Краткое содержание рассказов мопассана за 2 минуты

«Жизнь», краткое содержание произведения Ги де Мопассана

Второго мая 1819 года Жанна выходит из монастыря. Девушку забирает отец, барон Симон-Жак Ле Пертюи де Во – чудаковатый аристократ, последователь Жан-Жака Руссо. Он хотел воспитать в своей дочери добродетель и целомудрие и только затем показать ей естественную красоту жизни.

Жанна должна провести всё лето в старинном родовом поместье «Тополя», расположенном на берегу океана. Вместе с ней за город отправляются отец и мать (баронесса Аделаида), горничная матери и молочная сестра Жанны – Розали, кухарка Людивина и кучер – дядюшка Симон. Первую ночь в «Тополях» девушка проводит в мечтах о любви.

Зарождающийся день она встречает со слезами на глазах.

В «Тополях» Жанна ведёт привольную жизнь – она читает, мечтает, гуляет, спит в траве, плавает в океане; барон занимается земледельческими экспериментами и ловит рыбу с простыми рыбаками; баронесса гуляет по тополиной аллее, предаётся сентиментальным мечтам и перебирает старые письма.

«Тополя» посещает аббат Пико – кюре местного прихода. Во время обеда он рассказывает о своём новом прихожанине. Его зовут виконт де Ламар. У него недавно умер отец. Виконт живёт на одной из ферм, копит деньги, чтобы занять положение в обществе, и не прочь жениться.

В воскресенье, после обедни баронесса и Жанна знакомятся со своим соседом. В скором времени виконт де Ламар становится частым гостем в их доме. На освящении лодки «Жанна» молодой человек делает предложение девушке. Жанна только сейчас узнаёт, что его зовут Жюльен.

Свадьба проходит скромно. На ней присутствует только сестра матери Жанны – старая дева Лизон.

В первую брачную ночь Жанна приходит в ужас от физической стороны любви. Ласки мужа кажутся ей неприятными.

В свадебное путешествие молодые едут на Корсику. Жюльен ведёт себя как скупердяй: он постоянно торгуется с лакеями и официантами из-за каждого су. Поселившись в гостинице, молодой супруг требует номер для того, чтобы «отдохнуть с дороги».

Жанна переживает из-за того, что подумают окружающие. Она начинает понимать, насколько сильно они с Жюльеном отличаются друг от друга в духовном плане. Чувственность Жанны просыпается только среди диких скал Корсики.

У неприметного ручейка она познаёт радость телесных удовольствий.

Вернувшись домой, Жанна начинает скучать. Осень повергает её в уныние. Молодой женщине кажется, что её жизнь закончилась вместе с девичьими мечтами. Жюльен теряет к ней интерес, начинает заниматься хозяйственными делами, перестаёт следить за собой.

После Нового года родители Жанны уезжают в Руан. Молодые супруги остаются одни. Жюльен постепенно становится всё более скупым. В январе Розали рожает ребёнка. Жанна пытается узнать имя отца. Жюльен препятствует ей в этом и порывается выгнать Розали вон.

Однажды Жанна заболевает. Ища ночью Розали, она наталкивается на неё в комнате Жюльена. В отчаянии Жанна выбегает на мороз и чуть не кончает жизнь самоубийством.

Молодая женщина долго болеет. Вокруг неё собирается семья. Жанна рассказывает родителям об измене мужа. Жюльен всё отрицает. Врач сообщает Жанне, что она беременна.

В присутствии кюре Розали рассказывает, что спала с Жюльеном с первого дня его появления в доме.

Кюре заставляет Жанну простить Жюльена, выдвигая простые житейские доводы: все, даже её отец, в своё время изменяли жёнам с горничными.

Жанну навещают граф и графиня де Фурвиль. Жюльен вновь начинает следить за собой. Беременность Жанны заканчивается преждевременными родами. Женщина души не чает в своём сыне Поле.

Жюльен выходит из себя, узнав, что барон хочет выдать Розали замуж и дать ей в приданое ферму, стоимостью в 20 тысяч франков. Крестьянин Дезире Лекок женится на горничной.

Жанна и Жюльен гостят у Фурвилей. Рыжий великан граф очень нравится Жанне своим добродушием. Между семьями завязывается дружба. Они начинают вместе кататься верхом. В один из весенних дней Жанна понимает, что Жюльен изменяет ей с Жильбертой де Фурвиль.

В мае в «Тополя» приезжают родители Жанны. Спустя некоторое время баронесса Аделаида умирает от удара. Жанна проводит ночь с телом матери, читая её «реликвии». Среди них она находит письма любовника матери и лучшего друга её отца – Поля д'Эннемара. После похорон Жанна чувствует себя опустошённой: она теряет последнюю веру в людей.

Жанна мечтает о втором ребёнке. Аббат Пико помогает ей вновь сойтись с мужем, но последний больше не хочет детей. Жанна хитростью добивается желаемого.

Аббата Пико сменяет фанатичный аббат Тольбиак. Он приучает Жанну к церкви. Приход и барон ненавидят нового кюре. Тольбиак предлагает Жанне покончить с грехом её мужа, открыв правду графу Фурвилю. Молодая женщина не решается этого сделать. В припадке ярости аббат убивает рожающую собаку. Шесть из семи щенков погибают. Один остаётся у Жанны.

Граф де Фурвиль узнаёт об измене жены. Он сбрасывает сторожку с Жюльеном и Жильбертой с обрыва. Любовники погибают. Жанна рожает мёртвую девочку.

В последующие годы Жанна живёт в «Тополях» вместе с отцом, тётей Лизон и Полем. Когда мальчику исполняется 12 лет, аббат Тольбиак не допускает его до первого причастия. Общество отворачивается от Жанны. В 15 лет Поля отдают в Гаврский коллеж. Жанна с трудом расстаётся с сыном.

Поль плохо учится. В 20 лет он начинает играть в карты, делает долги на 15 тысяч франков, бросает коллеж. Из «Тополей» Поль сбегает в Лондон с проституткой. Став совершеннолетним, он получает наследство отца, но проматывает и его. Родным он пишет только, когда ему нужны деньги.

После смерти отца и тёти Лизон Жанну берёт под свою опеку Розали. Крестьянка налаживает хозяйственные и финансовые дела бывшей хозяйки. Жанне приходится продать «Тополя». Вместе с Розали она перебирается в маленький домик. На новом месте Жанна скучает – по морю, по сыну, по прошлому. Она пробует найти Поля в Париже, но встречает только его кредиторов.

Как-то весной Поль сообщает, что его жена родила девочку, но сама находится при смерти. Жанна забирает ребёнка к себе. Жена Поля умирает. Сын обещает вернуться к матери.

По произведению: «Жизнь»

По писателю: Мопассан Ги де

Источник: https://goldlit.ru/maupassant/245-jizn-kratkoe-soderjanie

Краткое содержание романа Мопассана «Жизнь»

События этого романа происходят во Франции, в XIX веке. Его главной героиней является юная девушка Жанна. Она едва вышла из монастыря, куда ее несколько лет назад отдали для получения образования. Родители подарили дочери замок в «Тополях». Она туда должна будет переехать после того, как выйдет замуж.

Спустя некоторое время местный кюре познакомил Жанну с виконтом Жюльеном. После нескольких встреч молодой человек предложил девушке выйти за него замуж. После свадьбы супруги отправились в свадебное путешествие. Общаясь с Жюльеном, Жанна поняла, что совершила ошибку в выборе избранника.

Он оказался чванливым, трусливым и жадным.

Когда супруги снова оказались в «Тополях», Жюльен начал игнорировать Жанну. После каждой трапезы он пил коньяк. Молодая жена постоянно скучала. При этом еще молодая служанка Розали «свалилась» с каким-то недугом.

Однажды утром она стала помогать Жанне заправлять постель и неожиданно упала. Прямо здесь, в комнате хозяйки, служанка родила мальчика. Розали была молочной сестрой Жанны. Та стала думать, как ей помочь.

Госпожа хотела найти отца малыша, но Жюльен говорил, что Розали должна покинуть их дом.

Жанна много раз спрашивала у служанки, от кого она зачала ребенка, но та не желала отвечать. Жюльена вся эта ситуация сильно раздражала. Однако он поспешил возобновить интимную жизнь с Жанной.

Однажды зимним вечером Жюльену захотелось заняться любовью с женой, а та плохо себя чувствовала. Ее бил сильный озноб. Когда молодая женщина позвала служанку, та не откликнулась.

Тогда Жанна из последних сил встала и пошла в ее комнату. Розали там не оказалось.

После Жанна отправилась в комнату супруга и увидела в его постели служанку. Выяснилось, что у Жюльена интимная связь с Розали возникла еще до свадьбы с Жанной. Молодая женщина чуть не ушла из жизни. У нее была горячка.

К тому же, врач сказал, что у нее скоро появится ребенок. Возникшую ситуацию разрешил кюре, выдав служанку замуж. Спустя некоторое время у Жанны появился сын Поль.

После рождения мальчика к Жанне начали приходить беды одна за другой.

Сначала она потеряла маму. Потом муж завел любовницу, графиню де Фурвиль. Ее супруг был очень ревнив. Обнаружив любовников, он лишил их жизни. Данная ситуация была представлена как несчастный случай.

В этот день у Жанны родилась мертвая девочка. Поль с годами превратился в юношу. Его отдали в колледж. После окончания учебы он вступил в интимную связь с проституткой. Они перебрались в Лондон.

Поль постоянно писал матери письма с требованием выслать ему деньги. В конце концов Жанна разорилась. Ее отец всеми силами пытался как-то помочь дочери, но внезапно умер. Жанна совсем ослабла от ежедневных забот.

Спустя некоторое время к ней приехала Розали и стала ее опекать.

Они поселились в маленьком уютном доме. Потом Жанна получила письмо от Поля. Он написал, что у него родилась дочка, а его любимая женщина умирает. У Жанны снова появился смысл жизни. Ведь у нее теперь есть внучка. Розали привезла ее домой. Поль пообещал приехать после похорон.

Источник: http://sochinyalka.ru/2016/12/kratkoe-soderzhanie-mopassana-zhizn.html

Анализ новеллы «Пышка» (Ги де Мопассан) | Литерагуру

Ги де Мопассан создал новеллу «Пышка» в попытке изобличить показной патриотизм и показать истинное отношение разных классов общества к войне. Короткое произведение сумело вместить в себя искренность, добродушие, корысть, двуличие и такую разную преданность граждан своей стране.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 О чем?
  • 3 Проблематика
  • 4 Смысл
  • 5 Натурализм

История создания

Ги де Мопассан создал новеллу «Пышка» в 1879 году, и годом позже она была опубликована, что принесло писателю мгновенную известность. Основой произведения стала реальная история, которая была связана с одним из родственников автора, который после и стал прототипом одного из персонажей.

Читайте также:  Краткое содержание оперы бал-маскарад верди точный пересказ сюжета за 5 минут

У главной героини так же есть прототип – девушка лёгкого поведения из Руана по имени Андриена. Литератор, однако, не ставил перед собой цель с точностью передать реальную историю, которая легла в основу книги – он взял идею и раскрыл её по-своему.

Например, известно, что Андриена не сдалась на уговоры прусского офицера, в отличие от «Пышки».

Новелла стала частью сборника «Меданские вечера», который увидел свет к десятилетней годовщине франко-прусской войны. Группа французских писателей поставила перед собой цель как можно реалистичнее передать исторические события. Говорят, что они даже устроили между собой соревнование, в котором победитель не скидывается на выпивку – Мопассан и его «Пышка» одержали победу.

Писатель рассказал правду со своей точки зрения о недавней франко-прусской войне. Он не писал о патриотизме так, как традиционно изображали его другие мастера слова.

Он показал, что общество едва выдержало испытания, выпавшие на его долю, потому что не смогло объединиться.

В то время как высшие классы Франции лишь на словах были верны своей стране, а в душе были заинтересованы только собственными делами и выгодой, простые люди были истинным лицом патриотизма, внося свой, пусть и маленький, вклад, в сопротивление врагу.

Примечательно то, что литературный учитель Мопассана Флобер запрещал своему подопечному публиковать почти все произведения, что тот писал.

Признанный мастер старался привить ученику свой стиль и своё видение, тем самым формируя у него писательские способности, которые после были признаны всем миром.

Воспитанник упорно трудился и не сдавался в попытках угодить суровому наставнику, и вот почти законченная «Пышка», наконец, нашла у него одобрение. Слегка откорректировав написанное, Флобер дал новелле высокую оценку.

О чем?

Ги де Мопассан в «Пышке» рассказывает историю о том, как в одном экипаже бок о бок оказываются представители разных слоёв общества, вынужденные оставить дом из-за оккупации. Главные герои родом из Руана, они покидают город, сданный французскими солдатами прусской армии.

То, что происходит во время путешествия, раскрывает каждого из них по-своему. Пышка, девушка лёгкого поведения, становится образцом доброты, щедрости, искренности и настоящего патриотизма, в то время как её спутники из высшего круга показывают худшие стороны своего характера.

Неспособная остаться равнодушной к страданиям людей, пусть и так враждебно настроенных против неё самой, Пышка помогает им. Её спутники понимают, что должны дать что-то взамен, но всё, на что они способны – быть благосклоннее к представительнице такой профессии. Тем не менее, она ничем не уступает знати, поддерживает беседу и становится им почти другом.

Эта мнимая дружба, нежелание чинить неудобства другим, податливость всеобщим уговорам толкает главную героиню на поступок, который она в душе считает аморальным: не потому, что ей отвратительно то, чем она занимается, а потому, что она единственная из всей кампании, чей патриотизм идёт от сердца. Встретившись с презрением после случившегося, Пышка понимает истинный характер людей, которые с радостью приняли её помощь, но не захотели ответить взаимностью. Им глубоко омерзительно то, что она сделала исключительно ради их блага.

Проблематика

  1. Проблема безнравственности. «Пышка» рассказывает о том, как люди реагируют на войну: кто-то понимает, какие последствия ждут родину, и принимает их, а кто-то пытается стать частью тех, кто воспротивится этому. Мопассан изобличает тех, кто даже от такого бедственного положения старается извлечь для себя выгоду или же выйти из него с наименьшими для себя потерями.

    Такие граждане (чаще всего речь о представителях высшего общества) не пытаются внести свой вклад в попытки противостоять угрозе, а вместо этого бегут с тонущего корабля.

  2. Ложный патриотизм. Мопассан показывает через героев новеллы, как патриотизм может быть разным. Показное пуританство и обладание хорошими манерами не делает из знатных пассажиров настоящих людей.

    Лишь Пышка, девушка, которая, казалось бы, чтобы прокормить себя, вынуждена заниматься таким низким делом, показывает, что значит по-настоящему любить свою родину и переживать за неё. В это же время светские господа выражали свою преданность отечеству только словами. Так раскрывается их настоящая сущность: низкая и жалкая, полная лицемерного поведения и корыстных поступков.

    Поэтому в этом пункте уместно сказать и о вечных проблемах лицемерия, алчности и ханжества.

  3. Говоря о кульминации новеллы «Пышка», нельзя забывать о проблеме социальной несправедливости, которая дает господам право презирать женщину легкого поведения.

    Мопассан составляет некую аллегорию, предлагая читателю сравнить и определить, кто низок на самом деле: проститутка, продающая тело, или люди, продавшие своё отечество. «Продажная девка» становится жертвой их стремления к трусливому бегству.

    Они действительно жертвуют её телом и её принципами ради собственных интересов, и эта подмена истинных ценностей на ложные и навязанные обществом, где богатые используют бедных и все равно ненавидят их, заставила её перестать верить в свои патриотические чувства.

Смысл

Ги де Мопассан в своей новелле несет идею протеста против военных действий, которые оказывают негативное влияние на культуру, экономику и ни в чем не повинных людей. Говоря о несправедливости, писатель в невыгодном свете выставляет членов высшего общества, показывая их внешнюю чистоту и внутреннюю грязь.

Обычные люди едва ли могут привыкнуть к миру, в котором правит аморальность, прикрытая подобной чистотой. Но самое главное, что подобные лицемеры являются законодателями мнений и хозяевами судеб, они узурпировали право пользоваться такими, как Пышка.

Не их ли бездействие и равнодушие виноваты в том, что деревенская девушка вынуждена была свернуть на кривую дорожку? Может, других дорог в глухой провинции не сыщешь? Однако все пассажиры судят ее, не прекращая, хотя порок в их душах глубоко пустил свои корни. Просто этого не видно, а, значит, и вовсе нет.

Главная мысль новеллы «Пышка» в том, что мораль для всех совершенно разная: для кого-то внешняя, а для кого-то идёт из самого сердца. И ценить человека надо по мерилам подлинной нравственности, а не показной.

Натурализм

Мопассан – признанный гений натурализма. Не только по новелле «Пышка», но и по другим его произведениям можно судить о крайне подробных описаниях персонажей и их жизни, быта. Например, то, как Мопассан описывает содержимое корзины с продуктами, принадлежащей запасливой девушке, заставляет нас представить нечто красочное, сочное, вкусное и яркое.

В «Пышке» Мопассан не уходит в романтизм, а посему достаточно придирчиво описывает героев произведения, нелестно отзываясь об отрицательных чертах каждого из них, даже самой Пышки, к которой у читателя по логике должна родиться симпатия. Более того, как уже говорилось выше, в основу новеллы легли реальные события, что является ещё одним признаком натурализма, основы которого заложил еще Флобер.

Смена настроений обусловлена обстоятельствами. Невольно выходят наружу те гадкие и противные черты характера степенных господ, которых не видно по внешнему облику. Иначе раскрывается главная героиня, являя, наоборот, нечто положительное, с чего и начинает зарождаться симпатия читателя к ней.

Покидая город, все объясняли это себе желанием оказаться в спокойном месте подальше от войны: только Пышка вынуждена была скрываться, так как уже выплеснула свое негодование на вражеского солдата.

Тем не менее, почтенные граждане считают, что пожертвовали чем-то, не чувствуя, что предают свою страну, поэтому так враждебно воспринимают отказ «продажной девки» угодить прусскому офицеру.

Решение вынудить девушку на низкий поступок кажется сперва жестоким, но после все убеждают себя, будто бы другого выхода и не было, поэтому это решение становится таким человеческим, обычным. И в этом будничном, рутинном цинизме, в котором затвердевает душа человека, тоже проглядывает натурализм, безжалостно правдивый и жизненный.

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-novelly-pyshka-gi-de-mopassan/

Блог Ильи Винштейна

Новеллы Ги де Мопассана

Мопассан был великим французским новеллистом. Он продолжал традиции Мериме и, по мнению Чехова, предъявил такие огромные требования к созданию новеллы, что писать в этой области по старинке оказалось уже невозможным.

В своих новеллах Мопассан сумел изобразить жизнь различных классов Франции, показать крупные политические события современности.

Мастерство типизации в его рассказах соединяется с глубоким психологическим анализом, яркими картинами быта и пейзажными зарисовками. Рисуя широкую картину французской жизни, Мопассан отнюдь не остается пассивным наблюдателем.

Он клеймит социальные пороки своих современников и глубоко грустит при виде страданий и унижения человека.

Все это сложное содержание Мопассан сумел заключить в тесные рамки небольших рассказов. Он мастер строгого выбора фактов и слов. На внешне незначительном, но типичном эпизоде он умеет раскрыть серьезную, жизненно важную проблему.

Форма новелл Мопассана чрезвычайно разнообразна. Иногда он прибегает к небольшим сценкам, живым диалогам, иногда его рассказы ведутся, от первого лица, имеют форму воспоминаний, дневников и т. д.

Но всегда новелла остается сжатой и наполненной содержанием.

Не все новеллы Мопассана равноценны. В последних рассказах усиливаются черты пессимизма, изощренного психологизма. Но о большинстве новелл можно сказать словами Золя, что, «читая их, смеешься или плачешь, но всегда размышляешь».

Мопассан писал свои новеллы-с 1875 г. Известность он приобрел, как уже говорилось, новеллой «Пышка» в 1880 г. До конца жизни он печатал свои рассказы в газетах «Голуа» и «Жиль Блаз». С 1881 г.

Мопассан начал выпускать новеллы отдельными сборниками: выходят сборники «Воскресные прогулки парижского буржуа», «Заведение Телье», «Мадмуазель Фифи», «Рассказы вальдшнепа», «Лунный свет», «Сестры Рондоли», «Мисс Гарриет», «Господин Паран», «С левой руки» и др.

Целый ряд новелл Мопассана, разбросанных по раз личным газетам и журналам, был издан уже после его смерти.

Новеллы Мопассана можно сгруппировать по основным проблемам, которых они касаются. Целый ряд рассказов возник под влиянием франко-прусской войны. Эти произведения объединены патриотической идеей, проникнуты ненавистью не только к оккупантам, но и к захватнической войне.

В 1881 г. в газете «Голуа» был помещен очерк Мопассана «Война», впоследствии предпосланный им в качестве предисловия к французскому переводу рассказов Гаршина, а затем вошедший в его сборник 1888 г. «На воде».

Многократное использование этого очерка показывает, насколько важными являлись для Мопассана заключенные в нем мысли.

Он с возмущением говорит о том, что в эпоху величайших открытий науки, благородных гуманистических исканий находятся люди, которые считают себя вправе убивать, приговаривать к смерти целые народы. Война приучает убивать спокойно, ради удовольствия, из пустой бравады.

Правительства обязаны избегать войн, как капитаны судов — кораблекрушения. Если корабль терпит аварию, капитана судят. Почему же не судить правительства за объявление войны? Если бы люди поняли это, они не позволили бы убивать себя без всяких причин.

Те же мысли мы видим и в группе новелл, относящихся к франко-прусской войне. В красочных, выхваченных из жизни картинах даны образы людей, привыкших убивать из каприза, из бахвальства.

Таковы молодой офицер Вильгельм фон Эйнике (рассказ «Мадмуазель Фифи»), прусские лейтенанты в рассказах «Помешанная», «Два приятеля», «Дуэль». За изящной внешностью Эйнике кроются садистская жестокость, страсть к разрушению, наглое презрение к побежденной стране.

Эти дикие чувства заставляют его крошить ударами сабли старинные зеркала и гобелены, „закладывать порох в китайский чайник и устраивать взрывы в комнате, наполненной фарфором и хрусталем.

В рассказе «Помешанная» Мопассан рассказывает о другом прусском лейтенанте, приказавшем отнести в лес несчастную помешанную и оставить ее там на верную гибель.

То же моральное одичание характеризует прусского офицера в рассказе «Два приятеля», расстрелявшего невинных людей и спокойно позавтракавшего их рыбацким уловом — маленькими пескарями.

Отмечая внутреннее одичание захватчиков как одно из главных последствий войны, Мопассан показывает и народную борьбу с оккупантами.

Во многих новеллах простые люди выступают против захватчиков, мстят за свою родину, за поругание человеческого достоинства.

Проститутка Рашель убивает лейтенанта Эйнике, мирный крестьянин папаша Милон уничтожает прусских офицеров и спокойно объясняет перед расстрелом, за что он расквитался с ними. Дочь лесника Бертина берет в плен несколько солдат («Пленники»).

Простой французский обыватель, мелкий коммерсант (рассказ «Дуэль») сначала пугается наглого поведения прусского офицера, посылающего его за папиросами, но потом находит в себе решимость вызвать его на дуэль.

Иногда эти простые люди гибнут, но побеждают своей внутренней силой и правотой. Таковы любители рыбной ловли, мелкий торговец Соваж и часовщик Мориссо, отказавшиеся выдать пароль и расстрелянные немецким лейтенантом (новелла «Два приятеля»).

В новеллах из эпохи франко-прусской войны Мопассан сумел раскрыть большие проблемы, выбирая характерные эпизоды и создавая двумя-тремя штрихами образы прусских захватчиков и французских патриотов.

Другая большая группа новелл Мопассана разоблачает власть денег. Мопассан показывает погоню за прибылью крупных воротил капиталистического мира, окончательно потерявших совесть, но в то же время часто изображает и моральное растление более скромных людей, мелких собственников, поддавшихся общей погоне за наживой.

В новелле «Наследство» жена чиновника Кора изменяет мужу, чтобы иметь ребенка, так как ее тетка завещала свое состояние не ей и ее мужу, а их будущему ребенку. Корой в ее «увлечении» руководит только эгоистический расчет.

И в то же время она выражает свое презрение к женщинам, продающим свою любовь, — по ее мнению, их бы нужно было сажать в тюрьму.

Той же убийственной иронией пронизана новелла «Драгоценности». У скромного чиновника Лантена умирает жена, в любви и верности которой он не сомневался.

После ее смерти он убеждается, что фальшивые украшения, которые она любила носить, — на самом деле настоящие драгоценности. Сначала это обстоятельство почти убивает честного чиновника: он начинает понимать, что жена изменяла ему.

Но мысль о том, что он получит за драгоценности более двухсот тысяч франков, заставляет его забыть и о смерти жены, и о позоре: он богат.

Иногда писатель глубоко грустит над унижением человека, рассказывая о том, как деньги разрушают дружеские и родственные связи. Таков рассказ «Мой дядя Жюль». Человек, задолжавший семье своего брата деньги, возвращается после долгого отсутствия из Америки в Гавр совершенно разоренным.

Чтобы не умереть с голоду, он служит матросам на небольшом корабле. И там, продавая устрицы, он встречает своего брата и всю его семью.

С поразительным искусством показывает Мопассан страх, который охватывает родных при мысли о том, что этот бродяга их узнает, и бесконечно тяжелое положение несчастного, лишившегося близких людей, потому что у него нет денег.

Глубоким трагизмом отмечена новелла «Ожерелье». Трагикомическое недоразумение, бессмысленный случай порождает в этой новелле тяжелую жизненную драму; денежные обязательства калечат молодую жизнь.

Героиня этой новеллы, жена бедного чиновника, потеряв на единственном в своей жизни балу роскошное ожерелье подруги, покупает и возвращает ей такое же. Для этого ей приходится войти в долги, и' всю жизнь она выплачивает их, экономя на самом необходимом, надрываясь на непосильной работе.

Только выплатив долг, превратившись в преждевременно увядшую женщину, давно утратив юные мечты о счастье, она узнает от подруги, что потерянное ожерелье было фальшивым. Это издевательство слепого случая над живым человеком не случайно, оно показывает страшную власть денег, губящую людей.

В истории маленького чиновника и его жены, отказывающей себе во всем, чтобы выплатить долг, изображена одна из незаметных трагедий капиталистического общества.

Мопассан — неутомимый разоблачитель буржуазного лицемерия и эгоизма. Осмеянию этих характерных черт буржуа посвящена повесть «Пышка».

Замечательно нарисованы пред-ставйтели различных групп высшего общества: граф д’Юбер и его величественная жена, г-н Кардо-Ламадон, крупный фабрикант Луазо, нажившийся на торговле вином.

Они, каждый по-своему, заставляют Пышку, девушку легкого поведения, уступить требованиям наглого прусского лейтенанта, задержавшего на маленькой станции их дилижанс. Они просят, уговаривают, льстят, и девушка, отвергавшая предложения немца из чувства отвращения к врагу родины, уступает их просьбам.

Тогда отношение к ней резко меняется, на нее смотрят с открытым презрением. Замечательна по силе иронии заключительная сцена в дилижансе, когда освобожденные Пышкой буржуа весело болтают и поглощают груды всевозможной снеди, не обращая внимания на голодную девушку, которая раньше щедро делилась с ними своим запасом провизии.

Мопассана волнует судьба ребенка в капиталистическом обществе. В новелле «Мать уродов» он рисует два образа: простую темную крестьянку и молодую изящную женщину из буржуазной среды. Крестьянка сознательно производит на свет детей-уродов. Она калечит их до рождения, туго бинтуя себе живот.

Она пристраивает их в цирках и балаганах и добивается известного благосостояния. Другая — женщина из культурной среды, молодая, красивая, окруженная поклонниками. У нее трое детей, один горбатый, другие с исковерканными конечностями.

Вина лежит на матери: желая возможно дольше оставаться красивой, она затягивается в корсет во время беременности. Кто из них больше виноват? Конечно, деревенская «мать уродов» омерзительна. Характерно, что другие крестьяне презирают ее, относятся к ней с брезгливым отвращением.

Но ее толкнули на ее поступки позор, нищета и невежество.,Второй «матери уродов», светской даме, не может быть оправдания: она губит своих детей из мелкого тщеславия.

Большая группа новелл Мопассана рассказывает о жизни французских крестьян, которую он хорошо знал с детства. Нищета крестьянства изображена в ряде трагических картин и эпизодов.

Так, в новелле «Сочельник» крестьянская семья ужинает на мучном ларе, в котором лежит только что умерший старый дед.

Его тело некуда больше деть в крохотной хижине, а лишиться праздничного рождественского ужина для семьи, которая всегда живет впроголодь, слишком тяжело.

Рисуя крестьянскую среду, Мопассан особенно клеймит жадность, стремление к стяжательству. Он показывает деревенских кулаков, которые из жадности способны на любые преступления.

Таков дядюшка Шико, эпревильский трактирщик, спаивающий старуху Маглуар, так как ему выгодна ее смерть (рассказ «Бочонок»).

Жавель, владелец небольшого судна, предпочел, чтобы его брат, Жавель-младший, на его глазах потерял руку, попавшую между судном и брошенной сетью, но не перерезал дорогостоящего снаряда для ловли рыбы («На море»).

Но, рисуя трагедию нищеты французского крестьянства, касаясь расслоения деревни, Мопассан умеет показать и другое: близость крестьян к природе, трудолюбие, цельность характеров, способность многих из них к большой, самоотверженной любви и героическим поступкам.

Он рисует чудесный образ деревенского кузнеца, женившегося на женщине, имевшей ребенка, и ставшего для этого мальчика настоящим отцом («Папа Симона»), Именно в новеллах из крестьянской жизни попадаются такие примеры самоотверженной любви, как чувство старой плетельщицы стульев, странствовавшей по деревням в поисках работы и всю жизнь любившей сына аптекаря («Плетельщица стульев»).

Она оставила ему те жалкие гроши, которые ей удалось скопить за целую жизнь. Новелла подкупает своей жизненной простотой.

Для многих новелл Мопассана характерна психологическая глубина. В новелле «В порту», высоко оцененной Л. Н. Толстым, грубоватый веселый матрос узнает в проститутке, обитательнице берегового притона, свою младшую сестру. Громадное личное горе внезапно пробудило в беспечном гуляке думающего и чувствующего человека.

Однако в некоторых новеллах особенно в последний период его творчества умение Мопассана занимательно и остро отбирать факты, его мастерство рассказчика становится самоцелью, и новелла превращается в забавный анекдот, лишь слегка рисующий нравы («Взбесилась», «Осечка», «Окно»), В ряде новелл ощутимы элементы натурализма.

Любовь, которую так часто и так ярко описывал Мопассан, превращается в этих новеллах в непреодолимую власть инстинкта, не подвластную разуму человека («Малютка Рок», «Иосиф»), Есть новеллы, в которых Мопассан как будто поддается вере в сверхъестественное. Это наделавшая шуму новелла «Орля» (в двух вариантах), новелла «Сумасшедший» идр.

Большинство их относится к концу жизни Мопассана. Конечно, Мопассан, резко протестовавший против различных декадентских течений в своих теоретических статьях, мог в своем творчестве подпасть под частичное влияние декаданса. Но возможно и другое: большинство этих рассказов Мопассана отражает те галлюцинации, которые, видимо, начались задолго до его смерти.

Эти последние произведения не играют большой роли в новеллистике Мопассана.

Источник: http://www.winstein.org/publ/25-1-0-963

Краткое содержание романа Мопассана “Жизнь”

Северо-запад Франции. Руан. Майское утро 1819 г. Жанна, белокурая девушка с глазами, похожими на голубые агаты, дочь барона Ле Пертюи де Во, сама укладывает чемоданы и снова смотрит в окно: дождь не утихает… А так хочется ехать!

Жанна только что вернулась в родительский дом из монастыря, где воспитывалась “в строгом заключении” с двенадцати лет. И вот наконец свобода, начало жизни, и они с папой и мамочкой едут в “Тополя” , в родовой замок на берегу моря, в деревню на все лето! Дождь не утихает, но они все-таки едут.

В экипаже чудаковатый, добрейший отец, сильно располневшая мамочка и молодая служанка Розали. Замок в “Тополях”, конечно, стар, но отец продал одну из своих ферм и на эти деньги привел все в порядок: ведь они с мамой решили подарить этот замок Жанне.

Она станет там жить, когда выйдет замуж… А пока они едут туда на все лето.

В замке очень просторно, очень уютно и вполне беспорядочно: по бокам комода в стиле Людовика XIV стоят два кресла (подумать только!) в стиле Людовика XV… Но и в этом – свобода. Можно где угодно бегать, гулять и купаться в море – сплошное счастье, а впереди вся жизнь и, конечно, любовь.

Осталось только встретить Его, и как можно скорей! Аббат Пико, местный кюре, обедая как-то в “Тополях”, вспоминает за десертом, что у него есть новый прихожанин виконт де Лямар, очаровательный, порядочный, тихий. В воскресенье баронесса и Жанна отправляются к мессе, и кюре знакомит их с молодым человеком.

Тот вскоре делает первый визит, он прекрасно воспитан, и его приглашают отобедать на следующей неделе. Виконт отобедал. Еще ничего не случилось, ничего еще нет, он только смотрит на Жанну бархатно-черными глазами.

Еще никто ничего не знает – ни барон с баронессой, ни Жанна, ни даже читатель, а между тем завязка драмы уже совершилась…

Виконт в их доме постоянно, он помогает мамочке “совершать моцион”, они втроем – с отцом и Жанной – устроили морскую прогулку, его зовут Жюльен, и Жанна полна предчувствия любви, и вот уже наконец звучит пленительный вопрос: “Хотите быть моей женой?”

Обряд совершен. Жанна взволнована: как же так – вчера уснула девушкой, а сегодня, сейчас, стоя у алтаря, она стала женщиной! Но отчего это Жюльен нежно шепчет, что вечером Жанна станет его женой? Да разве она… не стала?!

И вот уже вечер. Мамочка, бедная, рыдает, не в силах сделать последние наставления дочери. Вынужден взяться отец…

Розали раздевает Жанну и отчего-то ревет в три ручья, но Жанна ничего не замечает, она в постели и ждет, сама не зная чего…

Дальше следуют две-три страницы особого свойства – “…по ее ноге скользнула другая нога, холодная и волосатая…”

Потом, во время свадебного путешествия по Корсике, в Жанне тихо пробуждается женщина, но странно: познавая с Жюльеном любовь, она… все отчетливее видит, что супруг труслив, жаден, чванлив и нестерпимо обыден.

Они возвращаются в “Тополя”, и с первой же ночи Жюльен остается в своей комнате, а потом как-то сразу, словно отыграв роль молодожена, перестает обращать внимание на Жанну, забывает бритву, не вылезает из старой домашней куртки и пьет по восемь рюмок коньяку после каждой еды. Жанна изнывает от тоски, а тут еще всегда веселая Розали совсем переменилась и занемогла. Утром она медленно заправляет постель Жанны и вдруг опускается на пол… В комнате госпожи, возле ее постели девушка Розали родила мальчика.

Жанна взволнованна, хочет помочь Розали (они молочные сестры), нужно найти отца ребенка, заставить жениться, но Жюльен категоричен: служанку надо гнать вместе с незаконным дитем! Жанна расспрашивает Розали, а та только рыдает. Муж на все это злится, но отчего-то возвращается “к обязанностям любви”.

На дворе зима, в замке холодно, Жанне нездоровится, а Жюльен возжелал. Жанна просит его отложить визиты в спальню на день-два. Ночью Жанну бьет ужасный озноб, она зовет Розали, та не откликается, Жанна босиком, в полубреду, идет в ее комнату, но Розали там нет. Чувствуя, что умирает, Жанна кидается будить Жюльена… На подушке рядом с его головой – голова Розали.

Оказалось, что благовоспитанный виконт, еще когда в первый раз обедал в “Тополях”, отобедав, не уехал, а прокрался на чердак, затаился, а потом “сошел” к Розали. А потом все возобновилось, после их возвращения с Корсики.

Жанна едва не умерла в горячке, а доктор обнаружил у нее беременность. Всех примирил деревенский кюре, который и нашел мужа для Розали. А Жанна родила мальчика. Его назвали Поль, и любовь к нему заменила Жанне все остальное.

Несчастья же продолжают сыпаться на бедную Жанну: умерла матушка, Жюльен завел роман по соседству – с графиней де Фурвиль, ревнивый граф обнаружил любовников и убил их, представив дело как несчастный случай… А Полю минуло пятнадцать, пришлось отдать его в коллеж.

И вот ему двадцать, и он связался с проституткой, они сбежали в Лондон. Сын тянет из матери деньги и вконец разоряет.

Старый барон хлопочет, закладывает, перезакладывает имение, внезапно умирает… Розали, уже старая, но крепкая и ясная умом вдова, возвращается в дом и опекает совсем ослабевшую Жанну…

Проданы “Тополя”, другого выхода не было. Жанна и Розали живут в скромном, но уютном доме. Поль пишет, что его возлюбленная родила девочку и теперь умирает. А Жанна, та самая Жанна, что совсем недавно была полна предвкушения жизни, доживает последние дни и вспоминает изредка короткие, редкие мгновения любви.

Но вот Розали привозит девочку, внучку, а Поль приедет завтра, после похорон. И жизнь продолжается, та самая жизнь, что не такая хорошая, как говорит Розали, но и не такая плохая, как о ней думают.

Жанна и Розали вспоминают, какой был сильный, нескончаемый дождь, когда они ехали в “Тополя” из Руана.

Краткое содержание романа Мопассана “Жизнь”

Другие сочинения по теме:

  1. Лучшие романы Мопассана Мопассан написал 6 романов. Первый и лучший – “Жизнь”. О том, какова жизнь на самом деле. Очень полезный роман для…
  2. Краткое содержание романа Мопассана “Милый друг” Жорж Дюруа, сын зажиточных крестьян, содержателей кабачка, по прихоти природы наделен счастливой наружностью. Он строен, высок, белокур, у него чудные…
  3. Краткое содержание пьесы Ануя “Жаворонок” В 1429 г. Жанна д’Арк, юная крестьянка из Домреми, встала во главе французской армии и за год изменила ход Столетней…
  4. Краткое содержание “Пышки” Мопассана Зима, французский город Руан. Идет Франко-прусская война. Прусская армия оккупирует город. Немцы разрешают нескольким торговцам выехать из города в Гавр…
  5. Краткое содержание романа Гроссмана “Жизнь и судьба” Старый коммунист Михаил Мостовской, взятый в плен на окраине Сталинграда, привезен в концлагерь в Западной Германии. Он засыпает под молитву…
  6. Краткое содержание романа Базена “Супружеская жизнь” Устами своего героя, провинциального адвоката Абеля Бретодо, автор год за годом, с 1953 по 1967, излагает хронику повседневной жизни семьи….
  7. Краткое содержание романа Бунина “Жизнь Арсеньева” Алексей Александрович Арсеньев вспоминает свою жизнь, начиная с первых ощущений и кончая днями на чужбине. Воспоминания прерываются рассуждениями о покинутой…
  8. Краткое содержание романа Мариво “Жизнь Марианны” Марианна, удалившись от света, по совету подруги берется за перо. Правда, она боится, что ум ее непригоден для сочинительства, а…
  9. Краткое содержание романа Стендаля “Красное и черное” Господин де Реналь, мэр французского городка Верьер в округе Франш-Конте, человек самодовольный и тщеславный, сообщает жене о решении взять в…
  10. Краткое содержание рассказа Чехова “Моя жизнь” Рассказ ведется от первого лица. Рассказчик по имени Мисаил Полознев вместе с отцом-архитектором и сестрой Клеопатрой живет в провинциальном городе….
  11. Краткое содержание сказки Грильпарцера “Сон – жизнь” В давние времена в Персии, в живописной горной местности, среди скал и деревьев живет семья богатого селянина Масуда. Каждый летний…
  12. Краткое содержание книги Хоффмана “Жизнь как стартап” Развитие карьеры с позиции стартапа поможет добиться профессионального успеха в нестабильном современном мире Карьера образованных людей – подъем по эскалатору:…
  13. “Жизнь графа Федериго Конфалоньери” краткое содержание Молодой граф Федериго Конфалоньери – признанный кумир светской молодежи Милана. К его словам прислушиваются, ему подражают в одежде и привычках,…
  14. Краткое содержание пьесы Брехта “Жизнь Галилея” I Галилей демонстрирует мальчику Андреа Сарти, сыну своей экономки и будущему ученику, на простых примерах коперниканскую модель солнечной системы. Галилей…
  15. Краткое содержание пьесы Кальдерона “Жизнь есть сон” В безлюдной горной местности, неподалеку от двора польского короля, заблудились Росаура, знатная дама, переодетая в мужское платье, и ее слуга….
  16. Краткое содержание поэмы Ашвагхоши “Жизнь Будды” Ы Поэма в 28 песнях, от санскритского оригинала которой сохранились лишь первые тринадцать с половиной, а остальные дошли в тибетском…
  17. Краткое содержание повести Трифонова “Другая жизнь” Действие происходит в Москве. Прошло несколько месяцев с тех пор, как Сергея Афанасьевича Троицкого не стало. Его жена Ольга Васильевна,…
  18. “Подлинная жизнь Себастьяна Найта” краткое содержание “Себастьян Найт родился тридцать первого декабря 1899 года в прежней столице моего отечества” – вот первая фраза книги. Произносит ее…
  19. “Уолден, или Жизнь в лесу” Торо краткое содержание В этой книге Торо описывает свою собственную жизнь, тот ее период, когда он в течение двух лет один жил на…
  20. Краткое содержание драмы “Долг на будущую жизнь” Ы Неудачливый купец Ли Сяо-сянь задолжал богачу Пан Юню. От страха перед наказанием он заболел. Пришедший навестить его Пан Юнь…

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-romana-mopassana-zhizn/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector