Краткое содержание дюрренматт визит старой дамы точный пересказ сюжета за 5 минут

«Визит старой дамы» краткое содержание

На свою родину, в маленький городок Гюллене, приезжает миллиардерша Клер Цаханасян. Когда-то она вынуждена была бежать, нищая и опозоренная. Теперь она готова подарить городу миллиард, но взамен требует жизнь своего бывшего возлюбленного, предавшего ее в трудную минуту…

Гюллене — провинциальный и запущенный городок, в котором, в свое время, было несколько промышленных предприятий, но со временем они обнищали, обанкротились и были закрыты, а жители городка постепенно стали нищать, опускаясь все ниже и ниже.

После этого Гюллене стал захолустьем, которое еще надо постараться найти. И вот сейчас, когда к ним приехала их бывшая горожанка, а теперь мультимиллаионерша Клара Цаханассьян, все жители стали возлагать на нее и ее приезд большие надежды.

Все, почему то, наделись, что она может позволить себе оставить городку несколько миллаионов на его обновление.

Поскольку жители желают, как можно больше повысить свои шансы на успех всей операции по «обработки» гостьи, они решают поручить это дела старому бакалейщику, которого звали Илла, и в юности у него и Клары был роман.

Клара прибыла на поезде, а поскольку в Гюллене составы останавливались крайне редко, она, не задумываясь, использует стоп-кран. После остановки перед жителями городка появляется сама Клара, во всей красе, а за ней следует ее свита.

У Клары не было одной ноги — она потеряла ее в автокатастрофе, у нее не было одной руки, ее она оставила в больнице после авиакатастрофы. Однако превосходные протезы заменяли ей недостающие органы.

Свита Клары состояла из ее мужа — седьмого по счету, дворецкого, двух огромных громил, которые неизменно жевали жвачку и несли за ней роскошный паланкин, а также кучи горничных, и двух слепцов, одного звали Коби, а другого Лоби.

Багаж, который неустанно следовал за Кларой, состоял из огромного количества различных чемоданов, а также клетки, в которой находился настоящий барс и шикарного гроба.

Выйдя на станции, Клара останавливается напротив полицейского и спрашивает его о том, умеет ли он вовремя закрыть глаза на то, что происходит. Далее она интересуется у священника по вопросу отпускания грехов осужденных к смерти, а на замечание, что смертную казнь отменили, она отвечает, что вероятно надо вменить обратно.

В один из дней Клара решила вместе с Иллом обойти все места, где когда-то кипели связывающие их страсти. Они посетили Конрадов лес — именно здесь они любили друг друга и целовались.

Однако потом, как вспоминает неожиданно Клара, Илла выбрал в жены Матильду Блюмхард, хотя точнее будет сказать не ее, а ее молочную лавку. После этого Клара вышла за Цаханассьяна, а точнее — за его миллаиарды. Сам миллаиардер повстречал ее в публичном доме Гамбурга.

Вспоминая о прошлом, Клара курит, а Илла ностальгируя и желая вернуть давно ушедшие дни, просит Клару помочь ее городу в материальном плане. Женщина обещает.

После прогулки по лесу они вернулись в город. Бургомистр устроил в честь важной особы праздничный обед и во время его Клара вдруг объявляет, что подарит родному городу миллиард, причем, пятьсот миллионов на сам город, а вторую половину нужно будет разделить между всеми жителями поровну. Только она замечает о том, что у нее имеется одно условие, а именно, должно свершиться правосудие.

После этого, он просит своего дворецкого выйти и тогда жители неожиданно узнают в нем Хофера — бывшего окружного судью, который когда-то давно, а прошло уже сорок пять лет, был городским судьей в Гюллене. Бывший судья начинает говорить, и напоминает о давно ушедшем в прошлое судебном процессе.

Тогда, во время заседания, слушалось дело, суть которого заключалась в следующем: Клары Вешер, так звали тогда госпожу Клару, была беременна от Иллаа. Но во время суда он смог предоставить двух лжесвидетелей, которые под присягой поклялись, что тоже переспали с Кларой и потому отцом ребенка не обязательно должен быть Илла.

В конце концов, Клару выгнали из города, и она оказалась в публичном доме. Девочка, которую она родила, умерла в детском приюте, поскольку ее у матери отобрали. Именно тогда Клара дала клятву, что вернется и отомстит. Когда она стала богатой, то велела найти двух лжесвидетелей, после чего, ее громилы оскопили, а затем ослепили их. Теперь они постоянно при ней.

Сейчас же Клара требует свершения правосудия. Она обещает, что город получит миллиард, в случае, если кто-нибудь убьет Илла.

Выслушав все, бургомистр с достоинством и от лица всех жителей города, отказывается от предложения, после чего говорит, что они все христиане, а потому не принимают предложение. Лучше быть нищими, говорит бургомистр, чем палачами. Клара выслушала и говорит, что может и подождать.

В местной гостинице под названием «Золотой апостол» снят отдельный номер, в котором стоит гроб, который Клара привезла с собой. Громилы каждый день несут с вокзала новые венки и цветочные букеты.

Вскоре после собрания в магазин к Иллу приходят женщины и просят дать им молока, белого хлеба, масла. Такой роскоши они себе уже давно не позволяли. Причем, все получить женщины хотели бы в долг. Проходит немного времени и приходят новые покупатели.

Они тоже покупают в долг. Илла начинают мучить сомнения.

Черный барс, которого Клара привезла с собой в клетке, сбегает. Важно заметить, что в юности Клара звала черным барсом Илла. Жители городка опасаются и начинают ходить по городу с оружием. Сама атмосфера в городе начинает накаляться, и Илла, чувствуя это, идет в полицию и к бургомистру.

Он просит защиты и ареста Клары, за то, что она подстрекает на убийство. Однако ему советуют успокоиться и не принимать все близко к сердцу, тем более ни кто из жителей не принял предложение миллаиардерши. В тоже время Илла вдруг видит, что у полицейского новые ботинки, а бургомистра появился новый галстук.

После этого Илла видит, как горожане покупают себе новую домашнюю технику, машины, телевизоры. Почувствовав, чем это может закончиться, Илла решает уехать. До самого вокзала он идет в сопровождение дружественно настроенной толпы горожан, но сесть в поезд она так и не решился, поскольку боялся, что его сразу схватят и убьют.

Черного барса, который сбежал от Клары, наконец, нашли и пристрелили.

Однажды к Кларе пришли местный врач и учитель, они говорят, что город в отчаянном положении. Жители набрали много товаров в долг, и теперь пришло время платить. Единственное о чем они просят — это дать им кредит, тогда бы они смогли запустить производство предприятий.

Они уверяли купить сами предприятия и разработать залежи руды в местных лесах, кроме всего прочего, можно добывать нефть в долине. Также учитель и врач пытались убедить, что выгоднее вложить миллионы под проценты, чем просто так отдать миллиард. Клара говорит, что весь этот город давно уже ее собственность и единственное чего она хочет — мести.

Она не может забыть то, как жители смеялись в след девочке, которую выгоняли из своего города, обрекая на смерть.

Жители тем временем начинают принимать все более зажиточный облик и непрестанно гуляют на свадьбах Клары, которая чередует их с разводами. Само общественное мнение складывается далеко не в пользу несчастного Илла.

Бургомистр в беседе с Илом предлагает снять грех с горожан и покончить с собой, но он отказывается это делать. Проходит собрание городской общины и люди принимают решение убить Илла.

Сам Илла уже почти смерился со своей судьбой.

Перед самым собранием Илла приходит к Кларе. Женщина признается ему, что она все еще любит его, однако само это чувство стало похожим на камень, как и она сама стала окаменевшей. Клара говорит, что она увезет его тело на море, там у нее имение, и она построит для него мавзолей.

Вечером, когда кончилось собрание, мужчины лишают жизни несчастного Илла. Они говорят, что поступают так во имя справедливости и не преследуют корыстных целей. Клара держит слово и выписывает чек, после чего отдает его бургомистру. Под восхищенные возгласы толпы она покидает город.

Трубы заводов дымят над ожившем городом.

Источник: http://kratkoe.com/vizit-staroy-damyi-kratkoe-soderzhanie/

Аллегорически-моральное содержание сюжета драмы «Визит старой дамы»

В эссе «Проблемы театра» Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее удачной формой для освещения конфликтов современности есть трагикомедия.

Гротескные преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы присущи трагикомедии, разрешают, по его мнению, изобразить не только настоящую природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости.

«Гротеск — одна из широких возможностей быть точным», — говорил он. Итак, не случайно его наилучшая пьеса «Визит старой дамы» написана именно в таком жанре.

Много писателей в своих произведениях старались раскрыть причины преобразования обычного человека в убийцу.

Но тяжело назвать хотя бы одно произведение, где это происходит не с одним человеком, а сразу со всеми жителями целого города. Ф.

Дюрренматт в своей пьесе старается понять саму способность людей принимать преступление за норму, раскрывает социальные и психологические причины, которые объясняют инертность или откровенное содействие злу.

«Мы присутствуем в одном из наибольших социальных экспериментов нашей эпохи», — говорит радиокомментатор в пьесе. Так, сюжет пьесы оборачивается вокруг события, действительно весьма похожей на эксперимент: в небольшой городок Гюллена приезжает старая и очень зажиточная дама, которая предлагает подарить городу миллиард за убийство бывшего любовника.

Когда-то Иль предал Клер Цаханесин и отказался от отцовства, купив за литр водки двух лжесвидетелей, не догадываясь, что наказание может постичь его через много лет. Но настоящий конфликт пьесы не в этой истории любви, а в том, как именно и почему жители Гюллена соглашаются совершить убийство.

Клер выступает в роли катализатора конфликта между обществом и личностью.

Гюллен — маленький городок, который находится в состоянии упадка. Даже поезда по обыкновению не останавливаются на станции, но жители помнят о лучших временах, когда Гюллен был «одним из первых в стране» и даже «в Европе». В этом городе живут обычные люди. В авторском комментарии к пьесе Дюрренматт умышленно делал ударение на том, что «они именно такие, как и мы».

Клер, уверенная в том, что за деньги можно купить все, обещает подарить миллиард за убийство Иля. Сначала бургомистр делает вид, что предложение его привело в негодование («Лучше быть нищим, чем палачом»), другие люди или не воспринимают ситуацию серьезно, или почти искренне протестуют против преступления. Но со временем отношение к будущему событию постепенно изменяется.

Показательным есть смена отношения учителя, который сначала осуждает действия Клер, но постепенно становится одним из наиболее активных участников преступления, так как «соблазн весьма большой, а наша бедность весьма горька». Но он, в отличие от других, хотя бы понимает, что творится именно преступление, — большинство обманывают сами себя, ищут моральные оправдания убийству.

Дескать, убить Иля надо ради подъема общей нравственности, восстановления справедливости и т.п.. Конечно, настоящей причиной есть обещанные деньги. Никто не замечает собственного лицемерия. Создается впечатление, что достаточно нескольких демагогических заявлений — и оправдать можно будь-что. «Умер от радости», — утверждает бургомистр после того, как толпа набросилась на Иля.

Именно толпа: убивают Иля всем вообще.

«Однако нет ничего ужаснее бедности, так как в ней нет благородства», — уверяет хор в финале.

Бедность материальная дополняется у обывателей бедностью морали или вообще бедностью души. Даже Иль, который отнюдь не был порядочным человеком, на общем фоне становится похожим на героя перед финалом пьесы.

Читайте также:  Краткое содержание о. генри фараон и хорал точный пересказ сюжета за 5 минут

Что ужаснее: выдвинутое Клер условие или это «оправданное» убийство? Прямо этот вопрос не ставится, но ход событий пьесы намекает, что худшим есть само оправдание преступления перед его осуществлением, так как оно потенциально открывает возможность новым подобным преступлениям и даже большим. У Клер были «личные причины» для мести, а жители Гюллена просто продали за деньги свои принципы.

Но снова таки в комментарии к пьесе Дюрренматт подчеркивает: «Эти люди тоже не воры», они просто слабовольные, легкомысленные, верят, что «все пройдет». Итак, объектом осуждения автора были не отдельные поступки подобных людей, а сам принцип эгоистически равнодушного отношения к справедливости.

Можно прибавить, что большинство масштабных преступлений в реальной жизни, если внимательнее присмотреться, осуществляется по похожему принципу: кто-то первым дает «моральное» оправдание, кто-то просто устраняется от решения моральной проблемы, а в результате все становятся соучастниками (не имеет значения — активными или пассивными).

Это делает содержание пьесы аллегорическим: в ней идется не только о конкретном убийстве, а о механизмах, которые заставляют обычных людей незаметно для самих себя становиться соучастниками любых преступлений.

Бедность и унижения, с одной стороны, соблазн – с другой, а результат: преступление совершено, и еще одно вранье получило право на жизнь.

Выводя убийство за границы отдельного конфликта между отдельными лицами, Ф. Дюрренматт заставляет нас задуматься в том числе и над природой собственных поступков.

Практически у каждого из жителей Гюллена была возможность на самом деле выступить за законность, но этого не произошло. Они получили свои деньги, но потеряли кое-что большее: совесть и душу.

Преступление тянет за собой другое преступление, за которое придется отвечать, отныне к каждому может прийти такая старая дама.

Или следует когда-то положить край молчаливому соучастию в преступлениях?

(1 votes, average: 5,00

Источник: http://school-essay.ru/allegoricheski-moralnoe-soderzhanie-syuzheta-dramy-vizit-staroj-damy.html

Визит старой дамы

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена.

Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она оставит родному городу несколько миллионов на его обновление.

«Обрабатывать» гостью, пробуждать в ней ностальгию по былым временам, проведенным ею в Гюллене, жители города доверяют шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман.

Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран и появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближенных, состоящей из ее седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущих ее паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби.

У нее нет левой ноги, которую она потеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части тела заменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количества чемоданов, клетки с черным барсом и гроба.

Клара проявляет интерес к полицейскому, любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе, и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговоренным к смерти.

На его ответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что ее, вероятно, снова придется ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение.

Клара решает вместе с Иллом обойти все те места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес.

Тут они целовались и любили друг друга, а потом Илл женился на Матильде Блюмхард, точнее, на ее молочной лавке, а Клара вышла замуж за Цаханассьяна, за его миллиарды. Тот нашелее в гамбургском публичном доме. Клара курит.

Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать.

Они возвращаются из леса в город. На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии — при условии свершения правосудия.

Она просит своего дворецкого выйти вперед, и жители узнают в нем окружного судью Хофера, который сорок пять лет назад был судьей города Гюллена. Он напоминает им о судебном процессе, состоявшемся в те времена, Клара Вешер, как звали госпожу Цаханассьян до замужества, ждала ребенка от Илла.

Однако тот привел на суд двух лжесвидетелей, которые за литр водки показали, что тоже спали с Кларой, так что отцом ожидаемого Кларой ребенка якобы не обязательно является ила.

Клару выгнали из города, она попала в публичный дом, а ребенок, девочка, родившаяся у нее, умерла через год после рождения на руках у чужих людей, в детском доме, в который, согласно закону, ее поместили.

Тогда Клара поклялась, что вернется когда-нибудь в Гюллен и отомстит за себя. Разбогатев, она велела разыскать тех лжесвидетелей, которые, поих словам, являлись ее любовниками, и приказала своим громилам оскопить и ослепить их. С тех пор они живут рядом с ней.

Клара требует, чтобы свершилось, наконец, правосудие. Она обещает, что город получит миллиард, если кто-нибудь убьет Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена — христиане и во имя гуманизма отвергают ее предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара уверяет, что готова подождать.

В гостинице «Золотой апостол» в отдельном номере стоит привезенный Кларой гроб. Ее громилы ежедневно носят с вокзала в гостиницу все новые и новые траурные венки и букеты.

В магазин Илла входят две женщины и просят продать им молока, масла, белого хлеба и шоколада. Подобной роскоши они никогда себе не позволяли. Причем получить все это они хотят в кредит. Следующие покупатели просят дать им коньяку и самого лучшего табака, и тоже в кредит. Илл начинает прозревать и, страшно волнуясь, спрашивает, чем все они собираются расплачиваться.

Тем временем из клетки Клары, которая уже успела сменить седьмого мужа на восьмого, киноактера, сбегает черный барс. Надо сказать, что в молодости Илла она тоже называла «своим черным барсом». Все жители Гюллена принимают меры предосторожности и ходят по городу с оружием. Атмосфера в городе накаляется. Илл чувствует себя загнанным в угол.

Он идет к полицейскому, к бургомистру, к священнику и просит их защитить его, а Клару Цаханассьян арестовать за подстрекательство к убийству. Все трое советуют ему не принимать случившееся близко к сердцу, ибо никто из жителей не принял предложение миллиардерши всерьез и не собирается его убивать. Илл, однако, замечает, что на полицейском тоже новые ботинки, а во рту золотой зуб.

Бургомистр красуется в новом галстуке. Дальше — больше: горожане начинают покупать себе стиральные машины, телевизоры, автомобили. Илл чувствует, к чему идет дело, и хочет уехать на поезде. До вокзала его провожает толпа с виду доброжелательных горожан.

Илл, однако, так и не решается войти в поезд, потому что боится, что, как только он окажется в вагоне, его сразу же схватит кто-нибудь из них. Черного барса наконец подстреливают.

К Кларе приходят городской врач и школьный учитель. Они сообщают ей, что город находится в критическом положении, поскольку их сограждане слишком много себе накупили, и теперь настал час расплаты. Они просят дать им кредиты, чтобы возобновить деятельность предприятий города.

Предлагают ей купить их, разработать залежи железной руды в Конрадовом лесу, добывать нефть в долине Пюкенрид. Аучше вложить по-хозяйски миллионы под проценты, чем выбросить на ветер целый миллиард. Клара сообщает, что город и так уже давно целиком принадлежит ей.

Она хочет лишь отомстить за ту рыжую девчонку, которая дрожала от холода, когда жители прогоняли ее из города и смеялись ей вслед.

Горожане же тем временем веселятся на свадьбах Клары, которые она устраивает одну за другой, чередуя их с бракоразводными процессами. Они приобретают все более и более зажиточный и элегантный вид. Общественное мнение складывается не в пользу Илла.

Бургомистр беседует с Иллом и просит его, как порядочного человека, покончить с собой собственноручно и снять грех с горожан. Илл отказывается это сделать. Однако с неизбежностью своей участи он, похоже, уже почти смирился.

На собрании городской общины горожане единодушно принимают решение покончить с Иллом.

Перед собранием Илл беседует с Кларой, которая признается, что до сих пор любит его, но эта любовь, как и она сама, превратилась в окаменевшее чудовище.

Она собирается отвезти его тело на берег Средиземного моря, где у нее есть имение, и поместить его в мавзолей.

Тем же вечером, после собрания, мужчины окружают Илла и лишают его жизни, уверяя, что делают это лишь во имя торжества справедливости, а не из корысти.

Клара выписывает бургомистру чек и под восхищенно-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание “Визит старой дамы” не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/vizit-staroy-damy

Аллегорически-моральное содержание сюжета драмы «Визит старой дамы»

В эссе «Проблемы театра» Фридрих Дюрренматт утверждал, что наиболее удачной формой для освещения конфликтов современности является трагикомедия.

Гротескные преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы, которые присущи трагикомедии, позволяют, по его мнению, изобразить не только настоящую природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости. «Гротеск – одна из широких возможностей быть точным», – говорил он.

Итак, не случайно его наилучшая пьеса «Визит старой дамы» написана именно в таком жанре. Много писателей в своих произведениях старались раскрыть причины преобразования обычного человека в убийцу. Но тяжело назвать хотя бы одно произведение, где это происходит не с одним человеком, а сразу со всеми жителями целого города. Ф.

Дюрренматт в своей пьесе старается понять саму способность людей принимать преступление за норму, раскрывает социальные и психологические причины, которые объясняют инертность или откровенное содействие злу.

«Мы присутствуют при одном из наибольших социальных экспериментов нашей эпохи», – говорит радиокомментатор в пьесе. Сюжет пьесы развивается вокруг события, действительно весьма похожего на эксперимент: в небольшой город Гюллен приезжает старая и очень зажиточная дама, которая предлагает подарить городу миллиард за убийство бывшего любовника.

Когда-то Иль предал Клер Цаханесин и отказался от отцовства, купив за литр водки двух лжесвидетелей, не догадываясь, что наказание может настичь его через много лет. Но настоящий конфликт пьесы не в этой истории любви, а в том, как именно и почему жители Гюллена соглашаются совершить убийство. Клер выступает в роли катализатора конфликта между обществом и личностью.

Гюллен – маленький городок, который находится в состоянии упадка. Даже поезда по обыкновению не останавливаются на станции, но жители помнят о лучших временах, когда Гюллен был «одним из первых в стране» и даже «в Европе». В этом городе живут обычные люди. В авторском комментарии к пьесе Дюрренматт умышленно делал ударение на том, что «они именно такие, как и мы».

Клер, уверенная в том, что за деньги можно купить все, обещает подарить миллиард за убийство Иля.

Сначала бургомистр делает вид, что предложение его привело в негодование («Лучше быть нищим, чем палачом»), другие люди или не воспринимают ситуацию серьезно, или почти искренне протестуют против преступления. Но со временем отношение к будущему событию постепенно изменяется.

Показным является смена отношения учителя, который сначала осуждает действия Клер, но постепенно становится одним из наиболее активных участников преступления, так как «соблазн весьма большой, а наша бедность весьма горька».

Читайте также:  Краткое содержание братья карамазовы достоевского точный пересказ сюжета за 5 минут

Но он, в отличие от остальных, хотя бы понимает, что творится именно преступление, – большинство обманывает самих себя, ищут моральные оправдания убийству.

Дескать, убить Иля надо ради подъема общей нравственности, восстановления справедливости и т.п. Конечно, настоящей причиной являются обещанные деньги. Никто не замечает собственного лицемерия. Создается впечатление, что достаточно нескольких демагогических заявлений – и оправдать можно все, что угодно.

«Умер от радости», – утверждает бургомистр после того, как толпа набросилась на Иля. Именно толпа: убивают Иля все, сообща. «Однако нет ничего хуже, чем бедность, так как в ней нет благородства», – уверяет хор в финале. Бедность материальная дополняется у обывателей бедностью морали и вообще души.

Даже Иль, который отнюдь не был порядочным человеком, на общем фоне становится похожим на героя перед финалом пьесы.

Что страшнее: предложенное Клер или вот «оправдано» убийство? Прямо этот вопрос не ставится, но ход событий пьесы намекает, что хуже есть само оправдание преступления перед его осуществлением, так как оно потенциально открывает возможности новым подобным преступлениям и даже большим. У Клер были личные причины для мести, жители Гюллена просто продали за деньги свои принципы.

Но снова же таки в комментарии к пьесе Дюрренматт подчеркивает: «Эти люди тоже не воры», они просто слабы духом, они легкомысленные, верят, что «все пройдет». Итак, объектом осуждения автора были не отдельные поступки подобных людей, а сам принцип эгоистически равнодушного отношения к справедливости.

Можно добавить, что большинство масштабных преступлений в реальной жизни, если внимательнее присмотреться, осуществляется по похожему принципу: кто-то первым дает «моральное» оправдание, кто-то просто устраняется от решения моральной проблемы, а в результате все становятся соучастниками (не имеет значения – активными или пассивными).

Это делает содержание пьесы аллегорическим: в ней говорится не только о конкретном убийстве, а о механизмах, которые заставляют обычных людей незаметно для самих себя становиться соучастниками любых преступлений. Бедность и унижения, с одной стороны, соблазн – с другой, а результат: преступление совершенно, и еще одно вранье получило право на жизнь.

Выводя убийство за границы отдельного конфликта между отдельными лицами, Ф. Дюрренматт заставляет нас задуматься, в том числе и над природой собственных поступков.

Практически каждый из жителей Гюллена имел возможность на самом деле выступить за законность, но этого не произошло. Они получили свои деньги, но потеряли кое-что большее: совесть и душу.

Преступление влечет за собой другое преступление, за которое придется отвечать, отныне к каждому может прийти такая старая дама.

А не следует ли когда-нибудь положить край молчаливому соучастию в преступлениях?

Источник: http://www.school-essays.info/allegoricheski-moralnoe-soderzhanie-syuzheta-dramy-vizit-staroj-damy/

«Визит старой дамы» Дюрренматта в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Действие происходит в захолустном швейцарском городке Гюллене в 50-е гг. XX в. В городок приезжает старая мультимиллионерша Клара Цаханассьян, урожденная Вешер, бывшая жительница Гюллена.

Некогда в городке работало несколько промышленных предприятий, но один за другим они обанкротились, и городок пришел в полнейшее запустение, а его жители обнищали. Обитатели Гюллена возлагают большие надежды на приезд Клары. Они рассчитывают, что она оставит родному городу несколько миллионов на его обновление.

«Обрабатывать» гостью, пробуждать в ней ностальгию по былым временам, проведенным ею в Гюллене, жители города доверяют шестидесятилетнему бакалейщику Иллу, с которым у Клары в юности был роман.

Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран и появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближенных, состоящей из её седьмого мужа, дворецкого, двух громил, все время жующих жвачку и несущих её паланкин, горничных и двух слепцов Коби и Лоби.

У нее нет левой ноги, которую она потеряла в автокатастрофе, и правой руки, утраченной в авиакатастрофе. Обе эти части тела заменяют первоклассные протезы. За ней следует багаж, состоящий из огромного количества чемоданов, клетки с черным барсом и гроба.

Клара проявляет интерес к полицейскому, любопытствуя, умеет ли он закрывать глаза на то, что происходит в городе, и священнику, спрашивая его, отпускает ли он грехи приговоренным к смерти.

На его ответ, что в стране смертная казнь отменена, Клара высказывает мнение, что её, вероятно, снова придется ввести, чем повергает жителей Гюллена в недоумение.

Клара решает вместе с Иллом обойти все те места, где некогда бурлила их страсть: Петеров сарай, Конрадов лес.

Тут они целовались и любили друг друга, а потом Илл женился на Матильде Блюмхард, точнее, на её молочной лавке, а Клара вышла замуж за Цаханассьяна, за его миллиарды. Тот нашел её в гамбургском публичном доме. Клара курит.

Илл мечтает о возврате давно минувших дней и просит Клару помочь родному городу материально, что она и обещает сделать.

Они возвращаются из леса в город. На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард: пятьсот миллионов городу и пятьсот миллионов разделит поровну между всеми жителями, но при одном условии — при условии свершения правосудия.

Она просит своего дворецкого выйти вперед, и жители узнают в нем окружного судью Хофера, который сорок пять лет назад был судьей города Гюллена. Он напоминает им о судебном процессе, состоявшемся в те времена, Клара Вешер, как звали госпожу Цаханассьян до замужества, ждала ребенка от Илла.

Однако тот привел на суд двух лжесвидетелей, которые за литр водки показали, что тоже спали с Кларой, так что отцом ожидаемого Кларой ребенка якобы не обязательно является Илла.

Клару выгнали из города, она попала в публичный дом, а ребенок, девочка, родившаяся у нее, умерла через год после рождения на руках у чужих людей, в детском доме, в который, согласно закону, её поместили.

Тогда Клара поклялась, что вернется когда-нибудь в Гюллен и отомстит за себя. Разбогатев, она велела разыскать тех лжесвидетелей, которые, по их словам, являлись её любовниками, и приказала своим громилам оскопить и ослепить их. С тех пор они живут рядом с ней.

Клара требует, чтобы свершилось, наконец, правосудие. Она обещает, что город получит миллиард, если кто-нибудь убьет Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена — христиане и во имя гуманизма отвергают её предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара уверяет, что готова подождать.

В гостинице «Золотой апостол» в отдельном номере стоит привезенный Кларой гроб. Её громилы ежедневно носят с вокзала в гостиницу все новые и новые траурные венки и букеты.

В магазин Илла входят две женщины и просят продать им молока, масла, белого хлеба и шоколада. Подобной роскоши они никогда себе не позволяли. Причем получить все это они хотят в кредит. Следующие покупатели просят дать им коньяку и самого лучшего табака, и тоже в кредит. Илл начинает прозревать и, страшно волнуясь, спрашивает, чем все они собираются расплачиваться.

Тем временем из клетки Клары, которая уже успела сменить седьмого мужа на восьмого, киноактера, сбегает черный барс. Надо сказать, что в молодости Илла она тоже называла «своим черным барсом». Все жители Гюллена принимают меры предосторожности и ходят по городу с оружием. Атмосфера в городе накаляется. Илл чувствует себя загнанным в угол.

Он идет к полицейскому, к бургомистру, к священнику и просит их защитить его, а Клару Цаханассьян арестовать за подстрекательство к убийству. Все трое советуют ему не принимать случившееся близко к сердцу, ибо никто из жителей не принял предложение миллиардерши всерьез и не собирается его убивать. Илл, однако, замечает, что на полицейском тоже новые ботинки, а во рту золотой зуб.

Бургомистр красуется в новом галстуке. Дальше — больше: горожане начинают покупать себе стиральные машины, телевизоры, автомобили. Илл чувствует, к чему идет дело, и хочет уехать на поезде. До вокзала его провожает толпа с виду доброжелательных горожан.

Илл, однако, так и не решается войти в поезд, потому что боится, что, как только он окажется в вагоне, его сразу же схватит кто-нибудь из них. Черного барса наконец подстреливают.

К Кларе приходят городской врач и школьный учитель. Они сообщают ей, что город находится в критическом положении, поскольку их сограждане слишком много себе накупили, и теперь настал час расплаты. Они просят дать им кредиты, чтобы возобновить деятельность предприятий города.

Предлагают ей купить их, разработать залежи железной руды в Конрадовом лесу, добывать нефть в долине Пюкенрид. Лучше вложить по-хозяйски миллионы под проценты, чем выбросить на ветер целый миллиард. Клара сообщает, что город и так уже давно целиком принадлежит ей.

Она хочет лишь отомстить за ту рыжую девчонку, которая дрожала от холода, когда жители прогоняли её из города и смеялись ей вслед.

Горожане же тем временем веселятся на свадьбах Клары, которые она устраивает одну за другой, чередуя их с бракоразводными процессами. Они приобретают все более и более зажиточный и элегантный вид. Общественное мнение складывается не в пользу Илла.

Бургомистр беседует с Иллом и просит его, как порядочного человека, покончить с собой собственноручно и снять грех с горожан. Илл отказывается это сделать. Однако с неизбежностью своей участи он, похоже, уже почти смирился.

На собрании городской общины горожане единодушно принимают решение покончить с Иллом.

Перед собранием Илл беседует с Кларой, которая признается, что до сих пор любит его, но эта любовь, как и она сама, превратилась в окаменевшее чудовище. Она собирается отвезти его тело на берег Средиземного моря, где у нее есть имение, и поместить его в мавзолей.

Тем же вечером, после собрания, мужчины окружают Илла и лишают его жизни, уверяя, что делают это лишь во имя торжества справедливости, а не из корысти.

Клара выписывает бургомистру чек и под восхищенно-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен, где уже вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/5749-vizit-staroy-dami-dyurrenmatta-v-kratkom-izlojenii

Малый театр России. Ф. Дюрренматт. “Визит старой дамы”

Посетил Малый театр России и посмотрел пьесу Ф.Дюрренматта «Визит старой дамы».

Выбор пьесы и театра был обусловлен тем, что в Малом Театре, на основной сцене, я не был примерно десяток лет и мне скорее захотелось посмотреть сам театр, ремонт, который там сделали и вспомнить, если получиться то, как когда-то меня будоражили исторические драмы, которые я там смотрел и трогательные трагедии Шиллера. Конечно, сыграло свою роль и то, что Малый театра, как и Большой представляет идеальный сервис покупки электронных билетов. Нет сайтов двойников, как в МАМТ или Театре Наций, который стали просто источником паразитирования разнообразного ворья. Стыдно очень за их художественных, в том числе руководителей. Свою роль сыграло и то, что режиссером постановщиком является Илан Ронен, что, по моему мнению, должно привнести было свежую струю в слишком классический театр.

Илан Ронен израильский режиссер, который почти 15 лет возглавляет театр «Габима». Много работает в России. Он ставил в Малом театре «Мещанин во дворянстве» в 1990 году. В 2016 году привозил в Александринский театр пьесу того же Мольера «Скупой». Я видел запись его спектакля «Железная дорога в Дамаск» в общем выбор состоялся и благодаря Илану Ронену.

Фридрих Дюрренматт явление уникальная, он швейцарец. Много ли вы знаете выдающихся деятелей из этой крайне богатой и очень особенно страны? А вот Дюрренматт явление настолько выдающееся, что, говоря о немецком театре или литературе его не упомянуть просто невозможно. Его пьесы настолько, что существует долгая традиция сравнивать пьесы и театр Дюрренматт и Бертольда Брехта.

Это при том, что Дюрренматт, для меня уж точно скорее прозаик, чем драматург. В общем я, конечно не мог пропустить его пьесы. Это как Брехт, которого я смотрел даже в приспособленной подсобке, где сейчас работает театр «Эрмитаж». Не случайно кстати я вспомнил пьесу «Мамаша Кураж и ее дети» Брехта.

Первую роль в «Визит старой дамы» играла актриса, которая сыграла первую главную роль в этой пьесе Брехта.

Пьеса «Визит старой дамы» не просто известна. Это в общем самая известная пьеса Д.рренматта, которая наряду с «Физики» и «Ромул Великий» обошла все мировые сцены. Например, существует пять фильмов по сюжету этой пьесы.

Их снимали в СССР- Дюрренматт был другом СССР пока не посетил съезд Советский Писателей. Снимали даже в Сенигале и крошечной Эстонии. На российской театральной сцене было девять постановок, причем только за последние пять лет шесть.

Сейчас в «Электротеатре Станиславский» идет этот спектакль режиссера Добровольского.

Поэтому пересказ сюжета оправда больше, чем рассказ об актерах. Актер с России слишком зависим и напишешь о нем, что-то хорошее, а завтра он станет доверенным лицом Путина и стыдно очень. В центре сюжета приезд олигарха Клары Цаханассьян (героиня Л.

Титовой, которая народный артист) в город Гюллен жители, которого прозябают в удивительной нищете. Клара по мнению города должна их спасти. В роли переговорщика выставляют ее друга детства, Альфреда Илла (В.Бочкарева, который не менее народный артист). Он убеждает Клару, что городу надо дать денег.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов говарда филлипса лавкрафта за 2 минуты

Но всеобщее и особенно его ликование заканчивается. Клара вспоминает, как 40 лет назад Альфред Илл отказался признать отцовство их ребенка и представил в суд двух лжесвидетелей. Это вынудило ее отдать ребенка в приемную семью, где девочка умерла, а Клару отправило на панель.

Именно занимаясь проституцией она и нашла своего мужа Цахханассьяна и стала тем, кем стала. Представив городу доказательство своих слов, она предложила жителям миллиард долларов за труп Альфреда Илла.

Далее все предсказуемо. Жители отказываются, прикрываясь гуманизмом. Однако, начинают усиленно потреблять в кредит. Даже семья Альфреда, собственно он женился на лавочнице только ради денег потому, что Клару любил. Но деньги любил больше.

Перед сходом жителей он пытается убить Клару потому, что все еще больше всего любит деньги, как и жители его города, который казнят его. Особенно хорош учитель, который так трогательно вещал о гуманизме, но в итоге не менее трогательно требовал наказать виновных. Ну и мэр городка (герой А.

Клюквина не менее и не более прочих народного артиста) очень хорош, честен и убедителен. В общем я вижу в этом художественное доказательства правоты Фрэнсиса Фукуями «Конец истории». Конец истории действительно наступил.

Трогает только трагическая фигура Клары, это единственный порядочный человек, который оставил в своем сердце романтические представления о любви и верности. Правда верность мужчины возможна только, когда тот мертв, а что же делать Кларе? Она приготовила своему любимому на Капри прекрасную могилу…

Что сказать? Ремонт изменил театр так, что я его не узнал и в общем не получил ностальгических уколов. Все примерно, как в НОВАТ, которым стал Новосибирский театр оперы и балета.

Наверно я живу слишком долго… Спектакль не то, что бы особенно тронул, все понятно и предсказуемо очень.

Образ Клары, как последнего романтика нашего времени заставляет много думать о том, что такое любовь и как ее искать.

Источник: http://splendorvitae.ru/blog/teatr/malyj-teatr-rossii-f-dyurrenmatt-vizit-staroj-damy

Анализ и краткое содержание «Визита старой дамы» Дюрренматта

Фридрих Дюрренматт – известный швейцарский немецкоязычный драматург, прозаик и публицист. Он является лауреатом множества литературных премий: Мольеровской, Шиллеровской, австрийской Государственной премии.

Краткая биография

Родился этот великий человек 5 января 1921 года в деревне Конольфинген, недалеко от кантона Берн. Через три года в семье появляется младшая дочь Врони. Из-за материального кризиса в 1935 году семья вынуждена была переехать в Берн.

Отец Фридриха был сельским пастором. В связи с этим мальчик воспитывался очень строго, что ограждало его от общества сверстников. Возможно, это и повлияло на развитие его талантов: с раннего возраста он начал рисовать и писать.

Для всех своих произведений иллюстрации он создавал собственноручно.

В 1935 году Фридрих поступил в Свободную гимназию в Берне, но позже перевелся в Гумбольдтианум. Преподаватели часто жаловались на его поведение, успехов в учебе у него не было. Сам Фридрих позже говорил, что годы учебы для него – самое неприятное время в его жизни.

После окончания Гумбольдтианума он поступил в университет в Цюрихе, но вскоре перевелся в университет Берна. Однако в 1943 году он бросил обучение и занялся непосредственно литературой.

Творческие плоды

Через два года с начала творческой карьеры вышла первая пьеса «Ибо сказано». Она была поставлена в театре в 1947 году, но особого фурора не произвела.

Однако создание этой театральной постановки стало судьбоносным для Фридриха. Он познакомился с актрисой Лотти Гайсслер, вскоре они поженились и переехали в Лигерц.

Поскольку муж является главой, в семье с пятью детьми стал вопрос материального характера.

Удачные работы

Заниматься творчеством он не переставал, и вторая пьеса «Ромул Великий» принесла ему долгожданный успех.

Третья пьеса «Брак господина Миссисипи» принесла ему славу. После постановки этих творений Фридрих Дюрренматт был признан драматургом национального масштаба.

Помимо славы и популярности он практически избавился от проблем с финансами: до красивой жизни было еще далеко, однако не нужно было считать копейки, чтобы купить еды жене и пятерым детям.

Собственный стиль

К тому времени он нашел себя в драматургии, определился с собственным стилем и проблематикой в произведениях: лучше всего у драматурга получалось раскрывать темы человеческого бессилия и противостояние жестокому миру.

Его творения никогда не были легки в прочтении или просмотре, всегда были наполнены смыслом и тяжелы для психологического восприятия.

В тот момент будущее бессмертное творение (уже не краткое содержание «Визита старой дамы», а полноценная трагикомедия) готовилось к постановке на сцене.

Триумф

Феноменальна пьеса «Визит старой дамы» (краткое содержание указано в данной статье). Описание главных тем человечества принесло автору всемирную известность. В своем творении автор затронул проблемные вопросы всех времен: верность, честность, месть, власть, любовь и страсть к деньгам.

Ф. Дюрренматт, «Визит старой дамы». Краткое содержание

Несмотря на то что пьеса психологически тяжела, множество людей не по одному разу перечитывают это творение. Хочется отметить, что даже краткое содержание «Визита старой дамы» интригует, шокирует и пробуждает желание посмотреть спектакль на большой сцене.

Действие происходит в ХХ веке в маленьком городке Гюллене. Город решает навестить бывшая жительница Клара Цаханассьян, в девичестве – Вешер. На тот момент она является пожилой миллионершей.

Некогда промышленный город сейчас находится на грани нищеты: заводы и фабрики стоят, жители от безденежья сходят с ума. Узнав о приезде Клары, все надеялись, что та даст в дар денег на процветание города.

Подталкивать ее к этому решению предложили бакалейщику Иллу, с которым ранее у Клары был роман.

Эффектное появление Клары заставило всех жителей Гюллена вздрогнуть. Поезда не останавливаются в этом городке. Поэтому для того, чтобы выйти, ей пришлось сорвать стоп-кран. Увидев ее, появившуюся в окружении целой свиты, жители ахнули.

За некогда юной Кларой Вешер следовал ее седьмой муж, двое крупных мужчин, несущих ее шлейф, дворецкий, горничные и двое слепых – Коби и Лоби. Внешний вид дамы также поверг в шок: вместо правой руки и левой ноги у нее были инновационные протезы. Конечности она потеряла в авиа- и автокатастрофе.

Багаж, который несли за ней, состоял из бесчисленного количества чемоданов, гроба и клетки с черным барсом. Проходя мимо полицейского, она задала вопрос, умеет ли он закрывать глаза на происходящее в городе. Также Клара задала вопрос священнику, отпускает ли он грехи приговоренным к смертной казни.

Святой отец, в свою очередь, ответил, что кара смертью отменена. Главная героиня сказала, что ее вновь придется ввести. Свидетели этого диалога остались в полном недоумении.

Илл решил провести бывшую возлюбленную по местам их бурной любви, решить вопрос через нахлынувшие воспоминания. В дальнейшем Илл женился на Матильде Блюмхард, богатой наследнице молочной лавки, а Клара вышла замуж за миллионы Цаханассьяна. После любовных воспоминаний Илл признался, что всегда мечтал вернуть давно минувшие чувства, между чем просит возлюбленную помочь городу деньгами.

По возвращению из ностальгического путешествия на праздничном ужине, устроенном местной главой, Клара объявляет о том, что она пожертвует Гюллену миллиард: пятьсот миллионов на восстановление города, еще пятьсот разделит между жителями, но при условии если они совершат правосудие.

После этого заявления она просит выйти к народу своего дворецкого. Им оказался бывший судья Гюллена, которого узнали все. Он напоминает людям о судебном процессе, произошедшем 45 лет назад.

Тогда Клара Вешер ждала ребенка от Илла, а тот, в свое оправдание, привел двух пьяниц, которые за бутылку алкоголя дали показания, что также спали с Кларой, и отцовство не подтверждается. После этого юную Клару с позором выгнали из города.

Она попала в публичный дом, а новорожденную девочку отдали в детский дом, где она скончалась через год.

Для девушки это была большая трагедия, после чего она поклялась себе вернуться в город и отомстить. После замужества первым делом Клара велела громилам отыскать лжесвидетелей по ее делу и ослепить их. С тех пор Лоби и Коби живут рядом с ней.

После оглашения этой истории дама заявила, что Гюллен получит миллиард, если кто-то убьет Илла. Священник ответил, что никто из горожан не сможет быть в роли палача, однако Клара сказала, что у нее есть время подождать.

Кульминация

Илл стал замечать, что у большинства жителей начали появляться новые вещи, они стали покупать дорогие продукты. Он старался не воспринимать происходящее близко к сердцу, но вскоре чувство безысходности от скорой смерти овладело им.

Тем временем Клара играет очередную свадьбу с молодым актером, горожане веселятся на пиршествах. Народ постепенно забывает о нищенстве, промышленные предприятия города один за другим возобновляют свою работу. Бургомистр, не выдержав всего происходящего, просит Илла покончить с собой и дать городу шанс зажить нормальной жизнью.

Пожилой бакалейщик отказывается, но последнее событие добивает Илла. У миллионерши сбежал черный барс, которого она привезла с собой. В юности Клара называла Илла «своим черным барсом». В скором времени барса отлавливают в лесах и убивают. Бывший возлюбленный окончательно смирился с собственной смертью.

На городском собрании все жители единогласно голосуют за казнь мужчины.

После собрания Клара подошла к Иллу и сказала, что до сих пор его любит, но эта любовь подобна чудовищу внутри нее. После чего отважные горожане лишают бакалейщика жизни. Зажиточная старая дама сдержала свое обещание: деньги отданы городу и народу. Уезжая из города, Клара забирает тело в гробу и отвозит в поместье у моря, где помещает его в мавзолей.

Краткий анализ пьесы

Суть трагикомедии тесно связана с народом наших дней.

Многие преступления, происходящие в реальной жизни, схожи с пьесой: кто-то просто отстраняется от проблемы, кто-то занимает “моральную” точку зрения, а в итоге все становятся соучастниками, так как никто не попытался помочь и решить противозаконную ситуацию.

Произведение гласит не только о самом факте убийства, но и о второстепенных факторах: соблазне, ради которого горожане пошли на это. Автор показал, какое влияние имеют деньги, и как они могут изменить даже священника и полицейского.

Также Дюрренматт заставил задуматься нас о своих поступках для того, чтобы в жизни каждого не пришла своя “старая дама”. Анализ и краткое содержание “Визита старой дамы” Дюрренматта показывает, что темы, затронутые в пьесе 1955 года, актуальны по сей день.

Постановка на сцене

Краткий пересказ содержания «Визита старой дамы» приводит в восторг. Несомненно, это гениальная пьеса, затрагивающая насущные проблемы людей того времени и наших дней. Впервые краткое содержание спектакля “Визит старой дамы” в Москве было представлено режиссером Иланом Роненом.

Зал Малого театра заполнялся бесчисленным количеством зрителей, билеты возможно было купить только за несколько месяцев до спектакля. Такого аншлага Малый театр не видел давно.

Швейцарский писатель Дюрренматт даже в кратком содержании «Визита старой дамы» смог заинтриговать миллионы людей, а полноценная пьеса оставляла зрителей в диком восторге.

Источник: http://fjord12.ru/article/369262/analiz-i-kratkoe-soderjanie-vizita-staroy-damyi-dyurrenmatta

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector