Краткое содержание чуковский мойдодыр точный пересказ сюжета за 5 минут

Сказка Мойдодыр Корнея Ивановича Чуковского текст с картинками

Краткое содержание Чуковский Мойдодыр точный пересказ сюжета за 5 минут

Сказка «Мойдодыр»  о маленьком мальчике, который был очень большим грязнулей и ужасно не любил умываться и мыть руки. В результате его перестают слушаться вещи. Сначала убегает одеяло, потом простыня и подушка.

Свечка прячется от него в печь, книжка — под кровать и даже самовар мчится прочь, не дав напиться чаю. И только кривоногий и хромой умывальник  не побоялся мальчугана. Он – Великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр, умывальников Начальник и мочалок Командир.

Тот спокойно проглотил летевшую прямо в пасть мочалку и пригрозил мальчишке, что съест и его, если тот не пойдет и не вымоется. Угроза подействовала. Мальчишка сам начал тереть себя мылом.

Как только он стал чистым и опрятным, к нему вернулись брюки, книжка, тетрадь, бутерброд, пирожок. А Мойдодыр, танцуя, подбежал к мальчику и похвалил его.

Эта замечательная сказка учит детей соблюдать самые необходимые нормы гигиены, быть чистюлей, а не замарашкой. Очень важно детям знать, что уход за собой — залог успешности в будущем.

Сказка Мойдодыр читать:

Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку, Свечка — в печку! Я за книжку, Та — бежать И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Боже, Боже, Что случилось? Отчего же Всё кругом Завертелось, Закружилось

И помчалось колесом?

Утюги за сапогами, Сапоги за пирогами, Пироги за утюгами, Кочерга за кушаком — Всё вертится, И кружится,

И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете Умываются мышата, И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули И чулки и башмаки. Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! Если топну я ногою, Позову моих солдат, В эту комнату толпою Умывальники влетят, И залают, и завоют, И ногами застучат, И тебе головомойку, Неумытому, дадут — Прямо в Мойку, Прямо в Мойку

С головою окунут!»

Он ударил в медный таз И вскричал: «Кара-барас!» И сейчас же щётки, щётки Затрещали, как трещотки, И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки Я помчался, как от палки, А она за мной, за мной По Садовой, по Сенной. Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду, А она за мною мчится И кусает, как волчица. Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит На меня, Как ногами застучит На меня: «Уходи-ка ты домой, Говорит, Да лицо своё умой, Говорит, А не то как налечу, Говорит, Растопчу и проглочу!»

Говорит.

Как пустился я по улице бежать, Прибежал я к умывальнику опять. Мылом, мылом Мылом, мылом Умывался без конца, Смыл и ваксу И чернила

С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки Так и прыгнули мне в руки. А за ними пирожок: «Ну-ка, съешь меня, дружок!» А за ним и бутерброд:

Подскочил — и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась, Воротилася тетрадь, И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир, Подбежал ко мне, танцуя, И, целуя, говорил: «Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым Трубочистам — Стыд и срам! Стыд и срам! Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, — И в ванне, и в бане, Всегда и везде —

Вечная слава воде!

Источник: http://kinderbox.ru/skazka-mojdodyr/

Сказка Мойдодыр

«Мойдодыр» Чуковского стала всеми любимой и популярной сказкой в стихах. От мальчика-неряхи начинают сбегать его вещи. Умывальников начальник и мочалок командир Мойдодыр рассказывает главному герою, что он грязнуля, и приказывает отмыть его. Отрывки из стихотворного рассказа можно учить с детками на память, с помощью рассказа можно объяснить малышам о важности чистоты и опрятности.

Сказка Мойдодыр скачать:  

Сказка Мойдодыр читать

Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка – в печку!

Я за книжку, Та – бежать И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Боже, Боже, Что случилось? Отчего же Всё кругом Завертелось, Закружилось

И помчалось колесом?

Утюги за сапогами, Сапоги за пирогами, Пироги за утюгами, Кочерга за кушаком – Всё вертится, И кружится,

И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник

качает головой:

“Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете Умываются мышата, И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Я – Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир! Если топну я ногою, Позову моих солдат, В эту комнату толпою Умывальники влетят, И залают, и завоют, И ногами застучат, И тебе головомойку, Неумытому, дадут – Прямо в Мойку, Прямо в Мойку

С головою окунут!”

Он ударил в медный таз
И вскричал: “Кара-барас!”

И сейчас же щётки, щётки Затрещали, как трещотки, И давай меня тереть,

Приговаривать:

“Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!”

Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки Я помчался, как от палки, А она за мной, за мной По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду, А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей По аллее проходил И мочалку, словно галку, Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит На меня, Как ногами застучит На меня: “Уходи-ка ты домой, Говорит, Да лицо своё умой, Говорит, А не то как налечу, Говорит, Растопчу и проглочу!” Говорит.Как пустился я по улице бежать, Прибежал я к умывальнику опять. Мылом, мылом Мылом, мылом Умывался без конца, Смыл и ваксу И чернила

С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок: 

“Ну-ка, съешь меня, дружок!”

А за ним и бутерброд:
Подскочил – и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась, Воротилася тетрадь, И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир, Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

“Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!”;

Надо, надо умываться По утрам и вечерам, А нечистым Трубочистам – Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани, В реке, в ручейке, в океане, – И в ванне, и в бане, Всегда и везде –

Вечная слава воде!

Источник: https://aababy.ru/skazki/russkie-skazki/korney-chukovskiy/skazka-moydodyr

Сказка Мойдодыр — Корней Чуковский

Смотреть мультфильм 1954г. «Мойдодыр»:

Читать текст сказки с картинками онлайн:

Одеяло

Убежало,

Улетела простыня,

И подушка,

Как лягушка,

Ускакала от меня.

Я за свечку,

Свечка — в печку!

Читайте также:  Краткое содержание ремарк время жить и время умирать точный пересказ сюжета за 5 минут

Я за книжку,

Та — бежать

И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю,

А пузатый от меня,

Убежал, как от огня.

Что такое,

Что случилось?

Отчего же

Всё кругом

Завертелось,

Закружилось

И помчалось колесом?

Утюги за сапогами,

Сапоги за пирогами,

Пироги за утюгами,

Кочерга за кушаком —

Всё вертится,

И кружится,

И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни,

Кривоногий и хромой,

Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный,

Неумытый поросёнок!

Ты чернее трубочиста,

Полюбуйся на себя:

У тебя на шее вакса,

У тебя под носом клякса,

У тебя такие руки,

Что сбежали даже брюки,

Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете

Умываются котята,

И мышата, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался

И грязнулею остался,

И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Я — Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Если топну я ногою,

Позову моих солдат,

В эту комнату толпою

Умывальники влетят,

И залают, и завоют,

И ногами застучат,

И тебе головомойку,

Неумытому, дадут —

Прямо в Мойку,

Прямо в Мойку

С головою окунут!»

Он ударил в медный таз

И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило

И вцепилось в волоса,

И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки

Я помчался, как от палки,

А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду,

Перепрыгнул чрез ограду,

А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил.

И мочалку, словно галку,

Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит

На меня,

Как ногами застучит

На меня:

«Уходи-ка ты домой,

Говорит,

Да лицо своё умой,

Говорит,

А не то, как налечу,

Говорит,

Растопчу и проглочу!»

Говорит.

Как пустился я по улице бежать,

Прибежал я к умывальнику опять.

Мылом, мылом

Мылом, мылом

Умывался без конца,

Смыл и ваксу

И чернила

С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки

Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:

«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:

Подбежал — и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась,

Воротилася тетрадь,

И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир,

Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

«Вот теперь тебя люблю я,

Вот теперь тебя хвалю я!

Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться

По утрам и вечерам,

А нечистым

Трубочистам —

Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое,

И полотенце пушистое,

И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, —

И в ванне, и в бане,

Всегда и везде —

Вечная слава воде!

Сказка Мойдодыр — Корней Чуковский Ссылка на основную публикацию

Источник: https://vse-skazki24.ru/chukovskij-kornej-ivanovich/skazka-mojdodyr-chukovskij.html

Мойдодыр – произведение Корнея Чуковского

Сказка «Мойдодыр» учит детей и даже взрослых, которые им читают произведение, быть аккуратными, умываться и чистить зубы по утрам. Интересное произведение Чуковского в стихотворной форме легко читается и запоминается.

Основываясь на нем, можно ставить детские спектакли, сказки, придумывать сценарии для детских праздников. Пожалуй, я не соглашусь, что все стихи и сказки Корнея Чуковского так полезны для всестороннего развития малышей, но «Мойдодыр» мне симпатизирует и я с удовольствием читаю его сыну.

Корней Чуковский «Мойдодыр»

Одеяло Убежало, Улетела простыня, И подушка, Как лягушка, Ускакала от меня. Я за свечку, Свечка — в печку! Я за книжку, Та — бежать И вприпрыжку

Под кровать!

Я хочу напиться чаю, К самовару подбегаю, Но пузатый от меня

Убежал, как от огня.

Боже, боже, Что случилось? Отчего же Всё кругом Завертелось, Закружилось

И помчалось колесом?

Утюги за сапогами, Сапоги за пирогами, Пироги за утюгами, Кочерга за кушаком — Всё вертится, И кружится,

И несётся кувырком.

Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник

И качает головой:

«Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросёнок! Ты чернее трубочиста, Полюбуйся на себя: У тебя на шее вакса, У тебя под носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали даже брюки, Даже брюки, даже брюки

Убежали от тебя.

Рано утром на рассвете Умываются мышата, И котята, и утята,

И жучки, и паучки.

Ты один не умывался И грязнулею остался, И сбежали от грязнули

И чулки и башмаки.

Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Если топну я ногою, Позову моих солдат, В эту комнату толпою Умывальники влетят, И залают, и завоют, И ногами застучат, И тебе головомойку, Неумытому, дадут — Прямо в Мойку, Прямо в Мойку

С головою окунут!»

Он ударил в медный таз
И вскричал: «Кара-барас!»

И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как трещотки, И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста Чисто, чисто, чисто, чисто! Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

Тут и мыло подскочило И вцепилось в волоса, И юлило, и мылило,

И кусало, как оса.

А от бешеной мочалки Я помчался, как от палки, А она за мной, за мной

По Садовой, по Сенной.

Я к Таврическому саду, Перепрыгнул чрез ограду, А она за мною мчится

И кусает, как волчица.

Вдруг навстречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с Тотошей и Кокошей

По аллее проходил

И мочалку, словно галку,
Словно галку, проглотил.

А потом как зарычит На меня, Как ногами застучит На меня: «Уходи-ка ты домой, Говорит, Да лицо своё умой, Говорит, А не то как налечу, Говорит, Растопчу и проглочу!»

Говорит.

Как пустился я по улице бежать, Прибежал я к умывальнику

опять.

Мылом, мылом Мылом, мылом Умывался без конца, Смыл и ваксу И чернила

С неумытого лица.

И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.

А за ними пирожок:
«Ну-ка, съешь меня, дружок!»

А за ним и бутерброд:
Подскочил — и прямо в рот!

Вот и книжка воротилась, Воротилася тетрадь, И грамматика пустилась

С арифметикой плясать.

Тут Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир, Подбежал ко мне, танцуя,

И, целуя, говорил:

«Вот теперь тебя люблю я, Вот теперь тебя хвалю я! Наконец-то ты, грязнуля,

Мойдодыру угодил!»

Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,

А нечистым Трубочистам — Стыд и срам!

Стыд и срам!

Да здравствует мыло душистое, И полотенце пушистое, И зубной порошок,

И густой гребешок!

Давайте же мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане, –

И в ванне, и в бане, Всегда и везде —

Вечная слава воде!

Произведение датировано 1922г.

Анализ сказки Чуковского «Мойдодыр»

Произведения Корнея Чуковского можно анализировать очень долго, приводя цитаты из стихов и сказок, и не всегда такой анализ понравился бы самому автору.

Но что касается анализа сказки Чуковского «Мойдодыр», то мне она вполне нравится. Во-первых, нет страшных фраз, как в «Айболите»: «Он бежал по дорожке, И ему перерезало ножки.

» Во-вторых, сказка поучительная, ее крайне необходимо читать грязнулям

А еще на нашем сайте можно посмотреть онлайн советский мультфильм «Мойдодыр» по ссылке.

Наталья Галузинская для детского сайта ДвеМамы

Источник: http://dvemamy.ru/mojdodyr-kornej-chukovskij.html

Папмамбук

Краткое содержание
Кто не знает признанный шедевр К.Чуковского – сказку в стихах «Мойдодыр»?

Однажды от мальчика начали убегать все вещи. Герой в замешательстве. Но тут появляется «кривоногий и хромой» говорящий умывальник Мойдодыр и объясняет причину происходящего: вещи сбежали из-за того, что их маленький хозяин – страшный грязнуля и неряха.

По приказу Мойдодыра мыло и щетки начинают мыть «неумытого поросенка», но тот вырывается и убегает. В погоню за ним бросается мочалка.

На аллее Таврического сада мальчик сталкивается с Крокодилом, который случайно (или преднамеренно) глотает мочалку «словно галку» и угрожает так же поступить и с грязнулей, если тот не умоется.

Напуганный такой перспективой, мальчик возвращается домой, отмывает всю грязь, на радость Мойдодыру, ‒ и все сбежавшие вещи тут же возвращаются. В конце сказки звучит гимн чистоте: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам!..»

Декорации
Декорации сделаны для четырех сцен: «Комната мальчика», «Городская улица», «Аллея Таврического сада» и «Ванная комната». Все декорации нарисованы на листах формата А3 акварельными красками и изображают стилизованные интерьеры и городские пейзажи Ленинграда эпохи 1950‒60-х годов.

Читайте также:  Краткое содержание эликсиры сатаны гофман точный пересказ сюжета за 5 минут

Для первой сцены в комнате я сделала из коробки «кафельную печь», оклеив ее бумагой, разрисованной квадратами «под кафель». Дверца печки открывается, чтобы можно было спрятать туда свечку.

На «стене» комнаты «висят» (нарисованы) большие часы с маятником в деревянном футляре. Стол для самовара тоже сделан из коробок и оклеен салфетками, изображающими скатерть.

Роль кровати сыграла крышка от обувной коробки с вырезанными из картона и приклеенными «спинками».

По улице «едут» старый автомобиль и красно-желтый троллейбус, а в саду стоит характерная для того времени чугунная скамья.

В ванной комнате мы видим нарисованную водонагревательную газовую колонку и ванну, сделанную из пластикого лотка с ножками из крышечек от майонеза (в пластиковых пакетиках).

Персонажи
Второстепенные персонажи ‒ одеяло и другие постельные принадлежности, свечка, книжка, самовар, щетки, мыло, мочалка и прочие ‒ нарисованы маркером, раскрашены акварелью, вырезаны и скотчем прикреплены к узеньким прозрачным полоскам от пластиковой бутылки. Если держать за эту полоску, кажется, что персонаж самостоятельно передвигается по сцене (главное для ведущего ‒ не смотреть на свою руку, которая движется вслед за тем же одеялом или свечкой).

Стоит остановиться на том эпизоде сказки, в котором «все несется кувырком». Сапоги, пироги, кочергу и прочее я нарисовала, вырезала и наклеила на прозрачную крышку от торта.

В центре крышки муж сделал ручку, чтобы удобно было крутить (как зонтик). Берем за ручку, раскручиваем и вот: «Утюги за сапогами, сапоги за пирогами…

» Понеслось! В завершение этот «вихревой зонтик» можно выкатить со сцены или бросить куда-нибудь через головы зрителей, что вызывает бурю смеха и восторга.

Для главного героя, грязнули и неряхи, были сделаны две фигурки: «стоящая» и «бегущая», обе двусторонние. «Бегущая» фигурка разрисована одинаково с обеих сторон, и переворачивая ее, мы заставляем героя бежать то в одну, то в другую сторону.

Чтобы было удобнее крутить фигурку, она прикрепляется к соломинке для коктейля. «Стоящая» фигурка закреплена на пластиковой полоске и с одной стороны изображает испуганного неряху, а с другой – улыбающегося аккуратного мальчика.

По ходу спектакля изображения мочалки и обе фигурки мальчика подвешиваются к верхней части занавеса с помощью «крокодильчиков».

Двусторонней же сделана танцующая пара Грамматики и Арифметики. Они прикреплены к коктейльной соломинке, и при их вращении создается впечатление кружения в вальсе.

Тотоша и Кокоша нарисованы и вырезаны и в сцене в Саду их силуэты просто прислоняются к заднику сцены.

Отдельно стоит остановиться на двух важных героях сказки: говорящем умывальнике Мойдодыре и Крокодиле. Обоих мы сделали из коробок. (Я говорю «мы», потому что авторство Мойдодыра принадлежит моему сыну, который изготовил эту поделку еще в прошлом году для конкурса, посвященного творчеству Корнея Чуковского.)

Для создания Мойдодыра потребовались: коробка от шоколадных конфет «Ассорти», коробка от набора детской посуды «Фиксики» с круглым отверстием, пластмассовая мисочка (одноразовая), небольшое полотенце, пряжа или мочало для «прически», кукольные глаза, детские щеточка и расчесочка для бровей, крышки от газированной воды (ножки). Нос-кран был сделан из обычной пластмассовой шариковой ручки, нагретой над свечкой и согнутой в «колено» (папа помогал), а потом «посеребренной».

Коробки оклеиваются обрезками моющихся обоев, склеиваются вместе и оформляются по мере возможности и фантазии.

В пару к Мойдодыру я решила из коробок же сделать и Крокодила, который «по аллее проходил». Так я хотела подчеркнуть особый статус двух этих персонажей ‒ «ненастоящих», не существующих в реальности (ведь не может же быть на самом деле ни говорящих хромых умывальников, ни гуляющих по Ленинграду разговорчивых крокодилов!).

В качестве головы Крокодила я использовала небольшую обувную коробку, оклеив ее цветной бумагой, а для туловища ‒ коробку красного цвета в мелкий горошек (осталась от какого-то подарка). Хвост, манишка, лапы были выполнены из цветной бумаги.

Ход спектакля

Сцена 1. «В комнате мальчика»
На кровати лежат (снизу вверх): простыня, подушка, фигурка «стоящего» грязнули, одеяло. На столе стоят самовар и свеча, лежит книжка.

«Одеяло убежало…» ‒ держа за пластиковую полоску, поднимаем с кровати одеяло, и оно начинает «летать» по комнате. Так же делаем с другими постельными принадлежностями и вещами. Фигурку неряхи в это время прикрепляем «крокодильчиком» в центре сцены, чтобы наши руки были свободны для других манипуляций: крутить «зонтик» с сапогами-утюгами, передвигать самовар и книжку, и т.д.

Наконец, на сцене появляется сам «умывальников начальник» – Мойдодыр.

Щетки-трещетки можно подвесить над фигуркой грязнули, а можно держать рукой, раскачивая их при этом как маятник. Затем их сменяет мыло.

После фразы «А от бешенной мочалки я помчался как от палки…» на второй «крокодильчик» подвешивается изображение летящей мочалки, а фигурка «стоящего» мальчика меняется на изображение «бегущего».

Затем все декорации первой сцены, кроме мальчика и мочалки, убираются.

Сцена 2. «На улице»
Здесь все просто: на заднике сцены – городской пейзаж, на занавесе висят фигурки неряхи и преследующей его мочалки.

По окончании эпизода декорация меняется на новую, а фигурки остаются для следующей сцены.

Сцена 3. «В Таврическом саду»
На сцене появляется «мой хороший, мой любимый Крокодил», а Тотоша и Кокоша ставятся к заднику сцены, т.к. никакого активного участия в эпизоде они не принимают.

Фигурку «бегущего» мальчика меняем на фигурку «стоящего», а мочалку отцепляем и отправляем в крокодилову пасть (прячем за Крокодила).

Со словами «Как помчался я по улице бежать…» фигурки неряхи вновь меняем, но «бегущую» уже переворачиваем на другую сторону.

Декорацию аллеи сада убираем.

Сцена 4. «Ванная комната»
В этом эпизоде грязнуля остается некоторое время висеть уже на фоне ванной комнаты, а потом «бегущая» фигурка сменяется на «стоящую», которую мы помещаем в ванну и задвигаем шторку.

За нее же отправляются и вернувшиеся брюки. Затем шторка отодвигается, и перед нами предстает уже чисто вымытый мальчик. На сцене появляются друг за другом пирожок, бутерброд, книжка, тетрадь, танцующая пара Грамматики и Арифметики и сам Мойдодыр.

Так как сказка известна маленьким зрителям с пеленок, весь спектакль сопровождался хоровым чтением.

Было здорово!

Ольга Токарева
Фото автора

Источник: http://www.papmambook.ru/articles/1678/

«Мойдодыр» К. И. Чуковского: выразительный профиль текста

В статье предпринимается опыт систематизации выразительных средств, использованных К. И. Чуковским в литературной сказке «Мойдодыр». Особое внимание уделяется тропам и моментам языковой игры, направленным на развитие творческих способностей читателя-ребенка.

Ключевые слова: литературная сказка, выразительные средства, образность.    

В контексте отечественного литературоведения словесность, адресованная детям, привлекает все большее внимание исследователей.

Одной из актуальных проблем в данном случае является вопрос об определении выразительного профиля текста, а именно: вопрос о выделении, описании и систематизации тех выразительных средств [1], которые использует автор.

Особую сложность эта проблема приобретает на материале тех произведений, которые относятся к классике «детской словесности».

Обратимся к литературной сказке К. И. Чуковского «Мойдодыр» [3]. На наш взгляд, данный текст обладает полифункциональной природой.

Как известно, «Мойдодыр» был написан автором по заказу Главного санитарно-просветительского управления, которое стремилось привить молодым советским читателям нормы и правила бытового поведения.

Эта задача влияла на жанр и стиль произведения, которое было призвано убеждать и учить. Действительно агитационное морализирование входило в творческую установку писателя, но только ею не исчерпывалось.

Автор создал определенный миф, в рамках которого сначала изображается ситуация хаоса, а затем состояние порядка, то есть сюжет текста исчерпывается традиционным мифологическим мотивом перехода из хаоса в порядок, с центральным мифологическим героем — Мойдодыром. В то же время эта общемифологическая ситуация у Чуковского приобретает черты конкретно-исторической и социально-бытовой конкретизации, позволяющей миф превратить в наррацию, чуть ли не «рассказ-страшилку» о бытовом казусе.

Любопытно и то, что сказка осуществляется еще и как изящное риторическое упражнение, игровое по своему характеру, а все выразительные средства направлены на формирование ряда способностей у читателя. Главными из них становятся тренировка памяти и любовь к языковой игре.

Таким образом, отдельные сегменты рассматриваемого текста попадали под действие не одного, а нескольких творческих заданий (социальная пропаганда, комогонический миф, волшебная сказка, курьезная наррация, игровая риторика).

Именно поэтому задача определения профиля текста приобретает открытый проблемный характер.

В ходе исследования сначала были определены такие параметры «Мойдодыра», как количество стиховых строк (160), количество знаменательных слов (307), количество тропов (80). Соотношение данных показателей позволило уточнить формальные контуры профиля текста: распределение слов по строкам — 307:160 = 1,9; соотношение строки и тропы — 160:80 = 2; соотношение слова и тропы — 307:80 = 3,8.

Можно заметить, что практически в каждой второй строке обнаруживается выразительное средство, то есть способ обогащения художественной информации.

Такую стратегию можно интерпретировать не как чередование строчек с повышенной выразительностью и нейтральных строк, но на самом деле, все выглядит иначе: образность охватывает две, четыре и т. д. строки сразу в единое риторическое целое. Такая же, кратная двум, закономерность обнаруживается и по линии тропы — слова.

Читайте также:  Краткое содержание сказка о царе салтане пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

Здесь троп распространяется в среднем на четыре слова (или минимально — два, а максимально — 6, 8). Оговоримся, что далеко не весь словесный материал используется Чуковским для создания риторической образности. Средний количественный показатель — два слова в одной строке — тоже может нарушаться в произведении.

Так, можно встретить и однословные строки, и состоящие из трех, четырех и даже пяти. Колебание этого показателя связано с желанием передать темп действий, описанных в сказке.

Переходя к смысловым аспектам используемой выразительной образности, остановимся более подробно на различных тропах и на тех моментах, которые в целом отличают идеостиль К.Чуковского.

Олицетворения (персонификации) — 27 случаев: Одеяло убежало; Простыня

улетела; Подушка ускакала; Книжка бежать и вприпрыжку под кровать; Пузатый (самовар) убежал; Умывальник выбегает; Умывальник качает головой; Брюки сбежали, убежали; Умываются мышата, котята, утята, жучки, паучки; Чулки и башмаки сбежали; (Мойдодыр о себе) топну; (Мойдодыр о себе) позову; Умывальники влетят, залают, завоют, застучат ногами, окунут; (Мойдодыр) ударил и вскричал; Щетки давай тереть и приговаривать; Мыло подскочило, вцепилось, кусало; Бешеная мочалка;(Мочалка) мчится, кусает; Крокодил проходил; Крокодил ногами застучит; Брюки прыгнули; Бутерброд подскочил; Книжка и тетрадь воротились; Граматика с арифметикой пустились плясать; Мойдодыр подбежал, танцуя; Мойдодыр говорил, целуя.

Для выражения олицетворения автор использует предикативную модель существительное + глагол (одеяло убежало) и глаголы со значением моторных действий, при помощи которых автор передает картину нарастающего хаоса, движения вещей, которые разбегаются от героя-грязнули.

Самая частая глагольная слоформа «бежать» встречается 8 раз.

Любопытно, что 6 случаев употребления этого глагола попадает в начальный фрагмент текста, что мотивируется кругозором и восприятием героя, но с появлением Мойдодыра предикативный ряд изменяется, так как право речи передается домашнему божеству чистоты, а чуть дальше еще одному сказочному герою — Крокодилу.

Эпитеты — 20 случаев: пузатый (о самоваре), мамина спальня, кривоногий и хромой умывальник, гадкий, грязный, неумытый поросенок, Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, неумытый, медный таз, бешеная мочалка, Садовая, Сенная, Таврический сад, хороший, любимый Крокодил, неумытое лицо, нечистый трубочист, мыло душистее, полотенце пушистее, зубной порошок, густой гребешок, вечная слава.

Выразительный потенциал эпитета определяется аналитическим характером данного вида тропа [1]. В «Мойдодыре» этот потенциал не используется автором, читатель имеет дело со стершимися эпитетами (вечная слава, душистое мыло, пушистое полотенце, зубной порошок), фактами языка, но не художественной речи.

Градации — 13 случаев: убежало — улетела — ускакала, завертелось — закружилось — помчалось колесом, вертится — кружится — несется кувырком, гадкий — грязный — неумытый, мышата — котята — утята, жучки — паучки, брюки — чулки — башмаки, Великий Умывальник — Знаменитый Мойдодыр — Умывальников Начальник — Мочалок Командир, влетят — залают — завоют — застучат — головомойку дадут — в Мойку с головою окунут, подскочить — вцепиться — юлить — мылить — кусать, налечу — растопчу — проглочу, мыло душистее — полотенце пушистое — зубной порошок — густой гребешок, мыться — плескаться — купаться — нырять — кувыркаться, ушат — корыто — лохань, река — ручеек — океан — ванна — баня.

Широкое использование градаций является отличительной особенностью поэтики К. И. Чуковского. Эффективность данного средства объясняется многими факторами, среди которых далеко не последнюю роль играет характер адресата — ребенок.

Градация основывается на принципе серии, но это не формальный перечень.

Количественный состав градации чаще всего ограничивается 3 предметами или действиями, но следует обратить внимание и на то, что Чуковский разрабатывает большие серии, которые соотносят 5, 6 и даже 8 предметов (последний пример из списка).

Достаточно сложной проблемой становится для исследователя обнаружение семантической основы градации (усиление, ослабление, смешанный тип).

Например, явно на усиление работает градация завертелось — закружилось — помчалось колесом и вертится — кружится — несется кувырком.

На своеобразное ослабление рассчитана градация Великий Умывальник — Знаменитый Мойдодыр — Умывальников Начальник — Мочалок Командир. Такое положение дел можно объяснить только одной причиной, а именно установкой автора на игровое использование данного средства.

Игровой потенциал актуализирует не только саму ситуацию, о которой говорится в тексте, но и способ речи о ней. Особенно это заметно в примере влетят — залают — завоют — застучат — головомойку дадут — в Мойку с головою окунут.

Данный пример интересен тем, что здесь косвенный смысл идиоматического выражения задать головомойку переводится в прямой смысл в Мойку головою окунуть. Но в произведении важны оба члена градации, а также сам игровой переход между ними.

Кроме отмеченных функций, градация используется автором еще и в композиционных целях, так как позволяет связывать достаточно большие фрагменты текста в единое целое, что помогает удерживать в восприятии читателя эти фрагменты, запоминать их и воспроизводить.

Сравнения — 9: подушка, как лягушка, ускакала; пузатый убежал, как от огня; все помчалось колесом; все несется кувырком; щетки затрещали, как трещотки; мыло кусало, как оса; я помчался, как от палки; (мочалка) кусает, как волчица; мочалку, словно галку, проглотил.

Несложно заметить, что семантическая основа сравнения во всех случаях связана с действием, которое обозначается определенной глагольной словоформой. Дополнительные семантические эффекты возникают во втором примере, так как удерживается значение чай «закипел и сбежал», а не только реальное физическое моторное действие «сбежать».

Иной способ обыгрывания сравнения содержится в примере 5, здесь вступает в силу фонетическая игра, аллитерация. И наконец, два случая (3 и 4) представляют собой троп, построенный по модели «творительный сравнения» (А. Потебня), связанный с мифологическим сознанием.

Такое сравнение передавало значение метаморфозы, превращения предмета одного предмета в другой.

Тавтологии — 9 случаев: все кругом… закружилось, рано утром на рассвете; топну ногою; щетки затрещали, как трещотки; моем трубочиста чисто; мыло… мылило; мылом умывался; смыл с неумытого лица; нечистый трубочист.

У Чуковского большая часть тавтологий имеет отношение к центральному мифопоэтическому комплексу, выраженному словоформами «мыть» и «чистота» и определяющим переход из состояния хаоса в состояния порядка.

Подведем итоги.

Выразительный профиль «Мойдодыра», или система образных средств, используемых автором, определяется не только жанрово-стилевой природой текста (литературная сказка [2]), но и его полифункциональностью (агитация, морализаторство, миф, нарратив, риторика, игра).

Эти два момента существенно влияют на достаточно высокую степень выразительности произведения. Далеко не все выразительные средства обладают одинаковым художественным статусом. Так, эпитеты и сравнения заимствуются автором из арсенала уже накопленных в культуре и языке и ставших привычными тропов.

Большой оригинальностью отличаются градации и тавтологии, благодаря им, автор развивает свои приемы языковой игры, вовлекая в нее читателя-ребенка.

Наконец, самая представительная часть тропов (олицетворения) актуализируется в соответствии с выбранным жанром (сказкой), но в то же время акцентирует внимание на возможностях обыгрывания семантики моторных действий.

Литература:

1.      Бройтман С. Н. Теория литературы. М.: Академия, 2007.

Источник: https://moluch.ru/archive/89/17836/

Лаборатория Фантастики

Аннотация:

Поучительная сказка о мальчике, который до того не любил умываться, что пришлось вмешаться знаменитому Мойдодыру — начальнику умывальников и командиру мочалок.

Входит в:

— антологию «Большая книга сказок и стихов в рисунках В. Сутеева», 2008 г.

— антологию «Сказки», 2002 г.

— антологию «Самые любимые сказки с картинками В. Сутеева», 2009 г.

— антологию «Золотая книга сказок в рисунках В. Сутеева», 2007 г.

— сборник «Чудо-дерево», 1959 г.

— антологию «Любимые сказки», 1993 г.

— сборник «Сказки», 1965 г.

— сборник «Сказки», 1935 г.

— сборник «Сказки», 1935 г.

— сборник «Сказки», 1938 г.

— сборник «Чудо-дерево», 1948 г.

— сборник «Сказки», 1936 г.

— антологию «Чудо-книга для малышей», 2009 г.

— антологию «Хрестоматия по детской литературе», 1975 г.

— антологию «Хрестоматия по литературе для дошкольников», 1999 г.

— антологию «Сказки в рисунках В. Сутеева», 2010 г.

Экранизации:

— «Мойдодыр» 1954, СССР, реж: Иван Иванов-Вано

Издания на иностранных языках:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

Gourmand, 17 мая 2015 г.

Психоделика от мэтра. Вот как надо писать. Казалось бы, детская лёгкая вещица, но это только на первый взгляд. На самом деле это рассказ о ребёнке в пограничном состоянии разума.

Посмотрим, как развивается ситуация.

Ребёнок просыпается под воздействием галлюциногена-газа (марихуана?) или после принятия психотропного препарата. Кругом бардак и разруха.

Из маминой спальни (!!!) выходит кривоногий и хромой Умывальник. Который (как это обычно и делается, нападение — лучшая защита) не объясняет своё присутствие в родительской спальне, а набрасывается и стыдит ребёнка, отвлекая его внимание. Ну и далее по сюжету.

Кем же работает мама мальчика (если вообще работает)? Кто этот хахаль мамин, в детском сознании представший в виде хромого умывальника? Почему в квартире бардак (загул, бордель)?

Жёсткая история про нелёгкую жизнь ребёнка в семье то ли алкоголиков, то ли гулящей мамаши, то ли нариков каких-то.

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: http://fantlab.ru/work251503

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector