Краткое содержание оперы садко римского-корсакова точный пересказ сюжета за 5 минут

Краткое содержание, пересказ, изложение, сюжет оперы: Николай Андреевич Римский-Корсаков. Садко

Краткое содержание оперы Садко Римского-Корсакова точный пересказ сюжета за 5 минут

САДКО

Опера-былина в семи картинах

Либретто Н. А. Римского-Корсакова и В. И. Бельского

Действующие лица:

Фома НазарьичЛука Зиновьич } старшина и воевода,настоятели новгородские тенорбас
Садко, гусляр и певец в НовгородеЛюбава Буслаевна, молодая жена егоНежата, молодой гусляр из Киева-города тенормеццо‑сопраноконтральто
ДудаСопель1-й, 2-й } скоморошины удалые бастенор1-е и 2-е меццо‑сопрано
ВаряжскийИндийскийВеденецкий } заморские гости бастенорбаритон
Океан-море, царь морскойВолхова, царевна прекрасная, его дочьмолодшая, любимаяВидение: Старчище могуч-богатырьво образе калики перехожего бассопранобаритон

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Об опере на сюжет новгородской былины о Садко Римский-Корсаков думал еще в 1880-х годах, но к работе над ней приступил лишь летом 1894 года. Своим замыслом Римский-Корсаков поделился с В. В.

Стасовым — выдающимся ученым-демократом и музыкальным критиком, с которым его связывала многолетняя творческая дружба.

Стасов откликнулся большим письмом, в котором, ссылаясь на многочисленные варианты былины, советовал композитору шире показать картины реальной народной жизни и быта древнего Новгорода.

Опера по первоначальному плану, в котором много места уделялось сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 года.

Однако со временем Римский-Корсаков принял стасовские предложения и летом следующего года подверг произведение серьезной переработке, воспользовавшись при этом помощью В. И.

Бельского (1866—1946) — будущего либреттиста «Сказки о царе Салтане», «Сказания о граде Китеже» и «Золотого петушка».

Благодаря переделкам, рядом с образом народного певца, гусляра Садко, возник образ его жены Любавы — преданной, верно любящей русской женщины; народные сцены были значительно развиты и обогащены новыми эпизодами.

Опера приобрела характер полнокровного, правдивого повествования о могучей и самобытной жизни народа, заняв место среди наиболее ярких и значительных произведений русской оперной классики.

Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием; Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара. Впервые «Садко» был поставлен на сцене московской частной оперы С. И. Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря 1897 года (7 января 1898 года) и прошла с большим успехом.

СЮЖЕТ

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и властью.

Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода.

Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.

Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей. Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского.

Полонили ее чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье. Близится рассвет, из озерной глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей.

Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа. Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и заботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей красотой царевна Волхова. Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось ему обещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ. Сюда пришел Садко со своей заветной думой. Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад.

Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде. Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Заморские купцы — варяжский, индийский и веденецкий — рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь.

Он простился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые края.

Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его корабль среди моря. Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани.

Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом — все стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий выпал Садко.

Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.

Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами.

Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко. Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой.

Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены — Любавы Буслаевны.

Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут к Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ.

Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего — широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря. Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

МУЗЫКА

«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах. Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.

Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.

Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Океан-море синее».

Картина первая — большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем. Ее среднюю часть составляют два эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена Садко с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золота казна», незаметно переходящий в арию. Картина завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора.

Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка».

Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Оживленная хороводная песня Садко сменяется мечтательным и чистым любовным дуэтом, в который временами вплетаются доносящиеся издали отголоски хороводной песни.

Прощание Садко и Волховы прерывается таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.

Небольшое оркестровое вступление к третьей картине предшествует речитативу и арии Любавы, проникнутым глубокой грустью и тоской; при появлении Садко печаль сменяется радостным оживлением.

В следующей затем сцене взволнованным, полным любви и озабоченности репликам Любавы противопоставлены мечтательные фразы Садко; в оркестре звучат мелодии царевны Волховы.

Решительный речитатив Садко и страстная молитва покинутой Любавы завершают картину.

Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко.

В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов, голоса настоятелей и Нежаты тесно переплетаются, объединяясь в развернутый ансамбль, подготавливающий появление Садко.

Следует ряд речитативных эпизодов (спор с купцами, ловля рыбы), которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота.

Обращение Садко к дружине и хоры дружинников, выдержанные в духе привольной русской песни, обрамляют величавое пение Нежаты «Как на озере на Ильмене».

Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (итальянского; город Веденец — Венеция) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.

Оркестровое вступление к пятой картине рисует морской пейзаж (музыка та же, что и во вступлении к опере).

В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль, высота» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам.

Читайте также:  Краткое содержание вересаев состязание точный пересказ сюжета за 5 минут

Широкий оркестровый эпизод, построенный на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в морскую пучину (переход к следующей картине).

Картина шестая начинается хором девиц подводного царства с участием Волховы. К светлой величальной песне Садко «Синее море грозно, широко» присоединяются голоса Волховы, царя Морского и его дочерей. Яркими оркестровыми красками переливается «шествие чуд морских».

Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков, золотоперых и сереброчешуйных рыбок. Плясовая песня Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую общую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа.

Симфоническое развитие музыкальных тем моря, в которое вплетаются голоса Садко и Волховы, приводит к последней, заключительной картине оперы.

Картина седьмая открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы. Ярким контрастом ей звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мужественная мелодия песни «Высота ль, высота» (появление кораблей), которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.



Источник: http://vsekratko.ru/opera/088.html

Опера «Садко» – факты, видео, содержание

Н.А. Римский-Корсаков опера «Садко»

Опера-былина Н.А. Римского-Корсакова «Садко» — это образец подлинного народного стиля.

Она завораживает своим необычным сюжетом, полностью основанном на русских былинах и привлекает сказочно-фантастическими образами, а также столь любимой композитором зарисовкой морской стихии.

Кроме того, все красочное действие разворачивается на фоне подлинных народных тем. Над либретто оперы трудился В. И. Бельский, который после этого работал и над другими произведениями композитора.

 Действующие лица Голос Описание
Садко тенор новгородский певец и гусляр
Любава Буслаевна меццо-сопрано жена Садко
Фома Назарыч бас старшина Новгорода
Лука Зиновьич тенор воевода Новгорода
Нежата контральто юный киевский гусляр 
Океан-Море бас повелитель моря
Волхова сопрано дочь морского повелителя

Краткое содержание

По сюжету спектакля, Садко – это новгородский гусляр, который мечтает о странствиях и приключениях. Песни, в которых музыкант осуждает купцов за пустое хвастовство и отказывается славить богатство, пришлись не по нраву высшей знати и его прогоняют с городского пира.

Гусляр отправляется на берег Ильмень-озера, чтобы там петь свои чудесные песни. По душе пришлось творчество молодого человека дочерям Царя Морского и одна из них – Волхова, предсказала Садко благополучие и пообещала подарить три рыбки золото-перо.

Решил тогда гусляр на торговой площади бросить вызов купцам. Пообещал Садко предоставить доказательства, что есть в Ильмень-озере диковинная золотопёрая рыба. Закинув невод, достал он сразу три рыбешки, которые вмиг стали драгоценными слитками.

Сказочно разбогател Садко, сразу же собрал дружину и снарядил корабль, чтобы отправиться в страны заморские. Дома осталась ждать его красавица жена.

Двенадцать лет странствовал гусляр со своей дружиной, все это время Морской Царь не отпускал его домой. Садко догадался, что он требует плату, однако, не сразу понял какую именно. Дело в том, что сама Волхова – дочка Владыки Морского захотела заполучить гусляра, так полюбившегося ей.

Ничего не оставалось Садко, как отправиться к ней, в морскую бездну. Оказавшись на дне, он встречает Морского Царя и его семью. Своим чудесным пением, гусляр очаровал не только Царицу, но и самого Владыку Морского и было решено сыграть свадьбу Садко и Волховы.

Во время праздничного веселья внезапно возникает Видение-Старчище и советует гусляру возвращаться назад в Новгород.

На берег музыкант уже отправляется со своей новой женой. Оказавшись на суше, Садко засыпает, а его жена – Царица Волхова остается охранять покой любимого. С рассветом, исчезает дочь Царя Морского, словно призрачное видение и Садко встречается со своей законной женой Любавой, преданно ждавшей его все это время.

Без следа испаряется с утренним туманом Царица Морская, оставив после себя лишь реку Волхову, которая соединяется теперь с Ильмень-озером, а по ее руслу наконец-то возвращаются домой корабли Садко, вместе со всей дружиной.

Вышли все жители города посмотреть на чудо-чудное – реку, внезапно появившуюся из ниоткуда и встретить дорогих гостей.

Продолжительность спектакля  
I Акт II Акт III Акт        
50 мин. 60 мин. 60 мин.

 Фото:

Интересные факты

  • Премьера «Садко» прошла с огромным успехом, несмотря на то, что первоначально дирекция Мариинского театра не одобрила спектакль. Более того, Николай II сам вычеркнул это произведение из репертуара.
  • Опера включает в себя несколько отрывков из симфонической поэмы “Садко”, которая была написана Римским-Корсаковым 30-ю годами ранее на тот же сюжет.
  • Инструментальная аранжировка Томми Дорси “Песни индийского гостя” 1938 года, сразу стала классикой джаза.
  • Целых 3 столетия (12-15 вв.) через Новгород проходили все товарные перевозки с Запада на Русь. За счет такой монополии над всем русским рынком, Новгород заработал преимущество перед другими городами Руси в политическом могуществе и богатстве. Ни одному заморскому купцу не было возможности пройти мимо города рыночных дел. По некоторым источникам считается, что Садко – историческая личность. В новгородской летописи (1167г.) сохранилась запись о Садко Сытиниче, заложившим церковь из камня. Это церковное построение дало возможность сохранить в памяти народа имя “сказочного” героя Садко, а также это подтверждает информацию о том, что он был богат и занимался строительным делом.
  • Квалифицированные историки и фольклористы склоняются к мнению, что история о Садко – вымысел. Одно из доказательств мистификации, по мнению специалистов то, что в писаниях “Джагфар Тарихы” (Фальшивая, историческая летопись. Историки относят этот булгарский свод конца 20 века к современным подделкам) присутствует рассказ о Садыке, который являлся новгородским купцом. По данным текстам Садыка перешел служить тюркам, после заточения в плену.
  • Сценические подробности, многие монологи и диалоги, а также детали по декорациям, которые были упомянуты в нотном тексте, Римский-Корсаков заимствовал полностью из разных былинных и песенных источников, а также не обделил вниманием народные заговоры и причитания. Так, два номера из оперы откровенный народный эпос, Николай Андреевич их только немного сократил, речь идет о былине о Волхве и о песне о Соловье.
  • Московская частная опера С. И. Мамонтова стала первым театром, где была поставлена данная музыкальная драма. Но после удачной постановки в помещении практически сразу произошло воспламенение. Загородный проспект, дом 28 – это адрес, по которому Николай Андреевич провел целых 15 лет. На сегодняшний день его квартира является музеем. Такие великие оперные произведения как “Садко”, “Царская невеста”, “Сказка о царе Салтане”, были сочинены в этой самой квартире. По настоящий день всё сохранено также, как и при живом Николае Андреевиче.
  • Существуют различные варианты сказаний о Садко богатом госте. В содержание произведения композитор многое взял из этих вариаций, а также соединил их со сказками, находящимися в сборнике Афанасьева.
  • В былине о гусляре, время произошедшего указано 11-12 вв., но Николай Андреевич изменил временные рамки, создав музыкальную драму полусказочной и полуисторической. Римский-Корсаков написал произведение, имея в виду века, когда в Новгороде только стало появляться понимание, что такое христианство, а старо-языческие веры имели еще очень сильное влияние на народ.
  • Народный художник СССР Ф.Ф. Федоровский в свое время был создателем художественного оформления оперы “Садко” (Большой театр). Будучи увлеченным древнерусскими всевозможными эпическими сказаниями, а также бытом, Федоровский творчески вдохновлялся подобными источниками. Именно благодаря такой заинтересованности, художник создал великолепные декорации и костюмы к музыкальной драме “Садко”. Его художественный труд был настолько хорошо оценен, что в середине 20 века ему вручили Сталинскую премию первой степени. 

Музыка

Опера “Садко” эпическая. Так, Римский-Корсаков, последователь Глинки, сохранил традиции, которые Михаил Иванович заложил в музыкальной драме “Руслан и Людмила”. Одна из особенностей, что содержит в себе эпическая драматургия – это отсутствие в опере делений на действия. Произведение “Садко” умещается в семи картинах.

Композитор во время постановок все-таки давал возможность делать разделения. Первый предложенный им вариант – это делить на два действия, второй – на пять. Для создания опоры всей партитуры, композитором было очень грамотно продумано построение и размещение сцен с большим количеством участников.

Автор сделал структуру партий равномерной: массовые произведения в первой, четвертой и седьмой картине. Раскрытие фантастических образов осуществились во второй и шестой картине, а в третью и пятую вписались лирико-драматические образы. У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты.

Это показывают обширные и развивающиеся вокальные арии и песни, изображенные в декорациях жизнь и быт народа. В музыкальном содержание оперы сильно выделяются насыщенность, красочность и контрастность.

Сказочный подводный мир воплощается с помощью гибких средств, особой гармонии и своенравной мелодики, и эти подводные образы противопоставляются реальным: русским людям, быту.

Интересно, что вся опера имеет неравномерное развитие: есть такие моменты, когда действие на сцене, как бы “прекращается”, и тем самым зритель свое внимание сосредотачивает на красоте музыки и поставленных массовых номерах. Николай Андреевич часто и активно затрагивает русскую народную тему и “морской” лейтмотив в музыке к произведению.

Читайте также:  Краткое содержание одоевский городок в табакерке точный пересказ сюжета за 5 минут

Популярные арии и номера

Песня Садко “Заиграйте, мои гусельки” – слушать

Колыбельная Волховы «Сон по бережку ходил» – слушать

Вступление “Океан-море синее” – слушать

Песня индийского гостя – слушать

История создания

Работать над “Садко” Римский-Корсаков начал в летний сезон 1894 года, хотя о сюжете на сказания о заморском госте, он задумывался практически за 15 лет до начала создания. О своей идее, музыкальный художник, написал критику В. В. Стасову.

Они были хорошими друзьями, которых тесно объединяло совместное творчество.

Стасов ответил обширным письмом, где давал ссылки на различные вариации былины, и рекомендовал композитору больше уделить внимание реальным картинам народной жизни и новгородского быта того времени.

В первоначальном сочинении, главенство было у сказочно-фантастических сцен. Само произведение было готово в 1895 году (осенью). Но позже композитор прислушался к совету друга, и уже летом нового года основательно переработал свое детище. Теперь у него появляется помощник – В. И. Бельский – с этим либреттистом Николай Андреевич работал в будущем еще над несколькими операми.

После переделанной партитуры образовались новые персонажи. Гусляр Садко, народный певец обзавелся женой Любавой, которая любила мужа, была ему предана и верна.

Также сцены с народом были увеличены, стали более развиты, и обогатились новыми элементами. Такая музыкальная драма получила полнокровный, правдивый характер.

И это повествование о мощной, неповторимой народной жизни заняло значительное место среди других великих оперных классический произведений.

Постановки

Премьеру постановки планировали сделать в Мариинском театре в 1896 году, но задуманное не свершилось. Лично Николай II не пропустил “Садко” к показу зрителю, вычеркнув произведение из предложенной программы театра.

Произошла премьера только 26 декабря следующего года (по старому календарю) в московском частном театре С.И. Мамонтова. Опера получилась очень успешной, в том числе благодаря великолепным декорациям К. Коровина.

В этой музыкальной драме раскрылся неповторимый талант Надежды Забелы-Врубель, исполнительницы партии Волховы. Варяжским гостем блистательно выступил Федор Шаляпин!

Именно, благодаря “былинному речитативу”, как считал сам Римский-Корсаков, опера “Садко” выделялась из других написанных произведений композитора.

Опера “Садко” – одно из самых популярных и востребованных среди других сочинений Николая Анреевича. До сегодняшних дней, она имеет популярность за границей и ставится в лучших театрах мира. На Российских сценах музыкальная драма “Садко” имеет большую популярность.

«Садко» — это не просто опера, это эпичное произведение, которое характеризуется плавным и замедленным действием, словно спокойное течение реки. Она раскрывает перед слушателем образы старинных сказаний и былин. Эта опера придется по душе как взрослым, так и детям, которые оценят сказочный мир морского царства и, конечно же, необыкновенно прекрасную музыку Н.А. Римского-Корсакова.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: смотреть оперу «Садко»

Мы рады вам предложить оперных певцов и симфонический оркестр для исполнения арий и отрывков из оперы «Садко»на вашем мероприятии.

Источник: http://soundtimes.ru/opera/spektakli/opera-sadko

Римский-Корсаков. Опера «Садко»

Клипер «Алмаз» и Сокол-корабль

В сентябре 1862 года военный парусник клипер «Алмаз» вытянулся на рейд, готовый к заграничному плаванию. 21 октября он поднял якорь, и команда «Алмаза» надолго простилась с Кронштадтом и Россией.

«Мы вступили в полосу северо-восточного пассата и вскоре пересекли тропик Рака. Чудная погода, ровный, тёплый ветер, легко взволнованное море, тёмно-лазоревое небо с белыми кучевыми облаками не изменялось во всё время перехода по благодатной полосе пассата.

Чудные дни и чудные ночи! Дивный, тёмно-лазоревый днём цвет океана сменялся фантастическим фосфорическим свечением ночью. С приближением к югу сумерки становились всё короче и короче, а южное небо с новыми созвездиями всё более и более открывалось. Какое сияние Млечного Пути с созвездием Южного Креста… Вскоре все звёзды обоих полушарий стали видны.

Большая Медведица стояла низко над горизонтом, а Южный Крест поднимался всё выше и выше.

Свет ныряющего среди кучевых облаков месяца в полнолуние просто ослепителен. Чудесен тропический океан со своей лазурью и фосфорическим светом, чудесно тропическое солнце и облака, но ночное тропическое небо на океане чудеснее всего на свете!»

Только человек, по-настоящему влюблённый в море, – моряк или путешественник – мог так восторженно писать о нём.

Действительно, эти строки написаны (впоследствии) одним из гардемаринов – выпускников морского корпуса, – совершивших своё первое большое плавание на клипере «Алмаз».

Однако книга, из которой взят этот отрывок, называется несколько неожиданно: «Летопись моей музыкальной жизни», и автор её – композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков.

Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года в Тихвине Новгородской губернии. К музыке его влекло с самого детства. Но не меньше манило его море.

Одинаково жадно слушал он пение матери и рассказы старшего брата, морского офицера. В шесть лет Ника (так звали мальчика родные) стал заниматься музыкой, а в двенадцать отец привёз его в Петербург и определил в Морской корпус. Две дороги лежало перед будущим композитором, и каждая из них была мила его сердцу. Вторая, быть может, (в двенадцать–то лет) казалась даже милее первой…

В Морском корпусе Николай учился прилежно и ровно, также он продолжал учиться игре на фортепиано.

В 1861 году Римский-Корсаков стал членом «Балакиревского кружка», известного более как «Могучая кучка», куда входили Даргомыжский, Мусоргский, Кюи и – несколько позже – Бородин. По «благословению» и под руководством Балакирева начинающий композитор приступил к созданию своей Первой симфонии. Начало работы над нею совпало с окончанием Морского корпуса.

Римский-Корсаков получил офицерское звание и должен был отправиться в дальнее плавание на клипере «Алмаз».

Плавание продлилось три года (1862-65). Путешествуя по белому свету, новоявленный офицер не отрывался от «Могучей кучки», поддерживал переписку с Балакиревым.

Правда, писать музыку в «каютных» условиях было не так-то легко, на «Алмазе» не было рояля. Всякий раз, когда корабль заходил в порт, композитор опрометью бросался на берег в поисках ресторана, где можно было бы посидеть – нет, не за бокалом вина – за инструментом.

В декабре 1865 года Римский-Корсаков вернулся на родину и наконец-то закончил свою Первую симфонию. Первое её исполнение прошло с большим успехом, и этот успех помог Римскому-Корсакову «решить» свою жизнь: отныне, понял он, она будет связана не с морем, но с музыкой.

В 1871 году Римский-Корсаков стал профессором Петербургской консерватории.

Профессор Петербургской консерватории, требовательный учитель, высокообразованный музыкант и замечательный композитор, актёр любимых и известных всем опер, романсов, симфонических картин – таким его знает весь мир.

Пожалуй, только по какой-то особой подтянутости, стройности его высокой фигуры да ещё по необыкновенной дисциплинированности угадывали консерваторские студенты бывшего морского офицера в своём строгом седом профессоре.

Как же случилось, что человек, так сильно любивший море, так чувствовавший его красоту, изменил ему и отдал все свои силы, весь талант, всю жизнь музыке?

Не будем торопиться с ответом, а лучше вспомним о том, что произошло в 1897 году – через 35 лет после ухода «Алмаза» в плаванье.

В декабре 1897 года в Москве, на сцене частного оперного театра Мамонтова, была поставлена опера Римского-Корсакова «Садко».

И как знать: не будь на свете клипера «Алмаз», – может быть, не ушёл бы в плаванье в неизведанный Окиан-море синее другой корабль – Сокол-корабль весёлого гусляра Садко.

Не двинулся бы по холщовым волнам, мимо рисованных теремов Господина Великого Новгорода, под удалую песню корабельщиков. Не зазвучал бы, провожая корабль, странный и таинственный голос морской царевны Волховы.

Не родилась бы прекрасная музыка «Окиана-моря синего».

Опера «Садко»

Слушание: Интродукция «Океан-море синее». Грозен и могуч «Окиан-море синее», мерно и тяжело катит он свои волны… Звучащий океан.

Эту музыкальную тему даже не назовёшь мелодией, так она проста: все время повторяются три звука, три ноты на фоне рокочущего сначала низко в басах, затем выше, у скрипок, сопровождения.

Но в размеренной неторопливости, в однообразном повторении звуков и заключено все очарование этой музыки: спокойно дышит океан, набегают одна за другой громадные, ленивые волны.

Так начинается опера. Музыка оперного вступления обычно рассказывает о самом главном. Слушая вступление к «Садко», сразу же можно понять, что главное – это «Окиан-море синее».

Слушание: Ария Садко «Кабы была у меня золота казна». Не богат, не чванлив молодой гусляр Садко, не ладит он с именитыми купцами новгородскими, не поёт песни о богатстве их и знатности. О дальних странах, о реках и морях неизведанных мечтает Садко в своих песнях, о странствиях морских, что прославят его родной Новгород.

Кабы была у меня казна,Кабы была дружинушка хоробаяПробегали б мои бусы-корабли,

Объезжали б моря, моря синие…

Но нет у Садко ни казны золотой, ни дружины хороброй – беден гусляр; а кто бедному поможет? Только насмехаются именитые.

Слушание: Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка». Светлая летняя ночь. Тишина. Крутой берег Ильмень-озера. С невесёлыми мыслями приходит сюда Садко.

 Грустит Садко у любимого Ильмень-озера, смотрит на воды глубокие, тихо перебирает струны на гуслях.

Отвергнутый самодовольной знатью, непонятый и осмеянный новгородским людом, он обращается за сочувствием к природе, изливая в песне свою тоску-кручинушку.

Читайте также:  Краткое содержание астафьев зачем я убил коростеля? точный пересказ сюжета за 5 минут

Слушание: Сцена появления лебедей и их волшебного превращения. Вышли на берег лебеди и обернулись красными девицами. Это дочери Морского царя с подружками. А среди них – самая прекрасная, любимица отца, Волхова-царевна.

О великом царстве морском, о грозном своём отце рассказывает гусляру Волхова… Помните фантастическое свечение океана? Не оно ли подсказало, навеяло композитору этот удивительный рассказ о чудесах морских?

Опять мерно заплескалась, зарокотала музыка Океана: только теперь вместе с ней звучит и другая тема: как отблески драгоценного металла, мелькают в ней звонкие голоса труб – рыбки златопёрые. Их подарила Волхова Садко за песни.

Слушание: Песня Садко  «Заиграйте, мои гусельки». По просьбе Волховы Садко заводит игровую песню «Заиграйте, мои гусельки». В награду за песню Волхова обещает Садко, что он поймает трёх рыбок «золотое перо», которые принесут ему богатство и славу.

Заколыхалась вода в озере – поднялся из глубины сам грозный Царь Морской. Отрывист и странен голос Морского Царя, зовущего дочерей, мрачно и беспокойно звучит его музыка. В ней мы явственно различаем знакомую тему Океана.

Клекочет по-лебединому флейта, затихло, успокоилось озеро – исчез Царь Морской и девицы красные. А на берегу рыбки златопёрые обернулись чистым золотом.

Вот и исполнилась заветная мечта Садко. Стоят на Ильмень-озере снаряжённые в путь корабли. Впереди всех Сокол-корабль: на нем поплывёт сам Садко, на других – товарищи верные.

Слушание: Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны».

Слушание: Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах».

Слушание: Песня Веденецкого гостя «Город каменный, городам всем мать».

Чтобы знал Садко, куда держать ему путь, заморские гости рассказывают ему о своих странах.

Слушание: Песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная». Алое заходящее солнце освещает паруса отплывающих кораблей. Садко с дружиной запевает матросскую песню: «Высота ли высота поднебесная, глубота, глубота – окиан-море, широко раздолье по всей земли, глубоки омуты днепровские!»

Здравствуй, Окиан-море синее! Прими богатого гостя новгородского, гусляра весёлого с дружиной его храброй!

Десять лет плавает Садко по Окиану-морю, да не платит дани Царю Морскому. Вот и встал Сокол-корабль посреди моря синего. Все корабли вдаль плывут, а Сокол-корабль только покачивается на волнах с повисшими парусами. Не пускает Морской Царь Садко. К себе, на дно морское, зовёт.

И вот Садко велит бросать с корабля в море бочки с красным золотом, чистым серебром и скатным жемчугом. Но не это, оказывается нужно царю морскому. Нужен ему сам Садко. А точнее, нужен он Волхове-царевне. Садко прощается со своей дружиной. Должен Садко опуститься в царство Лазоревое, откупиться песнями от царя.

Слушание: Сцена погружения Садко в глубину океана. Прощается Садко с друзьями – и вот он уже на дне морском. То ли гость, то ли пленник царя морского. Оркестр исполняет Интермеццо – музыкальную картину необычайной красоты, рисующую погружение Садко в морскую бездну.

Тоненько позвякивают тарелки; очень мягко, затаённо звучат медные инструменты, колышутся пассажи струнных. Все музыкальные темы-мелодии чем-то неуловимо похожи одна на другую, все они словно окрашены волнующим лазоревым светом подводного царства.

Русский композитор и музыкальный критик Александр Серов так писал об этой музыке:  «Она, действительно, переносит нас вглубь волн – это что-то «водяное», «подводное» настолько, что никакими словами нельзя бы выразить ничего подобного. Сквозь таинственную среду морской струи вы видите, как возникают, точно привидения, не то величественные, не то смешные фигуры старого Морского Царя и его гостей».

Слушание: Величальная песня Садко. И в этом плавном, «текучем» мире раздаётся весёлая плясовая песня. Садко играет и поёт величальную песню «Синее море грозно, широко».

Слушание: Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок. Пляшут под гусли Садко чуда морские… Взволновалось море синее. А когда заплясал сам Царь Морской, – поднялась на море буря небывалая.

Слушание: Сцена появления Видения – Старчища могуч Богатыря. Бурлит, мечется знакомая музыка Океана, будто вихрь подхватил мощное звучание оркестра, сильнее, громче… И – оборвалась музыка. Вступил орган. Это Старчище могуч-богатырь тяжёлой свинцовой палицей выбил гусли из рук Садко. «Не ко времени расплясался, Царь Морской, тонут корабли от твоей пляски».

Спокойно и ясно звучит музыка. Исчезло подводное царство, как волшебный странный сон. Садко и Волхова поднимаются наверх, к людям.

Слушание: Колыбельная песня Волховы. Снова берег Ильмень-озера. Спит Садко. Нежно баюкает его Волхова, прощается морская царевна с красивым молодцем. С первыми лучами утренней зари рассеется по зелёному лугу алым туманом сказочная царевна, превратится в широкую реку Волхову. По Волхове-реке приплывут в Великий Новгород корабли Садко.

Слушание: Финал. Песня Садко и хора. Ликует Господин Великий Новгород. Славит гусляра: «За песню отдал Царь Морской Садку царевну Волхову, и протекла река, быстра и глубока».

«Морю синему слава», – поёт народ. А в аккорды хора вплетается тема Океана. В последний раз звучит она в опере. Звучит мощно, торжественно, завершая былину о Садко.

Да, сильный, яркий талант, огромная любовь к музыке победили в споре между моряком и композитором.

Краткое содержание оперы

На пиру молодой гусляр Садко укоряет богатых новгородских купцов за то, что не хотят они покидать насиженных мест и поехать в далёкие моря и неведомые страны. Упрёки Садко не по нраву именитым купцам. «Зелен нас учить, молод нас корить!». С угрозами изгоняют они Садко с пира.

Садко уходит к Ильмень-озеру. На берегу садится на белгорюч камень. Играя на гусельках яровчатых, запевает грустную песню. На озере появляется стая белых лебедей и серых уток; неожиданно они превращаются в красных девиц. Среди них – прекрасная Волхова, дочь Морского Царя.

Очарованный красотой Морской Царевны, Садко до утра поёт ей песни, рассказывает о своих думах. На рассвете Волхова покидает Садко, пообещав ему волшебный подарок – три рыбки – «золото перо». «Закинешь сеть, поймаешь их, богат ты будешь и счастлив, объедешь синие моря, увидишь дальние края».

В раздумье возвращается Садко домой, где всю ночь напрасно ожидала его жена – Любава Буслаевна.

На пристани, у Ильмень-озера, Садко предлагает настоятелям новгородским биться об заклад: если сети вытащат из вод Ильмень-озера три рыбки – «золото перо», настоятели отдадут ему все лавки с товарами; если же не окажется рыбок – купцы вольны снять голову с плеч Садко.

Купцы согласны. Сеть закинута – и когда её вытаскивают, то Садко вынимает из неё три рыбки – «золото перо». Молодой гусляр великодушно оставляет купцам их лавки: он и без того стал богат – вся рыба в неводе превратилась на глазах изумлённой толпы в золотые слитки.

Садко снаряжает на это золото корабли с товарами, собирает «дружину хоробрую» и отправляется в дальние странствия.

Много лет плавал Садко по морям-океанам. Но вот его корабль остановлен среди моря какой-то враждебной силой.  Это Морской Царь требует выкупа. Дружина бросает в море бочки с золотом, серебром и скатным жемчугом. Но, несмотря на уплату богатой дани, «все корабли, что соколы плывут, а Сокол-то корабль один на море стоит». Догадывается Садко, что Морской Царь требует иной дани – самого Садко.

Молодой гусляр спускается на дно морское. Грозно встречает гостя Морской Царь. Но стоило запеть Садко – и Царь смягчил свой гнев.

Покорённый искусством Садко, он решает женить его на младшей дочери – прекрасной Волхове. Всё подводное царство собирается на свадебный пир. После обряда величания начинается общее веселье.

От бешеной пляски поднимается буря на море – тонут корабли, гибнут люди. В разгар пляски появляется Старчище – Могуч Богатырь. Он выбивает гусли из рук Садко – и пляска сразу обрывается.

Старчище лишает Царя Морского власти над водной стихией, а Садко и Волхове приказывает подняться на землю.

Заключительная картина – на берегу Ильмень-озера. Волхова поёт прощальную колыбельную песню над спящим Садко и, рассеиваясь туманом, превращается в реку.

Очнувшись от волшебных чар, Садко радостно приветствует Любаву и новгородцев. Все с изумлением и восторгом смотрят на новую широкую Волхову-реку у стен своего города.

Торжественными возгласами толпы «Морю синему слава! Волхове-реке слава!» заканчивается опера.

Презентация

В комплекте:1. Презентация – 29 слайдов, ppsx;2. Звуки музыки:    Римский-Корсаков. Опера «Садко» (фрагменты):        Интродукция «Океан-море синее», mp3;        Ария Садко «Кабы была у меня золота казна…», mp3;        Песня Садко «Ой ты, тёмная дубравушка…

», mp3;        Сцена появления лебедей и их волшебного превращения, mp3;        Песня Садко «Заиграйте мои гусельки…», mp3;        Песня Варяжского гостя «О скалы грозные дробятся с рёвом волны…», mp3;        Песня Индийского гостя «Не счесть алмазов в каменных пещерах…

», mp3;        Песня Веденецкого гостя «Город каменный, городам всем мать…», mp3;        Песня Садко с хором «Высота ли, высота поднебесная…

», mp3;        Сцена погружения Садко в глубину океана, mp3;        Величальная песня Садко, mp3;        Пляска златопёрых и сереброчешуйных рыбок, mp3;        Сцена появления Видения – Старчища Могуч Богатыря, mp3;        Колыбельная песня Волховы, mp3;        Финал. Песня Садко и хора, mp3;

3. Сопровождающая статья, docx.

Источник: http://music-fantasy.ru/materials/rimskiy-korsakov-opera-sadko

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector