Краткое содержание горький бывшие люди точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание рассказа “Челкаш” Горького: краткий пересказ сюжета, рассказ в сокращении

Краткое содержание Горький Бывшие люди точный пересказ сюжета за 5 минут

Художник Б. Дехтерев

Рассказ “Челкаш” был написан Горьким в 1894 г. Впервые произведение было опубликовано в 1895 г. в журнале “Русское богатство” (№6, 1895 г.). В этой статье представлено краткое содержание рассказа “Челкаш” Горького: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.
Смотрите:

Все материалы по рассказу “Челкаш”

Все материалы по творчеству ГорькогоДействие рассказа происходит в конце XIX века в портовом городе на юге Российской Империи.

В разгар рабочего дня в порту появляется известный вор-контрабандист Гришка Челкаш. От знакомых он узнает, что его напарник Мишка сломал ногу и попал в больницу. Челкаш волнуется, что сегодня ночью ему придется идти на дело без напарника.

Выйдя из порта, Челкаш садится на лавке у кабака. Здесь он знакомится с деревенским парнем Гаврилой. Юноша приехал из деревни на заработки, но дела идут плохо. Чтобы выжить, Гавриле придется вернуться в деревню, жениться на состоятельной девушке и работать на ее семью. Такая перспектива не радует молодого крестьянина.

Выслушав Гаврилу, Челкаш предлагает ему подработать сегодня ночью. Юноша понимает, что речь идет о какой-то преступной деятельности, но все-таки соглашается. Той же ночью мужчины отправляются на дело. Они плывут в порт на лодке. Гаврила гребет веслами. Челкаш требует, чтобы Гаврила плыл тише. Вор угрожает избавиться от юноши, если их лодку заметят наблюдатели.

Испуганный Гаврила жалеет, что ввязался в это дело. Он плачет и просить отпустить его, но Челкаш требует плыть дальше.

Герои приплывают к гранитной стене мола (мол – сооружение в порту для защиты судов от волн). Челкаш забирает у Гаврилы котомку с паспортом, чтобы тот не сбежал, после чего поднимается по стене и исчезает.

Спустя время Челкаш спускает Гавриле тяжелые грузы, после чего мужчины уплывают. 

Вскоре они оказываются у корабля, где Челкаша встречают знакомые. Поднявшись на борт, Челкаш и Гаврила передают груз, после чего идут спать в каюту. Утром Челкаш получает деньги и вместе с Гаврилой возвращается на берег домой. В лодке Челкаш сообщает, что ему заплатили 540 рублей. Из них 40 рублей он отдает Гавриле. Юноша счастлив получить такую крупную сумму. 

На берегу напарники прощаются. Внезапно Гаврила бросается к Челкашу и умоляет его отдать ему все деньги. Он объясняет это тем, что эти деньги ему нужнее, а Челкаш сможет еще заработать. Жадность Гаврилы становятся противна Челкашу, и он отдает ему всю сумму.

Счастливый Гаврила благодарит напарника и признается, что еще в лодке был готов ограбить его и выкинуть за борт, но не решился. Услышав это, Челкаш свирепеет, набрасывается на юношу, отбирает деньги и уходит. Гаврила тут же хватает камень и кидает в уходящего Челкаша.

Тот падает на песок, а Гаврила убегает с места преступления. Вскоре юноша возвращается к Челкашу, лежащему в крови, и умоляет простить его. Убитый горем Гаврила объясняет, что его “попутал дьявол”. Искреннее раскаяние трогает Челкаша, и он отдает юноше все деньги, оставив себе 100 рублей (“радужную бумажку”).

Челкаш признается Гавриле, что ему не за что прощать его, так как в этой истории каждый думал о себе. Мужчины прощаются.

Конец.

Таково краткое содержание рассказа “Челкаш” Горького: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Смотрите:

Все материалы по рассказу “Челкаш”

Все материалы по творчеству Горького

Источник: http://www.literaturus.ru/2017/10/kratkoe-soderzhanie-chelkash-gorkij-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html

Детство – краткое содержание

ea5d2f1c4608232e07d3aa3d998e5135

ea5d2f1c4608232e07d3aa3d998e5135

ea5d2f1c4608232e07d3aa3d998e5135

ea5d2f1c4608232e07d3aa3d998e5135

   Повествование в книге ведется от лица главного героя, который рассказывает про свое детство. Все начинается с трагических событий в жизни героя, которого зовут Алексей, у него умирает отец. К ним приезжает бабушка Она очень интересная, мягкая. Разговаривает ласково, хорошо рассказывает сказки.

Алексей подружился с ней с первого дня» У матери героя- мальчика рождается еще один сын. Бабушка, мама и главный герой после похорон приезжают в Нижний Новгород в дом деда, который кажется чужим. Приезд матери и мальчика только осложнил напряженную обстановку в доме. Братья отца мальчика требовали раздел имущества и даже подрались.

Сам дед был красильщиком, во дворе стояли чаны с краской. Он показался герою злым.

   Раньше Алексея никогда не били. Его потрясает субботняя порка детей. За провинность наказывает сначала внука Сашку, потом очередь доходит до Алексея. Дед очень сильно высек мальчика. Несколько дней герой проболел. Позже дед пришел к нему и попросил прощение.

Алексей подружился с работником деда. Цыганок, так его звали, пытался защищать мальчика от деда. Ему было около 19 лет, он воспитывался в семье деда как подкидыш. Цыганок был необычайным затейником и мастером. Гибнет он нелепо, его придавил деревянный крест.

 

   Алексей со временем приходит в себя, помогают беседы с бабушкой. Позже дед с бабкой и с Алексеем переезжают в другой дом. Мать мальчика живет отдельно. Сначала все идет хорошо. Но иногда в деде просыпается ярость и он бьет бабку.

Об их скандалах знает вся улица. Алексей дружит со сверстниками, особенно с тремя сыновьями строгого полковника, помогает им. Через некоторое время возвращается мать героя. Старики принимают ее.

Зовут ее Варвара, она учит сына светской грамоте, но он сопротивляется. 

   Алексея отдают учиться, но это из-за болезни продолжается недолго. Мать в скором времени выходит замуж за дворянина Евгения и оставляет сына со стариками. Тот чувствует ее предательство. Дед продает дом и живет где-то в подвалах. Бабушка и внук переезжают в Сормов к отчиму и матери.

Деньги, вырученные от продажи дома, отчим Алексея проигрывает в карты. Мать жестока с Алексеем, называет его зверенышем. Рождается брат, и для героя не остается места. Он возвращается к деду с бабкой. Провинившаяся мать с маленьким братом приходит умирать к родителям. Она скончалась на руках у мальчика.

После похорон дед сказал герою, что пора Алексею отправиться в люди. Мальчик ушел.

Источник: http://szhato.ru/gorkiy/64-detstvo.html

Максим Горький – На дне: краткое содержание

А. И. Куприн в 1910г. написал одну из жемчужин русской литературы — повесть о бескорыстной, но неразделенной любви «Гранатовый браслет». В самом начале своей работы над ним, писатель хотел написать небольшой рассказ, но написанного становилось все больше и работа над произведением продлилась около 3 месяцев.

Повесть была напечатана в альманахе «Земля» в 1911г. Далее вы сможете прочесть Александра Куприна: Гранатовый браслет краткое содержание по главам.Прототипами героев повести были реальные люди и за основу сюжета взят правдивый случай, который Куприн дополнил и немного изменил.

В то время в Петербурге писатель тесно общался с семьей Любимовых, которые тогда занимали высокое общественное положение. Матери Любимова писал один мелкий чиновник, который не открывал своего имени, потому что понимал невозможность отношений.

Спустя какое-то время дама перестала читать любовные послания, а поклонник прислал ей подарок — гранатовый браслет. Тогда отец Любимова и ее брат отправились к мелкому чиновнику и попросили его больше не писать ей.

С тех пор о нем в семье больше не слышали. Куприн смог из простого рассказа за чаем превратить его в прекрасную любовную повесть, которая станет одним из лучших произведений в русской литературе.

  1. Костылев Михаил, 54-х лет, владелец ночлежки.
  2. Василиса – жена его, 26-ти лет, изменяет ему с Васькой.
  3. Наташа – сестрица Василисы, 20-ти лет. Надеется на светлое будущее,подвергается побоям от старшей сестры.
  4. Лука – странствующий старик, 60-ти лет, сторонник лжи во благо.
  5. Васька Пепел – воришка, 28-ми лет, желает изменить жизнь к лучшему.
  6. Клещ Андрей Митрич – в конец обнищавший слесарь, 40-ка лет, хочет вернуть утерянное благосостояние.
  7. Бубнов – картузник, 45-ти лет. Убежден, что все люди на земле – лишние.
  8. Барон – якобы знатный господин в прошлом, 33-х лет, считает, что его лучшие дни остались позади.
  9. Сатин – один из жителей, около 40 лет, выступает за духовную свободу человека.
  10. Актер – спившийся театрал, потерявший работу из-за пагубной привычки.
  1. Медведев Абрам – служащий в полиции, 50-ти лет, приходится дядей Наташе и Василисе.
  2. Анна – жена Клеща, 30-ти лет, добрая и простая женщина, смертельно больна.
  3. Алешка, Квашня, Татарин, Кривой Зоб – постояльцы.
  4. Настя – молодая куртизанка, 24-х лет.

Ночлежка затхлая и своим видом напоминает пещеру.Клещ сидит у стены и перебирает ключи, чтобы открыть старые замки. Посередине комнаты стоит обшарпанный стол, у которого Квашня занимается едой.

Юная Настя, поглощена чтением потрепанного романа. Актер расположился на печи и валяется. Барон поедает хлеб. Чахлой Анне становится все хуже: нестираная занавеска скрывает ее, слышится женский кашель. Бубнов забрался на нары и приступает к шитью кепки.

Квашня начинает говорить с Бароном и утверждает, что после неудачного опыта замужества, ни на что не променяет свободу. Это рассмешило Клеща: он обвиняет ее во лжи и говорит, что женщина с радостью выйдет за Медведева, сватавшегося к ней. Торговка парирует это тем, что предыдущую супругу он измучил.

Барон отбирает у Насти книгу и высмеивает ее название: «Роковая любовь».
Измученная Анна, упрашивает всех прекратить шуметь, чтобы она могла тихо уйти в мир иной.

У Сатина, Актера, Клеща и Бубнова заводится непринуждённая беседа. Сатин ударяется в воспоминания: когда-то, он был благородной персоной. Бубнов говорит о временах, когда у него было «собственное заведение».

Актер утверждает, что талант стоит выше всякого образования.
Входит Костылев, ищет супругу. У Васьки Пепла перед комнатой, есть некое подобие двери и стен – хозяин стучится к нему. Хочет поговорить с вором, но тот выдворяет его.

Костылев удаляется прочь.Все начинают с насмешкой обсуждать интрижку Васьки с Василисой, женой ушедшего мужчины.Сатин выпросил у Васьки денег, начал рассуждать о способах заработка на жизнь. Он убежден, труд должен приносить удовольствие. Работать, потому что так должно – настоящее рабство.Сатин и Актер покинули ночлежку.

Вместе с Наташей приходит новый жилец, Лука. Васька пытается пофлиртовать с ней, но женщина обрывает его заигрывания.Врывается Алешка. Он изрядно выпил и сетует на жизнь.Не может понять, чем он хуже остальных и отчего его отовсюду прогоняют.
Васька говорит Клещу, что он тратит время в пустую, пытаясь трудиться.

Клещ отвечает, что хочет заработать и вернуться к нормальной жизни, покинуть ночлежку, обитатели которой «без чести и совести». Васька утверждает, что Клещ не лучше местных жителей.Барон и Васька вышли.

Алешка выгнан пришедшей Василисой. Та начинает отчитывать народ за непорядок. Спрашивает, приходила ли Наташа к Пеплу. Уходит.
Из сеней раздаются вопли: Василиса с кулаками накинулась на сестру. Квашня, Бубнов и Медведев пошли, чтобы оттащить ее от Наташи.

Акт 2

Вокруг те же декорации. Часть обитателей играет в карты. Бубнов с Медведевым заняты шашками. Актер и Клещ следят за картежниками. Возле Анны присел Лука.

Умирающая женщина сетует на безрадостно прожитые годы. Старик пытается ее успокоить, рассказывая о прекрасном месте, которое открывается для усопших, о рае.

Актер пытался выступить со стихами для нового постояльца, но понял, что забыл их текст. Впадает в тоску из-за того, что пропил весь свой талант и душу вместе с ним. Старец же ведает несчастному о далеких лечебницах, оказывающих помощь зависимым в каком-то городке. Лука подталкивает театрала к отказу от спиртного. «Человек – все может… лишь бы захотел».

Входит хмурый как туча Васька. Спрашивает у Медведева, как сильно сестра поколотила Наташу. Мужчина не отвечает, потому что вора, по его мнению, это не касается. Пепел начал угрожать, что донесет на Костылева и Василису, будто те навели его на ограбление, а краденное скупили.

Лука хочет их примирить, но Васька прерывает его. Он не понимает, зачем старик обманывает всех, утверждая, что все наладится. Пожилой мужчина же, советует вору отправиться на просторы Сибири, и начать там новую честную жизнь.

Приходит Василиса. Заводит разговор с Васькой. Тот решает расстаться с ней, потому что в ней «души нет». Тогда жена хозяина ночлежки предлагает ему пойти на убийство ее мужа, чтобы тот после с деньгами и ее сестрой сбежал и женился на Наташе.

Заходит Костылев и у них с Пеплом вспыхивает перепалка, но старик разнимает разгоряченные лбы. Он советует Ваське покинуть это место, вместе с любимой Наташей и забыть о криминальном прошлом.Оказывается, что Анна уже встретила свою смерть.Постояльцы собираются вокруг покойницы.

Акт 3

Пустырь, покрытый зарослями бурьяна во дворе ночлежки.Настя, ведает постояльцам о своем прекрасном возлюбленном, с которым ее разлучила злая судьба.

Барон с Бубновым откровенно потешаются над россказнями девушки, но та продолжает доказывать, что это чистая правда. Мужчины доводят ее до слез. Лука пытается утешить ее, говоря, что раз она верит, то так все и было.

Читайте также:  Краткое содержание диккенс большие надежды точный пересказ сюжета за 5 минут

Жители ночлежки, заводят дискуссию об истине и лжи.Наташа рассказывает, что мечтает встретить особенного человека, пусть шансы на это ничтожно малы.

Бубнову кажется, что вранье исходит от желания казаться лучше, чем ты есть, и это занятие совершенно бесмысленное. Клещ признается в ненависти к людям и отсутствии надобности в правде. Уходит.Приходит Васька, подключается к беседе. Выпытывает у старика, зачем он лжет, пытаясь дать несбыточную надежду на лучшее.

Старец говорит: «не всегда правдой душу вылечишь». По мнению Луки человека жалеть надо. Скоро старик уедет из ночлежки.Васька хочет уйти отсюда и приглашает Наташу пойти за ним, быть вместе и оставить пороки и несчастья в прошлом. Девушка в сомнениях, но дает согласие.

Входит чета Костылевых. Василиса пытается стравить мужа с Пеплом, раздосадованная подслушанным разговором, но Лука не дает Ваське разгорячиться.
Костылев объясняет старику, что настоящий человек должен придерживаться правил и располагать паспортом.

Тот отвечает, что хозяину ночлежки уже не стать достойным, ведь он, подобно непригодной для урожая земле, неизлечим. Костылевы гонят Луку прочь.
Бубнов начинает рассказывать старцу о своей судьбе, как оставил жену с любовником и покинул дом.Заходят Сатин вместе с Актером.

Сатин без особого желания отвечает на расспросы Луки о его жизни: мужчина отсидел за убийство обидчика сестры, а бывшему преступнику работу приличную не найти, вот и оказался в ночлежке.Вернулся злой Клещ, продавший последнее, чтобы устроить жене похороны. Он не понимает, как зарабатывать на жизнь без отданных в уплату похорон инструментов.

Из обители Костылева с женой слышны крики о помощи. Сатину и Актеру приходится пойти туда, чтобы выяснить, что случилось. Оказывается, Василиса опять бросилась избивать сестру.Приходят Квашня с Настей, поддерживая Наташу: кипяток обварил ей ноги, она не может идти сама.

Собираются Костылевы, Пепел, остальные жители. Васька, увидев израненную любимую, со злость ударяет хозяина ночлежки. Мужчина умирает. Василиса поднимает шум, обвиняя во всем Ваську.Пепел утверждает, что Василиса сама собиралась покончить с мужем его руками.Наташа находится на грани нервного срыва, кричит о сговоре сестры и Васьки и уже сама готова пойти за решетку.

Акт 4

Постояльцы собрались посреди ночи. На месте самодельных стен, у бывшей комнаты Васьки, расположился Татарин.Жители ночлежки говорят об ушедшем Луке, покинувшем их в разгар перепалки из-за раненой сестры Василисы и трупа владельца.Насте нравился старик, потому что он все понимал и подмечал.

Клещ согласен с девушкой: он находит Луку хорошим и сострадательным. Татарину кажется, что странник придерживался правила «Не обижай человека».Сатин считает, что старик внес смуту в разум постояльцев. Барону он представляется старым мошенником.

Настя после их речей говорит, как ей опротивели здешние люди, как она хочет сбежать куда подальше. .Сатин устал от разговоров о Луке. Он призывает замолчать: ему думается, что странник понимал правду, но избегал ее от сострадания. Пытался ложью сделать людей лучше.

Снова поднялась тема о смерти хозяина Костылева. Пережившая ужасные муки, Наташа ушла прочь из больницы, и пропала без следа. Постояльцы сошлись во мнении, что Василиса выйдет из воды сухой, а Васька получит срок или станет каторжником.

Сатин заводит монолог о том, что жалеть человека – значит принижать его.Актер внезапно выбегает на улицу.Народ начинает готовиться ко сну. Некоторые заводят песнь. Прибегает Барон, крича новость: Актер покончил с собой, повесившись на пустыре.

У Сатина вырывается: «Эх, испортил песню, дур-рак!».

Тест по пьесе На  дне

Источник: http://vse-kratko.ru/maksim-gorkiy-na-dne/

Краткое содержание рассказа “Тоска” Чехова, история Ионы

Зимний вечер. Крупный снег падает с неба и засыпает извозчика Иону и его лошадь. Иона согнулся, как только мог согнуться человек – видно ему так проще пережидать метель. Иона выехал на работу еще в обед, но почина еще не было, хоть уже и вечер.

В повозку Ионы садится человек – ему нужно поехать на Выборгскую. Иона с радостью принимается за работу. Пешеходы то и дело ругают извозчика за его плохую езду. Военный, который сел к Ионе в повозку, также подумал, что тот не умеет ездить.

Затем военный саркастично начинает говорить извозчику, что это пешеходы все время норовят залезть под колеса, а Иона здесь вовсе ни при чем.

Иона в ответ что-то пытается сказать, но военный не слышит. Затем Иона говорит громко: «У меня неделю назад сын умер». Военный вроде как заинтересовывается новостью – он расспрашивает о причине смерти сына, но затем закрывает глава и Иона расценивает это как нежелание слушать.

Извозчик высаживает военного и затем останавливается около трактира. Новых клиентов долго Ионе ждать не пришлось – трое молодых людей попросили отвести их на Полицейский мост.

Эти люди были изрядно пьяны, они активно общаются друг с другом и Иона немного развеселился. Извозчик вновь пытается рассказать о смерти сына, но один из молодых людей прерывает Иону фразой: «Все умрем когда-то».

Ионе так и не удалось рассказать о своей тоске и смерти сына.

Вдруг он видит дворника. И решает ему рассказать об своей потери, но дворник также не желает слушать извозчика и говорит Ионе проехать дальше.

Иона решает поехать домой. Он немного огорчен тем, что заработал мало денег и его лошади придется есть сено, а не овес. Один из извозчиков просыпается попить в то время, когда Иона заходит в комнату. Иона не упускает возможности поговорить – он начинает рассказывать этому человеку о потери сына, но извозчик ложится спать, игнорируя Иону.

Иона очень огорчен тем, что со смерти сына прошла уже неделя, а он еще ни с кем не поговорил, а ведь Ионе очень хотелось рассказать кому-либо о том, как его сын заболел, как его отвезли в больницу, как он мучился, какие слова стали его последними, как прошли похороны, но никто упорно не хочет выслушать Иону.

Тогда Иона идет к лошади – поспать он еще успеет, Иона гладит животное. В голове мужчины роятся самые разные мысли – о погоде, еде для лошади. Ионе очень жаль, что его сын умер.

Иона приходит к мысли, что он слишком стар для того, чтобы быть извозчиком, сын был бы прекрасной ему заменой, но не сложилось – приказал долго жить.

Мужчина начинает разговаривать с лошадью, он сравнивает сына с жеребенком и с помощью такой аналогии начинает объяснять свою горечь утраты.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/anton-chekhov/toska-kratko.html

Максим Горький Детство краткое содержание

Повесть Максима Горького “Детство” написана в 1913 году. Стиль написания повести – автобиографическая повесть. Автор старается дословно передать воспоминания свои детские воспоминания, в тоже время он старается переосмыслить то что помнит.

С точки зрения уже взрослого человека Горький поднимает в “Детстве” вечные вопросы: проблему отцов и детей, развитие личности, попытка каждого человека сохранить свою светлую сторону своей натуры.   В повести главным героем, по совместительству рассказчиком является маленький мальчик Алеша Каширин.

Горький описывает суровый и жестокий мир дореволюционных крестьян, в котором единственным светлым пятном, являются сказки рассказанные Алеше его бабушкой.

Максим Горький детство главные герои

 Алеша Каширин (Алексей Пешков) – главный герой, в начале повести совсем маленький ребенок, за время повести  взрослеет. Является рассказчиком, через его воспоминания Горький общается с читателями.

Бабушка Акулина Ивановна –  самый близкий человек Алеши. Добрая и мудрая, именно она прививает внуку любовь к народному творчеству, которое в последствии привело его в литературу.

 Дед Василий Васильевич – зажиточный крестьянин, строгий и жесткий. Заработавший свое “состояние” тяжелым трудом. В детском понимании всегда противопоставляется бабушке.

Варвара – мать Алеши, слабохарактерная женщина, мечтающая жить за крепкой мужской спиной.

Яков и Алексей – дядьки Алеши. Озлобленные и подлые. Зависимы от своего отца. Ради личной выгоды, не считаются даже с родственниками.

Григорий –  мастер работавший на Кашириных. выгнан дедом после потери зрения.

Иван-Цыганок – приемный ребенок семьи Кашириных. Ловкий, веселый, хитрый и вороватый, но в тоже время наивный и добрый.

Детство Максим Горький содержание по главам

Первая глава Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

Первым осознанным воспоминанием Алеши, является смерти его отца. Ребенок еще не осознает, что отца больше нет, а запоминает лишь плачь свое матери Варвары. Незадолго до смерти отца, сам Алеша сильно болел, чтобы помочь матери к ним приехала, бабушка Алеши – Каширина Акулина Ивановна.

Как описывает ее Алеша: “круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом” “Черная и мягкая”.  В день когда умер отец, у матери Алеши начинаются преждевременные роды. После прощания с отцом, Алеша, мама с новорожденным сыном, едут к бабушке в Нижний Новгород.  В дороге умирает новорожденный брат Алеши.

Бабушка дабы отвлечь внука, рассказывает ему сказки, которых она знала очень много.

Прибыв в Новгород Алеша встречается со всей многочисленной семьей Кашириных. Среди них, был дед Василий Васильевич – глава семейства. Дядьки Алеши, Яков и Михаил, со своими детьми. Дед сразу не понравился Алеше, он “почувствовал в нем врага”.

Вторая глава Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

Вся семья живет в большом, красивом доме. Но все жители дома постоянно ссорятся и враждуют между собой. Такая атмосфера пугает Алешу, ведь он совсем не привык жить в таких условиях.

 На первом этаже дома находится красильная мастерская, из за которой Дед постоянно ссорится с Дядьками Алеши.

Те требовали от него отдать им наследство Варвары, так как она его не получила из за того, что вышла замуж без благословения.

В семье существовал обычай,  в субботу детей пороли за совершенные за неделю шалости. Алеше тоже не удалось избежать этой участи – один из двоюродных братьев  подговаривает малыша покрасить скатерть.

Шалость очень разозлила деда. Алеша усугубил свое положение тем, что во время наказания укусил деда. За это дед еще сильнее начал лупить внука.

Наказание плохо сказалось на здоровье Алеши и он проболел всю следующую неделю.

Через несколько дней, Дед сам пришел к нему мириться. Принеся подарки, дед рассказывает ему о своей тяжелой жизни. Этот рассказ трогает мальчика, он понимает, что дед на самом деле не злой. Еще один посетитель Цыганок. придя навестить Алешу. рассказывает ему, что он во время порки специально подставил руку дабы сломать розги.

Третья глава Максим Горький “Детство”(краткое содержание)

После выздоровления Алеша сближается с добрым и простоватым Цыганком. Подкидышем в семью Кашириных  благодаря бабушке Ивана оставили в семье. Бабушка и Дед любили и воспитывали Ивана как родного.

Дед за глаза хвалил Ивана, да и ругался на него не так сильно, как на родных сыновей. Но за его выходки утверждала, что своей смертью он точно не умрет. Со временем.

это утверждение переросло в уверенность.

Цыганок  был другом всех детей живущих в доме. Устраивая им, после порки, представления с тараканами и мышами. В главе также описываются развлечения взрослых. Их песни и танцы, через них они выражают свою тоску и душевную боль.

Так и случилось вскоре. От мастера Григория, Алёша узнает, что Ивана уморили его дядьки. Произошло это по случайности:  дядя Яков собрался отнести большой, деревянный крест на могилу им же убитой жены. После похорон он дал обет, что на годовщину отнесет крест на могилу сам.

Но когда пришло время нести, ему помогали Иван и Михаил. Во время переноски, Цыганок оступился, и братья в испуге бросили крест. Вся тяжесть деревянного креста, навалилась на Цыганка, вскоре он умер.

Четвертая глава   Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

Смерть Цыганка еще сильнее усложняет и без того не простые отношения в большой семье. Атмосфера, становится все мрачнее и хуже. В этой же главе рассказывается, как молилась бабушка. После молитвы если внук еще не спит, она рассказывала ему истории об ангелах, чертях, аде и рае.

Однажды мастерская Кашириных загорелась. Дед прибывая в шоке не смог ни чего предпринять. Тогда бабушке пришлось взять все в свои руки и руководить спасением, и тушением пожара. В процессе она совершает героический поступок, вынеся из горящей мастерской бутылку с купоросом, взрыв которой мог уничтожить весь дом.

 Пятая глава Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

Весной общее хозяйство разделилось. Михаил уехал за реку, а дед купил себе большой дом, который полностью сдавал, оставив себе одну комнату. Бабушка с Алексеем поселились на чердаке. В это время мать почти не навещала мальчика.

Бабушка хорошо разбиралась в травах и снадобьях и за ней закрепилась слава знахарки и повитухи. Однажды бабушка, коротко рассказала о своем детстве.

Что ее мать была рукодельницей, как она потеряла руку и им приходилось попрошайничать по дворам.  Именно мать научила бабушку, плетению кружева и умению разбираться в травах.

Читайте также:  Краткое содержание фадеев разгром точный пересказ сюжета за 5 минут

Дед тоже делился с внуком детскими воспоминаниями, о войне с французами, об их пленных.

Вскоре Алеша начал обучаться грамоте по церковным книгам, которые у него были. Алеша оказался способным учеником. Все свободное время Алеша проводит дома, так как местные мальчишки невзлюбили его и постоянно дрались с ним.

Шестая глава Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

Конфликт за наследство Варвары начался с новой силой. Михаил стал приходить с требованием, получить свою часть наследства. По началу деду удается прогнать Михаила. Но он начинает приходит скандалить все чаще и чаще.

 В один из таких приходов, дядька ломает бабушкину руку, А дед избивает его лопатой, после чего связывает и бросает в бане. Бабушке зовут костоправку, которую Алеша принимает за смерть с клюкой, и пытается прогнать.

Седьмая глава Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

Алексей замечает как по разному, бабушка и дед молятся Богу и в целом относятся к вере. «очень рано понял, что у деда – один бог, а у бабушки – другой». Бабушка молилась, словно общалась с богом. Рассказывала ему, про прошедший день и то, что произошло. Бабушка разъяснила Алеше: «В дела взрослых не путайся! Взрослые – люди порченые; они богом испытаны, а ты ещё нет, и живи детским разумом.

Жди, когда господь твоего сердца коснётся, дело твоё тебе укажет, на тропу твою приведёт,- понял? А кто в чём виноват – это дело не твоё. Господу судить и наказывать. Ему, а – не нам!»
Бог Деда напротив был суров и жесток. Но не смотря на свой скверный характер, помогал деду. Конечно же, Дед и молился по другому, не так как Бабушка. Он делал это в одной позе, и произносил одни и те же молитвы.

Наемный мастер Григорий теряет зрение окончательно, за это Дед выгоняет его из мастерской. Ослепшему мастеру приходится, ходить по дворам и побираться, чтобы не умереть от голода. Бабушке очень не нравиться такой поступок деда. Она начинает часто припоминать ему это, обещая неминуемую расплату.

Восьмая глава Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

В скором времени, семья  Кашириных снова переехала из большого дома, в более уютный расположенный “по Канатной улице”. Как и в прошлый дом, Дед начал запускать квартирантов. Одним из которых был, нахлебник “Хорошее дело” прозванный так за то, что использовал данную приговорку. Подрастающего Алексея заинтересовал добрый, чудаковатый нахлебник, и у них завязалось некое подобие дружбы.

Хорошее дело оказался человеком; глубоко одиноким и ранимым. Это выяснилось, после того как он расплакался услыхав сказку которую рассказала Бабушка Алеше “О Иване-воине и Мироне-отшельнике.

” Не смотря на свою безобидность,  нахлебника невзлюбили за его увлечения (он постоянно, что то изобретал, плавил металлы).

Деду и Бабушке не нравились отношения Алексея и нахлебника, они считали, что Хорошее дело – колдун, и его занятия вновь приведут к пожару.

Квартирант не был человеком проницательным, поэтому всегда безошибочно знал, когда Алексей врет, а когда говорит правду. Так же он объяснил мальчику, что самая большая сила кроется в скорости: “чем быстрей, тем сильней”.  Недовольство нахлебником все росло, и вскоре нахлебника выжили.

Девятая глава  Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

Однажды Алеша познакомился  с обитателями дома Овсянникова. Проходя мимо их дома, он увидел трех мальчишек играющих во дворе. В этот момент младший из братьев падает в колодец. Алеша помогает братьям спасти младшего.

Леша стал приходить к ним и играть вместе с ребятами. Но однажды хозяин дома, дед братьев увидел пришлого мальчика и прогнал его.

В процессе выдворения Леша, обзывает полковника: “старым чертом”, за это получает взбучку от деда и запрет на дружбу с “барчуками”.

Леша продолжает общение с Овсянкиными, пока извозчик Петр не сдает его Деду.  Этот поступок является началом войны между извозчиком и Алешей. Взаимные пакости прекращаются со смертью Петра. Его убивают за грабеж церквей. Тело Петра находят в заросшем саду Кашириных.

 Десятая глава Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

Отношения с матерью у Алеши не складываются. Он редко вспоминает о ней, а она в свою очередь постоянно отсутствует.  Возвратившись зимой в дом Деда, она селится в комнате нахлебника и начинает учить Алешу грамматике и арифметике.

Деду хотелось вновь выдать дочь замуж. Но Варвара всячески отказывается. Бабушка старается заступиться за дочь, чем вызывает гнев Деда. Он сильно избивает жену. Но на удивление Алеши, бабушка не держит зла на Деда. Переживающий Алеша в отместку, разрезает святцы, принадлежащие Деду.

Дед не отказавшись от своей идеи, начинает проводить “вечера”. Приглашая потенциальных женихов для дочери, но она категорически отказывается.

Одиннадцатая глава Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

Мать поняв, что Дед не имеет над ней власти, становится хозяйкой в доме. Теперь она сама выбирает гостей, братьев Максимовых.

После святок Алеша заболел оспой. Бабушка ни на минуту, не отходила от кровати больного. В это же время она начинает выпивать, пряча чайник с алкоголем под кроватью больного мальчика. Во время болезни бабушка рассказывает Алеше об его отце.

Простом и веселом краснодеревщике, сыне солдата. Отец Алеши сразу понравился Бабушке, Дед же напротив сначала даже не давал согласие на свадьбу. Братья Варвары – вообще пытались утопить Максима.

Из за этого, ему с семьей и пришлось уехать в Астрахань.

Двенадцатая глава Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

Мать Алеши выходит замуж за одного из братьев Максимовых – Евгения. Алексей сразу не невзлюбил отчима, но вскоре  Евгений и Варвара уехали, оставив Алешу с бабушкой.

Алеша делает себе убежище в саду, в котором играет все лето. Дед становится все более скупым, продает дом и выгоняет бабушку. Требуя, чтобы она кормилась самостоятельно.

Ей приходится некоторое время жить у одного из своих сыновей.

Через некоторое время возвращается Варвара с Евгением, они говорят, что их дом сгорел, но все понимают, что всему виной Егений проигравшийся в пух и прах. Мать Алеши вновь беременна.  Бабушка и Алеша переезжают к ним в Сормов, в их скромное жилье.

Евгений зарабатывает тем, что спекулирует продуктовыми, кредитными записками, которые скупает по заниженной цене у рабочих, выдаваемых тем вместо денег.

Алешу отдают в школу, но там ему не нравиться. Он не находит контакта с учителями, а дети смеются над его бедностью. Также его поведение оставляет желать лучшего.

Варвара рожает сына, которого называют Сашенька. Сашенька вскоре умирает, после рождения второго сына Николая. Отношения в семье Варвары и Евгения начинают стремительно ухудшаться. Евгений заводит женщину на стороне, а Варвару начинает избивать. В один из таких конфликтов, Алеша чуть не зарезал Евгения.

 Тринадцатая  глава Максим Горький “Детство” (краткое содержание)

Мать и отчим с маленькими детьми уезжают, оставляя Алешу Бабушке, которая вновь живет с Дедом. Дед становится все скупее, теперь он ведет хозяйство отдельно, ревностно следит, чтобы остальные домочадцы не ели его еду.

Поэтому Алеша и Бабушка зарабатывают себе на еду сами. Бабушка плетет кружева, а Алеша ворует дрова вместе с другими ребятами и собирает ветошь.

Алеша начинает получать удовольствие от учебы, и его успеваемость идет в гору. Он успешно заканчивает второй класс, поучает грамоту и комплект книг.

 Мать возвращается в  город, так как Евгений потерял работу, а Николай более золотухой.  Варвара выглядит очень плохо, сказывается серьезная болезнь. С каждым днем ей становиться все хуже и хуже.

Евгений находит работу, снимает жилье, но мать не дождавшись его, в августе, умирает.

После смерти матери, Дед заявляет Алеше, что: ты – не медаль, на шее у меня – не место тебе, а иди-ка ты в люди. Так закончилось “Детство” Алеши, и пошел он в люди.

Максим Горький Детство аудиокнига

Источник: http://xn—-gtbbearpc0e1cxd.xn--p1ai/maksim-gorkij-detstvo-kratkoe-soderzhanie/

Краткое содержание На дне, Горький по актам читать

Краткое содержание На дне

Действующие лица:

Михаил Иванович Костылев (54 года) – содержатель ночлежки
Василиса Карповна (26 лет) – жена содержателя
Наташа (20 лет) – сестра Василисы
Васька Пепел (28 лет) – потомственный вор
Клещ или Андрей Митрич (40 лет) – разочарованный в жизни трудяга-слесарь
Анна (30 лет) – умирающая от чахотки жена Клеща
Настя (24 года) – девица легкого поведения
Бубнов (45 лет) – картузник
Барон (33 года) – разорившийся дворянин-аристократ­
Актер (40 лет) – пьяница
Сатин (40 лет) – бывший телеграфист, образованный человек
Лука (60 лет) – странник
Квашня (40 лет) – торговка пельменями
Медведев (50 лет) – дядя Василисы и Наташи, полицейскийАлеша (20 лет) – сапожник

Кривой Зоб и Татарин – крючники

Акт 1

Действие происходит в ночлежке, напоминающей мрачный подвал. Постояльцы, в основном, люди, опустившиеся «на дно» по разным причинам. Вдоль стен посещения размещены грязные и некрашеные нары, посередине стоит большой стол с лавками и табуретом. За столом сидят Барон и Настя, а за самоваром – Квашня. Бубнов кроит шапку на нарах. Анна больна и часто кашляет. Разгорается ссора.

Клещ спорит с Квашней. Та утверждает, что уже была однажды замужем и неудачно, поэтому за Медведева не пойдет. В это время Барон начинает посмеиваться над увлечением Насти дешевыми бульварными романами. Выхватывает у неё книгу «Роковая любовь» и они начинают драться. Анна просит говорить потише и не ссориться, так как ей плохо.

Квашня жалеет её и ругает Клеща за то, что довел жену до такого состояния.

Тут просыпается Сатин после очередной пьянки и спрашивает, кто его вчера бил. Бубнов говорит не все ли равно, а били за карты. Приходит время наводить порядок в ночлежке, все ругаются. С печи слазит Актер, который говорит, что его организм настолько отравлен алкоголем, что пылью уж дышать вредно.

Сатин бормочет под нос какие-то умные словечки вроде «трансцендентальный», «макробиотика». Затем рассказывает, что был когда-то образован и много читал, в прошлом работал телеграфистом. Актер подчеркивает, что образование – чепуха, главное – талант и вера в себя.

Рассказывая о себе, он говорит, что раньше играл на сцене и был знаком со многими известными артистами.

Из сочувствия к Анне Актер выводит ее на свежий воздух подышать. Там они сталкиваются с Костылевым, который разыскивает вою жену. Сначала он что-то поет себе под нос, а потом начинает придираться к Клещу и говорит, что следовало бы повысить ему оплату. Он также обвиняет его в плохом отношении к жене.

Актеру же он говорит, что сочувствие к больному человеку это, конечно же, хорошо, но не стоит забывать про свой долг. После этого Костылев направляется к комнате Васьки Пепла. Тот спрашивает хозяина о судьбе денег с проданных часов, на что Костылев отвечает, что не принес их. Тогда Васька гонит его прочь. Сатин все знает об отношениях Васьки с женой Костылева и рекомендует убить хозяина.

Но Васька лишь игнорирует его. Он дает Актеру денег взаймы и тот идет пьянствовать с Сатином.

Клещ возмущен тем, как легко Пепел добывает деньги. Ведь это все воровством, а не честным трудом. Клещ говорит, что ему неприятно находится в одном обществе с такими людьми. А у Пепла свои соображения по поводу чести и совести. Он считает, что такие добродетели нужны только тем, у кого власть. Бубнов с ним соглашается.

Входит Наташа с новым постояльцем – странником Лукой. Она в очередной раз просит Клеща быть внимательней с супругой. Пепел симпатизирует Наташе и не скрывает этого. Он говорит, что если бы она ударила его ножом в грудь, он был бы счастлив умереть от чистой руки. Обитатели не раз его предупреждали, что нужно быть осторожным с такими разговорами.

Ведь это может вызвать ревность и гнев Василисы.

Наташа удаляется. Васька жалуется, что скучно. Он готов дать полбутылки Барону, если тот поползает на четвереньках. Барон говорит, что Пепел – болван. Затем он вспоминает, как был богат, по утрам пил кофе. Появляется пьяный сапожник Алешка, который жалуется, что его отовсюду гонят.

Приходит Василиса. В гневе она угрожает Бубнову выселить его, если он еще раз пустит Алешку. Выгнав сапожника, она просит у Луки паспорт, а затем направляется в комнату Пепла, по дороге ругаясь на то, что в комнате грязно.

Она также интересуется, приходила ли её сестра Наташа и общались ли они с Васькой.

Читайте также:  Краткое содержание гоголь шинель точный пересказ сюжета за 5 минут

Насте надоело читать. Она говорит Луке, что хотела бы напиться. Когда он спрашивает почему, она отвечает, чтобы поплакать. Она рассказала, что Алешка везде рассказывает об отношениях Васьки, Василисы и Наташи.

Дело в том, что Пепел намерен бросить Василису из-за её сестры Наташи, из-за чего Василиса очень сердится. Появляется Медведев. Увидев Луку, он говорит, что знает на своем участке всех, но его раньше не видел. Затем он спрашивает у Бубнова про отношения Васьки и Василисы.

Тот притворяется, что ничего не знает. Попутно Медведев заигрывает с Квашней, намекая ей, что хорошо обеспечен. Она же говорит, что ей и одного брака хватило. Лука приводит всеми покинутую Анну и помогает ей дойти до кровати.

Затем прибегает Костылев и зовет полицейского на помощь. Оказывается, Василиса хочет убить Наташу. Слышатся крики.

Акт 2

Вечером почти все собрались на нарах. Тускло горели две лампады. Сатин с Бароном и крючниками перекидывались картами. Актер с Клещом наблюдали за игрой. Бубнов с Медведевым играли в шашки. Кривой Зоб с Татарином заунывно пели. Лука сидел у постели Анны.

Она рассказывает ему о своей несчастной жизни: как нищенствовала и берегла каждую крошку хлеба, как сносила побои и оскорбления от мужа. Он утешал ее и говорил, что на том свете лучшая жизнь, и она, наконец, отдохнет.

Татарин кричит, что Барон жульничает, а Кривой Зоб объясняет ему, что честно играя и трех дней не прожить.

Актер тщетно пытается вспомнить свое любимое стихотворение, но с ужасом осознает, что пропил память. Лука успокаивает его и говорит, что в каком-то городе есть особая лечебница, где его полностью могут излечить.

Он уверяет Актера, что тот при желании может полностью изменить свою жизнь в лучшую сторону. В это время Анна зовет Луку, просит поговорить с ней. Он снова утешает ее рассказами о «райской» жизни на том свете. В ней внезапно просыпается желание жить дальше.

Ведь если там так хорошо, то здесь можно потерпеть ещё немного.

Пепел замечает, что Лука отлично врет, затем расспрашивает полицейского, сильно ли Василиса избила Наташу. Тот отвечает, что это дела семейные, и чтоб тот держался подальше от его племянницы. В ответ Васька грозится рассказать, как его Костылев с Василисой толкали на воровство.

Медведев говорит, что такому воришке как он никто не поверит, а сам уходит, чтобы не нажить неприятностей. Васька же уверен, что он пошел жаловаться Василисе. Лука советует Ваське брать Наташу и ехать в Сибирь. Говорит, что там такие работники как он на вес золота.

Тот шутит, что лучше подождать, пока за казенный счет повезут. Ведь у него отец всю жизнь сидел за воровство, да и он с детства рос таким. Васька все интересуется, зачем Лука так много врет. А тот отвечает, что если верить во что-то так оно и будет.

Притворившись, что ушел, он хлопает дверью, а сам залазит на печь.

Приходит Василиса и зовет Пепла в его комнату поговорить. Он отказывается идти и говорит, что все ему надоело. Сам смотрит на нее и понимает, что несмотря на ее красоту, никогда не испытывал к ней симпатию. Она обижена такой внезапной переменой Пепла.

Он объясняет, что ему не нравится отсутствие души в ней, и что они с мужем похожи на зверей. Она говорит, что в Ваське видела надежду, ждала, пока он освободит ее от мужа тирана. Даже предлагает Ваське сестру взамен на свою свободу.

Он лишь усмехается и говорит, что здорово она придумала: мужа – убить, любовника – в тюрьму, а сама – на свободу. Она продолжает уговаривать его помочь ей. Говорит, чтобы Васька подключил своих друзей к этому делу. Появляется Костылев и начинает кричать на него. Пепел гонит его и завязывается конфликт.

Все это слышит Лука и начинает специально шуметь на печи, чтобы Пепел не натворил глупостей. Старик советует Ваське уезжать, пока не сгубили его тут.

Тут Лука замечает, что Анна умерла. Пепел заявляет, что не любит покойников, на что старик отвечает, что любить надо живых. Они отправляются в трактир оповестить Клеща о смерти жены. Появляется Актер.

Он, наконец, вспомнил стихотворение Беранже, которое забыл утром и хочет сейчас рассказать его Луке. Наташа посмеивается над Актером и говорит, что небось напился. А он рассказывает о своих планах ехать в лечебницу.

Он также рассказывает, что его сценический псевдоним был Сверчков-Заволжский и жалуется, что нет больше у него имени. Наташе жаль покойную. Она удивляется, почему никто не проявляет сострадания. Лука говорит, что живых то не жалеют, где тут до мертвых.

Бубнов философствует о том, что все умрут. Клещ горюет о том, что денег на похороны нет. Кривой Зоб обещает собрать со всех по пятаку или гривеннику.

Акт 3

За ночлежкой находится засоренный всяким хламом пустырь. Там на досках и брусьях собрались посидеть постояльцы. Все слушают, как Настя рассказывает о своем вымышленном возлюбленном по имени Рауль, которого в прошлый раз звали Гастоном.

Она рассказывает, что это был храбрый молодой студент, готовый застрелиться из-за нее. Бубнов смеется над фантазиями девушки, а Барон просит не мешать ей. Говорит, пусть врет дальше. Она рассказывает, что якобы ее родители не давали своего согласия на их брак, а студент просто не мог жить без нее.

Все посмеиваются над этой историей, а Настя обижается. Лука с Наташей утешают ее и говорят, что верят ей.

Бубнов интересуется вопросом о вранье. Он спрашивает, почему люди так любят врать. Наташа уверяет, что порой ложь приятнее правды. Вот и она все ждет, что кто-то придет и спасет ее, а ждать, на самом деле, нечего. Бубнов испытывает к ней жалость, оттого что ее мучает сестра.

Барон решает помириться с Настей, чтобы она дала ему денег на выпивку. Бубнов все же недоволен тем, что люди врут. Он говорит, что понимает, почему Настя все придумывает, а вот зачем Луке врать – непонятно. Лука говорит, что не стоит мешать девушке мечтать, а лучше пожалеть.

Ведь если вовремя пожалеть, можно избежать неприятностей. Он рассказывает одну историю из своей жизни. Когда он работал сторожем, то однажды пожалел воров, пробравшихся на территорию дачи. В итоге они оказались хорошими мужиками.

Если бы он их не пожалел, то они могли и его убить и сами за решетку угодить.

Сам Бубнов врать не любит и не может. Он всегда говорит правду. Клещ кричит, что правды нет. Лука с Наташей жалеют его, а Васька говорит, что не любит его, злой он. Продолжая разговор о правде и лжи, Лука рассказывает одну притчу о «праведной земле».

Жил однажды в Сибири один мужик и верил он в существование «праведной земли», где живут только особые добрые люди. Живя в обидах и несправедливостях, он лелеял эту мечту и был уверен, что когда-нибудь уедет туда жить. Но появился ученый, который доказал, что такой земли нет.

Тогда этот человек разозлился и ударил ученого, а сам удавился. Затем Лука говорит, что скоро уйдет из ночлежки.

Пепел уговаривает Наташа все бросить и уехать с ним, обещает не воровать больше и жить правильной жизнью в Сибири. Она сомневается, честно признается, что не любит его. Порой он ей мил, а иногда и глядеть тошно. Вмешивается Лука. Он советует ей соглашаться.

Говорит, что Васька человек хороший, надежный, а ей лучше уйти отсюда. Все это слышит Василиса. Она говорит, что это все пустые слова, ничего у них не выйдет. Наташа напугана, а Пепел говорит, что в обиду ее не даст. Костылев гонит Наталья ставить самовар.

Васька возражает, но она все равно уходит. Он говорит Костылевым, чтобы отстали от Наташи, и так достаточно поиздевались над девушкой. Василиса посмеивается да подстрекает его, говорит, что не сбудется задуманное им.

Лука гонит Ваську и говорит, что это она специально хочет раззадорить его.

Костылев спрашивает Луку, зачем тот реши уйти. Старик говорит, что любит странствовать. А ещё он корит Луку за отсутствие паспорта, на что тот отвечает, что бывают люди, а бывают и человеки. Костылев не понимает о чем он и гонит старика прочь. Жена к нему присоединяется. Она уверена, что у старика длинный язык.

Лука говорит, что ночью уйдет, и Бубнов решает рассказать свою историю о том, как хорошо вовремя уйти. Когда его жена спуталась с мастером-скорняком, она готова была его отравить, лишь бы избавиться. В итоге, Бубнов стал бить жену, а мастер – его. Он даже подумывал убить жену, но вовремя спохватился и ушел из дома.

Его мастерская была написана на жену, так он и остался ни с чем, но каторги избежал.­ ­­­­­­­­­­­­­­

Появляется Актер с Сатиным. Они спрашивают Луку о клинике для алкоголиков. Сатин просит старика признаться, что все это вранье и не вводить Актера в заблуждение. Оказалось, что Актер даже не пил водки, лишь бы скопить денег на дорогу до лечебницы. Сатин говорит, что проиграл сегодня в карты, при этом добавляет, что есть шулера поумнее его.

Луке кажется, что он веселый по натуре человек. Сатин вспоминает, как раньше любил выступать на сцене, смешил людей. Когда Лука интересуется, как он дошел до нынешней жизни, тот сначала не хочет рассказывать, а потом признается, что совершил убийство одного подлеца из-за сестры.

Затем он провел почти пять лет в тюрьме и теперь некуда ему податься, а сестра уже несколько лет как умерла.

Доносятся крики Наташи. Василиса опять ее бьет. Лука просит позвать Ваську. Василису еле удалось оторвать от Наташи. Появляется Васька и видит, что у его любимой ошпарены ноги кипятком и сама она почти в беспамятстве. Он бежит за Костылевым, в драке убивает его.

Сам не в состоянии поверить в это, он кричит, что это все Василиса виновата, она подталкивала его на это убийство. Наташа в отчаянии делает вывод, что Васька с Василисой сговорились. Решили избавиться от Костылева и от нее, чтобы быть вместе. Васька ошеломлен таким обвинением. Он пытается оправдать себя, но она и слушать не хочет.

Сатин заступается за Ваську, пытается разубедить Наталью, но не получается. Он говорит Ваське, что это семейка его погубит.

Акт 4

В суматохе пропал Лука. Жители ночлежки сидят за столом. Клещ чинит гармонь, Сатин с Бароном и Настей пьют. Актер мается на печи. Они обсуждают старика и его подход к правде. Клещ говорит, что хорошим он был человеком, жалостливым.

Сатин утверждает, что он был грешником, поэтому так незаметно исчез. Татарин советует всем читать Коран, чтобы жить праведно. Настя жалуется, что все ей надоело, хочет уйти отсюда. Сатин и Барон пытаются вспомнить всех муз искусства, но забыли покровительницу театра.

Актер подсказывает им, что это Мельпомена и называет их невеждами.

Разговор заходит о Наташе. Настя говорит, что она уже вышла из больницы и пропала в неизвестном направлении. Васька Пепел попал под суд, а Василиса хитрая вывернулась. Барон с Настей опять ссорятся.

Он вспоминает, что его род при Екатерине был богатым и знатным. Были в нем и выходцы из Франции. Настя говорит, что все он выдумывает. Когда он отмечает, что не чета она ему такому аристократу.

Она смеется и говорит, что живет он на её подачки, как червь.

Актер подавлен и произносит монологи о смерти из разных пьес. Он погружается в мрачные думы. Он сползает с печи и просит Татарина помолиться за него, затем выпивает водки и бегом выбегает в сени. Сатин говорит, что тот странно себя ведет. В ночлежке появляются выпившие Бубнов с Медведевым.

Затем появляется Алеша, берет у Клеща гармонь и запевает. Увидев, что Медведев пьян, Квашня ругается. Говорит, что не за тем его взяла в сожители, чтобы он пил. Ночлежники собираются веселиться и петь всю ночь. Забегает Бубнов и сообщает, что Актер на пустыре повесился.

Все ошеломлено замолкают, а Сатин говорит, что песню испортили.

см. также:
Краткие содержания других произведений

Характеристики главных героев произведения На дне, Горький

Сочинения по произведению На дне, Горький

Краткая биография Максима Горького

Источник: http://www.sdamna5.ru/na_dne_kratko

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector