Краткое содержание казаков никишкины тайны точный пересказ сюжета за 5 минут

Сочинение на тему: ПОЭТИЧЕСКАЯ НАТУРА НИКИШКИ В РАССКАЗЕ Ю. П. КАЗАКОВА “НИКИШКИНЫ ТАЙНЫ”

Образ Никишки производит двойственное впечат­ление. Он не играет со своими сверстниками в веселые и шумные игры, сторонится ребят, чем вызывает их насмешки. Никишка всегда серьезен в общении с деть­ми и не очень разговорчив, поэтому и все его дразнят: “Никишка-молчун! Молчун, посмейся!” Насмешки еще больше отдаляют мальчика от других детей, он замы­кается в себе, прячется от них.

Никишка любит слушать разговоры старших, он очень любознателен и постоянно задает вопросы: “А это что? А это почто?”. Его любимое занятие – думать обо всем на свете в одиночестве.

Только с родителями Ни­кишка раскрепощается, не боится насмешек и стано­вится разговорчивым. Он обижается на детей. “А почто ребята меня дразнют”, – спрашивает он отца.

Но под­страиваться под них мальчик не собирается.

Так кто же такой Никишка? Скучный, озлобленный мальчишка, деревенский дурачок, над которым посме­иваются сверстники, или яркая независимая личность, пытливо вглядывающаяся в мир и ищущая свой путь в жизни?

Конечно же, Никишка вовсе не дурачок. Просто он воспринимает мир не так, как его ровесники, а более обостренно. Мир ему кажется бесконечной чередой за­гадок. Никишка тонко чувствует красоту природы, восхищается блеском моря под солнечными лучами, игрою света и тени на ночном облаке. Он легко вступа­ет в контакт с представителями животного мира –

ко­нем, рыжим псом, общается с ними на равных. Живот­ные чувствуют его привязанность и внимание и отве­чают лаской и любовью. Никишка ощущает себя, как и этих животных, частицей живой природы, и разгова­ривает с ними на понятном им языке.

Его волнует все – и о чем говорят березы и как ду­мают камни. Никишка настолько близко воспринимает проявления природы, что уверен, будто камни ночью переворачиваются, так как за день отлеживают себе бо­ка. Он жадно всматривается в мир, стремясь понять его вечную тайну.

Никишке очень хочется настолько погру­зиться в природу внутренним зрением, чтобы, понять все многообразие ее взаимоотношений, язык всех ее яв­лений. Это тонкая поэтическая натура.

И даже если в будущем он не станет поэтом, то наверняка будет на­стоящим ценителем красоты, и знатоком природы.

Глоссарий:

– никишкины тайны краткое содержание

– краткое содержание никишкины тайны

– Казаков никишкины тайны краткое содержание

– ю п казаков оленьи рога краткое содержание

– какие тайны хочет разгадать никишка

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-poeticheskaya-natura-nikishki-v-rasskaze-yu-p-kazakova-nikishkiny-tajny/

Казаков никишкины тайны слушать – PDF

ÓÄÊ 372.3/.4 ÁÁÊ 74.102 Ò 48 Ò 48 Òêà åíêî Ò. À. Ëîãîïåäè åñêèå óïðàæíåíèÿ / Ò. À. Òêà åíêî ; èë. Òàòüÿíû Ëÿõîâè. Ì. : Ýêñìî, 2014. 88 ñ. : èë. ISBN 978-5-699-62769-1 Â êíèãå èçëîæåíà îðèãèíàëüíàÿ, ýôôåêòèâíàÿ,

Подробнее

Родителям на заметку. Целью артикуляционной гимнастики является выработка правильных, полноценных движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Проводить

Подробнее

Владимир Сутеев Палочка-выручалочка Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором

Подробнее

Олеся Емельянова, который умел считать до десяти Действующие лица: Влада Амалия Платон (Зоя) Давид (Алекс) Зоя (Амалия) Алекс (Платон) Кот Амалия Пес Зоя Баран Давид Капитан Гусь Платон (в скобках слова

Подробнее

Консультация для родителей старшей логопедической группы «С детьми играем речь развиваем» Проблема речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. На сегодняшний день существует

Подробнее

Игры на коленках Прикосновения стимулируют выделение мозгом, способствующие росту ребёнка. Любовь взрослых (родителей, педагогов) не только ключ к созданию нерасторжимых уз между ребёнком и взрослым, её

Подробнее

Физкультурное занятие с элементами психогимнастики (по С.Б. Шармановой) Психогимнастика – это специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию познавательной и эмоционально-личностнойсферы психики

Подробнее

Олеся Емельянова, который умел считать до десяти Продолжительность спектакля: 15 минут; количество актеров: от 5 до 11. Действующие лица: Влада Амалия Платон (Зоя) Давид Зоя Свинья Алекс Кот Шира Пес Шира

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Рекомендации к проведению упражнений: Артикуляционную гимнастки выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки

Подробнее

2 Деревья разговаривать не умеют и стоят на месте, но всё-таки они живые. Они дышат. Они растут всю жизнь. Даже огромные старики-деревья и те каждый год подрастают, как маленькие дети. Стада пасут пастухи,

Подробнее

Глава 115: Наглецы – Шарли, возьми его и отнеси той милой бабушке, что живёт на краю деревни – Хорошо ~ Шарли осторожно подняла недавно созданный деревянный дом и как я и сказал, понесла его в деревню.

Подробнее

Содержание От автора…4 Глава 1. Железная дорога…5 Часть первая…5 Часть вторая… 11 Часть третья… 18 Глава 2. Москва… 23 Глава 3. Метро… 37 Глава 4. Зоопарк… 40 Глава 5. Пароход… 52 Глава

Подробнее

Я зашел в зеленый дом И недолго пробыл в нем. Оказался этот дом Быстро в городе другом. (вагон) Она бывают разные – Зеленые и красные Они по рельсам вдоль бегут, Везде встречают их и ждут. ( вагоны) Картотека

Подробнее

Подвижная игра незаменимое средство пополнения знаний и представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости, сноровки. При проведении подвижной игры создаются возможности, направленные

Подробнее

Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков (Р, Рь, Л, Ль) 1. «Улыбка Трубочка» (развитие подвижности губ). Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать

Подробнее

2017 Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. А я уже считать умею! похвастался

Подробнее

Однажды Петя возвращался из детского сада. В этот день он научился считать до десяти. Дошёл он до своего дома, а его младшая сестра Валя уже дожидается у ворот. А я уже считать умею! похвастался Петя.

Подробнее

Самуил Маршак Теремок В сокращении. Для детей 5-7 лет ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА Ведущий учитель Дети: 1.. 2.. 3.. 4.. 5.. 6.. 7.. Стоит в поле теремок-теремок Он не низок, не высок, не высок. Шла мимо лягушка-квакушка

Подробнее

Никишкины тайны Бежали из лесу избы, выбежали на берег, некуда дальше бежать, остановились испуганные, сбились в кучу, глядят завороженно на море Тесно стоит деревня! По узким проулкам деревянные мостки

Подробнее

Русский 5 Домашняя работа 28 февраля Имя. Задание 1: Прочитайте рассказ Н. Носова Метро! ы с мамой и Вовкой были в гостях у тети Оли в Москве. В первый же день мама и тетя ушли в магазин, а нас с Вовкой

Подробнее

КАК ВО СНЕ Драма. Где кончается правда – там начинается страх. Мария Тменова, Майя Тменова, Хелен Тменова, Зара Тменова, Хуан Лопез Сергей Тменов 2017 +507-6006-8786 younobel@gmail.com Studio 2Live.TV

Подробнее

Страница: 1 ТЕСТ 24 Фамилия, имя Прочитай текст. КОТЁНОК Класс Были брат и сестра Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти. Один раз они играли подле

Подробнее

Сочинение Как я провел лето Ученика 4А класса Гимназии 3 г. Иркутск Олюнина Владимира Мои летние каникулы начались с поездки в спортивный лагерь «Чайка». Там я провел 21 день. В лагере у нас каждый день

Читайте также:  Краткое содержание грасс жестяной барабан точный пересказ сюжета за 5 минут

Подробнее

Физкультминутка. Белки Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко! (Прыжки на месте.) Физкультминутка. Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять!

Подробнее

МБДОУ 10 «Сказка». Развлечение для детей старшей группы. «Праздник осени». Подготовила воспитатель: Маркович Оксана Олеговна. 2015год Программное содержание Образовательные задачи: – приучать детей слушать

Подробнее

vmireskazki.ru Сказки народов России Нганасанские сказки Солнцева дочь Нганасанские сказки Мимо нас едет человек на пестром олене, запряженном в туркучанку (нарту). Едет-едет и видит: сидит другой человек

Подробнее

Мышечная релаксация по контрасту с напряжением 1.Поза покоя. Сесть ближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится медленно,

Подробнее

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

Подробнее

Москва Издательство АСТ Виктор Драгунский ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ Я услышал, как мама в коридоре сказала кому-то: Тайное всегда становится явным. И когда она вошла в комнату, я спросил: Что это значит,

Подробнее

10/06/13 Русский 3-а Занятие 4 Имя Классная работа. Задание 1: Напишем диктант по упражнению 158. Задание 2: Прочитайте стихотворение, о чём в нём говорится?подчеркните вежливые слова. Друзья, вот вам

Подробнее

Догоните меня! Воспитатель подходит к детям, которые сидят на стульчиках с одной стороны площадки, и говорит: «Толик, Аня, Маша, догоните меня!» Названые дети встают и догоняют воспитателя. Побегав немного,

Подробнее

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы Тема: Пересказ сказки «Паровозик» Г. Цыферова с использованием опорных предметных картинок. Подготовила и

Подробнее

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа

Подробнее

Егор Никитин Лось животное хорошее 2016 УДК 82-3 ББК 84-4 Никитин Егор Лось животное хорошее. [б. м.] : [б. и.], 2016. 6 с. [б. н.] УДК 82-3 ББК 84-4 0+ В соответствии с ФЗ от 29.12.2010 436-ФЗ Егор Никитин,

Подробнее

Поспеши скорей уйти Я считаю до пяти, А потом пойду искать, И тебе не убежать. Загляну во все углы, Взгляд направлю под столы. Прячь не прячь свое лицо, Отыщу в конце концов. Пролог С каждым движением

Подробнее

Москва 2013 ЗАТЕЙНИКИ Мы с Валей затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры. Один раз мы читали сказку «Три поросёнка». А потом стали играть. Сначала мы бегали по комнате, прыгали и кричали: Нам

Подробнее

Минеева Ирина Александровна Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы детский сад 686 ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ: «МАШЕНЬКА И МЕДВЕДЬ» Цель: обобщать знания воспитанников о русских

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/79258868-Kazakov-nikishkiny-tayny-slushat.html

Читать

Юрий Павлович Казаков

НИКИШКИНЫ ТАЙНЫ

1

Бежали из лесу избы, выбежали на берег, некуда дальше бежать, остановились испуганные, сбились в кучу, глядят завороженно на море… Тесно стоит деревня! По узким проулкам деревянные мостки гулко отдают шаг.

Идет человек – далеко слышно, приникают старухи к окошкам, глядят, слушают: семгу ли несет, с пестерем ли в лес идет или так…

Ночью белой, странной погонится парень за девушкой, и опять слышно все, и знают все, кто погнался и за кем.

Чуткие избы в деревне, с поветями высокими, крепко строены, у каждой век долгий – все помнят, все знают. Уходит помор на карбасе, бежит по морю, видит деревня его темный широкий парус, знает: на тоню к себе побежал.

Придут ли рыбаки на мотоботе с глубьевого лова, знает деревня и про них, с чем пришли и как ловилось.

Помрет старик древний, отмолят его по-своему, отчитают по древним книгам, повалят на песчаном угрюмом кладбище, и опять все видит деревня и вопли женок принимает чутко.

Никишку в деревне любят все. Какой-то он не такой, как все, тихий, ласковый, а ребята в деревне все “зуйки”, настырные, насмешники. Лет ему восемь, на голове вихор белый, лицо бледное в веснушках, уши большие, вялые, тонкие, а глаза разные: левый пожелтей, правый побирюзовей.

Глянет – и вот младенец несмышленый, а другой раз глянет – вроде старик мудрый. Тих, задумчив Никишка, ребят сторонится, не играет, любит разговоры слушать, сам говорит редко, и то вопросами: “А это что? А это почто?” – с отцом только разговорчив да с матерью.

Голос у него тонкий, приятный, как свирель, а смеется басом, будто немой: “гы-гы-гы!” Ребята дразнят его: как чуть что, бегут, кричат: “Никишка-молчун! Молчун, посмейся!” Сердится тогда Никишка, обидно ему, прячется в поветь, сидит там один, качается, шепчет что-то.

А в повети хорошо: темно, не заходит никто, подумать о разном можно, и пахнет крепко сеном, да дегтем, да водорослями сухими.

Стоит конь оседланный возле Нккишкиного крыльца. Грыз плетень, щепал крупным желтым зубом; надоело ему, глаза закрыл, голову свесил, осел, ногу заднюю поджал, только вздохнет другой раз глубоко, ноздри разымутся. Стоит конь, дремлет, а деревня знает уже: собрался Никишка к отцу на тоню ехать за двадцать верст по сухой воде, мимо гор и мимо леса.

Выходит Никишка с матерью на крыльцо. Через плечо киса, на ногах сапоги, на голове шапка, шея тонкая шарфом замотана: холодно уже, на дворе октябрь.

– Ступай все берегом, все берегом, – говорит мать. – В стороны не сворачивай, будут тебе по пути горы. Проедешь ты эти горы, а там тебе тропа сама покажет. Тут близко, не заблукай гляди-дак… Двадцать верст всего близко!

Никишка молчит, сопит, мать плохо слушает, на коня лезет. Взбирается на седло, ноги в стремя, бровки сдвигает…

– Но-о!

Тронулся конь, просыпается на ходу, уши назад насторчил, хочет понять, что за седок на нем нынче. Закачались мимо избы, подковы по мосткам затукали: тук-ток. Кончились избы, высыпали навстречу бани. Много бань – у каждого двора своя, – и все разные: хозяин хорош – и банька хороша, плох хозяин – и банька похуже.

Но вот и бани кончились, и огороды с овсом прошли, блеснуло справа море. Конь по песку захрупал, по сырым водорослям. На море косится, глаз выворачивает, не любит моря, хочет все левее забрать, подальше от воды.

Но Никишка знай себе подергивает за правый повод, знай пятками по бокам коня колотит! Покоряется конь, по самому краю воды бежит, шею согнул, пофыркивает.

Недалеко от берега – камни. Их много, обнаженных отливом, они черны и мокры. Там, возле камней, разбиваются в пену волны, вскипают белыми бурунами, глухо, бессильно рокочут. Здесь, возле берега, совсем тихо, светлое дно видно, вспыхивают искры перламутровых раковин и пропадают, лижет песок прозрачная волна.

Сидят на камнях чайки, сонно смотрят в море. Потихоньку слетают, когда Никишка близко подъедет, скользят стремительно над самой водой и вдруг крылья вверх, хвост веером! – садятся на воду. Сильно светит низкое солнце, блестит под ним море и кажется выпуклым.

Длинные мысы плавают впереди в голубой дымке, будто висят над морем.

Смотрит Никишка вокруг, сияет разноглазьем, и улыбку губы распускает. Глядит на солнце, на выпуклое, огненное море, смеется:

– Солнушко, гы-гы-гы!..

Перелетают вдоль берега кулички, кричат печально и стеклянно. Качаются на высоких ножках у моря, бегают у самой воды: волна отойдет, они по мокрому за ней, волна обратно, и они назад.

– Кули-кули… – лопочет Никишка, останавливает лошадь, смотрит, какие они подбористые, с клювами, как шило.

Читайте также:  Краткое содержание бунин деревня точный пересказ сюжета за 5 минут

А чего только нет на песке у моря! Вон красные мокрые медузы, оставшиеся после отлива, похожие на окровавленную печенку. Есть медузы другие – с четырьмя фиолетовыми колечками посередине.

Есть и звезды морские с пупырчатыми, искривленными лучами, а еще – следы чаек, долгие, запутанные, тут же помет их сиренево-белый. Лежат грудами водоросли, тронутые тлением, тяжело и влажно пахнут.

А то еще след босой ноги тянется у самой воды, сворачивает к лесу, топчется возле странной, вросшей в песок темной коряги. Кто это шел? Куда шел и зачем?

А слева все бревна да бревна: белые, вымытые дождями и волнами, выбеленные солнцем, промороженные и вновь прогретые, высушенные. Слышал Никишка, много лет тому назад на большой реке Двине запань прорвало.

Весь лес, который был, в море убежал, не могли его поймать, а море выкинуло по берегам. Лежит с тех пор тут лес, никто его не берет, никому не нужно, рыбак разве только да охотник редкий – на костер…

Весело Никишке. А конь все копытами хрупает да фыркает. Ступит иногда с маху на медузу, разбрызгается она по песку, как редкий камень драгоценный. Пусто впереди, пусто назади, пусто слева, пусто справа. Справа море, слева лес. А в лесу что? В лесу вереск да сосны кривые, маленькие, злые, да березы такие же. Еще в лесу ягоды есть сладкие: брусника да черника.

И грибы: маслята липкие, рыжики крепкие, сыроежки с пленочкой, с торчащими на шляпках сосновыми иглами. Медведи в лесу ходят и другие звери, а птицы совсем нет, рябки одни тонко перекликаются. Дед Созон говорит: “Отлетела чегой-то птица. Бывало, побежишь с пестерем-то в лес, полон пестерь набьешь-дак.

А ныне отлетела чегой-то птица, бог с ней, совсем ушла!”

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=59309&p=1

Презентация к уроку по литературе (5 класс) по теме: «Тихий зов Севера», презентация к уроку по рассказу Ю.П. Казакова «Никишкины тайны»

Слайд 1

«Тихий зов Севера» презентация к уроку по рассказу Ю.П. Казакова « Никишкины тайны» МБОУ «Междуреченская СОШ№ 6» Пинежский район Архангельская область Разработала: Онякова Валентина Николаевна, Учитель русского языка и литературы МБОУ «Междуреченска СОШ № 6» п.Междуреченский , 2013 г.

Слайд 2

«Тихий зов Севера» в рассказе Юрия Казакова « Никишкины тайны» Юрий Павлович Казаков (1927 – 1982)

Слайд 3

Север для меня – это…; Д ля меня Север – это прежде всего…; Д ля меня Север прежде всего означает…; М не кажется, что Север -это прежде всего…; Ч то значит для меня Север? Это и…, и … Однако более всего мне нравится на Севере…

Слайд 4

«Ему, как и многим другим вообще, почему-то казалось, что в своем городе, в своем институте, одним словом, дома, ничего необыкновенного произойти не может. Дома было всё привычным и обыденным. А необыкновенное было где-то далеко, поэтому он любил дальние поездки…»

Слайд 6

Север – малая Родина Люди Природа Язык

Слайд 7

Г Е Р О И Р А С С К А З а Никишка , мать, отец (поморская семья) Упоминаемые: дед Созон , дядя Иван Жители деревни: старики, старухи, жёнки, мужчины-рыбаки, ребята, «странные люди»

Слайд 8

Г л а в н ы й г е о о й «…на голове вихор белый, лицо бледное, в веснушках, уши большие, вялые, тонкие…»; «…а глаза разные: левый пожелтей, правый побирюзовей. Глянет – и вот младенец несмышлёный, а другой раз глянет – вроде старик мудрый». «Голос у него тонкий, приятный, как свирель, а смеётся басом».

Слайд 9

Солнце, камни, волны, раковины, чайки, кулички, медузы, водоросли, мысы, брёвна, коряги, шхуна, лешаки… Обрывы, корявые сосны, берёзы, камни, каменная осыпь Вереск, сосны, ёлочки, берёзы, медведи, ягоды, грибы, мох, тропа

Слайд 11

Подведём итоги Как вы думаете, слышит ли главный герой рассказа «тихий зов» Русского Севера? Что это означает для него? Сумеет ли Никишка найти «заветное слово», которое поможет «разом открыть… все тайны немой души» северного леса, камней, гор, животных и птиц? Каким должно быть это слово?

Слайд 12

http ://www.openclass.ru/node/97274 Использованные материалы: 1. 2. Литературный Север: Книга для учащихся 5 – 8 классов / Сост. Л.С. Скепнер . – Архангельск: Изд-во Поморского педуниверситета , 1995. – С.217. 3. Галимова Е.Ш. Художественный мир Юрия Казакова. – Архангельск: Изд-во Поморского гос. пед . университета, 1992. – С.72.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/11/28/tikhiy-zov-severa-prezentatsiya-k-uroku-po-rasskazu-yup

Краткое содержание «Кавказский пленник»

Рассказ Л. Н. Толстого был написан в 1872 году и относится к литературному направлению реализм. Название произведения отсылает читателя к поэме А. С. Пушкина «Кавказский пленник».

Однако, в отличие от предшественника, Толстой в своем рассказе изобразил не романтического, идеализированного персонажа, а обычного русского офицера Жилина – храброго, трудолюбивого и человечного героя, способного всегда найти выход из трудной ситуации.

Прочитать краткое содержание «Кавказского пленника» Толстого можно на нашем сайте. Оно пригодится при подготовке к урокам литературы в 5 классе, а также для ознакомления с сюжетом произведения.

Жилин – барин из небогатой семьи, офицер, служил на Кавказе. Направляясь домой, попал в плен к татарам, из которого сбежал только со второго раза.

Костылин – офицер, с которым Жилин попал в плен к татарам.

Дина – дочь Абдул-Мурата, «тоненькая, худенькая, лет тринадцати». Носила еду Жилину, когда он был в плену, помогла ему сбежать.

Абдул-Мурат – «хозяин», татарин, который выкупил Жилина и Костылина, отец Дины.

Жилин служит на Кавказе офицером. Однажды он получает письмо от матери с просьбой приехать домой. Подумав, Жилин «выправил отпуск», простился с друзьями и собрался ехать.

«На Кавказе тогда война была» – татары нападали на одиноких путников, поэтому обоз Жилина сопровождали солдаты. Желая доехать быстрее, офицер решает оторваться от сопровождающих, к нему присоединяется Костылин.

Однако по дороге им встретились татары. По вине Костылина, который испугался и сбежал, безоружного Жилина схватили и увезли в аул (татарскую деревню). На пленника надели колодку и заперли в сарае.

Глава 2

Через некоторое время Жилину сообщили, что схвативший его татарин поймал также Костылина и продал пленников Абдул-Мурату, который стал теперь их «хозяином». Татарин заставил пленников написать письма домой с просьбой о выкупе. Жилин понимал, что у его матери нет денег, поэтому написал письмо с неверным адресом, чтобы оно не дошло.

Глава 3

Жилин с Костылиным целый месяц прожили в сарае. Днем на них надевали колодки и снимали ночью. Жилин «на всякое рукоделье мастер был», поэтому ради развлечения начал лепить кукол из глины для хозяйской дочери Дины. Девочка, благодарная мужчине за игрушки, тайно приносила ему еду – молоко и лепешки.

Глава 4

Планируя побег, Жилин начал копать в сарае лаз. В одну из ночей, когда татары уехали из аула, пленники сбежали.

Глава 5

Офицеры беспрепятственно покинули аул. Вскоре Костылин начал жаловаться на то, что натер ноги. Почти всю ночь они шли по лесу, Костылин сильно отставал и, когда товарищ уже не мог идти, Жилин понес его на себе. На дороге их поймали другие татары и отвезли к Абдул-Мурату.

В ауле русских хотели убить, но Абдул-Мурат решил дождаться выкупа. Снова на беглецов надели колодки и на этот раз спустили в яму глубиной в пять аршин.

Глава 6

«Житье им стало совсем дурное». Офицерам давали сырую еду, «как собакам», в самой яме было мокро и душно. Костылин сильно заболел – «все стонет или спит», «и Жилин приуныл». Как-то у ямы появилась Дина – девушка принесла им еды. В другой раз она сообщила, что Жилина собираются убить. Офицер попросил девушку принести ему длинную палку, и ночью Дина сбросила в яму длинный шест.

Читайте также:  Краткое содержание пушкин русалка точный пересказ сюжета за 5 минут

Жилин собирался взять Костылина с собой, но тот был слишком слаб и сам отказался. С помощью Дины офицер выбрался из ямы. Ему очень мешала колодка, но сбить замок у него никак не получалось, пришлось бежать так. Прощаясь, Дина заплакала и дала мужчине в дорогу лепешек.

Офицер прошел лес и, выйдя к полю, увидел слева казаков, сидящих у костров. Жилин поспешил пересечь поле, боясь на пути встретить татар. Так и случилось – не успел он добежать к своим, как его заметили трое татар. Тогда Жилин замахал руками и закричал: «Братцы! Выручай! Братцы!». Казаки услышали его, пустились наперерез татарам и спасли беглеца.

Узнав Жилина, офицеры отвезли его в крепость. Жилин понял, что не судьба ему поехать домой и жениться, поэтому остался служить на Кавказе. «А Костылина только ещё через месяц выкупили за пять тысяч. Еле живого привезли».

В рассказе «Кавказский пленник» Толстой на примере образов русских офицеров Жилина и Костылина раскрывает важные нравственные вопросы – верности, дружбы, товарищеского долга, отзывчивости, доброты, стойкости и храбрости. Развивая параллельную линию дружбы Жилина и Дины, автор показывает, что истинная доброта и терпимость способны свести на нет любое зло, даже противостояние народов и войну.

Краткий пересказ «Кавказского пленника» помогает ознакомиться с основными событиями и кратким описанием рассказа, однако для лучшего понимания рассказа советуем прочесть его полный вариант.

Проверьте своё знание краткой версии произведения:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/books/tolstoy/kavkazskiy-plennik

Читать онлайн “Никишкины тайны” автора Казаков Юрий Павлович – RuLit – Страница 3

И вдруг среди этого безмолвия, тишины мертвой, звуков неживых – песня. И слышно, топором кто-то постукивает, слышно, дымком попахивает. Конь – уши торчком, заржал звонко, рысью, рысью вперед: жилье чует.

Выезжает Никишка из лесу, перед ним избушка – тоня отцовская. Все новое, все крепко и ладно, из трубы дымок курится, на вешалах сети сушатся, рыбой пахнет, на катках карбас лежит, черным боком маслится.

На пороге отец сидит, топором постукивает, весло кормовое ладит да песню поет.

2

Увидел Никишку, встал отец – огромный, бородатый, в высоких сапогах, с ножом на поясе, в брезентовой робе. Руки у него красные, лицо бурое, борода светлая, а глаза резкие, пристальные, под густыми бровями.

– Сынок приехал! – говорит радостно отец. – То-то сон мне снился… Ну, как же дома у нас там? Все ли живы?

– Живы! – отвечает Никишка, слезает с коня, качается, ногами топает. Председатель коня дяде Ивану дал, мамка меня послала, я и поехал… Ехал-ехал, весь заболел, спину больно.

– Ах ты, молодец у меня! – ласкает отец Никишку, волосенки льняные ручищей своей гладит. – А я слышу: топ какой-то, а кто такое, и не толкую. А это вон Никишка! Не боялся ехать-то?

– Не, ничего! Птиц видал, грибов видал, с конем говорил. Конь-то умный. На вот тебе, мамка наклала, – снимает Никишка кису. – А почто это камни на меня смотрели? Они тоже думают? Небось ночью-то переваливаются, кому неловко лежать, за день-то вон как бок отлежишь!

– Камни-то? – задумывается отец. – Камни, они, надо думать, тоже живые. Все живое!

– А ты понимаешь, об чем березы говорят?

– Дак они по-своему, по-березьи небось говорят! Надо язык ихний знать. А то где понять!

– А дядя Иван где?

– Дядя Иван на соседнюю тоню поехал, на Керженку. Давеча рыбаки туда бежали на доре, так и его взяли, баня у них там, у нас-то нету ее, вот дядя Иван и поехал.

– А в деревню когда он поедет?

– В деревню завтра поедет, полечится. Ноги-то, вишь, совсем у него разломило, на лошади и поедет по сухой воде.

– А я как же?

– Ты со мной останешься. Останешься? Семгу будем ловить.

– Останусь!

– Ну вот! Пойду лошадь расседлаю…

Пошел отец, коня поймал, расседлал, потом веревку вынес, привязал коня к березе, чтобы в лес не ушел. А Никишка в избу заходит: сильно пахнет рыбой, в печке угли тлеют, на столе хлеб, миски да ложки. Стены плакатами оклеены, на полке газеты ворохом лежат, чисто в избе, подметено, на веревке рукавицы, портянки да штаны сохнут.

Выходит Никишка, обходит избу вокруг, в сарай заглядывает, сарай открыт, не запирается, не от кого запирать. Только хотел было Никишка в сарай забраться, посидеть, подумать о сегодняшнем, вдруг… Что-то живое в сарае показалось, темно-рыжее, будто тусклый пламень. Глазами светит, в глазах блеск красноватый вспыхивает, как солнце предзакатное.

Собака! Большая, лохматая…

Сел Никишка на корточки, смотрит во все глаза на собаку, оглянулся, – отец не видит, – заговорил с ней:

– Адя… Уууурр! Гу-гуррр… Гам!

Собака молчит, нюхает, голову набок склонила, одно ухо вверх, другое повисло хвостом молотит – нравится ей Никишка. Наговорившись, выходит Никишка из сарая, собака за ним бежит, будто век его знает. Смотрит Никишка на отца, какой он большой, красный, солнцем освещенный, как царь лесной.

– Ну, сынок! – весело говорит отец. – Поедем сейчас за семгой! Только постой, весло доделаю.

Отходит Никишка немного, ложится на теплый песок, собака подбегает, рядом ложится тоже, дышит часто.

Закрывает глаза Никишка, качает его, все кажется, на коне едет и чайки бесконечно над морем взлетают, а мимо горы, да леса, да кресты черные, лешаки из избушки выглядывают, болбонят: “Гляди ты! Никишка-то к отцу едет семгу ловить, чай-сахар везет!” И песню кто-то тонко поет, голос то распухнет, то утончится, баюкает, солнышко светит, а море все: “шшшшу!” накатывает, “сссс!” – отходит. Тлеющие водоросли крепко пахнут, дурманят голову, а кулики стеклянно кричат: “пи-пии, пи-пии!”

Лежит Никишка, ни спит, ни дремлет… Песок теплый, собака теплая, смотрит на Никишку огненными глазами, говорит: “Пойдем, Никишка, в лес!” – “Я в море пойду, семгу стеречь!” – Никишка отвечает.

А собака свое: “Пойдем в лес, я тебе тайны открою! Об чем березы шепчут, послушаем, что камни думают, узнаем”.

Любопытно Никишке, сомневается он уже, то ли в море идти, то ли в лес, но тут отец как раз подошел с веслом новым в руке.

– Вставай, сынок, поедем!

Встал Никишка, идет с отцом на берег, а море радуется, вспыхнет, заиграет, заголубеет, так и манит, так и расстилается. Налег отец грудью на карбас, столкнул в воду, Никишку посадил в корму, сам сапогами по воде бухает.

Но вот и сам в карбас залез, на веслах умостился, Никишке кормовое дал, от берега отвалили, развернулись, и пошло качать-покачивать – вверх-вниз, вверх-вниз. Берег качается, собака на берегу качается…

А отец шибко гребет, волна по скулам карбаса шлепает, взлетает брызгами вверх.

Подплывают осторожно к ловушке, привязывают карбас к жерди, встает отец, чутко вниз глядит, в тайник, – нет ничего!

Источник: http://www.rulit.me/books/nikishkiny-tajny-read-118026-3.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector