Краткое содержание гоголь невский проспект точный пересказ сюжета за 5 минут

Невский проспект — краткое содержание

Краткое содержание Гоголь Невский проспект точный пересказ сюжета за 5 минут

   По Невскому проспекту гуляют двое молодых людей, попутно ухлестывая за одинокими девушками. Один из них, Пискарев, замечает красивую брюнетку и следует за ней. Они проходят до улицы Литейной. Она заходит в дом, в котором поднимается на четыре этажа вверх и видит там еще нескольких девушек. Он быстро понимает, что очутился в публичном дому и мгновенно покидает его.

   Ему было тяжело понять, что та прекрасная леди, на которую у него были абсолютно романтические надежды, оказалась распутницей.

   Он пошел домой, где очень долго не мог успокоить себя, но как только спокойствие было на его стороне, в дверь позвонил лакей, который сказал ему, что та дама у которой он был совсем недавно, зовет его на бал.

Пискарев собирается и приезжает на праздник. Самая прекрасная женщина которую он видел, была та самая девушка, которую он встретил на улице. Но вскоре он теряет ее из виду и больше не может ее найти.

 Пискарев просыпается и понимает, что это был сон.

   Пискарев грезит юной особой. Он пытается отыскать ее в своих снах, погружаясь в них все глубже от опиума. Он решился зайти в тот дом, в который она первый раз его привела и заводит с ней разговор о прекрасной семейной жизни. Ее это совершенно не привлекает, она смеется над ним. Пискарев уходит в гневе и презрении и запирается у себя дома.

   Его находят спустя семеро суток, в своей комнате с перерезанным горлом и хоронят на Охотинском кладбище. Его друга тоже настигла плачевная история.

   В тот же день, когда Пискарев встретился с брюнеткой, Пирогов проследовал за блондинкой. Прогулявшись за ней, он приходит в дом Шиллера, жестянщика, где происходит очень странное действие. Шиллер просит Гофмана, сапожника, отрезать ему нос. Пирогов уходит, чтобы не попасть в пьяную драку, тем более он понимает, что блондинка, жена жестянщика. Пирогов заказывает шпоры.

   В выходной Пирогов приходит к госпоже Шиллер, он неплохо проводит с ней время, но наступает неуклюжий момент при котором муж с друзьями приходит домой. Они хватают его за руки и ноги и высекают его. Пирогов убегает от них, грозя им плетей и ссылки в Сибирь. Однако как только попадает в кондитерскую, и съедает пару вкуснейших булочек, мгновенно забывает о произошедшем ранее.

   Позже он посетил своих друзей, и изрядно напившись в мазурке, окончательно забыл произошедшую историю.

   Представьте, какие странные происшествия возможны на Невском проспекте, где горят обманным светом фонари и где невозможно предугадать развитие событий.

Источник: http://szhato.ru/gogol/158-nevskiy-prospekt.html

Невский проспект — краткое содержание

Краткое содержание Гоголь Невский проспект точный пересказ сюжета за 5 минут

Повествователь восхищается Невским проспектом как самой лучшей улицей в Петербурге.

Ранним утром здесь можно встретить простых мужиков, спешащих на работу, нищих возле дверей кондитерской, стариков и старух, размахивающих руками или говорящих с самими собой, мальчишек, которые бегут с пустыми штофами или готовыми сапогами в руках вдоль по проспекту. В двенадцать часов появляются гувернеры и гувернантки всех наций со своими питомцами в батистовых воротничках.

Ближе к двум часам количество гувернеров и детей уменьшается. Появляются нежные отцы и матери этих детей. К ним присоединяются все, кто окончил важные домашние дела.

Это те, кто поговорил с доктором о погоде и прыщике на своем носу, прочитал важную статью в газетах об отъезжающих и приезжающих, выпил чашку кофию или чаю и т. д.

Появляются чиновники из Иностранной коллегии и чиновники по особым поручениям.

В три часа Невский проспект покрывается чиновниками в зеленых вицмундирах. «Голодные титулярные, надворные и прочие советники стараются всеми силами ускорить свой ход.»

С четырех часов – никого, кроме заезжих людей да изредка пробегающих ремесленников.

С наступлением сумерек на Невском появляется много молодых людей, большей частью холостых, в теплых сюртуках и шинелях. Молодые коллежские регистраторы, губернские и коллежские секретари прохаживаются. Здесь же можно увидеть почтенных стариков, которые бегут с тем, чтобы заглянуть под шляпку издали завиденной дамы с толстыми губами и щеками, накрашенными румянами.

Художник Пискарев и поручик Пирогов гуляют по проспекту. Увидев понравившихся девушек, брюнетку и блондинку, каждый из них отправляется вслед за своей незнакомкой.

Застенчивый и робкий Пискарев, воспылавший платоническими чувствами и чистой любовью к красавице-брюнетке, идет за ней.

Войдя в дом, они поднялись по лестнице на четвертый этаж и очутились в квартире, оказавшейся приютом разврата. В ужасе он бросился бежать.

В своей комнате Пискарев засыпает и видит сон, будто та барышня, у которой он только что был, прислала за ним карету и лакея в богатой ливрее. Он приезжает в ее богатый дом, где она пытается что-то объяснить ему, но исчезает. Пискарев тщетно пытается найти ее и просыпается. Затем сновидения сделались его жизнью.

Он стремится увидеть прекрасную незнакомку во сне и для этой цели употребляет опий. Наконец Пискарев стал думать, что девушку вовлек в разврат какой-то ужасный случай и решает спасти ее, женившись на ней. Художник снова приходит в ту квартиру и делает незнакомке предложение, рисуя картину их будущей жизни: он работает за мольбертом, она же, воодушевляя его, сидит за рукоделием.

Девушка с презрением отказывается и говорит, что она не прачка и не швея, чтобы работать.

Разум Пискарева помутился. Он бродит весь день по улицам, а затем запирается в своей комнате и кончает жизнь самоубийством, перерезав горло бритвой.

А тем временем поручик Пирогов продолжает преследовать блондинку, оказавшуюся женой жестяных дел мастера Шиллера. Поскольку в первый раз Пирогов пришел не во время, Шиллер выпроводил его вон. Но на другой день поручик вновь приходит к нему в мастерскую и заказывает для себя шпоры.

Несмотря на явный отпор, который дает ему немка, он продолжает бывать в их доме под различными предлогами. Однажды Шиллер, застав Пирогова целующим его жену, вместе с другими ремесленниками избивает его.

Сначала поручик был в сильном гневе и негодовании, но быстро успокоился, зайдя по дороге в кондитерскую, а потом к одному правителю контрольной коллегии, где в тот вечер собралось приятное общество чиновников и офицеров.

Повествователь призывает не верить Невскому проспекту.

Источник: http://tululu.org/sam/kratkoe_soderzhanie/gogol_nikolaj_vasilevich/nevskij_prospekt.html

Краткое содержание «Невский проспект»

Повесть «Невский проспект» Гоголь написал в 1833–1834 годах. Произведение вошло в цикл автора «Петербургские повести».

Как и в других повестях цикла, в «Невском проспекте» Гоголь развивает проблему «маленького человека», ставшую одной из главных в русской реалистической литературе.

Композиция повести состоит из трех частей: реального описания Невского проспекта, историй Пискарева и Пирогова и изображения автором особого метафизического пространства, мифологического уровня восприятия Невского проспекта.

На сайте можно читать онлайн краткое содержание «Невского проспекта», а также дополнительно пройти тест на знание произведения.

Пискарев  – бедный художник, мечтатель; был очарован брюнеткой, которая оказалась проституткой.

Пирогов  – поручик, «имел множество талантов», любил «все изящное», ему нравилось проводить время в обществе; ухаживал за женой немца Шиллера.

Шиллер  – «совершенный немец», «жестяных дел мастер в Мещанской улице», муж блондинки.

Гофман – «сапожник с Офицерской улицы», друг Шиллера.

Блондинка  – жена Шиллера.

Брюнетка  – проститутка.

«Нет ничего лучше Невского проспекта». «Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга». Ранним утром проспект пуст. До 12-ти часов «постепенно наполняется лицами, имеющими свои занятия, свои заботы, свои досады». После 12-ти тут появляются «гувернеры всех наций» с воспитанниками.

Ближе к 2-ум часам – родители детей, а затем люди, «окончившие довольно важные домашние занятия». Здесь можно увидеть все и всех. В 3 часа проспект «покрывается весь чиновниками в зеленых вицмундирах». С 4-ех часов он пуст. «Но как только сумерки упадут на домы и улицы, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться».

По Невскому проспекту прогуливаются поручик Пирогов с приятелем. Пирогову понравилась некая блондинка, тогда как его товарищу – брюнетка, поэтому молодые люди расходятся, устремившись за дамами.

Приятель Пирогова, художник Пискарев, следуя за брюнеткой, подошел к четырехэтажному дому и поднялся по лестнице. Они вошли в комнату. Осмотревшись по сторонам, Пискарев понял, что попал в публичный дом. Прекрасной незнакомке, пленившей художника, было 17 лет. Однако услышав, как девушка разговаривает – «так глупо, так пошло», он сбежал.

После полуночи, когда Пискарев уже собирался спать, к нему неожиданно постучал лакей в богатой ливрее. Гость сказал, что барыня, у которой художник был несколько часов назад, прислала за ним карету. Лакей привез Пискарева на бал.

Среди роскошно одетых людей художник замечает прекрасную незнакомку. Она пыталась рассказать Пискареву, что на самом деле не принадлежит «к тому презренному классу творений», и хотела открыть какую-то тайну, но их прервали.

Неожиданно художник очнулся в своей комнате и понял, что это был только сон.

С того момента Пискарев стал одержим прекрасной незнакомкой, пытаясь снова и снова увидеть ее во сне. Молодой человек начал принимать опиум. Незнакомка снилась ему почти каждый день, во сне он видел ее своей женой. Наконец художник решил на самом деле жениться на девушке.

Пискарев «тщательно принарядился» и пошел в публичный дом. Молодого человека встретил «его идеал, его таинственный образ». Собравшись духом, Пискарев «начал представлять ей ужасное ее положение». Художник сказал, что хотя он и беден, но готов трудиться: он будет рисовать картины, она вышивать или заниматься другим рукоделием.

Девушка же неожиданно прервала его, сказав, что она не прачка и не швея, чтобы заниматься такой работой. Пискарев «бросился вон, потерявши чувства и мысли». Молодой человек заперся в своей комнате и никого не пускал. Когда же дверь выломали, то нашли его мертвым – он покончил жизнь самоубийством, перерезав себе горло.

«Так погиб, жертва безумной страсти, бедный Пискарев».

Читайте также:  Краткое содержание мальчик у моря дубова точный пересказ сюжета за 5 минут

Пирогов же, преследуя блондинку, вышел вслед за ней на Мещанскую улицу – «улицу табачных и мелочных лавок, немцев-ремесленников и чухонских нимф», поднялся по лестнице и вошел в большую комнату. Слесарные инструменты и железные опилки говорили о том, что это квартира мастерового.

Незнакомка прошла в боковую дверь, Пирогов за ней. В комнате сидели пьяные мужчины: жестяных дел мастер Шиллер и его друг сапожник Гофман. Гофман собирался отрезать Шиллеру нос, так как тому не нужен был нос, на который «выходит три фунта табаку в месяц». Внезапное появление Пирогова прервало этот процесс.

Возмущенный Шиллер прогнал поручика.

На следующий день Пирогов зашел в мастерскую Шиллера. Его встретила та самая блондинка. Пирогов сказал, что хочет заказать шпоры. Блондинка позвала мужа – им оказался сам Шиллер. Немец, не желая связываться с поручиком, назвал высокую цену и долгие сроки, но Пирогов все равно настоял на том, что хочет заказать именно у Шиллера.

Пирогов начал часто захаживать к немцу якобы спрашивая, когда будут готовы шпоры, но на самом деле, чтобы ухаживать за женой Шиллера. Когда шпоры были готовы, поручик заказал оправу для кинжала. Ухаживания Пирогова за блондинкой возмущали флегматичного Шиллера, он пытался придумать, как избавиться от поручика. Пирогов же в кругу офицеров уже хвалился интрижкой с хорошенькой немкой.

Как-то Пирогов пришел к немке тогда, когда Шиллера не было дома. Но только поручик начал целовать ножку женщины, как немец вернулся, а с ним его друзья – Гофман и Кунц. Все они были пьяны и тут же набросились на Пирогова.

После случившегося поручик хотел было сразу пойти жаловаться на немцев к генералу, но зашел в кондитерскую и «вышел уже не в столь гневном положении».

К 9 часам поручик совсем успокоился и отправился на вечер, где отличился в мазурке.

«О, не верьте этому Невскому проспекту!». «Он лжет во всякое время, этот Невский проспект, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде».

В повести «Невский проспект» Гоголь использует литературный прием двойничества, который, прежде всего, применяется при изображении Невского проспекта: он одновременно существует в двух мирах: в реальном и в ирреальном, романтическом.

Двойственно и изображение двух главных героев – Пискарева и Пирогова, а также историй, которые с ними случаются. Пирогов относится к жизни просто, поверхностно, ему не свойственно мечтать и идеализировать.

Пискарев же живет в мире своих грез, приснившиеся события становятся для него словно частью реально произошедших.

Рекомендуем не ограничиваться прочтением краткого пересказа «Невского проспекта», а оценить полный вариант повести.

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/books/gogol/nevskiy-prospekt

«Петербургские повести» — какое краткое содержание для читател. дневника?

Цикл «Петербургские повести» включает в себя пять повестей: «Невский проспект», «Шинель», «Нос», «Портрет» и «Записки сумасшедшего».

Повесть «Невский проспект» начинается с красочного описания главной улицы Санкт-Петербурга в разное время суток. Действие происходит вечером. Поручик Пирогов и художник Пискарев следуют за прекрасными незнакомками. Пискарев увлечен брюнеткой и доходит за ней до четырехэтажного дома, поднимается в ярко освещенную комнату.

И вдруг художник понимает, что это публичный дом. Он сбегает, но думает о девушке постоянно, мечтает, что она станет его женой. Пискарев возвращается в публичный дом и делает ей предложение, но женщина отказывается менять свой образ жизни и с презрением отказывает ему.

Художник не выносит этого и в отчаянии кончает жизнь самоубийством.

Его друг, поручик Пирогов, провожает блондинку и приходит к дому жестянщика Шиллера, женой которого она оказывается. Поручик начинает ухаживать за чужой женой. За что оказывается избит взбешенным мужем. Но Пирогов быстро утешается и забывает об этой истории.

В повести «Нос» коллежский асессор Ковалев, проснувшись утром, в ужасе замечает пропажу носа. Ковалев просит помочь найти нос, обращаясь в газету, в полицию, но везде получает отказ. Все считают это слишком странным.

Случайно майор (так любил называть себя Ковалев) встречает свой нос одетым в мундир и шляпу. На просьбу вернуться на место нос отвечает отказом.

После многих приключений однажды утром нос снова оказывается на месте к великой радости Ковалева.

Главный герой повести «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин. Он служит титулярным советником и занимается переписыванием бумаг. Однажды его шинель сильно поизносилась и он отнес ее к портному Петровичу. Но тот говорит, что починить шинель не возможно, придется шить новую. Для Башмачкина это слишком дорого и ему приходится начать копить деньги.

После многих лишений он наконец-то шьет новую замечательную шинель. Однако вскоре поздно вечером его грабят и забирают шинель. В отчаянии Акакий Акакиевич обращается за помощью в поимке грабителей к влиятельном чиновнику, который жестоко отказывает ему. В этот же день Башмачкин горячке умирает.

С тех пор призрак Башмачкина бродил по ночам и срывал шинели с запоздавших прохожих, пока не отобрал шинель у обидчика.

Повесть «Портрет» рассказывает о художнике Чарткове, случайно купившего на последние деньги в лавке портрет старика, на котором особенно выделятся точно живые глаза. Во сне к нему приходит старик с портрета и Чартков получает от него сверток с деньгами. На следующий день из рамы картины в руки художника упал сверток из сна.

С этого дня Чартков становится богатым, живет на широкую ногу, у него появляется много заказчиков, но вот картины становятся похожи друг на друга. Талант художника исчезает все больше и больше. Чарткову везде мерещатся глаза старика, что приводит его к сумасшествию и скорой смерти. Позже оказывается, что на портрете – ростовщик, которому помогал сам дьявол.

Портрет приносит несчастье всем, кто им владеет.

Повесть «Записки сумасшедшего» – это записи из дневника Аксентия Ивановича Поприщина, человека небольшого чина и должности. Читая записки, можно проследить как постепенно сходил с ума Поприщин. Сначала его уверенность в любви к нему дочки начальника, подслушанный разговор собачек и чтение их переписки. В конце Поприщин неожиданно объявляет себя королем Испании.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2643575-peterburgskie-povesti-kakoe-kratkoe-soderzhanie-dlja-chitatel-dnevnika.html

Невский проспект Гоголя – краткое содержание: о чем написана повесть и какова характеристика проспекта

Повесть «Невский проспект» была написана в 1834 году. Этот и следующий год были самыми плодотворными в жизни писателя Николая Гоголя. В этот период он не только создал множество великих произведений, но и задумал все те, что были написаны впоследствии.

Одна из знаменитых повестей носит название Невский проспект (Гоголь), краткое содержание и анализ ее основных идей будут предложены далее.

История создания

Молодой Гоголь был достаточно близок к художественному миру столицы. Три года (1930-1931) он посещал курсы Художественной академии, где учился рисованию. У него было много знакомых живописцев, включая таких светил, как Венецианов или Брюллов.

Николай Гоголь очень хорошо изучил мир художников, знал, что это за люди, чем они живут.

Творческой жизни посвящены два известных произведения писателя: «Невский проспект» и «Портрет». В них автор высказал свои взгляды, сомнения и мысли о роли, значении и возможностях творчества. Образом человека-творца в произведениях писателя всегда является именно художник, живописец.

Однако если читать краткое содержание Невский проспект, то оно не сможет заменить собой целое произведение великого писателя. Читать краткий пересказ по главам — это значит не прочитать классическое произведение совсем.

Повесть «Невский проспект» была задумана, как полагают, в 1831 году, а написана к октябрю 1934. Произведение входит в знаменитый цикл «Петербургские повести», где собраны произведения разных лет. Объединяет их место действия – Санкт-Петербург.

Сам Гоголь не собирал эти повести в один цикл. Такая традиция появилась в литературе уже после ухода из жизни писателя. Все «Петербургские повести» принято считать во многом близкими между собой по тематике. Литературоведы находят в них художественное единство. Такова история создания повести.

Краткое содержание

Повествование начинается с описания Невского проспекта, в котором заключена вся душа Петербурга. Здесь можно увидеть множество характерных типов людей из самых разных общественных слоев.

Здесь никогда не прекращается жизнь, только меняется в разное время суток.

Гоголь описывает сановников, дам, мужиков, владельцев магазинов, гувернанток с дворянскими детьми, ремесленников, купцов, чиновников разных рангов, которые, словно вереницей, проходят по Невскому. Наконец, из всей этой толпы автор выделяет двух людей, ставших главными героями повести — молодого художника Пискарева и его легкомысленного приятеля — поручика Пирогова.

Оба они гуляли по вечернему проспекту, когда их внимание привлекли женщины. Поручик заметил какую-то «блондинку» и сразу увязался за ней, надеясь на легкую любовную интрижку. Мысли же и чувства художника были намного возвышенней. Он увидел юную темноволосую девушку, которая показалась ему идеалом красоты.

В ее лице он разглядел что-то «божественное», «святое». Художник пошел за ней, без всякой дурной мысли, которой просто не могла вместить его чистая душа, желая лишь увидеть, где может жить такая великолепная красавица.

«Дама» заметила молодого человека, улыбнулась ему, а подойдя к своему дому, знаком пригласила молодого человека войти внутрь. Мечтательному художнику представился целый роман. Он подумал, что какие-то таинственные обстоятельства заставляют прекрасную даму искать его помощи и, наверняка, она хочет дать ему очень важное поручение.

Молодой романтик не верил своему счастью, всей душой жаждал служить этому идеалу красоты, выполнять любые ее повеления. Так художник поднялся на четвертый этаж, вслед за своей «дамой» зашел в одну из квартир и, оглядевшись, с ужасом осознал, что он находится в публичном доме.

Читайте также:  Краткое содержание кентерберийские рассказы чосер точный пересказ сюжета за 5 минут

Это открытие очень болезненно подействовало на чистого, скромного юношу. Ведь красота для него была предметом религиозного поклонения, явлением Бога на земле.

Но вот перед его глазами была «красота, тронутая тлетворным дыханием разврата».

Художник чувствовал здесь что-то мистическое: «она какою-то ужасною волею адского духа, жаждущего разрушить гармонию жизни, брошена с хохотом в эту страшную пучину».

Тут красавица обратилась к нему и о чем-то заговорила. Голос был «нежным», «мелодичным», но слова ужасали своей глупостью и пошлостью. Это было выше всяких сил! Художник со всех ног бросился бежать.

Вернувшись домой, он долго не мог уснуть от потрясения, наконец, уже далеко за полночь, начал дремать. Вдруг в дверь кто-то постучал. Это оказался богато одетый лакей. Он доложил, что пришел от барыни, которую художник видел несколько часов назад.

Дама прислала за ним карету и просит ее навестить. Молодой человек очень обрадовался. Значит, его красавица — знатная дама и не может работать в том ужасном доме. Здесь какая-то тайна! Он охотно сел в карету.

Так художник Пискарев оказался во дворце с «мраморными колоннами», где праздновали бал. Залы были переполнены людьми. Молодой человек несколько потерялся от шума, незнакомых лиц и окружающей роскоши. Он прислонился к колонне и стал смотреть на толпу.

Мимо проходило множество великолепных дам, но одна из них особо выделялась изяществом наряда и красотой. С трудом протиснувшись сквозь толпу, художник приблизился к красавице, желая хорошо ее рассмотреть. Оказавшись с ней лицом-к-лицу, он вдруг понял, что эта царица бала — та самая девушка, которую он видел накануне.

Дама тоже узнала художника и позвала его в другой конец зала, где можно было бы поговорить. И вот они там встретились. Красавица что-то ему объясняла, говорила о каких-то загадочных обстоятельствах, по вине которых оказалась вчера в том ужасном доме.

Но что здесь была за тайна, художник не успел узнать, их разговор прервал неизвестный пожилой человек, и красавица была вынуждена на минуту отойти.

Художнику не терпелось продолжить беседу, будучи не в силах ждать, он пошел искать свою даму. Пискарев долго ходил из комнаты в комнату, но нигде ее не находил. Наконец, устав, прислонился к стене… и проснулся.

Реальность снова предстала перед ним такой, какая есть. Но он не мог с этим примириться. Сон был куда лучше! И он стал жить только снами, а чтобы как можно меньше бодрствовать, начал принимать опиум. Теперь смысл его существования был в том, чтобы снова и снова вызывать у себя грезы.

Вновь видеть то воплощение идеальной красоты, понимать, что на самом деле она вовсе не работает в публичном доме, такое просто невозможно! Всему причиной сложные, загадочные обстоятельства…

Просыпаясь он думал: «Лучше бы ты вовсе не существовала! Не жила в мире, а была бы созданием вдохновенного художника!»

Однажды ему приснилось, что эта девушка стала его женой. Он был совершенно счастлив. А когда проснулся, подумал: «А вдруг эту красоту еще можно спасти?» Что, если он действительно женится на ней и вытащит из пучины разврата? С этой мыслью художник вновь пришел в публичный дом.

Дверь отворила та самая девушка, все такая же прекрасная, хотя выглядевшая теперь несколько заспанной и бледной. Художник открыл красавице свои чувства, предложил выйти за него замуж и начать вместе с ним новую трудовую жизнь – он будет писать картины, она заниматься каким-нибудь рукоделием.

Но, оказалось, девушка вовсе не в восторге от его предложения. Разврат ее нисколько не тяготил, напротив, ей нравилось, что можно бездельничать, пить, спать до двух часов.

Благородная жизнь в бедности и трудах девицу не привлекала. Художник понял, что ее душа уже совершенно опустошена. Последней каплей стали пошлые шутки присутствовавшей при этом разговоре подруги красавицы.

Художник выбежал из дома и целый день бродил по городу, не зная куда идет. Ум его помутился. Наконец, он вернулся к себе и заперся. Через неделю в доме почуяли неладное и взломали дверь. Художник Пискарев лежал на полу с перерезанным горлом, а рядом лежала бритва.

Сразу после этой трагедии, идет комедия – история товарища погибшего художника, того самого поручика Пирогова, который увязался за какой-то блондинкой. Как оказалось, это была жена немца-жестянщика, которого звали Шиллер.

Пирогов проследовал за белокурой немкой до самого ее дома, откуда был грубо выгнан ее пьяным мужем. Однако, поручик не сдавался. Он пришел к жестянщику на следующий день и заказал себе шпоры, чтобы иметь предлог наведываться в его дом. Потом ему понадобились ножны для кинжала.

Все это время Пирогов тайком пытался заигрывать с женой мастера, однако та не отвечала на его ухаживания. Наконец, поручик пришел в воскресенье, когда немца-жестянщика не было дома, и стал приставать к его жене, несмотря на ее возмущение и крики.

Тут как-раз пришел муж со своими товарищами–ремесленниками. Все они были пьяны. Пирогова подвергли порке и выставили за дверь.

Поручик был крайне возмущен таким оскорблением своей дворянской чести, хотел жаловаться на немца во все судебные инстанции страны, вплоть до самого государя.

Однако посетив кондитерскую, почитав газету, прогулявшись по Невскому, сходив на вечер к друзьям, совершенно успокоился и забыл все неприятное.

Краткий анализ

В повести «Невский проспект» можно выделить несколько смысловых пластов: философский, социальный, психологический.

Вот основные идеи этого произведения:

  1. Прежде всего, следует сказать о социальной тематике повести. Произведение начинается и заканчивается описанием Петербурга, а точнее его главной улицы – Невского проспекта. Это город контрастов, богатства и нищеты. Это город обманов, где «все не то, чем кажется».
  2. Гоголевское описание Петербурга по стилю можно назвать «ироничной патетикой». Так Гоголь изображает жизнь этого города, внешне – великолепную, внутренне – пошлую и пустую.
  3. Затем писатель останавливается на двух героях, как-бы случайно выбрав их из толпы. Один из них, художник, по духу – полная противоположность тому миру, в котором он живет.
  4. «Этот молодой человек принадлежал к тому классу, который составляет у нас довольно странное явление и столько же принадлежит к гражданам Петербурга, сколько лицо, являющееся нам в сновидении, принадлежит к существенному миру» — вот характеристика, данная Гоголем своему герою. Пискарев – романтик, чистый сердцем мечтатель, совершенно чуждый всякой пошлости и грязи. Его история – трагедия идеалиста, не сумевшего примириться с безобразной реальностью.
  5. Другой герой, в отличие от художника, совершенно вписывается в окружающую его жизнь. Если первый «не от мира сего», второй – вполне дитя своего мира. Если первый гибнет, не вынеся встречи с пошлостью, второй прекрасно с ней уживается.
  6. История похождений поручика следует сразу после трагедии художника и поэтому кажется нелепой, неуместной. Так Гоголь еще ярче подчеркнул парадоксальность, неразумность реальной жизни, где фарс перемешан с подлинной трагедией, высокое с глупым и пустым.

Здесь повесть «Невский проспект» перекликается с тремя другими творениями Гоголя – «Вием», «Тарасом Бульбой» и «Записками сумасшедшего», каждое из которых освещает вопрос с особой стороны.

В «Невском проспекте» мысль сформулирована наиболее четко. Красота, как считает герой-художник, а вместе с ним сам Гоголь, имеет божественную природу, она, по-сути, явление небесного на земле. 

В реальном мире все извращено, находится во власти зла.

Красота обречена на гибель сама и губит других:

  • в повести «Тарас Бульба» она толкает героя на предательство отчизны,
  • в «Записках сумасшедшего» — доводит до безумия,
  • в произведении «Вий» двусмысленность красоты воплощается в демоническом образе панночки-ведьмы.

В «Невском проспекте» этот вопрос рассматривается, прежде всего, в свете творчества, глазами «служителя красоты». То есть, по-сути, речь идет о соотношении искусства с реальностью. Главный герой, ощутив всю неправильность, извращенность действительности, полностью отказывается от нее в пользу вымышленного идеала.

Однако бегство от реальности не спасает художника и оказывается невозможным. Он все-равно, в конце-концов, делает отчаянную попытку сблизить действительность с мечтой и в результате погибает.

Источник: https://znaniya.guru/russkij-i-literatura/povest-nevskij-prospekt.html

«Невский проспект», краткое содержание повести Гоголя

Невский проспект — жизненная артерия Петербурга: главная улица города, протяжённая через весь её центр. Связующее звено всех улиц и то место, куда стекаются горожане всякого возраста и сословия в любой час дня и ночи. Себя показать — посмотреть других, завести деловые знакомства, встретить свою любовь или просто найти себе развлечение по душе.

Однажды два молодых мужчины— художник Пискарев и поручик Пирогов — отправились на Невский, чтобы поглазеть на барышень и найти достойных своего внимания. Их привлекали прежде всего одинокие дамы, не спеша прогуливающиеся мимо.

Художник увлёкся брюнеткой, охваченный возвышенными романтическими чувствами. Оказавшись на Литейной, около четырёхэтажного дома с множеством горящих окон, они поднимаются на самый верхний этаж и оказываются в комнате. В ней Пискарёв видит трёх других женщины.

Они выглядят так вульгарно, что с ужасом Пискарев понимает, что оказался в публичном доме. Возвышенный образ его избранницы не мог навести на мысль, что развязка окажется именно такой. Художник начинает замечать, что прекрасная брюнетка и говорит довольно пошло и глупо.

Потрясённый молодой человек убегает прочь, в черноту улицы.

Дома сон никак не шёл к нему, он то начинал дремать, то просыпался, то снова начинал дремать. Вдруг кто-то постучал в дверь. Он открыл её и увидел богато одетого лакея. Тот сообщил, что его зовёт к себе дама, у которой он изволил недавно быть, и что она прислала карету за ним. Она пожелала, чтобы художник был у неё тот час. У Пискарева новое потрясение.

Читайте также:  Краткое содержание сорокин день опричника точный пересказ сюжета за 5 минут

Но он не отказывается исполнить волю дамы и отправляется… на бал. Его новая избранница снова поражает его своей исключительной красотой. Они начинают разговаривать, но вскоре её куда-то зовут. Она уходит. Пискарев напрасно ищет её в коридорах и комнатах дома. Волнение охватывает его, но оказывается, что он уже не на балу, а у себя дома.

Он понял, что проснулся ото сна в буквальном смысле.

Пискарёв не находит себе места с той ночи, желая хоть раз ещё увидеть возлюбленную хотя бы в прекрасном сне. Явь переплетается со сном из-за опиума, который начинает принимать художник.

В своих грёзах он снова с незнакомкой и снова счастлив. Уже он нафантазировал, что она ему жена и находится возле него в его мастерской, где он рисует с палитрой в руках.

Как прекрасно, как хочется теперь Пискарёву, чтобы сон осуществился! Он решает найти свою даму и жениться на ней.

Пискарев едва находит тот самый дом. И дверь открывает ему его любимая красавица. Уже два часа дня, но она только что проснулась, потому что только в семь утра приехала откуда-то. Вернее, уточняет она, её привезли совсем пьяной.

Между тем художнику известно, что ей всего лишь семнадцать лет, и он начинает увещевать красавицу о том, что она в опасности — погрязла в разврате, тогда как могла бы жить счастливой, полной праведных дел семейной жизнью. В ответ он слышит презрительный смех! Ни минуты не сомневаясь, она отказывает ему во взаимности.

Пискарев в полном отчаянии убегает, долго бродит по улицам Петербурга, а возвратившись домой, закрывается в комнате.

Спустя неделю о нём вспоминают, взламывают дверь и находят несчастного с перерезанным горлом. Он оказался жертвой собственных иллюзий и сам решил свою судьбу при помощи бритвы. Хоронят несчастного романтика на Охтинском кладбище. Однако Пирогова, его приятеля, на похоронах не оказывается. Мы узнаём о том, что поручик и сам за прошедшее время успел попасть в историю.

Преследуя понравившуюся ему на Невском проспекте блондинку, он оказывается в квартире жестянщика Шиллера. Тот находится в сильном опьянении и просит такого же пьяного сапожника Гофмана помочь ему отрезать… нос! Да ещё сапожным ножом.

Пирогов пытается остановить пьяное безобразие, но встречает в ответ грубость и убегает. Но решает, вернувшись утром, снова увидеть свою блондинку и вступить с ней в любовную связь. Он рассматривает это как приключение. Однако девушка являлась женой Шиллера.

Чтобы добиться цели, он делает заказ жестянщику, чтобы тот изготовил ему шпоры. Муж явно ревнует, но от заказа не отказывается.

В воскресенье, в отсутствие Шиллера, поручик флиртует с его женой и во время танца целует её. Эту картину застают Шиллер, явившийся с другом Гофманом и ещё одним свидетелем — немецким столяром Кунцом. Они снова пьяны, и их гнев обрушивается на Пирогова. Они хватают поручика грубо высекают его.

Об этом позоре можно лишь догадаться по описанию автора. Подтверждение этого действия осталось только в черновых записях писателя. Опозоренный поручик бежит из дома Шиллера, но по дороге заскакивает в кондитерскую и там за поеданием пирожков и чтением газеты успокаивается.

Будучи человеком лёгкого нрава, вечером он окончательно избавляется от отрицательных эмоций, станцевав на балу мазурку.

Странное, загадочное происшествие. Но автор отмечает, что Невском проспекте всё может быть. Недаром так заманчиво горит фальшивый свет его фонарей.

  • «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя
  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя
  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

По произведению: «Невский проспект»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/696-nevskii-prospekt-kratkoe-soderzhanie

Повесть Гоголя Невский проспект, краткое содержание произведения и особенность творчества писателя

В немного странной повести “Невский проспект” Гоголь выражает своё восхищение лучшей из улиц Петербурга.

Невский проспект в произведении Гоголя является местом, на котором можно встретить людей разного сословия, но только в определённое время, разграниченное неписаными правилами, где смешение рабочих, служащих и прочего люда происходит крайне редко.

Большинство произведений писателя пронизано трагизмом, и даже в раннем творчестве, к которому относится и создание этой повести, чувствуется вся трагедия жизни.

Невский проспект

Глава первая

Пересказ повести Гоголя не входит в эту статью, хочется лишь сделать небольшой анализ произведения, в котором явно прослеживаются сословные различия.

Читая повесть и анализируя её содержание, можно увидеть, что раннее утро предназначено для ремесленников, нищих, стариков и старух, мальчишек- подмастерьев, простых мужиков и кухарок, спешащих на рынок за свежими продуктами.

Около полудня на проспекте появляются гувернантки и гувернёры разных национальностей со своими воспитанниками, нарядно одетыми, с батистовыми накрахмаленными воротничками, которые прогуливаются по Невскому проспекту часов до двух пополудни.

После двух часов дня проспект наполняется прогуливающимися родителями, гулявших до этого времени детей, к родителям присоединяются праздные люди, которые окончили все важные домашние дела, обсудили своё здоровье с доктором, прочитали утренние газеты с новостями об отъезжающих и приезжающих, выпившие чашку кофию или чаю. Выходят на прогулку чиновники, освободившиеся от служб, и уже к трём часам Невский проспект становится зелёным от мундиров титулярных, надворных и прочих советников, спешащих по разным делам.

К четырём часам праздный люд и служащие расходятся и теперь на Невском проспекте можно опять встретить ремесленников и случайных приезжих, осматривающих достопримечательности.

Глава вторая

В вечернее время проспект наполняется прогуливающимися молодыми людьми, чаще всего холостыми, которые волочатся за понравившимися им дамами.

Действие в произведении Гоголя начинается именно с наступления сумерек, когда два приятеля, художник Пискарёв и поручик Пирогов, вышли на прогулку.

Характеры приятелей совершенно разные, художник обладает такими свойствами характера, как:

  • возвышенность,
  • одухотворённость.

Поручик Пирогов недалёкий, разбитной, весьма довольный жизнью, собой и своим чином из краткой характеристики которого мы можем выделить такие черты характера, как:

  • наглость,
  • самоуверенность,
  • карьеризм.

История этих молодых людей начинается в повести, когда они повстречали двух девушек, брюнетку и блондинку. Тут пути приятелей разделились и они отправились каждый за предметом своей симпатии.

Художник Пискарёв, обладая застенчивым и робким характером, влюбился не на шутку в красавицу- брюнетку и следует за ней.

Дойдя до дома, они поднимаются на четвёртый этаж и входят в квартиру, которая оказывается местом, где обитают падшие женщины. Молодой художник в ужасе бежит из этого дома.

Переживания терзали Пискарёва и навеяли сон, в котором ему привиделось, будто бы девушка, так понравившаяся ему, прислала за ним лакея в богатой ливрее и карету, которая доставляет его в богатый дом этой барышни, где много хорошо и богато одетых людей. Барышня пытается что-то ему объяснить, но внезапно исчезает.

Художник пытается её найти, но напрасно. Проснувшись, он понимает, что это был сон, но девушка завладела его помыслами и он принимает опий, чтобы в забытьи, в дурмане увидеть образ своей возлюбленной.

Он ищет для неё оправдание, предполагая, что несчастный случай заставил её ступить на путь греха и порока, и что если он женится на ней, то она станет примерной женой и матерью.

Больное воображение рисует ему картины, в которых ему чудится, как он работает за мольбертом, а барышня сидит рядом с ним и занимается рукоделием.

Пискарёв приходит вновь в ту квартиру, делает предложение руки и сердца девушке, расписывая в деталях их будущую совместную жизнь, но красавица с презрением отвергает его и смеясь, заявляет, что она не прачка и не швея и работать не будет.

Художник уходит от девушки, бродит по улицам, а придя к себе, запирается. Спустя несколько дней, взломав двери, его нашли мёртвым, с перерезанным бритвой горлом.

В то время, когда художник ушёл за брюнеткой, поручик Пирогов следовал за понравившейся ему блондинкой. Дойдя до её дома, он узнал, что она жена мастера жестянщика Шиллера, который находился дома и выпроводил поручика вон.

Но на следующий день поручик приходит к жестяных дел мастеру и заказывает у него для себя шпоры, в другой раз заказывает ножны, и продолжает бывать в доме Шиллера под любым предлогом, хотя немка даёт ему отпор всякий раз.

Пирогов настойчиво добивается внимания блондинки и однажды её муж застаёт его на коленях у ног жены и с двумя другими пьяными ремесленниками избивает поручика. Гордость бравого офицера значительно пострадала, он пылает гневом и обдумывает планы мести, но зайдя по пути в кондитерскую, гнев его немного утихает, а потом ещё зайдя к знакомому, он нашёл там приятное общество и вовсе успокоился.

Краткий анализ повести

Две кратких истории, одна трагичная, а другая комичная объединены у Гоголя в одно небольшое произведение, содержание которого призывает не доверять Невскому проспекту и показывает всю тщетность человеческих надежд и неисполнения заветного желания, хотя в начале повести, проспект предстаёт перед нами как лучшее место для гуляния. Читать описание легко, но дальнейший анализ произведения показывает, что основной темой повести будет не проспект, а жизнь человека в большом городе, где меркантильный интерес подменяет духовность, показано равнодушие людей и пагубность воздействия на человека опийного дурмана.

Источник: https://obrazovanie.guru/literatura/kratkoe-soderzhanie-povesti-gogolya-nevskij-prospekt.html

Ссылка на основную публикацию