Краткое содержание паустовский мещёрская сторона точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткий пересказ – Мещерская сторона – Паустовский

Краткое содержание Паустовский Мещёрская сторона точный пересказ сюжета за 5 минут

К.Паустовский – повесть “Мещерская сторона”. При­рода для К. Паустовского – это не только прекрасные карти­ны полей, холмов, рек и озер, голубого неба в его произведени­ях. Это и выражение любви к родной земле, к русской приро­де.

Чувство природы для Паустовского – неотъемлемый эле­мент чувства Родины, именно природа учит человека нравственной чистоте, душевной цельности, заинтересован­ному, бережному отношению к прошлому своей страны, к людям, к языку и быту.

Природа всегда находится в центре внимания этого писа­теля. Он много путешествовал и отразил свои впечатления в своих лучших произведениях. Особенно привлекала Паустов­ского природа средней полосы России с ее тихой, гармонич­ной, немного печальной жизнью. О такой природе рассказы­вает нам повесть “Мещерская сторона”.

“В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как кар­тины Левитана.

Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы”.

Повесть состоит из 15 глав, очерков, каждый из которых представляет самостоятельное произведение. Главы не соеди­нены общим сюжетом, но при этом объединены общим геро­ем-рассказчиком, странником, путешествующим по дебрям

нетронутой, почти дикой природы. В “Мещерской стороне” писатель открывает новый взгляд на мир – это стремление к гармонии всего живого и сущего, стремление разрешить, пре­одолеть все противоречия между человеком и природой.

В повести писатель создает прекрасные картины скром­ной русской природы.

Какими же средствами это достигает­ся? Писатель использует необыкновенно красочную цвето­вую палитру, необычные, образные сравнения, эпитеты: мы видим “лиловые колокольчики на полянах”, озеро блестит, как “черное, косо поставленное зеркало”, закат золотит деревья “старинной позолотой”, “Голубым хрусталем загорается на заре Венера”.

Но, кроме разнообразной цветовой гаммы, писатель обра­щает наше внимание на различные звуки, которыми насы­щены эти места. Здесь писатель нередко использует прием олицетворения. Мещерский край у Паустовского шумит, звенит, поет на разные голоса.

“На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра”, “Туман шур­шит в саду”, “Стаи птиц со свистом и легким шумом разлета­ются в стороны”, “Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом – боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки”.

Очень при­влекательна на Мещере и тишина, когда колокольчик заблу­дившейся коровы слышен путнику за километр.

Кроме того, Мещерский край – край особых лесных за­пахов. От рук героев пахнет “дымом и брусникой”, в бане пахнет “яблоками, чисто вымытыми полами”, в саду “пахнет дождем – нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек”.

Когда герой уплывает туманным утром на лодке, до него “уже не доносится запах дыма сельс­ких печей”.

Впереди у него – “пустынный сентябрьский день”: “Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей ли­ствы, трав, осеннего увядания, затишливых вод, облаков, низ­кого неба”.

Постепенно более четко обрисовывается в повести образ героя-рассказчика. Мы видим, что это человек добродушный, любящий и понимающий природу, охотник, рыболов, живо интересующийся людьми, окружающим миром. Природа и человек у Паустовского неразделимы, не могут существовать друг без друга. И, рисуя эти прекрасные картины, автор не обходится без людей, которые живут на этой земле.

Это пасту­хи, паромщики, сторожа, лесники – самые обыкновенные, простые люди, но все замечательные и добрые, в каждом из них автор находит какую-то интересную, яркую, запомина­ющуюся черту. Так, примечателен в повести образ старого деда-корзинщика Степана, по прозвищу “Борода на жердях”.

Он приютил в своем шалаше заблудившуюся девочку, рас­сказывает герою истории о прошлом Мещерского края.

Эти места очень богаты талантами. Так, село Солотча – это родина известного гравера Пожалостина, художников Ар­хипова и Малявина, скульптора Голубкина. Здесь же встре­чается герой-рассказчик и с теткой Сергея Есенина, который родился неподалеку от Солончи.

Событийный план повести представлен историей похода героев на Поганое озеро и историей незадачливого московс­кого рыболова. В первом сюжете герои чуть не потеряли свое­го товарища, писателя Гайдара, который в одиночестве пошел искать Поганое озеро, которое имело в народе дурную славу.

Однако потом Гайдар нашелся – на поиски его отправился еще один путник с компасом. История незадачливого рыболова-москвича придает всему повествованию комический оттенок. В образе этого человека автор представил нам героя, не приспособленного к жизни в лесу, на природе.

Он неловок, лишает всех завтрака, нечаянно угодив ногой в приготовлен­ную яичницу и разбив кувшин с молоком. Рыба у него не клю­ет.

Когда же ему удалось вдруг выудить огромную щуку, то пока он любовался и восторгался ей, “щука примерилась, мигнула глазом и со всего размаха ударила старика хвостом по щеке”, сбив с него пенсне.

Таким образом, в повести писатель воссоздает неповтори­мый мир чистой, первозданной природы. И основной прин­цип Паустовского – найти прекрасное в обыденном. Он го­ворит о том, как необыкновенна эта простая земля.

“Я люблю Мещерский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким не­бом.

Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю.

И если придется защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, – этот лесной задумчивый край, любовь к кото­рому не забудется, как никогда не забывается первая любовь”.

Глоссарий:

  • краткий пересказ мещерской стороні
  • мещерская сторона пересказ!
  • сочинение человек и природа паустовского мещерская сторона

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/kratkij-pereskaz-meshherskaya-storona-paustovskij/

«Мещерская сторона»: краткое содержание. Паустовский, «Мещерская сторона»: анализ

В русской литературе есть много книг, посвященных родной природе, дорогим сердцу местам. Ниже будет рассмотрено одно из таких произведений, которое написал К. Г. Паустовский, – повесть «Мещерская сторона».

Обыкновенная земля

В начале книги рассказчик знакомит читателей с этой землей, дает краткую характеристику. При этом он отмечает, что край этот ничем не примечателен. Здесь чистый воздух, сосновые леса, луга, озера. Все это красиво, но и ничего особенного нет. Также о расположении местности упоминает Константин Паустовский: Мещерская сторона находится неподалеку от Москвы, между Владимиром и Рязанью.

Первое знакомство

Рассказчик попал в Мещеру из Владимира, когда ехал на поезде по узкоколейке. На одной из станций в вагон залез косматый дед, которого послали в музей с извещением. В письме написано, что на болоте обитают две очень большие птицы, полосатые, неизвестного вида. Их нужно изловить и доставить в музей. Также дед рассказал, что там был найден «торчок» — огромные рога древнего оленя.

Старинная карта

Автор достал карту этого края, очень старую. Съемки местности были сделаны до 1870 г. На схеме было много неточностей, русла рек успели смениться, озера — заболотиться, появились новые боры.

Однако, несмотря на все трудности, рассказчик предпочитал пользоваться картой, а не подсказками местных жителей.

Дело в том, что туземцы объясняли слишком подробно и путано, куда идти, но многие приметы оказывались неточными, а некоторые и вовсе не находились.

Несколько слов о приметах

Автор утверждает, что создавать и находить приметы – это очень увлекательное занятие. Затем он делится некоторыми наблюдениями. Некоторые приметы сохраняются долгое время, другие – нет. Однако настоящими считаются связанные со временем и погодой.

Среди них есть простые, например высота дыма. Есть сложные, например, когда вдруг перестает клевать рыба, а реки будто мертвеют. Так происходит перед ненастьем. Всех красот не может отобразить краткое содержание.

Паустовский («Мещерская сторона») любуется природой России.

Возвращение к карте

Автор, пользуясь картой, кратко описывает, на каких землях расположен Мещерский край. В нижней части схемы изображена Ока. Река разделяет 2 совершенно непохожих пространства. К югу – обжитые плодородные рязанские земли, к северу – болотистая равнина. В западной части находится Боровая сторона: сосновое густолесье, в котором скрывается множество озер.

Мшары

Так называют болота Мещерского края. Заросшие озера занимают площадь в сотни тысяч гектаров. Среди болот иногда встречаются лесистые «острова».

Стоит добавить следующий случай в краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») рассказывает об одной из прогулок.

Однажды автор с друзьями решил сходить на Поганое озеро. Оно располагалось среди болот и славилось крупной клюквой и огромными поганками. Идти через лес, в котором год назад прошел пожар, было трудно. Путешественники быстро устали. Они решили отдохнуть на одном из «островов». В компании был и писатель Гайдар. Он решил, что поищет дорогу к озеру, пока остальные отдыхают.

Однако писатель долгое время не возвращался, и друзья встревожились: уже стемнело и начали выть волки. Один из компании отправился на поиски. Вскоре он вернулся вместе с Гайдаром. Последний сказал, что забирался на сосну и видел это озеро: вода там черная, редкие слабые сосны стоят вокруг, некоторые уже упали.

Очень страшное озеро, как сказал Гайдар, и друзья решили не идти туда, а выбираться на твердую землю.

Рассказчик добрался на место через год. Берега у Поганого озера были плавучие и состояли из плотно переплетенных корней и мхов. Вода действительно была черная, а со дна поднимались пузыри. Долго стоять на месте нельзя было: ноги начинали проваливаться. Однако рыбалка была хороша, автор с друзьями наловили окуней, чем заслужили в деревне у баб славу «людей отпетых».

Много других занимательных происшествий содержит повесть, которую написал Паустовский. «Мещерская сторона» отзывы получала разные, но больше положительные.

Лесные реки и каналы

На карте Мещерского края отмечены леса с белыми пятнами в глубине, а также две реки: Солотча и Пра. У первой воды красного цвета, на берегу стоит одинокий постоялый двор, на берегах второй также почти никто не селится.

Также на карте отмечено множество каналов. Их проложили во времена Александра II. Тогда хотели осушить болота и заселить их, но земля оказалась бедной. Сейчас каналы заросли, и в них живут только птицы, рыбы и водяные крысы.

Как видно, в повести, которую написал Паустовский («Мещерская сторона»), главные герои – это леса, луга, озера. О них нам рассказывает автор.

Леса

Мещерские сосновые леса величественны, деревья высокие и прямые, воздух прозрачный, сквозь ветви хорошо видно небо. Есть в этом краю еще и ельники, дубравы, встречаются рощи.

Автор живет в лесах в палатке по несколько дней, мало спит, но чувствует себя бодро. Однажды он с друзьями рыбачил на Черном озере на резиновой лодке.

На них напала огромная щука с острым и прочным плавником, который запросто мог повредить плавучее средство. Друзья повернули к берегу. Там стояла волчица с волчатами, как оказалось, ее нора была рядом с палаткой.

Хищника удалось прогнать, но лагерь пришлось перенести.

У озер Мещерского края вода разного цвета, но чаще всего черная. Это из-за торфяного дна. Однако встречаются фиолетовые, желтые, синие и оловянные водоемы.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов николая лескова за 2 минуты

Луга

Между лесами и Окой находятся луга, похожие на море. В них прячется старое русло реки, уже заросшее травой. Зовется оно Прорвой. Автор каждую осень подолгу живет в тех местах.

Небольшое отступление от темы

Нельзя не вставить следующий эпизод в краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») рассказывает о таком случае.

Однажды в село Солотче приехал старик с серебряными зубами. Он ловил на спиннинг, однако местные рыболовы презирали английскую удочку. Гостю не везло: он обрывал блесны, таскал коряги, но не мог вытащить ни одной рыбы.

А местные мальчишки успешно ловили на простую веревку. Однажды старику повезло: он вытащил огромную щуку, начал рассматривать ее, восхищаться. Но рыба воспользовалась этим промедлением: она ударила пожилого мужчину по щеке и нырнула в реку.

После этого старик собрал все свои вещи и уехал в Москву.

Еще о лугах

В Мещерском краю много озер со странными названиями, часто «говорящими». Например, в Бобровском когда-то жили бобры, на дне Хотца лежат мореные дубы, на Селянском полно уток, Бык – очень крупное и т. д. Названия тоже появляются самым неожиданным образом, например, Лангобардским автор назвал озеро из-за бородатого сторожа.

Старики

Продолжим составлять краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») описывает и жизнь сельских людей.

В лугах живут болтливые старики, сторожа, корзинщики, паромщики. Автор часто встречался со Степаном по прозвищу Борода на жердях. Так его звали из-за чрезвычайной худобы.

Однажды рассказчика застал дождь, и ему пришлось заночевать у деда Степана. Корзинщик начал вспоминать, что раньше все леса принадлежали монастырям. Потом говорил про то, как тяжело жилось при царе, а сейчас гораздо лучше.

Рассказал про Маньку Малавину – певицу. Раньше бы она не смогла в Москву уехать.

Родина талантов

В Солотче много талантливых людей, почти в каждой избе висят красивые картины, нарисованные дедом или отцом. Здесь родились и выросли известные художники. В доме по соседству живет дочь гравера Пожалостина. Неподалеку – тетя Есенина, у нее автор покупал молоко. В Солотче когда-то жили иконописцы.

Мой дом

Рассказчик снимает баню, переделанную под жилой дом. Однако в избе он ночует редко. Обычно спит в беседке в саду. По утрам он кипятит чай в бане, а потом отправляется на рыбалку.

Бескорыстие

Упомянем о последней части, заканчивая краткий пересказ. «Мещерская сторона» (Паустовский К. Г.) показывает, что автор любит эти места не за их богатства, а за тихую, спокойную красоту. Он знает, что в случае войны он будет защищать не только родину, но и эту землю тоже.

Краткий анализ

В своем произведении писатель рассказывает о Мещерском крае, показывает его красоту. Все силы природы оживают, и обычные являния перестают быть таковыми: дождь или гроза становятся угрожающими, птичье щебетанье сравнивается с оркестром и т. д. Язык повести, несмотря на кажущуюся простоту, очень поэтичен и изобилует различными художественными приемами.

В конце произведения автор говорит о бескорыстной любви к своему краю. Эта мысль прослеживается во всей повести.

Писатель вскользь упоминает о природных богатствах, гораздо больше он описывает красоту природы, простой и добрый нрав местных жителей. И всегда утверждает, что это гораздо ценнее, чем много торфа или леса.

Богатство не только в ресурсах, но и в людях, — показывает Паустовский. «Мещерская сторона», анализ которой рассматривается, написана по действительным наблюдениям автора.

Рязанская область, в которой и находится Мещерская сторона, не была родным краем Паустовского. Но тепло и необыкновенные чувства, которые он ощутил здесь, делают писателя настоящим сыном этой земли.

Источник: http://2dcom.ru/article/166903/mescherskaya-storona-kratkoe-soderjanie-paustovskiy-mescherskaya-storona-analiz

Краткое содержание “Мещерской стороны” Паустовского

Обыкновенная земля

“В Мещерском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха”. Зимой и осенью скошенные луга усеяны стогами сена, в которых тепло даже в морозные и дождливые ночи. В сосновых лесах торжественно и тихо в безветренные дни, а в ветер они “шумят великим океанским гулом”.

Край этот “лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов… великого пояса хвойных лесов”, где “отсиживалась от татарских набегов древняя Русь”.

Первое знакомство

Рассказчик впервые попадает в Мещерский край из Владимира, на неспешном паровозе узкоколейки.

На одной из станций в вагон влезает косматый дед и рассказывает, как в прошлом году “язва” Лешка-комсомолец посылал его в город “до музею” с сообщением, что в местном озере живут “незнакомые птицы, громадного росту, полосатые, всего три”, и птиц этих надо взять живьем в музей.

Сейчас дед тоже возвращается из музея – в болоте нашли “древнюю кость” с огромными рогами. Рассказчик подтверждает, что в мещерских болотах действительно нашли скелет доисторического оленя. Эта история о необычных находках запоминается повествователю “особенно резко”.

Старинная карта

По Мещерскому краю рассказчик путешествует со старинной картой, нарисованной до 1870 года. Карта во многом неточна, и автору приходится ее исправлять. Однако, пользоваться ею намного надежней, чем спрашивать дорогу у местных жителей.

Туземцы всегда объясняют дорогу “с неистовым увлечением”, но описанные ими приметы найти почти невозможно.

Как-то рассказчику и самому довелось объяснять дорогу поэту Симонову, и он поймал себя на том, что делает это точно с такой же страстью.

Несколько слов о приметах

“Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие”. Настоящими считаются те, что предсказывают погоду, например, дым костра или вечерняя роса. Есть приметы и посложнее. Если небо кажется высоким, а горизонт приближается, погода будет ясной, а перестающая клевать рыба словно сообщает о близком и длительном ненастье.

Возвращение к карте

“Изучение незнакомого края всегда начинается с карты”, и путешествовать по ней очень увлекательно. К югу от реки Оки простираются плодородные и обжитые Рязанские земли, а к северу, за полосой приокских лугов, начинаются сосновые леса и торфяные болота Мещерского края. На западе карты обозначена цепь из восьми боровых озер со странным свойством: чем меньше площадь озера, тем оно глубже.

Мшары

К востоку от озер “лежат громадные Мещерские болота – „мшары“”, усеянные песчаными “островами”, на которых ночуют лоси.

Как-то рассказчик с друзьями шел мшарами к Поганому озеру, знаменитому огромными грибами-поганками. Местные бабы боялись ходить к нему.

Путешественники с трудом добрались до острова, где и решили передохнуть. Гайдар пошел искать Поганое озеро один.

С трудом отыскав дорогу обратно, он рассказал, что залез на дерево и увидел Поганое озеро издали. Оно казалось таким страшным, что дальше Гайдар не пошел.

На озеро друзья попали через год. Его берега оказались похожи на сплетенный из травы мат, плавающий на поверхности черной воды. При каждом шаге из-под ног поднимались высокие фонтанчики воды, которые и пугали местных баб. Рыбалка в том озере была хороша. Вернувшись невредимыми, друзья заслужили у баб репутацию “людей отпетых”.

Лесные реки и каналы

Кроме болот на карте Мещерского рая отмечены леса с загадочными “белыми пятнами” в глубине, реки Солотча и Пра, а также множество каналов. На берегу Солотчи, вода в которой красная, стоит одинокий постоялый двор. Берега При тоже мало заселены. В ее верховьях работает ватная фабрика, из-за чего дно реки покрыто толстым слоем слежавшейся черной ваты.

Каналы в Мещерском крае прорыты при Александре II генералом Жилинским, который хотел осушить болота. Осушенные земли оказались бедными, песчаными. Каналы заглохли и стали убежищем водоплавающих птиц и водяных крыс. Богатство Мещерского края – “не в земле, а в лесах, в торфе и в заливных лугах”.

Леса

Сосновые “Мещерские леса величественны, как кафедральные соборы”. Кроме боро́в, Есть в Мещере и еловые леса, смешанные с редкими пятнами широколиственных рощ и дубрав. Нет ничего лучше, чем пройти по такому лесу к заповедному озеру, переночевать у костра и встретить величественный рассвет.

Рассказчик живет в палатке у озера по нескольку дней. Однажды на Черном озере на резиновую лодку,… в которой он рыбачил с другом, напала громадная щука с бритвенно-острым плавником.

Испугавшись, что щука повредит лодку, они поворачивают к берегу и видят волчицу с волчатами, убежище которых оказалось возле рыбацкого лагеря, под кучей сухого хвороста.

Волчица убежала, но лагерь пришлось переносить.

В Мещере у всех озер разная по цвету вода. Больше всего черных, но есть и фиолетовые, и желтоватые, и оловянного цвета, и синеватые.

Луга

Заливные луга между лесами и Окой похожи на море. Среди лугов тянется старое русло Оки, называемое Прорвой. “Это заглохшая, глубокая и неподвижная река с крутыми берегами” и глубокими омутами, окруженная травами в человеческий рост. Рассказчик живет на Прорве каждую осень по многу суток. Проведя ночь в утепленной сеном палатке, он рыбачит все утро.

Небольшое отступление от темы

В селе Солотче обитало “великое племя рыболовов”. Солотчане успешно ловили рыбу на обычную веревку. Однажды в село из Москвы явился “высокий старик с длинными серебряными зубами”. Он пытался рыбачить с английским спиннингом, но старику не везло.

Но один раз он выловил на Прорве огромную щуку. Вытащив рыбину на берег, старик в восхищении склонился над ней. Вдруг щука “примерилась… и со всего размаху ударила старика хвостом по щеке”, а потом подскочила и ушла в воду.

В тот же день незадачливый рыбак уехал в Москву.

Еще о лугах

В лугах Мещеры очень много озер со странными “говорящими” названиями. “На дне Хотца лежат черные мореные дубы”. В Бобровском когда-то водились бобры. Промоина – глубочайшее озеро с исключительно капризной рыбой.

Озеро Бык тянется на много километров, а в Канаве “водятся удивительные золотые лини”. Старица окружена песчаными дюнами, а на берегах глубокой Музги собираются журавлиные стаи. В Селянском озере гнездятся сотни уток.

Озеро Лангобардское рассказчик назвал в честь сторожа-“лангобарда” (древнегерманское племя, в пер. – “длиннобородые”).

Старики

“В лугах – в землянках и шалашах – живут болтливые старики”, сторожа колхозных огородов, паромщики и корзинщики. Чаще всего он встречался с худым, тонконогим Степаном по прозвищу “Борода на жердях”. Как-то рассказчик заночевал у него в шалаше.

Степан долго говорил о том, как нелегко приходилось деревенским бабам “при царе”, и сколько у них возможностей теперь, при советской власти. В качестве примера он вспомнил свою односельчанку Маньку Малавину, которая теперь поет в московском театре.

Родина талантов

Солотча – село богатое. Первый год рассказчик жил у “кроткой старушки, старой девы и сельской портнихи Марьи Михайловны”. В ее чистой избе висела картина неизвестного итальянского художника, который оставил свое произведение в уплату за комнату отцу Марьи Михайловны. Он изучал в Солотче иконописное письмо.

В Солотче почти каждая изба украшена картинами детей, внуков, племянников. Во многих домах выросли знаменитые художники.

В доме по соседству с Марьей Михайловной живет старуха – дочь академика Пожалостина, одного из лучших русских граверов. На следующий год рассказчик “снял у них старую баньку в саду” и сам увидел прекрасные гравюры.

Читайте также:  Краткое содержание платонов чевенгур точный пересказ сюжета за 5 минут

Недалеко от Солотчи родился и поэт Есенин – рассказчику довелось покупать молоко у его родной тетки.

Живет около Солотчи и Кузьма Зотов, бывший до революции бедняком. Теперь в избе Зотова – радио, книги, газеты, а его сыновья выбились в люди.

Мой дом

Дом рассказчика – маленькая банька – стоит в густом саду. Он огорожен частоколом, в котором застревают деревенские коты, сбежавшиеся на запах свежевыловленной рыбы. В доме рассказчик ночует редко. Для ночевок ему обычно служит старая беседка в глубине сада.

Особенно хорошо там в осенние ночи, когда прохладный ветер колышет огонек свечи, и ночная бабочка садится на раскрытую страницу книги. Туманным утром рассказчик просыпается и отправляется на рыбалку.

“Впереди – пустынный сентябрьский день” и “затерянность в… мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания”.

Бескорыстие

Можно написать о богатствах Мещерского края, но рассказчик любит родные места не за обилие торфа или древесины, а за их тихую и немудреную красоту.

И если ему придется защищать родную страну, то в глубине сердца он будет знать, что защищает “и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное… этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь”.

Краткое содержание “Мещерской стороны” Паустовского

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание “Золотой розы” Паустовского Драгоценная пыль Мусорщик Жан Шамет убирает ремесленные мастерские в парижском предместье. Служа солдатом во время мексиканской войны, Шамет заболел лихорадкой,…
  2. Краткое содержание “Повести о жизни” Паустовского Однажды весной я сидел в Мариинском парке и читал “Остров сокровищ” Стивенсона. Сестра Галя сидела рядом и тоже читала. Ее…
  3. Краткое содержание “Телеграммы” Паустовского В этот холодный и ненастный октябрь Катерине Петровне стало еще труднее вставать по утрам. Старый дом, в котором она доживала…
  4. Краткое содержание романа Паустовского “Дым отечества” Получив от известного пушкиниста Швейцера приглашение приехать в Михайловское, ленинградский художник-реставратор Николай Генрихович Вермель отложил в Новгороде спешную работу над…
  5. Краткое содержание романа Паустовского “Романтики” Максимова со Сташевским, Алексеем и Винклером в этот порт загнал жестокий осенний шторм. Молодые люди жили в дрянной гостинице, набитой…
  6. Краткое содержание рассказа Паустовского “Теплый хлеб” Командир кавалеристского отряда оставил в деревне коня, раненного в ногу осколком немецкого снаряда. Приютил коня мельник Панкрат, мельница которого давно…
  7. “Корзина с еловыми шишками” Паустовского краткое содержание Композитор Эдвард Григ встречает в осеннем лесу маленькую девочку Дагни Петерсен с корзиной, полной еловых шишек. Григ хочет подарить что-нибудь…
  8. Краткое содержание рассказа Паустовского “Рождение рассказа” Ы Писатель Муравьев сочинял для одного из московских журналов рассказ о труде, но у него ничего не выходило. Муравьеву казалось,…
  9. Драма “Гроза”, изображение трагической стороны купеческого бытового уклада Добролюбов считает Катерину “решительным, цельным русским характером”. Это натура героическая, протестующая против произвола и устоев “темного царства”. Детство и юность…
  10. Лиризм в произведениях Паустовского Лиризмом проникнуто описание природы в произведениях Паустовского. Он помогает читателям почувствовать “сказку жизни”. “…Если после этого маленького рассказа вам приснится…
  11. Краткое содержание рассказа Акутагавы “Мандарины” Рассказчик сидит в вагоне второго класса поезда Екосука – Токио и ждет сигнала к отправлению. В последнюю секунду в вагон…
  12. Краткое содержание рассказа Астафьева “Родные березы” Ы Рассказчик заболевает. Ему дают путевку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной “с радостью первооткрывателя”, и его…
  13. Краткое содержание рассказа Бунина “Муза” Рассказчик, запущенный длинноволосый толстяк не первой молодости, решает учиться живописи. Бросив свое имение в Тамбовской губернии, он проводит зиму в…
  14. Краткое содержание рассказа Бунина “Косцы” Ы Это было давно, в той жизни, которая “не вернется уже вовеки”. Рассказчик шел по большой дороге, а впереди, в…
  15. Краткое содержание рассказа Астафьева “Зачем я убил коростеля?” Ы Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже…
  16. Краткое содержание “Шуточки” Чехова Молодой человек, прогуливаясь с девушкой Надей, предлагает ей скатиться на санях с горки. Надя очень боится, но рассказчик ее уговаривает,…
  17. Краткое содержание рассказа Бунина “Ворон” Отец рассказчика занимает очень важную должность в губернском городе. Человек он тяжелый, угрюмый, молчаливый и жестокий. Невысокий, плотный, сутуловатый, темный…
  18. Мое село сочинение Здорово провести время можно в сельской местности. Я очень люблю мое село. В селе я часто хожу в лес, на…
  19. Краткое содержание “Повести о Ерше Ершовиче” Ы В одном из городов Ростовского уезда идет суд. Боярин Осетр, воевода Хвалынского моря Сом и судные мужики – Судак…
  20. Краткое содержание рассказа Астафьева “Последний поклон” Ы Вернувшись с войны, рассказчик едет навестить свою бабушку. Он хочет встретить ее первой, поэтому к дому пробирается задами. Рассказчик…

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-meshherskoj-storony-paustovskogo/

Читать Мещерская сторона

Константин Паустовский

Мещорская сторона

Обыкновенная земля

В Мещорском крае нет никаких особенных красот и богатств, кроме лесов, лугов и прозрачного воздуха. Но все же край этот обладает большой притягательной силой. Он очень скромен – так же, как картины Левитана. Но в нем, как и в этих картинах, заключена вся прелесть и все незаметное на первый взгляд разнообразие русской природы.

Что можно увидеть в Мещорском крае? Цветущие или скошенные луга, сосновые боры, поемные и лесные озера, заросшие черной кугой, стога, пахнущие сухим и теплым сеном. Сено в стогах держит тепло всю зиму.

Мне приходилось ночевать в стогах в октябре, когда трава на рассвете покрывается инеем, как солью. Я вырывал в сене глубокую нору, залезал в нее и всю ночь спал в стогу, будто в запертой комнате. А над лугами шел холодный дождь и ветер налетал косыми ударами.

В Мещорском крае можно увидеть сосновые боры, где так торжественно и тихо, что бубенчик-«болтун» заблудившейся коровы слышен далеко.

почти за километр. Но такая тишина стоит в лесах только в безветренные дни. В ветер леса шумят великим океанским гулом и вершины сосен гнутся вслед пролетающим облакам.

В Мещорском крае можно увидеть лесные озера с темной водой, обширные болота, покрытые ольхой и осиной, одинокие, обугленные от старости избы лесников, пески, можжевельник, вереск, косяки журавлей и знакомые нам под всеми широтами звезды.

Что можно услышать в Мещорском крае, кроме гула сосновых лесов? Крики перепелов и ястребов, свист иволги, суетливый стук дятлов, вой волков, шорох дождей в рыжей хвое, вечерний плач гармоники в деревушке, а по ночам – разноголосое пение петухов да колотушку деревенского сторожа.

Но увидеть и услышать так мало можно только в первые дни. Потом с каждым днем этот край делается все богаче, разнообразнее, милее сердцу. И, наконец, наступает время, когда каждая ива над заглохшей рекой кажется своей, очень знакомой, когда о ней можно рассказывать удивительные истории.

Я нарушил обычай географов. Почти все географические книги начинаются одной и той же фразой: «Край этот лежит между такими-то градусами восточной долготы и северной широты и граничит на юге с такой-то областью, а на севере – с такой-то». Я не буду называть широт и долгот Мещорского края.

Достаточно сказать, что он лежит между Владимиром и Рязанью, недалеко от Москвы, и является одним из немногих уцелевших лесных островов, остатком «великого пояса хвойных лесов». Он тянулся некогда от Полесья до Урала В него входили леса: Черниговские, Брянские, Калужские, Мещорские, Мордовские и Керженские.

В этих лесах отсиживалась от татарских набегов древняя Русь.

Первое знакомство

Впервые я попал в Мещорский край с севера, из Владимира.

За Гусем-Хрустальным, на тихой станции Тума, я пересел на поезд узкоколейки. Это был поезд времен Стефенсона. Паровоз, похожий на самовар, свистел детским фальцетом. У паровоза было обидное прозвище: «мерин».

Он и вправду был похож на старого мерина. На закруглениях он кряхтел и останавливался. Пассажиры выходили покурить. Лесное безмолвие стояло вокруг задыхающегося «мерина».

Запах дикой гвоздики, нагретой солнцем, наполнял вагоны.

Пассажиры с вещами сидели на площадках – вещи в вагон не влезали. Изредка в пути с площадки на полотно начинали вылетать мешки, корзины, плотничьи пилы, а за вещами выскакивал и их обладатель, нередко довольно древняя старуха. Неопытные пассажиры пугались, а опытные, скручивая «козьи ножки» и поплевывая, объясняли, что это самый удобный способ высаживаться из поезда поближе к своей деревне.

Узкоколейка в Менторских лесах – самая неторопливая железная дорога в Союзе.

Станции завалены смолистыми бревнами и пахнут свежей порубкой и дикими лесными цветами.

На станции Пилево в вагон влез косматый дед. Он перекрестился в угол, где дребезжала круглая чугунная печка, вздохнул и пожаловался в пространство'

– Чуть что, сейчас берут меня за бороду – езжай в город, подвязывай лапти. А того нет в соображении, что, может, ихнее это дело копейки не стоит. Посылают меня до музею, где советское правительство собирает карточки, прейскуранты, все такое прочее. Посылают с заявлением.

– Чего брешешь?

– Ты гляди – вот!

Дед вытащил измятую бумажку, сдул с нее махру и показал бабе-соседке.

– Манька, прочти, – сказала баба девчонке, тершейся носом об окно. Манька обтянула платье на исцарапанных коленках, подобрала ноги и начала читать хриплым голосом:

– «Собчается, что в озере живут незнакомые птицы, громадного росту полосатые, всего три; неизвестно, откуль залетели, – надо бы взять живьем для музею, а потому присылайте ловцов».

– Вот, – сказал дед горестно, – за каким делом теперь старикам кости ломают. А все Лешка-комсомолец. Язва – страсть! Тьфу!

Дед плюнул. Баба вытерла круглый рот концом платка и вздохнула. Паровоз испуганно посвистывал, леса гудели и справа и слева, бушуя, как озеро. Хозяйничал западный ветер. Поезд с трудом прорывался через его сырые потоки и безнадежно опаздывал, отдуваясь на пустых полустанках.

– Вот оно существование наше, – повторял дед – Летошний год гоняли меня в музею, сегодняшний год опять!

– Чего в летошний год нашли? – спросила баба.

– Торчак!

– Чегой-то?

– Торчак. Ну, кость древнюю. В болоте она валялась. Вроде олень. Роги – с этот вагон. Прямо страсть. Копали его цельный месяц. Вконец измучился народ.

– На кой он сдался? – спросила баба.

– Ребят по ём будут учить.

Об этой находке в «Исследованиях и материалах областного музея» сообщалось следующее:

«Скелет уходил в глубь трясины, не давая опоры для копачей. Пришлось раздеться и спуститься в трясину, что было крайне трудно из-за ледяной температуры родниковой воды. Огромные рога, как и череп, были целы, но крайне непрочны вследствие полнейшей мацерации (размачивания) костей. Кости разламывались прямо в руках, но по мере высыхания твердость костей восстанавливалась».

Был найден скелет исполинского ископаемого ирландского оленя с размахом рогов в два с половиной метра.

С этой встречи с косматым дедом началось мое знакомство с Мещорой. Потом я услышал много рассказов и о зубах мамонта, и о кладах, и о грибах величиной с человеческую голову. Но этот первый рассказ в поезде запомнился мне особенно резко.

Старинная карта

С большим трудом я достал карту Мещорского края. На ней была пометка: «Карта составлена по старинным съемкам, произведенным до 1870 года». Карту эту мне пришлось исправлять самому. Изменились русла рек. Там, где на карте были болота, кое-где уже шумел молодой сосновый лес; на месте иных озер оказались трясины.

Но все же пользоваться этой картой было надежнее, чем заниматься расспросами местных жителей. С давних пор так уж повелось у нас на Руси, что никто столько не напутает, когда объясняет дорогу, как местный житель, особенно если он человек разговорчивый.

Читайте также:  Краткое содержание гончаров обрыв точный пересказ сюжета за 5 минут

– Ты, милый человек, – кричит местный житель, – других не слухай! Они тебе такого наговорят, что ты жизни будешь не рад. Ты меня одного слухай, я эти места наскрозь знаю.

Иди до околицы, увидишь по левой руке избу-пятистенку, возьми от той избы на правую руку по стежке через пески, дойдешь до Прорвы и вали, милый, край Прорвы, вали, не сумлевайся, до самой до горелой ивы.

От нее возьмешь чуть-чуть к лесу, мимо Музги, а за Музгой подавайся круто к холмищу, а за холмищем дорога известная – через мшары до самого озера.

– А сколько километров?

– А кто его знает? Может, десять, а может, и все двадцать. Тут километры, милый, немереные.

Я пытался следовать этим советам, но всегда или горелых ив оказывалось несколько, или не было никакого приметного холмища, и я, махнув рукой на рассказы туземцев, полагался только на собственное чувство направления. Оно почти никогда меня не обманывало.

Источник: http://online-knigi.com/page/21517

Урок русской литературы 5 класс Тема: К. Г. Паустовский. «Мещерская сторона». «Леса»

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

5 класс

Тема: К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». «Леса»

Цель: Чтение и анализ очерка К.Г.Паустовского «Леса» («Мещерская сторона»)

Задачи: 1) прочитать очерк, проанализировать его;

2) развивать умение школьников видеть в обычном необыкновенное, удивительное;

3) воспитывать у учащихся любовь к родной земле, страсть к путешествиям, романтическую настроенность.

Оборудование: раздаточный материал

Тип урока: комбинированный.

План урока:

  1. Оргмомент;
  2. Проверка д/з;
  3. Актуализация опорных знаний;
  4. Объявление темы и целей урока;
  5. Анализ очерка «Леса»;
  6. Подведение итогов урока;
  7. Выставление и комментирование оценок;
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

а) зачитывание творческих работ учащихся.

  1. Актуализация опорных знаний:

а) ответы на вопросы: — Давайте себе напомним о К. Паустовском. Что вы помните о нем? — Что можно услышать в Мещерском крае? — Что увидеть? — Какие там запахи? — Какие краски? (Это богатый край, естественные природные запахи, краски радуют, притягивают нас, и мы начинаем жить жизнью Мещеры. Каждое место хорошо по-своему) — На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое очерк. Дайте определение этому понятию. По ходу урока мы еще не раз будем обращаться к этому термину.
а) объявление темы и целей урока: Сегодня на уроке мы продолжаем наше путешествие по Мещерскому краю. Мы с вами будем зачитывать полюбившиеся строки текста, запишем термины и примеры и все вместе увидим и убедимся, что Мещерский край действительно удивительное место.

б) ^

В очерке «Леса» К.Г.Паустовский проявляет себя прежде всего как писатель – художник.

Вот он идет неспешно по лесной тропинке и … и слышит «осторожное перепархивание птиц, липкие маслюки, облепленные хвоей, жесткую траву, холодные белые грибы, землянику, лиловые колокольчики на полянах, дрожь осиновых листьев, торжественный свет и, наконец, лесные сумерки, когда из мхов тянет сыростью и в траве горят светляки». Итак.

Давайте же посмотрим, каким образом и с помощью чего достигает автор-рассказчик такого удивительно живого описания природы Мещеры.
а) анализ в форме «вопрос-ответ»: — Можем ли мы сказать, что автор не просто смотрит по сторонам, а всматривается вслушивается? (Да, можно. Он не просто видит окружающие его предметы, а подмечает детали.

Писатель видит, что перепархивание птиц в лесу – осторожное, маслюки – липкие и облепленные хвоей, трава – жесткая, белые грибы — холодные). — Особенно выразительными получились у него картины заката, ночи и рассвета. Сейчас мы прослушаем их еще раз. Давайте закроем глаза и попробуем представить себе эти картины.

Учащиеся находят и читают отрывки.

Закат тяжело пылает на кронах деревьев, золотит их старинной позолотой. Внизу, у подножия сосен, уже темно и глухо. Бесшумно летают и как будто заглядывают в лицо летучие мыши. Какой-то непонятный звон слышен в лесах — звучание вечера, догоревшего дня.

А вечером блеснет, наконец, озеро, как черное, косо поставленное зеркало. Ночь уже стоит над ним и смотрит в его темную воду,- ночь, полная звезд. На западе еще тлеет заря, в зарослях волчьих ягод кричит выпь, и на мшарах бормочут и возятся журавли, обеспокоенные дымом костра.

Всю ночь огонь костра то разгорается, то гаснет. Листва берез висит не шелохнувшись. Роса стекает по белым стволам. И слышно, как где-то очень далеко — кажется, за краем земли — хрипло кричит старый петух в избе лесника.

В необыкновенной, никогда неслыханной тишине зарождается рассвет. Небо на востоке зеленеет. Голубым хрусталем загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Котелок сердится и бормочет на огне. Мы почему-то говорим шепотом — боимся спугнуть рассвет. С жестяным свистом проносятся тяжелые утки. Туман начинает клубиться над водой. Мы наваливаем в костер горы сучьев и смотрим, как подымается огромное белое солнце — солнце бесконечного летнего дня.

— Что же вы увидели? (Лето. Берег озера. Ночь. Тишина кругом. Тихо плещется вода. Трещит костер. Пламя освещает стволы ближайших деревьев… и т.д.) — Какое впечатление об окружающей автора природе создалось у вас, когда вы слушали это описание? (У меня создалось впечатление, что природа живая, потому что она движется, полна красок, звуков.)

^

— Какие звуки краски и движение вы увидели в описании заката, ночи и рассвета?

Звуки Краски Движение
Кричит выпь Золотой Летают и заглядывают в лицо мыши
Бормочут журавли Алый (заря) Закат пылает и золотит
Котелок сердится и бормочет Черный Заря тлеет
Мы говорим Белый Совы летают
Голубой Костер то разгорается, то гаснет
Зеленый Утки проносятся

— Посмотрите, ребята, какое разнообразие красок и оттенков, с помощью которых Паустовский создает зримую картину лучшего времени суток. Темные краски сменяются бледно- голубыми, светло – зелеными, белыми – «голубым хрусталем» загорается Венера, «зеленеет» небо и, наконец, «поднимается огромное белое солнце». — Какая часть речи помогает автору создать такую разнообразную цветовую гамму? ( Имя прилагательное). — В создании какого художественного средства чаще всего участвует имя прилагательное? (Эпитет). — Что такое эпитет? (Эпитет – это художественное определение предмета или явления, помогающее нарисовать это явление и передать отношение автора к нему).

— Есть ли эпитеты в этом отрывке? Назовите их. (Да, но мало. ^ ).

— Много ли эпитетов во всем тексте очерков? (Нет, около 20-ти. Среди них зловещая туча, чистая вода, холодный дождь, рыжая хвоя, угрюмые пустоши, таинственное озеро, рыжая вода, бледное небо…)

— Делает ли отсутствие эпитетов текст менее красочным? (Нет. Здесь много прилагательных. Они придают тексту точность и меткость, образность и яркость, передают настроение писателя) — Академик Виноградов говорил, что прилагательное – это самая изобразительная часть речи. Они могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении. — Мы отметили, что природа у Паустовского живая. Что же помогает писателю оживить ее? ( Перенос свойств одушевленного предмета на неодушевленный предмет. Неодушевленные предметы наделяются человеческими способностями, чувствами и мыслями). — Как называется такой прием художественного изображения? (Олицетворение).

— Приведите примеры. (^ )

— Рассмотрим отрывок из текста. Он очень музыкален. Как же удается автору достичь этого ?

Еще всё спит. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

(В этом отрывке нарушен порядок слов. Сказуемое и подлежащее поменялись местами. Это инверсия. Одновременно с инверсией автор использует повтор. Он помогает читателю почувствовать тишину, природу, погруженную в сон.) — Какое еще средство художественной изобразительности использует автор в этом отрывке и в тексте очерков вообще? ( Сравнение. Совы, как комья белого пуха, озеро, как черное зеркало, берег, как гамак, Венера загорается голубым хрусталем, иней, как соль, вода, будто смола и т.д.)

— Мы прошли вместе с Паустовским лесными тропами до Черного озера, ночевали на его берегу, встретили рассвет. Что же представляет собой знаменитое Черное озеро? Как его описал Паустовский? ( Ученик выразительно читает описание озера).

Черное озеро названо так по цвету воды. Вода в нем черная и прозрачная.

Этот цвет особенно хорош осенью, когда на черную воду слетают желтые и красные листья берез и осин. Они устилают воду так густо, что челн шуршит по листве и оставляет за собой блестящую черную дорогу.

Но этот цвет хорош и летом, когда белые лилии лежат на воде, как на необыкновенном стекле. Черная вода обладает великолепным свойством отражения: трудно отличить настоящие берега от отраженных, настоящие заросли — от их отражения в воде.

— На чем основано описание? (На контрасте, который делает картину более яркой. Черная вода, белые лилии, желтые и красные листья осин и берез.) — Чем, кроме черной воды знаменито Черное озеро? (Рыбой) — С какой рыбой знакомит нас автор? ( С щукой) — Какая была щука ? (Громадная, горбатая, черная, с острым, как кухонный нож, спинным плавником, гигантская). — Найдите синонимы. (Громадная-гигантская) Какова их роль? (Нарастание признака. Градация.)
Слово учителя: Наше путешествие подошло к концу. Мы вместе с автором всматривались и вслушивались в окружающую нас природу. Что же мы увидели, путешествуя по Мещерской стороне? (Мы увидели красоту русской природы. Она живет: движется, она полна звуков и запахов.Мы увидели, что обычных неброских картинах можно увидеть красоту и прелесть, для этого нужно быть внимательным и наблюдательным… Мы увидели, что автор любит родную природу). Очерки К.Г Паустовского «Мещерская сторона» наполнены любовью к родной природе. «Любовь к родной природе – один из верных признаков любви к родной стране»,- говорил писатель. Свой взгляд он обратил на природу средней полосы России, внешне ничем не примечательную, и всей душой полюбил ее. «Я люблю Мещерский край, пишет Паустовский,- за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. На первый взгляд – это тихая и немудрая земля под неярким небом. Но чем больше узнаешь ее, тем все больше, до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. И если придется защищать свою страну, то где – то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было».

  1. Выставление и комментирование оценок;
  2. Домашнее задание.

Подготовить близкий к тексту пересказ понравившегося отрывка, ответить на вопросы рубрики «Перечитываем, наблюдаем» (с.78)

Источник: http://izlov.ru/docs/100/index-10605.html

Ссылка на основную публикацию