Краткое содержание астафьев зачем я убил коростеля? точный пересказ сюжета за 5 минут

Астафьев “Зачем я убил коростеля? “Краткое содержание

Голосование за лучший ответ

Natalija obraztsova Профи (808) 3 года назад

Когда автор был мальчиком, он из озорства убил удочкой птицу в поле. Птица была без одной ноги, потому что попала во время сенокоса под косу. Мальчик одумался и похоронил птицу-коростеля.

Став взрослым, он каждый год, когда прилетали коростели, вспоминал свой поступок и мучился из-за него, несмотря на то, что на войне ему приходилось убивать и людей.

Автор говорит, что, по дороге на зимовку в Африку и обратно коростель пролетает Францию, где жители специальным праздником отмечают его прилет. Автор напоминает детям, что нужно беречь природу и не быть жестоким к ее представителям.

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Americano Drisman Мастер (1100) 2 года назад

что там читать то?
госпади.

Аля Каунина Ученик (118) 2 года назад

Автор, будучи мальчишкой, возвращался с рыбалки и увидел в бочажине птицу. Она тоже его увидела, испугалась и неуклюже побежала прочь. В пылу азарта мальчишка догнал ее и захлестал удилищем. Потом поднял мертвую птицу, понял, что это коростель. Ему стало жалко птицу и стыдно за то, что он сделал.

Он руками выкопал в борозне ямку и похоронил ее.
С тех пор он всегда ждет, когда прилетят с зимовки коростели. Без них словно лето не началось.

Еще он теперь знает, как тяжело коростелям добираться до России, и он, заслышав их голос, все надеется, что это чудом выжил тот коростель и прощает непутевого мальчишку.

владимир васюков Ученик (132) 2 года назад

ох
спс

роман козорез Ученик (151) 1 год назад

мальчик шел с рыбалки и услышал писк коростеля и увидел что он на 1 ногу 1 срезала сенокосилка он убил его чтобы он не мучился а потом в 40 лет думал зачем я его убил и ждал когда коростели прилетят с юга и когда они прилетали он представлял что это он

Алиса # Ученик (140) 1 год назад

спс

Влада Костенко Ученик (219) 1 год назад

Автор, будучи мальчишкой, возвращался с рыбалки и увидел в бочажине птицу. Она тоже его увидела, испугалась и неуклюже побежала прочь. В пылу азарта мальчишка догнал ее и захлестал удилищем. Потом поднял мертвую птицу, понял, что это коростель. Ему стало жалко птицу и стыдно за то, что он сделал.

Он руками выкопал в борозне ямку и похоронил ее.
С тех пор он всегда ждет, когда прилетят с зимовки коростели. Без них словно лето не началось.

Еще он теперь знает, как тяжело коростелям добираться до России, и он, заслышав их голос, все надеется, что это чудом выжил тот коростель и прощает непутевого мальчишку.

jj hh Ученик (133) 11 месяцев назаддвух словах: В детстве рассказчик убил коростеля, и до сих пор не может простить себе гибели беззащитной птицы.Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже завалилась на бок. Рассказчиком овладел мальчишеский азарт, он догнал птицу и захлестал её сырым удилищем. Взяв мёртвую птичку в руки, рассказчик понял, что это коростель. Он не смог уйти со своей стаей на юг — у птицы не было лапки. Рассказчику стало жаль сдуру загубленной живности, и он похоронил коростеля у обочины.

С тех пор рассказчик каждую весну ждёт коростелей с «уже закоренелой» виной.

Источник: https://otvet.mail.ru/question/178523745

Краткое содержание рассказа Астафьева “Зачем я убил коростеля?”

Ы

Рассказчик вспоминает, как ранней осенью лет сорок назад, возвращаясь с рыбалки, он увидел птицу. Она попыталась убежать, но неуклюже завалилась на бок.

Рассказчиком овладел мальчишеский азарт, он догнал птицу и захлестал ее сырым удилищем. Взяв мертвую птичку в руки, рассказчик понял, что это коростель. Он не смог уйти со своей стаей на юг – у птицы не было лапки.

Рассказчику стало жаль сдуру загубленной живности, и он похоронил коростеля у обочины.

С тех пор рассказчик каждую весну ждет коростелей с “уже закоренелой” виной.

Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот… давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая несмышленого, азартного парнишку.

Он знает, как нелегко маленькой птичке добраться до России. Коростели покидают Африку в апреле и почти всю дорогу идут пешком, перелетая только Средиземное море.

Птицы стараются обходить города и пересекают только небольшой городок на юге Франции.

Коростель стал символом этого города, а его жители каждый год отмечают праздник коростеля и пекут из теста фигурки птиц. Коростель там считается священным.

Много лет рассказчик живет на свете, прошел войну, стрелял в людей, но до сих пор не может простить себе убийства того коростеля.

Краткое содержание рассказа Астафьева “Зачем я убил коростеля?”

Другие сочинения по теме:

  1. Краткое содержание рассказа Астафьева “Родные березы” Ы Рассказчик заболевает. Ему дают путевку в южный санаторий. Какое-то время он бродит по набережной “с радостью первооткрывателя”, и его…
  2. Краткое содержание рассказа Астафьева “Белогрудка” Маленькая деревенька в три дома, Зуяты, стоит между двух озер. За деревней – крутой косогор, заросший густым лесом из ели…
  3. Краткое содержание рассказа Астафьева “Последний поклон” Ы Вернувшись с войны, рассказчик едет навестить свою бабушку. Он хочет встретить ее первой, поэтому к дому пробирается задами. Рассказчик…
  4. Краткое содержание рассказа Астафьева “Васюткино озеро” Рыбакам из бригады Григория Афанасьевича Шадрина, Васюткиного отца, не везло. Вода в реке поднялась, и рыба ушла на глубину. Вскоре…
  5. Краткое содержание рассказа Астафьева “Деревья растут для всех” Ы Во время половодья мальчик Витя, от лица которого написан рассказ, заболевает малярией. Бабушка пытается его лечить: шепчет молитву от…
  6. Краткое содержание рассказа Астафьева “Ангел-хранитель” Ы В 1933 году село, где жил мальчик Витя, “придавило голодом”. Не стало голубей, притихли собаки и шумные ватаги мальчишек….
  7. Краткое содержание рассказа Астафьева “Людочка” Лет пятнадцать назад автор услышал эту историю, и сам не знает почему, она живет в нем и жжет сердце. “Может,…
  8. Краткое содержание рассказа Астафьева “Жизнь Трезора” Ы Трезор, “пестрый кобель с крупными лапами и сонной мордой”, целый день лежит на крыльце, мечтая прорваться в дом и…
  9. Краткое содержание рассказа Астафьева “Монах в новых штанах” Ы Рассказ написан от лица мальчика Вити. Ему велели перебирать картошку. Бабушка отмерила ему “урок” двумя брюквами, и он все…
  10. Краткое содержание рассказа Астафьева “Мальчик в белой рубахе” Ы 1933 год. Стоит засушливое лето. Все население дальневосточного села переезжает на заимки убирать уцелевшую рожь и пшеницу. В селе…
  11. Краткое содержание рассказа Акутагавы “Мандарины” Рассказчик сидит в вагоне второго класса поезда Екосука – Токио и ждет сигнала к отправлению. В последнюю секунду в вагон…
  12. Краткое содержание рассказа Бунина “Муза” Рассказчик, запущенный длинноволосый толстяк не первой молодости, решает учиться живописи. Бросив свое имение в Тамбовской губернии, он проводит зиму в…
  13. Краткое содержание рассказа Бунина “Косцы” Ы Это было давно, в той жизни, которая “не вернется уже вовеки”. Рассказчик шел по большой дороге, а впереди, в…
  14. Краткое содержание рассказа Бунина “Ворон” Отец рассказчика занимает очень важную должность в губернском городе. Человек он тяжелый, угрюмый, молчаливый и жестокий. Невысокий, плотный, сутуловатый, темный…
  15. Краткое содержание рассказа Куприна “Золотой петух” Недалеко от Парижа летом по утрам поют дрозды и скворцы. Но однажды вместо их пения раздается мощный и звонкий звук….
  16. Изложение сюжета рассказа В. Астафьева “Людочка” Рецензия на рассказ В. Астафьева “Людочка” Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живет….
  17. Краткое содержание рассказа Горького “Мой спутник” В одесской гавани рассказчик знакомится с грузинским князем Шакро Птадзе. Одураченный товарищем, тот остался без средств к существованию. Повествователь приглашает…
  18. Краткое содержание рассказа Абрамова “О чем плачут лошади” Рассказчик любит лошадей, которым живется очень нелегко: конюх за ними плохо ухаживает, забывает кормить и поить, к тому же их…
  19. Сочинение-рецензия рассказа В. П. Астафьева “Пролетный гусь” Рассказ “Пролетный гусь” – одно из последних произведений В. П. Астафьева. Он был напечатан в журнале “Новый мир” в январе…
  20. Краткое содержание романа Астафьева “Прокляты и убиты” Книга первая. Чертова яма Действие происходит в конце 1942 года в карантинном лагере первого резервного полка, расположенного в Сибирском военном…

Источник: https://ege-russian.ru/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-astafeva-zachem-ya-ubil-korostelya/

Краткое содержание «Зачем я убил коростеля» Астафьева

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу — это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края — зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки — в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

Читайте также:  Краткое содержание островский сердце не камень точный пересказ сюжета за 5 минут

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в…росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая того несмышленого, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «…где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полету, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.

Как идет коростель, где, какими путями — мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц — небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилету.

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Источник: http://schoolessay.ru/kratkoe-soderzhanie-zachem-ya-ubil-korostelya-astafeva/

Анализ рассказа В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля»

Прошлое словно встаёт перед глазами уже мудрого взрослого человека. И, видимо, потрясение от содеянного зла было так велико, что рассказчик до сих пор помнит эту птицу: « Худое, почти невесомое тельце, нехитрая окраска. У него не было одной лапки. Испугалась, бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок».

А себя самого рассказчик сравнивает с гончей собакой, потому что потерял всё человеческое, забыл о разуме, превратился в слепое животное: « слепой от погони, охотничьей страсти». При этом мальчиком владеет «дикий» азарт. Это прилагательное имеет в данном тексте значение «необузданный, не имеющий отношение к человеку».

Характеризуя себя в тот момент, рассказчик называет себя « несмышлёным, азартным парнишкой».

Оправдывает ли себя рассказчик тем, что был несмышлёным, не научился осмысливать свои поступки? Сейчас- нет, в то время – да. Это было оправданием. Для мальчишки погоня за коростелем, а затем убийство птицы – это игра.

Однако от игры мальчишка словно очнулся, когда держал в руках загубленную душу: «завядшее, бескостное тельце; глаза прищемлены мёртвыми, бесцветными веками; шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась; перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы гниловатыми гнилушками посыпана». Это описание мёртвой птицы вызывает у нас чувство жалости и сострадания. Усиливается это чувство, когда мы узнаём, что у коростеля не было одной лапки: он лишился её летом, попав под литовку. Тем более такая птица нуждается в защите! А он захлестал её сырым удилищем в «диком азарте». И вот теперь с чувством непоправимой вины смотрит на мёртвое тельце. Чтобы скрыть следы своего преступления, убежать от чувства вины, мальчик руками выкапывает ямку, чтобы похоронить птичку. Позднее раскаяние настигает его, пока ещё не очень сильное.

Спустя много лет он стал охотником, но никогда не стрелял без надобности. И теперь каждое лето он ждёт прилёта коростелей, словно хочет увидеть среди птиц ту, которую когда-то глупо загубил. Ему казалось, что если увидит, то почувствует прощение от птицы.

Бессмысленность его детского поступка особенно отчётливо видна на фоне рассказа о священной птице коростеле во Франции.

Там эту птицу боготворят, почитают, в честь неё устраивают праздники, отдавая дань её мужеству: не приспособленная к дальнему полёту птица, дважды пересекает Средиземное море и появляется во Франции. Долетают лишь самые стойкие.

Они приносят весть, что Бог с ними и он их хранит. В благодарность этой мужественной птице, посланцу Бога, они изобразили её на своём гербе.

Рассказ автор заканчивает вопросом:, на который не может дать ответа: « Зачем я убил коростеля?» Ведь ты человек, а значит, должен быть человечным, добрым и сострадательным.

Сравнение убийства на войне и убийства в мирное время беззащитной птицы приводит нас к выводу о бессмысленном поступке героя.

Если убийство на войне можно оправдать тем, что солдат защищает свою жизнь от врага, защищает свою землю и всё то, что ему дорого и свято, то убийство беззащитного коростеля – пятно на совести рассказчика, его вечная душевная мука.

Может ли остаться без следа поступок, совершенный в детстве? Можно ли оправдать свою жестокость малым возрастом? Должен ли человек взрослый отвечать за ошибки детства? Зачем нам дана совесть? Стоит ли терпеть её муки, не проще ли забыть всё, что было совершено плохого в неразумном возрасте? Над такими вопросами заставляет задуматься короткий рассказ В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Источник: http://www.hintfox.com/article/analiz-rasskaza-v-p-astafeva-zachem-ja-ybil-korostelja.html

Урок по рассказу В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”

Цель урока: интерпретация рассказа В. П. Астафьева “Зачем я убил коростеля?”

Задачи:

  1. Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.
  2. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.

  3. Совершенствовать устную и письменную речь школьников.
  4. Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.

  5. В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).

Используемая технология – РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Используемые приёмы работы: “Древо предсказаний”, “Толстый и тонкий вопросы”, “Письмо по кругу”,”Написание эссе”, “Чтение с остановками”.

Оборудование: мультимедиапроектор, тексты рассказа, компьютерная презентация.

Основные теоретико-литературные понятия: рассказ, сюжет, повествователь, авторская позиция, тема, основная мысль, диалог, эпическое произведение, риторический вопрос.

Ход урока

1 стадия – “Вызов”.

Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Как всегда, я рада встрече с вами… На предыдущих уроках мы знакомились с рассказом Виктора Петровича Астафьева “Васюткино озеро”. Я поняла, что он произвёл на вас большое впечатление, которое вы активно выразили в групповых синквейнах. Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением замечательного писателя. 

Фронтальная беседа:

  • Ребята, кто такие хищники и где они встречаются?
  • Можно ли, на ваш взгляд, назвать хищником человека? Почему?
  • Чем отличается человек от зверей-хищников во время охоты?
  • Задумываются ли люди над тем, что они делают?
  • Можно ли оправдать жестокость?
  • К какому выводу мы все вместе пришли?

Вывод: Человек – самый страшный, самый беспощадный, самый умный хищник на Земле.

Прочитайте на слайде название рассказа, с которым мы сегодня будем работать. Что содержится в этом названии?

В. П.Астафьев “Зачем я убил коростеля?”

  • Можно ли этот вопрос назвать риторическим? Почему?
  • О чём говорит местоимение Я в заглавии?
  • Что содержит вопрос? (Сожаление, боль, стыд, муки совести)
  • Давайте составим “древо предсказаний”, на каждой веточке которого запишем свои версии: что произошло в рассказе? (Версии ребят)

Слово учителя: Молодцы, у вас богатая фантазия, ваши версии интересны, сюжет получился занимательный.

А теперь сравним ваши версии с оригиналом. Слушайте внимательно, я буду читать с остановками (у ребят на столах текст сложен не весь целиком, а фрагментами).

Чтение учителем первой части рассказа:

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…

Читайте также:  Краткое содержание балета щелкунчик чайковского сюжет точный пересказ сюжета за 5 минут

(ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

– Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите цитатами. (“Присела”, “притаилась”, “пугалась”, “бросилась бежать”).

– Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

Чтение учителем второй части рассказа:

… От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать – непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…

(ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

– Как вы поняли фразу “дикий азарт”?

– Какую информацию несёт о герое глагол “захлестал”?

– Как будет развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты. (Молодцы, вы следите за развитием сюжета. Будьте внимательны и дальше).

Чтение учителем третьей части рассказа:

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем.  Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу – это был коростель. Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края – зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под литовку.

Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. ..

(ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

– Какое чувство вы испытали во время чтения?

– Какие фразы особенно встревожили вас и почему? (“До того мне сделалось жалко её”).

– Почему убил? (“Сдуру”, “без надобности”).

– Посмотрите, как повернулся сюжет. Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?

Чтение учителем четвёртой части рассказа:

… С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке. 

И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,”где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза…”. Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.

Как идёт коростель, где, какими путями – мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц – небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…

(ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

– Коростель. Может, вы что-то знаете об этой птице? Проживает ли она в нашем поселении? Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам В. П. Астафьев? (Выборочный рассказ по тексту). Чем трудна жизнь коростеля, других (перелетных)птиц?

– Почему, на ваш взгляд, повествователь “с нетерпением и виной…каждое лето” ждёт домой коростелей?

Чтение учителем пятой части рассказа:

… Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем? 

Вопросы учащимся:

– Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя?

– Почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой).

– Почему автор дал такое название рассказу? (“Застарелое мучение”. Вопрос, на который не может дать ответ сам).

– О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы).

Задания учащимся (можно по группам):

1 группа: Постройте основную цепочку событий (сюжет) повествования. ( Убийство птицы – История трудной жизни коростеля – Муки писателя при крике дергача). 

2 группа: Сформулируйте основные темы текста. (1. Воспоминания далекого детства. 2. Ощущение ответственности человека не только за себя, но и за все живое на земле. 3. Жить по совести с собой).

3 группа: Что можете рассказать о словах, выделенных в тексте? Понятны ли они вам? (Это диалектные слова. Они нам понятны, потому что в нашей местности их тоже употребляют). Для чего же их употребил автор? (Передать особенность местности, показать реальность сельской жизни).

Рассказ небольшой по объёму, но очень ёмкий по содержанию. В форме чего он написан? (Доверительный диалог с читателем). 

Почему именно эту форму, на ваш взгляд, избрал В. П.Астафьев? (40 лет мучает совесть. Автору необходимо высказаться, публично раскаяться).

Как вы думаете, слова “стыд” и “совесть” близкие по своему значению? (Сначала мнения учащихся, а затем – обращение к толковому словарю: Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение, а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят:

  • От человека утаишь, от совести не утаишь.
  • Совесть без зубов, а загрызет.
  • У кого совесть чиста, у того подушка в головах не вертится?

В чём, по-вашему, заключается основная мысль данного эпического произведения?

Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить?

Задание учащимся (групповая работа):

Прием “Письмо по кругу” предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на тему “После чтения рассказа В.П.Астафьева я возьму с собой в жизнь…”, но и согласовывать свое мнение с членами группы.

Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

 

(По желанию учащихся работы могут быть прочитаны в классе).

4 стадия – “Домашнее задание”:

Выбрать и выполнить одно из понравившихся заданий:

“Берегите всех зверей природы – убивайте лишь зверей внутри себя!” Написать небольшое рассуждение по данному высказыванию.

Написать эссе “Слово в защиту всего живого на земле”.

Письменно ответить на вопрос: “Как взаимосвязаны жизнь человека и природы?”

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/konspekty_urokov_russkogo_jazyka/russkaja_literatura/urok_po_rasskazu_v_p_astafeva_zachem_ja_ubil_korostelja/6-1-0-3157

Тема: «Зачем я убил коростеля…» (по произведению В. Астафьева «Зачем я убил коростеля…»)

Тема: «Зачем я убил коростеля…» (по произведению В. Астафьева «Зачем я убил коростеля…»).

Цель урока: интерпретация рассказа В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Задачи:

Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.

Совершенствовать устную и письменную речь школьников.

Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.

В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).

Используемая технология – РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Используемые приёмы работы: “Древо предсказаний”, “Толстый и тонкий вопросы”, “Письмо по кругу”, “Чтение с остановками”.

Оборудование: мультимедиапроектор, тексты рассказа, компьютерная презентация.

Основные теоретико-литературные понятия: рассказ, сюжет, повествователь, авторская позиция, тема, основная мысль, диалог, эпическое произведение, риторический вопрос.

Ход урока

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева. Слайд 1, 2.

1 стадия – «Вызов». Фронтальная беседа: (Тонкие и толстые вопросы)

Ребята, кто такие хищники и где они встречаются?

Можно ли назвать хищником человека? Почему?

Чем отличается человек от зверей-хищников во время охоты?

Задумываются ли люди над тем, что они делают?

Можно ли оправдать жестокость?

К какому выводу мы все вместе пришли?

Вывод: Человек – самый страшный, самый беспощадный, самый умный хищник на Земле.

Прочитайте на слайде 3 название рассказа, с которым мы сегодня будем работать. Что содержится в этом названии?

В. П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

О чём говорит местоимение Я в заглавии? (Вопрос, на который не может дать ответ сам автор).

Что содержит вопрос? (Сожаление, боль, стыд, муки совести)

Давайте составим «древо предсказаний», на каждой веточке которого запишем свои версии: что могло произойти в рассказе, который сейчас мы будем читать? (Версии ребята записывают на листочках) 3 мин.

Слово учителя: Молодцы, у вас богатая фантазия, ваши версии очень интересны, сюжет получился занимательный.

А теперь сравним ваши версии с оригиналом. Слушайте внимательно, я буду читать с остановками (у ребят на столах текст сложен не весь целиком, а фрагментами).

2 стадия – «Осмысление».

Чтение учителем первой части рассказа:

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины,(бочаг, яма с водой) поросшей тальником, увидел птицу.

Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь на бок…

(ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

– Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите словами текста. (“Присела”, “притаилась”, “пугалась”, “бросилась бежать”).

– Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

Чтение учителем второй части рассказа:

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать – непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт. Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…

(ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

– Как вы поняли фразу “дикий азарт”?

– Какую информацию несёт о герое глагол “захлестал”?

– Как будет по-вашему развиваться сюжет дальше? Послушаем ваши варианты. (Молодцы, вы следите за развитием сюжета. Будьте внимательны и дальше).

Чтение учителем третьей части рассказа:

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.

Я узнал птицу – это был коростель. (показ слайда 4) Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края – зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки – в сенокос он попал под литовку.

Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. ..

(ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

– Какое чувство вы испытали во время чтения?

– Какие фразы особенно встревожили вас и почему? (“До того мне сделалось жалко её”).

– Как объяснил писатель: почему убил? (“сдуру”, “без надобности”).

Что же произойдёт дальше? Ваши прогнозы?

Чтение учителем четвёртой части рассказа:

С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, (Слайд 5) в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! (Слайд 6) Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке.

И всякий год вот так. (Слайд 7) Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,”где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза…”. Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.

Как идёт коростель, где, какими путями – мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц – небольшой древний город на юге Франции. (Слайд 8) На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…

(ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

– Коростель. Может, вы что-то знаете об этой птице?

Проживает ли она в нашем поселении? Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам В. П. Астафьев? (Выборочный рассказ по тексту).

Чем трудна жизнь коростеля, других (перелетных)птиц?

– Почему, на ваш взгляд, повествователь “с нетерпением и виной…каждое лето” ждёт домой коростелей?

Чтение учителем пятой части рассказа:

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Вопросы учащимся:

– Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя? – О чём же этот рассказ?

Смогли мы предсказать сюжет рассказа? (и да и нет)

– Так почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой). – О чём же этот рассказ?

– Почему автор дал такое название рассказу? (“Застарелое мучение”. Вопрос, на который не может дать ответ сам).

– О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы).

Работа в группах

Задания учащимся (по группам): инструкции прилагаются.

1 группа: Инструкции

Защитите героя.

Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить?

Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят:

От человека утаишь, от совести не утаишь.

2 группа: Инструкции

Защитите героя.

Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить?

Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят:

Совесть без зубов, а загрызет.

3 группа:

Инструкции

Прочитайте выделенный отрывок. (3)

Определите проблему. Покажите, как эту проблему решает герой рассказа. Предложите свой способ решения проблемы.

Наша группа решала проблему

Свой способ решения проблемы (мы предлагаем)

4 группа: Инструкции

Нарисуйте образ той проблемы, которая мучила автора нашего рассказа. Объясните свой выбор.

5 группа: Инструкции

Задайте герою рассказа вопросы, которые помогут понять, почему именно так произошло с ним в детстве. Что мог бы он исправить.

3 стадия – «Рефлексия».

Рассказ небольшой по объёму, но очень ёмкий по содержанию. В форме чего он написан? (Доверительный диалог с читателем).

Почему именно эту форму, на ваш взгляд, избрал В. П.Астафьев? (40 лет мучает совесть. Автору необходимо высказаться, публично раскаяться).

Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение,

а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Задание учащимся (групповая работа):

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на тему «После чтения рассказа В.П.Астафьева я возьму с собой в жизнь…», но и согласовывать свое мнение с членами группы.

Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием «Письмо по кругу»

(групповая форма работы).

Поразмышляйте на тему: «После чтения рассказа В.П. Астафьева я возьму с собой в жизнь…»

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/tiema-zachiem-ia-ubil-korostielia-po-proizviedieniiu-v-astaf-ieva-zachiem-ia-ubil-korostielia

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector