Краткое содержание сенкевич огнём и мечом точный пересказ сюжета за 5 минут

Сенкевич Г. Огнем и мечом. Краткое содержание

Друзья пьют мед, со слезами смешанный. И тут появляется Редзян, который недавно видел оклемавшегося Богуна — и тот послал его к Горпыне, сообщить, чтобы она Елену в Киев везла.

Атаман отдал Редзяну все свои финансы, а тот немедленно донес полякам, где прячется раненый Богун. Друзьям это почему-то не нравится, но весть о том, что Елена жива, заставляет их рыдать от счастья.

Переодевшись казаками, Володыёвский, Заглоба и Редзян тут же отправляются за девушкой. Ведьмы Горпыны Заглоба не боится — он сам похлеще её колдун.

В Чертовом яру Редзян убивает Горпыну, хоть Володыёвскому и кажется, что поступок сей рыцаря недостоин.

Через час Заглоба, Елена, одуревший от её красоты Володыёвский и Редзян, страдающий, что не успели откопать спрятанных на хуторе сокровищ Богуна, во весь дух мчатся в Збараж.

В пути они чуть не сталкиваются с Богуном: видимо, недоброжелатель Скшетуского Реговский, которому Редзян донес на Богуна, специально отпустил атамана.

В лесу за шляхтичами бросаются в погоню татары. Редзян с Еленой скрываются в ночи, а Володыёвский и Заглоба, рискуя жизнью, задерживают ордынцев. К счастью, вскоре подоспевает польский отряд. Володыёвский и Заглоба едут в Збараж, решив пока ничего не изрекать Скшетускому, который тоже вернулся в эту крепость.

А вскоре Збараж осаждает Хмельницкий. Отчаянно рубится Володыёвский. Мой ученик! — высокомерно говорит Заглоба. Во час страшного штурма он и сам с перепугу убивает отважного казацкого атамана Бурляя. А счастливому пану Лонгинусу удается-таки отсечь три головы разом!

Но в крепости кончаются провиант и порох. Пан Лонгинус берется проскользнуть мимо казаков в Топоров, к королю, за подмогой. Пану Подбипятке непорочность не терпится сбыть! — бушует Заглоба. И все же он, Володыёвский и Скшетуский готовы ходить с другом на верную смерть. Но князь Вишневецкий велит пробираться в Топоров по одному. Но князь Вишневецкий велит пробираться в Топоров по одному.

Первым отправляется пан Лонгинус — и гибнет лютой смертью. Вторым идет Скшетуский. Изможденный, голодный и больной, пробирается он по реке и болотам мимо врагов.

И вот в королевских покоях появляется страшное существо в окровавленных лохмотьях, более похожее на призрак. Едва держась на ногах, рассказывает Скшетуский о беспримерном героизме своих товарищей. Потрясенный король немедленно посылает свои отряды на помощь осажденным. Я должник твой, говорит он Скшетускому.

Восемь дней пролежав в бреду, Ян приходит в себя — и видит щекастую физиономию Редзяна.

И хоть велел юноше ксендз пока помалкивать, боясь, как бы Скшетуский от радости не помер, Редзян не выдерживает и рассказывает, как они Елену спасли, как он с ней от татар ускакал да попал в руки брата Горпыны, Донца, и тот сам девушку к Богуну везти хотел, но тут поляки подоспели; казаков порубили, Донца на кол посадили, а Редзян, едва отвадив от Елены молодых шляхтичей, привез барышню в Замостье.

Тут в комнату вбегают Володыёвский и исхудавший Заглоба. Под Зборовом заключен мир, осада снята! И вскочив на коней, друзья мчатся навстречу Елене. Завидев карету, Скшетуский спешивается, падает на колени, и среди всеобщего переполоха его обнимают нежные руки любимой.

Расчувствовавшийся Заглоба чуть не забывает сообщить Яну, что Володыёвский опять ранил Богуна и в плен взял. Да Богун, похоже, сам смерти искал… Вишневецкий хотел его на кол посадить, а потом решил отдать Скшетускому.” Великой отваги это боец и вдобавок несчастлив, — говорит Ян.

— Я его не принижу…”

Все славят Скшетуского — героя Збаража. Ян, как истый рыцарь-христианин, смиренно опускает голову. Глаза же Елены сияют гордостью: ведь мужняя слава для жены — что солнечный свет для земли.

Эпилог. Долго ещё длилась эта битва. Храбро воевала шляхта, отважно громил” ляхов” Богун. История сохранила память о беспримерных его делах.

Он завладел большей частью земель Вишневецкого, ничьей власти не признавал, жил же в Разлогах. Он завладел большей частью земель Вишневецкого, ничьей власти не признавал, жил же в Разлогах.

Там как будто и умер. И до самого смертного часа ни разу не озаряла лица его улыбка.

Источник: http://www.slavkrug.org/senkevich-g-ognem-i-mechom-kratkoe-soderzhanie/

Лаборатория Фантастики

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Алексей_Ше, 29 июля 2014 г.

Огнём и мечом. Давно хотел прочитать эту книгу. У Сенкевича ранее читал роман “Крестоносцы”. И книга понравилась. А вот с “Огнём и мечом” всё как-то неоднозначно. В плане хода повествования, художественных и литературных приёмов к роману вроде претензий нет – читать интересно. Но. Будучи украинцем, мне по меньшей мере неприятно читать.

В романе восхваляется всё польское – образ жизни, государственный уклад, сами поляки как люди. Украинцы же выставлены сплошь в негативном свете. Явно пан Сенкевич писал роман с целью поднятия польского самосознания. Так и вертится на языке ярлык “националист”. А по сути так оно и есть. Предвзят ли в своём произведении Сенкевич ? Безусловно предвзят.

Попробую аргументировать.

https://www.youtube.com/watch?v=RcSzL7_InJA

Что представляла собой Украина и Речь Посполитая в XVII веке ? А вот что – Украина была порабощена Польшей. Было тотальное иго поляков. Украинцы по сути были рабами на своей земли. Польская шляхта буквально душила налогами украинских селян (достаточно сказать, что налоги были практически на всё, разве на воздух не было).

Едет мужик на мельницу смолоть муку – плати шляхтичу местному налог (это помимо платы мельнику). За крестьянская свадьбу – опять налог пану. Есть у тебя пасека на дворе – плати налог. Рыбу ловишь в пруду – налог. Есть в хозяйстве рогатый скот – налог. Шляхта обдирала украинцев как липку. А ещё плюс религиозный гнёт. Украина то православная, а Польша – католическая.

Вот и ничего другого не оставалось людишкам как сбегать на Сечь.

А у пана Сенкевича всё выглядит по иному. Мол поляки пришли избавителями в разбойничьи края (читай Украину) и лишь благодаря им пахарь может спокойно заниматься своим делом не боясь грабежа и насилия.

Да сами поляки этот грабёж и насилие учиняли ! Короче, со слов Сенкевича до восстания Хмельницкого на Украине царила идиллия. А Хмельницкий в угоду своим личным амбициям и даже ради мести (Чаплинскому) поднял эту коловерть. А вот тут я с паном Сенкевичем не согласен.

До Хмеля не единожды вспыхивали пожары народных волнений в Украине в 16-17 веках. Наливайко, Сулима, Павлюк… Список можно продолжить. Это ведь было ?!

Гетман Хмельницкий. Сенкевичем он изображен как беспробудный пьяница и жестокий, необузданный в страстях человек. Человеком, которому просто повезло оказаться в нужном месте в нужное время. Мол талантов у него нет. Ни военных ни политических.

По Сенкевичу сражение под Жёлтыми водами казаки выиграли благодаря везению, чуть ли не 100 кратному превосходству в численности, плюс благодаря плохой погоде (слякоть развезла поле сражения и тяжело вооружённые польские гусары не могли развернуться на полную мощь) и ко всему прочему благодаря предательству части драгунов. О таланте Хмельницкого как военного стратега и тактика – ни слова.

Далее – сражение под Корсунем. Та же песня – многократное преимущество казаков и татар в численности по сравнению с польским войском. Опять предательство – на этот раз уже в верхах польского войска (звучит нелепо, какая-то суета произошла среди военачальников войска польского, от это испугались хоругви – решили, что начальство сбегает ну и сами духом пали).

Сражение под Пилявцами вообще Сенкевич не описывал (ещё бы, там войско Хмеля разбило 20 тысячное войско ляхов).

По-моему все эти военные успехи украинского гетмана и его войска не спишешь только лишь на численное превосходство, предательства, плохую погоду и т.д. и т.п.

Сенкевич упрекает Хмеля союзом с крымским ханом – мол татар пустил на Украину, веру предал и т.п. Но да это была вынужденная мера. Иначе поляки бы с ними (татарами) заключили союз (как впрочем позже в итоге и произошло).

Так вот. Хмельницкий был хорошим организатором, военачальником и дальновидным политиком. Переяславская рада и союз с Россией в дальнейшем это доказали — не могло этого произойти на пустом месте.

А значит были посольства и переговоры с русским царём. И была помощь оттуда. Об этом Сенкевич решил умолчать. И снова о Хмельницком.

Разве пьяница, человек без цели и без понимания политической обстановки, руководствующийся лишь личными амбициями мог совершить то, что совершил ? Вопрос риторический.

Теперь о главных героях романа. Лично мне очень симпатичен Богун. И мне жаль было его. И княжна Елена выбрала Скшетуского скорее всего потому, что он шляхтич. А Богун – простой казак, хоть и полковник.

И как вышло-то ! Богун ей стал противен (а ведь по началу получается был симпатичен), когда разрубил на её глазах человека. А что делали братья княжны ? Весь дом, в котором она жила, был увешан и украшен награбленным. Возможно и на ней были награбленные украшения.

Да и жили они на что ? С награбленного в походах (ну да, доход давало ещё поместье). Тут значит не противно было ? А если б она видела как Скшетуский разрубил чеканом пьяного запорожца, за то, что тот хотел его взять за бороду как козла и отвести к гетману.

Но казак-то по сути был тоже без оружия ?! Не угрожал же пану оружием ?! Если б Елена это увидела, то разлюбила бы шляхтича ?

И всё-равно Скшетуский выглядит каким-то барахлом, если честно. Верным псом Иеремии Вишневецкого – с рук его ест. Вот так – ни больше не меньше. Богун не такой.

Ради княжны он бы всё бросил, на братьев-казаков бы пошёл, ни перед чем не остановился б. Это настоящая любовь.

А что Скшетуский ? Вишневецкий приказал, ручкой поманил – он хвостом и виляет – долг превыше всего ! Какой долг ? Рубить народ который их кормил десятилетиями ? И у которого они (шляхта) уже в печёнках сидят !

Да и вообще Сенкевич изобразил главных герое – поляков непобедимыми. Володыевский, Заглоба, Скшетуский, Подбипятко кладут казаков пачками. И силой с ними никто сравниться не может, и умом и хитростью никто их не одолеет.

Читайте также:  Краткое содержание плавт клад (горшок) точный пересказ сюжета за 5 минут

А что вы скажете о человеке, который дал обет Богу срубить одним махом три головы ? И лишь потом жениться. Это нормальный человек ? Или полный идиот ? И это у Сенкевича положительный герой – он мечтает о войне с самого начала романа.

Мечтает ради убийств. Ради своего глупого обета.

Заглоба. В начале романа это спившийся, обрюзглый старый шляхтич. Не вылазит из кабаков, пьёт в основном за чужой счёт (тут не брезгует и с казаками) и рассказывает байки. Ближе к концу романа – это отличный фехтовальщик и вообще практически непобедим. Ну как же так ? Ну это уже через край по-моему.

Володыёвский. Ну это малыш такой. Ему вообще нет равных в сабельном бою. Пожалуй, он в одиночку перебил половину войска Хмельницкого. Ну такое впечатление складывается по ходу чтения. А вообще, тоже по ходу чтения, закрадывалась мысль, что главные герои-шляхтичи в составе хоругвей Вишневецкого перебили процентов 70-80 мужского населения всей Украины.

Иеремия Вишневецкий. Вообще не пойму на каком основании Сенкевич так его превозносит. Где его воинские таланты и успехи ? Где реальные исторические факты ? А факты таковы – жестокий, кровожадный и алчный.

Сенкевич преподносит факт участия Вишневецкого в попытке подавлении восстания казаков как “за державу обидно”. Что ему (князю) главное было отстоять Речь Посполитую. А мне кажется, в факте участия в войне Вишневецкого всё было банально просто.

Левобережье Украины до восстания фактически принадлежало Вишневецкому. И в результате восстания он лишился огромных богатств.

“Огнём и мечом” это первая книга трилогии. Вторая — “Пан Володыевский”, а третья “Потоп”. Далее уже достанется от Сенкевича шведам. Может и прочитаю. Всё-таки пишет Сенкевич интересно, но ни в коем случае не стоит оценивать его произведения как исторический труд. Это, безусловно, чистейшая художественная литература с изрядной долей вымысла.

Kobold-wizard, 22 апреля 2015 г.

http://kobold-wizard.livejournal.com/737245.html

Прошло уже много лет с тех пор, когда я посмотрел фильм Гофмана по этой книге. Польское кино получилось захватывающим и будоражащим мальчишеское сознание. Тогда под его влиянием заиграла новыми красками милая игрушка «Казаки», выпущенная компанией GSC Games World, позже подарившей нам С.Е.Р.И.Ю. И вот недавно я решил все же прочитать первоисточник.

«Огнем и мечом» — это добротная историческая беллетристика как она есть: с размышлениями о судьбе Речи Посполитой в середине XVII века соседствует любовная история, полная разлук и страданий.

Последнее, впрочем, слилось с моим восприятием рыдающего польского народа, который постепенно теряет свою славу и кровь. Сенкевич представляет Речь Посполитую последним рубежом, защищающим цивилизованный мир от Хаоса мусульман Турции и Крыма.

Личность же Хмельницкого изображена подобно варлоку, который сначала для мести за обиду вызывает на помощь бесовские орды, покупая их помощь кровью соотечественников, а потом одномоментно теряет свое могущество: «Убегающих догнал повергнутый в отчаяние Хмельницкий и к стал умолять хана вернуться в бой; но хан, увидя гетмана, зарычал от гнева и велел татарам схватить его, привязать к коню и увез с собой».

Против нечистых и предателей выступает обласканный Сенкевичем Иеремия Вишневецкий. Он изображен настолько идеально, что даже для искупления военной жестокости добавлен эпизод с душевным помрачением и исповедью перед ксендзом.

Князь постепенно становится народным вождем, власть которому передана не по решению засевших в Варшаве дворян, а из рук проигравших полководцев и под восторженные возгласы толпы.

И если Хмельницкому для поддержания власти требуется постоянно вилять между казацкой вольницей и басурманской силой, то Вишневецкий поднят столь высоко, что по одному его слову солдаты исполняются волей к борьбе и готовы умереть за своего командира.

Можно, конечно, попенять на пропагандистский характер текста. Но после Шолохова, Гоголя, Правдухина мне кажется, что дело здесь вовсе не в самой Украине, хотя некоторые ее черты уж очень ярко проявлялись что тогда, что сейчас. Дело, наверно, в феномене казачества с его вольницей и особенными правами.

Лихость степных конников в моем восприятии постепенно оттенилась безбашенностью и правом сильного на чужое. Казак, отправляясь на войну, пропивает нажитое, чтобы в походе награбить себе новое имущество — и так цикл за циклом, пока не убьют.

И удаление границы от места проживания казаков приводит к кризису, описанному и в «Тихом Доне» (казацко-хохловские трения), и в «Яик уходит в море» (набеги казаков на Бухарскую сторону).

Итого: Это исторический роман со всеми его плюсами и минусами. Основной плюс — художественный ликбез по периоду. Основной минус — монотонное страдание главных героев, которое постепенно притупляет чувство сопереживания до стадии скуки.

Paganist, 9 декабря 2017 г.

Читать «Огнём и мечом» необходимо осторожно. Следует абстрагироваться от многочисленных домыслов автора, его субъективного видения. Это исторический роман, где общая историческая составляющая — начало и первые годы народно-казацкого восстания в Украине под предводительством Богдана Хмельницкого — в целом показана вполне достоверно. Однако детальное наполнение романа вызывает вопросы.

Видно, что Сенкевич горячо любит Речь Посполитую — Польшу, свою родину. Но от этой любви текст становится пристрастным, на что указывают даже польские критики.

И если рассуждения о судьбе могучей в те времена Польше (особенно устами шляхты) прописаны органично, то исторические персонажи вылеплены Сенкевичем по собственному усмотрению, слишком вольно и часто недостоверно.

Основные герои романа со стороны польского дворянства показаны благороднейшими созданиями, буквально сверхчеловеками, практически лишёнными недостатков (как показана, например, противоречивая личность князя Иеремии Вишневецкого), в то время как казачество во главе с Хмельницким и Богуном — дикими варварами, жестокими, необузданными, способными лишь на вероломство. И это разделение на хороших и плохих, на чёрное и белое не идёт роману (тем более историческому) на пользу. Лишь в одном эпизоде автор пытается раскрыть мотивы «мятежников», но эта тема развития не получила, захлебнувшись в восхвалениях достоинств Речи Посполитой, её могущества и величия.

Так вот, если абстрагироваться от описанного выше, то на выходе получаем вполне достойное чтиво. Автор ловко управляет сюжетом и плавно подводит к кульминационной части романа. При этом умело вплетает в сюжет любовную линию (куда ж без неё?) и приключения героев.

Местами, как кажется, уж очень много ненужных диалогов, которые только тормозят повествование. Впрочем, этот момент — на любителя. Пишет Сенкевич обстоятельно, неторопливо, но интересно, видно, что мастер-романист.

Но рекомендовать «Огнём и мечом» для прочтения могу лишь с указанными в начале отзыва оговорками.

strannik102, 11 марта 2018 г.

Совсем неплохая книга. Если постараться избегать термина «хорошая».

Хорошесть книги состоит во многих достоинствах.

И историчность (с вполне понятными и объяснимыми включениями художественной придуманности некоторых героев и каких-то ситуаций).

И приключабельность на уровне: и сам ход исторических событий так и заставляет приключения впрыгивать в текст романа, и воля автора.

И даже актуальность романа, как ни странно, тоже тут как тут (с учётом современных реалий этого восточно-европейского региона).

И горячая и горячащая любовная линия — с трудностями и опасностями, с разлуками и стремлениями друг к другу, с обретениями и потерями.

И даже некоторая мушкетёристость тоже есть: боевых друзей-соратников тоже оказывается ровно четверо, и их неразлучимость и готовность быть вместе везде и всюду так и подталкивают читателя к именам прославленных героев Дюма.

И яркие и характерные герои, начиная от нашей четвёрки и переходя уже к другим, как совершенно историческим личностям, так и к придуманным авторам персонажам.

И красочные картины польско-украинских земель.

И жанрово-бытовые сценки жизни людей в этих местах и городах — что украинских, что польских (и вкрапления украинизмов, а также латинских выражений, распространённых в те времена и в тех местах).

И сочные и порой промораживающие душу описания боёв и штурмов, осад и сабельных стычек, и многочисленных сцен насилия одной стороны над другой и обратно.

В общем, скучать не приходится.

А избегать термина «хорошая» заставляет явная предвзятость и избирательность автора в своей симпатии к одной из противостоящих сторон. Всё, что делается панством и польским «рыцарством», шляхтичами — всё это подаётся явно с одобрением или, как минимум, с пониманием и сочувствием Генрика Сенкевича.

И ровно такие же по жестокости и бессмысленности действия восставшего и бунтующего украинского казачества подаются автором только как чрезмерные и бесчеловечные жестокости и зверства. Одна сторона противостояние заранее назначена автором как неправая и преступная, а вторая явно обеляется и романтизируется, приукрашивается и как бы возвышается.

И именно эта предвзятость Сенкевича и не даёт читателю возможность оценить роман очень высоко.

Хотя нужно отдать должное мастерству Сенкевича как литератора — он сумел-таки вызвать явную симпатию и сочувствие с некоторым своим героям. И уж конечно к влюблённой паре. И заразившись этим чисто человеческим сочувствием поневоле как бы становишься на сторону польских шляхтичей…

Ради справедливости нужно также признать, что есть-таки в романе строки упрёка и в адрес Речи Посполитой как государства, и в адрес польской знати — такие критические строки то и дело встречаются в тексте романа в тех местах, где анализируется общее актуальное социально-политическое положение в этом царстве-государстве в период его Смутного времени. Однако тут же вся вина и вся ответственность за смуту возлагается на казаков, на простой украинский народ и на Богдана Хмельницкого как главного смутьяна и зачинщика всех этих польских бед.

Трудно, не являясь специалистом-историком, пытаться самому раздавать сёстрам серьги, и потому при необходимости обратимся к учёным в этой области человековедения, а кому нужна настоящая критика романа Генрика Сенкевича, так за этим лучше к Болеславу Прусу. Нам же остаётся только воздать должное этому совсем неплохому историко-приключенческому роману. И решить, когда будут читаться вторая и третья часть трилогии…

irozov, 30 августа 2018 г.

По сравнению с лучшими книгами этого автора- «Крестоносцами» и «Камо грядеши» роман доволно слабый. Это просто вольно изложенная военная хроника. Много схваток, крови, отрубленных голов и выпотрошенных внутренностей, но сюжет линейный, однообразный, почти без тайн и интриг, и читать скучновато.

Главный же недостаток романа- полное игнорирование Сенкевичем социальных, религиозных и национальных корней конфликта, некоторые аспекты (например, еврейские погромы) упомянуты чисто механически, не раскрыто и никак не выражено духовное и политическое противоборстово православной и католической церквей по отношению к изображаемым событиям.

Читайте также:  Краткое содержание королёк - птичка певчая гюнтекин точный пересказ сюжета за 5 минут

makelen, 15 июня 2018 г.

Давно собиралась прочесть этот роман. Фильм Ежи Гофмана смотрела раз десять: великолепная игра актеров, музыка, шикарные сьемки, шедевр одним словом. Но книга такого восторга не вызвала. История — не мой конек, по этому буду оценивать произведение с точки зрения художественности.

Сюжет интересный, атмосфера того времени присутствует, но, на мой взгляд, герои у Сенкевича получились какие-то плоские, нет в их характерах многогранности — одни слишком плохие, другие слишком хорошие, ну прямо идеальные. И любовная линия с диалогами не очень натуральна, живых переживаний влюбленных я не почувствовала.

Сенкевич — хороший историк, в книге много исторических выкладок, но с художественной стороны роман слабоват. В общем, 7 из 10.

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: http://fantlab.ru/work518291

Генрик Сенкевич – Огнём И Мечом

1647 год. Украинские земли, входящие в состав Речи Посполитой. Ян Скшетуский — молодой красивыйофицер, рыцарь без страха и упрека, состоящий на службе у князя Иеремии Вишневецкого, хозяинабескрайних земель на Левобережье Днепра, спасает от ордынцев смуглого узкоглазого великана.Смелый и высокомерный человек сей называет свое имя: Богдан Зиновий Хмельницкий.

Вскоре Скшетуский узнает, что Хмельницкий баламутит казаков против шляхты. Об этом толкуютстарые рубаки, среди которых выделяется грузный седобородый одноглазый пан Заглоба, хвастун ибалагур, готовый перепить целый полк.

В корчме Ян знакомится и с добродушным и наивным литвином,тощим великаном с обвислыми льняными бровями и усищами — паном Лонгинусом Подбипяткой изМышикишек, вооруженным громадным мечом Сорвиглавцем. Литвин признается Яну, что дал обетпребывать в целомудрии, пока по примеру славного своего предка трех басурманских голов одниммахом не отсечет.

Но Лонгинусу скоро сорок пять, сердце требует любви, род угасает, а трех головзараз отсечь никак не удается…Через несколько дней Скшетуский с паном Лонгинусом отправляются в Лубны, столицу князяВишневецкого, которому Ян предан всей душой. В дороге отряд натыкается на сломанную колымагу;рядом стоят мужеподобная старуха и юная высокая темноволосая красавица с печальными чернымиочами.

Увидев девушку, Ян немеет. А старуха объясняет басом: она — вдова князя Курцевича-Булыги, адевица — племянница её, сирота, княжна Елена Курцевич, находящаяся на её, старухи, попечении. Ян иЕлена влюбляются друг в друга с первого взгляда — и навеки.

Отвезя дам в их усадьбу Разлоги, Ян видит там четверых сыновей старухи — грубых, неотесанныхвеликанов — и молодого красавца Богуна, знаменитого казацкого подполковника, отчаянного удальцас душой необузданной и безрассудной, безнадежно влюбленного в Елену.

От старого татарина, слугиЕлены, Ян узнает, что поместье на самом деле принадлежит девушке — вот старуха и обещала её Богуну,надеясь окончательно прибрать к рукам Разлоги. Ведь Богуну, который привез из своих отчаянныхкрымских набегов несметные сокровища, усадьба не нужна. Но Елена Богуна ненавидит: он при нейчеловека разрубил. Кровь меж них пала и ненавистью проросла.

Наутро Ян просит у старухи руки Елены — иначе князь Вишневецкий выгонит Курцевичиху изРазлогов. Ян же, женившись, готов оставить ей поместье. Сыновья старухи бросаются на Яна срогатинами, но Курцевичиха, боясь мести князя, вынуждена пообещать Скшетускому Елену.В Лубнах Скшетуский радостно встречается с лучшим своим другом — великим фехтовальщиком паномМихалом Володыёвским.

Невысокий сей кавалер с торчащими усиками, вечно в кого-то безответновлюбленный, быстро проникается симпатией к столь же чувствительному пану Лонгинусу, с которымходят они вместе вздыхать на вал. На огромного литвина нежно поглядывает одна из придворных дамкнягини Вишневецкой, прелестная маленькая кокетка Ануся Борзобогатая-Красенская.

Пан Лонгинус вотчаянии: обет не исполнен, а соблазн столь велик!Князь Вишневецкий посылает Скшетуского в Сечь — разузнать, что там происходит. Проезжая черезгород Чигирин, Ян видит Богуна, который ходит по шинкам в обнимку с паном Заглобой. Богун хочет,чтобы Заглоба усыновил его и сделал через то шляхтичем. Тогда казаку легче будет жениться наЕлене.

Заглоба же старается ладить с казаками — вдруг те возьмут верх? Ведь всем известно, чтозапорожцы готовят поход на «ляхов» и Хмельницкий уже попросил подмоги у крымского хана.По дороге на отряд Скшетуского нападают запорожцы и татары и после жестокого боя берут раненогоЯна в плен.

Казаки требуют смерти «сердитого ляха», но Хмельницкий узнает в пленнике своегоспасителя и отпускает его на свободу. Однако тот гневно обличает Хмельницкого, который«собственных обид и приватных распрей ради столь ужасную бурю поднимает». РазгневанныйХмельницкий обвиняет во всем польских магнатов, безбожно притесняющих украинский народ.Назавтра запорожское войско выступает из Сечи.

В казацком обозе везут расхворавшегосяСкшетуского. В полубеспамятстве ужасается он: отчизна в опасности, он же не поспешает спасать ее!Вскоре «окровавленная Речь Посполитая уже лежит во прахе у ног казака». Хмельницкий отсылаетнаконец Скшетуского в Лубны: пусть расскажет князю Вишневецкому, как сильны запорожцы.Ян спешит в Разлоги — ив ужасе видит на месте усадьбы пепелище.

А случилось здесь вот что:шестнадцатилетний Редзян, слуга Скшетуского и плут из плутов, которого Ян, еще не доехав до Сечи,послал с письмом к Курцевичихе, веля ей и Елене немедленно укрыться в Лубнах, угодил в руки Богуна.Отняв у юноши письмо, Богун узнает, что Елена просватана за Скшетуского, и мчится с казаками вРазлоги.

Богун обезумел от ревности и обиды: он служил Курцевичам, как пес, добычей делился — аявился шляхтич, и у казака душу вырвали!Вместе с Богуном едет мрачный Заглоба. Хоть он и баламут первейший, но о шкуре своей заботитсявесьма — и понимает: если Богун умыкнет невесту княжеского любимца Скшетуского, то и ему, Заглобе,в эту историю замешанному, не сносить головы.

https://www.youtube.com/watch?v=tHF7778d7jc

В Разлогах Богун убивает двух сыновей старухи и сам получает рану. Казаки расправляются сКурцевичихой и всей челядью. Заглоба, перевязывая ослабевшего атамана, незаметно прикручиваетего к кровати и, убедившись, что казаки перепились, заявляет Богуну: не видать ему, хаму, шляхтянки!А потом бежит с Еленой из усадьбы.Но где укрыться? Повсюду резня и кровь.

Переодевшись бродячими музыкантами, Заглоба с Еленойпереправляются на «казацкий» берег Днепра. А крестьяне тем временем сжигают Разлоги, мстяКурцевичам за жестокие притеснения. В огне гибнет и старший сын старухи, блаженный слепецВасиль.Узнав, что Богун отчаянно кого-то ищет, Скшетуский понимает: Елене удалось бежать.

КсендзМуховецкий наставляет Яна: «Негоже более о своем собственном, чем об отечества несчастьесокрушаться!» И Ян с головой уходит в дела ратные. Наконец он встречается с Заглобой и слышит отнего, что Елена — в неприступном Баре, у монашек.

Потом Заглоба рассказывает, как попали они сЕленой в лагерь Хмельницкого, как послал Хмельницкий его, Заглобу, на Подолье шпионить и булавусвою дал вместо охранной грамоты. Вот и сумел Заглоба отвезти Елену в Бар, да еще и откормил подороге.К Скшетускому является наконец его слуга Редзян. Все это время ему пришлось выхаживать раненогоБогуна.

Атаман щедро вознаградил юношу — а тот взял: что ж разбойнику-то оставлять?! Хотя повадка уБогуна шляхетская.Скшетуский собирается в Бар — венчаться. И тут приходит страшная весть: Бар взят, все жителипогибли! Друзья боятся, как бы Скшетуский с горя умом не тронулся. Ян же с окаменевшим лицомспокойно и ревностно несет службу. После войны он решил уйти в монастырь.

Богун вместе с ведьмой Горпыной, здоровенной девахой, везет опоенную сонным зельем Елену вЧертов яр, на Горпынин хутор, где красавицу никто не найдет.

В Баре Богун первым ворвался вмонастырь, чтобы защитить Елену от пьяного сброда, а она себя — ножом! И если что — опять за ножсхватится… Проснувшись на хуторе, в горнице, убранной дорогими коврами и тканями, Елена с ужасомвидит красавца Богуна в роскошном наряде. Нежно и кротко молит её атаман о любви. Никогда! — гордоотвечает Елена.

Заглоба спьяну попадает Богуну в лапы — и понимает: легкой смертью ему, старику, не помереть.Богун хвастается, что скоро обвенчается с Еленой в Киеве. Заглобу запирают в хлеву, откуда старикавызволяет подоспевший пан Володыёвский, который в схватке ранит Богуна.Вскоре Заглоба и Володыёвский вновь сталкиваются с Богуном.

Но теперь тот едет к королевичуКазимиру как посол — и, стало быть, особа атамана неприкосновенна. Однако Заглоба злыминасмешками заставляет Богуна самого вызвать Володыёвского на поединок. Страшным ударомВолодыёвский рассекает атаману грудь. Заглоба перевязывает Богуна — бесполезно, конечно, нотаков долг христианина.Теперь ничто не помешает друзьям отыскать Елену.

Вспомнив о ней, Заглоба рыдает басом, аВолодыёвский вторит ему тенорком. Но вернувшись в Збараж, где теперь стоят их полки, друзья узнают,что Скшетуский уже отправился на поиски, услышал в Киеве о гибели Елены и лежит теперь впомрачении.Друзья пьют мед, со слезами смешанный.

И тут появляется Редзян, который недавно виделоклемавшегося Богуна — и тот послал его к Горпыне, сказать, чтобы она Елену в Киев везла. Атаманотдал Редзяну все свои деньги, а тот немедленно донес полякам, где прячется раненый Богун. Друзьямэто почему-то не нравится, но весть о том, что Елена жива, заставляет их рыдать от счастья.

Переодевшись казаками, Володыёвский, Заглоба и Редзян тут же отправляются за девушкой. ВедьмыГорпыны Заглоба не боится — он сам похлеще её колдун.В Чертовом яру Редзян убивает Горпыну, хоть Володыёвскому и кажется, что поступок сей рыцарянедостоин.

Через час Заглоба, Елена, одуревший от её красоты Володыёвский и Редзян, страдающий, чтоне успели откопать спрятанных на хуторе сокровищ Богуна, во весь дух мчатся в Збараж. В пути ониедва не сталкиваются с Богуном: видимо, недоброжелатель Скшетуского Реговский, которому Редзяндонес на Богуна, специально отпустил атамана.В лесу за шляхтичами бросаются в погоню татары.

Редзян с Еленой скрываются в ночи, а Володыёвскийи Заглоба, рискуя жизнью, задерживают ордынцев. К счастью, вскоре подоспевает польский отряд.Володыёвский и Заглоба едут в Збараж, решив пока ничего не говорить Скшетускому, который тожевернулся в эту крепость.А вскоре Збараж осаждает Хмельницкий. Отчаянно рубится Володыёвский. Мой ученик! — гордоговорит Заглоба.

Во время страшного штурма он и сам с перепугу убивает отважного казацкогоатамана Бурляя. А счастливому пану Лонгинусу удается-таки отсечь три головы разом!Но в крепости кончаются провиант и порох. Пан Лонгинус берется проскользнуть мимо казаков вТопоров, к королю, за подмогой. Пану Подбипятке непорочность не терпится сбыть! — бушует Заглоба. Ивсе же он, Володыёвский и Скшетуский готовы идти с другом на верную смерть. Но князь Вишневецкийвелит пробираться в Топоров по одному.Первым отправляется пан Лонгинус — и гибнет лютой смертью. Вторым идет Скшетуский. Изможденный,голодный и больной, пробирается он по реке и болотам мимо врагов.И вот в королевских покоях появляется страшное существо в окровавленных лохмотьях, болеепохожее на призрак. Едва держась на ногах, рассказывает Скшетуский о беспримерном героизме своихтоварищей. Потрясенный король немедленно посылает свои отряды на помощь осажденным. Я должниктвой, говорит он Скшетускому.Восемь дней пролежав в бреду, Ян приходит в себя — и видит щекастую физиономию Редзяна. И хотьвелел юноше ксендз пока помалкивать, боясь, как бы Скшетуский от радости не помер, Редзян невыдерживает и рассказывает, как они Елену спасли, как он с ней от татар ускакал да попал в рукибрата Горпыны, Донца, и тот сам девушку к Богуну везти хотел, но тут поляки подоспели; казаковпорубили, Донца на кол посадили, а Редзян, еле отвадив от Елены молодых шляхтичей, привез барышню вЗамостье.Тут в комнату вбегают Володыёвский и исхудавший Заглоба. Под Зборовом заключен мир, осада снята!И вскочив на коней, друзья мчатся навстречу Елене. Завидев карету, Скшетуский спешивается, падаетна колени, и среди всеобщего переполоха его обнимают нежные руки любимой. РасчувствовавшийсяЗаглоба едва не забывает сказать Яну, что Володыёвский опять ранил Богуна и в плен взял. Да Богун,похоже, сам смерти искал… Вишневецкий хотел его на кол посадить, а потом решил отдать Скшетускому.

Читайте также:  Краткое содержание тайное становится явным драгунского точный пересказ сюжета за 5 минут

«Великой отваги это воин и вдобавок несчастлив, — говорит Ян. — Я его не принижу…»Все славят Скшетуского — героя Збаража. Ян, как истый рыцарь-христианин, смиренно опускаетголову. Глаза же Елены сияют гордостью: ведь мужняя слава для жены — что солнечный свет дляземли.Эпилог.

Долго еще длилась эта война. Храбро воевала шляхта, отважно громил «ляхов» Богун. Историясохранила память о беспримерных его делах. Он завладел большей частью земель Вишневецкого, ничьейвласти не признавал, жил же в Разлогах. Там как будто и умер.

И до самого смертного часа ни разу неозаряла лица его улыбка.

На нашем сайте Вы найдете значение “Генрик Сенкевич – Огнём И Мечом” в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Генрик Сенкевич – Огнём И Мечом, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква “Г”. Общая длина 56 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1397083-genrik-senkevich—ognm-i-mechom

Читать онлайн “Огнём и мечом” автора Сенкевич Генрик – RuLit – Страница 5

— Значит, Хведько взялся Хмельницкого тебе доставить? — снова стал спрашивать Зацвилиховский.

— Именно. И доставит, не будь я Чаплинский. .

— А я твоей милости могу сказать: не доставит. Хмельницкий ловушки избежал и на Сечь подался, о чем еще сегодня следует известить краковского пана нашего. С Хмельницким лучше не шутить.

Короче говоря, и умом он быстрее, и рука его потяжеле, и удачи у него поболе, чем у твоей, сударь, милости, ибо очень ты в раж входишь.

Хмельницкий, повторяю, отбыл в безопасности, а если не веришь, тогда этот кавалер подтвердит, который его в степи вчера видел и, с целым и невредимым, с ним разъехался.

— Не может такого быть! Не может быть! — завизжал, дергая себя за чуб, Чаплинский.

— Более того, — продолжал Зацвилиховский, — кавалер, здесь присутствующий, сам же его и спас, а слуг твоей милости перебил, в чем, несмотря на гетманские указы, не виноват, так как из Крыма с посольством возвращается и про указы не знал; видя же человека, грабителями, как он решил, в степи обижаемого, поспешил ему на помощь. О сказанном спасении Хмельницкого заранее тебя, сударь, предупреждаю, так как он с запорожцами непременно тебя в экономии твоей навестит, и надо полагать, что ты этому не обрадуешься. Слишком уж ты с ним цапался. Тьфу, черти бы вас побрали!

Зацвилиховский тоже не любил Чаплинского.

Чаплинский вскочил и от ярости слова не мог сказать. Лицо его совсем побагровело, а глаза еще сильнее выпучились. Стоя в таком виде перед Скшетуским, он стал бессвязно выкрикивать:

— То есть как? Ты… невзирая на гетманские распоряжения!.. Я те, сударь… Я те, сударь…

А Скшетуский даже и со скамьи не привстал; опершись на локоть, он глядел на наскакивавшего Чаплинского, как сокол на привязанного воробья, и наконец спросил:

— С чего ты, сударь, ко мне прицепился, точно репей к собачьему хвосту?

— Да я тебя к ответу… Не слушаешься указа… Я вашу милость казаками!..

Подстароста так орал, что шум в погребке несколько утих. Люди стали поворачиваться к Чаплинскому. Он всегда искал ссоры, уж такая это была натура, и с каждым встречным скандалил; но сейчас всех удивило, что разошелся он при Зацвилиховском, которого одного и боялся, а задрался с жолнером, одетым в форму Вишневецких.

— Уймись, сударь, — сказал старый хорунжий. — Сей кавалер пришел со мною.

— Я те… те… тебя в суд… в колодки!.. — продолжал вопить Чаплинский, не обращая ни на что и ни на кого внимания.

Тут уже и пан Скшетуский тоже поднялся во весь свой рост, однако сабли из ножен не вытащил, а, подхватив ее, свисавшую с пояса на двух перевязях, посередке, поднял таким образом, что рукоять с маленьким крестиком подъехала к носу Чаплинского.

— А понюхай-ка это, сударь, — холодно сказал он.

— Бей, кто в бога верует!.. Люди!.. — крикнул Чаплинский, хватаясь за эфес.

Но своей сабли выхватить не успел. Пан Скшетуский, повернув его на месте, одною рукою схватил за шиворот, другою — пониже спины за шаровары, поднял в воздух и, с рвущимся, точно кубарь, из рук, пошел с ним между скамей к дверям, возглашая:

— Панове-братья, дорогу рогоносцу! Забодает!

Сказавши это, он добрался до дверей, ударил в них Чаплинским, распахнул их таким манером и вышвырнул подстаросту вон.

Затем спокойно вернулся и сел на свое место рядом с Зацвилиховским.

В погребке во мгновение сделалось тихо. Сила, какую только что продемонстрировал Скшетуский, произвела на всю шляхту громадное впечатление. Спустя минуту всё вокруг сотрясалось от смеха.

— Vivant[9] вишневичане! — кричали одни.

— Сомлел, сомлел и в крови весь! — восклицали другие, выглядывавшие на улицу, любопытствуя узнать, что предпримет Чаплинский. — Слуги его поднимают!

Лишь немногие, те, кто считался сторонниками подстаросты, молчали и, не решаясь вступиться за него, хмуро поглядывали на наместника.

— Только и скажешь, что в пяту гонит эта гончая! — промолвил Зацвилиховский.

— Да какая там гончая? Дворняга! — возгласил, приближаясь, тучный шляхтич с бельмом на глазу, имевший во лбу дырку величиной с талер, в которой посвечивала голая кость.

 — Дворняга он, не гончая! Позволь, сударь, — продолжал шляхтич, обращаясь к Скшетускому, — быть к твоим услугам. Имя мое — Ян Заглоба.

Герб — Вчеле, в чем любой легко может убедиться хоть по этой вот дырке, какую в челе моем разбойная пуля проделала, когда я в Святую Землю за грехи молодости по обетованию ходил.

— Имей совесть, ваша милость! — сказал Зацвилиховский. — Ты же рассказывал, что тебе ее в Радоме кружкой пробили.

— Истинный бог, разбойная пуля! В Радоме другая история случилась.

— Давал ты, ваша милость, обет сходить в Святую Землю… оно возможно, но что тебя там не было — это наверняка.

— Да! Не было! Ибо в Галате уже страдания мученические принял! Пусть я не шляхтич, пусть я пес паршивый буду, если вру!

— Оно и брешешь, и брешешь.

— Последним прохвостом будучи, предаю себя в руки ваши, сударь наместник.

Тут и другие стали подходить знакомиться с паном Скшетуским и чувства ему свои выражать. Мало кто любил Чаплинского, и все были довольны, что тому такая конфузия приключилась.

Сейчас, не поразмыслив и не удивившись, невозможно поверить, что и вся окрестная чигиринская шляхта, и те, кто помельче — владельцы слобод, наемщики экономий, — чего там! — даже люди Конецпольских, — все, как оно по соседству бывает, зная о распрях Чаплинского с Хмельницким, были на стороне последнего, ибо Хмельницкий слыл знаменитым воином, немалые заслуги в разных баталиях снискавшим. Известно было также, что сам король поддерживал с ним отношения и высоко ценил его мнение. Случившееся же воспринимали как обычную свару шляхтича со шляхтичем, а подобные свары исчислялись тысячами, и особенно в землях русских. На сей раз, как всегда, приняли сторону того, кто умел завоевать себе больше симпатий, не загадывая, какие из этого могут проистечь страшные последствия. Лишь много позже сердца запылали ненавистью к Хмельницкому; причем одинаково сердца шляхты и духовенства обоих обрядов.

Итак, все подходили к Скшетускому с квартами, говоря: «Пей же, пане-брате! Выпей и со мною! Да здравствуют вишневичане! Такой молодой, а уже в поручиках у князя.

Vivat князь Иеремия, всем гетманам гетман! Куда угодно пойдем с князем Иеремией! На турок и татар! В Стамбул! Да здравствует милостиво царствующий над нами Владислав Четвертый!» Громче всех кричал пан Заглоба, готовый даже в одиночку перепить и перекричать целый регимент.

— Досточтимые господа! — вопил он, так что стекла в окошках звенели.

— Уж я на его милость султана подал в суд за насилие, до которого он допустил произойти со мною в Галате.

— Не городи ты, ваша милость, чушь всякую, язык пожалей!

— То есть как, досточтимые господа? Quatuor articuli judicii castrensis; stuprum, incendium, latrocinium et vis armata alienis aedibus illata[10]. А разве же не было это vis armata?[11]

— Чистый глухарь ты, сударь.

— А я и в трибунал его!

— Уймись же, ваша ми…

— И кондемнату получу, и подлецом его оглашу; вот тебе и война, но уже с приговоренным к бесчестию.

— Здоровье ваших милостей!

Некоторые, однако, смеялись, а с ними и пан Скшетуский — ему уже малость ударило в голову; шляхтич же и в самом деле, точно глухарь, который собственным голосом упивается, не умолкая, токовал далее. К счастью, тирады его были прерваны другим шляхтичем, который, приблизившись, дернул болтуна за рукав и сказал с певучим литовским выговором:

— Так познакомь же, сударь добрый Заглоба, и меня с паном наместником… Познакомь же!

— Обязательно! Непременно! Позволь, ваша милость наместник, — это господин Сбейнабойка.

— Подбипятка, — поправил шляхтич.

— Один черт! Герба Сорвиштанец.

вернуться

Да здравствуют

вернуться

Четыре статьи полевого суда: изнасилование, поджог, разбой и нападение вооруженной силой на чужой дом

вернуться

вооруженной силой

Источник: http://www.rulit.me/books/ognyom-i-mechom-read-311682-5.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector