Краткое содержание оперы руслан и людмила глинки точный пересказ сюжета за 5 минут

Руслан и Людмила

Краткое содержание оперы Руслан и Людмила Глинки точный пересказ сюжета за 5 минут

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Шумит весельем свадебный пир в гриднице великого киевского князя Светозара. Светозар выдает свою дочь Людмилу за храброго витязя Руслана. Вещий Баян в своей песне предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: им уготованы разлука и тяжкие испытания.

Неудачливые соперники Руслана – хвастливый Фарлаф и пылкий, мечтательный Ратмир – втайне радуются предсказанию. Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных, и на смену печали придут радость и счастье.

Гости поднимают заздравные чаши, славят молодых.

Грустно расставаться Людмиле с отцом, с родным Киевом. Шутливо утешая Фарлафа и Ратмира, она просит простить за отказ, и со словами привета обращается к избраннику сердца Руслану. Светозар благословляет молодых.

Внезапно раздаются удары грома, наступает мрак, все поражены: «Какое чудное мгновенье! Что значит этот дивный сон?» Таинственный мрак постепенно рассеивается, но Людмилы нигде нет: она похищена. В награду тому, кто спасет княжну, Светозар обещает руку дочери и полцарства. Витязи отправляются на поиски.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина первая

В поисках Людмилы Руслан приходит к пещере мудрого старца Финна. Он открывает витязю, что княжну похитил злой волшебник Черномор. Победить же злодея суждено Руслану.

По просьбе витязя Финн рассказывает свою печальную историю. Еще в молодости он полюбил красавицу Наину, но был отвергнут ею. Ни подвигами, ни богатством не мог он завоевать сердце гордой красавицы.

Лишь силой волшебных чар Финн сумел, наконец зажечь в ней любовь. Но судьба жестоко посмеялась над ним. После томительно долгих лет пред Финном, пылая страстью, предстала «старушка дряхлая, седая, с горбом, с трясучей головой».

С тех пор уж Наина преследует его.

Напутствия витязя, Финн предостерегает его от чар злой колдуньи. Руслан продолжает свой путь.

Картина вторая

Фарлаф тоже пытается найти Людмилу, но опасный путь пугает его. Он не намерен рисковать жизнью ради умильного взора прекрасной княжны, и при первой же опасности готов отказаться от поисков.

Неожиданно перед ним появляется старушка. Это Наина. Она обещает помочь Фарлафу отыскать княжну и победить Руслана. Людмила будет принадлежать ему. Хвастливый герой, захлебываясь от восторга, предвкушает победу: «Близок уж час торжества моего!»

Картина третья

Все дальше и дальше на север продолжает путь Руслан. Пред ним открывается пустынное поле, усеянное костями павших воинов и полуистлевшими боевыми доспехами.

Между тем, туман рассеивается, и перед изумленным Русланом возникают очертания громадной спящей Головы. Потревоженная незваным гостем, она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря.

Ловким ударом копья храбрый витязь поражает Голову и находит хранимый ею волшебный меч. Руслан берет его и снова устремляется в путь.

Картина четвертая

Волшебный замок Наины. Прекрасные девы призывают путников отдохнуть в покоях, полных роскоши и неги. В поисках любимого к замку приходит покинутая Ратмиром Горислава. А вот и сам Ратмир.

Но тщетны призывы и моленья Гориславы: обольщенный коварными волшебными девами, Ратмир не узнает ее. Наина завлекла в волшебный замок и Руслана. Ослепленный чудными ведениями, храбрый витязь уже готов забыть Людмилу. Внезапно появляется Финн. Он освобождает витязей от злых чар.

Ратмир и Горислава вновь счастливы. Вместе с Русланом они отправляются к замку Черномора.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина первая

В волшебных садах Черномора томится Людмила. Ничто не может развеять ее печальных дум, ее тоски о милом. Таинственные голоса утешают ее, сулят богатство и роскошь. Но княжна скорее готова умереть, чем покориться злому карле. Черномор со свитой является проведать пленницу. Начинаются танцы. Внезапно раздается зов трубы.

Это Руслан вызывает похитителя на поединок. Черномор погружает Людмилу в волшебный сон и спешит навстречу витязю. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишив его чудесной силы. Но пробудить Людмилу от волшебного сна Руслан не в силах. Со спящей Людмилой Руслан, Ратмир и Горислава направляются в Киев.

Картина вторая

В княжеской гриднице спит очарованным сном княжна. Похитив Людмилу с помощью Наины, Фарлаф привез её в Киев. Никто не может разбудить её. Неожиданно появляется Руслан, а следом за ним Ратмир и Горислава. Волшебным перстнем Финна, со словами любви он пробуждает спящую княжну.

На смену печали возвращаются радость и счастье.

Источник: http://www.chelopera.ru/plays/about/mglinka-ruslan-i-lyudmila/brief/

Очень краткое содержание оперы руслан и людмила для детей

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ Картина первая В волшебных садах Черномора томится Людмила. Ничто не может развеять ее печальных дум, ее тоски о милом. Таинственные голоса утешают ее, сулят богатство и роскошь. Но княжна скорее готова умереть, чем покориться злому карле.

Черномор со свитой является проведать пленницу. Начинаются танцы. Внезапно раздается зов трубы. Это Руслан вызывает похитителя на поединок. Черномор погружает Людмилу в волшебный сон и спешит навстречу витязю. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишив его чудесной силы.

Но пробудить Людмилу от волшебного сна Руслан не в силах. Со спящей Людмилой Руслан, Ратмир и Горислава направляются в Киев. Картина вторая В княжеской гриднице спит очарованным сном княжна. Похитив Людмилу с помощью Наины, Фарлаф привез её в Киев. Никто не может разбудить её.

Неожиданно появляется Руслан, а следом за ним Ратмир и Горислава.

Руслан и Людмила

  • Беллини — Норма
  • Бородин — Князь Игорь
  • Верди — Аида
  • Верди — Дон Карлос
  • Верди — Риголетто
  • Верди — Травиата
  • Верди — Трубадур
  • Гершвин — Порги и бесс
  • Глюк — Орфей и Эвридика
  • Жизель
  • Жорж Бизе — Кармен
  • Иисус Христос — суперзвезда рок-опера
  • Корсар
  • Лебединое озеро
  • Леонкавалло — Паяцы
  • Мусоргский — Борис Годунов
  • Мусоргский — Хованщина
  • Мюзикл Кошки
  • Пуччини — Богема
  • Пуччини — Манон Леско
  • Пуччини — Принцесса Турандот
  • Пуччини — Тоска
  • Римский-Корсаков — Садко
  • Римский-Корсаков — Снегурочка
  • Рыбников — Юнона и Авось
  • Спящая красавица
  • Тристан и Изольда
  • Чайковский — Иоланта
  • Чайковский — Щелкунчик

Глинки — Руслан и Людмила.

Краткое содержание оперы «руслан и людмила» для детей

Иностранные ценители искусства впервые познакомились с оперой «Руслан и Людмила» в 1906 году в Любляне, затем в 1907 году в Париже, Лондоне, Берлине и других городах Европе. Среди них больше всего выделяется работа Ч. Маккераса, которую он представил в Гамбурге 1969 года.

ВниманиеНа этот раз в роли балетмейстера выступил Баланчин. Зал очень тепло приветствовал певцов и по достоинству оценил работу великого композитора. Такой интересный сюжет весьма заинтересовал и кинорежиссеров.

Третья экранизация была задумана режиссером Александром Птушко в 1972 году.

Двухсерийный фильм-сказка сразу же покорил телезрителей своим великолепным сюжетом, роскошными костюмами и непревзойденной игрой актеров.

One more step

  • /
  • Оперы
  • /
  • Глинка — Руслан и Людмила

Начинается опера со сцены княжеского пира. Князь отдаёт дочь свою (Людмилу) за героя – Руслана.

ВажноСам герой хорош, да и Людмила любит его, отвергая всех других претендентов на свою руку: Фарлафа и Ратмира. Тут Баян в песне предсказывает нелёгкую судьбу Руслана и Людмилы.
Им помешает злая сила, но кончится всё хорошо. И действительно, тут становится темно, а когда «дым» рассеивается, то оказывается – Людмилу похитили. Баян говорит, что сделал это злой колдун Черномор.

Конечно, Руслан отправляется спасать свою невесту. Другие «женихи» тоже решают попытать счастья. На своём пути Руслан встречается с волшебником – Финном, который рассказывает ему свою историю. В молодости он никак не мог покорить красавицу Наину.
Когда же от отчаяния прибег к чарам, то влюбил в себя уже старушку Наину.

Римскому-Корсакову, М. Балакиреву и А.

Лядову пришлось восстанавливать ее.

  • Долгожданная премьера спектакля была приурочена к шестилетию со дня первого исполнения оперы «Жизнь за царя».
  • Специально для этой оперы Глинка придумал прием, позволяющий показывать звучание гуслей. Чуть позже этой идеей воспользовался Римский-Корсаков в своих сказочных операх: «Снегурочка», «Садко».
  • В своей опере М. И. Глинка впервые применил уникальный прием – «гамму Черномора». Это звукоряд, который расположен по целым тонам – целотонная гамма. Автор специально придумал такой оригинальный звукоряд, чтобы подчеркнуть образ Черномора.

Позднее этим приемом пользовались Даргомыжский, Римский-Корсаков, Бородин.

  • За все время существования, опера были исполнена на сцене Большого театра около 700 раз.

Популярные арии и номера Увертюра (слушать) Песня Баяна «Дела давно минувших дней» 1 акт (слушать) Рондо Фарлафа «Близок уж час торжества моего» из 2 картины 2 акта (слушать) Ария Руслана «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями» из 3 картины 2 акта (слушать) Марш Черномора 4 акт (слушать) История создания Михаил Иванович Глинка обратил внимание на поэму «Руслан и Людмила» еще при жизни великого поэта. Тогда же композитор и решил написать оперу на этот сюжет, что весьма заинтересовало Пушкина, который активно начал участвовать в обсуждении плана произведения.

Однако внезапная гибель поэта прервала это сотрудничество. В дальнейшем над либретто работал К. Бахтурин, В. Широков и сам композитор.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ Шумит весельем свадебный пир в гриднице великого киевского князя Светозара. Светозар выдает свою дочь Людмилу за храброго витязя Руслана.

Вещий Баян в своей песне предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: им уготованы разлука и тяжкие испытания. Неудачливые соперники Руслана — хвастливый Фарлаф и пылкий, мечтательный Ратмир — втайне радуются предсказанию.

Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных, и на смену печали придут радость и счастье. Гости поднимают заздравные чаши, славят молодых. Грустно расставаться Людмиле с отцом, с родным Киевом.

Шутливо утешая Фарлафа и Ратмира, она просит простить за отказ, и со словами привета обращается к избраннику сердца Руслану. Светозар благословляет молодых.

Все дальше и дальше на север продолжает свой путь Руслан. Но вот перед ним пустынное поле, хранящее следы битв. Все здесь напоминает о быстротечности жизни, о тщетности земного. Тут и там валяются ратные доспехи, кости и черепа павших воинов.

Читайте также:  Краткое содержание фирдоуси шахнаме точный пересказ сюжета за 5 минут

Руслан стоит в глубоком раздумье. «О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями?» — вопрошает он. Однако витязю нельзя забывать и о предстоящих битвах, и он подыскивает себе меч и щит взамен сломанных в последнем бою.

Между тем туман рассеивается, и перед изумленным Русланом возникает огромная живая голова. Увидев витязя, чудовище начинает дуть, поднимая целую бурю.

Руслан смело бросается на голову и пронзает ее копьем. Под ней оказывается меч. Руслан счастлив — меч пришелся ему по руке.Голова поверяет Руслану свою удивительную историю.

Когда-то их было два брата — великан и карла Черномор. Братьям было предсказано, что они погибнут от одного меча.

Михаил Иванович Глинкав период сочиненияоперы «Руслан и Людмила».И.

Репин «Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский… На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей «Руслан и Людмила», сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение», — описывает Глинка зарождение замысла оперы «Руслан и Людмила». В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц. Кроме того, композитор отказался от пушкинской ироничной трактовки сюжета, создав произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.
Внезапно раздаются удары грома, наступает мрак, все поражены: «Какое чудное мгновенье! Что значит этот дивный сон?» Таинственный мрак постепенно рассеивается, но Людмилы нигде нет: она похищена. В награду тому, кто спасет княжну, Светозар обещает руку дочери и полцарства. Витязи отправляются на поиски. ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ Картина первая В поисках Людмилы Руслан приходит к пещере мудрого старца Финна. Он открывает витязю, что княжну похитил злой волшебник Черномор. Победить же злодея суждено Руслану. По просьбе витязя Финн рассказывает свою печальную историю. Еще в молодости он полюбил красавицу Наину, но был отвергнут ею.

Ни подвигами, ни богатством не мог он завоевать сердце гордой красавицы. Лишь силой волшебных чар Финн сумел, наконец зажечь в ней любовь.

Но судьба жестоко посмеялась над ним.
Князь подписал указ: кто сумеет спасти Людмилу, станет её мужем и получит полкняжества в придачу. В опасный путь отправились храбрый Руслан, бесстрашный Рогдай, хвастливый Фарлаф и хан Ратмир.

Недалеко от Днепра витязи расстались, каждый отправился своей дорогой. Поздним вечером Руслан добрался до таинственной пещеры.

В ней жил старец по имени Финн. Он рассказал юноше о том, что Людмилу похитил колдун Черномор, и только в его силах справиться со злым карликом. Ночью мудрый старец рассказал Руслану свою историю. Много лет назад он был обычным пастухом и любил прекрасную девушку Наину.

Ради неё он стал воином и положил к её ногам несметные сокровища, но так и не сумел добиться взаимности. Тогда он решил с помощью мудрых старцев научиться колдовству. Незаметно прошло больше сорока лет. Когда Финн познал мудрость старцев, он сумел вызвать чувство любви в Наине.

Княжну ничего не радует, она очень скучает по любимому и даже готова на самоубийство. Невидимые духи уговаривают Людмилу подчиниться Черномору, но она противится. Как-то раз Черномор затеял танцы для княжны. Внезапно кто-то затрубил в рог. Это был витязь Руслан, вызвавший Черномора сразиться.

Он погрузил Людмилу в сон и вышел к противнику. Во время поединка Руслан отрезал Черномору чародейскую бороду, и волшебная сила покинула колдуна. Витязь попытался разбудить Людмилу, но не получилось, так как она была заколдована. В долине Ратмир разбил лагерь, и стал охранять ночной отдых друзей.

Неожиданно появились бывшие рабы Черномора. Они рассказали, что невидимые духи опять похитили Людмилу и пропал Руслан.

Оказалось, что княжну украл и привез в Киев Фарлаф. Однако тоже не смог разбудить Людмилу. Неожиданно появился Руслан. Он разбудил Людмилу волшебным кольцом Финна.

Источник: http://buh-nds.ru/ochen-kratkoe-soderzhanie-opery-ruslan-i-lyudmila-dlya-detej/

Опера «Руслан и Людмила» (1842)

Ее премьера состоялась ровно через 6 лет после постановки первой оперы Глинки «Жизнь за царя» (27 ноября). После народно-исторической трагедии композитор обратился к сказке, поэтично пересказанной в юношеской поэме А.С. Пушкина (1820 [1]).

Идея создания оперы возникла у Глинки не случайно. Живой интерес к русскому эпосу, «преданьям старины глубокой» испытывали в те годы многие деятели русской культуры.

Не меняя канвы пушкинского текста, композитор внес в него некоторые изменения. Так, например, у Пушкина временами проявляется легкая юношеская ирония по отношению к своим героям, у Глинки этого нет. Наделив положительных героев глубокими характерами, он придал им большую этическую значимость.

Обращение к Пушкину еще сильнее подчеркнуло светлое, гармоничное начало, присущее творчеству Глинки. Его «Руслан» – едва ли не самое «мажорное» произведение во всей оперной классике, посвященное идее торжества любви, победы богатырской силы над темными силами зла.

Либретто Валериана Ширкова, Константина Бахтурина и Михаила Глинки [2].

Пушкинская поэма в интерпретации Глинки отличается эпическим тоном, она как бы «распета на былинный лад» (Асафьев). Композитор назвал свое сочинение«большой волшебной оперой». По жанру это народная сказочно-эпическая опера [3].

Новый жанр определил особенности драматургии «Руслана». Для нее характерны:

  • неспешное развертывание событий, свойственное русским былинам;
  • большая роль «случайности» в развитии сюжета [4];
  • замена острого интонационного конфликта (имевшего место в «Жизни за царя») контрастом. Враждебные силы здесь не столько сталкиваются, сколько контрастно сопоставляются. Самые напряженые и драматические моменты остаются «за кадром» (например, битва Руслана с Черномором);
  • размеренное эпическое повествование складывается в чередование больших контрастных картин:
    • 1-е действие – экспозиция образов главных героев (интродукция: свадебный пир Руслана и Людмилы в княжеских палатах Светозара) и завязка сюжета (похищение Людмилы). Далее следует ряд отдельных картин – эпизодов сказочных приключений героев.
    • 2-е действие: 1-я картина: встреча Руслана с волшебником Финном, его рассказ о любви к волшебнице Наине;
    • 2-я картина: встреча Фарлафа с Наиной, которая обещает помочь ему найти Людмилу;
    • 3-я картина: встреча Руслана с Головой, поединок, рассказ Головы, получение Русланом меча, которым можно сразить Черномора;
    • 3-е действие: волшебный замок Наины, в который попадает вначале Ратмир, а затем Руслан. От волшебных чар Наины их спасает Финн;
    • 4-е действие: Людмила тоскует в волшебных садах Черномора. Появляется Черномор. Руслан звуком сигнального рога вызывает Черномора на битву и побеждает, отрубив его бороду, в которой спрятана волшебная сила. Руслан находит Людмилу, но не может разбудить ее.
    • 5-е действие: 1-я картина: рабы Черномора сообщают Ратмиру об исчезновении Людмилы и о том, что Руслан отправился спасать ее. Финн передает Ратмиру волшебный перстень, который должен разбудить Людмилу.
    • 2-я картина: княжеские палаты Светозара. Фарлаф приносит похищенную им Людмилу, но разбудить ее никто не может. Появляется Руслан и пробуждает ее с помощью перстня, переданного ему Ратмиром. Народ прославляет жениха и невесту.
  • преобладание законченных сцен и отдельных замкнутых номеров, сравнительно небольшая роль сквозного действия;
  • множество равнозначных персонажей, несколько линий действия (Руслан и Людмила, их борьба за счастье и противодействие им Черномора и Наины; Ратмир – Горислава;  Фарлаф и Людмила, отчасти Фарлаф и Наина; Финн и Наина;
  • показ не столько событий, сколько реакции персонажей на них, выраженная в законченных номерах, а также включение номеров, не связанных с действием (песенные «рассказы» Баяна, баллада Финна, рассказ Головы);
  • использование «закона симметрии», характерного для русского фольклора. Тематизм увертюры повторяется в финале 5 действия в той же тональности D-dur, что придает опере особую стройность и завершенность. Кроме того,  возникает и сценическая арка: интродукция и финал рисуют величавые картины Киевской Руси, это монументальные хоровые сцены. Уравновешенность и стройность пропорций отличает не только общую конструкцию в целом, но и отдельные действия, сцены.
  • тот же неписанный закон сказывается в расстановке главных действующих лиц. Двум злым волшебниками – Наине и Черномору – противостоят два добрых вещих старца – Баян и Финн; Руслану и Людмиле «вторит» другая любящая пара – Ратмир и Горислава.

Вместе с тем эпос «Руслана и Людмилы» сказочный. А всякая сказка соотносится с сакральным мифом как его снижение. Вот почему своих «антигероев», которые противостоят светлым персонажам, Глинка не лишает пушкинского юмора. Они, скорее, комичны, чем ужасны. «Черноморское» и волшебное в «Руслане и Людмиле», конечно, враждебно, но как бы понарошку, по-сказочному.

В музыкальном отношении положительны» и отрицательные персонажи в «Руслане и Людмиле» разграничены. Первых характеризует вокальная музыка, вторых – инструментальная. Черномор вообще не поет, он немой персонаж, а Наина поет на одной-двух нотах сухой скороговоркой.

Важным средством обрисовки фантастических героев является гармония – целотонная «гамма Черномора», элементы уменьшенного лада (например, уменьшенное трезвучие в характеристике Наины), острые диссонансы.

Изысканность глинкинской фантастики сближает «Руслана» с «Обероном» Вебера и «Волшебной флейтой» Моцарта.

В характеристике положительных героев господствует народно-песенный тематизм. Композитор воссоздает наиболее яркие особенности русской народной песни, ее мелодику, гармонию, ритмику, не прибегая к прямому цитированию.

Особенно широко представлены древнейшие пласты музыкального фольклора – обрядовые песни (свадебные, величальные), былины, плачи и причеты (в хорах 5-го действия, отчасти в партии Людмилы в плену у Черномора), интонации эпических песен в партии Руслана.

Контрастно сопоставляются в «Руслане и Людмиле» не только реальность и фантастика, но и Русь с Востоком. В восточных сценах композитор использует подлинные народные мелодии, бытующие в разных регионах Кавказа и Ближнего Востока – арабские, персидские, грузинские.

Таким образом, «Восток» Глинки – это собирательное понятие, без точных национальных координат. Богатейшая фантазия композитора сотворила целый мир красочных, изысканных, необычных по звучанию музыкальных образов – то темпераментных и энергичных, то созерцательных, томных, упоительных.

Эти находки позднее легли в основу оригинальной сферы русской музыки – «русского Востока».

Читайте также:  Краткое содержание руссо об общественном договоре точный пересказ сюжета за 5 минут

Оркестровое мастерство – одна из отличительных особенностей «Руслана и Людмилы».

Некоторых героев постоянно сопровождают определенные тембры (поэтому они называются лейттембрами): образ Руслана связан с тембром кларнета, Людмилы – с легкими пассажами флейты или со скрипкой, Гориславы – с «экзотическим» тембром фагота. Ратмира сопровождает тембр английского рожка, Наину – «колючее» звучание деревянных духовых, играющих стаккато.

Экспозицией важнейших тем оперы и концентрированным выражением ее идеи является увертюра, написанная после завершения оперы. Форма сонатная, построенная на сопоставлении противоборствующих образов: светлое, положительное начало сосредоточено в экспозиции, репризе и заключительной части коды; разработка и начальный раздел коды посвящены образам злой фантастики.

Начало увертюры (вступительный раздел, главная партия и начало связующей) целиком взяты из финала пятого действия. Богатырские образы проявляются уже в теме вступления – могучих аккордах плагального соотношения (Т-S-Т). Сам композитор  сравнил их с мощным ударом кулака.

Главная тема стремительна и оптимистична, «летит на всех парусах» (выражение Глинки). Она основана на гексахордовой попевке («глинкинский гексахорд»).

В связующей партии впервые появляется фрагмент целотонной гаммы (гаммы Черномора). В основе побочной партии – лирическая тема любви Руслана («О, Людмила, Лель сулил мне радость» из его арии).

В разработке вновь возникает образ Черномора – в «аккордах оцепенения», которые звучат в сцене похищения Людмилы.

В коде у тромбонов дважды проходит полная целотонная гамма («гамма Черномора»), но после нее возвращаются интонации главной партии и вступления, воплощая идею торжества добра над злом.

Первое действие

Первое действие открывается монументальной хоровой сценой. Это интродукция, музыка которой создает ощущение древности. Главной фигурой интродукции является певец-сказитель Баян, известный по старинным сказаниям – образ-символ, воплощающий народную мудрость [5].

По форме  интродукция представляет собой рондообразную композицию. Рефреном служит запев Баяна «Дела давно минувших дней», развивающийся  у хора и солистов (на основной попевке – глинкинском гексахорде), а эпизодами – две песни сказителя. Хоры интродукции написаны в старинном жанре величальных свадебных песен.

В первой песне Баяна (тенор) – «Оденется с зарею» (с.23) – звучит предсказание будущих драматических событий оперы (о том, что «рок грозит жениху гибелью»). Характер былинного сказа подчеркивают аккорды  arpeggiato арфы и фортепиано.

Они имитируют игру на гуслях, которой традиционно сопровождалось исполнение былин. Народный колорит создается и ладовыми средствами (используется фригийский и натуральный минор).

Также типично для русской народной песни поэтическое сопоставление образов природы и человека (цветок любви и жених, буря и рок).

Вторая песня Баяна – «Есть пустынный край» (с.32) – вносит в праздничную атмосферу элемент лирического раздумья. Она посвящена памяти Пушкина («но недолог срок на земле певцу») [6].

Характеры главных героев раскрываются в развернутых ариях-портретах. Людмила (сопрано) является воплощением женственности, красоты и любви. Это идеальный возвышенный образ – архетип  чистоты, искренности и верности. Ее первая характеристика дана в каватине из 1-го действия. Это огромная сцена с участием хора.

Сначала, согласно свадебному обряду, Людмила прощается с отчим домом – «Грустно мне, родитель дорогой» (с.50). Музыка проникнута светлой грустью. Как и в партии Антониды, здесь сочетаются распевность русской народной песни, интонации городского романса и сложное виртуозное пение.

Виртуозность вокальной партии акцентирует юную жизнерадостность Людмилы.

Реплики хора, утешающего Людмилу и прославляющего Леля[7] – «Не тужи,  дитя родимое» (с.53) – звучат мягко, ласково на 5/4.

Затем героиня обращается к неудачливым претендентам на ее руку – Фарлафу и Ратмиру. С каждым из них она говорит по-разному: с Фарлафом – шутливо («Не гневись, знатный гость» в ритме польки, с.56), к Ратмиру обращается, имитируя восточные интонации («Под роскошным небом юга» с. 57  –  хроматизмы, гармонический мажор).

В целом, в каватине создается образ юной и по-детски беспечной княжны. Кульминация свадебного обряда 1-го действия – хор «Лель таинственный, упоительный» (с. 77), в котором возникает атмосфера древнего языческого действа.

Впечатление архаики создается унисонным исполнением мелодии в пятидольном метре, с повторением звуков в октавном удвоении, диковатыми выкриками «Ой, Дидо!».

Повторение мелодии без изменений образует форму «глинкинских вариаций» (варьируются фактура и оркестровка).

      Хор резко прерывается – начинается сцена похищения Людмилы. Вторжение враждебной фантастической силы меняет строй музыки: грозно звучит целотонная гамма (симметричный лад воспринимается здесь как нечто бесстрастно-холодное, враждебное).

Источник: http://musike.ru/rml/glinka/ruslan

Краткое содержание оперы «Руслан и Людмила» для детей

Краткое содержание оперы «Руслан и Людмила» для детей (3-й класс) описывает события в доступном для них восприятии. Это произведение о любви, ради которой молодым людям пришлось пройти через много испытаний, сражаться с волшебниками, но в конце все заканчивается хорошо.

Краткое описание оперы «Руслан и Людмила»

В замке князя Светозара находится много гостей. Они гуляют на свадьбе его дочери Людмилы. Ее жених благородный витязь Руслан. Баян поет песни о военных походах, прославляя землю русскую. Он и предупредил молодых о нависшей над ними опасности. Их ждут тяжелые испытания и временная разлука. Многие гости завидуют Руслану и очень обрадовались страшному предсказанию.

Вещий Баян успокаивает, что влюбленных будут защищать добрые силы. Гости прославляют молодых. В разгар свадьбы раздается страшный удар грома и наступает полная темнота. Когда она рассеялась, оказалось, что невесту похитили. Ее отец Светозар пообещал полцарства, и выдать ее замуж за того, кто спасет Людмилу.

На поиски отправился Руслан и оказался в землях, где жил чародей Финн. Он предсказал ему победу над грозным Черномором, который украл Людмилу. Затем поведал Руслану собственную историю. Финн был пастухом и влюбился в колдунью Наину, но она на него даже не смотрела. Он никакими поступками и богатством не мог завоевать гордую красавицу и смог добиться этого только магией.

Однако за это время Наина превратилась в старушку. Чародей разлюбил ее, и уже она пытается добиться его любви. Финн предупредил Руслана, чтобы он опасался злой волшебницы. Кроме витязя искать дочь князя отправился еще один из гостей – Фарлаф. Но он очень трусливый и испугался даже страшной старухи Наины. Она решила с помощью Фарлафа отмстить Финну.

В это время Руслан оказался в пустынном поле, на котором после старой битвы было много оружия и останков умерших воинов. Когда туман рассеялся, появилась огромная Голова, поднявшая страшную бурю. Однако Руслан победил ее и нашел старинный меч.

Тогда Голова рассказала витязю историю о неких братьях. Один из них был карликом Черномором и хитростью убил своего братца-великана, отрезал ему голову и спрятал под ней чародейский меч. Когда он оказался в руках Руслана, Голова попросила отомстить за нее.

В дворце Наины служанки предлагают путникам спрятаться от непогоды. Там находится и Горислава, влюбленная в витязя Ратмира, но он ее совсем не замечает. У Наины останавливается и Руслан. Горислава очаровала его своей красотой. Руслана спас Финн, который разрушил злое колдовство. Ратмир остался с Гориславой.

Руслан нашел Черномора. Княжну ничего не радует, она очень скучает по любимому и даже готова на самоубийство. Невидимые духи уговаривают Людмилу подчиниться Черномору, но она противится. Как-то раз Черномор затеял танцы для княжны. Внезапно кто-то затрубил в рог. Это был витязь Руслан, вызвавший Черномора сразиться.

Он погрузил Людмилу в сон и вышел к противнику. Во время поединка Руслан отрезал Черномору чародейскую бороду, и волшебная сила покинула колдуна. Витязь попытался разбудить Людмилу, но не получилось, так как она была заколдована. В долине Ратмир разбил лагерь, и стал охранять ночной отдых друзей.

Неожиданно появились бывшие рабы Черномора. Они рассказали, что невидимые духи опять похитили Людмилу и пропал Руслан. Оказалось, что княжну украл и привез в Киев Фарлаф. Однако тоже не смог разбудить Людмилу. Неожиданно появился Руслан. Он разбудил Людмилу волшебным кольцом Финна. Все ликуют и славят Руслана.

Это было краткое содержание «Руслан и Людмила» (3 класс). Опера учит, что нужно бороться за свое счастье и любовь, а добро всегда побеждает зло.

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/kratkoe-soderzhanie-opery-ruslan-i-lyudmila-dlya-detej.html

Либретто оперы «Руслан и Людмила»

     Опера в пяти действиях Михаила Ивановича Глинки на либретто композитора В.Широкова, при участии К.Бахтурина, Н.Кукольника, Н.Маркевича, А. Шаховского, основанное на одноименной поэме Александра Сергеевича Пушкина.

Опера в пяти актах (восьми картинах)

 Действующие лица:

Светозар, великий князь Киевский…………………………………бас

Людмила, дочь …………………………………………………………сопрано

Руслан, киевский витязь, жених Людмилы…………………………баритон

Ратмир, князь хазарский………………………………………………контральто

Фарлаф, витязь варяжский……………………………………………бас

Горислава, пленница Ратмира…..……………………………………сопрано

Финн, добрый волшебник …….……………………………………….тенор

Наина, злая волшебница………………………………………………меццо-сопрано

Баян, певец …….……………………….……………………………….тенор

Черномор, злой волшебник, карла .…………………………………без пения

Краткое содержание

     Высокие хоромы великого князя Киевского Светозара полны гостей. Князь празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. Вещий Баян запевает песню о славе русской земли, о смелых походах.

Он предсказывает судьбу Руслана и Людмилы: над героями нависла смертельная опасность, им уготованы разлука, тяжкие испытания. Руслан и Людмила клянутся друг другу в вечной любви. Ратмир и Фарлаф, завидуя Руслану, втайне радуются предсказанию.

Однако Баян всех успокаивает: незримые силы защитят влюбленных и соединят их. Гости славят молодых. Снова звучат напевы Баяна. На этот раз он предсказывает рождение великого певца, который сохранит от забвения историю Руслана и Людмилы.

2 В разгар свадебного веселья раздается удар грома, все погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасет княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски.

     В далеком северном краю, куда странствия привели Руслана, живет добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором. По просьбе Руслана Финн рассказывает свою историю. Бедный пастух, он полюбил красавицу Наину, но та отвергла его любовь.

Читайте также:  Краткое содержание маска красной смерти эдгара по точный пересказ сюжета за 5 минут

Ни подвигами, ни богатством, добытым в смелых набегах, не мог он завоевать сердце гордой красавицы. И лишь с помощью магических чар Финн внушил Наине любовь к себе, но Наина тем временем стала дряхлой старухой. Отвергнутая волшебником, теперь уже она преследует его.

Финн предостерегает Руслана против козней злой волшебницы. Руслан продолжает свой путь.

      Ищет Людмилу и Фарлаф. Но все, что встречается на пути, пугает трусливого князя. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха. Это Наина. Она хочет помочь Фарлафу и этим отомстить Финну, который покровительствует Руслану. Фарлаф торжествует: близок тот день, когда он спасет Людмилу и станет обладателем Киевского княжества.

     Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место. Он видит поле, усеянное костями павших воинов и оружием. Туман рассеивается, и перед Русланом возникают очертания огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю, поднимается буря.

Но, пораженная копьем Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев — великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел своего брата и, отрубив ему голову, заставил ее сторожить волшебный меч.

Отдавая меч Руслану, Голова просит отомстить злому Черномору.

      Волшебный замок Наины. Девы, подвластные колдунье, приглашают путников укрыться в замке. Здесь же тоскует возлюбленная Ратмира — Горислава. Появившийся Ратмир не замечает ее. В замок Наины попадает и Руслан: он очарован красотой Гориславы. Витязей спасает Финн, разрушающий злые чары Наины. Ратмир, возвращенный Гориславе, и Руслан вновь отправляются в путь на поиски Людмилы.

      В садах Черномора томится Людмила. Ничто не радует княжну. Она тоскует по Киеву, по Руслану и готова покончить с собой. Невидимый хор слуг уговаривает ее подчиниться власти чародея. Но их речи вызывают лишь гнев гордой дочери Светозара. Звуки марша возвещают о приближении Черномора.

Рабы вносят на носилках карлика с огромной бородой. Начинаются танцы. Внезапно раздается звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы.

Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна.

      В долине разбит стан Руслана. Ночь. Ратмир охраняет сон друзей. Вбегают испуганные рабы Черномора, которых Руслан освободил из-под власти злого волшебника. Они сообщают, что невидимой силой вновь похищена Людмила, вслед за которой скрылся и Руслан.

     Фарлаф, похитив с помощью Наины княжну, привез ее в Киев, Но никто не в силах пробудить Людмилу. Светозар оплакивает дочь. Неожиданно появляется Руслан. Волшебным перстнем Финна он пробуждает княжну. Ликующие киевляне славят храброго витязя, воспевают отчизну.

Источник: http://pedagog39.ru/uchenikam/libretto/libretto-opery-ruslan-i-lyudmila/

Краткое содержание Михаил Иванович Глинка. Руслан и Людмила

РУСЛАН И ЛЮДМИЛА

https://www.youtube.com/watch?v=lQjHkoyNvAE

Опера в пяти актах (восьми картинах)

Действующие лица:

Светозар, великий князь Киевский

Людмила, дочь его

Руслан, киевский витязь, жених Людмилы

Ратмир, князь хазарский

Фарлаф, витязь варяжский

Горислава, пленница Ратмира

Финн, добрый волшебник

Наина, злая волшебница

Баян, певец

Черномор, злой волшебник, карла

Бас

Сопрано

Баритон

Контральто

Бас

Сопрано

Тенор

Меццо сопрано

Тенор

Без пения

Сыновья Светозара, витязи, бояре и боярыни, сенные девушки и мамки, отроки, гридни, чашники, стольники, дружина и народ; девы волшебного замка, арапы, карлы; рабы Черномора, нимфы, ундины.

Действие происходит во времена Киевской Руси.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

“Первую мысль о Руслане и Людмиле подал мне наш известный комик Шаховский…1 На одном из вечеров Жуковского Пушкин, говоря о поэме своей “Руслан и Людмила”, сказал, что он бы многое переделал; я желал узнать от него, какие именно переделки он предполагал сделать, но преждевременная кончина его не допустила меня исполнить это намерение”. Так описывает Глинка зарождение замысла оперы “Руслан и Людмила”. Композитор начал работать над оперой в 1837 году, не имея еще готового либретто. Из-за смерти Пушкина он был

вынужден обращаться к второстепенным поэтам и любителям из числа друзей и знакомых. Среди них были Н. В. Кукольник (1809-1868), В. Ф. Ширков (1805-1856), Н. А. Маркевич (1804-1860) и др.

В текст оперы вошли некоторые фрагменты поэмы, но в целом он написан заново. Глинка и его либреттисты внесли ряд изменений в состав действующих лиц.

Исчезли одни персонажи (Рогдай), появились другие (Горислава); подверглись некоторой переделке и сюжетные линии поэмы.

Замысел оперы в значительной степени отличается от литературного первоисточника. Гениальной юношеской поэме Пушкина (1820), основанной на темах русского сказочного эпоса, присущи черты легкой иронии, шутливого отношения к героям. От такой трактовки сюжета Глинка решительно отказался. Он создал произведение эпического размаха, исполненное больших мыслей, широких жизненных обобщений.

В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни.

Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров, сложных взаимоотношений между людьми, создав целую галерею человеческих типов.

Среди них – рыцарски благородный и мужественный Руслан, нежная Людмила, вдохновенный Баян, пылкий Ратмир, верная Горислава, трусливый Фарлаф, добрый Финн, коварная Наина, жестокий Черномор.

Опера писалась Глинкой в течение пяти лет с большими перерывами: она была закончена в 1842 году. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) того же года на сцене Большого театра в Петербурге.

МУЗЫКА

“Руслан и Людмила” – эпическая опера. Монументальные образы Киевской Руси, легендарные фигуры великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и величии народной жизни.

Значительное место в опере занимают фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом. Основной конфликт – столкновение сил добра и зла – отражен в музыке оперы благодаря рельефному противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц.

Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного “говорка” (Наина).

Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия.

Идея произведения – торжество светлых сил жизни – раскрывается уже в увертюре, в которой использована ликующая музыка финала оперы. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания.

Первый акт впечатляет широтой и монументальностью музыкального воплощения. Акт открывается интродукцией, включающей ряд номеров. Песня Баяна “Дела давно минувших дней”, сопровождаемая переборами арф, имитирующих гусли, выдержана в мерном ритме, полна величественного спокойствия.

Лирический характер имеет вторая песня Баяна “Есть пустынный край”. Интродукция завершается мощным заздравным хором “Светлому князю и здравье и слава”. Каватина Людмилы “Грустно мне, родитель дорогой” – развитая сцена с хором – отражает различные настроения девушки, шаловливо-грациозной, но способной и на большое искреннее чувство.

Хор “Лель таинственный, упоительный”, воскрешает дух древних языческих песен. Сцена похищения начинается резкими аккордами оркестра; музыка принимает фантастический, сумрачный колорит, который сохраняется и в каноне “Какое чудное мгновенье”, передающем состояние оцепенения, охватившее всех.

Венчает акт квартет с хором “О витязи, скорей во чисто поле”, полный мужественной решимости.

Второй акт, состоящий из трех картин, начинается симфоническим вступлением, рисующим суровый таинственный северный пейзаж, объятый настороженной тишиной.

В первой картине центральное место занимает баллада Финна; музыка ее создает благородный образ, исполненный глубокой человечности и нравственной красоты.

Вторая картина по своему характеру противоположна первой. Облик Наины очерчен колючими ритмами коротких оркестровых фраз, холодными инструментальными тембрами. Меткий комический портрет ликующего труса запечатлен в рондо Фарлафа “Близок уж час торжества моего”.

В центре третьей картины великолепная по музыке ария Руслана; ее медленное вступление “О поле, поле, кто тебя усеял мертвыми костями” передает настроение глубокого, сосредоточенного раздумья; второй раздел, в быстром энергичном движении, наделен чертами героики.

Третий акт наиболее разнообразен по красочности, живописности музыки. Чередующиеся хоры, танцы, сольные номера рисуют обстановку волшебного замка Наины. Чарующе-обольстительно звучит гибкая, проникнутая сладостной истомой мелодия персидского хора “Ложится в поле мрак ночной”.

Каватина Гориславы “Любви роскошная звезда” полна горячего, страстного чувства.

Ярко выраженным восточным колоритом отмечена ария Ратмира “И жар и зной сменила ночи тень”: прихотливая мелодия медленного раздела и гибкий вальсообразный ритм быстрого обрисовывают пылкую натуру хазарского витязя.

Четвертый акт отличается пышной декоративностью, яркостью неожиданных контрастов. Ария Людмилы “Ах ты доля, долюшка” – развернутая монологическая сцена; глубокая печаль переходит в решимость, негодование и протест.

Марш Черномора рисует картину причудливого шествия; угловатая мелодия, пронзительные звуки труб, мерцающие звучания колокольчиков создают гротескный образ злого чародея.

За маршем следуют восточные танцы: турецкий – плавный и томный, арабский – подвижный и мужественный; танцевальную сюиту заключает огненная, вихревая лезгинка.

В пятом акте две картины. В центре первой – проникнутый негой и страстью романс Ратмира “Она мне жизнь, она мне радость”.

Вторая картина – финал оперы. Суровый, горестный хор “Ах ты, свет-Людмила” близок народным плачам-причитаниям. Печалью окрашен и второй ход “Не проснется птичка утром”, прерываемый скорбными репликами Светозара.

Музыка сцены пробуждения овеяна утренней свежестью, поэзией расцветающей жизни; мелодию, полную живого, трепетного чувства, (“Радость, счастье ясное”), запевает Руслан; к нему присоединяется Людмила, а затем остальные участники и хор.

Заключительный хор (“Слава великим богам”) звучит ликующе, светло и жизнерадостно (музыка увертюры).

1 А. А. Шаховский (1777-1846) – драматург, автор многих водевилей и комедий.

2 Вторая песня Баяна, непосредственно не связанная с сюжетом, является своего рода музыкальным посвящением Пушкину.

Источник: http://home-task.com/kratkoe-soderzhanie-mixail-ivanovich-glinka-ruslan-i-lyudmila/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector