Краткое содержание салтыков-щедрин соседи точный пересказ сюжета за 5 минут

Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок

Краткое содержание Салтыков-Щедрин Соседи точный пересказ сюжета за 5 минут

Баран-непомнящий

Баран-непомнящий – герой сказки. Стал видеть неясные, волновавшие его сны, заставлявшие подозревать, что “мир не оканчивается стенами хлева”. Овцы стали глумливо именовать его “умником” и “филозофом” и чуждаться его. Баран захирел и умер. Объясняя случившееся, овчар Никита предположил, что покойный “вольного -барана во сне видел”.

Богатырь

Богатырь – герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется.

Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил.

Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

Дикий помещик

Дикий помещик – герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты “Весть”, по глупости жаловался, что “очень уж много развелось… мужика”, и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и “не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика”.

Тот пришел было в восторг (“чистый” воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить.

Однако он от своих “принципов” не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал).

Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело “мужика изловить и водворить обратно”. С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Карась-идеалист

Карась-идеалист – герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что “сами в рот лезут” и у них “не душа, а пар”.

Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: “Поди проспись!” Во второй – заподозрен в “сицилизме” и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: “Знаешь ли ты, что такое добродетель?” – что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника”.

В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш – тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек).

Однако признает, что “все-таки с ним одним по душе поговорить можно”, и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход “диспута” Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц

Здравомысленный заяц – герой одноименной сказки, “так здраво рассуждал, что и ослу впору”. Считал, что “всякому зверю свое житье предоставлено” и что, хотя зайцев “все едят”, он “не привередлив” и “всячески жить согласен”. В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Кисель

Кисель – герой одноименной сказки, “был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели.

Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, “от киселя остались только засохшие поскребушки”, В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только “господамн”-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, “сытости… не знают”.

Источник: http://MirZnanii.com/a/123731/saltykov-shchedrin-kratkoe-soderzhanie-nebolshikh-skazok

Краткое содержание «Премудрый пескарь»

Сатирическая сказка «Премудрый пескарь» («Премудрый пискарь») была написана в 1882 – 1883 годах. Произведение вошло в цикл «Сказки для детей изрядного возраста». В сказке Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» осмеиваются трусливые люди, которые всю жизнь проживают в страхе, так и не сделав ничего полезного.

На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Премудрого пескаря», которое поможет подготовиться к уроку литературы.

Премудрый пискарь – «просвещенный, умеренно-либеральный», прожил больше ста лет в страхе и одиночестве.

Отец и мать пискаря

«Жил-был пискарь. И отец и мать у него были умные». Умирая, старый пискарь учил сына «глядеть в оба». Понял премудрый пискарь, что вокруг его подстерегают опасности – крупная рыба может проглотить, рак клешней перерезать, водяная блоха замучить. Особенно боялся пискарь людей – еще его отец однажды чуть в уху не угодил.

Поэтому пискарь выдолбил для себя нору, в которую мог попасть только он. Ночью, когда все спят, выходил прогуляться, а днем – «в норе сидел и дрожал». Он недосыпал, недоедал, но избегал опасностей.

Как-то пискарю приснилось, что он двести тысяч выиграл, но, проснувшись, обнаружил, что у него из норы пол головы «высунулось». Почти каждый день у норы его поджидали опасности и, избежав очередной, он облегченно восклицал: «Слава тебе, господи, жив!»».

Боясь всего на свете, пискарь не женился и детей не имел. Он считал, что раньше «и щуки были добрее и окуни на нас, мелюзгу, не зарились», поэтому его отец еще мог позволить себе семью, а ему «как бы только самому прожить».

Прожил премудрый пискарь таким образом больше ста лет. Не было у него ни друзей, ни родных. «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется». Уже и щуки начали хвалить его, надеясь, что пискарь их послушает и из норы выберется.

«Сколько прошло годов после ста лет — неизвестно, только стал премудрый пискарь помирать». Размышляя над собственной жизнью, пискарь понимает, что он «бесполезный» и если бы все так жили, то «весь пискарий род давно перевелся бы». Решил он вылезти из норы и «гоголем по всей реке поплыть», но снова испугался и задрожал.

Мимо его норы проплывали рыбы, но никому не было интересно, как он до ста лет прожил. Да и премудрым его никто не называл – только «остолопом», «дураком и срамцом».

Пискарь впадает в забытье и тут снова привиделся ему давний сон, как он двести тысяч выиграл, да еще и «вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Во сне пискарь случайно выпал из норы и вдруг исчез. Возможно его щука заглотала, но «скорее всего — сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?».

В сказке «Премудрый пискарь» Салтыков-Щедрин отразил современное ему общественное явление, распространенное среди интеллигенции, которая была озабочена только собственным выживанием. Несмотря на то, что произведение было написано более ста лет назад, оно не теряет своей актуальности и сегодня.

Рекомендуем не ограничиваться кратким пересказом «Премудрого пескаря», а прочесть сказку полностью.

Проверьте свои знания краткого содержания тестом:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/books/saltykov-schedrin/premudryy-peskar

Краткое содержание по главам «История одного города» Салтыков-Щедрин

«Глуповцы произошли от головотяпов, рядом с которыми проживали племена лукоедов, слепородов, вертячих бобов, рукосуев и прочих. Все они враждовали между собой. Головотяпы пошли искать себе князя. Все отказывались от таких ни на что не способных подданных, наконец один согласился и прозвал их глуповцами.

Исторические же времена в городе Глупове начались с того, как один из князей возопил: «Запорю!»

Автор приводит ироническую летопись градоначальников города. Так, например, под номером восемнадцатым значится « Дю-Шарло, Ангел Дорофеевич, французский выходец. Любил рядиться в женское платье и лакомился лягушками. По рассмотрении оказался девицею…

» Наиболее примечательным градоначальникам посвящены отдельные главы.

 Органчик Этот градоначальник все время сидел в своем кабинете, что-то чиркал пером. Лишь время от времени он выскакивал из своего кабинета и говорил зловеще: «Не потерплю!» По ночам его посещал часовой мастер Байбаков. Оказалось, что в голове у начальника находится органчик, умеющий исполнять всего две пьесы: «Разорю!» и «Не потерплю!» Для починки испорченного органчика и вызывали мастера. Как ни ограничен был репертуар властителя, глуповцы боялись его и устраивали народные волнения, когда голова была отправлена в ремонт. В результате недоразумений с ремонтом в Глупове появились даже два одинаковых градоначальника: один с поврежденной головой, другой с новой, лакированной.

Сказание о шести градоначальницах

В Глупове началась анархия. В это время к правлению стремились исключительно женщины. Сражались за власть «злоехидная Ираида Палеологова», которая обокрала казну и бросалась в народ медными деньгами, и авантюристка Клемантинка де Бурбон, что «имела высокий рост, любила пить водку и ездила верхом по-мужски».

Потом явилась третья претендентка — Амалия Штокфиш, которая волновала всех своими роскошными телесами. «Неустрашимая немка» велела выкатить солдатам «три бочки пенного», за что те ее весьма поддержали. Потом в борьбу вступила польская кандидатка — Анелька с мазанными прежде дегтем за распутство воротами.

Потом в борьбу за власть ввязались Дунька Толстопятая и Матренка Ноздря. Они ведь не раз бывали в домах градоначальников — «для лакомства». В городе воцарилась полная анархия, разгул и ужас.

Наконец после невообразимых происшествий (так, Дунька была насмерть изъедена клопами на клоповном заводе) воцарился вновь назначенный градоначальник и при нем супруга.

Голодный город. Соломенный город

Правление Фердыщенка (эту украинскую фамилию автор изменяет по падежам). Он был прост и ленив, хотя и порол граждан за провинности и заставлял продать последнюю корову «за недоимки». Хотел «словно клоп взползти на перину» к мужней жене Аленке.

Читайте также:  Краткое содержание паустовский акварельные краски точный пересказ сюжета за 5 минут

Аленка сопротивлялась, за что ее муж Митька был бит кнутом и отправлен на каторгу. Аленке же был подарен «драдедамовый платок». Поплакав, Аленка стала жить с Фердыщенкой.

В городе начало твориться неладное: то грозы, то засуха лишили пропитания и людей, и скотину. Во всем этом народ обвинил Аленку.

Ее сбросили с колокольни. Для усмирения бунта была прислана «команда».

После Аленки Фердыщенко соблазнился «опчественной» девкой стрельчихой Домашкой. Из-за этого фантастическим образом начались пожары. Но стрельчиху народ вовсе не изничтожил, а просто с торжеством возвернул «в опчество». Для усмирения бунта была опять прислана «команда». Дважды «вразумляли» глуповцев, и это наполнило их ужасом.

Войны за просвещение

Василиск Бородавкин «внедрял просвещение» — учинял ложные пожарные тревоги, следил за тем, чтобы у каждого жителя был бодрый вид, сочинял бессмысленные трактаты. Мечтал воевать с Византией, внедрял при всеобщем ропоте горчицу, прованское масло и персидскую ромашку (против клопов).

Прославился кроме этого тем, что вел войны при помощи оловянных солдатиков. Все это считал «просвещением». Когда же стали задерживать налоги, то войны «за просвещение» превратились в войны «против просвещения». И Бородавкин принялся разорять и палить слободу за слободой…

Эпоха увольнения от войн

В эту эпоху особенно прославился Феофилакт Беневоленский, который любил издавать законы. Законы эти были вполне бессмысленными. Главным в них было обеспечить взятки градоначальнику: «Всякий да печет по праздникам пироги, не возбраняя себе таковое печение и в будни… По вынутии из печи всякий да возьмет в руку нож и, вырезав из средины часть, да принесет оную в дар.

Исполнивший сие да яст». Градоначальник Прыщ имел привычку перед сном ставить вокруг своего ложа мышеловки, а то и отправляться спать на ледник. И самое странное: от него пахло трюфелями (редкие деликатесные съедобные грибы). В конце концов местный предводитель дворянства полил его уксусом и горчицей и… съел голову Прыща, которая оказалась фаршированной.

Поклонение мамоне и покаяние

Статский советник Эраст Андреевич Грустилов сочетал практичность и чувствительность. Он воровал из солдатского котла — и проливал слезы, глядя на вояк, евших затхлый хлеб. Был весьма женолюбив. Проявил себя как сочинитель любовных повестей.

Мечтательность и «галантерейность» Грустилова были на руку глуповцам, склонным к тунеядству, — поэтому поля были не вспаханы и на них ничего не взошло.

Зато костюмированные балы бывали чуть ли не ежедневно! Потом Грустилов в компании с некой Пфейфершей стал заниматься оккультизмом, ходил по колдуньям и ведуньям и предавал свое тело бичеванию. Написал даже трактат «О восхищениях благочестивой души».

«Буйства и пляски» в городе прекратились. Но реально ничего не изменилось, только «от бездействия весело-буйного перешли к бездействию мрачному».

Подтверждение покаяния. Заключение

И тут появился Угрюм-Бурчеев. «Он был ужасен». Этот градоначальник не признавал ничего, кроме «правильности построений». Он поражал своей «солдатски-невозмутимой уверенностью». Жизнь в Глупове это машиноподобное чудовище устроило наподобие военного лагеря. Таков был его «систематический бред». Все люди жили по одному режиму, одевались в специально предписанную одежду, по команде производили все работы. Казарма! «В этом фантастическом мире нет ни страстей, ни увлечений, ни привязанностей». Жители сами должны были снести обжитые дома и переселиться в одинаковые бараки. Был издан приказ о назначении шпионов — Угрюм-Бурчеев опасался, что кто-то воспротивится его казарменному режиму. Однако меры предосторожности не оправдали себя: неизвестно откуда приблизилось некое «оно», и градоначальник растаял в воздухе. На этом «история прекратила течение свое».

Источник: http://libaid.ru/katalog/s/saltykov-shchedrin-mikhail/4237-kratkoe-soderzhanie-po-glavam-istoriya-odnogo-goroda-saltykov-shchedrin

«История одного города», краткое содержание по главам романа Салтыкова-Щедрина

«История одного города» издана по подлинным документам. По утверждению автора, он обнаружил в глуповском городском архиве связку тетрадок, имеющих общее название, – «Глуповский Летописец». Записи велись четырьмя архивариусами в период с 1731 по 1825 год. В основном они содержат биографии местных градоначальников.

К «Глуповскому Летописцу» прилагаются несколько детских тетрадок. В них – рассуждения градоначальников «на различные темы административно-теоретического содержания».

По словам автора предисловия, он не касался содержания летописи – фантастического и местами даже практически невероятного, исправив только «тяжелый и устарелый слог» и поработав над орфографией.

Обращение к читателю

Автор обращения – последний архивариус-летописец Павлушка. Он рассказывает, как появился «Глуповский Летописец». По мнению Павлушки, в Глупове были градоначальники, чьи деяния достойны описания и ничуть не уступают деяниям «Неронов преславных» и «Калигул, доблестью сияющих».

Как верно замечает в сноске автор «Истории одного города», здесь архивариус демонстрирует явный недостаток образования. Ни Калигулу, ни Нерона нельзя назвать образцово-показательными правителями.

Также в обращении к читателю кратко описывается город Глупов, который имеет три реки, стоит на семи холмах и активно торгует «квасом, печенкой и вареными яйцами».

О корени происхождения глуповцев

В древние времена жил народ, который называли головотяпами. Обитал он далеко на севере. Там, где, по мнению римских и греческих историков и географов, находилось Гиперборейское море. Этот народ так именовали из-за того, что его представители обо все «тяпались» головой.

С головотяпами соседствовало множество племен. В их числе – кособрюхие, долбежники и лягушечники. Между собой народы постоянно воевали. Дошли до того, что не осталось у них «ни жен, ни дев», а кора с последней сосны пошла на лепешки.

Головотяпы предложили тяпаться друг с другом головами, пока не определится победитель. Естественно, они всех одолели.

Долго в мире племена не прожили и снова начали враждовать. Тогда было решено позвать князя. Пришли к одному – тот назвал их глупыми и не захотел ими править. Зато посоветовал искать столь же глупого князя. Найти такого удалось только при помощи вора. Так у головотяпов появился князь, который правил ими издалека. Вор стал его наместником.

Найдя князя, головотяпы построили город Глупов, а себя назвали глуповцами. Вор-наместник начал провоцировать народ на бунты. Усмиряя бунтовщиков, он брал с них взятки и при этом выслуживался перед правителем. Вскоре князю это надоело, и наместник в Глупове сменился. Новый оказался ничуть не лучше старого.

После отставки еще пары вороватых наместников князь прибыл в Глупов и воскликнул: «Запорю!». «С этим словом начались исторические времена».

Опись градоначальникам

Перечисляются все градоначальники, служившие в Глупове в период с 1731 по 1826 год, даются их краткие характеристики. О некоторых из них подробнее написано ниже.

Органчик

В августе 1762 года в Глупов прибыл новый градоначальник – Дементий Варламович Брудастый. Местные жители ждали его с нетерпением, проявляя «обычную глуповскую восторженность» и «обычное глуповское легкомыслие». Брудастый показал себя человеком молчаливым и угрюмым.

Единственное, что он произнес при первом знакомстве с чиновниками: «Не потерплю!». После градоначальник заперся в кабинете, где постоянно подписывал различные приказы. Иногда он выходил, отдавал письмоводителю кипу бумаг и снова кричал «Не потерплю!».

Во всех концах города закипела работа – людей хватали, секли, их имущество описывали и продавали.

Вскоре глуповцы приуныли. В городе воцарился «зловещий и безотчетный страх». В итоге выяснилось, что внутри головы у градоначальника – органчик, умеющий исполнять всего две пьесы: «разорю!» и «не потерплю!». Когда Брудастый ехал в Глупов, механизм отсырел и испортился. Починить его пытался часовых и органных дел мастер Байбаков, но не сумел.

Поэтому новую голову заказали в Петербурге. Пока она шла, секрет Брудастого и раскрылся. Заканчивается его история тем, что в Глупове встретились сразу два градоначальника. У одного Брудастого была голова, выписанная из Петербурга, у второго – отремонтированная наспех Байбаковым.

Издатель «Истории одного города» в сноске поясняет, что оба градоначальника – самозванцы.

Сказание о шести градоначальницах

Градоначальников-самозванцев увез рассыльный, положив их в специальные сосуды, наполненные спиртом. После этого в Глупове началась смута. Власть несколько раз переходила из рук в руки. Первой захватила город Ираида Лукинишна Палеологова – бездетная вдова, промышлявшая ростовщичеством и жестоко истязавшая четырех своих крепостных служанок.

Ее свергла Клемантинка де Бурбон – авантюристка, дочка бывшего градоначальника, уволенного за нечестную игру в карты, и ставленница польских панов. Третья претендентка на власть – ревельская уроженка Амалия Карловна Штокфиш, «два месяца жившая у какого-то градоначальника в помпадуршах». Клемантинку она велела посадить в клетку и выставить на площади.

Амалию победила вторая ставленница польских панов – Анеля Алоизиевна Лядоховская. По ее приказу Штокфиш посадили в клетку к Клемантинке. К утру от двух бывших градоначальниц остались только кости – дамы съели друг друга.

Тем временем объявились еще две претендентки на власть – Дунька-толстопятая и Матренка-ноздря. В Глупове царила анархия. Анеля под шумок удалилась, вернувшись к прежней жизни.

На седьмой день от начала смуты в город прибыл новый градоначальник – Семен Константинович Двоекуров.

Известие о Двоекурове

В «Глуповском Летописце» Двоекуров фигурирует трижды – в описи всех градоначальников, в финале рассказа о смуте и при изложении истории либерализма в Глупове.

Из этих упоминаний можно сделать вывод, что человеком он был передовым и к выполнению своих обязанностей подходил серьезно.

По мнению издателя «Истории одного города», в «Глуповском Летописце» нет подробной биографии Двоекурова, так как ее уничтожили его преемники. Они опасались, что эта биография станет свидетельством «слишком явного либерализма».

Двоекуров ввел в Глупове пивоварение и медоварение. При нем стало обязательным употребление горчицы и лаврового листа. Самое главное – он сочинил записку о необходимости открытия в городе академии.

Известно, что Двоекуров то ли имел некий талант, которого «не оправдал», то ли ему дали какое-то поручение, которое градоначальник, оробев, не выполнил. Из-за этого он грустил всю оставшуюся жизнь. Что случилось на самом деле, точно сказать нельзя, так как единственный оставшийся листок из биографии Двоекурова сильно испорчен.

Читайте также:  Краткое содержание андерсен дюймовочка точный пересказ сюжета за 5 минут

Голодный город

1776 год обещал быть хорошим для глуповцев. Шесть лет подряд с городом ничего плохого не случалось – ни пожара, ни голода, ни болезней. Местные жители считали, что этим они обязаны правлению градоначальника Петра Петровича Фердыщенко – человека простого и любящего в речи употреблять слово «братик-сударик».

Однажды благоденствию глуповцев пришел конец. Фердыщенко влюбился в замужнюю даму Алену Осипову. Из-за этого он сильно изменился – «сделался деятелен и настойчив до крайности».

Градоначальник несколько раз пытался склонить ее к сожительству, но женщина решительно отказывала, оставаясь верной супругой.

В результате он добился того, что мужа Алены арестовали и отправили в Сибирь, после чего Осиповой пришлось сдаться.

Грехопадение градоначальника отразилось и на глуповцах. В городе началась засуха, которая привела к страшному голоду. Недовольство правлением Фердыщенко росло, а он ждал подмоги – либо хлебом, либо войсками, усмиряющими бунты.

Горожане же написали жалобу «во все места Российской империи». Время шло, а ответа на нее не было. Фердыщенко принялся за аресты. Глуповцы не выдержали, захватили Аленку и сбросили с колокольни.

Сразу после этого в город прибыли войска, вызванные Фердыщенко.

Соломенный город

В противоположных концах Глупова располагались две слободы – Стрелецкая и Пушкарская. Обитатели их – стрельцы и пушкари – издавна враждовали. Разнимать одно из их побоищ пришел сам Фердыщенко.

Так он влюбился в стрельчиху Домашку – женщину резкую, решительную, мужественную и гулящую. Стрельцы отдавать ее градоначальнику не желали, но в итоге пришлось ему покориться. Пушкари начали над ними насмехаться.

Их стычки участились, от чего страдал весь Глупов.

Второе грехопадение Фердыщенко обернулось для города пожаром, начавшимся вечером 7 июля и продолжавшимся несколько дней. Глуповцы опять пошли разбираться к градоначальнику.

Он лицемерно покаялся и отдал толпе стрельчиху Домашку, которую народ трогать не стал и вернул в Стрелецкую слободу. Как только опасность миновала, Фердыщенко начал писать жалобы во все инстанции – якобы глуповцы против него устроили «великий бунт».

Через некоторое время в город вновь прибыли войска для усмирения местных жителей.

Фантастический путешественник

После всех бед, случившихся в Глупове, Фердыщенко решил путешествовать. Правда, под его началом находился только городской выгон. Глуповцам было приказано собраться там, бить в тазы, преподносить дары и поздравлять градоначальника, будто он издалека приехал. Развлечений на выгоне оказалось мало.

Фердыщенко успел пострелять горохом из маленькой пушки, несколько раз напиться, задержать встреченного во время «путешествия» пастуха. На третий день пребывания на выгоне градоначальник скончался от переедания.

Ему на смену через неделю прислали Василиска Семеновича Бородавкина, что положило начало «золотому веку Глупова».

Войны за просвещение

Бородавкин «поражал расторопностью и какою-то неслыханной административной въедчивостью». Изучив биографии предыдущих градоначальников Глупова, он взял себе в качестве образца для подражания Двоекурова.

Первым делом Бородавкин попытался вернуть обязательное употребление горчицы, от которого глуповцы успели отвыкнуть. Кроме того, он приказал есть прованское масло. Жители Глупова подчиняться его воле не захотели.

Так начались «войны за просвещение».

Как говорилось выше, причиной первой войны стала горчица. Бородавкину удалось усмирить бунтовщиков путем покорения Стрелецкой слободы, которую он считал «источником всего зла». Целью второй войны было объяснение глуповцам пользы от «устройства под домами каменных фундаментов». Третья разразилась из-за отказа горожан разводить персидскую ромашку.

Причина четвертой – разнесшийся по Глупову слух об учреждении академии. Походы Бородавкина привели к упадку города. Жители насажали столько ромашки и горчицы, что товары эти обесценились. Из-за этого стали задерживаться выплаты податей. В 1790 году во Франции произошла революция и глуповский градоначальник начал воевать уже против просвещения.

От полного разорения Глупов спасла только смерть Бородавкина.

Эпоха увольнения от войн

«В 1802 году пал Негодяев». К концу его правления город превратился в «беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб», а местные жители покрылись шерстью и принялись сосать лапу. Новым градоначальником стал «черкашенин» Микаладзе.

Чтобы привести глуповцев в порядок, он решил временно отказаться от насаждения просвещения и связанных с этим экзекуций, а также от принятия новых законов. Положительный результат появился уже через месяц. В дальнейшем Микаладзе правил спокойно.

Единственная слабость этого градоначальника – излишнее увлечение женщинами. Скончался он в 1806 году. Причиной смерти стало «истощение сил».

Следующим градоначальником стал Беневоленский – человек, имевший особую страсть к написанию законов. Оказалось, что глуповские правители собственные законы издавать не имеют право. Он огорчился и начал писать проповеди. В итоге Беневоленский все-таки не выдержал. Жажда сочинять законы победила.

Распространял градоначальник свои приказы странным способом – разбрасывал ночью листочки по улицам. Однажды Беневоленского арестовали за измену. Он писал письма Наполеону, приглашая французского правителя в Глупов.

Дело в том, что Бонапарта хотела увидеть купчиха Распопова, у которой жил Беневоленский.

Далее прислали майора Ивана Прыща. Законов он не издавал, но Глупов в его правление процветал. Оказалось, что у Прыща фаршированная голова. Это распознал глуповский предводитель дворянства. Он же и съел голову градоначальника.

Поклонение мамоне и покаяние

Следующий градоначальник – статский советник Иванов, отличавшийся очень маленьким ростом. Говорили, что он умер от испуга, так как получил слишком большой сенатский указ, который боялся не понять. По другой версии, его уволили. Якобы голова Иванова «перешла в зачаточное состояние» из-за «присыхания мозгов», произошедшего вследствие их ненужности.

Далее глуповцами правил «французский выходец» виконт дю Шарио, веселившийся без устали и рабочими делами не занимавшийся. Так как в Глупове долгое время царил покой, местные жители «забылись».

Это привело к «скоропреходящему глуповскому баловству».

Например, глуповцы решили снова поклоняться Перуну и Волосу, перестали «возделывать поля», придумали новый язык – наполовину человеческий, наполовину обезьяний.

Тем временем выяснилось, что дю Шарио – переодетая женщина. В Глупове появился новый градоначальник – Эраст Андреевич Грустилов, человек чувствительный и при этом имевший порочные наклонности. В частности, он воровал, будучи в действующей армии провиантмейстером.

Распущенность, царившая в Глупове, Грустилову пришлась по вкусу. Несмотря на это, спустя некоторое время Эраст Андреевич решил навести в городе порядок. Вскоре в Глупове «бездействие весело-буйственное» сменилось «бездействием мрачным».

Впрочем, возделывать поля народ так и не начал.

Подтверждение покаяния. Заключение

Грустилова сменил Угрюмов-Бурчеев. Идеалы, к осуществлению которых он стремился, – «прямая линия, отсутствие пестроты, простота, доведенная до наготы». Новый градоначальник принадлежал к тому типу идиотов, которые принимают какое-то мрачное решение и дают себе клятву привести его в исполнение. При этом движутся они напролом.

Угрюмов-Бурчеев задумал вместо Глупова построить город Непреклонск, где жизнь бы подчинялась строгому порядку и везде царила одинаковость. Второй его целью было устранение реки. Так как с рекой он справиться не смог, ему пришлось строить Непреклонск на новом месте. Угрюмов-Бурчеев таинственно исчез в 1826 году.

После этого «история прекратила течение свое».

Оправдательные документы

К основному повествованию прилагаются три документа – «Мысли о градоначальническом единомыслии, а также о градоначальническом единовластии и о прочем» (сочинение Бородавкина); «О благовидной всех градоначальников наружности» (сочинение Микаладзе); «Устав о свойственном градоправителю добросердечии» (сочинение Беневоленского).

  • «История одного города», анализ романа Салтыкова-Щедрина
  • «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», анализ
  • «Дикий помещик», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», краткое содержание
  • «Вяленая вобла», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Медведь на воеводстве», краткое содержание по главам сказки Салтыкова-Щедрина
  • «Медведь на воеводстве», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
  • Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, краткая биография

По произведению: «История одного города»

По писателю: Салтыков-Щедрин, Михаил Евграфович

Источник: https://goldlit.ru/saltykov-shchedrin/1204-istoriia-odnogo-goroda-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание Премудрый пескарь Салтыков-Щедрин

Жил-был “просвещенный, умеренно либеральный” пескарь. Умные родители, умирая, завещали ему жить, глядя в оба. Пескарь понял, что ему отовсюду грозит беда: от больших рыб, от соседей-пескарей, от человека (его собственный отец однажды едва не был сварен в ухе).

Пескарь построил себе нору, куда никто, кроме него, не помещался, ночью выплывал за едой, а днем “дрожал” в норе, недосыпал, недоедал, но изо всех сил берег свою жизнь. Пескарю снится сон о выигрышном билете в 200 тысяч. Его подстерегают раки, щуки, но он избегает смерти.

У пескаря нет семьи: “самому бы прожить”. “И прожил премудрый пескарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто.

В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется – только дрожит да одну думу думает: “Слава богу! кажется, жив!” Даже щуки хвалят пескаря за спокойное поведение, надеясь, что он расслабится и они его съедят. Пескарь не поддается ни на какие провокации.

Пескарь прожил сто лет. Размышляя над щучьими словами, он понимает, что, если бы все жили как он, пескари бы перевелись (нельзя жить в норе, а не в родной стихии; нужно нормально есть, иметь семью, общаться с соседями). Жизнь же, которую ведет он, способствует вырождению. Он относится к “бесполезным пескарям”. “Никому от них

ни тепло, ни холодно, никому ни чести, ни бесчестия, ни славы, ни бесславия… живут, даром место занимают да корм едят”. Пескарь решает раз в жизни вылезти из норы и нормально проплыть по реке, но пугается. Даже умирая, пескарь дрожит.

Никому до него нет дела, никто не спрашивает его совета, как прожить сто лет, никто не называет его премудрым, а скорее “остолопом” и “постылым”.

В конце концов пескарь исчезает неизвестно куда: ведь он не нужен даже щукам, хворый, умирающий, да еще и премудрый.

Вариант 2

Жил однажды умный пескарь. Родители у этого пескаря были умные, а когда пришло время им умирать, то завещали ему жить, но глядеть в оба. Он понял, что кругом и везде ему грозит беда.

Читайте также:  Краткое содержание мольер мнимый больной точный пересказ сюжета за 5 минут

Тогда пескарь решил построить себе такую нору, чтобы никто из любопытства там не помещался, кроме пескаря. Так уж случалось, что ночью он выплывал покормиться, а днем находился в норе и отдыхал. Так пескарь не досыпал, не доедал и берег свою жизнь, старался.

Семьи у него нет, но прожил пескарь-мудрый сто с лишним лет. Один он был на всем свете и дрожал. И не было у него ни друзей, ни родных. В карты он не играет, вина не пьет, табаку не курит, да и за девушками не гоняется. Пескарь дрожит и радуется, что жив.

Щуки хвалят пескаря за его спокойное поведение и ждут, когда он расслабится, тогда они его скушают. Но пескарь не поддается ни на какие уговоры. Пескарь думает, что если бы все жили, как он, то не стало бы пескарей. Он относится к бесполезным пескарям. От таких пескарей никому нет никакой пользы, ни бесчестия, ни бесславия, даром только живут и корм едят.

Решился пескарь вылезти из норы и поплыть по реке. Но страшно. Нет никому до него дела. И никто не называет его премудрым. Пескарь вдруг исчезает неизвестно куда, и щукам он не нужен, больной и умирающий, но еще премудрый.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-premudryj-peskar-saltykov-shhedrin/

Written By: Дементьева Светлана – Янв• 03•13

Автор: Старостина Ольга

Иллюстрация к сказке «Дикий помещик» М.Е.Салтыкова-Щедрина
российской художницы Л.Макаровой

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин писал сатирические сказки. Хотим предложить Вашему вниманию краткое содержание одной из популярных сказок — «Дикий помещик»

Жил-был один помещик, жил припеваючи. Все у него было: хлеб, крестьяне, сады, земли, скот. Вот только ума у него мало было, попросту помещик был глуп. Взмолился как-то он богу, что всем-то он доволен, вот если бы еще мужики в царстве перевелись, а то их мякинный дух ему, помещику, не нравится.

Не прислушался  бог к его мольбе, он знал, что помещик ума был не далекого. Тогда сделал помещик жизнь своим крестьянам просто невыносимой: отбирал их скот, забирал дрова, штрафовал за малейшую провинность.

Теперь уже мужики взмолились богу, что лучше пропасть им всем вместе с детьми, чем так мучиться. Смиловался бог над крестьянами глупого помещика и забрал их вместе с женами и детьми из его владений. Кто-то видел, как поднялся мякинный вихрь и унес  всех мужиков разом. Обрадовался помещик.

Даже воздух для него стал чище, без мякинного мужицкого духа. И стал он жить да радоваться.

Решил он душу театром потешить и пригласил к себе в гости труппу известного актера Садовского. Да только актер, когда узнал, что некому ставить декорации и поднимать занавес, обозвал его глупым, и уехал.

Затем пригласил помещик к себе старых знакомых генералов сыграть в карты. Генералы приняли приглашение с радостью. Но когда приехали и узнали, что кормить их будут пряниками и леденцами, страшно рассердились, обозвали помещика глупым и уехали голодные и злые.

Задумался помещик, что опять его дураком назвали, но отмахнулся от этих мыслей.  Дальше живет помещик, радуется чистому воздуху, ест пряники и леденцы, не умывается и не бреется. Не кому стало еду готовить, умыть и побрить его.

Мечтает он, что закупит паровые машины, которые будут все делать; как разведет коров, посадит сад и огород. В доме без слуг все пылью покрылось. По старой привычке кликнет он слугу Сеньку, только никто на его зов не идет. День он мечтает, а ночью ему сны еще веселее снятся.

Что за его непреклонность сделали его министром.

Только однажды  приехал к нему капитан-исправник. Думал помещик, что за его выдумку с выселением мужиков, исправник его хвалить будет. Но дождался только выговора. Некому стало платить налоги и привозить на рынок хлеб и мясо. И снова назвали помещика глупым.

  Теперь задумался он всерьез, что из-за его нежелания видеть в своих владениях мужиков, он нанес вред государству: не платятся подати, а на базаре нет продуктов. Струсил помещик, что отправят его в ссылку в  дальнюю провинцию.

Скоро в саду у него все дорожки заросли сорняками, в кустах завелись змеи, даже медведь к усадьбе подошел.

Вскоре помещик совсем одичал, зарос волосами и когтями, передвигаться стал на четвереньках, рычать, а не разговаривать. Даже с медведем подружился. Охотился на зверей и съедал их сырыми вместе со шкурой.

Между тем начальство обеспокоилось исчезновением крестьян, пустой казной и отсутствием продуктов на рынке. Решили они мужиков найти и вернуть на прежнее место жительство, а помещику сделать внушение за глупость и упрямство.

 Рой мужиков как раз пролетал через губернский город. Крестьян поймали и послали в уезд глупого барина. Дикого помещика с трудом изловили, отмыли и побрили. Следить за ним поставили его слугу Сеньку. В казну стали поступать подати, а базар завалили продуктами.

Помещик  живет и поныне, раскладывает пасьянс и рычит временами.

Таково краткое содержание сказки  М. Е. Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Источник: http://demsvet.ru/kratkoe-soderzhanie-knig/dikiy-pomeshhik-kratkoe-soderzhanie

Михаил Салтыков-Щедрин – Соседи

Здесь можно скачать бесплатно “Михаил Салтыков-Щедрин – Соседи” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: foreign-children.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.

На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Соседи” читать бесплатно онлайн.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Соседи

В некотором селе жили два соседа: Иван Богатый да Иван Бедный. Богатого величали «сударем» и «Семенычем», а бедного – просто Иваном, а иногда и Ивашкой. Оба были хорошие люди, а Иван Богатый – даже отличный. Как есть во всей форме филантроп.

Сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил. «Это, говорит, с моей стороны лепта. Другой, говорит, и ценностей не производит, да и мыслит неблагородно – это уж свинство. А я еще ничего».

А Иван Бедный о распределении богатств совсем не мыслил (недосужно ему было), но взамен того производил ценности. И тоже говорил: это с моей стороны лепта.

Сойдутся они вечером под праздник, когда и бедным, и богатым – всем досужно, сядут на лавочку перед хоромами Ивана Богатого и начнут калякать.

– У тебя завтра с чем щи? – спросит Иван Богатый.

– С пустом, – ответит Иван Бедный.

– А у меня с убоиной.

Зевнет Иван Богатый, рот перекрестит, взглянет на Бедного Ивана, и жаль ему станет.

– Чудно на свете деется, – молвит он, – который человек постоянно в трудах находится, у того по праздникам пустые щи на столе; а который при полезном досуге состоит – у того и в будни щи с убоиной. С чего бы это? j

– И я давно думаю: с чего бы это? да недосуг раздумывать-то мне. Только начну думать, ан в лес за дровами ехать надобно; привез дров – смотришь, навоз возить или с сохой выезжать пора пришла. Так, между делом, мысли-то и уходят.

– Надо бы, однако, нам это дело рассудить:

– И я говорю: надо бы.

Зевнет и Иван Бедный с своей стороны, перекрестит рот, пойдет спать и во сне завтрашние пустые щи видит. А на другой день проснется – смотрит, Иван Богатый сюрприз ему приготовил: убоины ради праздника во щи прислал.

В следующий предпраздничный канун опять сойдутся соседи и опять за старую материю примутся.

– Веришь ли, – молвит Иван Богатый, – и наяву и во сне только одно я и вижу: сколь много ты против меня обижен!

– И на этом спасибо, – ответит Иван Бедный.

– Хоть и я благородными мыслями немалую пользу обществу приношу, однако ведь ты… не выйди-ка ты вовремя с сохой – пожалуй, и без хлеба пришлось бы насидеться. Так ли я говорю?

– Это так точно. Только не выехать-то мне нельзя, потому что в этом случае я первый с голоду пропаду.

– Правда твоя: хитро эта механика устроена. Однако ты не думай, что я ее одобряю, – ни боже мой! Я только об одном и тужу: «Господи! как бы так сделать, чтобы Ивану Бедному хорошо было?! Чтобы и я – свою порцию, и он – свою порцию».

– И на этом, сударь, спасибо, что беспокоитесь. Это действительно, что кабы не добродетель ваша – сидеть бы мне праздник на тюре на одной…

– Что ты! что ты! разве я об том! Ты об этом забудь, а я вот об чем. Сколько раз я решался: пойду, мол, и отдам полимения нищим! И отдавал. И что же! Сегодня я отдал полимения, а назавтра проснусь – у меня вместо убылой-то половины целых три четверти опять объявилось.

– Значит, с процентом…

– Ничего, братец, не поделаешь. Я – от денег, а деньги – ко мне. Я бедному пригоршню, а мне вместо одной-то неведомо откуда две. Вот ведь чудо какое!

Наговорятся и начнут позевывать. А между разговором Иван Богатый все-таки думу думает: что бы такое сделать, чтобы завтра у Ивана Бедного щи с убоиной были? Думает-думает да и выдумает.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Источник: https://www.libfox.ru/653098-mihail-saltykov-shchedrin-sosedi.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector