субъективистка. краткий? пересказ краткого? пересказа 🙂
приехать за 15 минут до обзначенного времени и, не увидев никого в центре зала, отослать смс Андрею, который координировал наш массовый выезд из Питера: “напишись, как будешь на Московской “.
Иду к выходу на Алтайскую.
на скамейке слева сидят двое: девушка с короткой стрижкой *потом я уже узнала, что это Ведьма* и парень с плакатом: “Съезд склеротиков. Хотите вспомнить хоть что-то?”
Ага, свои, моментально решает Рыж.Быстым шагом подхожу и успеваю услышать, как вслух читают моё сообщение.
Тут же радостно:- Ооооо, Андрей, спасибо, что отписался :)Смех, обнимания, ожидание остальных.Как он потом стоял в центре зала и какими глазами на него смотрели проходящие мимо люди – это отдельный fun.
Привет неадекват, ролевики на станции))Знакомимся с вновь прибывающими *до последнего я была уверена, что из игроков никого не знаю и видя всё новые лица только сильнее убеждалсь в этом мнении*тихий вой-просьба Ведьмы: “ну пойдёмте уже наверх – покурим”Нет, надо встретить всех.
Приезд Анора и его же “а курить идём?”
радостно:- Я тебя так понимаю.Втроём, вместе с Ри, поднимаемся наверх *так и не поняла с кем она потерялась на выходе с эскалаторов*, но на улицу мы выходили уже вдвоёмто, как мы с Лютиком бегали за огромной бутылкой зелёного чай.
*и как потом оказалось, что она та самая Наташа, которую мы все ждём без которой никуда не поедем, пока она не придёт*стоим общаемся на выходе из подземного перехода, попеременно звоним Эрике.Краем глаза вижу знакомыq силует, поднимающийся по ступенькам.мысленно: Ой, ну нет, ну что Кащею здесь делать.
(тем более у Андрея в списках какой-то Кощей и я ему как раз рассказывала, что знаю и Алукарда через “т” и как раз Кощея, через “а”)
знакомый силуэт проходит ещё пару ступенек и тут я понимаю, что это не галлюцинация – т.к. это именно Захар.Следующие пять-пятнадцать минут: “Cволочь, ты что здесь делаешь. Как же я тебя ненавижу” и “о, неужели появился человек, который будет не давать мне курить” *ребят, мы не встречаемся. мы просто давно знакомы, поэтому так тепло..
дада, тепло общаемся))*как я доставала Капитана звонками каждые минут 10 с вопросом “вы вообще из этого подземелья вылезете?”и как меня мучали игроки тем, что “мы едем играть или нам и тут неплохо?)”в автобусе всеобщее общение и:- Я не знаю что мы проезжаем, но надо бы позвонить Эрике, чтобы она нас встретила”- А, если она замёрзнет, пока нас ждать будет?- Эрика?.. я тебя умоляю.- Алё,зай.
Мы где-то едем. Площадь.Эрика решила, что мы уже в Гатчине и я и представить не могу как быстро она бежала на остановку. а ехали мы после моего звонка ещё минут 20 где-то точно))))- А кто знает где нам выходить?- На Кирхе.- Хорошо, поставим вопрос по-другому: А кто знает что и где такое эта Кирха?- Андрей знает.- Ну, если учесть, что эти вопросы он мне сам недавно задавал.
– Ну, тогда точно доедем))въезжая в Гатчину: – О, нам нужна третья остановка.- Так, ещё одна и гоу.- Эээээээрика.смех, радость.манул, на которого скастовали заморозку, у входа в школу.как мы с Ведьмой убежали от всех переодеваться.получение загруза.for me это выглядело так:- Рыыыыыыыжая… Держи кулон. Ты – дочь богатых родителей. и очень внимательная. кольцо на безымянном есть?- Да. ааа..
ааа, и всё? записки там? что-то ещё?- Не-а, ты умняшка – сама всё распутаешь.Я и распутывала, вовремя заобщавшись с журналисткой начало игры.вы все спите *народ планомерно рассаживаетсяраскладывается по лавкам*просыпаемся.- *Эрика* У вас очень болит голова и вы все ничего не помните.
А голодные игроки, отыгрывая *посмотреть со стороны, так последствия вчерашней затянувшейся пьянки*: держась за болящие головы и ошарашено вращая головами ломанулись к накрытому *спасибо ещё раз любимым мастерам* столу))На труп очаровательной девушки с одной серёжкой и зажатым в руке обрывком газеты внимания никто не обращал минут так пять точно, увлечённо поглощая бутерброды.
а потом:- *кто кричал не помню, но экспресии было, хоть отбавляй* О, боже, она мертва!!- Аааааааааа, труп.- Давайте без обмороков, дамы.- Врач!! Здесь есть врач?!!- Позовите же уже врача!- Да-да, я помню что-то по медицине. . Оооу, пульса у неё нет.- А давайте её обыщем!!*ну никакого уважения к покойникам*- Позвоните уже в полицию.- Телефоны не работают.- Да, вообще не работают.
– Мне нужен свежий воздух.- А, да, двери тоже не открываются- *мастерский дозагруз* сошла лавина и вас накрыло снегом. Из дома не выбраться.- Мастера, а времени-то хоть сколько?- *Эрика* Половина девятого.- *кто-то из игроков* не, на моих только три :)- Мы Уже Играем!!)))Долгое выяснение кто есть кто *оно длилось до последних минут игры*и:- Да, кстати, девушка-то задушена.
– Чтооо?!- *Эрика шёпотом кому-то из осматривающих “труп” * у неё под ногтями следы крови *громко, всем* на шее следы от верёвки – явно видна полоса.- А как вас зовут?- А какое вам дело? *вот после таких ответов Владислав Коуэн – Ариан и стал “мистер Хам”, как его называла почти до конца игры добрая половина игроков. Ну, были ещё те, кто просто отвечали “эммммм, в зелёном пиджаке”.
я то, что пиджак именно green заметила тольк на втором часу игры))*Приступ Эда *Кэп*, который вылечился бутылочкой лекарства, найденного у него же в карманах.- *врач, бегающий по всему залу, т.к. его помощь требовалась ежеминутно* Хм, у меня есть три такие же.
– *Эд* Любые деньги, только продайте мне их!!в итоге врач вспомнил и о клятве Гиппократа и о том, что он честный гражданин и одну отдал ему собственноручно))- Надо всех осмотреть.
– А с чего это вы всё решаете?- Я собрал вас всех здесь.- *насмешливо* Да конечно!- *Штраус – А.Фанталов* На ваших пригласительных стоит моё имя.
На правах хозяина этого дома я прошу собравшихся создать некое подобие круга и пусть доктор проведёт детальный осмотр на предмет свежих царапин.- А давайте с доктора и начнём!*и круг быстро превращается в толпу))*дальше: Кристина *Мика* с блокнотом, доктор, проводящий осмотр и Штраус, который просто не может не быть не в курсе:- Имя, покажите руки, шею. Что-то помните ещё о себе?..
и опять:- А какого чёрта я должен это при всех делать *и снова мистер Хам*Элен *Рилль* на чьих руках нашли царапины (а ведь я её N'ый период времени считала потенциальной убийцей, аха, не всё так просто было) с фотографией Майкла *Анор*А, да.
Кто вообще заметил, что у трупа на руке тоже было обручальное? XDЧейз *Рандир* с поддельной подьписью главы фонда на приглашении:- А может это у вас всех поддельные и только я и был сюда приглашён.- Ещё чего))*коммент самого Чейза во время разговора с кем-то из игроков:- Судя по записям в своём блокноте я частный детектив.
Судя по тому, что я в них ничего не понимаю – я хреновый частный детектив 🙂 *Газеты и бумаги, которые мы почти наизусть выучили и до дыр зачитали *а потом…ох, мастера, ну учудили. В общем итоге – оказалось, что все они не имели никакого рельного отношению ко всему происходящему безумию.надо было видеть реакцию игроков, которые битый час пытались хоть как-то зацепить логику поведения и мышления за эти статьи и счета*Художница *Лиса* с блокнотом полным зарисовок, нашедшая портрет Мари *Хикари* в этот самом блокноте.(Разговор с Кристин:- Уэйн – это он или она?- Пошли искать.- Эммм, как ты себе это представляешь?..*через пару секунд*- Вы Уэйн?- Нет.- А вы не знаете кто жто?- Эээээ, нет.
– Блин, ну пошли дальше)))
как потом оказалось Уэйн – девушка-инспектор полиции *Мист*дочь мэра *Лиса* мне:- А ты не журналист”- Нет, она. а я не помню даже имени.. Ааа, ты про пожизнёво. Ну, да – бывает))- Чувствуется профессиональная хватка
– Оооооо,это неизличимо)
– *Мэр* Господа, а давайте растопим камин? Становится холодно…- Дада, холодновато..- *мастера* КАМИН?!- Тащите стулья – жжём камин!- Может разжигаем?- А это уже как получится))..В конце игры:- А почему камин-то горит, если нас засыпало снегом по самую крышу?- Нуууу. . . А у нас, например, вот. . .ну, стометровая труба!- *Эрика* Чтооооо? Какой ещё стометровый труп?- Кто напугал мастера?)Я составила список всех, включая труп *Миали*. Получалось аж 28 человек *и это я ещё мастеров не записала*.- Кристин, у меня стойкое ощущение, что кого-то по два раза записываем.- А у меня, что кого-то не посчитали.- Итак, нас 27 человек и труп *Миали бодро бегает с фотоаппаратом по залу*. Мииииииииило..убийство повара.Все толпятся в маленькой комнатке второго зала, где и было обнаружено тело:- *Миали* ну чуть-чуть отойдите.- Не толпимся, у привидения такой кадр пропадает))*коммент Майкла через несколько минут после этого происшествия*- Ну всё, нам тут *имелось в виду в этом доме* делать нечего?- Почему?..- Повара нет – кто будет теперь готовить.
– А,да..))
Сбор тесной компании во втором зале:- Господа, а вас не кажется, что Вл.Коуэн что-то скрывает?- *Рыжая* давайте его обыщем!- О_о Как ты себе это представляешь – он не даст этого сделать.- Вас четверо парней. Я вас умоляю – пожизнёво держим и. . .- Хм, ну вперёд!в итоге они его оглушили:- *Денис.
мастер по боёвке* Кто оглушал?- Погоди, двумя руками между лопаток – всё же по правилам, оглушение на пять минут, так?- да 🙂 Так кто оглушал-то? Кащей?- Нет, я.- Тогда три минуты.
– *дружный хохот *По-че-му?- Да ты их массы сравни?) Явно три :)- *Мадлен Лайт – Юля Лукина, обыскивая Владислава* ребят, а вам не кажется, что это не женское занятие – шарить мужчине по карманам.- Ну почему . . .
итог: записка
с парой строк “новая партия прибует в субботу” и ещё однас числами (вторую такую же кто-то видел у Штрауса и я несусь выяснять – что же связывает эту парочку)А, да – Фанталов умеет очень изобретательно уводить игровые разговоры на что-то пожизнёвое – мне очень хотелось пару раз щёлкнуть пальцами перед мордашкой Мики, чтобы она вспомнила за чем мы пришли сюда))Парень с бабочкой – кто-то из персонала *Антон*, у которого нашли в кармане верёвку и ключ от задней двери:- И что нам с этим ключом делать? Выйти-то всё равно нельзя….- А почему у него удавка вас не интересует?)..Рейверс *Фил* – парень с пистолетом(потом его забрал Штраус.Самый эпичный момент – это, когда относительная тишина и спокойствие на пару минут – все тихо общаются в зале и тут у Штрауса с оглушительным грохотом падает на пол оружие:- *тихий коммент кого-то из мастеров* Нене, всё хорошо – оно не выстрелило.потом его забрала инспектор полиции. Которая боится трупов и не умеет пользоваться оружием. Но ей мы доверяли больше, чем всем остальным)Отдельное спасибо Иоганне Рейхенбах *Ведьме* за потрясающе яркий образ *и макияж)))* – эксцентричной коллекционерке антиквариата(а, да, игроки – что был за момент, когда она плачет, сидя у стола – я этого совсем не помню..)Мадлен – певица с кокаиновой ломкой. И радостный Рейверс, которому-таки удалось впарить ту дозу кокаина, которую у него нашли:- Мадлен плохо.- У неё за сгибе руки следы от шприца.О, боже, но она же певица..- Наркоманка!- Да как вы смеете!- Одно другому не мешает.(это мне пересказывал кто-то из игроков:- Так кокаин у нас есть, а у кого есть шприц? – *Рейхенбах* У меня!- Нет, ну я не понимаю, откуда у вас шприц?- Ой, ну есть и есть..)Но добрый доктор чуть не дал ей яд, перепутав пакетики.Когда мисс Лайт узнала из записей Кристин, что характер у неё склочный и отвратительный – она настолько искренне просила прощения за своё поведение в прошлом, что не проникнуться было не возможно *даже, если вспомнить, что перед этим ей дали дозу))*- *я – Кристин* А что происходит? Такие крики..- Да там кто-то умирает. Девушка-блондинка, симпатичная такая.- *пятаясь хоть что-то разобрать за спинами толпы у стульев* А, ну ладно – продолжим перепись. Думаю, если умрёт – нас позовут.- А вы хлоднокровны.- Я не помню как меня зовут, я не знаю что с моим мужем, и здесь ли он вообще, хоть и уверена, судя по кольцу, что я замужем. А тут ещё и кто-то умирает! Нет, если это мне поможет что-то вспомнить – я вообще не против.
За списком охотились,
Источник: https://klepanoe-solnce.livejournal.com/66742.html
Краткое содержание по рассказам Носова
В данном рассказе два главных героя: Мишка и рассказчик. Два друга давно хотели покататься на машине, но их никто не брал Читать далее
Варька
В рассказе Евгения Носова «Варька» идет речь о школьнице, которую зовут Варька. Она все летние каникулы проводит на колхозном птичнике и помогает в выращивании уток Читать далее
Весёлая семейка
Паровая машина, которую сделали Мишка и Колька, взорвалась. Мишка обжег горячим паром руку. Мама нанесла ему на руку мазь, а потом выбросила в мусор паровую машину. Читать далее
Витя Малеев в школе и дома
1951 год. Николай Носов пишет повесть о младших подростках «Витя Малеев в школе и дома». Суть сюжета текста для детей в том, что главный герой – Витя в каждой главе переживает приключения Читать далее
Дневник Коли Синицына
В этом произведении говорится о мальчишке по имени Коля, который был старательным и любопытным ребенком. Летом, когда занятия в школе уже закончились, мальчик завел дневник. Читать далее
Дружок
Два мальчика едут на дачу к тете. Они не хотят с матерью рано возвращаться домой и уговаривают ее оставить их у тети. Собака тети вывела 6 щенят. Ребята решили одного с собой забрать. Положив его в чемодан мальчики едут домой на поезде. Читать далее
Живая шляпа
Чудная история про двух озорных мальчишек, которые поверили в чудеса. Два друга Вадик и Вовка как-то сидели дома у Вадика и раскашивали картину. Читать далее
Живое пламя
В этом рассказе сам автор как будто снимает комнату у пожилой женщины. В комнате, которвя отведена для жильца, висит фотография молодого человека в костюме летчика. Хозяйка спрашивает – не помешает ли портрет жильцу Читать далее
Замазка
Однажды, подготавливая рамы к наступлению зимы, стекольщик замазывал трещины на окне. Как только он ушел, два мальчика — Шура и Костя, отскоблили замазку и стали лепить из нее разных животных Читать далее
Заплатка
У мальчишки по имени Бобка были любимые штаны. Он ими гордился очень, перед ребятами хвастался, называл солдатскими, потому что они были защитной расцветки. Больше ни у кого во дворе таких штанов не было. Мальчишки Бобке даже немного завидовали. Читать далее
Затейники
Петя и Валя любят придумывать различные игры, они считают себя большими затейниками. Однажды они прочитали сказку про трёх поросят, и стали играть Читать далее
Клякса
В этой истории основным персонажем был школьник Федя. Обожал мальчишка веселить своих одноклассников, особенно предпочитал это делать на занятиях. Читать далее
Красное вино победы
В произведение автор показывает конец страшной и долгой войны, сравнивая ее с праздником. Радуются не только люди, но и природа. Ведь именно весной с ее оживлением приходит весть о скорой победе. Читать далее
Кукла
Рассказ заставляет задуматься о жестокости и равнодушии людей, о причинах, по которы ребенок повзрослев становится деспотичным и бездушным. Читать далее
Милиционер
Алика всегда пугали милиционерами, и он стал их бояться. Однажды с Аликом случилась беда: он заблудился и даже не понял, как это получилось. Он вышел во двор, к соседнему дому, на улицу, а потом уже не мог найти дорогу домой. Читать далее
Мишкина каша
Главные герои рассказа – ребята Коля и Миша. Мама Коли вынуждена уехать на пару дней. Она считает, что ее сын уже взрослый, а потому его можно оставить дома одного. Для того, чтобы мальчик было, что есть, мама учит его правильно варить кашу. Читать далее
Незнайка в Солнечном городе
Малыш-коротыш Незнайка жил в Цветочном городе и дружил с малышкой Кнопочкой. Они любили вместе мечтать на сказочные темы. Сам того не подозревая, Незнайка совершил три добрых поступка Читать далее
Незнайка на Луне
Произведение повествует о событиях, случившиеся с коротышками после того, как они посетили Цветочный город. А начинается все с того, что Знайка вместе с двумя друзьями был на Луне, и теперь он один хотел туда полететь. Читать далее
Огородники
Повествование ведется от лица рассказчика, который в составе дружной команды мальчишек прибыл в пионерский лагерь. Вожатый по имени Витя оповестил их, что всем будут выделены участки для огорода Читать далее
Огурцы
Главные герои – ребята, которых зовут Павлик и Котька. Однажды ребята собрались на рыбалку, но она абсолютно не удалась. Мальчик не повезло, они не смогли ничего словить. Тогда ребята решили возвращаться домой. Читать далее
Приключения Незнайки и его друзей
Сказка Николая Носова повествует о маленьком чудесном городке, который населяют крохотные человечки. Из-за своего маленького роста они получили ласковое название – коротышки Читать далее
Приключения Толи Клюквина
Толя Клюквин ученик четвертого класса. Мальчик очень добрый и общительный, поэтому у него много друзей. Однажды после школы Толя решает сходить в гости к своему хорошему другу, чтобы вместе поиграть в шахматы. Читать далее
Радуга
Повествование о десятилетнем Евсейке и его вере в чудеса. В начале рассказа один из главных персонажей в поздний час прибывает на станцию железной дороги в поисках человека, доставившего бы его до расположенной неподалеку деревни. Читать далее
Ступеньки
Маленький мальчик в детском садике обучился счёту, детей научили считать до десяти. И вот Петя радостный идёт из садика домой, его переполняет гордость, что он умеет считать Читать далее
Телефон
Эта история написана от лица главного героя – мальчика лет восьми. Герой рассказывает, как однажды они со сверстником Мишкой оказались в игрушечном магазине. Там они увидели замечательную вещь – игрушечный телефон Читать далее
Три охотника
Произведение Николая Носова Три охотника является весёлым рассказом. В рассказе задействованы три персонажа, охотника: дядя Кузьма, дядя Федя, дядя, дядя Ваня. Прогуливаясь по лесу они решили отдохнуть Читать далее
Тридцать зёрен
Всю ночь шёл снег, покрывая ветви. От тяжести мокрого снега они согнулись, а ударивший мороз сделал снег твёрдым, застывшим. Он так крепко держался на ветвях, словно засахаренная вата. Читать далее
Трудный хлеб
В начале рассказа Е. Носова Трудный хлеб представлено удивительное преображение природы, связанное с наступлением осени: листья поменяли цвет на золотой, птицы покинули родной край. Читать далее
Фантазеры
Рассказ Евгения Носова Фантазеры я прочитал несколько раз, потому, что он очень мне понравился. Это история о двух веселых и добрых мальчиках. Стасик и Мишутка очень любят придумывать всякие забавные и фантастические истории. Читать далее
Федина задача
В произведении «Федина задача», созданном советским писателем Николаем Николаевичем Носовым, повествуется о том, как не надо делать важные дела. Читать далее
Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/nosov
Лоскутное одеяло
Автор: Носов Е.И.
Из дальних далей
Было у моей бабушки Варвары Ионовны одеяло, собранное из разных лоскутов материи.
Бабушка иногда шивала нехитрые крестьянские обновы: штаны и рубахи, кофты и сарафаны, да и нам, ребятне, всякую всячину. От этого и оставались обрезки, из которых бабушка кроила одинаковые косяки, сшивала их попарно в квадраты, а уж из квадратов получалось веселое разноцветное полотнище, служившее верхом ватному простеганному одеялу.
Я лежу под его уютной толщей и жду к себе бабушку. А она на ногах чуть ли не с первыми петухами, все еще хлопочет по дому: что-то споласкивает, ставит в печь коровье пойло, накрывает рушником хлеб на столе, разбирает на пары и рассовывает по печуркам вязёнки и шубные рукавицы.
И уж после всего гасит лампу, запалив каганец, слаженный ею из пузырька, сырой картофельной кружал-ки и ватного фитиля.
Застя ладонью робкий язычок огня, похожий на тыквенное семечко, она ставит каганец на высокий припечек, чтобы сразу освещал и кухню, где под лавкой с ведрами сеймской воды тихо шуршит лукошеч-ным сеном посаженная на яйца гусыня, и соседнюю проходную комнатку с бабушкиной деревянной кроватью, над которой в углу в широкой витейно-золоченой раме висел строгий лицом Никола.
Наконец бабушка заходит в нашу комнату и, встав перед Николой, ловким перекрестом рук снимает кофту, затем сбрасывает на пол долгую, до пят, юбку и босоного вышагивает за ее круг.
Вся в белом, с нагими плечами и руками, она принимается быстро и непонятно шептать что-то святому угоднику, мерцавшему от шевелящегося на печи светильного огня, одновременно не забывая расплетать косицу, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы, перебросив ее себе на впалую грудь и сноровко, на ощупь, перебирая пальцами пряди и шелковые тесемки. И, трижды склоненно осенив себя широким крестом, а заодно потыкав издали в мою сторону щепотью, она торопко забирается под одеяло и, нахолодавшая перед иконой, истово льнет ко мне, теплому, обжившемуся под ватным пологом.
Смирив дыхание и обвыкнув, бабушка поднимает коленями одеяло, делает из него покатый погребок, над которым хорошо видны косяки, и тихим и умиротворенным голосом человека, завершившего день и добравшегося до постели, вопрошает:
— Так докудова мы дочитали книгу-то нашу?
— Про синий косячок.
.— Уж и до него дошли? А вот про этот сказывала ли? Про голубые колокольца? Про мамкино первое платьице? Девочка-то она была большая, а все не в своем, все в перешитом да переиначенном. Тут под самую Троицу вот тебе китайцы-коробейники с товарами.
А на деревне это вон какая оказия. Бабы все бросают, выбегают на улицу. Ну, а китайцы знают, что делать. Прямо по траве раскатывают одну штуку ситца — майский луг, да и только! Распускают другую — и того краше.
Мамка твоя вцепилась в руку, теребит, этак больно дергает: купи да купи… Или про то не сказывала?
— Про колокольцы уже было,— вспоминаю я.
— А-а, ну тогда пойдем дальше. Этот вот косяк-то, который с колокольцами в паре, видишь, по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу, это от дедушкиной рубахи. А привез он ее аж с войны германской. Они тогда под Ригой стояли.
Да немец попер их оттуда, из Курляндской земли, голодных да беспатронных. Да так-то и отходили пешки. Дедушка твой ногу в кровь истер, от мокрых да грязных портянок приключилась хвороба, ногу ему раздуло под самый пах.
Уложили в двуколку с другими ранеными, довезли до какой-то станции, а оттуда — в самый Питер. А тут вскорости царя спихнули, революция началась. Деда как есть прямо на костылях в какой-то комитет и выбрали. Ну, раз выбрали, он и давай прыгать да скакать.
Ну и допрыгался, чуть ногу не отняли. Списали его по чистой да и отпустили, слава богу, с миром.
Мне не нравится, что дедушку выпроводили из Питера и что он, оказывается, не участвовал в штурме Зимнего дворца.
— Кой тебе Зимний! — взмаливается бабушка. — Я и доси с курицей по соседям хожу: мужик дома, а зарубить некому. Нет, не герой он у меня, не герой, врать не стану.— И уже спокойным, добрым голосом продолжает: — А так много повидал разного.
Не приведи господь, чего довелось ему, сердешному. Домой пришел — белые чуть шашками не изрубили, в амбаре господский хомут нашли… Ну да ладно на ночь про такое, царица небесная. От тех времен, окромя этого лоскута, костыль остался, где-то на чердаке.
А еще солдатский башлык.
— Это штык такой?— ликующе млею я.
– Не-е! Это такой суконный куль с окрылками. Поверх шапки в метель надевают. Вот придет дедушка с ночного, из конюшни-то, ты и попроси хорошенько. Авось покажет тебе башлык. А то и даст поносить.
Я молча мечтательно киваю.
— Нуте… Так поехали дальше. А вот этот, внучек ты мой, этот лоскутик…— Бабушка вздыхает и, выпростав тонкую, как плеть, голубоватую руку с темной, словно из корья, кистью, долго оглаживает светленький, ничем не примечательный треугольник.
— И что?— тереблю я бабушку, вдруг замолчавшую.— А бабушк?
Бабушка не отвечает. Я скашиваюсь недоуменно, представив, что ее сморил внезапный сон. Но она не спит, и я вижу, как в темной глазнице тусклым оловом мерцает скопившаяся там влага.
Я примолкаю, а она, глубоко вздохнув, опускает колени и разрушает одеяльный погребок.
— Была у меня девочка,— еще раз крестясь, вздыхает она и, повернувшись и потянув на меня лоскутное одеяло, произносит теплым, родным шепотом:— Спи, угоманивай-ся. Завтра еще чего вспомним…
Источник: http://MirZnanii.com/a/361083/loskutnoe-odeyalo
План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: “Чтобы душа не оскудела…” ( Урок литературы по рассказу Е.Носова “Лоскутное одеяло” в 7 классе)
Урок литературы
Тема: «Чтоб душа не оскудела»
(по рассказу Носова «Лоскутное одеяло»)
Цели:
- Способствовать формированию у учащихся ценностного отношения к родной природе и близким людям, к истории страны и национальным святыням (традиции, ремесла, родная речь).
- Совершенствовать умение учащихся лингвистически анализировать художественный текст, определять его идейное своеобразие.
- На примере рассказа «Лоскутное одеяло» показывать основные мотивы творчества Е. Носова.
Оборудование:
- Эпиграф: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия» (В. Чалмаев).
- На листах напечатать высказывания:
– «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и к природе расположенность… струение души». (А.И. Солженицын)
– «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя» (Д.С. Лихачев)
– «Малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствонная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…» (Е. Носов)
- На доске драпировка – лоскутное одеяло.
- Выставка изделий, выполненных в лоскутной технике.
- Музыкальное сопровождение.
– печурка – углубление в печке для просушки обуви, вещей;
– вязёнка – пуховой платок;
– застя – заслонив;
– наперво – сначала;
– рушник – полотенце.
- Творчески оформленная родословная ученика.
Ход урока:
- Интегрирующее начало урока.
Звучит музыкальное сопровождение: «С чего начинается Родина?»
– Для каждого человека родина начинается по-своему. Ребята, а с чего начиналась ваша родина? Какие понятия, предметы, по-вашему, включает «малая родина»?
– А современный писатель Евгений Носов считает, что «малая родина – это окоем нашего детства. Увиденная, услышанная и восчувствованная первореальность. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа…»
- Мотивация, целеполагание.
Евгений Носов в своих коротких рассказах рисует простейшие фрагменты живой жизни, где один – единственный эпизод помещается в центре художественной вселенной, приобретает значение обобщения и поднимает общечеловеческие нравственные проблемы.
Предлагаю на примере рассказа «Лоскутное одеяло», которое вы почитали к уроку, через коллективную аналитическую деятельность доказать достоверность слов В. Чалмаева, взятых в качестве эпиграфа к уроку: «Рассказы Носова – это просветления народного духа, это вершины, с которых видна истинная Россия».
- Решение проблемы. Исследование.
– Итак, рассказ «Лоскутное одеяло». Какие ассоциации вызывает название? (домашний уют, тепло, мастерство…).
– Как вы себе представляете лоскутное одеяло? (разноцветные клинья – треугольнички, сшитые между собой).
– Какие качества женщины проявляются в изготовлении подобных вещей? (бережливость, сноровка, терпение, художественный вкус).
– Предлагаю вам помечтать. (звучит музыкальное сопровождение). Закройте глаза. Представьте, что у вас есть крылья. Вот вы их расправили и парите в свободном полете… Поглядите вниз, на поверхность земли. Что вы видите? Какими цветами раскрашена наша родина?
– Что напоминают нам краски земли с высоты птичьего полета? (Лоскутное одеяло).
– Действительно, жизнь человека в единении с природой подсказала форму и краски рукотворных вещей.
Красно-коричневый лоскут напоминает весеннюю влажную пашню, по которой важно разгуливают грачи; ярко-желтый – солнечную поляну мягких одуванчиков или медвяной сурепки; цветастый лоскут символизирует пестрое разнотравье на душистом летнем лугу; бледно-зеленый – поспевающие озимые хлеба, обрызганные свежей утренней росой.
– Какие краски природы вы увидели в рассказе Евгения Носова? («по синему белой крупкой посыпано, вроде как звезды по ночному небу…»).
– Какой человек может увидеть краски земли? (любящий природу).
Чтение учеником стихотворения собственного сочинения. (дифференцированное домашнее задание).
– Итак, сделаем первый вывод.
Что символизирует лоскутное одеяло? (образ земли)
(На доске появляется запись: Лоскутное одеяло – это…)
-Кто главные герои рассказа? (бабушка и внук)
– На каком 1 эпизоде строится рассказ? (разговор внука с бабушкой перед сном)
– Каковы временные рамки эпизода? (около часа)
– Повествование ведется от 1 лица (внука)
– С каким чувством внук говорит о бабушке? Прочитайте. (третий абзац).
– Вы заметили, что традиционного противостояния между старшими и младшими в рассказе Носова нет! Наоборот! Невидимые нити родства и взаимной любви соединяют этих героев, словно лоскутик к лоскутику.
– Так с чем можно сравнивать лоскутное одеяло? (с многочисленной дружной семьей, лоскутики – члены этой семьи).
Ученик демонстрирует оформленную родословную своей семьи. (дифференцированное домашнее задание).
– Итак, второй вывод. Что символизирует лоскутное одеяло? (дружную семью, родословную, связь поколений).
– Каким словом бабушка с внуком называют лоскутное одеяло? (книга).
– Если заменить слово «книга» на «учебник», то о какой учебной дисциплине пойдет речь? (история).
– Получается, что по лоскутному одеялу можно историю изучать? Давайте проследим историю этой семьи.
Чтение фрагмента по ролям (со слов «Смирив дыхание…»)
– О каких исторических событиях повествует «книга»? (Были у богатых в услужении; за то, что в амбаре нашли господский хомут, белые чуть не изрубили деда; на империалистической войне дед стал инвалидом. Революция… потеря родных…)
– Как зовут бабушку? (Ионовна)
– По отчеству можно предположить, что она из семьи священника – история таких людей скорей всего трагична.
– Какие чувства навевает у бабушки «светленький, ничем не приметный треугольник»? (грустные воспоминания, у «бабушки в темной глазнице тусклым овалом мерцает скопившаяся влага»)
– «Была у меня девочка…», – говорит сквозь слезы бабушка. Что с ней случилось? Почему бабушка уходит от разговора, делая вид, что уснула? (наверное, не хочет мальчику на ночь рассказывать страшные вещи).
– Что значат для мальчика такие вечерние беседы с бабушкой? (познание жизни, истории семьи, страны)
– Итак, делаем третий вывод. Чем является лоскутное одеяло? (Летописью истории, книгой времен)
– Прочитайте начало рассказа. Что он напоминает? (Зачин сказки)
– Какой выразительный прием использует автор? (Инверсии)
– С какой целью? (Автор приглашает к задушевному разговору, как в русских народных сказках «Жили-были»…)
– Как из заветного волшебного сундучка достает автор самоцветы русского народного сказа! Давайте найдем эти драгоценности и проанализируем их роль и место в современном рассказе.
– Опишите бабушку словами автора. (Тихий, умиротворенный голос; косица, полуседой остаток некогда спелой пшеничной красы; впалая грудь; тонкая, как плеть, голубоватая рука с темной, словно из корья, кистью)
– Почему так много глаголов использует автор, создавая портрет героини? («Под его уютной толщиной», «разноцветное полотнище», «Витейнозолоченая рама»).
– Как готовит себя ко сну бабушка? (Шепчет молитву «перед Николой»)
– Как вы думаете, бабушка для своих благ просит у Святого Угодника? (Нет, наверное, бабушка благодарна Господу за то, что с ней внук рядом, в доме сытно, тепло. А что еще нужно!)
– Зачем «трижды склоненно осенив себя широким крестом», бабушка тычет «шепотью» в сторону внука? (забота привычная и постоянная).
– А как интересна речь бабушки! Как она обращается к внуку? К дедушке? («Внучек ты мой», «сердешный»).
– Какие просторечные слова использует автор? («докудова», «авось»).
– Зачем? (достоверный речевой портрет).
– Действительно, речь бабушки выразительна, певуча. («майский луг, да и только!»)
– Какие слова оценочного характера употребляет автор? («сноровно», «истово»)
«Истово» – короткое, но точно найденное слово говорит об отношениях, о состоянии души, о том, как важно в старости не остаться одному, о том, что сил – то все меньше: всю себя бабушка отдает семье.
В течение дня найдет ласковое слово и для коровушки, и для гусыни под лавкой, и день закончит молитвой (пусть торопливой, главное – живет по христианским заветом!), и с внуком о сокровенном – давнем – поговорит.
– Итак, четвертый вывод: лоскутное одеяло призывает почитать старших, сохранять родную речь, национальные традиции.
Физкультминутка. (Имитация кройки и шитья лоскутного одеяла).
– Рассказ как бы не закончен. Финал открытый. Почему? («косячков» в одеяле так много! Наверное, невозможно вспомнить всю жизнь человеческую)
– И все же в лоскутном одеяле – история семьи, целого народа…
Обращение к эпиграфу.
Общий вывод: действительно рассказ Е. Носова рисует картины живой, настоящей жизни. Их нет в учебниках истории. Их нужно пережить…
Солженицын И.А. пишет: «После чтения… наполняет грудь читателя очень теплая, любовная к людям и природе расположенность… струение души».
Я надеюсь, что ваши души, тоже посветлели, обогатились, заструились.
– Когда я впервые прочитала этот рассказ, то почувствовала что-то знакомое, родное. Словно картины из моего детства. Моей бабушки уже нет в живых, но в душе она никогда не покидает меня.
Звучит стихотворение «Разговор с бабушкой».
( музыкальное сопровождение).
Я тебя часто вижу во сне
Такой дорогой, безмолвной, смиренной.
Ты слегка улыбаешься мне,
Освобождая от горестей бренных.
Я с тоскою гляжу на тебя,
Вижу темные впалые веки,
Тереблю твои руки любя,
Хочу образ запомнить на веки.
Медный крест у тебя на груди…
И белесых волос уже мало.
Лучшей бабушки мне не найти!
Жаль, при жизни тебе не сказала…
– Ребята, вы богаты: у вас есть заботливые бабушки. Но придет время старости, немощи. Кто им поможет? Конечно, вы.
Именно старое лоскутное одеяло и душевные беседы с бабушкой могут направить ребенка на правильный, нравственный путь.
Д.С. Лихачев говорил: «Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя».
Чтобы душа не оскудела, давайте для себя и для других составим нравственные заповеди, «Поучения» от Евгения Носова, и постараемся их соблюдать. Используйте глаголы в повелительном наклонении.
Нравственные заповеди:
«ПОУЧЕНИЯ» от Евгения Носова.
- Люби и охраняй родную природу.
- Люби родных своих. Составь родословную.
- Почитай старших.
- Знай историю села, страны.
- Береги родную речь.
- Храни национальные традиции.
- Читай русскую литературу.
– Дома вы должны были ответить на вопрос: «Чему учит рассказ Е. Носова «Лоскутное одеяло»?
– Совпадает ли ваш ответ с «Поучениями».
– Трудно ли соблюдать нравственные заповеди? (Очень трудно, но под силу каждому).
– Я желаю вам, чтобы ваша душа не оскудела.
- Оформить родословную в виде лоскутного одеяла.
- Написать стихотворение или сочинение «Моя бабушка» или «Моя малая родина».
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/23/chtoby-dusha-ne-oskudela-urok-literatury-po-rasskazu-e-nosova