Краткое содержание мамлеев прыжок в гроб точный пересказ сюжета за 5 минут

Книга О чудесном (сборник). Автор – Мамлеев Юрий. Содержание – Прыжок в гроб

Краткое содержание Мамлеев Прыжок в гроб точный пересказ сюжета за 5 минут

И все ждали, ждали и ждали. Но Саша Курьев, напротив, становился теперь не кем иным, как Сашей Курьевым, хотя и совершенно остолбенелым, потусторонне-ошалелым. Лицо его приобрело прежние черты, и в глазах метались человеческие огоньки, хотя и полубезумные. Тогда старушка Бычкова заорала:

— Он опять стал человеком! Урааа!

Гигант Савельич ответно гаркнул:

— Ураа! — И шторы зашевелились.

Но остальные реагировали на это возвращение по-другому.

Таня Сумеречная, нервная, сорвалась с места: нежные волосы разметались, тайно-русские глаза горят. Чуть не обняла возвращенца Сашка и шепчет ему:

— Сашок, родной, открой душу… Открой… Что с тобой было?.. Какая сила?!! Какой мрак, какой свет?? Где ты был, прежний?!. В кого превратился… Кто в тебя вселился… Это твои будущие запредельные жизни, скажи, — и в исступлении она стала дергать его за потную рубашку.

Сашка выпучил глаза и только бормотал:

— Не трогай… Не трогай… Все равно никому ничего не понять!..

Любочка тут как тут взвилась: схватила Танечку за плечи, а потом ну хлопать в ладоши и кричать:

— Ну и хорошо, что непонятно, Тань! Так лучше! A то с ума сойдешь, от понимания-то! От понимания того, что было! Не заводись, Танька, плюнь на понимание!

Гигант Савельич наклоном мощной головы одобрил ее слова.

Одна старушка Бычкова вдруг взъелась: непоседливая стала от происшедшего безумия. Подскочила к Курьеву и хвать его мокрой тряпкой по голове. Да как заорет:

— Ты отвечай, зараза, что с тобой было на том свете! Не пугай нашу душу! — и залилась слезами.

Курьев побледнел и встал со стула, где сидел.

— Я за Творца не ответчик, — громко сказал он. — Что было, то было. А что не понять, то не понять. Но за тряпку ты ответишь, Бычкова.

— Да мы любим друг друга, любим! — закричала Любочка. Подбежала к Сашке, поцеловала его, потом к Бычковой — с тем же самым, даже гиганта Савельича обняла, отчего он крякнул. Таня Сумеречная взяла ее за руки вне себя от радости.

— Света, хочу света! Хочу-у-у! — закричала в углу мертвая Варвара.

И внезапно Великий Свет возник в сознании всех находящихся в этой комнате.

Время было хмурое, побитое, перестроечное. Старичок Василий об этом говорил громко.

— И так жизнь плохая, — поучал он во дворе. — А ежели ее еще перестраивать, тогда совсем в сумасшедший дом попадешь… Навсегда.

Его двоюродная сестра, старушка Екатерина Петровна, все время болела. Было ей под семьдесят, но последние годы она уже перестала походить на себя, так что знакомые не узнавали ее — узнавали только близкие родственники. Их было немного, и жили они все в коммунальной квартире в пригородном городишке близ Москвы — рукой подать, как говорится.

В большой комнате, кроме самой старушки, размещалась еще ее сестра, полустарушка, лет на двенадцать моложе Катерины, звали ее Наталья Петровна. Там же проживал и сын Натальи — парень лет двадцати двух, Митя, с лица инфантильный и глупый, но только с лица.

Старичок Василий, или, как его во дворе называли, Василек, находился рядом, в соседней, продолговатой, как все равно гроб на какого-нибудь гиганта, комнате.

В коммуналке проживали еще и другие: не то наблюдатель, не то колдун Кузьма, непонятного возраста, и семья Почкаревых, из которой самый развитой был младенец Никифор.

Правда, к сему времени он уже вышел из младенчества и стукнуло ему три с половиной года.

Но выражение у него оставалось прежнее, словно он не хотел выходить из своих сновидений, а может быть, даже из внутриутробного состояния. Потому его так и называли соседи: младенец.

Екатерина Петровна болела тяжело, даже как-то осатанело. Болезнь прилепилась к ней точно чума, но неизвестная миру. Возили ее по докторам, клали в больницы — а заболевание брало свое, хотя один важный доктор заявил, что она якобы выздоровела.

Но выздоровела, наверное, только ее мать — и то на том свете, если только там болеют и выздоравливают. Другой доктор так был обозлен ее неизлечимостью, что даже пихнул старушку во время приема. После каждого лечения Екатерина Петровна тяжело отлеживалась дома, но все чахла и чахла.

Родственники — и сестра, и Митя, и дед Василек — измотались с ней и почти извели душу.

Тянулись месяцы, и старушка все реже и реже обслуживала сама себя. Только взрослеющий младенец Никифор не смущался и уверенно, словно отпущенный на волю родителями, забредал иногда к Екатерине Петровне и, замерев на пороге, подолгу на нее смотрел, положив палец в рот.

Екатерина Петровна порой подмигивала ему, несмотря на то что чувствовала — умирает. Возьмет да и подмигнет, особенно когда они останутся одни в комнате, если не считать теней. Никифору очень нравилось это подмигиванье. И он улыбался в ответ.

Правда, Екатерине Петровне иногда казалось, что он не улыбается ей, а хохочет, но она приписывала это своему слабеющему уму, ибо считала, что умирает не только тело, но и ум.

Никифор же думал по-своему, только об одном — взаправдашняя Екатерина Петровна или нет. Впрочем, он не был уверен, что и он сам взаправдашний. Мальчугану часто снилось, что он на самом деле игрушечный. Да и вообще пришел не в тот мир, куда хотел.

Митя не любил младенца.

— Корытники, когда еще они людьми будут, — улыбался он до ушей, поглядывая на стакан водки. — Им еще плыть и плыть до нас. Не понимаю я их.

Старичок Василий часто одергивал его:

— Хватит тебе, Митя, младенца упрекать. Неугомонный. Тебе волю дай — ты все перестроишь шиворот-навыворот. У тебя старики соску сосать будут, — строго добавлял он.

То ли наблюдатель, то ли колдун Кузьма шмыгнет, бывало, мимо открытой двери, взглянет на раскрывшего от удивления рот мальчугана Никифора, на мученицу Екатерину Петровну, онемевшую от неспособности себе помочь, и на все остальное сгорбившееся семейство — и ни слова не скажет, но вперед по коридору — побежит.

Наталье Петровне хотелось плюнуть в его сторону, как только она видела его, — но почему именно плюнуть, она объяснить себе не могла. Она многое не могла объяснить себе — например, почему она так любила сестру при жизни и стала почти равнодушна около ее смерти, теперь.

Может быть, она просто отупела от горя и постоянного ухаживания за сестрой. Ведь в глубине души она по-прежнему любила ее, хотя и не понимала, почему Катя родилась ее сестрой, а не кем-нибудь еще.

Старичок Василек, так тот только веселел, когда видел умирающую Катю, хотя вовсе не хотел ее смерти и, наоборот, вовсю помогал ее перекладывать и стелить для нее постель. Веселел же он от полного отсутствия в нем всякого понимания, что есть смерть. Не верил он как-то в нее, и все.

Только племяш умирающей — Митя — все упрощал. Он говорил своей матери Наталье:

— Плюй на все. Будя, помаялись. Одних горшков сколько вынесли. Чудес, маманя, на свете не бывает. Смирись, как говорят в церкви.

Читайте также:  Краткое содержание сказка о рыбаке и рыбке или золотая рыбка пушкина точный пересказ сюжета за 5 минут

В январе старушку отвезли опять в больницу, но через десять дней вернули.

— Лечение не идет, — сказали.

«Безнадежная, значит», — подумала Наталья. И потянулись дни — один тяжелей другого. Катерину Петровну уже тянуло надевать на свою голову ночной горшок, но ей не позволяли. Потом вдруг она опомнилась, застыдилась и стала все смирней и смирней.

Но оживала она лишь тогда, когда младенец Никифор возникал, и то оживала больше глазом, глаз один становился у нее точно огненный — так она чувствовала Никифора. Младенец же таращил глаза — и ему казалось, что Екатерина Петровна не умирает, а просто стынет, становясь призраком. И он радостно улыбался, потому что забывал бояться призраков, относясь к ним как к своим игрушкам.

Боялся же мальчуган того, чего на свете нет. Колдун-наблюдатель Козьма, завидев Никифора, порой бормотал про себя так:

— Пучь, пучь глаза-то! Только меня не трогай! Знаем мы таких…

Колдун пугался и вздрагивал при виде младенца. Знатоки говорили, что такое может происходить потому, что младенец чист и что, мол, душевная чистота вспугивает колдунов. Но Козьма только хохотал на такие мысли.

73

Источник: https://www.booklot.ru/authors/mamleev-yuriy/book/o-chudesnom-sbornik/content/1988996-pryijok-v-grob/

Аргументы. Читаем вместе…Чёрствость, жестокое отношение

Размещено 1.03.17 в рубрике 11 класс, ЕГЭ

Сегодня о жестокости и чёрством отношении. Читаем..

Ю.Мамлеева «Прыжок в гроб».<\p>

Родственники больной старушки Екатерины Петровны, устав ухаживать за ней, решили похоронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похороны — страшное свидетельство того, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только своими интересами.

… Конец-то один, Катерина. Ну проживешь ты еще полгода, ну, месяцев семь, и что толку? И себя изведешь, и нас раньше времени в могилу отправишь, вставил Василий. А я не могу тотчас помереть, родные мои. Нету воли, проговорила Екатерина Петровна и положила голову поудобней на подушке. -Попить дать?- спросила сестра. -Дай. -И та поднесла водички.

Старушка с трудом выпила. -Ну? -Что ну, Катерина,- оживился Василек. Тебе и не надо чичас умирать. По своей воле не умрешь. Давай мы тебя схороним. Живую, Василек посерьезнел. Смотришься ты как мертвая. Тебя за покойницу любой примет. Схороним тихо, без шпаны. Ты сама и заснешь себе во гробе. Задохнешься быстро, не успеешь оглянуться. И все.

Лучше раньше в гроб лечь, чем самой маяться и нас мучить. Думаешь, боязно? Нисколько. Все одно в гробу лежать. Мы обдумали с Натальей. А Митя на все согласен. Воцарилась непонятная тишина. Наталья стала плакать, но дедок ничего, даже немного повеселел, когда выговорился до конца. Екатерина долго молчала, все сморкалась. Потом сказала: -Я подумаю.

Наталья взорвалась: – Катька! Из одного чрева с тобой вышли! Но сил нет! Уйди подобру-поздорову! А я потом, может быть, скоро за тобой! Способ хороший, мы все обдумали, все концы наш районный врач, Михаил Семенович, подпишет, скажем ему, померла значит, померла. Сомнений у него ни в чем нет, он тебя знает.

Василек насупился: -Ты, главное, Катерина, лежи во гробу смирно, не шевелись. А то тебя же тогда и опозорят. И нас всех. А не шевелишься значит, тебя уже нету Все просто. Катерина Петровна закрыла глаза, сложила ручки и тихо вымолвила: -Я еще подумаю. Ты только, мать, скорей думай, почесал в затылке Василек. Времени у нас нету и сил.

Если тянуть, то ты все равно помрешь, но и Наталью утащишь. А что я один без двоюродных сестер делать буду? Пустота одна, и веселье с меня спадет. Благодаря вам и держусь. Наталья всплакнула. Умирать-то ей все же дико, Васек. Как это дико? А что такое умирать? Просто ее станет нету, и все, но, может, наоборот, нас станет нету, а она будет.

Чего думать о смерти-то, если она загадка? Дуры вы, дуры у меня. И всю жизнь были дуры, за что и любил вас.

Помните “Телеграмму” Паустовского Может быть, вы смотрели спектакль или фильм

по книге Л.Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна»? Или читали саму книгу?

Железняков “Чучело” (посмотрите фильм)

Аргумент приводим – КНИГУ. Авторов запоминаем!
Железняков “ЧУЧЕЛО”. (Посмотрите фильм).

Источник: https://rusq.ru/?p=10351

“Прыжок в гроб”, Мамлеев: краткое содержание, главные герои, проблематика

В своём творчестве Юрий Мамлеев описывает мрачный, наполненный загадками мир, побуждая читателей к серьёзным размышлениям о неизведанных глубинах человеческой души, конечности и бессмысленности жизни, неизбежности смерти. Героями автора, как правило, становятся люди с серьёзными психическими отклонениями или просто неадекватные маргиналы.

Их образы открыто демонстрируют всё самое пагубное, что может существовать в мире. Они же – неутомимые исследователи всего трансцендентного, в том числе и природы смерти, окружённой мистическим ореолом тайны.

Каким же образом эти темы развил в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев? Краткое содержание произведения и его проблематику мы рассмотрим максимально подробно ниже.

Действующие лица

События, о которых повествует автор в своём рассказе, происходят в самой обыкновенной коммунальной квартире. Вот только люди, которые в ней живут, способны сломать привычные шаблоны поведения.

Там можно встретить колдуна Кузьму и самого развитого члена семьи Почкарёвых – Никифора. Ему уже исполнилось три с половиной года, но все до сих пор называют его младенцем, поскольку ведёт он себя так, словно бы не вышел ещё из этого возраста.

Колдун Кузьма боится Никифора, поскольку не может понять, какой дух его прислал в этот мир.

Впрочем, младенца никто особенно не любит. А общается он в основном с семидесятилетней Екатериной, страдающей от неизвестного науке недуга. Врачи лишь разводят руками, а старушка становится практически недееспособной, чем очень расстраивает своего двоюродного вечно весёлого брата Василия, немного истеричную сестру Наталью и её сына Митю, злоупотребляющего алкоголем.

Болезнь Екатерины становится настоящим камнем преткновения для её родственников, проблемой, которая мешает им жить. Именно с темы душевной чёрствости начинает свой рассказ «Прыжок в гроб» Мамлеев.

Краткое содержание: гротескная завязка

Василий, Наталья и Митя без конца отправляют Екатерину в больницу, что, впрочем, ситуацию никак не меняет. Старушка не может обслуживать себя и с каждым днём становится всё слабее. Оживает она лишь при появлении Никифора.

А после окончательного вердикта врача: «неизлечима, скоро умрёт» – родственники начинают напряжённо ожидать конца своих мучений. Мите надоело выносить горшки. Наталья вдруг с удивлением обнаруживает отсутствие неизменной любви к сестре. Василий стремительно теряет чувство юмора.

А поскольку вожделенный момент смерти Екатерины не наступает, родственники единогласно принимают решение похоронить старушку заживо. Они откровенно говорят своей подопечной об этой идее и просят у неё согласия на столь безумный план.

Предложение задохнуться в гробу старушка воспринимает без энтузиазма, однако обещает подумать и дать ответ.

Такую неоднозначную завязку с изрядной долей гротеска предлагает читателю Юрий Мамлеев. Он откровенно обнажает в ней все самые низменные мысли, которые могут родиться в голове у человека. Автор просто выворачивает наизнанку людские души, выставляя их на всеобщее обозрение, и параллельно начинает развивать тему смерти.

Читайте также:  Краткое содержание записки покойника булгаков точный пересказ сюжета за 5 минут

Что такое смерть?

Родственники требуют от старушки немедленного ответа, аргументируя это тем, что они сами скорее умрут, чем Екатерина. Они всё продумали, в том числе как получить справку о смерти и не позориться. Екатерина уже сейчас выглядит как покойница, главное, чтобы лежала смирно и не сорвала ненароком их план.

Переход в небытие пугает старушку. Василий же только разводит руками. Устами старичка Юрий Мамлеев задаёт экзистенциальный вопрос: “Что такое смерть?”

Какой смысл бояться её, если она представляет собой неведомую загадку? Смерть для Василия – понятие абстрактное, поэтому относится он к ней поверхностно и легко.

Однако для Екатерины этот вопрос более насущный. Ведь задохнуться в гробу предстоит не ему, а ей. Впрочем, она знает, к кому обратиться, чтобы принять решение, – к Никифору.

Образ Никифора

Именно через образ младенца развивает мысль о трансцендентной реальности в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Проблематика произведения тесно связана с неведомым, заключённым в Никифоре, который пришел не в тот мир, который он хотел, не желал взрослеть, воспринимал бытие по-иному и, в отличие от старших, знал высшую правду.

Он ещё до вердикта врача о неизлечимости Екатерины понимает, что её скоро не станет. В Никифоре все обитатели коммуналки видят нечто инородное: младенца сторонится колдун Кузьма, в его сторону хочет плюнуть Наталья, Митя вообще не считает Никифора за человека. Однако именно к нему Екатерина обращается за советом. С его одобрения она решается при жизни стать покойницей, а затем умереть.

Неведомое знание, метафизическую составляющую бытия вкладывает в образ младенца в рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание мы продолжаем рассматривать.

Подготовка к смерти

Получив одобрение Никифора, старушка соглашается на безумную затею родственников, которые без промедления отправляются к врачу. Посеревшая от болезни, она не вызывает никаких подозрений у медсестры, пришедшей засвидетельствовать смерть.

А осчастливленные скорым избавлением от злосчастной обузы Василий, Наталья и Митя начинают приравнивать живую Екатерину к настоящей покойнице.

Даже просьба о кружке чая вызывает у них нечто среднее между недоумением и негодованием. Разве могут мёртвые пить и есть? У них не должно быть простых человеческих желаний.

Кроме того, если накормить и напоить Екатерину, её неизбежно придётся вести в уборную, иначе запах из гроба выдаст ложную смерть.

Тотальный эгоцентризм вкупе с непомерным цинизмом вызывает некоторый шок при прочтении произведения «Прыжок в гроб». Мамлеев, рассказ которого представляет собой кладезь парадоксов, не только демонстрирует тёмную сторону человеческой души, но и проводит читателя через осознание смерти как неотъемлемой части жизни.

Смерть – это часть жизни?

Конечно, Екатерину страшит её участь, несмотря на то что она добровольно дала согласие на похороны и, кажется, смирилась со своей скорой кончиной. Статус покойницы не мешает ей продолжать чувствовать себя живым человеком, и даже во сне она кричит о своём нежелании покидать этот мир. Екатерина словно заново рождается, начинает проворно двигаться и выказывает все признаки здоровья.

Увидев необычайную живость старушки, родственники задумываются о том, чтобы отменить похороны, невзирая на возможные последствия: перспективу позора и тюремного заключения.

Однако внезапный прилив сил быстро сходит на нет. Екатерина слабеет, но уже как-то иначе. Обескураженным родственникам она говорит, что сама хочет упасть в гроб. Они не возражают, только лишь украшают ложе живой покойницы цветами.

Екатерина больше ничего не говорит, ни о чём не думает, словно бы проваливается в пустоту. Возможно, она уже не боится смерти и воспринимает её как некую закономерную часть жизни. В этом отчасти заключён смысл рассказа Мамлеева «Прыжок в гроб».

Анализ дальнейших событий сводится к метафизической теме смерти/бессмертия.

Бессмертна ли душа?

На похоронах старушка лежит неподвижно, только дважды подмигивает батюшке, читающему молитвы. Однако он и не думает проверять, мертва ли на самом деле покойница, списывая всё на бесов, решивших его смутить.

Гроб накрывают крышкой и несут на кладбище, а перед героями простирается бескрайняя даль, словно бы зовущая в иную, вечную непознанную жизнь.

Описывая таким образом природу в рассказе «Прыжок в гроб», Юрий Витальевич Мамлеев заставляет задуматься о том, что будет за чертой жизни. Конец произведения имеет возвышенно-восторженную окраску, отдающую мистицизмом.

Крышку гроба забивают без происшествий. Наталья поддаётся душевному порыву и припадает к ней. В это мгновенье ей чудится, что из гроба доносятся зловещие проклятия, направленные против всего мира. Душа Екатерины тем временем отделяется от тела и идёт на зов Великого Духа, приближающегося к Земле.

Метафизический реализм Ю. Мамлеева

Ю. Мамлеев затрагивает вопросы жизни и смерти, неизведанных глубин человеческой личности практически во всех своих творениях, в том числе и в рассказе «Прыжок в гроб».

Жанр, в котором он написан, автор определил как метафизический реализм. Суть его состоит в тесной взаимосвязи человеческой жизни с познанием трансцендентной составляющей мира и личности.

Её Мамлеев анализирует, над ней он заставляет размышлять читателя.

С глубинными скрытыми явлениями сталкиваются главные герои автора. Именно посредством их оценок и описывает неведомое в своём рассказе «Прыжок в гроб» Мамлеев. Краткое содержание произведения мы разобрали выше. Это своего рода сплав гротеска и глубокой философской мысли, который не только шокирует читателя, но и заставит его предаться размышлениям о самой тёмной составляющей бытия человека.

Источник: http://utyugok.ru/article/258559/pryijok-v-grob-mamleev-kratkoe-soderjanie-glavnyie-geroi-problematika

Мамлеев прыжок в гроб краткое содержание | Sphere Social

Click on link to download:

※ Download: Мамлеев прыжок в гроб краткое содержание<\p>

Юрий Мамлеев в прозе и дома. Вот только люди, которые в ней живут, способны сломать привычные шаблоны поведения. Другой доктор так был обозлен ее неизлечимостью, что даже пихнул старушку во время приема. Соннов наблюдает за происходящим вокруг него; мир раздражает его своей загадочностью и иллюзорностью.

А что я один без двоюродных сестер делать буду? Однажды Клавуша выкапывает три ямки в человеческий рост; любимым занятием обитателей дома становится лежание в этих «травяных могилках». Друзья наблюдают за странными обрядами; Федор, удивлённый, остаётся, впрочем, недоволен увиденным, его не устраивает идея нового Христа Кондратия Селиванова — «своё, своё надо иметь».

Книга О чудесном (сборник). Автор – Мамлеев Юрий. Содержание – Прыжок в гроб – Действие произведения происходит в Нидерландах начала XIX в… Мальчугану часто снилось, что он на самом деле игрушечный.

И все ждали, ждали и ждали. Но Саша Курьев, напротив, становился теперь не кем иным, как Сашей Курьевым, хотя и совершенно остолбенелым, потусторонне-ошалелым. Лицо его приобрело прежние черты, и в глазах метались человеческие огоньки, хотя и полубезумные.

Тогда старушка Бычкова заорала: — Он опять стал человеком! Гигант Савельич ответно гаркнул: — Ураа! Но остальные реагировали на это возвращение по-другому. Таня Сумеречная, нервная, сорвалась с места: нежные волосы разметались, тайно-русские глаза горят. Чуть не обняла возвращенца Сашка и шепчет ему: — Сашок, родной, открой душу… Открой… Что с тобой было?..

Какой мрак, какой свет?? Где ты был, прежний?!. В кого превратился… Кто в тебя вселился… Это твои будущие запредельные жизни, скажи, — и в исступлении она стала дергать его за потную рубашку. Сашка выпучил глаза и только бормотал: — Не трогай… Не трогай… Все равно никому ничего не понять!..

Читайте также:  Краткое содержание никитин хождение за три моря точный пересказ сюжета за 5 минут

Любочка тут как тут взвилась: схватила Танечку за плечи, а потом ну хлопать в ладоши и кричать: — Ну и хорошо, что непонятно, Тань! A то с ума сойдешь, от понимания-то! От понимания того, что было! Не заводись, Танька, плюнь на понимание! Гигант Савельич наклоном мощной головы одобрил ее слова. Одна старушка Бычкова вдруг взъелась: непоседливая стала от происшедшего безумия.

Подскочила к Курьеву и хвать его мокрой тряпкой по голове. Да как заорет: — Ты отвечай, зараза, что с тобой было на том свете! Не пугай нашу душу! Курьев побледнел и встал со стула, где сидел. А что не понять, то не понять. Но за тряпку ты ответишь, Бычкова. Подбежала к Сашке, поцеловала его, потом к Бычковой — с тем же самым, даже гиганта Савельича обняла, отчего он крякнул.

Таня Сумеречная взяла ее за руки вне себя от радости. И внезапно Великий Свет возник в сознании всех находящихся в этой комнате. Прыжок в гроб Время было хмурое, побитое, перестроечное. Старичок Василий об этом говорил громко. Его двоюродная сестра, старушка Екатерина Петровна, все время болела.

Было ей под семьдесят, но последние годы она уже перестала походить на себя, так что знакомые не узнавали ее — узнавали только близкие родственники. Их было немного, и жили они все в коммунальной квартире в пригородном городишке близ Москвы — рукой подать, как говорится.

В большой комнате, кроме самой старушки, размещалась еще ее сестра, полустарушка, лет на двенадцать моложе Катерины, звали ее Наталья Петровна. Там же проживал и сын Натальи — парень лет двадцати двух, Митя, с лица инфантильный и глупый, но только с лица.

Старичок Василий, или, как его во дворе называли, Василек, находился рядом, в соседней, продолговатой, как все равно гроб на какого-нибудь гиганта, комнате. В коммуналке проживали еще и другие: не то наблюдатель, не то колдун Кузьма, непонятного возраста, и семья Почкаревых, из которой самый развитой был младенец Никифор.

Правда, к сему времени он уже вышел из младенчества и стукнуло ему три с половиной года. Но выражение у него оставалось прежнее, словно он не хотел выходить из своих сновидений, а может быть, даже из внутриутробного состояния. Потому его так и называли соседи: младенец. Екатерина Петровна болела тяжело, даже как-то осатанело.

Болезнь прилепилась к ней точно чума, но неизвестная миру. Возили ее по докторам, клали в больницы — а заболевание брало свое, хотя один важный доктор заявил, что она якобы выздоровела. Но выздоровела, наверное, только ее мать — и то на том свете, если только там болеют и выздоравливают. Другой доктор так был обозлен ее неизлечимостью, что даже пихнул старушку во время приема.

После каждого лечения Екатерина Петровна тяжело отлеживалась дома, но все чахла и чахла. Родственники — и сестра, и Митя, и дед Василек — измотались с ней и почти извели душу. Тянулись месяцы, и старушка все реже и реже обслуживала сама себя.

Только взрослеющий младенец Никифор не смущался и уверенно, словно отпущенный на волю родителями, забредал иногда к Екатерине Петровне и, замерев на пороге, подолгу на нее смотрел, положив палец в рот. Екатерина Петровна порой подмигивала ему, несмотря на то что чувствовала — умирает. Возьмет да и подмигнет, особенно когда они останутся одни в комнате, если не считать теней.

Никифору очень нравилось это подмигиванье. И он улыбался в ответ. Правда, Екатерине Петровне иногда казалось, что он не улыбается ей, а хохочет, но она приписывала это своему слабеющему уму, ибо считала, что умирает не только тело, но и ум. Никифор же думал по-своему, только об одном — взаправдашняя Екатерина Петровна или нет.

Впрочем, он не был уверен, что и он сам взаправдашний. Мальчугану часто снилось, что он на самом деле игрушечный. Да и вообще пришел не в тот мир, куда хотел. Митя не любил младенца. Не понимаю я их. Старичок Василий часто одергивал его: — Хватит тебе, Митя, младенца упрекать. Тебе волю дай — ты все перестроишь шиворот-навыворот.

У тебя старики соску сосать будут, — строго добавлял он. То ли наблюдатель, то ли колдун Кузьма шмыгнет, бывало, мимо открытой двери, взглянет на раскрывшего от удивления рот мальчугана Никифора, на мученицу Екатерину Петровну, онемевшую от неспособности себе помочь, и на все остальное сгорбившееся семейство — и ни слова не скажет, но вперед по коридору — побежит.

Наталье Петровне хотелось плюнуть в его сторону, как только она видела его, — но почему именно плюнуть, она объяснить себе не могла. Она многое не могла объяснить себе — например, почему она так любила сестру при жизни и стала почти равнодушна около ее смерти, теперь. Может быть, она просто отупела от горя и постоянного ухаживания за сестрой.

Ведь в глубине души она по-прежнему любила ее, хотя и не понимала, почему Катя родилась ее сестрой, а не кем-нибудь еще. Старичок Василек, так тот только веселел, когда видел умирающую Катю, хотя вовсе не хотел ее смерти и, наоборот, вовсю помогал ее перекладывать и стелить для нее постель. Веселел же он от полного отсутствия в нем всякого понимания, что есть смерть.

Не верил он как-то в нее, и все. Только племяш умирающей — Митя — все упрощал. Он говорил своей матери Наталье: — Плюй на все. Одних горшков сколько вынесли. Чудес, маманя, на свете не бывает. Смирись, как говорят в церкви. В январе старушку отвезли опять в больницу, но через десять дней вернули. «Безнадежная, значит», — подумала Наталья.

И потянулись дни — один тяжелей другого. Катерину Петровну уже тянуло надевать на свою голову ночной горшок, но ей не позволяли. Потом вдруг она опомнилась, застыдилась и стала все смирней и смирней. Но оживала она лишь тогда, когда младенец Никифор возникал, и то оживала больше глазом, глаз один становился у нее точно огненный — так она чувствовала Никифора. Младенец же таращил глаза — и ему казалось, что Екатерина Петровна не умирает, а просто стынет, становясь призраком. И он радостно улыбался, потому что забывал бояться призраков, относясь к ним как к своим игрушкам. Боялся же мальчуган того, чего на свете нет. Колдун-наблюдатель Козьма, завидев Никифора, порой бормотал про себя так: — Пучь, пучь глаза-то! Только меня не трогай! Знаем мы таких… Колдун пугался и вздрагивал при виде младенца. Знатоки говорили, что такое может происходить потому, что младенец чист и что, мол, душевная чистота вспугивает колдунов. Но Козьма только хохотал на такие мысли.

2000260 14 Аудиокнига. Краткое изложение произведений 8 класc. Горький М. В людях

Источник: http://archive.li/1MMLN

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector