Краткое содержание жуковский кубок точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание баллады Кубок Жуковского

Краткое содержание Жуковский Кубок точный пересказ сюжета за 5 минут

На летние каникулы школьникам задают разные произведения, которые они должны прочитать и ознакомиться с сюжетом.

Таким образом дети не только знакомятся с писателями и их творчеством, но еще и получают общее развитие. Однако не все горят желанием читать полные произведения и здесь на помощь приходят краткие содержания.

Сегодня представляем вашему вниманию балладу Кубок Жуковского и ее краткое содержание для читательского дневника.

Краткое содержание произведения Жуковского под названием Кубок начинается сообщением о том, что царь со своими рыцарями пришел на высокие скалы. Они нависали над бездонным морем. Захотелось проверить своих рыцарей и латников на храбрость, поэтому и придумал царь сложное задание.

Он решил бросить золотой кубок со скалы в море, а тому, кто решится достать этот кубок, достанутся почести и награда. Да никто не решился испытывать свою судьбу, уж слишком высокой была скала, да и море грозное глядело на всех. Однако нашелся смельчак. Это был паж.

Он не раздумывая, снимает с себя пояс, епанчу, подходит к окраине скал. Там бушует море, но обратившись к Богу, срывается паж со скалы и его поглощает бездна. Все присутствующие были уверены, что парень погиб и не вернется. Придворные заговорили, заволновались.

Кто-то сказал, что даже ради трона никогда бы не прыгнул в пучину, а значит, никто не расскажет, что хранит в себе бездна, откуда никто не возвращается живым.

Дальше вдруг послышались звуки, все зашипело, засвистело и вот показался паж. В одной руке держал он кубок, а второй пытался доплыть до берега, ведя борьбу с волнами. Наперекор судьбе ему удалось выжить, еще и отыскать кубок царя.

Когда пажу налили вино в кубок, тот стал делиться своими мыслями. Он сказал, чтобы люди радовались, что живут на земле, ведь бездна устрашающая. Там внизу его кружило, било о скалы, а он шептал молитву.

Пажу повезло, и благодаря молитвам, удалось отыскать кубок, который зацепился за кораллы и не упал на дно. Однако за это время он успел увидеть все ужасы бездны с ее морскими чудовищами в виде скатов, морских гиен и других стоногих чудовищ.

В конце концов ему повезло и выбросило потоком наверх.

Однако царю захотелось еще больше узнать о морской жизни и бездне, поэтому он обещает смельчаку, кроме кубка, перстень и дочь в придачу. Дочь стала защищать пажа и просить отца помиловать слугу.

Просила, чтобы тот послал своего рыцаря в бездну. Но, паж вдохновившись, вновь бросается в воду. Сколько ни всматривалась царевна в бездну, не было видно там пажа.

Приходила волна за другою волною, а юноша уже не появится никогда.

На этом завершается краткое содержание баллады Кубок.

(4 голоса, в среднем: 4.3 из 5)

Источник: http://sochinyshka.ru/kratkoe-soderzhanie-ballady-kubok-zhukovskogo.html

Краткое содержание: Кубок (Жуковский)

Однажды царь, собрав своих рыцарей, спро­сил, кто из них сможет совершить знатный под­виг: прыгнуть с вершины в глубокую тьму за брошенным им кубком. И рыцарь знатный, и простой латник имели возможность сделать это, царь не ставил ограничений. Главным было желание достать царский кубок, не испугавшись страшной морской бездны. Победителю в награ­ду доставался сам кубок.

Проговорив свою волю, царь бросил златой кубок с высокой скалы и стал ждать, кто же от­важиться совершить ради него подвиг.

Но рыцарь и латник недвижно стоят; Молчанье — на вызов ответ;

В молчанье на грозное море глядят;

За кубком отважного нет.

Вдруг из молчаливой толпы выступил моло­дой паж. Он снял епанчу и пояс, молча положил их на землю… У всех окружающих дам, да и ры­царей тоже, пронеслась мысль: куда ты? Но паж подступил к краю скалы, заглянул в глубину, где шумела и гремела морская пучина.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнем,

Волна за волною; и к небу летит Дымящимся пена столбом;

Пучина бунтует, пучина клокочет…

Не море ль из моря извергнуться хочет?

Призвав спасителя-бога, юноша прыгнул вниз под общий вскрик толпы и исчез в морской бездне.

Над бездной утихло… в ней глухо шумит…

И каждый, очей отвести

Не смея от бездны, печально твердит:

«Красавец отважный, прости!»

Далее автор будто предполагает, какие мысли бродили в умах тех, кто стал свидетелем этой трагической сцены. Эти мысли приводятся в ав­торском тексте в кавычках, как цитата:

«Хоть брось ты туда свой венец золотой, Сказав: кто венец возвратит,

Тот с ним и престол мой разделит со мной! — Меня твой престол не прельстит.

Того, что скрывает та бездна немая,

Ничья здесь душа не расскажет живая…».

Цитирование мыслей продолжается расска­зом о том, что в этой глубине пропадало немало судов, которые затем вылетали назад в виде мел­кой щепы. В глубокой пучине тем временем слы­шалось будто бы роптание грозы недалекой. Все выло, свистало, било и шипело, волны сменяли друг друга, и дымящаяся пена летела к небу столбом. С оглушительным ревом брызнул поток извергнутой бездны.

Вдруг… Что-то мелькнуло «живой белизной» сквозь седую пену. Приглядевшись, люди увиде­ли, как в волнах показалась рука и плечо. От­важный юноша пытался побороть стихию.

И видят — весь берег потрясся от клича —

Он левою правит, а в правой добыча.

И долго дышал он, и тяжко дышал,

И божий приветствовал свет…

И каждый с весельем: «Он жив! — повторял. — Чудеснее подвига нет Из темного гроба, из пропасти влажной Спас душу живую красавец отважный».

Юноша вышел на берег, приветственный тол­пой, и упал к ногам царя, положив у его ног ку­бок. Царь приказал дочери дать герою кубок ви­на в качестве награды. Юноша же стал славить государя.

Да здравствует царь! Кто живет на земле,

Тот жизнью земной веселись!

Но страшно в подземной таинственной мгле.

И смертный пред богом смирись:

И мыслью своей не желай дерзновенно Знать тайны, им мудро от нас сокровенной. Стрелою стремглав полетел я туда…

И вдруг мне навстречу поток;

Из трещины камня лилася вода;

И вихорь ужасный повлек

Меня в глубину с непонятною силой…

И страшно меня там кружило и било…

Юноша рассказал, что выжить помогла ему молитва к Богу. Вознеся ее, он увидел торчащий из мглы утес, крепко обхватил его и заметил на ветвях коралла кубок. Внизу, под ним, все было смутно, пурпуром светился сумрак, ничего не было слышно. Но виделись страшные картины морской стихии.

Я видел, как в черной пучине кипят,

В громадный свиваяся клуб,

И млат водяной, и уродливый скат,

И ужас морей однозуб;

И смертью грозил мне, зубами сверкая,

Мокой ненасытный, гиена морская…

Отважный юноша рассказал, как он был один среди морских чудовищ, обреченный на смерть, и как ему было страшно. Содрогаясь, он вдруг услышал, как из мглы ползет страшное стоногое чудище. Он в ужасе бросился прочь от скалы, и это было его спасением. Юношу подхватил прилив, и его выбросило наверх.

Царь сказал юноше:

Мой кубок возьми золотой;

Но с ним я и перстень тебе подарю,

В котором алмаз дорогой,

Когда ты на подвиг отважишься снова И тайны все дна перескажешь морскова.

Услышав эти слова, царевна взволнованно стала просить отца пощадить молодого пажа, и уж если царю так необходим подвиг, то пусть отправит совершать его не юношу, а рыцаря. Но отец не послушал дочери.

…свой кубок златой В пучину швырнул с высоты:

«И будешь здесь рыцарь любимейший мой, Когда с ним воротишься, ты;

И дочь моя, ныне твоя предо мною Заступница, будет твоею женою».

От этого обещания у юноши загорелась душа, а глаза наполнились отважностью. Глядя на то, как краснеет и страшится за него царевна, он, полный неописуемой радости, бросился в волны.

Утихнула бездна… и снова шумит…

И пеною снова полна…

И с трепетом в бездну царевна глядит…

И бьет за волною волна…

Приходит, уходит волна быстротечно:

А юноши нет и не будет уж вечно.

***

Невероятный поэтический талант Жуковско­го превращает его баллады в яркие живописные полотна. При прочтении их возникает ощуще­ние, что стоишь среди героев произведения и ви­дишь то же, что и они.

Знакомясь с балладой «Кубок», кажется, что волнение толпы, следя­щей за тем, как разворачиваются события, фи­зически ощутимо. В произведении «Роланд-оруженосец» легко представить эмоции рыцарей, которые сначала смирились с горечью своего по­ражения, а затем узнали, что их обошел юный оруженосец.

Оба произведения отличает ярко выраженная тематика, подчеркивающая до­блесть и непревзойденность юных героев.

Как часто родители сознательно недооценива­ют своих чад, чтобы как можно дольше сохра­нить их детство! Им тяжело представлять, что их ребенок вырос и способен превзойти их самих в выполнении серьезной задачи.

Именно такую позицию обрисовал Жуковский в балладе «Роланд-оруженосец». Юный сын доблестного ры­царя, боясь потревожить сон своего родителя, сам побеждает великана.

Никто не воспринимал Роланда всерьез, все считали его ребенком, но именно он выполнил приказ царя, прославив свое имя.

В данном произведении интересно само отно­шение героев к подвигу. В отличие от умудренных опытом рыцарей, которые относятся к подвигу как к серьезному делу, Роланд совершает его ми­молетом, стремительно, не привлекая к своей пер­соне повышенного внимания.

Так и в жизни по­рой подход нового поколения к выполнению значительных задач в корне отличается от подхо­да родителей легкостью и быстротой. В произведе­нии видно, что Роланд не готовится к подвигу спе­циально, но не проходит мимо него, хотя имеет для этого все основания.

Из этого можно сделать вывод, что истинная рыцарская доблесть никогда не должна отдыхать. Другой вывод в том, что мо­лодым необходимо давать проявить себя.

Ведь ес­ли бы Роланду было отказано в просьбе взять его в поход, он бы еще долгое время оставался бы в те­ни рыцарей более зрелого возраста.

Произведение «Кубок» производит двой­ственное впечатление. С одной стороны, чита­тель непременно испытывает восхищение добле­стью юного пажа, отважившегося на поступок, который заставил дрожать сильных рыцарей.

С другой — возникает мысль о бессмысленности подобных подвигов, совершенных во имя демон­страции собственной отваги и во главе которых находится жизнь человека. Из произведения становится ясно, что удача в делах рискован­ных — величина переменная.

Для тех, кто под­ставляет свою жизнь опасности, может насту­пить период, когда привычное везение по независящим от них причинам отворачивается.

Как и произведение «Роланд-оруженосец», «Кубок» пронизано идеей замечательной доблес­ти и отваги юного человека. И снова в числе на­блюдателей подвига оказываются те, на кого и возлагалась основная надежда.

Умудренные опытом рыцари остаются позади, лидером же становится молодой паж.

Читайте также:  Краткое содержание оперы бал-маскарад верди точный пересказ сюжета за 5 минут

Тематически выделена тема поклонения главного героя дочери царя: после совершения славного подвига лучшей на­градой для него оказывается кубок вина, подан­ный ею, а ко второму безрассудному подвигу его склоняет обещание царя отдать ему дочь в жены.

На этой странице искали :

  • жуковский кубок краткое содержание
  • кубок жуковский краткое содержание
  • жуковский кубок
  • краткое содержание кубок
  • кубок жуковский

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-kubok-zhukovskij.html

Краткое содержание “Кубок” Жуковского

Один владыка предложил своим рыцарям совершить подвиг – прыгнуть с горы за царским кубком. К кандидатам не ставились особые условия, свою отвагу мог испробовать как знатный воин, так и простой латник. Главное, чтобы брошенный царем кубок был найден с морской глубине.

Тот, кто достанет сосуд, получит его в награду. Озвучив условия, царь бросил с горы в море кубок и стал ждать храбреца, готового совершить подвиг. Но ни рыцарь, ни латник не осмелились прыгнуть в пучину. Вдруг из толпы появился юный паж. Он молча начал раздеваться и готовиться к прыжку.

Окружающие мужчины и женщины были удивлены решительностью юноши.

Молодой паж стал на край скалы и начал смотреть на страшную морскую пучину. Удары волн напоминали огонь, заливающийся водой, море клокотало и вздымалось ввысь. Юноша обратился за помощью к своему богу-покровителю и прыгнул со скалы. Весь народ в один голос вскрикнул.

Море утихло и начало тихо шуметь, а зрители печально просили у него прощения. Один свидетель этой печальной сцены размышлял, что даже бросил бы царь свой золотой венец с обещанием наградить храбреца престолом, то и это не привлекло его к прыжку. Ведь еще никто живой не выходил из этой пучины.

Даже корабли здесь терпели крушения, только щепки всплывали наверх.

В это время из глубины был слышен звук, похожий на рокот грозы, на волнах подымалась шипящая пена. Из бездны вырвался поток воды из оглушительным громом, среди которой кто-то заметил что-то белое. Зрители начали присматриваться и заметили руку и…плечо юноши. Молодой паж активно сражался с волнами.

Толпу всколыхнул крик радости, ведь юноша плыл только левой рукой, потому что в правой руке держал царский кубок. Он тяжело дышал и долго восстанавливал дыхание. Юноша был рад увидеть божий свет. Народ радовался, что молодой паж выжил и совершил мужественный подвиг, сумев выйти невредимым из смертельной пучины.

Выйдя на берег, юноша под радостные приветствия народа преклонил колени перед царем и преподнес ему кубок.

Владыка приказал своей дочери наградить отважного пажа кубком вина. Юноша произнес хвалебные речи государю, ради которого ему было не страшно прыгать со скалы. Паж начал рассказывать, как летел вниз, а затем льющийся из трещины в камне поток затянул его в водоворот. Он опускался все глубже и в отчаянии обратился с мольбой к Богу.

Юноша схватился за утес, а в коралле заметил кубок. На глубине он в темноте рассмотрел страшные картины, которые грозили ему смертью. К юноше начало направляться стоногое чудовище, но прилив вовремя выбросил пажа на берег.

После рассказа царь пообещал храбрецу к кубку еще и перстень с алмазом, если тот еще раз повторит подвиг и еще поведает истории о морских чудовищах.

Царевна умоляла отца отказаться от такого предложения, но царь остался непреклонным и вновь бросил сосуд в море, пообещав в придачу еще и свою дочь отдать в жены. Юноша бросился в морскую пучину. Бездна на время утихла, а потом продолжила свой шум. Молодой паж на этот раз не смог выбраться из глубины.

(Пока оценок нет)
Loading…Вы сейчас читаете сочинение Краткое содержание “Кубок” Жуковского« Краткое содержание «Весенние перевертыши» ТендряковаАвтор слово о полку Игореве »

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-kubok-zhukovskogo/

Анализ баллады «Кубок» В.А. Жуковского

Пропустить и перейти к содержимому

Жуковский Василий Андреевич — один из основоположников романтизма в русской литературе. Известность Жуковский приобрел и как переводчик. В 1831 году в двухтомнике «Баллады и повести В.А. Жуковского» впервые вышла баллада «Кубок» — переложение баллады Шиллера «Водолаз».

Баллада Жуковского является свободным переводом баллады Шиллера, поэтому в текстах встречаются несоответствия. Различие в названии баллад неслучайно — Жуковский акцентирует внимание читателей на конкретном предмете — кубке. Он описывается в произведении и становится желаемой наградой для лирического героя и причиной его смерти. В «Кубке» описываются реальные жители обитатели морских глубин:

в оригинале герой встречается с фантастическими существами. В композиции баллад могут встречаться повторения отдельных слов, фраз или строф. У Жуковского повторяются строки:

Эти повторы заимствованы из фольклорных жанров — сказки и песни. Жанр баллады изначально формировался в народной поэзии и передавался устно в форме песни, с волшебной сказкой связывает балладу фантастический сюжет и главный герой, который совершает поступок (путешествие в другой мир) и получает вознаграждение.

Для жанра баллады характерно эмоциональное, напряженное повествование о каком-либо чудесном или волшебном происшествии. В балладе «Кубок» перед читателем предстает эпизод борьбы человека с беспощадной стихией. В этой неравной схватке первый раз герой одерживает победу. Мотивы его чисты и он обращается за помощью к всевышнему:

Важно отметить, какими характеристиками наделяет Жуковский море:

Страшное волнение на воде отпугивает рыцарей и латников, они словно понимают, что совладать со стихией будет практически невозможно. Но находится тот, кто готов рискнуть и достать кубок, брошенный царем в черную бездну.

Молодой паж бросается в воду и на какое-то время скрывается из виду. Затем герой выходит из воды с кубком — он поборол страх и смог совладать с грозным морем.

Однако, на этом повествование не заканчивается — героя ждет новое испытание, с которым герой справиться не смог.

В балладах предполагается быстрая смена событий, это рассказ о действии, в то время как внешний вид и индивидуальные характеристики героев, детали уходят на второй план. В «Кубке» лирический герой изображен как молодой отважный и смелый юноша: «вдруг паж молодой Смиренно и дерзко вперед», «красавец отважный», «В нем жизнью небесной душа зажжена».

В балладе прослеживаются национальные мотивы – молодой герой – выходец из народа. Так же само действие совершается перед публикой и для ее потехи.

Толпа сопереживает герою: «И дамы и рыцари мыслят, безгласны: «Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?», но не останавливает его, с нетерпением ждут дальнейшего развития событий: «И дрогнули зрители, все возопив, — Уж юноша в бездне пропал».

«Красавец отважный, прости!» — сочувствует народ герою, но они искренни рады, когда юноша оказывается жив и более того, выполнил задание царя: «И каждый с весельем: «Он жив! — повторял. — Чудеснее подвига нет!». Поступок главного героя можно расценивать и как героический подвиг, и как дерзкий вызов силам природы.

Но если первый раз герой показывает свою смелость — когда никто не рисковал, молодой паж проявил храбрость, то второй раз он стремится достать кубок ради даров, обещанных ему царем. Смерть главного героя становится неожиданной для всех и толпа безмолвствует.

Особенностью композиции баллады является явное деление сюжета на две части — кульминация и развязка, причем часто эти части неравные. На протяжении всего повествования в «Кубке» читатель видит как нарастает напряжение.

Царь три раза вызывает смельчака испытать судьбу и достать кубок из бушующего моря, волнение которого усиливается. Толпа, ожидающая своего героя, с интересом слушает рассказ о тех чудесах, которые увидел молодой паж на дне морском.

Следующий вызов судьбе и неожиданно наступает смерть героя. Развязка повествования заключена в нескольких словах

Романтический мотив отразился в балладе «Кубок» благодаря авторской трактовке сюжета произведения. В первоисточнике мотивом, побудившим героя второй раз броситься в воду, является только чувство жадности, тогда как у Жуковского молодая царевна пытается защитить героя:

и наряду с желанием получить дары царя, герой хочет показать царевне свою смелость. Её поддержка и сопереживание подбадривают героя, который забыв о страхе, снова испытывает судьбу.

Основоположником жанра баллада в русской литературе традиционно считают В.А. Жуковского. В новом жанре нашел отражение интерес народа к фольклору, к историческим и фантастическим событиям, к отважным героям и их подвигам. Основной идеей произведений является неотвратимость расплаты за поступки, поэтому баллада стала популярной в эпоху романтизма.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/03/analiz-ballady-kubok-zhukovskogo.html

Профессор Знаев

Цель: познакомить учащихся с понятием «баллада» и текстом произведения; помочь осмыслить различие между народной легендой и литературной балладой.

Оборудование: компьютер, фонохрестоматия

Ход урока

      I. Проверка домашнего задания      После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение фрагментов сказки, коллективно оцениваем выступающих.

      II. Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады

      Чтение учебника и запись более краткое определение баллады:

      Баллада — сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, легендарном материале.

      Текст баллады слушаем через фонохрестоматию (8—9 минут). После дадим ученикам возможность пережить драматический сюжет баллады и зададим несколько вопросов, чтобы выявить восприятие баллады учениками.       — Кто главные герои баллады?       Главные герои баллады — царь, молодой паж и дочь царя. Морскую пучину и населяющих ее гадов можно считать персонажами баллады.       — Перескажите кратко содержание баллады. Какие поступки совершают герои баллады?       — Что увидел паж в морской пучине? Как вы представляете себе картину, нарисованную Жуковским? Какое чувство вызывает эта картина?       — Как вы относитесь к поступкам героев?

      — Как вы понимаете смысл слов благородство, рыцарство, жестокость? Найдите значения этих слов в толковом словаре. Когда герои проявляют эти качества?

      Благородство — это высокая нравственность, соединенная с самоотверженностью и честностью. Благородство проявляет царевна, когда она, не боясь родительского гнева, заступается за пажа и просит отца не отправлять его в море второй раз.
      Рыцарство — это самоотверженность, благородство. Рыцарским поступком можно назвать и первый, и второй прыжок пажа в море.
      Жестокость — крайняя суровость, безжалостность, беспощадность. Царь проявляет жестокость, когда впервые объявляет о своем желании увидеть прыжок со скалы за кубком и когда вторично посылает молодого пажа в море.       Одаренным ученикам можно задать вопрос:       — Как относится автор к героям баллады? Кого осуждает, кого жалеет? Как вы это определили?       Автор по-разному относится к своим героям и по-разному передает свое отношение к ним. Описывая царя, он только один раз говорит, что царь швыряет кубок в море, «не внимая» словам дочери. Но с помощью выявления отношения к царю рыцарей и латников, которые «недвижно стоят» и отвечают молчаньем на его вызов, Жуковский передает свое отношение к царю. Автор, как и рыцари, осуждает поступок царя и жалеет отважного юношу.       Жуковский восхищается смелым поступком юноши: «…вдруг паж молодой // Смиренно и дерзко вперед…» Автор передает свое отношение к пажу с помощью слов зрителей, которые называют его «красавец отважный», просят у него прощения и жалеют его. Автор говорит, что юноша «борется, спорит с волной…». Человек, который не сдается, всегда вызывает уважение и симпатии. Жуковский пишет: «В нем жизнью небесной душа зажжена; // Отважность сверкнула в очах…» Мы понимаем, что паж влюблен в царевну и прыгает в море ради нее.       Зрители ликуют: «Спас душу живую красавец отважный». Юноша во время рассказа говорит о себе: «Один, меж чудовищ, с любящей душой…» Поэт дважды подчеркивает, что для него важна именно душа человека.       Автор жалеет царевну и сочувствует ей. Он пишет, что она «с волненьем в груди, краснея» просит царя пощадить пажа. Она, может быть, с любовью относится к юноше, и Жуковский горюет вместе с ней, когда она «с трепетом в бездну… глядит».       — Почему Жуковский назвал свою балладу «Кубок»?

Читайте также:  Краткое содержание пикуль мальчики с бантиками точный пересказ сюжета за 5 минут

      Кубок — это большой, массивный сосуд в виде чаши, бокала. Кубок обычно символизирует победу, в него наливают вино и пьют за здоровье победителя. В наше время в спортивных соревнованиях победителям дарят кубки.

      Баллада называется «Кубок», потому что ради победы над морем и над собственной слабостью нырял паж за этим предметом первый раз. Но когда он нырнул ради исполнения царского каприза — не смог победить.

      III. Подготовка к выразительному чтению баллады

      — Какие интонации вы будете использовать при чтении баллады?       Важно, чтобы ученики назвали вслух те чувства и интонации, которые будут вкладывать в чтение баллады. Такая работа закладывает основы саморефлексии.       При чтении баллады вслух будут возникать интонации призыва (при описании речи царя), страха (при описании моря), грусти (когда юноша нырнул и его не видно), веселья и радости (когда юноша вынырнул). Потребуется особая интонация, чтобы передать ужас юноши перед морскими глубинами, интонация повеления и печали (второй приказ царя и заступничество царевны). Заканчивается чтение на грустной ноте, которая в этой балладе повторяется особенно часто.

      Домашнее задание

      Подготовить выразительное чтение баллады В. А. Жуковского «Кубок».       Прочитать статью учебника «Из истории создания баллады „Кубок“». Выучить определение баллады.       Принести вторую часть учебника в класс.

      Индивидуальное задание

      Подготовить рассказ о балладах Жуковского.

      Нарисовать иллюстрации к балладе «Кубок».

Источник: http://znaew.ru/index.php/litra-konsp111/7894-urok-literatury-v-5-klasse-ballada-v-a-zhukovskogo-kubok-blagorodstvo-i-zhestokost-geroev-ballady

Сочинение: Что погубило героя баллады Жуковского «Кубок»

Что погубило героя баллады В. А. Жуковского «Кубок»

Название баллады Василия Андреевича Жуковско­го «Кубок» символизирует состязание, борьбу, победу и поражение. Баллада начинается со слов царя, кото­рые звучат как вызов:

Кто, рыцарь ли знатный иль ратник простой,

В ту бездну прыгнет с вершины?

Бросаю мой кубок туда золотой:

Кто сыщет во тьме глубины

Мой кубок и с ним возвратится безвредно,

Тому он и будет наградой победной.

Кажется, что царь сам не верит в возможность та­кого «подвига опасного». Не верят в это даже смелые рыцари, которые «недвижно стоят», когда царь уже в третий раз произносит эти слова.

Молодой паж бросается в морскую пучину за куб­ком. Жуковский восхищается смелостью, красотой, молодостью этого героя, называя его «красавцем от­важным». Именно молодостью можно объяснить та­кой отчаянный поступок. Паж хотел отличиться, стать героем, получить золотой кубок и руку царевны.

Интересно описание схватки юноши с морем. Ка­жется, что и читатель, и автор, и герои баллады вме­сте переживают за пажа и не верят в его спасение:

И бездна таинственно зев свой закрыла:

Его не спасёт никакая уж сила.

Образы моря и его «страшных жильцов» передают весь ужас, который испытал юноша. Эпитеты, исполь­зованные Жуковским, также нагнетают страх:

…В пучину бездонной, зияющей мглы Он бросил свой кубок златой.

На удивление всем, паж выжил и достал кубок: «Спас душу живую красавец отважный». Не случайно

автор употребил слово «душа» — этим он противо­поставляет пажа царю. Мы понимаем, что такой царь ни с кем не будет делить престол и не отдаст дочь про­стому пажу. Но одурманенный славой юноша не осоз­наёт этого: «…И в сладость была для него та награда».

Образ царя наполнен жестокостью и безжалостно­стью. Интересно, что его дочь наоборот проявляет к пажу сострадание и жалость. Но даже её смелая просьба не останавливает царя:

…Краснея, царю говорит:

«Довольно, родитель, его пощади!..»

Вместе с царевной Жуковский жалеет юношу, но одновременно он и осуждает его безумный поступок. Исполняя капризы царя, молодой паж неоправдан­но рискует собственной жизнью:

Тогда, неописанной радостью полный,

На жизнь и погибель он кинулся в волны…

Выиграв схватку с морем, герой проиграл схватку с коварством царя. «В нём жизнью небесной душа за­жжена…», — так пишет автор о молодом юноше. Но царь безжалостно потушил этот огонь жизни «волной за волною».

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-chto-pogubilo-geroya-ballady-zhukovskogo-kubok/

Тема судьбы в балладе В. Жуковского “Кубок”

Тема судьбы в балладе В. Жуковского “Кубок”

Тематика баллад В. А. Жуковского разнообразна: темы доба и зла, преступления и наказания, смысла жизни, нравственного долга, совести. Тема баллады “Кубок” – тема судьбы. В ней повествуется о молодом паже, которые рискнул прыгнуть в морскую баздну за царским кубком. На призыв царя не откликнулись ни рыцар, ни латник, потому что уж очень опасно море:

Из чрева пучины бежали валы,

Шумя и гремя, в вышину;

И волны спирались, и пена кипела:

Как будто гроза, наступая, ревела.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,

Как влага, мешаясь с огнем,

Волна за волною; и к небу летит

Дымящимся пена столбом;

Пучина бунтует, пучина клокочет…

Не море ль из моря извергнуться хочет?

Все понимают: кинуться в эту бездну – верная гибель. Невиданно для всех осмелился на такой поступок совсем мальчик, паж:

И все безответны… вдруг паж молодой

Смиренно и дерзко вперед;

Он снял епанчу, и снял пояс он свой;

Их молча на землю кладет…

…………………………

И он подступает к наклону скалы,

И взор устремил в глубину…

…………………………

И он, упредя разъяренный прилив,

Спасителя-Бога призвал,

И дрогнули зрители, все возопив, –

Уж юноша в бездне пропал.

Приближенные царя уверены в том, что смельчаку не суждено вернуться из бездны живым, даже за “венец золотой” и престол никто за них не согласен рисковать жизнью.

Что же заставило совсем юного мальчика выполнить задание царя? Ведь наверняка царь придумал это задание, чтобы испытать своих опытных воинов, а от простого пажа никто и не ждал геройства. Не думаю, что лишь кубок прельщал юного героя.

Возможность испытать себя – главная причина этого безрассудного поступка.

Судьба оказалась благосклонна к пажу:

Вдруг… что-то сквозь пену седой глубины

Мелькнуло живой белизной…

Мулькнула рука и плечо из волны…

И борется, спорит с волной…

И видят – весь берег потрясся от клича –

Он левою правит, а в правой добыча.

Мальчик рассказывает о том, что увидел он в пучине морской:

Но виделось страшно очам,

Как двигались в ней безобразные груды,

Морской глубины несказанные чуды.

Я видел, как в черной пучине кипят,

В громадный свиваяся клуб:

И млат водяной, и уродливый скат,

И ужас морей однозуб;

И смертью грозил мне, зубами сверкая,

Мокой ненасытный, гиена морская.

И был я один с неизбежной судьбой,

От взора людей далеко;

Один меж чудовищ с любящей душой,

Во чреве земли, глубоко

Под звуком живым человечьего слова,

Меж страшных жильцов подземелья немова.

Герой признает, что его спасение было счастливой случайностью:

И я содрагался… вдруг слышу: ползет

Стоногое грозно из мглы,

И хочет схватить, и разинулся рот…

Я в ужасе прочь от скалы!..

То было спасеньем: я схвачен приливом

И выброшен вверх водомета порывом.

К счастливому стечению обстоятельств можно отнести и то, что кубок не опустился на самое дно, а зацепился за ветви коралла на подводном утесе.

Но возможно, не все уж так и случайно? Ведь, первый раз оказавшись под водой, паж “богу молитву… принес”. И, начиная рассказ о подводных чудищах, мальчик признает, что Бог ему “спасителем был”.

Решив узнать все тайны дна морского, царь снова отправляет пажа в пучину, обещая в награду перстень с алмазом и дочь в жены.

Теперь уже отвага в юноше загорелась при виде того, как “краснее, бледнеет она”, и, “неописанной радостью полный, на жизнь и погибель он кинулся в волны…”. Но “утихнула бездна… и снова шумит… И пеною снова полна…

И бьет за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно: А юноши нет и не будет уж вечно”.

Я думаю, смысл баллады заключается в том, что не нужно испытывать свою судьбу, как бы ни благосклонная она была. Храбрость храбростью, но в поступках должен преобладать здравый смысл.

Жуковский, Сочинение

Источник: http://www.rlspace.com/tema-sudby-v-ballade-v-zhukovskogo-kubok/

Кубок. Жуковский В.А

Сюжет баллады Жуковского “Кубок” таков:

Один владыка предложил своим рыцарям совершить подвиг – прыгнуть с горы за царским кубком. К кандидатам не ставились особые условия, свою отвагу мог испробовать как знатный воин, так и простой латник. Главное, чтобы брошенный царем кубок был найден с морской глубине.

Тот, кто достанет сосуд, получит его в награду. Озвучив условия, царь бросил с горы в море кубок и стал ждать храбреца, готового совершить подвиг. Но ни рыцарь, ни латник не осмелились прыгнуть в пучину. Вдруг из толпы появился юный паж. Он молча начал раздеваться и готовиться к прыжку.

Окружающие мужчины и женщины были удивлены решительностью юноши.

Молодой паж стал на край скалы и начал смотреть на страшную морскую пучину. Удары волн напоминали огонь, заливающийся водой, море клокотало и вздымалось ввысь. Юноша обратился за помощью к своему богу-покровителю и прыгнул со скалы. Весь народ в один голос вскрикнул.

Море утихло и начало тихо шуметь, а зрители печально просили у него прощения. Один свидетель этой печальной сцены размышлял, что даже бросил бы царь свой золотой венец с обещанием наградить храбреца престолом, то и это не привлекло его к прыжку. Ведь еще никто живой не выходил из этой пучины.

Даже корабли здесь терпели крушения, только щепки всплывали наверх.

В это время из глубины был слышен звук, похожий на рокот грозы, на волнах подымалась шипящая пена. Из бездны вырвался поток воды из оглушительным громом, среди которой кто-то заметил что-то белое. Зрители начали присматриваться и заметили руку и плечо юноши. Молодой паж активно сражался с волнами.

Толпу всколыхнул крик радости, ведь юноша плыл только левой рукой, потому что в правой руке держал царский кубок. Он тяжело дышал и долго восстанавливал дыхание. Юноша был рад увидеть божий свет. Народ радовался, что молодой паж выжил и совершил мужественный подвиг, сумев выйти невредимым из смертельной пучины.

Выйдя на берег, юноша под радостные приветствия народа преклонил колени перед царем и преподнес ему кубок.

Владыка приказал своей дочери наградить отважного пажа кубком вина. Юноша произнес хвалебные речи государю, ради которого ему было не страшно прыгать со скалы. Паж начал рассказывать, как летел вниз, а затем льющийся из трещины в камне поток затянул его в водоворот. Он опускался все глубже и в отчаянии обратился с мольбой к Богу.

Юноша схватился за утес, а в коралле заметил кубок. На глубине он в темноте рассмотрел страшные картины, которые грозили ему смертью. К юноше начало направляться стоногое чудовище, но прилив вовремя выбросил пажа на берег.

После рассказа царь пообещал храбрецу к кубку еще и перстень с алмазом, если тот еще раз повторит подвиг и еще поведает истории о морских чудовищах.

Царевна умоляла отца отказаться от такого предложения, но царь остался непреклонным и вновь бросил сосуд в море, пообещав в придачу еще и свою дочь отдать в жены. Юноша бросился в морскую пучину. Бездна на время утихла, а потом продолжила свой шум. Молодой паж на этот раз не смог выбраться из глубины.

Читайте также:  Краткое содержание драгунский друг детства точный пересказ сюжета за 5 минут

В.А. Жуковский

«Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой,
В ту бездну прыгнет с вышины?
Бросаю мой кубок туда золотой:
Кто сыщет во тьме глубины
Мой кубок и с ним возвратится безвредно,
Тому он и будет наградой победной».

Так царь возгласил, и с высокой скалы,
Висевшей над бездной морской,
В пучину бездонной, зияющей мглы
Он бросил свой кубок златой.
«Кто, смелый, на подвиг опасный решится?
Кто сыщет мой кубок и с ним возвратится?»

Но рыцарь и латник недвижно стоят;
Молчанье — на вызов ответ;
В молчанье на грозное море глядят;
За кубком отважного нет.
И в третий раз царь возгласил громогласно:
«Отыщется ль смелый на подвиг опасный?»

И все безответны… вдруг паж молодой
Смиренно и дерзко вперед;
Он снял епанчу, и снял пояс он свой;
Их молча на землю кладет…
И дамы и рыцари мыслят, безгласны:
«Ах! юноша, кто ты? Куда ты, прекрасный?»

И он подступает к наклону скалы
И взор устремил в глубину…
Из чрева пучины бежали валы,
Шумя и гремя, в вышину;
И волны спирались и пена кипела:
Как будто гроза, наступая, ревела.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом;
Пучина бунтует, пучина клокочет…
Не море ль из моря извергнуться хочет?

И вдруг, успокоясь, волненье легло;
И грозно из пены седой
Разинулось черною щелью жерло;
И воды обратно толпой
Помчались во глубь истощенного чрева;
И глубь застонала от грома и рева.

И он, упредя разъяренный прилив,
Спасителя-бога призвал,
И дрогнули зрители, все возопив, —
Уж юноша в бездне пропал.
И бездна таинственно зев свой закрыла:
Его не спасет никакая уж сила.

Над бездной утихло… в ней глухо шумит…
И каждый, очей отвести
Не смея от бездны, печально твердит:
«Красавец отважный, прости!»
Все тише и тише на дне ее воет…
И сердце у всех ожиданием ноет.

«Хоть брось ты туда свой венец золотой,
Сказав: кто венец возвратит,
Тот с ним и престол мой разделит со мной! —
Меня твой престол не прельстит.
Того, что скрывает та бездна немая,
Ничья здесь душа не расскажет живая.

Немало судов, закруженных волной, 
Глотала ее глубина:
Все мелкой назад вылетали щепой
С ее неприступного дна…»
Но слышится снова в пучине глубокой
Как будто роптанье грозы недалекой.

И воет, и свищет, и бьет, и шипит,
Как влага, мешаясь с огнем,
Волна за волною; и к небу летит
Дымящимся пена столбом…
И брызнул поток с оглушительным ревом,
Извергнутый бездны зияющим зевом.

Вдруг… что-то сквозь пену седой глубины
Мелькнуло живой белизной…
Мелькнула рука и плечо из волны…
И борется, спорит с волной…
И видят — весь берег потрясся от клича —
Он левою правит, а в правой добыча.

И долго дышал он, и тяжко дышал,
И божий приветствовал свет… 
И каждый с весельем: «Он жив! — повторял. —
Чудеснее подвига нет!
Из томного гроба, из пропасти влажной
Спас душу живую красавец отважный».

Он на берег вышел; он встречен толпой;
К царевым ногам он упал;
И кубок у ног положил золотой;
И дочери царь приказал:
Дать юноше кубок с струей винограда; 
И в сладость была для него та награда.

«Да здравствует царь! Кто живет на земле,
Тот жизнью земной веселись!
Но страшно в подземной таинственной мгле…
И смертный пред богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной.

Стрелою стремглав полетел я туда…
И вдруг мне навстречу поток;
Из трещины камня лилася вода;
И вихорь ужасный повлек
Меня в глубину с непонятною силой…
И страшно меня там кружило и било.

Но богу молитву тогда я принес,
И он мне спасителем был:
Торчащий из мглы я увидел утес
И крепко его обхватил;
Висел там и кубок на ветви коралла:
В бездонное влага его не умчала.

И смутно все было внизу подо мной
В пурпуровом сумраке там;
Все спало для слуха в той бездне глухой;
Но виделось страшно очам,
Как двигались в ней безобразные груды,
Морской глубины несказанные чуды.

Я видел, как в черной пучине кипят,
В громадный свиваяся клуб,
И млат водяной, и уродливый скат,
И ужас морей однозуб;
И смертью грозил мне, зубами сверкая,
Мокой ненасытный, гиена морская.

И был я один с неизбежной судьбой,
От взора людей далеко;
Одни меж чудовищ с любящей душой,
Во чреве земли, глубоко
Под звуком живым человечьего слова,
Меж страшных жильцов подземелья немова.

И я содрогался… вдруг слышу: ползет
Стоногое грозно из мглы,
И хочет схватить, и разинулся рот…
Я в ужасе прочь от скалы!..
То было спасеньем: я схвачен приливом
И выброшен вверх водомета порывом».

Чудесен рассказ показался царю:
«Мой кубок возьми золотой;
Но с ним я и перстень тебе подарю,
В котором алмаз дорогой,
Когда ты на подвиг отважишься снова
И тайны все дна перескажешь морскова».

То слыша, царевна с волненьем в груди,
Краснея, царю говорит:
«Довольно, родитель, его пощади!
Подобное кто совершит?
И если уж до́лжно быть опыту снова,
То рыцаря вышли, не пажа младова».

Но царь, не внимая, свой кубок златой
В пучину швырнул с высоты:
«И будешь здесь рыцарь любимейший мой,
Когда с ним воротишься, ты;
И дочь моя, ныне твоя предо мною
Заступница, будет твоею женою».

В нем жизнью небесной душа зажжена;
Отважность сверкнула в очах;
Он видит: краснеет, бледнеет она;
Он видит: в ней жалость и страх…
Тогда, неописанной радостью полный,
На жизнь и погибель он кинулся в волны…

Утихнула бездна… и снова шумит…
И пеною снова полна…
И с трепетом в бездну царевна глядит…
И бьет за волною волна…
Приходит, уходит волна быстротечно:
А юноши нет и не будет уж вечно.

    Василий Андреевич Жуковский – один из лучших литературных личностей России. Получив хорошее образование, отлично владея иностранными языками, он рано начал писать стихи и переводить иностранных поэтов. Одним из его известных произведений является баллада «Кубок». 

    Баллада начинается со слов коварного царя: «Кто, рыцарь ли знатный иль латник простой, в ту бездну прыгнет с вышины?» Бездной Жуковский называет море, которое таковым и является: оно глубокое и полно разных неожиданностей. «Бросаю свой кубок туда золотой»-, говорит царь и вместе с этим кубком бросает туда свою совесть.

«Кто сыщет во тьме глубины мой кубок и с ним возвратится безвредно тому и будет наградой победной», – продолжает король, уверенный, что на престоле, как и раньше, останется он один.

«Но рыцарь и латник недвижимо стоят; молчание – на вызов ответ; в молчанье на грозное море глядят; за кубком отважного нет», – под этими автор подразумевает, что в царстве такого бездумного короля живет разумный народ, который понимает, что в любом случае их владыка не будет делиться с ними своим троном.

Но тут появляется человек, который готов на отважный поступок. Молодой паж или не понимает, что не разделит престол с королем, или жалеет короля, не хочет подводить его, позорить пред всем народом. 

    Далее описывается весь ужас, который творится в море: «Из чрева пучины бежали валы, шумя и гремя в вышину; и волны стирались, и пена кипела: как будто гроза наступая ревела».

«И воет, и свищет, и бьет, и шипит, как влага, мешаясь с огнем…», – так Жуковский сравнивает огонь с королем, а влагу с молодым пажем. Прыгнув в глубину, юноша как бы успокоил на время море: «Над бездной утихло, в ней глухо шумит», – говорит автор.

Но на этом баллада не заканчивается и события продолжают двигаться дальше: вновь все завыло, забилось, зашипело. И тут – молодой паж показывается на поверхности: «Мелькнула рука и плечо из волны…И борется, спорит с волной…И видит – весь берег потрясся от клича – он левою правит, а в правой добыча».

«И каждый с весельем6 «Он жив!», – повторял – Чудеснее подвига нет! Из темного гроба, из пропасти влажной спас душу живую красавец отважный», – что значит: паж спас совесть и душу короля, достав кубок из бездны.

Он счастлив и падает к царевым ногам, рассказывая о своем нелегком путешествии с «несказанными чудами». Но царь беспощаден к нему и вновь бросает свой кубок в морскую пучину. Он охвачен своим желанием выиграть эту схватку у пажа. Даже, его дочь – не помеха ему. И молодой юноша вновь отправляется в бездну. 

    Заканчивается баллада просто, но трагически, свидетельствуя ио смерти молодого пажа: «Утихнула бездна… и снова шумит… И пеною снова полна…и с трепетом в бездну царевна глядит… и бьет за волною волна… Приходит, уходит волна быстротечно, а юноши нет и не будет уж вечно». 

    Романтический герой совершает поступки не ради денег или славы, не ради любви, а ради самоутверждения, ради возможности вырваться из обыденности. Зная, что обречен герой баллады Жуковского бросается в пучину вновь, потому что велико его желание сразиться с судьбой и вырваться из оков мира.

Источник: http://www.uskazok.ru/2016/07/kubok.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector