Краткое содержание ницше так говорил заратустра точный пересказ сюжета за 5 минут

Живая книга

С этой книгой я познакомился впервые в 21 год. Не знаю почему, но она оказалась в моем личном списке литературы, с которой НЕОБХОДИМО познакомиться. Снежный ком слухов и споров по поводу Заратустры глубоко закрался в мое сознание, и мне было необходимо составить личное мнение по поводу этого произведения.

Само произведение состоит из четырех частей, в которых автор описывает мысли, диалоги и монологи некоего вымышленного героя – Заратустры. Заратустра выступает в романе неким бродячим философом, который, как он считает, несет в себе знание о новом звене в эволюционной цепи человека.

И это новое звено – сверхчеловек – должно стать логической «заменой» нынешнего homo sapiens. Это то, о чем говорит и думает Заратустра. Будучи первоклассным филологом и философом одновременно, Ницше написал не только интересную работу в области философии, но и очень интересный роман с точки зрения литературы.

Весь процесс чтения меня не покидала мысль, что я читаю поэму или одно большое стихотворение, причем написанное очень образно и несколько даже лирично. Сюжет состоит из буквальных учений Заратустры и из многих символических сцен и образов, которые он наблюдает или в которых участвует.

Текст насыщен поэтическими образами, часто очень красивыми и оригинальными.

«Я, странник и скиталец по горам, говорил он в своем сердце, – я не люблю долин, и, кажется, я не могу долго сидеть спокойно».

Книгу можно прочесть, как интересную работу в философии, можно порезать на сотни и тысячи цитат, чтобы попытаться понять их или хотя бы объяснить.

В любом случаем, чтение «Заратустры» – это не бесполезное времяпровождение и оно способствует мыслительному процессу, и в этом нет ничего предосудительного.

Главное, наверное, не пытаться «затиснуть» ее в рамки какой бы то ни было догмы или системы. Роман, скорее всего, глобальнее и шире любого поверхностного впечатления.

Название книги как нельзя лучше характеризует само произведение. И я согласен с тем, что эта книга для всех и ни для кого. Больше другого в этой книге я увидел образ самого автора. Создается впечатление, что Ницше создал площадку, с которой он мог бы выговориться полностью, не перебиваемый критиками и догматиками тогдашней религии и науки.

При чтении книги лично я остро сопереживал не главному ее герою, а именно автору произведения. Чувствуются одиночество философа и тяга к знанию ученого.

В итоге получается, что книга очень полезна, как любая достойная работа по философии – и в то же время она больше похожа на лекарство для одного только Ницше, лекарство от личных фобий и комплексов, которых хватает у любого человека.

Я почувствовал некое облегчение после прочтения книги: многие вымыслы, которые оплетали ее, оказались действительно вымыслами.

Если до начала новейшего времени истории «Так говорил Заратустра» была одной из ключевых книг (опять же, и в философии, и в литературе), то сейчас она больше похожа на некий миф или легенду.

Немного в памяти человечества книг, так беспощадно «исковерканных» многочисленными схоластами. И можно встретить много людей, которые имеют «четкое» представление о книге основанное, только на слухах и слухах об этих слухах, без малейшего знакомства с самим текстом.

Не стоит ожидать от произведения ответов на все вопросы, как, впрочем, и в любой другой книге. Но если вам интересна философия во всех своих гранях, или вы хотите узнать лучше эпоху, то книга, бесспорно, достойна внимания.

В завершение я хотел процитировать самого Заратустру:

«Все еще не исчерпаны и не открыты человек и земля человека».

Источник: http://livekniga.ru/tak-govoril-zaratustra/

Анализ произведения “Так говорил Заратустра” Ф. Ницше

Выбирая объект для написания  эссе, передо мной встала очень непростая  задача.

В конце концов, список литературы, пригодный для этого, был достаточно объемен, и, помимо Ницше, там есть множество, без преувеличений, достоиных философов и их трудов. Но остановился я все-таки на работе Фридрица Ницше.

В дальнейшем я постараюсь объяснить почему, расскажу, что меня привлекло в этой книге, какие выводы я сделал и чем философское учение Ницше уникально. Но обо всем по порядку.

Начать придется, как бы это банально ни звучало, с биографической справки. Фридриц Ницше одился в Рёккене (недалеко от Лейпцига, восточная Германия), в семье лютеранского пастора Карла Людвига Ницше.

С раннего детства проявил способности к филологии и музыке. Его авторству принадлежит 73 музыкальных сочинения.

Прекратил заниматься музыкальной композицией в 29-летнем возрасте, после того как подвергся критике со стороны ведущих музыкантов своего времени. 

Ницше был блестящим студентом  и приобрёл прекрасную репутацию  в научных кругах. Благодаря этому  он уже в 1869 году в возрасте 24 лет  получил должность профессора классической филологии Базельского университета.

С перерывами на болезни и участие во Франко-прусской войне 1870—1871 гг. он проработал там около 10 лет.

В самом начале профессорской карьеры демонстративно отказался от прусского гражданства, всю свою последующую жизнь оставаясь гражданином мира.

В 1879 году Ницше был вынужден уйти в отставку по состоянию здоровья (почти ослеп, у него были невыносимые головные боли, которые он лечил опиатами, проблемы с желудком). В 1879-89 годах он вёл образ жизни независимого писателя, переезжая из города в город, и создал в этот период все свои основные произведения.

Лето Ницше обычно проводил в Швейцарии (в окрестностях горы Санкт-Мориц, Граубюнден), а зиму в итальянских городах Генуя, Турин и Рапалло и французской Ницце. Он весьма бедно жил на пенсию по инвалидности от университета Базеля, но также получал финансовую помощь от своих друзей. Доходы Ницше от публикации своих произведений были минимальными.

Популярность пришла к нему в конце 1880-х годов.

Творческая деятельность Ницше оборвалась в начале 1889 года в связи с помутнением рассудка. Существует несколько версий, объясняющих причину болезни.

Среди них — плохая наследственность (душевной болезнью в конце жизни страдал отец Ницше); возможное заболевание нейросифилисом, спровоцировавшим безумие; а также помутнение разума, вызванное «заказным отравлением», которое связано с активной политической деятельностью, которую развернул Ницше в конце 1880-х годов.

Философ немедленно был помещён в провинциальную психиатрическую больницу и скончался 25 августа 1900 года. Он был похоронен в старинной реккенской церкви, датируемой первой половиной XII века. Рядом с ним покоятся его родные.

Как я уже сказал, популярность пришла к Ницше в конце 1880-х  годов, совсем незадолго до его кончины. Основным фактором для обретения  признания и популярности стала  именно небезызвестная работа «Так говорил Заратустра», о которой, собственно, в дальнейшем и пойдет речь.

«Так говорил  Заратустра. Книга для всех и ни для кого» философский роман Фридриха Ницше, впервые изданный в 1885 году. Изначально книга состояла из трёх отдельных частей, написанных в течение года. Ницше намеревался написать ещё три части, но закончил только одну — четвёртую. После смерти Ницше все четыре части были опубликованы в одном томе.

Говоря кратко и совсем уж скупо, можно со стопроцентной  уверенностью сказать, что данное произведение очень глубокое по своим форме и содержанию. Тут, конечно, нужно объясниться. Почему? Да по нескольким причинам:

  1. Заратустра – единый персонаж для всех 4 книг.

На протяжении всей работы идет повествования о судьбе и учении бродячего философа, взявшего себе имя Заратустра в честь древнеперсидского пророка Заратуштры. Это очень необычно для философской книги (в дальнейшем я постараюсь объяснить почему), так повествование идет непосредственно через определенного персонажа.

Стоит пояснить, что, прежде всего, Заратустра – это образ. Легенда о древнеперсидском пророке Заратуштре настолько вдохновила и привлекла Ницше в свое время, что именно через такой образ он хотел спроецировать все свое мироощущение в одной книге.

Изучение легенды о Заратуштре – один из «необязательных» ключей к полному пониманию работы Ницше:

«Гаты («Песнопения», часть Авесты) рисуют нам Заратуштру как историческую личность, наделённую всеми человеческими страстями.

В этих проповедях-песнях он громогласно бичует своих противников, сторонников старой арийской религии, обожествлявшей силы природы, называя их поимённо; выступает против кровавых жертвоприношений и оргиастического культа хаомы.

В своей проповеди Заратустра отделил добро и зло как две изначально существующие в мире природы, не имеющие между собой ничего общего. Призвал следовать добру и отвергать зло.

Лишь чужие (греческие) и свои позднейшие (поздне-авестские и пехлевийские) источники окутали эту живую личность нимбом легенд, отчасти уподобив его своим древним мудрецам или наделив его и его потомство сверхъестественными эсхатологическими атрибутами и заданиями.»

Именно эти черты перенял  и в дальнейшем развил Ницше в  своем персонаже-образе.

  1. Книга легко воспринимаема как художественная.

Во многом многогранность книги – заслуга возможности  восприятия ее, как художественное произведение. То есть, у нее есть для этого все основания. Как я уже сказал выше, в книге есть один единый персонаж, который идет с читателем с первой до самой последней страницы, подобно художественному произведению.

Повествование, как уже много раз было сказано, делится на 4 книги, каждая из которых представляет собой сборник рассказов-притч, которые изложены в афористической манере, что, безусловно, опять же позволяет воспринимать книгу, как художественное произведение.

  Именно эти факторы позволяет трактовать любое произведение Ницше, поимо «Так говорил Заратустра», как угодно (в этом, как я считаю, заключается главная прелесть философской школы Ницше, но об этом я постараюсь рассказать чуть ниже), что, в свою очередь, до сих пор порождает множество споров относительно однозначности и смысловой нагрузки его трудов.

  1. Сверхчеловек – как мера всего идеального.
Читайте также:  Краткое содержание перро золушка точный пересказ сюжета за 5 минут

Ни для кого не секрет, что одной из основных идей работы Ницше заключалась в превозношении  сверхчеловека над обычными людьми. Для начала стоит пояснить, что  же все-таки такое – сверхчеловек в понимании Фридриха Ницше:

Сверхчелове́к— образ, Ницше для обозначения особого типа людей, которые по своему могуществу должны превзойти современного человека настолько, насколько последний превзошёл обезьяну.

Сверхчеловек, будучи в соответствии с теорией философа смыслом истории человеческого вида, должен олицетворять средоточие витальных аффектов жизни.

Сверхчеловек — это человек, чье осмысление бытия доходит до наиболее высоких границ, человек, который полностью самораскрывает себя, творец, могущественная воля которого направляет вектор исторического развития.

К прототипам Сверхчеловека, являвшими  собой «непревзойдённых виртуозов  жизни», Ф.Ницше относил Александра Македонского, Юлия Цезаря, Чезаре Борджиа и Наполеона.

Через всю книгу протягивается  явное, а порой незримое и мимолетное, присутствие сверхчеловека. Его  образ, так же как и образ самого Заратустры, незримо, но крайне плотно вплетен в нить повествования. Все, о чем сказано в этой книге  является рекламой, если можно так  сказать, сверхчеловека, как нечто, во что человек должен превзойти.

Это – основные показатели, по моему скромному мнению, которые  указывают на несомненную глубину  произведения. Конечно же, было бы нелепо отрицать, что их больше, но объем  мне, к сожалению, не позволяет расписать, проанализировать и восхититься  каждой деталью этой книги.

Поэтому я сразу же хочу перейти к анализу философии  Ницше в целом, благодаря этой книге, которая является в свою очередь  ключом для понимания всех (ну или, во всяком случае, подавляющего большинства) трудов Фридриха Ницше, на чем я бы и хотел поставить точку.

Анализируя мироощущение и философию Ницше относительно этой книги, я пришел к ряду выводов, которые я просто, как и раньше, перечислю и опишу:

  • Как я уже сказал выше, повествование в книге в крайней степени афористично, а в связи с этим еще и крайне метафорично. В этом основная прелесть Ницше, о чем я уже тоже говорил. Трактовать его можно как угодно, а любая трактовка имеет право на сущестсование. Каждый видит в Ницше именно то, что ему ближе всего. Воспринимать его буквально – самый легкий из путей, который не откроет и половины дверец, заложенных в этой книге. 
  • Учение Ницше крайне радикально. Это связано с тем, что Ницше, как и его Заратустра, очень негативно, я бы даже позволил себе сказать – пренебрежительно относятся ко всему, что существует на планете. Это проявляется в существенной степени недовольством всем, что окружает Ницше. Все человеческие потуги добродетели вызывают у Ницше, если не отвращение, то непонимание – совершенно точно. Это вызвано тем, что Ницше не отрицает грязь внутри себя и старается ее отчистить в себе в процессе перехода к Сверхчеловеку, а не прячет ее под напускным лицемерием добродетели. Ницше критикует все. Нынешнюю опошленную и обесцененную интерпретацию понятия любви, власть, государство, веру («Бог мертв») и многое другое. Но критика – конструктивна, имеет обоснованную точку зрения, и даже какое-никакое преодоление, а точнее возможность преодоления, этих недостатков. Ницше, а именно его Заратустра, не брезгует применением таких понятий, как месть, зло, а так же горечь, обида и так даже и тому подобное. Он не идеализирует человека, а даже наоборот, не идеализирует Заратустру, именно поэтому себе и позволяет применение таких вещей. 
  • Ницше – атеист, но не в привычном понимании этого слова. Бог мертв – так говорится буквально на первых страницах книги и тянется незримой нитью на протяжении всей работы, как и во многих других его трудах. Но в четвертой и последней части книги происходит вполне четкое разделение на Старого Бога, который наверняка мертв и Нового Бога, который вполне мог бы быть, по мнению Заратустры. Именно этот Бог приближен к Сверхчеловеку, а не наоборот, именно поэтому об атеистичности Ницше не стоит говорить так однозначно.

На этом я хотел бы поставить  точку. Все, что я смог для себя извлечь в этой книге на данном отрезке своего жизненного пути, я  постарался осознать и анализировать  максимально корректно.

Таким произведениям  нужно время для того, чтобы  открыться для читателя полностью. Возможно, когда-нибудь я снова вернусь  в чудесный мир Заратустры, в мир  этого просвещенного отшельника.

А пока мне хотелось бы завершить  все это наиболее приглянувшимися  строчками из книги:

Пустыня ширится сама собой:

горе  тому, кто сам в себе свою пустыню  носит!

Что бы это ни значило.

Источник: http://referat911.ru/Filosofiya/analiz-proizvedeniya-tak-govoril-zaratustra/37169-1305732-place1.html

Рецензии на книгу Так говорил Заратустра

“Видели бы вы себя, мистер Андерсон. Слепой мессия…”

– Ты же корчишь из себя умника, наверное и этого читал, как его…Ницше?- Ты так смешно о женщинах, почитай лучше Ницше…

– ха- ха почитай Ницше, друг

Прочитал я эти речи под обложкой (1883 – 1885 гг) 4 части и 380 страниц. Сюжет прост (хотя далеко не в форме суть) некто уединяется, уходит в пещеру, несет учение о Сверхчеловеке – человек есть нечто, что должно преодолеть. Что сделали вы, дабы преодолеть его?

Художественность книги на минимальном уровне. Сам “мудрец – картонный персонаж, что не сказать о его словах, окрашенных тоном холодной беспринципности.

До этого, я не интересовался Ницше в полной мере, знаком лишь был по паре тезисов и упоминаний имморализма в проходных статьях.

ТЯЖЕСТЬ книги в бесконечном потоке мысли, которая рассеивается на страницах, изредка концентрируясь в одной точке/фразе/”афоризме, сбивая с волны, убивая иллюзию легкости. И вот ты хромаешь…человек.

Закрепляю любопытные моменты из книги

I. О высшем человеке – смерти Бога. Начну с этого, поскольку здесь зарождается путь Заратустры – Бог умер! (особо надоедливые “набожные, приходят от фразы в “восторг) Потому мертво и равенство меж людьми. Вспомним – “перед Богом мы все равны!”. Следовательно, если Бога нет – нет и равенства, ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек.

Человек в толпе – это вторая ступень после животного, “обезьяна Бога”. В более светлом варианте – канат/мост, протянутый между животным и Сверхчеловеком, переход над пропастью.

Ради стремления познавать и должен жить человек, во имя того, чтобы появился некогда Сверхчеловек. При этом, заметна стадия жесткой “расхристианизации.

Этот пусть опасен, возможно смертелен – тонкий канат или хрупкий мост, но человек рождает стремление к своей цели.

– После смерти Бога, самое ужасное преступление – хулить землю и чтить непостижимое выше смысла земли.- Никогда не обращаются к человеку, кроме как в образе Человека.

– Человек должен становиться все лучше и злее, ибо лучшее должно господствовать, и лучшее хочет господствовать. А где учение гласит иначе, там лучших не хватает.

– Стремление к стаду древнее, чем притяжение собственного “Я”, и покуда добрая совесть означает волю стада, лишь дурная совесть скажет: “Я”.

– Иногда ты должен подать не руку, а только лапу, и я хочу, чтобы у лапы твоей были когти.

II.О Ней “любимой… Кого ненавидит женщина больше всех? – Железо так говорило магниту: “Больше всего я тебя ненавижу за то, что ты притягиваешь, не имея достаточно сил, чтобы тащить за собой”.

Но не все так миленько со взглядами, ибо как говорит старуха Заратустре – идешь к женщине? Не забудь плетку… Мужчина должен быть воспитан для войны, а женщина – для отдохновения война.

Ее жизненная надежда должна выражать одно – родить сверхчеловека.

Заратустра предупреждает – женщина мало смыслит в чести. Мужчине следует остерегаться ее любви, ибо тогда она готова на любую жертву, все остальное не имеет никакой ценности в глазах ее.

– Повиноваться должна женщина и обрести глубину для поверхности своей. Ибо неглубока она – бурлящая пена на мелководье.
– Пока еще она не способна на дружбу.

Женщина – это кошки, или птицы, или, в лучшем случае, коровы. “Пример Настя – Только тот, в ком достаточно мужского, освободит женщину в женщине. – Счастье бегает за мной.

Это потому, что я не бегаю за женщинами. А счастье – женщина.

– Если ты раб, то не можешь быть другом. Если тиран, – не можешь иметь друзей. Слишком долго таились в женщине раб и тиран. Потому не способна она к дружбе: ей ведома только любовь.

По ходу развития сюжета, “философ посещает пещеру, вступает в диалог с одинокими путниками, людской толпой и даже своей тенью (эта глава понравилась более всего).

Иногда возникало ощущение, словно действительно читаю библейские мотивы, в которых Заратустра новый мессия/”пророк, то спускается с горы Синай, то поднимается. Впрочем, Евангелие мне читать было интереснее. Да и у Заратустры нет “доверенных последователей, в отличие от того же Иисуса.

Забавно, но от этого, его речи воспринимаются более субъективными (как обычно, все это я сравниваю в своем воображении)

Больше всего понравилась речь о превращении духа – верблюд – лев – ребенок. Где начало берет выносливых дух и уходит в пустыню. Уже далее, для завоевания свободы (превращения в господина Пустыни) – перерождается Лев. Врагом он хочет стать последнему господину и Господу, научиться принимать “НЕТ”. Зачем Льву становиться ребенком? Дитя – невинность и забвение. Новое начинание – “ДА”.

В планах прочитать еще пару книг Ницше, затем “пролистать гитлеровскую борьбу.

p/sС просторов сети – “идешь к женщине? Не забудь плетку (Ей-то она тебя и выпорет. А уж меня точно надо выпороть, за то, что игнорировал Ницше ранее

Читайте также:  Краткое содержание дело артамоновых горького точный пересказ сюжета за 5 минут

Источник: http://readly.ru/book/12026/reviews/

Философия Ницше (“Так говорил Заратустра”) (стр. 1 из 5)

Реферат по философии

На тему: Философия Ницше

(«Так говорил Заратустра»)

2006

Содержание

Введение

Жизнеописание Фридриха Ницше

Концепция сверхчеловека по произведению «Так говорил Заратустра»

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Фридрих Ницше (1844-1900) – один из самых блестящих и спорных мыслителей европейской философии. Умерший на рубеже ХХ века он, по замечанию К.Ясперса, наряду с С.Кьеркегором и К.Марксом стал современником нового века.

Время, в которое жил Фридрих Ницше, было очень сложным: Германия переживала болезненный процесс объединения, проводимый жесткой рукой Бисмарка, ломались столетиями накопленные стереотипы, нормы, правила, которые были так привычны, приятны и ценны немецкой душе и которые так хотелось сохранить. Немецкая интеллигенция, прекрасно образованная, воспитанная цветом европейской культуры – сонмом великих поэтов, философов и музыкантов, больше всего желала плодотворного развития идей и традиций самой передовой в то время в Европе немецкой культуры и лишь очень немногие видели необходимость радикальных перемен. Одним из них был Фридрих Ницше.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ ФРИДРИХА НИЦШЕ

Фридрих Вильгельм Ницше родился в семье потомственного священника (его отец пошел по стопам своего отца) – лютеранского пастора Карла Людвига Ницше и Франциски Ницше, урождённой Элер (тоже, кстати, дочери священника), 15 октября 1844 года в местечке Рёккен у Лютцена, Германия.

День рождения совпал с днем рождения короля – Фридриха Вильгельма IV, поэтому мальчик был назван в его честь. Очевидно, что Ницше рос в глубоко верующей семье, поэтому вера составляла основу его мироощущения в детские годы.

Первым страшным по количеству впечатлений стал промежуток 1849-50 года: в изнурительных страданиях после года сумасшествия умирает отец, а затем после нервного припадка – младший брат. Трагизм пережитых дней надолго останется в сознании Ницше. В период с 1854 по 1858 год Ницше учится в Наумбургской гимназии.

12-летний Фридрих пользуется уважением у товарищей по гимназии, учится игре на рояле. С того школьного времени сохранилась одна история о маленьком Фридрихе: нескольким соученикам Ницше показался неправдоподобным некий рассказ о Муции Сцеволе – “ни у одного человека не хватило бы мужества положить в огонь руку”, – рассуждали они.

Ницше, не удостаивая их ответом, вынул из печи раскаленный уголь и положил его себе на ладонь. Этот ожог остался у него на всю жизнь. Уже в 1860 году Ницше переживает сильное желание стать музыкантом вопреки осуществляемой подготовке к гуманитарной научной деятельности. В это время его занимают философские, этические проблемы. Спустя год – его первое знакомство с музыкой Вагнера.

Новый этап в жизни начинается с 1862 года, когда Ницше поступает в Боннский университет. Тогда же впервые он начинает мучиться регулярными головными болями, не мешающими, однако, усиленным занятиям по теологии и филологии. После бегства из Бонна Ницше решает продолжать обучение филологии в Лейпцигском университете.

13 февраля 1869 года 24-летний Ницше утверждается в должности экстраординарного профессора классической филологии Базельского университета и преподавателем греческого языка в старших классах.

23 марта Лейпцигский университет без зашиты и на основании статей, опубликованных в “Рейнском научном журнале”, присуждает профессору Ницше докторскую степень. Поворотным моментом в становлении Ницше стало прочтение им книги малоизвестного в те годы Артура Шопенгауэра “Мир как Воля и Представление”.

“Я понял его, как если бы он писал для меня”, – так скажет Ницше о своем учителе. Несомненно, в Шопенгауэре его привлекла идея Воли, которая, по определению автора, есть внутренняя сущность субъекта и является внутренней сущностью всех сил, созидающих мир.

Метафизика Шопенгауэра захватила мятежный дух Ницше, в его Воле он увидел вечную пламенную волю к свободе, а творческого гения, которым руководит сама Мировая Воля, он увидел в Рихарде Вагнере.

15 июля 1870 года начинается франко-прусская война и Ницше решает помочь своей родине (сначала в качестве солдата, но становится только санитаром).

Отсюда начинается новый этап нравственных потрясений, оставивших неизгладимый след как в душе так и на его физическом состоянии: тяжелейшие потрясения от фронтовых впечатлений и заражение дизентерией и дифтеритом.

Война сильно подорвала духовное и физическое здоровье Ницше: к нему уже никогда не возвращались ни спокойный сон, ни уравновешенное самочувствие (неделя кризиса в Эрлангенском госпитале проходила на грани между жизнью и смертью – безнадёжность состояния была такова, что вызывали даже священника).

Но Ницше, не дожидаясь даже полного выздоровления, возвращается к преподаванию в университете. “Несколько раз спасенный от смерти у самого ее порога и преследуемый страшными страданиями – так я живу изо дня в день; каждый день имеет свою историю болезни”, – пишет он в одном из писем.

Истинное духовное потрясение Ницше испытает от знакомства с Рихардом Вагнером, великим композитором, горячим германским патриотом и теоретиком революционной силы искусства. Наконец, в 1872 году выходит в свет “Рождение трагедии”, которое вызывает бесконечный восторг Вагнера и напряжённое молчание в филологических кругах, которое повергает Ницше в крайнее уныние. Спустя некоторое время почти все ученики покидают Ницше после резкого неприятия филологическими кругами “Рождения трагедии”.

Новое обострение здоровья: резкое ухудшение зрения, вплоть до невозможности самому писать. И как результат (после долгих мучений) – в начале 1876 года освобождение по болезни от преподавания в университете. Из письма к Э.

Роде от 18 февраля: “Мои головные боли усиливаются от лекций, я не могу ни читать, ни писать”. Все силы своего здоровья Ницше отдает работе над своими книгами. Уже в начале 1878 выходит “Человеческое, слишком человеческое”.

Вскоре в одной из своих статей “Публика и популярность” Вагнер начинает резкие нападки на Ницше.

И снова – резкое ухудшение здоровья; уже в который раз подтверждается очевидный факт – состояние здоровья Ницше напрямую связано с его душевным состоянием, которое в свою очередь сильно зависело от признания его творчества.

С тех пор он вел, в основном, отшельническую жизнь, чаще в Италии – в Генуе, частью – в Швейцарских горах, в Энгадине, в маленькой деревушке Сильс-Мария. Пожалуй, внешняя сторона его жизни на этом и заканчивается, между тем как духовная его жизнь все сильнее пробуждается.

В 1882 году в Риме Ницше знакомится с Лу Андреас Саломэ, дочерью петербургского генерала и почитательницей книг Ницше, как, впрочем, и всего экстравагантного.

Ницше только что закончил книгу “Веселая наука”, в которой необыкновенный человек будущего – сверхчеловек – уже выступает на арену.

Обычный человек, со своими слабостями, со своим несовершенством, не устраивает Ницше: “Иной идеал влечет нас к себе, чудесный, искушающий, чреватый опасностями идеал…”.

Сближение произошло молниеносно. И вот уже Ницше читает Лу и Рэ (Пауль Рэ – автор нескольких книг по моральной философии) свою “Веселую науку”, они втроем путешествуют по горам Северной Италии и Швейцарии и втроем же собираются поселиться в Париже. Ницше писал, что “вряд ли когда-либо между людьми существовала большая философская открытость”, чем между ним и Лу.

“Она сильная как львица и при этом очень женственный ребенок, который будет жить недолго… Она поразительно зрела и готова к моему способу мышления… Кроме того, у нее невероятно твердый характер, и она точно знает, чего хочет, – не спрашивая ничьих советов и не заботясь об общественном мнении”.

Ко времени встречи с Лу Ницше был почти слепым и мучился головными болями, с которыми справлялся все увеличивающимися дозами опия и постоянными переездами. В те промежутки, когда болезнь стихала, он непрерывно и очень много писал. Одинокий, он несколько раз просил друзей подыскать ему жену. Злые языки говорили, что он никогда не знал женщины.

В конце концов, при прогрессирующей слепоте он нуждался хотя бы в секретарше. После долгих сомнений Ницше сделал Лу предложение, которое та с легкостью отвергла. “Я помню, при первой моей встрече с Ницше – это было весной, в церкви св. Петра в Риме – его намеренная церемонность меня удивила и ввела в заблуждение.

Но недолго обманывал относительно самого себя этот одинокий человек: он неумело носил свою маску, наверное, так, как носит обычное платье горожан пришедший с горных высот и из пустынь человек”, – напишет впоследствии сама Лу, уже тогда предчувствуя, что любить он может только Вечность … … … и одиночество… Это стало очередным потрясением для Ницше.

После разрыва с Вагнером он окончательно разубеждается в возможности общения с другими людьми и решительно погружается в глубочайший вакуум одиночества. Через год после встречи Ницше уже проклинает Лу. “Если я бросаю тебя, то исключительно из-за твоего ужасного характера… Ты принесла боль не только мне, но и всем, кто меня любит…”.

Очень важно отметить, почему я так тщательно разбираю этот аспект жизненного пути Ницше. Исследователи предполагают, что именно Лу была прообразом Заратустры.

Читайте также:  Краткое содержание митчелл унесённые ветром точный пересказ сюжета за 5 минут

Если это так, то не значит ли это, что именно двадцатилетняя Лу оказалась тем идеалом “совершенного друга”, о котором всю жизнь мечтал Ницше – того, кто исполнен бесстрашия всегда быть собой и стремления стать “тем, что он есть”. Сам Ницше после мучительного разрыва с ней говорил, что Лу – это “воплощение совершенного зла”.

Как бы то ни было, после разрыва, на вершине отчаяния, всего за 10 дней Ницше создает первую часть “Так говорил Заратустра”, рожденную, по словам его давнего друга Петера Гаста, “из его иллюзий о Лу… И именно Лу вознесла его на Гималайскую высоту чувства”. Ясно одно: острота чувства к Лу вызвала в страдающем Ницше тот накал переживаний, которым до сих пор обжигает его книга. Можно только догадываться, чему учил бы Заратустра, если б эти отношения сложились иначе…

Источник: http://MirZnanii.com/a/231308/filosofiya-nitsshe-tak-govoril-zaratustra

Так говорил Заратустра. Краткое содержание романа. Читается за 10 минут

[]

Роман состоит из четырёх частей, каждая из которых содержит притчи на различные морально-нравственные и философские темы. По стилю поэтически-ритмизированную прозу сочинения относят к жанру «философской поэмы».

Часть первая

Заратустра возвращается к людям после десяти лет одиночества в горах, чтобы донести весть о Сверхчеловеке.

Спустившись с гор, он встречает отшельника, говорящего о любви к Богу. Продолжая путь, Заратустра недоумевает: «Возможно ли это?! Этот святой старец в своём лесу ещё не слыхал о том, что Бог умер!»

В городе мудрец видит толпу, которая собравшуюся поглазеть на канатного Плясуна.

Заратустра говорит людям о Сверхчеловеке: он призывает людей быть «верными земле» и не верить «неземным надеждам», потому что «Бог умер». Толпа смеётся над Заратустрой и смотрит выступление канатного Плясуна.

В результате козней Паяца канатоходец падает и погибает. Подобрав труп погибшего, мудрец покидает город. Его сопровождают Орёл и Змея.

В своих «Речах», состоящих из двадцати двух притч, Заратустра смеётся над фальшивой моралью и устоями человечества.

Мудрец начинает с рассказа о «трёх превращениях духа»: сначала дух есть Верблюд, который превращается во Льва, а Лев становится Ребёнком. Дух навьючивают, но он хочет обрести свободу и, подобно льву, стать господином. Но Лев не может стать Духом-Созидателем без Ребёнка — «священного утверждения» духа.

Многие парадоксальные жизненные устремления и разные типы людей обсуждает Заратустра:

Он осуждает богоподобных — они желают, чтобы «сомнение было грехом». Они презирают «здоровое тело — сильное и совершенное». Философ проклинает священников — этих проповедников смерти, которые должны исчезнуть «с лица земли».

Заратустра учит уважать воинов — они «преодолевают человека в себе», не желая долгой жизни.

Он говорит «о тысяче и одной цели», когда доброе одного народа у другого народа считается злым, потому что «у человечества нет ещё цели».

Мудрец вещает о «новом кумире», которому поклоняются люди — о государстве. Гибель этого мифа означает начало нового человека.

Он советует избегать славы, паяцев и актёров, так как вдали от этого «жили всегда изобретатели новых ценностей».

Заратустра называет глупостью, когда отвечают добром на Зло — это унижение для врага, а «маленькая месть человечнее отсутствия мести».

Браком называет он «волю двоих создать единое, большее тех, кто создал его», а истинно целомудренными называет снисходительных и весёлых.

Говорит мудрец и о любви к «созидающим в уединении» — они способны «творить сверх себя».

Юноше Заратустра повествует о злой природе человека, который подобен дереву и «чем настойчивее стремится он вверх, к свету, тем с большей силой устремляются корни его вглубь земли, вниз, во мрак — во зло».

О природе женщины упоминает мудрец — разгадкой её является беременность, а правило обращения с ней одно: «Идёшь к женщинам? Не забудь плётку!»

Заратустра осуждает людей, которые «пребывая в жалком самодовольстве», погрязли в этих «добродетелях». Человек на пути к Сверхчеловеку должен хранить «героя в душе своей», быть верным земле, найти себя и «желать одной волей», отрицая всякую другую веру.

Заканчиваются «Речи» пророчеством о наступлении «Великого Полдня», когда на пути от животного к Сверхчеловеку человек «празднует начало заката своего».

«Умерли все боги: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек» — так, по мнению Заратустры, должен звучать девиз человечества.

Часть вторая

Заратустра удаляется в свою пещеру. Спустя годы, мудрец снова решает идти к людям с новыми притчами.

Он снова говорит об отрицании религии, потому что «это мысль, которая всё прямое делает кривым». Существование богов убивает любое творение и созидание. Прочь от богов и от священников, которые гибнут в огне за ложные идеи.

Истинная добродетель для человека — это Самость, которая «проявляется во всяком поступке». Нужно возлюбить созидание больше сострадания, так как сострадание ничего не способно создать.

Заратустра раскрывает ложь понятия «равенство» — этот миф используется для мщения и наказания сильных, несмотря на то, что люди не равны и «они не должны быть равны!»

Все «прославленные мудрецы», подобно ослам, служили «народу и народному суеверию, а не истине». Но настоящие мудрецы живут в пустыне, а не в городах. Поэтому настоящий мудрец избегает толпы и не пьёт из её «отравленных родников».

Заратустра учит о «воле к власти», которую он видел «всюду, где было живое» и которая побуждает слабого подчиниться сильному: «Только там, где есть жизнь, есть и воля: но не воля к жизни — воля к власти! Так учу я тебя». Именно «воля к власти» делает человека сильным и возвышенным, подобно колонне — «чем выше она, тем нежнее и прекраснее, тогда как внутри — твёрже и выносливее».

Он говорит о «культуре», которая мертва и исходит из иллюзорной действительности. Учёные этой мёртвой реальности выдают себя за мудрецов, но их истины ничтожны. Заратустра призывает к «незапятнанному» и чистому познанию, «чтобы всё глубокое поднялось на высоту мою!»

Над поэтами он смеётся за их «вечную женственность» — они слишком «поверхностны и недостаточно чистоплотны: они мутят воду, чтобы казалась она глубже».

Все великие события, уверяет Заратустра, должны вращаться «не вокруг тех, кто измышляет новый шум, а вокруг изобретателей новых ценностей». Лишь «воля к власти» может уничтожить сострадание и вызвать к жизни Великое.

Заратустра учит своих слушателей трём человеческим мудростям: давать себя обманывать, «чтобы не остерегаться обманщиков», больше остальных щадить тщеславных и не допускать, «чтобы из-за вашей трусости мне стал противен вид злых».

В глубокой печали он покидает своих непонимающих слушателей.

Часть третья

Заратустра снова в пути. Он повествует попутчикам о своей встрече с Духом Тяжести — «на мне сидел он, полукрот, полукарлик; хромой, он и меня пытался сделать хромым». Этот Карлик оседлал мудреца, пытаясь увлечь его в бездну сомнений. Только мужество спасает философа.

Заратустра предостерегает, что Дух Тяжести даётся нам с рождения в виде слов «добро» и «зло». Этого врага, говорящего «добро для всех, зло для всех» побеждает лишь тот, «кто говорит: вот моё добро и моё зло». Нет ни хорошего, ни плохого — есть «мой вкус, которого мне не надо ни стыдиться, ни скрывать».

Нет и универсального пути, который можно указать каждому — есть лишь индивидуальный выбор каждого в вопросах морали.

«Не должно ли быть так: всё, что может произойти, уже проходило некогда этим путём? Не должно ли быть так: всё, что может случиться, уже случилось некогда, свершилось и миновало?» — задаётся вопросом Заратустра, утверждая идею о Вечном Возвращении. Он уверен: «всё, что может произойти и на этом долгом пути вперёд — должно произойти ещё раз!»

Мудрец говорит о том, что всю жизнь определяет «самая древняя аристократия мира» — Случайность. А ищущий счастья никогда не находит его, потому что «счастье — женщина».

Возвращаясь в свою пещеру через города, Заратустра опять говорит об умеренной добродетели, которая совмещается с комфортом. Люди измельчали и почитают «то, что делает скромным и ручным: так превратили они волка в собаку, а людей — в лучшее домашнее животное человека».

Мудрец опечален глухотой людей к истине и говорит, что «там, где нельзя больше любить, там нужно пройти мимо!»

Он продолжает издеваться над «старыми, ревнивыми, злобными» пророками, говорящими о единобожии: «Не в том ли и божественность, что существуют боги, но нет никакого Бога?»

Заратустра восхваляет сладострастие, властолюбие и себялюбие. Это здоровые страсти, бьющие «ключом из сильной души, соединённой с возвышенным телом» и они будут свойственны «новой аристократии».

Эти новые люди разрушат «старые скрижали» морали, заменив их новыми.

«Неустрашимая отвага, долгое недоверие, жестокое отрицание, пресыщение, надрезывание жизни» — вот что, по словам Заратустры, характеризует новую элиту и рождает истину.

Для того чтобы быть сильным, надо иметь «широкую душу», которая свободна от внешних обстоятельств и «бросается во все Случайное». Эта душа обладать жаждой воли, мудростью и любовью, «в которой все вещи обретают стремление и противоборство».

Только тот, кто хочет преодолеть себя, обладает «волей к власти» и широкой душой будет спасён. Слабых и Падающих нужно толкнуть и учить «быстрее падать!» — призывает Заратустра.

Лучшие должны стремиться к господству во всех сферах жизни. Мужчина должен быть «способным к войне», а женщина — к деторождению. «Вы заключаете брак: смотрите же, чтобы не стал он для вас заключением!» — предостерегает философ.

Заратустра отрицает «общественный договор», ведь общество «это попытка, это долгое искание того, кто повелевает».

Он воспевает «всё злое в человеке», потому что «всё дурное и злое есть наилучшая сила и твёрдый камень в руке высочайшего из созидающих».

После этих проповедей звери называют Заратустру «учителем Вечного Возвращения».

Часть четвёртая и последняя

Заратустра состарился и «волосы его поседели».

Он продолжает верить в «тысячелетнее царство Заратустры» и придерживается главного лозунга Сверхчеловека — «Будь тем, кто ты есть!»

Однажды он слышит крик о помощи и идёт искать попавшего в беду «высшего человека».

Ему навстречу попадаются различные персонажи — мрачный Прорицатель, два Короля с ослом, Совестливый духом, старый Чародей, последний Папа, Самый безобразный человек, Добровольный нищий и Тень.

Все они рассказывают Заратустре свои истории и хотят найти «высшего человека». Мудрец отправляет их к своей пещере и продолжает свой путь.

Утомившись, Заратустра возвращается в пещеру и видит там всех путников, встреченных за день. Среди них Орёл и Змея. Мудрец произносит проповедь о признаках «высшего человека», резюмируя все идеи, сказанные в ранних проповедях.

После этого он устраивает «вечерю», где все пьют вино, едят барашков и восхваляют мудрость Заратустры. Все гости, включая осла, молятся.

Мудрец называет своих гостей «выздоравливающими» и воспевает наступление «Великого Полдня».

Утром Заратустра покидает свою пещеру.

1885

Пересказал Константин Жидков.

https://briefly.ru/nitcshe/tak_govoril_zaratustra/

Источник: https://nietzschecm-ru.livejournal.com/120684.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector