Краткое содержание каин байрона точный пересказ сюжета за 5 минут

Авель Санчес

Краткое содержание Каин Байрона точный пересказ сюжета за 5 минут

Книга открывается коротким авторским уведомлением, что после смерти Хоакина Монегро в его бумагах были обнаружены записки, что-то вроде «Исповеди», обращенной к дочери покойного. Записки эти кое-где иллюстрируют историю, рассказанную автором.

Авель Санчес и Хоакин Монегро росли вместе с младенческих лет, с той поры, когда с ними прогуливались кормилицы. С детства Хоакин выказывал более волевой характер, чем его приятель; зато тот, уступая, всегда умел поставить на своем. Поэтому за Хоакином укрепилась слава резкого и неприятного человека, а за Авелем — милого и славного.

Хоакин избрал своим поприщем медицину, а Авель решил посвятить себя живописи. Страстно влюбленный в свою кузину Елену, Хоакин сильно страдает: девушка не отвечает взаимностью на его любовь, но и не отвергает ее, играя чувством молодого человека. Когда Хоакин знакомит Авеля с Еленой, художник, потрясенный красотой девушки, решает написать ее портрет.

Работа над ним завершается их помолвкой, а затем и свадьбой, портрету же суждено стать той первой картиной, после которой внимание публики всегда будет сопровождать Авеля.

Хоакин сильно переживает успех своего друга: страдания влюбленного усугубляются уверенностью, что он родился отверженным, которого нельзя любить, а также подозрением, что Авелем двигала не столько любовь к Елене, сколько желание унизить Хоакина.

Молодожены уезжают в свадебное путешествие, а Хоакин с головой уходит в занятия наукой, ища в ней забвения от своего горя. По возвращении Авель тяжело заболевает и оказывается на грани жизни и смерти. Спасение его целиком зависит от Хоакина, который — не без внутренней борьбы — находит в себе силы сделать все для спасения Авеля; тот поправляется.

Хоакин решает жениться, хотя не верит ни в свою способность кого-то полюбить, ни в то, что он может вызвать ответное чувство. Он связывает свою судьбу с Антонией, воплощением нежности и сострадания, которая, почувствовав в Хоакине затаенную боль, полюбила его.

После свадьбы Хоакин продолжает работать как одержимый — он мечтает, чтобы его слава врача затмила известность Авеля-художника, которая все растет. Вся жизнь Хоакина подчинена мучительному, изматывающему его душу соперничеству с Авелем, в презрении которого он твердо уверен, и борьбе с ненавистью к бывшему другу, на которую уходят все его силы.

Ударом становится для Хоакина известие, что Елена ждет ребенка: и здесь он ощущает превосходство Авеля, ведь у них с Антонией пока нет детей. Мальчика называют Авелином, в честь отца. А скоро и у Антонии рождается ребенок — дочь Хоакинита, к которой отец необычайно сильно привязывается.

Его любовь к дочери проистекает не только из естественных родительских чувств, но и из надежды, что ребенок поможет его духовному обновлению, поможет ему избавиться от обуревавших его недобрых мыслей об Авеле Санчесе.

Тем временем Авель, уже прославленный художник, пишет картину «Авель и Каин», навеянную «Каином» Байрона. Хоакин же склонен видеть в этом полотне отражение их сложных отношений и своих страданий, о которых художник не подозревает.

На банкете, посвященном новой картине Авеля Санчеса, Хоакин, прекрасный оратор, выступает с проникновенной речью, расхваливая новую работу художника. Речь эта оказывается столь блистательной, столь глубокой, что все забывают о картине и говорят лишь о выступлении Хоакина.

Это глубоко оскорбляет Елену, усматривающую в поведении врача зависть и желание затмить ее мужа, хотя сам Авель и не разделяет такую точку зрения.

Хоакин же в глубине души сожалеет, что не пошел дальше — не сказал о нарочитости и фальши искусства Авеля, его холодности и подражательности.

После этого случая, уступая просьбам жены, врач начинает ходить к исповеди, где не бывал уже много лет. Авель пишет Деву Марию с младенцем — точный портрет Елены и своего сына.

Картина имела успех, с нее было сделано множество репродукций, перед одной из которых часто молится Хоакин.

Узнав об интрижке Авеля с натурщицей, Хоакин еще больше укрепляется в мысли, что Авель женился на Елене не по любви, а лишь ради того, чтобы унизить друга; прошлое чувство к Елене вспыхивает в душе Хоакина с новой силой.

Выбрав время, когда Авеля нет дома, он отправляется к Елене и признается ей в своей страсти, в том, что перед ее образом, стоя на коленях, молится Богородице.

Натолкнувшись на холодность женщины, Хоакин не останавливается перед тем, чтобы сообщить ей о связи ее мужа с натурщицей, но тщетно — Елена неумолима, и никаких чувств, кроме презрения, к Хоакину не выказывает.

Отныне все помыслы и силы врача сосредоточены на обожаемой дочери, на ее воспитании и обучении. Между тем сын Авеля пошел по медицинской части, и когда он завершил образование, отец обратился к Хоакину с просьбой взять юношу ассистентом.

Тот соглашается, в глубине души надеясь, что Авелин окажется посредственностью и его поражение на научном поприще с лихвой отплатит Хоакину за непомерную славу отца. Однако Авелин оказывается очень способным, и неожиданно они с Хоакином проникаются друг к другу горячей симпатией.

Юноша уговаривает учителя написать книгу, где тот мог бы обобщить все свои знания, но поскольку Хоакин не может оставить практику, они решают, что книгу — по запискам Хоакина — напишет Авелин.

От юноши врач узнает, что тот тоже считает своего отца холодным и рассудочным человеком; он жалуется, что отец никогда не уделял ему внимания.

Между юношей и Хоакином складываются такие теплые, доверительные отношения, что у врача рождается мысль выдать за ассистента свою дочь. Однако замысел этот наталкивается на неожиданное препятствие: Хоакина решила посвятить себя Богу и уйти в монастырь.

Из задушевного разговора с дочерью отец узнает, что такое решение продиктовано желанием излечить отца от разъедающих его душу страданий, об истоках которых девушка не имеет ни малейшего представления, но которые остро чувствует.

Как любящая дочь, Хоакина уступает мольбам отца и соглашается отменить свое решение уйти в монастырь и быть благосклонной к ухаживаниям Авелина. Вскоре состоялась помолвка молодых людей.

После свадьбы они живут в доме Хоакина, где сразу становится теплее и уютнее. Елена часто навещает детей, стараясь по своему вкусу изменить быт и уклад дома, внести в него светское изящество и элегантность.

Антония, со свойственной ей покорностью, обычно соглашается со всеми предложениями Елены; примеру матери следует и Хоакина, но свекровь постоянно ощущает ее скрытое недовольство, и отношения между двумя женщинами довольно напряженные.

Хоакина, сама естественность и простота, не может побороть неприязненного отношения к деланной светскости Елены; к тому же ей известно, что когда-то эта женщина отвергла любовь ее отца, причинив ему немало страданий.

Когда у молодых рождается первенец, его после колебаний называют Хоакином. Ребенок растет здоровым и красивым, и хотя все его балуют, он непроизвольно тянется к Авелю: ему нравятся его рассказы, его рисунки, краски. Все это пробуждает в душе Хоакина-старшего былую ненависть к Авелю, от которой, как он полагал, ему давно удалось избавиться.

И тогда он решается откровенно поговорить с Авелем, умоляя не лишать его любви внука. Разговор принимает резкий характер, мужчины осыпают друг друга упреками, припоминая старые обиды и отлично зная больные места друг друга.

В какой-то момент, не выдержав, Хоакин хватает Авеля за горло, но тут же разжимает пальцы — Авель начинает хрипеть и испускает дух.

Хоакин переживает Авеля на год. И все это время его мучает мысль, что это он стал причиной смерти бывшего друга, оказался в роли Каина, убившего Авеля. Какая-то таинственная, непонятная болезнь укладывает его в постель. Почувствовав приближение смерти, Хоакин вызывает жену, детей и Елену.

Когда все собираются у его постели, он признается, что считает себя виноватым в смерти Авеля, который умер почти в его руках, в тот момент, когда Хоакин схватил его за горло. Умирающий рассказывает, каким кошмаром была вся его жизнь, и просит прощения у близких, в первую очередь у Антонии, которую считает своей главной жертвой.

Оплакиваемый собравшимися и больше всех преданной Антонией, Хоакин отходит в мир иной.

Вы прочитали краткое содержание романа “Авель Санчес”. Предлагаем вам также посетить раздел Краткие содержания, чтобы ознакомиться с изложениями других популярных писателей.

Источник: https://reedcafe.ru/summary/avel-sanches

Каин (краткое содержание) – Байрон Джордж

Мистерию, действие которой развертывается в “местности близ рая”, открывает сцена вознесения молитвы Иегове. В молении участвует все немногочисленное “человечество”: изгнанные из райских кущ в воздаяние за грех Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель, дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей.

Против нерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань господню, инстинктивно восстает Каин, воплощающий собой неустанное вопрошание, сомнение, неугасимое стремление во всем “дойти до самой сути”. Он вполне искренен, признаваясь: “Я никогда не мог согласовать / Тою, что видел, с тем, что говорят мне”.

Его не удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагие веления: “У них на все вопросы / Один ответ: “Его святая воля, / А он есть благ”. Всесилен, так и благ?” Адам, Ева и их дети удаляются к дневным трудам. Размышляющий Каин остается один.

Он чувствует приближение некоего высшего существа, которое “величественней ангелов”, которых Каину доводилось видеть в окрестностях рая. Это Люцифер.

В трактовке образа вечного оппонента предвечного, низринутого с небесных высей и обреченного на беспрестанные скитания в пространстве, но несломленного духом, всего отчетливее проявилось дерзновенное новаторство Байрона – художника и мыслителя.

В отличие от большинства литераторов, так или иначе касавшихся этой темы, автор мистерии не проявляет ни малейшей предвзятости; в его видении Сатаны нет и тени канонической стереотипности.

Читайте также:  Краткое содержание вишневский одиночество в сети точный пересказ сюжета за 5 минут

Симптоматично, что Люцифер Байрона не столько дает прямые ответы на вопросы, которыми засыпают его Каин и вернувшаяся зачем-то Ада, сколько внушает им мысль об императивной необходимости вечного вопрошания, о спасительности познания как ключа к бессмертию духа. Всем своим поведением он опровергает ходячее представление о себе как низком, корыстном искусителе.

И Каин не в силах не поверить ему, когда тот недвусмысленно заявляет: “Ничем, / Помимо правды, я не соблазняю”. Терзаемый проклятыми вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всего сущего, о загадке неведомого, Каин молит пришельца разрешить его сомнения.

Тот предлагает ему совершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тот вернется домой. Неистощимая по изобретательности романтическая фантазия Байрона находит выражение во втором акте мистерии, развертывающемся в “бездне пространства”.

Подобно Данте и Вергилию в “Божественной комедии”, только в специфической романтической ритмике и образности, отчасти навеянной величественностью мильтоновской барочной поэтики, они минуют прошедшие и грядущие миры, по сравнению с которыми Земля ничтожней песчинки, а заветный Эдем – меньше булавочной головки. Каину открывается беспредельность пространства и бесконечность времени.

Люцифер невозмутимо комментирует: “Есть многое, что никогда не будет / Иметь конца… / Лишь время и пространство неизменны, / Хотя и перемены только праху / Приносят смерть”. Нанеисчислимом множестве планет, пролетающих перед их взорами, узнает ошеломленный Каин, есть и свои эдемы, и даже люди “иль существа, что выше их”.

На неисчислимом множестве планет, пролетающих перед их взорами, узнает ошеломленный Каин, есть и свои эдемы, и даже люди “иль существа, что выше их”. Но его любопытство неутолимо, и Люцифер показывает ему мрачное царство смерти.

“Как величавы тени, что витают / Вокруг меня!” – восклицает Каин, и Сатана открывает ему, что до Адама Землю населяли высшие существа, не похожие на людей, но силою разума намного их превышавшие. Иегова покончил с ними “смешением стихий, преобразивших / Лицо земли”. Перед ними проплывают призраки левиафанов и тени существ, которым нет названия.

Их зрелище величественно и скорбно, но, по уверению Люцифера, несравнимо с бедами и катастрофами, которые ещё грядут, которым суждено выпасть на долю адамова рода. Каин опечален: он любит Аду, любит Авеля и не в силах смириться с тем, что все они, все сущее подвержено гибели. И он вновь просит Сатану открыть ему тайну смерти.

Тот отвечает, что сын Адама пока ещё не в силах постичь её; надо лишь уразуметь, что смерть – врата. “Каин. Но разве смерть их не откроет? /Люцифер. Смерть – / Преддверие. /Каин. Так, значит, смерть приводит / К чему-нибудь разумному! Теперь / Я менее боюсь её”.

Каин сознает, что его “проводник” по неисчислимым мирам, затерянным во времени и пространстве, не уступает мощью всесильному Иегове. Но разве сам Люцифер – не орудье Божие? И тут Сатана взрывается.

Нет и ещё раз нет: “Он победитель мой, но не владыка… / …Не прекратится / Великая нещадная борьба, / Доколе не погибнет Адонаи / Иль враг его!” И на прощание дает ему совет: “Один лишь добрый дар / Дало вам древо знания – ваш разум: / Так пусть он не трепещет грозных слов / Тирана, принуждающего верить / Наперекор и чувству и рассудку.

/ Терпи и мысли – созидай в себе / Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть: / Сломи в себе земное естество / И приобщись духовному началу!” Лишь бессмертие духа способно воспрепятствовать всемогуществу смертного удела, отведенного Иеговой людям, – таков прощальный урок, преподанный герою Сатаной. Вернувшись к близким, Каин застает их за работой: они готовят алтари к жертвоприношению.

Но жертвоприношение – знак смирения перед уделом, заранее уготованным и несправедливым; против него-то и восстает вся страстная, неукротимая натура Каина: “Я сказал, / Что лучше умереть, чем жить в мученьях / И завещать их детям!” От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада, мать его ребенка; мягко, но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.

И тут впервые напоминает о себе не присутствующий на сцене, но неизменно напоминающий о себе персонаж мистерии – Бог: он благосклонно принимает закланного младшим братом, скотоводом Авелем, агнца и далеко раскидывает по земле плоды – жертву земледельца Каина. Авель невозмутимо советует брату принести на алтарь новые дары вседержателю. “Каин.

Так его отрада – / Чад алтарей, дымящихся от крови, / Страдания блеющих маток, муки / Их детищ, умиравших под твоим / Ножом благочестивым! Прочь с дороги!” Авель стоит на своем, твердя: “Бог мне дороже жизни”. Так его отрада – / Чад алтарей, дымящихся от крови, / Страдания блеющих маток, муки / Их детищ, умиравших под твоим / Ножом благочестивым! Прочь с дороги!” Авель стоит на своем, твердя: “Бог мне дороже жизни”. В приступе неконтролируемого гнева Каин поражает его в висок головней, схваченной с жертвенника. Авель умирает. На стоны медленно осознающего содеянное старшего сына Адама сбегаются его близкие. Адам растерян; Ева проклинает его. Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть эти места. С Каином остается только Ада. Но прежде чем начать влачить мириаду унылых бессчетных дней, братоубийце предстоит пережить ещё одно испытание. С небес спускается ангел Господень и налагает на его чело неизгладимую печать. Они собираются в нелегкий путь. Их место – в безрадостной пустыне, “к востоку от рая”. Раздавленный своим преступлением Каин не столько выполняет волю отца и Иеговы, сколько сам отмеряет себе кару за грех. Но дух протеста, сомнения, вопрошания не угасает в его душе: “Каин. О, Авель, Авель! /Ада. Мир ему! /Каин. А мне?”

Эти слова завершают пьесу Байрона, трансформировавшего мистерию о смертном грехе в волнующее таинство непримиримого богоборчества.

(No Ratings Yet)
Loading…Каин (краткое содержание) – Байрон Джордж
← Вираження до теми про любов“Слово о полку Ігоревім” – велична пам’ятка генію народу →

Источник: http://fable.in.ua/kain-kratkoe-soderzhanie-bajron-dzhordzh/

Краткое содержание: Каин

Действие пьесы начинается со сцены вознесения молитвы Иегове.

В молении принимают участие изгнанные господом Богом из Рая в наказание за грехи Адам и Ева и сыновья их Каин и Авель, дочери Селла и Ада, а также дети, рожденные дочерьми Адама от его сыновей – их братьев.

Против полного смирения своих родителей, брата и сестёр, покорно сносящих карающую руку господню, восстаёт Каин. Он почувствовал приближение некоего высшего существа, которого ему приходилось лицезреть в окрестностях райских кущ. Пред ним предстает Люцифер.

Своим поведением и словами он опровергает расхожее о себе представление как о подлом и корыстном искусителе.Терзаемый сомнениями о смысле своего существования, о таинстве смерти и сущности бытия, загадках неизведанного, Каин просит Люцифера ответить на эти так волнующие его вопросы.

Тот не отказывается и приглашает Каина отправиться в путешествие в пространстве и во времени. Перед Каином открывается бесконечность времени и беспредельность пространства Любопытному юноше

Люцифер показывает мрачное царство смерти. Перед его лицом проплывают тени существ, не имеющих названия, и призраки левиафанов.

А Люцифер рассказывает о бедах и катастрофах, которые выпадут на долю адамова рода.

Каин расстраивается, так как он любит мать своего ребенка Аду и брата Авеля. Он не в силах смириться с тем, что они подвержены гибели. Каин просит Люцифера открыть ему тайну смерти. Сатана говорит, что он ещё не может до конца постичь её, надо лишь принять ту истину, что смерть – это врата.

Только бессмертие духа может противостоять всемогуществу смертного удела, отведённого Иеговой людскому роду, – именно такой урок на прощание преподает Каину Сатана.

Бог благосклонно принимает агнца, закланного Авелем. Но далеко по земле раскидывает плоды, поднесенные земледельцем Каином.

В это время Авель убеждает брата принести новые дары вседержителю, говоря при этом, что Бог ему дороже жизни.

Разгневавшись, Каин бьет его в висок головнёй, выхваченной из жертвенника. Брат умирает. Адам повелевает Каину навсегда уйти из этих мест. С Каином уходит только Ада. Они отправляются в трудный путь.

Им предстоит поселиться в безрадостной пустыне – к востоку от рая.

Каин, раздавленный своим преступлением, не только выполняет волю своего отца и Иеговы, но большей частью сам отмеряет себе наказание за совершенный грех.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Каин». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

Источник: http://biblioman.org/shortworks/bayron/kain

Краткое содержание книги Каин (изложение произведения), автор Джордж Байрон

Мистерию, действие которой развертывается в «местности близ рая», открывает сцена вознесения молитвы Иегове.

 В молении участвует все немногочисленное «человечество»: изгнанные из райских кущ в воздаяние за грех Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель, дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей.

Против нерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань господню, инстинктивно восстает Каин, воплощающий собой неустанное вопрошание, сомнение, неугасимое стремление во всем «дойти до самой сути».

Он вполне искренен, признаваясь: «Я никогда не мог согласовать / Того, что видел, с тем, что говорят мне». Его не удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагие веления: «У них на все вопросы / Один ответ: „Его святая воля, / А он есть благ“. Всесилен, так и благ?»

Адам, Ева и их дети удаляются к дневным трудам. Размышляющий Каин остается один. Он чувствует приближение некоего высшего существа, которое «величественней ангелов», которых Каину доводилось видеть в окрестностях рая. Это Люцифер.

В трактовке образа вечного оппонента предвечного, низринутого с небесных высей и обреченного на беспрестанные скитания в пространстве, но несломленного духом, всего отчетливее проявилось дерзновенное новаторство Байрона — художника и мыслителя.

 В отличие от большинства литераторов, так или иначе касавшихся этой темы, автор мистерии не проявляет ни малейшей предвзятости; в его видении Сатаны нет и тени канонической стереотипности.

Симптоматично, что Люцифер Байрона не столько дает прямые ответы на вопросы, которыми засыпают его Каин и вернувшаяся зачем-то Ада, сколько внушает им мысль об императивной необходимости вечного вопрошания, о спасительности познания как ключа к бессмертию духа.

Всем своим поведением он опровергает ходячее представление о себе как низком, корыстном искусителе. И Каин не в силах не поверить ему, когда тот недвусмысленно заявляет: «Ничем, / Помимо правды, я не соблазняю».

Читайте также:  Краткое содержание лагин старик хоттабыч (сказка) точный пересказ сюжета за 5 минут

Терзаемый проклятыми вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всего сущего, о загадке неведомого, Каин молит пришельца разрешить его сомнения. Тот предлагает ему совершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тот вернется домой.

Неистощимая по изобретательности романтическая фантазия Байрона находит выражение во втором акте мистерии, развертывающемся в «бездне пространства».

Подобно Данте и Вергилию в «Божественной комедии», только в специфической романтической ритмике и образности, отчасти навеянной величественностью мильтоновской барочной поэтики, они минуют прошедшие и грядущие миры, по сравнению с которыми Земля ничтожней песчинки, а заветный Эдем — меньше булавочной головки.

Каину открывается беспредельность пространства и бесконечность времени. Люцифер невозмутимо комментирует: «Есть многое, что никогда не будет / Иметь конца… / Лишь время и пространство неизменны, / Хотя и перемены только праху / Приносят смерть».

На неисчислимом множестве планет, пролетающих перед их взорами, узнает ошеломленный Каин, есть и свои эдемы, и даже люди «иль существа, что выше их». Но его любопытство неутолимо, и Люцифер показывает ему мрачное царство смерти.

«Как величавы тени, что витают / Вокруг меня!» — восклицает Каин, и Сатана открывает ему, что до Адама Землю населяли высшие существа, не похожие на людей, но силою разума намного их превышавшие. Иегова покончил с ними «смешением стихий, преобразивших / Лицо земли». Перед ними проплывают призраки левиафанов и тени существ, которым нет названия.

Их зрелище величественно и скорбно, но, по уверению Люцифера, несравнимо с бедами и катастрофами, которые ещё грядут, которым суждено выпасть на долю адамова рода. Каин опечален: он любит Аду, любит Авеля и не в силах смириться с тем, что все они, все сущее подвержено гибели. И он вновь просит Сатану открыть ему тайну смерти.

Тот отвечает, что сын Адама пока ещё не в силах постичь её; надо лишь уразуметь, что смерть — врата. «Каин. Но разве смерть их не откроет? /Люцифер. Смерть — / Преддверие. /Каин. Так, значит, смерть приводит / К чему-нибудь разумному! Теперь / Я менее боюсь её».

Каин сознает, что его «проводник» по неисчислимым мирам, затерянным во времени и пространстве, не уступает мощью всесильному Иегове. Но разве сам Люцифер — не орудье Божие?

И тут Сатана взрывается.

Нет и ещё раз нет: «Он победитель мой, но не владыка… / …Не прекратится / Великая нещадная борьба, / Доколе не погибнет Адонаи / Иль враг его!» И на прощание дает ему совет: «Один лишь добрый дар / Дало вам древо знания — ваш разум: / Так пусть он не трепещет грозных слов / Тирана, принуждающего верить / Наперекор и чувству и рассудку. / Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть: / Сломи в себе земное естество / И приобщись духовному началу!»

Лишь бессмертие духа способно воспрепятствовать всемогуществу смертного удела, отведенного Иеговой людям, — таков прощальный урок, преподанный герою Сатаной.

Вернувшись к близким, Каин застает их за работой: они готовят алтари к жертвоприношению. Но жертвоприношение — знак смирения перед уделом, заранее уготованным и несправедливым; против него-то и восстает вся страстная, неукротимая натура Каина: «Я сказал, / Что лучше умереть, чем жить в мученьях / И завещать их детям!»

От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада, мать его ребенка; мягко, но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.

И тут впервые напоминает о себе не присутствующий на сцене, но неизменно напоминающий о себе персонаж мистерии — Бог: он благосклонно принимает закланного младшим братом, скотоводом Авелем, агнца и далеко раскидывает по земле плоды — жертву земледельца Каина. Авель невозмутимо советует брату принести на алтарь новые дары вседержателю. «Каин. Так его отрада — / Чад алтарей, дымящихся от крови, / Страдания блеющих маток, муки / Их детищ, умиравших под твоим / Ножом благочестивым! Прочь с дороги!»

Авель стоит на своем, твердя: «Бог мне дороже жизни». В приступе неконтролируемого гнева Каин поражает его в висок головней, схваченной с жертвенника.

Авель умирает. На стоны медленно осознающего содеянное старшего сына Адама сбегаются его близкие. Адам растерян; Ева проклинает его. Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть эти места.

https://www.youtube.com/watch?v=wUTU6uqb5KU

С Каином остается только Ада. Но прежде чем начать влачить мириаду унылых бессчетных дней, братоубийце предстоит пережить ещё одно испытание. С небес спускается ангел Господень и налагает на его чело неизгладимую печать.

Они собираются в нелегкий путь. Их место — в безрадостной пустыне, «к востоку от рая». Раздавленный своим преступлением Каин не столько выполняет волю отца и Иеговы, сколько сам отмеряет себе кару за грех. Но дух протеста, сомнения, вопрошания не угасает в его душе: «Каин. О, Авель, Авель! /Ада. Мир ему! /Каин. А мне?»

Эти слова завершают пьесу Байрона, трансформировавшего мистерию о смертном грехе в волнующее таинство непримиримого богоборчества.

Источник: http://pereskaz.com/kratkoe/kain

“Каин” Байрона: описание произведения из энциклопедии

«Каин» («Cain») — мистерия Д.Г. Байрона. Это произведение, написанное в 1821 г., непосредственно связано в творчестве Байрона с более ранней драматической поэмой «Манфред» (1817).

Байрон живописует своего героя Манфреда как «романтического Фауста», овладевшего тайной бессмертия, но разочаровавшегося в людях, в знаниях и в самой жизни, а библейского Каина он интерпретирует как восставшего против Бога тираноборца и богоборца.

Поначалу недовольство Каина обращено, в основном, на мать и отца, которые вкусили от плода познания, но не вкусили от плода жизни и обрекли себя и своих детей на ничтожное существование. В его сетованиях слышатся и упреки Богу, неведомо почему отказавшему людям в бессмертии. Услышав Каина, к нему является Люцифер.

Он видит в Каине подобного себе, так как сам он уже восставал против Бога-тирана, и увлекает его неведомым знанием. Страницы, на которых описаны прекрасные миры, увиденные Каином, великолепны своей безудержной фантазией и торжественным величием пятистопного ямба.

Но Люцифер идет дальше и, открывая Каину тайну жизни и тайну смерти, поддерживает в его бунте против Бога, призывает сопротивляться божественной тирании и добиваться своего, потому что покорностью нельзя ничего добиться.

Однако сопротивление, о котором говорит он, есть духовное сопротивление: «Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть. / Сломи в себе земное естество / И приобщись к духовному началу!».

Каин уже ощущает себя равным Богу. Он не желает смиряться и жить в муках. Он говорит, что лучше смерть, и смерть приходит. В пылу драки он убивает своего брата, восстав на самом деле против Бога.

Ненавидя смерть, он первым из людей призывает ее на землю. Требуя от Бога справедливости для людей, совершает насилие и немедленно раскаивается в нем.

Каин проклят во веки вечные Богом и людьми, но главное его проклятие — зародившееся в нем и мучающее его сомнение в справедливости божественной власти.

Первый (неопубликованный) перевод мистерии «Каин» Байрона на русский язык принадлежит Н.А. Серно-Соловьевичу, который работал над ним, отбывая в 1860-х гг. наказание в Петропавловской крепости.

При всех своих недостатках перевод отличается точностью в передаче ее тираноборческого пафоса и тончайших оттенков образа Каина, который от брюзжания переходит к открытой непокорности, а, совершив ужасное преступление, к горчайшему сожалению, не меняющему, однако, его взгляд на верховную власть Бога. Выдающимся явлением русской литературы стал перевод И.А. Бунина, изданный в 1905 г.

(работу над ним Бунин сопровождал сочинением стихотворений «Сатана Богу», «Каин», которые гораздо точнее, чем перевод, но совершенно другими средствами стиха, передают яростное бунтарство Каина).

В 1920 г. мистерия «Каин» была поставлена К.С. Станиславским в Московском Художественном театре. Роль Каина играл Л.М. Леонидов.

Источник: Энциклопедия литературных произведений / Под ред. С.В. Стахорского. – М.: ВАГРИУС, 1998

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/bajron_dzh/kain_bajrona_opisanie_proizvedenija_iz_ehnciklopedii/119-1-0-1313

Краткое содержание Каин – краткие содержания произведений по главам

Каин Дж. Г. Байрон

Каин

Мистерию, действие которой развертывается в «местности близ рая», открывает сцена вознесения молитвы Иегове. В молении участвует все немногочисленное «человечество»: изгнанные из райских кущ в воздаяние за грех Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель, дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей.

Против нерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань господню, инстинктивно восстает Каин, воплощающий собой неустанное вопрошание, сомнение, неугасимое стремление во всем «дойти до самой сути». Он вполне искренен, признаваясь: «Я никогда не мог согласовать / Того, что видел, с тем, что говорят мне».

Его не удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагие веления: «У них на все вопросы / Один ответ: „Его святая воля, / А он есть благ”. Всесилен, так и благ?» Адам, Ева и их дети удаляются к дневным трудам. Размышляющий Каин остается один.

Он чувствует приближение некоего высшего существа, которое «величественней ангелов», которых Каину доводилось видеть в окрестностях рая. Это Люцифер.

В трактовке образа вечного оппонента предвечного, низринутого с небесных высей и обреченного на беспрестанные скитания в пространстве, но несломленного духом, всего отчетливее проявилось дерзновенное новаторство Байрона — художника и мыслителя.

В отличие от большинства литераторов, так или иначе касавшихся этой темы, автор мистерии не проявляет ни малейшей предвзятости; в его видении Сатаны нет и тени канонической стереотипности.

Симптоматично, что Люцифер Байрона не столько дает прямые ответы на вопросы, которыми засыпают его Каин и вернувшаяся зачем-то Ада, сколько внушает им мысль об императивной необходимости вечного вопрошания, о спасительности познания как ключа к бессмертию духа. Всем своим поведением он опровергает ходячее представление о себе как низком, корыстном искусителе.

И Каин не в силах не поверить ему, когда тот недвусмысленно заявляет: «Ничем, / Помимо правды, я не соблазняю». Терзаемый проклятыми вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всего сущего, о загадке неведомого, Каин молит пришельца разрешить его сомнения.

Тот предлагает ему совершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тот вернется домой.

Неистощимая по изобретательности романтическая фантазия Байрона находит выражение во втором акте мистерии, развертывающемся в «бездне пространства». Подобно Данте и Вергилию в «Божественной комедии», только в специфической романтической ритмике и образности, отчасти навеянной величественностью мильтоновской барочной поэтики, они минуют прошедшие и грядущие миры, по сравнению с которыми Земля ничтожней песчинки, а заветный Эдем — меньше булавочной головки. Каину открывается беспредельность пространства и бесконечность времени. Люцифер невозмутимо комментирует: «Есть многое, что никогда не будет / Иметь конца… / Лишь время и пространство неизменны, / Хотя и перемены только праху / Приносят смерть».

Читайте также:  Краткое содержание быков круглянский мост точный пересказ сюжета за 5 минут

На неисчислимом множестве планет, пролетающих перед их взорами, узнает ошеломленный Каин, есть и свои эдемы, и даже люди «иль существа, что выше их». Но его любопытство неутолимо, и Люцифер показывает ему мрачное царство смерти.

«Как величавы тени, что витают / Вокруг меня!» — восклицает Каин, и Сатана открывает ему, что до Адама Землю населяли высшие существа, не похожие на людей, но силою разума намного их превышавшие. Иегова покончил с ними «смешением стихий, преобразивших / Лицо земли». Перед ними проплывают призраки левиафанов и тени существ, которым нет названия.

Их зрелище величественно и скорбно, но, по уверению Люцифера, несравнимо с бедами и катастрофами, которые ещё грядут, которым суждено выпасть на долю адамова рода. Каин опечален: он любит Аду, любит Авеля и не в силах смириться с тем, что все они, все сущее подвержено гибели. И он вновь просит Сатану открыть ему тайну смерти.

Тот отвечает, что сын Адама пока ещё не в силах постичь её; надо лишь уразуметь, что смерть — врата. «Каин. Но разве смерть их не откроет? /Люцифер. Смерть — / Преддверие. /Каин. Так, значит, смерть приводит / К чему-нибудь разумному! Теперь / Я менее боюсь её».

Каин сознает, что его «проводник» по неисчислимым мирам, затерянным во времени и пространстве, не уступает мощью всесильному Иегове. Но разве сам Люцифер — не орудье Божие? И тут Сатана взрывается.

Нет и ещё раз нет: «Он победитель мой, но не владыка… / …Не прекратится / Великая нещадная борьба, / Доколе не погибнет Адонаи / Иль враг его!» И на прощание дает ему совет: «Один лишь добрый дар / Дало вам древо знания — ваш разум: / Так пусть он не трепещет грозных слов / Тирана, принуждающего верить / Наперекор и чувству и рассудку.

/ Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтоб внешнего не видеть: / Сломи в себе земное естество / И приобщись духовному началу!» Лишь бессмертие духа способно воспрепятствовать всемогуществу смертного удела, отведенного Иеговой людям, — таков прощальный урок, преподанный герою Сатаной.

Вернувшись к близким, Каин застает их за работой: они готовят алтари к жертвоприношению.

Но жертвоприношение — знак смирения перед уделом, заранее уготованным и несправедливым; против него-то и восстает вся страстная, неукротимая натура Каина: «Я сказал, / Что лучше умереть, чем жить в мученьях / И завещать их детям!» От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада, мать его ребенка; мягко, но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.

И тут впервые напоминает о себе не присутствующий на сцене, но неизменно напоминающий о себе персонаж мистерии — Бог: он благосклонно принимает закланного младшим братом, скотоводом Авелем, агнца и далеко раскидывает по земле плоды — жертву земледельца Каина. Авель невозмутимо советует брату принести на алтарь новые дары вседержателю. «Каин.

Так его отрада — / Чад алтарей, дымящихся от крови, / Страдания блеющих маток, муки / Их детищ, умиравших под твоим / Ножом благочестивым! Прочь с дороги!» Авель стоит на своем, твердя: «Бог мне дороже жизни». В приступе неконтролируемого гнева Каин поражает его в висок головней, схваченной с жертвенника. Авель умирает.

На стоны медленно осознающего содеянное старшего сына Адама сбегаются его близкие. Адам растерян; Ева проклинает его. Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть эти места. С Каином остается только Ада. Но прежде чем начать влачить мириаду унылых бессчетных дней, братоубийце предстоит пережить ещё одно испытание. С небес спускается ангел Господень и налагает на его чело неизгладимую печать. Они собираются в нелегкий путь. Их место — в безрадостной пустыне, «к востоку от рая». Раздавленный своим преступлением Каин не столько выполняет волю отца и Иеговы, сколько сам отмеряет себе кару за грех. Но дух протеста, сомнения, вопрошания не угасает в его душе: «Каин. О, Авель, Авель! /Ада. Мир ему! /Каин. А мне?» Эти слова завершают пьесу Байрона, трансформировавшего мистерию о смертном грехе в волнующее таинство непримиримого богоборчества.

kain
История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе

Источник: http://www.testsoch.info/kratkoe-soderzhanie-kain-kratkie-soderzhaniya-proizvedenij-po-glavam/

Джордж Байрон – Каин

Мистерию, действие которой развертывается в «местности близ рая», открывает сценавознесения молитвы Иегове. В молении участвует все немногочисленное «человечество»:изгнанные из райских кущ в воздаяние за грех Адам и Ева, их сыновья Каин и Авель,дочери Ада и Селла и дети, зачатые дочерьми Адама от его же сыновей.

Противнерассуждающей набожности родителей и брата, покорно приемлющих карающую длань господню,инстинктивно восстает Каин, воплощающий собой неустанное вопрошание, сомнение, неугасимоестремление во всем «дойти до самой сути». Он вполне искренен, признаваясь:«Я никогда не мог согласовать / Того, что видел, с тем, что говорят мне».

Егоне удовлетворяют уклончивые ответы родителей, во всем ссылающихся на Его всеблагиевеления: «У них на все вопросы / Один ответ: „Его святая воля, / А он есть благ“.Всесилен, так и благ?»Адам, Ева и их дети удаляются к дневным трудам.Размышляющий Каин остается один.

Он чувствует приближение некоего высшего существа, которое«величественней ангелов», которых Каину доводилось видеть в окрестностях рая. ЭтоЛюцифер.

В трактовке образа вечного оппонента предвечного, низринутого с небесных высейи обреченного на беспрестанные скитания в пространстве, но несломленного духом, всегоотчетливее проявилось дерзновенное новаторство Байрона — художника и мыслителя.

 Вотличие от большинства литераторов, так или иначе касавшихся этой темы, автор мистериине проявляет ни малейшей предвзятости; в его видении Сатаны нет и тени каноническойстереотипности.

Симптоматично, что Люцифер Байрона не столько дает прямые ответы на вопросы,которыми засыпают его Каин и вернувшаяся зачем-то Ада, сколько внушает им мысльоб императивной необходимости вечного вопрошания, о спасительности познания как ключак бессмертию духа. Всем своим поведением он опровергает ходячее представление о себе какнизком, корыстном искусителе.

И Каин не в силах не поверить ему, когда тотнедвусмысленно заявляет: «Ничем, / Помимо правды, я не соблазняю».Терзаемыйпроклятыми вопросами о тайне своего существования, о законе смерти и конечности всегосущего, о загадке неведомого, Каин молит пришельца разрешить его сомнения.

Тот предлагает емусовершить путешествие во времени и пространстве, обещая Аде, что спустя час или два тотвернется домой.Неистощимая по изобретательности романтическая фантазия Байрона находитвыражение во втором акте мистерии, развертывающемся в «бездне пространства».

ПодобноДанте и Вергилию в «Божественной комедии», только в специфической романтическойритмике и образности, отчасти навеянной величественностью мильтоновской барочной поэтики, ониминуют прошедшие и грядущие миры, по сравнению с которыми Земля ничтожней песчинки,а заветный Эдем — меньше булавочной головки. Каину открывается беспредельностьпространства и бесконечность времени.

Люцифер невозмутимо комментирует: «Есть многое, чтоникогда не будет / Иметь конца… / Лишь время и пространство неизменны, / Хотя и переменытолько праху / Приносят смерть».На неисчислимом множестве планет, пролетающих передих взорами, узнает ошеломленный Каин, есть и свои эдемы, и даже люди «иль существа, чтовыше их».

Но его любопытство неутолимо, и Люцифер показывает ему мрачное царство смерти.«Как величавы тени, что витают / Вокруг меня!» — восклицает Каин, и Сатана открываетему, что до Адама Землю населяли высшие существа, не похожие на людей, но силою разуманамного их превышавшие. Иегова покончил с ними «смешением стихий, преобразивших / Лицоземли».

Перед ними проплывают призраки левиафанов и тени существ, которым нет названия.Их зрелище величественно и скорбно, но, по уверению Люцифера, несравнимо с бедамии катастрофами, которые ещё грядут, которым суждено выпасть на долю адамова рода. Каинопечален: он любит Аду, любит Авеля и не в силах смириться с тем, что все они, все сущееподвержено гибели.

И он вновь просит Сатану открыть ему тайну смерти. Тот отвечает, что сынАдама пока ещё не в силах постичь её; надо лишь уразуметь, что смерть — врата. «Каин.Но разве смерть их не откроет? /Люцифер. Смерть — / Преддверие. /Каин. Так, значит,смерть приводит / К чему-нибудь разумному! Теперь / Я менее боюсь её».

Каин сознает, чтоего «проводник» по неисчислимым мирам, затерянным во времени и пространстве,не уступает мощью всесильному Иегове. Но разве сам Люцифер — не орудье Божие?Итут Сатана взрывается.

Нет и ещё раз нет: «Он победитель мой, но не владыка… /…Не прекратится / Великая нещадная борьба, / Доколе не погибнет Адонаи / Иль враг его!»И на прощание дает ему совет: «Один лишь добрый дар / Дало вам древо знания — вашразум: / Так пусть он не трепещет грозных слов / Тирана, принуждающего верить / Наперекори чувству и рассудку.

/ Терпи и мысли — созидай в себе / Мир внутренний, чтобвнешнего не видеть: / Сломи в себе земное естество / И приобщись духовномуначалу!»Лишь бессмертие духа способно воспрепятствовать всемогуществу смертного удела,отведенного Иеговой людям, — таков прощальный урок, преподанный героюСатаной.

Вернувшись к близким, Каин застает их за работой: они готовят алтарик жертвоприношению.

Но жертвоприношение — знак смирения перед уделом, заранееуготованным и несправедливым; против него-то и восстает вся страстная, неукротимаянатура Каина: «Я сказал, / Что лучше умереть, чем жить в мученьях / И завещатьих детям!»От него в ужасе отшатывается кроткая, любящая Ада, мать его ребенка; мягко,но настойчиво понуждает его к совместному принесению жертвы Авель.И тут впервыенапоминает о себе не присутствующий на сцене, но неизменно напоминающий о себеперсонаж мистерии — Бог: он благосклонно принимает закланного младшим братом, скотоводомАвелем, агнца и далеко раскидывает по земле плоды — жертву земледельца Каина. Авельневозмутимо советует брату принести на алтарь новые дары вседержателю. «Каин. Так егоотрада — / Чад алтарей, дымящихся от крови, / Страдания блеющих маток, муки / Их детищ,умиравших под твоим / Ножом благочестивым! Прочь с дороги!»Авель стоит на своем,твердя: «Бог мне дороже жизни». В приступе неконтролируемого гнева Каин поражает егов висок головней, схваченной с жертвенника.Авель умирает. На стоны медленноосознающего содеянное старшего сына Адама сбегаются его близкие. Адам растерян; Ева проклинаетего. Ада робко пытается защитить брата и супруга. Адам повелевает ему навсегда покинуть этиместа.С Каином остается только Ада. Но прежде чем начать влачить мириаду унылых бессчетныхдней, братоубийце предстоит пережить ещё одно испытание. С небес спускается ангел Господеньи налагает на его чело неизгладимую печать.Они собираются в нелегкий путь.Их место — в безрадостной пустыне, «к востоку от рая». Раздавленный своимпреступлением Каин не столько выполняет волю отца и Иеговы, сколько сам отмеряет себе каруза грех. Но дух протеста, сомнения, вопрошания не угасает в его душе: «Каин.О, Авель, Авель! /Ада. Мир ему! /Каин. А мне?»Эти слова завершают пьесу Байрона,

трансформировавшего мистерию о смертном грехе в волнующее таинство непримиримогобогоборчества.

На нашем сайте Вы найдете значение “Джордж Байрон – Каин” в словаре Краткие содержания произведений, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Джордж Байрон – Каин, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква “Д”. Общая длина 36 символа

Источник: http://my-dict.ru/dic/kratkie-soderzhaniya-proizvedeniy/1397267-dzhordzh-bayron—kain

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector