Краткое содержание гаршин то, чего не было точный пересказ сюжета за 5 минут

Сказка То, чего не было Гаршин Всеволод Михайлович текст

Краткое содержание Гаршин То, чего не было точный пересказ сюжета за 5 минут

Сказка «То, чего не было» о том, как собрались в круг насекомые побеседовать о том, что такое жизнь. У каждого была своя точка зрения. Например, жук навозный всю свою жизнь видит в работе, с гордостью считает, что поступать следует, «как должно».

И деток своих этому учит! Но муравей упрекнул жука, что он старается только для себя. Муравей же всю жизнь работает на коллектив, но особой радости не чувствует. Кузнечик возразил им обоим. Сказал кузнечик, что работать, конечно, хорошо, но можно и потрещать с удовольствием.

Он похож на человека искусства.

Ещё высказывалась гусеница, вот только её ничто не интересует сейчас, ведь «после смерти» она станет бабочкой. В беседу неожиданно вступает старый конь.

Жизнь его представляет собой то, что насекомые не могли бы понять: вёрсты, деревни, города. Тут за конём приходит кучер. И наступает на всю честную компанию! А ящерице – на хвост.

Вот поэтому ящерица может гордо сказать, что оторвали ей хвост, который так и остался изуродованным, когда она хотела сказать самое важное.

Сказка показывает, что у каждого человека есть своё мнение о смысле жизни, об окружающем мире. В мире много людей, которые живут ничего не делая, только в своё удовольствие, другие трудятся для своей семьи или для всех людей.

Сказка То, чего не было читать:

В один прекрасный июньский день, — а прекрасный он был потому, что было двадцать восемь градусов по Реомюру, — в один прекрасный июньский день было везде жарко, а на полянке в саду, где стояла копна недавно скошенного сена, было еще жарче, потому что место было закрытое от ветра густым-прегустым вишняком. Все почти спало: люди наелись и занимались послеобеденными боковыми занятиями; птицы примолкли, даже многие насекомые попрятались от жары.

О домашних животных нечего и говорить: скот крупный и мелкий прятался под навес; собака, вырыв себе под амбаром яму, улеглась туда и, полузакрыв глаза, прерывисто дышала, высунув розовый язык чуть не на пол-аршина; иногда она, очевидно от тоски, происходящей от смертельной жары, так зевала, что при этом даже раздавался тоненький визг; свиньи, маменька с тринадцатью детками, отправились на берег и улеглись в черную жирную грязь, причем из грязи видны были только сопевшие и храпевшие свиные пятачки с двумя дырочками, продолговатые, облитые грязью спины да огромные повислые уши. Одни куры, не боясь жары, кое-как убивали время, разгребая лапами сухую землю против кухонного крыльца, в которой, как они отлично знали, не было уже ни одного зернышка; да и то петуху, должно быть, приходилось плохо, потому что иногда он принимал глупый вид и во все горло кричал: «какой ска-ан-да-ал!»

Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и сидело целое общество неспавших господ.

То есть сидели-то не все; старый гнедой, например, с опасностью для своих боков от кнута кучера Антона разгребавший копну сена, будучи лошадью, вовсе и сидеть не умел; гусеница какой-то бабочки тоже не сидела, а скорее лежала на животе: но дело ведь не в слове.

Под вишнею собралась маленькая, но очень серьезная компания: улитка, навозный жук, ящерица, вышеупомянутая гусеница; прискакал кузнечик. Возле стоял и старый гнедой, прислушиваясь к их речам одним, повернутым к ним, гнедым ухом с торчащими изнутри темно-серыми волосами; а на гнедом сидели две мухи.

Компания вежливо, но довольно одушевленно спорила, причем, как и следует быть, никто ни с кем не соглашался, так как каждый дорожил независимостью своего мнения и характера.

— По-моему, — говорил навозный жук, — порядочное животное прежде всего должно заботиться о своем потомстве. Жизнь есть труд для будущего поколения. Тот, кто сознательно исполняет обязанности, возложенные на него природой, тот стоит на твердой почве: он знает свое дело, и, что бы ни случилось, он не будет в ответе.

Посмотрите на меня: кто трудится больше моего? Кто целые дни без отдыха катает такой тяжелый шар — шар, мною же столь искусно созданный из навоза, с великой целью дать возможность вырасти новым, подобным мне, навозным жукам? Но зато не думаю, чтобы кто-нибудь был так спокоен совестью и с чистым сердцем мог бы сказать: «да, я сделал все, что мог и должен был сделать», как скажу я, когда на свет явятся новые навозные жуки. Вот что значит труд!

— Поди ты, братец, со своим трудом! — сказал муравей, притащивший во время речи навозного жука, несмотря на жару, чудовищный кусок сухого стебелька. Он на минуту остановился, присел на четыре задние ножки, а двумя передними отер пот со своего измученного лица. — И я ведь тружусь, и побольше твоего.

Но ты работаешь для себя или, все равно, для своих жученят; не все так счастливы… Попробовал бы ты потаскать бревна для казны, вот как я. Я и сам не знаю, что заставляет меня работать, выбиваясь из сил, даже и в такую жару. — Никто за это и спасибо не скажет.

Мы, несчастные рабочие муравьи, все трудимся, а чем красна наша жизнь? Судьба!..

— Вы, навозный жук, слишком сухо, а вы, муравей, слишком мрачно смотрите на жизнь, — возразил им кузнечик. — Нет, жук, я люблю-таки потрещать и попрыгать, и ничего! Совесть не мучит! Да притом вы нисколько не коснулись вопроса, поставленного госпожой ящерицей: она спросила, «что есть мир?», а вы говорите о своем навозном шаре; это даже невежливо.

Мир — мир, по-моему, очень хорошая вещь уже потому, что в нем есть для нас молодая травка, солнце и ветерок. Да и велик же он! Вы здесь, между этими деревьями, не можете иметь никакого понятия о том, как он велик. Когда я бываю в поле, я иногда вспрыгиваю, как только могу, вверх и, уверяю вас, достигаю огромной высоты.

И с нее-то вижу, что миру нет конца.

— Верно, — глубокомысленно подтвердил гнедой. — Но всем вам все-таки не увидеть и сотой части того, что видел на своем веку я. Жаль, что вы не можете понять, что такое верста… За версту отсюда есть деревня Лупаревка: туда я каждый день езжу с бочкой за водой.

Но там меня никогда не кормят. А с другой стороны Ефимовка, Кисляковка; в ней церковь с колоколами. А потом Свято-Троицкое, а потом Богоявленск. В Богоявленске мне всегда дают сена, но сено там плохое.

А вот в Николаеве, — это такой город, двадцать восемь верст отсюда, — так там сено лучше и овес дают, только я не люблю туда ездить: туда ездит на нас барин и велит кучеру погонять, а кучер больно стегает нас кнутом… А то есть еще Александровка, Белозерка, Херсон-город тоже… Да только куда вам понять все это!.. Вот это-то и есть мир; не весь, положим, ну да все-таки значительная часть.

И гнедой замолчал, но нижняя губа у него все еще шевелилась, точно он что-нибудь шептал. Это происходило от старости: ему был уже семнадцатый год, а для лошади это все равно, что для человека семьдесят седьмой.

— Я не понимаю ваших мудреных лошадиных слов, да, признаться, и не гонюсь за ними, — сказала улитка. — Мне был бы лопух, а его довольно: вот уже я четыре дня ползу, а он все еще не кончается.

А за этим лопухом есть еще лопух, а в том лопухе, наверно, сидит еще улитка. Вот вам и все. И прыгать никуда не нужно — все это выдумки и пустяки; сиди себе да ешь лист, на котором сидишь.

Если бы не лень ползти, давно бы ушла от вас с вашими разговорами; от них голова болит и больше ничего.

— Нет, позвольте, отчего же? — перебил кузнечик, — потрещать очень приятно, особенно о таких хороших предметах, как бесконечность и прочее такое. Конечно, есть практические натуры, которые только и заботятся о том, как бы набить себе живот, как вы или вот эта прелестная гусеница…

— Ах, нет, оставьте меня, прошу вас, оставьте, не троньте меня! — жалобно воскликнула гусеница: — я делаю это для будущей жизни, только для будущей жизни.

— Для какой там еще будущей жизни? — спросил гнедой.

— Разве вы не знаете, что я после смерти сделаюсь бабочкой с разноцветными крыльями?

Гнедой, ящерица и улитка этого не знали, но насекомые имели кое-какое понятие. И все немного помолчали, потому что никто не умел сказать ничего путного о будущей жизни.

— К твердым убеждениям нужно относиться с уважением, — затрещал, наконец, кузнечик. — Не желает ли кто сказать еще что-нибудь? Может быть, вы? — обратился он к мухам, и старшая из них ответила:

— Мы не можем сказать, чтобы нам было худо. Мы сейчас только из комнат; барыня расставила в мисках наваренное варенье, и мы забрались под крышку и наелись. Мы довольны. Наша маменька увязла в варенье, но что ж делать? Она уже довольно пожила на свете. А мы довольны.

— Господа, — сказала ящерица, — я думаю, что все вы совершенно правы! Но с другой стороны…

Но ящерица так и не сказала, что было с другой стороны, потому что почувствовала, как что-то крепко прижало ее хвост к земле.

Это пришел за гнедым проснувшийся кучер Антон; он нечаянно наступил своим сапожищем на компанию и раздавил ее.

Одни мухи улетели обсасывать свою мертвую, обмазанную вареньем, маменьку, да ящерица убежала с оторванным хвостом.

Антон взял гнедого за чуб и повел его из сада, чтобы запрячь в бочку и ехать за водой, причем приговаривал: «ну, иди ты, хвостяка!» На что гнедой ответил только шептаньем.

А ящерица осталась без хвоста. Правда, через несколько времени он вырос, но навсегда остался каким-то тупым и черноватым. И когда ящерицу спрашивали, как она повредила себе хвост, то она скромно отвечала:

— Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения.

Читайте также:  Краткое содержание мариам петросян дом в котором... точный пересказ сюжета за 5 минут

И она была совершенно права.

Источник: http://kinderbox.ru/skazka-to-chego-ne-bylo/

Сказка То, чего не было — Всеволод Гаршин

В один прекрасный июньский день, — а прекрасный он был потому, что было двадцать восемь градусов по Реомюру, — в один прекрасный июньский день было везде жарко, а на полянке в саду, где стояла копна недавно скошенного сена, было еще жарче, потому что место было закрытое от ветра густым-прегустым вишняком.

Все почти спало: люди наелись и занимались послеобеденными боковыми занятиями; птицы примолкли, даже многие насекомые попрятались от жары.

О домашних животных нечего и говорить: скот крупный и мелкий прятался под навес; собака, вырыв себе под амбаром яму, улеглась туда и, полузакрыв глаза, прерывисто дышала, высунув розовый язык чуть не на пол-аршина; иногда она, очевидно от тоски, происходящей от смертельной жары, так зевала, что при этом даже раздавался тоненький визг; свиньи, маменька с тринадцатью детками, отправились на берег и улеглись в черную жирную грязь, причем из грязи видны были только сопевшие и храпевшие свиные пятачки с двумя дырочками, продолговатые, облитые грязью спины да огромные повислые уши. Одни куры, не боясь жары, кое-как убивали время, разгребая лапами сухую землю против кухонного крыльца, в которой, как они отлично знали, не было уже ни одного зернышка; да и то петуху, должно быть, приходилось плохо, потому что иногда он принимал глупый вид и во все горло кричал: «какой ска-ан-да-ал!»

Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и сидело целое общество неспавших господ.

То есть сидели-то не все; старый гнедой, например, с опасностью для своих боков от кнута кучера Антона разгребавший копну сена, будучи лошадью, вовсе и сидеть не умел; гусеница какой-то бабочки тоже не сидела, а скорее лежала на животе: но дело ведь не в слове.

Под вишнею собралась маленькая, но очень серьезная компания: улитка, навозный жук, ящерица, вышеупомянутая гусеница; прискакал кузнечик. Возле стоял и старый гнедой, прислушиваясь к их речам одним, повернутым к ним, гнедым ухом с торчащими изнутри темно-серыми волосами; а на гнедом сидели две мухи.

Компания вежливо, но довольно одушевленно спорила, причем, как и следует быть, никто ни с кем не соглашался, так как каждый дорожил независимостью своего мнения и характера.

— По-моему, — говорил навозный жук, — порядочное животное прежде всего должно заботиться о своем потомстве. Жизнь есть труд для будущего поколения. Тот, кто сознательно исполняет обязанности, возложенные на него природой, тот стоит на твердой почве: он знает свое дело, и, что бы ни случилось, он не будет в ответе.

Посмотрите на меня: кто трудится больше моего? Кто целые дни без отдыха катает такой тяжелый шар — шар, мною же столь искусно созданный из навоза, с великой целью дать возможность вырасти новым, подобным мне, навозным жукам? Но зато не думаю, чтобы кто-нибудь был так спокоен совестью и с чистым сердцем мог бы сказать: «да, я сделал все, что мог и должен был сделать», как скажу я, когда на свет явятся новые навозные жуки. Вот что значит труд!

— Поди ты, братец, со своим трудом! — сказал муравей, притащивший во время речи навозного жука, несмотря на жару, чудовищный кусок сухого стебелька. Он на минуту остановился, присел на четыре задние ножки, а двумя передними отер пот со своего измученного лица. — И я ведь тружусь, и побольше твоего.

Но ты работаешь для себя или, все равно, для своих жученят; не все так счастливы… Попробовал бы ты потаскать бревна для казны, вот как я. Я и сам не знаю, что заставляет меня работать, выбиваясь из сил, даже и в такую жару. — Никто за это и спасибо не скажет.

Мы, несчастные рабочие муравьи, все трудимся, а чем красна наша жизнь? Судьба!..

— Вы, навозный жук, слишком сухо, а вы, муравей, слишком мрачно смотрите на жизнь, — возразил им кузнечик. — Нет, жук, я люблю-таки потрещать и попрыгать, и ничего! Совесть не мучит! Да притом вы нисколько не коснулись вопроса, поставленного госпожой ящерицей: она спросила, «что есть мир?», а вы говорите о своем навозном шаре; это даже невежливо.

Мир — мир, по-моему, очень хорошая вещь уже потому, что в нем есть для нас молодая травка, солнце и ветерок. Да и велик же он! Вы здесь, между этими деревьями, не можете иметь никакого понятия о том, как он велик. Когда я бываю в поле, я иногда вспрыгиваю, как только могу, вверх и, уверяю вас, достигаю огромной высоты.

И с нее-то вижу, что миру нет конца.

— Верно, — глубокомысленно подтвердил гнедой. — Но всем вам все-таки не увидеть и сотой части того, что видел на своем веку я. Жаль, что вы не можете понять, что такое верста… За версту отсюда есть деревня Лупаревка: туда я каждый день езжу с бочкой за водой.

Но там меня никогда не кормят. А с другой стороны Ефимовка, Кисляковка; в ней церковь с колоколами. А потом Свято-Троицкое, а потом Богоявленск. В Богоявленске мне всегда дают сена, но сено там плохое.

А вот в Николаеве, — это такой город, двадцать восемь верст отсюда, — так там сено лучше и овес дают, только я не люблю туда ездить: туда ездит на нас барин и велит кучеру погонять, а кучер больно стегает нас кнутом… А то есть еще Александровка, Белозерка, Херсон-город тоже…

Да только куда вам понять все это!.. Вот это-то и есть мир; не весь, положим, ну да все-таки значительная часть.

И гнедой замолчал, но нижняя губа у него все еще шевелилась, точно он что-нибудь шептал. Это происходило от старости: ему был уже семнадцатый год, а для лошади это все равно, что для человека семьдесят седьмой.

— Я не понимаю ваших мудреных лошадиных слов, да, признаться, и не гонюсь за ними, — сказала улитка. — Мне был бы лопух, а его довольно: вот уже я четыре дня ползу, а он все еще не кончается.

А за этим лопухом есть еще лопух, а в том лопухе, наверно, сидит еще улитка. Вот вам и все. И прыгать никуда не нужно — все это выдумки и пустяки; сиди себе да ешь лист, на котором сидишь.

Если бы не лень ползти, давно бы ушла от вас с вашими разговорами; от них голова болит и больше ничего.

— Нет, позвольте, отчего же? — перебил кузнечик, — потрещать очень приятно, особенно о таких хороших предметах, как бесконечность и прочее такое. Конечно, есть практические натуры, которые только и заботятся о том, как бы набить себе живот, как вы или вот эта прелестная гусеница…

— Ах, нет, оставьте меня, прошу вас, оставьте, не троньте меня! — жалобно воскликнула гусеница: — я делаю это для будущей жизни, только для будущей жизни.

— Для какой там еще будущей жизни? — спросил гнедой.

— Разве вы не знаете, что я после смерти сделаюсь бабочкой с разноцветными крыльями?

Гнедой, ящерица и улитка этого не знали, но насекомые имели кое-какое понятие. И все немного помолчали, потому что никто не умел сказать ничего путного о будущей жизни.

— К твердым убеждениям нужно относиться с уважением, — затрещал, наконец, кузнечик. — Не желает ли кто сказать еще что-нибудь? Может быть, вы? — обратился он к мухам, и старшая из них ответила:

— Мы не можем сказать, чтобы нам было худо. Мы сейчас только из комнат; барыня расставила в мисках наваренное варенье, и мы забрались под крышку и наелись. Мы довольны. Наша маменька увязла в варенье, но что ж делать? Она уже довольно пожила на свете. А мы довольны.

— Господа, — сказала ящерица, — я думаю, что все вы совершенно правы! Но с другой стороны…

Но ящерица так и не сказала, что было с другой стороны, потому что почувствовала, как что-то крепко прижало ее хвост к земле.

Это пришел за гнедым проснувшийся кучер Антон; он нечаянно наступил своим сапожищем на компанию и раздавил ее.

Одни мухи улетели обсасывать свою мертвую, обмазанную вареньем, маменьку, да ящерица убежала с оторванным хвостом.

Антон взял гнедого за чуб и повел его из сада, чтобы запрячь в бочку и ехать за водой, причем приговаривал: «ну, иди ты, хвостяка!» На что гнедой ответил только шептаньем.

А ящерица осталась без хвоста. Правда, через несколько времени он вырос, но навсегда остался каким-то тупым и черноватым. И когда ящерицу спрашивали, как она повредила себе хвост, то она скромно отвечала:

— Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения.

И она была совершенно права.

Источник: https://deti-online.com/skazki/skazki-garshina/to-chego-ne-bylo/

Знакомство со сказкой В.М.Гаршина «То. чего не было»

Методический материал для проведения урока по идейно-эстетическому анализу сказки «То, чего не было».

Слово учителя о жизни и творчестве В.М. Гаршина.

Всеволод Гаршин. Это имя писателя, создавшего всего лишь один том рассказов и умершего в возрасте 33 лет. Он оставил нам несколько замечательных сказок: «Сказка о жабе и розе», «Attalea Princeps», «То, чего не было». А последним произведением этого писателя стала известная многим сказка «Лягушка-путешественница».

Родился Всеволод Михайлович Гаршин 2 февраля 1855 года в Екатеринославской губернии, в имении бабушки, которое называлось «Приятная долина». Один его дед был помещик, другой – морской офицер, отец – тоже военный, офицер кирасирского полка. С самых ранних лет сцены военной жизни запечатлелись в сознании мальчика.

В семье Гаршиных жил слуга – старый солдат Жуков, участник многих военных походов. Его рассказы очень любил слушать маленький Всеволод. Под их влиянием ещё в четыре года он неоднократно собирался в «поход», на войну.

Он заказывал повару на дорогу пирожки, собирал немного белья, всё увязывал в узелок, надевал его на плечи и являлся прощаться с домашними. Эти сборы не были для мальчика игрой, он тогда искренне верил в возможность немедленно сделаться солдатом. Печальный, приходил он к матери прощаться.

«Прощайте, мама, — говорил он, — что же делать, все должны служить!» «Но ты подожди, пока вырастешь, — отвечала мать, — куда же тебе идти, голубчик, такому малому?» «Нет, мама, я должен», — и глаза мальчика наполнялись слезами. Когда же очередь доходила до прощанья с няней, та начинала плакать и причитать над ним, как над настоящим новобранцем.

Читайте также:  Краткое содержание фирдоуси шахнаме точный пересказ сюжета за 5 минут

Всеволод заливался горькими слезами и, наконец, соглашался на убеждения матери отложить поход до утра. Утро вечера мудренее, — говорит пословица, и мальчик, проснувшись утром, совершенно забывал о вчерашнем.

Малолетнему Всеволоду часто приходилось переезжать с места на место с полком, в котором служил его отец. Впечатления от этих детских странствий запомнятся мальчику на всю жизнь: усталые, грустные лица солдат, которых царская служба оторвала на долгие годы от родных и близких, горестные вздохи крестьян, которым, сколько ни бейся, не выбраться из постоянной нужды.

Когда отец вышел в отставку, он купил дом в степном городке «Старобельске». Там и прошло детство будущего писателя. Когда Всеволоду было пять лет, его мать уехала со старшими братьями в Петербург, а Всеволод остался с отцом…»Жили мы с ним (отцом) то в деревне, то в городе, то у одного из моих дядей в Старобельском же уезде, — писал Гаршин в своей автобиографической заметке.

– Никогда, кажется, я не перечитал такой массы книг, как в три года жизни с отцом, от пяти до восьмилетнего возраста». Он рано научился читать и на пятом году жизни уже сам читал книги. Спустя много лет Гаршин вспоминал себя маленьким ребёнком, когда жил с отцом, как сидели они вдвоём в долгие зимние вечера, отец – за счётами, Всеволод – за книгой.

Неярко горела сальная свечка, потом пламя становилось тусклым, и нужно было снимать со свечи нагар специальными щипцами. Годы, проведённые с отцом, — это не только чтение книг; это и деревенская природа, степное раздолье, птицы и животные. Всеволод целыми днями бродил по окрестностям, собирал грибы, наблюдал за насекомыми, ящерицами, лягушками, изучал повадки зверей.

Зародившуюся в это время любовь к природе он сохранил на всю жизнь. Позже, когда жил в Петербурге, он вспоминал:

Мне жалко вас, родимые места,

Мне жалко вашей вольной красоты;

Мне скучно здесь, душа болит в разлуке

С родимой степью, где дышать привольно,

Где солнце так тепло сияет с неба;

Где мириады трав цветут, кивая

Навстречу мне головками своими…

Будущему писателю исполнилось шесть лет, когда в России было отменено крепостное право. Но это мало что изменило в судьбе большинства простых русских людей. По-прежнему нищенски скудным был урожай на тощих крестьянских полях, по-прежнему грабили народ и жирели помещики.

Между тем мальчик рос, поступил в гимназию. Учился он, по его собственному признанию, «довольно плохо», хорошие отметки получал только за русские «сочинения» и по естественным наукам, которые очень любил. Однако о гимназии у него остались «самые дружелюбные воспоминания» и о своих учителях и воспитателях он вспоминал с благодарностью.

Товарищи в нём души не чаяли, и он сохранил с ними добрые отношения на всю жизнь. После окончания гимназии Всеволод поступил в горный институт. Но пора «послужить» всё же пришла, когда в 1877 году началась русско-турецкая война. Всеволод Гаршин пошёл воевать добровольцем.

На войне Гаршин был ранен в ногу, его произвели из рядовых солдат в офицеры, а по окончании войны уволили в запас.

Ещё когда Гаршин был учеником гимназии, он пробовал писать статьи и стихи в гимназических рукописных журналах. И теперь он решил посвятить себя литературе. В 1882 году вышла первая книга рассказов В.М. Гаршина. И.С.Тургенев называл Гаршина своим литературным наследником.

Писать точно и ярко Всеволоду Михайловичу Гаршину помогало другое его увлечение – живопись. Он дружил со многими русскими художниками, часто бывал на их выставках, посвящал им свои статьи и рассказы.

Тот, кто бывал в Третьяковской галерее, наверняка запомнил картину И.Е.Репина «Не ждали». На ней изображён революционер, возвратившийся после долгой царской ссылки, домой, к своей семье. Если внимательно присмотреться к фотографическим портретам писателя В.М.

Гаршина и человека, которого написал на своём полотне знаменитый художник, можно обнаружить несомненное сходство, особенно похожи глаза. В них – страдание и боль. В них легко «читается» история трудной, полной лишений жизни. И в то же время эти глаза смотрят на нас прямо и решительно.

Человек этот, несмотря на все выпавшие, на его долю невзгоды, готов снова повторить уже пройденный однажды путь. Готов к борьбе. Наверное, неслучайно, создавая картину, художник вспомнил писателя Гаршина и сделал своего героя похожим на него.

В 1887 году осенью обострились признаки душевной болезни Гаршина, врачи советовали уехать в Крым или на Кавказ. Но душевное состояние Гаршина было столь невыносимо, что он сам не захотел больше жить.

19 марта 1888 года Гаршин скончался.

Поэт Николай Минский написал стихотворение «Над могилой Гаршина»:

Ты грустно прожил жизнь. Больная совесть века

Тебя отметила глашатаем своим –

В дни злобы ты любил людей и человека,

И жаждал веровать, безверием томим.

Я ничего не знал прекрасней и печальней

Лучистых глаз твоих и бледного чела,

Как будто для тебя земная жизнь была

Тоской по родине, недостижимо дальней…

Всеволод Михайлович Гаршин мало прожил. Мало успел написать. Собрание его сочинений всего одна небольшая книга. Но книга эта – «томов премногих тяжелей».

Почему «тяжелей», наверное, объяснять не нужно. В ней писатель оставил нам самые заветные свои мысли и чувства. О любви к людям, о желании всеми силами ума и души бороться за их счастье.

Оставил своё тревожное, бьющееся и по сей день сердце.

Знакомство со сказкой В.М. Гаршина «То, чего не было».

Выразительное чтение по ролям в классе.

Чтобы актуализировать в сознании школьников событийный ряд произведения, преподаватель задаёт на дом предварительную работу со сказкой «То, чего не было» по вопросам:

  • О чём эта сказка? Почему она так называется?
  • Где и когда происходят события?
  • Какое событие главное? Чем оно закончилось?
  • Кто вам понравился и не понравился? Почему?
  • Какими словами завершается сказка?

Второй урок посвящён собственно анализу сказки «То, чего не было» в форме беседы с классом.

Ход урока–анализа.

Главная задача урока: познакомить детей с анализом художественного произведения в единстве формы (в данном случае его видимых элементов) и содержания, показать их взаимосвязь, их взаимообусловленность. На первый план выдвигается такой элемент формы, как сюжет.

Проводя литературно-методический анализ, учитель уже ставит вопросы и задания к тексту и сам отвечает на них, т.е.продумывает образцовый вариант выполнения своего же задания детям.

При переводе результатов литературно-методического анализа в детскую аудиторию всегда возникает проблема адаптации. В частности, сложность представляет наличие литературоведческой, языковедческой терминологии.

Поэтому я разработала вопросы, которые обеспечат восприятие произведения детьми на достаточном уровне.

У: Что мы прочитали, сказку, рассказ, стихотворение или что-то другое?

Д: Сказку.

У: Почему вы так думаете? Докажите.

Д: В сказке животные разговаривают как люди, происходят чудесные события. Конец сказки весёлый, радостный, счастливый; в ней происходит борьба между добром и злом; герои преодолевают трудности, многие эти сказочные элементы есть в сказке Гаршина.

У: Чем сказка Гаршина не похожа на другую литературную сказку?

Д: Сказка в отличии от большинства других заканчивается грустно. Это необычная сказка.

У: Ребята, а в каком другом жанре, кроме жанра сказки, животные одушевлены?

Д: В баснях. Например, басня И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

У: Вернёмся к нашей сказке. Почему она так называется?

Д: Спор животных не мог произойти на самом деле.

У: Какие мысли возникли у вас при чтении этого произведения? Как бы вы ответили на вопрос «Что есть мир?»

У: Где и когда происходят события? С чего всё началось? Найдите в тексте и зачитайте описание места событий.

У: О чём должно думать порядочное животное, по мнению навозного жука?

Д: Заботиться надо о своём потомстве. Жизнь есть труд для будущего поколения.

У: Почему муравей называет себя несчастным?

Д: Он работает, выбиваясь из сил, в жару, не для себя лично, а для казны, и никто а это спасибо не скажет.

У: Чем похожа и чем отличается жизнь муравья и навозного жука?

Д: Они оба трудятся, но жук для себя и своего потомства, а муравей для общего блага.

У: Что есть мир для кузнечика?

Д: Для кузнечика мир необъятен и бесконечен, кузнечик очень весёлый

и жизнерадостный.

У: Прочитайте о том, что видел на своём веку гнедой? Что означают многоточия в его речи?

Д: Гнедой много размышляет, думает, но не говорит вслух, он очень старый и мудрый.

У: В чём смысл жизни улитки?

Д: Был бы лопух, а его довольно, сиди себе да ешь лист на котором сидишь.

У: Что можно сказать об улитке?

Д: Она ленивая, довольствуется малым, ни к чему не стремится, ворчливая, всякие разговоры её раздражают и от этого у неё болит голова.

У: Кого кузнечик назвал практическими натурами и почему?

Д: Он назвал практическими натурами улитку и гусеницу, так как решил, что они обе заботятся только о том, как набить себе живот.

У: Можно ли назвать гусеницу практической натурой?

Д: Гусеница набивает себе живот, чтобы не погибнуть и в будущем стать бабочкой.

У: Какое настроение вызвал у вас поступок мух?

Д: Грустно, что мухи довольны, а их мама увязла в варенье.

У: Что можно сказать о мухах?

Д: Безжалостные, самодовольные, бессердечные, эгоистичные.

У: Какое событие главное в сказке? Д: Пришёл Антон и нечаянно раздавил компанию.

У: Чем закончилась сказка?

Д: Ящерица убежала, мухи полетели обсасывать свою мёртвую, обманную вареньем маменьку.

У: Какая фраза в сказке выполняет роль нравоучения, морали? Почему?

Д: Мне оторвали его за то, что я решилась высказать свои убеждения. И она была совершенно права. Надо знать, где и когда можно высказывать свои убеждения, а где надо промолчать.

Читайте также:  Краткое содержание обелиск быкова точный пересказ сюжета за 5 минут

У: Можно сделать вывод, что «То, чего не было» это и сказка, и философская притча.

У: Ребята, обратимся к началу сказки? К его первому предложению.

Д: В один прекрасный июньский день, — а прекрасный он был потому, что было 28 градусов по Реомюру, — в один прекрасный июньский день было везде жарко, а на полянке в саду, где стояла копна недавно скошенного сена, было ещё жарче, потому что место было закрытое от ветра густым- прегустым вишняком.

У: Можно ли назвать такое начало мелодичным и напевным, произведение какого фольклорного жанра оно вам напоминает? Почему?

Д: Стих русских былин тоже певучий, неторопливый, длинный, с повторами.

У: Найдите и зачитайте место, где заканчивается описательная часть сказки и начинается её иная, событийная часть.

Д: Вот мы и ушли с полянки, на которой жарче всего, а на этой-то полянке и сидело целое общество неспавших господ.

У: В сказке несколько эпизодов, так как несколько главных героев. Можно ли сказать, что эпизоды похожи между собой?

Д: Каждый герой рассуждает о смысле жизни и окружающем его мире.

У: Правильно, все герои отвечают на один и тот же вопрос «Что есть мир?» Поэтому все эпизоды равнозначны между собой и можно сравнивать сюжет с матрёшкой, внутри которой сидят куколки (эпизоды).

У: В сказке автором использован специальный приём, который используется также в баснях – это аллегория (иносказание). Вспомните, что это такое?

Д: Под видом животных изображаются люди.

У: Как сказал А.С.Пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам — урок». А какой урок вы извлекли из этой сказки?

Д: У каждого человека есть своё мнение о смысле жизни, об окружающем мире.

У каждого есть своё мнение и оно имеет право на существование. Высказывать своё мнение иногда бывает опасно.

В этом мире надо быть очень внимательным, чтобы нечаянно не пострадать.

В мире много людей, которые живут ничего не делая, только в своё удовольствие, другие трудятся для своей семьи или для всех людей, есть люди плохо относящиеся к своим близким.

У: Вы правы, ребята, в своей сказке писатель затронул самые разные стороны человеческой жизни.

У: Попробуйте догадаться какое определение, к какому герою сказки относится?

Мрачный, несчастный (муравей), трудолюбивый (муравей, жук), весёлый, жизнерадостный (кузнечик), глубокомысленный, мудрый (гнедой), ленивая (улитка), безжалостные, эгоистичные, самовлюблённые (мухи), мечтательная недотрога (гусеница), самая любознательная, скромная (ящерица).

У: Почему ящерица самая любознательная и скромная?

Д: Она задала вопрос «Что есть мир?» и долго выслушивала разные мнения.

У: Какие пословицы передают основную идею сказки?

Д: Умные речи приятно и слушать.

Живи всяк своим умом.

У всякого словца жди конца.

Меньше говори, да больше делай.

Людских речей не переслушаешь.

У: Подводя итог разговора, ящерица сказала: Господа, я думаю, что все вы совершенно правы, но с другой стороны… Но ящерица так и не успела сказать, что было с другой стороны. Как вы думаете, что хотела сказать ящерица?

Д:

У: Итак, с какой сказкой мы сегодня познакомились и кто её автор?

Д: Мы познакомились со сказкой В.М.Гаршина «То, чего не было».

У: Как называются сказки, у которых есть автор?

Д: Такие сказки называются авторскими.

Источник: https://multiurok.ru/files/znakomstvo-so-skazkoi-v-m-garshina-to-chiegho-nie-bylo.html

Краткое содержание рассказа «Сигнал» Гаршина

Мужчина по имени Семен Иванов занимает весьма скромную должность железнодорожного сторожа.

Около десяти лет назад ему довелось побывать на войне и сражаться с турецкими солдатами, в результате чего здоровье Иванова было в значительной степени подорвано, хотя он и не получал ранений в боях.

По возвращении в родную деревню Семена продолжают преследовать неудачи, ему и его супруге не удается построить по-настоящему крепкое и стабильное хозяйство, к тому же Ивановы теряют маленького сына.

Решив полностью изменить жизнь, Семен вместе с женой оставляют прежнее место жительства и отправляются искать счастья в другие края. Однако им упорно не везет, лишь бывший полковой офицер, под началом которого ранее служил Иванов, из обыкновенного сочувствия помогает мужчине устроиться на работу на железнодорожной станции, находящейся под его руководством.

Мужчина искренне благодарен судьбе за такие перемены. Теперь у них с женой имеются дом, огород, к тому же Семен регулярно получает жалованье, и Ивановы усердно обзаводятся собственным хозяйством.

Работа не требует от Семена особых усилий, он неустанно следит за порученным его попечению участком пути.

Иванов также находит общий язык и с коллегой Василием, мужчины все чаще общаются между собой на разные темы.

Семен полагает, что жаловаться на судьбу нет никакого смысла, он старается все беды и неприятности переносить с достоинством, руководствуясь мыслью о том, что ему, видимо, просто Бог не пожелал дать счастья.

В то же время Василий уверен, что его жизнь является настолько тяжелой и бедной по той причине, что на его ежедневном нелегком труде не перестают наживаться богачи, он испытывает самую жестокую и непрекращающуюся ненависть ко всему существующему начальству.

Сторожам становится известно о том, что из столицы должна приехать ответственная ревизионная комиссия. Иванов заблаговременно наводит на своем участке образцовый порядок, и проверяющие охотно выражают Семену благодарность. Однако все складывается совершенно по-другому на участке, который находится в ведении Василия.

Своенравный и упрямый человек уже достаточно давно конфликтует с местным мастером, поскольку завел огород, не обратившись к нему за соответствующим разрешением.

Выведенный из себя мастер потребовал, чтобы Василий немедленно выкопал «незаконно» посаженую капусту, однако тот не только не подчинился этому приказанию, но и попытался подать на мастера жалобу вышестоящему руководству.

Но к словам сторожа никто не стал прислушиваться, более того, с ним обошлись крайне грубо и даже ударили по лицу. Новая попытка Василия добиться справедливости, теперь уже в Москве, также оказывается безрезультатной. Семен встречает заплаканную супругу товарища, но женщина не желает ничего ему рассказывать.

Иванов обнаруживает, что Василий разворотил ломом путь, по которому в самое ближайшее время должен идти поезд с пассажирами. Семен не знает, как исправить положение, ведь нужные инструменты находятся у напарника.

Сторож с ужасом думает о том, что произойдет с людьми, которые едут в это время в поезде, ведь среди них наверняка имеются и маленькие дети.

Семен прекрасно понимает и то, что не успеет за оставшиеся несколько минут сбегать в свою будку за необходимыми приспособлениями.

Но внезапно у него появляется идея. Мужчина сознательно ранит собственную руку ножом и обильно смачивает в крови свой платок. Надев его на палку, Иванов активно размахивает ею, подавая, таким образом, машинисту сообщение о том, что поезд следует немедленно остановить.

Однако рана оказывается достаточно глубокой, Семен с каждым мгновением теряет силы и ощущает, как у него все сильнее темнеет в глазах, он в состоянии лишь молить о помощи Всевышнего. Потеряв сознание, сторож падает навстречу поезду, но рука другого человека тут же подхватывает флаг и продолжает им сигналить.

Машинист все же успевает осуществить остановку состава, и вокруг сразу появляется множество людей. Они видят мужчину, находящегося без чувств, замечают и второго, держащего в руке окровавленный платок. Своеобразный флаг находится у Василия, который, обведя глазами всех присутствующих, признается в том, что повредил рельсы, и просит его арестовать.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/08/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-signal-garshina.html

Сочинение: Тема свободы в сказке Гаршина «Attaleaprinceps»

Тема свободы в сказке В. М. Гаршина «Attalea princeps»

Сказка Всеволода Михайловича Гаршина «Attaleaprinceps» — это грустная история о свободолюбивой пальме. Мир для неё поделился на две части: жизнь на родине и жизнь в оранжерее.

Произведение начинается с описания оранжереи: «Она была очень красива…». Гаршин даже сравнивает её с драгоценным камнем.

Но далее мы понимаем, что для растений оранжерея была настоящей тюрьмой, не зря автор называет их «заключёнными».

Рассказ о страданиях растений, о том, как «садовники постоянно обрезали ветви, под­вязывали проволоками листья», заставляет задумать­ся над тем, что красота и уют в оранжерее — это ви­димость.

«Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо» — этими строками Гаршин противо­поставляет «родной край и свободу» тесной и тёмной оранжерее.

Интересно, что главными героями в сказке явля­ются сами растения, которые могут разговаривать. С помощью такого сказочного приёма автор стремит­ся наиболее ярко, точно передать их переживания. Из диалога растений мы узнаём, что они очень раз­ные.

Однако всех их: саговую пальму, кактус, кори­цу, папоротник, цикаду, маленькую травку, Attaleaи другие растения — объединяет тоска по родине и свободе. Но лишь Attaleaи «самая жалкая и презрен­ная травка» сопротивлялись такой жизни и хотели вырваться на волю.

Остальные растения просто при­способились к тюрьме: «Что касается меня, — вме­шалась корица, — то я почти довольна своим поло­жением».

Гаршин противопоставляет и других героев: дирек­тора ботанического сада и бразильянца. Равнодушный, безжалостный директор практически не выходил из своей «стеклянной будочки» и «гордился знанием, с каким он устроил оранжерею». А бразильянец «объе­хал весь свет». Увидев пальму, он так сильно затоско­вал по родине, что даже уехал домой.

Встреча с бразильянцем стала решающей для паль­мы. Она сказала себе: «Я хочу… — и я увижу!» Несмот­ря на то, что все растения, кроме травки, отказались её поддержать, Attaleaстала бороться в одиночку, не жалея своих листьев. Она доказала себе и остальным, что способна пробить даже крышу, чтобы освободить­ся: «Молчи, слабое растение! Не жалей меня! Я умру или освобожусь!»

Читая сказку, мы видим, что пальма обречена. Она и сама это понимает, воскликнув: «Только-то?» Очень грустно представлять то, как садовники пилят паль­му и вырывают маленькую травку.

Несмотря на то что поступок пальмы привёл её к гибели, он достоин восхищения и уважения. Пусть Attaleaне смогла достигнуть своей «высочайшей цели», но она не подчинилась, не покорилась, не стала ми­риться с жизнью в неволе, а героически сопротивля­лась и боролась.

На примере поступков своих героев Гаршин учит нас не только быть мужественными, свободными, це­леустремлёнными, но и не причинять страданий дру­гим, всегда оставаться чуткими и внимательными ко всем, кто нас окружает.

Здесь искали:

  • attalea princeps анализ
  • чему учит сказка attalea princeps
  • https://yandex ru/clck/jsredir?from=yandex ru;search;web;;&text=&etext=1825 Tabz4glmQqwN2oCniMeqjfACOtuAQ4Wq4R7zFSdnfF9j9MNV_TgLKmoGxzmwMLaG 5de1b2f7f28e27c5bbe49497366bfc97805df432&uuid=&state=_BLhILn4SxNIvvL0W45KSic66uCIg23qh8iRG98qeIXme

Источник: http://sochineniye.ru/sochinenie-tema-svobody-v-skazke-garshina-attaleaprinceps/

Ссылка на основную публикацию