Краткое содержание носов лоскутное одеяло точный пересказ сюжета за 5 минут

субъективистка. краткий? пересказ краткого? пересказа 🙂

Краткое содержание Носов Лоскутное одеяло точный пересказ сюжета за 5 минут

приехать за 15 минут до обзначенного времени и, не увидев никого в центре зала, отослать смс Андрею, который координировал наш массовый выезд из Питера: “напишись, как будешь на Московской “.
Иду к выходу на Алтайскую.

на скамейке слева сидят двое: девушка с короткой стрижкой *потом я уже узнала, что это Ведьма* и парень с плакатом: “Съезд склеротиков. Хотите вспомнить хоть что-то?”
Ага, свои, моментально решает Рыж.Быстым шагом подхожу и успеваю услышать, как вслух читают моё сообщение.

Тут же радостно:- Ооооо, Андрей, спасибо, что отписался :)Смех, обнимания, ожидание остальных.Как он потом стоял в центре зала и какими глазами на него смотрели проходящие мимо люди – это отдельный fun.

Привет неадекват, ролевики на станции))Знакомимся с вновь прибывающими *до последнего я была уверена, что из игроков никого не знаю и видя всё новые лица только сильнее убеждалсь в этом мнении*тихий вой-просьба Ведьмы: “ну пойдёмте уже наверх – покурим”Нет, надо встретить всех.

Приезд Анора и его же “а курить идём?”

радостно:- Я тебя так понимаю.Втроём, вместе с Ри, поднимаемся наверх *так и не поняла с кем она потерялась на выходе с эскалаторов*, но на улицу мы выходили уже вдвоёмто, как мы с Лютиком бегали за огромной бутылкой зелёного чай.

*и как потом оказалось, что она та самая Наташа, которую мы все ждём без которой никуда не поедем, пока она не придёт*стоим общаемся на выходе из подземного перехода, попеременно звоним Эрике.Краем глаза вижу знакомыq силует, поднимающийся по ступенькам.мысленно: Ой, ну нет, ну что Кащею здесь делать.

(тем более у Андрея в списках какой-то Кощей и я ему как раз рассказывала, что знаю и Алукарда через “т” и как раз Кощея, через “а”)

знакомый силуэт проходит ещё пару ступенек и тут я понимаю, что это не галлюцинация – т.к. это именно Захар.Следующие пять-пятнадцать минут: “Cволочь, ты что здесь делаешь. Как же я тебя ненавижу” и “о, неужели появился человек, который будет не давать мне курить” *ребят, мы не встречаемся. мы просто давно знакомы, поэтому так тепло..

дада, тепло общаемся))*как я доставала Капитана звонками каждые минут 10 с вопросом “вы вообще из этого подземелья вылезете?”и как меня мучали игроки тем, что “мы едем играть или нам и тут неплохо?)”в автобусе всеобщее общение и:- Я не знаю что мы проезжаем, но надо бы позвонить Эрике, чтобы она нас встретила”- А, если она замёрзнет, пока нас ждать будет?- Эрика?.. я тебя умоляю.- Алё,зай.

Мы где-то едем. Площадь.Эрика решила, что мы уже в Гатчине и я и представить не могу как быстро она бежала на остановку. а ехали мы после моего звонка ещё минут 20 где-то точно))))- А кто знает где нам выходить?- На Кирхе.- Хорошо, поставим вопрос по-другому: А кто знает что и где такое эта Кирха?- Андрей знает.- Ну, если учесть, что эти вопросы он мне сам недавно задавал.

– Ну, тогда точно доедем))въезжая в Гатчину: – О, нам нужна третья остановка.- Так, ещё одна и гоу.- Эээээээрика.смех, радость.манул, на которого скастовали заморозку, у входа в школу.как мы с Ведьмой убежали от всех переодеваться.получение загруза.for me это выглядело так:- Рыыыыыыыжая… Держи кулон. Ты – дочь богатых родителей. и очень внимательная. кольцо на безымянном есть?- Да. ааа..

ааа, и всё? записки там? что-то ещё?- Не-а, ты умняшка – сама всё распутаешь.Я и распутывала, вовремя заобщавшись с журналисткой начало игры.вы все спите *народ планомерно рассаживаетсяраскладывается по лавкам*просыпаемся.- *Эрика* У вас очень болит голова и вы все ничего не помните.

А голодные игроки, отыгрывая *посмотреть со стороны, так последствия вчерашней затянувшейся пьянки*: держась за болящие головы и ошарашено вращая головами ломанулись к накрытому *спасибо ещё раз любимым мастерам* столу))На труп очаровательной девушки с одной серёжкой и зажатым в руке обрывком газеты внимания никто не обращал минут так пять точно, увлечённо поглощая бутерброды.

а потом:- *кто кричал не помню, но экспресии было, хоть отбавляй* О, боже, она мертва!!- Аааааааааа, труп.- Давайте без обмороков, дамы.- Врач!! Здесь есть врач?!!- Позовите же уже врача!- Да-да, я помню что-то по медицине. . Оооу, пульса у неё нет.- А давайте её обыщем!!*ну никакого уважения к покойникам*- Позвоните уже в полицию.- Телефоны не работают.- Да, вообще не работают.

– Мне нужен свежий воздух.- А, да, двери тоже не открываются- *мастерский дозагруз* сошла лавина и вас накрыло снегом. Из дома не выбраться.- Мастера, а времени-то хоть сколько?- *Эрика* Половина девятого.- *кто-то из игроков* не, на моих только три :)- Мы Уже Играем!!)))Долгое выяснение кто есть кто *оно длилось до последних минут игры*и:- Да, кстати, девушка-то задушена.

– Чтооо?!- *Эрика шёпотом кому-то из осматривающих “труп” * у неё под ногтями следы крови *громко, всем* на шее следы от верёвки – явно видна полоса.- А как вас зовут?- А какое вам дело? *вот после таких ответов Владислав Коуэн – Ариан и стал “мистер Хам”, как его называла почти до конца игры добрая половина игроков. Ну, были ещё те, кто просто отвечали “эммммм, в зелёном пиджаке”.

я то, что пиджак именно green заметила тольк на втором часу игры))*Приступ Эда *Кэп*, который вылечился бутылочкой лекарства, найденного у него же в карманах.- *врач, бегающий по всему залу, т.к. его помощь требовалась ежеминутно* Хм, у меня есть три такие же.

– *Эд* Любые деньги, только продайте мне их!!в итоге врач вспомнил и о клятве Гиппократа и о том, что он честный гражданин и одну отдал ему собственноручно))- Надо всех осмотреть.
– А с чего это вы всё решаете?- Я собрал вас всех здесь.- *насмешливо* Да конечно!- *Штраус – А.Фанталов* На ваших пригласительных стоит моё имя.

На правах хозяина этого дома я прошу собравшихся создать некое подобие круга и пусть доктор проведёт детальный осмотр на предмет свежих царапин.- А давайте с доктора и начнём!*и круг быстро превращается в толпу))*дальше: Кристина *Мика* с блокнотом, доктор, проводящий осмотр и Штраус, который просто не может не быть не в курсе:- Имя, покажите руки, шею. Что-то помните ещё о себе?..

и опять:- А какого чёрта я должен это при всех делать *и снова мистер Хам*Элен *Рилль* на чьих руках нашли царапины (а ведь я её N'ый период времени считала потенциальной убийцей, аха, не всё так просто было) с фотографией Майкла *Анор*А, да.

Кто вообще заметил, что у трупа на руке тоже было обручальное? XDЧейз *Рандир* с поддельной подьписью главы фонда на приглашении:- А может это у вас всех поддельные и только я и был сюда приглашён.- Ещё чего))*коммент самого Чейза во время разговора с кем-то из игроков:- Судя по записям в своём блокноте я частный детектив.

Судя по тому, что я в них ничего не понимаю – я хреновый частный детектив 🙂 *Газеты и бумаги, которые мы почти наизусть выучили и до дыр зачитали *а потом…ох, мастера, ну учудили. В общем итоге – оказалось, что все они не имели никакого рельного отношению ко всему происходящему безумию.надо было видеть реакцию игроков, которые битый час пытались хоть как-то зацепить логику поведения и мышления за эти статьи и счета*Художница *Лиса* с блокнотом полным зарисовок, нашедшая портрет Мари *Хикари* в этот самом блокноте.(Разговор с Кристин:- Уэйн – это он или она?- Пошли искать.- Эммм, как ты себе это представляешь?..*через пару секунд*- Вы Уэйн?- Нет.- А вы не знаете кто жто?- Эээээ, нет.

– Блин, ну пошли дальше)))

как потом оказалось Уэйн – девушка-инспектор полиции *Мист*дочь мэра *Лиса* мне:- А ты не журналист”- Нет, она. а я не помню даже имени.. Ааа, ты про пожизнёво. Ну, да – бывает))- Чувствуется профессиональная хватка

– Оооооо,это неизличимо)

– *Мэр* Господа, а давайте растопим камин? Становится холодно…- Дада, холодновато..- *мастера* КАМИН?!- Тащите стулья – жжём камин!- Может разжигаем?- А это уже как получится))..В конце игры:- А почему камин-то горит, если нас засыпало снегом по самую крышу?- Нуууу. . . А у нас, например, вот. . .ну, стометровая труба!- *Эрика* Чтооооо? Какой ещё стометровый труп?- Кто напугал мастера?)Я составила список всех, включая труп *Миали*. Получалось аж 28 человек *и это я ещё мастеров не записала*.- Кристин, у меня стойкое ощущение, что кого-то по два раза записываем.- А у меня, что кого-то не посчитали.- Итак, нас 27 человек и труп *Миали бодро бегает с фотоаппаратом по залу*. Мииииииииило..убийство повара.Все толпятся в маленькой комнатке второго зала, где и было обнаружено тело:- *Миали* ну чуть-чуть отойдите.-  Не толпимся, у  привидения такой кадр пропадает))*коммент Майкла через несколько минут после этого происшествия*- Ну всё, нам тут *имелось в виду в этом доме* делать нечего?- Почему?..- Повара нет – кто будет теперь готовить.

Читайте также:  Краткое содержание думбадзе я вижу солнце точный пересказ сюжета за 5 минут

– А,да..))

Сбор тесной компании во втором зале:- Господа, а вас не кажется, что Вл.Коуэн что-то скрывает?- *Рыжая* давайте его обыщем!- О_о Как ты себе это представляешь – он не даст этого сделать.- Вас четверо парней. Я вас умоляю – пожизнёво держим и. . .- Хм, ну вперёд!в итоге они его оглушили:- *Денис.

мастер по боёвке* Кто оглушал?- Погоди, двумя руками между лопаток – всё же по правилам, оглушение на пять минут, так?- да 🙂 Так кто оглушал-то? Кащей?- Нет, я.- Тогда три минуты.

– *дружный хохот *По-че-му?- Да ты их массы сравни?) Явно три :)- *Мадлен Лайт – Юля Лукина, обыскивая Владислава* ребят, а вам не кажется, что это не женское занятие – шарить мужчине по карманам.- Ну почему . . .

итог: записка

с парой строк “новая партия прибует в субботу” и ещё однас числами (вторую такую же кто-то видел у Штрауса и я несусь выяснять – что же связывает эту парочку)А, да – Фанталов умеет очень изобретательно уводить игровые разговоры на что-то пожизнёвое – мне очень хотелось пару раз щёлкнуть пальцами перед мордашкой Мики, чтобы она вспомнила за чем мы пришли сюда))Парень с бабочкой – кто-то из персонала *Антон*, у которого нашли в кармане верёвку и ключ от задней двери:- И что нам с этим ключом делать? Выйти-то всё равно нельзя….- А почему у него удавка вас не интересует?)..Рейверс *Фил* – парень с пистолетом(потом его забрал Штраус.Самый эпичный момент – это, когда относительная тишина и спокойствие на пару минут – все тихо общаются в зале и тут у Штрауса с оглушительным грохотом падает на пол оружие:- *тихий коммент кого-то из мастеров* Нене, всё хорошо – оно не выстрелило.потом его забрала инспектор полиции. Которая боится трупов и не умеет пользоваться оружием. Но ей мы доверяли больше, чем всем остальным)Отдельное спасибо Иоганне Рейхенбах *Ведьме* за потрясающе яркий образ *и макияж)))* – эксцентричной коллекционерке антиквариата(а, да, игроки – что был за момент, когда она плачет, сидя у стола – я этого совсем не помню..)Мадлен – певица с кокаиновой ломкой. И радостный Рейверс, которому-таки удалось впарить ту дозу кокаина, которую у него нашли:- Мадлен плохо.- У неё за сгибе руки следы от шприца.О, боже, но она же певица..- Наркоманка!- Да как вы смеете!- Одно другому не мешает.(это мне пересказывал кто-то из игроков:- Так кокаин у нас есть, а у кого есть шприц? – *Рейхенбах* У меня!- Нет, ну я не понимаю, откуда у вас шприц?- Ой, ну есть и есть..)Но добрый доктор чуть не дал ей яд, перепутав пакетики.Когда мисс Лайт узнала из записей Кристин, что характер у неё склочный и отвратительный – она настолько искренне просила прощения за своё поведение в прошлом, что не проникнуться было не возможно *даже, если вспомнить, что перед этим ей дали дозу))*- *я – Кристин* А что происходит? Такие крики..- Да там кто-то умирает. Девушка-блондинка, симпатичная такая.- *пятаясь хоть что-то разобрать за спинами толпы у стульев* А, ну ладно – продолжим перепись. Думаю, если умрёт – нас позовут.- А вы хлоднокровны.- Я не помню как меня зовут, я не знаю что с моим мужем, и здесь ли он вообще, хоть и уверена, судя по кольцу, что я замужем. А тут ещё и кто-то умирает! Нет, если это мне поможет что-то вспомнить – я вообще не против.

За списком охотились,

Источник: https://klepanoe-solnce.livejournal.com/66742.html

Краткое содержание по рассказам Носова

В данном рассказе два главных героя: Мишка и рассказчик. Два друга давно хотели покататься на машине, но их никто не брал Читать далее

Варька

В рассказе Евгения Носова «Варька» идет речь о школьнице, которую зовут Варька. Она все летние каникулы проводит на колхозном птичнике и помогает в выращивании уток Читать далее

Весёлая семейка

Паровая машина, которую сделали Мишка и Колька, взорвалась. Мишка обжег горячим паром руку. Мама нанесла ему на руку мазь, а потом выбросила в мусор паровую машину. Читать далее

Витя Малеев в школе и дома

1951 год. Николай Носов пишет повесть о младших подростках «Витя Малеев в школе и дома». Суть сюжета текста для детей в том, что главный герой – Витя в каждой главе переживает приключения Читать далее

Дневник Коли Синицына

В этом произведении говорится о мальчишке по имени Коля, который был старательным и любопытным ребенком. Летом, когда занятия в школе уже закончились, мальчик завел дневник. Читать далее

Дружок

Два мальчика едут на дачу к тете. Они не хотят с матерью рано возвращаться домой и уговаривают ее оставить их у тети. Собака тети вывела 6 щенят. Ребята решили одного с собой забрать. Положив его в чемодан мальчики едут домой на поезде. Читать далее

Живая шляпа

Чудная история про двух озорных мальчишек, которые поверили в чудеса. Два друга Вадик и Вовка как-то сидели дома у Вадика и раскашивали картину. Читать далее

Живое пламя

В этом рассказе сам автор как будто снимает комнату у пожилой женщины. В комнате, которвя отведена для жильца, висит фотография молодого человека в костюме летчика. Хозяйка спрашивает – не помешает ли портрет жильцу Читать далее

Замазка

Однажды, подготавливая рамы к наступлению зимы, стекольщик замазывал трещины на окне. Как только он ушел, два мальчика — Шура и Костя, отскоблили замазку и стали лепить из нее разных животных Читать далее

Заплатка

У мальчишки по имени Бобка были любимые штаны. Он ими гордился очень, перед ребятами хвастался, называл солдатскими, потому что они были защитной расцветки. Больше ни у кого во дворе таких штанов не было. Мальчишки Бобке даже немного завидовали. Читать далее

Затейники

Петя и Валя любят придумывать различные игры, они считают себя большими затейниками. Однажды они прочитали сказку про трёх поросят, и стали играть Читать далее

Клякса

В этой истории основным персонажем был школьник Федя. Обожал мальчишка веселить своих одноклассников, особенно предпочитал это делать на занятиях. Читать далее

Красное вино победы

В произведение автор показывает конец страшной и долгой войны, сравнивая ее с праздником. Радуются не только люди, но и природа. Ведь именно весной с ее оживлением приходит весть о скорой победе. Читать далее

Кукла

Рассказ заставляет задуматься о жестокости и равнодушии людей, о причинах, по которы ребенок повзрослев становится деспотичным и бездушным. Читать далее

Милиционер

Алика всегда пугали милиционерами, и он стал их бояться. Однажды с Аликом случилась беда: он заблудился и даже не понял, как это получилось. Он вышел во двор, к соседнему дому, на улицу, а потом уже не мог найти дорогу домой. Читать далее

Мишкина каша

Главные герои рассказа – ребята Коля и Миша. Мама Коли вынуждена уехать на пару дней. Она считает, что ее сын уже взрослый, а потому его можно оставить дома одного. Для того, чтобы мальчик было, что есть, мама учит его правильно варить кашу. Читать далее

Незнайка в Солнечном городе

Малыш-коротыш Незнайка жил в Цветочном городе и дружил с малышкой Кнопочкой. Они любили вместе мечтать на сказочные темы. Сам того не подозревая, Незнайка совершил три добрых поступка Читать далее

Незнайка на Луне

Произведение повествует о событиях, случившиеся с коротышками после того, как они посетили Цветочный город. А начинается все с того, что Знайка вместе с двумя друзьями был на Луне, и теперь он один хотел туда полететь. Читать далее

Огородники

Повествование ведется от лица рассказчика, который в составе дружной команды мальчишек прибыл в пионерский лагерь. Вожатый по имени Витя оповестил их, что всем будут выделены участки для огорода Читать далее

Огурцы

Главные герои – ребята, которых зовут Павлик и Котька. Однажды ребята собрались на рыбалку, но она абсолютно не удалась. Мальчик не повезло, они не смогли ничего словить. Тогда ребята решили возвращаться домой. Читать далее

Приключения Незнайки и его друзей

Сказка Николая Носова повествует о маленьком чудесном городке, который населяют крохотные человечки. Из-за своего маленького роста они получили ласковое название – коротышки Читать далее

Приключения Толи Клюквина

Толя Клюквин ученик четвертого класса. Мальчик очень добрый и общительный, поэтому у него много друзей. Однажды после школы Толя решает сходить в гости к своему хорошему другу, чтобы вместе поиграть в шахматы. Читать далее

Радуга

Повествование о десятилетнем Евсейке и его вере в чудеса. В начале рассказа один из главных персонажей в поздний час прибывает на станцию железной дороги в поисках человека, доставившего бы его до расположенной неподалеку деревни. Читать далее

Читайте также:  Краткое содержание ремарк три товарища точный пересказ сюжета за 5 минут

Ступеньки

Маленький мальчик в детском садике обучился счёту, детей научили считать до десяти. И вот Петя радостный идёт из садика домой, его переполняет гордость, что он умеет считать Читать далее

Телефон

Эта история написана от лица главного героя – мальчика лет восьми. Герой рассказывает, как однажды они со сверстником Мишкой оказались в игрушечном магазине. Там они увидели замечательную вещь – игрушечный телефон Читать далее

Три охотника

Произведение Николая Носова Три охотника является весёлым рассказом. В рассказе задействованы три персонажа, охотника: дядя Кузьма, дядя Федя, дядя, дядя Ваня. Прогуливаясь по лесу они решили отдохнуть Читать далее

Тридцать зёрен

Всю ночь шёл снег, покрывая ветви. От тяжести мокрого снега они согнулись, а ударивший мороз сделал снег твёрдым, застывшим. Он так крепко держался на ветвях, словно засахаренная вата. Читать далее

Трудный хлеб

В начале рассказа Е. Носова Трудный хлеб представлено удивительное преображение природы, связанное с наступлением осени: листья поменяли цвет на золотой, птицы покинули родной край. Читать далее

Фантазеры

Рассказ Евгения Носова Фантазеры я прочитал несколько раз, потому, что он очень мне понравился. Это история о двух веселых и добрых мальчиках. Стасик и Мишутка очень любят придумывать всякие забавные и фантастические истории. Читать далее

Федина задача

В произведении «Федина задача», созданном советским писателем Николаем Николаевичем Носовым, повествуется о том, как не надо делать важные дела. Читать далее

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/nosov

Лоскутное одеяло

Автор: Носов Е.И.

Из дальних далей

Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.

Бабушка иногда шивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу.

Я лежу под его уютной толщей и жду к себе бабушку. А она на ногах чуть ли не с первыми петухами, все еще хлопочет по дому: что-то споласкивает, ставит в печь коровье пойло, накрывает рушником хлеб на столе, разбирает на пары и рассовывает по печуркам вязёнки и шубные рукавицы.

И уж после всего гасит лампу, запалив каганец, слаженный ею из пузырька, сырой картофельной кружал-ки и ватного фитиля.

Застя ладонью робкий язычок огня, похожий на тыквенное семечко, она ставит каганец на высокий припечек, чтобы сразу освещал и кухню, где под лавкой с ведрами сеймской воды тихо шуршит лукошеч-ным сеном посаженная на яйца гусыня, и соседнюю проходную комнатку с бабушкиной деревянной кроватью, над которой в углу в широкой витейно-золоченой раме висел строгий лицом Никола.

Наконец бабушка заходит в нашу комнату и, встав перед Николой, ловким перекрестом рук снимает кофту, затем сбрасывает на пол долгую, до пят, юбку и босоного вышагивает за ее круг.

Вся в белом, с нагими плечами и руками, она принимается быстро и непонятно шептать что-то святому угоднику, мерцавшему от шевелящегося на печи светильного огня, одновременно не забывая расплетать косицу, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы, перебросив ее себе на впалую грудь и сноровко, на ощупь, перебирая пальцами пряди и шелковые тесемки. И, трижды склоненно осенив себя широким крестом, а заодно потыкав издали в мою сторону щепотью, она торопко забирается под одеяло и, нахолодавшая перед иконой, истово льнет ко мне, теплому, обжившемуся под ватным пологом.

Смирив дыхание и обвыкнув, бабушка поднимает коленями одеяло, делает из него покатый погребок, над которым хорошо видны косяки, и тихим и умиротворенным голосом человека, завершившего день и добравшегося до постели, вопрошает:

— Так докудова мы дочитали книгу-то нашу?

— Про синий косячок.

.— Уж и до него дошли? А вот про этот сказывала ли? Про голубые колокольца? Про мамкино первое платьице? Девочка-то она была большая, а все не в своем, все в перешитом да переиначенном. Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами.

А на деревне это вон какая оказия. Бабы все бросают, выбегают на улицу. Ну, а китайцы знают, что делать. Прямо по траве раскатывают одну штуку ситца — майский луг, да и только! Распускают другую — и того краше.

Мамка твоя вцепилась в руку, теребит, этак больно дергает: купи да купи… Или про то не сказывала?

— Про колокольцы уже было,— вспоминаю я.

— А-а, ну тогда пойдем дальше. Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи. А привез он ее аж с войны германской. Они тогда под Ригой стояли.

Да немец попер их оттуда, из Курляндской земли, голодных да беспатронных. Да так-то и отходили пешки. Дедушка твой ногу в кровь истер, от мокрых да грязных портянок приключилась хвороба, ногу ему раздуло под самый пах.

Уложили в двуколку с другими ранеными, довезли до какой-то станции, а оттуда — в самый Питер. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Деда как есть прямо на костылях в какой-то комитет и выбрали. Ну, раз выбрали, он и давай прыгать да скакать.

Ну и допрыгался, чуть ногу не отняли. Списали его по чистой да и отпустили, слава богу, с миром.

Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.

— Кой тебе Зимний! — взмаливается бабушка. — Я и доси с курицей по соседям хожу: мужик дома, а зарубить некому. Нет, не герой он у меня, не герой, врать не стану.— И уже спокойным, добрым голосом продолжает: — А так много повидал разного.

Не приведи господь, чего довелось ему, сердешному. Домой пришел — белые чуть шашками не изрубили, в амбаре господский хомут нашли… Ну да ладно на ночь про такое, царица небесная. От тех времен, окромя этого лоскута, костыль остался, где-то на чердаке.

А еще солдатский башлык.

— Это штык такой?— ликующе млею я.

– Не-е! Это такой суконный куль с окрылками. Поверх шапки в метель надевают. Вот придет дедушка с ночного, из конюшни-то, ты и попроси хорошенько. Авось покажет тебе башлык. А то и даст поносить.

Я молча мечтательно киваю.

— Нуте… Так поехали дальше. А вот этот, внучек ты мой, этот лоскутик…— Бабушка вздыхает и, выпростав тонкую, как плеть, голубоватую руку с темной, словно из корья, кистью, долго оглаживает светленький, ничем не примечательный треугольник.

— И что?— тереблю я бабушку, вдруг замолчавшую.— А бабушк?

Бабушка не отвечает. Я скашиваюсь недоуменно, представив, что ее сморил внезапный сон. Но она не спит, и я вижу, как в темной глазнице тусклым оловом мерцает скопившаяся там влага.

Я примолкаю, а она, глубоко вздохнув, опускает колени и разрушает одеяльный погребок.

— Была у меня девочка,— еще раз крестясь, вздыхает она и, повернувшись и потянув на меня лоскутное одеяло, произносит теплым, родным шепотом:— Спи, угоманивай-ся. Завтра еще чего вспомним…

Источник: http://MirZnanii.com/a/361083/loskutnoe-odeyalo

План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: “Чтобы душа не оскудела…” ( Урок литературы по рассказу Е.Носова “Лоскутное одеяло” в 7 классе)

Урок литературы

Тема: «Чтоб душа не оскудела»

(по рассказу Носова «Лоскутное одеяло»)

Цели:

  1. Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традиции, ремесла, родная речь).
  1. Совершенствовать умение учащихся лингвистически анализировать художественный текст, определять его идейное своеобразие.
  1. На примере рассказа «Лоскутное одеяло» показывать основные мотивы творчества Е. Носова.

Оборудование:

  1. Эпиграф: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия» (В. Чалмаев).
  1. На листах напечатать высказывания:

– «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и к природе расположенность… струение души». (А.И. Солженицын)

– «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» (Д.С. Лихачев)

– «Малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствонная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…» (Е. Носов)

  1. На доске драпировка – лоскутное одеяло.
  1. Выставка изделий, выполненных в лоскутной технике.
  1. Музыкальное сопровождение.

– печурка – углубление в печке для просушки обуви, вещей;

– вязёнка – пуховой платок;

– застя – заслонив;

– наперво – сначала;

– рушник – полотенце.

  1.  Творчески оформленная родословная ученика.

                                                    Ход урока:

  1. Интегрирующее начало урока.
Читайте также:  Краткое содержание волшебник из страны оз баума точный пересказ сюжета за 5 минут

Звучит музыкальное сопровождение: «С чего начинается Родина?»

– Для каждого человека родина начинается по-своему. Ребята, а с чего начиналась ваша родина? Какие понятия, предметы, по-вашему, включает «малая родина»?

– А современный писатель Евгений Носов считает, что «малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»

  1. Мотивация, целеполагание.

Евгений Носов в своих коротких рассказах рисует простейшие фрагменты живой жизни, где один – единственный эпизод помещается в центре художественной вселенной, приобретает значение обобщения и поднимает общечеловеческие нравственные проблемы.

Предлагаю на примере рассказа «Лоскутное одеяло», которое вы почитали к уроку, через коллективную аналитическую деятельность доказать достоверность слов В. Чалмаева, взятых в качестве  эпиграфа к уроку: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия».

  1. Решение проблемы. Исследование.

– Итак, рассказ «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает название? (домашний уют, тепло, мастерство…).

– Как вы себе представляете лоскутное одеяло? (разноцветные клинья – треугольнички, сшитые между собой).

– Какие качества женщины проявляются в изготовлении подобных вещей? (бережливость, сноровка, терпение, художественный вкус).

– Предлагаю вам помечтать. (звучит музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Представьте, что у вас есть крылья. Вот вы их расправили и парите в свободном полете… Поглядите вниз, на поверхность земли. Что вы видите? Какими цветами раскрашена наша родина?

– Что напоминают нам краски земли с высоты птичьего полета? (Лоскутное одеяло).

– Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.

Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню, по которой важно разгуливают грачи; ярко-желтый – солнечную поляну мягких одуванчиков или медвяной сурепки; цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на душистом летнем лугу; бледно-зеленый – поспевающие озимые хлеба, обрызганные свежей утренней росой.

– Какие краски природы вы увидели в рассказе Евгения Носова? («по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу…»).

– Какой человек может увидеть краски земли? (любящий природу).

Чтение учеником стихотворения собственного сочинения. (дифференцированное домашнее задание).

– Итак, сделаем первый вывод.

Что символизирует лоскутное одеяло? (образ земли)

(На доске появляется запись: Лоскутное одеяло – это…)

-Кто главные герои рассказа? (бабушка и внук)

– На каком 1 эпизоде строится рассказ? (разговор внука с бабушкой перед сном)

– Каковы временные рамки эпизода? (около часа)

– Повествование ведется от 1 лица (внука)

– С каким чувством внук говорит о бабушке?  Прочитайте. (третий абзац).

– Вы заметили, что традиционного противостояния между старшими и младшими в рассказе Носова нет! Наоборот! Невидимые нити родства и взаимной любви соединяют этих героев, словно лоскутик к лоскутику.

– Так с чем можно сравнивать лоскутное одеяло? (с многочисленной дружной семьей, лоскутики – члены этой семьи).

Ученик демонстрирует оформленную родословную своей семьи. (дифференцированное домашнее задание).

– Итак, второй вывод. Что символизирует лоскутное одеяло? (дружную семью, родословную, связь поколений).

– Каким словом бабушка с внуком называют лоскутное одеяло? (книга).

– Если заменить слово «книга» на «учебник», то о какой учебной дисциплине пойдет речь? (история).

– Получается, что по лоскутному одеялу можно историю изучать? Давайте проследим историю этой семьи.

Чтение фрагмента по ролям (со слов «Смирив дыхание…»)

– О каких исторических событиях повествует «книга»? (Были у богатых в услужении; за то, что в амбаре нашли господский хомут, белые чуть не изрубили деда; на империалистической войне дед стал инвалидом.  Революция… потеря родных…)

– Как зовут бабушку? (Ионовна)

– По отчеству можно предположить, что она из семьи священника – история таких людей скорей всего трагична.

– Какие чувства навевает у бабушки «светленький, ничем не приметный треугольник»? (грустные воспоминания, у «бабушки в темной глазнице тусклым овалом мерцает скопившаяся влага»)

– «Была у меня девочка…», – говорит сквозь слезы бабушка. Что с ней случилось? Почему бабушка уходит от разговора, делая вид, что уснула? (наверное, не хочет мальчику на ночь рассказывать страшные вещи).

– Что значат для мальчика такие вечерние беседы с бабушкой? (познание жизни, истории семьи, страны)

– Итак, делаем третий вывод. Чем является лоскутное одеяло? (Летописью истории, книгой времен)

– Прочитайте начало рассказа. Что он напоминает? (Зачин сказки)

– Какой выразительный прием использует автор? (Инверсии)

– С какой целью? (Автор приглашает к задушевному разговору, как в русских народных сказках «Жили-были»…)

– Как из заветного волшебного сундучка достает автор самоцветы русского народного сказа! Давайте найдем эти драгоценности и проанализируем их роль и место в современном рассказе.

– Опишите бабушку словами автора. (Тихий, умиротворенный голос; косица, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы; впалая грудь; тонкая, как плеть, голубоватая рука с темной, словно из корья, кистью)

– Почему так много глаголов использует автор, создавая портрет героини? («Под его уютной толщиной», «разноцветное полотнище», «Витейнозолоченая рама»).

– Как готовит себя ко сну бабушка? (Шепчет молитву «перед Николой»)

– Как вы думаете, бабушка для своих благ просит у Святого Угодника? (Нет, наверное, бабушка благодарна Господу за то, что с ней внук рядом, в доме сытно, тепло. А что еще нужно!)

– Зачем «трижды склоненно осенив себя широким крестом», бабушка тычет «шепотью» в сторону внука? (забота привычная и постоянная).

– А как интересна речь бабушки! Как она обращается к внуку? К дедушке? («Внучек ты мой», «сердешный»).

– Какие просторечные слова использует автор? («докудова», «авось»).

– Зачем? (достоверный речевой портрет).

– Действительно, речь бабушки выразительна, певуча. («майский луг, да и только!»)

– Какие слова оценочного характера употребляет автор? («сноровно», «истово»)

«Истово» – короткое, но точно найденное слово говорит об отношениях, о состоянии души, о том, как важно в старости не остаться одному, о том, что сил – то все меньше: всю себя бабушка отдает семье.

В течение дня найдет ласковое слово и для коровушки, и для гусыни под лавкой, и день закончит молитвой (пусть торопливой, главное – живет по христианским заветом!), и с внуком о сокровенном – давнем – поговорит.

– Итак, четвертый вывод: лоскутное одеяло призывает почитать старших, сохранять родную речь, национальные традиции.

                       Физкультминутка. (Имитация кройки и шитья лоскутного одеяла).

– Рассказ как бы не закончен. Финал открытый. Почему? («косячков» в одеяле так много! Наверное, невозможно вспомнить всю жизнь человеческую)

– И все же в лоскутном одеяле – история семьи, целого народа…

Обращение к эпиграфу.

Общий вывод: действительно рассказ Е. Носова рисует картины живой, настоящей жизни. Их нет в учебниках истории. Их нужно пережить…

Солженицын И.А. пишет: «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность… струение души».

Я надеюсь, что ваши души, тоже посветлели, обогатились, заструились.

– Когда я впервые прочитала этот рассказ, то почувствовала что-то знакомое, родное. Словно картины из моего детства. Моей бабушки уже нет в живых, но в душе она никогда не покидает меня.

Звучит стихотворение «Разговор с бабушкой».

( музыкальное сопровождение).

Я тебя часто вижу во сне

Такой дорогой, безмолвной, смиренной.

Ты слегка улыбаешься мне,

Освобождая от горестей бренных.

Я с тоскою гляжу на тебя,

Вижу темные впалые веки,

Тереблю твои руки любя,

Хочу образ запомнить на веки.

Медный крест у тебя на груди…

И белесых волос уже мало.

Лучшей бабушки мне не найти!

Жаль, при жизни тебе не сказала…

– Ребята, вы богаты: у вас есть заботливые бабушки. Но придет время старости, немощи. Кто им поможет? Конечно, вы.

Именно старое лоскутное одеяло и душевные беседы с бабушкой могут направить ребенка на правильный, нравственный путь.

Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».

Чтобы душа не оскудела, давайте для себя и для других составим нравственные заповеди, «Поучения» от Евгения Носова, и постараемся их соблюдать. Используйте глаголы в повелительном наклонении.

Нравственные заповеди:

«ПОУЧЕНИЯ» от Евгения Носова.

  1. Люби и охраняй родную природу.
  2. Люби родных своих. Составь родословную.
  3. Почитай старших.
  4. Знай историю села, страны.
  5. Береги родную речь.
  6. Храни национальные традиции.
  7. Читай русскую литературу.

– Дома вы должны были ответить на вопрос: «Чему учит рассказ Е. Носова «Лоскутное одеяло»?

– Совпадает ли ваш ответ с «Поучениями».

– Трудно ли соблюдать нравственные заповеди? (Очень трудно, но под силу каждому).

– Я желаю вам, чтобы ваша душа не оскудела.

  1. Оформить родословную в виде лоскутного одеяла.
  1. Написать стихотворение или сочинение «Моя бабушка» или «Моя малая родина».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/23/chtoby-dusha-ne-oskudela-urok-literatury-po-rasskazu-e-nosova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector