Краткое содержание обелиск быкова точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание “Обелиск” Быкова В.В

Краткое содержание Обелиск Быкова точный пересказ сюжета за 5 минут

Умер в белорусской деревне Сельцо не старый еще учитель Миклашевич.Еще подростком принимал он участие в партизанских делах. Его друзья-школьники расстреляны немцами в сорок втором. Миклашевич добился, чтобы в их честь поставили небольшой памятник в Сельце. На обелиске — пять имен школьников. И масляной краской неумело дописано: «Мороз А.И.».Вот и на поминках вспоминают Мороза.

Кто он — Мороз?Рассказывают о Морозе разные люди, а повествователь как бы «собирает картинку».Учитель. Ребята за ним «табуном ходили». Один из этих ребят — Миклашевич. Тоже стал учителем и тоже притягивал к себе детей как магнит.

На Мороза, учителя старой закалки, жаловались: «не поддерживает дисциплины, как равный ведет себя с учениками, учит без необходимой строгости, не выполняет программ наркомата…»

Мороз Алесь Иванович жил в боковушке при классе в школе, открытой в бывшем панском доме. В Гродненском районе многие говорят по-польски, а с белорусским и русским — проблемы. Но Мороз считает: «Главное, чтобы ребята теперь поняли, что они люди, не быдло, не ка-кие-то там вахлаки, какими паны привыкли считать их отцов, а самые полноправные граждане».

Учил детей на собственном примере. Вместе с учениками порубил на дрова огромное упавшее дерево. Учительница старой школы, пани Ядя, считает, что этим можно уронить свой авторитет.«В том, что мы сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга сельских учителей ».У Мороза было много конфликтов.

Так, он позволил детям держать при школе собак, одна из которых ковыляла на трех лапах. А потом появился школьный скворец — тоже из доходяг. Был там и кот, жалкое такое создание, слепое, ничего не видит, а только мяукает — есть просит. На деле учил Мороз детей доброте.

По вечерам Мороз сам провожает девчушек из школы через лес, да еще и задерживается — помогает их матери с коровой, которой вздумалось растелиться. Этим же девочкам Мороз со скудной своей учительской зарплаты купил по паре ботинок, потому что мать решила их в морозы в школу не пускать.

Мальчика Павлика (Миклашевича) оставил жить у себя при школе, потому что пьяница-отец бил его.Отец обратился к прокурору с заявлением. По закону ребенок должен жить в семье. А мальчик как увидел отца — съежился, будто зверек, близко не подходит.Миклашевич-старший стал сына хлестать ремнем на виду у всей школы.

Тогда Мороз чуть ли в драку не полез, не дал негодяю забрать парнишку. Судебная комиссия в конце концов решила передать парня в детдом. Мороз с этим не спешил.Очень заботился учитель о том, чтобы дети читали. Книги для школьной библиотеки добывал, где только можно. Из старой усадьбы носил книги через реку по льду.

Провалился у самого берега под лед, простудился — и целый месяц провалялся больной. Но и больной, лежа у себя в каморке, читал детям вслух Толстого. Говорил, что две страницы этого великого учителя важнее всей классики.Крестьяне со всей округи смотрели на Мороза как на своего заступника.

Он разъяснял, давал советы, ездил хлопотать в район или в Гродно — на попутках, хромой человек с палочкой.И тут — война.Через три дня в Сельце уже были немцы.Мороз остался в школе, правда, не в усадьбе (немцы устроили там свою управу), а в сельской избе. Некоторые считали его немецким прихвостнем.

«Если вы имеете в виду мое теперешнее учительство, то оставьте ваши сомнения. Плохому я не научу. А школа необходима. Не будем учить мы — будут оболванивать они. А я не затем два года очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь расчеловечили. Я за них еще поборюсь. Сколько смогу, разумеется».

«Хоть и под немецким контролем, но наверняка не на немцев работает Мороз. Если не на наше нынешнее, так на будущее», — так рассуждает бывший начальник учителя, а теперь партизан.Для партизан Мороз стал самым драгоценным помощником, приемник достал. Записывал, что услышал. Главное — сводки Совинформбюро. И отряд, и вся округа ими пользовалась.

У лесной сторожки висела дуплянка на сосне, туда пацаны их клали, а ночью партизаны забирали. Большой радостью была эта почта, особенно когда немцев из-под Москвы шибанули.Было в Сельце два полицая. Один, Лавченя, хоть и пошел в полицаи, но много добра в этом звании людям сделал. А другому дали кличку Каин, и он ее заслужил: осенью раненых командиров, прятавшихся в лесу, расстрелял, усадьбу партизанского связного спалил, а его родителей, жену с детьми — всех расстреляли. Над евреями в местечке издевался, облавы устраивал.

Каин все-таки что-то заподозрил вокруг Морозовой школы. Устроили обыск, допрос.-.Ученик-переросток Бородич намекнул своему учителю, которого он очень уважал, что есть возможность пристукнуть Каина. Но учитель запретил самовольничать.

К весне сорок второго года вокруг Мороза в Сельце сложилась небольшая, но преданная ему группа ребят. Павлу Миклашевичу шел тогда пятнадцатый год. Коля Бородич был самым старшим, ему подбиралось уж к восемнадцати. Еще были братья Кожаны — Тимка и Остап. Смурный Николай (самый младший, тринадцати лет) и Смурный Андрей — однофамильцы.

И вот эти отчаянные хлопцы в тайне от учителя решили все-таки уничтожить жестокого полицая.Ночью учитель явился в партизанский отряд: «Хлопцев взяли… » Сам Мороз еле вырвался — его предупредил полицай Лавченя.Бородич все-таки подбил ребят подстеречь Каина. Полицай на немецкой машине с немцем-фельдфебелем, солдатом и еще двумя полицаями прикатил на отцовский хутор.

В Сельце забрали свиней, похватали по хатам с десяток кур.Ребята все разведали и додумались подпилить мостик, по которому Каин и прочие должны были возвращаться в местечко. Машина полицая перевернулась, но погиб только один придавленный ею немец. Остальные увидели убегающую фигурку — это был мальчишка.

Лавченя постучал в дверь к учителю ночью и выпалил: «Удирай, учитель, хлопцев забрали, за тобой идут».Немцы и полицай вычислили, кто из ребят мог решиться на диверсию — и вычислили правильно.Мороз укрылся у партизан. Но прибежала связная Ульяна: «Фашисты требуют учителя, иначе расстреляют учеников!»Ясно, что и мальцов не отпустят, и учителя убьют.

«Пропали, видно, хлопцы. Это так. Но каково матерям? Им ведь еще жить надо».Партизаны удерживают Мороза, но тот идет сдаваться.Командир партизанского отряда считает необходимым изменить местоположение лагеря, ведь Мороз может под пытками выдать, где находятся партизаны.Бывший начальник учителя говорит, что Мороз ни за что никого не выдаст.

Ребят заперли в амбар, таскают на допросы, бьют, истязают. И ждут Мороза. «По селу распустили слух, что вот-де как поступают Советы:

чужими руками воюют, детей на заклание обрекают. Матери голосят, все лезут во двор к старосте, просят, унижаются, а полицаи их гонят. Николая Смурного мать, как самую горластую, тоже забрали за то, что на немца плюнула».В разгар пыток является сам Мороз. Немцы скрутили ему руки.

Каин написал своему начальству рапорт, что схватили главаря партизанской банды — Мороза. Так подлецу было выгодно.Повели ребят на смерть, связав руки за спиной. Иван, старший брат близнецов, кинулся: «Отпустите! Вы же обещали!» Фашист дал ему парабеллумом по зубам, Иван не стерпел — ударил того ногой в живот.

Его тут же расстреляли.Мороз знал, что Павлик Миклашевич хорошо бегает, и шепнул ему: «Как я закричу — беги!» Криком Мороз отвлек внимание фашистов, и Павлик побежал. Но попытка оказалась неудачной: беглеца подстрелили. Однако сочли его мертвым и сбросили в талую воду.

Там его и подобрала ночью та самая бабка, у которой квартировал Мороз. Бабка повезла мальчика к отцу — тому самому, что когда-то безжалостно стегал его ремнем. Отец привез из города доктора, лечил, прятал, сам натерпелся, а сына вынянчил.

Шестерых смертников продержали еще несколько дней, а в воскресенье, как раз на первый день Пасхи, повесили.Из семерых чудом уцелел один Миклашевич. Но болел постоянно: грудь прострелена навылет, да еще столько времени в талой воде пролежал. Начался туберкулез.

А потом неожиданно прихватило сердце — и умер не старый еще человек.И вот после похорон его разгораются споры: совершил Мороз подвиг или нет? Убил ли он хоть одного немца?«Он сделал больше,.чем если бы убил сто. Он жизнь положил на плаху. Сам. Добровольно».

Учитель — за своих учеников.

Источник: http://lit-helper.com/p_Kratkoe_soderjanie_Obelisk_Bikova_V_V

нужен пересказ «Обелиск» Быкова. Срочно!

нужен пересказ “Обелиск” Быкова. Срочно!

  1. А. Терновский
  2. 1. Вот уже более двух десятилетий почти каждая новая повесть белорусского прозаика Василя Быкова (а пишет он, если не считать ранних рассказов, исключительно в жанре повести) , увидев свет, сразу же приковывает к себе неравнодушное читательское внимание и занимает достойное место в нашей столь сегодня богатой талантливыми произведениями многонациональной литературе. У творческого поиска этого автора есть ясно видимая закономерность: очередная его повесть при всей своей самостоятельности, полноте и законченности является в то же время в какой-то степени продолжением предыдущих его книг. Быков от повести к повести возвращается к волнующим его мыслям, развивая их и углубляя, и придвигаясь, таким образом, все дальше и дальше в решении центральной для всего его творчества проблемы проблемы героизма. Такова его последняя повесть партизанского цикла Обелиск, написанная в 1972 году. 2. Что же послужило написанием этого произведения? Василь Владимирович Быков стал участником войны в восемнадцать лет. Было военное училище, был фронт. Сначала пехота, потом истребительная противотанковая артиллерия. Он все испытал, что положено было испытать бойцу: был ранен, был без вести пропавшим, даже имя его осталось на одной из братских могил тех лет. Поэтому во всесоюзном поиске, который ведется по разным направлениям, в том числе и литературном, есть своя тропа и у писателя Василия Быкова. Она-то и привела его к обелиску, на котором значились пять именподростков, погибших во время войны, а через годы и годы появилось еще одноимя – их учителя Алеся Ивановича Мороза. В Обелиске на первое место выступает глубинное исследованиевнутренних мотивов и побудительных начал героизма, его нравственно философское осмысление. Именно эта повесть наглядно показала всем, ктовнимательно следил за становлением писателя, как зреет и развивается еготалант, как все глубже и глубже идет его творческая вспашка. 2 У Василя Быкова были и большие и меньшие неудачи, некоторые егоповести вызывали горячие споры в критике. Но то, что в преддверии 30-летияПобеды над фашистской Германией, в 1974г. , за повести Обелиск и Дожитьдо рассвета В. Быков был удостоен Государственной премии СССР, -свидетельствовало заслуженного или подлинно народного признания.1. В основу повести Обелиск положена особая сюжетная и нравственная ситуация. Находящийся в партизанском отряде учитель Мороз, учеников которого, совершивших покушение на немцев и полицаев, пытают в полиции, добровольно идет к немцам. Идет, несмотря на то, что все его отговариваю, считая его поступок ненужной жертвой, идет, хотя твердо знает, что фашисты не выполнят своего обещания выпустить ребят, идет, потому что прекрасно понимает, что иначе в данной ситуации нельзя.Не надо было, учитель , – говорит пришедшему в Сельцо Морозу один изжителей, старик Бахан. А тот одно только слово в ответ: Надо . Вот такая, браток, история, заканчивает свой рассказ пенсионер Ткачук,приходивший на похороны одного из бывших учеников Мороза, тоже ставшегоучителем, Миклашевича, единственного из всех, кто тогда чудом избежалрасстрела. Да, невеселая история – сказал я. Невеселая что! Героическаяистория? Так я понимаю! . Именно героическим считает Быков поступок Мороза, утверждая это мнениевсем содержанием повести. Героическим потому, что не спрятался учитель отнемцев, распустивших по селу слух, что так поступают Советы: чужими рукамивоюют, детей на заклание обрекают, не оставил учеников в решительнуюминуту, облегчил их незавидную судьбу. Кроме того, самопожертвованиеМороза, как и вся его безупречная жизнь, прошедшая на глазах у односельчан,это еще и пример для всех людей пример человечности и духовной стойкости.Недаром Миклашевич становится, как и Мороз, учителем. И долгие годы после

    смерти своего наставника бь

  3. Основные персонажиРассказчик, имя которого не называется. Алесь Иванович Мороз сельский учитель, погибший во время Второй мировой войны.

    Тимофей Титович Ткачук бывший учитель и партизан, на пенсии.

    Сюжет
    Повесть построена по схеме рассказ в рассказе . Герой повести приезжает на похороны сельского учителя Павла Миклашевича, с которым был шапочно знаком.

    Миклашевича очень любили дети, да и все жители вспоминают с большим уважением: Хороший был коммунист, передовой учитель , Пусть его жизнь послужит для нас примером .

    Однако на поминках выступает бывший учитель Ткачук, который требует вспомнить про некоего Мороза и не находит одобрения. По дороге домой главный герой распрашивает Ткачука о Морозе, пытаясь понять, какое отношение тот имеет к Миклашевичу.

    Ткачук рассказывает, что Алесь Иванович Мороз был обыкновенным учителем. Среди его многочисленных учеников оказался и Миклашевич.

    Мороз заботился о ребятах так, как будто они были его собственными детьми: провожал домой поздно вечером, заступался перед начальством, старался по мере сил пополнить школьную библиотеку, занимался самодеятельностью, двум девочкам купил ботинки, чтобы они зимой могли ходить в школу, а Миклашевича, боявшегося отца, поселил у себя дома. Мороз говорил, что старается сделать ребят настоящими людьми.

    Во время Второй мировой войны территорию Белоруссии оккупировали немецкие войска, и Ткачук вступил в партизанский отряд. Мороз же остался с детьми, секретно помогая партизанам, пока один из сельчан, ставший полицаем, не начал что-то подозревать и устроил в школе обыск и допрос.

    Обыск результатов не дал, но преданные Морозу ребята решили отомстить. Небольшая группа, включая включая самого Миклашевича, которому тогда было 15 лет, подпилила опоры у моста, где должна была проезжать машина того полицая. В конечно итоге, мальчишки оказываются в плену у немцев, только Морозу удается бежать и найти укрытие у партизан.

    Однако он добровольно уходит к ребятам, чтобы поддержать учеников в тюрьме. Когда их ведут на расстрел, Морозу удается организовать побег только Миклашевича. Ткачук рассказывают, что в честь детей поставили обелиск, а вот действия Мороза не считаются подвигом он же не убил никого из немцев (наоборот, записан как сдавшийся в плен) .

    Всю жизнь выживший Миклашевич потратил на то, чтобы имя Мороза было запечатлено на обелиске.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов каверина за 2 минуты

Источник: http://info-4all.ru/obrazovanie/literatura/nuzhen-pereskaz-obelisk-bikova-srochno/

Василь Быков “Обелиск” – какое краткое содержание, кто главные герои?

Однажды осенью журналист из районного издания узнал о смерти учителя Миклашевича, который жил в селе Сельцо. Тому было всего тридцать шесть лет. Ужасное чувство вины обрушилось на газетчика и он принял решение ехать туда. Водитель проезжавшего мимо грузовика взял нашего попутчика.

На одной из учительских конференций Миклашевич обратился к журналисту за помощью. В военное время он был связан с партизанами, а пять его одноклассников убили немцы. Благодаря стараниям мужчины в их честь установили памятник. И ему нужна была какая-то помощь в одном сложном деле. Газетчик пообещал, что поможет – не успел.

За поворотом стал виден обелиск. Журналист вышел и побрел к зданию школы. Тут приехал зоотехник с ящиком водки и показал, где поминают. Газетчик присел с пожилым человеком с орденской планкой. Тем временем принесли пару бутылок и наступило заметное оживление. Слово предоставили заведующему районо Ксендзову.

Начальник стал поднимать стакан и рассказывать, какой покойный был активный общественный деятель и верный коммунист. Далее он начал говорить о великолепных успехах советского народа в экономических, научных, культурных областях…

Но Ксендзова резко прервал ветеран. – К чему говоришь про успехи?! Человек умер! Пьем тут, а Мороза никто и не вспоминает, хотя его имя должен бы знать каждый, – возмущался старик.

Окружающие понимали, о чем речь, а вот для журналиста все оставалось загадкой. Он узнал, что ветеран – это бывший учитель Ткачук Тимофей Титович.

Старик стал уходить. Журналист пошел следом. Ткачук присел на листву, а газетчик направился к обелиску. Сделан он был из бетона и огражден штакетником. Выглядело сооружение скромно, но было ухожено. На табличке из металла было дописано белой краской еще одно имя – Мороз А. И.

К дороге приблизился ветеран и предложил добираться вместе. Журналист стал интересоваться, давно ли тот знал Миклашевича. Оказалось, с детства. Он считал его хорошим человеком и отличным преподавателем, – ребята очень любили. Когда покойный был маленьким, то и сам бегал за Морозом. Газетчик не знал о Морозе и ветеран поведал ему одну историю.

Осенью в 1939 году была воссоединена Западная Белоруссия и Белорусская ССР. Ткачука отправили на запад для организации школ и колхозов. Молодой Тимофей заведовал районо и преподавал в школах.

В усадьбе Сельцо Мороз для ребят открыл школу. С ним работала полька Подгайская, которая не говорила по-русски, немного знала белорусский.

Женщина жаловалась на методы морозовского воспитания, Ткачук ездил с проверкой.

Во дворе школы было полно детей. Они трудились – упало большое дерево, теперь его распиливали. С дровами было сложно, другие школы жаловались Ткачуку на нехватку топлива, а тут инициативу взяли в свои руки. Молодой парень направился к руководителю. Он хромал, что-то было с ногой. Алесь Иванович Мороз, – представился незнакомец.

Преподаватель родился в Могилевщине. После учебы пять лет преподавал. Проблемы с ногой – с рождения. Мужчина сказал, что дети раньше посещали польскую школу и освоить белорусскую программу пока не просто. Учитель мечтал, чтобы ребята выросли достойными людьми и пытался служить примером.

В январе 1941 года Тимофей Титович заехал в школу погреться. Дверь отворилась и он увидел мальчика лет 10-ти. Юноша сообщил, что учитель ушел проводить сестер. Вскоре прибыл замерзший Мороз.

Он пояснил, что раньше их провожал Коля Бородич, но сегодня он не появился и пришлось ему. Мать девочек в школу не пускала – не было обуви, тогда Алесь Иванович купил каждой ботинки.

Юношу, что открыл дверь, Мороз оставил в школе, потому что дома его избивал отец. Это и был Миклашевич Павлик.

Вскоре местный прокурор Сивак сказал отдать Миклашевича отцу. Мороз отправил парня с родителем. Тот повел Павла и стал бить ремнем по дороге. Алесь Иванович выскочил и выхватил у Миклашевича-старшего ремень, мужчины чуть не затеяли драку. Вскоре пошли судебные разбирательства и преподаватель смог добиться, чтобы Павлика отдали в детдом. Но Мороз это решение выполнять не собирался..

Война изменила все. Шло немецкое наступление, советских же войск не видели.

К концу третьего дня фашисты были уже в селе. Ткачук и другие думали, что немцев скоро выгонят. Четырехлетней войны не ожидали… Было много предателей из местных.

Учителя примкнули к отряду казака Селезнева, позже добавился Сивак. Начали рыть окопы и готовиться к холодам. Было решено налаживать связи с местными селами и своими людьми. Селезнев отправил бойцов за информацией.

Сивак вместе с Ткачуком зашли в Сельцо. Друг прокурора стал полицаем, а Мороз преподавал и дальше. Руководитель районо от Алеся такого не ожидал! Сивак все нудел, что зря его не репрессировали тогда..

Ночь. Ткачук встретился с Алесем, а Сивак ждал на улице. Мороз объяснил, что маскируется и не для того в ребят душу вкладывал, чтобы оккупанты их захватили. Вместе друзья приняли решение, что преподаватель будет докладывать партизанам о происходящем в селе.

Мороз активно помогал. Он тайно слушал приемник и записывал военные сводки, распространяя их по селу и передавая партизанам. Зимой наши сидели в укрытиях: холод, еды мало – лишь почта поднимала настроение.

Поначалу все было нормально. Фашисты и полицаи Алеся не трогали. Но однажды его заподозрили..

Полицай Лавченя, которого прозвали Каином прислуживал немцам. Раньше был обычным юношей, но на войне сразу переметнулся на вражью сторону. И вел себя также – убивал, грабил, насиловал. Как-то полиция ворвалась в здание школы. Обыскали книги, портфели и стали допрашивать Мороза.

Читайте также:  Краткое содержание паустовский заячьи лапы точный пересказ сюжета за 5 минут

Бородич задумал Каина убить, но Алесь Иванович запретил.

Миклашевичу Павлу было 15 лет. Николай Бородич был старше всех, ему шел девятнадцатый год. В этой группе были еще Остап и Тимур Кожаны, однофамильцы Андрюша Смурный и Коля Смурный – всего шесть. Младшему Коле было 13 лет. И вот друзья придумали как обезвредить Каина.

Каин часто бывал у отца, где развлекался и пил с немцами или коллегами. Все произошло неожиданно. Пришла весна, стал сходить снег. Тимофей Титович был назначен комиссаром. Однажды часовой привел неизвестного храмого. Это был Алесь. Учитель присел и сказал, что ребят схватили.

Выяснилось, что Бородич подговорил других. Ночью хлопцы подпилили столбы у мостика, рассчитывая, что машина Каина угодит в овраг. Смурный и старший товарищ наблюдали в кустах, другие ушли. Автомобиль Каина, в котором помимо него были пассажиры и скот на мосту упал под мост. Но все, кроме немца уцелели и быстро выбрались наружу.

Парни побежали в село, но их заметили. Вскоре все Сельцо знало об этом. Мороз искал Бородича, но парень исчез. Тогда Павел Миклашевич все рассказал преподавателю. Ночью полицай пришел к Алесю и сказал, что ребят поймали, а он – следующий.

Главные герои: Рассказчик, имя которого не называется.

Алесь Иванович Мороз — сельский учитель, повешенный немцами в ходе оккупации Белоруссии.

Тимофей Титович Ткачук — бывший учитель, заведующий районо и партизан, пенсионер.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2705327-vasil-bykov-obelisk-kakoe-kratkoe-soderzhanie-kto-glavnye-geroi.html

Пересказ повести Быкова «Обелиск»

Огромный интерес представляет творчество известного белорусского писателя Василя Быкова. Большое количество повестей, рассказов было посвящено Великой Отечественной войне, героизму и мужеству наших людей. Расцвет творчества писателя пришелся на шестидесятые—семидесятые годы.

Именно в то время увидели свет такие крупные произведения автора, как «Сотников», «Дожить до рассвета», «Волчья стая» и другие. События Великой Отечественной войны с течением времени не теряют своего значения.

Не случайно писатели и поэты, публицисты и драматурги вновь и вновь возвращаются к этой теме.

В разные периоды истории нашего Отечества она раскрывалась по-разному. Для литературных произведений первых военных лет было характерно стремление писателей к эпическому охвату и осмыслению действительности.

В художественной литературе послевоенных десятилетий на первый план выступают темы пережитого во время войны и переосмысления событий тех лет. Именно к этому периоду относится и творчество В. Быкова.

Несмотря на то что большинство его повестей посвящены теме войны, они значительно отличаются от произведений других авторов, писавших об этом времени.

Писателя в первую очередь интересуют не столько эпизоды войны, сколько психология героев, а также мотивы, определяющие их поступки. Нравственная проблема в творчестве В.

Быкова служит как бы «вторым оборотом» ключа, открывающего дверь в произведение.

«Первый же его оборот» позволяет нам войти в мир героев и оказаться свидетелями тех событий, которые происходят с ними в эти трагические военные дни. Другой отличительной чертой произведений В.

Быкова является то, что герои писателя, попадая в необычные ситуации, раскрываются с совершенно неожиданной стороны. Вот как сказал один из героев В. Быкова: «Вот что значат условия. Наверное, в одних условиях раскрывается одна часть характера, а в других — другая. Поэтому у каждого времени свои герои».

Наиболее ярко это проявляется в непростых условиях войны.

В своей повести «Сотников» писатель показывает, как очень сильный физически и на первый взгляд идейный парень на самом деле, попадая в сложную обстановку, оказывается трусом и негодяем, а внешне слабый и мягкий по характеру Сотников — духовно сильным и честным человеком.

Но в наибольшей степени проблема нравственного выбора отражена в повести В. Быкова «Обелиск», в которой автор рассказывает о непростой, трагической судьбе обыкновенного сельского учителя Алеся Ивановича Мороза. В сердцах своих односельчан он навсегда остается истинным героем, хотя официально таковым и не был признан.

И уже по прошествии многих лет после войны один из молодых чиновников утверждает, что поступок учителя нельзя назвать подвигом.

Впервые об Алесе Ивановиче мы узнаем из рассказа Тка-чука, присутствующего на похоронах учителя, Павла Микла-шевича, который всю свою жизнь посвятил тому, чтобы поступок Мороза все же был оценен как подвиг, а его имя внесено в список героев, в память которых в селе был поставлен обелиск.

Алесь Иванович дарил свою любовь и заботу ученикам, которые за долгие годы общения стали ему родными. Одних он провожал поздним вечером домой, других защищал от гнева родителей, брал на себя вину детей, совершивших неблаговидные поступки, считая, что это его недосмотр как педагога.

Но главное, Мороз не пытался сделать из своих учеников «отличников учебы и послушных зубрил», прежде всего, он старался помочь стать им настоящими людьми. И все дальнейшие события подтвердили правильность этого выбора.

В повести есть прекрасные строки о сельских учителях, и нельзя не отметить, с какой достоверностью рассказывает автор об их огромной роли в духовном развитии народа. «Мороз был одним из них, кто сделал для людей много, подчас на свой страх и риск, невзирая на трудности и неудачи».

Таким был Алесь Иванович в мирное время. Когда же началась война, он не покинул родные места, не уехал скоропалительно в Минск вместе с райкомовцами, а добился разрешения у немецких властей продолжать работу в школе.

Мороз считал, что «не для того он очеловечивал этих ребят, чтобы их потом расчеловечили».

В отличие от тех, кто претерпел превращение из помощника прокурора в полицая, а из хозяйственного колхозника в яростного ненавистника Советской власти, Алесь Иванович остался самим собой, остался учителем, помогал партизанам. Но поистине суровые испытания выпадают на долю ребят, беззаветно преданных своему наставнику.

Пытаясь спасти от ареста Мороза, ребята оказываются в плену у немцев. Но даже под пытками фашистов, которым подвергаются ребята, никто из них не говорит об Алесе Ивановиче. Добровольная сдача Мороза немцам может быть расценена разными читателями по-разному.

Я же полагаю, что этот поступок Алеся Ивановича был сообразован не с отвлеченными правилами поведения, а с требованиями его личной совести, с его пониманием своего человеческого и учительского дома: он не мог предать своих учеников, не мог бросить их одних в предсмертный час.

И до последнего момента Мороз оставался благородным человеком, не считая себя героем.

Он старался подбодрить, успокоить ребят. К счастью, перед казнью одному из мальчиков удалось бежать, он был тяжело ранен, но смог выжить, а через много лет продолжил дело своего учителя.

Алесь Иванович Мороз встретил смерть вместе со своими детьми, как Янош Корчак, польский учитель, который пошел в газовую камеру вместе с учениками. Автор нигде не упоминает этого имени, но аналогия возникает сама собой. В.

Быков обращается к вечным, «нетленным» темам.

Идея доброты и самопожертвования всегда тревожила умы и сердца самых выдающихся русских писателей. Мы находим ее в раздумьях Болконского и Безухова, Раскольникова и князя Мыш-кина о жизни и смерти, о человеческом долге и гуманизме, в спорах Иешуа и Пилата об истинных человеческих ценностях.

Как и многие другие произведения писателя, повесть «Обелиск» производит большое впечатление, заставляет о многом задуматься. Я полагаю, что благородный человек, даже если он физически слаб (ведь Мороз был почти калекой), в одиночку способен совершить героический поступок, пойти на самопожертвование ради спасения еще более слабых и беззащитных.

Таким образом, рассказывая в своей повести о жизни и героическом поступке своего героя, В.

Быков пытался ответить на главный вопрос: как среди ужасов войны людям удается сберечь в себе истинно человеческое: доброту, любовь, сострадание, готовность принять смерть за своих близких.

И в этом плане главная мысль «Обелиска» выходит далеко за рамки описания событий войны и соприкасается с лучшими традициями отечественной литературы — поиском нравственных истин, к которым постоянно обращались в своих произведениях такие писатели, как Л. Толстой, Ф. Достоевский, М.

Булгаков и многие другие. Обелиски…

Обелиски… Много их на моей родной земле. Для меня они — символ величия духа павших и нравственной чистоты живущих. Проходят десятилетия, но идеи самопожертвования во имя Родины живут. Они живы в тех стариках, которые молодыми прошли войну, в «детях войны», которые вырастили новое поколение с идеалами преданности Отечеству.

Источник: http://www.nitpa.org/pereskaz-povesti-bykova-obelisk/

“Обелиск”: анализ. Быкова “Обелиск”: краткое содержание

“Обелиск” – это повесть, которую создал Василь Быков. Она была написана им в 1971 году. В этой статье мы опишем краткое содержание произведения, проведем его анализ.

Быкова (“Обелиск”, “Сотников”, “Дожить до рассвета”, “Знак беды”, “Третья ракета” – все это его произведения) по праву считают одним из лучших авторов, писавших о Великой Отечественной войне. В статье мы сначала опишем краткое содержание повести.

После этого проведем ее анализ. Быкова (“Обелиск” и “Дожить до рассвета”) в 1974 году наградили Государственной премией СССР.

Начало событий повести

Журналист узнал однажды осенью о смерти Миклашевича, учителя, жившего в селе Сельцо. Покойному было лишь 36 лет. На газетчика обрушилось чувство вины, и он решил отправиться в Сельцо. Попутчика взял водитель грузовика, проезжавшего мимо. Так начинается повесть, которую создал Василий Быков, – “Обелиск”.

Миклашевич на одной из конференций обратился за помощью к журналисту. Этот герой был связан в военное время с партизанами. Немцы убили пятерых его одноклассников. В их честь благодаря стараниям учителя установили памятник. Газетчик пообещал Миклашевичу помочь в одном деле, но не успел, что отмечает Василий Быков.

Обелиск показался за поворотом. Журналист вышел и направился к школе. Здесь находился зоотехник, который указал, где поминают. Прибывший присел. Принесли пару бутылок, наступило оживление. Ксендзову, заведующему районо, предоставили слово.

Тот рассказал, что покойный был верным коммунистом и активным общественным деятелем. Затем он стал распространяться об успехах советского народа в культурных, научных, экономических областях, но его прервал ветеран. Старик возмущался, что Мороза на поминках никто не вспоминает. Журналист узнал, что ветеран этот – Тимофей Титович Ткачук, бывший учитель.

Читайте также:  Краткое содержание лондон мексиканец точный пересказ сюжета за 5 минут

Обелиск у села Сельцо

Продолжаем описывать краткое содержание произведения, которое создал Быков. “Обелиск” (анализ которого мы проведем позже) повествует о следующих событиях.

Когда Ткачук уходил, газетчик отправился следом. Ткачук сел на листву, а журналист пошел к обелиску, сделанному из бетона. Сооружение выглядело скромно, однако оно было ухожено. Белой краской на табличке было дописано еще одно имя – А.И. Мороз.

Ветеран приблизился к дороге и предложил вместе добираться. Он рассказал, что с детства знал Миклашевича, считал его отличным преподавателем и хорошим человеком. Очень любили его и ребята. Когда покойный был еще ребенком, он бегал за Морозом. Ветеран поведал журналисту следующую историю.

Мороз – школьный учитель

Белорусская ССР и Западная Белоруссия были воссоединены в 1939 году, осенью. На запад отправили Ткачука для организации колхозов и школ. Тимофей преподавал и заведовал районо. Мороз открыл в усадьбе Сельцо школу. Здесь работала Подгайская – полька, которая знала немного белорусский, но по-русски не говорила. Она жаловалась на методы воспитания Мороза, Ткачук ездил с проверкой.

Дети трудились во дворе школы: упало дерево, и они его распиливали. Было сложно с дровами. Другие школы Ткачуку жаловались на недостаток топлива, а здесь взяли инициативу в свои руки. К руководителю направился Алесь Иванович Мороз. Он хромал.

Родился преподаватель в Могилевщине. Проблемы с ногой были у него с рождения. Алесь Иванович сказал, что раньше дети ходили в польскую школу, и им непросто было освоить белорусскую программу. Мороз мечтал сделать из них достойных людей.

Мороз заботится об учениках

Тимофей Титович заехал в 1941 году, в январе, погреться в школу. Он увидел мальчика лет десяти. Тот сказал, что учитель отправился проводить сестер. Замерзший Мороз вскоре прибыл.

Он сообщил, что раньше Коля Бородич их провожал, но пришлось ему, так как Коля не появился. Мать девочек не пускала их в школу: не было обуви. Алесь Иванович поэтому купил им ботинки.

Мороз оставил мальчика, который встретил Тимофея Титовича, в школе, так как его избивал дома отец. Звали его Павлик Миклашевич.

Сивак, местный прокурор, сказал отдать отцу ребенка. Морозу пришлось подчиниться. Родитель по дороге бил Павла ремнем. Тогда Алесь Иванович выхватил у отца ремень, и мужчины едва не затеяли драку. Последовали судебные разбирательства. Учителю удалось добиться, чтобы мальчика отдали в детдом. Однако выполнять это решение Мороз не собирался.

Согласитесь, что образ доброго и самоотверженного учителя создал Быков. “Обелиск”, анализ которого во многом строится на личности этого человека, – произведение, в котором главным героем является именно Алесь Мороз.

Начало войны

Война все изменила. Шло наступление немцев, а русских было не видать. Фашисты вскоре появились в селе. Все ожидали, что их прогонят быстро. Не думал никто, что будет четырехлетняя война…

Из местных много было предателей. Обо всем этом не зря упоминает Быков. “Обелиск” (анализ произведения приведен далее) – повесть, основанная на впечатлениях самого автора, который участвовал в войне.

Фото Быкова представлено ниже.

Учителя примкнули к отряду Селезнева, казака, сюда позже добавился и Сивак. Начали готовиться к холодам, рыть окопы. Решено было наладить связи со своими людьми и местными селами. Бойцов на разведку отправил Селезнев.

В Сельцо зашли Ткачук и Сивак. Полицаем стал друг прокурора, а Мороз продолжал преподавать. От Алеся не ожидал такого руководитель районо! Сивак говорил, что его тогда не зря репрессировали…

Помощь Мороза в военные годы

Ночь. С Алесем встретился Ткачук, на улице ждал Сивак. Мороз сообщил, что маскируется и не хочет, чтобы оккупанты захватили ребят. Они решили, что учитель будет докладывать о происходящем в селе партизанам.

Активно помогал Мороз. Он записывал военные сводки из приемника, передавая их партизанам. Наши сидели зимой в укрытиях: еды мало, холод. Только почта поднимала настроение.

Обыск в школе

Сначала полицаи и фашисты не трогали Алеся. Но однажды все изменилось. Лавченя, полицай по прозвищу Каин, прислуживал фашистам. Он был обычным юношей раньше, однако сразу переметнулся на войне на сторону врага. Лавченя насиловал, грабил, убивал. Полиция однажды ворвалась в школу. Обыскали портфели, книги, начали допрашивать Мороза.

Ребята решают убить полицая

Бородич захотел убить Каина, однако Алесь это запретил. Павлу Миклашевичу исполнилось тогда 15 лет. Старше всех был Николай Бородич (18 лет). Были в этой же группе Тимка и Остап Кожаны, а также Коля и Андрюша Смурные (однофамильцы) – всего 6 ребят. Коле, младшему, было 13 лет. Они придумали, как обезвредить этого полицая.

Роковой поступок

Часто бывал Каин у отца, где пил и развлекался с коллегами или немцами. Пришла весна. Комиссаром был назначен Тимофей Титович. Часовой однажды привел Алеся. Он присел и сообщил, что схватили ребят.

Оказалось, что остальных подговорил Бородич. Следующий роковой поступок описывает Быков (“Обелиск”). Анализируя произведение, можно сказать, что это кульминация действия, после которой наступает развязка.

Хлопцы ночью подпилили у мостика столбы для того, чтобы машина Каина попала в овраг. Старший товарищ и Смурный наблюдали в кустах, остальные ушли. Под мост попал автомобиль Каина.

Однако, кроме немца, все остальные пассажиры уцелели и быстро выбрались наружу.

Парни направились в село, но их заметили. Павел Миклашевич сообщил обо всем преподавателю. Полицай пришел ночью к Алесю и сказал, что ребят схватили, а он следующий.

Прибыла связная Ульяна, которая приходила лишь в крайних случаях. Немцы грозились повесить ребят, требовали выдачи Мороза. Алесь вызывался идти. Ткачук и казак стали кричать, что ребят не отпустят, убьют и Алеся. О дальнейших событиях узнали от Гусака, а затем и от Миклашевича.

Мороз приходит к немцам

Ребят держали в амбаре, ожидая Мороза. Сначала дети не признавались. Но Бородич во время пыток взял на себя вину, признавшись во всем. Он думал, что остальных отпустят. Алеся Ивановича затащили в хату. Услышав его голос, ребятня пала духом.

Никто не ожидал, что Мороз явится сам. Всех семерых вечером вывели на улицу. Ваня Кожан, старший брат близнецов, вышел вперед и спросил у немца, почему не отпускают ребят, ведь нужен был, по словам фашистов, лишь преподаватель.

Парня ударил по зубам немец, Иван стукнул его ногой. Убили мальчишку.

Судьба ребят

Сопровождали пленников 7 полицаев и 4 немца. Мороз прошептал у моста Павлу, чтобы тот бежал к кустам, когда он крикнет. Виднелся лес. Вдруг громко вскрикнул Алесь Иванович и посмотрел налево, будто увидев кого-то. Оглянулись все, даже Миклашевич, но потом он все понял и побежал. В него стреляли, после чего кинули в воду. Мороза сильно побили, и он уже не вставал.

Мальчишку ночью нашли. Других увезли и 5 дней издевались. Всех повесили в первый день Пасхи.

Бумаги, обнаруженные в 1944 году

Полицейские и гестаповские бумаги нашли в 1944 году. Был среди них и рапорт Каина об Алесе Морозе. Сообщалось, что Каин захватил главаря банды партизан. Это вранье всем было выгодно – и полицаю, и немцам. Отчет о потерях требовали у Селезнева. Тот написал, что учитель попал в плен. Вот на него собралось два документа, которые было нереально опровергнуть. Однако это удалось Миклашевичу.

Очень болел Павел, ежегодно лечился. У него была прострелена грудь насквозь, начался туберкулез. Вылечить легкие удалось, однако сердце остановилось.

Спор о поступке Алеся

На этом заканчивается рассказ о Морозе. Автомобиль Ксендзова ехал мимо. Он согласился взять с собой попутчиков.

Начался спор, в котором начальник районо (Ксендзов) говорил, что Алесь не герой, поскольку не убивал немцев и не спас детей. Лишь случайно в живых остался Миклашевич.

Ветеран стал доказывать ему обратное, так как Мороз отдал жизнь за ребят. Конечно же, этот поступок расценивает как героический и сам автор, Василь Быков.

“Обелиск”: анализ произведения

Рассмотрим несколько подробнее произведение. Для этого проведем его анализ. Быкова “Обелиск” звучит как реквием по неизвестным героям войны. Повесть стала посвященным им литературным обелиском.

Однако содержание не исчерпывается этим обращением к истории. В чем можно убедиться, проведя анализ произведения “Обелиск” (Василь Быков).

Читатель в нем может рассмотреть судьбы тех, кто выжил на войне и кто погиб в эти годы.

Атмосферой раздумья пронизана повесть, как показывает анализ. Быкова “Обелиск” – не единственное произведение, в котором ощущается эта атмосфера. Она характерна для всего творчества Василя Владимировича.

Эта атмосфера нужна для того, чтобы настроить восприятие читателя на осознание нравственного смысла подвига.

Быков строг к себе самому и своему поколению, поскольку для него подвиг войны – основная мера, по которой оценивается человек.

В повести наметил пути трех поколений Василь Быков. “Обелиск” (анализ которого мы проводим) – произведение, в котором они представлены следующими героями: Витькой, Миклашевичем и Морозом. Каждое из трех поколений идет достойно по героическому пути, не всегда признаваемому всеми.

Проводя анализ повести “Обелиск” Быкова, следует выделить и проблемы, которые поднимает в произведении писатель. Автор заставляет читателя задуматься над смыслом подвига и героизма, непохожего на обычный, вникнуть в нравственные истоки поступков.

Перед представителями трех поколений стоял выбор: поступать так или нет? Их не устраивала при этом возможность формального оправдания. Герои действовали, руководствуясь совестью. Спор, ведущийся в “Обелиске”, помогает понять преемственность истинной доброты, самоотверженности, героизма.

Ксендзов, скорее всего, предпочел бы, оказавшись в похожей ситуации, устраниться. Это любитель поучать и порицать, не способный на самопожертвование, в произведении “Обелиск” (Быков).

Анализ (проблемы повести, герои произведения и другие моменты) вы можете продолжить, включив цитаты из текста и добавив собственные размышления.

Источник: http://fjord12.ru/article/180874/obelisk-analiz-byikova-obelisk-kratkoe-soderjanie

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector