Краткое содержание лиханов высшая мера точный пересказ сюжета за 5 минут

Анализ повести А. Лиханова «Высшая мера»

Краткое содержание Лиханов Высшая Мера точный пересказ сюжета за 5 минут

/ Сочинения / Лиханов А. / Высшая мера / Анализ повести А. Лиханова «Высшая мера»

  Скачать сочинение
Тип: Идейно-художественный анализ произведения

    Повесть Альберта Лиханова “Высшая мера” читается без отрыва, но очень нелегко, и будучи “короткой” повестью, она вместила в себя целый жизненный роман, драматичный, современный.     Начинаешь читать ее настороженно и даже с некоторым недоверием.     Повествование ведется от первого лица. Это не ново. И даже модно.

Но вот лицо-то непривычное — пожилая женщина рассказывает о себе и о своей небольшой семье в момент ее развала, и даже не развала — кончины, краха.     Быть может, обаяние этой повести состоит в том, что она ведется по законам бесхитростного дорожного рассказа о себе, о судьбе своей, о своих близких.

    Вот она, славная, добрая, самоотверженная женщина — Софья Сергеевна, обыкновенная работница студенческой библиотеки, едет в двухместном вагонном купе одна, оглушает себя снотворным, чтобы забыться и забыть, да плохо у нее это получается, и побеседовать возможно только с одним человеком — с собою.

Пробует милая вагонная проводница завязать разговор, развеять явно чем-то расстроенную и больную пассажирку, но даже и этот привычный дорожный контакт не налаживается…     Да и как ему наладиться? Сердце надорвано. Жизнь сломлена. И если бы одна ее жизнь! У всех ее близких и у самой Софьи Сергеевны отныне все пойдет по другому, не по лучшему пути.     Жили две сестры: Софья и Женечка.

В трудное время, в войну, разом осиротели. И вот в самый тяжкий период войны Женя влюбилась, ну конечно же, по всем законам “жестокой” военной истории влюбилась в героя, настоящего Героя Советского Союза. Если бы одна влюбилась, а то и сестра ее, Софья, тоже “тайно страдала” по Герою.     “Роковая” любовь привела к тому, что у Женечки родился-сын Саша, а потом и дочь Аля.

    После смерти сестры Софья Сергеевна забирает малышей, уезжает в провинцию и там растит “сына и дочь”.     Итак, маленький домашний мир, полный забот о хлебе насущном, каждодневная, привычная и любимая работа в очень небольшом и славном коллективе, веселый народ студенты, среди которых Саша.     Будучи студентом, он повстречал Ирину и женился на ней. В общем-то типичная история.

Только в квартире сделалось еще тесней и материально трудней. Саша, окончив институт на тройки, остался учителем в школе, тоже средненьким, а вот жена его — отличница — осталась вовсе без работы: она “испанистка”, в “испанцах” же этот провинциальный город не нуждается.     И вот Ирина решила устраивать свою судьбу.

И устроила! Достигла своего, определилась секретаршей к директору огромного завода.     Директор так и останется ее “восторженным воздыхателем”, но все, что надо и возможно от него получить, Ирина получит, даже путь в столицу ей и мужу откроется.

Вот и захочется супругам “маленько обзавестись”, пожить “для себя”, да где граница этого “маленько”, кто ее указывал? Нет такой границы, что со всей очевидностью доказывает нам окружающая жизнь.     Наша повседневная действительность дает примеры того, как рушатся судьбы, семьи под напором алчности, все возрастающих потребностей, страсти к накопительству, или вещизму, как это ныне называется.

В другой семье, может быть, это накопительство и почиталось бы, сделалось бы смыслом жизни, но куда деть “влияние старой библиотекарши”, ее щепетильность, всю жизнь экономившей “рублевки и копейки”?! Но дети “справились” с ее моралью: “разбежались” выгодно для себя: Саша пристроился возле денежной вдовы, Ирина “при ее полете хватанула выше” — вышла замуж за дипломата.

    “Тебе трудно, понимаю, такие новости,— говорит Саша матери, и говорит-то обиженным голосом.— Но я, кажется, впервые счастлив. Меня любят. Я люблю тоже…”     Вот она, мораль: “Я — счастлив”, “Меня любят”, “Я, я, я, мое”. Ну, а где же мать? Где, наконец, сын Игорь, которого родители “вырвали” у строптивой бабушки, избавились от нее и от ее надоедливого досмотра?..

    А сын Игорек, подросток еще, учащийся школы, живет в хорошо обставленной квартире, с холодильником, набитым едой. Мама приезжает убираться в квартире, папа навещает его, интересуется учебой, отвлекает и развлекает…     Превосходно написана сцена “торжества”, во время которой не покидает читателя чувство нарастающей тревоги и протеста.

“Не так-то просто стереть доброту, да и не купить ее ни за какие деньги, ни за какие вещи” — так мыслит героиня повести. Да, добро со злом несовместимо, как “гений и злодейство”.     Игорь и десяти классов не закончит — он разобьется на том самом мотоцикле “Ява”, который ему преподнесли родители в честь окончания девятого класса.

Его незрелую душу разорвут надвое — с одной стороны, ложная жизнь родителей, а с другой — такая простая, но праведная жизнь Софьи Сергеевны, которая и бабкой-то ему не была.     Когда-то она не бросила больную девочку и маленького мальчика. Могла ведь выйти замуж, нарожать своих детей, испытать полноценное чувство материнства.     А долг? А исполнение простых человеческих обязанностей? И мыслимо ли все рассчитать? Мыслимо ли добиться счастья, думая лишь о себе?     “Нет, немыслимо!” — отвечает своей повестью Альберт Лиханов.     И вот они, двое, провожают бабку домой — все трое, чужие друг другу, разъединенные смертью любимого, ни в чем не повинного человека, приговорившие себя к “высшей мере” — к вечной муке и вине.

    Тревожная повесть, своевременная повесть.

5732 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Лиханов А. / Высшая мера / Анализ повести А. Лиханова «Высшая мера»

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00014701184864105343/woid/00738791205069589291

Читать

AnnotationНа алтарь собственного благополучия приносят в жертву своего сына Игоря в общем-то благополучные люди, а слышит и сострадает ему только бабушка Софья Сергеевна, про которую Игорь однажды узнает, что она не родная и не кровная.

Альберт Лиханов

Часть первая

Часть вторая

Часть третья

Комментарии

Альберт Лиханов

Высшая мера

Часть первая

Я точно вынырнула из глубокого черного омута, в отчаянии, последним усилием ослабевших рук раздвинула загустевшую, тягучую воду, вынырнула и, с трудом приходя в себя, возвращаясь в жизнь из странного состояния, которое втайне называла «нечто», услышала забытые и приглушенные птичьи пересвисты.

Было тихо, за вагонным окном расплывалась неверная летняя ночь, поезд стоял, и я, с трудом поднявшись, словно все еще продолжая борьбу с густой водой черного омута, опустила раму.

Душную тесноту купе раздвинул сильный поток лесного воздуха, и в то же самое мгновение кусты у насыпи озарил соловьиный голос: сперва горловая замысловатая рулада, потом высокий цокот, нежный посвист и еще какие-то невероятные звуки — волшебный органчик, отворяющий любое сердце. Первому соловью отозвался другой, еще ближе ко мне, и тотчас включился третий — придорожный сумрак был весь соткан из звуков, которые способны сделать счастливым, и я почувствовала себя такой.

Но лишь мгновение.

Сперва — на секунду — острое ощущение радости, потом — тревога и торопливо сменившая их боль.

Причина мгновенного счастья лишь в том, что я еще не вполне проснулась после двух таблеток димедрола: хоть и выплыла из искусственного «нечто», но еще не примкнула к реальности. Соловьи возвращали меня в жизнь.

Близкими песнями, недоступным счастьем они загоняли меня обратно — во вчера, в позавчера, в день того убийственного звонка.

Я задыхалась, слезы снова скопились во мне, застилая неверную летнюю ночь в светлеющем провале вагонного окна, — только звуки оставались обостренно ясными.

Мне бы оглохнуть от моей беды — чтоб не слышать ничего окрест, не видеть, не знать, но я вопреки воле ясно слышала соловьиное сражение, такое ненужное мне и неуместное теперь.

Эта резкость, этот контраст между благостным счастьем природы за окном и непоправимостью беды укрепляли боль, делали ее запредельно безжалостной.

Вагон тихо тронулся, но соловьиное счастье не утихало. Даже когда поезд разогнался во всю мощь, в окно врывались обрывки птичьих песен.

Спасаясь, я приняла снотворное.

Снотворное мешает выплыть из сна, но вернуться в него оно помогает не всегда тотчас, сразу.

Путаются явь и небыль, я вздрагиваю, когда острие луча станционного фонаря рассекает сумрак купе.

Какое счастье, что в кромешной тьме нестерпимых дней я сообразила: ехать обратно надо поездом и взять оба билета в двуспальном купе.

Тут я одна, в маленькой клетке, в камере предварительного следствия, кажется, так в судейских делах? Впрочем, почему предварительного? Следствие окончательное, я провожу его сама и сужу себя хотя бы уже потому, что это мой внук и мой сын. А еду я домой, к дочери, и, прежде чем приехать туда, я должна разобраться в себе.

Читайте также:  Краткое содержание крылов подщипа точный пересказ сюжета за 5 минут

Боже, почему такой жестокий расчет?

Я закрыла глаза, и димедрол сделал свое дело — опустил мою душу на несколько ступенек вниз.

Ко мне придвинулся вчерашний день, отходящий поезд, Саша и Ирина поодаль друг от друга идут за вагоном, а я стою за проводницей, молоденькой, хрупкой девочкой, точнее, за ее рукой, которой она ухватилась за поручень, — я стою за этой рукой, прислонясь в изнеможении к стенке тамбура, и тоненькая рука проводницы не дает мне упасть туда, на перрон, к Саше и Ирине.

Они идут все быстрее рядом с вагоном, Сашино лицо перекошено страданием, но сам он молчит, и Ирина наконец-то сбросила все свои маски, лицо ее беззащитно, мне впору ее пожалеть, но мы в равном положении — и вначале надо справиться с собой. Справиться? Если это возможно…

— Мама! — хрипло говорит Саша, и вытянутое, иссохшее лицо его передергивается. — Мама!

Кроме этого, он не может ничего выговорить, и тогда Ирина словно продолжает его восклицание:

— Как теперь жить?

Как жить? Я молчу. Я сама не знаю, как жить, как дышать, как глядеть на белый свет.

Как жить вам, я тоже не знаю.

Я молча мотаю головой.

В конце концов вы пришли туда, куда стремились, мои дорогие. Но все сказано в опустевшей однокомнатной квартире, где жил Игорек, и мои слова остались там. Здесь мне нечего сказать.

Я прикрываю глаза, а когда открываю их вновь, перехватываю испуганный взгляд девочки-проводницы. Ей явно не по себе. Двое плачущих взрослых идут за вагоном, и еще одна рыдающая старуха стоит у нее за рукой, за хрупкой, такой ненадежной заслонкой. Наверное, она боится, как бы я не выпала из вагона. И то правда, ноги едва держат меня.

Сил махнуть рукой у меня нет. Я киваю. Прощайте. Опять вы вдвоем, хотя бы только на перроне.

Осталось ли что сказать вам друг другу?

Мне часто снился один светлый сон. В последние годы он повторялся с особенной настойчивостью, и вначале я не могла понять, что это означает, если сон обязательно должен что-то предсказывать и что-то означать.

Я — пятнадцатилетняя голоножка в белом платье бегу к почтовому ящику у калитки перед нашей дачей. Ящик деревянный, грубо струганный, объемистый, можно положить целую бандероль, и всякий раз, как я подбегаю, открываю боковую дверцу и заглядываю внутрь, ящик полон разноцветных открыток, писем, каких-то извещений.

Сердце мое заходится в радости, я перебираю все эти послания, среди них есть адресованные и мне, но я узнаю знакомый почерк подруги, или тетки, или еще какого-то известного мне человека, и всякий раз расстраиваюсь, потому что жду не этих многих писем, а какое-то одно, очень важное — я и сама не знаю, от кого оно должно прийти: может, это взрослый неизвестный человек, измученный тяжелой судьбой, седой и усталый, а может, неизвестный мне мальчишка из другого города, которого я никогда не видела, но зато вот он меня видел, собирается написать, и я, дурочка, хочу получить это письмо, надеюсь, терпеливо жду.

Когда мне выпадал этот сон, я точно на крыльях летала целый день, хотя все письма ко мне уже пришли и ничего ни от кого я не ждала. Но сон как будто омолаживал мое дряхлеющее тело, во всяком случае, протирал мое сознание, точно покрытое пылью зеркало, и я улыбалась неизвестно чему.

Может, самому воспоминанию: высокое крыльцо нашего дома, на террасе отец и мама, спокойные, доброжелательно улыбчивые, над головой шумят мачтовые сосны, воздух напоен запахом расплавленной от жары смолы, а я вприпрыжку скачу по белым плитам, заменявшим тротуар, к калитке, к доброму большому ящику, чтобы распахнуть боковую дверцу и опять схватить кучу разноцветных открыток.

Было ли это? Можно ли назвать сон воспоминанием о действительно происшедшем со мной? Я не знала. Не знаю и сейчас. Но от того, что сон повторялся, а к старости все чаще, я верила: это было.

В последний раз я видела этот сон почти год назад, когда жила в Москве у Игорька. Детство являлось, как в волшебстве, троекратно, и я, наконец, поняла мой вещий сон.

Судьба Игоря терзала меня, я тщетно отыскивала ему надежную опору, не находила, и вот подсознание помогало мне.

Проснувшись, я поняла, что Игорьку нужна голоножка в белом платьице, что его спасет преданное и верное сердце, ждущее любви и привязанности.

Спасет? Еще тогда я вздрогнула от этого слова. Выручит, поможет, — суеверно и, пожалуй, слишком быстро отыскала я синонимы, — разве могло вериться в плохое! — да, да, преданное и верное сердечко выручит Игорька, поможет ему. Только вот Игоря и девчонку из моего сна судьба развела пространством, временем и родством, а похожей на нее вокруг не было.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=161098&p=1

План-конспект урока по литературе на тему: Урок-анализ повести А. Лиханова “Высшая мера”

Урок-анализ по повести Альберта Анатольевича Лиханова «Высшая мера»

Цели:

Образовательные:

– познакомить с повестью А.Лиханова «Высшая мера»;

– учить анализировать произведение через работу над главными образами повести.

Развивающие:

– обогащать словарный запас учащихся;

– учить доказывать и опровергать мысли.

Воспитательные:

– способствовать формированию совести, чести, справедливости;

– способствовать обогащению внутреннего мира школьников, их жизненного опыта.

                                                                                                              «Правда – она в простоте, ….

                                                                                             Лишь бы не стыдно в конце…»

План урока

1.Целеполагание.

2.Краткое сообщение ученика о творчестве Лиханова.

3.Сообщение ученика: «Какое впечатление произвела на вас повесть?»

4.Слово учителя по письменным ответам на вопросы.

5.Работа над главными образами повести.

6.Работа над эпизодом (Любовь Женечки).

7.Рефлексия.

Спасите наши души!

Мы бредим от удушья!

Спасите наши души!

Спешите к нам!

Услышьте нас на суше –

Наш SOS всё глуше, глуше,

И ужас режет души

Напополам…

                    В.С.Высоцкий

   1.Повесть Альберта Лиханова уникальна своей проблематикой. Она актуальна тем, что в ней затронуты проблемы взаимоотношений членов семьи.

   Лиханов задаёт вопрос своей повестью и сам же отвечает:

– Как жить, когда выхода нет?

– Как выстоять?

– Как пережить измену?

– Что выведет человека на верную дорогу?

– Как выстояла Софья Сергеевна, простая библиотекарша, главная героиня «Высшей меры» Лиханова? С точки зрения многих, это человек, живущий «за чертой бедности». Но это если смотреть утилитарно.  А если посмотреть с другой точки зрения – то это удивительно богатый человек, владеющий несметным богатством – «золотыми россыпями души».

   Здесь же, в этой же повести, рассказывается о любви, о которой говорил ещё Куприн  в рассказе «Гранатовый браслет» устами Аносова о любви – единой, всепрощающей, на всё готовой, скромной и самоотверженной, о любви благоуханной и томительной.

   Какой, всё же, ответ на эти вопросы даёт А.Лиханов, мы скажем в процессе анализа произведения.

    2.Краткое сообщение ученика о творчестве Лиханова.

   Все повести Лиханова решают только одну задачу: Как человеку остаться навсегда человеком? Как сохранить в душе своей высокий свет детства и веру во всё святое? Как

Человеку выстоять, если больше жить невозможно?

   3. Сообщение ученика: «Какое впечатление произвела на вас повесть?»

   4. Ребята писали отзывы. Радует то, что многие заинтересовались повестью и серьёзно отнеслись к работам.

   Процитирую некоторые строки.

   «Жить надо не только для себя, но и ради других»

   «Не желай другим того, чего не желаешь себе»

   «Лишь прочитав эту повесть я задумалась над вопросами, о которых раньше и не знала»

Читайте также:  Краткое содержание аристофан всадники точный пересказ сюжета за 5 минут

   «Из повести можно взять уроки на будущее»

   «Повесть произвела на меня сильное впечатление. Она написана удивительно просто и понятно»

   «Соединять судьбы в браке надо обдуманно. В противном случае может пострадать ни в чём неповинный ребёнок»

   «…На самом деле, не уделяем ли мы мало внимания тем, кто в этом нуждается»

   «Эта повесть актуальна и сейчас. Часто многие родители, чтобы в семье был достаток, работают на двух работах. Естественно, что на детей у них не остаётся времени. Ведь часто детям не хватает, как и Игорю, душевной теплоты»

   «Прочитав строки, где рассказывается о нелепой смерти Игоря , я плакала, не могла удержаться»

   5.Работа над главными образами повести.

   – Почему Софья Сергеевна, находясь в дороге, в вагоне поезда, не хочет выходить из сна, возвращаться к жизни?

   – Каким было прошлое Софьи Сергеевны?

   – Почему её поразили слова Ирины: «Мы решили завести ребёнка»? (Детей не заводят. Это не котята. Их дарит судьба.)

   – Вспомним сцену отъезда. Как понять слова Софьи Сергеевны: «Жалость унижает, сказал великий. Пусть обсмеют меня просвещённые, только я не согласна: жалость подаёт надежду». (Если бы они пожалели Софью Сергеевну, то значит они изменились бы к лучшему, может быть, можно было надеяться на это, но они остались чёрствыми, глухими к чужой боли.)

   – Каким было отношение бабушки к внуку? В чём  казнит себя Софья Сергеевна, вспоминая о сыне Саше? (Поздно поняла, что Саша научился приспособляться к сильным, соглашаться с ними всегда и во всём.)  

   – Почему Игорь не понимал поступка бабушки (взяла Алю и Сашу) и просил объяснить ему этот поступок? (Он воспитывался у мещан и не мог понять эту самоотверженность, самоотречённость).

   – Почему Ирина не нравилась Софье Сергеевне?

   – Как характеризуют Ирину её слова по отношению к мужу: «теперь займёмся тобой»? (Относится как вещи, в ней всё время проскальзывает мещанство)

   – Что можно сказать о чертах характера Ирины? (Неумение любить, чёрствость. Воспринимает жизнь сквозь призму корыстного интереса, как площадку для самоутверждения)

   Как понять слова Софьи Сергеевны: «Мгновенный взгляд они увидеть неспособны»?

   Обобщая две судьбы, два характера, скажем, что Софья Сергеевна выбрала жизнь для других. В ней нет никакой озлобленности, только мудрая покорность судьбе. И мы знаем, что Софья Сергеевна продолжит жизнь, не потеряет интереса к ней, потому что есть человек, которому она необходима. Об этом говорят последние строки повести.

   А для Ирины жизнь – достижение цели любой ценой. Ирина – человек, способный выстроить свою судьбу по чёткой схеме. Если Софья Сергеевна больше даёт, а Ирина только получает от жизни для себя.

   Автор убеждён и свидетельствует это судьбами своих героев: человек не может быть счастлив наедине со своими корыстными целями.

   Вспомним Марию. Она прожила счастливую жизнь. Она в жизни только отдавала. Те гроши, которые она получала от Софьи Сергеевны, приносила обратно в виде подарков для Алечки.

   – Как вы думаете, с какой целью вводит автор в повесть образ добродушной Марии? (Хочет показать, что в жизни есть люди, которые посвящают свою жизнь другим.)

   Автор доказывая, что и среди молодёжи есть такие люди, вводит образ голоножки-проводницы.

   6.Анализ эпизода. Любовь Женечки.

   – Расскажите о любви Жени и Андрея.

   – Почему автор вводит в повесть подобное описание любви? (Показывает отношения между молодыми людьми, которые далеки от отношений Ирины и Саши).

   -Есть ли желание укорить Женю в её поступке?

   7.Рефлексия.

   – Почему повесть названа «Высшая мера»?

   – Что вы унесёте из этой повести с собой в вашу будущую жизнь?

   – В чём заключается истинная ценность человеческой жизни?

   Истинная ценность человеческой жизни в том, чтобы прожить  её и не стыдиться в конце, не бояться больше отдавать в жизни, чем получать.

   Конечно, однозначного ответа на эти вопросы нет. Многие поколения великих умов думали о том, как жить: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев, М.Горький,… Сходятся все они в одном: нельзя быть счастливым, когда ущемляются интересы другого.

           В заключение послушаем стихотворение Э.Асадова «Доброта»

И чтоб после себя не корить

В том, что делал кому-то больно,-

Лучше добрым на свете быть,

Злого в мире и так довольно!

Но в одном лишь не отступай:

На разрыв иди, на разлуку,

Только подлости не прощай

Никому: ни любимой, ни другу!

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/11/21/urok-analiz-povesti-a-likhanova-vysshaya-mera

краткое содержание повести лиханова “последние холода”

Повесть «Последние холода» посвящена детям этой войны. Она рассказывает о том, как жили люди в тылу: трудно и голодно. Чтобы спасти школьников от полного истощения, власти города устраивают столовые для детей, страдающих дистрофией, малокровием, где они получают дополнительное питание.

Рассказ ведётся от имени Коли, главного героя повести, но уже взрослого человека, который вспоминает своё военное детство. Через много лет Коля отчётливо помнит те страшные годы войны. Коля – главный герой повести, живёт с мамой и бабушкой, отец сражается на фронте. Живут они в тыловом городе.

Между ними сложились доброжелательные отношения. Коля был послушный сын, он привык, что о нём все заботятся. Бабушка и мама делают сверхчеловеческие усилия, чтобы Коля не чувствовал голода. И всячески старались оградить Колю от окружающей жизни.

Коля весной 1945 года получил талоны на дополнительное питание в столовую №8, потому что болен малокровием. В повести голод – главный герой. Но не о голоде «Последние холода» . Она о любви к ближнему.

Маленький мальчик, пусть разбойно, у него нет просто других возможностей добыть кусок хлеба, борется за жизнь сестры, матери, за свою собственную – в последнюю очередь.

Знаете, я не думала, что на меня такое впечатление произведет книжка. С одной стороны, я анализировала взросление человека, с другой – войну, но все-таки больше обращала внимание на развитие личности. Можно подумать, что это очередная книжка на военную тематику, но нет, книга не о героизме солдат и людей в тылу, книга о детях в годы войны.

А вот краткое содержание произведения: Книга начинается с воспоминания мальчика Коли о своей учительнице Анне Николаевне. Она преподавала своим ученикам не только школьные уроки, но и уроки жизни. А между тем шла война, был 1945 год, весна. Рассказчик без году и двух месяцев был уже ни много ни мало выпускником начальной школы.

Далее рассказывается о том, что постоянно хочется есть. В общем всех ребят можно условно разделить на три группы: обычных ребят, шакалов и шпану. Обычные ребята боялись и тех, и других. Шакалы отнимали еду, шпана своей видом просто внушала страх, причем шпана вызвала впечатление тупой толпы.

Однажды, когда Коля как обычно сидел ел, он оставил суп (не мыслимое дело для рассказчика кстати (так как мать его учила всегда доедать, как бы ему не нравилась пища). К нему незаметно подсел один из шакалов и стал взглядом выпрашивать остатки супа. Рассказчик заколебался, но отдал ему суп. Он заприметил этого мальчика, называл его про себя желтолицым.

Также он заприметил одного из шпаны, который пробился среди мелких без очереди. Его он прозвал Нос. Через несколько дней во время еды он опять увидел желтолицего. Тот стащил хлеб у маленькой девочки, и из-за этого поднялся скандал. Банда Носа решила поколотить желтолицего, но оказалось, что они и драться то не умеют, просто харахортся.

Желтолицый схватил Носа за горло и чуть его не задушил. Банда в страхе разбежалась. Желтолицый подошел к забору и грохнулся в обморок. Коля позвал на помощь, и желтолицего привели в себя. Оказалось, что он не ел пять суток и что воровал хлеб не для себя, а для своей сестры Марьи. Рассказчик выяснил, что желтолицего зовут Вадька.

Немного о героях: Рассказчик жил с матерью и бабушкой, отец воевал. Дома его словно «коконом обвивали», укрывая от всех бед, как он сам говорил. Он особо не голодал, был одет и обут, уроки не пропускал. Совсем по-другому жили Марья и Вадька. Отец их умер вначале войны. Мать лежала в больнице с тифом, и надежд на выздоровление было мало.

Марья потеряла талоны на еду, так что ее брату приходилось шакалить, добывать еду своей хитростью. Тем не менее они не опускались нравственно. Они все время думали о матери, врали ей в письмах, чтобы она не волновалась. Жили они в бедно обставленном доме. Все это рассказчик узнал, общаясь с Вадькой. Рассказчика тянуло к Вадьке как магнитом.

Читайте также:  Краткое содержание брэдбери всё лето в один день точный пересказ сюжета за 5 минут

Он очень уважал этого желтолицего мальчика. Вадьке не хватало денег и чтобы выжить в морозы, он попросил у рассказчика куртку на некоторое время. Рассказчик идет домой и разговаривает с бабушкой, рассказывает им про Вадьку и Марью и про их сложную ситуацию. Бабка не разрешает ему отдать куртку. Тогда рассказчик (наверняка впервые) идет против воли бабки.

Забирает куртку и выбегает на улицу к ребятам. Чуть позже, к ним подходит мать рассказчика. Он рассказывает и ей в чем дело, мать отнеслась с сочувствием к Вадьке и Марье, накормила их до отвала, и они от сытости прямо за столом и уснули. На следующий день они втроем собрались в школу. Марья пошла, а рассказчик (впервые!) с Вадькой прогуляли школу.

Вадька и увязавшийся с ним рассказчик пошли искать еду. Сначала Коля возмутился, Вадик же сытый, да и вечером бабушка и мать приглашали его в гости, зачем ему искать еду? Он задал этот вопрос Вадьке, а тот сказал, что мать и бабка рассказчика не обязаны его кормить. Благородно поступил. Не любит он на чужой шее сидеть. Вадик с рассказчиком выпросили жмыха, заглянули на базар. Вадик рассказывает о своей

В книге рассказывается о том как дети жили в маленьком тыловом городе весной 1945 года. Заканчивалась война, а голод заставлял одних детей воровать друг у друга, других жить честно и ждать мирное время. Маленькие брат Вадик и сестра Маша остались одни.

Они продолжали жить, ходить в школу заботиться друг о друге и оставаться честными и добрыми. Дети, у которых была смертельно больна мать, а отец и вовсе погиб на фронте, не только не стали злыми, а наоборот добрей, заботливее, мужественнее. Невзгоды жизни не ожесточили, а сделали чище.

Пережив невыносимо трудное для детей время, Вадик и Маша стали маленькими героями, пережившие голод и одиночество

В книге рассказывается о том как дети жили в маленьком тыловом городе весной 1945 года. Заканчивалась война, а голод заставлял одних детей воровать друг у друга, других жить честно и ждать мирное время. Маленькие брат Вадик и сестра Маша остались одни.

Они продолжали жить, ходить в школу заботиться друг о друге и оставаться честными и добрыми. Дети, у которых была смертельно больна мать, а отец и вовсе погиб на фронте, не только не стали злыми, а наоборот добрей, заботливее, мужественнее. Невзгоды жизни не ожесточили, а сделали чище.

Пережив невыносимо трудное для детей время, Вадик и Маша стали маленькими героями, пережившие голод и одиночество

ЛУЧШЕ ПОЛНОСТЬЮ ПРОЧЕСТЬ ЧЕМ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ЕСЛИ ЧЕСНО КНИГА ОФИГЕННАЯ

Источник: http://ques.ru/questions/kratkoe-soderzhanie-povesti-lihanova-poslednie-holoda

Русская литература конца 20 столетия – А Лиханов. «Высшая мера»

Повесть Альберта Лиханова «Высшая мера» читается без отрыва, но очень нелегко, и будучи «короткой» повестью, она вместила в себя целый жизненный роман, драматичный, современный.

Начинаешь читать ее настороженно и даже с некоторым недоверием.

Повествование ведется от первого лица. Это не ново. И даже модно. Но вот лицо – то непривычное — пожилая женщина рассказывает о себе и о своей небольшой семье в момент ее развала, и даже не развала — кончины, краха.

Быть может, обаяние этой повести состоит в том, что она ведется по законам бесхитростного дорожного рассказа о себе, о судьбе своей, о своих близких.

Вот она, славная, добрая, самоотверженная женщина — Софья Сергеевна, обыкновенная работница студенческой библиотеки, едет в двухместном вагонном купе одна, оглушает себя снотворным, чтобы забыться и забыть, да плохо у нее это получается, и побеседовать возможно только с одним человеком — с собою. Пробует милая вагонная проводница завязать разговор, развеять явно чем – то расстроенную и больную пассажирку, но даже и этот привычный дорожный контакт не налаживается…

Да и как ему наладиться? Сердце надорвано. Жизнь сломлена. И если бы одна ее жизнь! У всех ее близких и у самой Софьи Сергеевны отныне все пойдет по другому, не по лучшему пути.

Жили две сестры: Софья и Женечка. В трудное время, в войну, разом осиротели. И вот в самый тяжкий период войны Женя влюбилась, ну конечно же, по всем законам «жестокой» военной истории влюбилась в героя, настоящего Героя Советского Союза. Если бы одна влюбилась, а то и сестра ее, Софья, тоже «тайно страдала» по Герою.

«Роковая» любовь привела к тому, что у Женечки родился – сын Саша, а потом и дочь Аля.

После смерти сестры Софья Сергеевна забирает малышей, уезжает в провинцию и там растит «сына и дочь».

Итак, маленький домашний мир, полный забот о хлебе насущном, каждодневная, привычная и любимая работа в очень небольшом и славном коллективе, веселый народ студенты, среди которых Саша.

Будучи студентом, он повстречал Ирину и женился на ней. В общем – то типичная история. Только в квартире сделалось еще тесней и материально трудней. Саша, окончив институт на тройки, остался учителем в школе, тоже средненьким, а вот жена его — отличница — осталась вовсе без работы: она «испанистка», в «испанцах» же этот провинциальный город не нуждается.

И вот Ирина решила устраивать свою судьбу. И устроила! Достигла своего, определилась секретаршей к директору огромного завода.

Директор так и останется ее «восторженным воздыхателем», но все, что надо и возможно от него получить, Ирина получит, даже путь в столицу ей и мужу откроется. Вот и захочется супругам «маленько обзавестись», пожить «для себя», да где граница этого «маленько», кто ее указывал? Нет такой границы, что со всей очевидностью доказывает нам окружающая жизнь.

Наша повседневная действительность дает примеры того, как рушатся судьбы, семьи под напором алчности, все возрастающих потребностей, страсти к накопительству, или вещизму, как это ныне называется.

В другой семье, может быть, это накопительство и почиталось бы, сделалось бы смыслом жизни, но куда деть «влияние старой библиотекарши», ее щепетильность, всю жизнь экономившей «рублевки и копейки»?! Но дети «справились» с ее моралью: «разбежались» выгодно для себя: Саша пристроился возле денежной вдовы, Ирина «при ее полете хватанула выше» — вышла замуж за дипломата.

«Тебе трудно, понимаю, такие новости,— говорит Саша матери, и говорит – то обиженным голосом.— Но я, кажется, впервые счастлив. Меня любят. Я люблю тоже…»

Вот она, мораль: «Я — счастлив», «Меня любят», «Я, я, я, мое». Ну, а где же мать? Где, наконец, сын Игорь, которого родители «вырвали» у строптивой бабушки, избавились от нее и от ее надоедливого досмотра?..

А сын Игорек, подросток еще, учащийся школы, живет в хорошо обставленной квартире, с холодильником, набитым едой. Мама приезжает убираться в квартире, папа навещает его, интересуется учебой, отвлекает и развлекает…

Превосходно написана сцена «торжества», во время которой не покидает читателя чувство нарастающей тревоги и протеста. «Не так – то просто стереть доброту, да и не купить ее ни за какие деньги, ни за какие вещи» — так мыслит героиня повести. Да, добро со злом несовместимо, как «гений и злодейство».

Игорь и десяти классов не закончит — он разобьется на том самом мотоцикле «Ява», который ему преподнесли родители в честь окончания девятого класса. Его незрелую душу разорвут надвое — с одной стороны, ложная жизнь родителей, а с другой — такая простая, но праведная жизнь Софьи Сергеевны, которая и бабкой – то ему не была.

Когда – то она не бросила больную девочку и маленького мальчика. Могла ведь выйти замуж, нарожать своих детей, испытать полноценное чувство материнства.

А долг? А исполнение простых человеческих обязанностей? И мыслимо ли все рассчитать? Мыслимо ли добиться счастья, думая лишь о себе?

«Нет, немыслимо!» — отвечает своей повестью Альберт Лиханов.

И вот они, двое, провожают бабку домой — все трое, чужие друг другу, разъединенные смертью любимого, ни в чем не повинного человека, приговорившие себя к «высшей мере» — к вечной муке и вине.

Тревожная повесть, своевременная повесть.

Источник: http://www.rlspace.com/russkaya-literatura-konca-20-stoletiya-a-lixanov-vysshaya-mera/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector