Краткое содержание сказки серебряное копытце бажова точный пересказ сюжета за 5 минут

Бажов Павел сказка

Краткое содержание сказки Серебряное копытце Бажова точный пересказ сюжета за 5 минут

Автор: Бажова Павла Петровича

Название произведения: Серебряное копытце

Число страниц: 24

Жанр произведения: сказка

Главные герои: кошечка Муренка, девочка Даренка и дедушка Кокованя.

Краткое содержание сказа “Серебряное копытце”

Жил-был одинокий дедушка Кокованя, на старости лет остался он без жены и детей.

Соседи рассказали, что есть в их деревни маленькая девочка Даренка, которая осталась сиротой.

Услышав это, решил Кокованя взять себе сиротку на воспитание.

Когда пришел ее забирать, то решил забрать еще и Даренкину кошечку – Муренку.

Чтобы Даренка пошла к нему жить, старичок поведал ей историю о серебряном копытце.

Стали они вместе жить Кокованя, Даренка и Муренка.

Дед ходил на работу, а девочка готовила кушать и убирала.

Как-то Кокованя пошел на охоту в лес и взял с собой Даренку и Муренку. 

В лесу у него был домик, где они вместе поселились.

Когда дедушка уехал по делам, Дарена в окошечко увидела, как Муренка играется с Серебряным копытцем – волшебным козликом.

Когда она вышла на улицу, чтобы подойти к нему, то увидела, что волшебный козлик бьет копытом по крыше.

Буквально за пару минут весь дом был усыпан драгоценными камешками.

Как Кокованя пришел домой, то они вместе с Даренкой насбирали полную шапку драгоценностей и зажили в достатке.

Только Муренка после встречи с Серебряным копытцем куда-то исчезла.

План пересказа сказки “Серебряное копытце”

1) Дед Кокованя, сиротка Даренка и кошка Муренка

2) Сказ о серебряном копытце

3) Жизнь втроем

4) Охота зимой на козлов

5) Зимний дом Коковани.

6) Встреча с волшебным козликом.

7) Подарок Серебряного копытца – драгоценные камни.

8) Возвращение Коковани и Даренки домой.

Рисунок – иллюстрация сказки “Серебряное копытце”

Главная мысль сказки “Серебряное копытце”

Если ты творишь добро и веришь в чудеса, то все загаданные желания обязательно сбудутся.

Чему учит произведение?

Сказка “Серебряное копытце” учит милосердию и добру. Добрые дела всегда будут вознаграждены.

Старик Кокованя взяв к себе сиротку Даренку и ее кошку Муренку, приобрел не только семью, но большое богатство.

Отзыв по произведению “Серебряное копытце”

Мне очень понравилась сказка “Серебряное копытце” тем, что она учит любви к ближнему и вере в чудеса.

Именно любовь и забота привела к тому, что у Коковани появилась семья, а вознаграждением за его доброе сердце стало чудесное появление волшебного козла.

Серебряное копытце помог этой крепкой семье своими драгоценными камнями, чтобы они жили в достатке.

Очень советую прочитать это чудесное произведение русской литературы.

Пословицы к произведению “Серебряное копытце”

Доброму Бог помогает.

Кто добро творит, тому Бог отплатит.

Мир не без добрых людей.

Даст Бог роток, даст и кусок.

Каково аукнешь, таково и откликнется.

Неизвестные ранее слова и их значение:

Пособник – помощник, похлебка – суп, пожитки – вещи, душной – запах животного, угрузнешь – провалишься, несподручно – неловко, взъесться – рассердиться, солонина – засоленное мясо, балаган – временный, легкий домик, покосные ложки – широкий овраг для покоса, статочное дело – нужное ли дело, горюн – печаль, хризолиты – драгоценные камни зеленого цвета.

Источник: https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-4-klass/bazhov-pavel-skazka-serebrianoe-kopyttse

“Серебряное копытце”

Бажов Павел сказ “Серебряное копытце” Жанр: авторский волшебный сказ.

Главные герои сказа “Серебряное копытце” и их характеристика

  1. Кокованя, старик охотник, без семьи, летом моет золото, зимой козлов стреляет. Добрый и веселый.
  2. Даренка, сиротка, 6 лет, любит животных и сказки, ко всему относится восторженно, все ей кажется чудесным.
  3. Муренка, бурая кошка, рассудительная и умная, охотилась на мышей, подружилась с козлом.
  4. Серебряное копытце, волшебный козел, который мог выбивать драгоценные камни.

План пересказа сказа “Серебряное копытце”

  1. Кокованя ищет сиротку
  2. Ему советуют девочку
  3. Он знакомится с Даренкой и Муренкой
  4. Сказка про козла
  5. Осень настала
  6. Зимний балаган
  7. Обильная охота
  8. Даренка остается одна.
  9. Первый вечер, девочка видит козла
  10. Второй вечер, встреча с козлом.
  11. Третий вечер, фонтан драгоценных камней
  12. Шапка хризолитов.

Кратчайшее содержание сказа “Серебряное копытце” для читательского дневника в 6 предложений

  1. Искал себе старый охотник Кокованя сиротку и взял маленькую девочку Даренку, да кошку ее Муренку.
  2. Кокованя рассказал Даренке про чудесного козла с серебряным копытом.
  3. Кокованя с Даренкой отправляются в зимний балаган, да кошка за ними увязалась.
  4. Кокованя уходит за лошадью, а Даренка видит козла и старается его приманить.
  5. Муренка убегает в лес и знакомится с козлом, козел запрыгивает на крышу балагана и стучит копытом.
  6. Возвращается Кокованя, набирает полшапки драгоценных камней, а остальные к утру снег засыпал.

Главная мысль сказа “Серебряное копытце” Счастье улыбается тому, кто этого счастья достоин.

Чему учит сказ “Серебряное копытце”

Этот сказ учит нас относится к природе с любовью, учит восторгаться красотой природы, удивляться ее чудесам. Учит быть добрыми с животными, учит тому, что веселье в трудную минуту помогает, учит не быть жадным и не брать больше необходимого.

Отзыв на сказ “Серебряное копытце”

Это очень красивая история придуманная замечательным писателем. Мне очень нравится девочка Даренка, которая видела как прекрасна природа вокруг. Мне нравится старик Кокованя, который не очерствел сердцем. Мне нравится умная кошка Муренка, которая нашла себе настоящего друга.

Пословицы к сказу “Серебряное копытце”

Дареному коню в зубы не смотрят. В каждой шутке есть доля правды. Лучше в малом да удача, чем в большом да провал. Краткое содержание, краткий пересказ сказа “Серебряное копытце” Жил на заводе старик Кокованя и не было у него семьи. Вот и надумал Кокованя сиротку в дом взять. Поспрашивал у соседей, а ему девочку шестилетнюю и посоветовали.

Хотел Кокованя мальчонку, но решил на девочку посмотреть. Пришел в дом, смотрит народу много, а у печки девочка маленькая сидит и кошку бурую гладит, а та мурчит на всю избу. Спрашивает Кокованя девочку, пойдет ли подаренка к нему жить, а девочка удивляется, откуда старик узнал, что ее Даренкой кличут.

Согласилась она со стариком идти, только чтобы и кошку Муренку с собой взять. Стали вместе жить охотник Кокованя, девочка Даренка и кошка Муренка. А Кокованя все сказки рассказывал. И рассказал он про козла с серебряным копытом на правой ноге. Ростом невеликого, а рога о пяти веточек. Осенью пошел Кокованя в лес, посмотреть где козлов много.

Вернулся, сказал, что будет в лесной балаган перебираться, козлов стрелять. Упросила его Даренка ее с собой взять. Пошли они по заводу, а собаки лай подняли. Смотрят, Муренка за ними бежит. Так стороной до самого балагана и бежала. Опять стали они втроем жить. Козлов много Кокованя настрелял, надо было ему за лошадью на завод съездить.

Оставил он Даренку одну в балагане. В первый день не тоскливо было девочке. Только видит от леса комочек катится – козел с пятью веточками рогов. Выбежала Даренка, а козла нет. Решила, что почудилось ей. На второй день тоскливо Даренке стало. Слышит стук за дверью. Вышла она, смотрит – а то козел вчерашний. Позвала она его, а козел фыркнул и убежал.

На третий день совсем грустно девочке стало. Глядь, а и Муренки рядом нет. Побежала девочка в лес кошку искать. Вдруг видит, Муренка и Козел вместе стоят, словно разговаривают. Потом козел побежал, остановится. копытом бьет, а Муренка за ним. Заскочил козел на крышу балагана, да давай копытом стучать. А камни драгоценные так и сыпятся.

Тут и Кокованя пришел, своего балагана узнать не может – весь в драгоценных камнях. А козлик стукнул ногой и вдруг вместе с Муренкой исчез. Набрал Кокованя полшапки драгоценных камней, хотел еще собрать, да Даренка его остановила. Хотела с утра на эту красоту посмотреть. Только за ночь снег прошел, не нашли больше они камней.

Впрочем им и собранного хватило. А в лужках, где козел скакал, люди потом стали хризолиты находить.

Рисунки и иллюстрации к сказу “Серебряное копытце”

Источник: http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_6.html

Сказка Серебряное копытце — П. Бажов

Смотреть мультфильм «Серебрянное копытце»:

Читать текст сказки с картинками онлайн:

Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, — не знают ли кого, а соседи и говорят:

— Недавно на Глинке осиротела семья Григория Потопаева. Старших-то девчонок приказчик велел в барскую рукодельню взять, а одну девчоночку по шестому году никому не надо. Вот ты и возьми ее.

— Несподручно мне с девчонкой-то. Парнишечко бы лучше. Обучил бы его своему делу, пособника бы растить стал. А с девчонкой как? Чему я ее учить-то стану?

Потом подумал-подумал и говорит:

— Знавал я Григория да и жену его тоже. Оба веселые да ловкие были. Если девчоночка по родителям пойдет, не тоскливо с ней в избе будет. Возьму ее. Только пойдет ли?

Соседи объясняют:

— Плохое житье у нее. Приказчик избу Григорьеву отдал какому-то горюну и велел за это сиротку кормить, пока не подрастет. А у того своя семья больше десятка. Сами не досыта едят. Вот хозяйка и въедается на сиротку, попрекает ее куском-то. Та хоть маленькая, а понимает. Обидно ей. Как не пойдет от такого житья! Да и уговоришь, поди-ка.

— И то правда, — отвечает Кокованя, — уговорю как-нибудь.

В праздничный день и пришел он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит — полна изба народу, больших и маленьких. На голбчике, у печки, девчоночка сидит, а рядом с ней кошка бурая. Девчоночка маленькая, и кошка маленькая и до того худая да ободранная, что редко кто такую в избу пустит. Девчоночка эту кошку гладит, а она до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.

Поглядел Кокованя на девчоночку и спрашивает:

— Это у вас Григорьева-то подаренка? Хозяйка отвечает:

— Она самая. Мало одной-то, так еще кошку драную где-то подобрала. Отогнать не можем. Всех моих ребят перецарапала, да еще корми ее!

— Неласковые, видно, твои ребята. У ней вон мурлычет. Потом и спрашивает у сиротки:

— Ну, как, подаренушка, пойдешь ко мне жить? Девчоночка удивилась:

— Ты, дедо, как узнал, что меня Даренкой зовут?

— Да так, — отвечает, — само вышло. Не думал, не гадал, нечаянно попал.

— Ты хоть кто? — спрашивает девчоночка.

— Я, — говорит, — вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да все увидеть не могу.

— Застрелишь его?

— Нет, — отвечает Кокованя. — Простых козлов стреляю, а этого не стану. Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.

Читайте также:  Краткое содержание замечательная ракета оскара уайльда точный пересказ сюжета за 5 минут

— Тебе на что это?

— А вот пойдешь ко мне жить, так все и расскажу, — ответил Кокованя.

Девчоночке любопытно стало про козла-то узнать. И то видит — старик веселый да ласковый. Она и говорит:

— Пойду. Только ты эту кошку Муренку тоже возьми. Гляди, какая хорошая.

— Про это, — отвечает Кокованя, — что и говорить. Такую звонкую кошку не взять — дураком остаться. Вместо балалайки она у нас в избе будет.

Хозяйка слышит их разговор. Рада-радехонька, что Кокованя сиротку к себе зовет. Стала скорей Даренкины пожитки собирать. Боится, как бы старик не передумал.

Кошка будто тоже понимает весь разговор. Трется у ног-то да мурлычет:

— Пр-равильно придумал. Пр-равильно. Вот и повел Кокованя сиротку к себе жить. Сам большой да бородатый, а она махонькая и носишко пуговкой. Идут по улице, а кошчонка ободранная за ними попрыгивает.

Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было.

Кокованя с утра на работу уходил, Даренка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила — мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да мурлычет:

— Пр-равильно говорит. Пр-равильно.

Только после всякой сказки Даренка напомнит:

— Дедо, про козла-то скажи. Какой он? Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал:

— Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем — там и появится дорогой камень. Раз топнет — один камень, два топнет — два камня, а где ножкой бить станет — там груда дорогих камней.

Сказал это да и не рад стал. С той поры у Даренки только и разговору, что об этом козле.

— Дедо, а он большой?

Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает:

— Дедо, а рожки у него есть?

— Рожки-то, — отвечает, — у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.

— Дедо, а он кого ест?

— Никого, — отвечает, — не ест. Травой да листом кормится. Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.

— Дедо, а шерстка у него какая?

— Летом, — отвечает, — буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая.

— Дедо, а он душной? Кокованя даже рассердился:

— Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет.

Стал осенью Кокованя в лес собираться. Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:

— Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу.

Кокованя и объясняет ей:

— Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот — дело другое. Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно.

Этим и отговорился. Осталась Даренка дома, а Кокованя в лес ушел.

Дней через пять воротился Кокованя домой, рассказывает Даренке:

— Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой.

— А как же, — спрашивает Даренка, — зимой-то в лесу ночевать станешь?

— Там, — отвечает, — у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен. Хороший балаган, с очагом, с окошечком. Хорошо там.

Даренка опять спрашивает:

— Серебряное копытце в той же стороне пасется?

— Кто его знает. Может, и он там. Даренка тут и давай проситься:

— Возьми меня, дедо, с собой. Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное копытце близко подойдет, — я и погляжу.

Старик сперва руками замахал:

— Что ты! Что ты! Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить! На лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще!

Только Даренка никак не отстает:

— Возьми, дедо! На лыжах-то я маленько умею. Кокованя отговаривал-отговаривал, потом и подумал про себя:

«Сводить разве? Раз побывает, в другой не запросится». Вот он и говорит:

— Ладно, возьму. Только, чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься.

Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться.

Уложил Кокованя на ручные санки сухарей два мешка, припас охотничий и другое, что ему надо. Даренка тоже узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да еще веревку.

«Нельзя ли, — думает, — этой веревкой Серебряное копытце поймать?»

Жаль Даренке кошку свою оставлять, да что поделаешь. Гладит кошку-то на прощанье, разговаривает с ней:

— Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе тогда все расскажу.

Кошка лукаво посматривает, а сама мурлычет:

— Пр-равильно придумала. Пр-равильно.

Пошли Кокованя с Даренкой. Все соседи дивуются:

— Из ума выжил старик! Такую маленькую девчонку в лес зимой повел!

Как стали Кокованя с Даренкой из заводу выходить, слышат — собачонки что-то сильно забеспокоились. Такой лай да визг подняли, будто зверя на улицах увидали. Оглянулись, — а это Муренка серединой улицы бежит, от собак отбивается. Муренка к той поре поправилась. Большая да здоровая стала. Собачонки к ней и подступиться не смеют.

Хотела Даренка кошку поймать да домой унести, только где тебе! Добежала Муренка до лесу да и на сосну. Пойди поймай!

Покричала Даренка, не могла кошку приманить. Что делать? Пошли дальше.

Глядят, — Муренка стороной бежит. Так и до балагана добралась.

Вот и стало их в балагане трое. Даренка хвалится:

— Веселее так-то. Кокованя поддакивает:

— Известно, веселее.

А кошка Муренка свернулась клубочком у печки и звонко мурлычет:

— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.

Козлов в ту зиму много было. Это простых-то. Кокованя каждый день то одного, то двух к балагану притаскивал. Шкурок у них накопилось, козлиного мяса насолили — на ручных санках не увезти. Надо бы в завод за лошадью сходить, да как Даренку с кошкой в лесу оставить! А Даренка попривыкла в лесу-то. Сама говорит старику:

— Дедо, сходил бы ты в завод за лошадью. Надо ведь солонину домой перевезти. Кокованя даже удивился:

— Какая ты у меня разумница, Дарья Григорьевна! Как большая рассудила. Только забоишься, поди, одна-то.

— Чего, — отвечает, — бояться. Балаган у нас крепкий, волкам не добиться. И Муренка со мной. Не забоюсь. А ты поскорее ворочайся все-таки!

Ушел Кокованя. Осталась Даренка с Муренкой. Днем-то привычно было без Коковани сидеть, пока он козлов выслеживал… Как темнеть стало, запобаивалась. Только глядит — Муренка лежит спокойнехонько.

Даренка и повеселела. Села к окошечку, смотрит в сторону покосных ложков и видит — по лесу какой-то комочек катится. Как ближе подкатился, разглядела — это козел бежит.

Ножки тоненькие, головка легонькая, а на рожках по пяти веточек.

Выбежала Даренка поглядеть, а никого нет. Воротилась да и говорит:

— Видно, задремала я. Мне и показалось. Муренка мурлычет:

— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно. Легла Даренка рядом с кошкой да и уснула до утра. Другой день прошел. Не воротился Кокованя. Скучненько стало Даренке, а не плачет. Гладит Муренку да приговаривает:

— Не скучай, Муренушка! Завтра дедо непременно придет.

Муренка свою песенку поет:

— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.

Посидела опять Даренушка у окошка, полюбовалась на звезды. Хотела спать ложиться, вдруг по стенке топоток прошел. Испугалась Даренка, а топоток по другой стене, потом по той, где окошечко, потом — где дверка, а там и сверху запостукивало. Не громко, будто кто легонький да быстрый ходит. Даренка и думает:

«Не козел ли тот вчерашний прибежал?»

И до того ей захотелось поглядеть, что и страх не держит. Отворила дверку, глядит, а козел — тут, вовсе близко. Правую переднюю ножку поднял — вот топнет, а на ней серебряное копытце блестит, и рожки у козла о пяти ветках. Даренка не знает, что ей делать, да и манит его как домашнего:

— Ме-ка! Ме-ка!

Козел на это как рассмеялся. Повернулся и побежал.

Пришла Даренушка в балаган, рассказывает Муренке:

— Поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела. Не видела только, как тот козлик ножкой дорогие камни выбивает. Другой раз, видно, покажет.

Муренка, знай, свою песенку поет:

— Пр-равильно говоришь. Пр-равильно.

Третий день прошел, а все Коковани нет. Вовсе затуманилась Даренка. Слезки запокапывали. Хотела с Муренкой поговорить, а ее нету. Тут вовсе испугалась Даренушка, из балагана выбежала кошку искать.

Ночь месячная, светлая, далеко видно. Глядит Даренка — кошка близко на покосном ложке сидит, а перед ней козел. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.

Муренка головой покачивает, и козел тоже. Будто разговаривают. Потом стали по покосным ложкам бегать. Бежит-бежит козел, остановится и давай копытцем бить. Муренка подбежит, козел дальше отскочит и опять копытцем бьет. Долго они так-то по покосным ложкам бегали. Не видно их стало. Потом опять к самому балагану воротились.

Тут вспрыгнул козел на крышу и давай по ней серебряным копытцем бить. Как искры, из-под ножки-то камешки посыпались. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые — всякие.

К этой поре как раз Кокованя и вернулся. Узнать своего балагана не может. Весь он как ворох дорогих камней стал. Так и горит-переливается разными огнями. Наверху козел стоит — и все бьет да бьет серебряным копытцем, а камни сыплются да сыплются. Вдруг Муренка скок туда же. Встала рядом с козлом, громко мяукнула, и ни Муренки, ни Серебряного копытца не стало.

Кокованя сразу полшапки камней нагреб, да Даренка запросила:

— Не тронь, дедо! Завтра днем еще на это поглядим.

Кокованя и послушался. Только к утру-то снег большой выпал. Все камни и засыпало. Перегребали потом снег-то, да ничего не нашли. Ну, им и того хватило, сколько Кокованя в шапку нагреб.

Все бы хорошо, да Муренки жалко. Больше ее так и не видали, да и Серебряное копытце тоже не показался. Потешил раз, — и будет.

Читайте также:  Краткое содержание оперы фауст гуно точный пересказ сюжета за 5 минут

А по тем покосным ложкам, где козел скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются. Видали?

Сказка Серебряное копытце — П. Бажов Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vse-skazki24.ru/bazhov-pavel/skazka-serebryanoe-kopyttse-p-bazhov.html

Серебряное копытце

Всю свою жизнь он проработал школьным учителем, так как очень любил детей. Красота родного края, его история и культура очень повлияла на творчество писателя.

Еще с раннего детства он любил собирать уральские легенды, которые рассказывали ему местные старожилы. Старинные устные предания позже легли в основу первых произведений автора. 

В сказах Бажова особе место занимают фантастические существа, которые являются не чем иным, как древними верованиями уральцев. Главные герои произведений – простые люди с чистой душой, которые верят в добро, честность, и посвящают свою жизнь труду.

Серебряное копытце: краткий пересказ

Главный герой рассказа – старый рабочий Кокованя, у которого не было семьи. Как-то он захотел взять к себе жить сироту, чтобы не проводить свою старость в одиночестве.

Люди рассказали Коковане, что в конце деревни растет маленькая девочка, родители которой умерли. О девочке должна была заботиться другая семья, однако ребенок не получал должной любви и ласки.

Когда наступил праздник, дед пошел уговаривать маленькую девочку переехать к нему. Чтобы заинтересовать ребенка он рассказал историю о необыкновенном козле, который топает своей волшебной ножкой.

Девочка очень хотела узнать подробности, однако дед сказал, что расскажет ей всю историю, только после того, как она переедет к нему. Девочка согласилась переехать к доброму деду. Он каждый день ходил на работу, она готовила еду и убирала избу. Дед каждый вечер рассказывал своей приемной внучке разные сказки.

Однажды, девочка попросила рассказать до конца сказку про волшебного козла. Дедушка поведал внучке, что у козла есть серебряное копытце: где оно стукнет, на том месте будет драгоценный камень. Девочка, заинтересовавшись сказкой, попросила, чтобы дед взял ее с собой в лес.

Дедушка согласился. В лесу у него был маленький домик с печкой, в котором девочка вместе со своей кошкой ждала деда с охоты. Когда дед в очередной раз пошел в лес охотиться на дичь, девочка увидела в окошко, как ее кошка играет с тем самым волшебным козлом, о котором рассказывал старик.

Девочка выбежала на улицу и увидела, как козел запрыгнул на крышу и начал быть своим серебряным копытцем по дому. За считанные секунды дом был обсыпан драгоценными камнями.

Когда пришел дедушка, они вместе с девочкой набрали целую шапку камней. Это позволило им всю дальнейшую жизнь прожить в достатке и благополучии. 

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Астафьев «Капалуха»: краткое изложение и анализ
Следующая тема:   Барто «Вовка – добрая душа»: серия стихотворений и их анализ

Источник: http://www.nado5.ru/e-book/bazhov-p-serebryanoe-kopytce

Отзыв о сказке П.П.Бажова «Серебряное копытце»

Главные герои сказки «Серебряное копытце» — старый охотник по имени Кокованя и его воспитанница, девочка по имени Даренка. Родители у Даренки умерли и старик, знавший их, взял ее на воспитание.

А Даренка в дом старика еще и кошку привела, которую подобрала на улице и приютила. Назвали ту кошку Муренка, уж больно звонко она мурлыкала. Вот и зажили они втроем.

Дед работал днем, девочка по дому хозяйничала, а кошка мышей ловила. Каждый был при своем деле.

Вечерами старик рассказывал воспитаннице разные сказки. И однажды услышала она сказку про чудесного козла, у которого на правой передней ноге серебряное копытце. Стоит козлу этой ножкой топнуть и появляется драгоценный камень.

Сколько раз топнет, столько и камней появляется. Девочке сказка до того понравилась, что она замучила потом Кокованю расспросами про Серебряное копытце. Очень ей хотелось увидеть это чудное животное.

Но охотник сказал, что увидеть Серебряное копытце можно только зимой.

Когда наступила зима, и Кокованя стал собираться в лес на охоту, Даренка напросилась вместе с ним идти. И Муренка за ними увязалась. Поселились они в зимней избушке.

Дед охотился на козлов, и настолько хорошо шла охота, что добычу на санках увезти бы не получилось. Надо было идти за лошадью, но Кокованя боялся оставить девочку одну в лесу.

Даренка его уговорила идти, сказав, что бояться не будет.

В первый же вечер, как старик ушел, увидела Даренка в окошко, как из лесу к избушке выбежал маленький козел, по описанию похожий на волшебного козла с серебряным копытцем. Девочка выбежала на улицу, но никого не увидела.

На второй вечер Серебряное копытце опять появился возле зимовья. Но когда Даренка попыталась его приманить, чтобы поймать, он убежал. А в третий вечер девочка обнаружила, что кошка Муренка пропала. Стала она ее искать, да увидела, как та на улице с Серебряным копытцем играет.

Сначала они друг другу головами кивали, словно разговаривали, а потом наперегонки стали бегать. Козел вдруг запрыгнул на избушку и стал своим волшебным копытом бить. А из под копыта камни драгоценные полетели. Когда вернулся с лошадью Кокованя, вся избушка была камнями засыпана.

Тут Муренка на крышу к Серебряному копытцу запрыгнула, и они оба исчезли.

На радостях стал старик камни собирать, но Даренка его отговорила, хотелось ей еще назавтра полюбоваться на них. Только полшапки камней и успел старый охотник собрать. А наутро снег выпал и камни прикрыл.

Потом старик с девочкой пытались камни под снегом найти, да не нашли ничего. Но горевать они не стали, им и собранных драгоценных камней достаточно было.

А Серебряное Копытце и кошку Муренку они уже больше никогда не видели.

Таково краткое содержание сказки.

Главный смысл сказки «Серебряное копытце» состоит в том, что удача – осторожная особа и не любит она шума и суеты. Стоило деду Коковане уйти с зимовки за лошадью, как Серебряное копытце тут же объявился в тех местах и Даренке показался.

Да не просто показался, а своим волшебным копытом бил до тех пор, пока всю избушку драгоценными камнями не засыпал, подарив ее обитателям огромное богатство. Немалую роль тут и кошка Муренка сыграла.

Помнила она, что Даренка ее на улице подобрала и приютила, вот и отблагодарила девочку, уговорив Серебряное копытце для нее подарок сделать.

Сказка «Серебряное копытце» учит тому, что творить добро — дело хорошее.

Какие добрые дела мы видим в сказке? Кокованя не дал пропасть сиротке, Даренка пожалела кошку, Серебряное копытце расстарался для лесных гостей… Ещё сказка учит тому, что неожиданной удачей надо пользоваться сразу.

Не захотела Даренка, чтобы дед камни драгоценные прибрал с виду и пропали они в снегу на следующий день. Хорошо, что Кокованя немного камней успел таки набрать. Но им с Даренкой и такого богатства с лихвой хватило, не жадные они были.

Какие пословицы подходят к сказке «Серебряное копытце»?

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила. Доброе слово и кошке приятно.

Лучше в малом, да удача, чем в большом, да провал.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/rodnoye_slovo/otzyv_serebryanoe_kopytse/

Урок по литературному чтению «П. Бажов. Серебряное копытце. Краткий пересказ отрывка» 4 класс

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Писаренок Людмила Александровна, учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Луга

2. Класс: 4 Дата: 16.2014 Предмет: литературное чтение

3. Тема урока: «П. Бажов. Серебряное копытце. Краткий пересказ отрывка»

4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок №8 в разделе «Литературные сказки»; урок №2 по данному произведению.

5. Тип урока:

-по основной дидактической цели: урок практического применения знаний

(урок формирования новых знаний, закрепления изученного материала, обобщения и систематизации изученного, контроля и коррекции знаний и умений, урок практического применения знаний, умений, комбинированный урок);

– по способу проведения: сочетание различных форм работы

(сочетание различных форм работы, игра, и др.)

5. Цели урока:

образовательные: совершенствовать навыки правильного выразительного чтения по ролям, совершенствовать умение анализировать отрывок прозаического произведения; обучать составлять краткий пересказ прочитанного на основе плана и опорных слов;

развивающие: развивать умения анализировать, интерпретировать информацию, развивать память речь и мышление;

воспитательные: воспитывать интерес к творчеству русских писателей, любовь к Родине;

6.Планируемые результаты:

предметные: ученик научится отличать сказ от сказки и рассказа, читать выразительно текст, относящийся к жанру сказа, выделять тему и главную мысль каждой части и произведения в целом, получит возможность научиться составлять краткий пересказ отрывка прозаического текста с опорой на коллективно составленный план и опираясь на слова-опоры

метапредметные: в ходе урока будут формироваться следующие УУД:

регулятивные: целеполагание, осуществление контроля и оценки деятельности групп, волевая саморегуляция

познавательные: применение методов информационного поиска, умение структурировать знания, определение основной и второстепенной информации, умение осознанно строить речевое высказывание, свободно ориентироваться в тексте

коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе; учитывать позицию других, участвовать в коллективном обсуждении

личностные: осознание своей принадлежности к стране, где жили и творили великие писатели, формирование системы нравственных ценностей (красота человеческих отношений),

7.Формы работы: парная , групповая, фронтальная, индивидуальная_____________________________________________________________

8. Технологии и приемы обучения: групповая работа, телекоммуникативные технологии

9. Ресурсы: Л.Ф Климанова, В.Г. Горецкий. Литературное чтение. класс: учебник для общеобразовательных учреждений- М.: «Просвещение», 2014. Презентация к уроку. Текст отрывка из сказа, который будет готовиться для краткого пересказа. Таблицы для индивидуальногоь использования, в которые будет записываться план и слова-опоры.

Ход урока

Этап урока

Время, мин

Содержание

Доска и оборудование

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Универсальные

учебные действия

1. Актуализация знаний

5 минут

На данном этапе идет актуализация ранее полученных знаний и постановка цели данного урока. Определяются возможные пути её достижения.

Результаты обсуждения будут представлены в презентации

Учитель: «На прошлом уроке мы начали работу над произведением …

Дети: «Серебряное копытце» П.Бажова (открывается слайд 1).

Учитель: «О ком оно? К какому жанру относится?»

Дети: «О Коковане и Даренке, которая мечтала увидеть Серебряное копытце и мечта её сбылась».

Говоря о жанре, дети могут назвать рассказ или сказку, доказывая свое мнение. Выслушав их мнения, учитель говорит, что данное произведение – сказ (Слайд 4). Затем один из учеников зачитывает определение. Учитель делает вывод о том, что сказ сочетает черты рассказа и сказки.

Далее учитель просит некоторых ребят (с низким уровнем развития речи) рассказать, какой отрывок им больше всего понравился. Дети называют его, пытаясь кратко пересказать, но делают это неумело.

Учитель: «Очень приятно, что данное произведение понравилось и вам захотелось поделиться с ребятами. Однако пересказать текст кратко и при этом выразить главное нелегко. И сегодня я попробую помочь вам подготовить пересказ отрывка из текста. Сформулируйте тему урока»

Дети: «Составление краткого пересказа отрывка произведения»

Учитель: «Как будем действовать?» .

Дети предлагают план действий. После этого демонстрируется слайд 5, где прописан алгоритм работы над кратким пересказом

На доске представлены слова, которые могут вызвать затруднение:

похлебка, балаган, очаг, душной, отменные, сдалека, статочное дело, дивуются, покосные ложки (Приложение №1)

Слайд 1.

П.П. Бажов. Серебряное копытце.

Слайд 4.

Сказ – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказах всегда есть назидательный смысл.

Слайд 5

Алгоритм работы над кратким пересказом

-Делим текст на части

-Озаглавливаем каждую часть, предварительно определив её тему и главную мысль

-Выбираем опорные слова

-Пересказываем самое главное в части, используя слова-опоры

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока, создает эмоциональный настрой, побуждает к высказыванию своего мнения.

Анализируют собственные знания по разделу Формулируют цель урока и пути её достижения

Определяют жанр произведения.

Целеполага-ние, планирова-ние результата

2.Составление краткого пересказа

25 минут

На данном этапе происходит непосредственный контакт с информацией.

1. Словарная работа. Инструктаж учащихся (3 минуты).

Учитель: «Перед вами текст отрывка для пересказа (лист 1 с текстом, Приложение №2). В нем вы можете делать пометки. Также вам дается таблица для заполнения, в которой вы будете записывать план пересказа и опорные слова соответственно алгоритму (Приложение 3)».

Дома вы читали произведение. Значение каких слов вы не поняли?» (на основе вопросов детей идет лексическая работа. Если вопросов нет, то учитель саам обращает внимание на слова, записанные на доске и просит объяснить их значение).

2. Работа над составлением краткого пересказа.

Учитель:

– Читаем первую часть (до слов «К вечеру соберутся и весело им).

-О ком эта часть? (О Даренке и Коковане)

-Что главное о Коковане и Даренке говорится в этой части? (Вместе им весело и у каждого дело есть)

– Как назовем эту часть ? (Вместе весело)

– Какие слова опоры выберем? (вместе, весело, у всякого дело было)

– Какие слова или выражения можно опустить? (жили поживали, мышей ловила)

– Перескажи эту часть (1-2 ученика)

– Оценим работу одноклассников. Чем будем руководствоваться при оцениваниии? (логичность, соответствие содержанию, краткость)

– Читаем вторую часть про себя. Где она заканчивается (до слов он лесом и пахнет)

– Читаем по ролям

– О ком? (О козлике)

– Что главное (Какой удивительный есть козлик)

– Слова-опоры (особенный, рожки о 5-и веточках, лесом пахнет, на правой ножке- серебряное копытце)

– В чем особенность данной части (Диалог)

– Как пересказываем диалог кратко?( Заменяем прямую речь косвенной)

– Прочитайте первое предложение. Что можно пропустить? (…а кошка Муренка лежит да мурлычет …)

– Прочитайте второе предложение. Замени прямую речь (напомнит, чтобы дедушка про козла рассказал).

– Прочитай третье предложение. Замени прямую речь на косвенную. (… рассказал, что козел тот особенный..)

– Прочитай этот абзац до конца (до слов груда дорогих камней). Есть ли здесь второстепенная информация? (нет)

– Прочитай Следующие 2 предложения. Какое можно пропустить? (Сказал это, да и не рад стал).

– Какие вопросы задает Даренка дедушке?. Составь предложение, перечислив все вопросы (Большой ли он, есть ли у него рожки, какая у него шерстка, не душной ли он?)

– Найдите ответы Коковани на эти вопросы и передай в одном предложении с однородными членами (Рассказал ей Кокованя, что козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легенькая, рожки отменные, на пять веток, травой и листом кормится, лесом пахнет)

– Перескажите эту часть.

Далее ребята оценивают пересказы.

– Читаем по ролям третью часть.

Далее обучающимся предлагается самостоятельно проделать всю подготовительную работу в группах и пересказать часть кратко.

Каждая группа зачитывает название и слова-опоры. Выбирается лучший вариант. Обучающиеся оценивают сами себя. Далее заслушиваются пересказы и в этом случае оценивают обучающие на основе заранее оговоренных критериев.

Слайд 6. Иллюстрация первой части

По мере работы на слайде появляется название части и слова-опоры

Слайд 7. Иллюстрация ко второй части

По мере работы на слайде появляется название части и слова-опоры

Слайд 8.

Иллюстрация к третьей части По мере работы на слайде появляется название части и слова-опоры

Поддержка интереса, активности обучающихся. обучающихся.

Поддержание усилий обучаемых по отслеживанию у них собственного понимания.

Организация групповой работы: формулировка заданий. Организация оценочных высказываний.

Обеспечение положительной реакции детей на творчество одноклассников.

Контроль за выполнением работы.

Объясняют значение слов.

Выразительно читают вслух.

Делят отрывок на части.

Определяют главную мысль отрывка и слова- опоры. Интегрируют идеи.

Составляют план с опорой на главное.

Пересказывают кратко на основе слов –опор и плана.

Анализируют ответы товарищей по коллективно выработанным критериям

Выполняют задание по группам.

Умение слушать и вступать в диалог, интегриро-ваться в группе; учитывать позицию других, участвовать в коллективном обсуждении

Осуществление контроля и оценки ,волевая саморегуля-ция

Применение методов информационного поиска, умение структуриро-вать знания, Анализ произведе-ний с целью определения основной и второстепен-ной информации, умение осознанно строить речевое высказыва-ние, свободно ориентиро-ваться в тексте.

Взаимоконт-роль и взаимооцен-ка

3. Рефлексия

10 минут

Учитель: «Итак, мы составили краткий пересказ отдельных частей. А теперь попробуйте кратко пересказать весь отрывок».

Заслушиваются ответы 2-3 обучающихся, анализируются с точки зрения соответствия содержания пересказа первичному тексту, логике изложения и краткости изложения.

Домашнее задание.

На выбор:

пересказать кратко 3 части, разобранные в классе;

– самостоятельно подготовить краткий пересказ следующих двух частей отрывка (второй лист с текстом, Приложение №2).

Руководство умственной деятельностью учащихся. Осуществление первичного контроля.

Осмысливают информацию, излагают материал в устной форме.

Сопоставляют цель урока и конечный результат.

Волевая саморегуляция.

Осознанное построение высказывания в устной форме.

Самоконтроль и самооценка

Читайте также:  Краткое содержание салтыков-щедрин соседи точный пересказ сюжета за 5 минут

Приложение 1

Словарь

Похлебка – жидкая пища с приправой, род супа из картофеля или крупы.

Балаган – легкая деревянная постройка, используемая для временного жилья.

Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.

Покосные ложки – широкие пологие овраги, поросшие травой.

Статочное ли дело – хорошее ли дело.

Душной – неприятно пахнущий.

Отменные – отличные.

Сдалека – издалека.

Приложение №2

Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Даренка да кошка Муренка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житье не плакались, и у всякого дело было. Кокованя с утра на работу уходил. Даречка в избе прибирала, похлебку да кашу варила, а кошка Муренка на охоту ходила – мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им. 

Старик был мастер сказки сказывать, Даренка любила те сказки слушать, а кошка Муренка лежит да мурлычет:- Пр-равильно говорит. Пр-равильно.Только после всякой сказки Даренка напомнит:- Дедо, про козла-то скажи. Какой он? Кокованя отговаривался сперва, потом и рассказал:- Тот козел особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце.

В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два топнет – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней. Сказал это, да и не рад стал. С той поры у Даренки только и разговору, что об этом козле.

– Дедо, а он большой? Рассказал ей Кокованя, что ростом козел не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая. А Даренка опять спрашивает:- Дедо, а рожки у него есть?- Рожки-то, – отвечает, – у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.- Дедо, а он кого ест?- Никого, – отвечает, – не ест. Травой да листом кормится.

Ну, сено тоже зимой в стожках подъедает.- Дедо, а шерстка у него какая?- Летом, – отвечает, – буренькая, как вот у Муренки нашей, а зимой серенькая.- Дедо, а он душной? Кокованя даже рассердился:- Какой же душной! Это домашние козлы такие бывают, а лесной козел, он лесом и пахнет. Стал осенью Кокованя в лес собираться.

Надо было ему поглядеть, в которой стороне козлов больше пасется. Даренка и давай проситься:- Возьми меня, дедо, с собой. Может, я хоть сдалека того козлика увижу. Кокованя и объясняет ей:- Сдалека-то его не разглядишь. У всех козлов осенью рожки есть. Не разберешь, сколько на них веток. Зимой вот – дело другое.

Простые козлы безрогие ходят, а этот, Серебряное копытце, всегда с рожками, хоть летом, хоть зимой. Тогда его сдалека признать можно. Этим и отговорился. Осталась Даренка дома, а Кокованя в лес ушел. Дней через пять воротился Кокованя домой, рассказывает Даренке:- Ныне в Полдневской стороне много козлов пасется. Туда и пойду зимой.

-А как же,-спрашивает Даренка, – зимой-то в лесу ночевать станешь?- Там, – отвечает, – у меня зимний балаган у покосных ложков поставлен. Хороший балаган, с очагом, с окошечком. Хорошо там. Даренка опять спрашивает:- Серебряное копытце в той же стороне пасется?- Кто его знает. Может, и он там. Даренка тут и давай проситься:- Возьми меня, дедо, с собой.

Я в балагане сидеть буду. Может, Серебряное копытце близко подойдет, – я и погляжу. Старик сперва руками замахал:- Что ты! Что ты! Статочное ли дело зимой по лесу маленькой девчонке ходить! На лыжах ведь надо, а ты не умеешь. Угрузнешь в снегу-то. Как я с тобой буду? Замерзнешь еще!Только Даренка никак не отстает:- Возьми, дедо! На лыжах-то я маленько умею.

Кокованя отговаривал-отговаривал, потом и подумал про себя:”Сводить разве? Раз побывает, в другой не запросится”. Вот он и говорит:- Ладно, возьму. Только, чур, в лесу не реветь и домой до времени не проситься. Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться. Уложил Кокованя на ручные санки сухарей два мешка, припас охотничий и другое, что ему надо.

Даренка тоже узелок себе навязала. Лоскуточков взяла кукле платье шить, ниток клубок, иголку да еще веревку.”Нельзя ли, – думает, – этой веревкой Серебряное копытце поймать?” Жаль Даренке кошку свою оставлять, да что поделаешь. Гладит кошку-то на прощанье, разговаривает с ней:-Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови.

Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе тогда все расскажу. Кошка лукаво посматривает, а сама мурлычет:- Пр-равильно придумала. Пр-равильно.Пошли Кокованя с Даренкой. Все соседи дивуются:- Из ума выжился старик! Такую маленькую девчонку в лес зимой повел!

Приложение 3

___________________________________________

План краткого пересказа

п/п

Название части

Опорные слова

1

2

3

4

5

Самооценка: Оценка одноклассника:

9

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok-po-litieraturnomu-chtieniiu-p-bazhov-sieriebrianoie-kopyttsie-kratkii-pierieskaz-otryvka-4-klass

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector