Краткое содержание ломоносов оды точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание: “Случились вместе два Астронома в пиру…” (Ломоносов)

Ломоносов писал не только научные труды, но и стихотворные произведения. Значительное место в его творчестве занимают оды различного содержания, а также другие стихи, в которых повествуется как о возвышенных, так и об обы­денных предметах.

Так, в стихотворении “Случились вместе два Астронома в пиру…”, написанном в 1761 году, автор рассуждает о сложной научной проблеме, прибегая к форме притчи.

Случились вместе два Астронома в пиру И спорили весьма между собой в жару.

Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;

Другой, что Солнце все с собой планеты водит:

Один Коперник был, другой слыл Птоломей.

Тут повар спор решил усмешкою своей.

Хозяин спрашивал: “Ты звезд теченье знаешь?

Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?”

Он дал такой ответ: “Что в том Коперник прав,

Я правду докажу, на Солнце не бывав.

Кто видел простака из поваров такова,

Который бы вертел очаг кругом жаркова?”

Притча как короткий символический рас­сказ, в котором скрыт глубокий философский смысл, зародилась в древности и существовала у многих народов. На Востоке очень популярны притчи о Хаджи-Насреддине, в которых герой выступает то как философ и мудрец, то выгля­дит довольно глупо.

Ломоносов в своей импровизированной сти­хотворной притче вводит персонажей,

которые в реальной жизни никогда бы не могли встре­титься и беседовать, так как жили в разные ис­торические эпохи, разделенные несколькими сотнями лет.

Один из них — Николай Коперник, польский астроном, который жил на рубеже XV—XVI ве­ков и научно обосновал гелиоцентрическую тео­рию мироздания, доказав, что Земля вращается вокруг Солнца.

Другой персонаж стихотворения Ломоносова — Клавдий Птолемей, греческий ученый, живший во II веке нашей эры, который полагал, что Солнце движется вокруг Земли. Его взгляды очень долго господствовали в астрономии, и ка­толическая церковь сурово преследовала тех, кто пытался их опровергнуть.

Вводя в стихотворение образ повара, который и решает спор двух великих ученых, Ломоносов снижает возвышенный тон произведения.

“Случились вместе два Астронома в пиру…” — небольшое сатирическое произведение.

Согласно правилам классицизма в “высоких” произведени­ях не допускалось “низкое”, но благодаря этому приему стихотворение обретает сатирическое зву­чание.

Таким образом оно становится понятно и близко не только ученым, но и простым людям, так как сложная научная проблема разрешается на основе обыкновенного здравого смысла.

Литературоведы впоследствии установили, что аргумент, который приводит повар в пользу теории Коперника, мог быть заимствован Ломо­носовым из книги французского писателя Сира­но де Бержерака “Иной свет, или Государства и империи Луны”.

Однако это нисколько не ума­ляет своеобразия этого небольшого остроумного стихотворения, в котором Ломоносов не только в несколько фантастической форме показывает многовековой конфликт сторонников двух раз­личных теорий мироздания.

Автор также дает понять читателю, каковы собственные взгляды автора на эту проблему.

Глоссарий:

        • случились вместе два астронома в пиру анализ
        • случились вместе два астронома в пиру
        • анализ стихотворения Ломоносова Случились вместе два астронома в пиру
        • ломоносов случились вместе два астронома в пиру анализ
        • случились два астронома в пиру

(Пока оценок нет)

Источник: http://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-sluchilis-vmeste-dva-astronoma-v-piru-lomonosov/

Михаил Ломоносов биография

Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многих других.

Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в селе Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море.

Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер.

Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14-ти лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.

Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.

В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.

Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.

В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.

В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.

Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодозия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это – «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт», и многие стихотворения Ломоносова.

В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.

Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.

Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года, и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.

  • Будущий великий ученый появился на свет в маленькой деревне Мишанинской в Архангелогородской губернии. Его отец принадлежал к поморам – небольшой по численности этнографической группе русского населения, которые имели свою культуру и обычаи. Семья жила с доходов от рыбной ловли. Это был тяжелый и опасный труд. Но, несмотря на это Михайло рано начал выходить в дальние морские промыслы с отцом – с десяти лет. Рыбачили они в суровом Белом море и доходили до Соловецких островов.
  • посмотреть все интересные факты из жизни Ломоносова

Свои знания краткой биографии Ломоносова вы можете проверить, пройдя этот тест:

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/l/lomonosov-mixail-vasilevich-lomonosov-mikhail-vasilyevich

Анализ и краткое содержание «Оды на день восшествия…» Ломоносова :

Мы знаем Михаила Васильевича Ломоносова, жившего и творившего в 18 веке, как замечательного российского учёного, поэта. Именно он является основателем современной русской литературной лексики. Люди со школьной скамьи знакомы с одами, которые он писал по случаю восшествия на престол очередного монарха. В них поэт также высказывал свои идеи, которые были связаны с судьбой государ­ства.

Особенности оды Ломоносова

Одна из лучших од поэта — «На день восшествия на Всероссийский престол ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года».

В кратком содержании «Оды на день восшествия…» Ломоносова можно получить представление о вопросах, волновавших самого автора, а также всех мыслящих граждан того времени: покое и мире в стране, мудром правлении просвещенной императрицы, развитии отечественного образования и науки. Оду отличает величественный поэтический язык, который насыщен яркими гиперболами, метафорами и церковнославянизмами.

Императрица в оде

Назначение оды — прославление императрицы Елизаветы. Но уже в начале стихотворения поэт высказывает главную идею: мир в стране способствует её процветанию. От императрицы он ждёт сохранения мира. Введение в оду лирического героя, у которого главенствующая роль, – важное достижение Ломоносова.

Поэт прославляет Елизавету на фоне её предшественников на троне. Её отец — Петр I – выделен особо. В кратком содержании произведения «Ода на день…» можно заметить, что именно его правление автор считает наиболее приемлемым, желая, чтобы дочь пошла по стопам отца.

От династии монархов поэт переходит к образу Отчизны, к ее величественности, неисчисляемым богатствам природы, творческим и духовным возможностям.

В кратком содержании «Оды на день восшествия…» Ломоносова демонстрируется, что от достоинств императрицы, постепенно отходящих на второй план, поэт переходит к описанию насущных проблем России.

Возможности, которые открывает развитие науки, помогут в освоении богатств Севера, Дальнего Востока, тайги. Автор пишет о том, что в ряд мировых держав Россию выведут русские люди, которые образованы и преданы науке.

После поэт возвращается к событию, ради которого и написана ода.

Получив представление о кратком содержании «Оды на день восшествия…» Ломоносова, удивляешься, как в реальности Елизавета Петровна не похожа на тот идеал императрицы, который воспет в оде! Надо было иметь достаточно дерзости, чтобы хвалить императрицу за дела, которых она не делала. Одой поэт говорил Елизавете, что государству необходим мир.

Стиль оды

Чтобы придать стихотворению величие, автор применял непростые обороты речи. Фразы рождают ощущение великолепия и пышности. По краткому содержанию «Оды на день восшествия…» Ломоносова становится очевидным стремление поэта к гармонической стройности и красочной пышности одновременно. Пользуясь великолепием поэтического слога, Ломоносов ярко воссоздал события своего времени.

В русской поэзии поэт первым прибегнул к смелым, необычным соединениям слов. Его творчество — замечательный пример классицизма в русской литературе.

Вывод, к которому пришли литературные критики, основываясь на кратком содержании «Оды на день восшествия…» М. В.

Ломоносова, следующий: в своём произведении автор оставляет своеобразное послание, которое адресовано не только государыне и современникам, но и грядущим поколениям.

Источник: https://www.syl.ru/article/359112/analiz-i-kratkoe-soderjanie-odyi-na-den-vosshestviya-lomonosova

Михаил васильевич ломоносов

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

Михаил васильевич ломоносов (1711-1765)

Необычайна его биография. Он родился на Севере — недалеко от деревни Холмогоры, вблизи Архангельска, в Беломорском крае. Жившие там государственные крестьяне не знали ни крепостного права, ни нашествия Орды.

То были люди суровой морской выучки, преисполненные духа новгородской предприимчивости. Со времен Ивана Грозного Архангельск вел торг с Англией и другими странами, здесь до основания Петербурга было «окно в Европу».

И Петр I пытался заложить здесь верфи для строительства русского флота.

Ломоносов рано выучился грамоте. Тайком от отца, когда в семье поговаривали уже о том, чтобы его женить, девятнадцатилетний Ломоносов, вместе с рыбным обозом, отправился зимним путем в Москву — учиться. Сыну крестьянина нелегко было поступить в Славяно-греко- латинскую академию. Но он поступил и блестяще ее окончил.

В числе наиболее способных учеников его отправляют в Петербург, а в 1736 году — в Германию для изучения горного дела. Со всей страстностью он занимается естествознанием, тогдашней инженерией, а также философией, филологией, овладевает европейскими языками.

С 1741 года, возвратившись в Россию, он служит в Академии наук, а с 1745 года — академик.

Читайте также:  Краткое содержание блеск и нищета куртизанок бальзака точный пересказ сюжета за 5 минут

В 1739 году из Фрейбурга с очередным академическим отчетом Ломоносов присылает в Петербург свою оду «На взятие Хотина» (русскими войсками в августе того года была взята турецкая крепость в Бессарабии) и прилагает к ней теоретический трактат «Письмо о правилах российского стихотворства». Оба эти послания оказались поворотным пунктом в истории русского стихосложения.

Ломоносов был поэтом по призванию, великим, дерзновенным новатором. Холодное, схоластическое риторство было ему чуждо. Легкость и доступность ломоносовского стиха, емкость образов свидетельствуют о его поэтическом таланте, когда каждая фраза великого мастера — уже целая школа.

Любимой темой Ломоносова было прославление необозримых пространств России, которая «…конца не зрит своей державы, в которой протекают и Волга, и Днепр, и Дон, и Лена, и Обь, и Енисей, а границы упираются в горы, Китайскую стену.

Ломоносов воспевал величие научных знаний, дерзания человеческого ума. Он писал стихи о том, чем занимался сам и о чем размышлял как ученый. Таковы его «Письмо о пользе стекла», «Вечернее размышление о Божием величестве»,  «Утреннее размышление о Божием величестве».

Наметилось в поэзии Ломоносова и направление, подхваченное затем Державиным, Батюшковым, Пушкиным, — анакреонтическое, связанное с воспеванием радостей частной жизни человека. В «Разговоре с Анакреоном» (1757-1764) Ломоносов признается, как влечет его петь о «нежности сердечной», но так уж сложились обстоятельства, что приходится ему больше петь о героях, о подвигах, о славе.

В 1760 году Шведская королевская академия наук избирает Ломоносова своим почетным членом. С 1761 года он возглавляет Академическую гимназию и Академический университет, избран почетным членом Болонской академии наук, в 1764 году — почетным членом Петербургской академии художеств за работы в области мозаичного искусства.

4 апреля 1765 года Ломоносов скончался и был погребен на кладбище Александро-Невской лавры при огромном стечении народа. Сейчас со всей очевидностью ясен его энциклопедический научный гений, нисколько не противоречащий гению поэтическому.

Он сделал множество открытий и прогнозов, опережавших на десятилетия современную ему науку. Но признание его заслуг наступило много лет спустя после его кончины. Он завещал: «Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте.

Если вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы, а моя слава падает… с вашею».



Источник: https://scribble.su/short/all/26.html

Оды

Первая ода Ломоносова — «На взятие Хотина» (1739) — посвящена победе над турками. Турецкое войско одержимо адской злобой: «Не ад ли тяжки узы рвёт и челюсти разинуть хочет?».

Но россы горят любовью к отечеству и императрице, и потому «чтоб орлов сдержать полёт, таких препон на свете нет». Посрамлённые турки стыдятся самого солнца. Представляется видение Иоанна Грозного и Петра Великого: они гордятся, что Анна Иоанновна продолжает их дело.

Поэт призывает турок положиться на великодушие победительницы, но саму злобную Турцию ничто не спасёт: «Дамаск, Каир, Алепп сгорит; Обставят Росским флотом Крит; Ефрат в твоей крови смутится».

Россия же под Анниным покровом процветает от Вислы до Китая; враг не смеет топтать полей «с пшеницей, где покой насеян»; мирные пастухи поют песни про воинскую славу.

В оде на день рождения Ивана Антоновича (1741) младенец-император наследует славным предкам, совершая более дивный подвиг, чем Геракл: в колыбели он победил не змей, но злобного «гиганта» (Бирона), который хотел «превысить Вышню власть». Полная мифология российской истории разворачивается в одах, посвящённых императрице Елисавете Петровне.

Россия хранима Богом. Хотя по временам Он насылает на неё Свой гнев, но затем переменяет его на милость: «Я в гневе Россам был Творец, Но ныне паки им Отец» (Ода 1742 г.).

Бог, как и в прежних одах, сокрушает злобу, разрушая умыслы врагов России (там же и в других местах).

К Нему возносится молитва: «Для толь великих стран покою, / Для счастья множества веков, / Поставь как Солнце пред Тобою / И как Луну престол Петров». (Ода на рождение Павла Петровича)

Великие герои и героини среди российских правителей были с древности и теперь сияют «превыше звёзд» (Ода 1752 г.). Особенно велико было дело царя Алексея: он победил поляков и татар, «он суд и правду положил» (Ода на рождение Павла Петровича).

Но ничто не сравнится с деяниями Великого Петра: «Зиждитель мира… послал в Россию Человека, каков не слыхан был от века» (Ода 1747 г.). Пётр уподобляется Спасителю (а мать его, в подражание Матери Божией, называется «в жёнах благословенна» — Ода 1752 г.).

Он извлёк Россию из мрака невежества, даровав ей новую жизнь. Он поразил врагов — «войнами укротил войны» (Ода 1761 г.); он устроил флот и отправил на Восток «Росских Колумбов»; при нём «божественны науки в Россию простирали руки» (Ода 1747 г.).

Супруга Петра продолжила его дела: «Если б жизнь ея продлилась, давно б Секвана постыдилась своим искусством пред Невой» (там же).

Последующие годы — вновь годы мрака, от которых Бог избавил Россию, возведя на трон Елиавету Петровну, «Петрову дщерь», «возлюбленную Тишину» (значение имени Елизавета): «Взглянул в Россию кротким оком, / И видя в мраке ту глубоком, / Со властью рёк: да будет свет. / И бысть. О твари обладатель! / Ты паки света нам создатель, / Что взвёл на трон Елисавет». (Ода 1746 г.)

Тишина при Елисавете нерушима: она сама своих «градов ограда» (Ода 1747 г.); она пресекает войну, не обнажив меча, и при ней «Марс кровавый не дерзает руки своей простёрт к нам» (Ода 1748 г.). Петровой дщерью Россия светло процветает (Ода 1752 г.).

Огромны её пространства: Российская держава «простирает ноги» к Китайской стене и «опирается локтем» на Кавказ (Ода 1748 г.). На всём этом пространстве изливаются монаршие щедроты. Земледельцы мирно собирают земные плоды. «Сокровищ полны корабли дерзают в море» за Тишиной (Ода 1747 г.).

Воздвигаются строения, несравнимые с древними пирамидами и Семирамидиными садами: те «воздвигали человеки — здесь зиждет само божество». Музы радостно прославляют монархиню и её дела (Ода 1750 г.).

Но главное благодеяние божественной Тишины — покровительство наукам (Оды 1747 и 1750 гг.). От наук Россия должна ожидать множество добра. Науками будут открыты потаённые богатства земли, сокровища, «какими хвалится Индия». Будут исследованы необозримые северные земли.

Новые «Российские Колумбы» пройдут через ледяные моря и возвестят о щедрости Елизаветы неведомым народам в сказочных тёплых странах. Огромные богатства проистекут из Уральских гор.

Механика пророет каналы и осушит болота; химия «в земное недро… проникнет взора остротой», география покажет Елисавете города и сёла, блаженные в её подданстве; «наука лёгких метеоров» избавит от всех тревог земледельцев и мореплавателей.

Чтобы не иссякло благоденствие России, Бог продолжает Петрово потомство. Бракосочетание великих князей Петра Фёдоровича и Екатерины Алексеевны — повторение прежде бывшего союза «К утехе Росскаго народа / Петра с Екатериной вновь / Счетает счастье и порода, / Пригожсгво, младость и любовь». (Ода на бракосочетание…)

Когда рождается Павел Петрович, Пётр Великий «в правнуке своем дыхает и род в нём восставляет свой». Поэт обращается к новорожденному: «Велики суть дела Петровы, но многие ещё готовы тебе остались напреди» (Ода на рождение Павла Петровича). В будущем же от рода российских царей «родились бы Петры Велики, чтоб просветить всех смертных род» (Ода… на рождение Анны Петровны).

Постоянный предмет человеческого удивления — природа. Человеку неведомо, как Бог «в стройном чине» сотворил её, зажёг светила, «море удержал брегами», создал, многообразие животных и чудовищ («Ода, избранная из Иова»).

Чем ближе мы рассматриваем природу, тем больше поражаемся: приблизившись к солнцу, увидели бы, как «огненны валы стремятся и не находят берегов» («Утреннее размышление…»); ночью можем видеть, как «с полночных стран встаёт заря», и не можем объяснить это явление («Вечернее размышление…»).

Неудивительно, что одушевлённая природа разделяет все радостные события в жизни России: «Брега Невы руками плещут, Брега Ботнийских вод трепещут» (Ода 1742 г.).

Одним словом, Ломоносов — поэт, в самозабвенном восторге поющий величие Бога в природе и истории.

Использованы следующие оды М. В. Ломоносова (слово «ода» в заглавии опускается):

Императрице Анне Иоанновне на победу над турками и татарами и на взятие Хотина (1739). На праздник рождения Императора Иоанна III (1741). На прибытие Елисаветы Петровны из Москвы (1742). Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния (ок. 1743, напечатано в 1748).

На день брачного сочетания Петра Феодоровича и Екатерины Алексеевны (1745). На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны (1746, 1747, 1748, 1752, 1761). За милость, оказанную в Царском Селе (1750). Выбранная из Иова; Утреннее размышление о Божием величестве (напечатаны в 1751). На рожденье великого князя Павла Петровича (1754).

На день рождения… Елисаветы Петровны и на рождение великой княжны Анны Петровны (1757).

Источник: Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Русский фольклор. Русская литература XI−XVII веков / Ред. и сост. В. И. Новиков. — М. : Олимп : ACT, 1998. — 608 с.

Источник: http://Kratkoe-Soderjanie.ru/m-v-lomonosov/ody.html

Краткое содержание «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны» Ломоносов

В оде создается идеальный образ монархини. Начинается произведение с описания возлюбленной тишины. Все ее достоинства могут быть сравнимы только с Елисаветой, душа которой тише зефира. Когда она взошла на престол, то положила конец всем войнам.

«Я россов счастьем услаждаюсь, / Я их спокойством не меняюсь / На целый запад и восток». Поэт вспоминает перемены к лучшему времен Петра. И Елисавета продолжает его начинания. Поэтому никто не может удержаться от пения ей похвал.

Ее щедроты ободряют души и зовут тем самым к новым свершениям.

Поэт дает сравнение ее благодеяний с ветром, который ведет пловца через ярые волны к брегу. Звукам следует молчать, так как Елисавета решила расширять науки. И вихрям надо не дерзать, а разглашать о прекрасных теперь временах. «Зиждитель мира» послал «в Россию / Человека, каков неслыхан был от века». И он преодолел все препятствия и Россию с собой возвысил до небес.

Снова поэт возвращается к образу Петра, меча которого страшился даже Марс. Да и Нептун с трепетом смотрел на российский флаг. Тогда же науки смогли попасть в Россию через горы, реки и моря. И монарх благосклонно относился к этому процессу. Но Петр умер. Кроткая Екатерина взяла правление в свои руки и открыла к счастью дверь.

Пространная держава остается только благодарна ей. В державе есть неисчерпаемые богатства, наука цветет благодаря щедрости монархини Елисаветы. Все сокровища России требуют искусство «утвержденных рук». Благодеяния государыни простираются и на снежные вершины, и в глубокие леса. Поэтому все могут лишь прославлять ее дар.

Невежество перед ней бледнеет, и с ее помощью русские Колумбы спешат в неведомые страны.

Читайте также:  Краткое содержание лондон морской волк точный пересказ сюжета за 5 минут

Там хороший уголок, где тучи разных птиц летают, рощи полны ароматом, и там не знают суровой зимы. Плутон из расселин передает россам в руки драгой металл из гор. И затем поэт обращается к тем, кто ожидает Отечество «от недр своих».

Нужно дерзать, так как сейчас самое подходящее время для этого. «Дерзайте ныне ободрений / Раченьем вашим показать, / Что может собственных Платонов / И быстрых разумом Невтонов / Российская земля рождать». Поэт прославляет науки, которым расширила путь монархиня.

Именно они питают юношей, подают отраду старым. В счастливой жизни они являются украшением, в несчастной — помогают. И вообще, они нужны везде: и в дальних странствиях, и в домашних хлопотах.

«Науки пользуют везде, / Среди народов и в пустыне, / В градском шуму и наедине, / В покое сладки и в труде».

Теперь непосредственно самой монархине поет славу поэт, именуя ее источником милости и ангелом. Никто не посмеет пойти против нее войной. И сам зиждитель будет охранять ее. «И жизнь твою благословенну / С числом щедрот твоих сравнит».

Источник: http://libaid.ru/katalog/l/lomonosov-mikhail/3659-kratkoe-soderzhanie-oda-na-den-vosshestviya-na-vserossijskij-prestol-ee-velichestva-gosudaryni-imperatritsy-elisavety-petrovny-lomonosov

Краткая биография Михаила Ломоносова

>> Все биографии >> Ученые из России

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765 гг.)

Великий русский ученый, философ, основатель Московского университета. Родился в селе Денисовка Архангельской губернии, в семье помора. В 1731 г. поступил учиться в Славяно-греко-латинскую академию в Москве. В 1735 г.

был послан в Петербург в академический университет, а в 1736 г. —в Германию, где учился сначала в Марбургском университете (1736—1739 гг.), а затем во Фрейбурге в Школе горного дела (1739—1741 гг.) у горного советника И.

Генкеля.

После возвращения в Россию в 1741 г. Ломоносов стал адъюнктом физического класса Академии наук в Петербурге, а в 1745 г — профессором химии. С 1748 г. Ломоносов работал в учрежденной по его инициативе химической лаборатории Академии.

До 1748 г Ломоносов занимался преимущественно физическими исследованиями, а в 1748—1757 гг. его работы были посвящены главным образом решению теоретических и экспериментальных вопросов химии. Его труды, относящиеся к математике, физике, химии, наукам о Земле, астрономии, стали рубежом в развитии науки, отграничивающим натурфилософию от экспериментального естествознания.

Ломоносов изложил основы атомно-корпускулярного учения, разработал кинетическую теорию теплоты, обосновал необходимость привлечения физики для объяснения явлений химии и предложил для теоретической части химии название «физическая химия», а для практической части — «техническая химия».

Он также обратил внимание на основополагающее значение закона сохранения веществ в химических реакциях.

Он разрабатывал точные методы взвешивания и объемные методы количественного анализа. Проводя опыты по обжигу металлов в запаянных сосудах, Ломоносов показал, что их вес после нагревания не изменяется и что мнение Р. Бойля о присоединении к металлам «тепловой материи» ошибочно.

Он изучал растворимость солей при различных температурах, установил факты понижения температуры при растворении солей и понижения точки замерзания раствора по сравнению с чистым растворителем. Ломоносов лично произвел большое количество анализов горных пород.

Он доказывал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря.

В своем «Слове о рождении металлов от трясения Земли» и в работе «О слоях земных» он последовательно проводил идею о закономерной эволюции природы.

Ломоносов создал в России многие химические производства —неорганических пигментов, глазурей, стекла, фарфора.

Он изобрел фарфоровую массу, разработал рецептуру и технологию изготовления цветных стекол, которые использовал для своих мозаичных картин.

Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную мозаику «Полтавская баталия», которые были высоко оценены Российской Академией
художеств, избравшей его в 1763 г. своим членом.

Первым из русских академиков Ломоносов приступил к подготовке учебников по химии и металлургии: «Курс физической химии», «Первые основания металлургии, или рудных дел». Ему принадлежит заслуга создания Московского университета, проект и учебная программа которого составлены им лично.

Ломоносов написал ряд трудов по истории, экономике, филологии. Наряду с научными исследованиями Ломоносов занимался литературным творчеством и опубликовал несколько од и трагедий.

Сочинения: «Опыт теории о нечувствительных частицах тел и вообще о причинах частных качеств»; «Размышления о причинах теплоты и холода», «Рассуждение об обязанностях журналистов при изложении ими сочинений, предназначенное для поддержания свободы философии»; «О слоях земных».

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-mixaila-lomonosova

Биография Ломоносова Михаила Васильевича (1711 – 1765). Краткое изложение текста

Первый русский ученый-естествоиспытатель, литератор, историк, художник. Родился Ломоносов 19 ноября (по старому стилю — 8 ноября) 1711, в селе Денисовка Куростровской волости около села Холмогоры Архангельской губернии, в семье крестьянина-помора Василия Дорофеевича Ломоносова, занимавшегося морским промыслом на собственных судах.

Мать Ломоносова, умершая очень рано, была дочерью дьякона. Из двух мачех Ломоносова вторая была «злая и завистливая». О первых годах жизни Ломоносова имеются крайне скудные сведения. Лучшими моментами в детстве были поездки с отцом в море. Еще от матери Ломоносов научился читать.

«Вратами учености» для него делаются откуда-то добытые им книги: «Грамматика» Смотрицкого, «Арифметика» Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого.

В Москву Ломоносов ушел в декабре 1730, с ведома отца, но, по-видимому, отец отпустил его лишь на короткое время, почему он потом и числился «в бегах». Выдав себя за сына дворянина, в январе 1731 он поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию при Заиконоспасском монастыре («Спасские школы»). Пробыл там около 5 лет. Он изучил латинский язык, ознакомился с тогдашней «наукой».

В 1735 в числе наиболее отличившихся учеников Ломоносов был отправлен в Петербург для зачисления в Академический университет. В 1736 трое из способных учеников, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.

За границей Ломоносов пробыл 5 лет: около 3 лет в Марбурге, около года в Фрейберге, около года провел в переездах, был в Голландии. Женился еще за границей, в 1740, в Марбурге, на Елизавете-Христине Цильх, дочери умершего члена городской думы. Семейная жизнь Ломоносова была, по-видимому, довольно спокойной.

Из детей Ломоносова осталась лишь дочь Елена, вышедшая замуж за Константинова, сына брянского священника. Ее потомство, как и потомство сестры Ломоносова, в Архангельской губернии, существует доныне.

В июне 1741 (по другим сведениям в январе 1742) Ломоносов вернулся в Россию и был назначен в академию адъюнктом АН по физическому классу, а в августе 1745 стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии.

В 1745 он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке, а в 1746 — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук. Одновременно занимается физикой и химией, печатает на латинском языке научные трактаты.

В 1748 при Академии возникают Исторический Департамент и Историческое Собрание, в заседаниях которого Ломоносов вскоре начинает вести борьбу с Миллером, обвиняя его в умышленном принижении в научных исследованиях русского народа. В этом же году для Ломоносова была построена первая в России химическая научно-исследовательская лаборатория.

В 1749 в торжественном собрании Академии Наук, Ломоносов произносит «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», имевшее большой успех, и начинает пользоваться большим вниманием при Дворе.

Он сближается с любимцем Елизаветы графом И. И. Шуваловым, что создает ему массу завистников, во главе которых стоит Шумахер. В 1753, при помощи Шувалова, Ломоносову удается получить привилегию на основание фабрики мозаики и бисера и 211 душ, с землей, в Копорском уезде.

В 1755, под влиянием Ломоносова, открывается Московский университет. В 1756 отстаивает против Миллера права низшего русского сословия на образование в гимназии и университете.

В 1758 Ломоносову было поручено «смотрение» за Географическим департаментом, Историческим собранием, университетом и Академической гимназией при АН.

Основной задачей Географического департамента было составление «Атласа Российского». В 1759 он занят устройством гимназии, опять отстаивая права низших сословий на образование. В 1763 избран членом Российской Академии художеств.

В 1764, под влиянием его сочинения «О северном ходу в Ост-Индию Сибирским океаном», снаряжается экспедиция в Сибирь. В конце жизни Ломоносов был избран почетным членом Стокгольмской (1760) и Болонской (1764) Академий наук. Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля (по старому стилю — 4 апреля) 1765.

Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина. Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.

Среди работ Ломоносова — работы по филологии, истории, химии, физике (по исследованию атмосферного электричества), астрономии (26 мая 1761 во время прохождения Венеры по диску Солнца открыл существование у нее атмосферы), геофизики (исследования земного тяготения), геологии и минералогии (доказал органическое происхождение почвы, торфа, каменного угля, нефти, янтаря), разработка технологии получения цветного стекла (среди мозаичных портретов его работы — портрет Петра I; монументальная, около 4,8 м 6,44 м, мозаика «Полтавская баталия», 1762 — 1764).

Среди научных трудов — «Письмо о правилах российского стихотворства» (1739, опубликовано в 1778), «Размышления о причине теплоты и холода» (1744), «Слово о рождении металлов от трясения Земли» (1757), «О слоях земных» (конец 1750-х годов, опубликована в 1763), «Российская грамматика» (1755, опубликована в 1757; первая научная грамматика русского языка), «О происхождении света, новую теорию о цветах представляющее» (1756), «О рождении металлов от трясения земли» (1757), «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1758), «Рассуждения о большой точности морского пути» (1759), «Краткий Российский летописец с родословием» (1760, перечень важнейших событий до эпохи Петра I включительно), «Явление Венеры на солнце наблюденное» (1761), «О сохранении и размножении российского народа» (1761, трактат), «Первые основания металлургии или рудных дел» (1763; руководство было выпущена огромным для того времени тиражом — 1225 экземпляров), «О явлениях воздушных от электрической силы происходящих» (1763), «Древняя Российская история от начала Российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого, или до 1054 года» (1 и 2 части, опубликована в 1766).

Среди литературного наследия Ломоносова — послания, идиллии, эпиграммы, оды, поэмы, трагедии: «На взятие Хотина» (1739, ода, опубликована в 1751), «Ода на торжественный праздник рождения Императора Иоанна III» и «Первые трофеи Его Величества Иоанна III чрез преславную над шведами победу» (1741, обе оды составляют библиографическую редкость, так как подверглись общей участи — истреблению всего, что относилось ко времени императора Иоанна Антоновича), «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния» (1743, ода), «Утреннее размышление о Божием величестве» (1743, ода), «Тамира и Селим» (1750, трагедия), «Демофонт» (1752, трагедия), «Письмо о пользе стекла» (1753, стихотворение), «Гимн бороде» (1757, сатира), «Петр Великий» (1760, поэма не закончена)

Читайте также:  Краткое содержание бажов медной горы хозяйка точный пересказ сюжета за 5 минут

__________

Источники информации:

«Русский биографический словарь» (статья А. С. Архангельского)

Энциклопедический ресурс Www. rubricon. com (Большая советская энциклопедия, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург», Энциклопедия «Москва», Энциклопедия российско-американских отношений, Иллюстрированный энциклопедический словарь)

‹ Михаил Васильевич Ломоносов Вверх Ломоносов Михаил Васильевич — один из величайших русских поэтов и ученых ›

    М. В. Ломоносов Биографии Ломоносов Ломоносова Наук Ода Опубликована Российского Энциклопедический

Источник: http://www.sochuroki.com/biografiya-lomonosova-mixaila-vasilevicha-1711-1765-kratkoe-izlozhenie-teksta/

Характер сюжета эпической поэмы Ломоносова «Петр Великий»

Сочинение на отлично! Не подходит? => воспользуйся поиском у нас в базе более 20 000 сочинений и ты обязательно найдешь подходящее сочинение по теме Характер сюжета эпической поэмы Ломоносова «Петр Великий»!!! =>>>

О характере сюжета эпической поэмы в русской литературе XVIII в. существовали разные мнения.

Тредиаковский был уверен, что содержанием поэмы может быть только мифологический сюжет. Ломоносов, напротив, считал необходимым в эпосе нового времени обращаться к исторически достоверным фактам. Главным действующим лицом поэмы должен стать великий, но подлинный, а не вымышленный герой. Свое понимание эпической поэмы Ломоносов четко сформулировал в посвящении, адресованном И. И.

Шувалову: Не вымышленных петь намерен я богов, Но истинны дела, великий труд Петров .

О деятельности Петра I Ломоносов вспоминал почти в каждой оде. Но эта грандиозная тема не могла раскрыться в них с должной полнотой. Она требовала другого, более емкого жанра. Так возникла идея создать поэму «Петр Великий». К сожалению, Ломоносов успел закончить только две песни. Первая вышла в 1760, вторая — в 1761 г.

Хотя две песни «Петра Великого» — только начало замысла Ломоносова, в них дан образец русской «классической» эпической поэмы, к которому неоднократно с этих пор будут обращаться многие поэты не только в XVIII в., но и в начале XIX в. Не менее важной оказалась и сама тема Петра Великого, как бы завещанная Ломоносовым последующим писателям.

Ломоносов сохраняет некоторые чисто внешние черты античной эпопеи: традиционное начало с каноническим «пою», в котором автор сообщает о содержании поэмы; описание морской бури; рассказ главного героя о своем прошлом. Как русская национальная параллель к античной мифологии выведен «Морской царь».

Но все эти признаки не определяют своеобразия поэмы, которая, в отличие от древнего эпоса, создается не на легендарном, а на достоверном материале. Для этой цели Ломоносов использовал ряд важных исторических источников: холмогорские и соловецкие летописи, записки видных деятелей конца XVII в.

, дневники военных событий, составленные секретарем Петра I, и некоторые другие. Время действия относится к 1702 г. и связано с началом Северной войны.

В первой песне говорится о походе Петра к Белому морю с тем, чтобы отогнать шведов от Архангельска, на который шведские войска напали с целью отвлечь русские силы от крепости Петербург.

Большое место в первой песне отведено рассказу Петра I о стрелецких бунтах, об анархии, в которую была ввергнута по воле царевны Софьи вся Москва. С большим драматизмом изображена гибель ближайших родственников Петра. Вся эта предыстория вынесена в начало поэмы и служит контрастным фоном к эпохе просвещенного абсолютизма Петра I.

Содержанием второй песни является штурм и взятие крепости Петербург, ранее носившей название Ореховец. Подробно, с подлинно эпической обстоятельностью, описаны перипетии боя, вплоть до капитуляции шведского гарнизона.

Среди русских военачальников выведены Шереметев, Голицын, Карпов. Большое место в поэме отведено подвигу рядовых воинов. Батальные сцены перемежаются лирическими отступлениями автора, обращенными то к шведам, то к русскому войску.

В конце второй песни помещено размышление поэта о жертвах и страданиях, которые несет с собой война. Последующие события поэмы, по всей видимости, должны были привести к Полтавской битве как итогу Северной войны.

Возможно, что в дальнейшем Ломоносов хотел изобразить и мирные подвиги Петра, поскольку название поэмы не ограничивало его замысел только военной темой.

Сочинение опубликовано: 31.10.2011 понравилось сочинение, краткое содержание, характеристика персонажа жми Ctrl+D сохрани, скопируй в закладки или вступай в группу чтобы не потерять!

Характер сюжета эпической поэмы Ломоносова «Петр Великий»

Источник: http://www.getsoch.net/xarakter-syuzheta-epicheskoj-poemy-lomonosova-petr-velikij/

Рассказ о М.В.Ломоносове детям

Есть люди, которые славили и славят Россию. К таковым относится М.В.Ломоносов. Ломоносов занял видное место среди величайших умов мира. Для России он был и остаётся беспримерным явлением, недосягаемым великаном в деле просвещения.

М.В.Ломоносов родился 8 (19) ноября 1711 года. Его малая родина – деревня Мишанинская Архангелогородской губернии (ныне село Ломоносово Архангельской области).

Семья Ломоносовых была зажиточнее прочих семей. Дом Ломоносовых был виден издалека. Речка Курополка протекала совсем рядом.

Отец Михаила Ломоносова, Василий Дорофеевич, был заправским рыбаком. Его характер закалило море. Он был человеком суровым, мужественным. С весны до осени Василий Дорофеевич со своими братьями ходил на судах в Белое море, ловил рыбу и промышлял морского зверя. Белое море, или как его еще называли, Студеное, слабаков не терпело.

Мать, Елена Ивановна, происходила из семьи дьякона. Она была доброй и ласковой женщиной. Настоящей красавицей. У нее была тяжелая золотистая коса. Внешним обликом Михаил был похож на мать.

Он был «круглолик, кареглаз, кровь с молоком». Елена Ивановна с нежностью и теплотой относилась к единственному сыну.

К сожалению, Михаил, или как его называли в детстве Михайло, лишился матери очень рано, когда ему было только девять лет.

Мальчишка он был смышленый, до всего ему было дело. Русский север навсегда оставил неизгладимое впечатление в его душе. Ему было все интересно. Михайло был очень любознательным и задавал отцу много вопросов, на которые Василий Дорофеевич не всегда знал ответы.

На десятом году жизни Михаил начал помогать отцу в работе. Вместе они подолгу находились в море, рыбачили, охотились. Пришлось пройти через всякое: бури и полное безветрие, когда безжизненно обвисают паруса и тихое море качает судно на одном месте. Тогда приходилось браться за весла. Отец говорил сыну: «Смелый, да умелый нигде не пропадет».

Первыми учителями Ломоносова были сосед Иван Афанасьевич Шубной и дьячок местной Дмитровской церкви С.Н.Сабельников. Книгочею Ивану Шубному нравился пытливый и любознательный мальчик.

Он показывал ему аз и буки, веди и глагол. Читать и писать Михайло научился быстро. Первыми прочитанными книгами были церковные книги.

Но эти книги не отвечали на вопросы – почему появляется северное сияние, отчего бывают приливы и отливы?

Первые свои заработанные деньги Михаил потратил на книги — «Грамматику» Мелетия Смотрицкого, «Арифметику» Л.Ф.Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. Мальчик не расставался с ними ни днем, ни ночью. Ложась спать, он клал их под подушку. Особенно его захватила «Арифметика».

С течением времени жизнь Михаила в отцовском доме становилась невыносимой. Мачеха придирчиво и сурово относилась к мальчику. Особенно ей не нравилось его пристрастие к книгам.

Михаил принимает решение покинуть родной дом. В конце 1730 года Ломоносов решается идти в Москву вместе с рыбным обозом.

В уже достаточно взрослом возрасте (девятнадцати лет) Михаил сел за парту в Навигацкой школе, в Москве. Но вскоре его планы поменялись. Он начинает учебу в «Спасских школах», то есть в Славяно-греко-латинской академии. Детям крестьян в академии учиться не полагалось, поэтому Михаилу пришлось выдать себя за дворянского сына.

Учеба проходила в нелегкой обстановке, «школьники, да малые ребята» не раз поднимали на смех великовозрастного ученика. Но главной проблемой был недостаток средств. Стипендия была несколько копеек в день. На эти деньги нужно было покупать еду, одежду, приобретать перья и бумагу. Выплата стипендии осуществлялась нерегулярно.

Стремление к овладению знаниям – вот что помогло преодолеть пытливому юноше все страдания, трудности и лишения, которые выпали на его долю.

Огромное впечатление на Ломоносова произвел двухэтажный дом с высоким подклетом и необычной вывеской: «Библиотека». Вот где было царство книг! Книги грудами лежали на столах, теснились на полках, на высоких подставках.

Какие же предметы изучали ученики в то время? Помимо латыни, главной считалась логика, затем шли математика, история, география, церковнославянский язык, нотное пение.

В академии Ломоносов научился многому. Он получил хорошие знания в области естественных наук, познакомился с лучшими образцами древнерусской литературы, с латинской поэзией, освоил латынь и греческий язык.

В 1735 году Ломоносов в составе группы учеников из двенадцати человек был направлен в Петербург, где был зачислен в студенты университета при Академии наук. В последующие годы Ломоносов продолжил обучение в странах Европы.

Он учился на совесть и многого в своей жизни добился. М.В.Ломоносов стал учёным с мировым именем.

Химия, физика, астрономия, филология, история, география, геология, металлургия, стекловедение – чем только не занимался М.В.Ломоносов, и везде он оставил свой уникальный, неповторимый след.

За что мы ценим М.В.Ломоносова?

Он славил новизну открытия, непобедимую волю человека, врывающегося в темные дебри неизвестности, шагающего наперекор стихии.

Он стремился познать непознанное, открыть движущие силы материи, чтобы управлять ими. М.В.Ломоносов говорил: «Обучайтесь прилежно. Постарайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова. Прилагайте крайнее старание к познанию естественных вещей».

Ломоносов знал, что многие его труды, особенно те, которые удалось предать печатному тиснению, не потонут в безмолвной пучине времен.

Ему всегда было дело до России. Он трудился не ради собственной славы, он работал на благо народа. Слава – это дым, переживут века лишь добрые дела. Ломоносов душою болел за государство Российское.

Он считал, что обширнее и обильнее его нет государства на земле. Улучшение благосостояния народа он считал наиважнейшим делом.

Доброе, разумное и бесстрашное слово Ломоносова слушалось не только простыми людьми, но и сиятельными особами.

Источник: http://DetskiyChas.ru/school/lomonosov/rasskaz_o_lomonosove_detyam/

Ссылка на основную публикацию