Краткое содержание сенкевич камо грядеши? точный пересказ сюжета за 5 минут

Генрик Сенкевич “Камо грядеши” (1896)

Краткое содержание Сенкевич Камо грядеши? точный пересказ сюжета за 5 минут

Сочувствие к давним временам – это основное ощущение, возникающее при чтении книги Сенкевича. Далёкий от современного читателя жестокий Рим кажется напрочь лишённым гуманности. Человек тогда был куском мяса, над которым могли издеваться любым угодным мучителям образом.

Сенкевич поставил себе целью отобразить ужасающие моменты жизни людей начала первого века нашей эры, исходя с позиций современности, нисколько не стараясь отразить действительность описываемых им событий.

Читатель должен придти в ужас от зверств – всё остальное не имеет никакого значения.

С исторической точки зрения сюжет может быть верен, но Сенкевич не отражает хронику событий, а строит повествование от лица жителей Рима, отдавая приоритет любви римлянина к рабыне, страсти Нерона к актёрству, пожару, страданиям христиан и гладиаторским боям.

Сенкевич выводит христианство, как новую религию, призывающую не опасаться гнева Бога, а наоборот любить его. Если верить Генрику, то христианство – оплот гуманизма и человеколюбия. На пустом месте люди поверили в обещание райской загробной жизни, предпочитая не сражаться за веру, а умирать самым болезненным способом.

В представлении римлян о мироустройстве произошёл переворот, теперь им нужно любить и заботиться о ближних, а не быть отцами отечества, держа на положении рабов не только жену и детей, но и всю обширную фамилию, напоминающую подобие индийской кастовой системы.

Сенкевич строит повествование таким образом, что христианские идеалы станут близки каждому читателю, не говоря уже об изначально настроенных против них римлян.

Главный герой “Камо грядеши” может быть самым почитаемым членом римского общества, но и он ничего не может сделать против одолевающего чувства любви.

Как-то получилось, что, отдающий отчёт своим действиям, человек начинает вести себя крайне неразумно, пленившись красотой рабыни. Сенкевич с этого и начинает повествование, красочно описывая быт столицы империи, не доводя ситуацию до точки накала страстей.

Сам по себе возникает любовный треугольник, где он любит её, а она любит Бога. И ничего с этим сделать невозможно, поскольку избранная пассия фанатично предана новой вере, поверив словам очевидца дел христовых.

Ради любви человек может стерпеть многое, закрыв глаза на очевидное. Именно вокруг этого будет строить дальнейшее повествование Сенкевич, уводя читателя всё дальше в дебри христианской морали.

Часто так случается, что гонимый очень быстро превращается в гонителя, стоит только дать ему возможность спокойно вздохнуть. Подобное случится немного погодя, окончательно подорвав могущество Рима, а пока христиан нещадно преследуют, уничтожая любыми средствами, с удовольствием позволяя разрывать их тела на арене.

Дай волю меньшинству, как оно в скорое время станет преобладающей силой, стирая всех бывших обидчиков, а также случайно оказавшихся рядом.

Кто будет против веры христовой, того уже христиане будут жестоко пытать, да отправлять на костёр, а пока они продолжают страдать сами, истово надеясь заслужить право на последующее вечное блаженство.

Император Рима получился у Сенкевича чрезмерно слащавым. Генрик через раз говорит о воцарении Нерона, не пожалевшего ради власти отправить мать на тот свет раньше времени. Трудно, спустя почти две тысячи лет, воссоздавать чей-то портрет, даже основанный на использовании сведений его современников.

Всё равно Сенкевич исходит из собственного понимания характера человека, не имея возможности почувствовать себя властителем могущественной империи. Было решено сделать Нерона самолюбивым, склонным к искусству человеком, но при этом далёким от политики.

Жизнь Рима идёт стороной, как и сама фигура Нерона, поскольку Сенкевича интересует только возможность бросить спичку во имя необходимости поджечь город, чтобы артистически настроенный император смог создать нетленное творение о погибающем городе. Генрик написал именно такой портрет, и он вполне сошёл за правду.

Почему бы не быть Нерону именно таким. В конце концов, совершенно неважны мысли императора, когда автора беспокоит совсем другое.

Описать окончательное падение Рима у Сенквича всё-таки не получилось. На страницах книги оказывается много информации, свидетельствующей об утрате былого могущества, но читатель знает, что такое положение дел скоротечно, поскольку Рим ещё не достиг того могущества, которое ждёт его впереди.

Безусловно, со временем Рим всё равно падёт, и не Нерон тому виной, и не христиане, а гораздо большее количество навалившихся проблем, преследующих любое крупное государство.

Рим мог развалиться изнутри, и его основательно подтачивали черви гуманизма, разложившие стойкое общество на мягкие элементы.

Совершенно не стоит забывать, что в конце XIX века (время написания книги) общество сильно лихорадило, поскольку быстро набирали оборот социалистические идеи и технический прогресс. “Камо грядеши” стоит больше рассматривать под углом влияния страданий пролетариата под пятой капиталистов. Общество готово было взорваться… и спустя два десятка лет пали последние империи.

Дополнительные метки: сенкевич камо грядеши критика, сенкевич камо грядеши анализ, сенкевич камо грядеши отзывы, сенкевич камо грядеши рецензия, сенкевич камо грядеши книга, Henryk Sienkiewicz, Quo Vadis

Данное произведение вы можете приобрести в следующих интернет-магазинах:
Лабиринт | ЛитРес | Ozon | My-shop

Это тоже может вас заинтересовать:
– “Жемчужина Востока” Райдера Хаггарда

Источник: http://trounin.ru/sienkiewicz96/

Рецензии на книгу Камо грядеши

“Греция создала мудрость и красоту, Рим — силу

Одна из лучших книг, что я когда-нибудь читала. Я не любитель религиозной темы, и эпоха императора Нерона тоже не входит в число любимых. Перешагнув через предубеждения, пробежала первые страницы, и дальше невозможно уже было оторваться.
Сенкевич погружает читателя в реалии Рима первого века н.э.

, и ему удаётся очень достоверно воссоздать атмосферу того времени через описания города, устройство жилищ и быта римской знати, привычек и нравов, царящих в императорском дворце, но, главным образом, через характеры и поведение персонажей романа.

Ощущение погружённости усиливается ещё и тем, что большинство действующих лиц – реальные исторические фигуры.

В первой же главе мы встречаем одного из таких протагонистов – предполагаемого автора “Сатирикона” Петрония. Это острослов, утонченный эстет, эпикуреец, для которого смысл жизни заключается в удовольствиях и созерцании прекрасного. Он ценитель книг и изящного слога, произведений искусства и совершенного тела.

Он выделяется среди окружения Нерона проницательностью, интеллектом и харизмой. Будучи приближённым императора, Петроний видит лучше других его порочность и ничтожность, и, тем не менее, вынужден принимать правила дворцовой игры, потому как на кону – собственная жизнь.

Однако, не смерти боится Петроний – ему просто хочется как можно дольше наслаждаться земными радостями. Ведь за чертой смерти – небытие.

Сенкевич не зря выводит фигуру Петрония. Если бы противопоставление между языческим Римом и христианством строилось бы с помощью только Нерона и подобных ему, погрязших в жестокости и разврате, то преимущества новой религии были бы очевидны. В случае с Петронием все гораздо тоньше.

Он принадлежит к лучшим представителям элиты, его философия проповедует любовь к жизни и её радостям, а потому сама по себе достаточно привлекательна.И все же он дитя своего времени. Пусть в мыслях его нет желания чинить зло, тем не менее, зло он творит ненамеренно, просто потому, что не привык считаться с чувствами других людей в своём эгоистичном желании получать от жизни все.

Являясь ценителем красоты внешней, он не задумывается о красоте внутренней. Восторгаясь формой, он не ищет в ней содержания.

Неприглядные поступки людей он осуждает, но не с точки зрения нравственности, а потому что они эстетически безобразны.

Именно в сравнении мировоззрения Петрония – возможно, лучшего из язычников – с христианским учением Сенкевич показывает принципиальное отличие между ними. Упрощенно – красота тела vs красота души, эгоизм и равнодушие vs помощь ближнему, жестокость vs милосердие, месть vs прощение, смертное тело vs вечная душа.

Роман очень глубокий, и философско-психологическая составляющая тесно переплетена с историческими событиями и развивающейся на её фоне сюжетной линией.

Об основной интриге и о другом, связанным с ней непосредственно, протагонисте – Виниции, не хотелось бы говорить ничего, поскольку его история интересна именно своим развитием, и любой намёк на сюжет может испортить чистоту восприятия. Скажу только, что Сенкевичу на бумаге удалось создать очень яркий живой образ и невероятно осязаемо передать кипящую, обжигающую страсть. До дрожи.

Этот роман как нельзя кстати к теме “Добро против зла”.

#Добро1_1курс (доп)

Источник: http://readly.ru/book/12426/reviews/

Краткие содержания произведений – генрик сенкевич – камо грядеши?

генрик сенкевич – камо грядеши?

Рим времен императора Нерона, погрязший в преступлениях и разврате. К Петронию — писателю,

Читайте также:  Краткое содержание рассказов ивана гончарова за 2 минуты

эстету, ценителю роскоши и наслаждений, «арбитру изящества», приближенному Нерона — являетсяплемянник, молодой и прекрасный воин, патриций Марк Виниций.

Юноша рассказывает, что, возвращаясьв Рим с войны против парфян, он повредил руку и его, раненого, взял к себе в дом седовласыйполководец Авл Плавтий. Там Виниций пленился юной Лигией, похожей на хрупкую темноволосуюголубоглазую нимфу.

Она — дочь царя лигийцев, которые живут в далеких северных лесах, и звали её народине Каллиной. Ребенком попала она в Рим как заложница и выросла в доме благородного Авла и еговерной, добродетельной жены Помпонии.

Относясь к Лигии, как к родной дочери, они воспитали еёчистой, целомудренной и ничуть не похожей на распутных римлянок. Говорят, сама моложавая,

красивая, спокойная и печальная Помпония — христианка, но Петроний, например, в это не верит: всемизвестно, что христиане — страшные злодеи, Помпония же, лицо которой словно излучает свет,

злодейкой быть никак не может.В доме у Авла Виниций наговорил Лигии много пылких слов, и в сердце девушки вспыхнуло ответноечувство. Но она почему-то нарисовала на песке рыбу… Потерявший голову Виниций готов жениться наЛигии. Но Петроний рассказывает Нерону, что Виниций влюбился в худосочную заложницу-лигийку.

Слова эти сразу отвращают самого императора от девушки — и он обещает Петронию забрать её водворец и отдать Виницию.Во дворец Лигию сопровождает великан и силач Урс, лигиец, попавший в Рим вместе с маленькойцаревной и, как и она, ставший здесь христианином.

Вечером трепещущую от страха девушку ведут напир. К радости Лигии место рядом с ней занимает Виниций. Вскоре, опьяненный страстью и вином, онначинает пылко целовать красавицу, шепча, что завтра Нерон отдаст её ему.

Подоспевший Урсотшвыривает Виниция и уносит испуганную девушку из пиршественной залы.Лигия рыдает. Она не желает становиться наложницей Виниция. Лучше нищета, чем роскошь ибесчестье! Лигия решает бежать.

Узнав об исчезновении Лигии, Виниций в бешенстве убивает старого раба, вынянчившего его. Впервыев жизни кто-то посмел воспротивиться желаниям юного патриция! Обезумев от любви и отчаяния,

Виниций разыскивает Лигию. Петроний, сочувствуя племяннику, готов подарить ему свою прекраснуюрабыню, золотоволосую гречанку Эвнику.

Но та столь страстно молит не отсылать её из дома, чтоизумленный Петроний понимает: девушка влюблена в него самого! И преданность Эвники трогает егосердце.

Эвника приводит хитрого грека Хилона — пьяницу и краснобая, мошенника, соглядатая идоносчика, который берется найти Лигию. Узнав, что девушка рисовала на песке рыбу, человек этот,

похожий на обезьяну и лису одновременно, отправляется на поиски.Вскоре он выясняет, что рыба — тайный знак христиан. Прикинувшись христианином, Хилон проникаетв их среду и встречает лекаря Главка, семью которого в свое время выдал разбойникам, а самогооставил умирать на дороге.

Теперь Хилон боится, что Главк опознает его, и пытается натравить налекаря другого христианина, простодушного силача Урбана, которому говорит, будто Главк — шпионимператора. По тому, как вздрагивает гигант, когда Хилон случайно упоминает имя Лигии, хитрый грекпонимает: Урбан — это Урс!В Рим пребывает апостол Петр.

На его ночную проповедь собираются все христиане города. Хилонведет туда Виниция, который надеется встретить там Лигию. Апостол Петр поражает юношу простотой ивеличием. Лицо старца светится такой силой убеждения, какая присуща одной лишь истине. Нопроповедь Петра — это отрицание всей привычной Виницию жизни.

Однако рассказ о распятии ивоскресении Христа потрясает молодого патриция. И он вдруг понимает, что христианка Лигия никогдане станет его наложницей. Увидев Лигию в толпе, Виниций любуется одухотворенной красотой девушкии осознает, что против её веры вся его сила и отвага — ничто.

https://www.youtube.com/watch?v=QMJXcWc-tF0

Отправившись после проповеди вслед за Лигией, Виниций врывается в её жилище и пытается унестидевушку, но Урс обрушивает на голову патриция свой могучий кулак.В бедной каморке Лигии лекарь Главк врачует Виниция. Сама Лигия нежно ухаживает за юношей.

Тотсчастлив; не желая покидать любимую, он решает остаться у христиан и посылает за Хилоном —единственным, кому известно, где сейчас Виниций. Увидев Хилона, Главк узнает в нем негодяя,

погубившего всю его семью, а Урс — старца, который натравливал его на Главка. Хилон завывает отужаса, но появившийся апостол Петр отпускает грека с миром: Главк и Урс прощают врага своего…Потрясенный Виниций размышляет о доброте и милосердии христиан. Потом он впадает в забытье, ичудится ему, что Лигия ведет его туда, где сияет солнце.

Через несколько дней Виниций чувствует, что страсть его сменяется глубокой истинной любовью. Ноистерзавшаяся Лигия, не смея любить язычника с волчьим римским сердцем, решает расстаться сюношей.Виниций возвращается в свой дом, но все вокруг кажется юноше пустым и ничтожным.

Он тоскует поЛигии — и часто вспоминает об удивительном человеке, с которым познакомился у христиан, — о Павлеиз Тарса. «Каждое слово его превращает в прах все основы нашего мира», — думает юноша. Душа егоменяется. Ему теперь отвратительно распутство римской знати, и на роскошном пиршестве онотвергает домогательства императрицы Поппеи. Та исчезает, зловеще смеясь.

Виниций же мечтает оЛигии. Неожиданно к нему приходит оборванный Хилон и заявляет, что из горячей любви к христианамвновь выследил их всех. Разгневанный подлостью грека, Виниций велит его высечь; потом стонущийХилон ведет юношу к новому жилищу апостолов. Там Виниций просит у Петра и Павла руки Лигии иобещает, что постарается понять и принять учение Христа.

Обрадованный Петр благословляетвлюбленных.А обезумевший Нерон грезит о великом пожаре — и вскоре приспешники императора поджигают Рим.

Ища Лигию, Виниций в отчаянии мечется по объятому пламенем городу. С трудом выбравшись в тлеющейтунике из моря огня, юноша натыкается на Хилона, который советует ему искать Лигию и Петра в однойиз подземных молелен христиан.

Виниций спешит туда и видит множество отчаявшихся людей, которыхуспокаивает ласковым словом апостол Петр. Заметив ослабевшего от пережитых ужасов Виниция, Петрведет его к Лигии.

Упав на колени, юноша горячо благодарит Господа, и Петр, которого полюбилВиниций всем необузданным сердцем своим, крестит молодого патриция в бедной хижине землекопа.Народ клокочет от гнева. Чтобы спасти императора и себя, патриции пускают слух, будто городподожгли христиане.

Карая «злодеев», Нерон собирается устроить для черни зрелище, которое будутвспоминать в веках. Поппея тайно приводит к императору Хилона; тот готов выдать всех христиан — ипрежде всего Виниция с Лигией. О, Хилон страшно отомстит Виницию за порку!Петроний предупреждает племянника о том, что готовятся гонения на христиан.

С какимудовольствием расстроит «арбитр изящества» планы этой обезьяны-Нерона! Но Виниций не успеваетспасти Лигию: девушку уводят в тюрьму. Петроний понимает: это месть Поппеи, которую Виниций отвергради Лигии. Юношу же не схватили потому, что хотят насладиться его страданиями, истязая Лигию унего на глазах.

Чернь охвачена жаждой крови, брошенные в темницу христиане — жаждой мученичества. СтраданияВиниция превышают силы человеческие. А святой Петр получает откровение: в сем граде сатаны хочетХристос основать столицу Свою!С просветленными лицами идут христиане на смерть — ив страшных муках гибнут на арене. Хилон,

сидящий в роскошных одеждах рядом с Нероном, шепчет: «Видят они воскресение свое!» — и падает безчувств. Казни продолжаются. Виниций, переодевшись могильщиком, проникает в страшную темницу и тридня проводит с больной Лигией. Души их уже очистились от всего земного.

Виниций твердо решаетпосле смерти Лигии признаться в том, что он христианин, и последовать за любимой.Христиан сжигают на столбах, освещая сотнями живых факелов сады императора.

С одного из столбовна поседевшего Хилона смотрит объятый пламенем Главк и хрипит: «Прощаю!» И потрясенный Хилон,

превратившись из жалкого человечка в величественного старца, кричит: «Христиане невинны!Поджигатель — Нерон!» Слова эти мгновенно разносятся по всему Риму, а раскаявшегося в грехахсвоих Хилона крестит в темной аллее апостол Павел. Вскоре Хилона хватают, но никакие пытки немогут теперь заставить его отречься от своих слов.

Ему вырывают язык и отдают на арене нарастерзание медведю. Но зверь не трогает несчастного; с просветленным лицом замученный Хилониспускает дух.А император решает устроить Виницию «веселую свадьбу». И вот белый как мел юноша видит, что наарену выталкивают Урса, а потом выпускают огромного тура, к рогам которого привязана обнаженнаяЛигия.

Урс хватает тура за рога и сворачивает ему шею. Публика ревет от восторга, и Нерон,

испугавшись толпы, дарует Урсу и Лигии жизнь и свободу.В доме Петрония Лигия и Виниций умоляют исстрадавшегося Петра покинуть Рим. «Надлежит мне идтивслед за стадом моим», — отвечает старец, но все же христианам удается убедить его, что должен онсеять семена истины в других городах и весях.

И Петр уходит из Рима — но на Аппиевой дорогеявляется ему Христос. «Quo vadis, Domine?» («Куда идешь ты, Господи?» (лат.)) — вопрошает апостол и слышит вответ: «Раз оставляешь ты народ мой, иду я в Рим, на новое распятие».Потрясенный Петр возвращается в Рим. Вскоре апостолов бросают в темницу.

Читайте также:  Краткое содержание сказки беляночка и розочка братьев гримм точный пересказ сюжета за 5 минут

Но когда ведут избитогоПетра на казнь, шествует он как победитель и, окидывая взглядом Рим, шепчет: «Ты искуплен, тымой!»Столь же спокойно идет в тот же день на казнь и Павел. Он знает, что посеянное им уже никогда неразвеет вихрь злобы.Виниций и супруга его Лигия мирно живут на Сицилии.

Они любят друг друга, веруют — и безмерносчастливы.А Петроний обречен. Нерон все глубже погружается в гнусное распутство, и «арбитр изящества»теперь лишь мешает императору. Он собирается послать Петронию смертный приговор, но тот решаетсыграть с Нероном последнюю шутку.

На роскошном пиру, в окружении друзей, под чарующую музыку онвскрывает себе вены. Вместе с ним умирает и прекрасная Эвника, отказавшаяся жить без любимого.

Перед смертью Петроний посылает Нерону насмешливое письмо, в котором пишет, что готов проститьимператору все преступления и убийства, но глубоко презирает его за скверные стихи. Гости, глядяна прекрасные мраморно-белые тела бездыханных Петрония и Эвники, понимают: погибло единственное,

что еще оставалось у старого мира, — поэзия и красота.Нерон лицедействует и безумствует. Кажется, мир превращается в сплошную кровавую и шутовскуюоргию. Наконец взбунтовавшиеся легионы провозглашают императором Гальбу.

Со словами: «Какойартист погибает!» Нерон приставляет себе к горлу нож, но трусит, и раб коротким ударом помогаетгосподину своему уйти из жизни.

А из почвы, пропитанной кровью и слезами, тихо, но неуклонно подымаются всходы посеянных Петромсемян…Давно ушел в прошлое Нерон, а базилика Петра на Ватиканском холме доныне царит над Римом и миром.

Близ же древних Капенских ворот стоит небольшая часовня с полустертой надписью: «Quo vadis, Domine?»

См. также:

Жан Расин Британик, Тынянов Ю Н Подпоручик Киже, Ли Юй Двенадцать Башен, Алексей Писемский Тысяча Душ, Ольга Форш Сумасшедший Корабль, Тобайас Смоллетт Путешествие Хамфри Клинкера

Источник: http://www.terminy.info/literature/summary-of-works/genrik-senkevich-kamo-gryadeshi

Легендарные христианские книги: Г. Сенкевич “Камо грядеши” – Православный журнал “Фома”

Книги, которые влияют на наше мировоззрение. Книги, которые отвечают на главные вопросы людей своей эпохи. Книги, которые стали частью христианской культуры. Мы знакомим наших читателей с ними в литературном проекте «Фомы» — «Легендарные христианские книги».

Автор

Генрик Сенкевич (1846–1916) — классик польской литературы, автор исторических романов, лауреат Нобелевской премии по литературе 1905 года. Награду писателю присудили с формулировкой «За выдающиеся заслуги в области эпоса». Его главный роман «Камо грядеши» во многом поспособствовал присуждению ему главной литературной премии мира.

Генрик Сенкевич, около 1910

О книге

Время написания

1894–1896

Замысел и история создания

В начале 90-х годов XIX века Генрик Сенкевич задумал роман, в котором собирался воссоздать картину Рима четырех последних лет правления императора Нерона — времени жестоких гонений на христиан.

Такая тема требовала большой исторической достоверности, и писатель изучил огромное количество исторических источников и трудов античных авторов (Плутарха, Сенеки, Тацита, Диона Кассия и других).

По словам Сенкевича, в 1893 году он осматривал Рим с Тацитом в руках.

О замысле своего произведения Сенкевич писал: «Вчитываясь в “Анналы”, я не раз чувствовал, что во мне зреет мысль дать художественное противопоставление этих двух миров, один из которых являл собою всемогущую правящую силу административной машины, а другой представлял исключительно духовную силу».

Апостол Пётр проповедует в катакомбах
(Ян Стыка, начало XX века)

Роман «Камо грядеши» печатался отдельными главами с марта 1895 года в нескольких польских газетах в Варшаве, Познани и Кракове, а в 1896 году вышел отдельным изданием.

Зарубежная и польская критика встретила роман восторженно.

О нем положительно отзывался глава Римско-Католической Церкви папа Лев XIII, а к 1916 году (год смерти Сенкевича) в США «Камо грядеши» был распродан в количестве 1,5 млн. экземпляров.

Книга принесла Сенкевичу всемирную известность. На русский язык роман был переведен практически сразу после его выхода — в том же 1896 году.

Название

Название романа было взято Сенкевичем из церковного предания. Спасаясь от гонений императора Нерона на христиан, апостол Петр решил ночью покинуть Рим.

За городскими воротами он вдруг встретил Воскресшего Спасителя и спросил его: «Quo vadis, Domine?» Христос сказал ему: «Раз ты оставляешь народ Мой, Я иду в Рим, чтобы снова принять распятие».

Услышав ответ, апостол попросил разрешения у Господа идти с Ним и, вернувшись в Рим, Петр принял мученическую смерть.

В польском подлиннике роман «Камо грядеши» носит латинское название Quo vadis — «Куда идешь». Русские переводчики озаглавили его по-церковнославянски «Камо грядеши».

Содержание

Священник Александр Мень говорил о романе «Камо грядеши»: «Сенкевич начинает с того момента, когда кончается Новый Завет. В 61–62 году апостол Павел приезжает в Рим. Обрыв. Конец хронологических рамок Нового Завета. И именно с этого года начинается повествование Сенкевича».

Действие романа развивается в Римской империи на протяжении последних четырех лет правления императора Нерона (64–68 годы н. э.).

Чтобы найти вдохновение и написать грандиозную поэму, правитель устроил грандиозный шестидневный пожар, уничтоживший большое количество построек и унесший множество жизней. Чтобы не навлечь на себя гнев обездоленных людей, в поджоге обвинили христиан.

Христиане подверглись жестоким казням и гонениям. На этом трагическом фоне разыгрывается история любви молодого язычника-воина Марка Виниция к прекрасной христианке Лигии.

Лигия. Иллюстрации Яна Стыка. 1902

Одними из главных героев романа оказываются апостолы Петр и Павел, обратившие многих язычников в христианскую веру и принявшие мученическую смерть за Спасителя. Однако христиане выдерживают тяжелый напор великой империи, безнравственные основы которой рушатся. Падают языческие идолы. Гибнет император Нерон.

Роман заканчивается следующими словами: «Давно ушел в прошлое Нерон, а базилика Петра на Ватиканском холме доныне царит над Римом и миром. Близ же древних Капенских ворот стоит небольшая часовня с полустертой надписью: “Quo vadis, Domine? ”».

Смысл романа

Несмотря на то, что, по мнению критиков, в романе проводится параллель противостояния ранних христиан империи Нерона с борьбой поляков за независимость, «Камо грядеши» имеет более серьезную, религиозную проблематику.

В романе противопоставляются два мира: языческий — материальный, развращенный с бесконечными кровавыми расправами, зрелищами и пирами, произволом и злодеяниями, и мир христианский, добродетельный, полный духовной жизни и любви к ближним.

Винициус. Иллюстрации Яна Стыка. 1902

Сенкевич намеренно описывает времена смуты, распрей и упадка. Старый языческий мир, лишенный нравственных идеалов, находящийся в духовном, политическом и экономическом кризисе, обречен на гибель. В языческом обществе утеряно самое главное — любовь к человеку. И только идеал христианства, исполненный любви людей друг к другу и любви к Богу, способен излечить общество.

Вопрос, заложенный в заглавии романа, «Камо грядеши» — это вопрос о пути, по которому идет человек: с верой и Спасителем или с его гонителями и неверием? В конце романа дан четкий ответ: с верой, которая вечна.

Интересные факты

1. В Риме существует церковь-часовня «Quo Vadis», расположенная на том месте, где, по преданию, апостол Петр встретил Иисуса Христа. В ней находится бюст Генрика Сенкевича, установленный польскими эмигрантами.

Источник: https://foma.ru/legendarnyie-hristianskie-knigi-g-senkevich-kamo-gryadeshi.html

Камо Грядеши, Генрих Сенкевич – отзыв

В подростковом возрасте у меня был период, когда я читала много классики. Не все дочитывала, правда, но бралась за многое. В какой-то момент добралась я и до Сенкевича. Уж и не знаю, почему рука потянулась именно к “Куда идешь”, а не к трилогии про Речь Посполитую, возможно интуиция. Как бы то ни было, книга попала ко мне в руки ооочень вовремя.

В свои 13-14 лет я, как и любой подросток, мучалась вопросами смысла жизни, была максималисткой, романтиком и до кучи воинствующей атеисткой (но как ни парадоксально, с уклоном в мистику). А тут – исторический роман о раннем христианстве. Я совершенно не представляла, что меня ждет: аннотация сообщала лишь о том, что в романе описываются последние четыре года царствования Нерона. Не густо.

Среди достоинств книги я выбрала “историческую достоверность”. Хотя, возможно, это не совсем точно – я не историк, и откуда мне знать, насколько достоверно описано начало заката Римской империи. Самозабвенный разврат императорских пиров, собрания первых христиан, быт патрициев и безумие пожара, охватившего огромный город. Но при чтении ты полностью погружаешься в ту эпоху.

Читайте также:  Краткое содержание ванькины именины мамин-сибиряк точный пересказ сюжета за 5 минут

Роман нельзя назвать приключенческим, хотя в основе лежит интересный и вполне динамичный сюжет. Его нельзя назвать философским, хотя очень ярко показаны две системы ценностей и взглядов на мир.

Чистое, еще не замутненное догматами раннее христианство с его любовью к ближнему и самоотречением. И расслабленное, отстраненное и немного высокомерное отношение к жизни и к людям, в котором нет понятия нравственности, а есть лишь понятия красоты и гармонии.

Ох, как блики мне оказались – и до сих пор остаются – рассуждения Арбитра изящества. И есть еще третий мир, но без какой-либо философской базы. Мир Нерона и плебса.

Которые, хотя и находятся на разных социальных полюсах, едины в своих потребностях, главенствующими из которых являются “хлеба и зрелищ”. Разве что у императора гораздо больше возможностей и способов удовлетворения своих низменных желаний.

Это не религиозный роман, хотя и подробно описывает раннее христианство, и то, как зарождающаяся религия захватывает морально гибнущую Римскую империю и души людей, казалось бы, совершенно от нее далеких. Религия, главной проповедью которой является человечность и любовь к людям – ценностям чуждым морали того мира, но по которым люди всегда тайне тоскуют.

“Куда идешь” нельзя назвать и любовным романом, хотя в центре повествования любовь двух совершенно несхожих на первый взгляд людей – молодого и самовлюбленного патриция-язычника и кроткой девушки-христианки, бывшей заложницы, а ныне воспитанницы полуопального полководца.

Но несмотря на то, что изменение и перерождение Виниция под влиянием этой любви показано сильно и ярко, а испытания, которые героям пришлось преодолеть на пути к своему счастью, не могут не вызвать сопереживаний, не эта пара стала моей любимой в романе.

Гораздо более спокойные, даже скучные отношения Петрония и Эвники показались мне более привлекательными и глубокими. Может, потому, что оба они с самого начала принимали друг друга такими, какие есть, не требуя ломки характера и системы ценностей. Но тем не менее, сомневаться в искренности их чувств не приходится, и конец романа это подтверждает.

А может потому, что я сама с первых строк отдала предпочтение именно Арбитру изящества. Уж очень ярко и харизматично описал Сенкевич этого исторического персонажа.

Я могла бы написать много, но в этом случае будет не обойтись без спойлеров. Скажу лишь, что этот роман наверняка понравится многим – в нем содержатся самые разные пласты и приманки, поэтому каждый найдет в нем что-то свое.

Источник: http://irecommend.ru/content/istoricheskii-lyubovnyi-filosofskii-kazhdyi-naidet-svoe

Переказ скорочено Камо грядеши? (Генрік Сенкевич)

Короткий переказ Камо грядеши

Короткий переказ твору Камо грядеши? (Генрік Сенкевич)

Рим часів імператора Нерона, що загрузнув у злочинах та розпусті. До Петронія – письменникові, естетові, цінителю розкоші та насолод, «арбітрові витонченості», наближеному Нерона – є племінник, молодий і прекрасний воїн, патрицій Марк Вініцій.

 Юнак розповідає, що, повертаючись до Риму з війни проти парфян, він пошкодив руку і його, пораненого, взяв до себе в будинок сивочолий полководець Авл Плавт. Там Вініцій зачарувався юної Лігіей, схожою на тендітну темноволосу блакитнооку німфу. Вона – дочка царя лігійцев, які живуть у далеких північних лісах, і звали її на батьківщині Каллін.

 Дитиною потрапила вона до Риму як заручниця і виросла в будинку благородного Авла та його вірної, доброчесного дружини помпонами.Ставлячись до лігіі, як до рідної дочки, вони виховали її чистою, цнотливою і нітрохи не схожою на розпусних римлянок.

 Кажуть, сама молода, красива, спокійна і сумна Помпонія – християнка, але Петроній, наприклад, в це не вірить: всім відомо, що християни – страшні лиходії, Помпонія ж, обличчя якої немов випромінює світло, лиходійкою бути ніяк не може.

У будинку в Авла Вініцій наговорив лігіі багато палких слів, і в серці дівчини спалахнуло у відповідь почуття. Але вона чомусь намалювала на піску рибу … втратив голову Вініцій готовий одружитися на лігіі.

 Але Петроній розповідає Нерону, що Вініцій закохався в худосочні заручницю-лігійку. Слова ці відразу відвертають самого імператора від дівчини – і він обіцяє Петронія забрати її до палацу і віддати Вініцій.

До палацу Лігію супроводжує велетень і силач Урс, лігіец, що потрапив до Рима разом з маленькою царівною і, як і вона, що став тут християнином.Увечері тріпотливу від страху дівчину ведуть на бенкет.

 На радість лігіі місце поряд з нею займає Вініцій. Незабаром, сп'янілий пристрастю і вином, він починає палко цілувати красуню, шепочучи, що завтра Нерон віддасть її йому.

 Підоспілий Урс отшвирівает Вініцій і забирає перелякану дівчину з піршественний зали.

Лігія ридає. Вона не бажає ставати наложницею Вініцій. Краще злидні, ніж розкіш і безчестя! Лігія вирішує втекти.

Дізнавшись про зникнення лігіі, Вініцій у сказі вбиває старого раба, виняньчила його. Вперше в житті хтось посмів чинити опір бажанням юного патриція! Збожеволівши від любові і відчаю, Вініцій розшукує Лігію.Петроній, співчуваючи племіннику, готовий подарувати йому свою прекрасну рабиню, золотоволосу грекиню Евніку.

 Але та настільки пристрасно молить не відсилати її з будинку, що здивований Петроній розуміє: дівчина закохана в нього самого! І відданість Евнікі торкає його серце. Евніка призводить хитрого грека Хілон – п'яницю та краснобая, шахрая, спостерігача і донощика, який береться знайти Лігію.

 Дізнавшись, що дівчина малювала на піску рибу, людина ця, схожий на мавпу та лисицю одночасно, відправляється на пошуки.

Незабаром він з'ясовує, що риба – таємний знак християн. Прикинувшись християнином, Хілон проникає в їхнє середовище і зустрічає лікаря Главку, родину якого свого часу видав розбійникам, а самого залишив помирати на дорозі.

 Тепер Хілон боїться, що Главк пізнає його, і намагається нацькувати на лікаря іншого християнина, простодушного силача Урбана, якому говорить, ніби Главк – шпигун імператора.

 По тому, як здригається гігант, коли Хілон випадково згадує ім'я лігіі, хитрий грек розуміє: Урбан – це Урс!

У Рим перебуває апостол Петро. На його нічне проповідь збираються всі християни міста. Хілон веде туди Вінниця, який сподівається зустріти там Лігію. Апостол Петро вражає юнака простотою і величчю. Особа старця світиться такою силою переконання, яка притаманна одній лише істині.

 Але проповідь Петра – це заперечення всієї звичної Вініцій життя. Однак розповідь про розп'яття і воскресіння Христа вражає молодого патриція. І він раптом розуміє, що християнка Лігія ніколи не стане його наложницею.

Побачивши Лігію в натовпі, Вініцій милується одухотвореною красою дівчини і усвідомлює, що проти її віри вся його сила і відвага – ніщо.

Відправившись після проповіді слідом за Лігіей, Вініцій вривається до її оселі і намагається забрати дівчину, але Урс обрушує на голову патриція свій могутній кулак.

У бідній комірчині лігіі лікар Главк лікує Вініцій. Сама Лігія ніжно доглядає за юнаків. Той щасливий, не бажаючи залишати улюблену, він вирішує залишитися у християн і посилає за Хілон – єдиним, кому відомо, де зараз Вініцій.

 Побачивши Хілон, Главк впізнає в ньому негідника, що погубив всю його сім'ю, а Урс – старця, який нацьковував його на Главку.

 Хілон завиває від жаху, але з'явився апостол Петро відпускає грека з світом: Главк і Урс прощають ворога свого …

Вражений Вініцій розмірковує про доброту і милосердя християн. Потім він впадає в забуття, і знов бачить він, що Лігія веде його туди, де сяє сонце.

Через кілька днів Вініцій відчуває, що пристрасть його замінюється глибокою істинною любов'ю. Але понівеченої Лігія, не сміючи любити язичника з вовчим римським серцем, вирішує розлучитися з хлопцем.

Вініцій повертається у свій будинок, але все навколо здається юнакові порожнім і нікчемним. Він сумує за лігіі – і часто згадує про дивовижну людину, з яким познайомився у християн, – про Павла з Тарсу. «Кожне слово його перетворює на прах всі основи нашого світу», – думає юнак. Душа його змінюється.

 Йому тепер огидно розпуста римської знаті, і на розкішному бенкеті він відкидає домагання імператриці Поппеї. Та зникає, зловісно сміючись. Вініцій ж мріє про лігіі. Несподівано до нього приходить обірваний Хілон і заявляє, що з гарячої любові до християн знову вистежив їх усіх.

Розгніваний підлістю грека, Вініцій велить його висікти; потім протяжний Хілон веде юнака до нової оселі апостолів. Там Вініцій просить у Петра і Павла руки лігіі і обіцяє, що постарається зрозуміти

Источник: http://referatu.net.ua/referats/7526/143255

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector