Краткое содержание паустовский исаак левитан точный пересказ сюжета за 5 минут

Читать

Константин Паустовский

Исаак Левитан

У художника Саврасова тряслись худые руки. Он не мог выпить стакан чая, не расплескав ею по грязной суровой скатерти От седой неряшливой бороды художника пахло хлебом и водкой.

Мартовский туман лежал над Москвой сизым самоварным чадом. Смеркалось В жестяных водосточных трубах оттаивал слежавшийся лед. Он с громом срывался на тротуары и раскалывался, оставляя груды синеватого горного хрусталя Хрусталь трещал под грязными сапогами и тотчас превращался в навозную жижу.

Великопостный звон тоскливо гудел над дровяными складами и тупиками старой Москвы-Москвы восьмидесятых годов прошлого века

Саврасов пил водку из рюмки, серой от старости. Ученик Саврасова Левитан – тощий мальчик в заплатанном клетчатом пиджаке и серых коротких брюках- сидел за столом и слушал Саврасова

– Нету у России своего выразителя,-говорил Саврасов.-Стыдимся мы еще родины, как я с малолетства стыдился своей бабки-побирушки Тихая была старушенция, все моргала красными глазками, а когда померла, оставила мне икону Сергия Радонежского Сказала мне напоследок “Вот, внучек, учись так-то писать, чтобы плакала вся душа от небесной и земной красоты”.

А на иконе были изображены травы и цветы-самые наши простые цветы, что растут по заброшенным дорогам, и озеро, заросшее осинником. Вот какая оказалась хитрая бабка! Я в то время писал акварели на продажу, носил их на Трубу мелким барышникам. Что писал-совестно припомнить. Пышные дворцы с башнями и пруды с розовыми лебедями. Чепуха и срам.

С юности и до старинных лет приходилось мне писать совсем не то, к чему лежала душа.

Мальчик застенчиво молчал. Саврасов зажег керосиновую лампу. В комнате соседа скорняка защелкала и запела канарейка.

Саврасов нерешительно отодвинул пустую рюмку.

– Сколько я написал видов Петергофа и Ораниенбаума – не сосчитать, не перечислить. Мы, нищие, благоговели перед великолепием. Мечты создателей этих дворцов и садов приводили нас в трепет. Куда нам после этого было заметить и полюбить мокрые наши поля, косые избы, перелески да низенькое небо. Куда нам!

Саврасов махнул рукой и налил рюмку водки. Он долго вертел ее сухими пальцами. Водка вздрагивала от грохота кованых дрог, проезжавших по улице. Саврасов воровато выпил.

– Работает же во Франции, – сказал он, поперхнувшись, – замечательный мастер Коро. Смог же он найти прелесть в туманах и серых небесах, в пустынных водах. И какую прелесть! А мы… Слепые мы, что ли, глаз у нас не радуется свету. Филины мы, филины ночные, – сказал он со злобой и встал. Куриная слепота, чепуха и срам!

Левитан понял, что пора уходить. Хотелось есть, но полупьяный Саврасов в пылу разговора забыл напоить ученика чаем.

Левитан вышел. Перемешивая снег с водой, шли около подвод и бранились ломовые извозчики. На бульварах хлопья снега цеплялись за голые сучья деревьев. Из трактиров, как из прачечных, било в лицо паром.

Левитан нашел в кармане тридцать копеек-подарок товарищей по Училищу живописи и ваяния, изредка собиравших ему на бедность, – и вошел в

трактир. Машина звенела колокольцами и играла “На старой Калужской дороге”. Мятый половой, пробегая мимо стойки, оскалился и громко сказал хозяину:

– Еврейчику порцию колбасы с ситным.

Левитан – нищий и голодный мальчик, внук раввина из местечка Кибарты Ковенской губернии – сидел, сгорбившись, за столом в московском трактире и вспоминал картины Коро.

Замызганные люди шумели вокруг, ныли слезные песни, дымили едкой махоркой и со свистом тянули желтый кипяток с обсосанных блюдец. Мокрый снег налипал на черные стекла, и нехотя перезванивали колокола.

Левитан сидел долго,-спешить ему было некуда. Ночевал он в холодных классах училища на Мясницкой, прятался там от сторожа, прозванного “Нечистая сила”.

Единственный родной человек – сестра, жившая по чужим людям, изредка кормила его и штопала старый пиджак.

Зачем отец приехал из местечка в Москву, почему в Москве и он и мать так скоро умерли, оставив Левитана с сестрой на улице, – мальчик не понимал. Жить в Москве было трудно, одиноко, особенно ему, еврею.

– Еврейчику еще порцию ситного, – сказал хозяину половой с болтающимися, как у петрушки, ногами, – видать, ихний бог его плохо кормит.

Левитан низко наклонил голову. Ему хотелось плакать и спать. От теплоты сильно болели ноги. А ночь все лепила и лепила на окна пласты водянистого мартовского снега.

В 1879 году полиция выселила Левитана из Москвы в дачную местность Салтыковку. Вышел царский указ, запрещавший евреям жить в “исконной русской столице”. Левитану было в то время восемнадцать лет.

Лето в Салтыковке Левитан вспоминал потом как самое трудное в жизни. Стояла тяжелая жара. Почти каждый день небо обкладывали грозы, ворчал гром, шумел от ветра сухой бурьян под окнами, но не выпадало ни капли дождя.

Особенно томительны были сумерки. На балконе соседней дачи зажигали свет. Ночные бабочки тучами бились о ламповые стекла. На крокетной площадке стучали шары. Гимназисты и девушки дурачились и ссорились, доигрывая партию, а потом, поздним вечером, женский голос пел в саду печальный романс:

Мой голос для тебя и ласковый и томный…

То было время, когда стихи Полонского, Майкова и Апухтина были известны лучше, чем простые пушкинские напевы, и Левитан даже не знал, что слова этого романса принадлежали Пушкину.

Он слушал по вечерам из-за забора пение незнакомки, он запомнил еще один романс о том, как “рыдала любовь”.

Ему хотелось увидеть женщину, певшую так звонко и печально, увидеть девушек, игравших в крокет, и гимназистов, загонявших с победными воплями деревянные шары к самому полотну железной дороги.

Ему хотелось пить на балконе чай из чистых стаканов, трогать ложечкой ломтик лимона, долго ждать, пока стечет с той же ложечки прозрачная нить абрикосового варенья.

Ему хотелось хохотать и дурачиться, играть в горелки, петь до полночи, носиться на гигантских шагах и слушать взволнованный шепот гимназистов о писателе Гаршине, написавшем рассказ “Четыре дня”, запрещенный цензурой. Ему хотелось смотреть в глаза поющей женщины, – глаза поющих всегда полузакрыты и полны печальной прелести.

Но Левитан был беден, почти нищ. Клетчатый пиджак протерся вконец. Юноша вырос из него. Руки, измазанные масляной краской, торчали из рукавов, как птичьи лапы. Все лето Левитан ходил босиком. Куда было в таком наряде появляться перед веселыми дачниками!

И Левитан скрывался. Он брал лодку, заплывал на ней в тростники на дачном пруду и писал этюды, – в лодке ему никто не мешал.

Писать этюды в лесу или в полях было опаснее. Здесь можно было натолкнуться на яркий зонтик щеголихи, читающей в тени берез книжку Альбова, или на гувернантку, кудахчущую над выводком детей. А никто не умел презирать бедность так обидно, как гувернантки.

Левитан прятался от дачников, тосковал по ночной певунье и писал этюды. Он совсем забыл о том, что у себя, в Училище живописи и ваяния, Саврасов прочил ему славу Коро, а товарищи – братья Коровины и Николай Чехов – всякий раз затевали над его картинами споры о прелести настоящего русского пейзажа. Будущая слава Коро тонула без остатка в обиде на жизнь, на драные локти и протертые подметки.

Левитан в то лето много писал на воздухе. Так велел Саврасов. Как-то весной Саврасов пришел в мастерскую на Мясницкой пьяный, в сердцах выбил пыльное окно и поранил руку.

– Что пишете! – кричал он плачущим голосом, вытирая грязным носовым платком кровь.-Табачный дым? Навоз? Серую кашу?

Читайте также:  Краткое содержание королёк - птичка певчая гюнтекин точный пересказ сюжета за 5 минут

За разбитым окном неслись облака, солнце жаркими пятнами лежало на куполах, и летал обильный пух от одуванчиков, – в ту пору все московские дворы зарастали одуванчиками.

– Солнце гоните на холсте – кричал Саврасов, а в дверь уже неодобрительно поглядывал старый сторож – “Нечистая сила”. – Весеннюю теплынь прозевали! Снег таял, бежал по оврагам холодной водой, – почему не видел я этого на ваших этюдах? Липы распускались, дожди были такие, будто не вода, а серебро лилось с неба, – где все это на ваших холстах? Срам и чепуха!

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=67738&p=1

План-конспект урока по литературе (7 класс) на тему: Константин Георгиевич Паустовский о людях искусства. «Исаак Левитан» (урок литературы в 7 классе)

Константин Георгиевич Паустовский о людях искусства. «Исаак Левитан» (урок литературы в 7 классе)

Цели:

1. Познакомить учащихся с отрывками из книги К.Г.Паустовского «Исаак Левитан». Помочь увидеть образ художника, созданный писателем. Познакомить с творчеством Левитана. Подготовить к написанию сочинения – описания по картине Левитана.

2. Развивать творческую самостоятельность учащихся, познавательную и поисково-исследовательскую активность, вырабатывать навык эстетического восприятия текста.

3. Воспитывать любовь к литературе, живописи, чувство прекрасного.

Ход урока:

– С каким рассказом писателя вы познакомились? («Корзина с еловыми шишками»)

– О ком этот рассказ? (О норвежском композиторе Эдварде Григе и молодой девушке Дагни Педерсен)

– Американский писатель Эрнест Хемингуэй сказал как-то: «Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что всё это случилось с вами, и так оно навсегда при вас и останется: хорошее или плохое, восторги, печали и сожаления, люди и места…» Какие чувства остались у вас в душе после прочтения и обсуждения рассказа «Корзина с еловыми шишками»? (Я поняла, что настоящей музыкой можно сказать очень многое. Искусство делает человека лучше. В жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость.)

 Есть в творчестве таинственная сила!

Какое счастье заглянуть вперёд,

Увидеть жизнь особенно красивой

И ощутить души своей полёт.

И мучиться бессонными ночами,

Оттачивая мыслей острие,

Сверять детали замысла, начала,

Выкладывать всё существо своё.

И высекать, как скульптор, из гранита,

Отбрасывая лишние куски,

Свою задумку, что трудом добыта,

Пусть ломит от усталости виски.

Не оставлять в себе страницы белой

И ничего не прятать на потом.

Врубаться в жизнь отчаянно и смело

И дерзновенно думать о большом.

– О чём это стихотворение? (Оно о том, как создаются произведения искусства, о том, что творец должен вложить в своё произведение всю душу, всего себя, только тогда это произведение станет искусством.)

– Какие виды искусства вы знаете? (Музыка, живопись, литература, балет и т.д.)

2. Работа по теме урока.

– К.Г.Паустовский говорил: «Меня всегда интересовала жизнь замечательных людей. Я пытался найти общие черты их характеров — те черты, что выдвинули их в ряды лучших представителей человечества».

В конце 30-х годов Паустовский написал несколько биографических книг о художниках и писателях:  «Орест Кипренский» (1936), «Исаак Левитан» (1937), «Тарас Шевченко» (1938), Паустовский написал также рассказы и очерки о Максиме Горьком, Петре Ильиче Чайковском, Антоне Павловиче Чехове, Александре Сергеевиче Пушкине, Хансе Кристиане Андерсене, Эдварде Григе, Аркадии Петровиче Гайдаре, Михаиле Михайловиче Пришвине, Михаиле Юрьевиче Лермонтове и многих других. Паустовского волновала тема судьбы художника, ответственности таланта перед людьми.

– К сегодняшнему уроку вы прочитали отрывок из книги Паустовского «Исаак Левитан».

И сегодня мы познакомимся с репродукциями картин пейзажиста, поговорим о том, каким показан художник в книге Константина Георгиевича.

Перед тем как вы услышите рассказ об Исааке Левитане, познакомьтесь со значением некоторых слов. Знание этих слов понадобится вам на уроке. (Таблички со значением слов вывешены на доске.)

ЗОДЧЕСТВО- наука и искусство созидать здания, строить; архитектура. ВАЯТЬ – высекать, вырезывать от руки выпуклые или округлые подобия людей, животных или разные украшения; лепная работа.

ЭТЮДЫ – опыты, попытки, образцы для изученья. РЕПРОДУКЦИЯ – печатная копия картины художника.

-А теперь послушайте рассказ о Левитане.

 Левитан Исаак Ильич родился в Литве. Его отец служил кассиром на железнодорожной станции. Семья была большой и бедной. В надежде поправить дела семья переезжает в Москву, но неожиданно умирает мать, затем отец. В 13 лет Левитан поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Ещё в школе проявил себя талантливым пейзажистом.

Как и многие другие его сверстники, Левитан учился на медные гроши, ночевал под скамьями в классах и кормился на 3 копейки в день. Но, испытывая голод, постоянную нужду, часто оставаясь без крова, он упорно трудится. Левитан занимался в мастерской Саврасова, известного вам по картине «Грачи прилетели».

 Он был любимейшим учеником Саврасова, но из училища его выпустили лишь с дипломом неклассного художника, который давал право работать только учителем рисования. Левитан вновь вернётся в училище уже известным художником и будет руководителем мастерской. Саврасов всё внимание учеников направлял на изучение природы.

Не просто изучение – он призывал любить природу, без этого нельзя стать пейзажистом. 

Учитель лит-ры

– Найдите и прочитайте, что Паустовский рассказывает об учёбе Левитана в училище живописи и ваяния.

– Какими словами Паустовский характеризует Левитана, как бы ставя их в противовес тому, о чём писал раньше? ( Паустовский называет Левитана тончайшим художником своего времени, первым и ещё робким певцом русской природы.)

– Расскажите, как складывались отношения между Н. Чеховым и Левитаном?

– Что выражает собой слово «левитанистый»? ( Оно выражает особое обаяние пейзажа Средней России, которое тогда умел передать на полотне один Левитан.)

– Друг Левитана по Училищу живописи говорил: «Пойдем мы компанией на этюды в окрестности Москвы, бродим и ничего интересного, а Левитан сядет у первой попавшейся лужицы и приносит домой прекрасный мотив для пейзажа». Найдите в тексте строки, подтверждающие эти слова?

– О каких «дождливых работах» художника рассказывает Паустовский?

– Рассмотрите картину Левитана «После дождя». Попробуйте описать её. Прочитайте, как описывает эту картину Паустовский.

– Над приволжским городом только что прошумел ливень, и солнечный свет начинает пробиваться сквозь тучи. Мокрые рыжевато-зелёные кусты, блестящие от дождя крыши домов, потемневшие лодки и баржи объединены в единый серебристо-серый тон.

Пропитанный влагой воздух как бы окутывает тонкой пеленой притихший город, смягчает очертания предметов. Но уже светлеет небо, светлеет Волга. Лёгкая рябь на воде, стекающие к реке из лужиц ручейки, быстро идущий вдали пароход оживляют природу.

Левитан создал правдивый и поэтичный образ типичного приволжского городка с приметами современной художнику жизни.

– А вот ещё одна «дождливая работа» Левитана – «Над вечным покоем»

Краткий рассказ учителя о том, почему картина имеет такое название.

Учитель лит-ры

Задание. Вставьте (выберите) нужные прилагательные в описание картины «Над вечным покоем». (Репродукция картины перед учащимися. Текст у каждого ученика на столе.)

В картине «Над вечным покоем» поэзия (хмурого, ненастного, яркого) дня выражена с большой силой. Картина была написана на берегу озера Удомли в Тверской губернии.

С косогора, где (светлые, тёмные, белые) берёзы гнутся под (сильным, слабым, порывистым) ветром и стоит среди этих берёз сгнившая бревенчатая церковь, открывается даль глухой реки, потемневшие от ненастья луга, (большое, огромное, громадное) облачное небо, (тяжёлые, свинцовые) тучи, напитанные влагой, висят над землей. (Прямые, косые) холстины дождя закрывают просторы.

Никто из художников до Левитана не передавал с такой (грустной, печальной) силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно, что ощущается как величие.

– Сравните с текстом Паустовского, посмотрите, насколько вам удалось использование эпитетов. Объясните выбор эпитетов Паустовским. (1 ученик читает текст Паустовского по учебнику)

Читайте также:  Краткое содержание оперы принцесса турандот пуччини точный пересказ сюжета за 5 минут

– Да, когда смотришь на эти картины, то соглашаешься с Паустовским, который называет Левитана «художником печального пейзажа».

– Крамской писал: « Есть вещи, которые слово выразить решительно не может… Если всё можно сказать словом, то зачем тогда искусство, зачем музыка?» В самом деле, как опишешь словами левитановский «Март»?

(Слайд ) Попробуйте описать эту картину.

– Прочитайте, как это делает Паустовский.

– Снег, деревья, дом, лошадёнка, впряженная в сани… Но как передать ту «весну света», тот живой трепет пробуждающейся природы, то предчувствие перемен, каким полна эта картина? Чтобы рассказать всё это, нужны не слова, а краски. Этим-то орудием владел Левитан, как Чайковский – звуками, как Чехов – словом.

– Найдите и прочитайте, почему Паустовский сравнивает картины Левитана с чеховскими рассказами. (Рассказы небольшие по объёму, нет в них интригующего сюжета, но вложен большой смысл. Паустовский считает, что картины Левитана, подобно рассказам Чехова «скромны и точны»)

– У Левитана есть несколько превосходных весенних вещей. Вспомните, что говорит о весенних картинах Левитана Паустовский? (Все они похожи на осень)

– Рассмотрите репродукции картин с весенними пейзажами Левитана. Согласны ли вы с Паустовским? 

Слайды  «Солнечный день. Весна», «Большая вода»

После ответов учащихся на заданный вопрос учитель  обобщает ответы.

Учитель лит-ры

– Какое время года Левитан любил больше всего? (Осень)

– Подтвердите это словами из текста Паустовского.

– Прочитайте, какой изображал осень на своих картинах Левитан?

– Давайте рассмотрим ещё несколько картин Левитана. (Слайды «Сумерки. Луна». «Осень. Дорога в деревне»)

– Перед вами картина «Золотая осень» (Слайд ). Светла и задумчива эта осень. Попробуйте, может быть, вы вспомните стихи об осени, которые соответствовали бы этой картине.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

…Сегодня так светло кругом,

Такое мёртвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

(Иван Александрович Бунин)

Бунин и Левитан одинаково почувствовали прелесть золотой осени и прославили её: один – в стихах, другой – в картинах.

Учитель лит-ры

– Послушайте ещё один отрывок из книги Паустовского «Исаак Левитан», которого нет у вас в учебнике.

Лето кончилось… Как-то в сумерки Левитан встретил у калитки своего дома молодую женщину. Её узкие руки белели из-под черных кружев. Мягкая туча закрыла небо. Шёл редкий дождь. По-осеннему горько пахли цветы в палисадниках. На железнодорожных стрелках зажгли фонари.

Незнакомка стояла у калитки и пыталась раскрыть маленький зонтик, но он не раскрывался. Наконец он подался, и дождь зашуршал по его шёлковому верху. Незнакомка медленно пошла к станции. Левитан не видел её лица – оно было закрыто зонтиком.

Она тоже не видела лица Левитана, она заметила только его босые грязные ноги и подняла зонтик, чтобы не зацепить Левитана. В неверном свете он различал бледное лицо. Оно показалось ему знакомым и красивым. Левитан вернулся в свою каморку и лёг.

Тоска по материнской, сестринской, женской любви вошла с тех пор в сердце и не покидала Левитана до последних дней его жизни.

Этой же осенью Левитан написал « Осенний день в Сокольниках».(Слайд 16) Это была его первая картина, где серая и золотая осень, печальная, как тогдашняя русская жизнь самого Левитана, дышала с холста осторожной теплотой и щемила у зрителей сердце.

По дорожке Сокольнического парка, по ворохам опавшей листвы шла молодая женщина в чёрном. Она была одна среди осенней рощи, и это одиночество окружало её ощущением грусти и задумчивости.

«Осенний день в Сокольниках» – единственный пейзаж Левитана, где присутствует человек, и то фигуру человека написал Николай Чехов. После этого люди ни разу не появлялись на полотнах Левитана. Их заменили леса и пажити, туманные разливы и нищие избы России, безгласые и одинокие.

Эту картину девятнадцатилетнего художника с ученической выставки приобрёл П.Третьяков для своей галереи. Это было первым признанием таланта художника.

– Рассказ о картине « Владимирка».(Слайд )

Настроение не только грусти – безысходного отчаяния навевает его полотно – «Владимирка». Уходит вдаль истоптанная сотнями ног дорога. Вокруг – насколько хватает глаз – ровное гладкое поле, да на горизонте исхлёстанная ветрами роща. По этой страшной дороге, гремя кандалами, шли на каторгу в Сибирь ссыльные, уходили, чтобы никогда не вернуться.

Просторы, синие дали захватывают дух и одновременно рождают скорбное настроение, тяжёлые думы. Эту картину живописец преподнёс в дар Третьяковской галерее.

– Рассказ о картине «Озеро. Русь» (Слайд )

Картина «Озеро» стала лебединой песней художника, то есть последней написанной им картиной. Полотно пронизано солнечным светом, на картине изображен величавый разлив озера с деревней на берегу, несущиеся по небу облака.

Левитан хотел назвать этот пейзаж «Русью». «Озеро» – обобщённый образ русской прекрасной и светлой природы. Русь, Родина – последние мысли и чувства художника.

Он не сумел закончить картину, как хотел, потому что 22 июля 1900 года Левитана не стало.

Учитель лит-ры

– Прочитайте, как пишет Паустовский о смерти Левитана.

– Каким настроением проникнуты эти строки? (Строки проникнуты настроением грусти, печали.)

– Каким описан вечер, в который умер художник, прочитайте ещё раз. Что напоминают вам эти слова? (Описание природы: поздние сумерки, листва деревьев, погружённая в желтую пыль, отсветы гаснущего солнца – всё такое же, как на картина художника.)

– Давайте просто насладимся просмотром репродукций картин Левитана. (Слайды )

– Прочитайте, как критики отзывались о картинах художника.

– Паустовский иронизирует над хозяйкой квартиры и критиками, которые «требовали, чтобы Левитан оживил пейзаж стадами гусей, лошадьми, фигурами пастуха и женщин». Вы увидели сегодня много репродукций картин Левитана, попробуйте возразить на эти пожелания не понимавших Левитана людей.

(Природа Левитана не нуждается в оживлении, она жива своей неповторимостью. Левитан видит красоту в том, где не замечают её ни хозяйка, ни критики. Недаром Левитан думает о великолепном солнце, которое должно придать каждой берёзке весомость и блеск драгоценного металла, т.е.

берёзка, освещённая солнцем, ценна для Левитана не менее, а может быть и более, чем любой драгоценный металл.)

– А теперь немного поиграем. Определите, какие картины не принадлежат кисти Левитана. Вспомните название картин Исаака Ильича.

3. Итог урока:

– Вернёмся к тексту К.Г.Паустовского. Подумайте, каково отношение Паустовского к художнику, в каких словах это выражается?

– Какой образ художника создаёт Паустовский в своей книге? Каким вы представили себе художника после прочтения отрывков из книги о нём? (Паустовский создаёт образ талантливого художника-пейзажиста, судьба к которому не всегда была благосклонна, человека впечатлительного, творческого, любящего Россию и выражающего эту любовь в своих картинах.)

 А. Энгр, французский художник, говорил: « Искусство только тогда достигает высшей степени совершенства, когда оно до такой степени похоже на природу, что его можно принять за самую природу». Можно с уверенностью сказать, что искусство Левитана достигло высшей степени совершенства. А Паустовскому талантливо удалось в своей книге раскрыть образ величайшего художника-пейзажиста.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/10/17/konstantin-georgievich-paustovskiy-o-lyudyah-iskusstva-isaak

Исаак Левитан

Левитан мало говорил о живописи, как и все остальные. Ему было скучно, когда другие говорили о ней. Любая картина, которая была сделана сама по себе, а не от природы, не интересовала его. Ему не понравился жанр. Увидев нечто похожее на природу, он сказал: «Есть правда».

Левитан всегда искал «мотив и настроение», у него было что-то из литературы – анабандированная усадьба, заколоченные ставни, кладбище, мрачная закатная печаль, одинокая хижина у дороги, но он не подчеркивал это литературное искусство в своей прекрасной картина.

Читайте также:  Краткое содержание твен приключения тома сойера кратко и по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

1882 год был драматичным для МУЖВЗ — ученики лишились сразу двух любимых педагогов умер Перов и ушел в никуда уволенный спивающийся Саврасов. Это повергло некоторых в состояние отчаяния, побудило к бегству в Императорскую Академию художеств (ИАХ) — туда уехали К. А. Коровин, С. И. Светославский, А. П. Рябушкин, С. В. Иванов, М. В. Нестеров, А. С. Янов, И. В. Волков. Левитан тоже подумывал о переходе в Академию, уже подал «прошение» о досрочной сдаче экзаменов по общеобразовательным предметам. Вскоре началось возвращение «беглецов», не выдержавших кто рутины в преподавании, кто — непривычного климата, кто —одиночества в великолепной и холодной столице, а кому-то не захотелось проходить курс по научным предметам наравне с начинающими учениками ИАХ. Саврасов проживет еще полтора десятилетия, но русская живопись и его любимые ученики будут развиваться уже без него, но постоянно помня его уроки.Большое влияние на учеников имели беседы этого широко образованного человека. По воспоминаниям К. Коровина, он рассказал воспитанникам о современном европейском искусстве, о поисках импрессионистов, первым заговорил о самоценной красоте и музыке красок. Собственное творчество Поленова, казалось, противоречило «магистральному пути» передового искусства с его упором на актуальный бытовой жанр и психологический портрет, шло вразрез и с поисками импрессионистов, своим творчеством боровшихся с литературностью, отказавшихся от исторических сюжетов. Поленов был романтически увлечен мотивами из жизни Христа, пытаясь решить в пленэрных композициях нравственные проблемы, волновавшие современных русских интеллектуалов внутри Абрамцевского художественного кружка и за его пределами. Смелость и напряженность работы его мысли, новизна интерпретации им высоких идей играли важную роль в духовном формировании юных художников. У нового педагога сразу сложились близкие отношения с Левитаном и К. Коровиным, которым он показал «восточные» этюды, познакомился с их работами. Поленовувидел живопись, видимо, столь «стихийно» новаторскую, что удивленно спросил у Коровина: «Вы импрессионист? Вы знаете их?». Хотя импрессионисты в Париже уже устроили седьмую, предпоследнюю, выставку и были в зените своих поисков, ученики МУЖВЗ, как большинство отечественных художников и любителей живописи, о существовании импрессионизма не подозревали.

Большое влияние на учеников имели беседы Поленова этого широко образованного человека.

Натюрморт в медным кувшином. 1880-е

С 1880 года, чтобы свести концы с концами, Левитан, подобно другим малообеспеченным ученикам, подрабатывал уроками, писал портреты по фотографиям.

Уже в 1870-х пейзажная мастерская Саврасова в училище была островком лирического художества в море позитивистского отношения к задачам искусства.

Со смертью Перова Саврасов лишился понимания и поддержки, коллеги, давно уже косо поглядывавшие на пейзажный класс, сделали все, чтобы скорее избавиться и от старого художника, и от его детища. Критик В. В.

Стасов, как и народники, имел на жанр пейзажа утилитарный и противоречивый взгляд.

На этой «волне» появился неожиданный для Левитана холст «Бульвар зимой» (1883) с мотивом сумерек. Решенный в серо—зеленой гамме тонов, он навеян жизнью Москвы. Его эскизное письмо передает свет уличных фонарей и окон домов вдали, поэтически преобразивший тихий уголок в центре большого города.

Несколько позже создан рисунок «Тверская улица в Москве»”, изображающий перспективу освещенной огнями фонарей, окон и витрин улицы с фигурами на тротуарах и экипажами. Появившийся задолго до коровинской серии «парижских огней» он свидетельствует о чуткости Левитана к красоте родного города, к световой феерии его вечерней жизни.

Пример Поленова побуждая учеников решать сложные колористические задачи.

Левитан был поэтом русской природы, он был проникнут любовью к ней, она поглотила всю свою чувствительную душу, а его зарисовки были очаровательны и тонки. Странно, что он избегал человека в пейзаже.

Сейчас я работаю меньше. В это время лета, как обычно, у меня какая-то апатия, большая часть дня тратила в лесу, на озеро, читала книгу. Устанет от чтения, вы посмотрите на воду, которая почти всегда интересна; Устали от воды – берут книгу и т. Д. В течение нескольких дней.

Чем старше вы, тем меньше и меньше общества вам нужно, хотя иногда это чувствует нехватку людей. Одиночество – это добро и страдание.

Еврейка в восточном покрывале. 1884

Влиянию Поленова живопись Москвы обязана появлением импрессионистических работ в творчестве его подопечных. В 1883 году созданы «Портрет хористки» К. Коровина и холст «Первая зелень. Май» Левитана.

Свежий по колориту, пронизанный светом и воздухом, написанный мелкими подвижными мазками светлых красок, передающих прозрачность первой листвы, игру бликов на серо-коричневом плетне, на дорожке он полон пульсации жизни, юного восторга перед красотой и мощью вечной живой обновляющийся природы.

Холст «Вечер на пашне» (1883) мотивом перекликается с известной работой М. К.

Клодта «На пашне» (1872), но рассказ здесь вытеснен эмоциональным переживанием мотива —— спокойной шири полей с пятнышком церкви вдали и фигурой пахаря на верху пологого холма. Как и у Т.

Руссо в картине «Пейзаж с пахарем», крестьянин за плугом изображен силуэтом на фоне неба, а весь первый план занимает масса вспаханной земли.

Низкого горизонта холст близок пейзажу М. К. Клодта «Вечерний вид в Орловской губернии» (1874). Используя ракурс и лаконичность формы, Левитан достиг в картине значительной степени обобщения, создав образ, воспринимающийся почти как символ родной страны.

Изучение проблем воздуха и света не стало для молодого художника самодовлеющим, а было инструментом в его постижении мира.

Между тем, пока Левитан работал в Саввинской слободе, 23 апреля 1884 года педагогический совет училища решил исключить его за непосещение занятий и выдать Диплом неклассного художника. Об этом Левитан узнал по возвращении в Москву.

В письме в совет преподавателей от 23 августа 1884 года он просит восстановить его в училище и разрешить работать на большую серебряную медаль. 24 августа его просьбу удовлетворили.

Старинные русские города и Москва, прежде всего, как бы спаяны в одно целое с окружающей природой.

В Москве и ее окрестностях как бы сконцентрировано, что так широко разлито в исконно русских подмосковных и приволжских губерниях, то, что в нашем укладе жизни, в архитектурном строительстве так издавна гармонировало с природой и климатом».

Столь же важную роль, как историко—культурная среда, в формировании,; Левитана—художника сыграли оба его педагога по МУЖВЗ.

Сергей Глаголь верно писал: «Саврасов развил в нем способность не только видеть, но и чувствовать природу, научил схватывать в природе поэтический мотив, Поленов научил краскам, научил; подмечать красочную красоту природы и в самих красках находить стройный музыкальный аккорд». В 1884 году, покинув стены МУЖВЗ, Левитан вступил на самостоятельного творчества. Судьба ему отмерила всего немногим более полутора десятилетий жизни.

Русского крестьянского мира„ ибо, подобно своим учителям и большинству сверстников, Левитан формировался как художник сельской природы, еще не затронутой болезнями современной городской цивилизации.

Саввинская слобода под Звенигородом. 1884

Работа в Саввинской слободе началась в 1884 году, когда Левитан приехал туда вместе со своим давним другом Переплетчиковым. Результатом плодотворной работы художника был целый цикл живописных произведений автора, одним из которых стала картина «Саввинская Слобода под Звенигородом».

Подводя итог ученическому периоду жизни Левитана, А. А. Ростиславов, автор первой крупной монографии о мастере, писал: «Как ни кошмарны эти годы в высшей степени важно, что они прошли в Москве и около Москвы где исключительно на всю жизнь складывались впечатления художника.

Источник: http://levitanart.ru/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector