Краткое содержание зимний дуб нагибин точный пересказ сюжета за 5 минут

Читать онлайн «Зимний дуб», автора Нагибин Юрий Маркович

Краткое содержание Зимний дуб Нагибин точный пересказ сюжета за 5 минут

Annotation

Молодая сельская учительница Анна Васильевна, возмущенная постоянными опозданиями ученика, решила поговорить с его родителями. Вместе с мальчиком она пошла самой короткой дорогой, через лес, да задержалась около зимнего дуба…

Для среднего школьного возраста.

Юрий Маркович Нагибин

Юрий Маркович Нагибин

Зимний дуб

Выпавший за ночь снег замел узкую дорожку, ведущую от Уваровки к школе, и только по слабой, прерывистой тени на ослепительном снежном покрове угадывалось ее направление. Учительница осторожно ставила ногу в маленьком, отороченном мехом ботике, готовая отдернуть ее назад, если снег обманет.

До школы было всего с полкилометра, и учительница лишь накинула на плечи короткую шубку, а голову наскоро повязала легким шерстяным платком. А мороз был крепкий, к тому же еще налетал ветер и, срывая с наста молодой снежок, осыпал ее с ног до головы.

Но двадцатичетырехлетней учительнице все это нравилось. Нравилось, что мороз покусывает нос и щеки, что ветер, задувая под шубку, студено охлестывает тело.

Отворачиваясь от ветра, она видела позади себя частый след своих остроносых ботиков, похожий на след какого-то зверька, и это ей тоже нравилось.

Свежий, напоенный светом январский денек будил радостные мысли о жизни, о себе. Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка. И в Уваровке, и в Кузьминках, и в Черном Яру, и в торфогородке, и на конезаводе — всюду ее знают, ценят и называют уважительно: Анна Васильевна.

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны.

Навстречу через поле шел человек. «А что, если он не захочет уступить дорогу?» — с веселым испугом подумала Анна Васильевна. На тропинке не разминешься, а шагни в сторону — мигом утонешь в снегу. Но про себя-то она знала, что нет в округе человека, который бы не уступил дорогу уваровской учительнице.

Они поравнялись. Это был Фролов, объездчик с конезавода.

— С добрым утром, Анна Васильевна! — Фролов приподнял кубанку над крепкой, коротко стриженной головой.

— Да будет вам! Сейчас же наденьте — такой морозище!..

Фролов, наверно, и сам хотел поскорей нахлобучить кубанку, но теперь нарочно помешкал, желая показать, что мороз ему нипочем. Он был розовый, гладкий, словно только что из бани; полушубок ладно облегал его стройную, легкую фигуру, в руке он держал тонкий, похожий на змейку хлыстик, которым постегивал себя по белому, подвернутому ниже колена валенку.

— Как Леша-то мой, не балует? — почтительно спросил Фролов.

— Конечно, балуется. Все нормальные дети балуются. Лишь бы это не переходило границы, — в сознании своего педагогического опыта ответила Анна Васильевна.

Фролов усмехнулся:

— Лешка у меня смирный, весь в отца!

Он посторонился и, провалившись по колени в снег, стал ростом с пятиклассника. Анна Васильевна кивнула ему сверху вниз и пошла своей дорогой.

Двухэтажное здание школы с широкими окнами, расписанными морозом, стояло близ шоссе, за невысокой оградой. Снег до самого шоссе был подрумянен отсветом его красных стен.

Школу поставили на дороге, в стороне от Уваровки, потому что в ней учились ребятишки со всей округи: из окрестных деревень, из конезаводского поселка, из санатория нефтяников и далекого торфогородка.

И сейчас по шоссе с двух сторон ручейками стекались к школьным воротам капоры и платочки, картузы и шапочки, ушанки и башлыки.

— Здравствуйте, Анна Васильевна! — звучало ежесекундно, то звонко и ясно, то глухо и чуть слышно из-под шарфов и платков, намотанных до самых глаз.

Первый урок у Анны Васильевны был в пятом «А». Еще не замер пронзительный звонок, возвестивший о начале занятий, как Анна Васильевна вошла в класс. Ребята дружно встали, поздоровались и уселись по своим местам. Тишина наступила не сразу. Хлопали крышки парт, поскрипывали скамейки, кто-то шумно вздыхал, видимо прощаясь с безмятежным настроением утра.

— Сегодня мы продолжим разбор частей речи…

Класс затих. Стало слышно, как по шоссе с мягким шелестом проносятся машины.

Анна Васильевна вспомнила, как волновалась она перед уроком в прошлом году и, словно школьница на экзамене, твердила про себя: «Существительным называется часть речи… существительным называется часть речи…» И еще вспомнила, как ее мучил смешной страх: а вдруг они все-таки не поймут?..

Анна Васильевна улыбнулась воспоминанию, поправила шпильку в тяжелом пучке и ровным, спокойным голосом, чувствуя свое спокойствие, как теплоту во всем теле, начала:

— Именем существительным называется часть речи, которая обозначает предмет. Предметом в грамматике называется все то, о чем можно спросить: кто это или что это? Например: «Кто это?» — «Ученик». Или: «Что это?» — «Книга».

— Можно?

В полуоткрытой двери стояла небольшая фигурка в разношенных валенках, на которых, стаивая, гасли морозные искринки. Круглое, разожженное морозом лицо горело, словно его натерли свеклой, а брови были седыми от инея.

— Ты опять опоздал, Савушкин? — Как большинство молодых учительниц, Анна Васильевна любила быть строгой, но сейчас ее вопрос прозвучал почти жалобно.

Приняв слова учительницы за разрешение войти в класс, Савушкин быстро прошмыгнул на свое место. Анна Васильевна видела, как мальчик сунул клеенчатую сумку в парту, о чем-то спросил соседа, не поворачивая головы, — наверно: «Что она объясняет?..»

Анну Васильевну огорчило опоздание Савушкина, как досадная нескладица, омрачившая хорошо начатый день. На то, что Савушкин опаздывает, ей жаловалась учительница географии, маленькая, сухонькая старушка, похожая на ночную бабочку. Она вообще часто жаловалась — то на шум в классе, то на рассеянность учеников.

«Первые уроки так трудны!» — вздыхала старушка. «Да, для тех, кто не умеет держать учеников, не умеет сделать свой урок интересным», — самоуверенно подумала тогда Анна Васильевна и предложила ей поменяться часами.

Теперь она чувствовала себя виноватой перед старушкой, достаточно проницательной, чтобы в любезном предложении Анны Васильевны усмотреть вызов и укор…

— Вам все понятно? — обратилась Анна Васильевна к классу.

— Понятно!.. Понятно!.. — хором ответили дети.

— Хорошо. Тогда назовите примеры.

На несколько секунд стало очень тихо, затем кто-то неуверенно произнес:

— Кошка…

— Правильно, — сказала Анна Васильевна, сразу вспомнив, что в прошлом году первой тоже была «кошка».

И тут прорвало:

— Окно!.. Стол!.. Дом!.. Дорога!..

— Правильно, — говорила Анна Васильевна, повторяя называемые ребятами примеры.

Класс радостно забурлил. Анну Васильевну удивляла та радость, с какой ребята называли знакомые им предметы, словно узнавая их в новой, непривычной значительности. Круг примеров все ширился, но первые минуты ребята держались наиболее близких, на ощупь осязаемых предметов: колесо, трактор, колодец, скворечник…

А с задней парты, где сидел толстый Васята, тоненько и настойчиво неслось:

— Гвоздик… гвоздик… гвоздик…

Но вот кто-то робко произнес:

— Город…

— Город — хорошо! — одобрила Анна Васильевна.

И тут полетело:

— Улица… Метро… Трамвай… Кинокартина…

— Довольно, — сказала Анна Васильевна. — Я вижу, вы поняли.

Голоса как-то неохотно смолкли, только толстый Васята все еще бубнил свой непризнанный «гвоздик». И вдруг, словно очнувшись от сна, Савушкин приподнялся над партой и звонко крикнул:

— Зимний дуб!

Ребята засмеялись.

— Тише! — Анна Васильевна стукнула ладонью по столу.

— Зимний дуб! — повторил Савушкин, не замечая ни смеха товарищей, ни окрика учительницы.

Он сказал не так, как другие ученики. Слова вырвались из его души, как признание, как счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце. Не понимая странной его взволнованности, Анна Васильевна сказала, с трудом скрывая раздражение:

— Почему зимний? Просто дуб.

— Просто дуб — что! Зимний дуб — вот это существительное!

— Садись, Савушкин. Вот что значит опаздывать! «Дуб» — имя существительное, а что такое «зимний», мы еще не проходили. Во время большой перемены будь любезен зайти в учительскую.

— Вот тебе и «зимний дуб»! — хихикнул кто-то на задней парте.

Савушкин сел, улыбаясь каким-то своим мыслям и ничуть не тронутый грозными словами учительницы.

«Трудный мальчик», — подумала Анна Васильевна.

Урок продолжался…

— Садись, — сказала Анна Васильевна, когда Савушкин вошел в учительскую.

Мальчик с удовольствием опустился в мягкое кресло и несколько раз качнулся на пружинах.

— Будь добр, объясни, почему ты систематически опаздываешь?

— Просто не знаю, Анна Васильевна. — Он по-взрослому развел руками. — Я за целый час выхожу.

Читайте также:  Краткое содержание дюма граф монте-кристо точный пересказ сюжета за 5 минут

Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле! Многие ребята жили гораздо дальше Савушкина, и все же никто из них не тратил больше часа на дорогу.

— Ты живешь в Кузьминках?

— Нет, при санатории.

— И тебе не стыдно говорить, что ты выходишь за час? От санатория до шоссе минут пятнадцать, и по шоссе не больше получаса.

— А я не по шоссе хожу. Я коротким путем, напрямки через лес, — сказал Савушкин, как будто сам немало удивленный этим обстоятельством.

— Напрямик, а не напрямки …

Источник: https://knigogid.ru/books/536779-zimniy-dub/toread

План-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме: Ю.Нагибин. “Зимний дуб”

Теперь давайте поговорим о героях рассказа. (приём выбора ключевых слов из синонимичного ряда для характеристики героев, объектов, явлений)

Вспомните, какие черты характера этих героев мы определили на прошлом уроке.

Ответы фиксируются на доске.

-Как разговор АВ и Савушкина характеризует каждого из них?

-А какие черты характера проявляются у наших героев во время прогулки по лесу?

-Каким мы видим Савушкина?

Возможные наводящие вопросы:

«— А ты его видел? — азартно спросила Анна Васильевна»  Как вы понимаете словосочетание «азартно спросила»?

-Почему в вопросе учительницы появились азартные, задорные нотки? (Ей захотелось увидеть живого лося в лесу. «Анна Васильевна заинтересовалась следами»).

«Анна Васильевна прикусила язык. Пожалуй, здесь, в лесу, ей лучше помалкивать» Кто так подумал? Какой приём использует автор? Почему так подумала АВ? (Так подумала сама АВ. Автор использовал приём ПТЗ. Учительница поняла, что здесь, в лесу, она гостья, а её ученик Савушкин разбирается в тайнах леса лучше, чем она)

-Можно ли назвать Савушкина учителем Анны Васильевны? Чему он научил ее?

-Анна Васильевна: самоуверенная, кокетливая, умная, образованная

Савушкин: добродушный, рассеянный

-АВ не любит ложь, значит, она честная, правдолюбивая. «Ей стало смутно и грустно, как и всегда, когда она сталкивалась с детской ложью»

Савушкин наивный, искренний, открытый и тоже честный, бесхитростный. «он только смотрел на нее большими серыми глазами, и взгляд его словно говорил: “Вот мы все выяснили. Чего же тебе еще от меня надо?”»

-Савушкин любит природу, животных. Он открыл для себя особый мир. Любознательный «Он продолжал водить Анну Васильевну по своему мирку»  Внимательный, заботливый.

-АВ любопытная «Анна Васильевна с радостным интересом всматривалась в эту неведомую ей потайную жизнь лес…» «Анна Васильевна заинтересовалась следами……азартно спросила…..

» азартная, увлекающаяся «Анна Васильевна заметила, что, падая в воду, снег не таял, сразу густел, провисал в воде студенистыми зеленоватыми водорослями. Это ей так понравилось, что она стала носком ботика сбивать снег в воду, радуясь, когда из большого комка вылеплялась особенно замысловатая фигура.

Она вошла во вкус…» самокритичная «Боже мой! — вслед за тем с болью подумала Анна Васильевна, — Можно ли яснее признать свое бессилие?»

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/04/04/yunagibin-zimniy-dub

Система уроков по рассказу Ю.Нагибина Зимний дуб

Тема: «Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб».

(Вариант названия: «Увидеть необычное в обычном»)

Цели:

продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;

развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности;

обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;

развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;

воспитывать патриотическое отношение к природе.

Эпиграф:

«Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество

ее законов и незащищенность».

Ю.Нагибин

Ход урока:

Проверка домашнего задания

– Пересказ.

Аналитическая работа по второй части.

– Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее.

(“Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…” )

– Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют).

– Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны.

– Как появляется в рассказе зимний дуб?

(«И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное)

– Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;

Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).

– Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании?

( Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно)

– Почему дуб назван «великодушным стражем леса»?

(Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех)

– Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка?

(“Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!”)

– Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное?

– Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?

– Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?

(“…Робко шагнула” к нему, а “страж леса” тихо качнул ей навстречу ветвью.)

– Почему автор говорит: «Он продолжал водить её по своему мирку»?

(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)

– Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»; наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)

– Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как “чудесном и загадочном человеке»)

– Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой.

Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница.

В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.

Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)

– Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)

– Почему рассказ называется «Зимний дуб»? (Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.).

– Зачем автор написал это произведение?

(Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек

и природа, потому что это единое целое. Чтобы понять, что есть мир другого

человека и его надо принимать так, как свой собственный. Чтобы мы ценили жизнь).

– Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями стремился именно тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».

Рефлексия

Домашнее задание: сочинение «Какие открытия я сделал, прочитав этот рассказ»

Литература: Цветкова Татьяна Михайловна. Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина “Зимний дуб”. Фестиваль «Открытый урок».

Тема: Юрий Нагибин. Зимний дуб

Цели: Работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;

развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;

воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.

Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.

Ход урока:

Сбор тетрадей с домашними сочинениями (Ю.Казаков «Арктур – гончий пес»)

Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.

Совместное чтение рассказа.

Проверка первоначального восприятия

– Почему произведение называется «Зимний дуб»?

– Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?

– Что можете сказать о мальчике?

– Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?

Читайте также:  Краткое содержание тургенев вешние воды точный пересказ сюжета за 5 минут

– Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.

Аналитическая работа

На сколько части можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).

– Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.

– С чего начинается повествование?

(С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)

– В литературоведении это называется… (Экспозицией)

– Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье. «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка», «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)

– Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?

(Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).

– А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)

– Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)

– Перед нами образ идеального человека.

– А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)

– Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)

– Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)

– Из-за чего конфликт развивается дальше?(привел пример на существительное словосочетание «зимний дуб»)

– Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

– Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова «вырвались из души», в этих словах была “счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце”)

– Можно ли было погасить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?

(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)

– Читаем диалог между учителем и учеником.

– Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?

– В каких словах звучит голос автора? (“Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!”)

– Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

– Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?

Рефлексия

Домашнее задание: готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.

Источник: http://MirZnanii.com/a/358514/sistema-urokov-po-rasskazu-yunagibina-zimniy-dub

Профессор Знаев

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели:

продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;

развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности;

обогащать и активизировать словарь учащихся;

обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности и музыки;

развивать умение “открывать” для себя многообразие форм “настроений” природы и музыки;

развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные; суждения;

формировать умение различать виды литературных произведений;<\p>

воспитывать патриотическое отношение к природе, своей стране.

Оборудование:

фотография “Зимний лес”;

картина “Зимний дуб”;

комплект печатного материала для доски (группы синонимов, слова для лексического толкования, названия видов литературных произведений, название видов средств художественной выразительности);

раздаточный материал для письменной работы учащихся; 

звукозапись музыкальных фрагментов Г. В. Свиридова “Зима”, М. П. Мусоргского “Богатырская симфония”.

ХОД УРОКА

I. Организация начала урока

Сообщение темы и главной цели урока.

II. Всесторонняя проверка знаний

– Прочитайте и объясните значение слов из текста рассказа Ю. Нагибина “Зимний дуб” требующих лексического толкования.

(Список слов, вывешен на доске.)

– К какому литературному виду можно отнести произведение Ю. Нагибина “Зимний дуб”? Докажите.

(На доске таблички: “рассказ”, “повесть”.)

– Чем рассказ отличается от повести?

– Как вы думаете, почему именно так назван рассказ?

– Мы сегодня на уроке попробуем подобрать другие названия для рассказа.

III. Подготовка к активному и сознательному усвоению учебного материала

Работа по содержанию произведения с опорой на план, составленный на предыдущем уроке:

I. Вступление.

Январским утром в школу.

II. Основная часть.

1. Урок русского языка 2. “Существительное” Савушкина 3. Разговор учительской. 4. По тропинке в лес. 5. Зимний дуб.

6. “Зимний дуб” – настоящее существительное!

III. Заключение.

Самое удивительное в этом лесу…

(План записан на доске.)

– Прочитайте по ролям отрывок под названием “Урок русского языка”.

– Сколько потребуется учеников?<\p>

Учительница

Леша Фролов

Коля Савушкин

Ученики хором

Автор

Оценивается чтение.

– Прочитайте по ролям отрывок под названием “Существительное”– “Савушкина”.

– Сколько потребуется учеников?<\p>

Учительница

Савушкин

Ученик на задней парте

Автор

Оценивается чтение.

– Как вы думаете, есть ли у слов “существительное” и “существенное” в значении что-либо общее?

(Дается толкование слова “существенное” – “главное”. “Существительное” – название живых и неживых предметов, окружающего нас мира.)

– Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

– Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным.<\p>

– Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

– Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?

IV. Первичная проверка понимания учащимися нового материала

– Какие определения вы бы выбрали для характеристики Савушкина из следующих групп синонимов:<\p>

прямодушный, прямолинейный, нелицемерный, бесхитростный (на доске)

разговорчивый, словоохотливый, говорливый, болтливый (на доске)

– Что вы можете сказать о группе слов: скрытный, замкнутый, необщительный? (Это антонимы для второй группы.)

– Можно ли эти определения отнести к Савушкину?

– Прочитайте описание зимнего леса. Какая музыка могла бы сопровождать этот эпизод? (Спокойная, светлая, убаюкивающая.)

Звучит музыкальный фрагмент Г. В. Свиирдова “Зима” (Название на доске.)

– Какими средствами изобразил композитор зимний пейзаж? (Звуками.)

– Какими средствами художественной выразительности пользовался писатель, описывая зимний лес?

(Дети приводят примеры из текста, давая им определения: эпитет, сравнение, олицетворение, овеществление, метафора.)

– Разными средствами писатель и музыкант рассказали нам об одном и том же.

– Прочитайте описание ручья.

– Как вы понимаете слова “Анна Васильевна прикусила язык”?

– Как называется такой оборот речи? (Фразеологический оборот.)

– Соотнесите обороты:<\p>

“мертвая тишина” (на доске)

“забот полон рот” (на доске)

с содержанием произведения.

– Прослушайте музыкальный фрагмент из “Богатырской симфонии” М.П.Мусоргского. (Название на доске.)

– К какому эпизоду подходит это музыкальное сопровождение? (Открывается внутренняя часть доски, с помещенной на ней картиной “Зимний дуб”.)

– Прочитайте.<\p>

– Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом?

– Какие тайны зимнего дуба открыл Савушкин Анне Васильевне? Прочитайте.

– Какое слово среди синонимов (приют, обитель, пристанище, убежище, кров) более всего подходит для определения значения дуба?

– О чём подумала Анна Васильевна, стоя у дуба? Прочитайте.

– А я предлагаю вам задуматься над значением следующих существительных: приРОДа, наРОД, РОДина. Что у них общего? (Одинаковая часть – произошли, образовались от слова РОД.)

– У М.Пришвина есть слова: “Беречь природу – это значит любить Родину”. У слова “любить” есть синоним – “быть неравнодушным”. К кому из персонажей рассказа можно отнести эти слова?

– Прочитайте название заключительной части плана. (Самое удивительное в этом лесу….)

– Закончите эту мысль словами из текста.

– Кого можно назвать главным героем рассказа?

– Какое другое название для рассказа вы можете предложить? (Удивительный человек. Коля Савушкин. Хранитель дуба.)

V. Подведение итогов урока

1. Выполнение письменной работы. 

2. – Дайте характеристику Коле Савушкину.

VI. Домашнее задание

Описание зимнего дуба приготовить для пересказа близкого к тексту.

Источник: http://znaew.ru/index.php/konsp-urok-nach-shkola/5346-urok-literaturnogo-chteniya-v-4-klasse-yu-nagibin-zimnij-dub

Урок чтения. Юрий Нагибин «Зимний дуб»

Донченко Альбина Васильевна  учитель русского языка, чтения и развития речи

КГУ «Лисаковская специальная школа-интернат для детей с особыми образовательными потребностями»

Цель:

Задачи:

  • работать над содержанием произведения, учить понимать скрытые мысли;
  • развивать речь, умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  • воспитание культуры мышления, интереса к рассказу, к его героям.

Оборудование: текст рассказа «Зимний дуб», портрет Ю. Нагибина, рисунок зимнего дуба на доске.

Читайте также:  Краткое содержание носов лоскутное одеяло точный пересказ сюжета за 5 минут

Ход урока:

  • Вступительное слово учителя о писателе и о его книгах, о дате написания данного рассказа.
  • Совместное чтение рассказа.
  • Проверка первоначального восприятия

– Почему произведение называется «Зимний дуб»?

– Что вам понравилось или не понравилось в рассказе?

– Что можете сказать о мальчике?

– Интересно, что же волнует писателя, обратившегося к этому сюжету? Какую мысль он стремится донести до нас, до читателя?

– Вот об этом мы поговорим с вами на уроке. Проверим, правильны ли были ваши догадки.

– На сколько частей можно разделить рассказ? (Особенность композиции рассказа в том, что он легко делится на две части).

– Мы сегодня поговорим с вами по первой части рассказа.

– С чего начинается повествование?

(С описания погоды, места действия, встречи с учительницей, которая спешила в школу на первый урок.)

– В литературоведении это называется… (Экспозицией)

– Почему у Анны Васильевны были радостные мысли? (учительница молода, у нее все впереди, ведь молодость – это уже счастье.  «Всего лишь два года, как пришла она сюда со студенческой скамьи, и уже приобрела славу умелого, опытного преподавателя русского языка»,  «всюду её знают, ценят и называют уважительно» по отчеству)

–  Почему героиней рассказа Ю.М. Нагибин выбрал учительницу русского языка?

(Это лучший язык, он нравится автору. Героиня рассказа похожа на учительницу писателя.) Возвращение к дате написания рассказа приводит детей к мысли, что после войны было много неграмотных людей, а тяга к знаниям была огромная, учителя уважали и ценили, его любили слушать и с удовольствием овладевали грамотой).

– А есть ли в рассказе подтверждение тому, что её действительно любили? (Фролов, родитель одного из учеников, поздоровался «приподняв кубанку» над головой (знак уважения)«посторонился, провалившись по колено в снег»)

– Таким образом, какой предстает перед нами Анна Васильевна? (Анна Васильевна молодая, умная, умелая, талантливая, пользуется уважением и т.п.)

– Перед нами образ  идеального человека.

– А где же завязка действия? С чего начинается событие? (Опоздание Савушкина.)

– Как можно назвать разговор учительницы и опоздавшего ученика? (Конфликт.)

– Почему Савушкин постоянно опаздывал в школу? (Когда он шел через лес, не замечал, как проходит время. Его удержали лесные тайны, красоты)

– Из-за чего конфликт развивается дальше?(привел пример на существительное словосочетание «зимний дуб»)

– Как вы думаете, почему Савушкин словосочетание “зимний дуб” назвал существительным? (Для Савушкина главным в этом мире, “существенным” был зимний дуб.)

– Находим в тексте, как передал Нагибин состояние мальчика в этот момент.(Слова   «вырвались из души», в этих словах была “счастливая тайна, которую не в силах удержать переполненное сердце”)

– Можно ли было погасить, уладить этот конфликт? Какие пути вы предлагаете?

(Если бы Анна Васильевна выслушала! Как, наверное, интересно бы рассказал Савушкин о зимнем дубе! Все, наверное, побежали бы смотреть на него! Даже экскурсию можно было сделать, а потом написать сочинение. Но так бы поступил действительно опытный учитель. А вот Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его маме.)

– Читаем диалог между учителем и учеником.

–  Прочитайте о том, что почувствовала Анна Васильевна в учительской при разговоре с Савушкиным. Что она думает о Савушкине? (Что он лжет). Оправдывается ли потом ее предположение?

– В каких словах звучит голос автора? (“Как трудно доискаться истины в самом пустячном деле!”)

–  Что вы узнали о родителях Савушкина? Прочитайте.

–  Когда же происходили события этого рассказа? Какое это было время?

  • Домашнее задание: готовить к пересказу по выбору части «Существительное «зимний дуб», описание зимнего дуба.

Источник: http://dar-uchitelya.ru/?p=1439

Тема: «Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю. Нагибина «Зимний дуб». Вариант названия: «Увидеть необычное в обычном»

Тема: «Сказки зимнего дуба» по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб». (Вариант названия: «Увидеть необычное в обычном»)

Цели:

  • продолжить работу над содержанием произведения, выявлением главной мысли рассказа;
  • развивать чуткость к авторским средствам художественной выразительности;
  • обогащать опыт эстетического восприятия окружающей действительности;
  • развивать умение формулировать свои эмоционально-оценочные суждения;
  • развивать речевые навыки школьников, творческие речевые способности;
  • воспитывать патриотическое отношение к природе.

Эпиграф: «Постигнуть мудрое устройство природы, ее силу и хрупкость, могущество ее законов и незащищенность». Ю.Нагибин

Ход урока:

  • Проверка домашнего задания

– Пересказ.

  • Аналитическая работа по второй части.

– Находим предложение, с которого начинается вторая часть, и анализируем ее. (“Едва они ступили в лес и тяжко груженные снегом еловые лапы сомкнулись за их спиной, как сразу перенеслись в иной, зачарованный мир покоя…” ) – Что удивительного показал мальчик своей учительнице в зимнем лесу? (дети перечисляют). – Теперь Савушкин открывает своей учительнице удивительный мир зимней природы и терпеливо объясняет его тайны. – Как появляется в рассказе зимний дуб? («И вот не щель, а широкий, залитый солнцем просвет возник впереди, там что-то сверкало, искрилось, роилось ледяными звездами». Самого дуба ещё не видим, но чувствуем, что появится что-то необыкновенное, чудное) – Перечитаем описание зимнего дуба. Какие изобразительные средства использовал автор при описании?

(Сравнения: как собор; его нижние ветки шатром раскинулись;

Метафоры: снег набился в глубокие морщины коры; ствол казался прошитым серебряными нитями; листья в снежных чехольчиках).

– Для чего писатель использовал эти изобразительные средства в этом описании? ( Чтобы лучше показать читателю красоту зимнего дуба, представить его наглядно) – Почему дуб назван «великодушным стражем леса»? (Потому что огромный, могучий, стоит, как страж. Он охраняет зимний сон живых существ: ежа, лягушки, жуков, ящерицы, козявок. Зимний дуб «великодушно» приютил их всех) – Вспомним, как говорил об этом дереве Савушкин на уроке русского языка? (“Просто дуб – что! Зимний дуб – вот это существительное!”) – Прав ли был Савушкин, когда он привел «зимний дуб» примером на имя существительное? – Какими словами Анна Васильева выразила своё восхищение дубом? – Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева? (“…Робко шагнула” к нему, а “страж леса” тихо качнул ей навстречу ветвью.)

– Почему автор говорит: «Он продолжал водить её по своему мирку»?

(Другие не знают, даже не догадываются, что существуют такие тайны леса. Этот мир открыл мальчик)

– Что нового узнала о Савушкине Анна Васильевна в лесу? Почему она разрешила ему ходить в школу через лес? (заново открывала для себя Савушкина, который с увлечением рассказывал ей о том, что «тут этих ключей страсть как много», что «ручей-то и под снегом живой»; наблюдательный, внимательный человек. Может быть, в будущем станет таким же стражем леса, как и дуб)

– Изменилось ли отношение Анны Васильевны к мальчику? Какими фактами можно доказать? (Её размышление о мальчике как “чудесном и загадочном человеке»)

– Сравним, изменилась ли учительница сама? Какой урок получила Анна Васильевна? (Анна Васильевна теперь будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой.

Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Когда Анна Васильевна побывала в мире Савушкина, она многое открыла для себя. Ученик знал то, чего не знала учительница.

В душе Анны Васильевны происходит осмысление жизни: каждый человек – это загадка, как тайна леса, которую надо отгадать.

Она увидела, как мальчик совершенно по-мужски заботится и о своей учительнице, и о «сохатом», который, по его мнению, может обидеться и уйти из леса. Такое отношение к природе человека, равного ей, способного не только использовать, но защищать и уберегать её, и есть один из уроков, который Анна Васильевна сумела извлечь из этой прогулки по зимнему лесу и свидания с зимним дубом).)

– Вспомним: конфликт начался с опоздания Савушкина на урок, а теперь как разрешился этот конфликт? (Анна Васильевна поняла, почему опаздывал Савушкин, – она прошла тот же путь, что и ее ученик. Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти природы и опоздала)

– Почему рассказ называется «Зимний дуб»? (Зимний дуб, конечно, тоже герой рассказа Ю. М. Нагибина, причём заглавный герой, т. е. вынесенный автором в заглавие произведения. Встреча с ним перевернула жизнь Анны Васильевны, её взгляды на саму себя, на учеников, открыла другой мир, научила увидеть необычное в обычном.).

– Зачем автор написал это произведение?

(Чтобы понять, как красив мир, в котором могут быть счастливы человек

и природа, потому что это единое целое. Чтобы понять, что есть мир другого

человека и его надо принимать так, как свой собственный. Чтобы мы ценили жизнь).

– Обратите внимание на эпиграф урока. Писатель со всеми произведениями стремился именно тому, чтобы мы, читатели, сумели «постигнуть…».

Домашнее задание: сочинение «Какие открытия я сделал, прочитав этот рассказ»

Источник: http://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1496377-2.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector