Краткое содержание опера князь игорь бородина точный пересказ сюжета за 5 минут

Опера «Князь Игорь»: краткое содержание, сюжет и драматургия

Краткое содержание опера Князь Игорь Бородина точный пересказ сюжета за 5 минут

Князь Игорь — опера в четырёх действиях с прологом, написанная и составленная Александром Бородиным. Композитор адаптировал либретто древнерусского эпоса «Слово о полку Игореве», в котором рассказывается о кампании князя Руси Игоря Святославовича против вторгшихся куманских («половецких») племён в 1185 году.

Он также включил материал, составленный из двух средневековых киевских летописей. Опера была оставлена незавершённой после смерти композитора в 1887 году и была отредактирована и дополнена Николаем Римским-Корсаковым и Александром Глазуновым. Она была впервые показана в Санкт-Петербурге, в 1890 году.

Содержание оперы “Князь Игорь”

Действующие лица:

  • Князь Игорь.
  • Ярославна, его жена.
  • Владимир Игоревич, сын.
  • Князь Галицкий, брат Ярославны.
  • Кончак, половецкий хан.
  • Кончаковна, его дочь.
  • Гзак, половецкий хан.
  • Овлур, крещёный половчанин.
  • Ерошка, гудошник.
  • Скула, гудошник.
  • Половецкая девушка.

Русские люди:

  • бояре;
  • дружинники;
  • девушки;
  • народ.

Половцы:

  • половецкие ханы;
  • подруги Кончаковны;
  • рабыни;
  • половецкие охранники.

Пролог

Площадь в Путивле. Князь Игорь собирается отправиться в поход против куманов / половцев и их ханов, которые ранее напали на русские земли. Народ поёт хвалу. (Припев: «Слава прекрасному солнцу»). Солнечное затмение оказывает на всех общий ужас. Двое гудошников Скула и Ерошка уверены, что князь Галицкий предложит им работу по их вкусу.

Хотя Ярославна, жена Игоря, считает затмение плохим предзнаменованием, Игорь настаивает на том, что честь требует, чтобы он пошёл на войну. Он оставляет её на попечении её брата, князя Галицкого, благодарного Игорю за то, что он укрыл его после того, как Галицкого изгнали из собственного дома его отец и братья.

Действие 1

Сцена 1: Владимир Галицкий в Путивле. Последователи Галицкого воспевают его. Скула и Ерошка теперь работают у них в качестве музыкантов.

Они развлекают последователей, и все поют о том, как Галицкий и его люди похитили молодую женщину, и как она умоляла вернуть её к отцу, не будучи обесчещенной.

Галицкий поёт о том, как если бы он был князем Путивля, он весь день пил и пировал, распределяя суд, и у него были самые прекрасные девушки с ним всю ночь (Песнь Галицкого). Казна будет тратиться на себя и на его людей, пока его сестра будет молиться в монастыре.

Группа молодых женщин просит Галицкого вернуть похищенную девушку. Он угрожает им и прогоняет, говоря, что она теперь живёт в роскоши и не должна работать. Галицкий возвращается в свои комнаты, отправив вино для своих последователей. Шуты и последователи Галицкого издеваются над женщинами.

Они задаются вопросом, что может случиться, если Ярославна услышит о бесчинствах Галицкого. Но потом осознают, что княгиня беспомощна, так как все её люди отправились на войну.

Приспешники Галицкого поют о том, как все они пьяны и поддерживаются Галицким. Мужчины решают отправиться на городскую площадь, чтобы объявить Галицкого князем Путивля, оставив двух пьяных музыкантов.

Сцена 2: Комната в Ярославском дворце. Ярославна беспокоится о том, почему нет вестей от Игоря и его спутников (ария Ярославны). Она поёт про слезы ночью и ночные кошмары и вспоминает, когда она была счастлива с Игорем.

Княгиня принимает молодых женщин, которые говорят Ярославне об их похищенной подруге.

Сначала они неохотно раскрывают виновника, но, в конце концов, называют Галицкого и говорят о том, как он и его пьяные последователи создают проблемы в Путивле.

Входит Галицкий, и женщины убегают. Ярославна расспрашивает его об истине, но он издевается над ней, говоря, что она должна относиться к нему как к гостю в её доме. Княгиня угрожает ему тем, что сделает Игорь по возвращении, но Галицкий грозится захватить трон всякий раз, когда захочет.

Ярославна обвиняет его в повторении предательства, которое он совершил против своего отца, но он отвечает, что он только шутит и спрашивает, есть ли у неё любовник, теперь, когда её муж ушёл. Она угрожает ему отправить его обратно отцу. Галицкий отвечает, что вернёт девушку, но возьмёт другую и уйдёт.

Совет бояр прибывает, чтобы сообщить Ярославне, что половцы собираются атаковать Путивль. Армия Игоря была полностью разбита, а он был ранен и схвачен вместе со своим сыном и братом.

После мгновенной слабости Ярославна приказывает посланникам позвать союзников города, но бояре сообщают, что дороги отрезаны, некоторые города восстают, и их князья были схвачены. Бояре говорят, что они организуют защиту, но Галицкий возвращается со своими последователями, чтобы потребовать выборов нового князя.

Его свита говорит, что это должен быть он, поскольку он брат Ярославны и шурин князя. Бояре отказываются. Спор прерван видом пламени и плачущих женщин. Некоторые бояре бегут; некоторые присоединяются к битве, другие охраняют принцессу. Они называют атаку половцев Божьим судом.

Действие 2

Вечер в половецком лагере Половецкие девушки поют, сравнивая любовь с цветком, который парит в пылу дня и оживляется ночью. Они танцуют (Танец половецких девиц). Кончаковна присоединяется к пению, надеясь, что её собственный любовник скоро присоединится к ней. Русские заключённые приезжают с работы на день и выражают благодарность, когда их кормят Кончаковна и девицы.

Охранники русских пленных уходят спать, оставив только Овлура, христианина. Владимир, сын Игоря, поёт про свою надежду на то, что его любовь скоро присоединится к нему сейчас, когда этот день угасает. Его любовь — Кончаковна. Она приходит, и они поют про свою любовь и своё желание женится.

Они слышат, как идёт Игорь. Он поёт о своём позоре и мучения. Он надеется на шанс вернуть себе честь. Овлур убеждает князя бежать, и тот соглашается подумать об этом.

Хан Кончак спрашивает его, все ли хорошо (ария Коньяка), и он отвечает, что сокол не может жить в неволе. Кончак говорит, что, поскольку Игорь не просил о пощаде, то он не заключённый, а почётный гость, равный хану. Игорь напоминает ему, что он тоже знает об участи пленника.

Кончак предлагает Игорю свободу, если он пообещает не вести войну с ним, но он отказывается, сказав, что он не может лгать. Кончак сожалеет, что они не союзники. Тогда они захватили бы всю Россию. Он призывает рабынь, чтобы развлечь князя и его самого, и предлагает Игорю их на выбор. Когда рабыни танцуют, половцы поют славу Кончаку (половецкие танцы).

Действие 3

Половецкая армия возвращается с триумфом, воспевая хана Гзака (половецкий марш). Кончак уверенно предсказывает, что скоро они захватят всю Россию.

Игорь и его сын Владимир имеют худшие опасения, подтверждённые новыми пленниками.

Владимир и другие заключённые призывают князя бежать, но он сначала неохотно поёт о своём позоре и говорит, что долг других русских князей состоит в том, чтобы спасти родину (ария князя).

Овлур теперь приходит, чтобы сказать, что нужно действовать, он приготовил лошадей для князя. Владимир и Игорь теперь соглашаются бежать. Кончаковна приходит к Владимиру, чтобы показать свою любовь, он должен взять её с собой либо оставить. Князь призывает сына ехать, но Владимир чувствует себя неспособным покинуть Кончаковну, которая грозит разбудить лагерь.

В конце концов, князь бежит в одиночку, и Кончаковна и её отец запрещают половцам убивать Владимира. Вместо этого Кончак предаёт смерти охранников и приказывает жениться Владимиру на своей дочери.

Действие 4

Рассвет в Путивле. Ярославна плачет о разлуке с Игорем и поражении его армии («Плач Ярославны»). Крестьянские женщины винят Хана Гзака за опустошение. Когда Ярославна оглядывается, чтобы признать разрушение, она видит вдалеке двух всадников, которые оказываются князем Игорем и Овлуром.

Вместе они воспевают свою радость от воссоединения и ожидание того, что Игорь приведёт русских к победе против хана. Не зная о возвращении князя, Скула и Ерошка, пьяные музыканты, поют песню, издевающуюся над ним. Затем они замечают его вдалеке. Спустя мгновение паники Скула придумывает план, который спасёт их.

Они звонят в колокола, чтобы вызвать толпу. Хотя люди сначала относятся к ним с подозрением, музыкантам удаётся убедить толпу, что князь вернулся, и они верные последователи истинного князя, а не Галицкого. Все радостно празднуют возвращение Игоря.

Источник: https://obrazovanie.guru/kultura/kratkoe-soderzhanie-opery-knyaz-igor.html

Краткое содержание, пересказ, изложение, сюжет оперы: Александр Порфирьевич Бородин. Князь Игорь

КНЯЗЬ ИГОРЬ

Опера в четырех актах с прологом

Либретто А. П. Бородина

Действующие лица:

Игорь Святославович, князь СеверскийЯрославна, его жена во втором бракеВладимир Игоревич, его сын от первого бракаВладимир Ярославич, князь Галицкий, браткнягини Ярославны баритонсопранотенорвысокий бас
КончакГзак } половецкие ханы басбез речей
Кончаковна, дочь хана КончакаОвлур, крещеный половчанин контральтотенор
СкулаЕрошка } гудочники бастенор
Няня ЯрославныПоловецкая девушка сопраносопрано

Русские князья и княгини, бояре и боярыни, старцы, русские ратники, девушки, народ. Половецкие ханы, подруги Кончаковны, невольницы (чаги) хана Кончака, русские пленники, половецкие сторожевые.

Действие происходит: в прологе, в первом и четвертом актах — во городе Путивле, во втором и третьем актах — в половецком стане.

Время: 1185 год.

СЮЖЕТ

В древнем русском городе Путивле князь Игорь собирается с дружиной в поход на половцев. Народ торжественно славит князя. Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение.

Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен.

Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружшу на битву с врагом.

Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.

Читайте также:  Краткое содержание приключения барона мюнхаузена распе точный пересказ сюжета за 5 минут

Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.

Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь. Верный Овлур предлагает ему побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно.

Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.

С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром.

Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать.

Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.

Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна. Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром.

Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены.

Вместе с народом они приветствуют Игоря.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/078.html

Князь Игорь

ПРОЛОГ

На площади в Путивле дружина и рать, готовые к выступлению в поход против половцев, ожидают князя Игоря. Народ величает Игоря, князей, ратников и желает им победы. Внезапно темнеет, начинается солнечное затмение. Все испуганы этим «божьим знамением» и советуют Игорю отложить поход. Однако Игорь уверен в правоте своего дела — он идет защищать Русь. В этом его долг, долг всех русских воинов.

Незаметно из строя выходят два ратника — Скула и Ерошка, они бросают доспехи и убегают. У Игоря их ждут битвы, опасности и, может быть, смерть. Они ищут нового хозяина и направляются к дому Галицкого. Приходят попрощаться княгиня и боярыни.

Ярославна бросается к мужу и просит его не ходить в поход: её тоже волнуют недобрые предчувствия. Но князь ласково утешает её, убеждает не беспокоиться и ждать с победой. Князь просит Владимира Галицкого, брата Ярославны, позаботиться о ней. Простившись с княгиней, Игорь во главе дружины вступает в поход.

Торжественно, величавой «Славой» провожает народ князя и его рать.

Симфонический антракт «Поход Игоря против половцев».

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

В половецком стане девушки развлекают песнями и танцами дочь хана Кончаковну. Однако, её мысли поглощены пленным юношей юным княжичем Владимиром Игоревичем. Она с нетерпением ожидаем часа свидания с ним. Вечереет, русские пленники возвращаются с тяжелой работы и наступает ночь.

Радостно встречаются влюбленные — Владимир и Кончаковна. Они нежно и пылко признаются друг другу в любви и мечтают о счастье. Молодым влюбленным половецкая ночь казалась волшебной. Но томящемуся в неволе князю вечер приносит лишь муку и страдание.

Игорь страстно жаждет свободы, тогда он сможет собрать новую рать, разбить половцев и освободить Русь.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая

Во дворе князя Галицкого гуляет пьяный сброд, здесь же Скула и Ерошка. От песен дрожат хоромы. Тут же Скула и Ерошка веселят всех шутовскими выходками. Галицкий любит пображничать и пошуметь, однако ему не хватает власти и богатства. Он так разохотился, что видит себя князем в Путивле.

Ярославну же решает отправить в монастырь. В это время в терем вбегают девушки, прося у князя защиты: слуги князя похитили их подружек. Но напрасны мольбы. Галицкий выгоняет плачущих девушек и уходит сам.

Разгулявшиеся бражники во главе со Скулой и Ерошкой, расхрабрившись, замышляют мятеж: «Мы Игоря сместим, Владимира посадим! Чего бояться нам?!».

Картина вторая

Ярославну томят мрачные мысли. Немало времени прошло с того дня, как муж и сын отправились в поход, но до сих пор о них нет никаких вестей. От горестных дум княгиню отвлекают девушки. Они жалуются на бесчинства Галицкого и просят освободить подругу. В этот момент в терем входит Галицкий. Увидев его, девушки в страхе разбегаются.

Галицкий держится с сестрой вызывающе, хвастливо заявляя, что займет княжеский престол и расправится со всеми непокорными. Появляются думные бояре. Они принесли недобрые вести: русская рать разбита, Игорь с сыном взяты в плен, на Русь движутся половецкие орды. Слышен набат, мечутся в окнах зловещие всполохи пожаров. Бояре твердо стоят на стороне Ярославны.

Все мужчины должны взяться за оружие и вместе защищать Путивль.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина первая

Половецкий стан. К князю Игорю подходит половецкий воин Овлур и предлагает ему устроить побег. Овлур уже давно принял христианство, и сердце влечет его не к хану-язычнику, а к православным русским. Пленный князь сначала гонит Овлура, ему претит мысль о побеге, но доводы Овлура оказываются сильнее. Овлур уходит, зная, что надежда и жажда свободы запали в душу плененного князя.

Половецкий хан Кончак ценит мужество, отвагу и честность русского князя, предлагая ему свою дружбу и союз. Но Игорь просит лишь дать ему свободу.

И не скрывает, что, получив ее, не будет союзником хану, но смертельным врагом. Эта откровенность не отталкивает хана. Наоборот, он ценит мужественную прямоту пленного князя.

Чтобы развеселить Игоря, Кончак сзывает воинов, девушек и приказывает им плясать. Половцы пляшут и славят хана Кончака.

Картина вторая

Городская стена в Путивле. Ярославна, потеряв надежду вновь свидится с мужем, оплакивает его. Слышится печальная песня. Это поселяне скорбят о разорениях, нанесенных вражеским нашествием. Ярославна замечает скачущих вдали всадников. В одном из них она узнает мужа. «Он, — мой сокол ясный! Лада мой желанный!», — восклицает Ярославна при встрече с мужем.

Скула и Ерошка, не зная о возвращении князя, глумятся над Игорем. Неожиданная встреча с князем ошеломляет их. Опасаясь возмездия, они решают схитрить — колокольным звоном сзывают народ и первыми сообщают радостную весть — вернулся князь. На зов колокола сбегается народ. Радостным ликованием приветствует он возвращение любимого князя.

Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/a-borodin-knyaz-igor/brief/

Кратчайшее содержание «Слова о полку Игореве» для читательского дневника | Литерагуру

«Слово о полку Игореве» — старинная книга времен Древней Руси. Ее со старославянского языка переводили ведущие лингвисты разных эпох.

Тем не менее, произведение все равно тяжело дается современным читателям. Архаические обороты речи, сложный сюжет, не совсем понятные основные события могут изрядно запутать учеников.

Но краткий пересказ от «Литерагуру» поможет вам оформить отличный читательский дневник.

(424 слова) Рассказчик – летописец, который хвалит своего коллегу по цеху – Бояна, что славился своим умением рассказывать легенды. Но наш повествователь говорит чистую правду, вспоминая о походе новгородского князя Игоря на половцев.

Игорь хотел приобрести боевую славу, поэтому послал дружину на покорение кочевого народа. С собой он взял брата Всеволода и его армию. В пути они видели недобрые предзнаменования: солнечное затмение, тревогу птиц и зверей, грозу. Но это не вразумило героев.

Их опьянил первый успех: половцы пали. Награбив ценностей, устроив пир, русские богатыри легли спать, а ночью хитрый враг начал новый поединок. На помощь кочевникам пришли ханы Гзак и Кончак. Всеволод пал в бою, Игорь угодил в плен, дружина полегла в поле. Три дня длился этот ужасный бой.

С тех пор половцы начали изводить русские земли набегами, но князья упорно не желали объединяться, чтобы отогнать врагов. Сказитель вспоминает о временах деда Игоря, Олега. Тогда Русь была измождена междоусобицами и постоянными грабежами.

Правители только и делали, что боролись за власть, а о народе никто не думал. После пришел его сын, князь киевский Святослав, и устроил мирное время, помирив враждующих родственников. Но теперь из-за глупого поступка Игоря и Всеволода Русь снова обагрена кровью.

Никто не защищает города, ведь один князь в неволе, а второй побит кочевниками.

Князю Святославу во сне привиделся дурной знак: он стоит весь в черном и пьет горькое вино, а ему на грудь сыплют жемчуг из нечистых раковин. Он просыпается и произносит страстный призыв к объединению русских княжеств. Это его Золотое слово. Герой очень жалеет о поступке сыновей, корит их за то, что они ослабили позиции всей Руси.

Правитель зовет всех родственников и союзников на помощь, чтобы оборонять родину сообща. Нужно бить Кончака, хана половецкого, дабы отогнать его шайки от Руси. Далее он сурово обличает тех князей, что добывают владения нечестным путем, обманывая и обкрадывая своих братьев.

По его мнению, необходимо забыть о себялюбии и корыстолюбии, иначе вся страна падет под натиском кочевников.

Читайте также:  Краткое содержание золотой ключик, или приключения буратино толстого а. н. точный пересказ сюжета за 5 минут

В это время плачет в Путивле безутешная супруга Игоря, Ярославна, она корит ветер, что позволяет вражеским стрелам лететь на русскую дружину. Она просит Днепр, чтобы он принес ей лодки мужа. Женщина мечтает обратиться в кукушку, прилететь на поле брани и омыть раны князя. Героиня молит солнце, чтобы оно помогло ее избраннику вернуться домой.

Сама природа благоволит Игорю: ему удается бежать. Ему помог кочевник Овлур, который достал коня, и князь уезжает ночью. В дороге он договаривается о сообщничестве с речкой Донец, сороки уведомляют его о погоне, и все вокруг ему помогает. Гзак и Кончак идут по следу, но они так и не смогли догнать пленника. Игорь вернулся, вся земля радуется своему хозяину, народ ликует!

Источник: https://literaguru.ru/kratchajshee-soderzhanie-slova-o-polku-igoreve-dlya-chitatelskogo-dnevnika/

Краткое содержание оперы князь игорь

«Древний русский город Путивль. Рать во главе с князем Игорем выступает в поход на половцев. Народ торжественно славит его. Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение. Боясь недоброго предзнаменования, народ и бояре отговаривают Игоря идти в поход; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен.

Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружину на битву с врагом. Галицкий воспользовался отъездом Игоря.

Вместе со своей челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей.

Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении. Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны.

Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом.

Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.

Все устремляются на защиту города. Вечер в половецком стане.

Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь Хана Кончаковну. Но лишь радостное свидание с полюбившемся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы.

В тяжком раздумье появляется Игорь. Верный Овлур предлагает ему устроить побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется – не пристало русскому князю бежать тайно. Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак.

Он принимает Игоря как дорогого, почетного гостя. Хан даже готов отпустить его на родину, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.

Собравшиеся половцы величают своего могущественного хана. С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда захмелевшие стражи засыпают, договаривается с Овлуром.

Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать.

Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем. Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна.

Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря.

В отдалении показываются всадники. Это Игорь в сопровождении Овлура. Видят их и ошеломленные Скула и Ерошка.

Только что они глумились над своим князем, попавшим в плен; не избежать им теперь заслуженного наказания. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удалась.

На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют и славят Игоря.

» По книге «50 опер», Ленинград 1960

Источник: http://www.school-essays.info/kratkoe-soderzhanie-opery-knyaz-igor/

Опера «Князь Игорь»: краткое содержание. «Князь Игорь» — опера А. П. Бородина

Имя Александра Порфирьевича Бородина блистает в истории русской музыки. Его опера «Князь Игорь» (краткое содержание которой рассматривается в статье) получила широкое признание. До сих пор она ставится на оперной сцене. Ее постановки воспринимаются публикой с большим успехом. Арии, каватины и др. часто исполняются как отдельные номера в концертах классической музыки.

А. П. Бородин. «Князь Игорь»

Александр Порфирьевич Бородин – великий русский композитор 19 века, ученый-химик. Его имя занимает достойное место в истории музыкальной культуры. Известный критик В. Стасов отмечал, что композитору равносильно подвластны разные жанры: опера, симфония, романс. Гениальный музыкант, талантливый ученый имел и литературное дарование.

Опера «Князь Игорь» Бородина – замечательное творение композитора. Сам он отмечал, что его опера по направлению ближе к «Руслану и Людмиле» Глинки, нежели чем к «Каменному гостю» Даргомыжского. По предложению В.

Стасова в качестве сюжета он избрал «Слово о полку Игореве». Для того чтобы лучше прочувствовать дух старины, Александр Порфирьевич отправился в сторону Путивля (под Курском).

Там он тщательно изучал старинные повести, летописи, различные исследования о половцах, музыку их предков, эпические песни и былины.

Либретто оперы «Князь Игорь» писал сам композитор параллельно с сочинением музыки. Он старался делать акцент на народно-эпических чертах, нежели чем на политических фактах первоисточника. В итоге он смог приблизить образ Игоря к былинным богатырям.

Идею создания оперы, на удивление самого композитора, поддержали все члены «Могучей кучки». В том числе М. П. Мусоргский (реалист и ультра-новатор) и Н. А. Римский-Корсаков (приверженец музыкальных традиций).

Опера «Князь Игорь» Бородина создавалась на протяжении восемнадцати лет. Она была прервана внезапной смертью Александра Порфирьевича. Завершили произведение Глазунов и Римский-Корсаков. На основе имеющихся материалов композитора они написали партитуру, обработали ряд эпизодов и неоконченных сцен. Премьера оперы состоялась в Петербурге в 1890 году.

Увертюра. Пролог. Интродукция

Опера «Князь Игорь». Краткое содержание пролога

Из русских князей остался только Игорь. Из родного города Путивля он собирает рать, чтобы выступить в поход на половцев и защитить от вражеского войска землю русскую, дом родной. Народ торжественно прославляет князя Игоря, величает его сына Владимира, провожает добрыми словами в путь, желает им скорейшей победы. Игорь и его боевая дружина отправляется в поход.

И вдруг неожиданно стемнело, мрак окутал землю, началось солнечное затмение. Бояре и весь народ считают, что это плохой знак и уговаривают князя Игоря отступиться от затеянного похода. Его жена Ярославна тоже умоляет мужа остаться. Но тщетно. Заботы о жене он передает Владимиру Галицкому, брату Ярославны.

Скула и Ерошка (два ратника) дезертируют и переходят на службу к Галицкому.

Характеристика первого действия

Опера «Князь Игорь». Краткое содержание 1-й и 2-й картины. I действие

Пирует князь Владимир Галицкий вместе со своей разгулявшейся свитой за бранными столами. Здесь же и предатели Скула и Ерошка, всячески восхваляющие Галицкого. Владимира охватила жажда власти. Он хочет отправить Ярославну в монастырь, избавиться навсегда от Игоря и занять его место. Поет «Только б мне дождаться чести».

Во дворе появляются встревоженные девушки. Они умоляют Владимира Галицкого освободить их подругу из терема, куда увели ее дружинники. Но тот выгоняет их прочь под пьяный смех толпы. Скула и Ерошка замышляют мятеж против Игоря.

Вторая картина переносит в горницу в тереме Ярославны. Очень тяжело и тревожно на душе у княгини. И днем и ночью ее беспокоят плохие предчувствия и страшные сны. Вестей от Игоря она уже давно не получала. Ее окружает сплошной раздор и смута. Даже родной брат настроен враждебно. Ариозо Ярославны передает ее чувства.

Внезапно вошедшие девушки со словами «Мы к тебе княгиня» отвлекают ее от печальных дум. Они ищут у Ярославны защиты. Но княгиня бессильна. Она призывает к ответу Галицкого, но тот ей дерзит и угрожает расправой. В финале первого действия приходят бояре с плохими вестями.

В это время Владимир Галицкий устраивает мятеж. К Путивлю приближаются половцы.

Характеристика второго действия

Опера «Князь Игорь». Краткое содержание II д

Половецкие девушки песням и плясками стараются отвлечь и развеселить дочь хана Кончака. Но она думает только о пленном парне Владимире. Каватина Кончаковны передает все ее чувства. С волнением девушка ждет свидания с юношей. Появляется страстно влюбленный в нее Владимир. Они мечтают о свадьбе.

Но князь Игорь не желает и слышать об этом. Кончак соглашается отдать дочь замуж за русского княжича. Не спится Игорю. Он тяжело переживает свое поражение и никак не может смириться с мыслями о захваченной родине. Поет «Ни сна, ни отдыха измученной душе». Это, кстати, лучшая и знаменитая ария из оперы «Князь Игорь».

Предложение Овлура о побеге он отвергает.

Половецкий хан принимает Игоря как самого дорогого гостя и предлагает ему свободу за обещание не поднимать меча. Но тот не принимает предложение Кончака. Он твердо и решительно заявляет о своих намерениях идти войной при полученной свободе. Храбрость, честность и гордость удивляют и восхищают хана. Он устраивает песни и пляски.

Содержание оперы «Князь Игорь». III действие

Со всех сторон собираются половцы и ждут прибытие хана Гзака. Он появляется со своими воинами, русскими пленными и добычей. Его встречает Кончак. Князь Игорь, Владимир и другие пленники в стороне наблюдают за происходящим.

Читайте также:  Краткое содержание абрамов о чём плачут лошади точный пересказ сюжета за 5 минут

Половецкий марш прославляет ханов. Гордо поет свою песню Кончак. Русские пленники сообщают, что их город захвачен, ограблен, села сожжены, дети и жены в плену. Владимир и другие пленники уговаривают князя Игоря сбежать с Овлуром и спасти Русь. Кончаковна умоляет Владимира остаться. Хан оставляет его в живых и готов принять в зятья.

Характеристика четвертого действия

IV д. возвращает нас в Путивль. Ярославна думает, что потеряла Игоря навсегда и утром оплакивает его. Ее ария — «Ах! Плачу я». Она обращается к солнцу, ветру и Днепру и просит вернуть ее любимого. Горестная песня поселян вторит плачу княгини.

И вдруг появляется Игорь с Овлуром. Счастью Ярославны нет предела. В это время Скула и Ерошка высмеивают попавшего в плен князя, не ведая о его возвращении. Внезапная встреча с Игорем приводит их в изумление. Они бьют в колокол и возвещают о прибытии князя, дабы отвлечь всеобщее внимание и избежать заслуженного наказания.

Народ радостно встречает Игоря и других князей.

Таким образом, опера «Князь Игорь» — замечательное произведение Александра Порфирьевича Бородина, которое завершили Глазунов и Римский-Корсаков. Идею его создания поддержали все члены «Могучей кучки». Либретто оперы «Князь Игорь» написал сам композитор. Произведение состоит из четырех действий.

В прологе, первом и четвертом действиях события происходят в русском городе – Путивле. Второе и третье переносят нас во владения половцев, к хану Кончаку, его дочери и другим персонажам враждебной стороны.

Премьера состоялась в Петербурге (на сцене Мариинского театра) в 1890 году, опера была тепло принята публикой.

Источник: http://allwomanday.ru/article/164334/opera-knyaz-igor-kratkoe-soderjanie-knyaz-igor—opera-a-p-borodina

Краткое содержание «Слова о полку Игореве» читать онлайн: краткий пересказ сюжета

Поход князя Игоря.Художник Н. Рерих

В этой статье читайте онлайн краткое содержание «Слова о полку Игореве» — краткий пересказ сюжета и основных событий произведения.

Произведение «Слово о полку Игореве» рассказывает о походе князя Игоря Святославича против половцев в апреле-мае 1185 г.

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»
Начало похода
Главный герой произведения — князь Игорь Святославич новгород-северский. В 1185 году князь Игорь отправляется в поход на половцев. Этим походом Игорь надеется добиться воинской славы. В пути Игорь видит солнечное затмение. На Руси затмение считалось дурным знаком и предвещало беду. Но Игорь все равно отправляется в поход.

Нападение на половцев
Вместе с Игорем против половцев идут: брат Игоря — Всеволод Святославич, племянник Игоря — Святослав Рыльский, а также сын Игоря — Владимир. Войско Игоря добирается до половцев и атакует их. Половцы бегут. Русские выигрывают сражение.

Поражение Игоря

Русское войско остается на ночлег. Тем временем за одну ночь половцы собирают войско. Утром половцы нападают на русских. Сражение длится более двух дней. В конце концов русские терпят поражение. Половцы берут Игоря в плен.

Сон Святослава

В это время в Киеве князь Святослав Киевский видит вещий сон (эпизод «Сон Святослава»). Он понимает, что Игорь и Всеволод, его двоюродные братья, проиграли сражение половцами.

Святослав недавно воевал с половцами и дал им отпор. Но теперь его труды сведены на нет. Игорь «разбудил зверя», и теперь половцы нападут на Русь.

Тогда Святослав призывает других русских князей объединиться против половцев.

Возвращение Игоря

Супруга князя Игоря, Ярославна, ждет мужа в Путивле. Она плачет и страдает без любимого мужа (эпизод «Плач Ярославны»). Наконец князь Игорь бежит из половецкого плена. Он приезжает в Киев и идет в храм Пирогощей Богоматери, чтобы поблагодарить Всевышнего за спасение. Народ по всей Руси радуется возвращению Игоря. Это было краткое содержание «Слова о полку Игореве»: краткий пересказ сюжета с описанием основных событий произведения.

Читайте онлайн: Все материалы по «Слову о полку Игореве» 

«Слово о полку Игореве» заканчивается возвращением Игоря на родину. Но что происходит после этого? Какие события не описаны в тексте «Слова»? Когда князь Игорь бежит из плена, вслед за ним на Русь идут половецкие войска во главе с ханами — Гзаком и Кончаком. Половцы нападают на Русь. Князь Святослав Киевский и князь Рюрик Ростиславич объединяются и прогоняют половцев. Отступая, половцы громят русский город Римов и берут в плен жителей. Позднее, в 1191 году, князь Игорь и его брат Всеволод снова выступают против половцев. Это были материалы о «Слове о полку Игореве»: краткое содержание произведения, краткий пересказ сюжета и основных событий.

Смотрите: Все материалы по «Слову о полку Игореве»

Источник: http://www.literaturus.ru/2016/03/kratkoe-soderzhanie-slovo-o-polku-igoreve.html

А. П. Бородин. Опера «Князь Игорь»

Опера, которую написал ученый-химик, никогда не учившийся в консерватории – но до таких высот суждено подняться не всякому профессиональному композитору… Опера, которая писалась восемнадцать лет – но так и не была завершена… Это «Князь Игорь».

«Мне этот сюжет ужасно по душе. Будет ли только по силам?», – так говорил Александр Порфирьевич о «Слове о полку Игореве». На этот памятник древнерусской литературы его внимание обратил В.

 Стасов, и то, что он пришелся композитору «по душе», не удивительно – ведь в нем есть все, что нужно для создания русской эпической оперы: исторический сюжет из «седой древности», сильные личности, в которых ощущается поистине богатырская мощь, множество поводов для создания грандиозных массовых сцен. Есть там и столь любимый А. П. Бородиным Восток – в лице половецкого стана.

Почему же композитор сомневался, что сюжет будет ему по силам? Вероятно, не только потому, что опера – грандиозный труд, требующий большого количества времени и сил, а А. П. Бородин был человеком занятым.

В самом сюжете было заключено некое противоречие: князь Игорь – далеко не самая привлекательная фигура в русской истории: стремясь в первую очередь к личной славе, он отправляется в поход против половцев, не согласовав свои действия с другими князьями, потому и терпит неудачу, которая дорого стоит Руси… Эпической же опере нужен безупречный герой.

И злополучный князь становится таковым под пером А. П. Бородина, который одновременно создавал и либретто оперы «Князь Игорь», и музыку.

Характерная черта оперного стиля А. П. Бородина – преобладание кантилены над речитативом, который вносил бы слишком много «мелких деталей», не вполне уместных в этой величественной исторической «фреске».

Ощущению величия происходящих на сцене событий способствуют и черты эпической драматургии, присущие опере – неторопливое развитие действия, закругленность форм. Характеры героев раскрываются в основном в сольных номерах – ария князя Игоря во втором акте, песня Владимира Галицкого в первом, плач Ярославны в четвертом.

Величественный портрет героя нередко предстает в сопоставлении с хором (диалог Игоря с дружиной в прологе, хор поселян, следующий за плачем Ярославны).

Не цитируя подлинных народных мелодий, А. П. Бородин основывает музыкальную характеристику русских персонажей на их интонационном строе.

Фольклорные истоки музыкального языка оперы многообразны: в музыкальной характеристике Игоря и связанном с его образом хоровой сцене в прологе соответствует архаичный былинный колорит – трихордовые попевки, плагальные обороты, диатоника, в плаче Ярославны присутствуют черты народных плачей-причитаний, Владимир Галицкий – гуляка, «князь-босяк» – охарактеризован плясовой песней, в хоре поселян разрабатываются приемы народной подголосочной полифонии.

«Миру» Руси в опере «Князь Игорь» противопоставлен «мир» половецкой степи. И хотя речь идет о вражеском стане, А. П. Бородин не мог допустить, чтобы его любимый Восток был представлен исключительно в негативных тонах. Половецкий стан обрисован яркими красками: хроматика, причудливые мелодии, переменность ладовых устоев, синкопы.

Кульминацией музыкальной характеристики становятся «Половецкие пляски» во втором акте.

Эта грандиозная картина, в которой лирический хор девушек-невольниц сменяется дикой пляской мужчин и гибкой, стремительной пляской мальчиков, поражает своей стихийной мощью – создается даже впечатление, что хан Кончак не развлекает ими Игоря, а запугивает… впрочем, если «Половецкие пляски» и способны вызвать страх – то смешанный с восхищением, как и образ самого Кончака, который отнюдь не выглядит «воплощением зла». Таковым кажется разве что половецкий марш из третьего акта с его жесткими созвучиями и угловатыми оборотами – композитор словно спохватился, что показал половцев слишком красивыми, а ведь они – жестокие враги…

Но даже этот штрих к образу не придает противопоставлению русского и половецкого «миров» характера непримиримой вражды. Примечательна в этом плане любовная линия Владимира Игоревича и Кончаковны – «вечный сюжет», известный со времен «Ромео и Джульетты», здесь не приводит к трагической развязке.

Счастливый конец для влюбленных не только обусловлен историческими фактами (исторический Владимир Игоревич действительно был женат на дочери хана Кончака), но и проистекает из самого характера сопоставления двух «музыкальных миров» в опере, которое весьма метко определил А.

 Луначарский: «Два равно прекрасных народа, которые какая-то нелепая случайность сделала врагами».

Работая над оперой «Князь Игорь» восемнадцать лет – до самой смерти, А. П. Бородин так и не завершил ее. Это сделали Н. А. Римский-Корсаков, А. Глазунов и А. Лядов. Особую сложность представляла увертюра: А. П.

 Бородин создал ее, но не записал – но композитор не раз играл ее на фортепиано в присутствии своих друзей, благодаря чему А. Глазунов смог восстановить и записать ее по памяти. Оркестровал большую часть оперы Н. А.

 Римский-Корсаков.

Премьера оперы «Князь Игорь» – с большим успехом – прошла 4 ноября 1890 года в Мариинском театре.

Музыкальные сезоны

Источник: https://musicseasons.org/a-p-borodin-opera-knyaz-igor/

Ссылка на основную публикацию