Краткое содержание лагерлеф святая ночь точный пересказ сюжета за 5 минут

Сельма Лагерлеф. СВЯТАЯ НОЧЬ

Краткое содержание Лагерлеф Святая ночь точный пересказ сюжета за 5 минут

Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда.

У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.

Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки. Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.

Я смутно помню образ бабушки. Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок.

Еще помню, что, когда бабушка кончала рассказ, она клала свою руку мне на голову и говорила:

«И все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня».

Помню, что бабушка умела петь красивые песни; но пела их бабушка не каждый день. В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцарe и морской девe, к этой песне был припев:

«Как холодно веет ветер, как холодно веет ветер по широкому морю».

Вспоминаю я маленькую молитву, которой научила меня бабушка, и стихи псалма.

О всех рассказах бабушки сохранилось у меня лишь слабое, неясное воспоминание. Только один из них помню я так хорошо, что могу рассказать. Это — маленький рассказ о Рождестве Христовом.

Вот, почти все, что у меня сохранилось в памяти о бабушке; но лучше всего я помню горе, которое меня охватило, когда она умерла.

Я помню то утро, когда угловой диван остался пустым, и было невозможно себe представить, как провести длинный день. Это помню я хорошо и никогда не забуду.

Нас, детей, привели, чтобы проститься с умершей. Нам было страшно поцеловать мертвую руку; но кто-то сказал нам, что последний раз мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.

Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись.

Помню, как что-то исчезло из жизни. Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.

Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним.

Могло показаться, что заменили нам новые забавы бабушку, что забыли мы ее.

Но и сегодня, через сорок лет, в то время, как разбираю я сказания о Христе, собранные и слышанные мною в далекой чужой стране, в моей памяти живо встает маленький рассказ о Рождестве Христовом, слышанный мной от бабушки. И мне приятно еще раз его рассказать и поместить в своем сборникe.

* * *

Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.

Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать:

«Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался;

— Добрые люди, помогите мне — говорил он. — Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.

Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал.

Человек шел все дальше и дальше. Наконец увидел он вдали огонек. Он направился к нему и увидел, что это — костер. Множество белых овец лежало вокруг костра; овцы спали, их сторожил старый пастух.

Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины.

Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него.

Одна из них схватила его за ногу, другая — за руку, третья — вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.

Человек хотеть подойти к костру, чтобы взять огня. Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась».

До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:

— Почему не пошевелились овцы? — спросила я бабушку.

— Это ты узнаешь, немного погодя, — ответила бабушка и продолжала рассказ:

«Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям. Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца. Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле».

В этом месте я снова перебила бабушку:

— Бабушка, почему палка не ударила человека? — спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.

«Человек подошел к пастуху и сказал ему:

— Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.

Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать.

Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.

— Возьми, сколько тебе надо, — сказал он человеку.

Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие уголья.

Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:

— Возьми, сколько тебе надо!

Он с злорадством думал, что человек не сможет взять огня. Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И уголья не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие уголья, а орехи или яблоки».

Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:

— Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ?

— Ты скоро это узнаешь — ответила бабушка и стала рассказывать дальше.

«Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.

— Что это за ночь, — спрашивал он сам себя, — в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет?

Он окликнул незнакомца и спросил его:

— Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?

— Я не могу тебe этого сказать, если ты сам не увидишь, — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца.

Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.

Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.

Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкурку, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.

Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать.

Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах. Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя Мира, Который освободит людей от греха и смерти.

Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда.

Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами. Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов. И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога».

Тут бабушка вздохнула и сказала:

— То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.

И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:

— Заметь себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.

Источник: http://mirror7.ru.indbooks.in/?p=303168

Сельма Лагерлеф. Святая ночь

Обложка к рассказу «Святая ночь».

Шведская писательница Сельма Лагерлеф прославилась как первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе. Представляю  святочный рассказ именитой сказочницы, автора «Чудесного путешествия Нильса с дикими гусями».

Когда мнe было пять лет, меня постигло большое горе. Я не знаю, испытала ли я впоследствии горе большее, чем тогда. У меня умерла бабушка. До того времени она каждый день сидела на угловом диване в своей комнате и рассказывала чудные вещи.

Я не помню бабушку иной, как сидящей на своем диване и рассказывающей с утра до ночи нам, детям, притаившимся и смирно сидящим возле нее; мы боялись проронить хоть слово из рассказов бабушки.

Это была очаровательная жизнь! Не было детей, болee счастливых, чем мы.

Я смутно помню образ бабушки. Помню, что у нее были прекрасные, белые, как мел, волосы, что была она очень сгорбленна и постоянно вязала свой чулок. Еще помню, что, когда бабушка кончала рассказ, она клала свою руку мне на голову и говорила: «И все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня».

Помню, что бабушка умела петь красивые песни; но пела их бабушка не каждый день. В одной из этих песен говорилось о каком-то рыцарe и морской девe, к этой песне был припев: «Как холодно веет ветер, как холодно веет ветер по широкому морю.

Вспоминаю я маленькую молитву, которой научила меня бабушка, и стихи псалма. О всех рассказах бабушки сохранилось у меня лишь слабое, неясное воспоминание. Только один из них помню я так хорошо, что могу рассказать. Это—маленький рассказ о Рождестве Христовом.

Вот, почти все, что у меня сохранилось в памяти о бабушке; но лучше всего я помню горе, которое меня охватило, когда она умерла. Я помню то утро, когда угловой диван остался пустым, и было невозможно себе представить, как провести длинный день.

Это помню я хорошо и никогда не забуду. Нас, детей, привели, чтобы проститься с умершей. Нам было страшно поцеловать мертвую руку; но кто-то сказал нам, что последний раз мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.

Помню, как ушли сказания и песни из нашего дома, заколоченные в длинный черный гроб, и никогда не вернулись. Помню, как что-то исчезло из жизни. Будто закрылась дверь в прекрасный волшебный мир, доступ в который нам был до того совершенно свободен. С тех пор не стало никого, кто смог бы снова открыть эту дверь.

Помню, что пришлось, нам, детям, учиться играть в куклы и другие игрушки, как играют все дети, и постепенно мы научились и привыкли к ним. Могло показаться, что заменили нам новые забавы бабушку, что забыли мы ее.

Но и сегодня, через сорок лет, в то время, как разбираю я сказания о Христе, собранные и слышанные мною в далекой чужой стране, в моей памяти живо встает маленький рассказ о Рождестве Христовом, слышанный мной от бабушки.

И мне приятно еще раз его рассказать и поместить в своем сборникe.

Читайте также:  Краткое содержание сабатини одиссея капитана блада точный пересказ сюжета за 5 минут

* * *

Это было в Рождественский сочельник. Все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Я думаю, что мы вдвоем были одни во всем доме; только мы с бабушкой не смогли поехать со всеми, потому что она была слишком стара, а я слишком мала. Обе мы были огорчены, что не услышим Рождественских песнопений и не увидим священных огней.

Когда уселись мы, одинокие, на бабушкином диване, бабушка начала рассказывать: «Однажды глубокой ночью человек пошел искать огня. Он ходил от одного дома к другому и стучался:

— Добрые люди, помогите мне — говорил он.— Дайте мне горячих углей, чтобы развести огонь: мне нужно согреть только что родившегося Младенца и Его Мать.

Ночь была глубокая, все люди спали, и никто ему не отвечал. Человек шел все дальше и дальше. Наконец увидел он вдали огонек. Он направился к нему и увидел, что это — костер. Множество белых овец лежало вокруг костра; овцы спали, их сторожил старый пастух.

Человек, искавший огня, подошел к стаду; три огромные собаки, лежавшие у ног пастуха, вскочили, заслыша чужие шаги; они раскрыли свои широкие пасти, как будто хотели лаять, но звук лая не нарушил ночной тишины.

Человек увидел, как шерсть поднялась на спинах собак, как засверкали в темноте острые зубы ослепительной белизны, и собаки бросились на него.

Одна из них схватила его за ногу, другая — за руку, третья — вцепилась ему в горло; но зубы и челюсти не слушались собак, они не смогли укусить незнакомца и не причинили ему ни малейшего вреда.

Человек хотеть подойти к костру, чтобы взять огня. Но овцы лежали так близко одна к другой, что спины их соприкасались, и он не мог дальше идти вперед. Тогда человек взобрался на спины животных и пошел по ним к огню. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась».

До сих пор я, не перебивая, слушала рассказ бабушки, но тут я не могла удержаться, чтобы не спросить:

— Почему не пошевелились овцы? — спросила я бабушку.

— Это ты узнаешь, немного погодя, — ответила бабушка и продолжала рассказ: «Когда человек подошел к огню, заметил его пастух. Это был старый, угрюмый человек, который был жесток и суров ко всем людям.

Завидя чужого человека, он схватил длинную, остроконечную палку, которой гонял свое стадо, и с силой бросил ее в незнакомца.

Палка полетела прямо на человека, но, не коснувшись его, повернула в сторону и упала где-то далеко в поле».

В этом месте я снова перебила бабушку:

— Бабушка, почему палка не ударила человека?— спросила я; но бабушка мне ничего не ответила и продолжала свой рассказ.

«Человек подошел к пастуху и сказал ему:

— Добрый друг! Помоги мне, дай мне немного огня.

Только что родился Младенец; мне надо развести огонь, чтобы согреть Малютку и Его Мать. Пастух охотнее всего отказал бы незнакомцу. Но когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, что овцы не разбежались перед ним, и палка не попала в него, как-будто не захотела ему повредить, пастуху стало жутко, и он не осмелился отказать незнакомцу в его просьбе.

— Возьми, сколько тебе надо, — сказал он человеку.

Но огонь уже почти потух. Сучья и ветки давно сгорели, оставались лишь кроваво-красные уголья, и человек с заботой и недоумением думал о том, в чем донести ему горячие уголья.

Заметя затруднение незнакомца, пастух еще раз повторил ему:

— Возьми, сколько тебе надо!

Он с злорадством думал, что человек не сможет взять огня. Но незнакомец нагнулся, голыми руками достал из пепла горячих углей и положил их в край своего плаща. И уголья не только не обожгли ему руки, когда он их доставал, но не прожгли и плаща, и незнакомец пошел спокойно назад, как будто нес в плаще не горячие уголья, а орехи или яблоки.

Тут снова не могла я удержаться, чтобы не спросить:

— Бабушка! почему не обожгли уголья человека и не прожгли ему плащ?

— Ты скоро это узнаешь — ответила бабушка и стала рассказывать дальше.

Старый, угрюмый, злой пастух был поражен всем, что пришлось ему увидеть.

— Что это за ночь, — спрашивал он сам себя,— в которую собаки не кусаются, овцы не пугаются, палка не ударяет и огонь не жжет?

Он окликнул незнакомца и спросил его:

— Что сегодня за чудесная ночь? И почему животные и предметы оказывают тебе милосердие?

— Я не могу тебe этого сказать, если ты сам не увидишь, — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, торопясь развести огонь, чтобы согреть Мать и Младенца. Но пастух не хотел терять его из вида, пока не узнает, что все это значит. Он встал и пошел за незнакомцем, и дошел до его жилища.

Тут увидел пастух, что человек этот жил не в доме и даже не в хижине, а в пещере под скалой; стены пещеры были голы, из камня, и от них шел сильный холод. Тут лежали Мать и Дитя.

Хотя пастух был черствым, суровым человеком, но ему стало жаль невинного Младенца, который мог замерзнуть в каменистой пещере, и старик решил помочь Ему. Он снял с плеча мешок, развязал его, вынул мягкую, теплую пушистую овечью шкурку, и передал ее незнакомцу, чтобы завернуть в нее Младенца.

Но в тот же миг, когда показал пастух, что и он может быть милосердным, открылись у него глаза и уши, и он увидел то, чего раньше не мог видеть, и услышал то, чего раньше не мог слышать. Он увидел, что пещеру окружают множество ангелов с серебряными крыльями и в белоснежных одеждах.

Все они держат в руках арфы и громко поют, славословя родившегося в эту ночь Спасителя Мира, который освободит людей от греха и смерти.

Тогда понял пастух, почему все животные и предметы в эту ночь были так добры и милосердны, что не хотели никому причинить вреда. Ангелы были всюду; они окружали Младенца, сидели на горе, парили под небесами.

Всюду было ликование и веселье, пение и музыка; темная ночь сверкала теперь множеством небесных огней, светилась ярким светом, исходившим от ослепительных одежд ангелов.

И все это увидел и услышал пастух в ту чудесную ночь, и так был рад, что открылись глаза и уши его, что упал на колени и благодарил Бога».

Тут бабушка вздохнула и сказала:

— То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы увидеть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы мы были достойны этого.

И бабушка положила свою руку мне на голову и сказала:

— Заметь себе, что все это такая же правда, как то, что я тебя вижу, а ты меня. Ни свечи, ни лампады, ни солнце, ни луна не помогут человеку: только чистое сердце открывает очи, которыми может человек наслаждаться лицезрением красоты небесной.

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

Источник: http://komu-za-50.mirtesen.ru/blog/43847309474

Краткое содержание «Ночь перед рождеством»

Повесть «Ночь перед рождеством» была написана Н. В. Гоголем в 1830 – 1832 годах. Первое издание произведения было опубликовано в 1832 году в типографии А. Плюшара.

Повесть входит в известный цикл писателя «Вечера на хуторе близ Диканьки».

В «Ночи перед Рождеством» Гоголь с юмором изобразил опоэтизированную сельскую жизнь в праздничный день, развернув сюжет вокруг истории любви кузнеца Вакулы и дочери богатого козака Оксаны.

На нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Ночи перед Рождеством» Гоголя онлайн. Предлагаемый вариант будет полезен ученикам 6 класса при подготовке к урокам по литературе, а также всем, кто интересуется русской классикой.

Вакула – кузнец, «силач и детина хоть куда», в свободное время занимался «малеванием», был влюблен в Оксану и летал в Петербург на черте, чтобы достать для нее черевички самой царицы.

Оксана – дочь козака Чуба, возлюбленная Вакулы, ей «не минуло еще и семнадцати лет», «была капризна, как красавица».

Черт – невзлюбил Вакулу за то, что тот нарисовал его в дурном свете, возил кузнеца в Петербург.

Чуб – богатый козак, вдовец, отец Оксаны.

Солоха – ведьма, мать Вакулы, «имела от роду не больше сорока лет».

Пузатой Пацюк – знахарь, бывший запорожец, который уже много лет живет в Диканьке.

Голова, дьяк, кум Панас, царица Екатерина.

В Диканьке наступила зимняя, ясная ночь перед Рождеством. Неожиданно из трубы одной из хат вылетела ведьма верхом на метле и, поднявшись к небу, начала собирать в рукав звезды.

С другой стороны на небе появился черт. Он спрятал месяц в карман, и вокруг сразу сделалось темно. Сделал черт это для того, чтобы козак Чуб поленился идти по темноте и остался дома, а потому кузнец Вакула не смог прийти к его дочери Оксане. Так черт хотел отомстить кузнецу, который нарисовал его посрамленным на картине со Страшным судом.

***

Чуб вместе с Панасом, ожидая «добрую попойку» у дьяка выходят из хаты козака и видят, что на небе пропал месяц, и на улице стало совсем темно. Поколебавшись, они все же решают продолжить путь.

***

Пока Чуб ушел, оставшаяся одна дома Оксана любовалась собой перед зеркалом. За этим делом и застает девушку пришедший к ней Вакула. Кузнец обращается к Оксане с нежными речами, но она только смеется и издевается над ним. Раздосадованный Вакула решает, что девушка не любит его.

Неожиданно в двери постучали, и кузнец пошел открывать.

***

Мороз увеличивался, поэтому черт с ведьмой спустились через дымоход к ней в хату. Ведьмой была ни кто иная, как мать Вакулы – Солоха. Она умела так очаровывать мужчин, что к ней ходили многие козаки села, при этом ни один из них не знал о соперниках. Среди всех поклонников Солоха выделяла богатого козака Чуба.

Между тем, когда черт спускался в дымоход, он заметил Чуба и устроил сильную метель, пытаясь таким образом вернуть его домой.

***

И действительно – ничего не видя из-за метели, Чуб решил вернуться назад и они с кумом разошлись в разные стороны. Дойдя до своей хаты, козак постучал, но, услышав возмущенный крик Вакулы, решил, что это не его дом, и изменил голос. Не распознав в пришедшем Чуба, кузнец поколотил козака. Тогда Чуб, рассудив, что если Вакула здесь, то дома его нет, отправился к Солохе.

***

Пока черт летал из трубы и обратно, месяц вылетел из висевшей у него на боку «ладунки» и поднялся на небо. «Все осветилось. Метели как небывало». На улице показались толпы колядующих парубков и девушек с мешками.

Девушки поспешили в дом Чуба. Оксана заметила у одной из девушек новые черевички и загрустила, что ей некому достать красивую обновку. Тогда Вакула сам вызвался достать «такие черевички, какие редкая панночка носит». Шутя, Оксана сказала, что ей подойдут только те, которые носит сама царица и если кузнец их раздобудет, то она выйдет за него замуж.

***

К сидевшей с чертом Солохе неожиданно приходит дюжий голова. Пока женщина открывала двери, нечистый спрятался в мешке. Голова успел только выпить чарку водки и сказать, что из-за метели не попал к дьяку, как в двери снова постучали – это был сам дьяк.

Солоха спрятала голову во второй мешок. Однако и беседа женщины с дьяком была скоро прервана – к Солохе пришел козак Чуб. Хозяйка спрятала в третий мешок дьяка, а вскоре в этом же мешке оказался и Чуб, который не хотел видеться с пришедшим к матери Вакулой.

Пока Солоха вышла к очередному посетителю, кузнец уносит все три мешка и, опечаленный издевательствами Оксаны, даже не замечает их тяжести.

***

На улице Вакула встречает колядующих. Оксана, смеясь, снова повторяет свое условие при всех. Расстроенный Вакула бросил мешки на землю и, взяв с собой самый маленький, попрощался со всеми и убежал.

***

Вакула решает пойти к местному знахарю – Пузатому Пацюку – «он, говорят, знает всех чертей и все сделает, что захочет».

Застав Пацюка за поеданием сначала галушек, а после вареников, которые сами летели в рот к хозяину, Вакула спрашивает у него как найти черта, чтобы попросить у того помощи.

На это знахарь ответил ему: «Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами». Испугавшись летящего ему в рот скоромного вареника, Вакула убегает от Пацюка.

Услышав слова кузнеца, черт тут же выскочил из мешка и предложил заключить контракт, подписав его кровью. Однако Вакула ухватил черта за хвост. Крестя нечистого, кузнец оседлал его и заставил отнести в Петербург к царице.

***

Оксана замечает оставленные Вакулой мешки и предлагает их забрать. Пока девчата ходили за санками, мешок с Чубом и дьяком уносит к себе вышедший из шинка кум. Во время ссоры Панаса с женой за содержимое мешка, из него вылезли Чуб и дьяк, объяснив, что решили так пошутить.

***

Девушки отвезли оставшийся мешок к Оксане. В это время вернулся домой Чуб и, обнаружив в мешке смущенного голову, был возмущен хитростью Солохи.

***

Долетев до Петербурга, черт обернулся конем, а после, по велению Вакулы, уменьшился и спрятался к нему в карман. Кузнец находит знакомых запорожцев, и с помощью нечистого получает согласие идти с ними к царице.

Во дворце запорожцев и Вакулу встретил Потемкин, а затем и сама царица.

Когда Екатерина спросила у запорожцев, с какой просьбой они пришли к ней, кузнец тут же упал к ногам царицы, прося для своей жены такие же прекрасные черевички, как у нее.

Екатерину развеселило его простодушие, и она приказала принести самые дорогие башмаки с золотом. Расхваливая ножки царицы, кузнец, подталкиваемый запорожцами, отошел назад и черт его мгновенно перенес уже «за шлахбаум».

***

По Диканьке в это время уже пошли слухи, что Вакула то ли утонул, то ли повесился. Услышав об этом, Оксана очень расстроилась – ведь он любил ее, а теперь, возможно, навсегда ушел из села или вовсе пропал. Не появился Вакула и после обедни.

Читайте также:  Краткое содержание о. генри горящий светильник точный пересказ сюжета за 5 минут

***

Обратно кузнец добрался еще быстрее, и, отвесив черту три удара хворостиной, отпустил его. Зайдя домой, Вакула тут же заснул и проспал до обедни. Проснувшись, кузнец взял с собой башмачки царицы для Оксаны и шапку и пояс для Чуба и отправился к козаку. После согласия отца на сватовство смущенная девушка сказала, что готова выйти замуж за Вакулу «и без черевичков».

***

Женившись, кузнец размалевал всю свою хату, а в церкви изобразил черта в аду – «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

В повести «Ночь перед Рождеством» Гоголь раскрывает тему народной жизни, изображая ряд типичных сельских персонажей – ловкого и сильного кузнеца Вакулу, красивую и самовлюбленную Оксану, глупого и богатого Чуба, хитрую Солоху и других. Вводя в повествование мифических персонажей (ведьму, черта, знахаря), автор приближает сюжет произведения к сказочному, таким образом переплетая в повести приемы реализма и романтизма.

Краткий пересказ «Ночи перед Рождеством» описывает основной сюжет произведения, но для лучшего понимания повести советуем ознакомиться с ее полным вариантом.

Вопросы теста охватывают многие важные моменты краткого содержания произведения:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/books/gogol/noch-pered-rozhdestvom

Сельма Лагерлёф. Святая ночь

Сельма Оттилия Лувиса Лагерлёф (20 ноября 1858 года, Морбакк, южная Швеция — 16 марта 1940 года) — первая женщина, получившая Нобелевскую премию по литературе — «в знак признания возвышенного идеализма, яркого воображения и духовного восприятия, характеризующих ее труды». Дочь отставного офицера и учительницы.

С раннего детства девочка была тяжело больна и почти не могла ходить, поэтому училась дома. Бабушка привила ей любовь к легендам, сказкам и мифам Скандинавии. Болезнь все-таки удалось победить. Сельма закончила в 1882 году Королевскую женскую академию в Стокгольме и стала учительницей.

Работала в школе для девочек на юге Швеции в маленьком городке Ландскроне и писала книги.

Самое известное в нашей стране произведение Сельмы Лагерлеф — «Чудесное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции», но она написала еще и много других сказок. В них отражалось ее христианское мировоззрение, вера в Божье чудо, любовь к Творцу, восхищение христианскими добродетелями.

И книги, и жизнь писательницы учат добру и нравственной стойкости, вере в Христа, чудесно преобразующей человеческие души светом Рождества Спасителя мира.

Когда мне было пять лет, меня постигло очень большое горе. Более сильного я, кажется, с тех пор и не знала: умерла моя бабушка. До самой своей кончины она проводила дни, сидя в своей комнате на угловом диване и рассказывая нам сказки.

Бабушка рассказывала их с утра до вечера, а мы, дети, тихо сидели возле нее и слушали. Чудесная это была жизнь! Никаким другим детям не жилось так хорошо, как нам.

Лишь немногое сохранилось у меня в памяти о моей бабушке. Помню, что у нее были красивые, белые как снег волосы, что она ходила совсем сгорбившись и постоянно вязала чулок.

Помню еще, что, кончив рассказывать какую-нибудь сказку, она обыкновенно опускала свою руку мне на голову и говорила:

— И все это такая же правда, как то, что мы сейчас видим друг друга.

Помню я и то, что она умела петь чудесные песни, но пела она их не часто. В одной из этих песен речь шла о рыцаре и о морской царевне, и у нее был припев: «Ветер холодный-холодный над морем подул».

Помню еще короткую молитву и псалом, которым она меня научила.

Обо всех сказках, которые она мне рассказывала, у меня осталось лишь бледное, смутное воспоминание. Только одну из них я помню так хорошо, что могла бы пересказать ее и сейчас. Это маленькая легенда о Рождестве Христовом.

Вот почти все, что я могу припомнить о своей бабушке, кроме того, что я помню лучше всего, — ощущение великой утраты, когда она покинула нас.

Я помню то утро, когда диван в углу оказался пустым, и было невозможно представить, когда же кончится этот день. Этого я не забуду никогда.

И помню я, как нас, детей, подвели к усопшей, чтоб мы простились с ней и поцеловали ее руку. Мы боялись целовать покойницу, но кто-то сказал нам, что ведь это последний раз, когда мы можем поблагодарить бабушку за все радости, которые она нам доставляла.

И я помню, как сказки и песни вместе с бабушкой уехали из нашего дома, уложенные в длинный черный ящик, и никогда больше не возвращались.

Что-то ушло тогда из жизни. Точно навсегда заперли дверь в широкий, прекрасный, волшебный мир, в котором мы прежде свободно бродили. И никого не нашлось, кто сумел бы отпереть эту дверь.

Мы постепенно научились играть в куклы и игрушки и жить так, как все другие дети, и могло показаться, что мы больше не тоскуем о бабушке и не вспоминаем о ней.

Но даже и в эту минуту, спустя много лет, когда я сижу и вспоминаю все слышанные мною легенды о Христе, в моей памяти встает сказание о Рождестве Христовом, которое любила рассказывать бабушка. И теперь мне хочется самой рассказать его, включив в мой сборник.

Это было в Рождественский сочельник, когда все уехали в церковь, кроме бабушки и меня. Мы были, кажется, одни во всем доме. Нас не взяли, потому что одна из нас была слишком мала, другая слишком стара. И обе мы горевали о том, что не можем побывать на торжественной службе и увидеть сияние рождественских свечей.

И когда мы сидели с ней в одиночестве, бабушка начала свой рассказ.

— Когда-то в глухую, темную ночь один человек вышел на улицу, чтобы раздобыть огня. Он переходил от хижины к хижине, стучась в двери, и просил: «Помогите мне, добрые люди! Моя жена только что родила ребенка, и мне надо развести огонь, чтобы согреть ее и младенца».

Но была глубокая ночь, и все люди спали. Никто не откликался на его просьбу.

Человек шел все дальше и дальше. Наконец он заметил вдали мерцающее пламя. Он направился к нему и увидел, что это костер, разведенный в поле. Множество белых овец спало вокруг костра, а старый пастух сидел и стерег свое стадо.

Когда человек приблизился к овцам, он увидел, что у ног пастуха лежат и дремлют три собаки. При его приближении все три проснулись и оскалили свои широкие пасти, точно собираясь залаять, но не издали ни единого звука.

Он видел, как шерсть дыбом поднялась у них на спине, как их острые, белые зубы ослепительно засверкали в свете костра и как все они кинулись на него. Он почувствовал, что одна схватила его за ногу, другая — за руку, третья вцепилась ему в горло.

Но крепкие зубы словно бы не повиновались собакам, и, не причинив ему ни малейшего вреда, они отошли в сторону.

Человек хотел пойти дальше. Но овцы лежали так тесно прижавшись друг к другу, спина к спине, что он не мог пробраться между ними. Тогда он прямо по их спинам пошел вперед, к костру. И ни одна овца не проснулась и не пошевелилась…

До сих пор бабушка вела рассказ не останавливаясь, но тут я не могла удержаться, чтобы ее не перебить.

— Отчего же, бабушка, они продолжали спокойно лежать? Ведь они так пугливы? — спросила я.

— Это ты скоро узнаешь, — сказала бабушка и продолжала свое повествование: — Когда человек подошел достаточно близко к огню, пастух поднял голову. Это был угрюмый старик, грубый и неприветливый со всеми.

И когда он увидел, что к нему приближается незнакомец, он схватил длинный, остроконечный посох, с которым всегда ходил за стадом, и бросил в него.

И посох со свистом полетел прямо в незнакомца, но, не ударив его, отклонился в сторону и пролетел мимо, на другой конец поля.

Когда бабушка дошла до этого места, я снова прервала ее:

— Отчего же посох не попал в этого человека?

Но бабушка ничего не ответила мне и продолжала свой рассказ:

— Человек подошел тогда к пастуху и сказал ему: «Друг, помоги мне, дай мне огня! Моя жена только что родила ребенка, и мне надо развести огонь, чтобы согреть ее и младенца!»

Старик предпочел бы ответить отказом, но, когда он вспомнил, что собаки не смогли укусить этого человека, овцы не разбежались от него и посох, не задев его, пролетел мимо, ему стало не по себе, и он не посмел отказать ему в просьбе.

«Бери, сколько тебе нужно!» — сказал пастух.

Но костер уже почти догорел, и вокруг не осталось больше ни поленьев, ни сучьев, лежала только большая куча жару; у незнакомца же не было ни лопаты, ни совка, чтобы взять себе красных угольков.

Увидев это, пастух снова предложил: «Бери, сколько тебе нужно!» — и радовался при мысли, что человек не может унести с собой огня.

Но тот наклонился, выбрал себе горстку углей голыми руками и положил их в полу своей одежды. И угли не обожгли ему рук, когда он брал их, и не прожгли его одежды; он понес их, словно это были яблоки или орехи…

Тут я в третий раз перебила рассказчицу:

— Бабушка, отчего угольки не обожгли его?

— Потом все узнаешь, — сказала бабушка и стала рассказывать дальше: — Когда злой и сердитый пастух увидел все это, он очень удивился: «Что это за ночь такая, в которую собаки кротки, как овечки, овцы не ведают страха, посох не убивает и огонь не жжет?» Он окликнул незнакомца и спросил его: «Что это за ночь такая? И отчего все животные и вещи так милостивы к тебе?» «Я не могу тебе этого объяснить, раз ты сам этого не видишь!» — ответил незнакомец и пошел своей дорогой, чтобы поскорее развести огонь и согреть свою жену и младенца.

Пастух решил не терять этого человека из виду, пока ему не станет ясно, что все это значит. Он встал и пошел следом за ним до самого его обиталища. И пастух увидел, что у незнакомца нет даже хижины для жилья, что жена его и новорожденный младенец лежат в горной пещере, где нет ничего, кроме холодных каменных стен.

Пастух подумал, что бедный невинный младенец может насмерть замерзнуть в этой пещере, и, хотя он был суровым человеком, он растрогался до глубины души и решил помочь малютке. Сняв с плеч свою котомку, он вынул оттуда мягкую белую овчину и отдал ее незнакомцу, чтобы тот уложил на нее младенца.

И в тот самый миг, когда оказалось, что и он тоже может быть милосерден, глаза его открылись, и он увидел то, что раньше не мог видеть, и услышал то, что раньше не мог слышать.

Он увидел, что вокруг него стоят плотным кольцом ангелочки с серебряными крылышками. И каждый из них держит в руках арфу, и все они поют громкими голосами о том, что в эту ночь родился Спаситель, который искупит мир от греха.

Тогда пастух понял, почему все в природе так радовалось в эту ночь, и никто не мог причинить зла отцу ребенка.

Оглянувшись, пастух увидел, что ангелы были повсюду. Они сидели в пещере, спускались с горы и летали в поднебесье; они проходили по дороге и, минуя пещеру, останавливались и бросали взоры на младенца. И повсюду царили ликование, радость, пение и веселье…

Все это пастух увидел среди ночной тьмы, в которой раньше ничего не мог разглядеть.

И он, обрадовавшись, что глаза его открылись, упал на колени и стал благодарить Бога… — При этих словах бабушка вздохнула и сказала: — Но то, что видел пастух, мы тоже могли бы увидеть, потому что ангелы летают в поднебесье каждую рождественскую ночь. Если бы мы только умели смотреть!..

— И, положив мне руку на голову, бабушка прибавила: — Запомни это, потому что это такая же правда, как то, что мы видим друг друга. Дело не в свечах и лампадах, не в солнце и луне, а в том, чтобы иметь очи, которые могли бы видеть величие Господа!

Читайте также:  Краткое содержание лондон мартин иден точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: http://hram-puchkovo.me-ga.ru/articles/177/

III. Работа над рассказом «Святая ночь»

1. Беседа.

— Почему смерть бабушки была для писательницы самым большим горем? Подтвердите свое мнение цитатами из

текста.

—О чем история, которую рассказала бабушка?

—Чему она хотела научить свою внучку?

—Почему рассказ разделен на две части? 2. Характеристика главных героев.

—Каким был пастух? Охарактеризуйте его.

—Какие перемены произошли в сердце пастуха? (Он понял, что надо быть внимательным к окружающим, помогать тем, кто нуждается в помощи.)

—Как бабушка объяснила девочке то, что произошло с пас­тухом? («То, что увидел тогда пастух, могли бы и мы уви­деть, потому что ангелы каждую Рождественскую ночь летают над землею и славословят Спасителя, но если бы могли достойны этого».)

IV. Физкультминутка

V. Составление плана рассказа

Асейчас вы будете работать с текстом самостоятельно. Составьте план бабушкиного рассказа о рождественской

ночи для пересказа.

(Ребята работают самостоятельно. Затем идет проверка вы­полненной работы. Наиболее удачные пункты выписываются на доску.)

VI. Пересказ текста по плану

Слушается пересказ отрывка о рождественской ночи, *

VII. Итог урока

— Какое впечатление произвела на девочку рождественская
история? Почему вы так думаете?

* Домашнее задание:подготовить пересказ текста от имени пас­туха.

Уроки 99-100. Сельлла Лагерлеф. «В Назарете»

Цели: ознакомить учащихся с новым произведением С. Ла­герлеф; расширить знания детей по данной теме; отрабатывать навыки выразительного чтения текста; учить анализировать характер и поступки героев; развивать умение работать с ил­люстрацией; обогащать словарный запас учащихся.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Пересказ текста «Святая ночь» от имени пастуха. — III. Изучение нового материала

1. Вступительная беседа.

На доске написан эпиграф к уроку: «Читать Лагерлеф — это все равно что сидеть в полумраке испанского собора, когда не знаешь, происходит ли все это во сне или наяву, но всем суще­ством чувствуешь, что находишься на святой земле». (Шведс­кий композитор Хуто Альфен.)

—Прочитайте слова, записанные на доске. Как вы их поняли?

—Сегодня мы ознакомимся еще с одним произведением С. Лагерлеф «В Назарете».

— Как вы думаете, о чем оно?
(Предположения детей.)

IV. Физкультминутка

V. Ознакомлениес произведением

1. Чтение текста учителем и хорошо читающими учащимися.

2. Первичное восприятие текста.

— Каковы ваши впечатления от прочитанного?
(Ребята делятся своими впечатлениями.)

3. Словарная работа.

— Объясните значение слов:

ОКОЛОТОК — окрестность.

ЖБАН ДЛЯ ВИНА — сосуд в виде кувшина с крыш­кой. ИСПОДТИШКА — (разг.) скрытно, втихомолку.

—Подберите синоним к слову «рослый». (Высокий.)

—Подберите антоним к слову «обыкновенный» (Необыкно­венный, особенный.)

VI. Итог урока

—С каким произведением мы сегодня ознакомились?

—Кто его главные герои?

Домашнее задание: перечитать текст, найти дополнительный материал об Иисусе и Иуде.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Так, чудо некогда свершилось В старинном граде Вифлееме. Ну что ж там все-таки случилось? Родился мальчик Иисус. Сын Бога и Марии девы. Его Спасителем назвали, И был он им на самом деле — Везде его как чуда ждали! Он и сегодня к нам придет!

И чудеса, ребята, будут!

—Прочитайте «птичьим базаром».

—Прочитайте (шепотом, начиная шепотом, усиливая го­лос, с сердитой интонацией, с веселой, с интонацией удивления; восхищения).

III. Работа над произведением

1. Выборочное чтение и беседа о прочитанном.

—Как называется произведение?

—Кто знает, что такое Назарет?

—Прочитайте, чем был занят Иисус в начале повество­вания.

—Как горшечник дал ему глину?

—Прочитайте описание Иуды.

—Одинаковые ли поучились птички у детей?

—О чем думал Иисус, когда лепил своих птичек?

—Прочитайте об общении Иисуса и водоноса.

—Как вы думаете, почему он не прошел мимо, а остано­вился и даже положил свою руку на белокурую головку Иисуса?

—Как зеленщик отнесся к Иуде?

—Какое чудо сотворил Иисус?

—Как на это среагировал Иуда?

—Как вы поняли слова Марии? Можно ли сказать, что в них выражена основная мысль рассказа?

2. Характеристика героев.

—Охарактеризуйте главных героев при помощи слов, кото­рые отражают эмоциональное состояние.

—Почему иуда сначала раздавил птичек, а потом бросился к ногам Иисуса?

—Как вы считаете, любил ли Иисус Иуду?

IV. Физкультминутка

V. Проверка домашнего задания

— Что вы узнали об Иисусе и Иуде?
(Выступления детей.)

VI. Итог урока

— Что необычного в истории об Иисусе и Иуде?
Домашнее задание:подготовить ответы на вопросы 1, 2, с. 217.

Дополнительный материал Назарет

Назарет — один из священных городов христианского мира, мес­то, где прошло детство Христа (из-за этого его иногда называют «на-заретянин» или «а-нацри», в переводе с иврита — житель города На-

церет). Здесь расположены францисканский Храм Благовещения (1969 г.

) — крупнейший собор на Ближнем Востоке, живописная пра­вославная церковь Архангела Гавриила на месте Фонтана Девы Ма­рии, национальный парк Сепфорис (Зиппори, родительский дом Девы Марии) к западу от города, гора Табор (место Преображения Господня), деревня Наин, Кфар Кана восточнее Назарета, где Иисус Христос сотворил свое первое чудо на свадебной церемонии, и ос­татки римских водных резервуаров, в которых Иисус превратил воду в вино, древний иудейский город Циппори с крепостью крестонос­цев и многочисленными археологическими участками. В настоящее время город (63 тысячи жителей, из них 2/3 из которых арабы) разде­лен на арабскую (здесь живет много арабов-христиан) и еврейскую часть.

Иуда Искариот

В Новом Завете Иуда Искариот — апостол, казначей Иисуса Хри­ста и других апостолов, выдавший Иисуса его врагам. Его не следует смешивать с другим апостолом Иудой, который известен под име­нем св. Иуды и который, возможно, звался еще и Фаддеем.

Этимоло­гия прозвища Иуды «Искариот» неясна. Некоторые видят в нем ука­зание на то, что Иуда или его семья были родом из города Кериота; другие считают, что Искариот — это искаженное греч.

sikarios («сика-рий»; «вооруженный кинжалом», «убийца»), как иногда называли зелотов — участников освободительной борьбы против римского вла­дычества в Палестине. По преданию, первосвященники заплатили Иуде 30 сребреников за сведения, которые помогли властям схватить Иисуса.

Иуда всегда служил самым ярким примером подлого преда­теля. Данте в «Божественной комедии» поместил Иуду в самую низ­шую точку ада.

В Новом Завете приводится два различных рассказа о конце, по­стигшем Иуду. Согласно первому из них, Иуда в порыве раскаяния попытался возвратить 30 сребреников первосвященникам. Когда же те отказались их взять. Иуда, «бросив сребреники в храме», пошел и удавился (Мф 27:5).

На эти деньги первосвященники купили землю горшечника, чтобы устроить там кладбище для чужеземцев. Соглас­но другой версии, Иуда купил на неправедные деньги землю «и, ког­да низринулся, расселось чрево его и выпали все внутренности его» (Деян 1:18).

По обеим версиям эта земля получила название «земля крови».

Иисус Христос (I в. н.э.)

Согласно христианской традиции, Иисус Христос является Сы­ном Бога Отца, вторым лицом Пресвятой Троицы. Он воплотился от Святого Духа у Девы Марии ради спасения людей от первородного греха, совершённого Адамом и Евой.

Четырнадцатилетняя Мария была обручена со старцем Иосифом, плотником из палестинского юрода Назарета. Перед свадьбой ее посетил архангел Гавриил и со­общил благую весть: вскоре у нее родится ребенок — Спаситель мира.

Ангел также явился Иосифу и передал ему, чтобы он без боязни при-

нял невесту в дом свой и заботился о ней и о ребенке. Незадолго до рождения младенца Иосиф и Мария вынуждены были отправиться в городок Вифлеем в Палестине, где проходила перепись населения. Они прибыли поздно, домов в городе не хватало для всех, и Марии пришлось остановиться в хлеву. Там она и родила Сына. По повеле­нию архангела Гавриила его нарекли Иисусом (др.-евр.

«спаситель»). О рождении Спасителя возвестила людям яркая Вифлеемская звез­да, появившаяся в эту ночь на небе. Следуя за ней, Иисуса отыскали волхвы древние мудрецы и маги из Персии. Они поклонились Иису­су и принесли Ему дары. Однако сначала волхвы по ошибке явились к правившему в Иудее царю Ироду, чтобы узнать, где родился Царь Иудейский.

Ирод испугался, что кто-то со временем станет посягать на его власть, и приказал слугам тайно проследить, куда пойдут вол­хвы. Выяснив, что те посетили Вифлеем, Ирод послал солдат убить всех младенцев, родившихся в городе. Ночью Мария и Иосиф были разбужены ангелом и бежали от резни в Египет. Ученые, изучающие Библию, считают, что эти события произошли в 749 или 754 г.

от основания Рима, то есть в самом начале новой эры.

До 30 лет Иисус жил в Назарете с Марией и Иосифом. Известен лишь один эпизод из Его детства. В 12 лет Иисус вместе с родителя­ми отправился в Иерусалим на праздник Пасхи и три дня пробыл в храме, беседуя с иудейскими книжниками. Лишь в 30 лет Иисус по­кинул Назарет и направился на поиски пророка Иоанна Крестителя, который проповедовал израильтянам о скором пришествии Мессии (от др.

-евр. — «помазанник») и крестил народ в реке Иордан. Иисус тоже пожелал принять крещение от Иоанна. Пророк был смущен та­кой честью, говоря, что это ему следует креститься от Христа, но все же совершил обряд. После чего Иисус удалился в пустыню, постился там 40 дней и был искушаем злым духом — Сатаной, обещавшим Ему власть над всей землей.

Христос отверг предложения Сатаны и по окончании поста отправился в Галилею (историческая область на западном берегу реки Иордан). Там он избрал себе 12 учеников, бу­дущих апостолов. Все они были люди простые и не искушенные в книжной мудрости (например, Петр и Андрей — рыбаки, Матфей -сборщик налогов, Симон — крестьянин).

В беседах с учениками Хри­стос описал образ своего истинного последователя. Им мог стать че­ловек смиренный, невысокого мнения о себе, скорбящий о своих грехах, желающий примириться с Богом, обладающий чистым серд­цем, любовью к ближнему и выступающий миротворцем между людь­ми.

Во время свадьбы в городке Капа Галилейская Иисус освятил таинство брака и совершил одно из своих знаменитых чудес, превра­тив воду в вино. Затем, пробыв несколько дней в Капернауме, Он отправился в Иерусалим на праздник Пасхи.

Повсюду за Иисусом следовали толпы восторженных людей, зас­лышанных о совершаемых им исцелениях и желающих послушать Его поучения. Иисус исцелял больных и немощных даже в субботу — свя­щенный для иудеев день, когда не принято выполнять никаких дел.

Это возбудило особое раздражение фарисеев (представители религи­озного направления в иудаизме, требовавшие тщательного соблюде­ния всех обрядов). После Пасхи Иисус разослал апостолов пропове­довать о наступлении Царства Божьего и отправился в путь, распро­страняя свое учение.

Урок 101. Обобщающий урок

по разделу «Зарубежная литература»

Цели: повторить и обобщить изученный раздел; учить рабо­тать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаи­вать свою точку зрения; развивать память, речь, логическое мышление.

Ход урока

I.Организационный момент

— Сегодня у нас обобщающий урок. Как обычно, такой урок у нас проходит в виде соревнования. Для этого вы поде­ литесь на команды, выберите капитанов, придумаете на­

звание и девиз.

(Учащиеся делятся на команды, придумывают название и девиз.)

— Итак, начинаем наш урок-конкурс!

II. Конкурсная программа

Этап I. «Назовите произведение*

—В этом произведении главный герой был великаном, хотя при этом оставался обычным человеком. («Путешествие Гулливера».)

—А в этом произведении главная героиня пожертвовала сво­ей жизнью ради любви. («Русалочка».)

—Главного героя этого произведения учитель часто нака­зывал. («Приключения Тома Сойера».)

—В нем рассказывается о ночи, в которую происходили чу­деса. («Святая ночь».)

—■ Произведение, которое заканчивает раздел. («В Наза­рете».)

— В этом произведении можно узнать о подводной жизни.
(«Русалочка».)

Этап II. «Найди пару»

— Соедините автора с его произведением. «Путешествие Гулливера» Сельма Лагерлеф «Святая ночь» Джонатан Свифт «Русалочка» Марк Твен

«Приключения Тома Сойреа» Г.Х. Андерсен

«В Назарете»

Этап III. «Бюро находок»

— Из какого произведения эти вещи?
Глиняная серая птичка. («В Назарете».)
Персик. («Приключения Тома Сойера».)
Острый нож. («Русалочка».)

Длинная, остроконечная палка. («Святая ночь».) Длинные лестницы. («Путешествие Гулливера») Грифельная доска. («Приключения Тома Сойера».) Этап IV. «Назовите имя»

—Марка Твена звали… (Самюэль Ленгхдрн Клеменс).

—Полное имя Сельмы Лагерлеф… (Сельма Оттилиана Ло-виза Лагерлеф).

—Имя девочки, в которую был влюблен Том Сойер… (Бек-ки Тэтчер).

— Назовите имя матери Иисуса. (Мария.)
Этап V. «Домашнее задание*

Команды готовят ответы на вопросы 1 и 2, с. 217.

Этап VI. «Задай вопрос»

Команды готовят друг другу по два вопроса.

Этап VII. «Оживи картинку»

■— За короткое время вы должны инсценировать отрывок из изученного произведения, но без слов. Соперники долж­ны его узнать. Надо показать все так, чтобы было узнава­емо.

III. Подведение итогов

Источник: https://cyberpedia.su/10x512e.html

Ссылка на основную публикацию