Краткое содержание дядя ваня чехова точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание пьесы «Дядя Ваня» по действиям (А.П. Чехов) | Литерагуру

Изначально, пьеса в четырёх действиях называлась “Леший”. Впоследствии, ей дали более подходящее название “Дядя Ваня”. Впервые драма была поставлена в 1890 году. И если за все это время вы еще не посмотрели постановку, а текст пьесы воспринимаете с трудом, то предлагаем вам краткий пересказ произведения по действиям, а также анализ книги, где объясняется ее смысл.

Очень кратко о том, что происходит в драме: Иван и его племянница всю жизнь работают в имении, пытаясь извлечь хоть какую-то прибыль и отправить ее отцу девушки, знаменитому профессору. Сами они толком ничего не получают.

Но вот святила науки приезжает с красавицей-женой и заявляет, что имение, доставшиеся ему от матери Сони, он продает с целью покупки дачи в Финляндии. Иван возмущен, что его труд и мнение никто не оценил, он разочаровывается в профессоре, даже пытается его убить.

Тем временем Елена, супруга Серебрякова, влюбляет в себе и Ивана, и доктора Астахова, которого так любит Соня, ее падчерица. В итоге она и ее муж уезжают, а жизнь Войницкого, его племянницы и Астахова возвращается в привычное русло.

Действие первое

В имение к “Дяде Ване”, Ивану Петровичу Войницкому, приезжает врач Михаил Львович Астахов, чтобы разобраться со здоровьем профессора Серебрякова.

Астахов и няня Марина беседуют о нынешней рутинной жизни врача и о том, как хорошо жилось раньше.

Вскоре к гостю подходит Войницкий и рассказывает ему о пребывании ученого в доме, его успехах в литературной среде, когда сам он ничего не мыслит в этом. Да и с женщинами у научного деятеля выходило всё замечательно.

Войницкий не доволен своей жизнью в связи с обыкновенной ленью, а Астахов просто заработался и перестал что-то чувствовать внутри себя. К разговору подключается брошенный женой помещик Телегин, когда в беседе заходит речь об изменах и неверности супруг.

Телегин жалуется на жизнь, а Михаил Львович вынужден уехать, в связи с улучшением здоровья Серебрякова. Иван Петрович спорит с женой профессора, с тёщей и его дочерью, проявляя недовольство по поводу своей судьбы.

Иван Петрович также влюблён в жену Серебрякова.

Действие второе

Профессор жалуется на свой возраст и своё здоровье, думая, что он противен абсолютно всем. Каждый в доме намеревается поухаживать за ним, однако, это под силу только нянечке Марине.

Войницкий, в который раз, пытается рассказать о своих чувствах к жене профессора, однако женщина замечает его в нетрезвом состоянии и отказывается вести с ним диалог.

Вскоре дочь профессора Соня приходит к выпившему Астахову. Доктор рассказывает о своих чувствах и переживаниях, а Соня не так давно влюбилась в Михаила Львовича.

Врач уезжает, а затем, у буфета, жена ученого Елена замечает Соню. Девушки выпивают и беседуют о мужчинах, также обсуждают приехавшего ранее доктора, который, по их мнению, идеален.

Елена хочет заняться музыкой, однако супруг запрещает.

Действие третье

Соня жалуется Елене на то, что она некрасива. Мачеха успокаивают девушку, поясняя ей, что она красива. Ее падчерица хочет признаться в любви доктору, однако боится получить отказ. Елена помогает в этом Соне, скромно допросив Астахова.

Михаил Львович подозревает женщину в том, что она сама питает к нему симпатию. Он не испытывает чувств к Соне, и мужчина намеревается пригласить Елену на свидание.

Поскольку Дядя Ваня видел приглашение Михаила, Елена просит Ивана о том, чтобы всё семейство профессора срочно покинуло имение. Ученый вызывает всех на семейный совет.

Серебряков сообщает о том, что к ним приезжает ревизор, и с жильём нужно срочно как-то распорядиться. Профессор предлагает продать имение и купить дачу в Финляндии, однако не все принимают данное предложение положительно.

Дядя Ваня ругается со своим начальником -профессором, поскольку абсолютно не согласен с ним и упрекает его в том, что именно он загубил жизнь Ивана, Телегин волнуется, а тёща, Мария Васильевна, встаёт на сторону зятя.

Соня уговаривает отца поговорить с Иваном, однако Дядя Ваня, держа в руках револьвер, намеревается убить Серебрякова. Семейство в панике…

Действие четвёртое

Серебряков и его супруга собираются к отъезду. Возникает диалог между Астаховым и Войницким. Дядя Ваня упрекает себя в том, что промахнулся и не застрелил профессора. Михаил Львович хочет получить то, что у него однажды забрал Иван Петрович – баночку с морфием.

Соня уговаривает Войницкого отдать морфий. Иван отдаёт баночку доктору.

Астахов пытается уговорить Елену остаться, однако женщина окончательно решила уехать из имения. Дядя Ваня помирился с Серебряковым, после чего все прощаются с профессором и его женой. Вскоре уезжает сам Астахов, пока Соня работает с дядей. Соня, обняв дядю, размышляет о том, что будет после смерти.

Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkoe-soderzhanie-pesy-dyadya-vanya-po-dejstviyam-a-p-chehov/

Краткое содержание “Дядя Ваня” Чехова А.П

Сцены из деревенской жизни в четырех действиях

Действие первое

Действие происходит в усадьбе отставного профессора Серебрякова. Доктор Астров рассказывает няньке Марине о трудностях его работы: масса больных, эпидемии, антисанитария в крестьянских избах, ужас смерти.

Войницкий (дядя Ваня), брат первой жены профессора, жалуется, что с тех пор, как в имение приехали профессор Серебряков и его вторая жена Елена Андреевна, вся жизнь в доме «выбилась из колеи».

Дядя Ваня критикует профессора за эгоизм, за постоянные жалобы, за то, что тот двадцать пять лет пишет об искусстве, ничего в этом не понимая. Астров болеет за судьбу русского леса, который бессмысленно вырубают. Сам он находит время спасать крестьянские леса от порубки и насаждать молодые деревья.

Это настоящий подвижник. Он очень симпатичен Соне, дочке профессора от первого брака, которая живет в усадьбе и вместе с дядей Ваней ведет хозяйство.Войницкий высказывает свои чувства Елене Андреевне, та отмахивается от него.

Действие второе

Серебряков постоянно брюзжит и жалуется то на подагру, то на ревматизм. Он заставляет всех за собой ухаживать. Дядя Ваня понимает, как мелочен и пуст профессор, которого когда-то он так обожал.

Всю жизнь Соня и Войницкий работали на Серебрякова, выжимая из имения последние соки, торгуя постным маслом, горохом, творогом. Они сами недоедали, только чтобы посылать профессору деньги. Теперь Войницкий чувствует себя обманутым, а жизнь свою — лишенной смысла. Доктор Астров пьян.

Соня умоляет его не давать пить дяде Ване. Астров бранит «нашу русскую жизнь». Он говорит о мачехе Сони, что она прекрасна («В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»), но ведет совершенно паразитический образ жизни. Красота Елены Андреевны влечет к ней Астрова.

Соня старается не сердиться на мачеху и рассказывает Елене Андреевне о своей любви к Астрову.

Действие третье

Соня называет мачеху колдуньей — та заразила всех своей праздностью: все обленились. Дядя Ваня ходит за ней, как тень; доктор бросил свои леса и медицину. Соня жалуется Елене Андреевне, что доктор не замечает ее чувств. Мачеха предлагает поговорить с доктором.

Астров показывает Елене Андреевне свою карту, где регистрируется, как беднеет флора и фауна края. Истребление леса, вырождение народа его волнует и сердит.Женщину же занимают совсем другие мысли, она пытается выведать у доктора о его чувствах к Соне.

Доктор же называет Елену хищницей, ведь она не может не догадываться, что Астров ездит в дом вовсе не ради Сони. Он обнимает женщину, целует ее волосы, назначает ей свидание в лесничестве. Эту сцену видит дядя Ваня. Он смущен и испуган. Елена Андреевна хочет уехать.

Серебряков собирает всех и объявляет о своем решении продать имение, а деньги вложить в ценные бумаги, которые дадут им с женой средства жить в городе. О том, где и как будут жить Соня и Войницкий, он не подумал. А ведь имение принадлежит Соне! Оно перешло ей в наследство от покойной матери.

Дядя Ваня объявляет Серебрякову, что тот погубил его жизнь — ему сорок семь лет, а он не жил! Не жил! Только работал на неблагодарного и самодовольного человека. Разгорается скандал. Дядя Ваня с нелепым возгласом «Бац!» стреляет в профессора из револьвера, но промахивается.

Действие четвертое

Астров и дядя Ваня беседуют о безнадежности своей жизни. Серебряков с женой собираются уезжать в Харьков. Все остается по-старому. Соня и Войницкий проверяют запущенные счета. Соня мечтает о лучшей жизни: «Мы отдохнем! Мы услышим ангелов, мы увидим все небо в алмазах… Мы отдохнем!»

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_Dyadya_Vanya_Chehova_A_P

Пьеса Чехова “Дядя Ваня”: краткое содержание, главные герои :

А.П. Чехов был известен своими рассказами и пьесами, которые поражали читателей тем, как тонко писатель подмечал особенности человеческой натуры.

Для Антона Павловича было важно показать переживания героев и то, как они влияют на их поступки, потому что в первую очередь его интересовала личность, а потом уже все общественные и политические вопросы.

В пьесе Чехова “Дядя Ваня”, краткое содержание которой представлено ниже, говорится о том, как может переживать человек, когда его представление о личности другого человека полностью меняется.

Действующие лица

Персонажи из “Дяди Вани” Чехова – это простые люди, ничем не выдающиеся, но которые, как и все, радуются и переживают. В пьесе есть два героя, заслуживающих внимание: это профессор Серебряков и его шурин, дядя Ваня. Именно их конфликт занимает центральное место в пьесе. Назовем основных героев произведения:

  • Серебряков Александр Владимирович – профессор в отставке.
  • Елена Андреевна – вторая жена профессора, молодая особа 27 лет.
  • Соня – дочь Серебрякова от первого брака.
  • Войницкая Мария Васильевна – мать первой жены профессора и дяди Вани.
  • Войницкий Иван Петрович – известен в пьесе как дядя Ваня, управляющий имением Серебрякова.
  • Астров Михаил Львович – врач.
  • Телегин Илья Ильич – бедный помещик, приживала у Войницких.
  • Марина – старая няня.

Беседа во время чаепития

Пьеса описывается как “сцены из деревенской жизни в четырех действиях”. Все повествование происходит в одном поместье. Писатель рассказывает нам о том, как устроена жизнь вдали от шума и суеты большого города. Все действия разворачиваются в поместье профессора Серебрякова.

Читайте также:  Краткое содержание аверченко о шпаргалке точный пересказ сюжета за 5 минут

Александр Владимирович приезжает туда вместе со своей молодой женой, Еленой Андреевной. Имением управлял его шурин, брат первой жены профессора, Войницкий. Для родных он – просто дядя Ваня. Ему помогает в этом дочь Серебрякова, Соня.

Краткое содержание “Дяди Вани” Чехова начинается с чаепития в имении Войницких. Няня Марина разговаривает с Астровым, врачом, другом Войницкого.

Он приехал по просьбе Елены Андреевны, потому что ее муж стал жаловаться на здоровье. Дожидаясь их возвращения с прогулки, Михаил Львович сетует Марине на долю врача.

Он рассказывает об антисанитарных условиях в крестьянских избах, о том, как приходится в любое время суток идти к больным.

К ним выходит Войницкий. Он тоже жалуется, но уже на то, что с приездом четы Серебряковых весь его распорядок дня изменился. Дядя Ваня говорит, что он ничего теперь не делает. Только ворчит, ест и спит. Войницкий разочарован в профессоре: раньше он восхищался им и его идеями, а теперь осознал, что Серебряков ничего не сделал существенного.

Дяде Ване непонятно, как его старый шурин может пользоваться успехом у противоположного пола. Войницкий в восхищении от его жены. Дядя Ваня спорит за чаепитием со своей матушкой, потому что она обожает профессора. Елена Андреевна упрекает Войницкого за его несдержанность. Он признается ей в любви, но она отвергает его ухаживания. Иван Петрович призывает ее не разрушать настоящее чувство.

Важные признания

Дальнейшие действия пьесы “Дядя Ваня” Чехова, краткое содержание которой поможет понять смысл и сюжет произведения, продолжаются в столовой Серебряковых.

Профессор и его жена живут на доходы с имения его первой жены. После того как Александр Владимирович вышел в отставку и приехал к Войницким, он только ворчит и жалуется на старость и здоровье.

Его брюзжание уже раздражает всех, даже его жену.

Только няня Марина жалеет стареющего профессора. Иван Петрович снова признается в своих чувствах к Елене Андреевне, но она отвергает его. Дядя Ваня, Телегин и Астров напиваются и рассуждают о жизни. Соня пытается признаться в любви к Астрову, но он не отвечает ей взаимностью.

Елена Андреевна и Соня откровенно разговаривают. Жена профессора признается, что ее любовь к Серебрякову оказалась лишь иллюзией. Девушка признается ей, что она влюблена во врача, но знает, что она некрасива, поэтому он не любит ее. Елена Андреевна решает ей помочь.

Нарастание конфликта

Вроде бы ничего особенного не происходит с героями пьесы “Дядя Ваня” Чехова. Краткое содержание третьего действия, однако, показывает, что между присутствующими на чаепитии назревает конфликт.

Молодая жена профессора понимает, что Войницкий прав. Женщина не чувствует себя счастливой. Выйдя замуж за профессора, прельстясь его ученостью и положением, она не обрела того семейного уюта, которого ждала.

Елене хочется настоящего чувства, она влюблена в Астрова.

Она с волнением соглашается поговорить с ним о Соне. Но женщина догадывается, что врач влюблен в нее. Астров подтверждает ее догадки. Он пытается поцеловать женщину: в этот момент их видит дядя Ваня. Елена Андреевна, боясь нравственного осуждения, говорит, что покинет имение вместе с мужем.

Раскрывается личность профессора: он оказывается корыстным и эгоистичным человеком. Ему кажется, что доходы с этого поместья недостаточны, поэтому он решает продать его. Часть денег поместить в банк и жить на проценты. Дядя Ваня в ужасе: куда деваться ему, старушке-матери и Соне? Ведь они столько лет для него трудились, старались побольше денег ему отправить.

Профессор говорит, что позже обдумает это. Соня не может поверить в то, что отец выставляет своих близких родственников на улицу. Потрясенный такой несправедливостью, дядя Ваня два раза стреляет в профессора, но оба раза промахивается.

Отъезд Серебряковых

В последнем действии пьесы Чехова показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня пребывает в удрученном состоянии и решается на самоубийство. Поэтому он тайно забирает из аптечки Астрова морфий. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть его. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович пытается уговорить Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на этот поступок из-за книжных идеалов. Елена прощается с дядей Ваней и врачом в теплых чувствах. Войницкий внешне примиряется с профессором. Он обещает присылать ему столько же денег, сколько и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают поместье. Расстроенная Соня призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Тогда девушка произносит свой монолог о том, что их предназначение в том, чтобы трудиться. И потом они будут вознаграждены за свои труды.

Личность дяди Вани

В пьесе Чехова один из центральных персонажей – Иван Петрович. В самом начале читателю показывается, что ранее этот мужчина обладал впечатлительностью, возвышенностью, верой в идеалы. Но постепенно, все больше занимаясь обыденными делами, он черствеет и осознает, что все идеалы – пусты.

В пьесе показано, нарастание внутреннего конфликта героя, который заканчивается его попыткой самоубийства. Войницкий – это разочаровавшийся в жизни человек, но еще не до конца утративший веру в лучшее. В его сердце еще есть справедливость и любовь к ближним, в отличие от его шурина.

Трагедии других героев

В пьесе “Дядя Ваня” А.П. Чехова показано, что не только главный герой стремился улучшить свою жизнь. Елена Андреевна, приняв увлечение за любовь, вышла замуж за эгоистичного и пустого человека. Но она испугалась, что все ее “книжные” устои разрушатся, поэтому не решилась оставить профессора.

Астров – талантливый человек, но из-за непростых условий ему все труднее сохранить свой талант и умение чувствовать. Соня надеялась, что Елена поможет ей в отношениях с Астровым, но та сама в него влюбилась. Все эти герои надеялись на то, что их жизнь улучшится, но эти надежды не сбылись. Поэтому всем остается жить так, как раньше.

Это был краткий анализ произведения “Дядя Ваня” Чехова, в котором показано, как страх человека перед переменами может помешать ему построить счастье.

У них были возможности, чтобы поставить себе новые цели, изменить жизнь. Но их надуманные идеалы помешали это осуществить.

Также рассказывается и о том, как важно иметь цель и трудиться для ее достижения – тогда помыслы будут чище, а жизнь правильнее.

Источник: https://www.syl.ru/article/359132/pesa-chehova-dyadya-vanya-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi

Дядя Ваня – краткое содержание

   Чехов впервые представил широкой публике своё произведение в 1889 году, где он отразил всю жизнь Ивана Петровича Войницкого. Именем главного героя и была названа пьеса.

   На протяжении всего повествования видно, что Иван Петрович в своих неудачах обвиняет не себя, а окружающих и обстоятельства. О том, что жизнь прошла напрасно, он осознает только перед смертью.

   Дядя Ваня живет в доме бывшей жены профессора Серебрякова. Он находится там потому, что у него не хватает средств жить в квартире в городе. Несмотря на то, что занимает чужую усадьбу, он неудовлетворен профессором, который уже давным-давно усердно трудится там.

   Астров постоянно жалуется дяде Ване на свою трудную работу доктором, на ужасное содержание больных.

   Войницкий не бесплатно проживает в доме. Он совместно с дочерью Серебрякова, Соней, ведёт домашнее хозяйство. Девушке он был очень симпатичен.

Работая на отца Сонечки, герой отмечает про себя, что Серебряков бездарный и никому не нужный человек, пытающийся ещё проявить себя.

   Они с Соней замечают, несмотря на то, что они исполняют свои обязанности на совесть, профессор не проявляет никакого уважения к ним.

В усадьбу регулярно приезжает Астров, чтобы лечить Серебрякова. Сонечка влюбляется в доктора. О своих переживаниях девушка рассказывает мачехе. Но ее чувства с доктором не взаимны. Профессору нравится Елена Андреевна, за которой он и пытается ухаживать.

   Соня недолюбливает мачеху, с ее появлением в доме, все работники разленились из-за того, что та постоянно устраивает праздники. Отец Сони принимает решение продать усадьбу. Он рассказывает об этом родным. Серебряков планирует жить на проценты от полученных с продажи денег, положив их в банк.

   Узнав об этом, дядя Ваня интересуется, где же будет жить он и его престарелая мать. Серебряков же успокаивает его тем, что эта проблема разрешится в ближайшее время.

Соня удивлена таким поведением отца. Несмотря на совместный с Иваном Петровичем честный труд, Серебряков заставляет их жить, как бродяг.

Войницкий, разъяренный таким поступком, совершает попытку убить профессора. У него ничего не выходит.

   Такая судьба вынуждает дядю Ваню покончить жизнь самоубийством, но Соня не дает ему умереть. Он страшно переживает, что жена Серебрякова влюблена в Астрова и не отвечает взаимностью ему.

   В скором времени, Серебряков передумывает продавать поместье. Дядя Ваня продолжает работать у него вместе с Сонечкой. Уезжает Астров. Выполняя свою рутинную работу, дядя Ваня начинает жаловаться девушке о своей тяжелой жизни и несправедливой судьбе. Соня соглашается с этим.

Источник: http://szhato.ru/chehov/236-dyadya-vanya.html

Тема и сюжет пьесы А. П.Чехова «Дядя Ваня»

Тема пьесы А.П.Чехова «Дядя Ваня» (1896) – жизнь  «маленьких» людей, с ее незаметными страданиями и самоотверженным трудом во имя чужого счастья, тема красоты,  пропадающей понапрасну.  Самим названием пьесы Чехов указывает на простоту,  повседневность, обыкновенность и своих героев, и их  страданий.

  Дядя Ваня и его племянница Соня всю свою жизнь  работают не покладая рук для чужого счастья: для того,  чтобы создать материальное благополучие отцу Сони, профессору Серебрякову, которого они привыкли считать талантливым, передовым, большим ученым.  Серебряков, уже отставной профессор, женат вторым  браком на молодой красивой женщине.

Его первая жена,  мать Сони и сестра дяди Вани, умерла уже давно. 

Имение, где трудятся дядя Ваня и Соня, принадлежало  покойной матери Сони. Теперь оно принадлежит Соне. В  течение двадцати пяти лет дядя Ваня трудился для того,  чтобы погасить долг отца и привести расстроенное имение  в порядок.

Двадцать пять лет работал он, «как самый  добросовестный приказчик», получая нищенское жалованье от Серебрякова и высылая ему в столицу весь доход до  последней копейки, чтобы тот мог спокойно писать свои  ученые труды и ораторствовать с кафедры.

Читайте также:  Краткое содержание смешные жеманницы мольер точный пересказ сюжета за 5 минут

Проза повседневных хозяйственных дел, ночи, отданные переписыванию бумаг, переводу книг для профессора, полный отказ  от личных радостей, нищенское жалованье – все это было  освящено в глазах дяди Вани и Сони высокой целью.

Их  вдохновляла мысль, что, служа ученому, они служат науке,    165  культуре, прогрессу – общей идее. Профессор был для них  «существом высшего порядка».  Дяде Ване сорок семь лет. Он – нищий. Он никогда  не знал ни радости, ни отдыха.

И вот теперь, когда его  лучшие годы уже прошли, у него открылись глаза на  ужасную правду.

Он понял, что отдал лучшие годы, молодость, всего себя на служение ничтожеству. Он увидел, что  его кумир – просто напыщенная бездарность, набитая  претензиями и самомнением, «старый сухарь, ученая  вобла».

  Избалованный легко давшейся ему успешной карьерой, любовью женщин, работой на него дяди Вани и Сони,  Серебряков бездушен, эгоистичен. За двадцать пять лет он  ни разу не поблагодарил дядю Ваню, не прибавил ему ни  копейки к его мизерному жалованью.

  Приезд Серебрякова в имение нарушает весь строгий  трудовой порядок в доме.

Профессор тиранит всех окружающих своими капризами, своей подагрой, своим черствым  эгоизмом. Все в доме вынуждены заботиться только о нем.  Дядя Ваня переживает тяжелое состояние человека,  которому под старость пришлось убедиться в бессмысленности всей прожитой им жизни. Так он приходит к своему  трагически запоздалому «бунту».

Он как будто требует  обратно свою загубленную жизнь. Влюбляется в жену профессора. Впервые в жизни начинает пить. Его удручают  мысли о том, что все потеряно, жизнь пропала.  Профессор объявляет о своем проекте: продать имение, чтобы на вырученные деньги он мог жить в столице.  Дядя Ваня потрясен.

Мало того, что он отдал все свои  средства и всю свою жизнь Серебрякову.

Теперь, когда он  стал стар, его вместе с Соней в благодарность за все гонят  из родного угла.  «Бунт» дяди Вани заканчивается выстрелом в профессора. После этой кульминации дядя Ваня еще лелеет мысль  о самоубийстве, но затем, под влиянием нежной и кроткой  Сони, он возвращается опять к своему труду – все на того  же Серебрякова. 

Такова история жизни, отданной «идолу».

Сколько  таких никем не замечаемых тружеников отдавали свои  лучшие силы счастью ничтожеств, ложным кумирам, убежденные в том, что служат своим трудом «общей идее»,  обманутые жизнью!  В пьесах Чехова проходят истории человеческих жизней. Прошлое, настоящее, будущее героев, развитие их  судеб и характеров предстает перед читателями с такой же  полнотой, как это бывает в романе. 

Тема разоблачения страшной бесплодности служения  «избранным» личностям – эта чеховская тема нашла острое, сильное выражение в «Дяде Ване». Ведь и бунт главного героя бесплоден потому, что он направляется против  отдельной личности – той самой, служению которой он  отдал все свои силы.

  Тема пропадающей, гибнущей красоты жизни является лейтмотивом пьесы. Она связывается со всеми главными  действующими лицами.  С точки зрения Чехова и его героев, только труд,  творчество создают человеческую красоту.

Поэзия труда и  тоска по этой поэзии – вот в чем тайна обаяния героев и  героинь Чехова. 

Доктор Астров, друг дяди Вани, говорит о жене Серебрякова, Елене Андреевне:  «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и  одежда, и душа, и мысли. Она прекрасна, спора нет, но…

  ведь она только ест, спит, гуляет, чарует всех нас своей  красотой – и больше ничего. У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие… Ведь так? А праздная  жизнь не может быть чистою».

  Это говорит Астров, увлекшийся Еленой Андреевной,  Астров, для которого, как и для других чеховских героев,  такое огромное значение имеет красота.

Но в красоте  Елены Андреевны он чувствует нечто оскорбляющее чувство красивого. Ложная, нечистая красота не может внушить глубоко человеческого чувства.  Красиво то, что служит творчеству, созиданию.

  Страстно влюбленный в прелесть родной земли, в ее леса,  сады, страдающий от того, что леса вырубаются хищнически, Астров говорит: «Да, я понимаю, если бы на месте этих  истребленных лесов пролегли шоссе, железные дороги,  если бы тут были заводы, фабрики, школы, – народ стал  бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного!  В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета,    167  тиф, дифтерит, пожары…

Разрушено уже почти все, но  взамен не создано еще ничего». Астров скорбит о разрушении красоты земли, красоты человека.

  Он размышляет в разговоре с Еленой Андреевной:  «Вот вы приехали сюда с мужем, и все, которые здесь  работали, копошились, создавали что-то, должны были  побросать свои дела и все лето заниматься подагрой вашего  мужа и вами. Оба – он и вы – заразили всех нас вашей  праздностью.

Я увлекся, целый месяц ничего не делал, а в  это время люди болели, в лесах моих, лесных порослях,  мужики пасли свой скот… Итак, куда бы ни ступили вы и  ваш муж, всюду вы приносите разрушение… и я убежден,  что если бы вы остались, то опустошение произошло бы  громадное».

  Чуждая труду и творчеству и поэтому постепенно становящаяся чуждой самой жизни, опустошенная и опустошающая других, Елена Андреевна, сама того не понимая,  разрушает все красивое, большое, человеческое, что встречается на ее пути.

Она – хищница, которая сама не  понимает этого. Она разрушила дружбу и возможную любовь Астрова и Сони.  Разрушив чужое счастье, Елена Андреевна не способна  создать счастье ни себе самой, ни Астрову. Она опустошает  других так же бессмысленно, бесцельно, как бесцельно  влачится по жизни и ее пустая красота, не способная  служить счастью. Бездушная, неодухотворенная и некрасивая красота. 

Лейтмотив пьесы – гибнущая красота – звучит во  множестве вариаций. Ведь и сам Астров, тоскующий из-за  разрушения красоты жизни, тоже представляет собой образ  гибнущей красоты. Красота Астрова, его прекрасный внутренний и внешний образ разрушаются самою жизнью.

  Уезжает из имения Серебряков с Еленой Андреевной.  Уезжает Астров, навсегда уходит он из жизни Сони. Но все  уже стало по-другому в их жизни. Навсегда ушли из нее  надежды.

  Чехову удалось в финале «Дяди Вани» выразить ту  красоту человеческого горя, которую, по его словам, «не  скоро еще научатся понимать и описывать и которую умеет  передавать, кажется, одна только музыка».

  168  литература  Мудрость финала пьесы заключается в том, что упоминание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» – это  упоминание о той жизни, которой заслуживают и Соня, и  дядя Ваня, и Астров, и множество «маленьких» людей,  тружеников, отдающих всю свою жизнь счастью других… 

А над всей этой беспросветной жизнью «маленьких»  людей, над темной, злой силой разрушения поднимается  чеховская мечта о той будущей жизни, когда все в человеке  будет прекрасно. И, как всегда у Чехова, представление о  прекрасном сливается с представлением о правде, о творческом труде. Правда и труд – основа, вечный живой  источник красоты.

И жизнь должна быть такою, чтобы  душевная сила, самопожертвование, самоотверженное трудолюбие не расхищались, не служили ложным кумирам,  чтобы не Серебряковы задавали тон в жизни, а Астровы,  дяди Вани, Сони могли украсить родную землю творческим, свободным трудом.

Источник: http://www.school-essays.info/tema-i-syuzhet-pesy-a-p-chexova-dyadya-vanya/

Пересказ содержания — А. П. Чехов — «Дядя Ваня»

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Серебряков Александр Владимирович, отставной профессор. Елена Андреевна, его жена, 27ми лет. Соня, его дочь от первого брака. ВошшЦкая Мария Васильевна, вдова тайного советника, мать первой жены профессора. Воиницкчй Иван Петрович, ее сын. АстрОв Михаил Львович, врач.

Телегин Илья Ильич, обедневший помещик. Мария – старая няня.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Астров и Марина вспоминают прежние годы, Астров жалуется, что его “затягивает жизнь”, повседневные заботы и обилие работы Он замечает, что чувства его совсем притупились, любит oil одну старую няню. Астров ужасается тому, что он столько работает без надежды на благодарность, без перспективы отдыха, а стало быть без всякого смысла.

Марина сетует на то, что после приезда в дом профессора Серебрякова и его молодой жены все в доме пошло наперекосяк: привычный распорядок дня нарушен, потому что Серебряков cmiT до полудня, зато потом ночью будит прислугу и требует корМить его Войннцкий развивает эту тему.

Он и Соня много лсТ работали в имении, выжимали из хозяйства максимум, отказывали себе в мелочах, чтобы больше денег направить профессору Они верили, что он гениален, что он великий человек, а теперь Войннцкий понимает, что Серебряков ничтожество.

“Двадцать пять лет он пережевывает чужие мысли о реализме, натурализме и всяком другом вздоре; двадцать пять лет читает и пишет о том, что умным давно известно, а для глупых неинтересно, значит, двадцать пять лет переливает из пустого в порожнее.

И в то же время какое самомнение! Какие претензии! Он вышел в отставку, и его не знает ни одна живая душа, он совершенно неизвестен, значит, двадцать пять лет он занимал чужое место”.

Войпицкий считает, что Елена должна изменить старому мужу, которого терпеть не может (по мнению Войницкого). Входят Елена, Соня, Мария Васильевна. Астров интересуется у Елены, можно ли видеть профессора, который посылал за ним по поводу своей болезни.

Елена отвечает, что накануне муж хандрил, а сегодня уже чувствует себя хорошо, так что, видимо, и принимать Астрова, проехавшего ради пего тридцать верст, он не станет. Мария Васильевна погружена в изучение какихто брошюр, которые ей “присылают”.

Она боготворит своего бывшего зятя, всех призывает “слушаться Александра”. Войиицкий постоянно вслух сокрушается о своей несложившейся жизни, несбывшихся мечтах, несостоявшемся предназначении, но не уточняет, в чем это предназначение состоит.

Астров любит лес, в свободное время сажает деревья, разрабатывает карту района, на которой отмечает состояние лесов уезда на протяжении последних пятидесяти лет.

Читайте также:  Краткое содержание бианки музыкант точный пересказ сюжета за 5 минут

Он ратует за сохранение лесов, за использование других способов отопления помещений (не дровами, а торфом), надеется, что вскоре люди поймут, что нельзя истреблять природу благодаря таким, как он сам. Об этом Астров рассказывает Елене.

Та мало что понимает, считает, что молодому доктору не пристало иметь такие странные увлечения. Напротив, Сопя, тайно влюбленная в Астрова, с воодушевлением относится ко всем начинаниям доктора. После ухода Астрова и Сони, которая отправляется его провожать, Войшщкий пытается объясниться в любви Елене, ругает Серебрякова.

Елену это утомляет. ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Ночь. Серебряков плохо себя чувствует, капризничает, не даёт спать Елене и Соне, которые по очереди дежурят возле него.

Серебряков попрекает Елену ее заботой, брюзжит, надоедает ей обещаниями вскоре умереть, требует еще большего внимания: “Всю жизнь работать для науки, привыкнуть к своему ка бинету, к аудитории, к почтенным товарищам и вдруг, ни с того, ни с сего, очутиться в этом склепе, каждый день видеть тут глупых людей, слушать ничтожные разговоры… Я хочу жить, я люблю успех, известность, шум, а тут как в ссылке”. Марина приходит сменить Елену и Соню.

Вопшщкий улучает минуту, чтобы оказаться наедине с Еленой и вновь принимается говорить о своих чувствах. Елена жалуется: “Неблагополучно в этом доме.

Ваша мать ненавидит все, кроме своих брошюр и профессора; профессор раздражен, мне не верит, вас боится; Соня злится на отца, злится на меня и не говорит со мной вот уже две недели; вы ненавидите мужа и открыто презираете свою мать; я раздражена и сегодня раз двадцать принималась плакать…

” Елене Войницкий противен, она уходит, а он принимается сокрушаться, почему не женился на ней сам, а предпочел носиться с Себряковым, как с писаной торбой, и забывать себя ради его науки. Вошедший Астров замечает, что Елена и впрямь роскошная женщина.

Он пьян; он сознается, что только в пьяном виде он понастоящему чувствует себя человеком делает сложнейшие операции, рисует планы будущего, верит, что приносит человечеству пользу. Соня умоляет Астрова больше не пить.

Астров говорит, что в доме Серебряковых можно задохнуться настолько воздух там пропитан взаимной ненавистью и праздностью. Даже для Елены Астров не находит оправданий: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… Она прекрасна, спора нет, но…. ведь она только ест, спит, гуляет, чарует нас всех своею красотой и больше ничего.

У нее нет никаких обязанностей, на нее работают другие… А праздная жизнь не может быть чистою”. Соня говорит Астрову один комплимент за другим, намекает на свое чувство к нему. Астров как бы не понимает, о чем o речь.

Между прочим, он замечает, что Еленой он мог бы увлечься, потому что она очень красива. Соня знает, что, хотя у нее много других достоинств (доброта, великодушие), она не может завоевать любовь Астрова, потому что внешне непривлекательна.

Елена предлагает Соне помириться, уверяет, что вышла за Серебрякова по любви, но не рассчитала свои силы и очень устала от капризов и брюзжания вечно недовольного старика.

Он даже не разрешает ей играть па фортепиано под предлогом своего плохого самочувствия, невзирая на то, что Елена закончила консерваторию и музыка ее профессия.

Соня просит Елену побеседовать с Астровым и узнать, может ли она, Соня, рассчитывать на взаимность. Елена и без беседы знает ответ, но соглашается выполнить просьбу падчерицы.

Елена приглашает Астрова в комнату, просит показать ей карты, составленные им, мало что понимает из страстного монолога доктора, ратующего за разумное и бережное отношение к природе, бранящего людей за то, что они не умеют распорядиться достижениями прогресса.

“Да, я понимаю, если бы на месте этих истребленных лесов легли шоссе, железные дороги, если бы тут были заводы, фабрики, школы, народ стал бы здоровее, богаче, умнее, но ведь тут ничего подобного! В уезде те же болота, комары, то же бездорожье, нищета, тиф, дифтерит, пожары…

Тут мы имеем дело с вырождением вследствие непосильной борьбы за существование; это вырождение от косности, от невежества, от полнейшего отсутствия самосознания, когда озябший, голодный, больной человек, чтобы спасти остатки жизни, чтобы сберечь своих детей, инстинктивно, бессознательно хватается за все, чем только можно утолить голод, согреться, разрушает все, не думая о завтрашнем дне… Разрушено уже почти все, но взамен не создано еще ничего”. Елена неумело переводит разговор на Соню и, убедившись в том, что Астров не питает к той никаких чувств, просит его перестать без необходимости бывать в доме.

Астров же называет Елену “милой хищницей”, решает, что разговор затеян для того, чтобы подразнить его. Он понимает, что начал чересчур часто бывать у Серебряковых изза Елены. Несмотря на клятвы Елены в том, что у нее и в мыслях не было ничего подобного, Астров назначает ей свидание и целует.

В это время входит Войницкий. Астров исчезает, а Елена объявляет, что уезжает из имения прочь и требует, чтобы Войницкий уговорил Серебрякова согласиться на немедленный отъезд.

Профессор собирает всех в одной комнате и объявляет, что намерен продать имение, потому что жить в деревне он не может, а средств на жизнь в городе ему не хватает. Серебряков просит совета домашних, ссылаясь на свою непрактичность.

Он предлагает купить небольшую дачу в Финляндии, а деньги от продажи имения поместить в процентные бумаги.

Войницкий выходит из себя. Он интересуется, куда деваться ему вместе со старой матерью и Соней; припоминает Серебрякову, сколько он работал на него без прибавки жалованья, не смея потратить лишнюю копейку на себя.

Наконец, Войницкий говорит, что на самом деле имение принадлежит Соне, которой оно досталось по завещанию матери, а стало быть именно Соня и должна решить, как поступить с имением. Мария Васильевна требует, чтобы Войницкий не противоречил Серебрякову, который, конечно же, лучше всех знает, как поступить.

Но Войницкий не унимается: в свое время он отказался от своей части наследства в пользу сестры, первой жены Серебрякова, сам титаническими усилиями вывел имение из долгов, наладил хозяйство.

Он заявляет, что Серебряков ноль в науке, что он погубил жизнь Войницкого, из которого “мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский”.

Все уговаривают Войннцкого не ссориться с профессором. Войницкий кидается в соседнюю комнату, хватает пистолет. Соня на коленях умоляет отца помириться с Войницкпм, потому что практически все из сказанного “дядей Ваней” правда. Серебряков идет к Войницкому, тот дважды стреляет в него, но промахивается.

Источник: http://ruslit.biz/pereskaz-soderzhaniya-a-p-chexov-dyadya-vanya/

«Дядя Ваня» краткое содержание

«Дядя Ваня» — пьеса А. П. Чехова завершена в 1896 году

«Дядя Ваня» главные герои

  • Серебряков Александр Владимирович — отставной профессор
  • Софья Александровна (Соня) — его дочь от первого брака, племянница дяди Вани
  • Елена Андреевна — его жена, 27 лет
  • Войницкая Мария Васильевна — вдова тайного советника, мать дяди Вани и первой жены профессора
  • Войницкий Иван Петрович — дядя Ваня, ее сын, шурин профессора
  • Астров Михаил Львович — врач
  • Телегин Илья Ильич — обедневший помещик
  • Марина — старая няня
  • Работник

Действие происходит в усадьбе первой жены профессора Серебрякова, где он временно вынужден жить, не имея возможности позволить себе достойную городскую квартиру. Много лет за усадьбой присматривает, ведёт всё хозяйство Иван Петрович Войницкий — дядя Ваня. Помогает ему дочь его умершей сестры и профессора Серебрякова — Соня.

Сам же профессор женился на молодой красивой даме — Елене Андреевне, утверждающей, что вышла за него по любви. У Елены Андреевны натянутые отношения с падчерицей Соней. Помогает семье по хозяйству старая няня — Марина. Также в этом имении живёт обедневший помещик Илья Ильич Телегин.

У профессора Серебрякова постоянные приступы подагры. В имение Серебряковых приезжает доктор Михаил Львович Астров.

Дядя Ваня завидует профессору во всём и не признаёт его учёности, хотя в прошлом боготворил его. Войницкий признаётся в любви Елене Андреевне.

Елене Андреевне нравится доктор, но также она подозревает, что Соня в этой связи что-то скрывает от неё. Ради этого Елена Андреевна решается на откровенный разговор с Астровым.

Тот признаётся ей, что с Соней у него только дружеские отношения, хоть она и любит его как мужчину. Астров в шутку предлагает Елене Андреевне тайно закрутить роман.

В это время профессор Серебряков собирает семейный совет, на котором предлагает членам семьи продать имение. Отец Войницкого купил его для сестры дяди Вани — денег едва хватало, и ради этого дядя Ваня отказался от наследства.

Он работал не покладая рук, чтобы не было долгов, и восхищённо перечитывал труды профессора. Имение сестра Войницкого завещала своей дочери — Соне.

Дядя Ваня понимает, что жизнь почти прошла зря, — назревает бунт прежнего слабовольного человека.

В семье разгорается скандал. В отчаянии Войницки припоминает Серебрякову все свои тяготы и лишения ради профессорской славы и пытается застрелить профессора.

Неожиданно доктор обнаруживает, что у него пропала баночка с морфием, и, подозревая в этом Войницкого, силой забирает морфий. Серебряковы немедленно решают уехать из имения.

Войницкий мирится с профессором и убеждает его, что он будет получать то же содержание, что и раньше. Серебряков и Елена Андреевна уезжают, а Соня и Войницкий остаются в имении. Позже уезжает и Астров.

Соня и Войницкий работают в кабинете, записывая счета.

Источник: http://ktoikak.com/dyadya-vanya-kratkoe-soderzhanie/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector