Краткое содержание илья муромец и соловей разбойник былина точный пересказ сюжета за 5 минут

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Краткое содержание Илья Муромец и Соловей разбойник былина точный пересказ сюжета за 5 минут Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Жанр: былина

Главные герои былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и их характеристика

  1. Илья Муромец. Русский богатырь. Могучий, смелый, решительный. Заступник земли русской, защитник вдов и сирот, честный и бесстрашный.
  2. Соловей-разбойник. Убийца и душегуб, бесчестный, злой, коварный, хитрый.
  3. Князь Владимир. Важный, чванливый, глупый.

План пересказа былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

  1. Илья едет из Карачарово
  2. Битва под Черниговым
  3. Илью в воеводы
  4. Рассказ про Соловья-разбойника
  5. Решение Ильи
  6. Битва с Соловьем-разбойником
  7. Дочери Соловья
  8. Зятья Соловья
  9. Илья Муромец в Киеве
  10. Недоверие князя
  11. Соловей свистит
  12. Смерть Соловья-разбойника

Кратчайшее содержание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Отправился Илья Муромец в Киев и побил врагов под Черниговым
  2. Звали его в воеводы черниговцы, но отказался Илья, и прямой дорогой в Киев поехал
  3. Встретил Илья Соловья-разбойника и сбил его с дуба стрелой
  4. Хотели дочери Соловья отбить разбойника, но Соловей приказал им отступить
  5. Привез Илья Соловья в Киев, а князь Владимир ему не верит
  6. Соловей свистит в Киеве, все пугаются, А Илья сносит саблей Соловью голову.

Главная мысль былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Не ради славы совершают богатыри подвиги, а ради простых людей, ради своей Родины.

Чему учит былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Эта былина учит любить Родину, учит защищать ее от врагов, учит заступаться за слабых и обиженных. Учит быть справедливым, смелым, честным.

Отзыв на былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Это очень интересная былина, в которой мы знакомимся с Ильей Муромцем, самым великим русским богатырем. Это настоящий защитник земли русской. Мне очень нравится Илья Муромец, потому что он надежный, он спокойный, он уверенный и непобедимый.

Пословицы к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет. Не родом богатырь славен, а подвигом. Береги землю родимую, как мать любимую. Краткое содержание, краткий пересказ былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Из села Карачарова отправляется в путь добрый молодец Илья Муромец. Заутреню он встречает уже в Муроме, и собирается к обеду быть в Киеве.

Но подъехал Илья Муромец к Чернигову и увидел силу черную. Побил Илья Муромец всю силу черную и в Чернигов въехал. Радостно встретили Илью в Чернигове, звали воеводой стать. Да только отказался Илья, просит показать дорогу прямую на Киев.

Отвечают ему черниговцы, что прямая дорога заросла давно, никто по ней не ездит, потому что у реки Смородины сидит на дубу Соловей-разбойник и свищет так, что деревья к земле пригибаются, а люди мертвые лежат. Не испугался Илья, поехал прямой дорогую. Подъезжает к реке Смородины, увидел его Соловей, да как засвищет. Конь богатырский спотыкается.

Отхлестал Илья коня, да лук достал. Пустил стрелу каленую, да выбил Соловью правый глаз. Пристегнул Соловья к стремени и повез в Киев. Ехал Илья мимо гнезда Соловья-разбойника, а там три его дочери сидят, на дорогу смотрят. Старшие говорят, что едет Соловей, везет мужика-деревенщину. А младшая говорит, что наоборот, едет мужик-деревенщина, везет Соловья у стремечка.

Позвали тут дочери Соловья своих мужей, сказали им рогатины брать, да убить мужика-деревенщину. Похватали мужья рогатины, побежали к Илье Муромцу. Да Соловей им кричит от стремечка, чтобы бросили они рогатины, да звали мужика в гости, обедать. Но не слушает Илья посулов, дальше едет.

Приехал Илья Муромец в Киев, заходит в палаты белокаменные, поклоны на все стороны кладет, князю Владимиру особенно. Спрашивает Владимир, кто он и откуда. Отвечает Илья, что из села он Карачарова, что под Муромом, что ехал он через Чернигов по прямой дороге.

Не верит ему князь Владимир, говорит, что под Черниговом силы черной немерено, а у реки Смородины Соловей-разбойник сидит. Отвечает Илья, что Соловей у него к стремени пристегнут, да глаз у него выбит. Выбегает Владимир во двор на Соловья посмотреть, требует, чтобы засвистел тот по-соловьиному. Не хочет Соловей свистеть, отвечает, что Илья его сбил, ему и приказывать.

Приказал Илья Соловью засвистеть. Просит Соловей вина выпить. Выпил чашу в полведра и как засвистит. Маковки наклоняются, окна разлетаются, князь Владимир в шубу кутается. Быстро отвез Илья Соловья в поле, да срубил ему голову. Не будет больше Соловей свистать, да людей русских губить.

Рисунки и иллюстрации к былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/06/blog-post_32.html

Илья Муромец и Соловей-разбойник Краткое содержание | Инфошкола

22 Июнь 2014       админ      Главная страница » Краткие содержания      Просмотров:   24485

Былину «Илья Муромец и Соловей-разбойник» можно отнести к владимиро-суздальскому циклу былин. Она посвящена теме зашиты родной земли от внутренних и внешних врагов.

Илья Муромец

Илья Муромец не пошёл во Чернигов воеводою, потому что он не до Чернигова хотел доехать, а до стольного града Киева. Илья Муромец победил Соловья-разбойника благодаря своему бесстрашию и настойчивости.

Отношение народа к богатырю в былине выражается с помощью эпитетов и гипербол, используя которые сказитель описывает героя и его поступки: «удаленькой дородный добрый молодец», «славный богатырь святорусский»; Илья Муромец топчет конём «силу великую», выбивает Соловью-разбойнику «право око со косицею», то есть с виском, не соблазняется на посулы дочерей и зятьёв Соловья-разбойника.

 С героями народных сказок Илью Муромца сближает богатырская сила, с помощью которой он освобождает землю от чёрной силы, берёт в плен Соловья-разбойника и держит ответ перед князем Владимиром.

Илья Муромец доехал до Чернигова, освободил его от врагов и далее поехал на Киев не безопасной окольною дорогой, а опасной «дорогой прямоезжею». Этот поступок говорит о решительности и бесстрашии былинного героя.

Когда Илья Муромец подъехал к речке Смородинке, Соловей-разбойник засвистал по-соловьиному, закричал по-змеиному. Конь Ильи Муромца испугался, начал спотыкаться.

Богатырь отстегал его «плёточкой шелковой», а затем выстрелил из «лука розрывчатого» в разбойника и «спустил» Соловья «на сыру землю». Илья Муромец срубил Соловью- разбойнику «буйну голову».

Во время боя Илья Муромец проявил бесстрашие и стойкость. Он знал, что он борется с Соловьём-разбойником ради того, чтобы на родной земле люди жили мирно, без страха…

Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике была очень популярна, известно более ста вариантов этой былины. Классическим вариантом былины считается текст, записанный А.Ф. Гильфердингом 8 июля 1871 года в Кижах от сказителя Трофима Григорьевича Рябинина. В этой былине мы видим такую концовку»:

А тут Соловью ему и славу поют,
Ай славу поют ему век по веку.

Слово «слава» в концовке означает не прославление заслуг Соловья-разбойника. Смысл концовки в том, что из века в век люди продолжают рассказывать о Соловье-разбойнике и помнить подвиг Ильи Муромца.

По сюжетам русских былин сняты фильмы «Илья Муромец» (Сценарий М. Кочнева, постановка А. Птушко. Киностудия «Мосфипьм», 1956), «Садко» (Сценарий К. Исаева, постановка А. Птушко. Киностудия «Мосфильм», 1952). Широко известны картины В.

Васнецова «Богатыри», «Витязь на распутье», картина И. Репина «Садко», иллюстрации И. Билибина и полотна Н. Рериха.
На былинные мотивы написано много музыкальных произведений, например: Мусоргский: пьеса «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки»; Н.А.

Римский- Корсаков: опера «Садко».

Источник: https://info-shkola.ru/ilya-muromec-i-solovej-razbojnik-kratkoe-soderzhanie/

Илья Муромец. Пересказ Н. И. Надеждина

Под старым городом Муромом, среди лесов дремучих да болот и топей непроходимых, жил в богатом селе Карачарове исправный крестьянин Иван Тимофеевич с женою своей Евфросиньею Яковлевной.

Под старость уже послал им господь бог сынка, которого они назвали Ильею. Всем бы взял Ильюша: был он и здоров, и крепок, и разумом вышел — одно горе — не владел он ни руками, ни ногами, сидел сиднем тридцать лет.

Сидит однажды Илья в избе один-одинешенек; пора была летняя, страдная; все ушли работать на дальнее поле; сидит Илья, об своей участи горькой раздумывает и слышит, подходят под окна его избы двое калик перехожих. Стучатся калики в окно:

— Отвори-ка нам дверь, Илья Муромец, пусти к себе в дом калик перехожих отдохнуть по пути.

Отвечает Илья:

— Не могу я, божьи люди, с места сдвинуться, ворот отворить: сижу я сиднем вот уже тридцать лет; не владею ни руками, ни ногами.

Но повторяют калики свою просьбу и во второй, и в третий раз. Шевельнулся Илья на печи: что за диво! Чувствует, что может встать; резвые ноженьки его держат, руками он владеет. Вскочил Илья живо с печи, отворяет каликам ворота, в дом их к себе ведет.

Говорят ему калики:

— Принеси нам испить!

— Добрые люди,— отвечает Илья,— ведь я без рук, без ног!

— Иди себе, иди, Илья Иванович! нас не обманывай!

Пошел Илья в погреб; налил чару зелена вина в полтора ведра, приносит каликам. Дали калики Илье испить того вина, спрашивают Илью:

— Много ли в себе чувствуешь силушки?

— Кабы был от земли столб до неба, а в столбе кольцо золотое,— говорит Илья,— взял бы я за это кольцо, всю бы землю разом перевернул.

Переглянулись калики:

— А ну, Илья, принеси нам еще чашу бражки.

Пошел Илья в погреб; идет, по дороге за дуб хватится — дуб с корнем из земли вырвет, ноги у него по колена в земле вязнут. Принес он браги; дали ему еще выпить калики.

— Сколько теперь, Илья, чувствуешь в себе силушки?

— Божьи люди, теперь во мне силушки половинушка!

— Довольно с тебя и этой силушки,— говорят калики,— будешь ты, Илья, великим богатырем, и смерть тебе в бою не написана; смело можешь выходить в бой со всяким богатырем, не бейся только со Святогором-богатырем — его и сама земля через силу носит, не бейся с Самсоном великим — его стерегут ангелы божьи, не затевай борьбы с родом Микулы Селяниновича — его любит мать земля сырая; не трогай Вольгу Святославича — этот, если силой не возьмет, одолеет тебя хитростью-мудростью.

— Слушай еще, как достать себе коня богатырского: пойди ты в чистое поле, купи первого жеребчика, какого встретишь, поставь его у себя в конюшне на три месяца, откорми пшеницей белояровой. Через три месяца выводи коня по саду в три ночи, вываляй в трех росах утренних, подведи к высокому тыну; как научится конь тын высокий перескакивать по ту и по другую сторону — поезжай на нем куда хочешь.

Тут простились калики с Ильею и скрылись из глаз. Заснул Илья по их уходе крепким сном богатырским; спал ни много ни мало целых двенадцать дней.

Пришли домой с работы родители и сестры Ильевы, увидели, что Илья руками, ногами владеет, изумились, глазам своим не верят, плачут от радости.

Спрашивает Илья у родителей:

— Родители мои милые, где вы крестьянскую работу работали?

— Работали мы, Ильюша, луг-пожню за три версты от дома.

— Сведите меня на ту пожню, укажите мне мою работу!

Стал Илья лес расчищать; старые деревья с корнем повыворотил, повалил, надломил дубы крепкие, распахал поле великое, запрудил корнями речку быструю; столько один в три часа наработал, сколько отец, мать с работниками в три дня не сделали.

Купил себе меж тем Илья жеребчика у мужика прохожего, как ему калики советовали, дал за него цену неслыханную, пятьсот рублей с полтиною, выкормил, вырастил, в росах вывалял; стал жеребчик конем на диво, Илье верным другом-товарищем.

Читайте также:  Краткое содержание история одного города кратко и по главам салтыков-щедрин точный пересказ сюжета за 5 минут

Пошел Илья к родителю просить благословения на путь-дорогу, на великие подвиги.

Не гром гремит, не стук стучит — то Илья к отцу речь держит; не сырой дуб к земле клонится, не листочки его расстилаются — то Илья отцу земно кланяется, просит себе благословенья:

— Родимый ты мой батюшка! дай мне своего благословенья в славный стольный Киев-град поехать, киевским чудотворцам поклониться, послужить верой-правдой Солнышку Владимиру, постоять за веру христианскую.

Отвечает старый крестьянин, Иван Тимофеевич:

— Поезжай с богом; на добрые дела даю тебе свое благословение родительское; только на худые дела нет тебе моего благословения; не проливай напрасно крови христианской, не делай зла даже и татарину, за сирых, бедных заступайся.

Поклонился Илья отцу с матерью до земли, пошел снаряжаться в путь-дороженьку: выковал себе из трех железных полос три стрелы могучие; стал Илья и меч себе разыскивать — только не нашлось по нем меча: возьмет Илья меч за рукоять, тут рукоять у него в руке и останется. Сковал тогда себе Илья копье булатное, доброго коня оседлал; положил войлочки на войлочки, потнички на потнички, поверх всего надел на коня седло черкасское с двенадцатью шелковыми подпругами, а тринадцатая была всех крепче, из железа выкована.

Пошел Илья к горе силу пробовать; уперся в гору — гора свалилась в реку, вода в новое русло повернула, и доныне обвал тот старики молодым показывают.

Зашил Илья в ладанку горсть земли родимой, надел ее на шею, пустил корочку хлебца по Оке-матушке за то, что тридцать лет кормила его Ока, поила; отстоял службу божию; сел на доброго коня и поехал в чужедальнюю сторонушку.

Источник: https://rus.ruolden.ru/1001/ilya-muromets-pereskaz-n-i-nadezhdina/

Илья Муромец и Соловей-разбойник – краткое содержание — Русская историческая библиотека

Илья Муромец и Соловей-разбойник – краткое содержание

Исцелившись от долгой болезни при помощи калик перехожих и добыв себе коня, Илья Муромец стал просить у отца разрешения пуститься в путь «богатырствовать». Отец дал ему благословенье, со словами: «я на добрые дела тебе благословение дам, а на худые дела благословения нет. Поедешь ты путем-дорогою, не помысли злом на татарина, не убей в чистом поле христианина».

Илья Муромец и Соловей Разбойник. Мультфильм

Поехал Илья по чисту полю. Конь его скакал, как лютый зверь, а Илья восседал на нём, как ясный сокол. Подъехали к Илье станишники-разбойники. Хотели они его ограбить, но он снял с плеча богатырского лук и пустил стрелу в дуб.

От одного «пенья» тетивы, разбойники попадали с коней; стрела же, угодив в дуб, разбила его в мелкие черепья. Пять часов без памяти пролежали разбойники.

Когда же они пришли, наконец, в себя, то стали приглашать Илью к себе атаманом, но Илья не согласился и отправился дальше.

Подъезжая к Чернигову, Илья увидал, что несметная сила татарская обложила город: стоят у Чернигова три царевича, у каждого по сорока тысяч силы.

Илья решился «переступить» заповедь отца, – взял свою саблю боевую и стал «по силушке» погуливать: где повернется, – там улица, поворотится – там площадь.

Всю силу он избил, оставил в живых только царевичей, – их он отправил восвояси, на их родину, чтобы там они рассказали, что на «святой Руси» есть могучие богатыри.

Князья-бояре черниговские и мужики черниговцы просили его сделаться воеводой в их городе, но Илья отказался от этой чести и попросил указать ему кратчайшую, «прямоезжую» дорогу в Киев, к князю Владимиру.

Ему ответили, что «прямоезжая» дорога «заколодила-замуравила», так как у «Грязи черныя», у «березы проклятыя, у славного креста Леванидова, у речки Смородинки засел Соловей-разбойник»: не только людей он не пропускает, но и «серый зверь тут не прорыскивает, черней ворон не пролетывает».

Однако Илья не испугался разбойника и поехал «дорогой прямоезжей». На пути он увидел столб с надписью, предостерегавшей всех ехать прямо, но после этого продолжал ехать прямым путём. По дороге Илья прокладывал и очищал путь, мостил мосты…

Когда он подъехал к семи дубам, на которых сидел Соловей, тот закричал по-звериному, засвистал по-соловьиному, зашипел по-змеиному. Конь Ильи упал на колени, но Илья не поколебался в мужестве, схватил свой тугой лук и выстрелил в Соловья. Стрела попала разбойнику в правый глаз.

Илья привязал Соловья к стремени и поехал к его жилищу.

Увидев отца в несчастьи, дети разбойника хотели напасть на Илью, но мать удержала их и убедила лучше поднести богатырю щедрые дары, чтобы он отпустил их отца, её мужа, на волю.

В некоторых былинах рассказывается, впрочем, что одна из дочерей Соловья хотела убить богатыря стопудовой булатной подворотней. Она ударила Илью по голове, но он удар выдержал и убил ее.

Приехал Илья в Киев и отправился прямо к князю Владимиру. Коня, с Соловьем-разбойником у стремени, привязал он в широком дворе к золоченому кольцу, а сам пошел в гридницу.

Владимир пригласил богатыря к столу «хлеба кушати, белы лебеди рушити». Когда Илья рассказал князю, что только накануне выехал из Мурома и на дороге совершил столько подвигов, Владимир ему не поверил.

В доказательство справедливости своих слов, Илья показал ему Соловья.

Владимир стал просить, чтобы Соловей закричал по-звериному и засвистал по-соловьиному. Илья приказал ему закричать в «полкрика», засвистать в «полсвиста». Но коварный Соловей закричал в полный голос, и все в Киеве попадали на землю, сам князь пополз на карачках. За непослушание Илья убил Соловья.

Источник: http://rushist.com/index.php/mifologiya/5344-ilya-muromets-i-solovej-razbojnik-kratkoe-soderzhanie

Илья муромец и соловей-разбойник

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Из того ли-то из города из Мурома,

Из того села да Карачарова,

Выезжал удаленький дородный добрый молодец;

Он стоял заутреню во Муроме,

А к обеденке поспеть хотел он в стольный Киев-град,

Да подъехал он ко славному ко городу к Чернигову.

У того ли города Чернигова

Нагнано-то силушки черным-черно,

Ай черным-черно, как черна ворона;

Так пехотою никто тут не прохаживает,

На добром коне никто тут не проезживает,

Птица черный ворон не пролетывает,

Серый зверь да не прорыскивает.

А подъехал как ко силушке великой,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конем топтать да стал копьем колоть.

Ай побил он эту силу всю великую.

Он подъехал-то под славный под Чернигов-град,

Выходили мужички да тут черниговски,

Отворяли-то ворота во Чернигов-град,

Ай зовут его в Чернигов воеводою.

Говорит-то им Илья таковы слова:

—  Ай же мужички да вы черниговски!

Я не йду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град.

Говорили мужички ему черниговски:

—  Ты удаленький дородный добрый молодец.

Ай ты славный богатырь святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела,

А й по той ли по дорожке прямоезжей

Да пехотою никто да не прохаживал,

На добром коне да не проезживал.

Как у той ли-то у Грязи у Черноей,

Да у той ли у березы у покляпыя,

Да у той ли речки у Смородины

Сидит Соловей-разбойник на сыром дубу,

Сидит Соловей-разбойник, Одихмантьев сын;

А то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит злодей-разбойник по-звериному,

И от того ли-то от посвисту соловьего,

И от того ли-то от покрику звериного

То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазуревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

Прямоезжею дороженькой пятьсот есть верст,

Ай окольноей дорожкой цела тысяща.

II

Он спустил добра коня да богатырского,

Он поехал-то дорожкой прямоезжею.

Его добрый конь да богатырский

С горы на гору стал перескакивать,

С холмы на холмы стал перемахивать,

Мелки реченьки, озерка промеж ног спущал.

Подъезжает он ко речке ко Смородине,

Да ко той он ко Грязи он ко Черноей,

Да ко той ко березе ко покляпыя.

Засвистал-то Соловей да по-соловьему,

Закричал злодей-разбойник по-звериному,

Так все травушки-муравы уплеталися,

Да й лазуревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле все приклонилися;

Его добрый конь да богатырский

А он на корни да спотыкается.

Ай как старый-от казак да Илья Муромец

Берет  плеточку шелковую во белу руку,

А он бил коня да по крутым ребрам;

Говорил-то он, Илья, да таковы слова:

— Ах ты, волчья сыть да й травяной мешок!

Али ты идти не хошь, аль нести не можь?

Что ты на корни, собака, спотыкаешься?

Не слыхал ли посвисту соловьего,

Не слыхал ли покрику звериного,

Не видал ли ты ударов богатырских?

Ай тут старыя казак да Илья Муромец

Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,

Во свои берет во белы он ручушки,

Он тетивочку шелковеньку натягивал,

А он стрелочку каленую накладывал,

То он стрелил в того Соловья-разбойника,

Ему выбил право око со косицею.

Он спустил-то Соловья да на сыру землю,

Пристегнул его ко правому ко стремечку булатному,

Он повез его по славну по чисту полю,

Мимо гнездышка повез да соловьиного.

IIІ

Он приехал-то во славный стольный Киев-град,

А ко славному ко князю на широкий двор.

Ай Владимир-князь он вышел со божьей церквы,

Он пришел в палату белокаменну,

Во столовую свою во горенку,

Он сел есть да пить да хлеба кушати,

Хлеба кушати да пообедати.

Ай тут старыя казак да Илья Муромец

Становил коня да посеред двора,

Сам идет он во палаты белокаменны,

Проходил он во столовую во горенку,

На пяту он дверь-то поразмахивал,

Вел поклоны по-ученому,

Крест-от клал он по-писаному,

На все на три, на четыре на сторонки низко кланялся,

Самому князю Владимиру в особину,

Еще всем его князьям он подколенныим.

Тут Владимир-князь стал молодца выспрашивать:

—  Ты скажи-тко, ты дородный добрый молодец,

Тебя как-то молодца да именем зовут,

Величают удалого по отчеству?

Говорит-то старыя казак да Илья Муромец:

—  Есть я славного из города из Мурома,

Из того села да с Карачарова,

Есть я старыя казак да Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович.

Говорит ему Владимир таковы слова:

—  Ай же старыя казак да Илья Муромец!

Да давно ли ты повыехал из Мурома,

И которою дороженькой ты ехал в стольный Киев-град?

Говорил Илья он таковы слова:

—  Ай ты славныя Владимир стольно-киевский!

Я стоял заутрену христовскую во Муроме.

Ай к обеденке поспеть хотел я в стольный Киев-град!

То моя дорожка призамешкалась;

А я ехал-то дорожкой прямоезжею,

Прямоезжею дороженькой я ехал мимо-то Чернигов-града.

Ехал мимо эту Грязь да мимо Черную,

Мимо славну реченьку Смородину,

Мимо славную березу покляпыю.

Говорил ему Владимир таковы слова:

—  Ай же, мужичище-деревенщина!

Во глазах, мужик, да подлыгаешься,

Во глазах, мужик, да насмехаешься!

Как у славного у города Чернигова

Нагнано тут силы много-множество,

То пехотою никто да не прохаживал

И на добром коне никто да не проезживал,

Туды серый зверь да не прорыскивал,

Птица черный ворон не пролетывал;

Ай у той ли-то у Грязи-то у Черноей,

Да у славноей у речки у Смородины,

Ай у той ли у березы у покляпыя,

Соловей сидит разбойник, Одихмантьев сын,

То как свищет Соловей да по-соловьему,

Как кричит злодей-разбойник по-звериному,

То все травушки-муравы уплетаются,

А лазуревы цветки прочь осыпаются,

Темны лесушки к земле все приклоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов германа гессе за 2 минуты

Говорил ему Илья да таковы слова:

—  Ты, Владимир князь-от стольно-киевский,

Соловей-разбойник на твоем дворе,

Ему выбито ведь право око со косицею,

И он ко стремени булатному прикованный.

То Владимир князь-от стольно-киевский,

Он скорешенько ставал да на резвы ножки,

Кунью шубоньку накинул на одно плечко,

То он шапочку соболью на одно ушко,

Он выходит-то на свой-то на широкий двор,

Посмотреть на Соловья-разбойника.

Говорил-то ведь Владимир-князь да таковы слова:

—  Засвищи-тко, Соловей, ты по-соловьему,

Закричи-тко, собака, по-звериному.

Говорил-то Соловей ему разбойник, Одихмантьев сын:

—  Не у вас-то я сегодня, князь, обедаю,

А не вас-то я хочу да и послушати,

Я обедал-то у старого казака Ильи Муромца,

Да его хочу-то я послушати.

Говорил-то как Владимир-князь да стольно-киевский:

—  Ай же, старыя казак ты Илья Муромец!

Прикажи-тко засвистать ты Соловью да по-соловьему,

Прикажи-тко закричать да по-звериному.

Говорил Илья да таковы слова:

—  Ай же, Соловей-разбойник, Одихмантьев сын!

Засвищи-тко ты во полсвисту соловьего,

Закричи-тко ты во полкрику звериного.

Засвистал как Соловей тут по-соловьему,

Закричал разбойник по-звериному,

Маковки на теремах покривились,

А околенки во теремах рассыпались

От того от посвисту соловьего;

А что есть-то людишек, так все мертвы лежат,

А Владимир князь-то стольно-киевский

Куньей шубкой он укрывается.

Ай тут старый-от казак да Илья Муромец,

Он скорешенько садился на добра коня,

Ай он вез-то Соловья да во чисто поле,

И он срубил ему да буйну голову.

Говорил Илья да таковы слова:

—  Тебе полно-тко свистать да по-соловьему,

Тебе полно-тко кричать да по-звериному,

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек.

Комментарий. В этой былине, одной из самых известных и любимых народом, рассказывается о первых подвигах Ильи Муромца, которые он совершил на пути в Киев-град. В столицу отправился богатырь из своего родного села Карачарова, чтобы впервые предстать защитником земли Русской перед князем Владимиром.

Отправляясь в дорогу, этот «удаленький дородный добрый молодец» (так с симпатией и уважением характеризуется он в былине) заехал в город Муром, чтобы отстоять там утреннюю церковную службу (заутреню), а к обедней молитве намеревался быть уже в Киеве.

Но по пути подъехал к «славному ко городу к Чернигову» и встретил тут неожиданное препятствие. Под Черниговом он наткнулся на вражескую силу. И была она столь велика и многочисленна, что черным-черно было вокруг.

«Ай черным-черно, как черна ворона; так пехотою никто тут не прохаживает, на добром коне никто тут не проезживает…»

Не испугался Илья Муромец. Стал он эту силушку великую конем топтать и копьем колоть. И одолел врагов, державших в осаде Чернигов-град. Обрадованные горожане («черниговски мужички») отворили городские ворота, стали приветствовать богатыря и звать его к себе воеводою.

Не согласился Илья Муромец на это почетное предложение, объяснил, что спешит в Киев, и попросил указать ему ближайшую («прямоезжую») дорогу в столицу. Прямая дорога, ответили ему черниговцы, — пятьсот верст, а окольная — целая тысяча.

Но прямой дорогой никто давно уже не ездит: завалена она деревьями и колодами, заросла травой. Потому что сидит на дубу у этой дороги Соловей-разбойник, Одихмантьев сын.

От его посвиста соловьиного, от его покрика звериного травы сплетаются, цветы осыпаются, лес к земле клонится, а люди — мертвы лежат.

Не остановило такое предупреждение славного богатыря, поехал он прямой дорогой. Как только подъехал Илья Муромец к речке Смородине, засвистал Соловей-разбойник по-соловьиному, закричал по-звериному.

Конь богатырский под Ильей спотыкаться стал. Стегнул его богатырь шелковой плетью, натянул тетиву и выстрелил стрелой каленой прямо в правый глаз злодею.

Пристегнул его к стремени и по чисту полю дальше поехал.

Приехал в Киев-град немного позже намеченного времени — Владимир-князь как раз из церкви выходит. Пригласил князь богатыря в свои палаты, стал угощать и спрашивать, как его звать-величать, откуда родом да какой дорогой в Киев добирался. Рассказал о себе Илья Муромец и о том, что ехал дорогой прямоезжею, замешкался немного у Чернигова.

Не поверил богатырю князь Владимир, стал упрекать его во лжи. Знал князь, что у Чернигова от силы вражеской черным-черно, а у реки Смородины Соловей-разбойник свищет — и все замертво падают.

Спокойно встретил Илья Муромец упреки князя, лишь сказал ему, чтобы шел во двор — там злодей, к стремени прикованный.

Скорешенько вскочил князь на резвы ноженьки, кунью шубу на одно плечо накинул, шапочку соболью на одно ушко надел, выходит в свой широкий двор посмотреть на Соловья-разбойника. Но и своим глазам не поверил князь Владимир, просил разбойника засвистать — чтобы убедиться.

Но Соловей-разбойник не князя послушался, а своего победителя. Приказал ему Илья — и от свиста даже купола церковные покривились, окошечки в теремах рассыпались, люди замертво попадали, а князь от страха куньей шубкой укрылся.

Повез Соловья Илья Муромец в чисто поле, отрубил ему голову и сказал при этом такие слова:

Тебе полно-тко слезить да отцов-матерей,

Тебе полно-тко вдовить да жен молодых,

Тебе полно-тко спущать-то сиротать да малых детушек.

И поют за этот подвиг славу богатырю из века в век.



Источник: https://scribble.su/short/all/8.html

Былины об Илье Муромце в кратком содержании

В городе Муроме, в селе Карачарове, живет Илья, крестьянский сын. Тридцать лет сидит он сиднем и не может подняться, потому что не владеет ни руками, ни ногами. Однажды, когда его родители уходят и он остается один, под окнами останавливаются двое калик перехожих и просят Илью отворить им ворота и пустить в дом.

Тот отвечает, что не может встать, но они повторяют свою просьбу. Тогда Илья поднимается, впускает калик, а те наливают ему чарку медового питья. Сердце Ильи разогревается, и он чует в себе силу.

Илья благодарит калик, а те говорят ему, что отныне он, Илья Муромец, будет великим богатырем и ему не грозит смерть в бою: он будет биться со многими могучими богатырями и побеждать их. Но со Святогором калики не советуют Илье сражаться, потому что Святогора сама земля через силу носит – так он дороден и могуч.

Не должен Илья биться и с Самсоном-богатырем, потому что у того на голове семь волосов ангельских. Калики также предостерегают Илью, чтобы тот не вступал в единоборство с родом Микуловым, ибо этот род любит мать-сыра земля, и с Вольгой Сеславичем, потому что Вольга побеждает не силой, но хитростью.

Калики учат Илью, как добыть богатырского коня: надо купить первого попавшегося жеребчика, держать его три месяца в срубе и кормить отборным пшеном, потом три ночи подряд выгуливать по росе, а когда жеребчик станет перепрыгивать

через высокий тын, на нем можно ездить.

Калики уходят, а Илья отправляется в лес, на поляну, которую надо очистить от пней и коряг, и справляется с этим в одиночку. Наутро его родители идут в лес и обнаруживают, что кто-то сделал за них всю работу.

Дома они видят, что их немощный сын, который тридцать лет не мог подняться с места, ходит по избе. Илья рассказывает им о том, как выздоровел. Илья отправляется в поле, видит хилого бурого жеребчика, покупает его и ухаживает за ним так, как его научили.

Через три месяца Илья садится на коня, берет у родителей благословение и выезжает в чистое поле.

Илья Муромец и Соловей-разбойник

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию.

Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев.

Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Черной Грязи, близ речки Смородины, неподалеку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое. Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристегивает его к стремени и едет дальше.

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырем, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему плененного и раненого разбойника.

По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.

Илья Муромец и Идолище

Несметное войско татар под предводительством Идолища осаждает Киев. Идолище является к самому князю Владимиру, и тот, зная, что никого из богатырей нет поблизости, пугается и приглашает его к себе на пир. Илья Муромец, который в это время находится в Царь-граде, узнает про беду и тотчас отправляется в Киев.

По дороге он встречает старца пилигрима Ивана, берет у него клюку и меняется с ним одеждой. Иван в платье богатыря идет на пир к князю Владимиру, а Илья Муромец приходит туда же под видом старца. Идолище спрашивает у мнимого богатыря, каков из себя Илья Муромец, много ли он ест и пьет.

Узнав от старца, что богатырь Илья Муромец ест и пьет совсем немного по сравнению с богатырями татарскими, Идолище насмехается над русскими воинами. Илья Муромец, переодетый пилигримом, вмешивается в разговор с издевательскими словами о прожорливой корове, которая так много ела, что от жадности лопнула.

Идолище хватается за нож и бросает его в богатыря, но тот ловит его на лету и срубает Идолищу голову. Потом выбегает во двор, перебивает клюкой всех татар в Киеве и избавляет от плена князя Владимира.

Илья Муромец и Святогор

Илья Муромец едет по полю, выезжает на Святые горы и видит могучего богатыря, который дремлет, сидя на коне. Илья удивляется, что тот спит на ходу, и с разбега сильно ударяет его, но богатырь продолжает спокойно спать. Илье кажется, что он нанес недостаточно сильный удар, он бьет его еще раз, уже сильнее.

Но тому все нипочем. Когда же Илья изо всей силы бьет богатыря в третий раз, тот наконец просыпается, хватает Илью одной рукой, кладет себе в карман и возит с собой двое суток. Наконец конь богатыря начинает спотыкаться, а когда хозяин корит его за это, конь отвечает, что ему трудно одному возить двоих богатырей.

Святогор братается с Ильей: они меняются нательными крестами и становятся отныне крестовыми братьями. Вместе ездят они по Святым горам и однажды видят чудо чудное: стоит большой белый гроб.

Начинают они гадать, для кого предназначен этот гроб.

Сначала в негр ложится Илья Муромец, но Святогор говорит ему, что этот гроб не для него, и ложится в него сам, а названого крестового брата просит закрыть его дубовыми досками.

Через некоторое время Святогор просит Илью убрать дубовые доски, которые закрывают гроб, но, как Илья ни старается, он не может их даже сдвинуть. Тогда Святогор понимает, что пришло время ему умирать, и начинает исходить пеной. Перед смертью Святогор говорит Илье, чтобы тот слизал эту пену, и тогда никто из могучих богатырей не сравнится с ним по силе.

Читайте также:  Краткое содержание жуковский кубок точный пересказ сюжета за 5 минут

Илья в ссоре с князем Владимиром

Стольный князь Владимир устраивает пир для князей, бояр и богатырей, а лучшего из богатырей, Илью Муромца, не приглашает. Илья сердится, берет лук со стрелами, сбивает золоченые маковки с церквей и созывает голь кабацкую – собирать золоченые маковки и нести в кабак.

Князь Владимир видит, что вся городская голь собирается вокруг богатыря и вместе с Ильей они пьют и гуляют. Опасаясь, как бы не вышло беды, князь советуется с боярами, кого им послать за Ильей Муромцем, чтобы пригласить его на пир.

Те подсказывают князю послать за Ильей его названого крестового брата, Добрыню Никитича. Тот приходит к Илье, напоминает ему, что у них с самого начала был уговор, чтобы меньшему брату слушаться большего, а большему – меньшего, а потом зовет его на пир.

Илья уступает своему крестовому брату, но говорит, что никого другого не стал бы и слушать.

Вместе с Добрыней Никитичем Илья приходит на княжеский пир. Князь Владимир сажает их на почетное место и подносит вина.

После угощения Илья, обращаясь к князю, говорит, что, если бы князь послал к нему не Добрыню Никитича, а кого-нибудь другого, он не стал бы даже слушать посланного, а взял бы стрелу и убил бы князя с княгиней. Но на этот раз богатырь прощает князя Владимира за причиненную обиду.

Илья Муромец и Калин-царь

Стольный князь Владимир гневается на Илью Муромца и сажает его на три года в глубокий погреб. Но дочь князя не одобряет решение отца: тайком от Него она делает поддельные ключи и через своих доверенных людей передает богатырю в холодный погреб сытную еду и теплые вещи.

В это время на Киев собирается идти войной Калин-царь и грозит разорить город, сжечь церкви и вырезать все население вместе с князем Владимиром и Апраксой-королевичной.

Калин-царь отправляет в Киев своего посланника с грамотой, в которой сказано, что князь Владимир должен очистить все улицы стрелецкие, все дворы и переулки княжеские и всюду наставить полных бочонков хмельных напитков, чтобы было чем разгуляться татарскому войску.

Князь Владимир пишет ему в ответ повинную грамоту, в которой просит у Калина-царя три года, чтобы очистить улицы и припасти хмельных напитков.

Проходит указанный срок, и Калин-царь с огромным войском осаждает Киев. Князь отчаивается, что нет в живых Илья Муромца и некому защитить город от неприятеля. Но княжеская дочь говорит отцу, что богатырь Илья Муромец жив. Обрадованный князь выпускает богатыря из погреба, рассказывает ему про беду и просит постоять за веру и отечество.

Илья Муромец седлает коня, надевает доспехи, берет лучшее оружие и отправляется в чистое поле, где стоит неисчислимая татарская рать. Тогда Илья Муромец отправляется на поиски святорусских богатырей и находит их в белых шатрах. Двенадцать богатырей приглашают его вместе с ними отобедать.

Илья Муромец рассказывает своему крестному батюшке, Самсону Самойловичу, что Калин-царь грозит захватить Киев, и просит у него помощи, но тот отвечает, что ни он, ни остальные богатыри не станут помогать князю Владимиру, который поит и кормит многих князей и бояр, а они, святорусские богатыри, никогда ничего доброго от него не видели.

Илья Муромец в одиночку нападает на татарское войско и начинает топтать врагов конем.

Конь же говорит ему, что одному Илье с татарами не справиться, и рассказывает, что татары сделали в поле глубокие подкопы и этих подкопов три: из первого и второго конь сможет вывезти богатыря, а из третьего – только сам выберется, а Илью Муромца вывезти не сумеет.

Богатырь сердится на коня, бьет его плеткой и продолжает сражаться с врагами, но все случается так, как и говорил ему конь: из третьего подкопа он не может вывезти хозяина, и Илья попадает в плен.

Татары заковывают ему руки и ноги и отводят в палатку к Калину-царю. Тот приказывает расковать богатыря и предлагает ему служить у него, но богатырь отказывается.

Илья выходит из палатки Калина-царя, а когда татары пытаются его задержать, богатырь хватает одного из них за ноги, и, размахивая им как дубиной, проходит сквозь все татарское войско. На свист богатыря к нему прибегает его верный конь.

Илья выезжает на высокую гору и оттуда стреляет из лука в сторону белых шатров, чтобы каленая стрела сняла крышу с шатра и сделала царапину на груди его крестного батюшки, Самсона Самойловича Тот просыпается, догадывается, что стрела, которая сделала царапину ему на груди, – это весть от его крестника, Ильи, и приказывает богатырям седлать коней и ехать к стольному городу Киеву на помощь Илье Муромцу.

В чистом поле к ним присоединяется Илья, и они разгоняют все татарское войско. Калина-царя они берут в плен, привозят к князю Владимиру в Киев, и тот соглашается не казнить врага, а брать с него богатую дань.

Илья Муромец на Соколе-корабле

По Хвалынскому морю двенадцать лет плавает Сокол-корабль, ни разу не причаливая к берегу. Корабль этот дивно украшен: нос и корма – в виде морды звериной, и у нее вместо глаз – два яхонта, а вместо бровей – два соболя. На корабле помещаются три церкви, три монастыря, три торговища немецких, три государевых кабака, и живут там три разных народа, которые не знают языка друг друга.

Хозяин корабля – Илья Муромец, а верный его слуга – Добрыня, Никитин сын. Турецкий пан, Салтан Салтанович, замечает с берега Сокол-корабль и приказывает своим гребцам плыть к Соколу-кораблю и взять Илью Муромца в плен, а Добрыню Никитича убить.

Илья Муромец слышит слова Салтана Салтановича, накладывает каленую стрелу на свой тугой лук и приговаривает над ней, чтобы летела стрела прямо в город, в зеленый сад, в белый шатер, за золотой стол, где сидит Салтан, и чтобы она пронзила Салтану сердце.

Тот слышит слова Ильи Муромца, пугается, отказывается от своего коварного замысла и впредь зарекается иметь дело с могучим богатырем.

Илья Муромец и Сокольник

Недалеко от города на заставе пятнадцать лет живут тридцать богатырей под началом Ильи Муромца. Богатырь поднимается на заре, берет подзорную трубу, смотрит во все стороны и видит, как с западной стороны приближается неизвестный богатырь, подъезжает к белому шатру, пишет грамоту и передает Илье Муромцу.

А в той грамоте неизвестный богатырь написал, что он едет в стольный город Киев – церкви и государевы кабаки огнем пожечь, иконы в воде утопить, печатные книги в грязи истоптать, князя в котле сварить, а княгиню с собой забрать. Илья Муромец будит свою дружину и рассказывает про неизвестного удальца и про его послание.

Вместе со своими богатырями он думает, кого послать вдогонку за чужаком. Наконец он решает послать Добрыню Никитича.

Добрыня догоняет неизвестного в чистом поле и пытается вступить с ним в разговор. Сначала чужак не обращает на слова Добрыни никакого внимания, а потом поворачивается, одним ударом снимает Добрыню с коня и велит ему ехать назад к Илье Муромцу и спросить у него, почему он, Илья, сам не поехал за ним.

Пристыженный Добрыня возвращается и рассказывает, что с ним произошло. Тогда сам Илья садится на коня, чтобы догнать чужака и расквитаться с ним. Своим дружинникам он говорит, что не успеют они щи сварить, как он вернется с головой дерзкого удальца.

Илья догоняет неизвестного богатыря, и они вступают в поединок. Когда ломаются их сабли, они берутся за палицы, пока те не распаиваются, потом хватаются за копья, а когда ломаются и копья, вступают в рукопашный бой. Так они дерутся целые сутки, но ни один не может ранить другого.

Наконец у Ильи подламывается нога, и он падает. Сокольник собирается заколоть богатыря, но Илье удается сбросить с себя врага Он придавливает Сокольника к земле и, прежде чем заколоть его кинжалом, спрашивает, кто он такой, какого роду и племени. Тот отвечает Илье, что его мать – Златогорка, удалая богатырка одноокая.

Так Илья узнает, что Сокольник – его родной сын.

Илья просит сына, чтобы тот привез свою мать в Киев, и обещает, что отныне он будет первым богатырем в его дружине. Однако, Сокольника берет досада, что мать скрыла от него, чей он сын. Он приезжает домой и требует у нее ответа. Старушка во всем признается сыну, а тот, разгневавшись, убивает ее.

После этого Сокольник сразу же едет на заставу, чтобы убить и Илью Муромца. Он входит в шатер, где спит его отец, берет копье и ударяет его в грудь, но копье попадает в золотой нательный крест.

Илья просыпается, убивает сына, отрывает ему руки и ноги и разбрасывает по полю на добычу диким зверям и птицам.

Три поездки Ильи Муромца

Едет Илья по Латынской дороге и видит камень, на котором написано, что перед ним, Ильей, три дороги: по одной ехать – быть убитым, по другой – быть женатым, по третьей – быть богатым.

Богатства у Ильи много, а жениться ему, старому, ни к чему, вот и решает он ехать по той дороге, которая грозит ему смертью, и встречает целую станицу разбойников. Те пытаются ограбить старика, но Илья соскакивает с коня и одной лишь шапкой разгоняет разбойников, а потом возвращается к камню и исправляет на нем надпись. Он пишет, что ему, Илье, не грозит смерть в бою.

Поехал он по другой дороге, остановился в крепости богатырской, пошел в церковь и видит, что от обедни идут двенадцать прекрасных девиц, а с ними – королевна. Та приглашает его в свой терем на угощение. Насытившись, Илья просит красавицу отвести его в опочивальню, но, когда он видит кровать, в душу ему закрадывается подозрение.

Он ударяет красавицу о стену, кровать переворачивается, а под ней – глубокий погреб. Королевна туда и проваливается. Тогда Илья идет во двор, находит двери погреба, заваленные песком и дровами, и выпускает на волю сорок царей и сорок царевичей.

А когда из погреба выходит красавица королевна, Илья срубает ей голову, рассекает ее тело и разметывает куски по полю на съедение диким зверям и птицам.

После этого Илья возвращается к камню и снова подправляет на нем надпись. Едет богатырь по третьей дороге, которая сулит ему богатство, и видит: стоит на дороге пречудный крест из золота и серебра. Илья берет этот крест, отвозит в Киев и строит соборную церковь. После этого Илья окаменевает, а его нетленные мощи поныне хранятся в Киеве.

Источник: http://home-task.com/byliny-ob-ile-muromce-v-kratkom-soderzhanii/

Ссылка на основную публикацию