Краткое содержание скучная история чехова точный пересказ сюжета за 5 минут

«Скучная история» А. П. Чехова в свете феномена понимания

Краткое содержание Скучная история Чехова точный пересказ сюжета за 5 минут

  • Экспозицией повести (1889 г.) является самопрезентация рассказчика – раздельный анализ своего имени и самого себя. «Имя, автономное от своего носителя, напоминает Нос майора Ковалева, также жившего отдельно от своего владельца».

    «Скучная история» начинается подчеркнуто скучной характеристикой рассказчика как носителя предельно положительного и счастливого имени.

    Рассказчик противопоставляет свой счастливый образ, создаваемый именем, и слабый, немощный реальный внешний облик: «Насколько блестяще и красиво мое имя, настолько тускл и безобразен я сам» (С., 7, 252).

    Исследователями неоднократно замечены «психологическая отчужденность старого человека от своего «имени», от прошлой жизни» и то, что герой, в отличие от своего имени, «несчастлив и одинок». В презентации личности Николая Степановича важен процедурный подход.

    Личность представлена через анализ отдельных ее составляющих: имя – тело – умения.

    Еще современники Чехова, отмечая разносторонность Николая Степановича, критиковали автора за неправдоподобие в изображении («Нет, воля ваша, г-н Чехов, а уж что-нибудь одно: или Николай Степанович – выдающийся деятель науки и одна из звезд нашей интеллигенции, или он блуждающий в пустыне сомнений и безверия нытик, не знающий, что ему делать, куда идти и каким богам молиться, а потому и лишенный возможности что-либо сделать» [5; 201]). Однако чеховская правда состоит в том, что герой одновременно и высокообразованный человек и теряющий нить самопонимания и миропонимания больной старик.

    Формообразующее значение феномена понимания в «Скучной истории» замечено В. Я.Линковым: «По мере понимания героем себя, своих ближних, отношений с ними форма, «композиция» как бы рождаются на глазах читателя» [4; 47].

    Вслед за анализом собственной личности рассказчик предлагает читателю развернутое описание своего «теперешнего образа жизни», состоящего из однотипных, циклично повторяющихся действий, описываемых глаголами несовершенного вида (рассматриваю, слушаю, вспоминаю и т.д.).

    Герой повествует параллельно о прошлом и настоящем, в его рассказе тесно переплетаются циклическое и линейное время, переходя периодически одно в другое.

    Циклическое время нынешней жизни героя заполнено бессонницей и такими действиями, как разговоры с женой и дочерью, чтение лекций, общение с швейцаром Николаем и прозектором Петром Игнатьевичем, визиты товарищей, студентов, Кати, поездки в театр. Циклическое время сопряжено с «поэтикой тотальности», описываемой Н. Е.

    Разумовой [6; 34–45]. Периодически «тотальность» разрывается и позволяет рассказчику выстроить временну?ю прямую, на одном из промежутков которой в определенный момент опять сложится картина циклического времени и т.д.

    Эти временны?е переходы зачастую происходят в моменты обнажения в повести феномена понимания, обозначаемого как проблема.

    Описание разговоров с женой («Каждое утро одно и то же») прерывается постановкой вопроса: « неужели эта старая, очень полная, неуклюжая женщина, с тупым выражением мелочной заботы и страха перед куском хлеба была когда-то той самой тоненькой Варею, которую я страстно полюбил ?» (С., 7, 255). Герой не понимает, как жена стала такой. Следующий аспект проблемы понимания связан с детьми Николая Степановича, формулируется он следующим образом: «Отчего она (Лиза. – С. Б.), видя, как я и мать, поддавшись ложному чувству, стараемся скрыть от людей свою бедность, не откажется от дорогого удовольствия заниматься музыкой?» (С., 7, 257); «Это умный, честный и трезвый человек (сын. – С. Б.). Но мне этого мало.

    Я думаю, если бы у меня был отец старик и если бы я знал, что у него бывают минуты, когда он стыдится своей бедности, то офицерское место я отдал бы кому-нибудь другому, а сам нанялся бы в работники» (С., 7, 257).

    Николай Степанович не понимает некоторые поступки (или позиции) своих детей, однако в этом непонимании детей отчасти приближается к самопониманию: «Таить в себе злое чувство против обыкновенных людей за то, что они не герои, может только узкий и озлобленный человек» (С., 7, 257).

    Озлобленность на людей (также как и любовь к ним, отмечаемая рассказчиком у швейцара Николая) есть проявление неравнодушия.

    Однако и сам герой в отношении к миру и к окружающим людям, и мир, окружение по отношению к нему идут в направлении от любви к равнодушию, что обозначается даже повседневными наблюдениями: «Вот бакалейная лавочка; когда-то хозяйничал в ней жидок, продававший мне в долг папиросы, потом толстая баба, любившая студентов за то, что «у каждого из них мать есть»; теперь сидит рыжий купец, очень равнодушный человек, пьющий чай из медного чайника» (С., 7, 257).

    Среди множества описанных в повести отношений между Николаем Степановичем и другими персонажами центральное место занимают взаимоотношение старого профессора и его воспитанницы Кати.

    При упоминании о Кате происходит очередной разрыв циклического времени, следует развернутое линейное описание истории появления и жизни воспитанницы в профессорском доме, взаимодействия судеб двух людей. Первичное отношение Николая Степановича к Кате – созерцательное («наблюдал я ее только урывками»).

    Но в своей созерцательности, пассивности профессор тем не менее открыт для общения с Катей, а это одна из ступенек пути к возможному пониманию: «Жена и дети не слушали ее. У одного только меня не хватало мужества отказывать ей во внимании» (С., 7, 269). Герой признается, что «никогда не разделял театральных увлечений Кати» (С.

    , 7, 269), непроизвольно он склонил и ее в свою веру: «На место ее недавнего цельного взгляда на театр приходят дробяще-критические суждения» [6; 39]. Герои сформировали единое отношение к жизни: «Как истинная «воспитанница», Катя усваивает от него (от Николая Степановича. – С. Б.

    ) не только сам отрицательный характер тотальности, но и нераздельную с ней аналитически-дробящую «методологию», которая у нее становится основой всего жизненного поведения: Катя сознательно проматывает, распыляет не только отцовское наследство, но и жизнь» [6; 39]. Единство жизненной «методологии» героев тем не менее не есть понимание по двум причинам.

    Во-первых, «аналитически-дробящий» подход к действительности лишен созидательного потенциала, более того, он содержит деструктивную тенденцию: « когда ею периодически овладевал дух расточительности и мне то и дело приходилось, по ее требованию, высылать ей то тысячу, то две рублей, когда она писала мне о своем намерении умереть и потом о смерти ребенка, то всякий раз я терялся и все мое участие в ее судьбе выражалось только в том, что я много думал и писал длинные, скучные письма, которых я мог бы совсем не писать» (С., 7, 273). Во-вторых, в жизненно важные моменты, когда проблема понимания стоит особенно остро, герои совсем не слышат и не понимают друг друга: «Приближающаяся смерть Николая Степановича неведома для окружающих, о ней знает только герой. Важно и другое: в рассказе есть намеки на то, что возможна гибель Кати.

    Однако старый профессор поразительно равнодушен к ней, не может понять ее, как она не может понять его» [2; 219]. Отмечаемое А. В.

    Кубасовым равнодушие Кати и профессора друг к другу нам представляется более правильным определить как бездействие, поскольку в тексте «Скучной истории» прямо заявлена тема взаимной привязанности Николая Степановича и воспитанницы: «она симпатична мне», «из дому она выходит только раз в день, чтобы повидаться со мной», «и я даю себе клятву больше никогда не ходить к Кате, хотя и знаю, что завтра же опять пойду к ней» (С., 7, 291) и т.д. Бездействие героев влечет за собой агрессию и упреки в бездействии, адресованные близкому и не очень близкому окружению. Катя с настойчивой неприязнью обвиняет семью Николая Степановича в невнимании к нему, Николай Степанович обвиняет в злословии Катю и Михаила Федоровича, разоблачает «авторов серьезных статей», имеющих непосредственное отрицательное влияние на общество и т.п. Питая друг к другу теплые чувства, но не сумев выстроить конструктивных отношений, и профессор и Катя особенно остро замечают дисгармонию вокруг, однако не ищут причин дисгармонии в самих себе.

    Читайте также:  Краткое содержание сказок евгения шварца за 2 минуты

    Страницы: 1 2 3

  • Источник: http://soshinenie.ru/skuchnaya-istoriya-a-p-chexova-v-svete-fenomena-ponimaniya/

    Краткое содержание Скучная история – краткие содержания произведений по главам

    Скучная история А. П. Чехов

    Скучная история

    Профессор медицины Николай Степанович — ученый, достигший вершин своей науки, пользующийся всеобщим почетом и признательностью; его имя известно каждому грамотному человеку в России.

    Носящий это имя, то есть он сам, — старик, неизлечимо больной, жить ему, по собственному диагнозу, осталось не больше полугода В своих записках он пытается понять положение, в котором оказался: его, знаменитого человека, судьба приговорила к смертной казни. Он описывает обычное течение своей теперешней жизни.

    Бессонница каждую ночь. Домашние — жена и дочь Лиза, которых он прежде любил, теперь своими мелочными житейскими заботами только раздражают его. Ближайшие сотрудники: чудаковатый и преданный университетский швейцар Николай, прозектор Петр Игнатьевич, ломовой конь и ученый тупица.

    Работа, которая раньше доставляла Николаю Степановичу наслаждение, его университетские лекции, когда-то равные произведениям поэта, теперь приносят ему одно только мучение.

    Николай Степанович не философ и не богослов, всю жизнь судьбы костного мозга интересовали его больше, чем конечная цель мироздания, его душа не хочет знать вопросов о загробных потемках. Но то, чем радовала его жизнь — покой и счастье в семье, любимая работа, уверенность в себе, — ушло безвозвратно.

    Новые мысли, каких он раньше не знал, отравляют его последние дни. Ему кажется, что жизнь его обманула, его славное имя, блестящее прошлое не облегчают сегодняшней боли. Обычные посетители старого профессора.

    Коллега по факультету, нерадивый студент, выпрашивающий тему диссертант — все кажутся Николаю Степановичу смешными, недалекими, ограниченными, каждый дает повод для раздражения или издевки. Но вот еще один, желанный посетитель: знакомые шаги, шорох платья, милый голос… Катя, дочь покойного товарища-окулиста, выросла в семье Николая Степановича.

    Еше к пятнадцати годам ею овладела страстная любовь к театру. Мечтая о славе и служении искусству, доверчивая и увлекающаяся, она ушла в провинциальные актрисы, но года через два разочаровалась в театральном деле, в товарищах по сцене, утратила веру в свой талант, пережила несчастную любовь, покушалась на самоубийство, похоронила своего ребенка.

    Николай Степанович, любивший Катю как дочь, пытался помочь ей советом, писал ей длинные, но бесполезные письма. Теперь, после пережитого крушения, Катя живет на остатки отцовского наследства. Интерес к жизни она утратила, лежит у себя дома на кушетке и читает книги, да раз в день навещает Николая Степановича.

    Его жену и Лизу она не любит, те платят ей взаимностью. Обычный семейный обед тоже не несет Николаю Степановичу ничего, кроме раздражения. Присутствуют жена, Лиза, две-три ее подруги по консерватории и Александр Адольфович Гнеккер — личность, внушающая профессору острую антипатию.

    Поклонник Лизы и претендент на ее руку, он бывает в доме ежедневно, но никто не знает, какого он происхождения и на какие средства живет. Продает где-то чьи-то рояли, знаком со знаменитостями, судит о музыке с большим авторитетом — приживал при искусстве, делает для себя вывод Николай Степанович.

    Он с тоской вспоминает прежние, простые и веселые семейные обеды, угрюмо думает о том, что уже давно внутренняя жизнь жены и Лизы ускользнула от его наблюдения. Они давно не те, какими он знал и любил их прежде. Отчего произошла перемена — он не знает.

    После обеда жена, как обычно, упрашивает его съездить в Харьков, откуда родом Гнеккер, навести там справки о его родителях и состоянии. От чувства одиночества, от страха перед бессонницей Николай Степанович выходит из дома. Куда идти? Ответ давно ему ясен: к Кате. Только у Кати ему тепло и уютно, только ей можно пожаловаться на свое состояние.

    Прежде, говорит он ей, у него было чувство короля, он мог быть снисходительным, прощал всех направо и налево. Но теперь в его голове день и ночь бродят злые мысли, приличные только рабам. Он стал не в меру строг, требователен, раздражителен.

    Вся его прошлая жизнь представляется ему красивой, талантливо сделанной композицией, остается только не испортить финала, встретить смерть бодро и со спокойной душой. «Но я порчу финал…»

    У Кати бывает еще один гость, филолог Михаил Федорович. Он, очевидно, влюблен в нее и не решается ей в этом признаться. Он развлекает анекдотами из университетской жизни, и его злословие также раздражает Николая Степановича. Разговоры об измельчании нового поколения, об отсутствии идеалов у молодежи он прерывает резкими возражениями. Но про себя он чувствует, что злые, «аракчеевские» мысли владеют и его существом. И к собеседникам, которых он сравнил со злыми жабами, его тянет снова каждый вечер.

    Наступает лето, профессор с семьей живет на даче. Ночью по-прежнему бессонница, но днем вместо работы — чтение французских книжек. Николай Степанович знает, что такое творчество и главное его условие: чувство личной свободы. Его суждения о литературе, театре, науке метки и точны.

    Но мысли о близкой смерти, теперь уже через три или четыре месяца, его не оставляют. Посетители бывают те же: швейцар, прозектор; обеды с участием того же Гнеккера. Заезжает, чтобы прокатить профессора на своем шарабане, Катя. Она понимает, что жизнь ее не складывается, что время и деньги уходят бесцельно. «Что же мне делать?» — спрашивает она.

    «Что ответить ей?» — размышляет Николай Степанович. Легко сказать «трудись», или «раздай свое имущество бедным», или «познай самого себя», но ведь эти общие и шаблонные советы вряд ли помогут в данном отдельном случае. По вечерам на даче у Кати бывает все тот же Михаил Федорович, влюбленный и злословящий.

    И Николай Степанович, прежде осуждавший нападки на университет, студентов, литературу, театр, сам теперь участвует в злословии. Бывают страшные ночи с громом, молнией, дождем и ветром, которые в народе называются воробьиными. Одну такую ночь переживает и Николай Степанович.

    Он просыпается от страха внезапной смерти, не может совладать со своим безотчетным ужасом. Вдруг слышатся не то стоны, не то смех. Прибегает жена, зовет его в комнату Лизы. Та стонет от какой-то муки, бросается отцу на шею: «Папа мой хороший… Я не знаю, что со мною… Тяжело!» «Да помоги же ей, помоги! — умоляет жена.

    — Сделай что-нибудь!» «Что же я могу сделать? Ничего не могу», — размышляет отец. «На душе у девочки какая-то тяжесть, но я ничего не понимаю, не знаю и только могу бормотать: — Ничего, ничего Это пройдет… Спи, спи…»

    Спустя несколько часов он у себя в комнате, все еще не спит, слышит стук в окно. Это Катя. И у нее в эту ночь какие-то тяжелые предчувствия. Она умоляет Николая Степановича забрать у нее ее деньги и поехать куда-нибудь лечиться. После его отказа она уныло уходит. Николай Степанович в Харькове, куда настойчиво посылала его жена.

    На смену состоянию злости и раздражения пришло новое: полного равнодушия. Он узнает здесь, что о Гнеккере в городе ничего не знают, но когда приходит телеграмма от жены с сообщением, что Гнеккер тайно обвенчался с Лизой, он встречает известие равнодушно. Это его пугает: ведь равнодушие — паралич души, преждевременная смерть.

    Читайте также:  Краткое содержание катаев сын полка точный пересказ сюжета за 5 минут

    Утро застает его сидящим в постели в гостиничном номере, занятым все теми же неотвязными размышлениями. Ему кажется, что он понял причину той слабости, которая привела его накануне конца к злым, рабским мыслям, а потом к равнодушию. Дело в том, что в его мыслях, чувствах, суждениях нет общей идеи, или бога живого человека. «А коли нет этого, то, значит, нет и ничего».

    Если нет чего-то общего, что связывало бы все в одно целое, достаточно было серьезного недуга, страха смерти, чтобы все, в чем виделись смысл и радость жизни, разлетелось в клочки. Николай Степанович окончательно сдается и решает сидеть и молча ждать, что будет. Раздается стук в дверь, перед ним стоит Катя.

    Приехала, говорит она, просто так, роняет письмо от Михаила Федоровича. Потом, бледнея и сжимая руки, обращается к Николаю Степановичу: «Ради истинного Бога скажите скорее, сию минуту: что мне делать? …Ведь вы мой отец, мой единственный друг! Вы были учителем! Говорите же, что мне делать?» Николай Степанович еле стоит на ногах, он растерян.

    «По совести, Катя, не знаю… Давай, Катя, завтракать». Не получив ответа, она уходит — куда, не знает сама. И видит ее, вероятно, в последний раз. «Прощай, мое сокровище!»

    skuchnajaistorija

    Источник: http://www.school-essays.info/kratkoe-soderzhanie-skuchnaya-istoriya-kratkie-soderzhaniya-proizvedenij-po-glavam/

    «Скучная история» краткое содержание

    Скучная история — повесть Антона Чехова, написанная в 1889 году.

    Повествование ведется от первого лица главным героем произведения, заслуженным профессором Николаем Степановичем, известнейшим человеком. Он неизлечимо болен и по собственным прогнозам жить ему осталось не больше полугода.

    Николай Степанович размышляет о своей судьбе, волей которой он обречен на смерть, пытается понять себя, описывая обычное течение своей жизни. Жена Варвара, когда-то страстно им любимая, и дочь Лиза раздражают его, кажутся ему мелочными и пустыми.

    Общение с сотрудниками — прозектором Петром Игнатьевичем и швейцаром Николаем — не приносят Николаю Степановичу никакой радости.

    Преподавание, которое раньше было для него источником высшего наслаждения, теперь тяготит его: он знает, что из-за болезни не может читать лекции с прежним блеском и талантом, что справедливо было бы уступить своё место человеку молодому и здоровому, но не в силах этого сделать. Наука — единственное, что по-настоящему занимает Николая Степановича, отказаться от неё для него всё равно что быть похороненным заживо.

    Николай Степанович думает о том, что его известное имя, с достоинством и толком прожитая жизнь не освобождают его от теперешних душевных и физических мук. Николай Степанович много времени проводит с Катей, дочерью своего покойного товарища, окулиста.

    В своём завещании тот назначил опекуном Кати Николая Степановича, и до десяти лет девочка жила в его доме, пока не была отдана в институт. Катя, в юности восторженная и наивная, с чистым сердцем и страстной любовью к театру, теперь ленивая и отчаявшаяся, искалеченная судьбой девушка.

    Она пробовала стать актрисой, разочаровалась в профессии, была предана любимым человеком и похоронила своего ребёнка. Об этом она писала Николаю Степановичу в своих письмах, просила совета; он отвечал, сознавая, что, в сущности, ничем не помогает ей. Николай Степанович и Катя любят друг друга, как отец и дочь.

    Варя и Лиза, напротив, ненавидят Катю, как это, по мнению Николая Степановича, только и умеют женщины. Катя, в свою очередь, презирает их так же сильно.

    Ежедневные семейные обеды утомляют и раздражают Николай Степановича. Помимо жены и дочери на них присутствует и некий Александр Адольфович Гнеккер, поклонник Лизы, который не симпатичен Николаю Степановичу и внушает ему недоверие.

    Жена же периодически заводит с Николаем Степановичем разговор на предмет того, что тот непременно должен съездить в Харьков, откуда Гнеккер родом, навести справки о его состоянии и семье.

    Николай Степанович не хочет ехать в Харьков, но, жалея жену, соглашается.

    Вечерами Николай Степанович ходит к Кате. С ней ему хорошо и уютно. Помимо него, у Кати бывает еще один гость — филолог Михаил Фёдорович, влюбленный в Катю и не решающийся ей признаться.

    Однажды вечером к Николаю Степановичу, мучимому своей постоянной бессонницей, приезжает Катя, умоляет его взять у неё деньги и поехать лечиться. Николай Степанович отказывается принимать деньги. Катя, расстроенная, уезжает.

    Николай Степанович отправляется в Харьков. Там он пытается навести справки о Гнеккере, но о нём в городе никто не знает. Вскоре Николай Степанович получает от жены телеграмму, из которой узнаёт, что Гнеккер тайно обвенчался с Лизой.

    Это сообщение никак не будоражит его; удивляясь собственному равнодушию, Николай Степанович продолжает размышлять о своей искалеченной, парализованной душе в гостиничном номере. Неожиданно раздаётся стук в дверь. Николай Степанович, удивлённый, видит перед собой Катю, которая приехала к нему.

    Она плачет, говорит, что Николай Степанович ей как отец и только он может ей помочь. Она умоляет его ответить на вопрос, что же ей делать. Она повторяет вопрос много раз, но Николай Степанович не знает, что ей ответить, как помочь, и лишь утешает общими словами, просит успокоиться и позавтракать с ним.

    Катя, поняв, что не услышит ответа, сообщает, вытирая слёзы, что уезжает в Крым. «Значит, на похоронах у меня не будешь?» — хочет спросить Николай Степанович. Но Катя уже не смотрит на него. Они прощаются. «Прощай, моё сокровище!» — слова, которыми автор заканчивает своё произведение.

    Источник: http://ktoikak.com/skuchnaya-istoriya-kratkoe-soderzhanie/

    Краткое содержание Скучная история в сокращении (Чехов А. П.)

    (1889г.)

    Каждому грамотному человеку в России известно имя ученого, профессора медицины Николая Степановича. Это имя пользуется неизменным почтением и признательностью, а сам Николай Степанович – немощный старик, который неизлечимо болен. Ему осталось жить полгода (по собственному диагнозу) и в повести описывается жизнь обреченного человека.

    Все, что раньше радовало профессора и приносило ему счастье, теперь только раздражает его.

    Жена и дочь Лиза живут своими заботами, которые кажутся ученому мелочными. Его мучает бессонница. Он никогда не задумывался о загробной жизни, а теперь эти странные мысли приходят ему в голову. Работа доставляет ему мучение, коллеги кажутся ограниченными.

    Единственный человек, который, кажется, его понимает – это дочь покойного товарища-окулиста Катя, которая выросла в семье Николая Степановича. Она совсем юная увлеклась театром и подалась в провинциальные актрисы. Жизнь потрепала ее, и, вернувшись домой, она утратила всякий интерес к своему существованию.

    Женя и дочь профессора не любят Катю, а она отвечает им взаимностью. Николай Степанович всегда пытался помочь Кате и сейчас часто бывает у нее, хотя его и раздражает Катин поклонник филолог Михаил Федорович.

    А дома у профессора частым посетителем является Александр Адольфович Гнеккер, который с первой минуты не понравился Николаю Степановичу. Гнеккер

    главный претендент на руку Лизы, но никто не знает, какого он происхождения и чем живет.

    Николай Степанович едет в Харьков, куда его послала жена, чтобы выяснить что-нибудь о Гнеккере, но никто и ничего о нем не знает.

    Из срочной телеграммы от жены профессор узнает, что Гнеккер с Лизой тайно обвенчались, но воспринимает это равнодушно. Ему становится страшно, ведь равнодушие – смертельная болезнь души.

    Жить профессору остается уже 3-4 месяца. Он вдруг понимает, что изначально у него не было конечного смысла в жизни, который бы объединял и подчинял все каждодневные стремления и поступки, они все были разрозненные.

    Поэтому недуг и страх смерти разрушили все, чем жил Николай Степанович. Он решил сдаться и ждать смерти. Катя все время спрашивает его совета, как ей дальше жить, но у Николая Степановича нет ответа на этот вопрос.

    Читайте также:  Краткое содержание достоевский бесы точный пересказ сюжета за 5 минут

    Пересказ для Вас подготовила Nadezhda84

    (Пока оценок нет)
    Loading…
    Сочинение о маме 11 класс.
    Краткое содержание Скучная история в сокращении (Чехов А. П.)

    Categories: Краткие изложения

    Источник: http://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-skuchnaya-istoriya-v-sokrashhenii-chexov-a-p/

    Краткое содержание книги Скучная история (изложение произведения), автор Антон Павлович Чехов

    Профессор медицины Николай Степанович — ученый, достигший вершин своей науки, пользующийся всеобщим почетом и признательностью; его имя известно каждому грамотному человеку в России.

    Носящий это имя, то есть он сам, — старик, неизлечимо больной, жить ему, по собственному диагнозу, осталось не больше полугода В своих записках он пытается понять положение, в котором оказался: его, знаменитого человека, судьба приговорила к смертной казни. Он описывает обычное течение своей теперешней жизни.

    Бессонница каждую ночь. Домашние — жена и дочь Лиза, которых он прежде любил, теперь своими мелочными житейскими заботами только раздражают его.

    Ближайшие сотрудники: чудаковатый и преданный университетский швейцар Николай, прозектор Петр Игнатьевич, ломовой конь и ученый тупица.

    Работа, которая раньше доставляла Николаю Степановичу наслаждение, его университетские лекции, когда-то равные произведениям поэта, теперь приносят ему одно только мучение.

    Николай Степанович не философ и не богослов, всю жизнь судьбы костного мозга интересовали его больше, чем конечная цель мироздания, его душа не хочет знать вопросов о загробных потемках.

    Но то, чем радовала его жизнь — покой и счастье в семье, любимая работа, уверенность в себе, — ушло безвозвратно. Новые мысли, каких он раньше не знал, отравляют его последние дни.

    Ему кажется, что жизнь его обманула, его славное имя, блестящее прошлое не облегчают сегодняшней боли.

    Обычные посетители старого профессора. Коллега по факультету, нерадивый студент, выпрашивающий тему диссертант — все кажутся Николаю Степановичу смешными, недалекими, ограниченными, каждый дает повод для раздражения или издевки. Но вот еще один, желанный посетитель: знакомые шаги, шорох платья, милый голос…

    Катя, дочь покойного товарища-окулиста, выросла в семье Николая Степановича. Еше к пятнадцати годам ею овладела страстная любовь к театру.

    Мечтая о славе и служении искусству, доверчивая и увлекающаяся, она ушла в провинциальные актрисы, но года через два разочаровалась в театральном деле, в товарищах по сцене, утратила веру в свой талант, пережила несчастную любовь, покушалась на самоубийство, похоронила своего ребенка. Николай Степанович, любивший Катю как дочь, пытался помочь ей советом, писал ей длинные, но бесполезные письма.

    Теперь, после пережитого крушения, Катя живет на остатки отцовского наследства. Интерес к жизни она утратила, лежит у себя дома на кушетке и читает книги, да раз в день навещает Николая Степановича. Его жену и Лизу она не любит, те платят ей взаимностью.

    Обычный семейный обед тоже не несет Николаю Степановичу ничего, кроме раздражения. Присутствуют жена, Лиза, две-три ее подруги по консерватории и Александр Адольфович Гнеккер — личность, внушающая профессору острую антипатию.

    Поклонник Лизы и претендент на ее руку, он бывает в доме ежедневно, но никто не знает, какого он происхождения и на какие средства живет.

    Продает где-точьи-то рояли, знаком со знаменитостями, судит о музыке с большим авторитетом — приживал при искусстве, делает для себя вывод Николай Степанович.

    Он с тоской вспоминает прежние, простые и веселые семейные обеды, угрюмо думает о том, что уже давно внутренняя жизнь жены и Лизы ускользнула от его наблюдения. Они давно не те, какими он знал и любил их прежде. Отчего произошла перемена — он не знает.

    После обеда жена, как обычно, упрашивает его съездить в Харьков, откуда родом Гнеккер, навести там справки о его родителях и состоянии.

    От чувства одиночества, от страха перед бессонницей Николай Степанович выходит из дома. Куда идти? Ответ давно ему ясен: к Кате.

    Только у Кати ему тепло и уютно, только ей можно пожаловаться на свое состояние. Прежде, говорит он ей, у него было чувство короля, он мог быть снисходительным, прощал всех направо и налево.

    Но теперь в его голове день и ночь бродят злые мысли, приличные только рабам. Он стал не в меру строг, требователен, раздражителен.

    Вся его прошлая жизнь представляется ему красивой, талантливо сделанной композицией, остается только не испортить финала, встретить смерть бодро и со спокойной душой. «Но я порчу финал…»

    У Кати бывает еще один гость, филолог Михаил Федорович. Он, очевидно, влюблен в нее и не решается ей в этом признаться. Он развлекает анекдотами из университетской жизни, и его злословие также раздражает Николая Степановича.

    Разговоры об измельчании нового поколения, об отсутствии идеалов у молодежи он прерывает резкими возражениями. Но про себя он чувствует, что злые, «аракчеевские» мысли владеют и его существом.

    И к собеседникам, которых он сравнил со злыми жабами, его тянет снова каждый вечер.

    Наступает лето, профессор с семьей живет на даче.

    Ночью по-прежнему бессонница, но днем вместо работы — чтение французских книжек. Николай Степанович знает, что такое творчество и главное его условие: чувство личной свободы.

    Его суждения о литературе, театре, науке метки и точны. Но мысли о близкой смерти, теперь уже через три или четыре месяца, его не оставляют.

    Посетители бывают те же: швейцар, прозектор; обеды с участием того же Гнеккера.

    Заезжает, чтобы прокатить профессора на своем шарабане, Катя. Она понимает, что жизнь ее не складывается, что время и деньги уходят бесцельно. «Что же мне делать?» — спрашивает она. «Что ответить ей?» — размышляет Николай Степанович.

    Легко сказать «трудись», или «раздай свое имущество бедным», или «познай самого себя», но ведь эти общие и шаблонные советы вряд ли помогут в данном отдельном случае. По вечерам на даче у Кати бывает все тот же Михаил Федорович, влюбленный и злословящий.

    И Николай Степанович, прежде осуждавший нападки на университет, студентов, литературу, театр, сам теперь участвует в злословии.

    Бывают страшные ночи с громом, молнией, дождем и ветром, которые в народе называются воробьиными. Одну такую ночь переживает и Николай Степанович.

    Он просыпается от страха внезапной смерти, не может совладать со своим безотчетным ужасом. Вдруг слышатся не то стоны, не то смех. Прибегает жена, зовет его в комнату Лизы.

    Та стонет от какой-то муки, бросается отцу на шею: «Папа мой хороший… Я не знаю, что со мною… Тяжело!» «Да помоги же ей, помоги! — умоляет жена. — Сделай что-нибудь!» «Что же я могу сделать? Ничего не могу», — размышляет отец.

    «На душе у девочки какая-то тяжесть, но я ничего не понимаю, не знаю и только могу бормотать: — Ничего, ничего.. Это пройдет… Спи, спи…»

    Спустя несколько часов он у себя в комнате, все еще не спит, слышит стук в окно. Это Катя. И у нее в эту ночь какие-то тяжелые предчувствия. Она умоляет Николая Степановича забрать у нее ее деньги и поехать куда-нибудь лечиться. После его отказа она уныло уходит.

    Николай Степанович в Харькове, куда настойчиво посылала его жена. На смену состоянию злости и раздражения пришло новое: полного равнодушия. Он узнает здесь, что о Гнеккере в городе ничего не знают, но когда приходит телеграмма от жены с сообщением, что Гнеккер тайно обвенчался с Лизой, он встречает известие равнодушно. Это его пугает: ведь равнодушие — паралич души, преждевременная смерть.

    Утро застает его сидящим в постели в гостиничном номере, занятым все теми же неотвязными размышлениями. Ему кажется, что он понял причину той слабости, которая привела его накануне конца к злым, рабским мыслям, а потом к равнодушию.

    Дело в том, что в его мыслях, чувствах, суждениях нет общей идеи, или бога живого человека. «А коли нет этого, то, значит, нет и ничего». Если нет чего-то общего, что связывало бы все в одно целое, достаточно было серьезного недуга, страха смерти, чтобы все, в чем виделись смысл и радость жизни, разлетелось в клочки.

    Николай Степанович окончательно сдается и решает сидеть и молча ждать, что будет.

    Раздается стук в дверь, перед ним стоит Катя. Приехала, говорит она, просто так, роняет письмо от Михаила Федоровича. Потом, бледнея и сжимая руки, обращается к Николаю Степановичу: «Ради истинного Бога скажите скорее, сию минуту: что мне делать? …Ведь вы мой отец, мой единственный друг!.. Вы были учителем! Говорите же, что мне делать?»

    Николай Степанович еле стоит на ногах, он растерян. «По совести, Катя, не знаю… Давай, Катя, завтракать». Не получив ответа, она уходит — куда, не знает сама. И видит ее, вероятно, в последний раз. «Прощай, мое сокровище!»

    Источник: http://pereskaz.com/kratkoe/skuchnaya-istoriya

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector