Краткое содержание карамзин марфа-посадница, или покорение новагорода точный пересказ сюжета за 5 минут

Марфа-Посадница, или Покорение Новагорода

Краткое содержание Карамзин Марфа-Посадница, или покорение Новагорода точный пересказ сюжета за 5 минут

Вот один из самых важнейших случаев российской истории: мудрый Иоанн III должен был для славы и силы отечества присоединить область Новгородскую к своей державе: хвала ему! Однако ж и новгородцы сражались за древние свои уставы и права, данные им отчасти самими великими князьями, например Ярославом, утвердителем их вольности. Они поступили безрассудно: им должно было предвидеть, что сопротивление обратится в гибель Новгороду, и благоразумие требовало от них добровольной жертвы…

Звук вечевого колокола позвал всех граждан на Великую площадь. Против древнего дома Ярославова уже собрались посадники с золотыми медалями на груди, тысяцкие с высокими жезлами, бояре со знамёнами, старосты всех пяти концов новгородских с серебряными секирами.

Но ещё никого не видно на месте лобном, или Вадимовом, где возвышался мраморный образ сего витязя. Народ криком своим заглушает звон колоколаи требует открытия веча. Делинский, именитый горожанин, восходит на железные ступени, смиренно кланяется народу и говорит, что князь Московский прислал боярина, который всенародно объявит Иоанновы требования.

Это князь Холмский, правая рука Иоанна в воинских предприятиях, око его в делах государственных.

«Граждане новгородские! — вещает он. — Князь Московский и всея России говорит с вами — внимайте! Народы дикие любят независимость, народы мудрые любят порядок, а нет порядка без власти самодержавной.

Граждане новгородские! В стенах ваших родилось, утвердилось, прославилось самодержавие земли русской. Здесь великодушный Рюрик творил суд и правду, под державною рукою варяжского героя новгородцы сделались ужасом и завистью других народов…

Потомство неблагодарное! Внимай справедливым укоризнам! Новгородцы, быв всегда старшими сынами России, вдруг отделились от братий своих. И в какие времена?! Подобно тучам насекомых, явились варвары бесчисленные, пришельцы от стран никому не известных.

Храбрые славяне сражаются и гибнут, земля русская обагряется кровью русских, города и села пылают, гремят цепи на девах и старцах. Что ж делают новгородцы! Как древнее племя славянское могло забыть кровь свою?.. Корыстолюбие, корыстолюбие ослепило вас! Русские гибнут, новгородцы богатеют.

В Москву, в Киев, во Владимир привозят трупы христианских витязей, убиенных неверными, с плачем и воплем народ встречает их; Новгород же радуется иностранным гостям и чужеземным товарам! Русские считают язвы, новгородцы — златые монеты.

О стыд! Потомки славян ценят златом права властителей! Но властители, привыкшие к выгодам торговли, торгуют и благом народа! Князю Московскому известны их дружественные тайные связи с Литвой и Польшей. И скоро с лобного места надменный поляк скажет вам: „Вы — рабы мои!“.

Народ и граждане! Князь Московский, понимая, что разделение государства было причиною бед его, соединил все княжества под своею державою и не остановится, доколе не сокрушит иноземное иго. Такому ли государю не славно повиноваться? Или — внимайте его последнему слову! — храброе воинство, готовое сокрушить татар, явится глазам вашим и усмирит мятежников!.. Мир или война? Ответствуйте!».

Боярин Иоаннов надел шлем и сошёл с лобного места, В наступившем молчании вдруг раздались восклицания: «Марфа! Марфа!». Тихо и величаво она всходит на железные ступени, осматривает бесчисленное собрание граждан и безмолвствует.

Скорбь и величие на лице её. Но вот огонь вдохновения блеснул в горестном взоре её: «Жена дерзает говорить на вече, но я родилась в стане воинском; отец и супруг мой погибли, сражаясь за Новгород.

Вот право моё быть защитницей вольности! Оно куплено ценою моего счастия…».

«Говори, славная дочь Новгорода!» — воскликнул народ единогласно. «Князь Московский, — вещала Марфа, — укоряет тебя, Новгород, самым твоим благополучием. И правда, цветут области новгородские. Возвращаясь в страну свою, чужеземные купцы говорят: «Мы видели Новгород, и ничего подобного ему не видели!».

Так мы счастливы — и виновны. Конечно, Русь бедствует — её земля обагрена кровью, веси и грады опустели

Иоанн желает повелевать великим градом: неудивительно! Он собственными глазами видел славу и богатство его. Да будет велик Иоанн, но да будет велик и Новгород! Да славится князь Московский истреблением врагов христианства, а не друзей и братьев земли русской! Когда он сокрушит врага, мы скажем ему: «Иоанн! Ты возвратил земле русской честь и свободу, которых мы никогда не теряли».

Новгородцы! Небеса правосудны и ввергают в рабство одни порочные народы.

Но если Иоанн говорит истину и гнусное корыстолюбие овладело душами нашими, если мы любим сокровища и негу более добродетели и славы, то скоро ударит последний час нашей вольницы.

А с утратой свободы иссохнет и самый источник богатства. Померкнет слава твоя, град великий, и любопытный странник, озирая печальные развалины, в горестной задумчивости скажет: «Здесь был Новгород!».

Страшный вопль народа не дал говорить посаднице: «Нет! Нет! Мы все умрём за отечество! Война, война Иоанну!».

Посол московский желает говорить ещё, требует внимания. Напрасно. Тогда он извлекает меч и, возвышая голос, с душевной скорбью произносит: «Да будет война!».

Посол удаляется, во всех концах города загремел грозный набат в знак объявления войны, а Марфа поспешила к своему деду, благочестивому Феодосию. Семьдесят лет служил он отечеству мечом, а потом удалился от мира в густоту дремучего леса.

Старец выслушивает Марфу, он предвидит бедствия. «Чтобы не укорять себя в будущем, — горячо возражает ему Марфа, — надо благоразумно действовать в настоящем, избирать лучшее и спокойно ожидать следствий…».

Марфа привела с собой юного витязя Мирослава. Она решает доверить войско храброму юноше. «Он — сирота в мире, а Бог любит сирых!». Отшельник благословляет юношу на брань. На следующее утро красноречие Марфы убеждает вече, и Мирослав утверждён вождём.

Предвидя трагический поворот событий, посадница выдаёт свою дочь Ксению за Мирослава, сам епископ совершает венчание в Софийском соборе. Впервые за долгие годы дом Борецких посетила радость.

Растроганная Марфа рассказывает новобрачным, какой кроткой и нежной супругой была она, всё своё счастье полагая в семье. Совсем не похожей на теперешнюю посадницу.

Что же переменило её? Любовь! После смерти супруга, который «жил и дышал отечеством», она не могла уже оставаться безучастной свидетельницей событий. Перед гибелью муж взял с неё клятву быть защитницей новгородской вольности.

На другой день Новгород не только готовился к битве, но и успел отпраздновать свадьбу. Борецкие угощали народ. «В сей день новгородцы составляли одно семейство, а Марфа была его матерью».

Прибывает гонец — Псков отказался поддержать новгородцев. Брошенный союзниками, Новгород ещё ревностнее вооружается. Пришло известие, что Иоанн уже спешит к великому граду с отборным войском. Полки новгородские выстроились и выступили ему навстречу. Марфа напутствует войско.

Тишина поселилась в великом граде, только храмы отворены с утра до полуночи, священники не снимают риз, свечи не угасают перед образами, все преклоняют колена, не умолкает молебное пение.

Наступил день решительной битвы, и долго не приходило никакого известия. Наконец показалось облачко пыли. С высокого лобного места Марфа следит за ним и не говорит ни слова. Потом вдруг, закрыв глаза, громко произносит: «Мирослав убит! Иоанн — победитель!».

На колеснице, накрытой знамёнами, привозят тело Мирослава. Израненные воины повествуют о жестокой сече. Бывалые ратники признаются, что не видали такого кровопролития: «Грудь русская была против груди русской, и витязи с обеих сторон хотели доказать, что они славяне. Взаимная злоба братий есть самая ужасная!».

Читайте также:  Краткое содержание драгунский двадцать лет под кроватью точный пересказ сюжета за 5 минут

«Убиты ли сыны мои?» — спросила Марфа с нетерпением. «Оба», — ответили ей. «Хвала небу! — сказала посадница — Может быть, граждане сожалеют, что не упали на колена перед Иоанном?..

Пусть говорят враги мои, и, если они докажут, что любовь к свободе есть преступление для гражданки вольного отечества, я с радостью кладу голову свою на плаху. Пошлите её Иоанну и смело требуйте его милости!» — «Нет, нет! — восклицает народ в живейшем усердии. — Мы хотим умереть с тобою».

И снова закипают жаркие битвы. Не одолев новгородцев в открытом бою, Иоанн переходит к длительной осаде. Отрезанный от житниц Новгород переживает нужду, наступает голод. Всё слышнее голоса противников Марфы. Наконец в отчаянной схватке гибнут последние защитники вольности.

Старец Феодосий, покинувший в годину бед молитвенный затвор и снова избранный посадником, вручает Иоанну ключи от города.

Князь Московский въезжает в город, он прощает всех, для примирения сторон ему нужна одна только жертва. Гордая Марфа восходит на эшафот и обращается к народу с последним словом: «Подданные Иоанна! — восклицает она — Умираю гражданкою новгородскою!..».

С древней башни снимают вечевой колокол и отвозят в Москву.

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Источник: http://Kratkoe-Soderjanie.ru/n-m-karamzin/marfa-posadnica-ili-pokorenie-novagoroda.html

Вопросы и ответы к повести Н. М. Карамзина «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»

  1. Прочтите предисловие к повести.

    Каков его смысл? Почему Карамзин избирает в качестве рас­сказчика старинного новгородского гражданина? В чем совпадают и чем отличаются его взгляды на описанные события от взглядов Карамзина-писателя?

  2. Автор характеризует повесть от имени издателя, выступающего вдумчивым и объективным читателем.

    Характеризуя изданную им повесть, издатель указыва­ет, что ее «старинный автор» — знатный новгородский гражданин, который, с од­ной стороны, размышляет с позиции нов­городца и в то же время способен объек­тивно оценить события, происходившие в те времена, когда Новгород отчаянно от­стаивал свободу, а московский князь Иоанн пытался объединить русские кня­жества под своей властью. Новгородец, восхищаясь страстной и пылкой натурой Марфы, но не считая ее «великой и добро­детельной», в душе своей не винит Иоан­на, что делает честь его справедливости. Рассказчик стремится правдиво изобра­зить героев, не преувеличивая и не пре­уменьшая их достоинств. Такой рассказ­чик — участник событий, новгородец, объективно оценивающий события, — ус­пешно воплощал задачи писателя, создав­шего яркую картину драматических для великого города дней и героизировавшего яркий художественный образ пламенной защитницы новгородской вольницы.

    Подобная форма повествования была удобна для Карамзина-историка, высту­павшего в своих исторических трудах с позиций монархиста и крайне отрица­тельно характеризовавшего в них Марфу Борецкую, которую он обвинил даже в тайном сговоре с литовцами.

  3. Сопоставьте выступления на вече двух ора­торов — князя Холмского и Марфы Борецкой. Как они понимают вольность и свободу? Чьи аргумен­ты более убедительны для новгородских граждан и читателей повести?
  4. Боярин Холмский выступает от имени московского князя. В своей речи он стре­мится доказать преимущества самодер­жавного строя.

    Холмский наполняет свою речь упреками в адрес новгородского бо­ярства и обвиняет его и горожан в забве­нии общенациональных интересов и в предательстве, говоря, что, пока русские гибнут в борьбе с иноземцами, жители Новгорода с радостью приветствуют тор­говцев чужеземных.

    Боярин обвиняет новгородцев в корыстолюбии. Говоря о вольности, он отмечает, что новгородский народ несвободен, он находится под властью бояр, торгующих благом народа.

    Марфа в своей речи выступает не как чиновник, не как посланец московского князя, а как человек, чьи предки были друзьями Вадима Новгородского и в раз­ные времена отдали свою жизнь за неза­висимость Новгорода.

    Умело используя приемы ведения полемики, посадница предлагает возможные условия, при кото­рых Новгород мог просить защиты и по­кровительства Иоанна, и тут же показы­вает, что город находится в расцвете свое­го могущества и силы и не нуждается в подчинении князю московскому.

    Она го­ворит о том, что понятно желание Иоанна повелевать градом: он собственными гла­зами видел богатство и славу его. Но мос­ковский князь ничего не может дать Нов­городу. Марфа утверждает, что «…мы благоденствуем и свободны! Благоденст­вуем оттого, что свободны!».

  5. К каким историческим событиям обращаются в своих речах ораторы, как их оценивают? В чем цель их обращения к отечественной истории?
  6. Речь Холмского наполнена патриотиче­ским пафосом и преклонением перед геро­ическими деяниями властителей русского государства: «Олег, следуя за течением Днепра, возлюбил красные берега его и в благословенной стране Киевской основал столицу своего обширного государства; но Великий Новгород был всегда десницею князей великих, когда они славили дела­ми имя русское. Олег под щитом новго­родцев прибил щит свой к вратам Царе­градским. Святослав с дружиною новго­родскою рассеял, как прах, воинство Цимисхия, и внук Ольгин вашими пред­ками был прозван Владетелем мира». Холмский постоянно подчеркивает исто­рическое содружество киевских и новго­родских князей, которое приводило к славным победам.

    Марфа не хуже Холмского знает исто­рию, но по-иному подбирает и интерпре­тирует происходившие в прошлом собы­тия. Она с волнением рассказывает о борь­бе Вадима с Рюриком за независимость Новгорода.

    «Исполнилось желание вели­кого мужа: народ собирается на священ­ной могиле его, свободно и независимо ре­шить судьбу свою». Марфа с уважением говорит о противниках новгородской рес­публики — Рюрике («…да отдадим спра­ведливость сему знаменитому витязю!..

    »), Иване III («Несправедливость и властолю­бие Иоанна не затмевают в глазах наших его похвальных свойств и добродетелей… Да будет велик Иоанн, но да будет велик и Новгород!»).

    С теплотой вспоминает Марфа о дружбе Новгорода с великими князьями прошлого — Олегом, Владими­ром, Ярославом, которые утвердили «за­коны и вольность великого града».

  7. Сопоставьте используемые в речах Холмско­го и Борецкой средства эмоциональной вырази­тельности. Чью, речь вы можете оценить выше как произведение ораторского искусства по силе убеждения?
  8. Речь московского боярина логически стройна. Он выдвигает основной тезис — самодержавный строй имеет несомненные преимущества перед республиканским правлением, и далее он доказывает этот тезис. Его выступление не лишено эмоций и риторических вопросов, лексически бо­гато, исполнено патриотического пафоса.

    Марфа умело использует различные приемы для привлечения внимания к сво­ей личности, к предстоящей речи.

    Эти приемы призваны воздействовать на эмо­ции слушателей, пробуждение личностно­го отношения к судьбе города: «Она восхо­дит на железные ступени тихо и величаво; взирает на бесчисленное собрание граж­дан и безмолвствует… Важность и скорбь видны на бледном лице ее… Но скоро осе­ненный горестию взор блеснул огнем вдохновения, бледное лицо покрылось ру­мянцем, и Марфа вещала…» В речи Мар­фы присутствуют многие личностные мо­тивы, придающие особую эмоциональ­ность и задушевность. Таково начало ее слова, объясняющее, почему именно она, женщина, «дерзает говорить на вече», по­чему имеет право «быть защитницею вольности». Это сразу привлекает симпа­тии людей к Борецкой. Марфа выдвигает антитезис, доказывая который она опро­вергает аргументы противника.

    Речь Марфы как произведение оратор­ского искусства выстроена лучше выступ­ления Холмского, она выше по силе убеж­дения и воздействия на слушателей.

  9. Какую оценку дает Марфа Рюрику и Иоан­ну III? Как это характеризует личностные качества Марфы и ее политические взгляды?
  10. Марфа, говоря об Иоанне III, отдает справедливое уважение «знаменитому ви­тязю», несмотря на его желание владеть Новгородом. Она говорит о его заслугах, его величии: «Да славится князь москов­ский истреблением врагов христианства, а не друзей и не братий земли Русской, которыми она еще славится в мире!»

  11. С какими чувствами завершает свою речь на вече Марфа? Как они ее характеризуют?
  12. Защитница Новгорода с горечью гово­рит о том, что с утратой вольности исчез­нут и богатства новгородские, померкнет слава великого града, исчезнет его велико­лепие, опустеют улицы, все придет в за­пустение. И странник не найдет ничего сре­ди печальных развалин и скажет только: «Здесь был Новгород!..» Эти слова свиде­тельствуют о ее боли за родной город, стра­стном желании уберечь его от падения.

  13. Какие художественные приемы использует автор для изображения Марфы? Найдите эпитеты, которыми она наделяется в повести.
  14. Речь, жесты, манера поведения Марфы во время вече помогают читателю ярче представить образ защитницы Новгоро­да. Автор наделяет ее эпитетами мудрая, великодушная, смелая. Материал с сайта //iEssay.ru

  15. Почему Карамзин, намеренно отступая от исторических фактов, приводит Марфу на эша­фот? Для чего нужна в повести эта сцена?
  16. Будучи убежденным сторонником мо­нархической формы правления и единства централизованного государства, Ка­рамзин как писатель был захвачен инте­ресом к героическим напряженным ситу­ациям русской истории, необычным ярким образам, одержимым страстной идеей, в частности к личности женщины — по­литического деятеля, и поэтому героизи­ровал Марфу, ее убежденность и бескомп­ромиссность. Драматический финал про­изведения соответствует логике характера героини, подчеркивает непокоренность ее натуры, готовность отдать жизнь за свои убеждения, героику и трагизм ее судьбы.

  17. Как изображен в повести новгородский на­род? Почему в итоге он принимает власть Иоанна? Как в этом сказалась позиция писателя?
  18. Народ на площади своим криком заглу­шает колокол и требует открытия веча. Юные новгородцы в штыки воспринима­ют появление Холмского и призывают его смириться перед новгородской вольни­цей, остальные безмолвствуют. Безмолвие продолжается и после речи боярина: чи­новники и граждане находятся в недоуме­нии.

    Появление Марфы предваряется воск­лицаниями толпы, она сразу вызывает к себе симпатию. Окончание ее речи сопро­вождается возгласами народа, готового умереть за отечество и не допустить Иоан­на в Новгород.

    Но падение башни с вече­вым колоколом приводит граждан в ужас, и, пораженные этим зрелищем, они за­стывают в безмолвии.

    Успокаивается на­род только тогда, когда слышит звон ко­локола, повешенного на другой башне.

    Казнь Марфы воспринимается людьми с ужасом и горестью, а явление москов­ского князя и чтение Холмским хартии встречается молчанием. И только когда было поднято «белое знамя Иоанново», граждане воскликнули: «Слава государю российскому!», приняв его власть. Народ согласился с неизбежностью.

    Защищая идею монархического правле­ния, Карамзин, вероятно, считал такое за­вершение событий вполне закономерным.

Источник: http://iessay.ru/ru/writers/native/k/karamzin/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami/marfa-posadnica-ili-pokorenie-novagoroda/kontrolnye-voprosy-s-vyborochnymi-otvetami-k-povesti-n.-m.-karamzina-marfa-posadnica-ili-pokorenie-n

Н. Карамзин. Исторической повести краткое содержание: «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода»

Это были сложные и тяжелые времена для Руси, которая изо всех сил боролась с нашествием монголо-татарского ига. Именно об этом периоде и расскажет составленное для данного произведения краткое содержание.

«Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» – историческая повесть, которая описывает, как много проливалось невинной человеческой крови по всей русской земле.

Чтобы предотвратить это, Великий Московский князь Иоанн III стал объединять русские княжества и собирать под свои знамена всех, кто уже не мог терпеть жестокого гнета Золотой Орды. Однако подчиниться ему отказалось гордое Новгородское государство, заявившее о своей независимости.

Дальше более подробно это опишет краткое содержание. «Марфа-посадница» в своем сюжете содержит интересные факты о том, что в свое время новгородцы сражались за свои древние уставы и права, которые отчасти давали им великие князья. Например, именно князь Ярослав был утвердителем их вольности.

Карамзин: «Марфа-посадница», краткое содержание сюжета

Новгородцы предвидели, что такое противостояние принесет им много горя, но не могли поступиться своею гордынею. И вот вечевой городской колокол созывает всех горожан немедленно собраться на Великой площади.

Народ со всех концов устремился туда, встревоженный гул его заглушал колокольный звон. Люди собрались и стали требовать начать вече.

Напротив белокаменного дома Ярославова собрались посадники с медалями на груди, бояре со знаменами, старосты с серебряными секирами и много другого народа.

Вдруг на лобном, или, иначе, на Вадимовом, месте, где возвышался мраморный образ витязя Вадима, появился посланец – доверенный царя Иоанна князь.

Посол

Это был князь Холмский, который должен был объявить новгородским жителям о том, что они должны мирно подчиниться требованиям Великого Московского князя и не доводить конфликт до кровопролития. Он говорил им, что только дикий народ любит независимость, а мудрый – порядок, которого без самодержавия в государстве добиться невозможно.

Он продолжал, что в стенах Новгорода родилось и утвердилось самодержавие русской земли. Великодушный Рюрик здесь начал творить суд и правду, благодаря этому варяжскому герою, новгородцев стали бояться другие народы.

Речь посла была очень пылкой и яростной, он взывал людей к совести и упрекал их в том, что они бросили русских братьев на растерзание Орде, а сами в это время благоденствуют и утопают в роскоши.

Москва, Киев, Владимир проливают кровь своих защитников.

Русские, вооружившись мечом, встречают чужеземцев, а корыстолюбивые же новгородцы принимают их в свои объятья, позарившись на их изысканные товары, золото и серебро.

Очень сильно действуют на народ своими выступлениями главные герои произведения «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода».

Краткое содержание дальше продолжается тем, что князь Иоанн узнал и о тайном сговоре новгородских правителей с вражеским княжеством Литовским и Польским и предупредил, что поработят эти чужеземцы их, потому что так всегда бывает с теми, кто безрассудно требует независимости от родных братьев.

Он считает, что больше нельзя допускать раздробленности государства Русского, ведь все беды его отсюда исходят. Закончив свою речь, Холмский сошел с лобного и потребовал ответа, чтобы люди скорее выбрали между миром или войной.

Речь Марфы

Дальше еще интереснее закручивает свой сюжет краткое содержание. Марфа-посадница под восклицающие звуки тихо и величаво вошла на железные ступени лобного места. На ее лице читались скорбь и величие. Она спокойно начала свою вдохновенную речь и сказала, что по праву может быть защитницей вольности, так как именно ее отец и супруг положили голову, сражаясь за этот славный город.

Народ слушал ее, затаив дыхание. А она продолжала свое выступление тем, что не стоит ее народ упрекать в том, что он не участвовал в междоусобных войнах и сам отбился от монголо-татарских завоевателей, когда свирепый Батый хотел растерзать их город.

Она поминала и отцов, которые знали, что умрут в сражениях, но не станут рабами, и без робости точили свои мечи. Теперь Великий Новгород процветает, и многие чужеземные купцы, приезжая к себе домой, рассказывают, что подобного по красоте города не видели больше нигде.

И неудивительно, что теперь Иоанн, видя все величие и красоту Новгорода, хочет править им.

И вот до предела накаляет сюжет даже краткое содержание.

Марфа-посадница дальше говорит, что Небеса правосудны, и если корыстолюбие движет ими, а не добродетели и слава, то скоро ударит их вольницы последний час, а при потере свободы иссохнет и источник благосостояния, слава города померкнет, и он превратится в печальные развалины. Народ затрепетал в негодовании и закричал: «Война Иоанну! Мы умрем за наше Отечество и свободу!»

Посол московский хотел еще что-то сказать, но напрасно – толпа не хотела слушать и чуть не разорвала его. Тогда он с огромной душевной скорбью произнес свои последние решающие слова: «Да будет война!» – и быстро удалился из города со своею дружиною.

Война

Необыкновенно интересно описывает подготовку к войне повесть «Марфа-посадница», краткое содержание сюжета дальше рассказывает, что, когда загремел в набат колокол, народ стал готовиться принять последнее сражение.

А Марфа сразу поспешила к благочестивому праведнику старцу Феодосию, который после 70 лет службы своему отечеству удалился от суетного мира в дремучий лес. Именно он сообщил ей про скорую беду, но Марфа была непреклонна. Она привела с собой молодого отрока Мирослава и хотела получить от старца благословение на брань.

После этого Марфа торопилась его женить на своей дочери Ксении. Перед сражением они сыграли свадьбу, и сам епископ венчал молодых в Софийском соборе. Так Мирослав стал вождем новгородских витязей.

Марфа надеялась, что Псков не останется в стороне, станет им союзником и даст свое войско, однако те отказались поддержать мятеж новгородцев. Вскоре пришло известие, что Иоанн с лучшим войском выдвинулся к великому граду. Полки Мирослава выдвинулись им навстречу.

Ожидание

Грозная тишина поселилась в городе в ожидании, только храмы не затворили свои двери, оставшийся народ встал на колени, звучало молебное чтение. Долго не было известий. В день решительной битвы Марфа с высокого лобного места увидела облако пыли. Закрыв глаза, она произнесла: «Мирослав погиб, Иоанн стал победителем!»

На колеснице в город привозят тело Мирослава, раненые воины рассказывают о страшных сражениях. Русские были против русских, воины обеих сторон хотели доказать, что они славяне. Взаимная их злоба и есть самое ужасное! Двое сыновей Марфы тоже погибли.

Но битва продолжалась, Иоанн в прямом столкновении не смог одолеть витязей новгородских, тогда он пошел на длительную осаду. Город начинал голодать, защитники вольности стали гибнуть.

Старец Феодосий, покинув свой затвор, пришел в город и опять стал посадником, однако после победы сам же вручил ключи от города царю Иоанну и попросил у него пощады для народа, взамен пообещав, что эти люди будут служить ему верой и правдой.

Помилование

Князь Московский решает помиловать новгородцев, но на этом не заканчивается краткое содержание. Марфа-посадница и ее дочь Ксения все же не минуют своего страшного наказания. Для них в скором времени выстраивают эшафот, на который Марфа гордо всходит и объявляет народу, что умирает гражданкою новгородскою, в то время как они стали поданными Иоанна.

В это же время с древней башни снимают колокол и отвозят его в Москву.

По-своему уникально произведение «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». Краткое содержание, к большому сожалению, не может передать тот яркий древний слог и необыкновенный колорит, поэтому лучше прочитать это произведение полностью.

Источник: http://renbow.ru/article/223606/n-karamzin-istoricheskoy-povesti-kratkoe-soderjanie-marfa-posadnitsa-ili-pokorenie-novagoroda

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector