Краткое содержание лем солярис точный пересказ сюжета за 5 минут

Солярис

Краткое содержание Лем Солярис точный пересказ сюжета за 5 минут

В будущем — очень далеком от нас «космическом будущем» человечества — послышатся эти прощальные слова: «Кельвин, ты летишь.

Всего хорошего!» Психолог Кельвин в неимоверном отдалении от Земли десантируется с космолета на припланетную станцию — это огромный серебристый кит, парящий над поверхностью планеты Солярис.

Станция кажется пустой, она странно замусорена, Кельвина никто не встречает, а первый же человек, увидевший психолога, пугается чуть ли не до смерти. Человека зовут Снаут, он заместитель начальника станции Гибаряна. Он хрипит с отвращением: «Я тебя не знаю, не знаю.

Чего ты хочешь?» — хотя станция была извещена о прибытии Кельвина. А потом, опомнившись, говорит, что Гибарян, друг и коллега Кельвина, покончил с собой и что новоприбывший не должен ничего делать и не должен нападать, если увидит кого-то еще, кроме него, Снаута, и третьего члена экипажа, физика Сарториуса.

На вопрос: «Кого я могу увидеть?!» — Снаут, в сущности, не отвечает. И очень скоро Кельвин встречает в коридоре огромную голую негритянку, «чудовищную Афродиту» с огромными грудями и слоновьим задом. Ее не может быть на станции, это похоже на галлюцинацию.

Мало того, когда новоприбывший приходит к Сарториусу, физик не пускает его в свою каюту — стоит, заслоняя спиною дверь, а там слышна беготня и смех ребенка, потом дверь начинают дергать, и Сарториус кричит неистовым фальцетом: «Я сейчас вернусь! Не надо! Не надо!!» И кульминация бреда — Кельвин входит в холодильную камеру, чтобы увидеть тело Гибаряна, и обнаруживает рядом с мертвецом ту самую негритянку — живую и теплую, несмотря на ледяной холод. Еще одна поразительная деталь: ее босые ступни не стерты и не деформированы ходьбой, кожа их тонка, как у младенца.

Кельвин решает было, что сошел с ума, но ведь он — психолог и знает, как в этом убедиться. Устраивает себе проверку и резюмирует: «Я не сошел с ума. Последняя надежда исчезла».

Ночью он просыпается и видит рядом с собою Хэри, свою жену, погибшую десять лет назад, убившую себя из-за него, Кельвина. Живую, во плоти и крови, и совершенно спокойную — словно они расстались вчера.

На ней памятное ему платье, обыкновенное платье, но почему-то без застежки-молнии на спине, и ступни у нее, как у той негритянки, — младенческие. Кажется, она принимает все как должное и всем довольна, и хочет только одного: ни на час, ни на минуту не расставаться с Кельвином.

Но ему надо уйти, чтобы как-то разобраться в ситуации. Он пытается связать Хэри — обнаруживается, что она сильна не по-человечески… Кельвин в ужасе. Он заманивает фантом жены в одноместную ракету и отправляет на околопланетную орбиту.

Казалось бы, с этим бредом покончено, однако Снаут предупреждает Кельвина, что через два-три часа «гость» вернется, и рассказывает наконец, что, по его мнению, происходит. Неотвязных «гостей» насылает на людей Океан планеты Солярис.

Океан этот уже больше сотни лет занимает умы ученых. Он состоит не из воды, а из протоплазмы, странным и чудовищным образом перемещающейся, вспучивающейся и создающей гигантские — бессмысленные на вид — сооружения, в недрах которых время изменяет свое течение. Их окрестили «городревами», «долгунами», «мимоидами», «симметриадами», но никто не знал, отчего и зачем они создаются.

У этого живого Океана, кажется, есть единственная функция: он поддерживает оптимальную орбиту планеты вокруг двойного Солнца. И вот сейчас, после исследовательского удара жестким излучением, он стал подсылать к людям фантомов, извлекая их облик из глубин человеческого подсознания.

Кельвину еще повезло: ему «подарена» женщина, которую он некогда любил, а другим подсылаются их тайные эротические желания, даже не реализованные. «Такие ситуации… — говорит Снаут, — о которых можно только подумать, и то в минуту опьянения, падения, безумия… И слово становится плотью». Так полагает Снаут.

Еще он говорит, что «гость» чаще всего появляется, пока человек спит и сознание его выключено. В это время области мозга, ответственные за память, более доступны неведомым лучам Океана.

Ученые могли бы покинуть станцию, но Кельвин хочет остаться. Он думает: «Пожалуй, об Океане мы не узнаем ничего, но может быть, о себе…» Следующей же ночью Хэри появляется снова, и, как в былые времена, они становятся любовниками.

А утром Кельвин видит, что в каюте лежат два «совершенно одинаковые белые платья с красными пуговицами» — оба разрезанные по шву. За этим шоком следует другой: Хэри случайно остается взаперти и с нечеловеческой силой, раня себя, выламывает дверь.

Потрясенный Кельвин видит, как изувеченные ее руки почти мгновенно заживают. Сама Хэри тоже в ужасе, ведь она ощущает себя обычным, нормальным человеком…

Пытаясь понять, как «устроена» Хэри, Кельвин берет у нее кровь для анализа, но под электронным микроскопом видно, что красные тельца состоят не из атомов, а как бы из ничего — по-видимому, из нейтрино.

Однако «нейтринные молекулы» не могут существовать вне какого-то особого поля… Физик Сарториус принимает эту гипотезу и берется построить аннигилятор нейтринных молекул, чтобы уничтожать «гостей». Но Кельвин, оказывается, этого не хочет. Он уже оправился от шока и любит вновь обретенную жену — кем бы она ни была.

Со своей стороны, Хэри начинает понимать ситуацию, весь ее трагизм. Ночью, пока Кельвин спит, она включает магнитофон, оставленный Гибаряном для Кельвина, прослушивает рассказ Гибаряна о «гостях» и, узнав правду, пытается покончить с собой.

Выпивает жидкий кислород. Кельвин видит ее агонию, мучительную кровавую рвоту, но… Излучение Океана восстанавливает нейтринную плоть за считанные минуты. Ожившая Хэри в отчаянии — теперь она знает, что мучит Кельвина, «А что орудие пытки может желать добра и любить, этого я представить себе не могла», — кричит она.

Кельвин в ответ говорит, что любит ее, именно ее, а не ту, земную женщину, которая убила себя из любви к нему.

Это правда, и он в полной растерянности: ведь ему предстоит возвращение на Землю, а любимая женщина может существовать только здесь, в таинственном поле излучения Океана, Он ни на что не может решиться, однако соглашается на предложение Сарториуса записать токи своего мозга и передать их в виде пучка рентгеновского излучения Океану. Может быть, прочитав это послание, жидкое чудовище перестанет подсылать к людям своих фантомов… Луч бьет в плазму, и как будто ничего не происходит, только у Кельвина начинаются мучительные сновидения, в которых его словно бы изучают, то разбирая на атомы, то составляя вновь. «Ужас, пережитый в них, нельзя сравнить ни с чем на свете», — говорит он. Так проходит несколько недель, Хэри и Кельвин привязываются друг к другу все сильнее, а Сарториус тем временем проводит какие-то страшные эксперименты, пытаясь избавиться от «гостей». Снаут говорит о нем: «Наш Фауст наоборот ищет средство от бессмертия». Наконец в одну из ночей Хэри дает Кельвину снотворное и исчезает. Сарториус втайне от Кельвина все-таки создал аннигилятор фантомов, и Хэри из великой любви к Кельвину решилась на гибель — как когда-то, давным-давно… Ушла в небытие, ушла навсегда, ибо нашествие «гостей» кончилось.

Читайте также:  Краткое содержание гесиод труды и дни точный пересказ сюжета за 5 минут

Кельвин в горе. Он мечтает отомстить мыслящей протоплазме, выжечь ее дотла, но Снауту удается успокоить товарища. Он говорит, что Океан не хотел ничего дурного, напротив — стремился делать людям подарки, дарить им самое дорогое, то, что глубже всего запрятано в памяти.

Океан не мог знать, каково истинное значение этой памяти… Кельвин принимает эту мысль и успокаивается — как будто.

И в последней сцене он сидит на берегу Океана, ощущая его «исполинское присутствие, мощное, неумолимое молчание», и прощает ему все: «Я ничего не знал, но по-прежнему верил, что еще не окончилось время жестоких чудес».

Вы прочитали краткое содержание романа “Солярис”. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/solyaris

Фильм Солярис (2002): описание, содержание, интересные факты и многое другое о фильме

Solaris

РежиссерСтивен СодербергАктерыДжордж Клуни, Наташа МакЭлхоун, Виола Дэвис, Джереми Дэвис, Ульрих Тукур, ещеСобытия в фильме происходят в недалеком будущем. Психолог Крис Кельвин получает призыв о помощи от старого друга, который изучает неизвестную планету Солярис. Доктор прибывает на космическую станцию и находит ее сотрудников покончившими с собой.

В то же время его посещает призрак покойной жены. Психолог догадывается, что на исследовательской станции кроется какая-то необъяснимая тайна.

Что стоит за всем: влияние таинственной и неизученной планеты Солярис или просто человеческое подсознание играет в свои игры?ПродюсерыДжеймс Кэмерон, Джон Ландау, Рэй Сэнчини, ещеРежиссер дубляжаИнна СоболеваМонтажСтивен СодербергПереводчикОльга ВоейковаСценаристыСтивен Содерберг, Станислав ЛемАктеры дубляжаСтанислав Концевич, Ирина Полянская, Татьяна Рассказова, ещеОператорСтивен СодербергХудожникиФилип Мессина, Стив Арнольд, Кит П. Каннингэм, ещеКомпозиторКлифф Мартинес

  • Перед выходом этого фильма его режиссер Стивен Содерберг сказал, что если зрителям не понравятся первые 10 минут фильма, то дальше смысла смотреть нет.
  • Джордж Клуни рассказал, что Стивен Содерберг первоначально рассматривал кандидатуру другого актера на главную роль. Этим другим актером был Дэниэл Дэй-Льюис. Клуни отправил Содербергу письмо с просьбой рассмотреть его кандидатуру. По счастью, Дэй-Люис отказался от роли, и она досталась Клуни.
  • Стивен Содерберг решил взять на роль Сноу Джереми Дэвиса, после того как увидел запись, на которой Дэвис играл Чарльза Мэнсона. Эту запись актер сделал, готовясь к роли Мэнсона в одном независимом проекте. Дэвис в конечном итоге сыграл роль Мэнсона в фильме «Хелтер Скелтер» (2004).
  • Первоначально MPAA присудила фильму возрастной рейтинг R. По большей части это было из-за пары сцен, в которых обнаженного Джорджа Клуни показывали со спины. Стивен Содерберг обжаловал это решение, сославшись на то, что подобный контент (а зачастую и похуже) частенько появляется на телевидении. Апелляция Содерберга была удовлетворена, и фильм получил рейтинг PG-13.
  • Один из предлагавшихся для фильма слоганов был – «Love never dies» (Любовь никогда не умирает). Такой же слоган ранее использовался с фильмом «Дракула» (1992).
  • Кандидатура Джеймса Кэмерона рассматривалась на место режиссера проекта, однако он в итоге предпочел стать лишь его продюсером.
  • Ульрих Тукур для прохождения прослушивания прислал режиссеру видеозапись, на которой он исполнял реплики своего персонажа, а при этом рядом сидела собака и внимательно его слушала.
  • Фильм является ремейком одноименного фильма Андрея Тарковского 1972 года, который также был снят по мотивам романа Станислава Лема «Солярис» (1961).
  • Рея – это также название второго по величине спутника Сатурна. В древнегреческой мифология Рея – дочь Урана и Геи, жена Кроноса и мать Гестии, Деметры, Геры, Аида, Посейдона и Зевса.
  • Этот фильм более чем на час короче оригинального фильма «Солярис» (1972) Андрея Тарковского.
  • Крис (Джордж Клуни) произносит в фильме строки из стихотворения «And Death Shall Have no Dominion» (У смерти не будет господства) Дилана Томаса.
  • Фраза Гибаряна «There are no answers, only choices» (Ответов нет, есть только выбор) похожа на фразу Фридриха Ницше «There are no facts, only interpretations» (Фактов нет, есть только интерпретации).
  • Имя жены Келвина – Rheya (Рея) – это анаграмма оригинального имени из романа Станислава Лема. Там этого персонажа звали Harey (Хари).
  • Финальная сцена с поездом снималась на станции Мерчандиз Март (Чикаго, линия «L»). Это видно по знакам, установленным на станции. Однако для фильма ее визуально удлинили. Таких знаков там всего два, и они находятся на расстоянии около 7,5 метров друг от друга, в фильме же поезд проезжает мимо более 10 этих знаков.
  • Это один из трех фильмов 2002 года, получивших низшую оценку «F» от CinemaScore. Другие два – «Страх.Com» (2002) и «Тьма» (2002).
  • На двигателях шаттла «Афина» можно заметить надпись «Dals Ed Mitt i naturen». Дальс-Эд – это маленький городок в Западной Швеции, недалеко от норвежской границы.
  • У Криса Кельвина (Джордж Клуни) такая же фамилия, как и у британского физика – Уильяма Томсона, барона Кельвина, определившего точную температуру абсолютного нуля.
  • В одной из сцен Кельвин возится с неким устройством – это КПК Sony Clie.
  • Незадолго до смерти Станислава Лема на его личном веб-сайте было размещено сообщение, в котором он рассказал о том, что, как ему показалось, в этой адаптации придали чрезмерное значение проблеме человеческих отношений в его романе, в то время как он пытался показать то, каким может быть столкновение с чем-то инопланетным.

Осторожно, текст может содержать спойлеры!

Психолог Крис Кельвин находится в депрессии и чувствует себя виноватым в смерти жены Рэи. Его друг, находящийся на космической станции, которая вращается вокруг планеты Солярис, посылает сигнал о помощи.

Прибыв на место, доктор выясняет, что часть экипажа покончила жизнь самоубийством, а другие сотрудники исчезли. Двое выживших, Сноу и Гордон, сошли с ума.

Кельвину снится покойная жена. Когда он просыпается, то оказывается, что Рэя жива и лежит рядом с ним в постели. Крис отправляет женщину в спасательную капсулу и запускает ее. Герой начинает понимать, что произошло с экипажем: их посетили призраки из прошлого.

Снова появляется Рэя и на этот раз доктор разрешает ей остаться. Она впадает в депрессию, когда узнает, что является фантомом, и просит Гордон уничтожить ее, как остальных призраков.

Крис с коллегой находят труп Сноу и понимают, что они уже долгое время общаются не с ним, а с другой сущностью в его облике.

Кроме того, выясняется, что каждый раз, когда используется устройство для уничтожения призраков, уменьшается запас топлива, что делает невозможным возвращение на Землю всей станции.

Читайте также:  Краткое содержание даррелл моя семья и другие звери точный пересказ сюжета за 5 минут

А планета Солярис тем временем притягивает ее все ближе. Крис и Гордон планируют возвращение на Родину на мини-корабле Афине.

Вернувшись домой, доктор задумывается обо всем, что произошло с ним в космосе. Однажды он случайно режет себе палец. Его рана заживает мгновенно, что помогает ему понять, что на самом деле он не вернулся, а до сих пор находится на исследовательской станции.

Кельвин вспоминает, что Гордон на Афине вернулась на Землю, а он решил остаться. В конце концов космическая станция падает на Солярис.

Герой снова встречает свою жену, и Рэя говорит мужу, что жизнь и смерть для них больше не важны, потому что теперь они могут жить вместе вечно.

  • «Солярис» Содерберга отошёл от оригинального произведения Станислава Лема так же далеко, как и «Солярис» Тарковского. Да вот только не в ту сторону. Хоть фильм Тарковского многим, в том числе и писателю, пришёлся не по душе, в нём было нечто особенное. Идеи, затягивающая атмосфера, медлительность повествования, создающая особое настроение, саспенс… Читать далее

Источник: https://www.ivi.tv/watch/112155/description

Солярис (роман), сюжет, солярис и соляристика

Солярис

Название Солярис
Название-оригинал Solaris
Жанр фантастический роман
Автор Станислав Лем
Язык оригинала Польский
Написан 1960
Публикация 1961
Перевод Д. Брускин (1962, 1988)Г. Гудимова, В. Перельман (1976)

«Соля́рис» (Solaris, в некоторых русских переводах «Сола́рис») — фантастический роман Станислава Лема, посвящённый взаимоотношениям людей будущего c разумным океаном планеты Солярис.

Сюжет

Действие романа «Солярис» разворачивается в далёком будущем. Повествование происходит от первого лица доктора Криса Кельвина, в романе присутствуют две сюжетные линии: пребывание Кельвина на исследовательской станции «Солярис» и документальное изложение истории открытия и исследования планеты в форме знакомства Кельвина с научной библиотекой на борту станции.

Солярис и соляристика

Планета Солярис была открыта более чем за 130 лет до описываемых в романе событий. Солярис — спутник системы двойной звезды, который движется по сложной орбите около обоих светил. Диаметр приблизительно на 20 % больше земного, присутствует атмосфера, непригодная для дыхания человека.

Первоначально Солярис не привлёк внимания учёных, но через несколько лет обнаружилось, что орбита планеты не соответствует законам небесной механики: по расчётам Солярис должен был упасть на поверхность одной из звёзд, но из-за необъяснимых флуктуаций этого не происходило.

При последующем исследовании планеты оказалось, что практически всю её площадь покрывает океан из живой студенистой субстанции, которая и является единственным обитателем планеты. Эта субстанция могла изменять орбиту планеты без каких-либо инструментов, путём непосредственного моделирования метрики пространства-времени.

Сначала выдвигалось множество гипотез о природе, организации и уровне развития Океана, но после ряда исследований учёные сделали вывод, что Океан — существо, обладающее высокоразвитым разумом и предпринимающее действия по коррекции орбиты планеты вполне сознательно.

С момента обнаружения странностей в орбите планеты берёт начало наука соляристика, основной задачей которой стало установление контакта с мыслящим океаном.

Была построена научно-исследовательская станция «Солярис», представляющая собой лабораторию, оборудованную всем необходимым для изучения Океана, которая парит над поверхностью планеты благодаря антигравитационным устройствам. В период действия романа там живут 3 человека.

Кроме станции по круговой орбите вокруг Соляриса вращается саттеллоид (искусственный спутник), предназначенный для контроля орбиты, сбора данных и связи с Землёй.

Обнаружилось, что Океан способен образовывать на своей поверхности замысловатые структуры, построенные с применением сложнейшего математического аппарата. Анализ электромагнитных и гравитационных волн, генерируемых океаном, выявил определённые закономерности.

Однако многочисленные попытки контакта провалились одна за другой: хотя Океан и отвечал на различные воздействия исследователей, в его реакциях не удалось найти никакой системы. При этом и сам Океан осуществлял некоторые действия, которые земляне интерпретировали как попытку контакта с его стороны, однако их не удалось понять.

Таким образом, все собранные факты ничуть не продвинули исследователей на пути понимания того, как же можно общаться с океаном.

Источник: http://www.cultin.ru/books-solyaris-roman

Рецензии на книгу Солярис

В этой книге поднимается вопрос о двойных стандартах. Так люди, попав на незнакомую планету, начинают ставить опыты над «океаном», облучать его, брать пробы и другие эксперименты в таком духе.

Но когда разум (или житель) этой планеты начинает идти на контакт с людьми, так же изучая их своеобразным образом, посылая к ним фантомов, то по мнению людей, это «ужасно», «отвратительно», «бесчеловечно» и т. п.

То есть, они вторглись на чужую планету и ведут себя там, как хозяева — это нормально, но когда «океан» создаёт этих фантомов, чтобы отпугнуть людей, или найти с ними контакт и подружиться (на этот вопрос сложно ответить однозначно, потому что цель создания для людей фантомов остаётся неизвестной) — это ужасно.

Так же в книге, помимо основной сюжетной линии, много внимания уделяется истории освоения людьми планеты Солярис. Как раз в этой части книги и находится большинство физических терминов, теорий, научности (если можно так выразиться), из-за чего эту совсем небольшую по объему книгу читать порою тяжело.

Но и в этой части не только голая наука со сложным текстом, но и описание не самых лучших человеческих черт.

Так, на примере изучения людьми Соляриса Лем показал, как люди склонны не изучать имеющиеся у них данные и работать над ними, а опровергать, доказывать и выдвигать свои теории, лишь бы стать известным и очернить или свести на нет всю работу предыдущих исследователей.

То есть, некоторых людей волнует не общий вклад в науку, а лишь стремление стать известным и популярным. Напоминает старую басню, как лебедь, рак и щука тянули телегу в разные стороны. И с таким подходом мы далеко не уедем… Неприятно такое читать, но это очень правдиво и реалистично.

Читая интервью Лема я наткнулся на то, как он говорил, что история Кельвина, Хари и других членов станции является лишь фоном, на котором он поднимал серьёзные вопросы о месте человека в космосе.

Но мне кажется, Лем просто лукавил (или он это говорил, потому что был взбешён экранизацией «Соляриса» Тарковским), потому что переживания Кельвина, Снаута и Хари прописаны великолепно, с психологической точностью, в их отношениях чувствуется сильная напряженность, общаются они невероятно эмоционально, с надрывом, иногда на грани нервного срыва (от того и диалоги временами кажутся какими-то обрывочными). Не верится как-то, что таких сложных персонажей с не менее сложными отношениями Лем написал лишь «для фона».

Читайте также:  Краткое содержание андерсен дюймовочка точный пересказ сюжета за 5 минут

И, напоследок, хотелось бы вернуться к одной из главных тем романа — о невозможности контакта с иными цивилизациями на других планетах. Люди порою не могут понять, что все мы разные, с разными взглядами, вкусами, мировоззрением и требуют от других то, чего сами хотят.

Люди даже в себе разобраться порою не могут, что им очень мешает жизнь.

То есть нам трудно установить полноценный контакт с обитателями нашей же планеты — о каких тогда контактах с жителями других планет может идти речь? На земле бы сначала все вопросы и проблемы решить, а потом уже в космос заглядывать.

Страницы следующая →

Гарри Поттер и Орден Феникса

Помоги Ридли!

Мы вкладываем душу в Ридли. Спасибо, что вы с нами! Расскажите о нас друзьям, чтобы они могли присоединиться к нашей дружной семье книголюбов.

Источник: http://readly.ru/book/57609/reviews/

Живая книга

Когда в 1972 году Андрей Тарковский собирался снимать экранизацию романа Станислава Лема «Солярис», автор книги-первоисточника прибыл в Москву, чтобы проконсультировать режиссёра во время создания фильма.

Прошло шесть недель, большая часть которых была потрачена на ссоры и дрязги между двумя творцами, и в итоге Лем уехал домой, открестившись от всего, что связано с экранизацией его романа, и вдобавок обозвав Тарковского дураком.

Тот всё же снял свой фильм, который сразу же после выхода на экраны получил культовый статус во всём мире и до сих пор нередко занимает высшие строчки различных хит-парадов «лучших фильмов всех времён и народов».

Роман же с тем же упорством продолжает лидировать в списках золотого фонда литературной научной фантастики. При этом каждый, кто читал книгу и смотрел фильм, замечает, что при общей сюжетной канве они принципиально различаются по внутреннему смыслу. Так кто же из титанов прав?

Учитывая то, что я являюсь большим ценителем творчества Тарковского и фильм «Солярис» мне очень нравится, и добавляя, что экранизацию я смотрел задолго до чтения книги, можно было бы ожидать, что моим ответом будет: «Фильм лучше». А вот и нет. При всём уважении к режиссёрскому гению Тарковского, после ознакомления с книгой я понял недовольство Лема фильмом на её основе.

Фильм в первую очередь рассказывал о Человеке и его микромире, о демонах, что терзают его изнутри, о его нравственном и духовном выборе, а громадный космос выступал только метафорой. А в романе Станислава Лема всё не так.

Здесь космос – это Космос с большой буквы, а люди гораздо менее склонны замыкаться в своём внутреннем мире и горят негасимой жаждой исследовать окружающее их удивительное пространство.

Сюжет захватывает с первых страниц. Учёный Крис Кельвин прибывает на исследовательскую станцию, которая вращается вокруг планеты Солярис, представляющей собой один большой сплошной океан. Несмотря на то, что Солярис был обнаружен людьми за сто лет до событий книги, она с тех пор вызывает постоянный интерес своей загадочностью.

Мнения учёных за десятилетия изучений сошлись на том, что Солярис – точнее, океан, его покрывающий – представляет собой необычную форму весьма высокоразвитой внеземной жизни.

Тому есть множество свидетельств, выражающихся в первую очередь в том, что на поверхности океана (на первый взгляд, спонтанно) возникают причудливые конструкции, при ближайшем изучении являющиеся сложнейшими структурами.

Целая наука соляристика занимается изучением необычной планеты, но из-за слишком кардинальных отличий в строении человеческих существ и разумного океана осознанный контакт не удаётся наладить вот уже сто лет. А между тем Солярис продолжает жить, погружённый в одному ему известные грезы…

На станции Кельвин понимает, что произошло что-то не то: жилой комплекс и лаборатории пребывают в запущенном виде, два из трёх учёных, которые вели здесь исследования, явно не в себе, а третий, как становится известно, недавно покончил с собой. Кельвин пребывает в замешательстве: за сто лет наблюдений на станции ничего подобного не происходило.

Он не может понять, что могло опытных учёных настолько вывести из душевного равновесия, что они дошли до такого состояния. Впрочем, Крису недолго придётся гадать об этом.

Удалённая от Земли космическая станция внезапно обретёт черты загробного чистилища, когда на ней появится та, о которой Крис все эти годы пытался забыть, но встречи с которой одновременно жаждал и боялся больше всего – его давно погибшая жена Хари…

Нет, роман не мистический (в отличие от фильма). Это я вам могу сказать совершенно точно, прочитав книгу. «Солярис» – чистый научно-фантастический роман, причём мастерски скроенный.

На протяжении всей книги над станцией висит дух мистики и близкого апокалипсиса, но Крису Кельвину, как истинному человеку науки, удаётся сохранить рассудок и верность своим принципам.

В этом основное отличие книги от фильма: будучи вовлечённым в странные игры Соляриса, Кельвин не может не страдать, но он не позволяет этим играм настолько затуманить его разум, чтобы он забыл о жестокой реальности, где разумный океан является лишь одним из бесчисленного множества элементов.

Тем он противоположен своему двойнику из фильма: «У меня не было надежды. Но жило во мне ожидание, последнее, что у меня осталось от неё. Каких свершений, издевательств, каких мук я ещё ожидал? Не знаю. Но я твёрдо верил в то, что не прошло время ужасных чудес».

Не могу не отметить, что с «технической» стороны роман просто великолепен. Планета Солярис описана настолько достоверно, что начинает казаться: если во Вселенной будут найдены подобные «сверхорганизмы», то ничего удивительного в том не будет.

Начиная от характеристик орбиты вращения планеты вокруг звезды и до описания конструкций на поверхности океана – всех этих «мимоидов» и «симметриад», – Лем сохраняет такую дотошность и педантичность, будто мы читаем отчёт о действительно проделанном научном исследовании.

У людей, которые ожидали, что «Солярис» будет менее научно-фантастическим, многие страницы, наполненные фактически голыми «справочными данными», могут вызвать зевоту, но в них и кроется львиная доля прелести этой книги.

Драм и философских романов в космическом антураже достаточно много, но «Солярис», совмещающий в себе глубинную проблематику и крепкую научную реалистичность, такой один.

В принципе, не думаю, что стоит в итоге выносить какой-либо словесный вердикт этой книге. «Солярис» – один из общепризнанных столпов современной фантастики и в любом случае заслуживает вашего внимания. Не всем он понравится, но прочитать его стоит каждому.

Источник: http://livekniga.ru/solyaris/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector