Краткое содержание опера верди симон бокканегра точный пересказ сюжета за 5 минут

Опера «Симон Бокканегра»: содержание, интересные факты, видео, история

Краткое содержание Опера Верди Симон Бокканегра точный пересказ сюжета за 5 минут

Д. Верди опера «Симон Бокканегра»

Тёмной, печальной и мрачной назвали оперу «Симон Бокканегра» не только зрители и критики, но и сам автор, Джузеппе Верди.

Если бы не настойчивость гениального музыкального менеджера и издателя Джулио Рикорди, эта опера была бы сегодня малоизвестной и почти неисполняемой.

Но благодаря тому, что он уговорил маэстро вернуться к своему старому сочинению, обновленный «Симон Бокканегра» стал одной из самых заметных работ великого композитора.

Действующие лица Голос Описание
Симон Бокканегра баритон дож Генуи (в прологе – корсар на службе Генуэзской республики)
Мария Боккангера сопрано его дочь, она же Амелия Гримальди
Якопо Фиеско бас генуэзский аристократ, он же монах Андреа
Габриэле Адорно тенор генуэзский аристократ
Паоло Альбиани баритон приближенное лицо Бокканегры (в прологе — ювелир)
Пьетро бас придворный (в прологе – народный лидер Генуи)

Краткое содержание

Генуя и её окрестности, середина 14 века.

Пролог. Площадь перед дворцом Фиеско в Генуе. Амбициозный Паоло Альбиани и Пьетро решают использовать свое влияние, чтобы прославленный Симон Бокканегра стал дожем Генуи. Бокканегра удивлен, но надеется, что столь высокий пост поможет ему жениться на Марии, от которой он растит трехлетнюю дочь.

Отец-аристократ Фиеско враждебно настроен к Симону из-за его низкого происхождения, но предлагает примирение, если тот отдаст ему на воспитание внучку. Корсар признается, что ребенок недавно пропал. Пробравшись в дом Фиеско для встречи с Марией, Бокканегра застает её мертвой.

Толпа на площади ликует, провозглашая его новым дожем Генуи.

Основное действие. Прошло 25 лет. В саду дворца Гримальди дочь хозяина, Амелия, встречается со своим возлюбленным, Габриэлем Адорно. Обе их семьи – в немилости у дожа Бокканегры.

Монах Андреа (Фиеско) и Адорно планируют восстание простив него. Габриэль просит Андреа благословить его на брак. Старик предупреждает его о неизвестном происхождении Амелии – Гримальди её удочерили.

Юношу это не останавливает.

В дом Гримальди прибывает дож, чтобы убедить Амелию принять брачное предложение своего доверенного лица, Паоло. Во время разговора с девушкой Бокканегра понимает, что перед ним – его дочь Мария.

Они решают пока сохранить свой секрет. Паоло, огорченный тем, что Симон не добился для него руки Амелии, переходит на сторону заговорщиков.

Он пытается похитить девушку, но Габриэль защищает её, убивая одного из нападавших.

Бокканегра на заседании Сената слышит гул толпы за окном и приказывает охране впустить всех. Народ обвиняет Габриэле в убийстве, тот пытается оправдаться. Дож ему верит, поскольку знает имя зачинщика похищения. И именно Паоло он поручает огласить смертный приговор. Слова «Будь проклят!» Альбиони произносит фактически самому себе.

Паоло замышляет месть: Андреа арестован, Габриэле он внушает мысль, что Бокканегра – любовник Амелии, а в бокал дожа сыплет яд. Бокканегра выпивает из кубка и засыпает. К нему с кинжалом пробирается Габриэле, но наперерез бросается Амелия, открывая, что является дочерью дожа. Юноша раскаивается и готов сражаться на стороне её отца.

Бокканегра освобождает монаха из заключения, а Паоло приговаривает к смерти. Звучат праздничные песни к свадьбе Амелии и Габриэле.

Узнав, что Паоло отравил Бокканегру, Андреа направляется к слабеющему дожу и торжествующе объявляет о его близкой кончине. Симон узнает Фиеско и рассказывает ему о том, что Амелия – его внучка.

Бывшие враги примиряются. Бокканегра знакомит дочь с дедом, назначает зятя своим преемником и умирает.

Продолжительность спектакля
Пролог — I Акт II Акт III Акт
75 мин. 30 мин. 25 мин.

Фото

Интересные факты

  • История основана на реальных событиях. Настоящий Симон Бокканегра, однако, был не корсаром, а моряком, как и его брат, Эгидио. Он был выходцем из народа и представлял интересы простых людей в борьбе против власти аристократии. Бокканегра возглавил Геную в нестабильное и сложное время и правил городом-государством дважды – с 1339 по 1344 и с 1356 по 1364 годы. Его политика прежде всего была направлена на урегулирование внутренних конфликтов, но в годы его власти Генуя укрепилась и в военном плане, уверенно одержав несколько побед и став одной и крупнейших морских держав Аппенин наравне с Венецией. Говорят, что умер он действительно от отравления ядом.
  • Первый исполнитель роли Симона, Леоне Жиральдони, последние 6 лет своей жизни преподавал вокал в Московской консерватории. Его сын, Эудженио Жиральдони, также стал прославленным баритоном и первым исполнителем партии Барона Скарпиа в «Тоске» Д. Пуччини.
  • К исполнителю миланского Бокканегры Виктору Морелю из-за достаточно молодого возраста (32 года) Верди вначале отнесся с сомнением. Но потом был абсолютно покорен талантом этого певца и пригласил его быть своим Яго в премьерном «Отелло» и Фальстафом в своей последней опере.
  • В разные периоды времени Пласидо Доминго пел в этой опере партии в двух тесситурах – тенором Габриэле и баритоном Симона Бокканегру.
  • Основным мотивом своей самой мрачной оперы Верди выбрал море. Это и элемент места действия – Генуя расположена на побережье, и главный герой, чья судьба переплетена с морем. Для композитора, всегда интересовавшегося исключительно страстями человеческими, такое внимание к природе весьма необычно. Морем пропитаны интродукция к прологу, аккомпанемент арии Амелии, волнообразное построение звука, задающие тон всему полотну оперы.

Источник: http://soundtimes.ru/opera/spektakli/simon-bokkanegra

Опера Верди «Симон Бокканегра» (Simon Boccanegra)

Опера в трех действиях с прологом Джузеппе Верди на либретто (по-итальянски) Франческо Марии Пьяве, основанное на драме Антонио Гарсиа Гутьерреса.

Действующие лица:

СИМОН БОККАНЕГРА, плебей, дож Генуи (баритон) АМЕЛИЯ ГРИМАЛЬДИ, его дочь (сопрано) ЯКОПО ФИЕСКО, ее дед (бас) ГАБРИЕЛЬ АДОРНО, молодой патриций (тенор) ПАОЛО АЛЬБИАНИ, канцлер (баритон)

ПЬЕТРО, сенатор (бас)

Время действия: с 1339 по 1363 годы. Место действия: Генуя.

Первое исполнение: Венеция, театр «Ла Фениче», 12 марта 1857 года.

За исключением нескольких лет в течение 1930-х годов, когда Лоренс Тибетт триумфально выступал в партии Симона Бокканегры со всей присущей ему драматической силой, эта опера никогда не захватывала воображение и эмоции широкой публики ни в самой Италии, ни за ее пределами.

Она, можно сказать, потерпела провал в начале своей сценической жизни, и композитор был не только разочарован этим, но также терялся в догадках о причинах своего фиаско.

К 1881 году он установил довольно тесные отношения с композитором и либреттистом Арриго Бойто, обладавшим великолепным мастерством и вкусом; с ним Верди сотрудничал в создании «Отелло». К нему же он обратился с просьбой переделать невнятное, туманное и статичное либретто. Бойто сделал максимум, но на сей раз результат оказался не столь хорошим.

За переделку взялся сам Верди. Исправленная версия единственная, исполняемая в наше время, включает в себя несколько, быть может, самых выразительных страниц Верди. Но и в обновленном виде она, скорее, вызывает большое почтение критиков, чем страстную любовь широкой публики.

Оперные театры возобновляют этот спектакль лишь ради какой-нибудь звезды-баритона или с целью продемонстрировать великолепие декораций. Критики хвалят такую постановку, публика остается безучастной, баритон-гастролер блещет в какой-нибудь другой опере, а декорации возвращаются на склад, где они пылятся несколько лет до следующей постановки.

ПРОЛОГ

Довольно длинный пролог (обычно ставится как отдельное действие) разворачивается на площади Генуи в начале XIV или XV века. (В либретто говорится о начале XV века, однако история свидетельствует, что избрание Симона Бокканегры первым дожем Генуи имело место в 1339 году).

Генуя в то время была республикой, и опера начинается с того, что два политических деятеля, Паоло и Пьетро, обсуждают свои профессиональные проблемы. Они являются представителями, как мы сейчас бы сказали, демократической партии, иначе — гибеллинов, и теперь обсуждают, кто будет избран дожем, то есть главой государства.

Они быстро приходят к согласию, что это будет Симон Бокканегра. В настоящий момент он очень популярный и в высшей степени уважаемый человек (он избавил город от пиратов, явившихся с африканского берега Средиземного моря). И вот появляется он сам.

Паоло, обращаясь к нему, заявляет: «На заре ты станешь правителем Генуи!» Симон вздрагивает от этих слов — он не стремится к власти, но Паоло быстро убеждает его изменить свой взгляд. Ведь Симон хочет жениться на Марии, с которой у него тайная любовная связь.

Мария же — дочь патриция Якопо Фиеско. Будь Симон избран дожем, он получил бы статус принца, и тогда Фиеско не смог бы воспрепятствовать своей дочери выйти за него замуж.

Когда соглашение с Симоном оказалось достигнутым, двое заговорщиков — Паоло и Пьетро — собирают вокруг себя своих сторонников. Их политические аргументы носят довольно личный характер, тем не менее они производят должное впечатление.

Они восстанавливают народ против Фиеско, соперника Симона от партии гвельфов, заявляя, что тот тайно держит в заточении в своем дворце одну красавицу. Это убеждает народ, что Симон будет лучшим дожем, и все расходятся в возбужденном состоянии.

Фиеско, этот патриций и гвельф, отнюдь не злодей. Женщина, про которую народная молва говорит, что она содержится в заточении, это его дочь, Мария, возлюбленная Симона. Она только что скончалась.

В широко известной арии из оперы («II lacerato spirito» — «Истерзанный дух») Фиеско рассказывает о своей скорби. Хор за сценой тем временем поет «Miserere».

Симон, отец ребенка Марии, стремится к дружбе с Фиеско и желает его прощения; он даже предлагает ему свою жизнь, обнажая перед ним грудь. Но патриций Фиеско отказывается быть убийцей и обещает простить Симона в случае, если тот вернет ему его внучку.

Этого, объясняет Симон, он не может сделать, поскольку некоторое время тому назад женщина, которой было доверено дитя, была найдена мертвой; самого же ребенка похитили. И Фиеско, ничего не говоря Симону о том, что Мария только что умерла, холодно, с надменным видом отворачивается от него и покидает своего политического соперника.

Симон, однако, входит во дворец Фиеско, но через минуту возвращается. Во дворце он обнаруживает мертвое тело своей любимой Марии!

Читайте также:  Краткое содержание рыбаков тяжёлый песок точный пересказ сюжета за 5 минут

В этот момент народ вываливает на площадь перед дворцом, чтобы криками ликования встретить только что избранного дожа. Пролог завершается тем, что толпа кричит «Да здравствует Симон!» человеку, сердце которого разбито.

ДЕЙСТВИЕ I

Сцена 1. Прошло двадцать четыре года. Симон Бокканегра все еще дож Генуи, а его давно потерянная дочь живет в доме его давнишнего врага, Фиеско, ее деда. Однако ни дед, ни отец, ни сама дочь понятия не имеют о том, кто она на самом деле; девушка растет под именем Амелия.

В начале действия она ждет к себе своего возлюбленного, Габриеля Адорно, молодого патриция из партии, враждебной Симону. Она всматривается в даль волнующегося моря и поет свою любовную арию о том, как ожидает она возвращения Габриеля. Ария кончается, и в ответ на призыв Амелии далеко (за сценой) раздается любовная песня.

Это Габриель приближается в лодке к берегу. Наконец они вместе и страстно обнимаются. Но между ними легла тень: Амелия не может одобрить того заговора, который затеял Габриель. «Мятеж, который ты сеешь, приведет тебя на плаху…

По ночам я вижу в саду скользящие таинственные фигуры; я вижу тебя и монаха Андреа, в глазах которого пылает дикая злоба, вижу дворян и солдат», — говорит ему Амелия. Во время их разговора появляется Пьетро и, прерывая их беседу, сообщает о прибытии самого дожа.

Амелия торопливо объясняет, что дож прибыл для того, чтобы просватать ее за одного из своих фаворитов, и она умоляет Габриеля предпринять что-нибудь, чтобы они сейчас же поженились.

Прежде чем появиться дожу, старый Фиеско (который теперь, чтобы скрыть, кто он на самом деле, предстает под именем Андреа) рассказывает Габриелю, что Амелия происходит из плебейского рода, что она не родная, а приемная дочь графини Гримальди. Это не имеет значения для пылкого влюбленного, и тогда ее опекун благословляет их союз. Звучит дуэт, захватывающий проникновенной религиозной мелодией.

Появляется сам дож. Цель его визита — заручиться рукой Амелии для Паоло, человека, который помог ему стать Дожем и который является сейчас его главным советником.

Но по ходу их длинного и трогательного дуэта он узнает ее историю и неожиданно им обоим становится ясно, что она, Амелия, и есть его, дожа, дочь, так давно потерянная. Их тайна на время должна быть скрыта.

Дож теперь решает, что Амелия не должна принадлежать Паоло, поскольку она ненавидит его, а любит кого-то другого. Но Симон еще не знает, что тот, кого она любит и к кому он заочно относится благосклонно, и есть Габриель Адорно, его заклятый враг.

Сцена 2. Между первой и второй сценами произошло много важных событий. Во-первых, Паоло, подлый и гнусный советник Симона, прослышал о том, что Симон больше не поддерживает его в его стремлении добиться руки Амелии.

Во-вторых, он со своими приспешниками предпринял неудавшуюся попытку похитить девушку. В-третьих, эта попытка была пресечена возлюбленным Амелии Габриелем; при этом он убил одного из людей Паоло — Альбиани.

Габриель убежден, что заговор этот спровоцировал Симон.

В начале этой сцены Симон присутствует на заседании сената, давая мудрые советы, как установить прочный мир. Неожиданно с площади доносится шум толпы. Люди, возмущеные попыткой похитить Амелию и введенные в заблуждение, кричат: «Смерть дожу!» В зал вводят Габриеля и патера Андреа.

Габриель не отрицает, что убил человека по имени Лоренцино, но он сделал это, освобождая Амелию и зная, что тот действовал по приказанию некоего влиятельного господина. Этим «влиятельным господином» был Паоло Альбиани. И теперь Паоло чувствует, что над ним сгущаются тучи.

Он пытается скрыться, но по приказанию дожа стража преграждает ему выход. Габриель, однако, полагает, что вдохновителем похищения был сам дож, и бросается на него с кинжалом. Амелия бросается наперерез ему. Она ясно указывает, не называя имени, что злодеем, стоявшим за ее похищением, был Паоло.

Звучит великолепный секстет с хором, в котором каждый выражает свои эмоции по поводу этой довольно сложной ситуации. В конце секстета Симон обращается к Паоло. Он знает, что Паоло организовал это похищение, и говорит ему: «В твоих руках честь и правосудие этого города, иди же и исполни свой долг.

Осуди преступника. Пусть обрушатся на него, словно бич, слова: «Ты проклят».

В ужасе Паоло вынужден произнести себе этот приговор: «Sia maledetto» («Будь проклят!»). По залу гремит, повторяемое всеми: «Sia maledetto». Так кончается первое действие.

ДЕЙСТВИЕ II

В начале второго действия Паоло клянется отомстить дожу и готовит для него чашу с ядом. Затем он приказывает, чтобы к нему были приведены двое заключенных — Фиеско и Габриель. Сначала он пытается убедить Фиеско, чтобы тот убил Бокканегру, пока он спит.

Но старый аристократ и на сей раз отказывается совершить убийство. Тогда Паоло обращается к молодому возлюбленному Амелии, Габриелю. Он рассказывает ему, что Симон сделал Амелию своей любовницей, и убеждает его, что он должен убить дожа.

Оставшись один, Габриель дает выход своему негодованию и затем — в необычайно красивой арии — молит небо, чтобы оно вернуло Амелию в его душу.

Амелия входит в ту комнату дворца, где происходит эта сцена, и в чудесном дуэте страстно просит Габриеля, чтобы он уважал дожа и ее, Амелии, невинную любовь к нему.

Приход дожа прерывает их разговор, и молодой человек быстро скрывается в соседнем зале. В следующем за этим дуэте Симон узнает, что возлюбленным его дочери является его враг, Габриель.

Необычайно взволнованный, он обещает Амелии простить Габриеля, если тот раскается.

И вот, утомленный Бокканегра садится, обессиленный, все его мысли поглощены тревогами. Он берет со стола кубок с ядом, который Паоло оставил для него, и выпивает его. Постепенно им овладевает сон. Тогда выбегает Габриель, чтобы убить его.

Но Амелия опять — в нужный момент — оказывается на его пути, и только теперь Габриель узнает, что Симон — ее отец и что он столь великодушен, что готов простить своего врага. Снаружи дворец осаждают взбунтовавшиеся дворяне, противники Бокканегры.

Дож предлагает Габриелю присоединиться к его друзьям, сражающимся против него, но Габриель кричит, что впредь он никогда не будет сражаться против Симона. Плечом к плечу они выступают против бунтарей.

ДЕЙСТВИЕ III

Дож и юный Габриель одержали победу над гвельфской партией патрициев, и Паоло, который оказался предателем Симона, доставлен в герцогский дворец; он приговорен к повешению.

Прежде чем быть уведенным, он рассказывает старому Фиеско, что отравил дожа, и затем, чтобы сделать свой собственный конец вдвойне скорбным, он слушает, как поет (за сценой) свадебный хор, под звуки которого венчаются Амелия и Габриель. Приводят Симона — теперь умирающего. Его появление предваряют фанфары.

Двое старых врагов — Фиеско и Бокканегра — остаются одни. И когда Фиеско узнает, что Амелия — это давно потерянная дочь его собственной Марии, то есть его внучка, оба они наконец заключают друг друга в объятия.

В зал входят Амелия и ее молодой муж Габриель, вместе с множеством других людей. Только сейчас Амелия узнает, что Фиеско, ее опекун в течение многих лет, на самом деле ее дед. В этот момент все замечают, что силы покидают Симона. Звучит блестящий квартет, после чего Симон, прежде чем совсем испустить дух, назначает Габриеля своим преемником — новым дожем Генуи.

Генри У. Саймон (в переводе А. Майкапара)

Публикации

Главы из книг

Источник: http://www.belcanto.ru/boccanegra.html

Симон Бокканегра

Действие происходит в Генуе и ее окрестностях в XIV веке.
Между прологом и первым действием проходит 25 лет.

Пролог Площадь в Генуе. Паоло и Пьетро обсуждают, кто должен стать первым дожем Генуи. Паоло настаивает, что должен быть избран Симон Бокканегра, корсар, избавивший морские владения Генуи от африканских пиратов.

Бокканегра – плебей, человек не знатного происхождения, и его избрание должно положить конец власти патрициев (аристократии).

Симон Бокканегра неохотно соглашается на уговоры Паоло стать дожем: ему не нужна власть, но он надеется, что таким образом он сможет обвенчаться со своей возлюбленной Марией. Ее отец, патриций Якопо Фиеско, не согласен на ее брак с корсаром и держит дочь взаперти.

Симон – отец ребенка Марии, и Фиеско ненавидит корсара за поруганную честь его дочери. Паоло и Пьеро убеждают собравшуюся толпу избрать дожем корсара. Мария умерла. Якопо Фиеско обвиняет в смерти своей дочери Симона Бокканегру. Хор за сценой оплакивает Марию.

Появляется Бокканегра, он просит Фиеско о примирении. Фиеско готов простить Симона, если тот отдаст ему внучку. Однако это невозможно: недавно девочка исчезла. Симон входит во дворец Фиеско и видит Марию мертвой. В этот момент толпа приветствует нового дожа Генуи – Симона Бокканегру.

Действие I Во время правления Симона Бокканегры аристократические семьи Фиеско и Гримальди оказались в изгнании. Якопо Фиеско скрывается в поместье Гримальди под именем монаха Андреа. Там же под именем Амелии Гримальди живет дочь Бокканегры Мария, ее настоящего происхождения не знает никто.

В предрассветный час Амелия ждет своего возлюбленного, Габриэля Адорно. Она знает, что Габриэль вместе с Андреа готовит восстание против дожа, и просит его отказаться от опасного замысла. В поместье должен вот-вот прибыть дож; он собирается просить руки Амелии для одного из своих приближенных, Паоло.

Андреа благословляет брак Габриэля и Амелии и рассказывает Габриэлю, что под именем Амелии Гримальди скрывается сирота. Прибывает дож. Он дарует прощение семье Гримальди и разрешает братьям Амелии вернуться в Геную. Девушка в ответ рассказывает дожу о своем прошлом и признается, что у нее есть возлюбленный.

Бокканегра узнает в ней свою дочь Марию. Амелия счастлива: наконец-то она обрела отца.

Дож сообщает Паоло, что его брак с Амелией невозможен. Паоло не готов смириться с волей дожа и намерен похитить девушку.

Картина вторая Зал совета во Дворце дожей.

Дож и совет обсуждают государственные дела. Татарский хан побежден, и корабли Генуи могут беспрепятственно ходить по Черному морю; Франческо Петрарка просит мира от имени Венеции, но генуэзские консулы призывают к войне. С площади доносятся крики: толпа требует смерти дожа.

Читайте также:  Краткое содержание лондон морской волк точный пересказ сюжета за 5 минут

Бокканегра приказывает пустить во дворец бунтовщиков во главе с Габриэлем Адорно. Амелия была похищена, и Габриэль уверен, что это сделал дож. Появляется Амелия: она сбежала от похитителей и утверждает, что настоящий преступник находится среди присутствующих.

Бокканегра просит помощи Паоло в поиске похитителя и заставляет его произнести проклятие злодею. Паоло в ужасе: он проклял самого себя.

Действие II Комната во Дворце дожей. Паоло одержим жаждой мести – он насыпает яд в графин, стоящий на столе дожа. Кроме того он намерен подговорить одного из пленников убить Симона. Приводят Габриэля и Фиеско. Паоло предлагает Фиеско убить спящего дожа, но тот отказывается совершить столь подлый поступок.

Тогда Паоло убеждает Габриэля, что Амелия стала любовницей дожа, вручает ему кинжал и удаляется. Появляется Амелия. Она пытается объяснить своему возлюбленному, что его ревность напрасна, но Габриэль не верит ей. Входит дож, и Амелия прячет Габриэля на балконе. Она сообщает отцу, что ее возлюбленный – Габриэль Адорно, руководитель восстания.

Бокканегра обещает простить Габриэля, если тот раскается. Он пьет отравленную воду и засыпает.

Габриэль хочет убить спящего дожа, Амелия пытается помешать ему. Дож просыпается. Узнав, что его возлюбленная – дочь Бокканегры, Габриэль раскаивается и встает на сторону дожа. К дворцу вновь приближаются восставшие. Габриэль отправляется к ним с предложением мира.

Действие III Зал во Дворце дожей. Восстание подавлено. Паоло, принимавшего участие в бунте, ведут на казнь. Перед смертью он видит Фиеско и сообщает ему, что организовал похищение Амелии и отравил Бокканегру.

Слышен свадебный хор: Габриэль венчается с Амелией. Бокканегра один. Он чувствует, что скоро умрет, и с тоской вспоминает о вольном море. Входит Фиеско, он жаждет отомстить Бокканегре и пророчит ему близкую смерть.

Но Симон рад видеть Фиеско: его дочь нашлась, и примирение наконец-то стало возможным.

Фиеско прощает давнего врага. Бокканегра умирает на руках дочери, назначив преемником Габриэля. Фиеско провозглашает нового дожа.

Источник: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2016/2/5/2_1900

Опера Симон Бокканегра (Simon Boccanegra) в трех действиях, с прологом. Либретто Ф. М. Пьяве, по драме Шиллера

Краткое либреттоГлавные действующие лица оперы:
Симон Бокканегра (плебей), дож Генуи; Амелия Гримальди; Якопо Фиеско (патриций, бывший дож); Габриэль Адорно (дворянин); Паоло Альбиани (канцлер); Пьетро (сенатор); Капитан лучников; Горничная Амелии.

Второстепенные действующие лица: народ, телохранители, портовые рабочие, сенаторы, плебеи, служащие городского управления. Происходит действие в Генуе, в XIV веке. Симон, бывший корсар, влюблен в дочь дожа, Марию. У них рождается дочь. Но патриций Фиеско противится связи Марии с простолюдином.

Позже Симона избирают дожем вместо Фиеско, но его начинают преследовать несчастья: умирает Мария, дочь похищают. Единственное, что у него остается – это любовь и доверие народа.

Проходит несколько лет. Дочку Симона, Амелию, воспитывает семья аристократа Гримальди.

У него же скрывается Фиеско, который тайком готовит заговор против дожа. В Амелию влюбляется дворянин Габриэль Адорно, но Гримальди желает выдать ее замуж за Паоло Альбиани. Фиеско желает помочь Габриэлю, но за это требует соучастия в его заговоре. Бокканегра встречается с Амелией и по разговору догадывается, что перед ним его дочь.

Амелия просит его не принуждать ее выходить замуж за Паоло. Симон идет ей навстречу, но разгневанный отказом Паоло, замышляет украсть девушку, заручившись помощью своего друга Пьетро. Габриэль пытается помочь девушке и в схватке убивает одного из друзей Паоло, но его арестовывают и ведут к дожу.

Габриэль пытается убить Симона, думая, что Амелию похитили по его приказу. Амелия становится между ними и защищает отца. Симон Бокканегра приказывает Паоло разобраться с этой ситуацией. 

Далее Паоло пытается захватить власть в городе и добавляет яд в воду Симона. Он предлагает патрицию убить дожа. Но Фиеско не желает участвовать в этом, зато соглашается Габриэль, которому Паоло сказал, что Амелия любовница Симона.Габриэль прячется в кабинете Симона, туда приходит Амелия, вскрикивает в испуге, и на гневные вопросы Габриэля отвечает, что любит Симона, не объяснив причину своих чувств. В комнату входит Симон, Габриэль прячется, а Амелия сообщает ему о своей любви к Габриэлю. Бокканегра показывает дочери документы, подготовленные Паоло, в которых доказывается причастность Габриэля и Фиеско к заговору. Амелия просит отца повременить с наказанием. Симон соглашается подождать до утра, выпивает отравленную воду и засыпает. Габриэль выходит и намеривается убить его, но появляется Амелия и спасает отца.

В следующей сцене показан парадный зал дворца. Капитан стражи освобождает Фиеско, в то же время мимо под конвоем проводят Паоло. Паоло кричит, что отравил Симона и тот должен умереть раньше него. Симон, чувствуя, что силы покидают его, чувствует, благословляет дочь и Габриэля, который теперь должен стать его преемником. Амелия в слезах припадает к мертвому отцу.

История создания
Опера «Симон Бокканегра» — одно из самых значительных произведений Дж. Верди. В ней присутствует проникновенная лирика, высокий драматизм и величие трагедии.
Премьера оперы состоялась 12 марта 1857 года, в венецианском театре La Fenice, а затем, 24 марта 1881 года, в отредактированном виде, была представлена в миланском Teatro alla Scala. Первый вариант даже самому композитору показался слишком грустным и мрачным. Первые показы, можно сказать, потерпели провал. Сюжету не удалось захватить внимание и заслужить любовь зрителей. За помощью в улучшении первой версии Верди обратился к композитору-либреттисту Арриго Бойто. Бойто слегка прояснил драматургию сюжета, показал отчетливее политические мотивы, такие как ненависти к народному избраннику – дожу. Более глубоким и объемным стал образ Симона Бокканегры. Сам Верди, также, потрудился над доработкой и достиг отличных результатов. Опера была признанна выдающимся произведением своего жанра. Спустя многие годы она по-прежнему вызывает большое почтение критиков и любовь широкой публики.

Интересные факты:

  • Недавно опера «Симон Бокканегра» стала особенно популярна у ценителей жанра, благодаря тому, что исполнитель главной роли, всемирно известный тенор Пласидо Доминго, взялся спеть партию, написанную для баритона.
  • Данная опера основана на достоверных исторических событиях. Джузеппе Верди наделил главного персонажа мужеством и романтикой. Реальный же Бокканегра был не совсем таковым. Он, в свое время, силой захватил власть в Генуе, установив там режим террора, а позже был убит. Композитор наделил своего героя положительными качествами, показав, что и на вершине власти должно быть благородство и стремление к идеалу.

Источник: https://operaguide.ru/italian-opera/238-giuseppe-verdi/174-simon-boccanegra.html

Новости экономики и финансов СПб, России и мира

Фото: Валентин Барановский

Якобы в Милане куда–то там вмурована бутылка вина — приз тому, кто связно перескажет сюжет оперы Верди «Трубадур», так до сих пор не сыскавший обладателя. В отношении «Симона Бокканегры» того же Верди не худо бы учредить аналогичную награду.

Видимо, всему виной причудливое сознание испанского драматурга XIX века Антонио Гутьерреса, пьесы которого послужили основой для обоих либретто. Судите сами. Генуя, XIV столетие.

У корсара (то бишь попросту морского бандита) Симона Бокканегры преступная внебрачная связь с Марией, дочерью аристократа Якопо Фиеско. Папаша, естественно, против, Симон становится его заклятым врагом.

Мария по неустановленным причинам умирает, дочь мезальянса (ее зовут тоже Марией), отданная на воспитание, исчезает, а Бокканегру тем временем избирают дожем Генуи. Это еще только пролог.

После которого проходит четверть века. Симон правит. Фиеско изгнаны, как и еще одна родовитая семья — Гримальди. Где растет дочь — девица Амелия. Которую любит знатный юноша Габриэль Адорно.

Этот самый Адорно вместе со старым Фиеско плетет заговор против Бокканегры. А тот обещал Амелию в жены своему типа Ротенбергу. Звать которого Паоло.

И после разнообразных перипетий и кви про кво выясняется, что Амелия — никакая не Гримальди, а на самом деле пропавшая Симонова дочка Мария.

Все это обильно сдобрено народными бунтами, политическими заявлениями, любовной страстью и пламенным гневом, кинжалом и ядом — буквально: дож отказывается отдавать свежеобретенную дочь Паоло, и тот травит несостоявшегося тестя. А Фиеско, свежеобретший, таким образом, внучку, Симона прощает, и в этот идиллический момент Бокканегра отбывает к праотцам.

Разобраться во всем этом без поллитры зрителю помогают, само собой, субтитры, а также, спасибо ему, на редкость толковый буклет. Но, в конце концов, в музыкальном театре главное ведь не сюжет, а дирижер, режиссер, художник и певцы.

Дирижер Валерий Гергиев и его оркестр не подкачали, и когда в партитуре не аккомпанирующая «большая гитара» (как принято называть вердиевский оркестр), а интересные — например, пейзажные — куски, все звучало красочно и одушевленно.

Под стать звуковой живописи — живопись видеографическая. Режиссер Андреа де Роза выступил и художником-постановщиком. Он перекрыл значительную часть зеркала сцены прямоугольной черной стеной. В стене в нише — статуя Мадонны с лампадкой, открываются двери, окна, огромные проемы.

А позади этой конструкции, на заднике — пейзаж. Как известно, ничего прекраснее пейзажей Италии на свете нет.

И видеодизайнер Паскуале Мари это в очередной раз подтверждает: Лигурийский залив, на берегу которого стоит Генуя, море завораживающе серебрится и трепещет под луной, а потом в небе происходит величественное, поистине литургическое таинство рассвета…

К чести синьора де Роза, превосходные эффекты не тянут одеяло на себя (как это определяет театральный жаргон), но служат фоном для исполнителей. Премьерный состав был весьма убедителен, прежде всего — баритон Владислав Сулимский в заглавной партии. Юный тенор Александр Михайлов — Габриэль Адорно показал себя многообещающим актером и певцом.

Но лидировал — ожидаемо — выдающийся бас Ферруччо Фурланетто.

Нарисованный им портрет Фиеско — благородного патриция, безутешного отца, полыхающего ненавистью мстителя — как на картинах старых мастеров: каждый штрих окончательно точен, единственно найден.

А голос, безупречная отделка каждой фразы, мастерство звуковедения заставляют вспомнить записи опять-таки старых мастеров вроде Эцио Пинца или Федора Шаляпина.

Обсуждаем новости здесь. Присоединяйтесь!

Источник: https://www.dp.ru/a/2016/02/19/Kakoj_portret_kakoj_pejz

«Симон Бокканегра» в Ковент Гардене

Опера Верди «Симон Бокканегра» исполняется в театрах не так часто, как другие вердиевские произведения. Ее премьера состоялась в 1857 году в венецианском Teatro La Fenice, но успеха не имела. После переработки и изменений она была представлена на суд зрителей вторично в 1881 году, и эта версия имела успех.

Читайте также:  Краткое содержание распутин в ту же землю точный пересказ сюжета за 5 минут

Сезон 2009/2010 года можно было назвать новым этапом популярности «Симона Бокканегры». Это произошло благодаря тому, что исполнителем главной роли стал блистательный испанский тенор Пласидо Доминго, который впервые спел партию, написанную для баритона.

Доминго в конце своей впечатляюще продолжительной теноровой карьеры вернулся к собственным истокам и запел баритоном, как это и было в начале его творческого пути, когда он выступал как солист-баритон в сарсуэле.

Весь сезон Доминго пел в этой опере: в октябре-ноябре – премьера в берлинской Staats oper unter den Linden, в январе-феврале – серия спектаклей в нью-йоркской «Метрополитен-опера», в апреле-мае – премьера в «Ла Скала», в июне-июле – спектакли в лондонском «Ковент-Гардене», а в июле – заключительная серия в мадридском Teatro Real.

Баритональная партия Симона Бокканегры стала триумфом для Доминго: его вокальная линия интонационно безупречна и благородно чиста, фирменный бархат его середины демонстрирует оттенки философской глубины и жизненной мудрости, в верхнем регистре пение певца не испытывает ни малейшего дискомфорта, а созданный им вокально-драматический образ отличается безукоризненной продуманностью и цельностью.
И вот благодаря своей новой популярности в этом сезоне «Ковент-Гарден» вновь поставил в свой репертуар оперу «Симон Бокканегра». На этот раз в списке исполнителей не было Доминго, но все, кто пришел на оперу не были разочарованы.

Главную партию исполнял Томас Хампсон, американский тенор, обладающий прекрасным и сильным голосом.

Роль Фреско исполнил итальянский бас Ферруччо Фурланетто — один из самых востребованных певцов современности, выдающийся исполнитель партий в операх Верди, замечательный Борис Годунов и прекрасный Дон Кихот.

Его выступления всегда сопровождаются восторженными отзывами критиков, которых впечатляют не только широкий диапазон и сила его голоса, но и его выдающийся актерский талант.

Роль Паоло исполнил Димитри Платаниас, греческий баритон, его голос как будто специально создан для исполнения вердиевских опер. Единственная женская партия в этой опере была исполнена русской певицей Хиблой Герзмавой. Она родилась в Пицунде, училась в Московской консерватории по классу сольного пения и три года факультативно занималась в классе органа. Талантливая певица – ее приглашают на лучшие сцены мира.

Любой певец, который говорит об успехе оперы, всегда упоминает дирижера. А если оперой в «Ковент-Гардене» дирижирует главный дирижер Антонио Поппано, то за результат можно не волноваться. Поппано очень тонко чувствует певцов, и при его диражировании оркестр звучит как единый инструмент, слаженно, нежно или мощно, когда необходимо.

Этот сезон в «Ковент-Гардене» заканчивается оперой Джакомо Пуччини «Ласточка».

Репертуар осени 2013 года

Опера Джакомо Пуччини «Турандот» Опера Моцарта «Свадьба Фигаро»

Опера Рихарда Штрауса «Электра»

Содержание оперы:

«Симон Бокканегра» — история о любви и политике… роковое сочетание. Главный герой – дож Генуи, потерявший двадцать пять лет назад свою дочь, рожденную от союза с его возлюбленной Мари. Мари, дочь Фиеско — соперника Симона — умирает молодой. С тех пор, как Бокканегра пришел к власти, Фиеско скрывается под чужим именем.

Его приемная дочь Амелия в действительности дочь Симона и, следовательно, внучка Фиеско, но об этом никто не знает. Ее пытаются сосватать за нелюбимого человека. Как только Бокканегра узнает в ней дочь, он добивается, чтобы она обрела счастье с ее истинным возлюбленным Габриэлем, несмотря на то, что тот был замешан в заговоре против самого дожа (Бокканегра).

Габриэль и Фиеско все еще не догадываются о происхождении Амелии, они замышляют убить дожа. Бокканегра выпивает смертельный яд, бокал с которым ему подносит один из друзей Фиеско, но незадолго до того, как он умирает, Габриэль узнает, что Амелия — дочь Симона, и просит у него прощения. Бокканегра благословляет брак Габриэля и Амелии.

Фиеско также узнает о происхождении Амелии, и, когда дож умирает, все — даже его прежние противники — оплакивают смерть великого человека.

Полина Марсова.

Источник: https://pulse-uk.org.uk/theatre/simon-bokkanegra-v-kovent-gardene/

“Симон Бокканегра» в Мариинском театре: первая постановка оперы в Санкт-Петербурге при участии легендарного баса Ферруччо Фурланетто

 

Сцена из спектакля

5 и 7 февраля на сцене Мариинского-2 состоится премьера оперы Джузеппе Верди «Симон Бокканегра». В партии Фиеско – Ферруччо Фурланетто, музыкальный руководитель – Валерий Гергиев.

Верди писал оперу по драме Антонио Гарсиа Гутьерреса на либретто Франческо Марии Пьяве для венецианского Ла Фениче. Премьера состоялась в 1857 году на сцене театра, но интереса у публики не вызвала, несмотря на положительные отклики прессы. Композитор вернулся к «Бокканегре» через двадцать три года, имея за спиной «Аиду» и уже вынашивая замысел «Отелло».

Он привлек к работе над либретто Арриго Бойто (известного композитора и будущего либреттиста «Отелло»), и вместе они создали шедевр, сочетающий энергетику зрелого Верди и его поздние откровения. Была добавлена целая сцена в Совете (без которой сегодня «Бокканегру» не представишь, именно поэтому в театрах сегодня идет лишь второй вариант оперы).

Премьера 1881 года в Милане прошла с огромным успехом. Однако истинная слава к опере пришла лишь во второй половине XX века, когда к ней обратились Клаудио Аббадо и Джорджио Стрелер, их совместная постановка в Ла Скала привлекла к опере внимание мировых театров, из репертуара которых она более не выпадает.

Что же привлекает современного слушателя в «Бокканегре»?

Не только прекрасная музыка и политическая актуальность сюжета, но и звездный исполнительский состав: для оперы нужно четыре превосходных солиста: баритон для партии Симона, бас для партии Фиеско, сопрано для дочери Симона – Амелии Гримальди (она же Мария Бокканегра) и тенор для ее жениха Габриэле Адорно.

Ферруччо Фурланетто — Фиеско в Лирик Опере Чикаго
Фото Дан Рест

Мариинский театр уже объявил об участии в премьере выдающегося вердиевского баса и самого знаменитого в мире Фиеско – Ферруччо Фурланетто.

Роль Якопо Фиеско в репертуаре Ферруччо Фурланетто – одна из ключевых, он поет ее по всему миру, начиная с 1981 года, когда впервые исполнил в Метрополитен-опере по приглашению Джеймса Ливайна.

Потом он пел Фиеско в Ла Скала, в Берлинской Государственной опере, в Театре Карло Феличе в Генуе, в Ла Фениче в Венеции, участвовал в трех (!) разных постановках в Париже, в Лирик Опере в Чикаго, а в Венской опере выходил на сцену в «Симоне Бокканегре» более 50 раз.

Нынешний сезон у Фурланетто тоже пройдет под знаком «Бокканегры»: помимо Петербурга он споет эту партию в Нью-Йорке, Барселоне, Берлине и Вене. Существует четыре DVD оперы с Фиеско – Фурланетто: постановки Венской оперы, Ла Скала, Ковент-Гарден и Театра Массимо в Палермо.

Все они высоко оценены критикой. В Мариинском театре певца очень ждут, может быть, поэтому и постановку выбирали близкую певцу – совместную продукцию театров в Генуе и Венеции — Ла Фениче (La Fenice Opera House) и Карло Феличе (Carlo Felice Theater of Genoa). Режиссер-постановщик и художник-постановщик – Андреа Де Роза.

Действие оперы вольно основано на исторических событиях и на драме Гуттьереса, уже снабдившего до этого Верди сюжетом для «Трубадура». Однако либретто 1857 года во многом отступает от драмы, а когда Арриго Бойто его переписывает, разрыв с драматической первоосновой становится еще более очевиден.

Исторический Симон Бокканегра был выбран дожем Генуи в 1339 году, он действительно был простого происхождения, занял пост с видимой неохотой, но стремился примирить враждующие партии плебеев и патрициев, гвельфов и гибеллинов; несмотря на мирные намерения, несколько раз вынужден был вступить в открытую борьбу с патрициями; на десять лет отошел от дел, поселившись с семьей в Пизе. Однако, когда узнал, что генуэзская знать стремится захватить власть в республике, вернулся в политику, вновь был избрано дожем в 1356 году и был отравлен в 1363

Афиша первого исполнения оперы в 1837 году

Верди, конечно, сильно романтизировал фигуру Симона, во-первых, сделав пиратом (на самом деле корсаром был его брат), а во-вторых, придав ему черты положительно-прекрасной личности на вершине политической власти.

Опера включает в себя Пролог и три акта.

Действие Пролога происходит в 1339 году на площади Генуи перед дворцом патриция Якопо Фиеско недалеко от церкви Сан-Лоренцо, когда Паоло Альбиани, политический лидер партии плебеев (и абсолютный злодей в опере) предлагает своему коллеге Пьетро за «золото, власть и честь», продвинуть кандидата из плебеев – Симона Бокканегру.

Тот популярен в народе, так как благодаря его смелым действиям на море, африканские пираты перестали устраивать набеги на генуэзское побережье.

Симон, с которым Паоло говорит позже, не заинтересован в политике, но соглашается повысить свой статус, чтобы вступить в желанный брак с дочерью Фиеско Марией, родившей от него незаконного ребенка и разлученной с ним.

Он не знает одного: Мария только что скончалась, и ее отец, глубоко скорбя о потере дочери, обвиняет во всем злополучного негодяя пирата. А вот и сам Фиеско выходит на опустевшую площадь, чтобы в последний раз взглянуть на дворец, ставший гробницей дочери и спеть свою знаменитую драматическую арию.

И тут сталкивается с Симоном, который бродит вокруг в надежде увидеть Марию. Его самое заветное желание — примириться с отцом любимой женщины, но яростный Фиеско непреклонен. Он не говорит Симону о смерти Марии, зато предлагает свое прощение в обмен на внучку, дочь Марии, оставшуюся с Симоном. Но тут выясняется, что девочка бесследно пропала. Фиеско уходит с жестоким желанием отомстить, а Симон устремляется в приоткрытые двери дворца, только, чтобы обрести бездыханное тело любимой. «Мария!» — в отчаянии восклицает он, не помня себя выходит на площадь и … оказывается окружен ликующей толпой: он избран дожем!

О том, что случилось спустя 25 лет, можно узнать из дальнейшего действия оперы. Режиссер постановки остается верным ее содержанию. Не пропустите интереснейшую премьеру сезона!

(Продолжение следует)

Купить билет на сайте Мариинского театра

Источник: http://classicmus.ru/boccanegraMT.html

Ссылка на основную публикацию