Краткое содержание гоголь петербургские повести точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание «Петербургские повести» Николая Гоголя

Краткое содержание Гоголь Петербургские повести точный пересказ сюжета за 5 минут

Нос

Иван Яковлевич, Петербургский цирюльник, в хлебе, спеченном его женой на завтрак, обнаруживает человеческий нос. Он ему знаком – нос принадлежит майору Ковалеву. В приступе паники мужчина принимает решение избавиться от странного предмета и выбрасывает его с моста в реку. За этим занятием его задерживает квартальный надзиратель.

В то же время у себя в квартире просыпается мелкий чиновник Ковалев. Подойдя к зеркалу с желанием проверить исчез ли прыщик, появившийся прошлым днем на носу, коллежский асессор с удивлением обнаруживает пропажу самого носа.

Приняв решение ехать к полицмейстеру, Ковалев сталкивается на улице с собственным носом, который невозмутимо отправляется в церковь.

Последовавший за ним майор решает обратиться к носу, но, обратив внимание на красивую девушку, упускает из виду.

Обер-полицмейстера не оказывается дома, когда Ковалев туда приезжает и расстроенный мужчина отправляется в редакцию газеты с намерением дать объявление о пропаже части тела. Работающий там чиновник отказывает майору.

Поникший мужчина возвращается домой тем временем размышляя о причинах пропажи носа. За эти занятием его застает квартальный полицейский, который пришел сообщить о задержании носа. Нос наконец-то передан владельцу, однако попытки вернуть его на место не приносят результата. Даже доктор не в состоянии помочь Ковалеву.

Тем временем слухи распространяются по городу, все стремятся удовлетворить свое любопытство. Майор Ковалев пишет письмо штаб-офицерше Подточиной, считая, что данная ситуация – ее рук дело. Однако женщина находится в не меньшем удивлении, нежели сам асессор.

Через несколько недель, проснувшись утром, Ковалев замечает, что его нос вновь вернулся на место.

Невский проспект

На Невском проспекте встречаются два мужчины художник Пискарев и молодой поручик Пирогов. Во время прогулки они обращают внимание на двух незнакомок. Пискареву очень нравится брюнетка, и он следует за ней до публичного дома.

Поняв, где оказался, мужчина тут же убегает оттуда, сожалея, что прекрасная незнакомка там работает. Дома художнику приносят приглашение от девушки. Озадаченный Пискарев приезжает на великолепный бал, где встречает хозяйку и влюбляется в нее.

Проснувшись у себя дома, молодой человек понимает, что все оказалось сном и очень сожалеет об этом. Чтобы быть вместе с возлюбленной хотя бы во сне, художник принимает опиум.

Не в силах более совладать с эмоциями Пискарев едет к красавице и делает ей предложение, на которое получает отказ. Через несколько дней юношу находят дома, покончившим жизнь самоубийством.

В свою очередь поручик Пирогов узнает, что понравившаяся ему блондинка является женой немца Шиллера. Юноша старается всеми силами добиться расположения девушки. В один из таких моментов их застает ее муж, который выгоняет Пирогова. Поручик недолго переживает над этим происшествием, ведь в жизни много более увлекательных занятий.

Шинель

При рождении титульному советнику дали причудливое имя, которое приносит ему немало неудобств. Его зовут Акакий Акакиевич Башмачкин. Мужчина привык к постоянным подшучиваниям со стороны сослуживцев, но это не мешает ему с огромным усердием выполнять свою работу – переписывать документы. Даже после работы, дома он продолжает писать, находя в этом персональное удовольствие.

Размеренную жизнь внезапно нарушает печальное событие – шинель чиновника приходит в негодность и не подлежит ремонту. Ограничивая себя во многих вещах, Акакий копит деньги на новую. Когда сумма наконец собрана и новая шинель куплена, радости мужчины нет предела. Сослуживцы восхищаются обновкой советника, что еще больше радует его.

Возвращаясь домой, после ужина у знакомого чиновника, на Акакия неожиданно нападают и забирают шинель. Частный пристав не может помочь мужчине и тот обращается за помощью к значительному лицу. За обращение не по уставу Башмачкин получает выговор, что доводит его до лихорадки и смерти.

Ходят слухи, что ночью на мосту появляется мертвец, очень похожий на Акакия, и забирает у всех прохожих шинели. До значительного лица доходят новости о смерти Акакия, что вызывает в нем сочувствие.

Поехав развлечься, он оказывается схваченным не кем иным, как покойным Башмачкиным, который снимает с него шинель. Этот случай служит уроком значительному лицу: он перестает всем докучать строгостью.

С тех пор мертвец перестает показываться на мосту, лишь позже там появляется высокое привидение с густыми усами.

Портрет

Бедный художник Чертков находит в лавочке портрет неизвестного азиатского мужчины. Принеся портрет домой, мужчина его внимательно рассматривает. Его поражают необычайно живые глаза нарисованного мужчины. Во сне Чертков видит как мужчина с портрета подходит к нему и показывает мешок, заполненный свертками с деньгами. Когда один из них выпадает, молодой художник хватает его и просыпается.

Пришедший утром хозяин квартиры хочет получить у Черткова плату за нее, однако у того нет денег. Юноша решает расплатиться купленной картиной. Сняв ее, он обнаруживает в раме сверток с тысячей червонцев. Художник расплачивается с хозяином, находит себе новое жилье.

Благодаря объявлению в газете у него много заказчиков и он становится модным и известным художником. Несмотря на это, талант Черткова постепенно исчезает, и вскоре он сам это замечает. Парень начинает выкупать шедевры других художников и уничтожать их от бессилия самому создать что-либо подобное.

В скором времени он сходит с ума и умирает.

Вскоре обнаруживается, что причиной несчастья был портрет, купленный художником. На одном из аукционов художник Б. видит портрет азиатского мужчины с невероятно живыми глазами и рассказывает известную ему историю.

Какое-то время назад на окраине Петербурга жил ростовщик, заказавший портрет у отца художника Б. Он заявил, что намерен жить в этом портрете. И действительно, по мере его написания, у художника сложилось впечатление, что часть дьявольской души ростовщика проникла в произведение.

Портрет еще не был завершен, как заказчик умер. Художник, оставивший портрет себе, со временем чувствует странные перемены и решает сжечь его. Но этого не происходит, произведение забирает его друг, с которым также начинают происходить различные несчастья.

Так и продолжает портрет менять владельцев до сих пор.

После завершения своего рассказ художник Б. оборачивается к портрету и обнаруживает, что тот бесследно исчез.

Записки сумасшедшего

Сорокадвухлетний титулярный советник Аксентий Поприщин несколько месяцев ведет личный дневник. В дождливый октябрьский день он отправляется на службу в департамент, мечтая получить жалование наперед. Подъехав к месту работы, он наблюдает выходящую из кареты красавицу дочь директора. Мужчине удается краем уха подслушать беседу собачки девушки Меджи с собачкой проходящей мимо дамы.

Вместо работы Аксентий Иванович следует за девушками и узнает их место проживания. В течение следующего месяца, случайно встречаясь с дочерью директора, Поприщин осознает, что влюбляется все больше. Он проникает в дом, где живет девушка, в надежде узнать о ней что-нибудь новое от ее собачки Меджи.

Однако та не собирается общаться с незнакомцем. Тогда, проникнув в дом, где проживает Фиделька, собачка, с которой общалась Меджи, мужчина похищает переписку двух собачонок и узнает много интересного. За дочкой директора, Софи, ухаживает камер-юнкер Теплов, сам же Поприщин вызывает у девушки лишь смех.

Более того, Софи и Теплов готовятся к свадьбе.

Печальные вести, дополненные тревожными новостями, происходящими в мире, окончательно расшатывают психику Аксентия Петровича. Мужчина начинает считать себя королем Испании.

Более трех недель он не наведывается в департамент, а когда наконец приходит, то на одном из документов расписывается как король Испании Фердинанд.

После этого Поприщин идет к Софи и заявляет, что несмотря ни на что, они будут вместе.

Аксентий Петрович находится в постоянном ожидании приезда депутатов, которые должны доставить его ко двору. Приехавших из сумасшедшего дома санитаров мужчина принимает за солдат, а место, в которое его привозят за Испанию. Неподобающее отношение лишившийся разума Поприщин принимает за инквизицию, о чем пишет полное тревоги письмо матери.

Источник: http://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-peterburgskie-povesti-nikolaya-gogolya.html

«Петербургские повести»: краткое содержание. Гоголь, «Петербургские повести»

Искусство и развлечения 16 января 2015

В 1830-1840 годы был написан целый ряд произведений о жизни Петербурга. Сочинил их Николай Васильевич Гоголь.

Цикл «Петербургские повести» состоит из небольших, но достаточно интересных рассказов. Называются они «Нос», «Невский проспект», «Шинель», Записки сумасшедшего» и «Портрет».

Основным мотивом в этих произведениях является описание образа «маленького человечка», практически раздавленного окружающей действительностью.

Первое произведение из замечательного цикла

С чего начинается повествование популярного цикла Николая Васильевича? Или с чего начать краткое содержание? Гоголь, «Петербургские повести» которого состоят из нескольких произведений, поставил на первое место в этом ряду рассказ «Невский проспект». В нем описываются приключения двух молодых людей, которые, гуляя веером по Невскому проспекту, решили приударить за молодыми красотками.

Читайте также:  Краткое содержание старый гений лескова точный пересказ сюжета за 5 минут

Одного из них звали Пискарев. Был он художником и романтиком. Поэтому, увидев некую брюнетку, которая сразу же приглянулась ему, он решил последовать за ней до дверей ее дома. Но когда проводил даму до места проживания, понял, что это обыкновенный публичный дом. Художник в смущении и разочаровании покидает это место.

Решение художника или издевательство возлюбленной?

О чем же повествует далее произведение Николая Васильевича, его краткое содержание? Гоголь, «Петербургские повести» которого стали довольно известными, утверждает, что события, описанные в рассказе «Невский проспект», происходили на самом деле. Прошло время, но художник понял, что не может забыть прекрасную незнакомку. Он решает вытащить ее из пучины разврата и жениться на ней. Для этого он снова возвращается в дом, где проживает куртизанка, и рассказывает ей о своих намерениях.

Но, к сожалению, семнадцатилетняя красавица не оценила высоких порывов Пискарева. Более того, она посмеялась над тем, как он расписывал их совместную жизнь. Художник безумно расстроен, он возвращается к себе домой и запирается там в одиночестве.

Прошла целая неделя, прежде чем его бездыханное тело нашли в квартире. Не выдержав разочарований, он перерезал себе горло. Похороны его проходили на Охтинском кладбище.

И никто не заметил там его друга, поручика Пирогова, с которым он и гулял по проспекту.

Видео по теме

Приключения Пирогова, или Еще одна несчастная любовь

О чем далее расскажет читателю знаменитая Петербургская повесть? Гоголь очень красочно описал приключение поручика, который ушел с Невской площади, следуя за прекрасной блондинкой.

Довел он красавицу до дома Шиллера, который оказался мужем этой незнакомки. Нарвавшись на грубое поведение супруга в первый вечер, поручик не теряет надежды и возвращается туда на следующий день.

Он хочет приударить за красавицей, женой Шиллера.

Прошло некоторое время, и однажды муж вернулся домой и застал супругу танцующей и целующейся с Пироговым. Тогда он пьяный и злой, воспользовавшись помощью своих не менее подвыпивших товарищей, выпорол поручика. Пирогов, выскочив из жилища Шиллера, был полон намерений отомстить, но, немного успокоившись, передумал. На этом и заканчивается сам рассказ и его краткое содержание.

Гоголь, «Петербургские повести» которого состоят из нескольких произведений, представляет на суд читателя следующий рассказ, он называется «Нос».

Рассказ о пропавшей части тела

Как-то проснувшись утром, майор Ковалев, подойдя к зеркалу, обнаружил, что у него пропал его нос. Он начинает тщательные поиски своей исчезнувшей части тела. Даже встречает его на улице, одетого как настоящий статский советник. Нос не захотел разговаривать со своим хозяином, и тому пришлось обратиться в полицейский участок.

Через некоторое время пропажу вернули, но нос не хотел прирастать на место. Не помог даже врач. Уставший и отчаявшийся майор Ковалев лег спать, а на следующее утро обнаружил пропажу на положенном месте. Так заканчивается очередная Петербургская повесть.

Гоголь, продолжая тему о «маленьком человечке», пишет далее небольшой рассказ под названием «Шинель».

Акакий Акакиевич, или Еще один «маленький персонаж»

Башмачкин был ничем не примечательным человеком. Работа его заключалась в переписывании разнообразных бумаг. Получал он от этого огромное удовольствие, зачастую даже брал их на дом, где, наскоро перекусив, старательно продолжал трудиться. Окружающие его на работе коллеги постоянно издевались над ним. Кто толкнет, а кто просто посмеется. Акакий терпел все насмешки безропотно.

Однажды он понял, что шинель его давно сносилась, и обратился к портному, который сказал, что чинить ее смысла нет. Надо новую шинель шить. А для этого было необходимо заплатить восемьдесят рублей.

Башмачкин стал экономить абсолютно на всем и буквально бредил новой покупкой. И наконец добился своего. Новая шинель вызывает восторг у окружающих. Все хвалят покупку.

А Акакий Акакиевич безгранично счастлив.

Но однажды, встретив хулиганов на улице, Башмачкин лишается шинели. Его обокрали. Несчастный Акакий начинает поиски своей обновки, обращаясь в различные инстанции. Но нигде не найдя правды, он умирает от охватившей его лихорадки. По городу после этого события поползли слухи, что какой-то мертвец бродит по улицам и сдирает со всех шинели. А кто-то даже узнал в нем Башмачкина.

«Записки сумасшедшего», краткое содержание. Гоголь, «Петербургские повести»

Однажды Аксентий Поприщин, идя на работу, неожиданно услышал разговор двух маленьких собачонок, одна из которых принадлежала дочери начальника департамента, где он работал. Собаки гуляли в сопровождении своих хозяек.

Он был так удивлен, что даже проследил за ними. А на следующий день встречает дочь своего директора, уже находясь на службе. Он влюбляется в красавицу и тайно проникает в ее дом.

Там он намеревался побеседовать с маленькой собачонкой, но та отказалась.

Тогда Аксентий отправился в жилище, где обитала вторая собачка, и украл из уголка, где она спала, ворох маленьких бумажек. Оказалось, это была переписка маленьких животных.

Из нее он узнал очень много интересных фактов. А, главное, что у дочери его начальника есть возлюбленный. Постепенно Аксентий доводит себя несчастной любовью до сумасшествия.

Он начинает представлять себя лицом очень важным и даже тайным наследником престола.

И еще один рассказ из цикла «Петербургские повести» – «Портрет».

Как портят деньги человека

Начинается повествование с описания бедного художника, которому даже нечем было заплатить за квартиру. Но неожиданно он разбогател и совершенно переменился. Стал высокомерным и резким в разговорах с некоторыми людьми, которые были беднее, чем он. Однажды, увидев полотно одного из своих прежних товарищей, художник понимает, насколько он отстал от искусства.

Он погружается в работу, но ничего не получается. Тогда он начинает скупать все известные шедевры и уничтожает их в приступах злобы и зависти. Доведя себя до горячки, он умирает.

На этом заканчивается известный цикл произведений, которые написал Н. В. Гоголь. «Петербургские повести» в кратком содержании лишь передают основной смысл рассказов.

Наиболее интересны они, конечно, в полном издании.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Поэма: краткое содержание Гоголя «Мертвые души»

Систематизированное краткое содержание поэмы «Мертвые д…

Искусство и развлечения
Гоголь, «Петербургские повести»: краткое содержание

«Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя – это цикл потрясающих произведений. Они несут в себе философскую проблему выбора и нравственных ценностей.Что представляют собой «Пет…

Искусство и развлечения
«Пропавшая грамота»: краткое содержание и анализ повести Н. Гоголя

Первая книга Николая Гоголя – «Вечера на хуторе близ Диканьки». Именно она принесла автору признание и известность. Заключительной повестью первой части этой книги является «Пропавшая грамота&r…

Искусство и развлечения
«Повесть о капитане Копейкине»: краткое содержание. «Повесть о капитане Копейкине» — фрагмент поэмы Гоголя «Мертвые души»

Работая над поэмой «Мертвые души», Н. Гоголь планировал показать все темные стороны жизни русского общества, включая произвол и полное равнодушие властей к судьбам простых людей. Особую роль в реализации и…

Искусство и развлечения
Краткое содержание «Записок сумасшедшего». Размышления о повести Н.В. Гоголя

Тему данной статьи можно было максимально упростить, назвав кратко ее и стандартно: «Записки сумасшедшего». Краткое содержание». Гоголь, впрочем, такого отношения не заслуживает. Он – классик, …

Искусство и развлечения
Повесть «Портрет» (Гоголь). Краткое содержание и анализ произведения

Николай Васильевич Гоголь – известный писатель, творчество которого весьма неоднозначно. Склонный к мистицизму, автор умеет внести в свои произведения некую изюминку, которая запоминается и не оставляет равнодуш…

Образование
Повесть Н. В. Гоголя «Сорочинская ярмарка»: краткое содержание

«Сорочинская ярмарка», краткое содержание которой мы рассмотрим, является первой повестью в сборнике «Вечера на хуторе близ Диканьки». Интересно, что в произведении всего 13 глав. Это наводит на определенные мысли. И …

Искусство и развлечения
«Гандлярка и поэт»: краткое содержание повести белорусского писателя Ивана Шамякина

Большая часть литературного наследия писателя Ивана Шамякина посвящена событиям Великой Отечественной войны. В своих романах, повестях и рассказах автор описывает судьбы людей, переживших страшное лихолетье, заставляе…

Искусство и развлечения
«Третий в пятом ряду»: краткое содержание повести и анализ произведения

Анатолий Алексин – автор более сотни проникновенных и добрых произведений для детей и подростков. Одно из них – «Третий в пятом ряду». Краткое содержание повести представлено в статье.

Искусство и развлечения
«Неточка Незванова»: краткое содержание. «Неточка Незванова» — повесть Ф. М. Достоевского

Талант Достоевского признавали современники писателя, как признают его и нынешние читатели. В одной из повестей он передал поразительно тонко внешний и внутренний мир сироты Неточки Незвановой. В этой статье будутпред…

Источник: http://monateka.com/article/129241/

Краткое содержание «Петербургские повести» Гоголя

«Петербургские повести» Николая Васильевича Гоголя – это цикл потрясающих произведений. Они несут в себе философскую проблему выбора и нравственных ценностей.

Читайте также:  Краткое содержание фонвизин бригадир точный пересказ сюжета за 5 минут

Что представляют собой «Петербургские повести»?

Основной темой является образ маленького человека, угнетенного жизнью, опустошенного своим одиночеством. Среди других произведений русской классической литературы настоящей изюминкой являются «Петербургские повести».

Краткое содержание этих творений позволит освежить в памяти знаменитые высказывания и высокий гоголевский слог. Статья будет полезна студентам и абитуриентам, готовящимся к экзаменам. Краткое содержание «Петербургских повестей» и их анализ представлены ниже. Обратите внимание на основную мысль автора.

«Нос»

В повести используется прием сатиры, с помощью которого автор высмеивает жадность, скупость, взяточничество. Один из шедевров, представляющих «Петербургские повести», – «Нос».

Краткое содержание таково: однажды коллежский асессор Ковалев просыпается у себя в квартире и обнаруживает, что у него нет носа. У него осталось лишь «гладкое место».

Ковалев в панике мчится к разным представителям власти, чтобы разрешить данную ситуацию, но все от него отмахиваются, потому что дело представляется им чрезвычайно странным и несерьезным.

Тогда Ковалев решает действовать самостоятельно.

Он находит собственный нос и просит его вернуться на занимаемое место. Нос отказывается от предложения и заявляет, что он сам по себе, индивидуальная личность. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести». Краткое содержание повести позволит учащимся лучше подготовиться к урокам литературы.

Основная мысль

В данном произведении ярко обозначен талант Н. В. Гоголя как сатирика. Он обличает нездоровое общество, в котором положение человека и его должность оказываются выше самой личности, важнее ее потребностей и желаний: у кого серьезнее звание, тот и прав, у кого больше денег, у того голос громче.

Комичность положения Ковалева подчеркивает абсурдность ситуации, когда индивидуальность человека попирается и подавляется внешними обстоятельствами.

«Портрет»

«Портрет» Николая Васильевича Гоголя можно охарактеризовать как самую загадочную и невероятную историю, которая могла произойти с героями произведения «Петербургские повести».

«Портрет» (краткое содержание представим далее) – повесть поразительная. Некий малоизвестный художник Чартков на последние средства приобрел в картинной лавке странный портрет. Он не мог объяснить, чем это творение так его привлекло, но его влияние на мужчину оказалось значительным.

Как только сгущалась ночь, художник боялся ложиться спать потому, что отовсюду ему грезились глаза старика, изображенного на портрете. Когда настало время платить за комнату, Чартков обнаружил в портрете мешок с деньгами: ему случайно попалась на глаза надпись «тысяча червонных».

Этих средств, по расчетам, при скромной жизни ему должно было хватить на три года.

Праведный голос художника подсказывал ему, что следует запереться в комнате и творить с утра до ночи. Но в то же время Чартков услышал другой голос, исходящий от темного начала: жить на широкую ногу, позволить себе все то, на что хватит денег.

Чартков накупил себе дорогой одежды, обедал и ужинал в ресторанах, стал писать картины на заказ. Ему диктовали условия и сроки выполнения, платили огромные деньги, а он должен был выполнять эти требования.

Люди, знавшие его прежде, удивлялись: куда исчез его талант? Он стал работать по шаблону, постепенно исчезла живость с полотен.

Однажды Чартков оказался на выставке неизвестного художника и был изумлен талантом юного дарования. Придя домой, он попытался начать писать так же изысканно и оригинально, но рука не слушалась: душа была пуста, ее ничего больше не волновало. Понял Чартков, что именно тогда, когда он был еще бедным художником и имел…

смелые мечты относительно будущего, он и являлся счастливым по-настоящему. Ни деньги, ни слава не принесли желаемого. Невозможность вернуться назад, чтобы исправить ошибки прошлого, породила в нем зависть. Он скупал произведения талантливых мастеров и уничтожал их. Спустя какое-то время Чартков тяжело заболел и умер.

Это творение – часть цикла «Петербургские повести». Краткое содержание мы представили выше.

Главная тема повести «Портрет»

В данном произведении Гоголь показывает конфликт подлинного таланта с демоническим началом. В страшных глазах старика, изображенного на портрете, художник видит себя.

Он сам отдал душу дьяволу, потому так ненавистен ему сделался портрет, купленный когда-то за гроши в картинной лавке.

Когда Бог преподносит человеку талант, одновременно он дает ему большую ответственность в том, чтобы суметь этот талант правильно применить в жизни. Чем более незаурядна личность, тем больше искушений она встречает на пути.

«Шинель»

Эта повесть известна всем еще со школы. Он входит в цикл под названием «Петербургские повести».

«Шинель» (краткое содержание читайте ниже) – работа очень известная. В одном департаменте служил титулярный советник – Акакий Акакиевич Башмачкин.

На службе он был настолько незначительным человеком, что его иногда откровенно не замечали, подтрунивали над ним, могли не поздороваться и пройти мимо.

Среди чиновников он не пользовался уважением, его оскорбляли, могли понизить жалование или обидеть каким-то иным способом.

Акакий Акакиевич в пересуды никогда ни с кем не вступал, а предпочитал терпеть такое отношение к себе.

Однажды он пошел к портному, чтобы тот поправил ему шинель, но мастер ответил, что одежда порядком износилась, поэтому лучше ее сменить. Тогда титулярный советник принял решение скопить достаточно денег для этого.

Это было непросто: жалованья, которое он получал, едва хватало, чтобы прокормиться. Семьи, детей, друзей у него не было.

Более года Башмачкин отказывал себе буквально во всем, чтобы собрать нужную сумму: он часто недоедал, ходил в одних лохмотьях. Когда же нужная сумма была собрана, Акакий Акакиевич купил себе шинель. Коллеги поздравили его с обновкой и предложили отметить это событие.

Домой он возвращался поздно, когда двое неизвестных подошли к нему и сняли с него новенькую шинель. Отчаянию Башмачкина не было предела. Он потерял смысл существования. От перенесенного горя титулярный советник заболел ангиной и через несколько дней умер.

Иногда, как рассказывают свидетели, в том месте появляется призрак человека, который срывает шинели со своих обидчиков, не давая им возможности оправдаться. Данное произведение входит в цикл «Петербургские повести».

Краткое содержание повести позволяет понять, что хотел донести до читателя автор.

Посыл

В образе Акакия Акакиевича заключен образ маленького человека, униженного и обиженного немилосердной судьбой. Герой Гоголя пожертвовал собой: он не занимается саморазвитием, не реализует свои желания, а занят только тем, что переписывает бумаги.

Все его мысли сосредоточены на службе. Пожертвовав собой, он не получил ничего.

В образе Башмачкина Гоголь рисует образ маленького человека, который не умеет взять на себя ответственность за благополучие собственной жизни: его всякий может обидеть, а он даже не предпринимает никаких попыток, чтобы защититься.

Заключение

Краткое содержание «Петербургских повестей» показывает, что лейтмотивом всех произведений является образ маленького человека.

Одиночество героев подчеркнуто, невыносимо: Ковалев нищ сердцем, Чартков отдал душу дьяволу, сбился с пути своего высокого предназначения как художник, Башмачкин унижен и задавлен обстоятельствами.

Вот что представляют собой «Петербургские повести». Очень краткое содержание произведений изложено в данной статье.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-peterburgskie-povesti-gogolya/

Гоголь, Анализ произведения Петербургские повести

Гоголь — замечательный писатель.

Достаточно взять такие произведения как Вечера на хуторе близ Диканьки, где произведение проникнуто романтизмом, Ревизор, Мертвые души и много других произведений, чтобы понять, что это талантливый писатель, которого хочется читать. И вот, на днях, мы познакомились совсем с другим Гоголем, который написал цикл произведений, что назван Петербургские повести, чей анализ нам и нужно сделать.

И вот, работая над анализом Петербургских повестей Гоголя, скажем, что в анализ цикла Петербургских повестей вошли такие небольшие истории как Невский проспект, Портрет, Записки сумасшедшего, Нос и Шинель. Это совершенно разные рассказы, которые раскрывают нам разные проблемы.

Так Гоголь в Петербургских повестях и в анализе Невского проспекта раскрывает двуличие Петербурга. Здесь нет описания улицы, здесь фигурируют обитатели улицы, в их пестрых одеждах, разноцветных шляпках, ярких платьях, люди с бакенбардами и усами.

Все они оцениваются по внешности, а вот внутренний их мир на втором плане и от этого обманчивость мира, ведь за красивой внешностью чаще всего прячется гнилая душа, обман и пошлость, продажность и призрачность.

Мы видим как в первом рассказе краткого анализа Петербургских повестей Гоголь призывает читателей не верить Невскому проспекту.

Далее в рассказе, что вошел в Петербургские повести, Портрет автор показывает пагубное влияние денег и славы, которые не лучшим образом отображаются на искусстве. Так герой рассказа теряет свой талант в погоне за наживой, за большими деньгами.

Давайте обратимся в своем кратком анализе Петербургских повестей к рассказу Нос, и здесь поднимается проблема чиновничества и безумия, а в рассказе Шинель, автор поднимает тему маленького человека в обществе.

Читайте также:  Краткое содержание ванькины именины мамин-сибиряк точный пересказ сюжета за 5 минут

Знакомясь с Петербургскими повестями и его анализом цикла, мы видим разные истории. Но что же их объединило в общее название цикла Петербургские повести. И здесь, конечно же, общая идея, общий и единый замысел. Во всех рассказах мы в Петербурге, мы видим жизнь столицы.

Благодаря рассказам и разным проблемам, где одна история сменяет другую, автор показал нам Петербург со всех его ракурсов, здесь и безумие, и смерть, и пошлость, и характер города, и чиновничество, и обмельчание людей.

Словом, Санкт-Петербург и столичная жизнь 19 века перед нами как на ладони, и это стало возможным благодаря тому самому циклу Гоголя под названием Петербургские повести.

На этой странице искали :

  • анализ петербургские повести гоголя
  • повести гоголя анализ

(

Источник: http://sochinyshka.ru/gogol-analiz-proizvedeniya-peterburgskie-povesti.html

«Шинель» краткое содержание по главам

«Шинель» — повесть Николая Васильевича Гоголя. Входит в цикл «Петербургские повести». Первая публикация состоялась в 1842 году.

«Шинель» Гоголь краткое содержание по главам следует лишь в том случае, если у вас не хватает времени прочитать повесть полностью. «Шинель» в сокращении не сможет донести все мелкие подробности из жизни героев, не погрузит вас в атмосферу того времени. «Шинель» краткое содержание по главам представлено ниже, и читается за 5 минут.

История, произошедшая с Акакием Акакиевичем Башмачкиным, начинается с рассказа о его рождении и причудливом его именовании и переходит к повествованию о службе его в должности титулярного советника.

Многие молодые чиновники, подсмеиваясь, чинят ему докуки, осыпают бумажками, толкают под руку, — и лишь когда вовсе невмоготу, он говорит: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?» — голосом, преклоняющим на жалость.

Акакий Акакиевич, чья служба состоит в переписывании бумаг, исполняет ее с любовью и, даже придя из присутствия и наскоро похлебав щей своих, вынимает баночку с чернилами и переписывает бумаги, принесённые на дом, а если таковых нет, то нарочно снимает для себя копию с какого-нибудь документа с замысловатым адресом.

Развлечений, услады приятельства для него не существует, «написавшись всласть, он ложился спать», с улыбкою предвкушая завтрашнее переписывание.

Однако таковую размеренность жизни нарушает непредвиденное происшествие. Однажды утром, после многократных внушений, сделанных петербургским морозом, Акакий Акакиевич, изучив свою шинель (настолько утратившую вид, что в департаменте давно именовали ее капотом), замечает, что на плечах и спине она совершенно сквозит.

Он решает нести ее к портному Петровичу, чьи повадки и биография вкратце, но не без детальности изложена. Петрович осматривает капот и заявляет, что поправить ничего нельзя, а придётся делать новую шинель.

Потрясённый названною Петровичем ценой, Акакий Акакиевич решает, что выбрал неудачное время, и приходит, когда, по расчётам, Петрович похмелен, а потому и более сговорчив. Но Петрович стоит на своём. Увидев, что без новой шинели не обойтись, Акакий Акакиевич приискивает, как достать те восемьдесят рублей, за которые, по его мнению, Петрович возьмётся за дело.

Он решается уменьшить «обыкновенные издержки»: не пить чаю по вечерам, не зажигать свечи, ступать на цыпочках, дабы не истереть преждевременно подмёток, реже отдавать прачке белье, а чтобы не занашивалось, дома оставаться в одном халате.

Жизнь его меняется совершенно: мечта о шинели сопутствует ему, как приятная подруга жизни. Каждый месяц он наведывается к Петровичу поговорить о шинели. Ожидаемое награждение к празднику, против ожидания, оказывается большим на двадцать рублей, и однажды Акакий Акакиевич с Петровичем отправляется в лавки.

И сукно, и коленкор на подкладку, и кошка на воротник, и работа Петровича — все оказывается выше всяких похвал, и, ввиду начавшихся морозов, Акакий Акакиевич однажды отправляется в департамент в новой шинели.

Событие сие не остаётся незамеченным, все хвалят шинель и требуют от Акакия Акакиевича по такому случаю задать вечер, и только вмешательство некоего чиновника (как нарочно именинника), позвавшего всех на чай, спасает смущённого Акакия Акакиевича.

После дня, бывшего для него точно большой торжественный праздник, Акакий Акакиевич возвращается домой, весело обедает и, посибаритствовав без дел, направляется к чиновнику в дальнюю часть города. Снова все хвалят его шинель, но вскоре обращаются к висту, ужину, шампанскому.

Принуждённый к тому же Акакий Акакиевич чувствует необычное веселье, но, памятуя о позднем часе, потихоньку уходит домой. Поначалу возбуждённый, он даже устремляется за какой-то дамой («у которой всякая часть тела была исполнена необыкновенного движения»), но потянувшиеся вскоре пустынные улицы внушают ему невольный страх.

Посреди огромной пустынной площади его останавливают какие-то люди с усами и снимают с него шинель.

Начинаются злоключения Акакия Акакиевича. Он не находит помощи у частного пристава. В присутствии, куда приходит он спустя день в старом капоте своём, его жалеют и думают даже сделать складчину, но, собрав сущую безделицу, дают совет отправиться к значительному лицу, кое может поспособствовать более успешному поиску шинели.

Далее описываются приёмы и обычаи значительного лица, ставшего значительным лишь недавно, а потому озабоченным, как бы придать себе большей значительности: «Строгость, строгость и — строгость», — говаривал он обыкновенно. Желая поразить своего приятеля, с коим не виделся много лет, он жестоко распекает Акакия Акакиевича, который, по его мнению, обратился к нему не по форме.

Не чуя ног, добирается тот до дома и сваливается с сильною горячкой. Несколько дней беспамятства и бреда — и Акакий Акакиевич умирает, о чем лишь на четвёртый после похорон день узнают в департаменте. Вскоре становится известно, что по ночам возле Калинкина моста показывается мертвец, сдирающий со всех, не разбирая чина и звания, шинели. Кто-то узнает в нем Акакия Акакиевича.

Предпринимаемые полицией усилия для поимки мертвеца пропадают втуне.

В то время одно значительное лицо, коему не чуждо сострадание, узнав, что Башмачкин скоропостижно умер, остаётся страшно этим потрясён и, чтобы сколько-нибудь развлечься, отправляется на приятельскую вечеринку, откуда едет не домой, а к знакомой даме Каролине Ивановне, и, среди страшной непогоды, вдруг чувствует, что кто-то ухватил его за воротник.

В ужасе он узнает Акакия Акакиевича, коий торжествующе стаскивает с него шинель. Бледный и перепуганный, значительное лицо возвращается домой и впредь уже не распекает со строгостью своих подчинённых.

Появление же чиновника-мертвеца с тех пор совершенно прекращается, а встретившееся несколько позже коломенскому будочнику привидение было уже значительно выше ростом и носило преогромные усы.

Источник: http://ktoikak.com/shinel-kratkoe-soderzhanie-po-glavam/

Книга «Петербургские повести (сборник)»

В этот сборник входят 5 повестей: 1. «Невский проспект» 2. «Нос» 3. «Портрет» 4. «Шинель» 5. «Записки сумасшедшего»

и, по хорошему, каждую из этих повестей нужно оценивать отдельно, потому что они все очень неровные, но всё же все объединены местом действия и, так называемой, «проблемой маленького человека».

На мой скромный взгляд, порядок повестей должен быть немного другим, но в том что «Невский проспект» должен быть всегда первым, нет никаких сомнений. Эта повесть замечательно описывает и сам Петербург тех лет и дух царящий в нём, при первом прочтении сборника это не так бросается в глаза, но при втором прочтении просто поражает, насколько первая повесть раскрывает собой все остальные.

«Нос» это всем известная шаржевая зарисовка на общество тех лет и она, почему-то, не доставила мне такого удовольствия как остальные повести сборника, возможно от того, что я хорошо её помню ещё со школьных времён. Тем не менее я могу вообразить какой переполох произвела она когда была выпущена, потому что градус абсурда очень неплох даже для современного читателя, знакомого уже и с Монти Пайтоном и с Южным парком.

Но вот что я совершенно не ожидал от этого сборника, так это мистической повести «Портрет», с которой я никогда в жизни не сталкивался до этого, хотя Гоголь один из любимых и перечитываемых мной авторов.

Начинается «Портрет» довольно жутко, но в итоге это впечатление сглаживается и перед нами предстают замечательные размышления о гениальности и злодействе, и о влиянии популярности и признания на гения.

Мне тем более понравилась эта повесть потому что она, каким-то невероятным образом, оказалась в ряду книг, прочитанных в этом году, тем или иным образом касающихся живописи.

Но жемчужиной этого сборника, на мой взгляд, всё же остаётся «Шинель». Она, пожалуй, даст фору всем остальным произведениям Гоголя и по слогу и по атмосфере.

Автор постепенно, предложение за предложением, затягивает нас в трясину жизни простого чиновника, и, буквально, переносит нас в его каморку и показывает всё несчастье его существования, когда все стремления человека направлены лишь на то, чтобы выжить, чтобы как-то прожить жизнь без бурь и потрясений.

И вот в тот самый момент, когда читатель уже настолько вжился в Акакия Акакиевича, когда читатель, как и сам чиновник, воспаряет, на какую-то минуту, душой испытывая радость от самого банальнейшего и незатейливого события, в этот момент автор обрушивает на бедного маленького титулярного советника непосильное горе.

.. и читатель остро переживает его вместе с ним, переживает катарсис. Именно это и явилось тем фактором, который поставил «Шинель» в моём рейтинге на первое место.

Наверное, всё что я бы прочитал после «Шинели» было бы неуместным и непонятным.

В «Петербургских повестях» таким произведением стали «Записки сумасшедшего» — на мой взгляд самая слабая повесть из всех, и, по моему, было бы гораздо лучше, если бы сборник оканчивался на повести «Шинель», а «Записки» бы шли после «Носа» немного понижая градус шаржевости и подготавливая к следующим, довольно серьёзным размышлениям.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000171743-peterburgskie-povesti-sbornik-n-v-gogol

Ссылка на основную публикацию