Краткое содержание живая шляпа носов точный пересказ сюжета за 5 минут

Н. Носов Живая шляпа.doc

Краткое содержание Живая шляпа Носов точный пересказ сюжета за 5 минут

Количество Ваших материалов: 0.

Авторское
свидетельство о публикации в СМИСвидетельство
о создании электронного портфолиоГрамота за
информатизацию образованияРецензия
на любой материал бесплатноБлагодарность образовательного СМИ
за внедрение творческих и прогрессивных педаг. идейСертификат
почетного автора образовательных и методических публикацийПочётная грамотапедагог. мастерства

за вклад в развитие образов. интернет-пространства

Золотая карта1000 руб. в год

в качестве скидки до 50% на все услуги

Большой набор
для быстрого создания презентацийКонспект урока литературного чтения “Н. Носов “Живая шляпа”. УМК “Планета знаний” 2 класс.Просмотр файла: Открыть весь материалПЕРЕД СКАЧИВАНИЕМ поблагодарите автора, поделившись файлом в соцсетях:

ТЕМА: Н. НОСОВ «ЖИВАЯ ШЛЯПА».УМК «ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ»2 КЛАССУчитель: Воронина В. М.

МБОУ СОШ №2 г.

ЗадонскЦель: создать эмоциональный настрой к восприятию произведения; помочь детям проникнуть в настроение произведения и определять егоэмоциональную окрашенность, выбирать нужное слово из предложенных дляоценки героев; передавать внутреннее состояние героев при чтении по ролям;пересказывать произведение от лица одного из персонажей; соотносить смыслпословицы с содержанием произведения; рассказывать истории из собственнойжизни по аналогии с прочитанным; учить умению высказывать свои мысли,разрешать проблемные ситуации; расширять и активизировать словарный запасдетей; формировать литературоведческие представления, обеспечивающиедетям полноценное восприятие произведения; учить делать выводы и строитьумозаключения, понимать замысел автора; донести юмор рассказа до детей; развивать творческое воображение, эмоциональный мир детей, навыки общения,учебные и читательские умения.воспитывать внимательного слушателя и тактичного собеседника; помочькаждому ребёнку осознать себя интеллектуальным читателем, способнымосмыслить не только литературное произведение, но и себя, как читателя этогопроизведения. ХОД УРОКА.Слайд 11. Организационный момент.Да здравствует школа!Да здравствует смех!Да здравствуют радость, удача, успех!Как здорово, если б все дети ЗемлиПопасть в эту школу однажды смогли.Учиться без страха, играя, всё знать,И каждый урок отвечать лишь на «пять».2. Проверка домашнего задания.а) Подробный пересказ рассказа Л. Пантелеева «Трус».­ Как вы думаете, почему рассказ назван «Трус», а не «Жадина»? (Наверное, автор думает, что мальчик больше трус, чем жадина.)­ А как думаете вы – мальчик трус, жадина или у вас другое мнение?­ Как бы вы назвали этот рассказ?(На данном этапе мы возвращаемся в конец предыдущегоурока т.к. эти вопросы остались без ответа.)

б) В тетради на печатной основе на стр. 31, 32 задания №1 и №2 по выбору.

­ Чему хотел нас научить автор, написав такой рассказ?3. Повторение сведений о Н. Н. Носове. Сообщение темы урока.­ Назовите имя писателя, о котором я сейчас буду говорить.Профессиональным писателем он стал не сразу. К тридцати годам освоилмножество профессий – газетного торговца, рабочего, землекопа, возчика брёвен.

Многое видел, многое знал, многое умел и пользовался своими обширнымизнаниями и богатым жизненным опытом при написании книг для ребят. В«Приключениях о Незнайке» этот писатель подробно рассказывает о такихмашинах, приборах и инструментах, которым только ещё предстоялопоявиться.

А поскольку «взрослых» книг он почти не писал, так и останется впамяти читателей «чистокровным детским юмористом»Слайд №2(Портрет) ­ Сегодня мы продолжаем знакомиться с творчеством Н. Н. Носова.

Но сначала вспомните, что вы знаете об этом писателе или о его творчестве? Ответы детей:­ Носов родился недалеко от Киева в Украине;­ он был не только писателем, но режиссёром;­ его отец был артистом, а мама – рукодельница и певунья;­ по его произведениям были сняты мультфильмы и фильмы для детей;­ писатель был на войне;­ во время Великой Отечественной войны ставил военно­технические фильмы;­ его труд был отмечен правительственными наградами – двумя премиями.Учитель:Один авторитетный международный журнал произвёл подсчёт – какие из русскихписателей чаще всего переводятся на другие языки. Получился список, в которомтретьим – вслед за М. Горьким и А. С. Пушкиным – оказался детский писательНосов.Давай послушаем рассказ о нём и посмотрим, где он родился, жил, учился и работал.Слайд-шоу о Н. Н. Носове и его книгах.Учитель.У нас был урок внеклассного чтения по его произведениям. Некоторые из них мысейчас вспомним.4. Викторина по произведениям Н. Носова.Давайте знакомые книжки откроем,И снова пойдём от страницы к странице.Всегда ведь приятно с любимым героемОпять повстречаться, сильней подружиться.

­ Угадайте, из каких произведений эти строки.

Слайды-книги Носова.«­Я один раз купался в море,­ говорит Мишутка,­ и на меня напала акула. Я её бацкулаком, а она меня цап за голову и откусила.­ Врёшь!­ Нет, правда!­ Почему же ты не умер?­ А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой».«Фантазёры»«Наконец заплатка была пришита.

Она торчала на штанах, словно сушёный гриб, аматерия вокруг сморщилась так, что одна штанина даже стала короче».«Заплатка»«Растопили плиту. Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Я говорю:­ Сыпь побольше. Есть очень хочется!Он насыпал полную кастрюлю и воды налил доверху».

«Мишкина каша»«Я вскочил неодетый, схватил трубку и кричу:­ Слушаю!А из трубки в ответ:­ Ты чего хрюкаешь?­ Как это хрюкаю? Я не хрюкаю, ­ говорю я.­ Брось хрюкать! Говори по­человечески! – кричит Мишка!»«Телефон»«Только полез на горку – бух носом!­ Ого! – говорит. – Скользкая!Поднялся на ноги и снова – бух! Раз десять падал. Никак на горку взобраться неможет.­ Что делать? – думает.

Думал, думал – и придумал:­ Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на неё.«На горке»Слайд – заставка.5. Продолжение беседы об авторе. Уточнение темы урока. Постановка учебной задачи.­_О КОМ РАССКАЗЫВАЕТ Н. НОСОВ В СВОИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ?

(О детях, о наших ровесниках)

­ Какие у него рассказы? (Весёлые, радостные, смешные, юмористические, жизнерадостные.)Учитель.Произведения Носова не просто смешат. Радуя и веселя, они заставляют о многомзадуматься. И в маленьких рассказах, и в повестях, и в сказках Носова читательпостигает такие понятия, как честность, долг, дружба, совесть.Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех.

А смех – дело серьёзное. Важнонаучиться видеть по­настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающихлюдей, уметь рассказывать самому о каком­либо забавном случае.Этому мы будем учиться на примере рассказа Николая Носова «Живая шляпа».6. Словарная работа.Слайды – словарная работа.«Комод»­ находим в словаре в конце учебника.

«Кочерга» ­ железный прут с закруглённым концом для перемешивания топлива впечи.Слайд – заставка.7. Работа с текстом до чтения. Прогнозирование содержания.

­ С чего мы начинаем работу над новым произведением?(Читаем фамилию автора, вспоминаем о ком и о чём он пишет, читаемзаголовок, рассматриваем иллюстрацию, если она есть и делаем предположениесодержания произведения.

)­ Какие вы можете сделать предположения о содержании этого произведения?­ Как вы понимаете словосочетание «живая шляпа»?­ Давайте прочитаем это произведение и посмотрим, какие из наших предположенийоправдались?8. Чтение произведения учителем и хорошо читающими детьми.Беседа по первому восприятию.

­ Какие предположения оправдались?­ Поделитесь мыслями и чувствами, которые у вас возникли во время чтения.­ За кого вы волновались и почему? ­ Что произвело на вас впечатление?­ Почему, когда мы читали произведение, вы смеялись, а ведь мальчикам было не досмеха?(Потому что мы знали, кто под шляпой, а ребята – нет.)9. Мотивация чтения. Формулировка темы беседы.Работа в парах. Вопрос №3 из учебника стр. 115:­ Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками или фантазёрами?

Читайте также:  Краткое содержание астафьев веселый солдат точный пересказ сюжета за 5 минут

(Высказывания детей)

­ Мнения разделились. Поэтому, чтобы понять характер героев, отношение к нимавтора, нужно проследить, как изображает Носов поступки мальчиков, что и как он оних рассказывает.Давайте перечитаем произведение и разберёмся, а потом вернёмся к этому вопросу.10.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКАВновь у нас физкультминутка,(Наклоны влево, вправо)Наклонились, ну­ка, ну­ка!Распрямились, потянулись,(Встали на носочки, потянулись)А теперь назад прогнулись.Разминаем руки, плечи,Что б сидеть нам было легче.(Вращения согнутыми руками)Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!Вправо­влево, раз и два.Думай, думай, голова.(Вращение головой)Хоть зарядка коротка,Отдохнули мы слегка.11. Работа с текстом во время чтения. Чтение и анализ рассказа по частям.­ Прочитайте первую часть до слов «…Что­то плюхнулось – упало на пол». 1 ЧАСТЬ.

­ Как котёнок оказался под шляпой?­ Почему мальчики не видели что случилось с котёнком?(Они сидели за столом и раскрашивали картинки, были увлечены своимзанятием.)­ А мы, читатели, знаем кто прячется под шляпой? Когда мы это узнаём?(Мы это узнаём сразу в начале рассказа.

)­ Почему писатель начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу?(Чтобы читатели знали, что бояться нечего;так интереснее читателям, иначе было бы не смешно.)

Учитель.

Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и началсвой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна.Как она называется?(Введение)Слайд- план.На экране план:Ребята трясутся от страха.Шляпа как подскочит кверху.Васька попал под шляпу.

Из­под шляпы «сам котёнок выскочил».Мальчики прибежали на кухню.­ Перечитайте заголовки и выберите название первой части.(Васька попал под шляпу.)­ С какого момента начинают развиваться события?(Когда мальчики обернулись и увидели на полу шляпу.

)2 ЧАСТЬ­ Как называется этот момент?(Завязка)­ Что же так испугало мальчиков?(Шляпа, которая двигалась.)­ Понимали ли они, что шляпы не бывают живыми?(Понимали. Один из мальчиков даже сказал, что «шляпы не бывают живыми».

)­ Тогда что их так напугало?(Обычный, знакомый предмет ведёт себя странно, непонятно.)­ Какими словами писатель говорит о состоянии мальчиков? (Прыгнули на диван и трясутся от страха.

)­ Что значит «трястись от страха»?­ Как ещё по тексту можно догадаться о состоянии мальчиков в этот момент?Посмотрите на оформление предложений.(Один из них заикается от страха. Они говорят короткими фразами, а такговорит человек если он сильно волнуется или боится.)

­ Итак, как повели себя ребята в первый момент, когда увидели «живую шляпу»?

(Испугались.)­ Выберите заголовок к этой части.(Ребята трясутся от страха.)­ Что предприняли мальчики?(Они убежали на кухню.)3 ЧАСТЬ­ Кто из мальчиков посмелей: Володя или Вадик?(Вадик.)­ Почему?(Вовка хотел уйти домой, бросить друга.

)­ Как меняется поведение мальчиков на кухне?(Они успокаиваются и начинают думать, что делать дальше?)­ Прочитайте, какие слова стали переломными в их настроении.(А может быть, её кто­нибудь за верёвочку дёргает?)Учитель. С этого момента они успокаиваются и начинают думать, что делатьдальше.

Что ещё можно сказать о состоянии мальчиков, когда они обсуждалидальнейшие действия?(Они спокойно, по­деловому обсуждают сложившуюся ситуацию. Мальчики успокоились и осмелели.)­ Как озаглавим эту часть?(Мальчики прибежали на кухню.

)4 ЧАСТЬ­ Что делали мальчики, чтобы узнать тайну «живой шляпы»?(Хотели треснуть, но боялись подойти ближе; стучали по полу кочергой, кричали.)­ Как вы понимаете слово «треснуть»?(Очень сильно ударить.)­ А как вела себя шляпа всё это время?(Она не двигалась.)­ Как вы думаете, почему?(Она сама боялась.)

­ Почему они сначала боялись, а потом сами стали нападать на шляпу?

(Они побороли свой страх окончательно, потому что поняли, что шляпа их сама боится.) ­ Какое слово в этой части передаёт их настроение?(Обрадовались.)­ Что ещё можно сказать об их настроении?(Они веселятся и радуются, играют.)­ Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? Расскажите.

­ Какой момент самый напряжённый? Как он называется?(Кульминация)­ Выберите заголовок к этой части.(Шляпа как подскочит кверху!)5 ЧАСТЬ­ Какие чувства испытали мальчики, когда узнали секрет шляпы?(Радость – что всё хорошо закончилось, страх прошёл;стыд – что они испугались шляпы;жалость – Ваське зря попало.

)­ Как называется этот момент, когда действие заканчивается и всё становитсяпонятно?(Развязка)­ Как озаглавим эту часть?(Из­под шляпы сам котёнок выскочил.)12. Обобщение.

­ А теперь, прежде чем вернуться к вопросу, на который вы отвечали, работая впарах, давайте ещё раз перечитаем слова, которые характеризуют настроение идушевное состояние мальчиков по ходу развития событий:Испугались;успокоились и осмелели;побороли свой страх;веселились и радовались;обрадовались.Слайд.Слайд-заставка.­ Как вы теперь ответите на вопрос: «Кем были Вадик и Вовка: трусами, чудаками

или фантазёрами?»

(Они не были трусами, потому что справились со страхом. Мальчики былиактивные, деятельные. Они не сидели на месте, а искали выход. Пыталисьузнать, кто там под шляпой.Ребята были фантазёрами. Они напридумывали, что шляпу кто­то дёргает заверёвочку.

)­ А как автор относится к героям своего произведения?(Ребята ему нравятся, он над ними посмеивается.)­ А какой это смех: добрый или злой?(Добрый.)­ Как называется такой смех?(Юмор.)­ Какая главная мысль этого рассказа?(Учись справляться со своим страхом и тогда ты найдёшь выход из труднойситуации.

)Учитель:­ Чтобы не пострадать или не попасть в подобную комичную ситуацию.Слайд – пословицы.13. Соотнесение пословиц с содержанием рассказа.­ Прочитайте пословицы и выберите одну, которая больше подходит к содержаниюэтого произведения.Семь раз отмерь, один раз отрежь.Волков бояться – в лес не ходить.

У страха глаза велики – чего нет, и то видят.Чучело только видом пугает.Слайд-заставка.14. Определение жанра произведения.­ К какому жанру относится произведение, которое мы сегодня изучали?( Это рассказ. Произведение небольшое по объёму. Небольшое количество героев.В нём ничего не говорится ни о прошлой их жизни, ни о будущей.

Рассказываетсятолько один случай из жизни героев.)­ Но, если учесть, что этот рассказ написан с юмором, то мы определяем этопроизведение как?(Юмористический рассказ.)

Учитель.

Это весёлый, юмористический рассказ. Мы вместе с автором посмеиваемся надгероями, попавшими в смешное положениеВсе книги Носова наполнены весёлым, доброжелательным изображением героев всмешном виде. Добрые, точные и справедливые слова о творчестве Носова сказалписатель В.

Катаев «… Он в совершенстве постиг характер того чудесного,странного, милого существа, которое называется «мальчик»… Мальчики Носованесут в себе все черты настоящего человека: взволнованность, одухотворённость,вечное стремление к новаторству, привычку изобретать, отсутствие умственнойлени».15. Работа по иллюстрациям.Учитель.

Действие в этом рассказе развивается очень быстро. События следуют одно задругим. Очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышелиз этого положения художник. Он создал серию картинок, каждая из которыхсоответствует какому­то моменту действия, а вместе они рассказывают о том, чтослучилось.Слайды – иллюстрации.

Носов ни разу не сказал о том, как сидели дети, как стояли. Художник перевёл языкписателя – слово, на свой язык – язык рисования.А мы, читатели, постараемся передать характеры героев в чтении.Слайд домашнее задание.16. Домашнее задание.1. Научиться читать рассказ по ролям.2. Дифференцированное задание на стр. 115учебника №5 (а, б).3. Рабочая тетрадь стр.

Читайте также:  Краткое содержание трифонов долгое прощание точный пересказ сюжета за 5 минут

33 №3, №4.17. Итог урока.­ Назовите произведение, которое мы изучали и автора.Слайд – портрет писателя и название произведения.Умение писать с юмором, «смешно» ­ дар довольно редкий. Писатель Николай Носовщедро наделён этим даром. «Весёлый талант» ­ говорят о нём взрослые, а дети отдуши смеются, читая его замечательные произведения. Писатель В.

Катаев сказал онём замечательные слова: «У этого талантливого человека вечно юная, детскичистая, чудесная душа».Слайд – портрет и стихотворение.Носов – детских книг творец.

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесныхНаписать он нам успел.Доброту, и смех, и юморПоказать всем нам хотел!18. Выставление отметок. Оценка своей работы на уроке.­ Продолжите предложение:Мне было интересно …Мне захотелось …У меня получилось…Библиотека «Первого сентября» Я иду на урок в начальную школу. Часть 2. Москва.

«Первое сентября». 2002г.ЛИТЕРАТУРА.О. Б. Корф. Детям о писателях. 20­й век от А до Я.Издательство Стрелец. Москва. 2006 г. Методические рекомендации. Обучение во 2 классе по учебнику «Литературное чтение» Э. Э. Кац.Интернет ресурсы.Слайд ­ шоу «Николай Носов». Автор учитель начальных классов И. В. Жакулина.

metodisty.ru›…files/view…nikolai…nosov­_slaid­shou

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файлЗдравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:
– выберите тему – пройдите небольшой тест

– получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ

Подробнее… или выбрать тему

Источник: https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_n_nosov_zhivaya_shlyapa_umk_planeta_znanij_2_klass-104548/124267

Краткое содержание “Живая шляпа” Носова

“Живая шляпа” Носова начинается вполне обычно. Два мальчика сидят за столом и спокойно рисуют. Неподалеку, у комода, играет котенок. Вдруг герои слышат, как что-то шлепнулось на пол. Оказалось, с комода упала шляпа. Тоже обычное дело, но она вдруг зашевелилась, вызвав у ребят испуг. Они понимали, что неживой предмет сам по себе двигаться не может.

Но шляпа ни с того ни с сего стала перемещаться по комнате. Мальчик, пришедший к товарищу в гости, даже хотел от страха убежать домой. Однако любопытство взяло верх, и герои решили узнать, что же все-таки происходит. Они стали бросать в шляпу картошку и вдруг услышали мяуканье.

Произведение Носова “Живая шляпа” заканчивается весело: виновником страха друзей оказался безобидный котенок.

Особенности сюжета и стиля

Чем же покоряют уже не одно поколение маленьких читателей книги Николая Николаевича? Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим в качестве примера рассказ “Живая шляпа”. Носов выбирает для сюжета вполне реальную и понятную каждому ребенку ситуацию, но вносит в нее немного таинственности. Читатель, в отличие от героев, с самого начала знает, кто сидит под шляпой.

Потому прекрасно работает композиционный прием, который использует Носов. “Живая шляпа” – рассказ юмористический, так как нам весело наблюдать за тем, как абсолютно беспочвенный страх все больше одолевает героев. Кроме того, сюжет в рассказе развивается стремительно: Володя и Вадик моментально реагируют на происходящее и придумывают план действий.

Если сначала они пытаются просто убежать – естественная реакция человека при встрече с непонятным и пугающим, то затем они начинают выстраивать версии того, что происходит. В какой-то момент мальчики даже начинают обороняться клюшкой и лыжной палкой, но непременно желают раскрыть секрет шляпы.

Единственный герой, который действительно вызывает сочувствие читателя, – это ловивший мух кот Васька, ставший одновременно виновником и жертвой произошедшего.

Близка ребятам и лексика, которую использует в произведении Носов. “Живая шляпа” – рассказ, где уместно употреблены выражения…“что-то плюхнулось”, “трясутся от страха”, “стали швырять”. Они лучше всего помогают понять состояние главных героев, оказавшихся в комической ситуации.

Воспитательное значение рассказа

Несмотря на кажущуюся простоту и незначительность описанной ситуации, из произведения дети могут извлечь несколько уроков. Во-первых, главные герои – смелые, деятельные мальчики. Преодолев свой страх, вызванный фантазиями, они стали искать логическое объяснение увиденному.

Например, решили, что кто-то просто дергает шляпу за веревку. Важно и то, что мальчики решили вместе докопаться до правды, и собравшийся было убежать домой Вовка остался вместе с другом. Взаимовыручка, смелость, смекалка помогут найти выход из любой ситуации, подчеркивает Носов.

“Живая шляпа” – рассказ и о том, какая прекрасная пора детство, когда можно быть искренним и непосредственным.

Отзывы о рассказе

Многие взрослые, впервые познакомившиеся с произведением в детские годы, читают его своим сыновьям, дочерям, внукам. И результат практически всегда предсказуем: ребята настолько увлекаются, что начинают безудержно хохотать. Например, так произошло с сыновьями М. Прилежаевой, которые все никак не могли успокоиться, узнав о приключениях героев. А.

Иванов вспоминал, как впервые услышал этот рассказ четырехлетним ребенком. Произведение настолько ему полюбилось, что вскоре он знал его наизусть. Но главное, что можно выделить в обеих историях, – знакомство с “Живой шляпой” пробуждает в маленьких читателях желание познакомиться с другими рассказами писателя. А это и есть приобщение к литературе.

Переводы и экранизация

Произведения Николая Николаевича интересны не только российским ребятишкам, но и детям других стран. На белорусском рассказ “Живая шляпа” появился уже в 1938 году.

Впоследствии были сделаны его переводы на эстонский, польский, немецкий, английский, испанский, французский, финский, ирландский и даже малагасийский языки.

Кстати, по данным одного из международных журналов, третье место среди русских писателей, чаще всего переводимых на другие языки, занимает именно Н. Носов.

“Живая шляпа” – рассказ, который идеально подходит для инсценировки. В 1972 году по его сюжету был снят фильм, ставший курсовой работой А. Суриковой.

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-zhivaya-shlyapa-nosova/

Пересказ художественного произведения Н.Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок – «Дошколёнок.ру»

старший дошкольный возраст

Цель: Развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок.

Задачи: Закрепить умение составления рассказа по серии сюжетных картинок; продемонстрировать способы построения сюжетного рассказа.

Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи посредством последовательного разложения сюжетных картинок; умение располагать картинки в заданной последовательности; учить исправлять деформированный сюжет путем перестановки сюжетных картинок; формировать у детей навыки совместной деятельности и взаимоконтроля путем работы в группе. Обогащение словаря прилагательными с помощью проговаривания и подбора их к существительным. Воспитание гуманного отношения к домашним животным.

Оборудование: шляпа, прищепки для пальчиковой игры, набор сюжетных картинок.

Ход

I. Организационный момент: (Беседа)

Воспитатель: – Ребята, что это за предмет? (шляпа) – Интересно, откуда она могла появиться здесь? (ответы) – Мне кажется – это какой – то неумеха бросил ее здесь. – Ребята, а вы знаете, как правильно ухаживать за своими вещами? (ответы детей) – Да, у каждой вещи должно быть свое место.

– Как вы думаете, в какое время года можно носить этот головной убор? (ответы детей). – Знаете, ребята, раньше люди были очень воспитанные, и при встречи они снимали свои шляпы, тем самым приветствовали друг друга. Давайте и мы поприветствуем друг друга, скажем добрые слова приветствия.

Повторяйте за мной: 1.

«Приветствие»

Воспитатель снимает шляпу, обращаясь к рядом стоящему ребенку: – «Доброе утро, Андрюша» … (дети продолжают).

Читайте также:  Краткое содержание рассказов вампилова за 2 минуты

2. Д/И «Подбери предлог»

– Ребята, когда мы вошли в комнату, где лежала наша шляпа? (Дети: Шляпа лежала на полу).

– А сейчас где наша шляпа? (на голове). – Кто скажет, где лежит наша шляпа теперь? (на столе, под стулом, около стола, в шкафу).

– Молодцы.

3. Д/И «Какой? Какая? Какое?»

(Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже. Расширение и пополнение словаря прилагательными). – Ребята, а мне очень интересно узнать, какая наша с вами шляпа – по цвету? (Чёрная).

– Возьми прищепку и прикрепи за поля шляпы. – По размеру? (большая)

– По времени года? (весенняя, осенняя)?

– По материалу, из которого она сделана? (шляпа из фетра. Она какая?) (фетровая) ( новое слово).

– По предназначению: ее носят мужчины или женщины? (мужская, женская).

– А если ее носят дети, то какая она? (детская).

– Ребята, смотрите, какая у нас замечательная, нарядная шляпа!

II. Основная часть:

– Ребята, а как вы думаете, бывает ли шляпа Живой? (ответы детей).

– Посмотрите, кая у меня замечательная книга! Я хочу вам прочитать мой любимый рассказ Н.Н. Носова, который так и называется «Живая шляпа». (Показывает детям книгу Носова, из которой вылетают страницы ).

– Ребята, что же делать, мы не сможем прочесть этот рассказ. (Дети говорят, что помогут, составят рассказ, по картинкам).

– Вы мне поможете составить рассказ по картинкам? (ответы детей).

– Возьмите иллюстрации и пройдём за стол.

(Дети раскладывают на стол иллюстрации, находят последовательность).

– Ребята, у кого самое начало рассказа, с чего все началось?

Составление рассказа:

1. Котенок Васька сидел около комода и ловил мух. Шляпа лежала на комоде. (Около чего сидел котенок Васька? Где лежала шляпа?)

2. Вадик и Вовка сидели за столом и рисовали. Вдруг позади них что-то упало. Они обернулись и увидели, что шляпа лежит на полу. (Что делали Вадик и Вовка? Что они услышали позади себя? Что увидели мальчики?)

3. Вовка подошел к шляпе и хотел ее поднять. Но шляпа зашевелилась и поползла к нему. (Что хотел сделать Вовка? Как вела себя шляпа в этот момент?)

4. Мальчики испугались и выбежали из комнаты. (Куда побежали мальчики?)

5. На кухне мальчики взяли клюшку и лыжную палку, и пошли пугать шляпу. Но шляпа их не испугалась. (Что взяли Вовка и Вадик на кухне? Испугалась ли их шляпа?)

6. Тогда мальчики взяли картошку и стали стрелять (кидать) в шляпу. Одна картошка попала в шляпу. И из-под нее выбежал котенок. (Чем мальчики стреляли в шляпу? Кто выбежал из-под шляпы?)

– Ребята, как вы думаете, котенку Ваське было страшно под шляпой? (ответы детей).

Динамическая пауза:

– Наверное, он представлял себя львом, которого поймали охотники! Давайте и мы как Вовка и Вадик отправимся охотиться! (Охотники крадутся тихо…).

Словесная игра «Мы охотимся на льва…» (игра на координацию речи с движением, игра на дыхание, снятие эмоционального напряжения, закрепление предлогов в речи).

– Молодцы.

Вторичное рассказывание.

– Ребята, кто из вас может рассказать эту историю от начала до конца? (спрашивается 2-3 ребенка).

– Вам понравился рассказ? Кто запомнил фамилию автора? Молодцы. (Дается оценка каждого ребенка на занятии.)

– Ребята, как вы думаете, эта история придуманная или могла быть на самом деле? (ответы детей).

III. Заключительная часть:

– Ребята, такой замечательный рассказ, а шляпа какая-то грустная, не яркая не веселая. Наверное ее можно украсить?

– Чем будем украшать? (ответы детей).

– Молодцы, только это мы с вами сделаем завтра.

Источник: https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/5042-pereskaz-khudozhestvennogo-proizvedeniya-n-n-nosova-zhivaya-shlyapa.html

Николай Носов “Живая шляпа”

15 Июня 2017

Книги Н. Носова занимают особое место в детской литературе. Он писал для детей разного возраста, да и взрослые с удовольствием читают его произведения.

Его герои – дети-непоседы, дети-выдумщики, которые попадают в разные курьезные ситуации. Писатель создает яркие, живые характеры. Ситуации, описанные в его произведениях, вполне могли произойти с каждым из нас, это делает их близкими и понятными читателю. Можно отметить способность понимать детей, умение разговаривать на их языке, естественность повествования в манере его письма. 

Носов долгое время работал в сфере кинематографии, в литературу, по его словам, пришел случайно. Родился сын, и первые произведения были для него и его друзей-дошкольников. А разве можно писать плохо для собственного ребенка? Наверное, поэтому в книгах Носова чувствуется любовь и уважение к детям.

«Живая шляпа» написана в лучших традициях русской классической литературы. Издательство «Мелик-Пашаев» не случайно выбрало ее для издания в серии «Тонкие шедевры для самых маленьких». С самого начала читатель понимает, почему шляпа двигается, не понимают этого только незадачливые герои рассказа Володя и Вадик. Когда шляпа поползла к ним, они оба заскочили на диван от страха.

Конечно, шутка ли шляпа сама по себе двигается! Они придумывают разные планы противостояния непонятному явлению. Хотели кочергой ударить по ней, хорошо, что шляпа вовремя замерла, а то бы Ваське несдобровать. А вот картошка все-таки достигла своей цели, тут уж Васька не стерпел, подпрыгнул и закричал на своем кошачьем языке. Мальчишки догадались, в чем дело и обрадовались.

Тайна живой шляпы была раскрыта. 

Рассказ чрезвычайно динамичен, по мере того, как страшнее становится героям, ситуация становится все комичнее. Меру страха можно измерить теми орудиями, которые они готовили против беззащитного котенка. И даже зная заранее о коте Ваське, читать все равно интересно и смешно. А может быть, кто-то узнал себя в героях рассказа? 

В этом произведении Н. Носов показывает глубокое понимание психологии и умственной работы ребенка. Герои рассказа – обычные мальчишки, которых читатель встречает в своей жизни каждый день, а эти вот стали героями рассказа.

Он тонко чувствует душу ребенка и понимает, как важна его роль в воспитании детей, поэтому к творчеству относится предельно ответственно и считает его важным для общества. Носов рассказывал, что удивился, увидев рядом с собой мир детства в лице своего сына. А настоящий писатель и художник начинается именно с удивления.

Рассказ Носова о детях, для детей и для их родителей, потому что родителям тоже не помешает вспомнить то время, когда они были маленькими. Рассказ «Живая шляпа» поможет в этом как нельзя лучше. 

Купить книгу Живая шляпа

Иллюстрации к этому рассказу выполнены художником И. М. Семеновым, который известен как мастер карикатуры и главный редактор журнала «Веселые картинки». Рисунки помогают полнее почувствовать комизм ситуации. Если бы мальчишки сразу увидели, что у шляпы вырос хвост, то быстрее догадались бы, в чем дело. 

Книга, созданная веселыми и творческими авторами, достойна занять место на книжной полке. 

Источник: https://womensec.ru/articles/books/dlya-detey-ot-2-let/nikolay-nosov-zhivaya-shlyapa.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector