Краткое содержание монах в новых штанах астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут

Монах в новых штанах краткое содержание — Напишите пересказ рассказа «монах в новых штанах» (автор Астафьев) заранее спасибочки! — 22 ответа

Краткое содержание Монах в новых штанах Астафьева точный пересказ сюжета за 5 минут



В разделе Школы на вопрос Напишите пересказ рассказа “монах в новых штанах” (автор Астафьев) заранее спасибочки! заданный автором Настёна Мальцева лучший ответ это Виктор Астафьев. “Монах в новых штанах”.Краткое содержание рассказа

Читается за 4 мин ссылка

Мальчик, у которого мать утонула в реке, живет с дедом и Бабушкой Катериной. послевоенная бедность. Бабушка пообещала внуку сшить новые штаны. До сих пор ему перешивали из перекрашенного мешка, из бабушкиной юбки и других вещей.

Бабушка велела перебрать в подвале картошку, которую потом бабушка продаст в городе и купит ткань (мануфактуру, как говорила бабушка). Работать трудно, работы много, но очень хочется иметь штаны.Ткань куплена. (Отступление о том, что бабушка была очень уважаемая женщина в деревне.

К ней приносили свои вещи на сбережение женщины, мужья которых уходили в запой и могли пропить хоть мало-мальски ценные вещи. С большой теплотой Астафьев описывает бабушкин сундук, в котором лежало много чего, а в сундучке бабушка хранила конфеты, которыми очень редко баловала внука.

К Первому мая бабушка не смогла сшить штаны : она заболела. Но чуть поправившись, сразу начала кроить и шить обновку. Шила два дня.

h ttp://nahar.ru/litra/pomogite-nuzhen-kratkij-pereskaz-monax-v-novyx-shtanax/

Ответ от Настюшка Доренская[новичек]
ч
Ответ от Алексей Валентинович Селиванов[новичек]Мальчик, у которого мать утонула в реке, живет с дедом и Бабушкой Катериной. послевоенная бедность. Бабушка пообещала внуку сшить новые штаны. До сих пор ему перешивали из перекрашенного мешка, из бабушкиной юбки и других вещей.

Бабушка велела перебрать в подвале картошку, которую потом бабушка продаст в городе и купит ткань (мануфактуру, как говорила бабушка). Работать трудно, работы много, но очень хочется иметь штаны.Ткань куплена. (Отступление о том, что бабушка была очень уважаемая женщина в деревне.

К ней приносили свои вещи на сбережение женщины, мужья которых уходили в запой и могли пропить хоть мало-мальски ценные вещи. С большой теплотой Астафьев описывает бабушкин сундук, в котором лежало много чего, а в сундучке бабушка хранила конфеты, которыми очень редко баловала внука.

К Первому мая бабушка не смогла сшить штаны : она заболела. Но чуть поправившись, сразу начала кроить и шить обновку. Шила два дня.

Рассказ называется по присловью..

Ответ от Валентина викулова[новичек]
Почему вы повторяете???
Ответ от Месроп Овсепян[новичек]Мальчик, у которого мать утонула в реке, живет с дедом и Бабушкой Катериной. послевоенная бедность. Бабушка пообещала внуку сшить новые штаны. До сих пор ему перешивали из перекрашенного мешка, из бабушкиной юбки и других вещей.Бабушка велела перебрать в подвале картошку, которую потом бабушка продаст в городе и купит ткань (мануфактуру, как говорила бабушка). Работать трудно, работы много, но очень хочется иметь штаны.

Ткань куплена. (Отступление о том, что бабушка была очень уважаемая женщина в деревне. К ней приносили свои вещи на сбережение женщины, мужья которых уходили в запой и могли пропить хоть мало-мальски ценные вещи.

С большой теплотой Астафьев описывает бабушкин сундук, в котором лежало много чего, а в сундучке бабушка хранила конфеты, которыми очень редко баловала внука.

К Первому мая бабушка не смогла сшить штаны : она заболела. Но чуть поправившись, сразу начала кроить и шить обновку. Шила два дня.

Ответ от Дала годы[новичек]Мальчик, у которого мать утонула в реке, живет с дедом и Бабушкой Катериной. послевоенная бедность. Бабушка пообещала внуку сшить новые штаны. До сих пор ему перешивали из перекрашенного мешка, из бабушкиной юбки и других вещей.Бабушка велела перебрать в подвале картошку, которую потом бабушка продаст в городе и купит ткань (мануфактуру, как говорила бабушка). Работать трудно, работы много, но очень хочется иметь штаны.

Ткань куплена. (Отступление о том, что бабушка была очень уважаемая женщина в деревне. К ней приносили свои вещи на сбережение женщины, мужья которых уходили в запой и могли пропить хоть мало-мальски ценные вещи.

С большой теплотой Астафьев описывает бабушкин сундук, в котором лежало много чего, а в сундучке бабушка хранила конфеты, которыми очень редко баловала внука.

К Первому мая бабушка не смогла сшить штаны : она заболела. Но чуть поправившись, сразу начала кроить и шить обновку. Шила два дня.

Источник: http://22oa.ru/monakh-v-novykh-shtanakh-kratkoe-soderzhanie/

Краткое содержание рассказа Астафьева “Монах в новых штанах”

Ы

Рассказ написан от лица мальчика Вити. Ему велели перебирать картошку. Бабушка отмерила ему “урок” двумя брюквами, и он все утро сидит в холодном заиндевевшем погребе. Сбежать мальчику мешает только мечта о новых штанах с карманом, которые бабушка Катерина обещала сшить к первому мая – Витиному восьмилетию.

Я вижу себя явственно в этих штанах, нарядного, красивого. Рука моя в кармане, и я хожу по селу и не вынимаю руку.

Новых штанов у Вити не было никогда. До сих пор одежду ему перешивали из отживших свое вещей. Пару раз передвинув брюквы поближе, Витя одолевает “урок” как раз к обеду. Бабушка замечает обман, когда мальчишка уже выскакивает из погреба.

Материю на штаны бабушка купила уже давно. Она хранилась в глубинах ее сундука. Витя, однако, сомневался, что бабушка успеет сшить штаны: она вечно занята.

В их деревне она как генерал, все уважают бабушку Катерину и бегут к ней за помощью.

Когда какой-нибудь мужик запивает и начинает буйствовать, все семейные ценности попадают на хранение в бабушкин сундук, а семья пропойцы спасается в ее доме.

Когда бабушка открывает заветный сундук, рядом всегда оказывается Витька и гладит материю грязными пальцами. Не помогают ни наказания, ни лакомства – мальчик ревет и требует штаны.

Надежды мои не сбылись. Ко дню рождения, к Первому мая штаны сшиты не были. В самую ростепель бабушка слегла.

Ее кладут в горницу на высокую кровать, и оттуда бабушка командует многочисленными помощницами. Бабушка переживает – не сшила штаны внуку – и Витька старается отвлечь ее разговорами, спрашивает, что за болезнь у нее такая. Бабушка рассказывает, что болезнь эта от тяжелой работы, но даже в своей тяжелой жизни она находит больше радостей, чем горестей.

Штаны бабушка начала шить, как только немного оправилась. Витя не отходит от нее весь день, и так устает от бесконечных примерок, что засыпает без ужина. Проснувшись утром, он находит… у своей кровати новые синие штаны, белую рубашку и починенные сапоги. Бабушка отпускает Витю одного к деду на заимку.

Разряженный в пух и прах, с узелком, в котором были свежие постряпушки для деда, я вышел со двора, когда солнце стояло уже высоко и все село жило своей обыденной, неходкой жизнью.

Наслушавшись восхищенных вздохов, мальчик отправляется к деду.

Путь на заимку неблизкий, через тайгу. Витя не шалит, идет степенно, чтобы не испачкать штаны и не сбить новые мыски на сапогах.

По дороге он останавливается на скале, которая отмечает слияние двух могучих рек – Маны и Енисея – долго любуется таежными далями и умудряется замочить драгоценные штаны в реке.

Пока штаны и сапоги сохнут, Витя спит. Сон продолжается недолго, и вот мальчик уже на заимке.

Вместе с дедом на заимке живет соседский Санька, учится пахать. Он с завистью осматривает Витьку, обзывает его “монахом в новых штанах”. Витька понимает – это из зависти, но все равно попадается на Санькину хитрость.

Тот выбирает оставшуюся после речного розлива яму с вязкой грязью, очень резво перебегает через нее и начинает подбивать на такой же подвиг Витьку. Мальчик не выдерживает Санькиных издевательств, забегает в яму и увязает. Холодная грязь сдавливает его больные артритом ноги. Санька пытается его вытащить, но сил не хватает.

Надо бежать за дедом. И тут у ямы появляется бабушка Катерина. Она почувствовала, что с внуком беда и поспешила на заимку.

Четыре дня Витя пролежал на печи с приступом артрита.

Саньку бабушка изловить не могла. Как я догадывался, дед выводил Саньку из-под намеченного возмездия.

Саньку прощают, когда он нечаянно поджигает свое убежище – старый охотничий шалаш у реки. Сапоги утонули в грязи, а штаны бабушка выстирала, и они поблекли, потеряли блеск. Зато впереди все лето. “И шут с ними, со штанами и с сапогами тоже”, – думает Витька. – “Наживу еще. Заработаю.”

Краткое содержание рассказа Астафьева “Монах в новых штанах”

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание рассказа Астафьева “Деревья растут для всех” Ы Во время половодья мальчик Витя, от лица которого написан рассказ, заболевает малярией. Бабушка пытается его лечить: шепчет молитву от…
  2. Краткое содержание рассказа Астафьева “Ангел-хранитель” Ы В 1933 году село, где жил мальчик Витя, “придавило голодом”. Не стало голубей, притихли собаки и шумные ватаги мальчишек….
  3. Краткое содержание рассказа Астафьева “Мальчик в белой рубахе” Ы 1933 год. Стоит засушливое лето. Все население дальневосточного села переезжает на заимки убирать уцелевшую рожь и пшеницу. В селе…
  4. Краткое содержание рассказа Астафьева “Последний поклон” Ы Вернувшись с войны, рассказчик едет навестить свою бабушку. Он хочет встретить ее первой, поэтому к дому пробирается задами. Рассказчик…
  5. Краткое содержание рассказа Нагибина “Эхо” Рассказ ведется от лица мальчика Сережи. Действие происходит в местности под названием Синегория. Мальчик Сережа собирает камни на берегу моря….
  6. Краткое содержание рассказа Чехова “Черный монах” Андрей Васильевич Коврин, магистр, заболевает расстройством нервов. По совету приятеля-доктора решает поехать в деревню. Это решение совпадает с приглашением в…
  7. Краткое содержание рассказа Астафьева “Васюткино озеро” Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре…
  8. Краткое содержание рассказа Астафьева “Людочка” Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живет в нем и жжет сердце. “Может,…
  9. Краткое содержание рассказа Астафьева “Белогрудка” Маленькая деревенька в три дома, Зуяты, стоит между двух озер. За деревней – крутой косогор, заросший густым лесом из ели…
  10. Краткое содержание рассказа Астафьева “Жизнь Трезора” Ы Трезор, “пестрый кобель с крупными лапами и сонной мордой”, целый день лежит на крыльце, мечтая прорваться в дом и…
  11. Краткое содержание рассказа Астафьева “Родные березы” Ы Рассказчик заболевает. Ему дают путевку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной “с радостью первооткрывателя”, и его…
  12. Краткое содержание рассказа Астафьева “Зачем я убил коростеля?” Ы Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже…
  13. Краткое содержание “Коня с розовой гривой” Астафьева Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды…
  14. Краткое содержание рассказа Шукшина “Материнское сердце” Витька Борзенков поехал на базар в районный город, продал сала на сто пятьдесят рублей (он собирался жениться, позарез нужны были…
  15. Краткое содержание “Новых записей Ци Се” Юаня Мэя Дворец на краю земли Ли Чан-мин, военный чиновник, скоропостижно скончался, но тело его три дня не остывало, и хоронить его…
  16. Краткое содержание “Облака в штанах” Маяковского Поэт – красивый, двадцатидвухлетний – дразнит обывательскую, размягченную мысль окровавленным лоскутом своего сердца. В его душе нет старческой нежности, но…
  17. Краткое содержание рассказа Гайдара “Голубая чашка” Повествование ведется от имени отца. Под Москвой снимают дачу отец, мать Маруся и их дочь, шестилетняя Светлана. Отец и дочка…
  18. “Продолжение новых рассказов у горящего светильника” краткое содержание Записки о ширме с цветами лотоса Молодой чиновник по имени Ин отправлялся водным путем к месту службы. Лодочник позарился на…
  19. Краткое содержание “Витя Малеев в школе и дома” Первого сентября Витя Малеев приходит в четвертый класс. Никогда не успевавший по арифметике, Витя за лето забыл даже таблицу умножения….
  20. Изложение сюжета рассказа В. Астафьева “Людочка” Рецензия на рассказ В. Астафьева “Людочка” Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живет….
Читайте также:  Краткое содержание полтава пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-astafeva-monax-v-novyx-shtanax/

Монах в новых штанах (стр. 1 из 7)

Монах в новых штанах

Автор: Астафьев В.П.

Монах в новых штанах

Мне велено перебирать картошки. Бабушка определила норму, или упряг, как назвала она задание. Упряг этот отмечен двумя брюквами, лежащими по ту и по другую сторону продолговатого сусека, и до брюкв тех все равно что до другого берега Енисея. Когда я доберусь до брюкв, одному Богу известно. Может, меня и в живых к той поре не будет!

В подвале земляная, могильная тишина, по стенам плесень, на потолке сахаристый куржак. Так и хочется взять его на язык. Время от времени он ни с того ни с сего осыпается сверху, попадает за воротник, липнет к телу и тает. Тоже хорошего мало.

В самой яме, где сусеки с овощами и кадки с капустой, огурцами и рыжиками, куржак висит на нитках паутины, и когда я гляжу вверх, мне кажется, что нахожусь я в сказочном царстве, в тридевятом государстве, а когда я гляжу вниз, сердце мое кровью обливается и берет меня большая-большая тоска.

Кругом здесь картошки. И перебирать их надо, картошки-то. Гнилую полагается кидать в плетеный короб, крупную — в мешки, помельче — швырять в угол этого огромного, словно двор, сусека, в котором я сижу, может, целый месяц и помру скоро, и тогда узнают все, как здесь оставлять ребенка одного, да еще сироту к тому же.

Конечно, я уже не ребенок и работаю не зазря. Картошки, что покрупнее, отбираются для продажи в город. Бабушка посулилась на вырученные деньги купить мануфактуры и сшить мне новые штаны с карманом.

Я вижу себя явственно в этих штанах, нарядного, красивого. Рука моя в кармане, и я хожу по селу и не вынимаю руку, если что надо, положить — биту-бабку либо деньгу, — я кладу только в карман, из кармана уж никакая ценность не выпадет и не утеряется.

Штанов с карманом, да еще новых, у меня никогда не бывало. Мне все перешивают старое. Мешок покрасят и перешьют, бабью юбку, вышедшую из носки, или еще чего-нибудь. Один раз полушалок употребили даже. Покрасили его и сшили, он полинял потом и сделалось видно клетки. Засмеяли меня всего левонтьевские ребята. Им что, дай позубоскалить!

Интересно знать мне, какие они будут, штаны, синие или черные? И карман у них будет какой — наружный или внутренний? Наружный, конечно. Станет бабушка нозиться с внутренним! Ей некогда все. Родню надо обойти. Указать всем. Генерал!

Вот умчалась куда-то опять, а я тут сиди, трудисьСначала мне страшно было в этом глубоком и немом подвале. Все казалось, будто в сумрачных прелых углах кто-то спрятался, и я боялся пошевелиться и кашлянуть боялся. Потом осмелел, взял маленькую лампешку без стекла, оставленную бабушкой, и посветил в углах.

Ничего там не было, кроме зеленовато-белой плесени, лоскутьями залепившей бревна, и земли, нарытой мышами, да брюкв, которые издали мне казались отрубленными человеческими головами.

Я трахнул одной брюквой по отпотелому деревянному срубу с прожилками куржака в пазах, и сруб утробно откликнулся: “У-у-а-ах!”

— Ага! — сказал я. — То-то, брат! Не больно у меня!..

Еще я набрал с собой мелких свеколок, морковок и время от времени бросал ими в угол, в стенки и отпугивал всех, кто мог там быть из нечистой силы, из домовых и прочей шантрапы.

Слово “шантрапа” в нашем селе завозное, и чего оно обозначает — я не знаю. Но оно мне нравится. “Шантрапа! Шантрапа!” Все нехорошие слова, по убеждению бабушки, в наше село затащены Верехтиными, и не будь их у нас, даже и ругаться не умели бы.

Я уже съел три морковки, потер их о голяшку катанка и съел. Потом запустил под деревянные кружки руки, выскреб холодной, упругой капусты горсть и тоже съел. Потом огурец выловил и тоже съел. И грибов еще поел из низкой, как ушат, кадушки. Сейчас у меня в брюхе урчит и ворочается. Это моркови, огурец, капуста и грибы ссорятся меж собой.

Тесно им в одном брюхе, ем, горя не вем, хоть бы живот расслабило. Дыра во рту насквозь просверлена, негде и нечему болеть. Может, ноги судорогой сведет? Я выпрямил ногу, хрустит в ней, пощелкивает, но ничего не больно. Ведь когда не надо, так болят.

Прикинуться, что ли? А штаны? Кто и за что купит мне штаны? Штаны с карманом, новые и уже без лямок, и даже с ремешком!

Руки мои начинают быстро-быстро разбрасывать картошку: крупную — в зевасто открытый мешок, мелкую — в угол, гнилую — в короб. Трах-бах! Тарабах!

— Крути, верти, навертывай! — подбадриваю я сам себя, и поскольку лишь поп да петух не жравши поют, а я налопался, потянуло меня на песню.

Судили девицу одну,

Она дитя была года-ами-и-и-и…

Орал я с подтрясом. Песня эта новая, нездешняя.

Ее, по всем видам, тоже Верехтины завезли в село. Я запомнил из нее только эти слова, и они мне очень по душе пришлись.

Ну, а после того, как у нас появилась новая невестка — Нюра, удалая песельница, я навострил ухо, по-бабушкиному — наустаурил, и запомнил всю городскую песню. Дальше там в песне сказывается, за что судили девицу. Полюбила она человека.

Мушшину, надеясь, что человек он путный, но он оказался изменшык. Ну, терпела, терпела девица изменшыство, взяла с окошка нож вострый “и белу грудь ему промзила”.

Сколько можно терпеть, в самом-то деле?!

Бабушка, слушая меня, поднимала фартук к глазам:

— Страсти-то, страсти-то какие! Куды это мы, Витька, идем?

Я толковал бабушке, что песня есть песня и никуды мы не идем.

— Не-эт, парень, ко краю идем, вот что. Раз уж баба с ножиком на мужика, это уж все, это уж, парень, полный переворот, последний, стало быть, предел наступил. Остается только молиться о спасении.

Вот у меня сам-то черта самого самовитее, и поругаемся когда, но чтоб с топором, с ножиком на мужа?.. Да Боже сохрани нас и помилуй.

Не-эт, товаришшы дорогие, крушенье укладу, нарушение Богом указанного порядку.

У нас на селе судят не только девицу. А уж девицам-то достается будь здоров! Летом бабушка с другими старухами выйдет на завалинку, и вот они судят, вот они судят: и дядю Левонтия, и тетку Васеню, и Авдотьину девицу Агашку, которая принесла дорогой маме подарочек в подоле!

Только в толк я не возьму: отчего трясут старухи головами, плюются и сморкаются? Подарочек — что ли, плохо? Подарочек — это хорошо! Вот мне бабушка подарочек привезет. Штаны!

— Крути, верти, навертывай!

Судили девицу одну,

Она дитя была года-а-ами-и-и-и…

Картошка так и разлетается в разные стороны, так и подпрыгивает, все идет как надо, по бабушкиной опять же присказке: “Кто ест скоро, тот и работает споро!” Ух, споро! Одна гнилая в добрую картошку попала. Убрать ее! Нельзя надувать покупателя.

С земляникой вон надул — чего хорошего получилось? Срам и стыд! Попадись вот гнилая картошка — он, покупатель, сбрындит. Не возьмет картошку, значит, ни денег, ни товару, и штанов, стало быть, не получишь. А без штанов кто я? Без штанов я шантрапа.

Без штанов пойди, так все равно как левонтьевских ребят всяк норовит шлепнуть по голому заду — такое уж у него назначение, раз голо — не удержишься, шлепнешь.

Голос мой гремит под сводами подвала и никуда не улетает. Тесно ему в подвале. Пламя лампы качается, вот-вот погаснет, куржак от сотрясенья так и сыплется. Но ничего я не боюсь, никакой шантрапы!

Шан-тpа-па-a, шан-тра-апа-а-а-а…

Распахнув створку, я смотрю на ступеньки подвала. Их двадцать восемь штук. Я уж сосчитал давно. Бабушка выучила меня считать до ста, и считал я все, что поддавалось счету. Верхняя дверца в подвал чуть приоткрыта, чтоб мне не так боязно здесь было. Хороший все же человек — бабушка! Генерал, конечно, однако раз она такой уродилась — уж не переделаешь.

Над дверцей, к которой ведет белый от куржака тоннель, завешанный нитками бахромы, я замечаю сосульку. Махонькую сосульку, с мышиный хвостик, но на сердце у меня сразу что-то стронулось, шевельнулось мягким котенком.

Читайте также:  Краткое содержание ремарк три товарища точный пересказ сюжета за 5 минут

Весна скоро. Будет тепло. Первый май будет! Все станут праздновать, гулять, песни петь. А мне исполнится восемь лет, меня станут гладить по голове, жалеть, угощать сладким. И штаны мне бабушка к Первомаю сошьет. Разобьется в лепешку, но сошьет — такой она человек!

Шантрапа-а-а, шантрапа-а-а!..

Сошьют штаны с карманом в Первый май!..

Попробуй тогда меня поймай!..

Батюшки, брюквы-то — вон они! Упряг-то я одолелРаза два я, правда, передвигал брюквы поближе к себе и сократил таким образом расстояние, отмеренное бабушкой. Но где они прежде лежали, эти брюквы, я, конечно, не помню, и вспоминать не хочу. Да если на то пошло, я могу вовсе брюквы унести, выкинуть их вон и перебрать всю картошку, и свеклу, и морковку — все мне нипочем!

Судили девицу одну-у-у…

— Ну, как ты тут, чудечко на блюдечке?

Я аж вздрогнул и выронил картошки из рук. Бабушка пришла. Явилась, старая!

— Ничего-о-о! Будь здоров, работник. Могу всю овощь перешерстить — картошку, морковку, свеклу, — все могу!

— Ты уж, батюшко, тишей на поворотах! Эк тебя заносит!

— Пускай заносит!

— Да ты никак запьянел от гнилого-то духу?!

— Запьянел! — подтверждаю я. — В дрезину… Судили девицу одну-у…

— Матушки мои! А устряпался-то весь, как поросенок! — Бабушка выдавила в передник мой нос, потерла щеки. — Напасись вот на тебя мыла! — И подтолкнула в спину: — Иди обедать. Ешь с дедом щи капустные, будет шея бела, кудревата голова!..

— Еще только обед?

— Тебе небось показалось, неделю тут робил?

— Ага!

Я поскакал через ступеньку вверх. Пощелкивали во мне суставы, ноги хрустели, а навстречу мне плыл свежий студеный воздух, такой сладкий после гнилого, застойного подвального духа.

— Вот ведь мошенник! — слышится внизу, в подвале. — Вот ведь плут! И в кого только пошел? У нас в родове вроде таких нету… — Бабушка обнаружила передвинутые брюквы.

Я наддал ходу и вынырнул из подвала на свежий воздух, на чистый, светлый день и как-то разом отчетливо заметил, что на дворе все наполнено предчувствием весны.

Оно и в небе, которое сделалось просторней, выше, голубей в разводах, оно и на отпотевших досках крыши с того края, где солнце, оно и в чириканье воробьев, схватившихся врукопашную середь двора, и в той еще негустой дымке, что возникла над дальними перевалами и начала спускаться по склонам к селу, окутывая синей дремой леса, распадки, устья речек. Скоро, совсем скоро вспухнут горные речки зеленовато-желтой наледью, которая звонкими утренниками настывает рыхлой и сладкой на вид коркой, будто сахарная та корка, и куличи скоро печь начнут, краснотал по речкам побагровеет, заблестит, вербы шишечкой покроются, ребятишки будут ломать вербы к родительскому дню, иные упадут в речку, наплюхаются, потом лед разъест на речках, останется он лишь на Енисее, меж широких заберег, и, кинутый всеми зимник, печально роняя вытаивающие вехи, будет покорно ждать, когда его сломает на куски и унесет. Но еще до ледохода появятся подснежники на увалах, прыснет травка по теплым косогорам и наступит Первый май. У нас часто бывают вместе и ледоход, и Первый май, а в Первый май…

Источник: http://MirZnanii.com/a/361323/monakh-v-novykh-shtanakh

«Людочка» (1989)

Астафьев «Людочка» – краткое содержание и анализ

Как предупреждает нас автор, этот рассказ – об истинном происшествии где-то в середине 70-х годов. Но, прочтя, нельзя не ощутить, сколько душевной силы и сколько художественного видения вложено им самим.

А по широте жизненного знания, сгущённого в этом тексте, и по напряжённости нравственного чувства как в гневе на зло, так и в тяготеньи к добру мы, пожалуй, могли бы угадать и имя автора, не напиши он его сам.

И каково же многополное знание и советской городской жизни в её гоможеньи, и необратимости деревенской гибели, и, вдобавок, блатного уголовного типажа! Этим содержанием рассказ богат, плотен и вместе целен.

Людочка – колхозная девушка, слабенькая от рождения, росла вялая, скромная, в деревенской средней школе «не выходила из троечниц, но и до сплошных двоек не опускалась.

Домаяла десять классов» – и мать указала ей ехать в город, в деревне делать нечего. Скромная, «с припрятанной застенчивой улыбкой», девушка пыталась стать ученицей у парикмахерши, но не одолела мастерства и больше служила у неё уборщицей.

Людочка покорно терпела и насмешки более успешных подружек, и своё городское бесприютство.

Виктор Петрович Астафьев, автор рассказа «Людочка»

А главное место действия рассказа – погибающий Парк вагонно-паровозного депо, типично советское создание – «насаженный в 30-х годах и погубленный в 50-х». Через весь парк надумали класть трубу с горячей водой, канаву проложили и часть трубы – да не закрыли.

Потекла горячая речка с радужными кольцами мазута, с мыльной слизью, потом зловонной тиной, оттого стали облупляться и сникать соседние деревья. Через канаву перебросили мосток, да перила к нему всё не стояли, отваливались. В канаву стали бросать разные отбросы, устоялась вонь, да рядом пошли поросли дурнейшего бурьяна.

– А само собой стояли по парку бетонные скамьи для отдыха граждан, «в парке было черно от ворон и галок, ор вороний оглашал окрестности». – На железной эстакаде раньше вешались портреты вождей и лозунги, потом не стало их. Ещё были забытые столбы для волейбола, ещё – решётчатый загон для танцев молодёжи.

Там по вечерам «трещала, гудела, грохотала музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости».

Через этот Парк Людочке приходилось ходить, она не боялась; однажды затащили её на танцы, с испугом вырвалась.

А однажды зацепил её освобождённый из лагеря гнилозубый уркаган Стрекач – и дальше ни вид его, ни наружность, ни поведение, ни окружённость блатной мелкотой – уже не поддаётся нашему цитированию – это зримая, ощутимая, красочная, даже несравненная картина, отчётливо переданная Астафьевым, в чём и центр рассказа.

Стрекач поймал за поясок плаща проходившую Людочку, пытался усадить к себе на колени, девушка не садилась, Стрекач перекинул её через скамейку в бурьян – и сам за ней на четвереньках, и лицом её в землю и битое там стекло, чтоб не кричала. Но она нашла в себе силы вырваться и кричать на бегу. О помощи нечего было и думать.

Добежала до парикмахерской хозяйки, очнулась уже у неё. Та успокаивала: «И родится баба не под нож, а под совсем другое. Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут». Но упредила – не жаловаться на Стрекача, а то «мою избу спалят». Тогда Людочка: «Я к маме хочу». Хозяйка отпустила на день, на два – та деревня близко, электричкой.

…А от деревни родной осталось всего два целых дома, один – материн, а с ней отчим.

«Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, – в закрещенных окнах, с разваленными оградами дворов и огородных плетней, с угасающими садовыми деревьями, с дико разросшимися меж изб тополями, осинами».

(Соседка, сама при смерти, пророчит: «Этак вот, однова, середь России кол вобьют, и помянуть её, нечистой силой изведённую, некому будет…»)

Мать, сама беременная, хотя уже за сорок, сразу увидела, что с дочерью беда: бледная, лицо в ссадинах, на ногах порезы, осунулась, руки висят. А за догадкой – и материно суждение: «Через ту беду не беду все бабы поздно или рано должны пройти.

И каждая баба сама же с бедой и совладать обязана, потому как от первого ветру берёза клонится, да не ломается». – Людочка пошла корову подоила, помогла матери к возврату отчима обед собирать. Отчима она мало знала: он недавно появился в их деревне. Он не обижал Людочку, но и доброты не проявлял.

Мать о нём: «С малолетства в ссылках да в лагерях, под охранским доглядом. Жизнь его была ох-хо-хо. Но человек он порядочный».

А на следующее утро Людочка опять уехала в город. Хозяйке парикмахерской сказала: «Хорошо, я в общежитие пойду жить».

Дальше Астафьев проводит Людочку через страдательное воспоминание: когда-то, сама больная, она в больничном коридоре сидела ночью около умирающего парня-дровосека. Сочувствовала ему, но, как ей теперь казалось, не в полной полноте. Так вот и к ней теперь – городские на танцплощадке. И её хозяйка. Да и её мать.

Но через Парк продолжала ходить, не боялась. И присмотрела близ тропинки – тополь с большим корявым суком.

И повесилась на нём.

Хоронить её в родной деревне не решились: «сотрётся с земли пристанище, объединённый колхоз запашет кладбище под одно поле». Похоронили на городском, со стандартными знаками.

Сколько бы ни подлинен был рассказ досюда – окончание к нему, я полагаю, Астафьев приложил от себя, давая волю своей жажде справедливости: что отчим Людочки нашёл Стрекача в Парке (его и искать не надо, он себя выставляет), обезоружил и швырнул в зловонную канаву. Блатная свора Стрекача не решилась отстоять своего пахана и не сумела захлебнувшегося – вернуть к жизни.

В отчёте областного УВД для уменьшения процента преступности смерть Стрекача отнесена к самоубийствам.

Очень достойный рассказ – и какое свидетельство о позднесоветском времени. Не велик – а сколькое вместилось.

————- 

Отрывок очерка о Викторе Астафьева из «Литературной коллекции», написанной А. И. Солженицыным. А. С. читал рассказ «Людочка» в журнале «Новый мир» (1989. № 9). (Библиотека А. И. Солженицына; с пометами в тексте и на полях.

) В письме Астафьеву Солженицын пишет: «Страшна – глубина падения народного состояния, которую трудно определить и измерить (да у Вас она и в «Печальном детективе», и в последней «Людочке», этот «парк ВПРЗ»!). Если Бог пошлёт нам выздороветь, то ведь в лучшем случае нам надо на то 100 лет, а то 150» (А.

Читайте также:  Краткое содержание андреев иуда искариот точный пересказ сюжета за 5 минут

И. Солженицын – В. П. Астафьеву, 28 ноября 1989. Архив А. И. Солженицына).

Читайте также отзывы А. И. Солженицына о других книгах В. Астафьева: «Без приюта», «Ловля пескарей в Грузии», «Печальный детектив», «Пир после победы», «Прокляты и убиты», «Слепой рыбак».

На нашем сайте вы можете прочитать и полный текст рассказа Виктора Астафьева «Людочка»

Источник: http://rushist.com/index.php/literary-articles/4138-astafev-lyudochka-kratkoe-soderzhanie-i-analiz

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя школа 98» Исследовательская работа « Языковые особенности детских рассказов В. П. Астафьева. – презентация

1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Средняя школа 98» Исследовательская работа « Языковые особенности детских рассказов В. П. Астафьева » Выполнила ученица 7 Б класса Шукшина Ирина. Руководитель русского языка и литературы Короткова Тамара Георгиевна. Г. Барнаул 2013<\p>

2 Актуальность темы. Главными особенностями творчества писателя является связь сюжета с автобиографическими впечатлениями и включение народно – разговорной речи в произведения, слияние книжного стиля речи с живым устным словом. Эти особенности ярко проявились в автобиографических рассказах о детстве писателя. В рассказах « Конь с розовой гривой », « Монах в новых штанах » главными героями являются мальчик Витя и его бабушка Катерина Петровна, показано влияние героини на внука. А также рассказывается об уроках, которые вынес мальчик из своего детства. Под влиянием бабушки отношение к миру юного героя обогатилось самым светлым и святым. В рассказе « Мальчик в белой рубахе » писатель делится воспоминаниями о событии далёкого детства, которое сильно его взволновало : исчезновение мальчика Пети не оставило равнодушным ребенка, запало ему в душу и помнится до сих пор (« Но где же, в каких лесах, в каких неведомых пространствах беспризорно бродит неприютная детская душа ?..») Эти рассказы мне очень понравились, они заставили меня радоваться и переживать за героев, быть внимательнее к своим поступкам. Но кроме нравственной стороны, меня привлекла манера письма автора, язык рассказов. Так, например, понять характеры героев помогает сказовая интонация, которая усиливает искренность повествования, помогает передать внутреннее состояние героя, оттенок голоса, отношение автора к рассказываемому. Анализу языка этих рассказов В. П. Астафьева и посвящена моя работа.<\p>

3 Цель и задачи работы. Цель работы : Выявить языковые особенности рассказов В. П. Астафьева на примере произведений из книги « Последний поклон » (« Конь с розовой гривой », « Монах в новых штанах », « Мальчик в белой рубахе »). Задачи : 1. Познакомиться с биографией В. П. Астафьева, выявить главные особенности творчества писателя. 2. Понять содержание рассказов : характеры героев, замысел автора, то есть развивать умение анализа литературного произведения. 3. Развивать умение работать со словарями 4. Узнать больше о диалектизмах и их роли в художественном произведении 5. Составить картотеку слов, придающих рассказам В. П. Астафьева особую выразительность ( просторечные слова, жаргонизмы, специальные слова, пословицы, поговорки, присказки ) 6. Провести анкетирование среди педагогов и обучающихся школы по вопросам : – Знают ли они, что такое диалектизмы ? – Могут ли они назвать несколько диалектизмов. Если смогут, сказать, что они обозначают – Какие мысли и чувства возникают, когда они слышат такие слова, как дежка, печурка, клеть, драчены, туесок и т. д. – Что предпринимают учащиеся, если сталкиваются с такими словами ? – Нужны ли диалектизмы ? Если ДА, то зачем ?<\p>

4 Биография Астафьева. Известный русский писатель, наш современник Виктор Петрович Астафьев родился 1- ого мая ого года, в маленьком селе Овсянка Красноярского края, стоявшем на берегу реки Енисей. Мать будущего писателя погибла, когда ему было всего лишь семь лет. После гибели мамы лучшим другом Астафьева становится его бабушка – Екатерина Петровна. В село Игарка был выслан дед Виктора Петровича. Туда и переехала новая семья Астафьева – его отец нашёл себе новую жену. Но отношения маленького мальчика и мачехи были ужасными, она никогда его не любила. Ещё совсем маленький Астафьев уходит из семьи, он бродяжничает, а потом его забирают в детский дом. Астафьеву очень повезло, потому что одним из преподавателей в интернате оказывается поэт Игнатий Рождественский, который очень быстро подмечает в Викторе литературный талант. И именно он начинает развивать его в будущем писателе. После того, как Астафьев выпускается из детского дома, он, ещё совсем юный, устраивается на работу. Он очень много работал, чтобы прокормить самого себя. Но при этом и копил средства для того, чтобы уехать в Красноярск. Именно так и поступает Виктор Петрович, собрав достаточно денег на билет. В Красноярске он продолжает получать образование, и позже устраивается на железную дорогу – на одну из станций под Красноярском. В ом году, когда уже второй год шла ВОВ, Астафьев становится добровольцем, и спустя год начинает принимать участие в боевых сражениях. За свои боевые заслуги он получит орден Красной звезды и несколько медалей – « За отвагу », « За освобождение Польши », « За победу над Германией ». После войны Астафьев женится и уезжает в город Чусовой на постоянное проживание. Его жена – Мария Семёновна Корякина будет главной музой писателя. Через два года у них родится дочь, которая через полгода умрёт – время было очень голодное. В ом году Бог подарит им ещё одного ребёнка – девочку Ирину, а ещё через два года – мальчика Андрея. С ого года Виктор Петрович Астафьев начинает много писать, и уже через два года будет напечатана его первая книга – сборник рассказов « До будущей весны ». Уже в ом году он издаст второй сборник – « Огоньки » ». С тех пор известный русский писатель Астафьев Виктор Петрович напишет и выпустит огромное количество произведений, рассказов и романов. Он будет принят в Союз Писателей, его литературные достижения будут постоянно отмечать различными наградами. 29- ого ноября ого года Виктор Петрович Астафьев умирает на 78- ом году жизни.<\p>

5 Что же такое диалектизмы ? Диалектизмы – это диалекты, используемые в художественной литературе. Диалектизмы делятся на фонетические, грамматические, лексические и семантические. Фонетические диалектизмы – это слова, отражающие фонетические особенности диалекта ( мяшок вместо мешок, цай вместо чай ). Грамматические диалектизмы – это особенности в образовании грамматических форм слов ( широкие степя ) Лексические диалектизмы – это местные названия известных предметов и понятий ( полотенце – рушник ). Семантические – известные слова, употребляемые в данной местности в другом значении ( улица – гуляние ).<\p>

6 Диалектизмы. Шаньга – шанга, шанешка, шанечка, сев., вост.- сиб. Род ватрушки, сочня или простой лепёшки. Затискали меня, затормошили, и я вынужден был вырываться и следить, чтобы не выпачкали, не смяли бы чего и не съели бы под шумок шаньги – гостинец дедушке. (« Монах в новых штанах »).<\p>

7 Туесок – сев – вост. сиб.- берестяная кубышкас тугою крышкой и со скобкой или дужкой в ней « Наберёшь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.»(« Конь с розовой гривой »)<\p>

8 Опорки – ов, ед. ч – рок, ка. 1. Остатки стоптанной и изодранной обуви, едва прикрывающей ноги. 2. Изношенные сапоги с отрезанными по щиколотку голенищами.<\p>

9 Драчёна – мятая картошка, запечённая с молоком и маслом. Ели драчёну – мятую картошку, запечённую с молоком и маслом. ( Монах в новых штанах »)<\p>

10 Улус – у калмыков и сибирск. инородцев собранье жилых хижин, оседлых или кочевных, юрт, кибиток, селенье, табор. Верстах в шести от села, на Фокинском улусе страдовала тётка Апроня, оставив дома ребятишек, Ванюху и Петеньку. (« Мальчик в белой рубахе ») Заимка – сиб. Место, занятое под хозяйство, под землеведческое заведение с избой и другими ухожами ; дача, ферма, хутор, мыза. Санька левонтьевский на нашей заимке помогал дедушке в пашенных делах. (« Монах в новых штанах »).<\p>

11 Просторечные слова. Суслонка, суслон – сев.- вост. Составленные на жниве снопы для просушки. « Она связала свою норму снопов, составила их в суслонки и выпрямилась, растирая задубевшую поясницу.» (« Мальчик в белой рубахе »). Робить – сиб. Работать. Делать, трудиться, страдовать. «_ Тебе небось показалось, неделю тут робил ?» (« Монах в новых штанах »).<\p>

12 Фразеологизмы. Пословица. Поговорка. Присказка. Фразеологизмы – устойчивые обороты речи, которые имеют самостоятельное значение и свойственны определенному языку. Пословица – это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт. Поговорка – это образное, иносказательное выражение, метко определяющее какое – либо жизненное явление, лаконичное по форме, в отличие от пословицы не заключающее в себе прямого поучительного смысла. Присказка – ( перен ; разг ) то, что говорится перед чем – либо главным, как менее важное, как вступление.<\p>

13 Горя не веем – горя не ведаю. Горя не знаю. « Кто ест скоро, тот и работает споро !» « Чудечко на блюдечке » « Вошь на аркане »<\p>

14 ОпрашиваемыеУчителяУченики Учитель физики «Это какое-то развитие, например, ученик учился на 3, а стал учиться на 4_ произошло развитие» «Какие-то слова, связанные с бабушкой» Учитель математики«Это диалектический материализм» ( что-то изучали в институте) Слова, употребляемые в определенной местности Учитель биологии«Это какие-то двойственные взгляды» Учитель физкультуры«Вообще такое не знаю»«Это что-то связанное с делом» Учитель географии« «Имеют свое происхождение от местных наречий, диалектов, имеют национальную особенность» Первый раз слышу Учитель информатики«Говор определенной местности» Что-то на русском говорили….<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/303006/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector