Краткое содержание прокляты и убиты астафьев точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание – «Прокляты и убиты» Астафьев

Краткое содержание Прокляты и убиты Астафьев точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание

«Прокляты и убиты» Астафьев

Книга первая. Чёртова яма.

Действие происходит в конце 1942 года в карантинном лагере первого резервного полка, расположенного в Сибирском военном округе недалеко от станции Бердск.

Часть первая.

Новобранцы прибывают в карантинный лагерь. Через некоторое время выживших, среди которых Лёшка Шестаков, Коля Рындин, Ашот Васконян и Лёха Булдаков, переводят в расположение полка.

Поезд остановился. Какие-то равнодушно-злые люди в ношеной военной форме выгоняли новобранцев из тёплых вагонов и выстраивали их возле поезда, разбивали на десятки.

Потом, построив в колонны, ввели в полутёмный, промёрзлый подвал, где вместо пола на песок были набросаны сосновые лапы, велели располагаться на нарах из сосновых брёвнышек. Покорность судьбе овладела Лёшкой Шестаковым, и когда сержант Володя Яшкин назначил его в первый наряд, он воспринял это без сопротивления.

Был Яшкин малоросл, худ, зол, уже побывал на фронте, имел орден. Здесь, в запасном полку, он оказался после госпиталя, и вот-вот снова уйдёт на передовую с маршевой ротой, подальше от этой чёртовой ямы, чтоб она сгорела — так заявил он.

Яшкин прошёлся по карантину, оглядывая новобранцев — блатняков с золотых приисков Байкита, Верх-Енисейска; сибирских старообрядцев. Один из старообрядцев назвался Колей Рындиным, из деревни Верхний Кужебар, что стоит на берегу реки Амыл — притоке Енисея.

Утром Яшкин выгнал народ на улицу — умываться снегом. Лёшка поглядел вокруг и увидел крыши землянок, чуть припорошенные снегом. Это и был карантин двадцать первого стрелкового полка.

Мелкие, одноместные и четырёхместные землянки принадлежали строевым офицерам, работникам хозслужбы и просто придуркам в чинах, без которых ни одно советское предприятие обойтись не может.

Где-то дальше, в лесу, были казармы, клуб, санслужбы, столовая, бани, но карантин находился от всего этого на приличное расстояние, чтобы новобранцы не занесли какую-нибудь заразу. От бывалых людей Лёшка узнал, что скоро их определят в казармы.

За три месяца они пройдут боевую и политическую подготовку и двинутся на фронт — дела там шли не важно. Оглядывая загаженный лес, Лёшка вспомнил родную деревню Шушикары в низовьях Оби.

У парней посасывало в сердце оттого, что вокруг всё было чужое, незнакомое. Даже они, выросшие по баракам, по деревенским избам да по хибарам городских предместий, оторопели, когда увидели место кормёжки.

За длинными прилавками, прибитыми к грязным столбам, прикрытыми сверху тесовыми корытами, наподобие гробовых крышек, стояли военные люди и потребляли пищу из алюминиевых мисок, одной рукой держась за столбы, чтобы не упасть в глубокую липкую грязь под ногами. Это называлось летней столовой. Мест здесь, как и везде в Стране Советов, не хватало — кормились по очереди.

Вася Шевелёв, успевший поработать комбайнёром в колхозе, глядя на здешние порядки, покачал головой и грустно сказал: «И здесь бардак». Бывалые бойцы посмеивались над новичками и давали им дельные советы.

Новобранцев брили наголо. Особенно трудно с волосами расставались старообрядцы, плакали, крестились. Уже тут, в этом полужилом подвале, парням внушалась многозначительность происходящего. Политбеседы проводил не старый, но тощий, с серым лицом и зычным голосом, капитан Мельников.

Вся его беседа была так убедительна, что оставалось только удивляться — как это немцы умудрились достичь Волги, когда всё должно быть наоборот. Капитан Мельников считался одним из самых опытных политработников во всём Сибирском округе.

Работал он так много, что ему некогда было пополнять свои куцые знания.

Карантинная жизнь затягивалась. Казармы не освобождались. В карантинных землянках теснота, драки, пьянки, воровство, вонь, вши. Никакие наряды вне очереди не могли наладит порядок и дисциплину среди людского сброда. Лучше всего здесь себя чувствовали бывшие урки-арестанты. Они сбивались в артельки и грабили остальных.

Один из них, Зеленцов, собрал вокруг себя двух детдомовцев Гришку Хохлака и Фефелова; работяг, бывших механизаторов, Костю Уварова и Васю Шевелева; за песни уважал и кормил Бабенко; не отгонял от себя Лёшку Шестакова и Колю Рындина — пригодятся. Хохлак и Фефелов, опытные щипачи, работали по ночам, а днём спали. Костя и Вася заведовали провиантом.

Лёшка и Коля пилили и таскали дрова, делали всю тяжёлую работу. Зеленцов сидел на нарах и руководил артелью.

Однажды вечером новобранцам велели покинуть казармы, и до поздней ночи держали их на пронизывающем ветру, отобрав всё их жалкое имущество. Наконец поступила команда войти в казарму, сперва маршевикам, потом новобранцам. Началась давка, места не было.

Маршевые роты заняли свои места и «голодранцев» не пускали. Та злобная, беспощадная ночь запала в память как бред. На утро ребята поступили в распоряжение усатого старшины первой роты Акима Агафоновича Шпатора.

«С этими вояками будет мне смех и горе» — вздыхал он.

Половина мрачной, душной казармы с тремя ярусами нар — это и есть обиталище первой роты, состоящей из четырёх взводов. Вторую половину казармы занимала вторая рота. Всё это вместе образовывало первый стрелковый батальон первого резервного стрелкового полка.

Казарма, построенная из сырого леса, так и не просохла, была всегда склизкой, плесневелой от многолюдного дыхания. Согревали её четыре печи, похожие на мамонтов. Разогреть их было невозможно, и в казарме всегда было сыро.

К стене был прислонён стеллаж для оружия, там виднелось несколько настоящих винтовок и белели макеты, сделанные из досок. Выход из казармы закрывался дощатыми воротами, возле них пристройки.

Слева — каптёрка ротного старшины Шпатора, справа — комната дневальных с отдельной железной печкой. Весь солдатский быт был на уровне современной пещеры.

В первый день новобранцев сытно покормили, потом повели в баню. Молодые бойцы повеселели. Ходили разговоры о том, что выдадут новое обмундирование и даже постельное бельё. По дороге в баню Бабенко запел. Лёша ещё не знал, что долго он теперь в этой яме никаких песен не услышит.

Улучшения в жизни и службе бойцы так и не дождались. Переодели их в старую одежду, заштопанную на животе. Новая, сырая баня не прогревалась, и парни совсем продрогли. Для двухметровых Коли Рындина и Лёхи Булдакова подходящей одежды и обуви не нашлось.

Мятежный Лёха Булдаков скинул тесную обувь и пошёл в казарму босиком по морозу.

Постелей служивым тоже не выдали, зато на строевые занятия выгнали уже на следующий день с деревянными макетами вместо винтовок. В первые недели службы ещё не гасла надежда в сердцах людей на улучшение жизни.

Ребята ещё не понимали, что этот быт, мало чем отличающийся от тюремного, обезличивает человека. Коля Рындин родился и рос возле богатой тайги и реки Амыл. Нужды в еде никогда не знал. В армии старообрядец сразу почувствовал, что военное время — голодное время.

Богатырь Коля начал опадать с лица, со щёк сошёл румянец, в глазах сквозила тоска. Он даже начал забывать молитвы.

Перед днём Октябрьской Революции наконец прислали ботинки для большеразмерных бойцов. Булдакову и тут не угодили, он запустил обувь с верхних нар, за что и попал на беседу к капитану Мельникову.

Булдаков жалостливо повествовал о себе: родом он из городского посёлка Покровки, что под Красноярском, с раннего детства среди тёмного народа, в бедности и труде. О том, что отец, буйный пропойца, почти не выходил из тюрьмы, также как и два старших брата, Булдаков сообщать не стал.

О том, что сам он только призывом в армию отвертелся от тюрьмы, Лёха тоже умолчал, зато соловьём разливался, повествуя о своём героическом труде на лесосплаве. Потом вдруг закатил глаза под лоб, притворился припадочным.

Капитан Мельников пулей выскочил из каптёрки, и с тех пор на политзанятиях всегда косился на Булдакова с опаской. Бойцы же уважали Лёху за политическую грамотность.

На 7 ноября открыли зимнюю столовую. В неё голодные бойцы, затаив дыхание, слушали по радио речь Сталина. Вождь народов говорил, что Красная Армия взяла инициативу в свои руки, благодаря тому, что у Страны Советов необычайно крепкие тылы. Люди свято верили этой речи.

В столовой присутствовал командир первой роты Пшённый — внушительная фигура с крупным, величиной с ведро, лицом. Командира роты ребята знали мало, но уже боялись. Зато заместителя командира роты младшего лейтенанта Щуся, раненного на Хасане и там получившего орден Красной Звезды, приняли и полюбили сразу. В этот вечер роты и взводы расходились по казармам с дружной песней.

«Каждый бы день товарищ Сталин выступал по радио, вот бы дисциплина была» — вздыхал старшина Шпатор.

На другой день праздничное настроение роты прошло, бодрость духа испарилась.

За утренним туалетом бойцов наблюдал сам Пшённый, и если кто-то хитрил, он собственноручно стягивал с него одежду и до крови растирал лицо колючим снегом. Старшина Шпатор только головой качал.

Усатый, седой, худенький, ещё в империалистическую войну бывший фельдфебелем, Шпатор встречал разных зверей и самодуров, но такого, как Пшённый ещё не видывал.

Недели через две состоялось распределение бойцов по спецротам. Зеленцова забрали в миномётчики. Старшина Шпатор изо всех сил старался сбыть с рук Булдакова, но его не брали даже в пулемётную роту. Сидя босиком на нарах, этот артист целый день читал газеты и комментировал прочитанное.

«Стариков» оставшихся от прошлых маршевых рот и положительно действовавших на молодёжь, разобрали. Взамен Яшкин привёл целое отделение новичков, среди которых был больной, дошедший до ручки, красноармеец Попцов, мочившийся под себя.

Старшина покачал головой, глядя на синюшного парнишку, и выдохнул: «О Господи…».

Старшина был командирован в Новосибирск, и на каких-то спецскладах сыскал для удальцов-симулянтов новое обмундирование. Булдакову и Коле Рындину деваться больше было некуда — вступили в строй.

Булдаков всячески увиливал от занятий и портил казённое имущество. Щусь понял, что Булдакова ему не укротить, и назначил его в свою землянку дежурным. Булдаков хорошо себя почувствовал на новом посту и принялся тащить всё, что можно, особенно еду.

При этом он всегда делился с друзьями и с младшим лейтенантом.

Сибирская зима входила в середину. Давно уже было отменено закаливающее обтирание снегом по утрам, но всё равно многие бойцы успели простудиться, казарму по ночам разваливал гулкий кашель. По утрам умывались только Шестаков, Хохлак, Бабенко, Фефелов, иногда Булдаков и старик Шпатор.

Попцов уже не выходил из казармы, лежал серым, мокрым комком на нижних нарах. Поднимался только чтобы поесть. В санчасть Попцова не брали, он там уже всем надоел. Доходяг с каждым днём становилось всё больше. На нижних нарах лежало до десятка скорченных скулящих тел. На служивых навалилась беспощадная вша и куриная слепота, по-учёному гемералопия.

Читайте также:  Краткое содержание повесть о капитане копейкине (10 глава мертвые души) точный пересказ сюжета за 5 минут

По казарме, шаря руками по стенам, бродили тени людей, что-то всё время ищущих.

Невероятной изворотливостью ума добивались вояки способов избавиться от строевых занятий и добыть чего-нибудь пожевать. Кто-то придумал нанизывать картошку на проволоку и опускать в трубы офицерских печей.

А тут ещё первую роту и первый взвод пополнили двумя личностями — Ашотом Васконяном и Боярчиком. Оба были смешанной национальности: один полуармянин-полуеврей, другой — полуеврей-полурусский.

Оба по месяцу пробыли в офицерском училище, дошли там до ручки, лечились в медсанчасти, и оттуда их, немного оживших, свалили в чёртову яму — она всё стерпит. Васконян был долговяз, тощ, лицом бледен, бровями чёрен и сильно картавил.

На первом же политзанятии он сумел испортить работу и настроение капитана Мельникова, возразив ему, что Буэнос-Айрес находится совсем не в Африке, а в Южной Америке.

Было Васконяну в стрелковой роте ещё хуже, чем в офицерском училище. Туда он попал по причине изменения военной ситуации. Отец его был главным редактором областной газеты в Калинине, мать — замзавотделом культуры облисполкома того же города. Домашнего, изнеженного Ашотика растила домработница Серафима.

Лежать бы Васконяну на нижних нарах рядом с доходягой Попцовым, но этот чудак и грамотей приглянулся Булдакову. Он и его компания не давали забивать Ашота, учили его премудростям солдатской жизни, прятали от старшины, от Пшённого и Мельникова.

За эту заботу Васкорян пересказывал им всё, что успел прочитать за свою жизнь.

Источник: http://libaid.ru/katalog/a/astafev-viktor/2838-kratkoe-soderzhanie-proklyaty-i-ubity-astafev

Краткое содержание кража астафьева

Про лесокомбинат говорила, много чего-то там перевыполнили и отличились какие-то рамщики и откатчики. Ребята слушали все без особого интереса, в проценты лесопилок не вникали. Они ждали сводку погоды. И дождались.

В заключение утренней программы Ширшун весело так прочитала о том, что потепление, накатившее с юга, в ближайшие дни сохранится и, мало того, тронется дальше на север, и пока неизвестно, куда оно дойдет и что из этого получится.

Ширшун и еще что-то там бормотала про погоду, цифры разные называла, прогнозы на ближайшее время, но ребята уже не слушали ее. Они были удручены и раздосадованы. Вот зимою, бывало, совсем другое дело. Ширшун как скажет «минус сорок» — и сразу весь дом потрясет криком «ура!».

Сорок — это значит в школу не идти. Это значит весь день можно ваньку валять, делать чего хочешь.

  • Краткие содержания
  • /
  • Астафьев
  • /
  • Кража

Хочется поговорить о повести, название которой «Кража» автор Виктор Астафьев работал над ней около 4 лет. Начал писать он с 1961 года, закончил в 1965 году. Для него данная повесть была, наверное с каким то смыслом.

Детский дом для детей — это некая каторга, им надоедает находиться там. Ребята решаются совершить преступление, они решили украсть деньги из кассы, из-за этого кассирша находится под следствием, ну а Ее дети отправляются в детский дом.

Краткое содержание астафьев кража для читательского дневника

А сейчас потепление… Кому от этого польза? Да и потепление-то только на градуснике, а в комнате все равно хоть чертей морозь — выстыло. Дежурные по детдому уже не раз грохали в дверь и кричали: «Подъем!» Но ребята, угревшиеся под одеялами, пытались еще минутку-другую побыть в сладкой сонной расслабленности.

Наконец белоголовый Попик, дежурный четвертой комнаты в наступающем дне, храбро вскочил, поддернул трикотажные сиреневые исподники. — У-ух, блин, и холодина! — передернулся он и, вложив два пальца в рот, пронзительно свистнул и заорал: — Кончай ночевать, шкеты! — Исподники тем временем сползли до колен. Попик изловил их и, напуская на себя гневность, проревел голосом офицера-беляка, недавно увиденного в кино: «Не подчиня-а-ааетесь, канальи!» — и принялся сбрасывать с парнишек одеяла.
Всколыхнулась четвертая комната, гвалт, шум, визг, хохот.

Кража

ВажноНо подъем есть подъем! Раз всем вставать, значит, всем вставать! Они сгребли Толю и посадили на холодный крашеный пол. Он на мгновение проснулся, сказал: «Задрыги!» — и скорчился на полу, подтянув колени к подбородку.

—ВниманиеВо, хмырь-богатырь! — поразился дежурный. — Волоки! Спиной по полу! Запор-р-рю каналью! — опять рявкнул Попик киношным голосом и приосанился даже. — Воды на него! Из графина! — Велосипед поставить! — просунул голову в дверь житель соседней комнаты Паралитик.

— Сразу вздыбает! А чего Воробей спит? Опять ему привилегия?! И вдруг гвалт разом оборвался, будто отсекли его острым топором. Попик сдернул одеяло с Гошки Воробьева. Гошка лежал, затискав в кулаки простыню.
Глаза его чуть приоткрыты, рот тоже.

Лицо с тонкой и желтой кожей, сморщенное у рта и у глаз, было, как и при жизни, отчужденно.

One more step

Дома мальчику устроили настоящий праздник по этому поводу и он был счастлив ровно до момента

  • Краткое содержание Сельские жители Шукшина Рассказ Шукшина о людях, которые сами себя обозначают сельскими жителями. Точней, так пишет Шурка, не слушая диктовку бабки Маланьи её сыну Павлу.Мальчик пишет дяде, что ему очень хочется посмотреть Москву
  • Краткое содержание Лермонтов Мцыри Русский генерал ехал из кавказских гор в сторону Тифлиса. Он вез с собой пленного мальчика, горца. В дороге шестилетний пленник тяжело заболел, но, несмотря на свой юный возраст, он стойко переносил мучительный недуг
  • Краткое содержание Космос, нервная система и шмат сала Шукшин Наум Евстигнеевич лежал на печи и помирал с похмелья.Ровно раз в месяц, получив пенсию, старик напивался, а после три дня лежал не вставая, ворчал и матерился в Бога.

Усевшись в круг, они предвкушают сладостные минуты: сейчас они станут читать и будут читать долго-долго… Сегодня они забрались в местную библиотеку. Ребята завороженно смотрят на губы своего товарища, с которых слетают слова.

А теперь и слов нет, есть волшебная музыка, погружающая ребят в мир, полный красоты и таинственности. И этот мир, чужой и далёкий становится вдруг твоим собственным.

И ты уже там. А поутру следы, протоптанные от сарая до ночлежки, приводят сюда участкового. Враз обрываются разгорячённые необузданной фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот друзей уже окружают казённые стены детского дома.

Forbidden

Тетя Уля, детдомовская повариха, привыкшая еще в крестьянстве относиться к смерти со скорбным спокойствием, прищипнула глаза Гошке. — Отмучился, горюн, — молвила она с протяжным вздохом и тут же стала соображать и прикидывать работу, какую требовалось сделать для покойника. Паника детдомовская не касалась ее дел и мыслей, как что-то малозначительное по сравнению со смертью.

Не надо, чтобы ребята видели слезы, — и так же тихо и печально добавил: — Будьте здесь. В комнату никого не впускайте. Я пойду звонить. Нужно, чтоб Гошу увезли в городской морг.

Виктор астафьев — кража

Все произведения

  • Ангел-хранитель
  • Бабушка с малиной
  • Белогрудка
  • Васюткино озеро
  • Веселый солдат
  • Весенний остров
  • Гуси в полынье
  • Деревья растут для всех
  • Домский собор
  • Зачем я убил коростеля?
  • Звездопад
  • Зорькина песня
  • Капалуха
  • Конь с розовой гривой
  • Кража
  • Людочка
  • Мальчик в белой рубахе
  • Монах в новых штанах
  • Пастух и пастушка
  • Печальный детектив
  • Последний поклон
  • Прокляты и убиты
  • Стрижонок Скрип
  • Фотография, на которой меня нет
  • Царь рыба
  • Яшка лось

Кража. Картинка к рассказу Сейчас читают

  • Краткое содержание Лиханов Обман Сегодня у Сережки был выдающийся день – его оранжевая модель самолета выиграла главный приз в дальности запуска.

Краткое содержание астафьева кража

Источник: http://juristufa.ru/2018/04/19/kratkoe-soderzhanie-krazha-astafeva/

Роман Прокляты и убиты Виктора Астафьева читать

Автор: Виктор Астафьев

Год издания книги: 1993

Свой двухтомный роман «Прокляты и убиты» Виктор Астафьев так и не закончил. Первый том работы о Великой Отечественной войне впервые увидел свет в 1993 году.

Но уже в 2000 году писатель заявил, что вряд ли выпустит продолжение, а через год скончался от инсульта. По мотивам произведения в 2010 году на сцене одного из московских театров был поставлен спектакль.

Книга Астафьева «Прокляты и убиты» завоевала несколько премий и уже сейчас причислена к классике русской литературы.

Романа «Прокляты и убиты» краткое содержание

Действие произведения Астафьева «Прокляты и убиты» разворачиваются в 1942 году во времена Второй Мировой войны где-то в Сибири. Первая часть романа, которая называется «Чертова яма», рассказывает о том, как восемнадцатилетние призывники готовились к отправке на фронт.

Все они еще до недавнего времени были обыкновенными мальчишками со своими взглядами на жизнь. Однако в произошедшей ситуации им нужно как можно быстрее повзрослеть и быть готовыми, как в романе Рыбакова «Тяжелый песок», защищать свою Родину.

Среди солдат были разные люди – кто-то старался жить правильно и верил в Бога, как один из главных героев – старообрядец Коля, кто-то имеет уголовное прошлое (Зеленцов), а кто-то является выходцем из детского дома (Хохлак и Фефелов). Но все это не имеет значения – теперь они братья по оружию.

Тяжелая подготовка и ужасные условия быстро превращают разнохарактерных ребят в один сплоченный коллектив, готовый постоять за каждого, кто своего товарища.

Если роман Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» читать онлайн, то видим, как мастерски автор описал будни призывников: тесные и грязные казармы, жестокое руководство, тяжелую подготовку, которая за несколько месяцев превратила молодых парней в чуть ли не стариков. Условия их проживания мало чем отличались от условий тюремных заключенных.

Если слушать Астафьева «Прокляты и убиты», то узнаем, что писатель, используя острую сатиру, ярко показывает нам характеры работников армии. Он высмеивает многие их действия, разоблачая мотивы каждого из них.

Будущие солдаты с самого начала столкнулись с несправедливостью и жестокостью командиров – на их глазах расстреливают двух братьев, которые ушли, чтобы добыть себе немного еды, и убивают маленького мальчика.

Читайте также:  Краткое содержание осеева синие листья точный пересказ сюжета за 5 минут

Во втором томе романа «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева читать можем об обороне одного из плацдармов, который находится на правом берегу Днепра.

Писатель замечает, что кроме перемены локации для солдат ничего не изменилось – к ним все так же относятся как к пушечному мясу, отправляя на битву без продовольствия и боеприпасов. Руководство ни во что не ставит бойцов – над ними издеваются, их испытывают на прочность.

При всем при этом писатель отмечает, что сами командиры в то время находились на безопасной территории, не подвергая свою жизнь смерти.

В романе «Проклятые и убитые» Астафьева читать можно об огромной жестокости войны. О времени, когда молодые мальчишки вынуждены были брать в руки оружие и убивать.

Автор подробно описывает, как многие из них первое время тяжело переживали свое первое убийство – они понимали, что это противоречит главной заповеди Бога. Но время и ситуация со временем меняют молодых людей.

К ним приходит понимание того, что за свою Родину нужно как в книге Бондарева «Горячий снег», стоять до конца, даже если придется пожертвовать своей жизнью.

Книга «Прокляты и убиты» на сайте Топ книг

Роман «Прокляты и убиты» Астафьева читать настолько популярно, что она заняла высокое место среди лучших книг о войне. Более того, это произведение представлено среди лучших современных российских книг. И учитывая стабильно высокий интерес к роману, мы еще не раз увидим его на нашем сайте Топ книг.

Источник: http://top-knig.ru/proklyaty-i-ubity/

Книга «Прокляты и убиты»

Но на Запад, на Запад ползет батальон, чтобы солнце взошло на Востоке. Животом – по грязи, дышим смрадом болот, но глаза закрываем на запах. Нынче по небу солнце нормально идет, потому что мы рвемся на Запад!

В. Высоцкий Мы вращаем землю.

Так давно эта книга появилась в моём списке на прочтение и так долго я откладывала это, предчувствуя, понимая, что чтение не будет лёгким, да и объём, вместивший в себя смерть, страх, отчаяние и ужас, тоже внушительный.

Но возможно ли рассказать о том, что там было, с чем пришлось столкнуться тем, кто был кинут в беспощадную мясорубку, бой не на жизнь, а на смерть на паре -тройке страниц ? Ясно, что не хватит никаких страниц и слов, чтобы вместить все то, что пришлось пережить тем, кто воевал , кто прошел до Берлина или лег на бескрайних просторах страны и за её пределами, ценою собственной жизни принеся мир в наши дома.

И каждый раз, читая книги о войне или смотря кинофильмы, которых особенно много показывают к 9 Мая, все четче понимаешь это и осознаешь, насколько ценна победа, измеряемая миллионами жизней, молодых и старых, успевших пожить и только начинавших свой путь.

Роман состоит из двух книг, связанных между собой и логически, и героями, и являющаяся вторая продолжением первой.
Чертова яма так называется первая книга, где мы знакомимся с главными героями, новобранцами, прибывшими сюда для подготовки к отправлению на фронт в конце 1942 года.

Ад, гиблое место, кищащее вшами, отсутствием не только нормальных человеческих условий, добротного питания , обмундирования и вооружения, но и видимо призванное заранее умерщвить в человеке все личное, подвести всех под одну серую массу, загнанную муштрой, пробежками, а по большому счету выживанием в постоянной борьбе с голодом, холодом, бесконечным одиночеством и предрешенностью.

Плацдарм посвящен уже непосредственно боевым действиям, когда батальон перебрасывают на один из фронтов .

Готовится обширное наступление, начинающееся с попытки переправиться через реку и захватить относительно небольшой участок земли, именуемый плацдармом и удержать его нужно любой ценой. Его и удерживают тысячами и тысячами погибших, убитых, раненых.

И неизвестно кому повезло больше. Выжить и жить дальше, сражаться изо дня в день с врагом и ненавистными вшами, путая ночь и светлое время суток, ведя бои среди разлагающихся трупов и снова нехватка продовольствия, боеприпасов и вооружения.

А с другого берега тебе говорят , сидя в сытости и тепле : Потерпите. Враг всюду : на земле и на небе, в воде и на суше. Впереди плацдарм, а сзади заградотряды, расстреливающие при любой попытке отступления.

Помимо непосредственных военных действий, в книге много главных героев : обычных солдат, которые ковали победу, добывая её в изнурительной изматывающей борьбе и их командиров, тех, от чьих решений, слаженных действий , поступков и характеров также зависит многое в этом трудном деле.

И это тоже одна из заслуг автора, когда ему удалось на таком обширном полотне достоверно и ярко показать столько судеб и характеров, когда нет ни одного второстепенного , все показаны достаточно тщательно и скрупулезно , а через их жизни и в целом судьба страны, её непростой путь и переломные моменты.

Кажется, мимоходом рассказывая о том или другом человеке, мы одновременно читаем и о коллективизации , как она внедрялась на селе и к чему привела, и о терроре 30-хх годов, его беспощадности, когда под каток мог угодить любой, даже мойщик котлов , и об индустриализации , как строилось светлое будущее на просторах страны, о сломанных или порушенных судьбах людей и целых семей.

Сложно назвать это плюсом, но неизменно то, что в стремлении автора показать как можно полнее и масштабнее войну со всех сторон, мы видим не только солдат и командиров, делящих со своими подчиненными все тяжести и трудности, но и тех, кто стремился отсидеться в теплом месте, устроиться за чей-то счет, политруков и комиссаров, донимающих пламенными речами, заградотряды, могущие пойти против своих же , штрафников, попавших под каток и расстрелы своих в назидание остальным, как наука на будущее и способ устрашения.

Наверное, сложно обходиться на войне без веры, идя на бой только с именем Сталина на устах .

В самом начале меня немного коробило постоянное упоминание Бога , помня о том, что читаю я о 40-хх годах двадцатого века, когда усиленно насаждался атеизм в течение уже не одного десятка лет, но продвигаясь вглубь романа, я все явственнее чувствовала и понимала, что да, всё так, каждый человек в трудную и тяжелую минуту поднимает глаза к небу, когда уже больше неоткуда и не от кого ждать помощи и пощады на Земле. когда надежд не осталось, только вера и бессмертие.

Чувствуется, что многие мысли автора результат долгих и длительных размышлений о добре и зле, о вере и безверии, о человеческой подлости , трусости и вместе с тем самоотверженности, дружбе , силе и смелости.

И снова и снова как набат звучат слова , читаемые между строк, что война – это гибель для всех и для каждого, не только в физическом плане, но и в моральном, что творимое зло не несёт никому спасения, страдают от него все стороны , и когда убийство становится обычным делом – это преступление против всего живущего, начинающееся в высоких кабинетах.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1001478963-proklyaty-i-ubity-viktor-astafev

«Последний поклон». Краткое содержание рассказа В. Астафьева :

«Последний поклон», краткое содержание которого изложено в этой статье, — рассказ Виктора Астафьева, вошедший в одноименный сборник. В каждом небольшом лирико-автобиографическом произведении автор повествует о жителях сибирской деревни, в которой он вырос.

Краткое содержание: «Последний поклон» (возвращение)

В рассказах Астафьева нет закрученного сюжета и неожиданного финала. Но они проникновенны, понятны каждому читателю. И хотя рассказы предназначены для детей и подростков, близки они, скорее, людям, прожившим жизнь. Ведь нередко бывает, что то, чему человек не придает значения в юности, он осознает слишком поздно, тогда, когда уже ничего нельзя исправить.

Краткое содержание «Последнего поклона» следует начать с описания сцены, которая запомнилась герою на всю жизнь. Он возвращался с фронта.

Ему хотелось первым встретить бабушку, а потому он пробирался тропинками. Деревянная избушка была запущена. Проходя мимо бани, он заметил, что оттуда уже не пахнет дровами.

И только темнеющие грядки говорили о том, что в доме кто-то живёт. Наконец, он распахнул дверь и увидел ее.

Спустя четыре года

Краткое содержание «Последнего поклона» должно содержать рассказ о встрече главного героя с бабушкой, которую он не видел четыре года. Чувства молодого человека, вернувшегося с войны в родную деревню, изложение не передаст. Емко, точно и лаконично это мог сделать лишь такой мастер слова, как Виктор Астафьев.

Над землей пролетела страшная буря. Она унесла миллионы людских жизней. Весь мир стал другим за годы войны. Остался прежним лишь этот дом и его обитательница.

На стене всё так же висел старенький дощатый шкафчик, а рядом – ситцевая занавеска с незатейливым рисунком. Бабушка сидела на привычном месте и сматывала нитки в клубок.

Он тогда еще не знал о том, что в этот день ему суждено будет отдать ей последний поклон.

Краткое содержание разговора, который состоялся между ними, передать довольно просто. Ведь они ни о чём особенном не говорили. Более того, бабушка встретила своего внука так, словно он вышел несколько часов назад из дома и всего лишь немного задержался.

Он боялся, что она не узнает его. Оказалось, зря. Четыре года для молодого человека — немалый временной отрезок. А уж если они проведены на войне, то это целая жизнь. Для старой женщины, доживающей свой век, четыре года – ничто. Бабушка перекрестила его, и только тут он заметил, как она состарилась.

Портрет главной героини

Он рассматривал ее долго, пристально. Щеки глубоко провалились. Тело бабушки, когда-то мощное, едва справлялось даже с такой простой работой, за которой он ее застал.

Излагая краткое содержание «Последнего поклона» Астафьева, стоит уделить внимание главной героине. В рассказе ее описанию посвящено всего несколько строк.

Но Астафьеву удалось создать всего благодаря двум-трем фразам удивительный портрет женщины, подобных которой сегодня, пожалуй, уже нет в русских деревнях.

Такие героини встречаются в произведениях Солженицына, Шукшина, Распутина, Айтматова и других представителей отечественной литературы XX века. Это женщины, которые проводили всю жизнь в тяжелых трудах, но никогда не роптали, не жаловались на судьбу.

А главное, умели любить, верить и ждать, как никто. Такие женщины — отнюдь не художественный вымысел. Это собирательный образ матерей, дожидавшихся сыновей с фронта. Женщин сильных, не унывающих, несмотря ни на что.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов николая лескова за 2 минуты

Но вернемся к краткому содержанию «Последнего поклона» Астафьева.

Во время последней встречи он еще не понимал, что она дожила до конца войны лишь благодаря ожиданию. Она ждала и молилась. И именно это придавало ей сил. Бабушке шёл 86-й год. Женщина устала от долгой, тяжёлой жизни, а в тот день попросила его лишь об одном – приехать и похоронить, “закрыть глазоньки”. Он пообещал.

После смерти бабушки

Однако обещания своего внук не сдержал. О чём ещё может рассказать краткое содержание рассказа «Последний поклон»? Прошло немного времени, бабушка умерла. Главный герой тогда работал в городе, на производстве.

Начальник не отпустил его на похороны к бабушке. Обосновал это тем, что она не является ему близкой родственницей. По закону попрощаться рабочие могли с матерью, с отцом.

То, что этому молодому человеку бабушка заменила родителей, строгий начальник не знал, да ему это и не было интересно.

Возвращение в деревню

Прошло время. С каждым годом ему становилось всё больнее вспоминать последнюю встречу с бабушкой. Он корил себя за то, что послушался начальника. Приезжал в деревню, расспрашивал соседей о том, как она провела последние дни.

Под конец жизни бабушка обезножила, не могла носить воду из реки, а потому картошку мыла росой. Он всё больше спрашивал о ней у соседей, как будто это что-то могло изменить. Узнал он о ней и нечто новое. Так, когда-то, во времена его детства, бабушка ездила в Киево-Печерскую лавру. Но скрывала это, дабы не навредить внуку-пионеру.

Он приезжал в деревню не раз. Очевидцев последних дней жизни его бабушки оставалось все меньше. Он знал, что она его бы простила. Только бабушки больше нет, а потому и прощать некому.

Таково краткое содержание «Последнего поклона». Быть может, автор в этом произведении хотел донести до читателей простую истину – близких и любящих людей оставлять никогда нельзя. Несмотря на занятость, суровых начальников, дальнюю дорогу и прочее. Этого нельзя делать хотя бы ради того, чтобы не терзаться потом укорами совести до конца жизни.

Источник: https://www.syl.ru/article/333297/posledniy-poklon-kratkoe-soderjanie-rasskaza-v-astafeva

Правда жизни в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты»

Слайд 1

Конкурс : «Наш Астафьев» Название : Правда жизни в романе В. Астафьева «Прокляты и убиты» Выполнила : Толкачева Виктория Павловна. МАНОУ «Лицей №4», 10 «Г(2)» класс Руководитель : Серкова Галина Николаевна 12+ Правда жизни в романе В . Астафьева «Прокляты и убиты»

Слайд 2

«Первостепенная задача писателя – противостоять злу, утверждая добро» В.П . Астафьев [ 1924-2001] Выдающийся советский и российский писатель. Лауреат двух Государственных премий СССР и трёх Государственных премий РФ. Герой Социалистического Труда.

Слайд 3

В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военную подготовку получил в учебном автомобильном подразделении в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, связистом в гаубичной артиллерии, после тяжёлого ранения в конце войны служил во внутренних войсках на Западной Украине.

Слайд 4

Важнейшие темы творчества Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Прокляты и убиты — роман в двух книгах Виктора Астафьева , написанный в 1995 году. Самая сильная вещь, написанная о Великой Отечественной Войне.

Слайд 5

« Прокляты и убиты» Постановка: МХТ им. Чехова. Режиссер: Виктор Рыжако в Ч удовищные условиях, в которых приходилось существовать новобранцам, которые ещё и до фронта-то не дошли — сидели в учебных лагерях.

Мальчишки мучились от болезней и голода, заедаемые вшами и крысами, обворованные своими же однополчанами-урками . Пренебрежение командования к своим же солдатам. Виктор Петрович всю войну прошёл рядовым, сам всё это пережил.

И как никто другой имеет право отстаивать свою точку зрения.

Слайд 6

«Каждый, кто берется за перо, набирается мужества словом поведать миру о том, что он любит, что тревожит его и печалит, должен сначала услышать музыку в себе, опьянеть от нее до того, что про себя уж «петь» невозможно, и тогда, только тогда, не разрывая мелодию пошлыми рассуждениями, конъюнктурными подтасовками и соображениями материального порядка, запеть для людей без фальшивого крика, без истеричного надрыва, а так, как звучит слово, исторгнутое жизнью и озвученное человеческим сердцем». В.П. Астафьев

Слайд 7

Тестирование 1. Назовите, что считалось первостепенной задачей писателя а) противостояние злу б) прославиться, как автор в) 2. Кем на фронте служил Астафьев? а) шофер б) артиллерист в) танкист 3. Основная тема творчества Астафьева а) любовная б) военно-патриотическая в) пейзажная 4.

Назовите самый сильный роман о Великой Отечественной Войне а) Последний поклон б) Царь-рыба в) Прокляты и убиты 5. Основа сюжета а) героические подвиги б) война с Гитлером в) пренебрежение к своим солдатам 6.

Писательская позиция Астафьева а) писать, что вижу, не задумываясь б) писать без фальши и истерики в) писать, чтобы стать знаменитым ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЗЛУ ШОФЕР ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКАЯ ПРОКЛЯТЫ И УБИТЫ ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ К СВОИМ СОЛДАТАМ ПИСАТЬ БЕЗ ФАЛЬШИ И ИСТЕРИКИ

Слайд 8

Список источника основного содержания: 1. Астафьев, В.П. Прокляты и убиты [ Текст ] / В.П. Астафьев // М.: Эксмо , 2010 г. Серия: К 65-летию Великой Победы Тираж: 4000 экз. ISBN 978-5-699-40494-0 2 . Астафьев, В.П. Кража; Последний поклон.[Текст] / В.П. Астафьев // – М.: Просвещение, 1990 г. – 448с. – ISBN 5-09-002922-9 3 . https ://ru.wikipedia.

org/wiki/%D0%90%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%84%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_% D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87 4. https ://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D1%8F%D1%82%D1%8B_%D0%B8_% D1%83%D0%B1%D0%B8%D1%82%D1%8B 5. http:// www.aif.

ru/culture/person/viktor_astafev_prishel_v_mir_rodnoy_i_dobryy_uhozhu_iz_chuzhogo_i_porochnogo

Слайд 9

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2016/01/15/pravda-zhizni-v-romane-v-astafeva-proklyaty-i-ubity

Краткое содержание — Людочка — Астафьев

В. Астафьев — рассказ «Людочка». В этом рассказе ав­тор представляет нам трагическую историю деревенской де­вушки. Рассказу предшествует эпиграф и вступление. Эпиг­раф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские стро­ки: «Что в имени тебе моем?».

Вступление наполнено авторскими вопросами: «Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце?». И писатель тут же дает ответ: «Может, все дело в ее удручаю­щей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?».

И далее он разворачивает перед читателем эту простую ис­торию о деревенской девушке, вроде бы ничем не выделяю­щейся на фоне окружающих, обыкновенной, скромной, зам­кнутой, по-крестьянски трудолюбивой. Она живет в деревне с матерью и отчимом. Закончив десятилетку, уезжает в посе­лок ВПВРЗ, где поступает на работу в местную парикмахерс­кую. Снимает комнату у приютившей ее Гавриловны.

Рассказ о жизни героини в этом поселке предваряется у Астафьева описанием городского парка. И всюду тут мы ви­дим запустение, разорение, издевательство человека над при­родой. В парке выкопана канава, по которой течет горячая бурда — грязь и мазут. Вокруг «дурнолесье» и «дурнотравье»: растут кривоствольные черемухи, бузина, волчатник.

Место полностью захламлено человеком: всюду бутылки, мусор, сло­манные скамейки. С этой ужасной картиной контрастируют лозунги, висящие в этом месте: «Ленинизм живет и побежда­ет!», «Слава советскому народу, народу-победителю!». Так пи­сатель, используя прием контраста, говорит об огромной дис­танции между планами государства и реальной жизнью.

И в деревне Вычуган, и в поселке — всюду разруха, пьянство, ни­щета, нравственная деградация общества. С большой ирони­ей, даже сарказмом писатель замечает, что под этими лозун­гами в парке местные жители пили, играли в карты, дрались и резались насмерть, «имали девок».

Вот как Астафьев описы­вает танцы в этом парке: «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному», «Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред».

Характерное поведение отличает и жителей этого поселка. Вот Артемка-мыло, представитель местной шпаны, вот пахан и вор Стрекач, человек, способный на любую подлость и гнус­ность. Именно он нападает на Людочку в один из вечеров, когда она возвращается домой через парк.

Причем делает это от скуки, желая покуражиться перед приятелями. Свое отно­шение к этому персонажу Астафьев выражает в авторских комментариях — едких и саркастических, в презрительной интонации. В этом герое нет ничего человеческого, он подлый и примитивный тип.

Став жертвой насилия, героиня тяжело переживает случившееся. Она пытается найти поддержку у Гавриловны, в собственной семье. Однако все остаются равнодушными к ее горю.

В эти минуты Людочка вспоминает об умершем в больнице парне-лесорубе, о том, что не смогла ничем помочь ему, разделить его участь, чувствует свою ост­рую вину перед ним. В простой душе этой девушки живут силь­ные и глубокие чувства.

После всего произошедшего Людочка испытывает глубо­кое чувство вины, стыда, отчаяния, одиночества. «Никто ни о чем не спрашивал — никому до меня нет дела!» — думает она. И она решает покончить с собой, повесившись на дереве. Горь­кое восклицание автора словно продолжает мысли его герои­ни: «А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простень­кой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?»

Самоубийство девушки вызывает неоднозначную реакцию окружающих. Близкие испытывают острое чувство вины, от­чим Людочки расправляется со Стрекачом. В поселке же все остается по-прежнему.

Астафьев замечает: «Угнетенные, ог­рабленные, царапанные, резанные, битые, в страхе ожидания напастей жившие обитатели железнодорожного поселка вздох­нут теперь освобожденно и будут жить более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порожденного и взра­щенного».

С горечью всматривается Астафьев в души своих героев и понимает, что это «темное царство» погубило невин­ную душу.

А каковы же истоки этих бед? По мысли писателя, корень этого зла — в разрыве связей народа со своей историей, в ги­бели русской деревни, в губительной социальной политике, когда государству нет дела до конкретного человека. В душе героев нет веры в Бога, но нет и никаких иных идеалов.

Астафьев с горечью пишет о нравах русского народа, оза­боченного строительством социализма и коммунизма, когда жизнь человеческая обесценивается, когда рушатся все мо­ральные устои, все то, чем Испокон веков был жив русский человек.

Здесь искали:

  • людочка краткое содержание
  • людочка астафьев краткое содержание
  • астафьев людочка краткое содержание

Источник: http://sochineniye.ru/kratkoe-soderzhanie-lyudochka-astafev/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector