Краткое содержание бунин деревня точный пересказ сюжета за 5 минут

Иван Бунин, «В деревне» – содержание рассказа, анализ и характеристика героев :

Краткое содержание Бунин Деревня точный пересказ сюжета за 5 минут

Произведение “В деревне” Бунин написал в 1897 году. Это один из самых поэтических рассказов писателя, он наполнен необыкновенной любовью к сельскому пейзажу.

Деревне Бунин посвятил несколько рассказов и повестей. Стоит сказать, что это тема была довольно актуальна для многих писателей на рубеже веков.

Вопрос о судьбе русского крестьянства в то время стоял весьма остро.

Если в девятнадцатом столетии во многих художественных произведениях присутствует лишняя пасторальность, то в начале двадцатого прозаики начали изображать сельский быт уже без прикрас.

Особенности произведения Бунина

“В деревне” – рассказ, в котором пока ещё присутствуют оптимистические нотки. О нищете крестьянства автор упоминает лишь вскользь. Повествование ведется от первого лица – от лица маленького мальчика. Автор вспоминает о своем детстве. Изложить краткое содержание “В деревне” Бунина непросто. Это чрезвычайно поэтическое произведение, в котором показано очень мало событий.

План

Если пересказывать “В деревне” Бунина по главам, нужно придерживаться следующего плана:

  1. В ожидании праздника.
  2. Дорога домой.
  3. Возвращение в город.

Как видим из плана, представленного выше, сюжета как такового в рассказе нет. Большая часть произведения посвящена дороге. Сперва мальчик с отцом направляется в родную деревню, затем возвращается в город. О том как проходят рождественские праздники, ничего не сказано.

Главным образом в произведении Бунина является деревня. Именно ей писатель посвятил этот небольшой рассказ. А история о мальчике, который скучал по дому и радовался приезду отца, вероятно, всего лишь повод воспеть сельский пейзаж – серый и неприглядный для человека, который не может оценить его красоту, и прекрасный для автора и его героев.

В ожидании праздника

Мальчик учится в городской гимназии, живет вдали от семьи. Дома бывает только во время праздников. В произведении “В деревне” Ивана Бунина рассказано о событиях, которые происходят в канун рождественских праздниках. За мальчиком приезжает отец и отвозит его в деревню, где он проведет две недели.

Рассказчику в детстве казалось, что после рождественских праздников наступает весна. Он с нетерпением ждал святок, а по дороге в гимназию заглядывал в витрины магазинов, где уже выставили множество нарядных елочных игрушек. Мальчик был уверен, что настоящая, суровая и серая зима позади. Ведь скоро приедет отец. Его он видел нечасто, лишь на праздники.

Наконец, этот день наступил. В квартире, где жил мальчик, раздался звонок. Это был отец. Целый вечер гимназист не отходил от него, а перед сном мечтал о том, как будет проводить время в родной деревне. Наутро они отправились в путь.

Дорога домой

Всё радовало его в эти предрождественские дни. И долгий путь домой по занесенной снегом дороге. И кучер, который грозно, щелкая кнутом, прикрикивал лошадь. И огромные сугробы под крыльцом родного дома.

В рассказе часто встречается слово “весна”. При чём здесь это время года, когда речь идёт о январских праздниках? Но разве не весеннее настроение посещает ребёнка, который, наконец, оказался дома? Еще, быть может, весна упоминается, потому как она ассоциируется у героя с домом.

В деревне

На следующий день мальчик проснулся рано, долго изучал причудливые рисунки на стеклах, а затем отпросился у отца покататься на горке. Крепкие морозы его не пугали. И он всё так же верил в то, что весна совсем близко.

Со двора уходить ему совсем не хотелось. Всё радовало. Он забрел во двор, где дремали коровы, сновали овцы и бродили лошади, похудевшие за зиму. Здесь он почувствовал смесь запахов сена и снега.

И это были самые счастливые минуты в его короткой жизни.

Счастливый человек не замечает времени. Нечто подобное когда-то уже сказал Грибоедов. Мальчик, утопая в счастливых грезах, не заметил, как пролетели праздники. Пришло время возвращаться в город. Отец снаряжал его в поездку и давал наставления.

А чтобы немного поднять настроение, пообещал купить жеребца к весне. Следующие месяцы мальчик будет мечтать о том, как будет кататься верхом, и ходить с отцом на охоту. Ему очень грустно покидать родной дом.

Но с отцом он согласен: весна наступит совсем скоро.

Возвращение в город

Произведение пронизано любовью к сельским пейзажам. По дороге отец рассуждает о деревне, о том, почему люди считают, что здесь жить скучно. Уже по нескольким фразам героя читатель понимает, что человек этот очень мудрый. Мужчина говорит, что в деревне вовсе не скучно, но здесь, действительно, много бедности.

Для того чтобы ее не было, нужно много работать. И тогда в деревне будет хорошая жизнь. Ведь только здесь можно понять, что такое настоящая весна. В городе человек не замечает в полной мере красоту оттепели. Там он больше обращает внимание на яркие вывески.

Природу можно полюбить лишь в деревне – вот, пожалуй, главная мысль рассказа Бунина.

По дороге в город мальчик снова любуется пейзажами. Он думает о том, что скоро растают эти огромные сугробы, и даже черные бедные избы поменяют свой облик – станут веселыми и чистыми. Ему нравятся деревенские дома, особенно кирпичные, те, что принадлежат зажиточным крестьянам. В таких избах всегда пахнет свежевыпеченным хлебом, на полу лежит мокрая солома, много народу, и все за работой.

Они выезжают из села. Вокруг бескрайние поля. Чёрные крестьянские избы позади…

Из истории написания

В начале XX века Бунин начал работу над циклом произведений, посвященных деревенскому быту. Но основным сочинением в этом сборнике стал не рассказ, краткое содержание которого представлено выше, а совершенно другое произведение. Называется оно просто – “Деревня”.

При написании этого произведения автор перед собой ставил следующую задачу: показать простого русского мужика без прикрас, при этом подчеркнуть безысходность его существования.

В начале века в России происходили довольно трагические события, от которых страдали прежде всего сельские жители. Но в рассказе “Деревня” Бунин показал бедность не столько материальную, сколько духовную.

При этом вполне реалистично изобразил картину деревенской нищеты.

Писатель всем сердцем сочувствовал крестьянам. Изнуренные тяжким трудом, они на протяжении всей жизни подвергались унижениям, беспросветной нищете. Но стоит сказать, что несмотря на довольно печальный фон, бунинские герои обладают непосредственностью, детской наивностью и удивительным жизнелюбием.

Эти два произведения, посвящённые деревне, совершенно разные. В первом, содержание которого передано в этой статье, речь идет о мудром сельском жителе. Отец главного героя от нищеты не страдает.

Один из крестьян называет гимназиста – главного героя – “барчуком”, но ласково, без злобы и зависти. Отец мальчика привык много работать, любит родные края и прививает эту любовь маленькому сыну.

Этот герой, пожалуй, образец правильного сельского жителя в понимании Бунина.

В повести же “Деревня” показана убогость духовного мира потомков бывшего крепостного. Персонажи этого произведения обитают в селе под названием Дурново, что говорит само за себя.

Пейзаж в рассказе Бунина

Проза этого писателя чрезвычайно поэтична. Настоящего мастерства он достиг, конечно, в создании произведений, посвященных любви.

Бунин известен прежде всего как автор небольших романтических историй, например, рассказов, вошедших в сборник “Темные аллеи”. Но знаменитые рассказы о любви были написаны значительно позже, уже в эмиграции.

В России для писателя, видимо, была куда важнее тема деревни – нищей, серой, иногда мрачной, но очень любимой последним русским классиком.

Для того чтобы понять, насколько важна роль пейзажа в литературном произведении, следует прочитать один из рассказов Ивана Бунина. А прежде всего тот, о котором речь идёт в сегодняшней статье. При погружении в мир бунинских образов словно оказываешься в другом времени.

Чувствуешь ту удивительную смесь запахов сена и снега, которая так радовала героя рассказа “В деревне”. Видишь бескрайнее белоснежные поля, а вдалеке – чёрные крестьянские избы. Краткое содержание не передает богатства бунинского языка.

Для того чтобы оценить его, произведение следует прочитать в оригинале.

Источник: https://www.syl.ru/article/341215/ivan-bunin-v-derevne—soderjanie-rasskaza-analiz-i-harakteristika-geroev

Краткое содержание произведения «Антоновские яблоки» по главам (И. Бунин) | Литерагуру

Краткое содержание по главам — отличное средство для подготовки к ответственному уроку. Пересказ от «Литерагуру» отражает все основные события в точной хронологической последовательности, не искажая сюжет. Повествование идет от первого лица, его мы тоже сохраняем в неизменном виде.

Содержание:

  • 1 I глава
  • 2 II глава
  • 3 III глава
  • 4 IV глава

I глава

В воспоминаниях — ранняя тёплая осень. Все начинается еще с августа, когда теплый дождь покрывает засеянные поля. В сентябре, в разгар бабьего лета, все поля покрываются паутиной. С утра чувствуется запах только что опавшей листвы, ощущение свежей прохлады окутывает новый день. Пахнет медом и, конечно, — антоновскими яблоками. Воздух чист, весь сад застлан осенним золотом.

Издали слышится гул: это садовники готовят яблоки к отправке в город. И обязательно делать это нужно в ночь, чтобы лежать на возу и созерцать прекрасное звездное полотно на небосводе. Садовники не жалеют своего урожая: нанятый рабочий ест яблоки одно за другим, а барин его только подначивает: «Ешь досыта, — делать нечего!».

Из сада видна длинная дорожка, что ведет к высокому шалашу. Там мещане обустроили свое хозяйство. Здесь запах антоновских яблок чувствуется особенно сильно. Во время праздников около дома организовывается ярмарка. Народу собирается уйма: девки-однодворки в сарафанах, мальчики в белых рубашках. Все нарядны и веселы, до самого вечера у шалаша продолжаются песни и пляски.

Приближаются сумерки, становится морозно. Бредешь уставший к ужину, а во всей деревне слышны голоса. В саду пахнет костром, около шалаша горит огонь. В темноте виднеются еле различимые силуэты. Кто-то зовет из мрака: «Это вы, барчук?». Дрожит земля — это проезжает пассажирский поезд.

На черном небе горят звезды. Почувствуешь уже сильную усталость и спешно пойдешь к дому. Холод, роса — как же всё-таки хорошо жить!

II глава

Если яблоки хорошо уродились, то тогда и хлеб взойдет отменный. Проснешься на заре, не удержишься и тут же велишь заседлать коня — на охоту. Умоешься в пруду, сразу же уходит вся усталость и лень. Позавтракаешь черным хлебом с картошкой и отправишься в путь.

Читайте также:  Краткое содержание паустовский жильцы старого дома точный пересказ сюжета за 5 минут

Осень — праздничная пора. В это время года деревня выглядит по-особенному. Люди здесь живут подолгу, часто можно услышать ироничные причитания: «И когда это ты умрешь, Панкрат?». Дома в селе также были статные и многолетние, во дворах разводили пчел, в амбарах стояли железные двери, а на воротах были выжжены кресты.

Крепостное право я не застал, но у тётки Анны Герасимовны я его чувствовал. Её усадьба была небольшого размера, но очень крепкая, вокруг росли высокие берёзы.

Из людской выглядывали пожилые мужчины и женщины, повар чем-то напоминал Дон-Кихота. Каждый из них, лишь завидя меня, низко кланялся. Сад Анны Герасимовны был известен своими соловьями и яблоками.

Прекрасное чувство — находиться там под осенним небосводом.

В доме прохладно, а на столе всегда стоит угощение. Выходит сама тётка, на ее плечи накинута шаль. Окна открыты, из сада веет свежестью.

III глава

В последние годы только охота поддерживала жизнь старых помещиков. Из многих усадеб уже ушла жизнь, они опустели и пришли в негодность.

В начале октября наши сады оскудевали, погода ухудшалась. Дождливо и ветрено, к вечеру сгущались тучи, превращая непогоду в ливень с бурей. Но к утру небо снова становилось чистым. «Пора на охоту!».

В усадьбе Арсения Семёныча только и говорят об охоте, люди обедают и выпивают. Повсюду собаки: черный борзой забирается на стол и пытается подъесть остатки пищи. Из своего кабинета выходит Арсений Семёныч с пистолетом: Нечего терять золотое время!».

Это потрясающее чувство — скакать по лесу на лошади в окружении других охотников, ты будто сливаешься воедино со своим конем, а он фыркает и хочет перейти на рысь. Слышишь лай собак и через мгновение — гулкий выстрел.

Бывало и такое, что охота продолжалась несколько дней. Уезжаете утром, а возвращаетесь поздно вечером, все начинают выпивать. Кто-то рассказывает о своих успехах, а кто-то делится с другом впечатлениями об убитом матёром волке. На следующий день снова — охота.

Случалось и проспать охоту. Тогда выходишь в сад, схватишь яблоко, оно покажется неимоверно вкусным. После примешься за старые дедовские книги: Вольтер, Пушкин, Батюшков. Бумага в книгах пожелтевшая, а сами страницы пахнут несказанно приятно.

IV глава

И вот сейчас запах антоновских яблок окончательно покидает усадьбы. Все долгожители в деревне уже умерли. Приходит новое время — время мелкопоместных. Но ведь и такая жизнь — нищенская и мелкопоместная — тоже хороша!

Я снова вспоминаю себя в деревне, снова запряжешь коня и уедешь в поле. Вернешься под вечер, на душе тепло и приятно. Пахнет дымом, в отдаленной комнате топят печь, на кухне идет подготовка к ужину. Порою заглянет сосед, предложит поехать к себе в усадьбу. И такая жизнь хороша!

Мелкопоместный просыпается очень рано. Он встает с постели, крутит себе папиросу из махорки, надевает сапоги и выходит на крыльцо. Его тут же окружают собаки, барин глубоко дышит и смотрит на пасмурное небо.

Начинается молотьба. Погонщик хлещет кнутом лошадей, девки бегают с носилками. Работа идет напряженная, первая партия соломы пролетает в барабан, тот громко шумит.

И вот первый снег! Все мелкопоместные приезжают друг к другу в усадьбы, пропивают все оставшиеся деньги, каждый день трудятся в покрытых снегом полях.

Вечером собираются: кто-то настраивает гитару и начинает песню. Через какое-то время другие осторожно, словно в шутку, подхватывают мотив.

И вот уже через несколько минут из флигеля в глухом хуторе слышится негромкое, но очень душевное, с некой грустью, пение.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-proizvedeniya-antonovskie-yabloki-po-glavam-i-bunin/

Краткое содержание “Деревни” Ивана Бунина: Россия начала ХХ века без прикрас

Повесть «Деревня» стала одним из самых выдающихся произведений писателя И. Бунина. Над «деревенским» циклом Бунин работал с 1900 по 1910 год.

Писатель ставил перед собой задачу отобразить все события, происходящие в России в начале ХХ века. Бунин хотел показать русский народ таким, какой он есть, не идеализируя и не смягчая.

В качестве материала для психологического анализа была выбрана деревенская жизнь, хорошо знакомая писателю.

Действие происходит в Российской империи конца XIX-начала ХХ века. Кузьма и Тихон Красовы – братья, родившиеся в деревне Дурновка. Будучи молодыми, братья занимались торговлей. После серьёзной ссоры Тихон и Кузьма перестали поддерживать отношения. Их дороги разошлись. Тихон открыл трактир и лавку, скупал за бесценок земельные участки и хлеб у помещиков.

Разбогатев, он смог себе позволить даже покупку барской усадьбы. Но финансовые успехи не сделали Тихона счастливее. Его жена рожала мёртвых детей. Наследников у супругов не было. С приближением старости Тихон понял, что жизнь, несмотря на все его труды, прожита зря, и начал пить.
Кузьма резко отличается от своего брата. Он с детства мечтал получить образование.

Научившись читать и писать, Кузьма увлёкся литературой, пытался сочинять рассказы и стихи. Ему даже удалось издать книгу. Однако Кузьма быстро понял, насколько несовершенно его творчество. Писательский труд не приносил дохода. Со временем Кузьма, как и его брат, разочаровался в жизни и запил.

Он всё чаще начал задумываться о том, чтобы покончить с собой или дожить свою жизнь в монастыре.

К старости оба брата поняли, что не могут жить друг друга, что и привело их к примирению. Тихон назначил брата управляющим усадьбой. Вернувшись в родную Дурновку, Кузьма на некоторое время почувствовал облегчение и занялся исполнением своих новых профессиональных обязанностей. Однако вскоре Кузьма понял, что и в имении ему скучно и тоскливо. Тихон навещал его слишком редко и обсуждал с ним в основном деловые вопросы. В доме жила молчаливая кухарка Авдотья, не обращавшая на Кузьму никакого внимания. Присутствие молчаливой женщины только усиливало чувство одиночества.

Однажды Кузьма узнал тайну кухарки Авдотьи. У его брата когда-то была связь с этой женщиной из-за желания Тихона иметь ребёнка, которого ему не могла родить законная жена. Авдотья так и не смогла забеременеть. Когда о её связи с Красовым стало известно односельчанам, женщина была опозорена. Теперь ни один мужчина в деревне не возьмёт её замуж.

Тихон хотел искупить свою вину перед Авдотьей и найти ей хорошего мужа. Узнав, какого человека брат готовит в мужья кухарке, Кузьма отказался участвовать в организации свадьбы. Будущий супруг Авдотьи не щадит даже собственного отца. Старик вынужден сносить побои. Кухарка сразу же покорилась своей участи. Кузьме также пришлось согласиться с Тихоном.

Свадьба была сыграна в феврале. Авдотья плакала. Не мог сдержать слёз и Кузьма, благословивший невесту. Гости не обращали на плачущую Авдотью внимания и вели себя так, как обычно ведут себя на деревенской свадьбе: пили водку и веселились.

Характеристика персонажей

Братья Красовы

У Кузьмы и Тихона разные ценности в жизни. Тихон уверен, что деньги – единственная радость человека. Кузьма ищет своё счастье в образовании. Когда молодость остаётся позади, братья понимают, что выбрали ложные идеалы.

Тихон смог заработать немало денег, стать солидным и уважаемым человеком. Не получил он лишь одного – бессмертия, которое люди обретают в своих детях на закате жизни.

Когда Тихона не станет, всё, что он создал, будет уничтожено, а память о нём – стёрта.

Кузьма также смог осуществить свою мечту, получив образование. Но «учёность» не принесла ему ни материального достатка, ни славы, ни уважения. Подводя итоги своей жизни, братья приходят к печальному выводу. Они оба оказались в жизненном тупике, и оба не нужны своей стране и своему народу.

Кухарка Авдотья

Жизнь Авдотьи подчинена безжалостным устоям деревенской жизни. Тихон использовал несчастную женщину в своих собственных интересах.

Красов понимал, что в результате Авдотья вынуждена будет отдать ребёнка и навсегда останется в одиночестве опозоренной. Однако расчётливого дельца это не смогло остановить.

«Искупление» вины стало для кухарки ещё большим горем, чем тот позор, который ей пришлось перенести.

Покорность Авдотьи превратила её в рабу и жертву обстоятельств. Сопротивление не характерно для опозоренной кухарки. Религиозность и забитость Авдотьи заставляют её соглашаться со всем, что с ней происходит, принимать все беды, как неизбежные удары судьбы и волю Божью.

Вместе с тем, Авдотья закрывается от всего мира, став молчаливой и равнодушной. Кухарка привыкла к плохому обращению. В Кузьме она видит очередного господина, чью волю она обязана исполнять.

Авдотья не замечает, что новый управляющий нуждается в сочувствии не меньше, чем она сама.

Анализ произведения

Русский народ вызывает симпатию автора, несмотря на всю свою грубость и необразованность. Бунин не стремится унизить или высмеять главных героев: Тихона – за его страсть к деньгам, Кузьму – за стремление получить совершенно ненужное ему образование.

Наоборот, автор считает необходимым показать читателям, что оба Красовы не обделены талантами. Братья отличаются от своих безразличных односельчан, живущих бесконечными запоями и драками. У Красовых есть цели и жизненные ориентиры, которые они яростно отстаивают.

Не стоит смеяться и над униженной до потери человеческого достоинства Авдотьей. Женщин, подобных ей в дореволюционной России было слишком много.

Причина всех бед

Фоном повествования становятся картины унылой деревенской жизни. Автор пытается понять, ответить самому себе на вопрос: почему такой талантливый и добрый народ проживает свою жизнь так бездарно? В конце повести Бунин находит ответ на свой вопрос: во всех своих бедах его соотечественники виноваты сами. Лень, от природы присущая русскому человеку, заставляет его жить по инерции.

Нищета, пьянство и драки не воспринимаются жителями Дурновки, как нечто удручающее. Так жили их отцы и деды, а значит, по-другому просто и быть не может. Найдя ответ на вопрос «Кто виноват?», автор немедленно задаётся вопросом «Что делать?». Виновные не осознают себя виновными. Ни один обитатель деревни никогда не задумался о том, как начать жить лучше.

Чтобы рассмотреть русский народ с разных сторон, Бунин углубляется в исследования истории, политики, экономики и религии. Автор не отрицает, что среди ленивой массы находятся люди, подобные Кузьме и его брату. Бунин пытается проследить, как сложится жизнь этих двух непохожих на других людей. Две линии жизни развиваются в разных направлениях до тех пор, пока не сходятся в одной точке. Оба брата, не обретя долгожданного счастья теми способами, которые они считали единственно верными, топят своё горе в алкоголе. Автор делает вывод о том, что каждый русский человек обречён на разочарование, несмотря на имеющиеся у него таланты. Чтобы изменить ситуацию, нужны перемены не на уровне одной отдельно взятой судьбы, а на более глобальном уровне. Неизбежность революции – второй вывод автора.

Читайте также:  Краткое содержание сенкевич крестоносцы точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: https://r-book.club/russian-classics/ivan-bunin/derevnia.html

Деревня

/ Краткие содержания / Бунин И.А. / Деревня

  Скачать краткое содержание

    Россия. Конец XIX — начало XX в.     Братья Красовы, Тихон и Кузьма, родились в небольшой деревне Дурновка. В молодости они вместе занимались мелкой торговлей, потом рассорились, и дороги их разошлись. Кузьма пошел работать по найму.

Тихон снял постоялый дворишко, открыл кабак и лавочку, начал скупать у помещиков хлеб на корню, приобретать за бесценок землю и, став довольно состоятельным хозяином, купил даже барскую усадьбу у обнищавшего потомка прежних владельцев. Но все это не принесло ему радости: жена рожала только мертвых девочек, и некому было оставить все, что нажил.

Никакого утешения в темной, грязной деревенской жизни, кроме трактира, Тихон не находил. Стал попивать. К пятидесяти годам он понял, что из пробежавших лет и вспомнить нечего, что нет ни одного близкого человека и сам он всем чужой. Тогда решил Тихон помириться с братом.     Кузьма по характеру был совсем другим человеком. С детства он мечтал учиться.

Сосед выучил его грамоте, базарный «вольнодумец», старик гармонист, снабжал книжками и приобщил к спорам о литературе. Кузьме хотелось описать свою жизнь во всей её нищете и страшной обыденности. Он пытался сочинить рассказ, потом принялся за стихи и даже издал книжку немудреных виршей, но сам понимал все несовершенство своих творений.

Да и доходов это дело не приносило, а кусок хлеба даром не давался. Много лет прошло в поисках работы, часто бесплодных. Насмотревшись в своих странствиях на человеческую жестокость и равнодушие, он запил, стал опускаться все ниже и пришел к мысли, что надо либо уйти в монастырь, либо покончить с собой.

    Тут и отыскал его Тихон, предложивший брату взять на себя управление усадьбой. Вроде бы нашлось спокойное место, Поселившись в Дурновке, Кузьма повеселел. Ночью он ходил с колотушкой — караулил усадьбу, днем читал газеты и в старой конторской книге делал заметки о том, что видел и слышал вокруг. Но постепенно стала одолевать его тоска: поговорить было не с кем.

Тихон появлялся редко, толковал только о хозяйстве, о подлости и злобе мужиков и о необходимости продать имение. Кухарка Авдотья, единственное живое существо в доме, всегда молчала, а когда Кузьма тяжело заболел, предоставив его самому себе, без всякого сочувствия ушла ночевать в людскую.

    С трудом оправился Кузьма от болезни и поехал к брату. Тихон встретил гостя приветливо, но взаимопонимания между ними так и не было. Кузьме хотелось поделиться вычитанным из газет, а Тихона это не интересовало. Уже давно он был одержим мыслью устроить свадьбу Авдотьи с одним из деревенских парней.

Когда-то он согрешил с ней ради своего неукротимого желания обрести ребенка — хотя бы и незаконного. Мечта не осуществилась, а женщину опозорили на всю деревню. Теперь Тихон, который и в церковь-то редко ходил, решил оправдаться перед Богом. Он просил брата взять на себя хлопоты по этому делу.

Кузьма воспротивился затее: ему было жаль несчастную Авдотью, в женихи которой Тихон определил настоящего «живореза», который избивал собственного отца, к хозяйству склонности не имел и соблазнился лишь обещанным приданым. Тихон стоял на своем, Авдотья безропотно покорилась незавидной участи, и Кузьма был вынужден уступить брату. Свадьбу сыграли заведенным порядком.

Невеста горько рыдала, Кузьма со слезами её благословил, гости пили водку и пели песни. Неуемная февральская вьюга сопровождала свадебный поезд под унылый перезвон бубенцов.

/ Краткие содержания / Бунин И.А. / Деревня

Смотрите также по произведению “Деревня”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/shortwork/get/swid/00112011190555547105

«Деревня», анализ повести Бунина

Повесть «Деревня» – одно из первых крупных произведений И. Бунина в прозе. Над главным произведением «деревенского» цикла писатель работал в течение целого десятилетия, с 1900 по 1910 год, оно стало откликом на происходящие в российской деревне процессы в канун, во время и после революционных потрясений 1905-1907 гг.

Поставив перед собой задачу изобразить русский народ без идеализации, художник проводит беспощадный, словно бритва, психологический анализ жизни деревни. Главным материалом для анализа стали хорошо знакомые писателю повседневная жизнь, быт и психология русского мужика.

Лейтмотивом произведения является тема «души русского человека в глубоком смысле». В глубоко психологической повести Бунин не просто рисует картину деревенской жизни – он раскрывает личности людей, их переживания и чувства.

Реалистично изображая ужасающие картины нищей деревенской жизни, писатель всем сердцем сочувствует крестьянам – бедным, изнуренным тяжким трудом, нуждой и унижениями.

Бунин искренне любит своих героев за нравственную чистоту и доброту, за непосредственность и детскую наивность, за терпение во всех испытаниях и неиссякаемое жизнелюбие. Жалея народ, писатель размышляет о том, что в своих бедах виноват сам народ.

Чуткий взор художника отмечает смешение в народной жизни противоположных начал: смирения с нечеловеческими условиями существования и недовольства обыденным, добротой и терпением одних людей и своеволием и деспотизмом других.

Такое смешение в конечном счете приводит к крайнему максимализму, недовольству буднями, озлоблению, неумению вести диалог и искалеченным судьбам миллионов крестьян.

Проблематика повести необычайно широка. Бунин сумел затронуть в «Деревне» практически все сферы человеческой жизни: историю и современность, политику и философию, образование и религию, нравственность и психологию, быт и экономику.

В произведении поднимаются и вечные вопросы. Кузьма Красов, размышляя о многовековой беспросветности деревенской жизни, восклицает: «Кто виноват?».

Бунин полагает, что виноват в своих несчастьях сам народ, однако не дает ясного ответа на вопрос «Что делать?», оставляя пространство для размышления.

Место и время действия – деревня Дурновка, название которой указывает на идиотизм деревенской жизни, в 1904-1907 гг. Дурновка – собирательный образ, воплощающий черты многострадальной русской деревни: «…Россия? Да она вся – деревня…».

Повествование в произведении ведется от имени автора. Сюжетно-фабульная основа «Деревни» основана на параллели образов Тихона и Кузьмы Красовых. Композиция повести включает три части: в первой части в центре повествования находится Тихон, во второй – Кузьма, а итоговая часть подводит итоги жизни братьев.

При этом Бунин намеренно размывает деление на части параллельным включением других образов и ситуаций с целью создания более широкой, панорамной картины деревенской жизни.

Сквозное сюжетное действие в «Деревне» отсутствует: повествование построено на чередовании сцен привычной деревенской жизни с эпизодами стычек мужиков с деревенскими богачами и украшено многочисленными пейзажными и портретными зарисовками.

Проблемы русской деревни показаны на основе судеб главных героев повести – братьев Красовых. Образы Тихона и Кузьмы во многом противоположны. Потомок крепостных, сумевший стать хозяином дурновского имения, Тихон уверен, что самая надежная вещь в мире – деньги.

Смекалистый, трудолюбивый и волевой мужик подчиняет всю свою жизнь погоне за богатством. Народный поэт и правдолюбец Кузьма Красов размышляет о судьбе великой России, мучительно переживая трагедию своего народа – нищету и отсталость крестьянства.

Через мысли, споры, выводы братьев о себе и России писатель раскрывает темные и светлые стороны крестьянской жизни, вскрывая всю глубину разложения крестьянского мира.

В третьей части повести Бунин уделяет особое внимание изображению братьев в момент их кризиса – безжалостного подведения итогов жизни. Эти итоги уходящей жизни неутешительны: Кузьму гложет беспросветное одиночество и тоска, Тихон удручен личной драмой (отсутствием детей) и разрушением незыблемых основ деревенской жизни.

Трагедия братьев заключается в осознании ими безвыходности своего положения. При всей разности своих жизненных устремлений судьба братьев схожа: невзирая на достаток и просвещенность, социальное положение делает их одинаково ненужными, лишними людьми.

Повесть «Деревня» – искренняя, четкая и правдивая оценка Бунина России и того времени, в котором он жил.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина
  • «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение
  • «Листопад», анализ стихотворения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина
  • «Господин из Сан-Франциско», краткое содержание рассказа Бунина

По писателю: Бунин Иван

Источник: https://goldlit.ru/bunin/371-derevnya-analiz

Краткое содержание «Деревня» Ивана Бунина

На рубеже XIX – XX столетий, когда обстановка в стране накалилась до предела, повсеместно происходили конфликты локального семейного масштаба, не заметные для окружающих, но оказывающие пагубное влияние на судьбы целых поколений людей.

Именно такой конфликт и является центром повествования Бунина, избравшего в качестве главных героев обычных крестьян, связанных кровными, но не идейными узами.

Тихон и Кузьма – родные братья, чья молодость прошла в небольшой деревне с характерным названием – «Дурновка». В юные годы, да и в отрочестве братья неплохо ладили друг с другом и даже одно время занимались мелкой торговлей, но затем сильно поссорились и более не поддерживали тесных контактов.

Вертлявый и хитрый Тихон взял в аренду постоялый двор и занялся скупкой земель и зерна у обедневших помещиков. Со временем Тихон и сам стал помещиком, приобретя по дешевке настоящую барскую усадьбу.

За все это время Тихон ни разу не поинтересовался судьбой брата, хотя и не был уверен в его благополучии. Жизнь же самого Тихона складывалась как нельзя лучше — из никому не известного крестьянского сына он превратился в богатого помещика. Единственное, что печалило Тихона – отсутствие детей, любимая жена никак не могла разрешиться здоровым ребенком, рождавшиеся девочки не проживали и дня.

Постепенно Тихон, пресытившийся достатком и сытостью, стал все чаще прикладываться к рюмке и посещать кабак. Испугавшись в старости стать настоящим пропойцей, Тихон принимает решение помириться с братом, как с единственным родственником, которому он может доверить свое состояние.

Читайте также:  Краткое содержание думбадзе я вижу солнце точный пересказ сюжета за 5 минут

Жизнь Кузьмы сложилась совеем по другому, расставшись с братом, он пошел в наймиты, где и провел большую часть молодости. Богатства Кузьма не скопил, дом построить не сумел, детей и жены у него также не было.

Не успел Кузьма, да и не особо торопился с женитьбой, в результате чего остался бобылем.

Судьбой брата Кузьма также не интересовался, зная, что тот не захочет иметь дела с человеком, не представляющим для него выгоды, потому годам к 50-ти главный герой принимает решение уйти в монастырь, либо стать скитающимся в пустошах отшельником.

Получение известия от брата и просьбы приехать в его имение, застало Кузьму врасплох и нарушило его дальнейшие планы, но, тем не менее, обрадовало.

Встретившись с родственником, Кузьма был поражен произошедшими в нем переменами, потому с удовольствием согласился принять предложение Тихона стать его управляющим и поселиться в имении, где он мог не испытывать денежных затруднений и одновременно заниматься любимым делом – чтением газет и журналов.

В молодости Кузьма научился читать и писать, и даже одно время мечтал стать поэтом, но издав всего одну книгу собственных стихотворений, осознал, что сложение стихов дохода не приносит, потому отложил эту идею до лучших времен.

Теперь же в тиши и покое барской усадьбы Кузьма мог предаться не только стихосложению, но и чтению любимых книг. Ночью он обходил усадьбу с факелом и трещотками, выполняя функцию домашнего сторожа, а днем занимался счетными книгами, хозяйством и дворовыми заботами, что вполне его устраивало. Единственное, что печалило Кузьму, так это отношения его с братом.

Тихон, надеявшийся обрести в Кузьме собутыльника и хорошего слушателя, несколько разочаровался, и потому предпочитал проводить время одиноко в большом доме, куда его брату путь был заказан.

Рассказы Кузьмы о произошедших в мире и деревне событиях Тихону не интересны, он не понимает и не хочет понимать их, потому его брату приходится довольствоваться обществом местной кухарки Авдотьи, женщины нелюдимой и не способной на сочувствие, что проявляется во время тяжелой болезни Кузьмы.

Авдотья – одинокая старая дева, оставшаяся в девках за свой грех с хозяином, совершенный ради зачатия ребенка.

Но ребенка родить ей так и не удалось, Тихон к ней охладел, а другие мужчины не стали связывать свою судьбу с опозоренной бабой, так и осталась она одна.

Тихон же все это время мучился угрызениями совести, надеясь все же пристроить любовь своей молодости, выдав ее замуж за какого-нибудь деревенского мужика.

Не найдя такового, Тихон объявляет за Авдотьей большое приданое, охочий до которого сразу же объявляется. Им становится жестокий и жадный мужик, из-за денег избивающий собственного отца. Но Тихона это обстоятельство не волнует, он объявляет о своем решении Авдотье и Кузьме, которому поручается организация предстоящего торжества с соблюдением положенных в этом случае обычаев и традиций.

Сама Авдотья против этого брака, Кузьма также его не поддерживает, но Тихон настаивает на своем, в результате играется большая, но безрадостная свадьба – невеста навзрыд рыдает, Кузьма благословляет ее и также едва сдерживает слезы.

Один Тихон радуется, он уверен, что поступил правильно, кроме того, ему нравится управлять судьбами других людей. Бесшабашная тройка увозит невесту и ее новоиспеченного мужа в февральскую метель, вдали слышится перезвон колокольчиков.

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-derevnya-ivana-bunina.html

Обобщающее полотно творчества Бунина повесть «Деревня» – Пересказ содержания

В 1910 году вышло большое обобщающее полотно – повесть Бунина «Деревня». В этой повести поднимаются такие актуальные проблемы тех лет, как исторические судьбы крестьянства, своеобразие национального русского характера, пути и перепутья русской жизни, задачи реалистического отображения действительности.

Это сделало книгу самой животрепещущей среди произведений тех лет. Замыслу автора отвечал особый жанр – повести хроники, выводящий на первый план мужицких персонажей и оставляющий на периферии повествования свидетелей со «стороны».

Задаче писателя соответствовал и сюжет произведения, лишенный интриги, неожиданных поворотов, четко выраженной развязки, фабульного развития, кульминации и завязки.

Все в «Деревне» погружено в стихию медленно текущей жизни, сложившегося, закостенелого быта. Однако каждая из трех композиционных частей повести открывает все новые и новые стороны деревенской действительности, оставляя читателя потрясенным всем увиденным.

Это касается прежде всего предыстории и истории рода Красовых крестьян Акима, Иванушки, Дениса, Молодой, Якова и других. Они живут в деревне с емким и выразительным названием Дурновка. Столь же ужасающе безрадостной и губительной показана жизнь мужиков и в соседних селах: Казакове, Басове, Ровном.

Все в жизни Дурновки носит аналогичный характер, оказывается лишенный смысла, выходит за пределы нормы. Разрываются общественные и семейные связи, рушится сложившийся уклад жизни. Деревня гибнет быстро и неуклонно, и автор с душевной болью повествует об этом.

(Бунин называл её также и романом) автор нарушил традицию «розового» народолюбия, показал новый тип народной, крестьянской, «земляной» личности. Бунинская деревня по своей духовной и жизненной силе не только плодоносила, но и обречена на самораспад – экономический и религиозный.

Автор показал правдивые картины упадка, обнищания и одновременно обострения социальных конфликтов в дореволюционной деревне.

Несмотря на то, что местом действия повести выбрана Дурновка сфера охвата жизни в ней гораздо шире и масштабнее. «Деревня» наполнена слухами, спорами, разговорами в поездах, на базарах, на сходках, на постоялых дворах.

В ней много действующих лиц, которые создают впечатление бурлящей многоголосой толпы. Герои повести пытаются разобраться в окружающем, найти какую-то точку опоры, которая поможет им удержаться в этом могучем потоке, выжить не только физически, но и духовно.

Итак, деревня предстаёт перед нами, прежде всего, очень бедной, даже питьевая вода порой настолько плоха, что вызывает повальные болезни. Нищета бьет в глаза не только в повести.

Рассмотрим описание одного из сел из «Деревни»: «Суховей проносился вдоль пустых улиц, по лозинкам, спаленным жарою. У порогов ерошились, зарывались в золу куры. Грубо торчала на голом выгоне церковь дикого цвета.

За церковью блестел на солнце мелкий глинистый пруд под навозной плотиной – густая желтая вода, в которой стояло стадо коров, поминутно отправляющее свои нужды, и намыливал голову голый мужик». Поражают эта «серость» и бедность «поселения» российской глубинки, но ведь и быт людей того времени можно охарактеризовать словами скучный, «серый», бедный, …

 «Две двери вели из прихожей. Одна, налево, – в комнату для приезжающих, длинную, полутемную, окошечками на варок; стояли в ней два дивана, жестких как камень, обитых черной клеёнкой, переполненных и живыми и раздавленными, высохшими клопами,…». Ужасающая картина! А ведь я привела описание не самого бедного дома в Дурновке…

 Рассматривая описание деревни, нельзя не упомянуть и о главных героях повести. В центре повествования Тихон и Кузьма, два родных брата, придерживающиеся разных жизненных позиций.

Тихон твердо уверился в том, что самым прочным и надежным на свете являются деньги, которые дают и достаток, и благополучие, и уверенность в завтрашнем дне. Наделённый твердым характером, сильной волей, мужицкой смекалкой и трудолюбием, этот потомок крепостного становится хозяином дурновского имения.

Ради достижения цели Тихон всю свою жизнь подчинил погоне за богатством. На этом пути ему приходится идти на сделки с совестью, быть жестким по отношению к своим односельчанам. Женитьба из-за выгоды не приносит Тихону семейного счастья, ибо он лишён даже радости отцовства.

У него нет наследников, которым он смог бы передать накопленное за всю жизнь богатство. Личная драма героя усугубляется общественным разладом, когда рушатся казавшиеся незыблемыми основы.

Иное понимание жизни свойственно Кузьме Красову, правдоискателю, народному поэту, который пытается понять и осмыслить трагедию своего народа, его беду и вину.

Осуждая злодеяния правящих кругов, Кузьма мучительно воспринимает нищету, отсталость, темноту крестьянства, его неумение разумно организовать свою жизнь. Тихон и Кузьма Красовы – незаурядные и сильные натуры, упорно ищущие смысл и цель жизни. А вот находят ли они его – это другой вопрос…

О поистине титанической работе Бунина над «Деревней», много лет спустя, вдова писателя Вера Николаевна говорила в одном из писем: «Мы жили вдвоем в нашем особнячке в Столовом переулке. Иван Алексеевич по 12 часов в день писал «Деревню», вторую часть, никого не видел».

События, описываемые в повести «Деревня», начинаются еще со времен крепостного права, а заканчиваются уже после русской революции 1905 года, в период реакции, последовавшей за ней.

Зарождение капитализма в русской деревне Бунин с присущим ему талантом заклеймил в колоритном образе сельского кулака Тихона Красова. В изображении писателя русское крестьянство начала XX века почти обречено на вымирание. Недаром тогдашняя критика нередко упрекала Бунина в «сгущении мрачных красок».

Создав правдивые картины жизни русской деревни, писатель, однако, не смог показать в ней новое, живое, способное изменить жизнь к лучшему. Так, Бунин с издевкой изображает Дениску, который хранит революционные брошюры вместе с бульварными и лубочными изданиями.

Бунин этим как бы подчеркивает его безграмотность, невежество.

В письме Амфитеатрову Горький назвал «Деревню» «первоклассной вещью», а в письме к самому Бунину писал: «…

серьезные люди скажут: «Помимо первостепенной художественной ценности своей, «Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом-быть или не быть России? Мы еще не думали о России, как о целом, это произведение указало нам необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически».

Источник: http://schooltask.ru/obobshhayushhee-polotno-tvorchestva-bunina-povest-derevnya/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector