Краткое содержание дело артамоновых горького точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание Дело Артамоновых Горький

Краткое содержание Дело Артамоновых Горького точный пересказ сюжета за 5 минут

Приехал в город Дремов Илья Артамонов – красивый статный мужчина, жителям сказал, что хочет на берегу реки построить фабрику полотна.

Раньше Илья служил у князей приказчиком, получил волю, за хорошую службу дали ему денег – вот приехал строить.

У него три сына – Петр (старший, задумчивый, постоянно дергает себя за ухо), Алексей (веселый, работящий, рубаха-парень) и Никита (горбун, некрасивый, ухаживает за садом, любит растения).

Илья приходит в деревне к их главному, Баймакову Евсею Митричу, сватается, просит отдать дочь Баймакова, Наталью за своего сына Петра. А деревня вся на этого Илью ополчилась – видят, что человек умный, еще тут что-то строить пришел, порядки у него не такие как все привыкли.

Баймаков ломался-ломался, потом умирая, жене своей Ульяне все-таки говорит, что можно Наталью замуж выдать за Петра. Они играют свадьбу, а Илья Артамонов начинает тайно встречаться с Ульяной, потому что она вдова, ей нельзя. Так они некоторое время были любовниками, но потом село узнает, Ульяну порицают. Но ей уже все равно – она Илью любит.

Фабрика строится, дело идет. у Натальи рождаются девочки, живут не долго, а нужен наследник, потом рождается сын Илья. Старший Илья Артамонов умирает нелепо – привозят какую-то машину для фабрики, пока ее волоком несут до фабрики, у Ильи в голове лопается сосуд и он умирает. Петр остается

за старшего. Сын Петра Илья не очень его уважает.

У Натальи рождается еще пара дочек – Татьяна и Елена и сын Яков. Живут дружно, потом выясняется что Никита любит Наташу. Из-за безвыходности пытается повеситься, но его вынимают из петли, он решает уйти в монастырь. Уходит.

Петр понимает, что фабрикой правлять – дело вообще не его, но из-за того, что так надо, он продолжает дело отца. Алексея это занимает мало, но он тоже принимает участие в управлении. У Алексея появляется невеста – Ольга.

По содержанию становится понятно что они умные интеллигенты. Дети все хотят учиться в гимназиях, а Петр говорит, что негоже учиться, надо жить как живешь – в деревне, и заниматься делом предков.

У Ольги и Алексея сын Мирон. Дети все же уезжают учиться в гимназиях. Яков ближе Петру чем Илья, от Ильи он просто отрекается. Илья – самый умный из детей. Яков глуповат, предпочитает отмалчиваться и не влезать в разговоры. Так они и живут. Петр от Натальи, конечно, отдаляется, она простая глупая сельская баба, а ему охота умных и красивых. Заводит себе любовниц.

Алексей умирает. Мирон женится на Анне – богатой девушке-куколке из Москвы. Умирает Никита. В живых остается самый старший брат из троих – Петр. Начинается первая мировая война. Яков уезжает жить в Москву, там его избивают, выбрасывают из вагона на полной скорости, он умирает через двое суток.

Начался бунт, рабочие работать не хотят, фабрика стоит, хозяйство запущено. Петру Артамонову 74 года. Он медленно умирает.

Вариант 2

Красивый стройный мужчина Илья Артамонов сообщил населению города Дремов о своем намерении запустить фабрику полотна возле реки. Решил вложить в строительство фабрики деньги, которые он получил, работая приказчиком у князей.

Был он отцом троих сыновей. Старшего сына звали Петром. Он был всегда погруженным в размышления и теребил свое ухо. Второй сын – радостный, трудолюбивый Алексей. Никита – не хорош собой, любил ухаживать за растениями в саду.

Илья пошел свататься к старшему в деревне Баймакову Евсею Митричу. Просит выдать замуж его дочь Наталью за старшего сына. Опасаясь нововведений, жители деревни враждебно относятся к Илье.

Баймаков сначала был против свадьбы, но, будучи при смерти, дает свое согласие.

Наталья и Петр заключают брак. А Илья и жена покойного Баймакова, Ульяна, становятся любовниками. Когда жители деревни узнают об их тайной любовной связи, они упрекают Ульяну. Но она любит Илью.

Стройка фабрики идет хорошо. Молодожены становятся родителями двух дочек, которые вскоре умирают. Появляется на свет наследник Илья. А его дедушка Илья Артамонов погибает. Теперь Петр управляет делами на фабрике. Завоевать уважение сына не получается.

У Петра и Натальи рождается еще трое детей. Как оказалось, Никита давно влюблен в Наталью. Решает покончить жизнь самоубийством, но ему не дают этого сделать. Он становится монахом.

Ни у Петра, ни у Алексея нет желания управлять фабрикой, но все же они продолжают дело отца. Алексей женится на Ольге. У них рождается сын Мирон. Младший сын Петра ближе к отцу, от Ильи он отрекается. Илья самый смышленый из детей.

Все дети проявляют желание учиться в гимназиях и вопреки отцу уезжают поступать. Петр встречается с умными, симпатичными любовницами, его утомляет глупая жена.

Алексей и Никита умирают. Мирон берет в жены богатую столичную красавицу. Начинается первая мировая война. Яков умирает после избиения в поезде. Он направлялся в Москву. На фабрике дела идут плохо, начались беспорядки. Рабочие взбунтовались. В возрасте 74 лет Петр умирает.

Источник: https://rus-lit.com/kratkoe-soderzhanie-delo-artamonovyx-gorkij/

Анализ содержания романа «Дело Артамоновых»

Роман «Дело Артамоновых» не просто семейная хроника, но история возвышения и падения целого класса промышленно-финансовых воротил. «Года через два после воли» в уездном городке Дремове неожидан­но появляется «чужой», бывший приказчик, «человек князей Ратских из курской их вотчины» — Илья Арта­монов.

Подобно пушечному ядру раскалывает Артамо­нов-старший сонное дремовское благочиние. На берегу илистой речки Ватаракши закладывает Артамонов кор­пус полотняной фабрики. Солнце удачи восходит над кланом Артамоновых: к первому зданию фабрики при­страивают второе, третье.

«Три корпуса ее, располо­женные по радиусу, вцепились в землю, как судорож­но вытянутые красные пальцы». Казалось бы, перед нами книга о труде. Однако собственно описанию тру­дового процесса, овеянному поэзией, вдохновением, от­ведены немногие строки. В центре романа — изображе­ние капиталистического дела.

Дело расширяется, уже пятый корпус «вцепился в землю, пятый палец красной кирпичной лапы».

Если главная черта характера Ильи Артамонова — цельность, то Петру присуще раздвоение чувств и мыс­лей. Петр «как в плену» у отцовского дела, которое, подобно медведю, «облапило и держит». У потомков Ильи Артамонова нет ни смелости, ни задора их могу­чего предка.

Видимо, не случайно, думая о старшем сыне, Илья приходит к горестному выводу: «…есть что-то мутное». Усталость, скуку, отчуждение от дела испытывает не только вяло-флегматичный Петр, но и подвижно-энергичный Алексей.

Внуки Ильи Артамо­нова — Яков и Мирон — стремятся не отстать от века, и мечтают они уже не только о финансовой, но и о поли­тической власти.

В процессе становления капиталистического дела возникает и развивается идея «очищения». Не изнутри, ибо и постройка церкви, и принятие сыном Ильи Арта­монова, Никитой, монашеского сана ничего не меняют в жизни героев. Есть в первой части романа знамена­тельная сцена. Землекоп Тихон Вялов, «держа на плече железный заступ», наблюдает за спящим Ильей Арта­моновым.

Разными чувствами обуреваем рабочий, зага­дочно мерцание его глаз, но переступить черту он не в силах — перед ним лежал, по словам Горького, «большой человек». С этим эпизодом входит в повес­твование тема народного возмездия. Тихон Вялов, как бы оправдывая символику имени и фамилии, внешне пассивен, безволен. На самом деле это натура незау­рядная.

Странный дворник-философ не чета остальной артамоновской челяди. Недюжинной физической силе бывшего землекопа (во время схватки с Ильей Артамо­новым последний победил лишь благодаря ловкости, но не силе) соответствуют его энергия, глубина наблюде­ний.

Психологический склад характера Вялова подобен чуткому сейсмографу, улавливающему малейшие коле­бания в глубинах артамоновского рода. Именно Тихон становится вольным или невольным свидетелем всех важных событий в жизни купеческой семьи. В его причудливо преломленном сознании отражается кривая падения детей и внуков основателя рода.

Ему автор поверяет наиболее глубокие и точные оценки соверша­ющихся событий. Тихон немногословен, но речи его присущи меткость, афористическая емкость.

В финале романа, когда социалистическая революция выносит исторический приговор системе буржуазного накопи­тельства, именно Тихон подводит нравственно-фило- софский итог деяниям трех поколений Артамоновых: «Вот оно, как повернулось. Я говорил: всем каторга… Грешили, грешили,— счета нет грехам!.. Вот наступил на вас конец. Отлилось вам свинцом все это… Потеряла кибитка колесо…»

Однако истинным антиподом артамоновского клана выступает семья Морозовых.

Несмотря на то, что разго­вор о Борисе, Иване, Захаре Морозовых проходит по периферии сюжета, образы представителей нескольких поколений этой семьи даны скупо, иногда только обоз­начены, но по контрасту именно они выявляют объек­тивную социальную роль пролетариата: историческое развитие артамоновского дела — в их руках.

Художественное своеобразие «Дела Артамоновых» не только в особо лапидарной, емкой и выразительной стилистике.

Прослеживая судьбы трех поколений рода Артамоновых на протяжении более полувека, художник на малом пространстве воссоздает широкую картину жизни, используя с этой целью поэтику символа, мета­форического тропа (например, об артамоновском деле: «…длинная, мясного цвета фабрика, похожая на гроб без крышки»; «Легко создавалась картина жизни вне всего этого, вдали от красного, жирного паука фабри­ки, все шире ткавшего свою паутину»).

Читайте также:  Краткое содержание хемингуэй острова в океане точный пересказ сюжета за 5 минут

Композиция романа неповторима по сравнению с остальными произведениями большой эпической фор­мы у Горького. В структуре романа определяющую роль играет прием троичности: три брата, три внука Артамоновых, три поколения семьи Морозовых. Приме­нено кольцевое обрамление.

Но если в зачине показан Илья-старший, бывший крепостной, создавший благо­даря собственной силе, энергии, уму капиталистическое предприятие, то в финале выступает его внук, тоже Илья, ставший через полвека могильщиком того дела, у истоков которого стоял дед.

В ткань повествования органично вошли народные песни, сатирические купле­ты, частушки, помогающие выявлению дум, настроений простых людей, их мнений о происходящем.

Источник: http://waldorf.in.ua/analiz-soderzhaniya-romana-delo-artamonovyx/

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Приехал в город Дрёмов Илья Артамонов — красивый статный мужчина, жителям сказал, что хочет на берегу реки построить фабрику полотна.

Раньше Илья служил у князей приказчиком, получил волю, за хорошую службу дали ему денег — вот приехал строить.

У него три сына — Пётр (старший, задумчивый, постоянно дергает себя за ухо), Алексей (весёлый, работящий, рубаха-парень) и Никита (горбун, некрасивый, ухаживает за садом, любит растения).

    Илья приходит в деревне к их главному, Баймакову Евсею Митричу, сватается, просит отдать дочь Баймакова, Наталью за своего сына Петра. А деревня вся на этого Илью ополчилась — видят, что человек умный, ещё тут что-то строить пришел, порядки у него не такие как все привыкли.

    Баймаков ломался-ломался, потом умирая, жене своей Ульяне всё-таки говорит, что можно Наталью за муж выдать за Петра. Они играют свадьбу, а Илья Артамонов начинает тайно встречаться с Ульяной, потому что она вдова, ей нельзя. Так они некоторое время были любовниками, но потом село узнает, Ульяну порицают. Но ей уже всё равно — она Илью любит.

    Фабрика строится, дело идет. у Натальи рождаются девочки, живут не долго, а нужен наследник, потом рождается сын Илья. Старший илья Артамонов умирает нелепо — привозят какую-то машину для фабрики, пока её волоком несут до фабрики, у Ильи в голове лопается сосуд и он умирает. Петр остается за старшего. Сын Петра Илья не очень его уважает.     У Натальи рождается ещё пара дочек — Татьяна и Елена и сын Яков. Живут дружно, потом выясняется что Никита любит Наташу. Из-за безвыходности пытается повеситься, но его вынимают из петли, он решает уйти в монастырь. Уходит.     Пётр понимает, что фабрикой правлять — дело вообще не его, но из-за того, что так надо, он продолжает дело отца. Алексея это занимает мало, но он тоже принимает участие в управлении. У Алексея появляется невеста — Ольга.     По содержанию становится понятно что они умные интеллигенты. Дети все хотят учиться в гимназиях, а Петр говорит, что негоже учится, надо жить как живешь — в деревне, и заниматься делом предков.     У Ольги и Алексея сын Мирон. Дети всё же уезжают учиться в гимназиях. Яков ближе Петру чем Илья, от Ильи он просто отрекается. Илья — самый умный из детей. Яков глуповат, предпочитает отмалчиваться и не влезать в разговоры. Так они и живут. Петр от Натальи, конечно, отдаляется, она простая глупая сельская баба, а ему охота умных и красивых. Заводит себе любовниц.     Алексей умирает. Мирон женится на Анне — богатой девушке-куколке из Москвы. Умирает Никита. В живых остается самый старший брат из троих — Петр. Начинается первая мировая война. Яков уезжает жить в Москву, там его избивают, выбрасывают из вагона на полной скорости, он умирает через двое суток.

    Начался бунт, рабочие работать не хотят, фабрика стоит, хозяйство запущено. Петру Артамонову 74 года. Он медленно умирает.

ActionTeaser.ru – тизерная реклама

Источник: http://moitvoru.ru/index.php/kratkie-soderzhaniya/9299-delo-artamonovykh-gorkij-kratkoe-soderzhanie

«Дело Артамоновых» Горького в кратком изложении на Сёзнайке.ру

Приехал в город Дрёмов Илья Артамонов — красивый статный мужчина, жителям сказал, что хочет на берегу реки построить фабрику полотна.

Раньше Илья служил у князей приказчиком, получил волю, за хорошую службу дали ему денег — вот приехал строить.

У него три сына — Пётр (старший, задумчивый, постоянно дергает себя за ухо), Алексей (весёлый, работящий, рубаха-парень) и Никита (горбун, некрасивый, ухаживает за садом, любит растения).

Илья приходит в деревне к их главному, Баймакову Евсею Митричу, сватается, просит отдать дочь Баймакова, Наталью за своего сына Петра. А деревня вся на этого Илью ополчилась — видят, что человек умный, ещё тут что-то строить пришел, порядки у него не такие как все привыкли.

Баймаков ломался-ломался, потом умирая, жене своей Ульяне всё-таки говорит, что можно Наталью замуж выдать за Петра. Они играют свадьбу, а Илья Артамонов начинает тайно встречаться с Ульяной, потому что она вдова, ей нельзя. Так они некоторое время были любовниками, но потом село узнает, Ульяну порицают. Но ей уже всё равно — она Илью любит.

Фабрика строится, дело идет. у Натальи рождаются девочки, живут не долго, а нужен наследник, потом рождается сын Илья. Старший илья Артамонов умирает нелепо — привозят какую-то машину для фабрики, пока её волоком несут до фабрики, у Ильи в голове лопается сосуд и он умирает. Петр остается за старшего. Сын Петра Илья не очень его уважает.

У Натальи рождается ещё пара дочек — Татьяна и Елена и сын Яков. Живут дружно, потом выясняется что Никита любит Наташу. Из-за безвыходности пытается повеситься, но его вынимают из петли, он решает уйти в монастырь. Уходит.

Пётр понимает, что фабрикой правлять — дело вообще не его, но из-за того, что так надо, он продолжает дело отца. Алексея это занимает мало, но он тоже принимает участие в управлении. У Алексея появляется невеста — Ольга.

По содержанию становится понятно что они умные интеллигенты. Дети все хотят учиться в гимназиях, а Петр говорит, что негоже учится, надо жить как живешь — в деревне, и заниматься делом предков.

У Ольги и Алексея сын Мирон. Дети всё же уезжают учиться в гимназиях. Яков ближе Петру чем Илья, от Ильи он просто отрекается. Илья — самый умный из детей. Яков глуповат, предпочитает отмалчиваться и не влезать в разговоры. Так они и живут. Петр от Натальи, конечно, отдаляется, она простая глупая сельская баба, а ему охота умных и красивых. Заводит себе любовниц.

Алексей умирает. Мирон женится на Анне — богатой девушке-куколке из Москвы. Умирает Никита. В живых остается самый старший брат из троих — Петр. Начинается первая мировая война. Яков уезжает жить в Москву, там его избивают, выбрасывают из вагона на полной скорости, он умирает через двое суток.

Начался бунт, рабочие работать не хотят, фабрика стоит, хозяйство запущено. Петру Артамонову 74 года. Он медленно умирает.

Источник: http://www.seznaika.ru/literatura/kratkoe-soderjanie/5866-delo-artamonovih-gorkogo-v-kratkom-izlojenii

Книга «Дело Артамоновых»

Семейные саги обычно наглядно воплощают цивилизационные теории в микро формате. Все события идут по заранее продуманной схеме, с которой никто пока не сворачивал. Зарождение – развитие – достижение апогея – упадок.

Основывает род сильная личность, которая всю жизнь свою кладет на создание богатства и основы для будущего процветания семьи.

Наследники (обычно числом три) в родителя мало чем идут, постепенно разрушая все созданное им и забывая заветы предка.

История семьи Артамоновых в исполнении Горького очень похожа на другие семейные саги, но это не делает ее вторичной. Илья Артамонов основывает ткацкое дело в одном из провинциальных городов.

За работу он берется бойко и горит изнутри пламенем, заставляющим сдвигать горы. Уверенность в собственных силах помогает Артамонову не только успешно работать, но бороться с сопротивлением окружения и завоевать любовь женщины.

Он прорывает любую преграду, не замечая ее, но быстро погибает по глупому стечению обстоятельств.

Каждый раз, когда читаю Горького, на каких-то моментах возникает чувство дежавю. Точно уверена, что в школе этого не проходили, но сцены смерти Цыганка в “Детстве” и Ильи Артамонова вызывают какой-то отклик в памяти. Умирая, Артамонов завещает своим сыновьям жить мирно и развивать дело.

Горький не любит указывать точных дат и сначала даже трудно понять в какое время основывается фабрика. Точно можно установить только, что происходившее относится ко времени правления Александра II после отмены крепостного права. Его сыновьям предстоит долгая жизнь, уходящая гибкой лентой в даль, где, мы точно знаем, уже сгущаются исторические тучи.

Во главе семьи встает старший сын Павел Артамонов, в душе крестьянин, но крепко верящий в слова отца. Выросший в степях, он жадно стремится к земледелию, тяжелому физическому труду, приносящему удовлетворение. Однако он с каждым годом ломает себя, не желая противиться воле отца и бросать дело.

Павел всю жизнь занимается фабрикой, разросшейся и успешной, но глубока внутри он несчастен и крайне одинок.

Павел Артамонов, наверное, одна из самых интересных фигур, хотя каждый персонаж достоин упоминания. Горький очень интересно описывает смятение его души, поиски правильных слов и каких-то ориентиров в жизни. С самого начала Павел представляется этаким медведем, сильным и непобедимым.

Он готов многое решить грубой силой, но при этом не пускается в крайнюю жестокость. Сначала Павел производит приятное впечатление, но с возрастом он портится и начинает отталкивать. Он купец не по воле, всю жизнь проживший не свою жизнь. Ему не много было нужно от жизни, но даже этого получить не смог.

Внешняя успешность прикрывала зияющую пропасть внутри.

Читайте также:  Краткое содержание каин байрона точный пересказ сюжета за 5 минут

Двоюродный брат Павла, Алексей, – абсолютно другой тип. Он ловкий повелитель жизни, нувориш. Алексей любит ездить в Москву, участвовать в интеллигентских сходках и скупать добро разорившихся аристократов. Алексей, красивый и верткий, текуч, как вода.

Самый младший Артамонов, Никита, родился горбатым, вызывая неодобрение отца и нелюбовь окружающих. Чтобы не смущать семью брата своей любовью к невестке, Никита уходит в монастырь, где проживает до конца своих дней. Он тих, мудр и скромен. “Дело Артамоновых” наполнено драмами одна из которых – загубленная жизнь этого человека.

У Артамоновых появляется третье поколение, тоже очень выразительное, в духе семейных саг. Это представители своего поколения, объятые страстью к идеалистическим идеям.

Постепенно в провинциальный город доходит вирус революционных настроений, наступает новый бурный век.

Дело Артамоновых стойко переживает убийство царя, волнение масс, русско-японскую войну и последующие волнения, начало Первой мировой, но рушится под хаосом начавшейся революции.

Исход повествования закономерен. Сыновья идут против отцов, дело гибнет в пучине исторического вихря.

У Горького очень хорошо получилось соединить личные истории каждого героя, все переживания и идеи, с историческим фоном. Сначала историческая канва лишь мимоходом проглядывает в полотне текста, но с каждым десятилетием забирает все больше и больше. В конце обе линии сливаются в крещендо.

Мне очень нравится Горький как прозаик. “Дело Артамоновых” стало последней каплей, преодолевшей мое предубеждение против писателя. Он точно заслужил свою славу. Хотя бы этой книгой.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000479147-delo-artamonovyh-m-gorkij

Роман повесть Дело Артамоновых – художественный анализ. Горький Алексей Максимович

«Дело Артамоновых», как и другие эпические полотна М. Горького, именуется в печати то «повестью», то «романом». Сам писатель называл все эти произведения, от «Фомы Гордеова» до четырехтомной «Жизни Клима Самгина», повестями.

Он исходил не из объема этих произведений, а из той их особенности, что в основе каждого из нпх лежит повествование о судьбе одного человека, «хроника» одной жизни. Сказывалась в таком обозначении и скромность великого художника, не считавшего себя мастером многоплановой композиции и сложного сюжетного развития.

(Данный материал поможет грамотно написать и по теме Роман повесть Дело Артамоновых. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.

) По этой же причине он называл многие свои рассказы «очерками», а пьесы — «сценами».

Замысел повести «Дело Артамоновых» 1 относится, видимо, еще к концу 90-х — началу 900-х годов. Вспоминая в книге «Лев Толстой» о своей встрече с Львом Николаевичем в Крыму в конце 1901 — начале 1902 года, М.

Горький писал: «Я рассказал ему историю трех поколений знакомой мне купеческой семьи,— историю, где закон вырождения действовал особенно безжалостно». Л. Н. Толстого очень заинтересовал этот замысел, он сказал: «Вот это —правда! Это я знаю, в Туле есть две таких семьи. И это надо написать.

Кратко написать большой роман, понимаете? Непременно!» Его заинтересовали и отдельные персонажи задуманного произведения: «Это очень серьезно. Тот, который идет в монахи молиться за всю семью,— это чудесно! Это — настоящее: вы — грешите, а я пойду отмаливать грехи ваши.

И другой — скучающий стяжатель-строитель,— тоже правда! И что он пьет, и зверь, распутник, и любит всех, а — вдруг — убил,— ах, это хорошо! Вот это надо написать».

Сейчас уже трудно установить, что в этих словах отражало особенности раннего замысла М. Горького, а что шло от особенностей толстовского восприятия, может быть — от желания Л. Н. Толстого подсказать молодому писателю определенный поворот темы.

Важно, что в произведении, явившемся воплощением этого замысла, тема получила существенно иной поворот. И важно, что замысел отличался с самого начала широким социально-историческим размахом. Ведь картину смены поколений буржуазной семьи М.

Горький уже дал в конце прошлого века в повести «Фома Гордеев», а она не исчерпала захватившей его темы. Не исчерпали ее и многие позднее написанные произведения, даже превосходившая «Дело Артамоновых» по объему «Жизнь Матвея Кожемякина». О каком же охвате событий думал М.

Горький, говоря о «законе вырождения» буржуазии — вырождения (следует подчеркнуть это) не биологического, а социального?

Свет на этот вопрос проливают его воспоминания об одной из встреч с В. И. Лениным на Капри (Владимир Ильич был на Капри дважды — в 1908 и 1910 гг.— речь, очевидно, идет не о первой, кратковременной и проходившей в присутствии многих людей, а о второй, когда писатель общался с В. И.

Лениным в течение двух недель и когда они долгие часы оставались наедине друг с другом). М. Горький писал в 1930 году Н. К.

Крупской: «Беседуя со мной на Капри о литературе тех лет, замечательно метко характеризуя писателей моего поколения, беспощадно и легко обнажая их сущность, он указал и мое на некоторые существенные недостатки моих рассказов, а затем упрекнул: «Напрасно дробите опыт ваш на мелкие рассказы, вам пора уложить его в одну книгу, в какой-нибудь большой роман». Я сказал, что у меня мечта написать историю одной семьи на протяжении ста лет, с 1813 г., с момента, когда отстраивалась Москва, и до наших дней. Родоначальник семьи — крестьянин, бурмистр, отпущенный на волю помещиком за его партизанские подвиги в 12 году, из этой семьи выходят: чиновники, попы, фабриканты, петрашевцы, печаевцы, семи – и восьмидесятники. Он очень внимательно слушал, выспрашивал, потом сказал: «Отличная тема, конечно,— трудная, потребует массу времени, я думаю, что Вы с ней сладите, но — не вижу: чем Вы ее кончите? Конца-то действительность не дает. Нет, это надо писать после революции, а теперь что-нибудь вроде «Матери» надо бы». Конца книги я, разумеется, и сам не видел». И М. Горький заметил в этой связи: «Вот так всегда он был на удивительно прямой линии к правде, всегда все предвидел, предчувствовал» .

Часть исследователей, ссылаясь на эти воспоминания М. Горького, связывает с замыслом «истории одной семьи» повесть «Дело Артамоновых», другие (поскольку писатель собирался показать в задуманной книге несколько поколений интеллигенции) — эпопею «Жизнь Клима Самгина». Ясно, однако, что произведение, контуры которого очертил М. Горький в разговоре с В. И.

Лениным, должно было отличаться от обоих названных произведений — отличаться и гораздо более широкими историческими рамками (с 1813 года до современности), и гораздо более широким кругом героев.

Словом, это был другой замысел — замысел исторического романа, который не был написан, так же как не были осуществлены и все другие горьковские творческие замыслы, требовавшие обращения к далекому прошлому. Но какая-то связь между всеми этими замыслами была, и, несомненно, ко всем им имели прямое отношение слова В. И. Ленина, что «конец» для задуманного М.

Горьким произведения должна дать сама действительность, что таким «концом» должна стать социалистическая революция. Справедливость этого замечания показала работа М. Горького над «Делом Артамоновых». Он попытался начать повесть еще до революции. В № 11 «Летописи» за 1916 год было помещено объявление о том, что в течение 1917 года в журнале будет напечатана повесть М.

Горького «Атамановы» (таким было первоначальное название «Дела Артамоновых»). Но дальше черновых набросков работа тогда не продвинулась. Повесть была написана в 1924—1925 годах, и концом ее явились картины революции — все развитие повествования с железной логикой ведет именно к такому финалу.

Из всего сказанного следует, что М. Горьким была задумана не просто повесть о судьбе одной буржуазной семьи и даже не просто повесть о судьбе буржуазного класса, а художественная история русского капитализма, пусть и сконцентрированная в истории одной семьи и сосредоточенная на истории одного класса.

«Сладил» ли писатель с этой огромной темой, «кратко» написав, как советовал ему Л. Н. Толстой, «большой роман»? 27 марта 1926 года К. А. Федин поделился в письме к М. Горькому своими впечатлениями от «Дела Артамоновых»: «Совершение изумительно начало романа. Илья Артамонов — старик поражает, подавляет своей жизненностью…

Не знаю, была ли это ваша композиционная задача: строить первые части романа на «людях», вторую — на «деле».

Это совпадает с темой (я понимаю ее так: дело, движимое вначале волею человека, постепенно ускользает из-под его влияния, начинает жить само собою, своею волей, более мощной и непреоборимой, пока — в революцию — окончательно не освобождается от человека). Но такое построение романа привело к тому, что он стал несоразмерен в частях…

Мне думается, этот композиционный недочет заметно повлиял на эффект конца: книга под конец схематичнее и суше. С этим обстоятельством совпадает другое. Характеры артамоиовских внучат мельче и случайнее, чем — деда, отцов. Это так и должно быть, так и есть (к несчастью). Но это усугубляет разряжение конца романа». О «Деле Артамоновых» написал М.

Читайте также:  Краткое содержание искандер 13-й подвиг геракла (тринадцатый подвиг геракла) точный пересказ сюжета за 5 минут

Горькому 10 апреля 1926 года и М. М. Пришвин: «Хорошо начало, свадьба — прекрасно! и до середины отлично нарастает волнение — ярмарка превосходна! Потом как будто вам надоело, все пошло прыжками, и кончаешь неудовлетворенный… Я думаю, что вы по своей широте задумали во время писания этого романа какой-то другой, самый большой, и это стало вам неинтересно».

Хотя автор «Дела Артамоновых» в ответном письмо к К. А. Феди чу признал справедливыми его замечания и указания М. М. Пришвина «на недостатки конструкции» повести и хотя последний сумел угадать, что М. Горький задумал другой роман, «самый большой» (действительно, уже была начата работа над «Жизнью Клима Самгина»),— этот вопрос нуждается в прояснении.

«Несоразмерность» частей в самом деле присуща повести М. Горького, по она во многом объясняется именно тем, о чем ярко и точно написал К. А. Федин: постепенным выходом «дела» из-под контроля Артамоновых — выходом, свидетельствующим об их неспособности к сознательному историческому творчеству и обрекающим их на постепенное человеческое измельчание, на неизбежную социальную гибель.

Уже в повести «Фома Гордеев» родоначальник купеческого рода, отец Фомы — Игнат, задумываясь о жизни и выходя из обычной колеи, «чувствовал, что он не хозяин своего дела, а низкий раб его». Миллионер Бугров, как вспоминал в посвященном ему очерке М. Горький, признавался: «Все мы — рабы дела нашего».

Но это были лишь временно приходившие к буржуазным «хозяевам жизни» настроения, лишь предчувствия грядущей катастрофы. В «Деле Артамоновых» рассказано о том, как эта катастрофа совершилась, и здесь главной фигурой не случайно становится прошедший путь от начала «дела» до его конца Петр Артамонов. Как ни ярок образ Ильи Артамонова-старшего, он не стал и не мог стать главной фигурой повести.

Безвременная смерть основателя «дела» пришла как раз вовремя, чтобы закончился пролог — о возникновении «дела» — и началась история его упадка и краха.

Касаясь истории падения артамоновского рода, критики обычно видели начало упадка лишь во втором поколении Артамоновых, резко противопоставляя его родоначальнику «дела». Для этого есть основания: Илья-старший был натурой сильной и целеустремленной.

Его лучшие качества смогли раскрыться потому, что его усилия еще имели исторически прогрессивный смысл: он взрывал неподвижность затхлого мещанского бытия и разрушал застой патриархальной деревни. Когда — через поколение — появился его внук, Илья-младший, похожий характером на деда («…

дедушкин характер»,— думает о нем его отец Петр), он уже не смог остаться в среде Артамоновых, так как к этому времени их дело утратило всякое историческое оправдание. И все же неверно видеть в Илье-старшем лишь силу и цельность — эти качества дают глубокую трещину уже у него.

Нельзя забывать о том, что свое прогрессивное дело Илья осуществляет как буржуа, как стяжатель, оставаясь даже для своих детей не столько отцом, сколько «строгим хозяином» (таким его вспомнит Петр, и в этом будет много правды).

Об этом «стяжателе-строителе» не скажешь толстовскими словами, что он «любит всех»,— он даже тем, кому близок, кажется атаманом разбойников (недаром Артамоновы именовались в черновых набросках Атамановыми). Уже в Артамонове-старшем возникает тревога за будущее «дела», и эта тревога начинает подтачивать его веру в себя. Строительный размах приобретает у него все более натужный и показной характер, Илья «становится все более хвастливо криклив», и его внезапная гибель дает основание Тихону Вялову сказать, что сила хозяина «хвастовством изошла».

Вот что предвосхищает и делает неизбежным раздвоение личности у главы второго поколения Артамоновых — Петра. Конечно, это не дает права отождествлять характеры Петра и его отца: даже в том, что позволяет говорить о сходстве между ними, явственно выступают различия.

Каждый из них «вдруг — убил», но один защищал при этом свою жизнь, а другой — испытал припадок злобы против жалкого, беспомощного существа (потом Петр пытается убедить себя в том, что спасал сына от дурного влияния).

Оба они хотят заглушить свою «скуку» разгулом (в «кошмаре кутежа» на ярмарке Петр «почти уверенно» думал: «Отец, пожалуй, так же бы колобродил»). Но и в этом проявляется разный масштаб их личностей.

От Ильи-старшего к Петру и Алексею, а от них — к Мирону и Якову идет процесс крутого понижения и распада характеров, причем каждая новая ступень снижения подготовлена предыдущей.

Стяжательские, хищнические, «разбойничьи» черты Ильи-старшего готовят и хитрую азартную «игру с делом» Алексея и раздвоенность Петра (боязнь двойника-врага и растущее осознание себя как «невольного зрителя» жизни—все это получит развитие в итоговой эпопее М. Горького, в образе буржуазного интеллигента Самгина, пытающегося спрятаться от бурного хода истории в своем маленьком «я»). А эти черты готовят, в свою очередь, окончательный духовный крах, полное моральное банкротство последних представителей артамоновского рода.

Закономерность процесса вырождения Артамоновых (за исключением одного Ильи-младшего, порвавшего с их «делом» и посвятившего свою жизнь делу революции) раскрывается не только в прямом изображении их судеб, но и с помощью целой системы художественных приемов. М.

Горький все больше стремился к конкретности, «вещности» образной ткани, но это отнюдь не упрощало его стиля. Приглядимся к той цепи сравнений и метафор, которая призвана показать неуклонное измельчание Артамоновых. Об Илье-старшем говорят, что он «не лисой живет, а медведем».

Сталкиваясь с ним, городской староста Баймаков чувствует «себя так, точно на пего медведь навалился», и то же чувство испытывают многие, глядя на «длинную лапу» Ильи-старшего и со страхом думая: «Экой зверь».

Все эти штрихи подчеркиваются тем, что Илья любит медвежью охоту, ходит на медведя один на один с рогатиной и стремится привить страсть к этой опасной забаве сыну Петру и племяннику Алексею. О последнем уже никак не скажешь, что он «не лисой живет, а медведем».

В юности он «урчит, как медвежонок», а потом в нем все более заметной становится «лисья изворотливость» и его все чаще называют «лисой». Родоначальник «дела» выходил с рогатиной па медведя — Алексей забавляется посаженным на цепь медвежонком, а когда тот начинает подрастать — втыкает рогатину в его живот.

О Петре не раз говорится, что у него маленькие «медвежьи глаза», но при этом речь идет не о силе его и напористости, а о прямо противоположных качествах: о том, с каким недоверием и затаенным страхом вглядывается он во всё и всех. Чем большую тревогу внушает ему «дело», тем больше оно кажется ему навалившимся на него зверем. Он рассуждает: «Это неправильно говорится: «Дело не медведь, в лес не уйдет». Дело и есть медведь; уходить ему незачем, оно облапило и держит…»

Вплетенная в общую ткань повествования, эта система сравнений и метафор воздействует менее заметно, чем при таком ее выделении, но зато более сильно, показывая в соединении со всеми другими художественными приемами (вспомним хотя бы много раз повторяемые и приобретающие характер символа слова юродивого Антона: «Кибитка потеряла колесо»), каким неотвратимым был процесс измельчания Артамоновых. Но чем был вызван этот процесс? В чем заключалась его закономерность? Отвечая на этот вопрос, М. Горький пошел гораздо дальше тех выдающихся западноевропейских писателей, которые создали романы и целые циклы романов об упадке буржуазных родов. Причину всех причин Горький видел в усилении революционного напора трудового народа, в подъеме рабочей массы. Правда, в повести «Дело Артамоновых» говорится, что «быстро портится народ», что «рабочие становятся все капризнее, злее, чахоточнее, а бабы все более крикливы». Но ведь таким все это представляется Петру, который хотел бы «запрячь… всех в железные хомуты».

Легко понять, чем вызвана злоба Артамоновых против рабочих, которые недавно казались такими тихими и покорными (ткачи артамоновской фабрики не приняли активного участия в событиях 1905 года — некоторые из них даже стали защищать «своих» хозяев от «чужих» рабочих).

Тихон Вялов передает Петру слова одного из рабочих — Морозова (из семьи тех «бесчисленных Морозовых», старейший представитель которых когда-то с такой патриархальной кротостью относился к родоначальнику «дела»): «…которое дело чужими руками строится — это вредное дело, его надо изничтожить.

.. Всё — от нас пошло, мы —хозяева!» И когда в 1917 году, после Октябрьской революции, рабочий Захар Морозов оказывается во главе красногвардейского отряда, Тихон Вялов имеет основание сказать своему бывшему хозяину: «Это — против тебя война, Петр Ильич… Вот наступил на вас конец…

Потеряла кибитка колесо».

Источник: http://www.testsoch.info/roman-povest-delo-artamonovyx-analiz-gorkij-aleksej-maksimovich/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector