Краткое содержание лермонтов песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”: краткий пересказ сюжета, песня в сокращении

“Песня про царя Ивана Васильевича…”Художник П. И. Коровин

Знаменитая поэма “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтова была впервые опубликована в 1838 году.

 В этой статье представлено краткое содержание поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича…”: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Смотрите:

Все материалы по “Песне про царя Ивана Васильевича”

Все материалы по творчеству Лермонтова

Глава 1

Действие поэмы происходит в XVI веке во времена правления царя Ивана Васильевича (Грозного).
Царь Иван Грозный пирует во дворце в окружении соратников. На пиру присутствует храбрый молодой опричник Кирибеевич. Несмотря на пышное торжество, молодой человек грустит. Заметив это, царь спрашивает его о причинах грусти. Кирибеевич объясняет, что страдает от неразделенной любви к красавице Алене Дмитриевне. Царь решает помочь своему любимому опричнику: он вручает ему перстень и ожерелье, чтобы тот подарил их Алене и посватался к ней. Кирибеевич берет подарки, но скрывает от царя, что Алена замужем за молодым купцом Калашниковым.
Глава 2

Купец Степан Парамонович Калашников торгует в своей лавке. Вечером после работы он приходит домой и видит, что жены до сих пор нет дома, а дети плачут без матери. Купец волнуется. Наконец Алена приходит домой. Она выглядит бледной, ее глаза мутны, волосы растрепаны, а одежда изорвана. Алена со слезами бросается в ноги мужу и рассказывает, что по пути из церкви к ней подошёл опричник Кирибеевич, он стал целовать ее и уговаривать быть с ним (судя по всему, имело место насилие). Алена плачет и просит мужа защитить ее честное имя. В ту же ночь Купец Калашников зовет к себе своих младших братьев и рассказывает о том, как Кирибеевич опозорил его семью. Завтра во время кулачных боев (народной забавы) купец хочет вызвать на бой негодяя Кирибеевича и отомстить за унижение жены. В случае, если опричник побьет его, Калашников просит братьев заступить за него и продолжить бой. Братья обещают поддержать его.

Глава 3


Народ собирается на праздничные кулачные бои у Москва-реки. Сюда также приезжает царь Иван Грозный с боярами и опричниками. Купец Калашников вызывает на бой опричника Кирибеевича. В ходе битвы Калашников ударяет соперника в висок, после чего тот умирает на месте. 

Узнав о гибели своего опричника Кирибеевича, царь Иван Грозный вызывает к себе Калашникова. Купец признает свою вину в гибели опричника и говорит, что готов принять смертную казнь.

Калашников лишь просит царя, чтобы тот позаботился о его жене Алене Дмитриевне и детях. Царь обещает помочь семье Калашникова, а также разрешает его братьям свободно торговать по всей стране.

Самого купца Калашникова вскоре казнят на площади.

Таково краткое содержание поэмы “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” Лермонтова: краткий пересказ сюжета, произведение в сокращении.

Смотрите:

Все материалы по “Песне про царя Ивана Васильевича”

Все материалы по творчеству Лермонтова

Источник: http://www.literaturus.ru/2018/05/kratkoe-soderzhanie-pesnja-pro-carja-ivana-vasilevicha-lermontov-pereskaz-sjuzhet-v-sokrashhenii.html

Анализ стихотворения «Песня про купца Калашникова» Лермонтова

Поэму М. Ю. Лермонтова изучают в 8 классе на уроках литературы. В нашей статье вы найдёте полный и краткий анализ “Песни про купца Калашникова” по плану. Эта информация поможет при подготовке к ЕГЭ, к написанию творческих работ и тестов.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Песня про купца Калашникова.

История создания – год написания:1837, год публикации: 1838. Это произведение открывало единственный сборник стихов М.Ю.Лермонтова.

Тема – быт и нравы народа времён правления Ивана Грозного, борьба добра со злом.

Композиция – традиционная для жанра исторической народной поэмы.

Жанр – историческая поэма в народном стиле.

Стихотворный размер – тонический стих, близкий к фольклорному сказовому стиху.

Метафоры – “косы русые по плечам бегут”, “горят очи”, “кровавая долина побоища”.

Эпитеты – “лихой боец”, “буйна головушка”, “кудрява борода”, “могутные плечи”.

Сравнения – “речи, будто острый нож”, “ходит плавно, будто лебёдушка”, “затряслась, как листочек осиновый”.

Это единственное произведение Лермонтова, написанное в фольклорном стиле, оно уникально тем, что подобной стилизации в литературе ближайшего периода не встречается ни у одного современника поэта.

Поэма написана в 1837 году, а опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях к “Русскому инвалиду””. После ссылки поэт некоторое время не печатался, однако удивительную по своей самобытности поэму по некоторым сведениям опубликовали благодаря Жуковскому, который заступился за молодого опального поэта. Есть несколько версий создания поэмы.

По свидетельствам А. А. Краевского, Лермонтов написал “Песню…” во время пребывания на Кавказе от скуки. По другим сведениям, поэт проникся славянофильскими идеями своего родственника С. А.

Раевского и создал поэму на основе народного сюжета.

В любом случае сюжет поэмы взят поэтом из одной из хроник времён Ивана Грозного, в котором повествуется о роковом случае вопиющей несправедливости со стороны правителя.

“Песнь…” повествует о том, как хороший друг царя Ивана Грозного домогался замужней женщины, рассчитывая остаться безнаказанным. За честь Алёны Дмитриевны вступился её супруг, талантливый торговец, чудесный муж и отец, Степан Парамонович Калашников.

В кулачных боях он вступает в схватку с опричником царя, “с божьей помощью” побеждает его, опричник же погибает.

Царь не может оставить такое происшествие без наказания, не узнав истинной причины, по которой молодой купец решился на отчаянный поступок, он отправляет его на казнь.

Тема поэмы – жизнь и нравы народа во времена правления Ивана IV. Основная мысль произведения – защищать честь семьи нужно даже ценной своей жизни.

Проблематика – изображение самоволия верхов и приближённых к царю людей, несмотря на христианские и человеческие законы.

Борьба добра со злом не всегда заканчивается победой светлой стороны, чему учат народные сказки: иногда это закономерность не работает.

Фольклорные мотивы произведения определяют его композицию: она классическая для жанра исторической народной поэмы. Схема: экспозиция – завязка – развитие событий – кульминация – развязка – эпилог. Перед каждой композиционной частью присутствуют своеобразные вставки фольклорного характера, придающие ей колоритность и исторический оттенок.

Историческая поэма в народном стиле. Сам автор назвал произведение песней, что и отражает её жанровое своеобразие: оно очень напоминает русские народные исторические песни или эпические фольклорные сказания, которые на Руси исполнялись гуслярами.

Критика приняла произведение позитивно, высоко оценив мастерство автора, его стилизацию под народное творчество. Идея и смысл произведения очень близки для русского народа, оно бесценно и в историческом аспекте.

Романтическое направление зрелого творчества Лермонтова подчёркивает его иносказательный характер: проблема столкновения личности и общества.

Художественные средства, которые использовал автор для написания поэмы близки народному творчеству: это повторы, сравнения, традиционно яркие эпитеты, олицетворения, анафора и эпифора.

Язык поэмы Лермонтова высок и торжественен, он прославляет подвиг человека выбравшего сторону правды.

Поэма украшена народными эпитетами: “лихой боец”, “буйна головушка”, “кудрява борода”, “могутные плечи” и метафоры “косы русые по плечам бегут”, “горят очи”, “кровавая долина побоища”.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/lermontov/pesnya-pro-kupca-kalashnikova.html

«Песня про купца Калашникова», краткое содержание по главам произведения Лермонтова

Начинается поэма с обращения к царю Ивану Васильевичу Грозному. Именно для него была сложена эта песня. Гусляры сложили ее на старинный лад, чтобы бояр потешить, но и правду сказывать о купце Степане Калашникове.

I

В царских палатах Кремля сидит Иван Васильевич в окружении своих верных опричников. Рядом князья да бояре, и всем предлагает царь испить вина из золоченого ковша. Вдруг он замечает, что один из его любимцев, Кирибеевич, в ковше усов не мочил, а голову на грудь повесил — думу тяжелую думает.

Разгневанный государь стал укорять своего верного слугу: дескать, неприлично ему, выходцу из рода Скуратовых, царской радостью гнушаться. Стал допытываться царь о причине такого поведения своего верного опричника.

Он предположил, что у него сабля затупилась, казна закончилась или его побил купеческий сынок.

Отвечает ему Кирибеевич, что не сыскался пока такой человек, способный противостоять его силе. А после поведал любимый опричник, что много на Руси красавиц, готовых удостоить его своим вниманием и любовью, но есть одна, прозывается Аленой Дмитриевной, кто не смотрит в его сторону и даже полосатой фатой закрывается.

И хотя родилась она в семье купеческой, достоинством и красотой превзойдет любую царицу. И признался Кирибеевич, что, когда он видит ее, «руки сильные» опускаются», а «очи буйные» помрачаются. Просит Кирибеевич отпустить его на вольное казацкое житье, ведь лучше сложить буйну голову, чем так мучиться от безответной любви.

Рассмеялся тогда Иван Грозный и предложил свой перстенек яхонтовый взять и вместе с жемчужным ожерельем отправить полюбившейся красавице со свахой. Только скрыл Кирибеевич одну деталь: Алена Дмитриевна уже давно венчана в церкви божией с молодым купцом.

II

У себя в лавке торгует купец Степан Парамонович Калашников. Но не задался день у него: в лавку его покупатели не заходят, а дома, несмотря на поздний час, нет до сих пор молодой жены Алены Дмитриевны. Старая работница Еремеевна говорит, что его жена пошла к вечерне в церковь, но до сих пор не вернулась. Малые детушки «плачем плачут, не унимаются», так как матери все нет.

Призадумался Степан, а тут в сенях дверь хлопнула, и явилась перед ним его красавица-жена бледная, простоволосая, глаза смотрят, как безумные, а уста шепчут слова непонятные. Строго вопрошает муж, где его жена «гуляла-пировала», а потом грозится упрятать ее «за железный замок», «за дубовую дверь окованную».

Задрожала Алена Дмитриевна, испугалась слов несправедливых и рассказала, что, когда возвращалась из церкви, догнал ее молодой человек, представился верным слугой царя Ивана Грозного, Кирибеевичем, сулил ей подарки дорогие хотя бы за поцелуй. Сам же принялся целовать ее на глазах у соседушек.

Со слезами рассказала мужу все Алена Дмитриевна в надежде, что защитит он имя ее честное, ведь нет у нее давно ни отца, ни матери.

Позвал Степан младших братьев и сказал, что выйдет на кулачный бой. Если же погибнет, просил братьев своих отстоять честь семьи и имени. Обещали братья выполнить наказ старшего брата, который им заместо отца был.

III

Когда над Москвой-рекой заря алая поднималась, собирались на кулачный бой «удалые бойцы московские», чтобы отца-батюшку потешить: он готов наградить победителя, а проигравшего Бог простит.

Вышел удалой молодец Кирибеевич, в пояс царю поклонился, скинул с плеч шубу бархатную и замер в ожидании противника. Трижды «громкий клик прокликали», но никто не решался выйти на бой с таким силачом.

Но уже в следующую минуту вышел из толпы Степан Калашников. Снисходительно спрашивает Кирибеевич, кто он есть таков, какого роду-племени, чтобы знать, «по ком панихиду служить».

Честной купец говорит, что зовут его Степаном, что родился он от честного отца, жил «по закону господнему» и не позорил чужой жены, поэтому панихиду будут точно петь по одному из них, ведь для него это последний бой.

Побледнел Кирибеевич, но не отступил, а сойдясь, первым ударил купца, да так, что грудь молодецкая затрещала, а медный крест погнулся и вдавился в грудь. Пошатнулся Степан Парамонович, но устоял на ногах, а потом изловчился и ударил «своего ненавистника» прямо в левый висок. Молодой опричник застонал, а потом упал замертво, «будто сосенка во сыром бору».

Читайте также:  Краткое содержание сказок павла бажова за 2 минуты

Осерчал тогда сильно Иван Грозный и стал допрашивать купца, зачем он убил его любимого опричника.

Не признался Калашников в истинной причине своего поступка: сказал, что готов принять смерть от царя, а рассказать может только Богу. Попросил лишь не оставлять его малых детушек, молодую вдову да младших братьев.

Обещал Иван Грозный сирот и вдову из царской казны содержать, а братьям велел торговать по всей Руси «безданнно-беспошлинно».

Загудел тогда колокол на всю площадь, возвещая о готовящейся казни. Простился Степан с братьями своими меньшими и наказал им Алене Дмитриевне кланяться и передать, чтобы меньше печалилась и детям о нем ничего не рассказывала. Попросил также молиться в церкви божией за его душу грешную.

И казнили Степана Калашникова «смертью лютою, позорною», а голова в крови его скатилась с плахи.

Похоронили купца не на кладбище (ведь он убийца), а «промеж трех дорог», над его безымянной могилой бугор земли насыпали и крест кленовый поставили.

Но не забыл русский народ своего героя: старики у могилки крестятся за помин души, девушки жалеют молодца, а гусляры складывают о нем правдивые песни.

  • «Песня про купца Калашникова», анализ поэмы Лермонтова
  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Тучи», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Герой нашего времени», краткое содержание по главам романа Лермонтова
  • «Демон», анализ поэмы Лермонтова
  • «Бородино», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Утес», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Листок», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Дума», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Три пальмы», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Нищий», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Молитва (В минуту трудную…)», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Смерть поэта», анализ стихотворения Лермонтова

По произведению: «Песня про купца Калашникова»

По писателю: Лермонтов Михаил Юрьевич

Источник: https://goldlit.ru/lermontov/839-pesnya-pro-kuptsa-kalashnikova-kratkoe-soderzhanie

Краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича. М. Ю. Лермонтов

Краткое содержание “Песня про царя ивана васильевича, молодого опричника и удалого купца калашникова”

Песня, которую поют гусляры, начинается с зачина.

1

Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие:

То за трапезой сидит во златом венце,

Сидит грозный царь Иван Васильевич.

На царском пиру опричники веселятся, восхваляя царя. Один из опричников, «удалой боец, буйный молодец», не веселится и не пьет, «опустил головушку на ши- року грудь — а в груди его была дума крепкая».

Когда царь «навел на него очи зоркие», а затем «стукнул палкою», тот не отозвался. Тогда «промолвил царь слово грозное», спросив, отчего тот грустен. Опричник отвечает, что Алена Дмитриевна тому причина.

На святой Руси, нашей матушке,

Не найти, не сыскать такой красавицы:

Ходит плавно — будто лебедушка;

Смотрит сладко — как голубушка;

Молвит слово — соловей поет…

Как увижу ее, я и сам не свой:

Опускаются руки сильные,

Помрачаются очи бойкие;

Скучно, грустно мне, православный царь,

Одному по свету маяться.

Царь обещает помочь молодому опричнику. Кирибеевич получает от царя перстень и ожерелье жемчужное, чтобы послать подарки возлюбленной. Однако не сказал опричник царю всей правды, «что красавица в церкви божией перевенчана».

2

В своей лавке продает товары Калашников. День выдался не очень удачным, так как покупатели идут мимо. Он закрывает лавку на замки и отправляется «к молодой хозяйке за Москву-реку».

Не застав ее дома, Степан Парамонович Калашников спрашивает у старой работницы Еремеевны об Алене Дмитриевне. От нее узнает, что та пошла в церковь, но до сих пор ее нет, а потому и дети малые не легли спать.

Молодой купец подходит к окну, откуда наблюдает за тем, как «валит белый снег, расстилается». В скором времени появляется Алена Дмитриевна. Она бледна, и одежда на ней порвана.

Калашников задает жене вопрос, где и с кем она была и откуда пришла в таком виде, и слышит в ответ, что по дороге домой Алену Дмитриевну нагнал Кирибеевич. Сулив ей богатства, он хотел, чтобы она полюбила его. Алена Дмитриевна признается мужу:

И ласкал он меня, целовал меня;

На щеках моих и теперь горят,

Живым пламенем разливаются

Поцелуи его окаянные…

Алена Дмитриевна просит, чтобы муж не оставил ее в беде* и заступился за честь ее, так как ей не на кого больше надеяться, она сирота. Калашников посылает за двумя своими младшими братьями и рассказывает им о том, что произошло с его женой, напоминая, что завтра на Москве-реке при царе состоится кулачный бой.

И я выйду тогда на опричника,

Буду насмерть биться, до последних сил;

А побьет он меня — выходите вы

За святую правду-матушку.

Братья Калашникова обещают ему:

«Мы тебя, родного, не выдадим».

3

Уж зачем ты, алая заря, просыпалася?

На какой ты радости разыгралася?

На следующий день на Москву-реку приезжает царь Иван Васильевич с дружиною, боярами и опричниками и объявляет, что

Кто побьет кого, того царь наградит;

А кто будет побит, тому Бог простит!

Кирибеевич вызывает на кулачный бой тех, кто хочет свою силу показать, но желающих нет. Тогда выходит Калашников, кланяется царю, затем «белому Кремлю», а потом народу. Кирибеевич интересуется, кто он такой. На что Калашников отвечает:

А зовут меня Степаном Калашниковым.

А родился я от честнова отца,

И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены…

Калашников говорит, что намерен биться до конца, так как дело его правое. Начался бой. Кирибеевич ударил Калашникова «посередь груди», туда, где крест «со святыми мощами из Киева». После того как Калашников бьет Кирибеевича в левый висок, тот падает замертво.

Увидев, как погиб Кирибеевич, царь гневается:

Вольной волею или нехотя

Ты убил насмерть мово верного слугу,

Мово лучшего бойца Кирибеевича?

На вопрос царя Калашников отвечает, что убил он Кирибеевича «вольной волею», а за что, то не скажет царю, но просит его позаботиться о семье. За то, что Калашников «ответ держал по совести», царь обещает: «Молодую жену и сирот твоих из казны моей я пожалую, твоим братьям велю… торговать… безпошлинно». Перед смертью Калашников прощается с родными, и затем его казнят.

И казнили Степана Калашникова

Смертью лютою, позорною;

И головушка бесталанная

Во крови на плаху покатилася.

Похоронили Калашникова в чистом поле между тремя дорогами, поставив на могилку кленовый крест.

Источник: https://lit-kratko.ru/kratkoe-soderzhanie-pesnja-pro-carja-ivana/

Лермонтов, краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова

Краткое содержание

Начинается произведение сценой в царском дворце. За трапе­зой сидит грозный царь Иван Васильевич, позади него — стольни­ки, напротив — бояре да князья, по бокам — опричники. Царь пирует во славу божью, в свое удовольствие и веселье. Повелел налить вина сладкого заморского опричникам. Все пили, царя славили.

Лишь один удалой боец, буйный молодец, опричник Ки­рибеевич, сидел задумчивый. Взглянул на него царь, как ястреб на голубя, но молодец глаз не поднял, стукнул царь посохом — и тогда не вздрогнул молодой боец, лишь когда царь заговорил грозным голосом, тогда очнулся. Царь стал расспрашивать, поче­му его верный слуга Кирибеевич невеселый сидит.

Молодец отве­тил, что всего у него достаточно: и злата-серебра, и кафтан пар­човый нарядный есть, и шапка соболиная, и конь добрый. Стоит ему, молодцу принарядиться, да на коне выехать за Москву-реку покататься, все красные девушки им любуются. Лишь одна не глядит, не любуется, полосатой фатой закрывается.

А другой та­кой красавицы не найти на всей Руси. Зовут эту красавицу Але­ной Дмитриевной.

Совсем потерял голову царский опричник. Как видит он эту девицу, так сам не свой. Готов ехать он на край света, бежать от своей неразделенной любви.

Царь Иван Васильевич только рассмеялся и обещал помочь беде своего верного слуги. Велел взять Кирибеевичу царский яхон­товый перстенек и жемчужное ожерелье и покланяться прежде смышленой свахе, а потом уже своей Алене Дмитриевне. Если полюбится молодец девице-красавице, то пусть празднует сва­дебку, если не полюбится — пусть не гневается.

Царь не знал, что красавица в церкви повенчана по христиан­скому закону с молодым купцом. Умолчал об этом лукавый Кири­беевич, обманул царя.

За прилавком сидит молодой купец Степан Парамонович Ка­лашников. Шелковые товары раскладывает, заманивает покупа­телей речами ласковыми. Да только недобрый день у него задал­ся: ходят мимо покупатели богатые, в его лавочку не заглядыва­ют. Когда отзвонили вечерню в церквях и купеческий двор опус­тел, Степан Парамонович запер лавку и пошел домой к молодой хозяйке за Москву-реку.

Приходит он домой и дивится: молодая жена его не встреча­ет, стол не накрыт, свеча перед образом еле теплится. Он зовет старую работницу Еремеевну и спрашивает ее, где Алена Дмит­риевна й почему не видать детей.

В ответ слышит, что хозяйка пошла к вечерне, но до сих пор домой не вернулась. Уже и служба закончилась, и поп с попадьей домой прошли, — Алены Дмитри­евны все еще нет.

Дети их не играют, не спят, а плачут, не унимаются.

Смутился тогда Степан Парамонович думой крепкой, подошел к окну. Видит — за окном ночь темная и снег валит, заметает след человеческий.

Вдруг слышит он, что в сенях двери хлопнули, а потом шаги торопливые. Оглянулся — перед ним стоит его молодая жена. Блед­ная, простоволосая, косы расплетены, снегом пересыпаны, глаза безумные, уста шепчут речи непонятные.

Купец разгневался, стал спрашивать, где она была, уж не гуляла ли с сынками боярскими? Говорит, не для того они в цер­кви венчались, чтобы жена его честное имя порочила.

Алена Дмит­риевна повалилась в ноги мужу и попросила ее выслушать, по­скольку не страшна ей смерть, не страшна молва людская, а страшна только немилость супруга. Рассказала, что вечером возвращалась одна из церкви и по дороге домой к ней пристал человек.

Он схватил ее за руки и тихим шепотом сказал, что он слуга царя, зовут его Кирибеевич. Обещал нарядить ее как цари­цу, осыпать золотом и жемчугом, если она ответит на его любовь. Алена Дмитриевна рванулась из его рук, но в руках у разбойника остались бухарский платок, подарок мужа, и фата.

Все это виде­ли злые соседушки и пальцем на них показывали. Алена Дмитри­евна, заливаясь слезами, просила мужа не дать ее «злым охульникам в поругание».

Степан Парамонович послал за двумя своими меньшими брать­ями. Они явились, начали спрашивать, зачем старший брат, ко­торого они чтили как отца, прислал за ними.

Калашников рассказал, что его честную семью опозорил цар­ский опричник Кирибеевич. Завтра на Москве-реке он вызовет опричника на кулачный бой и будет биться с ним до последних сил. Если же тот побьет Калашникова, то пусть меньшие братья со свежими силами выйдут и продолжат поединок. Братья ответи­ли, что будет так, как он скажет.

Читайте также:  Краткое содержание крапивина валькины друзья и паруса точный пересказ сюжета за 5 минут

Утром следующего дня на Москву-реку на заре стали схо­диться бойцы на кулачный бой разгуляться и потешиться. При­ехал царь с дружиною, боярами да опричниками. Царь велел клич кликать, чтобы найти участников боя.

Первым вышел Кирибеевич, стал ожидать себе противника. Трижды кликали клич, никто не выходил. Он уже стал посмеи­ваться над плохими бойцами, как вдруг из толпы вышел купец Калашников. Поклонился он царю, святым церквям, потом всему народу. Смотрит на противника, распрямляет плечи, натягивает боевые рукавицы, бороду разглаживает.

Кирибеевич спросил у соперника, как его зовут, чтобы было знать, по кому панихиду служить и чем похвастаться. Купец от­ветил, что зовут его Степаном Калашниковым, родился он от честного отца, жил по закону господнему, чужой жены не позо­рил, и сказал, что этот бой действительно будет последним для одного из них. Кирибеевич, услышав это, побледнел, и ответные слова замерли у него на устах.

Бой начался. Первым ударил Кирибеевич — затрещала моло­децкая грудь Калашникова. Тот ответным ударом в висок повалил своего противника. Царский опричник упал замертво.

Царь, увидев все это, нахмурился и велел привести к нему купца. Стал выпытывать, вольной волею или нехотя убил тот цар­ского слугу. Калашников ответил, что убил его волей вольною, а за что — царю не скажет, скажет только богу единому. Пусть царь прикажет казнить его, только не оставит малых детушек, молодую вдову и братьев его своей царской милостью.

Царь ответил, что Калашников «ответ держал по совести», за это он молодую жену его и сирот пожалует из казны, братьям купца по всему царству велит торговать беспошлинно, а сам ку­пец будет казнен на лобном месте.

Народ на казнь начал собираться, а Степан Парамонович — прощаться с меньшими братьями. Попросил поклониться Алене

Дмитриевне, передать его наказ, чтобы меньше печалилась, по­клониться от него дому родительскому, товарищам, и помолить­ся за его душу в церкви божьей.

Калашникова казнили позорной лютой смертью. Схоронили его за Москвой-рекой между трех дорог, Тульской, Рязанской и Вла­димирской. Гуляют-шумят ветры буйные над его безымянной мо­гилою. Проходят мимо люди добрые: старый человек пройдет — перекрестится, молодец пройдет — приосанится, девица прой­дет — пригорюнится, а пройдут гусляры — споют песенку.

На этой странице искали :

  • краткое содержание песня про царя ивана васильевича молодого опричника
  • лермонтов песня про царя ивана васильевича краткое содержание
  • песня про царя ивана васильевича молодого опричника и удалого купца краткое
  • характеристика калашникова из песни про царя ивана васильевича
  • краткое содержание песни про царя ивана васильевича молодого опричника

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/lermontov-kratkoe-soderzhanie-pesnya-pro-carya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kupca-kalashnikova.html

Поэма М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Краткий пересказ

Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив — князья да бояре. По бокам — охрана, опричники.

Царь Иван Васильевич в преотличнейшем настроении. Ну, чем не повод превратить будничную трапезу в маленький, для своих, празд­ник? Открывая пированьице «в удовольствие свое и веселие», Гроз­ный повелевает стольникам нацедить для опричнины заморского, сладкого, из царевых запасов вина.

Сам же зорко следит, как пьют его верные слуги, ведь винопитие — еще и испытание на лояльность. Однако и удалые бойцы не лыком шиты: пьют как положено, пьют — царя славят, вино сладкое по губам течет. Иван доволен, но вдруг замечает, что один из них, из опричников, к золотому ковшу с золотым вином не притрагивается.

Узнав в нарушителе дворцового этикета своего любимца Кирибеевича, грозно отчитывает его:

«Не­прилично же тебе, Кирибеевич,

Царской радостью гнушатися;

А из роду ты ведь Скуратовых,

И семьею ты вскормлен Малютиной!..»

Кирибеевич, лукавый и ловкий, как бес, разыгрывает перед царем, для него персонально, душещипательную сцену.

Потому, мол, не пью — в золоченом ковше не мочу усов, — что до страсти влюбился в красавицу, а она от меня, недостойного, как от нехристя, отворачи­вается, полосатою фатою закрывается.

Узнав, что зазноба его выдви­женца всего лишь купеческая дочка, Иван Васильевич смеется: мол, возьми перстенек мой яхонтовый, прикупи ожерелье жемчужное и пошли дары драгоценные ты своей Алене Дмитриевне. Сладишь дело — на свадьбу зови, ну, а прежде свахе покланяйся…

Перехитрил-таки Малютин выкормыш самого Ивана Четвертого! И не врал ему вроде бы, все, как есть, на духу рассказывал, только правду последнюю при себе оставил: не поведал про то, что красави­ца «В церкви Божией перевенчана,/ Перевенчана с молодым куп­цом/ По закону нашему христианскому».

Свахе покланяйся? Без свах обойдемся! Главное — царь на его стороне. Да и сам он недаром в опричнине, здесь законникам делать нечего!

Гостиный двор. Шелковая лавка купца Калашникова. За прилав­ком — хозяин. Пересчитывает деньги, разглаживает товар.

Дела у Степана Парамоновича идут успешно. А то, что сегодня баре богатые в его заведение не заглядывают, к деликатному товару не прицениваются, так ведь день на день не приходится. Но вот уж и вечер, зима, рано темнеет, гостиный двор давно опустел, пора и ему домой, к молодой жене, к милым деточкам.

Хорош у Калашниковых дом — высок, ладен, под стать хозяину. Да уж ежели с утра не везет, так обязательно до ночи.

Думал: деточки почивают, а они плачем пла­чут! Думал: жена ненаглядная его ужином на белой скатерти встре­тит, а ее и дома-то нету! Сильно волнуется Степан Парамонович, спокойный он мужчина, выдержанный, а волнуется: снег, метель, мороз, темень — уж не случилось ли чего с Аленой Дмитриевной? Ох, случилось, случилось, и страшное! Опозорил ее Кирибеевич! И не где-нибудь, посередь улицы, словно тать, как зверюга, набросился, це­ловал, миловал, уговаривал! На глазах у соседей разбойничал. Те смея­лись и пальцем показывали: мол, что деется, ну и бесстыжие!

Поверив, хотя и не сразу, что жена говорит ему правду, Степан Парамонович решает не откладывать дело в долгий ящик, благо об­стоятельства складываются удачно.

Завтра на Москве-реке — кулачные бои, и по случаю праздника — при самом царе. А где царь, там и псарня опричная. Вот и выйдет он тогда на опричника. Будет на­смерть биться — до последних сил.

Не осилит, так, может, братушки, может, младшеньких Бог и помилует, подсобит одолеть проклятого.

И они, младшенькие, не подводят своего «второго отца». Сначала слегка, по-житейски, не слишком довольные тем, что Степан повы­дергивал их из покойных постелей, узнав, что случилось с дорогой их снохой, дают честное купеческое слово: «Уж тебя мы, родного, не выдадим».

Берег Москвы-реки. Раннее утро. Зрители еще подтягиваются, но царь со свитою (бояре, дружина, опричнина) уже тут.

Первым, как и предвидел Калашников, выходит на ринг Кирибее-вич. Возбужденный вчерашней «победой», он так агрессивен и так уверен в себе, что никто из его обычных противников не трогается с места. Вот тут-то, раздвинув толпу, и появляется Степан Парамоно­вич.

Кирибеевич, слегка удивленный (он-то сразу сообразил, что перед ним — новичок), предлагает простофиле представиться, чтобы знать-де, по ком панихиду служить. Разумеется, это шутка: биться до смерти он явно не собирается. Не тот случай. Да и царь-государь смертные исходы на кулачных ристалищах не одобряет.

И только со­образив, что противник — законный муж Алены Дмитриевны, теря­ет самообладание. От недавнего куража и следов не осталось. И все-таки -он, первый кулак царской опричной команды, чуть было не погубивший Степана Парамоновича удар, промеж ребер, поддых, предательски-подлый, наносит именно он.

С трудом поднявшись, но моментально собравшись (минуту назад — почтенный купец, а в мо­мент удара удалой боец), Калашников сваливает своего недруга за­мертво.

Грозный, как опытный болельщик, видит, что оба поединщика работают не по правилам хорошей игры: по правилам ни поддых, ни в висок целить (специально) не полагается, и на пра­вах судьи спрашивает убийцу: нехотя или по воле укокошил он слугу его верного, а если по воле, то за что и про что.

На второй вопрос Степан Парамонович Калашников, естественно, ответить не может, а на первый отвечает сразу: «Я убил его вольной волею».

Пораженный его искренностью (мог бы сослаться на неопытность, всем видно, что новичок), Иван Васильевич, играя лучшую из своих ролей — царя Грозного, но Справедливого, хотя и отправляет Калашникова на плаху, обещает исполнить предсмертную его просьбу: не оставить царскою милостью осиротевшее семейство.

И, как ни странно, вы­полняет обещание! Алене Дмитриевне и сиротам — казенное содер­жание, а братьям Калашниковым — беспрецедентное право: «торговать безданно, беспошлинно» «по всему царству русскому широкому».

Источник: http://11ege.ru/poema-m-yu-lermontova-pesnya-pro-tsarya-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kuptsa-kalashnikova-kratkij-pereskaz/

Краткое содержание Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова (Михаил Юрьевич Лермонтов)

Краткое содержание поэмы.

Москва. Кремль. Уже белокаменный. Царская трапезная. За трапезой Иван IV Грозный. Позади, за спиной царя, стольники. Супротив — князья да бояре. По бокам — охрана, опричники.

Царь Иван Васильевич в преотличнейшем настроении.

Иван доволен, но вдруг замечает, что один из них, из опричников, к золотому ковшу с золотым вином не притрагивается.

Узнав в нарушителе дворцового этикета своего любимца Кирибеевича, грозно отчитывает его: «Неприлично же тебе, Кирибеевич, Царской радостью гнушатися; А из роду ты ведь Скуратовых, И семьею ты вскормлен Малютиной!..

» Кирибеевич, лукавый и ловкий, как бес, разыгрывает перед царем, для него персонально, душещипательную сцену. Потому, мол, не пью — в золоченом ковше не мочу усов, — что до страсти влюбился в красавицу, а она от меня, недостойного, как от нехристя, отворачивается, полосатою фатою закрывается.

Узнав, что зазноба его выдвиженца всего лишь купеческая дочка, Иван Васильевич смеется: мол, возьми перстенек мой яхонтовый, прикупи ожерелье жемчужное и пошли дары драгоценные ты своей Алене Дмитриевне. Сладишь дело — на свадьбу зови, ну а прежде свахе покланяйся…

Перехитрил-таки Малютин выкормыш самого Ивана Четвертого! И не врал ему вроде бы, все как есть на духу рассказывал, только правду последнюю при себе оставил: не поведал про то, что красавица «В церкви Божией перевенчана, Перевенчана с молодым купцом По закону нашему христианскому».

Свахе покланяйся? Без свах обойдемся! Главное — царь на его стороне. Да и сам он недаром в опричнине, здесь законникам делать нечего! Гостиный двор. Шелковая лавка купца Калашникова. За прилавком — хозяин. Пересчитывает деньги, разглаживает товар.

Дела у Степана Парамоновича идут успешно. А то, что сегодня баре богатые в его заведение не заглядывают, к деликатному товару не прицениваются, так ведь день на день не приходится.

Но вот уж и вечер, зима, рано темнеет, гостиный двор давно опустел, пора и ему домой, к молодой жене, к милым деточкам. Хорош у Калашниковых дом — высок, ладен, под стать хозяину. Да уж ежели с утра не везет, так обязательно до ночи.

Думал: деточки почивают, а они плачем плачут! Думал: жена ненаглядная его ужином на белой скатерти встретит, а ее и дома-то нету!

Сильно волнуется Степан Парамонович, спокойный он мужчина, выдержанный, а волнуется: снег, метель, мороз, темень — уж не случилось ли чего с Аленой Дмитриевной? Ох, случилось, случилось, и страшное! Опозорил ее Кирибеевич! И не где-нибудь, посередь улицы, словно тать, как зверюга, набросился, целовал, миловал, уговаривал! На глазах у соседей разбойничал. Те смеялись и пальцем показывали: мол, что деется, ну и бесстыжие!

Поверив, хотя и не сразу, что жена говорит ему правду, Степан Парамонович решает не откладывать дело в долгий ящик, благо обстоятельства складываются удачно.

Читайте также:  Краткое содержание в стране вечных каникул алексина точный пересказ сюжета за 5 минут

Завтра на Москве-реке — кулачные бои, и по случаю праздника — при самом царе. А где царь, там и псарня опричная. Вот и выйдет он тогда на опричника. Будет насмерть биться — до последних сил.

Не осилит, так, может, братушки, может, младшеньких Бог и помилует, подсобит одолеть проклятого.

И они, младшенькие, не подводят своего «второго отца». Сначала слегка, по-житейски, не слишком довольные тем, что Степан повыдергивал их из покойных постелей, узнав, что случилось с дорогой их снохой, дают честное купеческое слово: «Уж тебя мы, родного, не выдадим». Берег Москвы-реки. Раннее утро. Зрители еще подтягиваются, но царь со свитою (бояре, дружина, опричнина) уже тут.

Первым, как и предвидел Калашников, выходит на ринг Кирибеевич. Возбужденный вчерашней «победой», он так агрессивен и так уверен в себе, что никто из его обычных противников не трогается с места. Вот тут-то, раздвинув толпу, и появляется Степан Парамонович.

Кирибеевич, слегка удивленный (он-то сразу сообразил, что перед ним — новичок), предлагает простофиле представиться, чтобы знать-де, по ком панихиду служить. Разумеется, это шутка: биться до смерти он явно не собирается. Не тот случай. Да и царь-государь смертные исходы на кулачных ристалищах не одобряет.

И только сообразив, что противник — законный муж Алены Дмитриевны, теряет самообладание. От недавнего куража и следов не осталось. И все-таки он, первый кулак царской опричной команды, чуть было не погубивший Степана Парамоновича удар, промеж ребер, под дых, предательски-подлый, наносит именно он.

G трудом поднявшись, но моментально собравшись (минуту назад — почтенный купец, а в момент удара удалой боец), Калашников сваливает своего недруга замертво.

Грозный, как опытный болельщик, видит, что оба поединщика работают не по правилам хорошей игры: по правилам ни под дых, ни в висок целить (специально) не полагается, и на правах судьи спрашивает убийцу: нехотя или по воле укокошил он слугу его верного, а если по воле, то за что и про что.

На второй вопрос Степан Парамонович Калашников, естественно, ответить не может, а на первый отвечает сразу: «Я убил его вольной волею». Пораженный его искренностью (мог бы сослаться на неопытность, всем видно, что новичок), Иван Васильевич, играя лучшую из своих ролей — царя грозного, но справедливого, хотя и отправляет Калашникова на плаху, обещает исполнить предсмертную его просьбу: не оставить царскою милостью осиротевшее семейство. И, как ни странно, выполняет обещание! Алене Дмитриевне и сиротам — казенное содержание, а братьям Калашниковым — беспрецедентное право: «торговать безданно, беспошлинно» «по всему царству русскому широкому».

Алена Дмитриевна — жена купца Калашникова, соблазняемая Кирибеевичем. Ее характер предопределен семейно-родовым укладом. Замужняя женщина блюдет покой и быт семьи: встречает мужа, обихаживает детей, ходит в церковь и ведет замкнутый образ жизни, строго определенный обычаем. Соблазняя А. Д.

, Кирибеевич покушается на устои общества, и это справедливо оценивается как преступление, подлежащее наказанию. Образ А. Д. с этой точки зрения играет в поэме исключительно важную содержательную роль. Степан Калашников изумлен, видя свою жену «простоволосой», т. е. без платка на голове, без фаты, прикрывающей лицо, с расплетенными косами, растрепанными волосами.

Появление замужней женщины в неубранном виде — позор для мужа и намек на ее грешные приключения. А. Д. — невольная жертва страсти опричника и последующей мести купца своему обидчику. Искушение, которому подверглась А. Д., воспринимается ею как дьявольское наваждение и разбойничье нападение («Живым пламенем разливаются Поцалуи его окаянные…»; «И остались в руках у разбойника…»).

Обычай требовал, чтобы родственники вступились за оскорбленную женщину, но А. Д. «сиротинушка» и ее единственный защитник — муж.

Калашников Степан Парамонович — купец, хранитель родовых устоев и чести семьи. Имя «Калашников» заимствовано из песни о Мастрюке Темрюковиче (в вариантах, записанных П. В.

Киреевским, упоминаются дети Кулашниковы, братья Калашнички, Калашниковы).

Фабула, возможно, навеяна рассказом о чиновнике Мясоеде-Вислом, жена которого была обесчещена опричниками («История государства Российского» Н. М. Карамзина).

Частная жизнь К. отчетлива и размеренна; в ней все заранее определено. Постоянство жизненного уклада отражает устойчивость психологии.

Всякое изменение внешнего быта означает катастрофу, воспринимается как несчастье и горе, предвещает беду. Недаром, придя «в свой высокий дом», К.

«дивится»: «Не встречает его молода жена, Не накрыт дубовый стол белой скатертью, А свеча перед образом еле теплится».

И хотя социальные различия уже проникли в сознание (К. бросает упрек жене: «Уж гуляла ты, пировала ты, Чай, с сынками всё боярскими!..», а Иван Грозный спрашивает К.: «Или с ног тебя сбил на кулачном бою На Москве-реке сын купеческий?»); общий порядок и родовые отношения еще господствуют. К.

, как глава семьи, в ответе и за же жену, и за малых детушек, и за братьев. Он обязан вступиться за честь жены, за личную честь и честь семьи. Ему послушны и братья. Соблазняя жену К;, Кирибеевич наносит оскорбление не просто частному яйцу, купцу К., а всему христианскому люду, потому что К.

— носитель семейных, родовых устоев, существующего общественного устройства. Именно защита народных, патриархально-родовых принципов жизни делает К.эпическим героем, придает его обиде общенациональный масштаб, а решимость К.

отомстить обидчику предстает как общенародный протест, освященный санкцией народного мнения.

Поэтому и бой К. происходит на виду всей Москвы, всего честного народа. Эмоциональным выражением смертельного поединка, его бескомпромиссности, заранее предопределенного исхода и вместе с тем высоты нравственной идеи, защищаемой К., служит торжественное описание столицы перед боем («Над Москвой великой, златоглавою…»).

Самому поединку также придано символическое значение. Ритуал традиционного кулачного боя — от приготовления к нему до окончания — чрезвычайно важен в контексте художественного смысла «Песни…». Потешный кулачный бой, где мерились силой удалые храбрецы, превращен в идейное противостояние старого уклада с разрушающим его своеволием.

Форма поединка, узаконенная народным обычаем, где сила честно сражается с силой, основана на справедливом законе: «Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, тому Бог простит!» Перед боем К.

обращается ко всему православному миру: «Поклонился прежде царю грозному, После белому Кремлю да святым церквам, А потом всему народу русскому».

Однако общенародное дело, за которое К, готов биться, принимает форму личного протеста. К. не идет к царю, блюстителю порядка и традиций, чтобы добиться справедливости, а берет на себя личную ответственность.

Человек уже не доверяет царской власти, а в известной мере противопоставляет себя ей, не видя в царе гаранта народных обычаев и христианского закона. Больше того: защищая прежние устои, К. одновременно совершает преступление, ибо превращает потешный бой в мщение. Мотивы, движущие К.

, — высоки, но поступок его ставит К. вне чтимого..им родового закона. Чтобы защитить вековые обычаи, личность должна нарушить их.

В К. воплощен образ героя-мстителя, борющегося за справедливость, причем — и это характерно для Лермонтова — именно личность берет на себя право отстаивать народную правду.

Углубление народного, демократического начала связано с преодолением канона байронической поэмы: героем-мстителем избран «простой» человек. Современная проблематика погружена в историю, а история воссоздается с позиций настоящего.

Чувствуя актуальность «Песни…», ее сюжет сопоставляли с реальными событиями тех лет: с семейной трагедией Пушкина и историей увоза гусаром жены московского купца.

Кирибеевич — опричник, любимец Ивана Грозного, из семьи Малютиной (Малюты Скуратова). Прозвище — Кирибеевич — скорее татарского происхождения (Кирибей), однако этот мотив не развит. Можно думать, что Кирибеевич принял православную веру (отвечая царю, он говорит: «злы татаровья»). К.

антагонист Калашникова, носитель неограниченного личного начала. В этом смысле он сходен с демоническими героями Лермонтова. К. бунтует против веками освященного порядка, нарушая патриархально-родовые законы и соблазняя жену Калашникова, Алену Дмитриевну. К.

презирает народное мнение и народный обычай, подчеркивает, что он прежде всего — слуга царя и неподвластен народному целому. Семейно-родовым связям он противополагает социально-иерархические отношения. Искушая и соблазняя Алену Дмитриевну, К. сулит ей богатые дары и заручается поддержкой Ивана Грозного.

В отличие от Калашникова, К., выходя на бой, кланяется только царю. И на самый бой он идет с целью потешить «царя нашего батюшку». Своеволие К.

проявляется и в том, что он — «лукавый раб» — обманул царя, «Не сказал правды истинной, Не поведал , что красавица В церкви Божией перевенчана, Перевенчана с молодым купцом По закону нашему христианскому». Идет против традиции и ее защитник — оскорбленный К. купец Калашников.

Тем самым в поэме столкнулись два мятежника — один защищает старые порядки, другой их разрушает. Своевольство чуждо народу, но поддержано царской властью, защитник старины мил народу, но не угоден царю, потерявшему своего любимца. Калашников и К.

выведены Лермонтовым на арену исторической жизни в переломный момент, когда патриархальные отношения и патриархальная психология стали разрушаться под натиском индивидуалистических страстей.

Этот разлом коснулся самых интимных сторон жизни, определив конфликт, ставший содержанием «Песни…».

Царь Иван Васильевич Грозный — одно из основных действующих лиц поэмы. Изображен в духе народных традиций. Мотив извращенного характера царя как причины деспотизма и тирании, в согласии с тогдашней исторической наукой, опущен. «Справедливость» и «жестокость» Г.

осознаны как особенности эпохи: когда Степан Калашников признается, что убил Кирибеевича «вольной волей», но отказывается сказать «за что и про что», то Г. в точности исполняет его просьбу.

Он, далее, оказывает ему особую «милость», обещая топор «наточить-навострить», палача «одеть-нарядить» и звонить «в большой колокол», избавляя Калашникова от мучительной смерти и придавая ей торжественность. Г. представляется в поэме не в качестве государственного деятеля, политика, воина, а в частном быту.

Он — хранитель патриархально-родовых связей, стоит за законную любовь и в духе народных представлений не помышляет о насилии над волей своего раба-любимца Кирибеевича или Алены Дмитриевны. Однако патриархальные связи начинают распадаться, и власть царя вступает в противоречие с народной нравственностью. Поскольку Кирибеевич обманул Г.

, утаив от него, что Алена Дмитриевна замужем, то царь, наказывая Калашникова, осуществляет формальное право, слепо следуя христианскому закону, и опирается на силу власти, а не на силу обычаев. Тем самым он невольно подрывает патриархально-родовые устои и карает того, кто эти законы защищал.

Народный обычай становится формой царского произвола. В этой противоречивости проступило своеобразие лермонтовской трактовки Г., который оправдывает обидчика-любимца, виновного в бунте против устоев. Правда царя и правда народа разошлись, и это предвещает закат патриархальной эпохи.

Источник: http://vip-gdz.ru/kratkoe-soderzhanie-pesnya-pro-tsarya-ivana-vasil-evicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo-kuptsa-kalashnikova-mihail-yur-evich-lermontov/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector