Краткое содержание достоевский сон смешного человека точный пересказ сюжета за 5 минут

“Сон смешного человека”: краткое содержание и анализ рассказа

Краткое содержание Достоевский Сон смешного человека точный пересказ сюжета за 5 минут

Достоевский страдал частыми эпилептическими припадками.

Что давало силы этому человеку — страдающему от страхов и печали бытия? Для того чтобы узнать это, лучше всего обратиться к рассказу «Сон смешного человека».

Его герой, от имени которого ведется повествование, страдает от осознания того, что он с самого детства — человек «другой», не похожий на других, он уверен, что только его считают «смешным».

Горькое осознание того, что ты отличаешься от других, осознание своей отверженности, прочно внедрилось в сознание героя повествования.

Это самомучительное сознание подобно тому, как герой «Записок от подполья» осознавал то, что он живет в те минуты, когда он мучился от зубной боли.

В то же самое время герой рассказа испытывает новые ощущения — в конце концов ему становится безразлично: похож он на других людей или нет, ему все равно, что они о нем думают.

Внезапное исчезновение связей с миром, утеря интереса к действительности часто связаны с приступами вдруг нахлынувшей пустоты.

Человек часто впадает в такое безразличие после внезапного несчастья и сопутствующих ему страданий, но персонажи Достоевского способны к этому и без внешних потрясений.

В крайних случаях человек теряет саму потребность жить, он погружается в странное безразличие ко всему, ему становится все равно — жить или умереть.

Раскольникова («Преступление и наказание»), когда он стоит на мосту, вдруг настигает необъяснимый холод — да такой, что он ощущает, что между ним и всем остальным не существует ничего общего — это такой приступ пустоты и отчужденности, что заставляет его думать о самоубийстве. Самоубийца Кириллов («Бесы») также страдает от страшной опустошенности. Он теряет интерес и к окружающим его людям, и даже к еде. Все, что ему остается, — остро чувствовать: его жизнь — пустота.

Герой «Сна смешного человека» во многих отношениях напоминает Кириллова: чувство пустоты, бессонница, решение покончить жизнь выстрелом из пистолета. Если бы Кириллов остался жив, он мог бы написать «Сон смешного человека»…

«Сон смешного человека»: краткое содержание рассказа

Терзаемый чувством пустоты герой рассказа два месяца назад принял решение покончить с жизнью, теперь он ожидает подходящего случая.

Третьего ноября, дождливым вечером, он стоит на темной петербургской улице и смотрит на небо, тут его снова одолевает острый приступ полного безразличия, и он решает, что день смерти настал. Обдумывая детали, он направляется домой.

По дороге он видит промокшую под дождем восьмилетнюю девочку, с которой случилось что-то ужасное. «Она была отчего-то в ужасе и кричала отчаянно: “Маточка! Маточка!”… Она бежала и дергала меня… Я не пошел за ней, и напротив, у меня явилась мысль прогнать ее».

Возвратившись домой, он достает из стола ранее купленный револьвер и кладет его перед собой. Он думает, что час смерти настал. В эту минуту, однако, он вспоминает нечаянно встреченную на улице девочку, и ему становится жаль ее.

И если раньше ему казалось, что ничто не удерживает его в этом мире, то теперь он ощущает, что остался какой-то нерешенный вопрос, который не позволяет герою выстрелить в себя.

Он начинает размышлять и не может остановиться, мысли путаются и, незаметно для самого себя, он, оставаясь сидеть на стуле, засыпает, так и не притронувшись к револьверу.

Заснувший герой «Сна смешного человека» видит странный сон, которого не видел Свидригайлов. Он признается, что этот сон возвестил ему об истине, а девочка спасла его от смерти.

Что же это был за сон?

В этом сне он стреляет себе в сердце. Кругом — тьма, он ничего не видит и не может пошевелиться. Он понимает, что находится в гробу, в котором его хоронят. Гроб закапывают, страшно холодно. Он не знает, сколько прошло времени. Тут он почувствовал, что на его левый закрытый глаз упала холодная капля, потом другая. Вода сочится сквозь крышку гроба.

Герой рассказа не может пошевелиться, но мысль продолжает жить в нем. Он мертв и недвижим, но какое-то негодование овладевает им. Немыслимость и абсурдность ситуации усугубляет присутствие «некто», о котором размышляет герой. Этот «некто» обладает немыслимой силой, которая управляет бытием.

В «Сне смешного человека» действие развивается следующим образом. После пребывания в течение какого-то времени в ужасном состоянии мертвеца могила разверзается, невидимый «некто» извлекает героя из могилы, и вот он уже совершает полет в космосе. Его невидимый спутник — существо иное, чем непознанный «некто». Эго уже какое-то другое, «несмертельное» состояние.

Продолжая полет, герой понимает, что «есть и за гробом жизнь!» Он видит «другое солнце» и приближается к нему. Тут грудь его пронзает сладкая и прекрасная радость, он ощущает жизнь. Он думает: сколь ни греховна покинутая им старая земля, сколь ни ужасна и несчастлива тамошняя жизнь, но эта земля мила и дорога ему.

Герой осознает горести этой земли, а потому ему становятся близки и все существа, обитающие на ней.

Герой приземляется на «другой» земле. Тут он замечает, что рядом с ним уже нет его невидимого спутника, который занес его сюда. Эта «другая» земля — райское место, купающееся в лучах яркого света.

На прежней земле это был бы «один из тех островов, которые составляют на нашей земле Греческий архипелаг». Да, это действительно рай, где чистое море, белый песок, свежая и сочная зелень, где поют бесчисленные птички и цветут благоухающие цветы.

Не ведающие ни малейшего зла тамошние люди, эти дети солнца, окружают героя и целуют его.

«Дети солнца» не знают науки, но они знают, как счастливо жить, между ними нет зависти и злобы, они окружают друг друга любовью, они образуют одну большую дружную семью, они владеют искусством общения с покойниками. Герой поражается наполненности их бытия.

Однако пребывание на этой райской земле «современного русского прогрессиста и гнусного петербуржца» не проходит бесследно, и рай перестает быть таковым. Из-за общения с пришельцем со «старой земли» среди «детей солнца», словно зараза, распространяется ложь, зависть и жестокость. Они начинают вести ученые споры.

И теперь, как и обитатели «старой земли», они узнают страдания и мучения. У героя сжимается сердце, ибо именно он оказался виновником этого падения нравов.

Тут «смешной человек» пробуждается от сна. «Было около шестого часу». На столе — заряженный револьвер. Герой инстинктивно отталкивает его от себя. «О, теперь жизни и жизни! Я поднял руки и воззвал к вечной истине; не воззвал, а заплакал; восторг, неизмеримый восторг поднимал все существо мое».

«Сон смешного человека»: анализ рассказа

В описании чувств, которые испытывает пробудившийся в гробу герой, видимо, сказалось влияние Эдгара По («Преждевременное погребение», «Месмерическое откровение»).

Так как на полях рукописи рассказа встречается имя этого писателя, его «присутствие» в «Сне смешного человека» не вызывает сомнений. Эпизод, когда невидимый некто влечет за собой героя в космос, восходит, вероятно, к Тургеневу («Призраки»).

Возможно, повлияло на Достоевского и описание Данте пути на небеса («Божественная комедия»).

Все это так, но Достоевский все-таки написал рассказ, далекий от подражательности. Главная тема «Сна смешного человека», которая больше всего волновала Достоевского (и к которой он постоянно обращался) — это личный опыт переживания драмы жизни и смерти.

Молодому Достоевскому было свойственно впадать во «летаргический сон».

Во время эпилептических припадков он терял сознание, его тело становилось холодным, как у мертвеца, и только через какое-то время к нему постепенно возвращалось сознание и жизненная теплота.

В своей жизни Достоевский не раз подвергался этому жестокому испытанию — умирать и возвращаться к жизни. Он боялся, что не сумеет очнуться после этого «летаргического сна». Он боялся быть погребенным заживо, как герой рассказа Эдгара По.

Припадок переносил писателя в «другие годы», о чем прямо свидетельствовал Достоевский в своих записях. «Смешной человек» с чьей-то помощью переносится со «старой» земли на другую землю — туда, где существует рай «примитивного» человека, который не осквернен ни цивилизацией, ни наукой. Его психологические ощущения имеют, вероятно, отношение к личному опыту самого писателя.

В «Сне смешного человека» Достоевский показывает, как возрождаются в человеке желания. В результате увиденного сна происходит переход от восприятия жизни как тяжкой и ненавистной к ощущению жизни радостной и желанной. В результате сердце героя смягчается, и он, который совсем недавно ненавидел жизнь и хотел убить себя, теперь молит о жизни, обретает способность желать и радоваться.

Когда Аркадий («Подросток») смотрит на красное закатное солнце, его душа преображается от отвращения к жизни к ее радостному восприятию, от недовольства и ненависти — к мягкости и доброте… Это преображение имеет ту же природу, что и в случае «смешного человека»: преодоление неприкаянности и непричастности.

Познание истины героем и его психологическое преображение достигается через сон. Для Достоевского не было ничего странного в том, что откровение истины является через сон. Явленная во сне любовь служила наилучшим доказательством истинности.

Познанная во сне истина имела для Достоевского не меньшую убедительность, чем истина, добытая с помощью научных методов.

Есть еще одно немаловажное обстоятельство, которое нельзя игнорировать, когда мы говорим о том, как «смешной человек» дошел до этой истины. Когда «дети солнца» теряют свой рай и деградируют, «смешной человек» не предается негодованию, его не постигает разочарование.

Не возникает у него и желания отправиться на поиски «новой земли». Ему становится грустно, но и только. И эта грусть вызывает в нем любовь и к потерянному раю, и сочувствие к его обитателям.

Так думал и чувствовал Достоевский: через печаль и страдание человек обретает способность любить.

В последней главе «Преступления и наказания» Раскольников, как и «смешной человек», видит сон: достойные люди во всем мире поражаются какой-то чумой и деградируют, они верят во всесилие науки, каждый настаивает на своей правоте, люди движутся к своей погибели.

И этот непонятный сон вызывает в памяти героя очень печальный и тяжелый отзвук. Эта печаль и жалость по поводу грядущей гибели хороших людей дает ему возможность плакать и смеяться вместе с другими людьми — способность, которой этой «мертворожденный» человек был ранее лишен.

Так происходит «воскрешение» Раскольникова.

Избавление «смешного человека» от пут пустоты происходит похожим образом. Достоевский полагал, что возрождение от жизни «мертвой» к жизни «живой», то есть обретение истинной радости, непременно требует печали и отчаянного ощущения потери, вызванных лицезрением разрушения и упадка.

Согласно Достоевскому, «истина» — это видение наполненного радостью рая. Это тот «золотой век», относительно которого Версилов («Подросток») говорит, что человек не сможет выжить без мечтаний.

Источник: Словарь персонажей произведений Ф.М. Достоевского / Накамура Кэнноскэ; пер. с яп. А.Н. Мещерякова. – СПб.: Гиперион, 2011

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/dostoevskij_f_m/son_smeshnogo_cheloveka_kratkoe_soderzhanie_i_analiz_rasskaza/66-1-0-951

Краткое содержание “Сна смешного человека” Достоевского: жизнь не без сюрпризов

Рассказ Ф. М. Достоевского «Сон смешного человека» был создан, а затем опубликован в периодическом издании «Дневник писателя» в 1877 году. Достоевский определил жанр своего произведения как «фантастический рассказ». При жизни автора это произведение ни разу не перепечатывали.

Молодой человек, от лица которого ведётся повествование, принял решение покончить с собой. Он приготовил револьвер, собираясь застрелиться. Так и не решившись на роковой шаг, главный герой уснул. Необычный мир, увиденный им в сновидении, напоминал Землю.

Однако эта реальность была полностью лишена зла: здесь не воровали, не ненавидели, не ревновали, не испытывали зависти. Постепенно идеальный мир начинает меняться прямо на глазах молодого человека. Вскоре от добра и красоты ничего не остаётся. К главному герою приходит понимание – причиной происходящего стал он сам.

Проснувшись, молодой человек чувствует изменения внутри себя. Он больше не хочет умирать. Главный герой намерен жить дальше и менять мир вокруг себя любовью и добром.

Читайте также:  Краткое содержание пауло коэльо алхимик точный пересказ сюжета за 5 минут

Характеристика персонажа

О главном герое читателям становится известно от него самого. Он рассказывает, что его с детства считали странным, смешным и смеялись над ним.

Со временем смешной человек отдалился от общества настолько, что стал считать мир вокруг себя иллюзией, созданной специально для него.

Постепенно главный герой приходит к уверенности в том, что вселенная перестанет существовать, как только угаснет его сознание.

Эгоцентризм ожесточил и сделал равнодушным от природы доброго смешного человека. В тот день, когда он собирался покончить с собой, он встретил на улице девочку, нуждавшуюся в помощи. Она пыталась подойти к смешному человеку, но он грубо отогнал её от себя. Придя домой, главный герой искренне раскаялся в содеянном, что ещё больше омрачило и без того мрачное настроение.

Кризис медленно охватывал душу смешного человека. Он уже не первый день находился в угнетённом состоянии, когда неожиданно полученный «знак свыше» заставил его всерьёз задуматься о самоубийстве.

Главный герой увидел на небе звезду. Вероятно, ту же самую звезду в тот вечер увидела не одна сотня людей.

И только для смешного человека она стала «знаком», поданным ему для того, чтобы он оборвал свою жизнь.

Смешной человек проходит через внутренние мытарства и переживает острый душевный кризис. Войдя в контакт с бессознательной частью своей психики, он, наконец, постигает истину.

Идеальный мир, представший в сновидении, превращается в ту мрачную реальность, от которой пытался скрыться главный герой. В этот момент к нему приходит знание о том, что в произошедшем виноват только он сам.

Смешной человек настолько недоволен миров вокруг себя, что видит его хуже, чем он есть на самом деле.

Непростое детство главного героя, в котором он был вынужден терпеть незаслуженное унижение, заставило его думать о том, что общество состоит исключительно из злых и жестоких людей.

Смешной человек ни от кого не ожидает добра и сам отказывается от помощи ближним.

Увидев странный сон, главный герой ощущает единственный выход из кризиса: он сам не должен становиться носителем и передатчиком агрессии.

Главная идея

Мир не настолько идеален, чтобы ждать от него приятных сюрпризов, но и не настолько плох, чтобы стремиться уйти из него. Добро и зло сосуществуют в одном пространстве. Каждому человеку предстоит сделать выбор, приняв ту или иную сторону.

Анализ произведения

Несмотря на то, что «Сон смешного человека» представляет собой всего лишь небольшой рассказ, большинство литературоведов сходятся во мнении о том, что это произведение занимает одно из наиболее значимых мест в творчестве писателя.

Образ Утопии

Достоевский считает свой рассказ «фантастическим». Однако никакой фантастики в произведении читатель так и не находит. В рассказе описана вполне заурядная действительность, в которой пришлось жить и самому автору.

Каким бы необычным ни был сон, он не даёт право считать произведение фантастическим, поскольку странные сновидения могут присниться каждому.

На вопрос о том, почему Достоевский считает сюжет своего рассказа фантастическим, можно дать множество непохожих друг на друга ответов. Каждый критик ответит по-своему.

Роль снов в творчестве писателя

Писатель неоднократно уделял внимание снам в своём творчестве. Не стал исключением и «Сон смешного человека». Краткое содержание любого сновидения пересказать бывает довольно трудно. Происходящее во сне слишком нелогично для того, чтобы понять сюжет «фильма».

Сон главного героя можно назвать скорее утопическим, чем фантастическим. В своём сновидении смешной человек видит тот мир, в котором ему хотелось бы жить. В «фильме» представлены ожидания главного героя.

Ошибка смешного человека состоит в том, что он воспринимает окружающую реальность только с одной стороны. В фантазиях главного героя живёт утопический образ мира, в котором царит безграничная любовь между людьми.

Столкнувшись с одним из проявлений враждебности окружения, смешной человек словно убеждается: этот мир ужасен! Однако ни идеал главного героя, ни «горькая правда», с которой ему пришлось столкнуться, не могут охарактеризовать всю вселенную.

Символы в рассказе

Читателю нетрудно увидеть в произведении Достоевского несколько символов. Прежде всего, это звезда, по непонятным причинам, ставшая для главного героя руководством к роковым действиям. Пятиконечную звезду можно сравнить с пентаграммой, которую нередко связывают с сатанизмом.

Девочка, встреченная главным героем, становится вторым важным символом рассказа. Маленькое беспомощное существо символизирует ребёнка внутри самого главного героя.

Несмотря на внешнее безразличие к жизни, окружающим и даже некоторую жестокость, смешной человек продолжает оставаться беззащитным и несчастным. По мнению самого главного героя, именно эта девочка и удержала его от рокового шага.

Смешного человека начинают мучить вопросы, связанные с незнакомым ребёнком, что и заставляет его отложить самоубийство.

Сон главного героя основан на мифе о том, что человечество в своём развитии прошло несколько эпох. Миф возник ещё в античные времена и не является вымыслом Достоевского. Согласно легенде, первой эпохой, через которую прошло человечество, был так называемый «золотой век».

Этот период сопоставим с библейским раем. Люди жили счастливо и ни о чём не заботились. «Золотой век» сменился «серебряным», который впоследствии сменился «медным». Последним настал «железный век», самая несчастная из всех эпох.

Мимолётные упоминания о «золотом веке» можно найти во многих романах Ф. М. Достоевского. Измученным тяжёлой жизнью людям в какой-то момент удаётся почувствовать что-то похожее на радость и любовь ко всем ближним.

В рассказе «Сон смешного человека» тема потерянного рая раскрыта наиболее подробно. Писатель создаёт картину идеального мира во всех подробностях.

Виновником деградации рая, согласно мнению Достоевского, становится сам человек. Идеальный мир был разрушен не стихийным бедствием, а действиями главного героя, научившего обитателей Утопии лгать и любить ложь.

Источник: https://r-book.club/russian-classics/fedor-dostoevsky/son-smeshnogo-cheloveka.html

«Сон смешного человека». Самый необычный рассказ Федора Достоевского

«Сон смешного человека» Ф. М. Достоевского чрезвычайно сложное произведение. По сюжету, на далекой планете, куда прибыл «смешной человек», моделируется история жизни на Земле. Как изображает Достоевский идеально счастливое состояние людей? Тут важны два момента:

1) никакого государственного устройства,

2) никакой техники и промышленности.

Рай ассоциируется с жизнью древних греков. Как-то в «Дневнике писателя» Достоевский обмолвился: «Золотой век еще весь впереди… а теперь — промышленность». То есть золотой век и промышленность как бы исключают друг друга.

Но вот вопрос: что означает эта ключевая фраза из рассказа «Я развратил их всех!»? И почему ни одним словом Достоевский не показывает, как именно удалось одному человеку развратить всех? Нет ли здесь некоторого иносказания? На помощь могут прийти высказывания старца Зосимы из шестой книги «Братьев Карамазовых». Зосима говорит, в частности, что каждый человек, помимо своих грехов, виноват и во всех грехах других людей. Не поэтому ли герой рассказа берет на себя вину за все грехи людей? В самом себе он видит то начало, которое губит и других людей, а значит, и все общество. В экспозиции рассказа, герой отталкивает несчастную девочку — этот холодный эгоизм и есть та болезнь, из-за которой болен мир. В себе ее надо найти и себя объявить виноватым за то, что мир еще не рай («Не ищи правду в других, коли ее в тебе нет»). Примерно таким представляется ход мысли Достоевского.

В конце рассказа на одной странице встречаются две взаимоисключающие мысли: «Но как устроить рай — я не знаю». А десятью строками ниже герой твердо уже заявляет, что знает выход из ситуации. И дальше прямо конкретный совет, как устроить: «Главное — люби других».

Так снимает Достоевский одной фразой столь важную для европейской утопии проблему государственного устройства, разделения функций и выдвигает на первое место нравственные ценности. Рассказ Достоевского, при всей своей сложности, вопль из глубины души. Душа эта не может смириться с тем, что люди страдают, что дети страдают, что не видно конца этим страданиям.

«Сон смешного человека» начинается и заканчивается словами героя: «Я знаю истину». В свете сказанного выше можно заключить, что слово «истина» употребляется здесь в значении «правда».

Какую же истину не столько даже понял, сколько, увидел, ощутил и пережил герой рассказа? Ту истину, что люди «могут быть прекрасны и счастливы», оставаясь людьми, а не ангелами.

Это прописная истина всех утопий, но в рассказе Достоевского она дается совершенно по-новому, как подлинное открытие и прозрение.

Напряжение создается тем, что герой увидел и пережил истину не наяву, а только во сне, да и заканчивая свой рассказ, как бы мимоходом бросает фразу: «Я все-таки буду проповедовать».

Это вопиющее противоречие может озадачить читателя и даже поставить в тупик. Давайте сопоставим его с тем местом, где дается главное прозрение «смешного человека»: он не верит, что зло является естественным состоянием человека». Как же примирить эти два места, две цитаты в рассказе? Именно «две цитаты», а не две точки зрения», «две концепции». Двух точек зрения здесь нет.

Обратим внимание на глаголы, характеризующие опыт рассказчика в первом и втором случае. Что раю не бывать — это он только «понимает» (область рассудка), а вот что зло не может быть нормальным состоянием людей — это он «увидел» своими глазами, в это он «не может» не верить, словом, это пережито всем его существом, а не только рассудком.

И поэтому рассказ заканчивается оптимистическим «И пойду! И пойду!».

Сам Достоевский остался верен обету своего героя и в последний раз выступил с проповедью братства и всеобщей гармонии за несколько месяцев до смерти в своей знаменитой пушкинской речи. Здесь писатель говорит, что назначение России — жить в гармонии.

Источник: https://factstore.ru/dostoevskiy_son_smeshnogo_cheloveka/

Лаборатория Фантастики

Аннотация:

Рассказчик — смешной человек. Все его называют сумасшедшим, а сам он считает себя просто смешным. И ему совершенно всё равно, ничего его не трогает, причём настолько, что однажды он задумывает застрелиться…

Примечание:

Первая публикация — апрельском выпуске «Дневника писателя» за 1877 г.

Входит в:

— антологию «Русская фантастическая проза XIX — начала ХХ века», 1986 г.

— антологию «Полдень, XIX век», 2005 г.

— антологию «Русская литературная утопия», 1986 г.

— антологию «Вечное солнце», 1979 г.

— антологию «Билет в детство. Проблемы воспитания и образования в русской и зарубежной фантастике», 2005 г.

— антологию «Мистические произведения русских писателей», 2011 г.

— антологию «Знаменитые произведения русских писателей», 2009 г.

— антологию «Мистические рассказы русских писателей», 2009 г.

— антологию «Worlds Apart», 2007 г.

Экранизации:

— «Сон смешного человека» 1992, Россия, реж: Александр Петров



Издания на иностранных языках:

Доступность в электронном виде:

Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке

margaritka, 30 ноября 2010 г.

Достоевского я не люблю давно. С нежного подросткового возраста во мне зародилась нелюбовь к его книгам, к этим вместилищам страданий, мучений, падений; к этому грязно-жёлтому, душному, тоскливому миру истеричек, сумасшедших и других «несчастных», которых нужно хотя бы жалеть, а лучше, жалея, жалостью, любить.

Читайте также:  Краткое содержание произведений лермонтова за 2 минуты

И этот рассказ не изменил моего отношения к творчеству этого писателя ни на йоту. Главный герой, который зовёт себя просто — «смешной человек» — типичнейший герой прозы Достоевского (обратите внимание, даже такое позитивное слово, как «смешной», употребляется Достоевским в негативном смысле, в значении «жалкий»). Самый первый абзац — очень показателен.

Буквально в первые пару строк автор вместил несколько основных мыслей, которые в том или ином виде прослеживаются во многих его произведениях: главный герой смешон (непонятен) для всех остальных, он страдает, но тем не менее он всех любит (к любви, разумеется, приложена грусть — куда ж без неё), да, ещё ему ведома истина, которая другим недоступна.

А дальше — разворачивание этих мыслей с вкраплениями других, не менее «оригинальных» и не менее «позитивных».

Краткое размышление на тему «может быть, весь этот мир и все эти люди — я-то сам один и есть» совершенно неинтересно ни с философской (солипсизм как философская позиция разработан гораздо интереснее, чем эти выжимки, которые демонстрирует нам Достоевский), ни с литературной точки зрения.

«Идеальный» мир, в который он попал, в конце концов был «развращён» самим же главным героем, из-за чего тот, разумеется, и страдает. Вообще, развратить(ся) и по этому поводу начинать страдать — одна из любимейших тем Достоевского. Кстати про любимые темы: здесь мы снова найдём персонажа, который страдает от припадков! Он не такой явный, как Мышкин или Смердяков, но, тем не менее, если внимательно смотреть, то увидите.

Если обратить внимание на литературные особенности рассказа, то и тут ничего выдающегося обнаружено не будет.

Простые слова складываются в простые предложения, которые все вместе, предположительно, служат большой цели — изображают «поток сознания».

Даже если говорить о зарождении этого метода, я бы лучше вспомнила Толстого и его описание Анны Карениной во время поездки в поезде; тут же мы имеем простое пересказывание чужих мыслей от первого лица.

Стиль вообще, на мой взгляд, характеризуется одной важной деталью: читатель плавно скользит по незамысловатым, без звучной, отточенной гладкости фразам, как вдруг — стоп! — и спотыкается на одном-единственном, выбивающемся из общего ряда односложных характеристик, эпитите: «с ювелирски-мелочною отделкой подробностей». И вроде должен он радовать, да не радует, какой-то он шероховатый, неотёсанный, неумелый получился у автора, хотя странно, конечно, что вообще получился.

В общем, нет, на мой взгляд в этом рассказе ничего цепляющего, ничего приятно-щекочущего, ничего ценного — ничего того, что могло бы оставить приятное послевкусие и улыбку удовольствия, которые могут подарить только по-настоящему хорошие книги.

Mierin, 28 сентября 2010 г.

Серая жизнь серого человека идет день за днем своими серыми шагами. В его жизни нет ничего, за что еще можно цепляться, на что можно надеяться, во что можно верить. Нет никого, кого бы он любил, нет никого, кто бы любил его. Он называет себя «смешным человеком». У него нет имени. Он – каждый из нас.

«Может быть, весь этот мир и все эти люди – я-то сам один и есть», — говорит он. И он прав. Потому что, если ты, человек, сейчас, сию же минуту перестанешь существовать, весь мир перестанет существовать тоже. Потому что в каждом из нас заключена вселенная. И потому что твой мир умирает вместе с тобой.

Достоевский, задолго до Пруста и Джойса, использует в рассказе поток сознания главного героя (одновременно и рассказчика), что ярче обнажает внутренний мир «смешного человека» . Этот прием построения текста позволяет читателю войти внутрь произведения, мысли героя начинают смешиваться с твоим собственным сознанием, ставя перед тобой вопросы и требуя ответов уже от твоего ума и сердца.

Изображение «другой Земли», этого иного, идеального мира похоже на все утопии. И, как в каждой утопии, не может существовать вечно. Потому что в таком мире отсутствует творчество. Наш мир – творческий, хоть и злой. Но в процессе борьбы с этим злым началом способно родиться что-то новое.

muravied, 10 декабря 2010 г.

Я смог дочитать этот рассказ в 20 страниц только с третьей попытки.

Поначалу мне показалось, что это просто бред, который творится в голове у сумасшедшего, который собирается покончить с собой.

Но когда я домучился до пятой главы (а в рассказе как раз 5 глав), то моё мнение кардинально поменялось. Описание того как Рай превращается в нашу обыденную жизнь выше всяких похвал.

Особенно меня зацепила часть где описывается появление религий и церквей, как один из этапов падения общества. Очень согласен!

А финальная мысль, которую в принципе многие говорили, но которая на 100% правильна гласит: Пусть каждый живёт для других и чуть-чуть для себя. Тогда и наступит та самая Утопия, о которой многие мечтают…

Таки дочитав, я решил прочесть ещё раз, что со мной бывает редко. А это значит книга оставила след в душе:glasses:

kerigma, 3 февраля 2012 г.

Морализаторская вещь формата чуть ли не Льюиса Стейплза. По уровню морализаторства, в смысле. С другой стороны, у ФМ идеи грехопадения и идеального общества до него гораздо органичнее воспринимаются, будучи дважды смягчены — с одной стороны, сном, а с другой, самой забавной персоной рассказчика.

Впрочем, любое размышление о потерянном рае, как его ни смягчай, уже сто лет как набило оскомину. Поэтому хорошо все, что не входит в описание самого сна — самопрезентация «смешного человека», момент с мокрой девочкой. А вот то, как описывается «рай», все эти пять страниц деталей, читаются как «бла-бла», да и грехопадение по большому счету не лучше.

Лучше б написал, чем там все с девочкой закончилось.

Lunetta, 22 марта 2018 г.

Очень тронул рассказ, взялась читать и проглотила минут в десять. Поверить не могла, что в конце сборника, который я читала, мне подвернется такой алмаз.

Пятую главу пожалуй надо распечатать и в раму повесить, а некоторые фразы заучить наизусть.

«Когда они стали злы, то начали говорить о братстве и гуманности и поняли эти идеи. Когда они стали преступны, то изобрели справедливость и предписали себе целые кодексы, что бы сохранить ее, а для обеспечения кодексов поставили гильотину»…

Очень впечатлило в самом начале, как девочка тронула его за руку. Вот он увидел звезду и уже решил, что сегодня, и тут вдруг маленькая девочка…

Всегда поражаюсь, как у Достоевского точно выходят характеры людей. Такие живые, искренние.

Рассказ печальный, оставляющий тоску в сердце. Чем-то напомнил мне «Крохотки» А.Солженицына. То же щемящее чувство…

Подписаться на отзывы о произведении

Источник: http://fantlab.ru/work68980

Достоевский сон смешного человека краткое содержание

  • ЖАНРЫ
  • АВТОРЫ
  • КНИГИ 526 597
  • СЕРИИ
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 456 096

СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА

Я смешной человек. Они меня называют теперь сумасшедшим. Это было бы повышение в чине, если б я все еще не оставался для них таким же смешным, как и прежде.

Но теперь уж я не сержусь, теперь они все мне милы, и даже когда они смеются надо мной — и тогда чем-то даже особенно милы. Я бы сам смеялся с ними, — не то что над собой, а их любя, если б мне не было так грустно, на них глядя.

Грустно потому, что они не знают истины, а я знаю истину. Ох как тяжело одному знать истину! Но они этого не поймут. Нет, не поймут.

А прежде я тосковал очень оттого, что казался смешным. Не казался, а был. Я всегда был смешон, и знаю это, может быть, с самого моего рождения. Может быть, я уже семи лет знал, что я смешон. Потом я учился в школе, потом в университете и что же — чем больше я учился, тем больше я научался тому, что я смешон.

Так что для меня вся моя университетская наука как бы для того только и существовала под конец, чтобы доказывать и объяснять мне, по мере того как я в нее углублялся, что я смешон. Подобно как в науке, шло и в жизни. С каждым годом нарастало и укреплялось во мне то же самое сознание о моем смешном виде во всех отношениях. Надо мной смеялись все и всегда.

Но не знали они никто и не догадывались о том, что если был человек на земле, больше всех знавший про то, что я смешон, так это был сам я, и вот это-то было для меня всего обиднее, что они этого не знают, но тут я сам был виноват: я всегда был так горд, что ни за что и никогда не хотел никому в этом признаться.

Гордость эта росла во мне с годами, и если б случилось так, что я хоть перед кем бы то ни было позволил бы себе признаться, что я смешной, то, мне кажется, я тут же, в тот же вечер, раздробил бы себе голову из револьвера. О, как я страдал в моем отрочестве о том, что я не выдержу и вдруг как-нибудь признаюсь сам товарищам.

Но с тех пор как я стал молодым человеком, я хоть и узнавал с каждым годом все больше и больше о моем ужасном качестве, но почему-то стал немного спокойнее. Именно почему-то, потому что я и до сих пор не могу определить почему.

Может быть, потому что в душе моей нарастала страшная тоска по одному обстоятельству, которое было уже бесконечно выше всего меня: именно — это было постигшее меня одно убеждение в том, что на свете везде все равно. Я очень давно предчувствовал это, но полное убеждение явилось в последний год как-то вдруг.

Я вдруг почувствовал, что мне все равно было бы, существовал ли бы мир или если б нигде ничего не было. Я стал слышать и чувствовать всем существом моим, что ничего при мне не было. Сначала мне все казалось, что зато было многое прежде, но потом я догадался, что и прежде ничего тоже не было, а только почему-то казалось.

Мало-помалу я убедился, что и никогда ничего не будет. Тогда я вдруг перестал сердиться на людей и почти стал не примечать их. Право, это обнаруживалось даже в самых мелких пустяках: я, например, случалось, иду по улице и натыкаюсь на людей. И не то чтоб от задумчивости: об чем мне было думать, я совсем перестал тогда думать: мне было все равно. И добро бы я разрешил вопросы; о, ни одного не разрешил, а сколько их было? Но мне стало все равно, и вопросы все удалились.

И вот, после того уж, я узнал истину. Истину я узнал в прошлом ноябре, и именно третьего ноября, и с того времени я каждое мгновение мое помню. Это было в мрачный, самый мрачный вечер, какой только может быть. Я возвращался тогда в одиннадцатом часу вечера домой, и именно, помню, я подумал, что уж не может быть более мрачного времени.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов астрид линдгрен за 2 минуты

Даже в физическом отношении.

Дождь лил весь день, и это был самый холодный и мрачный дождь, какой-то даже грозный дождь, я это помню, с явной враждебностью к людям, а тут вдруг, в одиннадцатом часу, перестал, и началась страшная сырость, сырее и холоднее, чем когда дождь шел, и ото всего шел какой-то пар, от каждого камня на улице и из каждого переулка, если заглянуть в него в самую глубь, подальше, с улицы. Мне вдруг представилось, что если б потух везде газ, то стало бы отраднее, а с газом грустнее сердцу, потому что он все это освещает. Я в этот день почти не обедал и с раннего вечера просидел у одного инженера, а у него сидели еще двое приятелей. Я все молчал и, кажется, им надоел. Они говорили об чем-то вызывающем и вдруг даже разгорячились. Но им было все равно, я это видел, и они горячились только так. Я им вдруг и высказал это: «Господа, ведь вам, говорю, все равно». Они не обиделись, а все надо мной засмеялись. Это оттого, что я сказал без всякого упрека, и просто потому, что мне было все равно. Они и увидели, что мне все равно, и им стало весело.

Когда я на улице подумал про газ, то взглянул на небо. Небо было ужасно темное, но явно можно было различить разорванные облака, а между ними бездонные черные пятна. Вдруг я заметил в одном из этих пятен звездочку и стал пристально глядеть на нее.

Это потому, что эта звездочка дала мне мысль: я положил в эту ночь убить себя. У меня это было твердо положено еще два месяца назад, и как я ни беден, а купил прекрасный револьвер и в тот же день зарядил его.

Но прошло уже два месяца, а он все лежал в ящике; но мне было до того все равно, что захотелось наконец улучить минуту, когда будет не так все равно, для чего так — не знаю. И, таким образом, в эти два месяца я каждую ночь, возвращаясь домой, думал, что застрелюсь. Я все ждал минуты.

И вот теперь эта звездочка дала мне мысль, и я положил, что это будет непременно уже в эту ночь. А почему звездочка дала мысль — не знаю.

И вот, когда я смотрел на небо, меня вдруг схватила за локоть эта девочка. Улица уже была пуста, и никого почти не было. Вдали спал на дрожках извозчик. Девочка была лет восьми, в платочке и в одном платьишке, вся мокрая, но я запомнил особенно ее мокрые разорванные башмаки и теперь помню. Они мне особенно мелькнули в глаза.

Она вдруг стала дергать меня за локоть и звать. Она не плакала, но как-то отрывисто выкрикивала какие-то слова, которые не могла хорошо выговорить, потому что вся дрожала мелкой дрожью в ознобе.

Она была отчего-то в ужасе и кричала отчаянно: «Мамочка! Мамочка!» Я обернул было к ней лицо, но не сказал ни слова и продолжал идти, но она бежала и дергала меня, и в голосе ее прозвучал тот звук, который у очень испуганных детей означает отчаяние. Я знаю этот звук.

Хоть она и не договаривала слова, но я понял, что ее мать где-то помирает, или что-то там с ними случилось, и она выбежала позвать кого-то, найти что-то, чтоб помочь маме. Но я не пошел за ней, и, напротив, у меня явилась вдруг мысль прогнать ее. Я сначала ей сказал, чтоб она отыскала городового.

Но она вдруг сложила ручки и, всхлипывая, задыхаясь, все бежала сбоку и не покидала меня. Вот тогда-то я топнул на нее и крикнул. Она прокричала лишь: «Барин, барин. » — но вдруг бросила меня и стремглав перебежала улицу: там показался тоже какой-то прохожий, и она, видно, бросилась от меня к нему.

Я поднялся в мой пятый этаж. Я живу от хозяев, и у нас номера. Комната у меня бедная и маленькая, а окно чердачное, полукруглое. У меня клеенчатый диван, стол, на котором книги, два стула и покойное кресло, старое-престарое, но зато вольтеровское. Я сел, зажег свечку и стал думать. Рядом, в другой комнате, за перегородкой, продолжался содом.

Он шел у них еще с третьего дня. Там жил отставной капитан, а у него были гости — человек шесть стрюцких, пили водку и играли в штос старыми картами. В прошлую ночь была драка, и я знаю, что двое из них долго таскали друг друга за волосы. Хозяйка хотела жаловаться, но она боится капитана ужасно.

Прочих жильцов у нас в номерах всего одна маленькая ростом и худенькая дама, из полковых, приезжая, с тремя маленькими и заболевшими уже у нас в номерах детьми. И она и дети боятся капитана до обмороку и всю ночь трясутся и крестятся, а с самым маленьким ребенком был от страху какой-то припадок.

Этот капитан, я наверно знаю, останавливает иной раз прохожих на Невском и просит на бедность. На службу его не принимают, но, странное дело (я ведь к тому и рассказываю это), капитан во весь месяц, с тех пор как живет у нас, не возбудил во мне никакой досады.

От знакомства я, конечно, уклонился с самого начала, да ему и самому скучно со мной стало с первого же разу, но сколько бы они ни кричали за своей перегородкой и сколько бы их там ни было, — мне всегда все равно. Я сижу всю ночь и, право, их не слышу, — до того о них забываю. Я ведь каждую ночь не сплю до самого рассвета и вот уже этак год.

Я просиживаю всю ночь у стола в креслах и ничего не делаю. Книги читаю я только днем. Сижу и даже не думаю, а так, какие-то мысли бродят, а я их пускаю на волю. Свечка сгорает в ночь вся. Я сел у стола тихо, вынул револьвер и положил перед собою.

Когда я его положил, то, помню, спросил себя: «Так ли?», и совершенно утвердительно ответил себе: «Так». То есть застрелюсь. Я знал, что уж в эту ночь застрелюсь наверно, но сколько еще просижу до тех пор за столом, — этого не знал. И уж конечно бы застрелился, если б не та девочка.

Источник: http://rus-poetry.ru/dostoevskij-son-smeshnogo-cheloveka-kr/

Краткое содержание «Дядюшкин сон» Федора Достоевского

Блистать в высшем общество вот главная цель всех дам этой эпохи, ради этого плетут интриги, разрушают любовные связи и неустанно обливают друг друга сплетнями и грязью.

Так, и в этой истории главная героиня по имени Марья Александровна Москалева, готовая на все ради возможности показаться в приличном обществе.

Совершив в молодости ошибку выйдя замуж за престижного жениха Афанасия Матвеевича, она была разочарована когда его сняли с должности обрекая ее на жизнь в небольшом поместье на сто двадцать душ.

Долго вынашивая мечту о высшем обществе, Марья Александровна приняла решения воспользоваться красотой дочери и успешно выдать ее замуж.

Зинаида была недурна собой и довольно грамотна, как для девушки, она давно созрела в свои 23 года и готова была влюбиться. Но поломались все планы матери когда единственная надежда нашла себе жениха в доме простого дьячка по имени Вася.

Бесспорно, красивый и талантливый юнец не мог обеспечить себя и семью на зарплату учителя, но пленил сердце Зины навек.

Долго думала Марья Александровна как отвернуть их друг от друга, но в один прекрасный день ей помогла сама судьба. Любимые крепко повздорили и молодой человек представил на всеобщее рассмотрение их любовную переписку, в тот момент девушка была в отчаянии и попросила помощи матери.

Понимая, что такое пятно на репутации помешает выдать ее за жениха из хорошей семьи Марья Александровна одновременно потянула за все ниточки и выложила не маленькую сумму.

В тот же вечер все письма были в доме у Москалева и отправились гореть синим пламенем в костер. Отвергнутый девушкой и осознавший глупость своего поступка Вася выпил яд и теперь находился на попечении матери лежа при смерти.

Марья Александровна осознает, что трагичная история их любви так и не закончиться до последнего вздоха юноши.

С тех пор уже прошло целых два года и мать понимает, что лучная возможность выгодно и быстро попасть в высшее общество стареет на глазах.

Красавице Зине уже 25 лет и не каждый уважающий себя жених согласен взять перезревший товар, но только не Павел Александрович Мозгляков.

Будучи с девушкой одного возраста он давно и страстно в нее влюблен, но каждый раз получал неоднозначный отказ по разным причинам. Сегодня же он, появился на пороге дома Москалевых имея в рукаве козырный туз.

Седоволосый князь К. знатный человек в высоком обществе, он достаточно богат имеет поместье на четыре тысячи душ и довольно сластолюбив. Знакомя его с хозяйкой дома, он хвастается родством с новым гостем, рассчитывая на хорошее отношения.

Марья Александровна и вправду восхитилась галантностью и манерами князя, но и его слабоумие тоже не осталось не замеченным.

В приятной компании вечер уже подходил к концу, как Павел Александрович в шутку предложил Настасье Петровне выйти замуж за будущего покойника дабы улучшить свое материальное положение.

Хозяйка дома вцепилась зубами в эту идею и проводив высоких гостей, отправилась вести разговор с дочерью. Зинаида уже мысленно согласилось на брак с Мозгляковым, но выживший из ума старик, это уж точно не для нее.

Не отступая от своей идеи получить княжеский титул, мама все-таки нашла подход к девушке, пообещав после скорой смерти мужа разрешить ей снова выйти замуж за Василия, который к тому времени обязательно поправиться.

Тщательно продумав план соблазнения князя, Марья Александровна пригласила его на ужин, но допустила роковую ошибку не сумев удержать все втайне. Следом за дядей прибывает Павел Александрович, он застает собравшихся в самом конце вечера когда любитель женских очертаний уже предложил руки и сердце молодой и красивой Зинаиде.

Вовремя подоспев к вновь прибывшему гостю хозяйка, отправила князя наверх отдохнуть. Ей ничего не оставалось как вступить с ним в сговор пообещав после смерти родственника отдать ему дочь с хорошим приданым.

Мозгляков хот и был богат, но не до такой степени, в этот момент все их планы разрушила Зинаида, наотрез отказавшись от компании Павла Александровича, честно признавшись ему, что любит другого.

Разразившийся скандал вышел за пределы усадьбы и сюда как рекой начали сбегаться охочие до сплетен дамы.

Пытаясь спасти, свою и дочери репутацию Марья Александровна хвастается будущей свадьбой со знатным человеком, но проснувшийся князь не подтвердил своего предложения, рассказав о том, что это был всего лишь сладкий сон пожилого дядюшки.

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-dyadyushkin-son-fedora-dostoevskogo.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector