Краткое содержание старый гений лескова точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание рассказа “Старый гений” Лескова по главам: краткий пересказ

Краткое содержание Старый гений Лескова точный пересказ сюжета за 5 минут

“Старый гений”.Художник Ю.Петров

Рассказ “Старый гений” был написан Лесковым в 1884 году и в том же году опубликован в журнале “Осколки”.

В этой статье представлено краткое содержание рассказа “Старый гений” Лескова по главам: краткий пересказ произведения.

Смотрите:
Все материалы по рассказу “Старый гений”Все материалы по творчеству Лескова
Действие рассказа происходит во второй половине XIX века.

Глава 1

Однажды пожилая дворянка решает помочь своему знакомому, который должен кому-то крупную сумму денег. Старушка берет кредит в 15 тысяч рублей под залог своего имения и отдает все деньги знакомому. Мужчина уезжает в Петербург, после чего перестает отвечать на письма старушки. Та волнуется, что из-за этого долга она лишится своего имения. Чтобы разрешить это дело, старушка едет в Петербург.

Глава 2

В Петербурге старушка обращается в суд и выигрывает дело, но никто не спешит исполнять решение суда. Чиновники боятся связываться с этим господином из-за его связей. При этом оказывается, что негодяй должен денег не только старушке, но и другим людям. Однако никто не может найти на него управу. Чиновники советуют старушке оставить это дело, чтобы не получить еще больше проблем от этого господина. 

Глава 3
Старушка обращается к вышестоящим чиновникам, но те отказываются ей помочь. Они объясняют, что должника невозможно поймать и вручить повестку, а без этого нельзя взыскать долг. Женщина предлагает чиновникам взятки, но те отказываются. 

Однажды старушка знакомится с загадочным господином Иваном Ивановичем. Он признается, что с помощью своих гениальных идей он умеет решать самые неразрешимые проблемы. Гений обещает за 500 рублей вручить повестку негодяю: за свои услуги Иван Иванович берет себе 200 рублей (за идею и руководство), а остальные 300 рублей отдает своему приятелю, исполнителю плана.

Старушка берет время подумать.  
Глава 4 Однажды на улице старушка видит своего должника. Она поднимает шум и хватает негодяя за рукав, но полиция наказывает ее за нарушение тишины. Кроме того старушка узнает, что ее должник собирается уехать за границу. Женщина волнуется, что из-за долгов она потеряет свое имение. Она решает прибегнуть к помощи Ивана Ивановича.

Глава 5

Старушка отдает Ивану Ивановичу 500 рублей. Тот обращается к своему напарнику, “сербскому сражателю” (участнику Сербско-турецкой войны), и отдает ему его долю, 300 рублей. На следующий день старушка с мужчинами приезжает на вокзал, где негодяй-должник ожидает своего поезда за границу. “Сербский сражатель” намеренно устраивает ссору с должником и ударяет его по лицу. Полиция арестовывает обоих и вручает должнику повестку о его долге. Боясь, что его не выпустят за границу, господин тут же выписывает старушке чек на 15 тысяч. Так, благодаря гениальной идее Ивана Ивановича, женщина возвращает свои деньги.

Судя по всему, “сербский сражатель” остается под арестом на 3 месяца (за что он и взял свои 300 рублей).

Это было краткое содержание рассказа “Старый гений” Н.С.Лескова по главам: краткий пересказ произведения.

Источник: http://www.literaturus.ru/2017/07/kratkoe-soderzhanie-staryj-genij-leskov-po-glavam-pereskaz.html

Рассказ Н.С. Лескова «Старый гений». Видеоурок. Литература 8 Класс

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством писателя, который, по словам современников, был самым русским из всех русских писателей и который всех шире и глубже знал русский народ таким, какой он есть. Речь пойдет о Николае Семеновиче Лескове и его рассказе «Старый гений». (Рис. 1.)

Рис. 1. Н.С. Лесков (Источник) 

Родился Н. Лесков 16 февраля 1831 года в семье чиновника Уголовной палаты, выходца из духовного сословия. Детство писателя прошло в имении родственников Страховых, а также в городе Орле.

В орловской глуши будущий писатель смог многое увидеть и узнать, что потом дало ему право сказать: «Я не изучал народ по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного… Я с народом был свой человек, и у меня есть в нём много кумовьёв и приятелей…»

В 1841–1846 годах Лесков учился в Орловской гимназии, которую не удалось закончить. На шестнадцатом году жизни он потерял отца, а имущество семьи погибло в пожаре. Лесков поступил на службу в Орловскую уголовную палату суда, давшую ему хороший материал для будущих произведений.

В 1849 году Лесков при поддержке своего киевского дяди, профессора Алферьева, получает назначение в Киев чиновником Казенной палаты. В этот период Лесков много читает и увлекается старинной живописью и архитектурой. В будущем Лесков станет выдающимся знатоком древнерусского искусства.

В 1857 году Лесков подает в отставку и поступает на службу в частную торговую компанию, которая занималась расселением крестьян на новые земли. По делам службы Лесков объездил всю европейскую часть России.

В литературу он вошел поздно, в 29 лет, однако с искренним сочувствием к народным проблемам. Все это нашло отражение в его произведениях. Сегодня мы прочитаем и проанализируем его рассказ «Старый гений».

В начале творческой деятельности Лесков писал под псевдонимом М. Стебницкий. Эта подпись впервые появилась 25 марта 1862 года под первой работой «Погасшее дело». Держалась она до 14 августа 1869 г.

Временами проскальзывали подписи М.С., С., и наконец, в 1872 г., – Л.С., С. Лесков-Стебницкий, М.Лесков-Стебницкий.

Среди других условных подписей и псевдонимов, использовавшихся Лесковым, известны:

  • Фрейшиц
  • В. Пересветов
  • Николай Понукалов
  • Николай Горохов
  • Кто-то
  • Член общества
  • Псаломщик

Впервые рассказ «Старый гений» был опубликован в журнале «Осколки» в 1841 году, сам журнал был юмористический, и это говорит о том, что же высмеивает или разоблачает Лесков в этом рассказе.

В основу сюжета рассказа положена ситуация типичная не только для России XIX века, но, к сожалению, и для сегодняшней России. Богатый франт обманул бедную старушку-помещицу, он не возвращает долг, и у нее хотят отобрать дом.

Она приезжает в Петербург на судебное разбирательство, однако власти не могут защитить ее, непреодолимое препятствие возникает в момент, когда должнику в руки нужно вручить судебное постановление.

Композиция рассказа построена таким образом, что о событиях мы узнаем от автора, которому старушка-помещица рассказывает о своих бедах. Весь рассказ разделен на главы. Озаглавим каждую из них, подобрав цитату из текста, и составим цитатный план произведения.

Рассказ «Старый гений», цитатный план:

  • Глава 1. «Вопиющее дело».
  • Глава 2. «Он барин хороший, но только дурной платить».
  • Глава 3. «В России невозможности нет».
  • Глава 4. «Решилась ему довериться».
  • Глава 5. «Помогли очень честно».

В таком маленьком рассказе деление на главы выглядит не совсем уместно, создается ощущение, что маленький рассказ хотят выдать за роман. То же происходит и с сюжетом, простую, на первый взгляд, ситуацию, легко решаемую в суде, воздвигают в ранг нерешаемой.

Парадокс заключается в том, что суд принимает решение в пользу старушки, однако возникает непреодолимое препятствие: никто не может вручить постановление ответчику. Почему же так происходит? Ответ на этот вопрос и составляет основную идею рассказа.

Помещица дала человеку в долг по нескольким причинам: во-первых, человек из приличной семьи, когда-то старушка знавала его мать, во-вторых, он богат, и старушка думала, что вскоре она получит деньги обратно. А сумма долга огромная, целых 15 тысяч рублей. Проходит время, а деньги никто не возвращает. Она едет в Петербург и здесь узнает о должнике много нового. Подберем цитаты, характеризующие должника.

«…должник принадлежал к одной из лучших фамилий, имел перед собою блестящую карьеру и получал хорошие доходы с имений и хорошее жалованье по службе».

«Было у него какое-то такое могущественное родство или свойство, что нельзя было его приструнить, как всякого иного грешника».

«он платить не привык, и если очень докучать станете – может вам неприятность сделать».

«…он барин хороший, но только дурной платить; а если кто этим занялся, тот и всё дурное сделает».

Таким образом, в рассказе поднимается тема «маленького» человека. Наивная и беззащитная старушка-помещица приехала в Петербург и начала войну с представителем высшего общества. Все вокруг сочувствуют старушке, однако все уверены, что она проиграет эту войну, слишком уж неравны силы.

«–Ах, сударыня, и охота же вам! Бросьте лучше! Нам очень вас жаль, да что делать, когда он никому не платит… Утешьтесь тем, что не вы первая, не вы и последняя».

Рассказ приобретает трагикомический оттенок, поскольку старушка-помещица никак не может понять и принять аксиому русской жизни: есть категория людей, которым закон не писан.

«–Ну, так тогда употребите меры. – Да вот тут-то, – отвечают, – и точка с запятою: мы не можем против всех «употреблять меры». Зачем с такими знались. – Какая же разница?

А вопрошаемые на неё только посмотрят да отвернутся или даже предложат идти высшим жаловаться».

Обращает на себя внимание тот факт, что окружающие обвиняют во всем старушку, ссылаясь на то, что она не тому человеку деньги занимала. Помещица даже обращается в высшие инстанции и пытается дать взятку в размере трех тысяч рублей, однако никто не хочет ей помочь.

Таким образом, в рассказе осуждается бюрократическая система России XIX века. Несовершенство законодательных норм и исполнительной системы, бессильных перед имеющими власть людьми и равнодушными к проблемам «маленького» человека. Именно в этот трагический момент в рассказе появляется спаситель.

Личность эта таинственная и узнаем мы о ней очень мало.

Читайте также:  Краткое содержание грин алые паруса кратко и по главам точный пересказ сюжета за 5 минут

«– Спрашивала – кто он такой и какой на нём чин? “Это, говорит, в нашем обществе рассказывать совсем лишнее и не принято; называйте меня Иван Иваныч, а чин на мне из четырнадцати овчин, – какую захочу, ту вверх шерстью и выворочу.– Ну вот видите, – это, выходит, совсем какая-то тёмная личность.
– Да, тёмная…

“Чин из четырнадцати овчин” – это я понимаю, так как я сама за чиновником была. Это значит, что он четырнадцатого класса.

А насчет имени и рекомендаций прямо объявляет, что “насчет рекомендаций, говорит, я ими пренебрегаю, и у меня их нет, а я гениальные мысли в своем лбу имею и знаю достойных людей, которые всякий мой план готовы привести за триста рублей в исполнение”».

Сначала нам, как и автору, кажется, что перед нами очередной мошенник, который хочет воспользоваться доверчивостью старушки-помещицы, однако вскоре мы понимаем, что Иван Иванович руководствуется не желанием заработать денег, а желанием восстановить справедливость и наказать виновного.

«– Почему же, батюшка, непременно триста?

– А так – уж это у нас такой прификс, с которого мы уступать не желаем и больше не берём.

– Ничего, сударь, не понимаю.

– Да и не надо. Нынешние ведь много тысяч берут, а мы сотни. Мне двести за мысль и за руководство да триста исполнительному герою, в соразмере, что он может за исполнение три месяца в тюрьме сидеть, и конец дело венчает. Кто хочет – пусть нам верит, потому что я всегда берусь за дела только за невозможные; а кто веры не имеет, с тем делать нечего».

И старушка-помещица доверилась Ивану Ивановичу, поскольку выхода у нее не было.

Иван Иванович вместе со своим помощником провернул блестящую операцию, они спровоцировали скандал на вокзале, с которого франт собирался уехать за границу.

Приехала полиция и должнику публично вручили судебное предписание. Франту ничего не оставалось делать, как выписать чек на всю одолженную сумму и вернуть 15 тысяч.

Таким образом, справедливость восторжествовала, но мы с вами понимаем, что это единичный случай, а сколько таких обманутых людей остается без защиты государства.

Парадокс – (от греч. paradoxos – странный), афоризм, резко расходящийся с общепринятым здравым смыслом, часто имеющий остроумную форму. Назначение парадокса – заставить читателя или слушателя задуматься над, казалось бы, очевидными вещами. Парадокс часто используется в сатирической литературе, в ораторской прозе. На парадоксах основаны анекдоты, пародии.

Согласно Табели о рангах, введенной Петром Великим в 1772 году, чины в России делись на 14 классов; 14-й (коллежский регистратор) был низшим.

Герои произведений русской литературы, в которых поднимается тема «маленького человека», – чиновники четырнадцатого класса. В качестве примера можно вспомнить повесть Пушкина «Станционный смотритель». Посмотрим, как А.С. Пушкин пишет о чиновнике класса.

«Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих писателей)». (Рис. 2.)

Рис. 2. Иллюстрация к повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» (Источник) 

В конце урока хотелось бы обратить ваше внимание на название рассказа. Лесков называет Ивана Ивановича старым гением. Чтобы понять смысл этого названия, давайте обратимся к толковому словарю и посмотрим, какие значения даются слову «гений».

  1. Высшая степень творческой одаренности, проявление такой одаренности.
  2. Выдающиеся способности, талант в определенной сфере деятельности.
  3. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности.
  4. (разг.) Тот, кто в совершенстве владеет чем-то.

Именно последнее значение можно отнести к нашему герою. Он смог то, что остальные, по тем или иным причинам, не смогли. Читая произведение, мы восхищаемся умом и талантом Иван Ивановича, он воплотил в себе лучшие черты русского национального характера: благородство, честность, стремление защитить окружающих, хитрость.

Именно благодаря таким людям, как Иван Иванович, мы с уверенностью можем процитировать Лескова: «В России невозможности нет».

Прификс (франц. prix fixe) – твердая цена.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. и др. Литература. 8 класс. Учебник в 2 ч. – 2009.
  2. Азбукин В.Н. Жанр очерка в творчестве Н.С. Лескова / В.Н. Азбукин // Проблемы реализма в русской и зарубежной литературах : тез. докл. 2-й межвуз. конф. литературоведов. – Вологда, 1969. – С. 84–86.
  3. Алексеева Т.А. Поэтика повествования в рассказах Н.С. Лескова: авто-реф. дис. канд. филол. наук / Т.А. Алексеева. – М., 1996. – 15 с.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Foxdesign.ru (Источник).
  2. Ruskline.ru (Источник).
  3. Sdamna5.ru (Источник).

Домашнее задание

  • Напишите сочинение о том, кто виноват в страданиях старушки (по рассказу «Старый гений»).
  • Ответьте на вопросы:
  • 1. Понравился ли вам рассказ Н.С. Лескова «Старый гений»? Почему? 2. Расскажите, кого называют в этом произведении «старым гением». 3. Почему он берется «за дела только невозможные»? Что это за «дела»? 4. Как вы поняли содержание рассказа? Почему старушка, мелкопоместная дворянка, заложила свой дом и дала в долг петербургскому повесе? Что ею двигало? На что она рассчитывала? 5. Защищает ли закон бедную вдову? Каким образом? 6. Почему же тогда никак не выполнялось судебное предписание? Кто должен был решать эту проблему? Почему же она казалась неразрешимой всем чиновникам, от мала до велика? 7. Как писатель раскрывает трусливую и продажную сущность столичногочиновничества? Обоснуйте свой ответ.
  • Опишите героиню рассказа. Какие черты характера подчеркивает в ней автор? Уточните, каким вам представляется отношение автора к герою.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/8-klass/biz-literatury-xix-vb/rasskaz-n-s-leskova-staryy-geniy

“Старый гений”: краткое содержание. “Старый гений” Лескова по главам

Николай Семёнович Лесков (1831-1895) – знаменитый русский писатель. Многие его произведения проходят в школе. Изучить один из самых знаменитых рассказов писателя поможет краткое содержание. «Старый гений» Лесков написал в 1884 году, в тот же год рассказ был напечатан в журнале «Осколки». Затем он переиздавался много раз.

Глава первая

В ней мы знакомимся с пожилой женщиной, узнаем, что приехала она в Петербург по «вопиющему делу». Старушка была доброй и как-то пожалела сына малознакомой женщины, дав ему денег в долг.

У молодого человека была сложная ситуация – то ли он проиграл деньги в карты, то ли из-за мимолетного увлечения лишился средств. Старушке он сказал, что ему нужно хоть как-то доехать до Питера. Та пожалела мужчину и дала ему денег в долг.

Но тот не спешил их отдавать, напротив, он делал вид, что не получает тех писем, в которых женщина просила отдать ему долг. Сначала послания были мягкими, но из-за того, что должник не отвечал, становились более суровыми. Однако и это ни к чему не привело.

А на попечении бабушки была больная дочь и малолетняя внучка. Чтобы тогда дать в долг, старушка заложила свой дом, и теперь семье, состоящей только из женщин, грозило страшное – они могли лишиться жилья и остаться на улице. Об этом рассказывает краткое содержание. «Старый гений» Лесков написал в пяти главах, далее мы переходим ко второй.

Вторая глава

Из нее мы узнаем о том, что адвокат выиграл дело, и суд постановил вернуть долг. Но на этом положительные известия закончились, ведь мужчина умело скрывался, и у него была могущественная родня. Поэтому никто не хотел с ним связываться.

Представители закона, государственные люди сочувствовали бабушке, говорили, что им ее жалко, но пусть лучше она оставит эту пустую затею. Женщина искренне недоумевала, она знала, что человек он не бедный и вполне может вернуть долг.

Ей объясняли, что брал деньги он не только у нее, но отдавать их не привык. Представители закона намекнули просительнице, что тот может ей доставить неприятности, если она не угомонится. Они сказали, что лучше ей тихонько гулять по Невскому проспекту или уехать домой. Но та верила, что должник – хороший человек, просто он «замотался».

Женщине сказали, что она может пойти со своим делом к высшему начальству. Это она и сделала. Про это тоже расскажет краткое содержание. «Старый гений» – Лесков так назвал одного умного человека. Кого, вы узнаете об этом позже.

Третья глава

Начинается она с того, что немолодая женщина пошла к высшему начальству, только это к положительному результату не привело. Там ей ответили, что не знают, где разыскиваемый. Старушка рассказала, в каком мужчина может быть доме, ей возразили, ответив, что это дом его жены, а она за долги супруга не отвечает, и он там не живёт.

Пожилая женщина не знала, что и делать. Тогда она стала намекать, что даст одну или даже три тысячи рублей в знак благодарности, когда должника найдут. Но и это не помогло.

В этой главе мы узнаем об одном из главных героев рассказа, который до поры до времени оставался в тени. О нем расскажет и краткое содержание. «Старый гений» – Лесков так назвал именно этого человека, а почему – это вскоре станет ясно.

Женщина рассказала собеседнику, от лица которого ведется повествование, что один человек берётся за дело. Назвался тот Иваном Ивановичем и уверял, что за 500 рублей сможет забрать долг. Старушка решила подумать, но откладывать больше было нельзя, а почему, об этом далее пишет в своем произведении Лесков («Старый гений»). Краткое содержание сообщит об этом незамедлительно.

Читайте также:  Краткое содержание прокляты и убиты астафьев точный пересказ сюжета за 5 минут

Глава четвёртая

Ее рассказчик начинает с того, что к нему приехала старушка. Была она опечалена известием о том, что близится Рождество, и заложенный дом вскоре должны продать.

Еще пожилая женщина рассказала, что видела должника, который шёл под руку с женщиной. Старушка поспешила за парой, начала кричать, что мужчина ей должен.

Однако никто не помог ей, наоборот, ей сказали, что нельзя кричать в людном месте. Пока разбирались, мужчина со спутницей ушли.

Но пожилой женщине удалось узнать, что завтра этот франт с богатой дамой отбывает за границу, скорее всего, навсегда. Поэтому нужно было действовать немедленно.

Оказывается, она уже встретилась с Иваном Ивановичем, дала ему залог в 100 рублей и обещала принести еще 400. Но всей суммы у старушки не было. Она располагала только 250 рублями, а 150 попросила у рассказчика, сказав, что обязательно их вернет.

Тот был тоже добрым человеком, подумал, что даже если женщина не сможет отдать эти деньги, он от этого не обеднеет. Таким был и сам Лесков. «Старый гений» (содержание этого рассказа в кратком изложении вы сейчас читаете) переходит к следующему эпизоду.

Эта глава заканчивается тем, что рассказчик, отдав деньги, стал с нетерпением ожидать развязки событий. Чем закончилось дело, поведает далее краткое содержание. «Старый гений» Лесков по главам написал, изложение в сокращении придерживается такой же структуры.

Глава 5, заключительная

Шёл третий день рождественских праздников. Старушка, как говорит автор, «влетела» к нему в дорожном платье и сразу отдала 150 рублей, а затем показала чек на 15 тысяч. Рассказчик понял, что всё закончилось благополучно, но хотел знать подробности.

Женщина поведала, что она встретилась с Иваном Ивановичем, тот сказал, что нужно ехать искать «сербского сражателя». Так автор говорит о человеке, участнике войн Сербии с Турцией. Не сразу, но нашли они этого человека, затем всё обсудили.

На следующее утро троица отправилась на вокзал, с которого отбывал за границу должник. Старушка указала Ивану Ивановичу на того, кто был причиной ее бед, они спрятались, а на арену театрального действа вышел бывший военный.

Он несколько раз неспешно прошел мимо должника, пившего чай, а затем спросил сурово о том, почему тот так на него смотрит. Вояка спровоцировал скандал, ударил франта. К ним подошла полиция.

После выяснения личностей полицейский показал бумагу, из-за которой должнику нельзя было ехать за границу. Это было решение суда. Тот поскорее выплатил долг с процентами.

Вот так хорошо закончилась эта история.

Лесков, «Старый гений»: герои рассказа (положительные)

Их несколько. Безусловно, это настойчивая и смелая старушка, которая поехала в Питер, чтобы спасти себя, дочь и внучку. Иначе они лишились бы дома. Рассказчик тоже является героем произведения, так как без его 150 рублей вряд ли бы дело так хорошо закончилось. Умный Иван Иванович, которому Лесков дал прозвище «Гений», «сербский сражатель» – тоже положительные герои рассказа.

Источник: http://4responsible.ru/article/169245/staryiy-geniy-kratkoe-soderjanie-staryiy-geniy-leskova-po-glavam

Сочинение «Старый гений» по рассказу Н. Лескова

В народной речи живут и всегда действуют законы рождения языка (Л.Н. Толстой).

Читая рассказ Николая Лескова «Старый гений», я подумал: ничего не поменялось в России за двести лет. Как богатые обижали бедных, так и обижают. Как жили в роскоши наглые «мажоры», так и живут. Как ходили бабушки к чиновникам по сто раз, так и ходят. И как полиция говорила: «ищите его сами» так и сейчас говорит.

Сюжет рассказа совсем невеселый, хотя пишет автор очень смешно и иронично. Богатый франт обманул старушку, заложив ее дом. Теперь ее с семьей выгоняют на улицу, а он присвоил себе деньги. У должника большие связи. Хотя старушка права по закону, «неодолимое препятствие» возникает там, где нужно просто найти обидчика и вручить ему судебную бумагу. Вот такой абсурд!

Чиновники должны защитить ее, но вместо этого «утешают»: «Зачем вы ему деньги давали? Не вы первая, не вы последняя. Гуляйте себе тихонько по Невскому…Мы не можем против всех употреблять меры».

Когда старушка уже совсем в отчаянии, появляется некий Иван Иваныч. Это «темная лошадка», как говорят. Он за немалый процент берется решить дело не очень законным способом. Что ему удается за пять минут!

Идея рассказа Н. Лескова «Старый гений» – беззащитность слабого человека перед богатыми и властными в бюрократическом государстве. Также идеей рассказа является мысль Лескова о том, что если Закон не защищает граждан, Закон нарушается. Тут-то и появляются такие «гении».

Автор создает загадку «таинственного плана гения мысли» Ивана Иваныча. Я сам читал и думал: ну что за хитроумный план? А он оказался до смешного прост.

Надо было любым способом затащить должника в полицию, чтобы там заодно вручили бумагу. С этой целью сербский солдат затеял с ним скандал и драку в публичном месте.

Да еще при его богатой любовнице, которая не хотела быть замешанной в скандал.

Образ «старого гения»: это умный и опытный человек, бывший чиновник. Конечно, он не гений на самом деле. Он может считаться гением только для таких простодушных старушек. Этот хитрец просто додумался, на чем можно ловить мошенников. Образ Ивана Иваныча в рассказе положителен, ведь только ему удалось спасти старушку и ее семью.

Tweet

Читайте подібні твори

Сочинение «Человек на часах» по рассказу Н. Лескова

Сочинение-рассуждение на тему “Время”

Сочинение-сказка (для младших классов)

Сочинение на тему «Компьютер»

Сочинение «Слово о полку Игореве»

Сочинение «Моя любимая вещь» или «Описание вещи»

Сочинение на тему «Великая Отечественная Война»

Реклама

Источник: https://ycilka.net/tvir.php?id=239

действительность в рассказе Н. С. Лескова «Старый гений»

 

Интересно заметить, что Н. С. Лесков принадлежит к поколению писателей 60–90‑х гг. XIX в., горячо любивших Россию, ее талантливый народ и активно выступавших против угнетения свободы и подавления свободы личности. Им созданы очерки, романы, рассказы о судьбе простых людей, о самобытных исторических личностях, о злоупотреблениях властью, откровенном хищничестве.

Иные его рассказы составили циклы. Таковы святочные рассказы, довольно редкий в русской литературе XIX в. жанр. Это «Христос в гостях у лучника», «Штопальщик», «Маленькая ошибка» и др. К ним относится и рассказ «Старый гений», написанный в 1884 г. Итак, действие в нем происходит в пореформенной России, в Петербурге.

Сюжет рассказа очень прост: обманутая нечестным великосветским франтом старушка‑помещица, давшая ему в долг денег и заложившая для этого дом, приезжает в столицу добиться на него управы. Да не тут‑то было. Не могли помочь ей власти, и бедной женщине пришлось воспользоваться услугами неизвестного отчаянного дельца, который оказался порядочным человеком, уладил это трудное дело.

Его рассказчик называет «гением». Интересен факт того, что эту историю предваряет эпиграф: «Гений лет не имеет – он преодолевает все, что останавливает обыкновенные умы». А в этом рассказе «гений» преодолел то, что не смогла сделать государственная власть.

И ведь не о всесильной личности какой‑нибудь шла речь, просто о молодом ветреном человеке, принадлежавшем к одной из лучших фамилий, надоевшем властям своей непорядочностью. Но не смогли судебные органы даже бумагу ему для исполнения вручить. Кстати, повествование об этом автор ведет в простой, как бы сказительной манере, не осуждая явно никого и не высмеивая.

И «адвокат ей встретился участливый и милостивый, и в суде ей решение в начало спора благоприятное», и платы никто с нее не взял, то вдруг оказывается никак, «нельзя было приструнить» этого обманщика из‑за каких‑то «могущественных связей». Таким образом, Н. С. Лесков сосредоточивает читательское внимание на полном бесправии личности в России.

Но особенность писательского дарования Лескова состоит в том, что он видел и положительные начала русской жизни, изображал богатую одаренность русского человека, его глубину и цельность.

В рассказе «Старый гений» этот свет добра несут сама героиня, «женщина прекрасной честности», «добрая старушка», и рассказчик, выручивший ее необходимыми деньгами, и самый главный «гений мысли» ─ Иван Иванович. Это загадочная личность, неизвестно почему взявшаяся помогать несчастной женщине и устроившая очень умную ситуацию, при которой должник просто вынужден был расплатиться.

На мой взгляд, благоприятный исход истории приходится на Рождество, и это не случайно, так как автор верит в духовное начало человека, в праведников русской жизни.   Справочный материал для школьника:   Лесков Николай Семенович – известный русский писатель. Годы жизни: 1831-1895.

Наиболее известные труды и произведения: Левша Запечатленный ангел Очарованный странник Несмертельный Голован Поповская чехарда и приходская прихоть Старый гений     Краткое содержание рассказа «Старый гений»:   Гений лет не имеет — он преодолевает всё, что останавливает обыкновенные умы.

(Ларошфуко) Несколько лет назад в Петербург приехала маленькая старушка-помещица, у которой было, по её словам, “вопиющее дело”.

Дело это заключалось в том, что она по своей сердечной доброте и простоте, чисто из одного участия, выручила из беды одного великосветского франта, – заложив для него свой домик, составлявший всё достояние старушки и её недвижимой, увечной дочери да внучки» Старушка приехала в Петербург так как великосветский франт отказывается возвращать ей деньги, а срок закладной истекает.

Старушка знавала когда-то мать этого господина и, во имя старой приязни, помогла ему; он благополучно уехал в Питер, а затем, разумеется, началась довольно обыкновенная в подобных случаях игра в кошку и мышку. По приезду помещица обходит все места, в которых ей могли бы помочь.

И вначале все было хорошо, все старушку поняли и обещались ей помочь, «но как дело дошло до исполнения – тут и пошла закорюка…». Дело в том что в.франт никогда не возвращает того, что берет взаймы, да и дома у него своего нет, живет он сейчас у своей жены. Старушка не знает, что делать, ей известно лишь то, что в.франту надо вручить некую расписку, а этого никто не может и не хочет делать.

Читайте также:  Краткое содержание гранин иду на грозу точный пересказ сюжета за 5 минут

Старушка в отчаяние. Однажды она встречает одного мужчину по имени Иван Иваныч, который обещается ей помочь, если она заплатит ему пятьсот рублей. Помещица сначала не верит ему, но после она узнает что в.франт собирается с дамою своего сердца за границу «…где наверно пробудет год или два, а может быть, и совсем не вернется, «потому что она очень богатая».

» Тогда старушка одалживает у рассказчика истории эти полтораста рублей и отдает их И. Иванычу. Тот убеждает своего знакомого (сербский сражатель) воплотить в жизнь его замысел, за это И. Иваныч платит ему триста рублей. Все проходит гладко и в.франт подписывает ту самую расписку.       ## Роль композиции в рассказе Л. Н.

Толстого «После бала» в раскрытии его идейно‑художественного содержания ##   Начнём с того, что в рассказе «После бала» Л. Н. Толстого, написанном в 90‑е гг. XIX в., изображаются 1840‑е гг. Писатель тем самым поставил творческую задачу восстановления прошлого, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы.

Не обходит вниманием автор и проблему моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. В раскрытии этого идейного замысла важную роль играет композиция рассказа, построенного на основе приема «рассказ в рассказе».

Начинается произведение внезапно, с разговора о нравственных ценностях бытия: «что для личного совершенствования необходимо прежде изменить условия, среди которых живут люди», «что хорошо, что дурно» и так же завершается внезапно, без выводов. Вступление как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком Иваном Васильевичем.

Далее уже он рассказывает слушателям случай из своей жизни, произошедший давно, но отвечающий на вопросы современности. Очевиден тот факт, что эта основная часть произведения состоит из двух картин: бала и сцены наказания, причем главной в раскрытии идейного замысла, судя по названию рассказа, является вторая часть. Эпизод бала и события после бала изображены с помощью антитезы.

Противопоставление этих двух картин выражено во многих деталях: красках, звуках, настроении героев.

К примеру: «бал прекрасный» – «что неестественно», «музыканты знаменитые» – «неприятная, визгливая мелодия», «разрумянившееся с ямочками лицо» – «сморщенное от страдания лицо», «белое платье, в белых перчатках, в белых башмачках» – «что‑то большое, черное,… это черные люди», «солдаты в черных мундирах». Последнее противопоставление цветов черного и белого усилено еще и повтором этих слов. На мой взгляд, контрастно и состояние главного героя в этих двух сценах, его можно выразить словами: «Я обнимал в то время весь мир своей любовью» – и после бала: «Мне было до такой степени стыдно… Вот‑вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища». Важное место в противопоставленных картинах занимает изображение полковника. В высоком военном в шинели и фуражке, руководящим наказанием, Иван Васильевич не сразу узнает красивого, свежего, с блестящими глазами и радостной улыбкой отца любимой Вареньки, на которого он недавно на балу смотрел с восторженным изумлением. Но это был Петр Владиславович «с своим румяным лицом и белыми усами и бакенбардами», и той же «своей сильной рукой в замшевой перчатке» он бьет испуганного малорослого слабосильного солдата. Повтором этих деталей Л. Н. Толстой хочет показать искренность полковника в двух различных ситуациях. Нам было бы проще понять его, в случае если бы он где‑то притворялся, пытался скрыть свое истинное лицо. Но нет, он все тот же и в сцене экзекуции. Интересно заметить, что эта искренность полковника, видимо, и привела в тупик Ивана Васильевича, не позволила разобраться до конца в противоречиях жизни, но свой жизненный путь под влиянием произошедшего он изменил. Поэтому и нет в заключение рассказа никаких выводов. Талант Л. Н. Толстого в том и состоит, что он заставляет читателя задуматься над поставленными вопросами всем ходом повествования, композицией произведения.

Справочный материал для школьника:   Толстой Лев Николаевич – один из наиболее уважаемых и заслуженных русских писателей во всём мире. Его произведения переведены множество иностранных языков. Л.Н. Толстой – автор признанного литературного шедевра «Война и мир». Годы жизни: 1828 – 1910. Наиболее известные произведения: Война и мир Воскресение Анна Каренина После бала.

Краткое содержание рассказа «После бала»:   Иван Васильевич — один из главных героев этого произведения. Это человек, который отрицает, что “для личного совершенствования необходимо прежде всего изменить условия, среди которых живут люди”.

Он говорит: “Вот вы говорите, что человек не может сам по себе понять, что хорошо, что дурно, что дело все в среде, что среда заедает. А я думаю, что все дело в случае”.

В доказательство своих слов он приводит случай из пройденного им жизненного пути, рассказывает об одном дне, который полностью перевернул его жизнь. События разворачиваются в 40-е годы XIX века.

“Всеми уважаемый” Иван Васильевич вспоминает давно происшедшее с ним, изменившее всю его дальнейшую жизнь. Он говорит, что вся его жизнь переменилась из-за одного утра. Иван Васильевич был страстно влюблен в Вареньку Б… Она и сейчас, в пятьдесят лет была красавица, а восемнадцатилетней девушкой была прелестна.

Он был провинциальным студентом, политикой не занимался, любил балы и танцы. Жизнь была прекрасна. На балу они танцевали почти все танцы вместе. Один танец она танцевала с отцом. Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий п свежий старик. Лицо его было румяное с белыми усами под царя Николая I. Он был старый служака николаевской выправки.

Отец и дочь танцевали замечательно, все любовались ими”. Иван Васильевич же умилялся. Особенно умиляли его сапоги, не модные, а старые, “очевидно построенные батальонным сапожником”. Чтобы вывозить и одевать любимую дочь, он не покупает модных сапог, а носит домодельные — думал юноша. Отец запыхался и подвел Вареньку к нему, чтобы они продолжали танец.

Вскоре полковник уехал,но Варенька осталась на балу с матерью. Итн Васильевич был счастлив “и боялся только одного, чтобы что-нибуд! не испортило… счастья”. Вернувшись домой, он не мог усидеть на месте и вышел на улицу. Уже светалэ. Была самая масленичная погода, расстилался туман, насыщенный водой знег таял на дорогах, и со всех крыш капало.

Недалеко от его дома было юле. Когда Иван Васильевич вышел туда, то увидел что-то большое черное и услыхал звуки барабана и флейты. Это была какая-то жесткая, неприятная музыка. Оь стал приглядываться к этому “черному и непонятному” и, пройдя шаговсто, увидел много людей. Он решил, что это учение. Солдаты стояли в две шеренги с ружьями у ноги и не двигались.

“Что они делают?” — спросил И”ан Васильевич у проходившего мимо кузнеца. Тот ответил, что про-гоняюг сквозь строй солдата “за побег”. Приглядевшись, Иван Васильевич увидел оголенного по пояс солдата, привяанного к ружью, которого волокли два солдата. Рядом шел высокий военний, показавшийся Ивану Васильевичу знакомым.

Под ударами спина наказываемого превратилась в сплошное кровавое месиво. Солдат дергался, приостанавливался, но его тащили вперед, все новые удары ложились на его спину А рядом шел отец Вареньки, такой же подтянутый и румяный, как на балу. Наказываемый стонал, просил “помилосердствовать”, но его все били к били.

Вдруг полковник ударил по лицу малорослого солдата, который недостаточно сильно ударил наказываемого. Затем он приказал подать ювых шпицрутенов но, оглянувшись, увидел Ивана Васильевича, и сделал вед, что не узнал его. Вернувшись домой, Иван Васильевич все время представлял себе виденную страшную картину и не мог спать. Но он не осуждал полковника.

Он думал, что, “очевидно, полковник что-то знай1 такое, чего я не знаю. Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня”. Уснул он только к вечеру и только после того, как напился пьян. Изан Васильевич не судил полковника, он хотел и не мог понять “его правд/”. Он не поступил в военную службу, как хотел ранее.

Вообще нигде не служил и оказался, по его словам, “никчемным человеком”. А любовь с этого дня пошла на убыль, так как замечал в улыбке Вареньки черты лица отца. Как только видел ее, сразу вспоминал ее отца на площади во время экзекуции. И любовь так и сошла на нет.

 
 

Источник: http://referatwork.ru/sochineniya_8_klass/section-28.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector