Краткое содержание оперы пуччини джанни скикки точный пересказ сюжета за 5 минут

Опера «Джанни Скикки»: интересные факты, видео, содержание, история

Краткое содержание Оперы Пуччини Джанни Скикки точный пересказ сюжета за 5 минут

Дж. Пуччини опера «Джанни Скикки»

«Джанни Скикки» задумывался Джакомо Пуччини как заключительная часть «Триптиха» – трёх одноактных опер разных жанров.

Однако он получился настолько искромётным, ярким и мелодически богатым, что затмил собой две первые тематически сложные оперы с трагическими сюжетами.

Тому способствовал и исторический контекст – «Триптих» появился на свет сразу после окончания Первой мировой войны, и люди, ставшие свидетелями невыдуманных трагедий реальной жизни, с восторгом приняли лёгкий и почти забытый к тому моменту жанр комической оперы.

Действующие лица Голос Описание
Джанни Скикки баритон предприимчивый крестьянин
Лауретта сопрано его дочка
Дзита контральто кузина Буозо Донати
Ринуччо тенор её племянник
Герардо тенор племянник Буозо
Нелла сопрано его супруга
Герардиньо контральто их сын
Бетто ди Синья бас шурин Буозо
Мастер Спинеллокьо бас доктор
Амантио ди Николао баритон нотариус

Краткое содержание

Флоренция, 1299 год.

Еще не успело остыть тело богатого флорентийца Буозо Донати, как вокруг него собрались многочисленные притворно скорбящие родственники. До них дошел слух, что Донати всё свое огромное наследство завещал монастырю.

Но как это проверить? Если завещание забрал с собой нотартиус, сделать уже ничего нельзя, но если оно хранится дома… Вся толпа принимается лихорадочно искать бумагу – и Ринуччо её находит! На уме у каждого из них лишь одно – что же ему досталось от Буозо? Ко всеобщему разочарованию, оказалось, что слухи были правдивы. Что же делать? Ринуччо готов пригласить того, кто способен им помочь – это Джанни Скикки, который является как по заказу. Да не один, а со своей дочерью Лауреттой, возлюбленной Ринуччо, на которой тот уже отчаялся жениться. Тётя Дзита настроена против его брака с простолюдинкой без приданого.

Задумку аферы Джанни предлагается обкатать на докторе Спинеллокьо – он как раз пришел проведать пациента.

Ему дают заглянуть через приоткрытую дверь в комнату, откуда, имитируя голос Буозо, Скикки говорит, что лучше себя чувствует и хочет поспать. Врач ничего не заподозрил, и семья посылает за нотариусом.

Джанни сомневается в их предприятии – за подлог могут и руки отрубить всем причастным, но собравшиеся уговаривают его переодеться в Донати.

Приходит нотариус, Джанни диктует ему новое завещание, согласно которому всё имущество отходит… Джанни Скикки! Родственники потрясены, но ничего не могут возразить. Он выгоняет всех из дома. Лауретта и Ринуччо счастливы.

Продолжительность спектакля
I Акт
55 мин.

Фото

Интересные факты

  • Джанни Скикки – исторический персонаж, современник Данте. Он был одним из провинциалов, переехавших во Флоренцию и разбогатевших там. Городские аристократы, и Данте в их числе, презирали этих нуворишей – неудивительно, что в своей «Божественной комедии» поэт изгнал Скикки в ад. Хотя Пуччини и Форцано не разделяли его мнение.
  • Премьера «Триптиха» – первая, но не единственная, которая прошла без Пуччини. Его следующая опера, «Турандот», была закончена и поставлена Ла Скала уже после его смерти.
  • «Джанни Скикки» – опера, в истоках которой лежат традиционные итальянские жанры оперы-буфф и комедии дель арте. Персонажи последней являются прототипами её героев: Джанни – это типичный Арлекин, за Симоне скрывается Панталоне, а Ринуччо и Лауретта – узнаваемая пара юных влюблённых, здесь же присутствуют и характерные фигуры нотариуса и доктора.
  • В 2008 году в Лос-Анджелесской опере «Джанни Скикки» вышел в постановке Вуди Аллена. Это был дебют кинорежиссера на оперной сцене.
  • Американский композитор Майкл Чинг в 1996 году представил сиквел «Джанни Скикки» – оперу «Призрак Буозо», в которой продолжается история борьбы за наследство родственников Буозо Донати и афер Джанни Скикки.
  • Ежегодно в театрах мира «Джанни Скикки» исполняется 500 раз – чаще, чем любая опера Мусоргского, Беллини или Массне.

Лучшие арии оперы

«O, mio babbino caro» – ария Лауретты (слушать)

«Firenze e come un albero fiorito» – ария Ринуччо (слушать)

«Ah, che zucconi! Si corre dal notaio…» – ария Джанни Скикки (слушать)

История создания и постановок

Замысел серии одноактных опер Пуччини вынашивал очень долго, как минимум, с начала 1900-х годов. Не было подходящих сюжетов, да и издатель композитора Джулио Рикорди отговаривал его от этой идеи – мало какой театр осилит дорогую постановку, где должны в один вечер выходить три разных состава исполнителей.

Но маэстро не сдавался, перебирая и произведения А. Доде, и рассказы М. Горького. За время поисков у него в голове сложился жанровый план – это должны быть трагическая, мистическая и комическая истории. Или – ад, чистилище и рай, подобно структуре дантевской «Божественной комедии». Так появился «Плащ», следом – «Сестра Анжелика».

Осенью 1917 года композитор приступил к «Джанни Скикки», либретто к которому, как и к «Сестре Анжелике», написал Джоваккино Форцано. Заглавный персонаж был взят из тридцатой песни «Ада» Данте. Опера была написана за полгода, но истощенной войной Европе было не до театральных премьер.

Предложение о постановке поступило из аргентинского театра Колон, но композитор его отклонил.

14 декабря 1918 года весь «Триптих» был представлен в Метрополитан-опера. Впервые маэстро отсутствовал на репетициях и премьере – он счел небезопасным преодоление океана в военное время и дал дирижеру Роберто Моранцони самые подробные указания насчет партитуры.

Нью-йоркская публика с нетерпением ожидала этого спектакля – билеты были распроданы полностью. Но, если первые две оперы зал встретил вежливо и сдержанно, то после «Джанни Скикки» просто обрушился аплодисментами и восторгами. В главных партиях выступили Джузеппе де Лука (Джанни Скикки), Флоренс Истон (Лауретта), Джулио Крими (Ринуччо).

Сопрано Мари Тиффани сыграла второстепенные роли во всех трех операх.

11 января 1919 года состоялась самая важная для композитора премьера – итальянская, в римском театре Костанци. И здесь наибольший успех получил «Джанни Скикки».

Критики особенно отмечали тот факт, что композитор наконец-то вернулся к национальному сюжету, ведь после «Тоски», премьера которой состоялась 19 лет назад, местом действия его опер становились Япония, США, Франция, но никак не родная Италия.

На лондонской премьере 1920 года вновь только «Джанни Скикки» удостоился настоящего триумфа. Единственная комическая опера маэстро стала популярной мгновенно. Её хотели ставить многие театры, воспринимая остальные части «Триптиха» как ненужный балласт.

Композитор сопротивлялся два года, охраняя от посягательств свой творческий замысел, но затем дал разрешение исполнять «Джанни Скикки» самостоятельно.

Оперу стали ставить в один вечер с «Паяцами» Леонкавалло, «Гензель и Гретель» Хумпердинка, «Замком герцога Синяя Борода» Бартока и даже некоторыми балетами.

В 1975 году Метрополитан-опера возобновляет «Триптих», в котором Рената Скотто выступает во всех трех главных женских партиях. В 1976 году «Джанни Скикки» ставят на советской сцене в Ленинградском Малом театре оперы и балета.

В 2003 году Мариинский театр первый в нашей стране представил публике весь «Триптих» полностью.

Музыка «Джанни Скикки» в кино

Великолепная ария Лауретты не раз звучала в известных фильмах:

  • «Иллюзия обмана 2», 2016
  • «Принцесса Монако», 2014
  • «Вкус жизни», 2007
  • «Рокки Бальбоа», 2006
  • «Солдат Джейн», 1997
  • «Честь семьи Прицци», 1985

Различные постановки «Джанни Скикки» существуют в видеоверсиях:

  • Спектакль Лос-Анджелесской оперы, 2015 год, режиссер В. Аллен, в главных партиях: П. Доминго (Джанни Скикки), А. Чучман (Лауретта), А. Чакон-Круз (Ринуччо).
  • Спектакль Лионской оперы, 2012 год, режиссер Д. Паунтни, в главных партиях: В. ван Мехелен, И.Руско, С. Пиргу.
  • Спектакль Парижской оперы, 2004 год, режиссер Ренье Моритц, в главных партиях: А. Корбелли, П. Чиофи, Р. Сакка.
  • Спектакль Глайндборнского оперного фестиваля, 2004 год, режиссер В. Мортимер, в главных партиях: А. Корбелли, М. Джордано, С. Меттьюз.

По-русски впервые «Джанни Скикки» прозвучал в телефильме Т. Березанцевой и А. Шароева 1956 года «Как Джанни попал в ад». По традиции тех лет, в кадре снимались драматические актеры, а за кадром звучали голоса оперных певцов. Роль Джанни Скикки исполнил М. Греков (поёт М. Киселёв), Лауретты – Р. Максимова (поёт М. Звездина), Ринуччо – В. Кулик (поёт В. Орленин).

Менее часа музыки подарили миру лучшую комическую оперу 20 века и одну из самых популярных женских арий на планете – таков гений Джакомо Пуччини, не побоявшегося вступить в противоречие с великим Данте и вытащить Джанни Скикки из самого ада.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть оперу «Джанни Скикки»

Источник: http://soundtimes.ru/opera/spektakli/dzhanni-skikki

Джанни Скикки (Пуччини)

Джанни Скикки одноактная опера, написанная Джакомо Пуччини, на либретто Джакомо Форцано. Это произведение было написано на реальных событиях, которые произошли во Флоренции, в 1299 году. Именно этот год и место описывается в данном произведении.

Первое представление оперы было в Нью-Йорке, в театре Метрополитен Опера, 14 декабря 1918 года.

На сайте клуба «Орфей» вы можете совершенно бесплатно прослушать онлайн арии из любимых опер, а также прочитать либретто, посмотреть любимые оперные постановки на видео.

Начало оперы –  это спальня богатого дворянина Буозо Донати.  Поднимается занавес, и мы видим огромную комнату  с двустворчатым пологом и раздвинутой бахромой.

  На кровати под красным покрывалом, лежит тело только что ушедшего из этого мира Буозо Донати.  Попрощаться с покойным собралась вся компания, если не сказать шайка, родственников.

Некоторые из них молятся стоя на коленях. Алчные намерения всех пришедших очевидны.

На первый взгляд они пришли, чтобы скорбеть о покойном, но уже через некоторое время лишились всякой благопристойности, сначала родственники обсуждают и перешептываются, а затем приступают к поиску завещания.  Его нигде нет. В комнате царит полный беспорядок, все выкинуто из комода, ящики перевернуты, даже была осмотрено пространство под кроватью.

 В итоге документ был найден племянником Дзиты, которая и зачитал его. Во время чтения лица присутствующих начинают меняться, старуха падает в кресло, завещание падает на пол. Симоне задувает свечи на зажженном канделябре, и отпускает полу в кровати.

Оправдались опасения родственников – покойный  все завещал монахам из монастыря. Первоначальный шок, сменился у родственников негодованием.

Читайте также:  Краткое содержание дюрренматт визит старой дамы точный пересказ сюжета за 5 минут

Лауретта,  которую отец любил больше всего на свете, разговаривает Джанни Скикки, просит его найти решение проблемы ее семейства. Вдохновленный таким поворотом событий Скикки придумывает план действия. Племянник старухи, отдает ему завещание, которое изучая, он ходит туда и обратно. Родственники следивший за ним, начинают машинально повторять его движения.

  У него возникает идея. Подменить тело старого Буозо, на свое, и сказать всем, что он не умер, и  переписать завещание. Родственники в недоумении. Тишину нарушил постучавший в дверь доктор маэстро Спинеллоччо. Мошенник приказывает не пускать его в комнату, а сам скрывается под пологом, имитируя голос старого Буозо.

Он говорит доктору, что ему стало лучше, тот спокойный уходит.

Теперь Скикки решил обмануть нотариуса, он не только изменил голос, но и принял облик покойного старика. Джанни посылает за нотариусом, а пока тот придет, родственник должны решить, что они желают получить в наследство.

Стук в дверь, в комнате появляется нотариус, который усаживается за столом, раскладывая перед собой печати и бумаги. Он жалеет старого Буозо, что так изменился, что узнать его теперь можно только по голосу.

Нотариус читает текст нового завещания, от которого с начало все приходят восторг, а потом бесятся от негодования. Они набрасываются на Скикки, но он прогоняет всех.

Остаются только влюбленные, которым он дарит выкраденные им бумаги старика.

Источник: http://orfey.club/opyeri/dzhanni-skikki-puchchini/

Испанский час. Джанни Скикки

Действие происходит во Флоренции 1299 г.

Умер старый богач Буозо Донати. Его родственники изображают безутешное горе. Но все они думают о завещании скончавшегося старика. Ходят слухи, будто он хотел завещать свое имущество в монастырь Сан-Репарата.

Неужели это правда? Родственники обращаются за советом к семидесятилетнему Симоне, кузену покойного, когда-то бывшему бургомистром в Фучекио. Симоне говорит, что если завещание хранится в доме, еще возможно что-то предпринять. Все бросаются искать документ, в котором выражена последняя воля покойного.

Завещание находит Ринуччо, молодой племянник Дзиты, кузины умершего Буозо. Он, в отличие от других родственников покойного, мало думает о деньгах. Его мысли заняты Лауреттой, дочерью Скикки. Они любят друг друга. Но старая тетка Ринуччо не заинтересована в браке.

Она обещает свое согласие при одном условии: если по завещанию у нее окажутся полные карманы денег. Надеясь на брак с любимой, Ринуччо посылает мальчика Герардино за Скикки и его дочкой.

Текст найденного завещания Буозо Донати подтверждает опасения: имущество отойдет монахам. Родственники возмущены. Они готовы бранить покойника последними словами. Ринуччо предлагает спросить совета у Джанни Скикки. Родственникам Буозо не хочется иметь дело с этим плебеем.

Ринуччо выступает в защиту отца своей возлюбленной, на все лады расхваливая его живой ум, в конце концов, такие, как он, сделали Флоренцию великим городом. Появляется Джанни Скикки со своей Лауреттой. Сначала он раздражен и не хочет никому помогать, но мольбы Лауреттаы побуждают его действовать.

Послав дочь на балкон, Скикки распоряжается перенести тело покойника в другую комнату, перестелить кровать и устранить все следы траура. Неожиданно раздается стук в дверь, это пришел доктор Спинеллоччо проведать своего пациента.

Спрятавшись, Скикки, имитируя голос Буозо Донати, сообщает врачу, что сегодня ему много лучше и просит его зайти позже. Доктор уходит, прославляя достижения болонской медицины.

Тогда Джанни Скикки объясняет свой план. Все убедились, что он сможет подделать голос покойника. А если он подделает и внешность, то сможет продиктовать нотариусу новое завещание. Родственники в восторге и начинают обсуждать раздел имущества.

Один за другим они в тайне друг от друга пытаются подкупить Джанни Скикки в надежде на самую ценную часть наследства. Скикки обещает выполнить просьбу каждого, но при этом напоминает, что подлог преследуется законом и за него могут отрубить руку. Родственники встревожены.

Но даже страх перед ужасным наказанием не останавливает людей, мечтающих о богатстве.

Переодевшись, Скикки ложится на кровать умершего. Сопровождаемый двумя свидетелями Гуччо и Пинеллино, появляется сэр Амантио ди Николао, местный нотариус. «Умирающий» доводит до его сведения, что из-за парализованной руки он не в состоянии писать.

Поэтому завещание должно быть продиктовано. Он просит, чтобы «его семья» присутствовала при составлении документа, а затем поддельный Буозо завещает самую ценную часть имущества своему «любимому другу Джанни Скикки».

Родственники вне себя от гнева, но что они могут сделать? Разоблачив ловкого обманщика, они и себя подставят под удар. Когда нотариус уходит, все эти кузины, кузены, их жёны набрасываются на Скикки. Но как новый хозяин он распоряжается выгнать их вон.

А Ринуччо и Лауретта счастливы и поют о своем безоблачном будущем. Старая Дзита уже не сможет воспрепятствовать их браку.

Джанни Скикки обращается к публике и просит простить его за маленький обман, ввиду «смягчающих вину обстоятельств». Он говорит, что великий Данте также простит его, и выражает признательность ему за подаренный сюжет для пьесы.

Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2008/11/6/2_1900

Опера Пуччини «Джанни Скикки»

Одноактная опера Джакомо Пуччини; либретто Дж. Форцано. Третья часть “Триптиха” (Il trittico): “Плащ”, “Сестра Анжелика”, “Джанни Скикки”.

Первая постановка: Нью-Йорк, Метрополитен Опера, 14 декабря 1918 года.

Действующие лица:

Джанни Скикки (баритон), Лауретта (сопрано), родственники Буозо Донати: Дзита по прозвищу Старуха (меццо-сопрано), Ринуччо (тенор), Герардо (тенор), Нелла (сопрано), Герардино (сопрано), Бетто ди Синья (баритон), Симоне (бас), Марко (бас), Чьеска (меццо-сопрано), доктор Спинеллоччо (бас), Амантио ди Николаи (бас), Пинеллино (баритон), Гуччо (бас).

Действие происходит во Флоренции в 1299 году.

Утро. Солнечные лучи проникают в спальню дома богача Буозо Донати.

В канделябрах горят ещё не потушенные свечи – о них забыли. Вокруг кровати с балдахином толпятся родственники Буозо. А сам владелец дома лежит бездыханный на постели, покрытый красным сукном.

Старый богач отдал богу душу, и теперь его родичи, стараясь друг перед другом, стремятся выразить своё безутешное горе. Но все они думают о завещании скончавшегося старика. Где оно? Как распорядился Буозо своим богатством? Ходят слухи, будто он хотел завещать своё имущество монахам. Неужели это правда?

Родственники обращаются за советом к семидесятилетнему Симону, кузену покойного. Симон стар, начитан, его даже избирали подестой (бургомистром) в Фучекио. Как быть? “Если завещание хранится у нотариуса, – говорит Симон, – тогда дело плохо. Если же оно здесь, в доме Буозо, тогда…” Все начинают искать документ, в котором выражена последняя воля покойного.

Надо прежде всего выяснить, верны ли тревожные слухи. Если же они верны… ну что ж, может быть, всё-таки удастся что-либо предпринять. Шурин Буозо Бетто, воспользовавшись тем, что на него не смотрят, незаметно кладёт в карман кое-какие серебряные вещицы. Завещание найдено. Его нашёл молодой Ринуччо.

Впрочем, он, в отличие от других родственников покойного, мало думает о деньгах. Его мысли заняты Лауреттой, дочерью Скикки. Они любят друг друга. Но тётка Ринуччо противится браку. Её племянник не должен стать мужем незнатной и небогатой девушки.

“Если завещание в нашу пользу, – говорит юноша, обращаясь к тётке, старухе Цитте, – ты на радостях позволишь мне жениться на Лауретте?” Он посылает мальчика Джерардино за Скикки и его дочкой.

Но радоваться, оказывается, нечему. Буозо действительно завещал своё имущество монахам. Родственники возмущены. Они готовы бранить покойника последними словами. Подумать только.

Теперь монахи будут обжираться и пьянствовать на деньги Буозо. Да ещё вдобавок они будут посмеиваться над незадачливыми наследниками.

И снова родственники обступают Симона – что предпринять? Увы, закон есть закон, как его обойдёшь?!

“Только один человек может нам помочь! – восклицает Ринуччо. – Джанни Скикки! Он уже идёт сюда!” Родственникам Буозо не хочется иметь дело с этим плебеем. Ринуччо выступает в защиту отца своей возлюбленной. Он не дворянин? Зато он умён, хитёр, отлично знает законы и сумеет найти выход из любого трудного положения.

А вот и сам Джанни Скикки со своей Лауреттой. Он готов помочь обманутым в своих ожиданиях родственникам. Скикки отсылает дочь – пусть кормит птичек на балконе, пока взрослые люди занимаются делом. “Знает ли кто- нибудь о смерти Буозо?” – спрашивает он. “Никто!” – “Унесите мертвеца, – распоряжается Джанни Скикки.

– Канделябры с зажжёнными в знак траура свечами надо убрать, а постель – оправить”.

Во время этих приготовлений появляется доктор, лечивший Буозо Донатти. Скикки, спрятавшись, говорит, изменив свой голос: “Мне много лучше. Но страшно хочется спать. Не зайдёте ли вы, доктор, вечером?” – “Мои не умирают пациенты”, – говорит довольный собой врач и уходит.

Джанни Скикки объясняет свой план. Все убедились, что он сможет подделать свой голос – его не отличишь от голоса покойника. А если и подделать внешность… Тогда он продиктует нотариусу новое завещание.

Всеобщий восторг. Какой молодец этот Скикки, как ловко он придумал.

“Но должен вас предупредить, – говорит Джанни Скикки. – Знаете ли вы, как карает закон того, кто составит подложное завещание, и всех его сообщников? Если наша проделка раскроется, у каждого из нас отрубят правую руку, и мы будем навсегда изгнаны из Флоренции.”

Родственники встревожены. Но даже страх перед этим ужасным наказанием не может остановить людей, мечтающих о богатстве.

Мнимый Буозо, приняв соответствующий вид, ложится в постель. Вводят нотариуса. “Умирающий” прежде всего аннулирует все свои прежние распоряжения, в том числе и подлинное завещание Донати. “Как благоразумно!” – восхищаются родственники. Монахам он завещает пять флоринов.

“Не мало ли будет?” – осторожно осведомляется нотариус. – “Нет! Если я пожертвую много денег, станут говорить, что моё богатство было награблено”. А затем поддельный Буозо завещает имущество своему “любимому другу Джанни Скикки”.

Родственники вне себя от гнева, но что они могут сделать. Разоблачив ловкого обманщика, они и себя подставят под удар.

Когда нотариус уходит, все эти кузины, кузены, их жёны набрасываются на “любимого друга”: “Вор ты, мошенник, грабитель!” – “Вон из моего дома!” – кричит новоявленный наследник Буозо. Он выгоняет обманутых обманщиков.

Читайте также:  Краткое содержание ванькины именины мамин-сибиряк точный пересказ сюжета за 5 минут

А Ринуччо и Лауретта счастливы. Теперь Лауретта богата; старая Цитта не сможет препятствовать их браку.

Джанни Скикки обращается к публике: “Скажите вы сами – кто лучше меня распорядился бы наследством Буозо? А ведь за это плутовство я должен вечно жариться в аду. Ну что ж. Однако великий Данте не будет возражать, если вы уважите мою просьбу и признаете, что тот, кто вас развлёк сегодня, заслуживает снисхождения”.

ДЖАННИ СКИККИ (Gianni Schicchi) — опера Дж. Пуччини в 1 действии, либретто Дж. Форцано по «Божественной комедии» Данте. III ч. оперного Триптиха; вместе с двумя другими частями — «Плащ» и «Сестра Анджелика» — была впервые исполнена в Нью-Йорке, в театре «Метрополитен-опера», 14 декабря 1918 г.

В основе сюжета — строки XXX песни «Ада» из «Божественной комедии», которые посвящены плуту и обманщику Джанни Скикки, наказанному за свои грехи: он разыграл роль умирающего богача и от его имени составил подложное завещание.

Действие происходит во Флоренции в 1299 г. Умирает богатый старик Буозо Донати, завещав свое состояние монастырю. Обманутые в своих ожиданиях наследники решают призвать на помощь плута Джанни Скикки, который и сам кровно заинтересован в наследстве: его дочь Лауретта — невеста Ринуччи, племянника Буозо.

Так как никто в городе еще не знает о смерти старика, Джанни ложится в постель, изображая больного богача, и велит привести нотариуса. Мнимый Донати диктует ему свою последнюю волю, завещая все имущество… Джанни Скикки, то есть самому себе. Наследники снова обмануты, но вынуждены молчать: разобрачение их участия в подлоге грозит суровым наказанием.

Скикки выгоняет их и благословляет брак дочери с Ринуччи.

«Джанни Скикки» — единственная комическая опера Пуччини, блестящий пример современной оперы-буффа, опирающейся на традиции «Фальстафа» Верди. Выразительнейший речитатив, бьющий ключом мелодизм, острая характерность, стремительный темп отличают ее музыку. Один из лучших исполнителей заглавной партии — Т. Гобби (Италия).

Опера часто ставится на сценах разных стран. За последние десятилетия наиболее интересны постановки в Торре дель Лаго на фестивале Пуччини (1987, Дж. Таддеи — Джанни Скикки), в Нью-Йорке под управлением Дж.

Ливайна (1989) и в Гамбурге в режиссуре Г. Купфера (1995). На русской сцене опера впервые была исполнена 17 октября 1976 г. в ленинградском Малом оперном театре, а в составе Триптиха — в 2003 г.

в петербургском Мариинском театре.

А. Гозенпуд

Источник: http://www.classic-music.ru/gianni.html

Джакомо Пуччини, опера “Тоска”: краткое содержание :

Опера «Тоска», краткое содержание которой является предметом настоящей статьи, – один из шедевров известного итальянского композитора Дж. Пуччини. Это знаменитое музыкальное произведение является одним из наиболее популярных музыкальных спектаклей.

Многие театры мира регулярно ставят эту оперу. Динамичный сюжет, драматичная интрига, сильные волевые персонажи обеспечили этому творению композитора огромную популярность, которая сохраняется и в наши дни.

Показателен тот факт, что эпизоды некоторых фильмов происходит на фоне сцен из данного спектакля.

Краткая характеристика творчества композитора

Джакомо Пуччини – один из наиболее известных итальянских композиторов. Многие его оперы и в настоящее время регулярно ставятся на ведущих театральных площадках мира.

Он был крупнейшим после Верди автором крупных произведений. Вместе с тем он отличался от своего знаменитого предшественника приверженностью новому направлению в искусстве – веризму.

Данный стиль предполагал акцент на социально-психологические конфликты между персонажами.

Это и определило особенности музыкальных произведений композитора («Богема», «Манон Леско» и другие). Он считал, что мелодия и действие на сцене должны быть неразрывно связаны между собой, поэтому в его сочинениях нет увертюр, которые исполняются без сценического представления.

Музыка в операх Пуччини звучит сплошным потоком, без переходов, которые в произведениях его предшественников разделяли музыкальные номера. Такое новаторство не сразу встретило понимание не только публики, но и профессиональных критиков.

Впрочем, многие из них уже тогда отмечали смелость музыкальных решений композитора, его оригинальный, ни с чем не сравнимый стиль, который оказал влияние на последующих авторов (И. Кальмана, И. Дунаевского и других).

Произведения композитора отличаются ярким драматизмом и сложной оркестровкой, поэтому не все певцы могут петь под его музыку. Несмотря на оригинальность многих находок автора, он многое заимствовал у своих предшественников, в первую очередь у Верди (динамичный сюжет, драматизм).

Основа истории

В 1900 году была написана опера «Тоска». Краткое содержание нового шедевра Пуччини основано на популярной в свое время пьесе В. Сарду. Этой драмой заинтересовались также и другие композиторы, в том числе знаменитый Дж. Верди. Однако после долгих переговоров именно Пуччини получил право использовать сюжет произведения в своей новой опере.

Либретто было создано К. Л. Иллике и Дж. Джакозой. Автор, однако, не принял пьесу в оригинальном виде. По его настоянию в текст произведения были внесены существенные изменения. Сюжет драмы был значительно упрощен; были сокращены второстепенные линии, все внимание было сконцентрировано на трех главных персонажах, которые образовали любовный треугольник.

Опера «Тоска», краткое содержание которой интересно не только с драматической, но и с исторической точки зрения, не была сразу оценена по достоинству. Автора упрекали в повторности музыкальных номеров и натурализме сцен (в первую очередь речь идет об эпизоде пытки главного героя).

Но со временем произведение получило огромную популярность в музыкальном мире.

Исторический фон действия

Опера «Тоска», краткое содержание которой должно быть охарактеризовано в контексте истории начала 19 века, отличается динамичным и драматичным сюжетом.

Действие разворачивается в июне 1800 года в момент наступления наполеоновских армий на Итальянскую республику, оккупированную войсками Неаполитанского королевства. Такой фон позволяет лучше понять мотивы и действия персонажей.

Характерной особенностью данного произведения является тесная связь любовной линии с политической. Джакомо Пуччини мастерски вписал основную интригу в контекст эпохи.

Вступление

Опера начинается с очень динамичного момента: приверженец республики, сторонник Наполеона Анджелотти, бежит из замка и прячется в римской церкви, где работает главный герой, талантливый художник Марио Каварадосси. Из его вступительной арии зритель узнает о его любви к знаменитой оперной певице Флории Тоске.

Его нежная мелодичная песня резко контрастирует с тревожной мелодией бывшего римского консула, который оказался его старым знакомым и товарищем. Оба встречаются, и из короткого отрывистого диалога зритель узнает о том, что художник сочувствует республиканскому делу.

Он предлагает Анджелотти помощь: дает ему еду и предоставляет убежище в своем загородном доме. Их разговор прерывается появлением главной героини. Опера Пуччини «Тоска» насыщена драматизмом и динамизмом действия.

Молодая певица сразу обнаруживает своей очень непростой характер.

Она ревнива, подозрительна, но вместе с тем горячо, почти исступленно любит Марио. Последний скрывает от нее свою тайну. Оба поют замечательный любовный дуэт и договариваются о встрече вечером. Их совместный номер показывает зрителю глубину чувств этих героев и вместе с тем как бы предвещает трагическую развязку действия.

Развитие действия

Опера «Тоска», либретто которой основано на пьесе Сарду, отличается быстрым, почти стремительным развития действия. Сразу после ухода героини Марио помогает Анджелотти уйти незамеченным из храма.

После этой сцены появляется Скарпиа – главный антагонист в спектакле. Он занимает пост шефа полиции в Риме; он также влюблен в главную героиню и всеми силами стремится ее к себе расположить. Он догадывается о том, что беглец прятался в церкви, и решает выследить его, используя ревнивый нрав Тоски.

Завязка интриги

Когда последняя возвращается, Скарпиа намекает ей на возможность увлечения Марио другой женщиной. Эти слова приводят героиню в отчаяние, и она бросается в загородный дом художника, чтобы удостовериться в своих подозрениях. Скарпиа же приказывает проследить за ней, не сомневаясь, что в этом убежище прячется тот, кого он искал.

Вместе с тем Скарпиа понимает, что ему выпал удобный случай обвинить Марио в государственной измене и приговорить его к смерти за укрывательство мятежника-республиканца. Очень сложным получился финал первого действия музыкального спектакля «Тоска». Сюжет оперы построен по принципу контраста. В конце акта звучат песнопения в честь победы над армией Наполеона.

В это время Скарпиа замышляет погубить своего противника.

Второе действие

Второй акт открывается сценой во дворце шефа полиции. Он поет свою известную арию, которая раскрывает его как человека гордого, самолюбивого, надменного. Скарпиа поет о том, что ему доставляет наслаждение мучить своих жертв не только физически, но и психологически.

Эта ария является как бы вступлением и объяснением той страшной сцены, которая последовала в дальнейшем. Автор оперы «Тоска» умело построил действие на контрасте: мрачная зловещая ария этого отрицательного персонажа звучит почти в одно время с праздничным выступлением главной героини во дворце.

Затем сторожа вводят арестованного Марио. Его задержали по подозрению в укрывательстве Анджелотти. Впрочем, у Скарпии нет прямых доказательств вины художника: беглец успел укрыться в потайном колодце, и стражники так и не сумели его найти.

Тогда шеф решает использовать привязанность главной героини для того, чтобы выпытать у нее местонахождение бежавшего узника.

Противостояние героев

Особенно острым драматизмом отличается опера «Тоска». Композитор Пуччини в этом произведении продемонстрировал незаурядный талант автора психологически напряженной музыки.

Действие спектакля принимает новое направление с появлением главной героини. Скарпиа приказывает пытать ее возлюбленного, добиваясь от ревнивой певицы признания. Последняя, как и предполагал шеф полиции, побывала в доме художника и узнала тайну Марио.

Шеф полиции приказывает пытать арестанта, и Тоска, будучи не в силах терпеть вида мук своего возлюбленного, выдает тайну местонахождения беглеца. Тогда Скарпиа приказывает арестовать Анджелотти и подписывает приказ о расстреле Марио.

Однако в ответ на просьбы героини пощадить Марио он обещает спасти его, устроив инсценировку казни, но в обмен требует от Тоски одного свидания.

Читайте также:  Краткое содержание сказки волк и семеро козлят братьев гримм точный пересказ сюжета за 5 минут

Кульминация

В этом моменте звучит одна из лучших арий в опере в исполнении героини: она сетует на свою судьбу и поддается отчаянию из-за разыгравшейся трагедии.

Показателен тот факт, что сам композитор изначально не хотел включать этот номер в спектакль, так как он, по его мнению, замедлял динамичное действие представления, но ария оказалась так хороша, что в конце концов была вставлена и со временем стала знаменитой: многие известные певицы исполняют ее в концертных выступлениях.

Тоска соглашается на условие Скарпиа, получает пропуск на выезд из страны, после чего в порыве гнева и негодования убивает своего мучителя.

Финал

В начале последнего действия звучит знаменитая ария Марио, в которой он, приговоренный к расстрелу, прощается со своей жизнью и грустит по своей возлюбленной. Этот номер – один из самых душераздирающих в мировом оперном репертуаре, так же, как вышеуказанную арию Тоски, его часто можно услышать на концертных выступлениях.

Затем появляется героиня и сообщает своему возлюбленному о своем преступлении, а также посвящает его в подробности плана инсценировки казни. Оба поют замечательный по своей выразительности дуэт, в котором выражают надежду на будущую светлую жизнь. Затем следует сцена казни, которая обнаруживает все коварство Скарпии: последний распорядился по-настоящему расстрелять Марио.

Героиня, увидев своего возлюбленного мертвым, бросается с башни вниз. Опера «Тоска», отзывы о которой вначале ее постановки были не очень положительными, в настоящее время по праву считается шедевром мирового музыкального театра. Лучшие сопрано и тенора мечтают петь в партиях этого спектакля.

Номера из этого произведения Пуччини часто включаются в концертные программы ведущих мировых исполнителей.

Источник: https://www.syl.ru/article/305212/djakomo-puchchini-opera-toska-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание оперы “Набукко”

  Главная    Большой театр    об опере “Набукко”

Краткое содержание

Действие I

Войско Набукко осаждает Иерусалим. В храме Соломона иудеи с ужасом ожидают исхода битвы. Первосвященник Захария пытается вселить в народ надежду. В качестве заложницы иудеи держат младшую дочь Набукко Фенену. Это становится неожиданностью для влюбленного в нее Измаила, предводителя иудейского войска. Другая дочь Набукко – Абигайль – в окружении небольшого отряда вавилонских воинов, переодетых в иудей­ские одежды, прорывается в храм. Страстно влюбленная в Измаила, она предлагает ему спасение, если он отречется от Фенены. Но Измаил с презрением отвергает ее любовь.Вавилонское войско во главе с Набукко врывается в храм. Пытаясь остановить врага, Захария заносит кинжал над Фененой. Но Измаил спасает свою возлюбленную. Он обезоруживает Захарию и возвращает Фенену ее отцу. Набукко приказывает разрушить храм Соломона. А Абигайль клянется навсегда стереть народ иудейский с лица земли. Захария и пленные иудеи проклинают Измаила за предательство.

Действие II
Царский дворец в Вавилоне. Отправляясь на завоевание новых земель, Набукко возлагает правление страной на Фенену.

В руки Абигайль попадает документ, свидетельствующий о ее незаконном происхождении: ее мать была рабыней и потому наследницей престола может стать только Фенена.

Вступив в заговор с Верховным жрецом, она решает распространить слух о гибели Набукко в бою и захватить власть, скрыв от всех тайну своего рождения.

А тем временем Фенене удалось тайком освободить множество иудеев из плена. Из любви к Измаилу она решает принять иудейскую веру, сняв с него тем самым тяжкое бремя предательства. Заговорщики объявляют Абигайль царицей. Но Фенена готова сражаться с сестрой.

Борьбу за корону останавливает сам Набукко, неожиданно для всех вернувшийся с войны. Упиваясь собственной властью, он провозглашает себя богом. Над головой святотатца сверкает молния: Небо поражает его безумием. Воспользовавшись этим, Абигайль становится властительницей Вавилона.

Действие III
Уничтожив документ, свидетельствующий о ее рабском происхождении, Абигайль заставляет безумного отца подписать смертный приговор всем иудеям, а значит, и Фенене. Осознав это, Набукко умоляет Абигайль пощадить сестру. Не внемля мольбам отца, Абигайль приказывает заточить его в тюрьму.

В ожидании казни пленные иудеи оплакивают свою участь. Первосвященник Захария поддерживает их дух, пророчествуя о неизбежном падении Вавилона.

Действие IV
В темнице безумного Набукко преследуют тревожные видения. Сознание его то проясняется, то снова меркнет. Сквозь оконную решетку он видит Фенену: вместе с иудеями ее ведут на казнь.

В отчаянии Набукко возносит молитву богу Яхве и рассудок возвращается к нему. С помощью военачальника Абдалло и оставшихся верными ему воинов Набукко удается вырваться из заточения.

В последний момент он успевает остановить казнь и дарует свободу всем иудеям.

Вавилонский идол повержен. Раскаявшаяся Абигайль наложила на себя руки. Все во главе с царем преклоняют колени перед могуществом Яхве.  

Источник: http://www.mirbiletov.com/bolshoy_teatr/ob_opere_nabukko/kratkoe_soderzhanie_operi_/

Тоска

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Церковь Сант Андреа в Риме. В одну из боковых дверей входит Анджелотти, бывший консул Римской Республики, бежавший из заключения в крепости. Сестра его, маркиза Аттаванти, спрятала под статую Мадонны ключ от семейной капеллы, находящейся в церкви. Анджелотти ищет ключ, наконец, найдя его, отпирает дверь капеллы и спешит укрыться в ней.

Едва он скрывается, входит старый ризничий, принесший еду и рабочие принадлежности для Каварадосси. Вскоре появляется и сам художник.
Когда старик уходит, дверь капеллы открывается и входит Анджелотти. Он думает, что церковь пуста, и с ужасом смотрит на художника. Испуг, однако, сменяется радостью: Каварадосси – его давний друг и соратник.

И теперь художник не оставляет друга в беде. Разговор их прерывает стук в дверь: это Тоска. Художник сует в руки Анджелотти корзину с едой и толкает его в капеллу. Вошедшая певица недоверчиво слушает объяснение Каварадосси. Она слышала голоса и думает, что здесь была прекрасная белокурая незнакомка, черты которой изображены на картине Каварадосси.

В конце концов, художнику удается успокоить свою возлюбленную. Она уходит.

Каварадосси быстро принимает решение, он передает Анджелотти ключ от своего загородного дома и сам провожает друга, чтоб обеспечить безопасность побега.

Священники готовятся к торжественному богослужению по случаю поражения Наполеона. Ризничий созывает народ в церковь.

В церковь входит всемогущий начальник римской полиции, барон Скарпиа: сюда, в церковь, ведут нити поисков, по-видимому, беглец Анджелотти нашел прибежище именно здесь. Расследование еще продолжается, когда в церковь возвращается Тоска.

Она с удивлением обнаруживает, что художника уже нет в церкви. В ней вспыхивает ревность. А Скарпиа еще разжигает ее подозрения, ведь ему давно приглянулась красивая певица.

Церковь заполняется прихожанами. Начинается торжественная служба. Во время церемонии Скарпиа отдает признание следить за Тоской, ибо шаги ее, вероятно, приведут к Каварадосси, а затем – к Анджелотти.

Скарпиа принял решение – он казнит революционеров и добудет для себя Флорию Тоску.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Палаццо Фарнезе. Прибывают сыщики Скарпиа и доносят, что они безрезультатно обыскали загородный дом Каварадосси: Анджелотти они не нашли. На всякий случай они захватили с собой Каварадосси, видимо, знающего, где скрывается его друг. В то время как Скарпиа и его приспешники допрашивают художника, из часовни слышится «благодарственный гимн» в исполнении Тоски.

Художник все отрицает. Входит Тоска, которую Каварадосси жестом предупреждает о молчании.
Скарпиа отсылает арестованного в камеру пыток, затем начинает допрашивать Тоску. Певица молчит, но из камеры пыток все громче доносятся стоны Каварадосси, и она не выдерживает. Влюбленная женщина выдает местонахождение Анджелотти.

Цель достигнута. Начальник полиции отдает приказание прекратить пытки. Вводят измученного, окровавленного художника, которому сразу становится ясно, что Тоска добилась его освобождения ужасной ценой: она предала Анджелотти. Гневно отталкивает он любимую женщину.
Скарпиа приказывает отвести художника в тюрьму и на рассвете расстрелять.

Тоска в отчаянии, она хочет сохранить жизнь своего возлюбленного. Она умоляет начальника полиции, но тот непреклонен. В конце концов он предлагает: за любовь Тоски он вернет свободу Каварадосси.

После трагической внутренней борьбы Тоска принимает предложение. Но начальник полиции не намеривается выполнить уговор. Вместо того, чтобы отпустить художника, он обещает Тоске, что во время завтрашней казни солдаты будут стрелять холостыми патронами, дело Каварадосси – лишь разыграть комедию казни.

Чтобы отвести подозрения Тоски, он тут же отдает приказ: «Вместо плахи пулю! Так же как в случае с Пальмиери!» Тоска думает, что эти слова относятся к холостым патронам. Но Скарпиа, понимает, что слова начальника полиции означает смерть. Скарпиа милостиво соглашается выдать даже пропуск для влюбленных.

Пока он пишет пропуск, Тоска незаметно прячет у себя нож, приготовленный на столе для ужина. Когда Скарпиа с готовым пропуском в руках приближается к Тоске, стремясь ее обнять, она ударом ножа убивает злодея.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Площадка на башни крепости.Светает. Сквозь пелену тумана вдали вырисовываются очертания города. Откуда-то слышен звон колоколов Рима.

Каварадосси выводят из тюрьмы. Его последняя просьба: он хочет написать несколько слов своей любимой. Художник отдает свой перстень тюремщику и тот кивает: пусть пишет.

Неожиданно появляется Тоска и, вся светясь от радости, сообщает любимому, что казнь будет лишь видимостью. Она наставляет художника: когда раздается залп, он должен упасть на землю, – после того, как палачи удаляться, пропуск, выданный Скарпиа, откроет им путь к свободе. Проходит конвой.

Тоска прячется за одну из колонн, следя оттуда за трагической сценой. Раздается залп – Каварадосси падает.Едва солдаты уходят, Тоска тихо окликает его и с ужасом видит, что любимый мертв. Рыдая, она падает на его труп.

Слышится шум и голоса: обнаружен труп Скарпиа, ищут убийцу. Тоска, не дожидаясь преследователей, с высоты крепостной башни бросается вниз.

Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/dzhpuchchini-toska/brief/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector