Краткое содержание паустовский жильцы старого дома точный пересказ сюжета за 5 минут

«Жильцы старого дома». К. Г. Паустовский

Краткое содержание Паустовский Жильцы старого дома точный пересказ сюжета за 5 минут

ТемаК.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома».

Цели урока: совершенствование умения анализировать произведение, давать характеристику главным героям; и автору произведения
Задачи: формирование умение сжато излагать прочитанное, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; оценивать поступки героев

-развитие воображения, памяти, речи учащихся

-прививать любовь к животным,воспитывать умение видеть «прекрасное в обыкновенном».

План урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Актуализация знаний.

  4. Работа по теме:

    1. Выборочное чтение и анализ

    2. Работа в парах

  5. Физ. Минутка

  6. Закрепление:

    1. Игра «Три ашыпки»

    2. Составление синквейна

    3. Кластер

  7. Подведение итогов, оценивание

  8. Домашнее задание

  9. Рефлексия.

Ход урока

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

– Сегодня, дети, у нас на уроке гости. Давайте улыбнемся друг другу и гостям подарим частичку тепла своей души.

Речевая гимнастика (слайд №1):

Как у котика усы

Удивительной красы

Глаза смелые

Зубки белые

Выйдет котя в огород

Всполошится весь народ,

И петух, и курица

С деревенской улицы.

– Героем какого произведения является кот? (Кот-Ворюга, Жильцы старого дома)

– Кто автор? (К. Г. Паустовский)

– Мы сегодня продолжим работу над произведением К.Г. Паустовского “Жильцы старого дома”.

– С биографией и творчеством писателя мы познакомились на прошлом уроке. А сейчас мы вспомним ее по ключевым словам и датам. (слайд №2)

1892 – 1968 гг.

Киевская гимназия

Московский университет

Военный корреспондент

1965 г.

(дополнительно ученик: К. Г. Паустовский – известный русский писатель. На его необычную жизнь пришлось две войны. В первую Мировую войну он служил на санитарном поезде.

Во время Второй Работал военным корреспондентом. Это его очень увлекало, и после войны он решил продолжить литературную деятельность: стал писателем. Его произведения связаны с природой.

Он считал: именно через мир природы можно лучше понять мир человека)

– Поэтому особое место в творчестве писателя занимают рассказы и сказки о животных для детей. Среди них «Тёплый хлеб», «Стальное колечко», «Барсучий нос», «Кот-Ворюга», которые вы можете взять в библиотеке и почитать.

– Произведение «Жильцы старого дома» является сказкой или рассказом? (рассказом, т.к. рассказывается правдивая история, воспоминания писателя о старом доме).

3. Проверка домашнего задания: (фронтальный опрос)

а) подобрать синонимы к выражениям (проверка по слайду №3)

б) составить рассказ про кота Степана

в) составить рассказ про щенка Фунтика

4. Работа по теме.

– Работать над рассказом будем по плану (дети составляют план, выходит план на слайде № 4), а также постараемся на уроке не только увидеть характер персонажей – обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстанет со страниц своего рассказа К. Паустовский.

– С чего начинается рассказ? (чтение первого абзаца)

– Для кого начались неприятности? Почему?

– Давайте сравним две клички. (слайд №5)

А) работа в парах

– Подберите черты характера каждому герою. (проверка по слайду №6)

– От чьего имени ведется рассказ? (от имени автора)

– Но оценка событий идёт с точки зрения кота.

– Что же спокойного степенного кота заставило усмехнуться?

чтение эпизода с петухом (слайд №7)

– Знал ли Фунтик, что петух разозлится? А кто знал?

– Автор пишет что чувствует Степан (недовольство, Фунтик – обиду, Петух – возмущение)

– Откуда он это знает?

(он – человек наблюдательный и этому учит нас, своих читателей)

– С каким новым героем связаны воспоминания автора о дождливых днях и вечерах в старом доме (с лягушкой)

– Какие чувства испытывали к ней жильцы? Почему? (слайд №8)

– Что она могла видеть, по мнению автора? Прочтите описание.

– Что хотел этим показать автор? (что за обычными вещами скрывается «тайна», которую должен увидеть и понять читатель)

– Многие люди любят смотреть на огонь и о чём-либо думать. Давайте и мы посмотрим. (Видео №1)

– О чём вы думали? (ответы детей)

– Особенной таинственностью обладают старые вещи. Как о них говори Паустовский?

Чтение отрывка

– Какой приём использует автор? (олицетворение)

– Зачем он одушевляет их? (учит наблюдательности, любовному отношению не только к живому, но и к вещам)

– Зачем на чердаке устраивают раскопки? (старые вещи могут рассказать о многом)

– А вы дома перебираете старые вещи?

– Представьте себе, что вы нашли старый бабушкин магнитофон и нажали кнопку

5(Физ. Минутка (Видео №2))

– Какая старинная вещь привлекла внимание автора? Кто её сделал?

– Почему автор рассказывает о мастере, словно хорошо его знает? (он начитан, знает о Шотландии, о людях этой страны)

– Это говорит о том, что писатель был образованным человеком.

– С того момента таинственный мастер стал жильцом этого дома.

– Какой эпизод наиболее образно подчеркивает присутствие мастера? (когда шкатулка вдруг заиграла, словно мастер сам ее завёл) (Видео №3)

– Как назвать этот эпизод? (кульминацией, точно наивысшего напряжения)

– Автор воспринимает это как маленькое чудо. Не случайно он так нестандартно заканчивает свой рассказ.

6. Индивидуальная работа по тексту:

А) игра «Ашыпки» (Слайд №9) (проверка, оценивание)

Б) Групповая работа, составление синквейна по иллюстрациям. (проверка)

В) Составление кластера по Паустовскому (на доске)

7. Подведение итогов, оценивание

– Чему учит произведение Паустовского ?(Пписатель хотел помочь нам увидеть то, чего мы никогда не видели, ярко представить себе эти картины, полюбить жильцов старого дома.

https://www.youtube.com/watch?v=E37L3wj-5kE

В чём основная мысль рассказа? (умению увидеть и понять в обычном тайное, любить природу, ведь через мир природы можно лучше узнать мир людей)

– В старом доме живут такие разные герои, можно сказать, что и люди, живущие на планете Земля тоже разные?

– Как следует жить в доме? Составьте правила (дружно, уважать мнение других, не обижать слабых, уступать старшим, заботиться не только о живом, но и о вещах)

Тест (индивидуальная работа. Слайд №10)

8. Домашнее задание

– Придя домой, постарайтесь в комнате остаться одни, притушите свет и внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. На следующем уроке мы будем слушать ваши рассказы.

9. Рефлексия (слайд №11)

я на уроке узнал…

– мне понравилось

– мне было трудно понять

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Но если после этого маленкого рассказа , вам померещется ночьная весёлая игра музыкальнава ящика , звон дождевых капель , падающих в медный таз, мяуканье Фунтика, недовольного ходиками и кашель дабряка Гальвестона – я буду думать ,что рассказал вам всё это не напрасно.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/zhil_tsy_starogho_doma_k_g_paustovskii

Какое краткое содержание рассказа Паустовского «Жильцы старого дома»?

Вопрос номер 6 из рассказа к паустовского жильцы старого дома , напишите главную мысль этого рассказа Навигация по записям
226,757 тысяч человек как прочитать это число по русски, без запятойИз 54литра бензина для заправки машины взяли 24 литра а остальной бензин разбили в 6 канистр поровну сколько литр бензина в каждой

Leave a Comment Отменить ответ
Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

«Жильцы старого дома». Лирическая миниатюра о видимых и невидимых обитателях старого дома, которые живут своей жизнью и хранят память о прошлом. Таинственный мир старого дома наполнен звуками и красками.

Их можно увидеть и услышать в мыслях чёрного кота Степана и петуха Горлача, во взгляде лягушки, смотрящей на огонь керосиновой лампы, в весёлом тиканье старых ходиков, в мелодии старинной шкатулки шотландского мастера Гальвестона и ещё во многом другом…

Не зря название этого чудесного рассказа перекликается со «Старым домом» Андерсена. Паустовский рассказывает о самых обыкновенных и несказочных вещах, но подобно Андерсену из обычного материала он создает совершенно волшебную историю. Уютную, как запах горящих дров промозглой осенью.

Подробнее: www.livelib.ru

Цели урока: совершенствование умения анализировать произведение, давать характеристику главным героям; и автору произведенияЗадачи: формирование умение сжато излагать прочитанное, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; оценивать поступки героев -прививать любовь к животным, воспитывать умение видеть «прекрасное в обыкновенном».

жила на улице Метлкина маленькая чрная собачка с одной белой лапой . она была бездомная и зашла в нежилую дачу около сада с вишней . жила собачка там 1 месяц но летам приехали жильцы этого дома и оставили собаку себе . е назвали Белолапа рассказ лгкий была рада помочь

Читайте также:  Краткое содержание замечательная ракета оскара уайльда точный пересказ сюжета за 5 минут

Подробнее: www.domino22.ru

А почему бы тебе не прочитать краткое содержание этого рассказа и самой вывести урок , который учит этот рассказа ;)° В первый день склада 30% холодильников, во второй — 45% остатка. Сколько процентов всех холодильником вывезли со склада во второй день? Сколько процентов всех холодильников осталгсь на складе?

Цели урока: совершенствование умения анализировать произведение, давать характеристику главным героям; и автору произведенияЗадачи: формирование умение сжато излагать прочитанное, находить нужный отрывок в тексте по вопросам; оценивать поступки героев -прививать любовь к животным, воспитывать умение видеть «прекрасное в обыкновенном».

В старом деревянном доме проводят летние дни не только люди. Один из главных жильцов – черный кот Степан, у которого произошла большая неприятность: из Москвы привезли таксу Фунтика. Коту очень не нравится присутствие собаки. Это заставляет его менять все свои привычки и ходить с опаской, выглядывая, нет ли где таксы.

В старом деревенском доме за Окой живут такие обитатели, как хромоногая такса Фунтик, задиристый кот Степан, разъярённый петух, злая курица, напоминавшая своим видом вывеску из вальтеровских романов, лягушка, живущая под прогнившим крыльцом, каждый из которых является частью особого мира. Это мир неторопливой деревенской жизни, вдали от московской суеты.

Источник: http://www.chsvu.ru/kakoe-kratkoe-soderzhanie-rasskaza-paustovskogo-zhilcy-starogo-doma/

очень краткое сродержание к рассказу. Жильцы старого дома Паустовский К

  • Неприятности начались. В конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы. Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался.

    Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось.

    Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану хотел обнюхать этого загадочного зверя.

    Ах, вот как!

    Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.

    Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.

    У Степана, как у всех котов, были твердые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье.

    Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.

    Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком и все сошло, Степан даже не заболел; -. Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы у Степана вздрагивали от негодования.

    Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.

    Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

    Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

    Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, петух разъярился.

    Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.

    Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул ее в сторону должно быть, от корки пахло псиной.

    Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки.

  • жила на улице Метлкина маленькая чрная собачка с одной белой лапой . она была бездомная и зашла в нежилую дачу около сада с вишней . жила собачка там 1 месяц но летам приехали жильцы этого дома и оставили собаку себе . е назвали Белолапа

    рассказ лгкий была рада помочь

  • Неприятности начались. В конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы. Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось.

    Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану хотел обнюхать этого загадочного зверя.

    Ах, вот как!

    Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.

    Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.

    У Степана, как у всех котов, были твердые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьев, ловить желтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье.

    Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.

    Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком и все сошло, Степан даже не заболел; -. Но никогда еще ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы у Степана вздрагивали от негодования.

    Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.

    Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

    Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

    Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, петух разъярился.

    Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.

    Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул ее в сторону должно быть, от корки пахло псиной.

    Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки.

    советую прочитать вс,текст очень легкий

  • Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/domashnie-zadaniya/ochen-kratkoe-sroderzhanie-k-rasskazu-zhilci-starogo-doma-paustovskij-k/

    3 класс. Чтение. Летние путешествия и приключения. К. Паустовский

                    http://cs409231.vk.me/v409231363/a1c7/nPEsn6uIRys.jpg

    – С творчеством какого писателя – прозаика мы познакомились на прошлом уроке? (Константин Георгиевич Паустовский). Это занятие посвящено еще одному произведению писателя. Рассказ называется «Жильцы старого дома».

    – Назовите героев рассказа, не удивляйтесь, если это будут не только люди и животные, но и предметы.  (Кот Степан, пес Фунтик, петух Горлач, черная курица, лягушка, ходики, музыкальная шкатулка, мастер Гальвестон и др.)     

    – Прочитайте последний абзац рассказа и подумайте, чего же хотел Паустовский, создавая это произведение?  (В своих рассказах Паустовский указывает, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять.  Т.е. писатель хотел помочь нам увидеть то, чего мы никогда не видели, ярко представить себе эти картины, полюбить жильцов старого дома. )

    Постараемся   не только увидеть характер персонажей – обитателей дома, но и подумать, каким человеком предстает со страниц своего рассказа Паустовский. 

    Чтение и анализ текста. 

    Домашние животные в рассказе.  
    – Прочитайте 1 абзац рассказа. (Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме  появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы. ) – Для кого начались неприятности? Почему? 

    – Прочитайте эпизод знакомства Степана и Фунтика ( Однажды черный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и, не торопясь, умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тер изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд.

    Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пес стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пес тянулся мокрым носом к Степану – хотел обнюхать этого загадочного зверя.

           – Ах, вот как! 

         Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху. 

    ).

    – Кто же начал войну? (Степан).
    – Почему? (Фунтик унизил его достоинство).        – Как об этом сказано в тексте, прочитайте. (с.175)

    – Давайте сравним эти две клички: 

                     СТЕПАН                      ФУНТИК   

    Читайте также:  Краткое содержание брэдбери карлик точный пересказ сюжета за 5 минут

    – О каком характере свидетельствует кличка кота? (степенный, спокойный, уверенный в себе, с чувством собственного достоинства, немного ленивый). 

    – Что может сказать о характере героя кличка Фунтик? (любопытный, веселый, задиристый, неуклюжий, игривый).
    – Вернитесь на с. 174 и прочитайте фрагменты, в которых представлена точка зрения Степана на происходящее. (Нечего было и думать…)
    – От чьего лица ведется описание? (описание ведется от лица автора, но оценка событий дается с точки зрения кота Степана, причем взгляд Степана представлен в авторской речи). – Итак, жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Что же заставило степенного, серьезного Степана единственный раз за все лето усмехнуться? 

    – Прочитайте этот эпизод (с.175-176). (Один только раз за все лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.       Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой – в нее бросали корки черного хлеба для кур. Фунтик подошел к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.

           Сварливый голенастый петух, прозванный “Горлачом”, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабеж.

           Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далекий гром. Степан знал, что это значит, – петух разъярялся. 

         Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину.

    Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом. )

    – Что вы можете сказать о характере Петуха?

    – Как вы думаете, почему его так звали – «Горлач»? (может быть, был очень громкий голос, от слова «горластый»).

    – Что значит «сварливый»? /может быть работа с толковым словарём/

                   сварливый – ворчливый, склонный к ссорам.

    – Знал ли Фунтик, что петух разозлился? А кто об этом узнал? (Степан).  – Прочитайте этот эпизод. 

    – Почему же Степан усмехнулся? (удалось хоть как-то отомстить Фунтику за те неудобства, которые он доставил Степану).

    – Рассмотрите иллюстрацию к этому эпизоду. 

               http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/11/115/367/115367425_i_016.png  

    – Автор все время пишет о том, что чувствует Степан, Фунтик, Горлач. Откуда он это знает? (Он – человек наблюдательный и этому учит нас, своих читателей). 

    – Кто из жильцов старого дома был гораздо страшнее петуха? (черная курица).
    – Прочитайте этот отрывок (с.176-177).  ( Но гораздо страшнее петуха была худая черная курица. На шее у нее была накинута шаль из пестрого пуха, и вся она походила на цыганку-гадалку. Купили эту курицу напрасно. Недаром старухи по деревне говорили, что куры делаются черными от злости. 
         Курица эта летала, как ворона, дралась и по нескольку часов могла стоять на крыше и без перерыва кудахтать. Сбить ее с крыши, даже кирпичом, не было возможности. Когда мы возвращались из лугов или из леса, то издалека была уже видна эта курица – она стояла на печной трубе и казалась вырезанной из жести. )

    Чья точка зрения здесь представлена? (автора). Почему? (т.к.  люди говорили, что нельзя её покупать, т.к. черный цвет делал её похожим на черного ворона. А в литературе черный ворон – символ темных сил, черный цвет – цвет зла, смерти, поэтому от вида её становилось страшно).

    – На какие воспоминания наталкивал автора вид этой курицы, стоящей на печной трубе? (вспомнились средневековые харчевни, о которых в своих романах писал английский писатель Вальтер Скотт.)
    – А откуда они знакомы с этими романами? (читали в дождливые и пасмурные дни).
    Дождливые дни и вечера в старом доме.

     
    – Каким новым героем скреплены воспоминания автора о днях и вечерах в доме? (лягушка)
    – Прочитайте, что делала лягушка во время дождя? (с.

    177) ( От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струей из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зеленая лягушка. Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала. )

                        http://i6.pixs.ru/storage/3/4/3/363676jpg_8998694_11128343.jpg
    – Как она вела себя, когда дождя не было, прочитайте. (с.178)  ( Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником.

    Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода.

    Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке. )

    – А что, по мнению автора, могла увидеть лягушка, смотрящая на огонь? ( Иногда по вечерам лягушка приходила в дом. Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.       Трудно было понять, чем этот огонь так привлекал лягушку.

    Но потом мы догадались, что лягушка приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном сказку. Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зеленых мошек.

    Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звездами.

     

         Лягушка так увлекалась этой сказкой, что ее приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо, – на его ступеньках ухитрялись расцветать одуванчики. )

    – Как вы думаете, кого характеризует это описание? (автора – это видит автор, смотрящий на огонь). – Т.е. все эпизоды рассказа проникнуты личным отношением автора к описываемому.   Итак,  в своих произведениях Паустовский указывает читателю, что за оболочкой видимого скрывается «тайна», которую читатель должен увидеть и понять. Так вот, особенною таинственностью в доме обладали старые вещи.

    Старые вещи.

    – К какой из вещей был неравнодушен Фунтик? (часы-ходики)
    – Прочитайте этот эпизод (с.179).  (Во время дождя кое-где протекала крыша. Мы ставили на пол медные тазы. Ночью вода особенно звонко и мерно капала в них, и часто этот звон совпадал с громким тиканьем ходиков. Ходики были очень веселые – разрисованные пышными розанами и трилистниками. Фунтик каждый раз, когда проходил мимо них, тихо ворчал – должно быть, для того, чтобы ходики знали, что в доме есть собака, были настороже и не позволяли себе никаких вольностей – не убегали вперед на три часа в сутки или не останавливались без всякой причины.) 
    – Какие слова использует Паустовский, чтобы говорить о часах, как об одном из героев произведения? (знали, были настороже, не позволяли себе вольности, не убегали и не останавливались). – Т.Е. Паустовский подчеркивает, что вещи тоже являются полноценными жильцами этого дома и у каждого из жильцов свой характер. – Кто из героев рассказа жил на чердаке? Прочитайте, как об этом сказано. 

    (В доме жило много старых вещей).

    – Зачем  Паустовский одушевляет вещи? (учит наблюдательности, любовному отношению не только к живому, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук).
    – Зачем на чердаке устраивались раскопки? (старые вещи хранят историю и могут о многом рассказать). 
    – Почему взрослые люди занимались переводными картинками? (чтобы больше узнать из них о прошлом).
    – Какая ещё старинная вещь привлекла внимание автора на чердаке? (музыкальная шкатулка). Кто её сделал? (мастер Гальвестон).  

    Таинственный мастер Гальвестон.

    http://v.900igr.net:10/datai/izo/Kak-risovat-zhivotnykh/0020-028-Taksa-slushaet-muzykalnuju-shkatulku.jpg

    – Знал ли что-нибудь автор о мастере Гальвестоне? (нет). Прочитайте, как он представлял себе голландского мастера? (с.181) ( Все сошлись на том, что это был веселый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке.

    Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку о почтальоне, чей рог поет в туманных долинах, и девушке, собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и предсказывал им их будущую жизнь.

    Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта черная шкатулка попадет из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а все остальное совсем не похоже на эту далекую северную страну.


    – Почему, ничего не зная о человеке, писатель описывает его так, как будто это его хороший знакомый? (Паустовский – человек начитанный, знает о Шотландии, о людях этой страны, он много путешествовал и может быть там и был, а также ему помогает  фантазия).
    – Паустовский пишет, что с тех пор – таинственный мастер Гальвестон стал одним из обитателей дома.

    Какой эпизод наиболее образно подчеркивает его присутствие? Прочитайте (с.182-183 … мышей).( Но как-то осенью, поздней осенью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия:       В милые горы       Ты возвратишься…

           Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались, и даже Фунтик слушал, осторожно подымая то одно, то другое ухо. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.       Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

           Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли. 

         Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленных комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но ее уже некому слушать, кроме пугливых мышей. )

    Читайте также:  Краткое содержание думбадзе я вижу солнце точный пересказ сюжета за 5 минут

    – Поздней осенью вдруг сама собой заиграла музыкальная шкатулка. И автор воспринимает это как маленькое чудо. Эта часть является кульминацией рассказа.

    Неслучайно автор так нестандартно закончил рассказ: «Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона – я буду думать, что рассказал вам все это не напрасно».

      Прочитав рассказ, мы познакомились не только с жильцами старого дома, но и с замечательным писателем. Каким человеком вам представляется К.Г. Паустовский? (чуткий, внимательный, наблюдательный, начитанный, образованный, любит природу, людей, уважительно относится к вещам). 

    Итоги

    Мы закончили знакомство с чудесным рассказом Паустовского «Жильцы старого дома», который полон лирики, включает в себя великолепнейшие образцовые описания и наблюдения автора. (Действительно, как мастерски автор переходит от сюжета к воспоминаниям, лирическим отступлениям).

    Паустовский учит внимательного читателя чуткости, наблюдательности, любовному отношению не только к природе, но и к вещам, которые несут в себе историю и хранят тепло создавших их рук. 

     Внимательно присмотритесь к вещам, которые вас окружают. Пофантазируйте немного, придумайте историю об одном из жильцов вашего дома. 

    ИСТОЧНИК

    http://www.youtube.com/watch?v=8D8X8vKbiFI

    http://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/urok-litieraturnogho-chtieniia-k-g-paustovskii-zhil-tsy-starogho-doma

    http://all-biography.ru/alpha/p/paustovskij-konstantin-paustovsky-konstantin?print=pdf

    http://prezentacii.com/uploads/ppt/08-14/paustovskiy-zhilcy-starogo-doma-prezentaciya-3-klass.rar

    Источник: https://www.kursoteka.ru/course/4781/lesson/17148/unit/61268

    Тема урока: изложение с элементами описания предмета по отрывку из рассказа К. Паустовского «Жильцы старого дома»

    Сохрани ссылку в одной из сетей:

    Конспект урока по русскому языку в 5__ классе

    Дата: ____________

    Тема урока: изложение с элементами описания предмета по отрывку из рассказа К.Паустовского «Жильцы старого дома».

    Тип урока: урок развития речи (подготовка к изложению)

    Оборудование: доска, мел, тетради, листы для черновика, учебники, дневники, ручки, карандаши.

    Цели:

    1. подготовить учащихся к написанию изложения с элементами описания предмета;

    2. совершенствовать умение проводить содержательный и языковой анализ текста;

    3. формировать навыки грамотного письма через текстовую форму;

    4. развивать речь учащихся путём подбора синонимов при описании предмета.

    Сетка времени:

    1. Оргмомент – 1 мин;

    2. Работа с текстом – 9 мин;

    3. Работа по содержанию текста– 9 мин;

    4. Подготовка к предупреждению ошибок– 7 мин;

    5. Работа с черновиком – 10 мин;

    6. Чтение полученных вариантов. Редактирование– 5 мин;

    7. Подведение итогов работы – 2 мин;

    8. Комментирование домашнего задания – 2 мин.

    Ход урока:

    1) Оргмомент: проветривание, запись на доске числа и слов «Классная работа», предложений «Эдинбург. Шотландия.

    Делал мастер Гальвестон»; «Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с нее пыль и открыли крышку»; «Но как-то осенью в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия»; приветствие: «Здравствуйте, ребята».

    2) Работа с текстом

    Учитель читает текст для изложения:

    В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке и в них копошились мыши.

    Как-то на чердаке мы нашли деревянную черную шкатулку. На крышке ее медными буквами была выложена английская надпись: «Эдинбург. Шотландия. Делал мастер Гальвестон».

    Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с нее пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.

    Это была музыкальная шкатулка. Мы завели ее, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена.

    Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и, в конце концов, забыли о ней.

    Но как-то осенью в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия.

    Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались. Очевидно, в ней соскочила какая-нибудь пружина.

    Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.

    Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить ее снова играть мы не смогли.

    Опрос:

    1)Определите тему текста, запишите в тетрадь (Возможные варианты: Шкатулка; Старая шкатулка; Музыкальная шкатулка; Жилец старого дома).

    2) К какому типу речи принадлежит текст для изложения: повествование, рассуждение или описание?

    3) К какому стилю речи принадлежит текст для изложения: публицистический, художественный илиразговорный?

    3) Работа по содержанию текста

    Разделите текст на части, озаглавьте их.

    Примерный план:

    1. В доме было много вещей

    2. Нашли шкатулку

    3. Принесли и открыли крышку

    4. Она не играла

    5. В конце концов, забыли о ней

    6. Переливающийся звон

    7. Шкатулка проснулась

    8. Шкатулка замолчала

    – Скажите, какую из поставленных вами задач поможет выполнить составленный план? (Правильный ответ: изложить текст последовательно)

    4) Подготовка к предупреждению ошибок

    И последний этап нашей работы – это подготовка к грамотному письму. В этом, ребята, вам поможет словарно-орфографическая работа.

    1.Словарно-орфографическая работа

    Спишите слова, вставьте буквы, раскройте скобки

    Когда(то), как(то), деревя_ую, об_татель, (не)играла, поз_ней ноч_ю, чудес_ный, зав_ли, зам_лчать, стекля_ый, перел_вающийся, какая(нибудь).

    Проверьте:

    Когда-то, как-то, деревянную, обитатель, не играла, поздней ночью, чудесный, завели, замолчать, стеклянный, переливающийся, какая-нибудь.

    2.Объясните знаки препинания:

    Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с нее пыль и открыли крышку.

    Но как-то осенью в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия.

    5) Работа с черновиком

    Текст изложения учащиеся пишут в черновик.

    6) Чтение полученных вариантов. Редактирование

    Взаимопроверка или самопроверка

    7) Подведение итогов работы

    На втором уроке ребята готовят чистовой вариант изложения, записывают его в свои тетради, которые сдаются на проверку учителю.

    8) Комментирование домашнего задания:

    Создать сочинение-миниатюру на тему «Моя комната», оформить можно рукописно или на компьютере.

    Источник: https://gigabaza.ru/doc/152550.html

    Тема : К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 1-2

    Класс: 3

    Программа: «Школа 2100»

    Урок: литературное чтение

    Тема: К.Г.Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 1-2.

    Цели урока:

    познакомить учащихся с произведением К.Г.Паустовского «Жильцы старого дома»;

    совершенствовать умение анализировать произведение, давать характеристику главным героям;

    учить выделять средства выразительности, стиль языка и приёмы;

    развивать внимание, речь, творческие способности;

    воспитывать умение видеть «прекрасное в обыкновенном».

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    II. Проверка домашнего задания.

    1. Чтение юмористических отрывков из рассказа «Кот-ворюга». 2.Заслушивание синкейнов, написанных детьми после чтения.

    III.Сообщение темы урока

    – Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с творчеством Константина Георгиевича Паустовского.(Слайд 1) – Прочитайте его высказывание.(Слайд 2) – Как вы думаете, что имеет в виду автор , говоря «сухая душа? Как вы понимаете это выражение? Подберите синонимы. – Назовите антонимы к этому выражению. – Как вы считаете, какая душа у писателя Паустовского? – Вы правы, только человек с доброй, щедрой, живой душой способен увидеть чудесное в простом. Давайте поближе познакомимся с этим замечательным писателем.

    IV.Знакомство с биографией Паустовского.

    – Перед вами лежат листы с биографией К.Г.Паустовского. Прочитайте текст и сделайте пометки знаками:

    V – уже знал

    + – новое для меня

    – – думал иначе

    ? – не понял, есть вопросы

    (Слайд 3, при ответах на вопросы – слайд 4) – Что вы знали о писателе? – Что оказалось новым для вас? – Что противоречит вашим знаниям? – Что вы не поняли? – Познакомившись с биографией Паустовского мы убедились, что Константин Георгиевич был человеком умевшим видеть «прекрасное в обыкновенном».

    ФИЗМИНУТКА

    Мы к лесной лужайке вышли,

    Поднимая ноги выше,

    Через кустики и кочки,

    Через ветви и пенёчки,

    Кто высоко так шагал –

    Не споткнулся, не упал.

    V.Работа с текстом до чтения.

    – Откройте учебники на странице 78. Прочитайте название произведения. (Слайд 5) – Объясните значение слова «жильцы». Кого так называют? – Как может выглядеть старый дом? (Слайд 6)

    – В 1 части нам встретятся слова и выражения, значение которых нужно объяснить.

    (Слайд 7) – Прочитаем хором:

    Внезапно

    Изловчился

    Пристальный взгляд

    Твёрдые привычки

    – Объясните значение.

    VI. Работа с 1 частью.

    – Прочитаем 1 часть по цепочке. – Какие герои вам встретились в этом отрывке? (Добавляем к слайду «дом» лучики – «кот Степан» и «такса Фунтик»). (Слайд 8) – Как вы думаете, почему автор назвал кота Степаном, а не Барсиком или Пушком? – Почему таксу назвали Фунтик? – Какие между ними были взаимоотношения? – Чем занимался кот перед встречей с таксой? – Что разозлило Степана? – Насколько сильно разлило? – Какова была реакция Фунтика на неожиданную встречу? – Кому принадлежат слова: «Ах! Вот как!» – В каких произведениях разговаривают животные? – Почему Паустовский вводит этот приём в рассказ? – Как кот отреагировал на любопытство щенка? – Кто же объявил войну? – Почему жизнь Степана потеряла всякую прелесть? – Какие неприятности случались с котом до встречи с таксой? – Но почему именно сейчас «усы вздрагивали от негодования»?

    ФИЗМИНУТКА

    Мы листики осенние,

    На ветках мы сидим.

    Дунул ветер – полетели,

    И на землю тихо сели.

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял.

    Закружились, полетели

    И на землю снова сели.

    VII. Работа со 2 частью

    – Прочитайте 2 часть самостоятельно. Подчеркните слова и выражения, значение которых вам непонятно. – Какие слова были вам непонятны? Попробуем объяснить их вместе. – С каким героем вы встретились во второй части? (Добавляем к слайду «дом» лучик «петух Горлач») – Почему кот усмехнулся? Что он увидел? – Что такого страшного сделала такса? – Кто вступился за свою собственность? – Почему у петуха такая кличка? – Сильно ли разозлился Горлач? – Как петух забрал хлеб?

    VIII. Рефлексия

    – Мы познакомились с тремя персонажами рассказа. Напишите синквейн о любом из героев. (Слайд 9) – Послушаем, что вы написали.

    XIX. Домашнее задание

    – Фунтику не удалось найти взаимопонимания во дворе, подружиться со старожилами котом Степаном и петухом Горлачом. Но, оказывается, есть кто-то пострашнее их. Прочитайте дома 3 часть и вы узнаете, о ком я говорю.

    Источник: http://rushkolnik.ru/docs/index-5058550.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector