание, которое свойственно исключительно чувственному человеку. Когда выпивший Лева пытается поддержать деда и обвинить в неправоте отца, разъяренный дед прогоняет его – за «предательство в семени».

Лева Одоевцев еще в детстве перестал абсолютно отмечать для себя внешний мир, считая, что это единственный способ, который позволил выживать аристократам в двадцатом веке. Когда Лева оканчивает филфак, он поступает в аспирантуру и после этого начинает трудиться в знаменитом Пушкинском доме Академии наук.

Будучи еще аспирантом, он начинает писать очень талантливую статью «Три пророка», она поражает всех своим взмывающим, летящим слогом, и буквально поражает внутренней свободой. Благодаря этой работе Лева завоевывает определенную репутацию, которую потом просто поддерживает. Он занимается исключительно незапятнанной стариной.

И так получает доверие в либеральной сфере, не становясь при этом диссидентом. Только один раз ему приходится оказаться в непростой ситуации. Левин близкий друг написал «что-то не то», сказал и подписал и теперь ему светит разбирательство, во время, скорее всего которого Лева не сможет в такой ситуации остаться незамеченным.

Но тут вмешивается сразу стечение всех мыслимых и немыслимых обстоятельств: Лева заражается гриппом, идет в отпуск и отзывается обратно в Москву, получает в качестве лотерейного выигрыша поездку за границу, у него умирает дедушка и тут же возвращается к нему его старинная любовь…

Когда Лева возвращается этого друга уже небыло в институте и это немного портит репутацию Левы. Но очень скоро он понимает, что репутация в немного заниженном виде будет намного удобнее, безопаснее и спокойнее.

У Левы имеются три подруги. Одной из них является Альбина, она принадлежит к кругу Левиного воспитания, очень утонченная и умная. Ради Левы она бросает мужа, но так и остается нежеланной и нелюбимой, несмотря на то, что они встречаются дальше.

Другой девушкой является Любаша, она очень проста и совершенно незамысловата, именно поэтому отношениям с ней Лева не придает никакого значения. Он преданно любит лишь Фаину, с которой он познакомился на выпускном вечере в школе.

Лева на следующий день пригласил Фаину в ресторан и относится к ней с большим трепетом, не решаясь взять её за руку и поцеловать.Фаина опытнее и старше Левы. Они встречаются, и Леве все время приходится выкраивать деньги на походы в ресторан и множество разных дамских мелочей, часто он занимается у дяди Диккенса и продает в тайне книги.

Он постоянно ревнует Фаину и не раз уличает её в неверности, но не может с ней расстаться. На одной из вечеринок Лева видит как Фаина и Митишатьев незаметно исчезают из комнаты и запираются в ванной.

Остолбенев от происходящего, он начинает машинально щелкать замком на её сумочке, и, заглянув туда, он находит кольцо, которое, по словам самой Фаины, очень дорогое. Думая о том, что у него совершенно нет денег, он кладет кольцо себе в карман.

Когда Фаина узнает о пропаже, он не сознается, и говорит, что обязательно купит другое кольцо, надеясь, что за украденное он выручит приличную сумму денег. Когда Лева узнает, что украденное кольцо почти ничего не стоит он просто возвращает его владелице, уверяя, что приобрел его с рук за копейки. Фаина возразить ему не может и принимает подарок. После этого происшествия в их отношениях наступает продолжительный мирный период, но затем они все же расстаются.

На время ноябрьских праздников 196… года Леву оставляют на дежурство в институте. Его посещает давний друг-враг, а в настоящее время коллега Митишатьев.

Лева прекрасно понимает, что он воздействует на него так же, как Фаина, оба они общаются с Левой ради собственного удовольствия и не перестают унижать его. Митишатьев говорит о евреях, ведь они «портят наших женщин».

Лева с легкостью опровергает слова Митишатьева о полной неталантливости евреев, говоря о том, что Пушкин тоже был семитом. Митишатьев собирается ответить Леве и вообще сделать переворот во всем мире.

Митишатьев предупреждает Леву, что приведенный им дипломник Готтиха – стукач. Барон фон Готтих пишет о маренах или мартенах свои стихи в патриотические газеты, это дает Митишатьеву повод лишний раз поиздеваться над осколками аристократии. Чтобы скрасить предполагаемое одиночество Левы, не зная о том, что у него гости, его посещает Исайя Борисович Бланк.

Он является служащим института, на данный момент находящимся на пенсии, это один из самых благородных людей, которых приходилось встречать Леве в течение всей жизни. Бланк очень опрятный человек и никогда не позволял себе плохих высказываний о людях.

Лева вместе с Готтихом, Митишатьевым и Бланком выпивают.

Они беседуют о поэзии, погоде, свободе, о пьянстве, народе, евреях, квартирах, о бабах, о Боге, о валюте и том, что по природе человек существо общественное и о том, что вообще некуда деться. Спорят они и о любви Натальи Николаевны Пушкиной. Митишатьев пытается изложить Леве свою странную философию жизни, в том числе «Если человек кажется вам дерьмом, то он и есть дерьмо».

Лева иногда замечает у себя пьяные провалы памяти. При одном из таких провалов Митишатьев переходит на оскорбления Бланка и ударяет его, а Лева сидит молча и улыбается. Митишатьев говорит, что его существование на земле невозможно до тех пор, пока есть Лева, он даже оскорбляет любимую Фаину, чего Лева терпеть никак не может.

Между Левой и Митишатьевым разгорается драка, в которой Митишатьев по неосторожности разбивает посмертную маску Пушкина. Этот факт становиться последней каплей для Левы, и он вызывает друга на дуэль на музейных пистолетах. Прозвучал выстрел и Лева упал. Митишатьев прихватывает чернильницу Григоровича и исчезает.

Когда Лева приходит в себя, он видит, что в музейном помещении устроен ужасный разгром. Он принимает помощь Альбины, сотрудницы этого же института и дяди Диккенса и быстро все приводит в порядок.

Чернильница Григоровича находится прямо под окном, а из подвала достают очередную копию маски Пушкина. На следующий день Лева видит, что никто из людей не заметил, что вчера был произведен ремонт и сделана уборка. Вызывает заместитель директора его лишь с той целью, чтобы поручить сопровождение по Ленинграду, какого то американского писателя.

Лева показывает американцу памятники Ленинграда и ведет рассказ о русской литературе. Ленинград, Россия, Пушкинский дом, все это есть русская литература.

Оставшись один, Лева стоит на фоне Медного всадника над Невой, и ему кажется, что он уже описал мертвую петлю опыта, захватил много пустой воды длинным и тяжелым неводом.

И вот он находится в этой точке и понимает, что устал.

Краткое содержание романа «Пушкинский дом» пересказала Осипова А.С.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Пушкинский дом». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/bitov/pushkinsky-dom/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector