Краткое содержание бунин подснежник точный пересказ сюжета за 5 минут

Подснежник

Краткое содержание Бунин Подснежник точный пересказ сюжета за 5 минут

Подснежник – интересное название рассказа, однако оно совсем не раскрывает сути произведения. Ведь речь идет не о первоцвете, а о мальчике Саше. Он учится в гимназии и ему 10 лет. Он живет с тетей Варей, которая заменила ему мать, именно она называет мальчика подснежником, и это не потому что Саша какой-то особенный.

Папа мальчика жил не с ними. Он работал в глухой усадьбе и приезжал только на выходные.

И вот темой рассказа как раз таки и являются те дни, когда папа и сын вместе, только особенность их в том, что в это время празднуется масленица.

Основным, что нужно запомнить, описание Саши и его отца.

Папа – это человек большой, краснолицый, курчавый и седеющий, а также сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и Романовском полушубке, очень теплом и вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой. Он все время возбужден городом и праздником, а также всегда с блестящими глазами от хмеля.

Саша был одет в длинную светло-серую шинель с белыми серебристыми пуговицами. На голове у него был новый синий картуз с серебристыми пальмовыми веточками над козырьком.

У него были ясные голубые глаза и нежное лицо, в выражении котором была заметна внимательность и доверчивость к миру. Саша живет в чужой семье. Он, по сути, одинок.

Дни скучны и обыденны, но у Саши случается праздник, когда к нему приезжает папа и на это время он переезжает с ним в Гелецкое подворье.

Для Саши эти выходные проходят всегда по одному сценарию. Просыпается отец, потом он будет Сашу, который долго спит, потому что ему не нужно в гимназию. Отец стягивает с него одеяло, тот просыпается и всегда рассказывает отцу, с большим увлечением, то, что ему снилось. Саша умывается, креститься, клониться в угол, затем целует руку отца и потом пьет чай и кушает калач.

Они собираются и идут в трактир завтракать. Отец заказывает себе селянку в сковороде, жареную рыбу Навагу, леща в сметане, графин водки и пол дюжины пива. А затем он зовет всех своих знакомых к себе за стол. Несмотря на то, что сидеть в этом месте, среди этих людей – мучение, Саша счастлив, потому что он рядом с папой.

И он прекрасно понимает, что скоро это время закончиться и папа снова уедет работать.

И вот наступил понедельник. Они проснулись в номере и все уже по-другому, даже прохожие на улице. Отец суетливо собирается. На дворе уже запрягли лошадей, идиллия отца и сына подошла к своему завершению. Саша целует руку отца и уходит в гимназию, а папа уезжает на работу. И все, счастливая неделя окончилась. 

Источник: http://kratkiy-pereskaz.ru/category/bunin/show/39/

«Подснежник», анализ рассказа Бунина, сочинение

Особенностью любого мастера, главной чертой его «почерка», является умение передать очень многое, без слов. Да, вот оно — повествование. Но смысл идет между строк, тонкий и вполне определенный. Таким является рассказ Ивана Алексеевича Бунина — «Подснежник». Чтобы понять его суть, анализ его конструкции не нужен. Важно просто идти вслед за мыслью автора и ПОЧУВСТВОВАТЬ смысл.

Рассказ создан в 1927 году, но в нем нет ссылки на конкретное время. «Была Россия, городишко уездный и масленица». Жанр лирической прозаической миниатюры в это время стал особенно близок писателю, для него это возможность сказать лаконично и просто о важном. Пронзить насквозь.

Безмолвная грусть о судьбе России, о состоянии общества и «болезни» сознания людей, бессмысленности их образа жизни и устремлений. Такова самая основная тема в творчестве Бунина. Он всерьез переживает это внутри себя и передает проникновенно свои размышления в творчестве.

Эта тема задумчивой грустью звучит в «Подснежнике». Озвученная за пределом слов.

Незамысловатая сюжетная линия — к мальчику-гимназисту на праздники приезжает отец из деревни. Композиция рассказа тоже проста — последовательное лирическое описание встречи и одного дня из жизни героев. Но глубочайший смысл раскрывается в этой простоте.

Для маленького гимназиста приезд отца — долгожданное событие. Саша живет в городе у чужих людей, ему это очень трудно. Мальчику десять лет, и любящая тетя называет его «подснежником». За открытый взгляд его нежных голубых глаз, за природную чистоту души, такой юной и открытой миру. В нем глубина, жажда познания нового, предчувствие неведомого.

Отец мальчика — обыкновенный русский мужик, с мещанскими представлениями о жизни, без малейших размышлений о чем-то возвышенном, что могло бы питать его душу. Его окружают такие же люди. Бунин ни слова не говорит об этом прямо. Лишь описание времяпровождения этих людей, тяжести облика, говорящая о мутности их сознания и устремлений.

Образ голубоглазого «подснежника» на фоне тяжелой и смрадной действительности — как откровение. В этом юном существе присутствует та сила, которая — как росток. Глоток свежего воздуха. Бунин не знает — суждено ли прорасти этому нежному цветку, еще не зараженному абсурдом того окружения, в котором живет он. Но велика НАДЕЖДА.

Еще одна основная тема — подлинной Любви. Маленькому Саше тяжела вся эта атмосфера — мужики в пьяном угаре, душный, накуренный воздух трактира, бессмысленность происходящего. Все это угнетает его в повседневной жизни. Но сейчас все НЕВАЖНО. Он ЛЮБИТ своего отца, возможность просто быть рядом затмевает все.

Среди слов простой, реалистичной прозы, мы видим очень символичное напутствие автора — его веру в то, что однажды мир новых людей с ищущим сознанием вытеснит все косное и мертвое, саму суть «болотного существования». И настанет новая эпоха «подснежников», и изменится мир, к которому они прикоснутся своими сердцами, полными осознанности и любви.

Также помимо анализа «Подснежник» доступны другие сочинения:

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»
  • «Темные аллеи», анализ рассказа Бунина
  • Краткое содержание произведения Бунина «Кавказ»
  • «Солнечный удар», анализ рассказа Бунина
  • «Кукушка», краткое содержание произведения Бунина
  • «Вечер», анализ стихотворения Бунина
  • «Чистый Понедельник», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Лапти», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Цифры», краткое содержание рассказа Бунина
  • «Антоновские яблоки», анализ рассказа Бунина
  • «Грамматика любви», анализ рассказа Бунина
  • «Деревня», анализ повести Бунина
  • «Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение
  • «Листопад», анализ стихотворения Бунина
  • «Сверчок», анализ рассказа Бунина

По писателю: Бунин Иван

Источник: https://goldlit.ru/bunin/165-podsnejnik-analiz

Рассказ «Подснежник»: краткое содержание. «Подснежник» Бунина (анализ)

«Подснежник» – небольшой рассказ Ивана Бунина. О чем это произведение? Каково его краткое содержание? «Подснежник» Бунина – это незначительная история из жизни десятилетнего мальчика. Сюжет произведения незамысловат. Но, как и прочие сочинения «последнего русского классика», этот рассказ притягивает глубиной, лиричностью.

Краткое содержание

«Подснежник» Бунина начинается с лаконичного описания небольшого уездного города и мальчика Саши – главного героя. Живет он у чужих людей. Ему непросто.

И хотя женщина, воспитывающая его, относится к нему с нежностью, называя «подснежником» за открытый взгляд и доброту, Саша тоскует по отцу. Он ждет с нетерпением праздников, когда на Елецкое подворье приезжает большой, курчавый, седеющий человек.

Это Сашин отец. Во время праздников мальчик переселяется в Елецкое подворье и живет несколько дней с ним.

Масленица. Отец приезжает из глухой усадьбы. Проводит с сыном несколько дней. И вновь покидает его. «До свидания, Сашенька, Христос с тобой!» – последние слова отца. И этими словами заканчивается рассказ Бунина «Подснежник». Краткое содержание, конечно же, не может передать чувств главного героя, мастерски описанных автором. Поэтому стоит рассмотреть более детально персонажей произведения.

Подснежник среди серости и уныния

Почему именно так назвал свое произведение Иван Бунин? «Подснежник», краткое содержание которого изложено выше, это рассказ о сыне типичного русского мещанина. Отец Саши – человек далеко не тонкой душевной организации. У него мещанские представления о жизни, он не размышляет о чем-либо возвышенном. В произведении есть сцена, которую сложно передать, излагая краткое содержание.

«Подснежник» Бунина начинается с описания Саши и долгожданного появления отца. На следующий день мужчина с сыном оправляется в трактир. Это грязное, душное помещение. Отец заказывает несколько простых блюд и графин водки.

К нему подсаживаются рыжие мужики в тулупах, чернявые мещане в чуйках. Начинаются долгие, непонятные разговоры. И вот здесь читатель видит два мира. Один – серый, бездуховный, мрачный. Другой – светлый, одухотворенный.

Как подснежник, который едва пробивается из земли, несмотря на смрадную действительность.

В трактире

О чем повествует краткое содержание? «Подснежник» Бунина, как и другие произведения этого русского писателя, следует читать в оригинале. Только так можно понять смысл, который скрывается между строк. Бунин не характеризует своих героев. О том, что отец Саши человек ограниченный, можно понять из описания чувств, впечатлений мальчика.

Он редко видит сына, но те недолгие часы, который он с ним проводит, протекают в грязном трактире, среди подвыпивших мужиков, купцов и барышников. Саше неуютно в этом окружении. В трактире натоптано, наплевано, туда-сюда снуют половые со сковородами в руках. Саша не может быть здесь счастлив. Тем не менее, это самый чудесный день в его жизни.

Любовь

Несмотря на то что Саша находится в этом мрачном заведении, он счастлив. Потому как рядом отец. Саша его любит, и то, что он может находиться вместе с ним, затмевает все: и пьяные разговоры грубых мужиков, и крики извозчиков, и ругань половых.

В этом произведении Бунин снова обращается к теме любви, в которой ему среди русских писателей двадцатого века равных, пожалуй, нет. Детская любовь, не требующая ничего взамен, способна затмить все безобразие окружающего мира. Ведь это подлинное чувство.

Непростое время

Рассказ был написан в 1927 году. Писатель, как и вся Россия, переживал непростые времена. Именно тогда ему особенно близок стал жанр прозаической миниатюры. Характерными чертами бунинского стиля стали лиричность и лаконичность.

Проза этого автора заставляет задуматься. Она простая, реалистичная. Но вместе с тем наполнена символами, идеями. На первый взгляд, всего лишь описанием нескольких часов из жизни обыкновенного мальчика является рассказ Бунина «Подснежник».

В кратком содержании, прочитав это произведение, невозможно проникнуться идеями автора. В двадцатые годы писатель был поглощен грустью о судьбе России.

Читайте также:  Краткое содержание похвала глупости роттердамский точный пересказ сюжета за 5 минут

И, возможно, именно через образ голубоглазого «подснежника» он хотел передать свои надежды, чаяния, веру в появление нового человека, способного вытеснить все мертвое и косное, что окружало современников Бунина и, к сожалению, имеет место и сегодня.

Источник: http://em-goldex.ru/article/314211/rasskaz-podsnejnik-kratkoe-soderjanie-podsnejnik-bunina-analiz

Иван Бунин, «Цифры». Краткое содержание рассказа :

В данной статье предлагаем вспомнить краткое содержание рассказа «Цифры» Бунина И. А. Это произведение поможет читателю по-новому взглянуть на свои поступки. А для кого-то послужит нравственным ориентиром в мире непростых отношений между взрослыми и детьми.

Герои произведения – маленький мальчик Женя, который торопится познать мир, и его дядя. Спустя годы после случившегося мужчина рассказывает племяннику о крупной ссоре, которая стала уроком для них обоих.

Форма повествования от первого лица позволяет понять чувства взрослого человека, всем сердцем любящего своего племянника, но вместе с тем желающего научить ребенка считаться с мнением других и стойко сносить удары судьбы.

Глава 1. Примирение

Как-то вечером мальчик появился на пороге столовой с грустным личиком и, шаркнув ножкой, тихо пожелал дяде «покойной ночи». Он не подошел близко, как это обычно бывало.

А потом извинился и попросил показать, смирив при этом самолюбие, как отмечает Бунин, цифры. Краткое содержание мыслей дяди в этот момент можно выразить так.

Его сердце сжималось от жалости и сострадания, так как он очень любил своего племянника-шалуна. Но разум взял верх, и он помедлил с ответом.

Глава 2. С чего все началось

Утром того дня мальчик проснулся в радостном настроении и со страстным желанием. Ему непременно хотелось в тот же миг научиться рисовать, читать и писать (последнее и станет причиной всех последующих событий, как покажет краткое содержание) цифры. Бунин по главам покажет, как накалялась обстановка в доме и как страдали все члены семьи.

А пока автор отмечает, что дяде очень не хотелось заниматься сегодня с ребенком книжками и цифрами. И придумал отговорку: сегодня царский день, и потому лавка закрыта. При этом пообещал выучить цифры вечером или завтра.

Когда мальчик понял, что его желание не исполнится, он с угрозой произнес: «Ну, хорошо…» И весь день не унимался: бегал по дому, шумел, при этом все спрашивал: «Непременно покажешь?» Но настоящий выход эмоциям был дан вечером.

Глава 3. Непослушание и наказание

Когда взрослые пили чай, Женя придумал игру. Он стал прыгать, изо всей силы ударяя ногами по полу и громко крича. Первой сделала замечание мама. К ней присоединилась бабушка. Безуспешно пытался угомонить ребенка и дядя.

Мальчик лишь дерзко ответил: «Сам перестань». И весь отдался своим чувствам. Наконец мужчина не выдержал и закричал что было сил. Затем схватил Женю за руку, крепко шлепнул и, громко хлопнув дверью, отправил его в детскую.

Так разрушилась главная на тот момент мечта мальчика: узнать (как отмечает Бунин) цифры.

Краткое содержание главы 4. Стыд за совершенное

Ошеломленный ребенок еще какое-то время истошно вопил. Потом зарыдал и стал просить о помощи. Так продолжалось долго: Женя изображал умирающего, а взрослые старательно принимали безразличный вид.

Хуже всего чувствовала себя бабушка, которая едва сидела на месте. А дядя помимо жалости испытывал сильный стыд за содеянное. Ему хотелось раскрыть дверь и прекратить страдания племянника. Однако, по его мнению, это противоречило правилам разумного воспитания.

И потому он решил выдержать характер, делает вывод Иван Бунин.

«Цифры» (краткое содержание рассказа вы сейчас читаете) продолжается описанием состояния мальчика, который понял, что крики не помогут, и наконец затих.

Глава 5. Обида

Только через полчаса после того, как наступила тишина, взрослые открыли дверь в детскую. Женя сидел на полу и расставлял перед собой пустые спичечные коробки. Его лицо было заплаканным, а дыхание все еще не восстановилось после долгого и громкого плача.

Когда дядя стал выходить из комнаты, ребенок вдруг произнес, что никогда больше не будет его любить. Но мужчина выказал равнодушие. Потом в детскую заходили мама с бабушкой и всякий раз стыдили Женю за его поведение.

Наконец в столовой зажгли лампу, и взрослые оставили ребенка в покое.

Как же закончился для мальчика этот день? Об этом и пишет далее И. Бунин.

«Цифры»: краткое содержание 6-й главы. Смирение

Детская погрузилась во мрак, а Женя все двигал свои коробки. Дядя не мог больше выносить эту муку и решил пройтись по городу. Именно тогда он услышал голос бабушки. Она вновь укоряла внука. Но решающими стали ее слова о том, что дядя очень обижен.

И теперь некому будет купить альбом и карандаши. А главное, Жене никто не покажет, как пишутся (именно на этом делает акцент Бунин) цифры. Краткое содержание рассказа показывает, как герой безуспешно пытался добиться желаемого.

Но самолюбие его в результате было сломлено.

Бабушка вышла, а мужчина еще раз вспомнил, с каким чудесным настроением проснулся сегодня мальчик. Как он непременно пытался познать новое. Но в тот момент, когда в душе ребенка кипела радостная жажда, жизнь впервые больно ударила его. Никакие крики о помощи не помогли. И ему пришлось смириться.

Глава 7. Мечта сбылась

Женя робко вышел из детской. Можно сделать вывод, что он оказался умнее своего дяди, и поэтому попросил прощения. И тут же получил желаемое. Вскоре на столе появились бумага и карандаши.

И вот уже ребенок старательно выводил пока еще мало понятные ему крючки и черточки. Его лицо было смущено, но светилось радостью. Неменьшее счастье испытывал и дядя, который с наслаждением вдыхал запах волос любимого племянника.

Так заканчивает свой рассказ И. А. Бунин.

«Цифры» (краткое содержание для читательского дневника приведено в статье) — удивительное произведение, помогающее взрослым понять, что и они порой бывают не правы. Ведь в данном случае более мудрым оказался маленький мальчик, который, в отличие от дяди, смог переступить через свою гордыню и признать неправоту.

Источник: https://www.syl.ru/article/199484/new_ivan-bunin-tsifryi-kratkoe-soderjanie-rasskaza

План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме: Урок в 5 классе с использованием ТРКМЧП И.А.Бунин «Подснежник»

Конспект урока литературы в 5 классе по произведению И.А.Бунина  «Подснежник» (УМК Меркина Г.С.)

Тема: И.А.Бунин «Подснежник»

Цели: привлечение детей к осмысленному чтению с использованием стратегии ТРКМЧП «Чтение с остановками».

Задачи урока:

Способствовать повышению уровня исследовательской культуры.

       Способствовать формированию дискуссионных коммуникативных навыков.

Планируемые результаты:

Предметные:  воспринимает на слух литературное произведение адекватно, умеет анализировать литературное произведение, понимает и формулирует тему, идею, характеризует  героев, сопоставляет их, определяет  изобразительно — выразительные средства языка, понимает их роль в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; формулирует собственное отношение к произведению, создаёт творческую работу, связанную с тематикой, проблематикой произведен

Метапредметные: умеет самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивает ее, определяет сферу своих интересов, умеет подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделяет причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулирует выводы.

Личностные: совершенствует духовно-нравственные качества личности, формирует готовность к получению новых знаний, их применению и преобразованию, развивает эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с произведением Бунина, развивает морально-этические представления, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимает и сопереживает чувствам других людей.

-Какие ассоциации вызывает у вас слово «подснежник»? Давайте запишем эти ассоциации(оформляется в виде кластера).

— Как обычно выглядит подснежник? Где встречается этот образ?

— Скажите, удачно ли такое название для рассказа? Почему?

-Как вы думаете, о чём будет рассказ под таким названием (место, время, сюжет)? Запишите.

-Сегодня мы познакомимся с произведением Ивана Алексеевича Бунина «Подснежник» (запись  в тетради и на доске темы урока).

2. Стадия осмысления. Чтение с остановками.

-Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперёд, предугадать дальнейшее – словом, прогнозировать. Существует такое понятие как читательский прогноз. И мы будем читать с остановками, «отгадывая», что же там будет дальше в рассказе.

Обратимся к тексту.

Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

1 остановка

-Ожидали ли вы такое начало рассказа?

-Что именно оказалось неожиданным?

-Что вы знаете о празднике масленицы?

-Предположите, о чём дальше расскажет нам автор?

Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах.

Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.

Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

2 остановка

Читайте также:  Краткое содержание герцен сорока-воровка точный пересказ сюжета за 5 минут

-Расскажите, что вы узнали о сыне и отце? Запишите это в таблицу.

-Соотнесите записи в таблице.

Саша Отец
Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику небесно-голубым. У него ясные глазки, чистое, нежное личико, доверчивый, внимательный взгляд и непорочный звук голоса.Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

-Какой прием использует писатель при описании отца и сына?

-Для чего автор прибегает к антитезе?

-Как вы думаете, чем будут заниматься герои в праздничные дни?

Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо.

Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло.

Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:

— Мерси, папочка!

Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, — завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

В трактире «чистая» половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду.

И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, — селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, — требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках…

3 остановка

— Как вы думаете, нравится ли Саше такой день? Почему?

— О чем дальше расскажет И.А. Бунин?

Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

4 остановка

— Почему же сын счастлив?

— Что произойдёт дальше?

А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь — и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:

— Подано, Николай Николаич!

И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;

— Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам…

А лошади уже стоят у крыльца.

Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто — боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках… Еще минута — и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля — и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

— До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

-Как вы думаете, о каких днях масленичной недели идет речь в произведении? Почему именно в эти дни приехал отец?

-Какими автор изображает героев в этой части текста? Почему?

-Как отец обращается к сыну, какие слова говорит? Каков смысл этих слов?

Ребята, этот рассказ биографичен. Иван Алексеевич Бунин родился в 1870 году в Воронеже. Детство его прошло в имении отца Бутырки в Орловской губернии. Мир его детства ограничивался семьёй, усадьбой, деревней.

Родной дом он покидает ненадолго, поступив в гимназию уездного города Ельца, где не проучился и 4-ёх лет.

Бунин напишет: «Я рос одиноко… без сверстников, в юности их тоже не имел, да и не мог иметь: прохождение обычных путей юности – гимназии, университета – мне было не дано. Я нигде не учился, никакой среды не знал».

1) Дискуссия

-Вот и закончился рассказ «Подснежник». Интересно ли вам было его читать?

-Чему вы удивлялись, слушая рассказ?

— Вернёмся к вашим записям в тетради. Оправдались ли ваши предположения? Что оказалось ожиданным, а что неожиданным?

-Подтвердилось ли ваше предположение о теме рассказа? Почему писатель называет своё произведение так?

-Что хочет донести автор до читателя?

-Запишите в тетради вывод, продолжив предложение: «Рассказ И.А.Бунина «Подснежник»   о…»

2) Творческая переработка информации.

Теперь, зная, о чём текст, составьте синквейн по слову «подснежник»

Подснежник.

Нежный, чистый.

Ждет, скучает, грустит.

Быстро проходит счастье.

Незащищённость.

 4. Домашнее задание: прочитать текст ещё раз, найти художественные средства в тексте, помогающие понять основную мысль произведения.

Литература:

  1. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011.
  2. Меркин Г.С. Литература: учебник для 5 класса в 2 ч.(И.А.Бунин «Подснежник») –М., ООО «Русское слово — учебник», 2014

Анализ

Мною показана стадия вызова: мотивационная функция (побуждение к работе), информационная(вызов на поверхность имеющихся знаний), коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Стадия осмысления: функция получения новой информации, мотивационная(сохранение интереса) Стадия осмысления.

Методический приём — чтение с остановками дает возможность ученику получить опыт работы с художественным текстом, ученик выступает в роли активного и думающего читателя. Текст не должен быть знаком детям, он делится на части(не более 5 ост.

),к тексту формулируются вопросы разных уровней: простые, уточняющие, творческие, интерпретационные, оценочные, практические.

Рефлексия: функция коммуникационная, информационная, мотивационная, оценочная(соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса)

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/06/25/i-a-bunin-podsnezhnik

Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу И.А. Бунин «Подснежник»

Иван Алексеевич Бунин

ПОДСНЕЖНИК

     Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была масленица — и был гимназистик Саша, которого милая, чувствительная тетя Варя, заменившая ему родную мать, называла подснежником.

   Была оттепель, стояли теплые и сырые дни, русские, уездные, каких было уже много, много в этом старом степном городишке, и приехал к Саше отец из деревни.

   Отец приехал из глухой, внесенной сугробами усадьбы и, как всегда, остановился на Елецком подворье, в грязных и угарных номерах.

Отец человек большой и краснолицый, курчавый и седеющий, сильный и моложавый. Он ходит в длинных сапогах и в романовском полушубке, очень теплом и очень вонючем, густо пахнущем овчиной и мятой.

Он все время возбужден городом и праздником, всегда с блестящими от хмеля глазами.

   А Саше всего десять лет, и поистине подобен он подснежнику не только в этих мерзких номерах Елецкого подворья, но и во всем уездном мире. Он такой необыкновенный, особенный? Нет, ничуть не особенный: разве не каждому дает бог то дивное, райское, что есть младенчество, детство, отрочество?

   На нем новая длинная шинель, светло-серая, с белыми серебряными пуговицами, новый синий картуз с серебряными пальмовыми веточками над козырьком: он еще во всем, во всем новичок! И до чего эта шинель, этот картуз, эти веточки идут к нему, — к его небесно-голубым, ясным глазкам, к его чистому, нежному личику, к новизне и свежести всего его существа, его младенчески-простодушного дыхания, его доверчивого, внимательного взгляда, еще так недавно раскрывшегося на мир божий, и непорочного звука голоса, почти всегда вопросительного!

   Живет Саша «на хлебах», в мещанском домишке. Грусть, одиночество, скучные, одинаковые дни в чужой семье. Какое же счастье, какой праздник, когда вдруг у ворот этого домишки останавливаются деревенские, набитые соломой сани, пара запряженных впротяжку лохматых деревенских лошадей! С этого дня Саша переселяется на Елецкое подворье.

   Отец просыпается рано, наполняет весь номер, и без того душный, едким табачным дымом, затем кричит в коридор, требуя самовар, пьет чай и опять курит, а Саша все спит и спит на диване, чувствуя, что можно спать сколько угодно, что в гимназию идти не надо.

Наконец, отец ласково будит его, шутя стаскивает с него одеяло.

Саша молит дать поспать ему хоть одну минуточку, а потом сразу приходит в себя, садится на диване и, радостно оглядываясь, рассказывает, что снилось ему, будто у него передержка по латыни, но только не в гимназии, а где-то на голубятне.

Читайте также:  Краткое содержание перро золушка точный пересказ сюжета за 5 минут

   Умывшись, он становится во фронт и учтиво, но рассеянно крестится и кланяется в угол, потом шаркает отцу ножкой и целует его большую руку. Он счастлив, он свеж и чист, как ангел. Он кладет в стакан целых пять кусочков сахару, съедет целый калач и опять шаркает ножкой:

   — Мерси, папочка!

   Он совершенно сыт, но отец уже надевает полушубок: пора идти на базар, в трактир, — завтракать. И, одевшись, они выходят, бросив теплый, полный дыму номер раскрытым настежь. Ах, как хорош после комнаты зимний сырой воздух, пахнущий праздничным чадом из труб! И какой долгий прекрасный день впереди!

   В трактире «чистая» половина во втором этаже. И уже на лестнице, необыкновенно крутой и донельзя затоптанной, слышно, как много в ней народу, как буйно носятся половые и какой густой, горячий угар стоит повсюду.

И вот отец садится, сняв шапку, распахнув полушубок, и сразу заказывает несколько порций, — селянку на сковородке, леща в сметане, жареной наваги, — требует графин водки, полдюжины пива и приглашает за стол к себе знакомых: каких-то рыжих мужиков в тулупах, каких-то чернявых мещан в чуйках…

   Казалось бы, какое мучение сидеть в этом чаду, в этой тесноте, среди бесконечных и непонятных разговоров и споров без всякой меры пьющих, закусывающих и пьянеющих людей! Сколько их кругом, этих мужиков, извозчиков, толстых купцов, худых барышников! Сколько красных, распаренных едой, водкой и духотой лиц, потных лбов, лохматых голов, густых бород, чуек, армяков, полушубков, тулупов, громадных сапог и тающих валенок, разводящих под табуретами целые лужи! Как везде натоптано, наплевано, как дико и нелепо орут за некоторыми столиками и как ошалели половые в белых штанах и рубахах, носясь туда и сюда со сковородками и блюдами в руках, с задранными головами, меж тем как спокоен только один высокий и худой старик, строгим и зорким командиром стоящий за стойкой! И, однако, как незаметно летит этот счастливый день, как блаженно и широко раскрыты лазурные детские глаза!

   А в понедельник все это сразу кончается. Город принимает смиренный и будничный вид, пустеет даже базарная площадь — и великое горе надвигается на Сашу: отец уезжает.

   Да, даже проснулся отец нынче уже совсем не таким, как просыпался все эти масленичные дни. Он прост, тих, чем-то озабочен. Он собирается, расплачивается. А там, во дворе, уже запрягают лошадей. Последний, самый горький час! Вот сию минуту вдруг войдет коридорный:

   — Подано, Николай Николаич!

   И отец, огромный, толстый от медвежьей шубы, надетой поверх полушубка, в черных, выше колен, валенках и в большой боярской шапке, сядет на диван и скажет;

   — Ну, присядем, Сашенька, и Христос с тобой.

   И тотчас же опять встанет и начнет торопливо крестить, целовать его, совать руку к его губам…

   А лошади уже стоят у крыльца.

Они косматы, ресницы у них большие, на усах засохшее тесто — боже, какой родной, не городской, а деревенский, зимний, бесконечно милый вид у них! Милые, деревенские и эти сани, набитые соломой! И работник уже стоит в их козлах, в буром и грубом армяке, надетом на полушубок, с вожжами и длинным кнутом в руках… Еще минута — и побегут, побегут эти лошади, эти сани по Успенской улице вон из города, в серые снежные поля — и прости, прощай, счастливейшая в жизни неделя!

   — До свиданья, Сашенька, Христос с тобой.

   1927

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/urok_vnieklassnogho_chtieniia_v_5_klassie_po_rasskazu_i_a_bunin_podsniezhnik

М.М Пришвин – Кладовая солнца: краткое содержание

М.М. Пришвин известен своими описаниями природы, которые отличались от произведений других писателей необычайной красотой языка и слога. За Михаилом Михайловичем закрепилась слава «певца природы». Все произведения, в которых встречаются природные описания, в том числе и Кладовая солнца краткое содержание,основаны на личных наблюдениях Пришвина.

Еще писатель известен тем, что увлекался фотографией. Уже первая его книга была проиллюстрирована фотографиями, сделанными писателем. Он всерьез занялся изучением техники фотографирования, потому что Пришвин считал, что такое дополнение текста усиливает описание природы и подчеркивает авторский замысел.

Такое сочетание прекрасного описания пейзажей, животных и фотографий, сделанных самим автором позволило создать уникальные произведения, которые воспевают красоту.

Но неправильным было бы не сказать о том, что писатель так же поднимал вопросы духовного развития человека и взаимоотношениях мужчины и женщины, о смысле жизни. М.М.

Пришвин создал удивительные произведения, которые смогли затронуть серьезные вопросы и показать удивительную природную красоту.

  1. Настя и Митраша — брат и сестра, сироты. Самостоятельно занимаются хозяйством. У них было разделение труда: девочка хлопотала по хозяйству, а мальчик занимался «мужскими» делами.

Автор говорит о том, что в каждом болоте спрятано богатство. Все растения, маленькие травинки питает солнце, даря им свое тепло и ласку. Когда растения погибают, то они не сгнивают, как если бы они росли в земле. Болото охраняет своих подопечных, накапливает богатые торфяные пласты, которые пропитаны солнечной энергией.

Такое богатство болот, называют «кладовой солнца». В их поиске и находятся геологи. История, которая описана в этой повести, произошла в конце войны, в селе, которое находилось недалеко от Блудова болота, чье месторасположение было в Переславль-Залесском районе.

Знакомство с «золотой курочкой» и «мужичком в мешочке»

В этом селе жили брат и сестра. Девочке было 12 лет, звали ее Настей, а ее 10-летнего брата звали Митраша. Жили они одни, потому что их мать умерла от болезни, а отец погиб на войне.

Детей прозвали «Золотой курочкой» и «мужичком в мешочке».  Насте дали такое прозвище из-за ее лица, которое было усыпано золотистыми веснушками. Мальчик был невысокого роста, коренастенький, сильный и с упрямым характером.

Поначалу брату и сестре с хозяйством помогали управляться соседи, но вскоре они уже могли справляться самостоятельно. Настенька следила за порядком в доме и ухаживала за домашними животными — коровой, телушкой, козой, овцами, курами, золотым петушком и поросенком.

А Митраша взял на себя все «мужские» обязанности по хозяйству. Дети были милыми, между ними царило понимание и согласие.

Поход за клюквой

Весной, дети захотели сходить за клюквой. Обычно эту ягоду собирали в осенний период, но если она пролежит зиму, то становится еще вкуснее. Мальчик взял отцовское ружье и компас, а Настенька — большую корзинку с едой. Дети помнили, как когда-то отец говорил им, что в Блудовом болоте, которое находилось рядом со Слепой еланью была заветная поляна, на которой было много этой ягоды.

Дети, вышли из избушки еще до рассвета, когда даже птицы не пели. Они услышали протяжный вой — это был самый свирепый волк в округе, которого называли Серым помещиком.

Брат и сестра дошли до того места, где тропинка раздваивалась, когда солнце уже освещало землю. Между Настей и Митрашей разгорелся спор. Мальчик считал, что нужно идти на север, потому что так говорил отец. Но эта тропинка была едва видна.

Настя хотела пойти другой тропкой. Так и не придя к соглашению, они пошли каждый своей тропинкой.

Опасная болотная топь

В окрестностях жила собака Травка, которая принадлежала лесничему. Но самого лесника не стало, а его верная помощница, осталась жить в остатках дома.

Собаке было грустно без своего хозяина и она издала тоскливый вой, который услышал волк. В весенний период, его основной едой были собаки. Однако Травка прекратила выть, потому что погналась за зайцем.

Во время охоты, она учуяла запах хлеба, который несли маленькие люди. Собака устремилась по этому следу.

Следуя компасу, Митраша дошел до Слепой елани. Тропка, по которой мальчик шел, делала крюк, поэтому он решил сократить путь и пойти напрямик.

На пути ему попалась маленькая полянка, которая и была гибельной топью. Когда он прошел половину, его начало засасывать и ребенок провалился по пояс.

Митраше оставалось сделать только одно: лечь на ружье, и не двигаться. Он услышал крик сестры, но его отклик сестра не услышала.

Счастливое спасение

Настя же пошла по той тропинке, которая вела в обход опасной топи. Дойдя до конца, девочка увидела ту самую заветную полянку с клюквой. Она, забыв обо всем на свете, бросилась собирать ягоду. Только к вечеру Настя вспомнила о своем брате: Митраша был голодным, потому что все съестные запасы были у нее.

К Настеньке подбежала Травка, которая учуяла хлеб. Девочка узнала собаку и из-за тревоги за брата, начала плакать. Травка пыталась ее успокоить, поэтому она завыла. Ее вой услышал волк. Вскоре, собака снова учуяла зайца и погналась за ним. На пути ей попался еще один маленький человек.

Митрашка заметил собаку и, понимая, что это его шанс на спасение, стал ласковым голосом подзывать Травку к себе.

Когда собака подошла ближе, он ухватился за ее задние лапы, и, таким образом, он смог выбраться из топи. Митраша был очень голоден и решил подстрелить зайца, за которым охотилась собака.

Но мальчик вовремя увидел волка и выстрелил практически в упор. Так и не стало в лесу Серого Помещика.

На звук выстрела поспешила Настя и увидела своего брата. Дети переночевали на болоте, а утром с корзинкой, полной клюквы, вернулись домой и рассказали о своем походе. Жители, нашли на елани тело волка и привезли его. После этого, Митрашку стали считать героем.

Уже к концу войны, больше никто не называл его «мужичком в мешочке», потому что после этого приключения, мальчик стал взрослее. Насте было стыдно за свою жадность, поэтому все собранные ягоды она передала детям, которых эвакуировали из Ленинграда.

Дети стали внимательнее не только к людям, но и стали еще бережнее относиться к природе.

Тест произведения Кладовая солнца

Источник: http://vse-kratko.ru/m-m-prishvin-kladovaya-solnca/

Ссылка на основную публикацию