Краткое содержание ерофеев москва – петушки точный пересказ сюжета за 5 минут

Москва — Петушки и пр

Краткое содержание Ерофеев Москва - Петушки точный пересказ сюжета за 5 минут

Веничка Ерофеев едет из Москвы в подмосковный районный центр под названием Петушки. Там живет зазноба героя, восхитительная и неповторимая, к которой он ездит по пятницам, купив кулек конфет «Васильки» в качестве гостинца.

Веничка Ерофеев уже начал свое странствие. Накануне он принял стакан зубровки, а потом — на Каляевской — другой стакан, только уже не зубровки, а кориандровой, за этим последовали еще две кружки жигулевского пива и из горлышка — альб-де-десерт.

«Вы, конечно, спросите: а дальше, Веничка, а дальше, что ты пил?» Герой не замедлит с ответом, правда, с некоторым трудом восстанавливая последовательность своих действий: на улице Чехова два стакана охотничьей. А потом он пошел в Центр, чтобы хоть раз на Кремль посмотреть, хотя знал, что все равно попадет на Курский вокзал.

Но он и на Курский не попал, а попал в некий неведомый подъезд, из которого вышел — с мутной тяжестью в сердце, — когда рассвело.

С патетическим надрывом он вопрошает: чего же больше в этой ноше — паралича или тошноты? «О, эфемерность! О, самое бессильное и позорное время в жизни моего народа — время от рассвета до открытия магазинов!» Веничка, как он сам говорит, не идет, а влечется, преодолевая похмельную тошноту, на Курский вокзал, откуда отправляется электричка в желанные Петушки.

На вокзале он заходит в ресторан, и душа его содрогается в отчаянии, когда вышибала сообщает, что спиртного нет. Ею душа жаждет самую малость — всего-то восемьсот граммов хереса. А его за эту самую жажду — при всем его похмельном малодушии и кротости — под белы руки подхватывают и выталкивают на воздух, а следом и чемоданчик с гостинцами («О звериный оскал бытия!»).

Пройдут еще два «смертных» часа до отправления, которые Веничка предпочитает обойти молчанием, и вот он уже на некотором подъеме: чемоданчик его приобрел некоторую увесистость. В нем — две бутылки кубанской, две четвертинки российской и розовое крепкое. И еще два бутерброда, потому что первую дозу Веничка без закуски не может.

Это потом вплоть до девятой он уже спокойно без нее обходится, а вот после девятой опять нужен бутерброд. Веничка откровенно делится с читателем тончайшими нюансами своего способа жизни, то бишь пития, плевал он на иронию воображаемых собеседников, в число которых попадают то Бог, то ангелы, то люди. Больше всего в его душе, по его признанию, «скорби» и «страха» и еще немоты, каждый день с утра его сердце источает этот настой и купается в нем до вечера. И как же, зная, что «мировая скорбь» вовсе не фикция, не пить кубанскую?

Так вот, осмотрев свои сокровища, Веничка затомился. Разве это ему нужно? Разве по этому тоскует его душа? Нет, не это ему нужно, но — желанно. Он берет четвертинку и бутерброд, выходит в тамбур и выпускает наконец погулять свой истомившийся в заключении дух.

Он выпивает, пока электричка проходит отрезки пути между станциями Серп и Молот — Карачарово, затем Карачарово — Чухлинка и т. д.

Он уже способен воспринимать впечатления бытия, он способен вспоминать разные истории своей жизни, раскрывая перед читателем свою тонкую и трепетную душу.

Одна из этих, полных черного юмора историй — как Веничку скинули с бригадирства. Производственный процесс работяг состоял из игры в сику, питья вермута и разматывания кабеля.

Веничка процесс упростил: кабель вообще перестали трогать, день играли в сику, день пили вермут или одеколон «Свежесть». Но сгубило его другое.

Романтик в душе, Веничка, заботясь о подчиненных, ввел индивидуальные графики и ежемесячную отчетность: кто сколько выпил, что и отражал в диаграммах. Они-то и попали случайно вместе с очередными соцобязательствами бригады в управление.

С тех пор Веничка, скатившись с общественной лестницы, на которую теперь плюет, загулял. Он ждет не дождется Петушков, где на перроне рыжие ресницы, опущенные ниц, и колыхание форм, и коса от затылка до попы, а за Петушками — младенец, самый пухлый и самый кроткий из всех младенцев, знающий букву «ю» и ждущий за это от Венички орехов.

Царица небесная, как далеко еще до Петушков! Разве ж можно так просто это вытерпеть? Веничка выходит в тамбур и там пьет кубанскую прямо из горлышка, без бутерброда, запрокинув голову, как пианист.

Выпив же, он продолжает мысленную беседу то с небесами, на которых волнуются, что он опять не доедет, то с младенцем, без которого чувствует себя одиноким.

Нет, Веничка не жалуется.

Прожив на свете тридцать лет, он считает, что жизнь прекрасна, и, проезжая разные станции, делится обретенной за не столь уж долгий срок мудростью: то занимается исследованием пьяной икоты в ее математическом аспекте, то развертывает перед читателем рецепты восхитительных коктейлей, состоящих из спиртного, разных видов парфюмерии и политуры. Постепенно, все более и более набираясь, он разговаривается с попутчиками, блещет философским складом ума и эрудицией. Затем Веничка рассказывает очередную байку контролеру Семенычу, берущему штрафы за безбилетный проезд граммами спиртного и большому охотнику до разного рода альковных историй, «Шахразада» Веничка — единственный безбилетник, кому удалось ни разу не поднести Семенычу, каждый раз заслушивающемуся его рассказами.

Так продолжается до тех пор, пока Веничке вдруг не начинают грезиться революция в отдельно взятом «Петушинском» районе, пленумы, избрание его, Венички, в президенты, потом отречение от власти и обиженное возвращение в Петушки, которых он никак не может найти.

Веничка вроде приходит в себя, но и пассажиры чему-то грязно ухмыляются, на него глядя, то обращаются к нему: «товарищ лейтенант», то вообще непотребно: «сестрица». А за окном тьма, хотя вроде бы должно быть утро и светло.

И поезд идет скорее всего не в Петушки, а почему-то в Москву.

Выходит Веничка, к своему искреннему изумлению, и впрямь в Москве, где на перроне сразу подвергается нападению четверых молодчиков. Они бьют его, он пытается убежать. Начинается преследование.

И вот он — Кремль, который он так мечтал увидеть, вот она — брусчатка Красной площади, вот памятник Минину и Пожарскому, мимо которого пробегает спасающийся от преследователей герой.

И все трагически кончается в неведомом подъезде, где бедного Веничку настигают те четверо и вонзают ему шило в самое горло…

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание поэмы “Москва — Петушки и пр.” не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/moskva-petushki-i-pr

В. Ерофеев, «Москва – Петушки»: краткое содержание по главам

Искусство и развлечения 29 марта 2016

Одним из самых известных советских произведений 70-х гг. является повесть «Москва – Петушки». Краткое содержание книги, написанной Венедиктом Ерофеевым, – это рассказ о главном герое Вене (Веничке), который едет на электричке из столицы СССР в небольшой районный центр во Владимирской области.

Завязка сюжета

Свою самую знаменитую повесть Ерофеев написал в 1970 году. Вскоре она появилась в самиздате. Ни в одном советском издательстве времен застоя ее бы не опубликовали из-за смелого юмора о тогдашней действительности.

«Москва – Петушки» (краткое содержание) – это стилистическая смесь отсылок к Библии, газетным штампам СССР и произведениям классиков.

Необычная структура и язык написанного сделали повесть ярким явлением русского постмодернизма 1970-х.

Сюжет начинается следующим образом. Веня Ерофеев (герой является прообразом автора и носит такое же имя и фамилию) на электричке едет из Москвы в небольшой городок Петушки.

Там его ждет подруга, которую он посещает каждую пятницу. Петушки, со слов главного героя, предстают перед читателем неким утопическим местом, где царит идиллия.

Автор с помощью красноречивых описаний намекает, что это место слишком хорошее, чтобы быть правдой.

По привычке Ерофеев берет с собой в качестве гостинца конфеты «Васильки». Вкусы главного героя этим не ограничиваются. «Москва – Петушки» (краткое содержание) – это повесть, рассказывающая о запойном алкоголике, у которого постоянно возникают неприятности и конфликты с окружающими из-за своих пагубных пристрастий.

Структура повести

Повесть «Москва – Петушки» (краткое содержание) не отличается большим объемом. При средней скорости чтения ее можно закончить за три часа. Тем не менее, автор выбрал необычную структуру для такого маленького произведения.

Оно разбито на десятки глав. Некоторые из них по своему размеру не превышают двух абзацев. У такого деления на главы есть своя сюжетная логика.

Каждая озаглавленная часть повести – это отрезок между двумя близлежащими станциями, который проезжает главный герой.

Подобные структурные приемы были присущи новаторским авторам того времени. Был среди них и Венедикт Ерофеев.

«Москва – Петушки» (краткое содержание) в первых нескольких миниатюрных главах рассказывает о приключениях незадачливого путешественника на Курском вокзале, откуда отходит его поезд.

В местном ресторанчике Веничка хочет выпить, но продавщица, к его удивлению, говорит, что алкоголь кончился. Мучившегося от похмелья покупателя вытолкали из ресторана.

Видео по теме

Монологи главного героя

Главный герой оказался в электричке с небольшим чемоданом в руке. Внутри лежали две бутылки “Кубанской” водки, еще половина “Российской”, а также два бутерброда на закуску. Ерофеев в своем внутреннем монологе делится с читателем разными способами правильного проведения ритуала выпивки.

У главного героя появляются воображаемые собеседники – Бог, ангелы, неизвестные люди. Галлюцинации сопровождают путешественника до самого конца повествования. Сначала Веня пребывает в унынии. В главе «Серп и Молот – Карачарово» он, наконец, в первый раз выпивает в тамбуре, после чего заметно приободряется.

Читайте также:  Краткое содержание гензель и гретель братьев грим точный пересказ сюжета за 5 минут

Воспоминания Вени

Ерофеев часто отвлекается от происходящего и рассказывает об историях из его жизни. Все они наполнены черным юмором и издевкой. Это характерные черты повести «Москва – Петушки».

Краткое содержание историй Вени приблизительно одинаковое. Например, Ерофеев вспоминает, как его лишили бригадирства на работе. Он и его подчиненные должны были разматывать кабель.

Вместо этого бригада пила или проводила время за карточной игрой в секу.

Веня, как руководитель, ввел плановые нормы по потреблению алкоголя в коллективе. Каждый член коллектива должен был сдавать ежемесячную отчетность в виде графиков с диаграммами. Эти бумаги случайно оказались у начальства. За свою выходку Веня остался без работы.

Знакомство с попутчиками

После вышеописанного происшествия главный герой, по его собственному выражению, «наплевал на общественную лестницу» и загулял. Теперь он ждет не дождется, когда окажется в Петушках у своей подруги.

Раз в несколько станций Ерофеев пьет “Кубанскую”, чтобы скрасить дорогу. В своих монологах путешественник занимается исследованием пьяной икоты с помощью математических уравнений.

Также он открывает перед читателями секреты рецептов алкогольных коктейлей из политуры и средств парфюмерии.

Далее Веня знакомится со своими соседями по вагону. Некоторые из них тоже пьют. В разговорах с ними Ерофеев старается блистать познаниями в философии и своей общей эрудицией. Разговоры о вечном – это характерная черта повести «Москва – Петушки».

Краткое содержание по главам не может обойтись без упоминания о Семеныче. Так зовут контролера электрички. Он ловит безбилетников и заставляет их платить штраф в виде наливания спиртного. Веничка – единственный пассажир, которому удается избежать такого наказания.

Вместо того чтобы платить алкоголем, главный герой рассказывает Семенычу свои остроумные истории.

Сфинкс

Веничка продолжает пить со своими попутчиками. Он завязывает разговоры о культуре, истории, политике и продолжает поглощать все, что содержит хотя бы малую долю спирта.

Без таких эпизодов сложно представить повесть «Москва – Петушки».

Краткое содержание (Венедикта Васильевича лучше читать в оригинале для восприятия всей колористики его произведения) не может обойтись без упоминания о сфинксе.

Это мифическое существо является главному герою во время его очередного забытья. У монстра нет ног и хвоста, зато он обладает «бандитской рожей». Как и полагается сфинксу, он загадывает Вене загадки. Из-за алкогольного опьянения главного героя они отличаются абсурдностью.

Например, сфинкс спрашивает, сколько раз знаменитый ударник Алексей Стаханов ходил в туалет по малой нужде при условии, что у него почти каждый день был запой.

Вене не удается разгадать загадку, и монстр тащит его в тамбур, после чего незадачливый путешественник, наконец, приходит в себя.

Забытье

Электричка уже приближалась к Петушкам, когда Веничка в алкогольном опьянении в очередной раз забылся. У него начались галлюцинации о том, что в «Петушинском» районе Владимирской области произошла революция. Восставшие избрали Веню президентом. Однако скоро ему пришлось отречься от власти и очнуться.

В этот момент происходит важное событие для сюжета повести «Москва – Петушки». Краткое содержание произведения мы закончим тем, что Веня понимает, что он проспал цель своей поездки. Когда он пришел в себя, электричка уже ехала обратно в Москву.

Возвращение в Москву

Наконец поезд вернулся на Курский вокзал. Веничка вышел на перрон, после чего подвергся нападению четырех преступников. Молодчики избивают путешественника. Это неожиданный поворот в сюжете произведения «Москва – Петушки». Краткое содержание поэмы в прозе будет уместно подытожить следующим образом: это пример повести с необычным форматом и стилем повествования.

Веничка пытается убежать от налетчиков. Он оказывается у Кремля. В самом начале повести главный герой мечтал увидеть брусчатку Красной площади. Теперь его желание, наконец, исполнилось. Однако легче от этого Ерофееву не стало. Веня пробегает мимо памятника Минину и Пожарскому. Его жизнь заканчивается в неведомом подъезде, где преступники настигают главного героя и вонзают ему в горло шило.

Трагическая концовка произведения оказалась пророческой. Автор повести скончался через двадцать лет после ее написания от рака горла.

Источник: fb.ruИдёт загрузка…Искусство и развлечения
Гёте И. В., “Страдания юного Вертера”: краткое содержание по главам

Роман «Страдания юного Вертера» (краткое содержание представим ниже) является самым известным, после «Фауста», произведением немецкого писателя 18 века И. В. Гете. Именно об этом драматическом …

Искусство и развлечения
А.В. Вампилов, “Утиная охота”: краткое содержание по главам, анализ

Ранняя смерть автора, пусть и трагическая, заставляет читателей, можно даже уже сказать, не одно поколение любителей литературы, как-то по-особенному относится к произведениям, чьи создатели ушли слишком рано. Как ни …

Искусство и развлечения
Краткое содержание по главам: “Прощание с Матерой” В. Г. Распутина

В этой статье мы обратимся к творчеству выдающегося писателя XX века – Валентина Григорьевича Распутина. А точнее, мы разберем программную повесть автора и ее краткое содержание по главам. «Прощание с Мате…

Искусство и развлечения
“В окопах Сталинграда”: краткое содержание по главам, анализ

В русской литературе о войне выделяют так называемую «лейтенантскую прозу». Ее отличают правдивость и непредвзятость при изображении боевых действий. Основоположником этого направления часто считают В. Нек…

Искусство и развлечения
Д. С. Лихачев, “Земля родная”: краткое содержание по главам

Вы знаете такого писателя, как Лихачев? «Земля родная» (краткое содержание далее в статье) – это его выдающиеся творение, которое следовало бы читать каждому подростку и всем тем, кто стоит на пороге…

Искусство и развлечения
“Андромаха”, Расин: краткое содержание по главам

Один из самых известных французских драматургов 17 века – Жан Расин. «Андромаха» признается лучшим произведением великого писателя. Об этой пьесе мы и поговорим в нашей статье.О произведении

Искусство и развлечения
“Песнь о Гайавате”. Краткое содержание по главам

В этой статье мы рассмотрим одно из самых известных произволений Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате». Краткое содержание и анализ поэмы будут интересовать нас в первую очередь.О произведении

Искусство и развлечения
Василий Белов, “Привычное дело”: краткое содержание по главам, характеристика героев и отзывы

В этой статье мы рассмотрим произведение, которое написал Василий Белов. «Привычное дело» (краткое содержание будет представлено ниже) – повесть, написанная в 1966 году. Она принесла своему автору из…

Искусство и развлечения
«Палата № 6» Чехова: краткое содержание по главам

«Палата № 6» Чехова – одно из самых известных произведений писателя. Впервые повесть была опубликована в 1892 году. Именно об этом произведении пойдет речь в данной статье. А если говорить конкретнее…

Искусство и развлечения
Солоухин, “Черные доски”: краткое содержание по главам

Книги Владимира Солоухина всегда являлись классическим образцом русской прозы. Написанные живым языком, посвященные актуальным темам, они привлекали внимание современников. Все это относится и к произведению под назва…

Источник: http://monateka.com/article/123076/

Краткое содержание «Москва петушки» Венедикта Ерофеева

Москва-Петушки – это псевдо-автобиографическая, комедийная поэма русского сатирика, драматурга, литературного критика Венедикта Ерофеева.

Суровые будни

Оно было опубликовано в Советском Союзе только в 1989 году, в несколько сокращенном виде, за год до смерти автора по причине того, что он заболел раком горла, и имело весьма большой успех у читателя.

https://www.youtube.com/watch?v=JzGg-hD8CFI

Прежде всего, это стихотворение в прозе, так что имеет определенный ритм и темп.

История рассказывает о жизни злоупотребляющего алкоголем интеллигента Вени (или Венички). Он измеряет все в граммах и их предзнаменовании, оплакивая часы, которые будут предшествовать тому моменту, когда утром откроются винные магазины.

Это поэма о том, как он путешествует пригородным поездом из Москвы в Петушки (небольшой районный центр в 125 км от Москвы, отличающийся описываемыми рассказчиком почти утопическими условиями жизни, в котором он навестит свою красивую любимую и своего трёхлетнего ребенка). Его визиты в эти районы Подмосковья повторяются регулярно, каждую пятницу. Гостинцем для любимых всегда служит пакет конфет.

В начале стихотворения в прозе, он только что был уволен со своей должности бригадира из организации, специализирующейся проведением телефонных коммуникаций.

Причиной этому послужило количество алкоголя, употребляемое им и его коллегами в течение долгого времени.

Веня особо очевидно продемонстрировал всю плачевность своего положения, когда решил, что никто из его бригады не будет прикасаться к телефонному кабелю, зато успехи всех в опустошении бутылок спиртного будут с завидной скрупулезностью отражаться в созданных Веней диаграммах. Последние умудрились попасть в область внимания начальства.

Тяжелые времена

Произведение начинается с того, что герой просыпается на рассвете в коридоре где-то в Москве, после того, как ночью потерял сознание от чрезмерной дозы алкоголя, что помешало ему сесть на поезд до города Петушки на Курском вокзале. Веничка тратит последние деньги на спиртное и продукты питания для путешествия.

Во время пребывания в поезде, он участвует в длительных беседах со своими попутчиками об истории, философии и политике, и обсуждает жизнь в Советском Союзе с ними при распитии нескольких бутылок алкоголя. Веня обсуждает широкий круг вопросов: от религии до литературы и рецептов создания различных алкогольных напитков (от туалетной воды до других продуктов, которые содержат алкоголь).

По мере развития сюжета поэмы, она становится все более и более сюрреалистической, галлюциногенной и мрачной, когда Ерофеев рисует картину приступа безумия, одолевшего Веню.

Это приводит к тому, что Веня надолго засыпает, а когда просыпается, оказывается, что за время сна он уже успел вернуться на поезде обратно в Москву.

Читайте также:  Краткое содержание твардовский за далью - даль точный пересказ сюжета за 5 минут

Тем не менее, пьяный, наполовину в сознании, измученный фантастическими видениями, он бесцельно блуждает улицами ночного города. На его пути встречается банда хулиганов.

От безделья они нападают на него, избивают, Веня пытается бежать, но, настигнув его, они его убивают.

Неоднозначность

Окончание поэмы выполнено в довольно страшной и в то же время отрезвляющей манере.

Москва-Петушки является отражением взгляда на связь между зависимостью и безумием с чувством отчаяния, сродни повести Федора Михайловича Достоевского «Записки из подполья». Физическое и психическое рабство личности, злоупотребляющей алкоголем, в данном случае, автор представляет читателю в манере, насушенной чувством юмора и игрой слов, хотя это не смягчает черноты и ужаса зависимости.

Некоторые считают, что это творение принадлежит к числу саркастических обзоров советской жизни в конце 60-х.

Другие склонны думать, что это крик автора о помощи, крик призывающий совершить изменения в системе и в повседневной жизни. Эта история не может быть легко классифицирована.

Благодать, с которой он переплетает слова в наиболее элегантный и ненавязчивый юмор, удивительна и увлекательна.

Она и веселая, и трагическая, и освещающая суровые реалии того времени, и разрушительная в своём вынесении на всеобщее обозрение худших сторон жизни людей советского поколения.

(No Ratings Yet)

Источник: http://school-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-moskva-petushki-venedikta-erofeeva.html

Анализ поэмы Ерофеева «Москва — Петушки» | Литерагуру

Поэма Венедикта Васильевича Ерофеева «Москва — Петушки», написанная в 1969-1970х годах, с первого взгляда может показаться произведением странным и совершенно непонятным, даже грязным.

В процессе чтения в глаза бросаются непомерное стремление главного героя напиться любым доступным способом и одновременно его абсолютно парадоксальная и неоспоримая эрудиция.

Таким образом, книга состоит из пересечений «высокого» и «низкого» начал, и в этой неоднозначности можно усмотреть попытку постичь многогранность человеческой личности.

История создания

Венедикт Ерофеев, как и другие постмодернисты, стремился  создать нечто особое и из ряда вон выходящее. Свои творческие амбиции он воплотил в поэме «Москва-Петушки».

Писатель с самых ранних лет стремился выделиться из серой массы, что отразилось как на его книгах, так и на жизненной позиции.

Моментально распространившаяся в самиздате, а затем в кратком виде опубликованная в журнале «Трезвость и культура», поэма полностью была официально напечатана в России спустя восемнадцать лет.

Что же такого крамольного написал автор? В его произведении бдительные цензоры усмотрели опасность, сравнимую с эффектом радищевского «Путешесвия» в царской России. Слишком много видел из окна своей электрички пьяный и честный герой Ерофеева, чересчур остро передается атмосфера безысходности обреченной на гибель страны.

В чем суть произведения?

В основе произведения лежит история подмосковных скитаний Венички – интеллигентного человека средних лет, злоупотребляющего спиртным. Он сначала собирался, а потом добирался из Москвы в Петушки на пригородной электричке навстречу свой возлюбленной. Собственно, главной является непосредственно сама поездка, главы делятся по станциям и местам пребывания героя.

На протяжении всего повествования он выпивает все спиртное, что попадается на его пути. Немыслимые коктейли вдохновляют его на откровения. Он ведет беседы со случайными спутниками, а когда остается 1 станция до Петушков, Веничка засыпает и просыпается уже на пути в обратно в Москву. Там  его начинают преследовать «четверо», которые и подводят героя к трагичному финалу.

Особенности книги

Поэма стала культовой не только для своего времени, но и остается таковой до сих пор. Что же стало причиной тому, что подобное неоднозначное произведение стало таким важным пластом литературы 20го века? Я считаю, что именно эта неоднозначность.

Если начать копать глубже, читатель обнаруживает широчайший, глубочайший и разнообразнейший мир аллюзий, ссылок, цитат и интерпретаций. Цитирование составляет основу всего произведения. За эрудицией Венички скрывается истинная эрудиция Ерофеева, охватить которую сложно даже мысленно.

Жанр и композиция

Относить произведение к постмодернизму дают повод не только интертекстуальность, цитирование, но и жанровые особенности.

Разделение глав по станциям на пути Венечки (отданная дань радищевскому «Путешествию из Петербурга в Москву») позволяет провести параллель с жанром сентиментального путешествия, однако у Ерофеева пространство не имеет никаких реальных черт, оно выражается исключительно миром внутри самого героя и ограничивается вагонами и тамбуром электрички с ее пассажирами. Окружающий мир можно рассмотреть разве что мельком, пока Веничка находится в Москве.

Но характеристика главного героя отметает возможность отнесения поэмы к постмодернизму. Беспробудное пьянство сперва-наперво, лично у меня, пробуждает отвращение к самой сущности этого занятия.

Какова же роль алкоголя в поэме Москва-Петушки? Можно предположить, что Венечка переживает «горе от ума», или, иначе говоря, пытается таким образом сбежать от тщетности бытия, притупить чувство безысходности, к которому многие глубокомысленные личности склонны.

Страдания его души очевидны, а внутренний диалогизированный монолог подталкивает к выводу о том, что тут также имеет место жанр исповеди.

В чем проблема героя?

Как сказал Вячеслав Курицын, герой-рассказчик никому и ничему не принадлежит, является нематериальной духовной субстанцией, которая играет какую-то конкретную роль только в условиях «социального дна».

  Для автора и рассказчика существование большинства сограждан немногим отличаются от мира внутри поезда, идущего в Петушки. Это наталкивает Веничку на единственное желание – сбежать.  Жизнь его не устраивает, люди с их принципами – тоже.

Подтверждается это тем, например, как много он по их поводу иронизирует.

Но бежать оказывается некуда, кроме как в себя или в соблазнительную бессознательность пьянства. На эту тему можно много философствовать, а бегство от действительности посредством алкоголизма можно приравнять к позиции экзистенциалиста Альберта Камю, который полагал, что единственным выходом из тщетности бытия является суицид или смирение.

В чем смысл поэмы?

Герой находит еще один путь – путь через грехи и страдания к Богу. Многочисленные отсылки к Евангелию, как эпизодические, так и фабульные (например, ангелы, мотив воскрешения, четверо палачей в конце), доказывают, что именно такой путь в глазах Венички является единственно верным. Он настаивает на этом, несмотря на собственный образ жизни.

Путь в Петушки можно интерпретировать как путь в Эдем, так как Веничка место это идеализирует, оно выглядит для нас местом утопическим, почти нереальным. Но, несмотря на его стремление, от Петушков он только удаляется, в один момент мир «переворачивается» (возможная аллюзия на Данте), и он вновь едет в Москву.

То есть, при всем своем стремлении добраться до конечного пункта и обретения столь желанного покоя, он вновь оказывается в Москве, где его поджидают четверо палачей (возможно, отсылка к палачам Христа), которые  убивают его, «пригвоздив к полу». Последнее распятие нового Христа не заканчивается воскрешением.

  Герой принимает смерть человека, искавшего Бога, но не нашедшего его. Искал ли он вокруг себя или же только внутри?

В произведении имеет место явление «карнавала» по Бахтину, которое подразумевает наличие двух «миров»: второй мир – ненастоящий – является пародией на первый – реальный – но пародия не насмехающаяся, а возрождающая.

В поэме два мира – внешний и внутренний – находятся в постоянном взаимодействии, крутятся, совмещаются и переворачиваются. Причем «переворот» миров происходит не только на уровне личности, но и в буквальном смысле, когда поезд, неожиданно для героя, меняет направление на противоположное.

«Карнавально перевернутые» ценности Венички претерпели фиаско, его мир вновь начал переворачиваться, все стало возвращаться на свои места.

В поэме «Москва – Петушки» «низкое» и «высокое» взаимодействуют, сливаются, создают новое смысловое единство. Одно нисходит до другого, второе возвышается. На таких контрастах построено большинство интересных эпизодов (например, описание «белобрысой дьяволицы», исследование икоты).

Крылатые выражения

Свой текст Венедикт Ерофеев не только насыщает многочисленными средствами выражения, цитатами и отсылками, но и сам текст в последствие читатели буквально разобрали на цитаты, которые уже можно назвать крылатыми фразами. Автор иронизирует, страдает и смеется над собственными страданиями. В результате у него родились ироничные и забавные, но печальные высказывания, которые вызывают полную мучительной боли улыбку.

«Надо чтить, повторяю, потемки чужой души, надо смотреть в них, пусть даже там и нет ничего, пусть там дрянь одна — всё равно: смотри и чти, смотри и не плюй», — говорит рассказчик. Здесь можно рассмотреть один из наглядных примеров того, как посредством иронии Ерофеев доносит до читателя какую-то серьезную жизненную истину.

С другой стороны есть цитаты, которые, казалось бы, выглядят поучительно, но на деле не имеют никакого подтекста, однако читателям они тоже по-своему запоминаются. «Пить просто водку, даже из горлышка — в этом нет ничего кроме томления духа и суеты».

Значение произведения

Поэма «вышла за пределы» советской литературы того времени, взорвала ее своим новаторским подходом к формированию и комбинированию текста. «Мир внутри мира», каковым является для меня это произведение, сложно представить с первого раза.

Различные уровни понимания «Москва – Петушки» можно использовать в качестве мерила собственной глубокомысленности и эрудиции. Я вижу перед собой книгу, вижу слова, но осознание того, что за ними реально скрывается целый мир подтекстов, и его можно расшифровать, не дает мне покоя.

Это похоже на уходящий куда-то внутрь цветастый туннель, колодец, который блестит и переливается. По нему можно пройти, но никогда нельзя узнать, что же на самом дне.

Читайте также:  Краткое содержание пруст в поисках утраченного времени точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-poemy-erofeeva-moskva-petushki/

7 секретов «Москвы — Петушков»

11 декабря 2017Литература

Как события из жизни Венедикта Ерофеева и цитаты из книг, которые он читал, просочились в текст знаменитой поэмы

Автор Александр Агапов

1. Тайна рецепта «Сучьего потроха»

Вот рецепт одного из коктейлей, созданных главным героем поэмы Веничкой, напитка, «затмевающего все»:

Таким рецепт «Сучьего потроха» видели читатели первого отдельного издания «Москвы — Петушков» в Советском Союзе (издательство «Прометей», 1989). Но уже в следую­щем издании («Интербук», 1990) рецепт немного другой: дезин­секталя нужно не 30, а 20 граммов.

В альманахе «Весть», где впервые в Совет­­ском Союзе был опубли­кован полный текст, отличий еще больше: клея БФ нужно 12 граммов, а тормоз­ной жидкости — 35.

Какой же из рецептов правильный? Ведь Веничка говорит, что «жизнь дается человеку один только раз, и прожить ее надо так, чтобы не ошибиться в рецептах».

Обложка книги «­Москва — Петушки». Издательство YMCA-Press.

Париж, 1977 годАукционный дом и художественная галерея «Литфонд»

Однако в самом первом издании «Москвы — Петушков» 1973 года, напечатан­ном в Израиле, в рецепте «Сучьего потроха» не было ни клея БФ, ни тормозной жидкости, вместо них было средство от потливости ног — составная часть другого коктейля, упоминаемого в поэме, «Дух Женевы».

Этот повтор автор заметил не сразу, а уже после того, как с рукописи была сделана машинописная копия. Поэтому во всех зарубежных изданиях повтор сохранился, на что указы­вает сам Ерофеев в письме к венгерской переводчице Эльжбете Вари (сваливая вину на французское издатель­ство YMCA-Press, где книга Ерофеева вышла в 1977 году, и в очеред­ной раз меняя точное количество граммов в рецепте):

В современных изданиях средства от потливости ног в «Сучьем потрохе» нет, но разнобой в количестве граммов сохранился: все зависит от того, по какому изданию печатается текст. Ну а читателю, видимо, остается выбирать точную дозировку на свое усмотрение.

2. Тайна «классических рож»

Веничка так говорит о внешности своих убийц:

Как следует понимать это описание? Считается, что «с налетом чего-то классического» — намек на римских легионеров, распинающих Христа. Как и легионеров, убийц Венички четверо, в сцене убийства они «пригвождают» героя к полу, а сам Веничка незадолго до смерти повторяет предсмертный вопрос Христа: «Для чего, Господь, ты меня оставил?»

Что сцена убийства героя в «Москве — Петушках» так или иначе связана с евангельским сюжетом, не вызывает сомнений, но указание на «классичес­кий налет» в лицах Веничкиных палачей, по всей видимости, значит нечто другое. В записной книжке, которую Ерофеев вел в 1969–1970 го­дах (время написания романа), есть следующая фраза:

Определение «с налетом чего-то классического» служит указанием на ненави­стную автору безупреч­ность, «безызъянность» облика убийц. Вот что говори­ла о Ерофееве поэт Ольга Седакова:

«Тот, кто при всех опысался» — это, конечно, председатель из рассказа старого Митрича в «Москве — Петуш­ках», который «стоит и плачет, и пысает на пол, как маленький». Председатель «весь в чирьях», а у старого Митрича «вся физионо­мия — в оспинах, как расстрелянная в упор». Веничка, разумеется, испытывает сострадание и к тому, и к другому.

3. Тайна одной цитаты

В электричке попутчица Венички рассказывает фантасмагорическую историю своих отношений с комсоргом Евтюшкиным:

Почему недоумение «разделяет вся Европа» и что это вообще значит? Проще всего предположить, что здесь обыгры­вается газетное клише: в официальной советской прессе было принято писать о радости, скорби или гордости, которые вместе с Советским Союзом разделяют другие народы или даже «все прогрессив­ное человечество» — почему бы «всей Европе» не разделять недоумения Веничкиной попутчицы, тем более что Ерофеев в «Москве — Петушках» часто пародирует официальный советский язык. Однако на самом деле источник этой фразы совсем другой, а именно это почти точная цитата из романа Анатоля Франса «Аметистовый перстень», изданного в Советском Союзе в переводе Григория Ярхо. Герой романа г-н Бержере получает письмо от своего миланского друга Карло Аспертини, в котором тот отвечает на вопрос своего корреспондента об одном старинном заупокойном гимне и добавляет в постскриптуме:

Речь, разумеется, о деле Дрейфуса, г-н Бержере с самого начала — сторонник невиновности офицера, но как эта фраза оказалась в речи Веничкиной попутчицы? В 1966 году Ерофеев читает «Аметистовый перстень» и выписы­вает оттуда несколько фраз (так он делал всегда, читая книги).

«Москва — Петушки», как и другие сочинения Ерофеева, полны таких цитат — будь то Библия, Махабхарата, роман Франса, радиопередача, статья в «Правде» или выписка из отрывного календаря, — а также реплик друзей или случайных знакомых. Но контекст для Ерофеева, как правило, не важен.

Он берет цитаты из самых разных источников и, как из кирпичиков, выстраивает из них свой собственный текст.

4. Тайна финской песенки

В главе «Салтыковская — Кучино» Веничка сидит у детской кроватки и пыта­ется приободрить заболевшего сына:

Но потом поправляет себя:

И добавляет:

Что это за причины? Возможно, дело в том, что Веничка предлагает сыну сплясать под «Еньку» — популярную в 1960-е годы финскую песенку.

В Советском Союзе эта мелодия была известна в разных аранжировках и с разным текстом: тот вариант, который упоминает Ерофеев, исполнялся на музыку Геннадия Подэльского и слова Дмитрия Иванова.

А причина авторской любви к этой мелодии кроется в его особом отношении к Скандинавии и вообще северным странам.

«Енька» в исполнении Кальмера Тенносаара. 1966 год

Ерофеев родился на Кольском полуострове, там же закончил школу и в конце жизни даже утверждал, что впервые пересек Полярный круг только в 17 лет, когда отправился поступать в МГУ Но это утверждение неверно — в начале войны Ерофеев два года прожил с семьей у родственников в селе Елшанка (в двух часах езды от Сызрани), а после 5 класса ездил в пионерлагерь в Рыбинске.. Север действи­тель­но занимал особое место в его жизни: будучи студентом, Ерофеев написал несколько статей о норвеж­ских писателях, причины любви к которым, как объяснял сам автор, кроются опять же в географии. Позднее в одном из интервью Ерофеев говорил об этом так:

5. Тайна «индивидуальных графиков»

Веничка, ненадолго ставший бригадиром и потерпевший неудачу в деле просвещения своих подчиненных, придумывает систему «индивидуальных графиков»:

Этот остроумный эпизод только кажется выдуманным. В конце 1960-х годов Ерофеев действительно работал кабельщиком-спайщиком в подмос­ковном ПТУСе ПТУС — производственно-техническое управление связи., и в записной книжке 1969–1970 годов упоминается некий Тотошкин, которому писатель был должен 20 копеек. Ту же фамилию носит один из членов Веничкиной бригады.

1 / 3

«Вот, полюбуйтесь, например, это линия комсомольца Виктора Тотошкина».vmethods.ru

2 / 3

«А это — Алексей Блиндяев, член КПСС с 1936 г., потрепанный старый хрен».vmethods.ru

3 / 3

«А вот уж это — ваш покорный слуга, экс-бригадир монтажников ПТУСа, автор поэмы „Москва — Петушки“».vmethods.ru

На графиках, изображенных в книге, вертикальная ось отображает количество выпитого, а горизонталь­ная — дни, причем подписаны только две даты — 10-е и 26-е, то есть даты выдачи зарплаты и аванса (на них, естественно, приходятся пики).

Почему 26-е, хотя аванс чаще выдавался 25-го числа? Это ошибка машинистки, перепечатывавшей ту копию романа, которая потом оказалась за границей и по которой делалось первое издание: у автора в рукописи стоит 25-е число. Во всех последующих изданиях эта ошибка так и осталась неис­правленной. Кстати, той же машинистке, а не самому Ерофееву, принадлежит, видимо, и изображение самих графиков.

В рукописи они выглядят немного иначе, но, не имея возможности воспроизвести их в точности, машинистка, очевидно, была вынуждена нарисовать их самостоятельно.

6. Тайна розового бокала

Между Веничкой и «черноусым в жакетке», доказывающим, что «все ценные люди России пили как свиньи», происходит такой диалог:

Откуда черноусый мог почерпнуть эти сведения о жизни писателя? Самый очевидный источник — воспоминания Ивана Панаева и его жены Авдотьи.

Панаева пишет, что «у прибора Гоголя стоял особенный граненый большой стакан и в графине красное вино» , а ее муж — что «перед его прибором за обедом стояло не простое, а розовое стекло» . Черноусый как будто соединил эти два описания, взяв из одного «особенный стакан», а из другого — его цвет.

Однако, описывая стакан, Панаевы уточняют, что подавался он Гоголю вовсе не в их доме, а у Аксаковых — как знак особого уважения этой семьи к писа­телю.

Дело в том, что Ерофеев читал «Ни дня без строчки» Юрия Олеши, который, в свою очередь, как раз читал мемуары Авдотьи Панаевой: «В вос­поминаниях есть появление Гоголя. Перед ним на обеде стоит особый прибор, особый розовый бокал для вина».

Аксаковы у Олеши не упоминаются, и чита­тель, не знакомый с первоисточником, действительно может подумать, что речь идет об обеде в доме Панаевых. Так и произошло. Ерофеев выписал этот эпизод в одну из записных книжек 1966 года, взяв у Олеши не только саму историю, но и определение «особый розовый бокал», добавил уже от себя, что бокал ставился по просьбе самого Гоголя, и засунул сюжет в рассказ черноусого в «Москве — Петушках».

1 / 2

Авдотья Панаева. Акварель Кирилла Горбунова. 1841 годWikimedia Commons

2 / 2

Иван Панаев. Фотография Сергея Левицкого. 1856 годWikimedia Commons

Любопытно, что в самой первой публикации (в альманахе «Весть») Панаевы были заменены на Аксаковых. Может быть, здесь вмешался редактор, может быть, писатель сам, заметив ошибку, решил ее исправить.

В любом случае, уже в следующем издании (1989 года) это место осталось неисправленным, и с тех пор в разных изданиях «Москвы — Петушков» можно встретить либо Панаевых, либо Аксаковых — в зависимости от источника.

7. Тайна «полоумной поэтессы»

Веничка так описывает день своего тридцатилетия:

Что за «полоумная поэтесса» и кто все остальные упомянутые здесь люди? Писатель отмечал свое тридцатилетие 24 октября 1968 года, и в тексте поэмы он перечисляет гостей, при­шедших на празднование его собст­венного дня рождения.

Это Владимир Муравьев, сокурсник Ерофеева по МГУ, и его брат Леонид, «любимый первенец» Вадим Тихонов «Любимым первенцем» автор назвал Тихонова в посвящении к «Москве — Петушкам». Писатель имел в виду, что Тихонов стал для него кем-то вроде первого ученика.

, которому автор посвятил «Москву — Петушки», и его жена Лидия Любчикова, Борис Сорокин, с которым писатель познакомился во время учебы во Владимирском педин­ституте, и Ольга Седакова, которая познакомилась с Ерофеевым как раз в день празднования его тридцатилетия.

«Почему ты меня назвал „поло­умной“?» — спрашивала она потом у Ерофеева. — «Я ошибся наполовину».

Венедикт Ерофеев. Москва, 1988 год © DIOMEDIA

Ерофеев не только сделал себя главным героем книги, но и добавил в нее своих друзей и знакомых. Ольга Седакова вспоминала потом, как, читая «Москву — Петушки», не сразу поняла, что читает художественную прозу, а не дневник.

Знакомых Ерофеева можно найти и в других текстах писателя: главный герой «Вальпургиевой ночи» Лев Гуревич, вероятно, позаимствовал свою фамилию у сокурсника писателя по Орехово-Зуевскому пединституту, а герой другой пьесы, незаконченных «Диссидентов», Михаил Каплан — у одноименного поэта.

В «Вальпур­гиевой ночи» попавший в психболь­ницу Гуревич сообщает главврачу: «Мне, например, звонит граф Толстой…», и это не бред сумасшед­шего. Речь идет о Никите Ильиче Толстом, правнуке Льва Николаевича и знакомом Ерофеева.

Источники

  • Власов Э. Бессмертная поэма Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». Спутник писателя.

    Ерофеев В. Москва — Петушки. С комментариями Эдуарда Власова. СПб, 2015.

  • Ерофеев В. Записные книжки 1960-х годов.

    М., 2005.

  • Ерофеев В. Москва — Петушки и пр.

    М., 1989.

  • Летопись жизни и творчества Венедикта Ерофеева.

    Живая Арктика. № 1, 2005.

Теги

Шпаргалка
Что читать
СССР
7 секретов

Литература

О поцелуях, писательстве, погоде и совсем неприличном

Источник: https://arzamas.academy/mag/480-petushki

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector