Краткое содержание осеева бабка точный пересказ сюжета за 5 минут

Валентина Осеева «Бабка». Рассказ вне времени. Обязателен к прочтению

Удивительно поучительный и трогательный до слез рассказ Валентины Осеевой «Бабка». История о старости, смирении и необратимости жизни. Устройтесь поудобнее на диване, обнимите своего ребенка и вместе прочтите эту историю.

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом.

«Всю квартиру собой заполонила!..» — ворчал Борькин отец. А мать робко возражала ему: «Старый человек… Куда же ей деться?» «Зажилась на свете… – вздыхал отец. – В инвалидном доме ей место — вот где!»

Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.

Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь: «Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку…»

Подходила к Борьке: «Вставай, батюшка мой, в школу пора!» «Зачем?» – сонным голосом спрашивал Борька. «В школу зачем? Тёмный человек глух и нем – вот зачем!»

Борька прятал голову под одеяло: «Иди ты, бабка…»

В сенях отец шаркал веником. «А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!»

Бабка торопилась к нему на помощь. «Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила».

…Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стол сумку с книгами и кричал: «Бабка, поесть!»

Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком.

Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах. Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая: «Всё хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо.

От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает».

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку: «Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?» «Ела, ела, – кивала головой бабка. – Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава».

Пришёл к Борьке товарищ. Товарищ сказал: «Здравствуйте, бабушка!» Борька весело подтолкнул его локтем: «Идём, идём! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция». Бабка одёрнула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами: «Обидеть – что ударить, приласкать – надо слова искать».

А в соседней комнате товарищ говорил Борьке: «А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная». «Как это – главная?» – заинтересовался Борька. «Ну, старенькая… всех вырастила. Её нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это». «Не взгреет! – нахмурился Борька. – Он сам с ней не здоровается…»

После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку: «Обижаем мы тебя?» А родителям говорил: «Наша бабка лучше всех, а живёт хуже всех – никто о ней не заботится». Мать удивлялась, а отец сердился: «Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня – мал ещё!»

Бабка, мягко улыбаясь, качала головой: «Вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растёт! Я своё отжила на свете, а ваша старость впереди. Что убьёте, то не вернёте».

* * *

Борьку вообще интересовало бабкино лицо. Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами. «Чего это ты такая разрисованная? Старая очень?» – спрашивал он. Бабка задумывалась.

«По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать. Горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала – ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась – опять морщины. Мужа на войне убили – много слёз было, много и морщин осталось.

Большой дождь и тот в земле ямки роет».

Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни – неужели всё лицо такими нитками затянется? «Иди ты, бабка! – ворчал он. – Наговоришь всегда глупостей…»

* * *

За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у неё стала круглая, ходила она тише и всё присаживалась. «В землю врастает», – шутил отец. «Не смейся ты над старым человеком», – обижалась мать. А бабке в кухне говорила: «Что это, вы, мама, как черепаха по комнате двигаетесь? Пошлёшь вас за чем-нибудь и назад не дождёшься».

Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу – клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор.

На другой день бабку схоронили.

Вернувшись со двора, Борька застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь. Пахло залежавшимися вещами. Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами. «Мой ещё, – сказала она и низко наклонилась над сундуком. – Мой…»

На самом дне сундука загремела шкатулка – та самая, заветная, в которую Борьке всегда так хотелось заглянуть. Шкатулку открыли. Отец вынул тугой свёрток: в нём были тёплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери.

За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шёлка – тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами.

Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочёл: «Внуку моему Борюшке».

Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: «Внуку моему Борюшке». В букве «ш» было четыре палочки. «Не научилась!» – подумал Борька.

Сколько раз он объяснял ей, что в букве «ш» три палки… И вдруг, как живая, встала перед ним бабка – тихая, виноватая, не выучившая урока.

Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрёл по улице вдоль чужого длинного забора…

Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина. Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: «Не придёт утром бабка!»

Источник: https://ihappymama.ru/valentina-oseeva-babka-rasskaz-vne-vremeni-obyazatelen-k-prochteniyu/

«Динка прощается с детством» краткое содержание

«Динка прощается с детством» краткое содержание  расскажет о дальнейшей судьбе романа «Динка» Валентины Овсеевой.

Прошло несколько лет с тех пор, как семья Арсеньевых переехала в Киев.

За это время произошло много событий: умер Никич; арестовали Александра Дмитриевича, осудив его на десять лет одиночного заключения в Самаре с последующей пожизненной ссылкой; с началом Первой Мировой войны ушёл на фронт Василий, жених Мышки; вышла замуж за чуждого семье Арсеньевых человека и уехала на Дальний Восток Алина; закончив гимназию с золотой медалью, поступил в университет Лёня; после семи классов гимназии Мышка закончила курсы медсестёр и устроилась работать в военный госпиталь.

Перешедшая в восьмой класс Динка с Мышкой переезжают на полюбившийся семьёй Арсеньевых хуторок под Киевом. Пока девочкам предстоит жить одним: Марина уехала навестить мужа, а Лёне дали партийное поручение.

На хуторе с нетерпением ждёт свою городскую подружку Федорка. Люди в селе обеспокоены положением на фронте. Друг детства Федорки, Дмитро, пустил к себе жить одинокого солдата, потерявшего на фронте ногу. Федорка беспокоится, что солдат ведёт с Дмитро опасные разговоры о войне. Динка считает, что солдат говорит правильно: за чью землю кладут голову солдаты?

В лесу на месте старой корчмы стоит хата, в которой когда-то жил лесник со своей дочерью. Полученные за рубку леса деньги он готовил в приданое своей красавице дочке, которая вопреки воле отца вышла замуж за бедного сапожника Якова, игравшего на деревенских свадьбах на скрипке.

Вскоре у молодых родился сын Йоська, и лесник завещал оставить деньги внуку на учение. Когда мальчику шёл четвёртый год, его мать умерла. Помешавшийся от горя Яков, играя на скрипке, часто переходил на грустные мелодии или на свой любимый вальс «На сопках Манчьжурии».

За это люди стали звать его «малахольным» и часто выгоняли с праздника за неподходящую музыку.

Однажды Динка, попав с Федоркой на деревенскую свадьбу, услышала игру музыканта, возле которого стоял испуганный Йоська.

Неожиданно музыкант перешёл с весёлой музыки на жалобную, гости закричали, а ребёнок, плача, стал просить отца, чтоб он «грал весёлую, бо выгонят». У девочки сжалось сердце.

Она возмущённо выговаривала подруге, что у Якова огромный талант, как люди смеют его оскорблять, видя его горе и плачущего мальчика?

Динка узнаёт страшную весть: осенью скрипача убили. Первые богатеи села, братья Матюшкины, узнав, что у Якова есть деньги, оставленные дедом Йоське, зарубили музыканта топором. К тому времени Яков нанял сыну студента-репетитора, живущего неподалёку. Когда мальчик вернулся домой с занятий, он нашёл умирающего отца, который рассказал ему, кто убийцы.

Студент заявил в полицию, но вскоре его нашли мёртвым в лесу. Убийц не нашли, так как Матюшкины подкупили полицию. Йоську деревенские бабы отвезли в город к тётке Якова, которая вскоре умерла. Где Йоська теперь — никто не знает. Ходят слухи, что он бегает с босяками на базаре.

В лес теперь тоже никто не ездит: там ровно в полночь скрипка играет любимый вальс убитого.

Приехав осенью на хутор, Леня с Василием узнали о страшной новости, но домашним решили её не сообщать.

Динка не верит в суеверия и идёт в лес, к хате Якова. В разгромленном домике она видит портрет матери Йоськи. На нём девочка клянётся найти сына умершей.

Федорка рассказывает Динке о своём горе: к ней сватается богатый вдовец, и мать заставляет её выйти за него замуж, хотя она любит Дмитро. Динка обещает помочь подруге отвадить жениха.

Хозяин экономии, возле которой расположен хутор, пан, приветливо здоровается с Динкой. Увидев, что она ездит на лошади без седла, он предлагает ей дамское седло и уроки верховой езды, от которых Динка отказывается.

Девочка узнаёт его историю. Молодой красивый юноша был охоч до деревенских девушек. Он часто устраивал в экономии гулянья, а понравившуюся девицу увозил на несколько дней, одаривая её после этого хорошими подарками и справляя ей свадьбу. Но однажды пан привёл к себе в усадьбу деревенскую девушку, певшую, как соловей.

Он собирался увезти её за границу, чтоб учить музыке. Пан уехал в город за билетами и паспортами, а управляющий имения, его молочный брат, которого ненавидит вся деревня, сказал девушке, чтоб убиралась домой, так как пан женится и приедет с молодой женой.

Девушка в отчаянии прибежала к матери, но та решила, что, скорей всего, это правда: не ровня бедная холопка пану. С горя девушка утопилась. Ефим, работавший тогда у пана, слышал разговор управляющего и утопленницы и рассказал пану правду, но негодяй над гробом девушки поклялся, что это ложь.

Пан, который верил молочному брату как самому себе, выгнал Ефима с работы. С тех пор все гулянья прекратились, а пан так и не женился.

На одном из городских базаров Динка знакомится с главарём босяков Цыганом. Подросток сообщает ей, что Йоську убили. Девочка обижается на Василия с Лёней, которые не рассказали ей об убийстве. Лёня теперь уже не тот, что был раньше. Он стал взрослым и смотрит на Динку как на ребёнка. Мышка тоже часто становится на сторону взрослых. У девочки остаётся один друг — сосед Андрей.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов фонвизина за 2 минуты

Динка хочет узнать, что за таинственная скрипка играет в хате Якова. Ночью она отправляется в лес. В полночь раздаётся мелодия знакомого вальса, но Динка чувствует, что это играет не Яков. Догадавшись, что его мотивы мог знать только Йоська, она вбегает в хату, но ей на голову падает кирпич.

Очнувшись, Динка видит рядом с собой Цыгана, Йоську и давно знакомого босяка по кличке Ухо, которого она когда-то спасла от торговок. Поняв, что Динка им друг, Цыган предупреждает её, чтоб никому не говорила о них, и дети решают вместе отомстить Матюшкиным.

В одно утро возвращается из поездки Лёня и приезжает Андрей. Динка рассказывает Андрею про Йоську. Тот обещает Динке помощь и уезжает, не попрощавшись. Лёня недоволен — он хотел узнать, что происходит на заводе «Арсенал», где работают Андрей и его отец, связанный с Мариной революционной работой.

Расстроенная Мышка заводит разговор о матери. С тех пор, как она уехала, нет никаких известий. Динка вспоминает, что сегодня Федорку выдают замуж, и убегает выручать подругу.

Динка пытается убедить жениха, что Федорка ему не пара, но видя, что он настроен агрессивно, выливает на него горшок сметаны.

Перепуганную Федорку Динка прячет на хуторе, а пришедшей матери Федорки рассказывает, что её дочь от отчаяния пыталась покончить с собой.

Появившийся неожиданно Дмитро заявляет, что договорился с попом, и их с Федоркой обвенчают, несмотря на протест родителей невесты. Мать девушки смиряется, видя дочь счастливой.

Мышка возмущена, что сестра думает обо всём, кроме семьи. Также она недовольна, что Андрей, взрослый серьёзный человек, бросается выполнять любой её каприз. Динка обижается: Андрей — единственный человек, которому она может довериться.

Она вспоминает, как когда-то на ярмарке она загляделась на молодую цыганку и решила научиться так танцевать. Всю ночь она провела в цыганском шатре, а Андрей всё время был рядом. Тем временем переполошившиеся домашние заявили в полицию о пропаже детей и всю ночь бегали по ярмарочной площади.

Дома Динку напоили горячим чаем и уложили в постель, а ничего не сказавшего Андрея отец сильно избил.

От Марины приходит долгожданное письмо, в котором она сообщает о болезни отца. Марина добивается, чтоб его перевели в тюремную больницу.

Лёня недоволен дружбой Андрея с Динкой. Недоумевающей Динке Лёня напоминает, как однажды она приревновала его к девушке, приносившей им домой запрещённую литературу, и выгнала её. Тогда Лёня сказал Динке, что ему нужна только она. Узнав про Йоську, Лёня приходит в ужас и обещает Динке свою помощь.

Динка в тяжком раздумье: она любит Лёню, но не может предать Андрея. Федорка советует подруге выбрать одного.

Пан решает продать своих коров. Деревенская беднота хочет купить их в складчину, но управляющий не желает их слушать, он собирается продать коров кулакам. Ефим просит Динку поговорить с паном, так как его он слушать не станет.

Пан любезно принимает Динку, но продажей коров занимается его управляющий. Возмущённая Динка говорит пану, что управляющий — убийца, правду знает всё село и мать несчастной. Искренне любивший девушку пан до сих пор не может успокоиться. Он вызывает к себе Ефима, едет к матери утопленницы и выгоняет управляющего, который теперь будет жить с Матюшкиными, братьями его жены.

Пан отказывает кулакам и продаёт коров крестьянам. Он уезжает за границу, перед отъездом подарив Динке дамское седло. Рассерженным Матюшкиным Динка указывает на играющую в лесу скрипку.

Приехавшему Андрею Динка сообщает, что любит Лёню, и они больше не могут встречаться. Андрей уходит, но обещает вернуться, если она его позовёт. Чтобы успокоить расстроенную Динку, Лёня предлагает навестить Йоську.

Мальчики радостно встречают гостей. Лёню интересует, не воруют ли они. Цыган рассказывает, что живут они честно, работая на погрузке.

Подобранный ими на базаре Йоська привёл их в подвал разрушенной хаты и взял слово не воровать, предлагая деньги, оставленные ему дедом.

Зимой они переедут в город к матери убитого студента, которая относится к ним как к родным. Цыган просит сохранить их тайну, и предлагает помощь, если нужно кого-то спрятать.

Вернувшаяся Марина привозит с собой запрещённую литературу. Она сообщает, что получила письмо от Алины, которая ушла от недостойного человека. Динка с Лёней торжественно объявляют ей о своей помолвке.

Озлобленные кулаки забирают у крестьян купленную корову. Вступившегося солдата, который живёт у Дмитро, они везут в полицию, как бунтаря, поднимающего народ против правительства. Крестьяне отбивают солдата, и Арсеньевы прячут его на хуторе.

Арсеньевы ждут приезда железнодорожника, который должен привезти типографский шрифт для выпуска газеты. Лёня уезжает по поручению партии. Провожающая его на станции Динка замечает, как с поезда сходит человек и встречается с местным полицейским. Послав приехавшего железнодорожника на хутор, Динка пытается задержать шпика, притворившись, что приняла его за родственника, которого давно ждала.

За происходящим наблюдают Цыган и Ухо. Следя за шпиком, они узнают, что на хуторе намечается обыск. Предупреждённые Арсеньевы отправляют солдата и железнодорожника с запрещённой литературой в лес. Ефим наконец-то узнаёт тайну играющей скрипки. Солдат, подружившись с ребятами, остаётся с ними.

Обыск не даёт ожидаемых результатов. Так как неприкосновенность хутора нарушена, Арсеньевы решают вернуться домой. Перед отъездом Динка с Цыганом обдумывают месть Матюшкиным. Переодевшись в саван, Динка стучит в окно убийц, предупреждая о расплате.

Вдали слышатся звуки скрипки. Перепуганные Матюшкины зовут священника освятить хату, к которой сбежались всполошившиеся люди. Динка чувствует свою вину, ведь люди так суеверны. Она клянётся, что это было последнее её озорство, и прощается с детством.

В поезде Динка думает о том, что во дворе городской квартиры она может нечаянно встретить Андрея.

Источник: http://kratkoe.com/dinka-proshhaetsya-s-detstvom-kratkoe-soderzhanie/

«Бабка». Валентина Осеева. Рассказ

Цитата:
(Anonymous) Рассказ Осеевой “Бабка” У нас дома была тоненькая книжка рассказов для детей, и по названию одного из них называлась книжка – “Бабка”. Мне было, наверное, лет 10, когда я прочитала этот рассказ.

Произвел он на меня тогда такое впечатление, что всю жизнь нет-нет, да вспоминаю, и всегда наворачиваются слёзы. Потом книжка куда-то исчезла…Когда у меня родились дети, я очень хотела прочитать им этот рассказ, но никак не могда вспомнить имя автора.

Сегодня опять вспомнился рассказ, нашла его в Интернете, прочитала… Снова охватило то щемящее чувство, которое впервые ощутила тогда, в детстве.

Теперь уже давно нет моей бабуленьки, ушли мама с папой, и, поневоле, со слезами на глазах думаю о том, что уже никогда не смогу им сказать, как я их люблю, и как мне их не хватает…

Мои дети уже выросли, но я обязательно попрошу их прочитать рассказ “Бабка”. Он заставляет задуматься, воспитывает чувства, трогает душу…

Цитата:

Anonymous)
Сейчас прочла ” Бабку” семилетнему сыну. И он плакал! А я радовалась: плачет, значит живой, значит есть в его мире Черепах, Бэтмэнов и Пауков место для настоящих человеческих эмоций, для такой ценной в нашем мире жалости!

Цитата:

hin67 утром, отвозя ребенка в школу, почему то неожиданно вспомнил, как нам в школе читали рассказ “Бабка”.во время чтения кто то даже усмехнулся, а учительница сказала, что когда им читали , то некоторые плакали. но у нас в классе никто не проронил ни слезинки. учительница закончила читать . вдруг с задней парты послышалось рыдание, все обернулись-это ревела самая некрасивая девочка нашего класса…пришел я на работу в инете нашел рассказ и вот сижу взрослый мужик перед монитором и слезы наворачиваются.

странно ……

“Бабка”

Валентина Осеева Рассказ

Бабка была тучная, широкая, с мягким, певучим голосом. В старой вязаной кофте, с подоткнутой за пояс юбкой расхаживала она по комнатам, неожиданно появляясь перед глазами как большая тень.— Всю квартиру собой заполонила!.. — ворчал Борькин отец.А мать робко возражала ему:— Старый человек… Куда же ей деться?— Зажилась на свете… — вздыхал отец.

— В инвалидном доме ей место вот где!Все в доме, не исключая и Борьки, смотрели на бабку как на совершенно лишнего человека.Бабка спала на сундуке. Всю ночь она тяжело ворочалась с боку на бок, а утром вставала раньше всех и гремела в кухне посудой. Потом будила зятя и дочь:— Самовар поспел. Вставайте! Попейте горяченького-то на дорожку…

Подходила к Борьке:— Вставай, батюшка мой, в школу пора!— Зачем? — сонным голосом спрашивал Борька.— В школу зачем? Темный человек глух и нем — вот зачем!Борька прятал голову под одеяло:— Иди ты, бабка…— Я-то пойду, да мне не к спеху, а вот тебе к спеху.— Мама! — кричал Борька. — Чего она тут гудит над ухом, как шмель?— Боря, вставай! — стучал в стенку отец.

— А вы, мать, отойдите от него, не надоедайте с утра.Но бабка не уходила. Она натягивала на Борьку чулки, фуфайку. Грузным телом колыхалась перед его кроватью, мягко шлепала туфлями по комнатам, гремела тазом и все что-то приговаривала.В сенях отец шаркал веником.— А куда вы, мать, галоши дели? Каждый раз во все углы тыкаешься из-за них!Бабка торопилась к нему на помощь.

– Да вот они, Петруша, на самом виду. Вчерась уж очень грязны были, я их обмыла и поставила.Отец хлопал дверью. За ним торопливо выбегал Борька. На лестнице бабка совала ему в сумку яблоко или конфету, а в карман чистый носовой платок.— Да ну тебя! — отмахивался Борька. — Раньше не могла дать! Опоздаю вот…Потом уходила на работу мать.

Она оставляла бабке продукты и уговаривала ее не тратить лишнего:— Поэкономней, мама. Петя и так сердится: у него ведь четыре рта на шее.— Чей род — того и рот, — вздыхала бабка.— Да я не о вас говорю! — смягчалась дочь. — Вообще расходы большие… Поаккуратнее, мама, с жирами. Боре пожирней, Пете пожирней…Потом сыпались на бабку другие наставления.

Бабка принимала их молча, без возражений.Когда дочь уходила, она начинала хозяйничать. Чистила, мыла, варила, потом вынимала из сундука спицы и вязала. Спицы двигались в бабкиных пальцах то быстро, то медленно — по ходу ее мыслей. Иногда совсем останавливались, падали на колени, и бабка качала головой:— Так-то, голубчики мои…

Не просто, не просто жить на свете!Приходил из школы Борька, сбрасывал на руки бабке пальто и шапку, швырял на стул сумку с книгами и кричал:— Бабка, поесть!Бабка прятала вязанье, торопливо накрывала на стол и, скрестив на животе руки, следила, как Борька ест. В эти часы как-то невольно Борька чувствовал бабку своим, близким человеком. Он охотно рассказывал ей об уроках, товарищах.

Бабка слушала его любовно, с большим вниманием, приговаривая:— Все хорошо, Борюшка: и плохое и хорошее хорошо. От плохого человек крепче делается, от хорошего душа у него зацветает.Иногда Борька жаловался на родителей:— Обещал отец портфель. Все пятиклассники с портфелями ходят!Бабка обещала поговорить с матерью и выговаривала Борьке портфель.

Читайте также:  Краткое содержание обезьяний язык зощенко точный пересказ сюжета за 5 минут

Наевшись, Борька отодвигал от себя тарелку:— Вкусный кисель сегодня! Ты ела, бабка?— Ела, ела, — кивала головой бабка. — Не заботься обо мне, Борюшка, я, спасибо, сыта и здрава.Потом вдруг, глядя на Борьку выцветшими глазами, долго жевала она беззубым ртом какие-то слова. Щеки ее покрывались рябью, и голос понижался до шепота:— Вырастешь, Борюшка, не бросай мать, заботься о матери.

Старое что малое. В старину говаривали: трудней всего три вещи в жизни — богу молиться, долги платить да родителей кормить. Так-то, Борюшка, голубчик!— Я мать не брошу. Это в старину, может, такие люди были, а я не такой!— Вот и хорошо, Борюшка! Будешь поить-кормить да подавать с ласкою? А уж бабка твоя на это с того света радоваться будет.- Ладно.

Только мертвой не приходи, — говорил Борька.После Обеда, если Борька оставался дома, бабка подавала ему газету и, присаживаясь рядом, просила:— Почитай что-нибудь из газеты, Борюшка: кто живет, а кто мается на белом свете.— “Почитай”! — ворчал Борька. — Сама не маленькая!— Да что ж, коли не умею я.Борька засовывал руки в карманы и становился похожим на отца.

— Ленишься! Сколько я тебя учил? Давай тетрадку!Бабка доставала из сундука тетрадку, карандаш, очки.— Да зачем тебе очки? Все равно ты буквы не знаешь.— Все как-то явственней в них, Борюшка.Начинался урок. Бабка старательно выводила буквы: “ш” и “т” не давались ей никак.— Опять лишнюю палку приставила! — сердился Борька.— Ох! — пугалась бабка. — Не сосчитаю никак.

— Хорошо, ты при Советской власти живешь, а то в царское время знаешь как тебя драли бы за это? Мое почтение!— Верно, верно, Борюшка. Бог — судья, солдат — свидетель. Жаловаться было некому.Со двора доносился визг ребят.— Давай пальто, бабка, скорей, некогда мне!Бабка опять оставалась одна.

Поправив на носу очки, она осторожно развертывала газету, подходила к окну и долго, мучительно вглядывалась в черные строки. Буквы, как жучки, то расползались перед глазами, то, натыкаясь друг на дружку, сбивались в кучу. Неожиданно выпрыгивала откуда-то знакомая трудная буква. Бабка поспешно зажимала ее толстым пальцем и торопилась к столу.— Три палки… три палки… — радовалась она.

* * *Досаждали бабке забавы внука. То летали по комнате белые, как голуби, вырезанные из бумаги самолеты. Описав под потолком круг, они застревали в масленке, падали на бабкину голову. То являлся Борька с новой игрой — в “чеканочку”. Завязав в тряпочку пятак, он бешено прыгал по комнате, подбрасывая его ногой. При этом, охваченный азартом игры, он натыкался на все окружающие предметы.

А бабка бегала за ним и растерянно повторяла:— Батюшки, батюшки… Да что же это за игра такая? Да ведь ты все в доме переколотишь!— Бабка, не мешай! — задыхался Борька.— Да ногами-то зачем, голубчик? Руками-то безопасней ведь.— Отстань, бабка! Что ты понимаешь? Ногами надо.* * *Пришел к Борьке товарищ.

Товарищ сказал:— Здравствуйте, бабушка!Борька весело подтолкнул его локтем:— Идем, идем! Можешь с ней не здороваться. Она у нас старая старушенция.Бабка одернула кофту, поправила платок и тихо пошевелила губами:— Обидеть — что ударить, приласкать — надо слова искать.А в соседней комнате товарищ говорил Борьке:— А с нашей бабушкой всегда здороваются. И свои, и чужие. Она у нас главная.

— Как это — главная? — заинтересовался Борька.— Ну, старенькая… всех вырастила. Ее нельзя обижать. А что же ты со своей-то так? Смотри, отец взгреет за это.— Не взгреет! — нахмурился Борька. — Он сам с ней не здоровается.Товарищ покачал головой.— Чудно! Теперь старых все уважают.

Советская власть знаешь как за них заступается! Вот у одних в нашем дворе старичку плохо жилось, так ему теперь они платят. Суд постановил. А стыдно-то как перед всеми, жуть!— Да мы свою бабку не обижаем, — покраснел Борька. — Она у нас… сыта и здрава.Прощаясь с товарищем, Борька задержал его у дверей.— Бабка, — нетерпеливо крикнул он, — иди сюда!— Иду, иду! — заковыляла из кухни бабка.

— Вот, — сказал товарищу Борька, — попрощайся с моей бабушкой.После этого разговора Борька часто ни с того ни с сего спрашивал бабку:— Обижаем мы тебя?А родителям говорил:— Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех — никто о ней не заботится.

Мать удивлялась, а отец сердился:— Кто это тебя научил родителей осуждать? Смотри у меня — мал еще!И, разволновавшись, набрасывался на бабку:— Вы, что ли, мамаша, ребенка учите? Если недовольны нами, могли бы сами сказать.Бабка, мягко улыбаясь, качала головой:— Не я учу — жизнь учит. А вам бы, глупые, радоваться надо. Для вас сын растет! Я свое отжила на свете, а ваша старость впереди.

Что убьете, то не вернете.* * *Перед праздником возилась бабка до полуночи в кухне. Гладила, чистила, пекла. Утром поздравляла домашних, подавала чистое глаженое белье, дарила носки, шарфы, платочки.

Отец, примеряя носки, кряхтел от удовольствия:— Угодили вы мне, мамаша! Очень хорошо, спасибо вам, мамаша!Борька удивлялся:— Когда это ты навязала, бабка? Ведь у тебя глаза старые — еще ослепнешь!Бабка улыбалась морщинистым лицом.Около носа у нее была большая бородавка. Борьку эта бородавка забавляла.— Какой петух тебя клюнул? — смеялся он.

— Да вот выросла, что поделаешь!Борьку вообще интересовало бабкино лицо.Были на этом лице разные морщины: глубокие, мелкие, тонкие, как ниточки, и широкие, вырытые годами.— Чего это ты такая разрисованная? Старая очень? — спрашивал он.Бабка задумывалась.— По морщинам, голубчик, жизнь человеческую, как по книге, можно читать.

— Как же это? Маршрут, что ли?— Какой маршрут? Просто горе и нужда здесь расписались. Детей хоронила, плакала — ложились на лицо морщины. Нужду терпела, билась опять морщины. Мужа на войне убили — много слез было, много и морщин осталось. Большой дождь и тот в земле ямки роет.

Слушал Борька и со страхом глядел в зеркало: мало ли он поревел в своей жизни — неужели все лицо такими нитками затянется?— Иди ты, бабка! — ворчал он. — Наговоришь всегда глупостей…* * *Когда в доме бывали гости, наряжалась бабка в чистую ситцевую кофту, белую с красными полосками, и чинно сидела за столом.

При этом следила она в оба глаза за Борькой, а тот, делая ей гримасы, таскал со стола конфеты.У бабки лицо покрывалось пятнами, но сказать при гостях она не могла.Подавали на стол дочь и зять и делали вид, что мамаша занимает в доме почетное место, чтобы люди плохого не сказали. Зато после ухода гостей бабке доставалось за все: и за почетное место, и за Борькины конфеты.

— Я вам, мамаша, не мальчик, чтобы за столом подавать, — сердился Борькин отец.— И если уж сидите, мамаша, сложа руки, то хоть за мальчишкой приглядели бы: ведь все конфеты потаскал! — добавляла мать.— Да что же я с ним сделаю-то, милые мои, когда он при гостях вольным делается? Что спил, что съел — царь коленом не выдавит, — плакалась бабка.

В Борьке шевелилось раздражение против родителей, и он думал про себя: “Вот будете старыми, я вам покажу тогда!”* * *Была у бабки заветная шкатулка с двумя замками; никто из домашних не интересовался этой шкатулкой. И дочь и зять хорошо знали, что денег у бабки нет. Прятала в ней бабка какие-то вещицы “на смерть”. Борьку одолевало любопытство.

— Что у тебя там, бабка?— Вот помру — все ваше будет! — сердилась она. — Оставь ты меня в покое, не лезу я к твоим-то вещам!Раз Борька застал бабку спящей в кресле. Он открыл сундук, взял шкатулку и заперся в своей комнате. Бабка проснулась, увидала открытый сундук, охнула и припала к двери.Борька дразнился, гремя замками:— Все равно открою!..

Бабка заплакала, отошла в свой угол, легла на сундук.Тогда Борька испугался, открыл дверь, бросил ей шкатулку и убежал.— Все равно возьму у тебя, мне как раз такая нужна, — дразнился он потом.* * *За последнее время бабка вдруг сгорбилась, спина у нее стала круглая, ходила она тише и все присаживалась.— В землю врастает, — шутил отец.— Не смейся ты над старым человеком, — обижалась мать.

А бабке в кухне говорила:— Что это вы, мама, как черепаха, по комнате двигаетесь? Пошлешь вас за чем-нибудь и назад не дождешься.* * *Умерла бабка перед майским праздником. Умерла одна, сидя в кресле с вязаньем в руках: лежал на коленях недоконченный носок, на полу — клубок ниток. Ждала, видно, Борьку. Стоял на столе готовый прибор. Но обедать Борька не стал.

Он долго глядел на мертвую бабку и вдруг опрометью бросился из комнаты. Бегал по улицам и боялся вернуться домой. А когда осторожно открыл дверь, отец и мать были уже дома.Бабка, наряженная, как для гостей, — в белой кофте с красными полосками, лежала на столе. Мать плакала, а отец вполголоса утешал ее:— Что же делать? Пожила, и довольно. Мы ее не обижали, терпели и неудобства и расход.

* * *В комнату набились соседи. Борька стоял у бабки в ногах и с любопытством рассматривал ее. Лицо у бабки было обыкновенное, только бородавка побелела, а морщин стало меньше.Ночью Борьке было страшно: он боялся, что бабка слезет со стола и подойдет к его постели. “Хоть бы унесли ее скорее!” — думал он.На другой день бабку схоронили.

Когда шли на кладбище, Борька беспокоился, что уронят гроб, а когда заглянул в глубокую яму, то поспешно спрятался за спину отца.Домой шли медленно. Провожали соседи. Борька забежал вперед, открыл свою дверь и на цыпочках прошел мимо бабкиного кресла. Тяжелый сундук, обитый железом, выпирал на середину комнаты; теплое лоскутное одеяло и подушка были сложены в углу.

Читайте также:  Краткое содержание рассказов федора абрамова за 2 минуты

Борька постоял у окна, поковырял пальцем прошлогоднюю замазку и открыл дверь в кухню. Под умывальником отец, засучив рукава, мыл галоши; вода затекала на подкладку, брызгала на стены. Мать гремела посудой. Борька вышел на лестницу, сел на перила и съехал вниз.Вернувшись со двора, он застал мать сидящей перед раскрытым сундуком. На полу была свалена всякая рухлядь.

Пахло залежавшимися вещами.Мать вынула смятый рыжий башмачок и осторожно расправила его пальцами.— Мой еще, — сказала она и низко наклонилась над сундуком. — Мой…На самом дне загремела шкатулка. Борька присел на корточки. Отец потрепал его по плечу:— Ну что же, наследник, разбогатеем сейчас!Борька искоса взглянул на него.— Без ключей не открыть, — сказал он и отвернулся.Ключей долго не могли найти: они были спрятаны в кармане бабкиной кофты. Когда отец встряхнул кофту и ключи со звоном упали на пол, у Борьки отчего-то сжалось сердце.Шкатулку открыли. Отец вынул тугой сверток: в нем были теплые варежки для Борьки, носки для зятя и безрукавка для дочери. За ними следовала вышитая рубашка из старинного выцветшего шелка — тоже для Борьки. В самом углу лежал пакетик с леденцами, перевязанный красной ленточкой. На пакетике что-то было написано большими печатными буквами. Отец повертел его в руках, прищурился и громко прочел:— “Внуку моему Борюшке”.Борька вдруг побледнел, вырвал у него пакет и убежал на улицу. Там, присев у чужих ворот, долго вглядывался он в бабкины каракули: “Внуку моему Борюшке”.В букве “ш” было четыре палочки.”Не научилась!” — подумал Борька. И вдруг, как живая, встала перед ним бабка — тихая, виноватая, не выучившая урока.Борька растерянно оглянулся на свой дом и, зажав в руке пакетик, побрел по улице вдоль чужого длинного забора…Домой он пришел поздно вечером; глаза у него распухли от слез, к коленкам пристала свежая глина.Бабкин пакетик он положил к себе под подушку и, закрывшись с головой одеялом, подумал: “Не придет утром бабка!”

1940г.Валентина Осеева Лауреат Сталинской премии (1952). «Васёк Трубачёв и его товарищи» 1946 г.

«Динка» повесть 1959 г.

Источник: https://www.perunica.ru/vospitanie/8143-babka-valentina-oseeva-rasskaz.html

Обсуждение рассказа В. Осеевой “Бабка”

Проблемы взаимоотношений в семье по рассказу В.Осеевой “Бабка”: обсуждение произведения

Цели:

  1. Учить анализировать текст и оценивать поступки героев, рассуждать, делать выводы по рассказу В. Осеевой “Бабка”;
  2. Развивать умение выражать свои мысли точно и грамотно;
  3. Воспитывать уважительное отношение к своей семье, воспитывать чувство сопереживания и сострадания к своим родным и близким.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово библиотекаря.

2. Стадия вызова. Сказка-притча (рассказать):

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.

– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят. – Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.

– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.

Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал.

Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел.

Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Ребята, о чем шла речь в этой сказке? (Об отношениях между стариками и их детьми. Об уважительном отношении младших к старшему поколению.) Правильно. Очень отрадно, что дети этого старика вовремя осознали свою ошибку.

Но встречаются в жизни и такие ситуации, когда родные дети забывают своих родителей, не навещают их, если они рядом, не пишут писем, если они далеко. Это горько и страшно. К сожалению, герои рассказа Валентины Осеевой “Бабка”, о которых мы будем говорить сегодня, спохватились слишком поздно.

Мы с вами проанализируем этот рассказ, сделаем выводы, как необходимо относиться к старшим.

Итак, ребята, давайте вспомним содержание рассказа “Бабка” (краткий пересказ).

Обсуждение содержания:

  1. Ребята, о ком этот рассказ? Кто главный герой?
  2. Только лишь о бабке (Борьке) идет речь в рассказе?
  3. Почему рассказ называется «Бабка»? (Название показывает, что к бабушке в семье было пренебрежительное отношение.)
  4. Итак, бабка. Сколько лет было бабке? (Не сказано.)
  5. А что сказано? Что мы знаем о бабке, о её жизни и судьбе? (Тяжёлая жизнь и судьба. Работа по тексту , подтвердите словами из текста.)
  6. Почему вы так решили? (Много морщин.)
  7. О чём свидетельствуют морщины? (О нужде, о трагедиях, которые выпали на её долю.)
  8. Вспомните, как называли её в семье?(Бабка, мамаша, старушенция.)
  9. А теперь вспомните имя бабки. (Нет имени.)
  10. Как выдумаете, почему?
  11. А как вы называете своих бабушек, значит и про вашу бабушку тоже говорится в этом рассказе!

Отношение к бабке её домашних?

-Каково отношение к бабке её домашних? И есть ли взаимность в отношениях между ними? (Работа по тексту.)

Да, бабка всех раздражала своим присутствием, она была старая.

Отношение к бабке Борьки

Неоднозначна и интересна в рассказе фигура Борьки. Поговорим о ней поподробнее.

  • Как вы оцениваете отношение Борьки к бабке (груб, неласков, нетерпелив, подтвердите).
  • А кому еще не понравилось отношении Борьки к бабке? (Товарища.) Почему?
  • Когда Борька стал задумываться над словами товарища? Что стало волновать Борьку после разговора с товарищем? С каким вопросом он обращался к бабке (мы тебя обижаем?)

Борька понял, что к бабке можно относится по-другому и он решил поделиться с родителями. И уже с какими важными словами он идет к родителям? Зачитайте эти слова (“Наша бабка лучше всех, а живет хуже всех – никто о ней не заботится…”)

– Поняли ли его родители? (Нет.) К сожалению, не поняли, а жаль (зачитать бабкины слова из рассказа)

Анализ заключительной части рассказа.

  • Чем заканчивается рассказ? (Смертью бабки) Найдите в тексте.
  • Что осталось? (Шкатулка.)
  • Найдите в тексте и прочитайте эпизод со шкатулкой. Почему мать низко наклонилась над сундуком (заплакала), а почему отец отвернулся? (Ему стыдно, он не хочет показывать, может быть, скупую мужскую слезу.)
  • Ребята, а вам не кажется, что родители чувствуют вину перед бабкой? Почему? (Потому что они ее обижали.)
  • Ребята, а когда человеку плохо на душе, куда он идет? (К близким людям.)
  • А куда идет Борька к дому или от дома? (От дома вдоль чужого забора, растерянно смотрит на свой дом.)
  • Почему (потому что родители не поняли Борьку, жалко бабку). Ребята, а вам не кажется, что между родителями и Борькой нет связи, которая бы основывалась на семейных ценностях.
  • Как вы понимаете одно из предложений заключительной части? Послушайте, я его прочитаю.

“Домой он пришёл поздно вечером; глаза у него распухли от слёз, к коленкам пристала свежая глина”.

  • Что автор хотел сказать нам этой строкой? Когда человек встаёт на колени со слезами в глазах? (Когда просит прощения.)
  • У кого просит прощение Борька? (У бабки.)
  • Почему же всё равно так горько и больно Борьке? (Его прощение запоздалое; не получает прощения от бабки.)
  • А как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

(Любил где-то глубоко в душе, живя с мыслью, что бабушка будет всегда и можно её обижать и не спешить просить прощение).

Ребята, у вас у всех есть бабушки и мне радостно от того, что вы относитесь к ним не так как Борька. Включается презентация: на каждом слайде фото бабушки с подписью из сочинений, учащиеся сами читают о своих бабушках.

Слово библиотекаря: Ребята, сегодня мы с вами говорили о любви, доброте, уважении, о том, как важно успеть при жизни попросить прощения за все обиды, о том, как не хватает иногда теплоты, внимания, понимания. Наши герои, к сожалению, поняли это поздно. Я хочу, чтобы вы помнили, что наши родные близкие люди не вечны, я хочу, чтобы вы не опоздали сказать «прости».

(Зажигая свечу):

Частичкой солнца на столе свеча пылает, Неся в мир этот свет и теплоту; Своим сияньем словно призывает

Хранить навеки в сердце доброту.

Чтоб всем родным, кто рядом с нами, Тепло души своей смогли мы донести, Дарить любовь, заботу и вниманье

И вовремя успеть сказать “Прости!”

Ребята, вы все молодцы, спасибо за участие. И ваше домашнее задание. Я предлагаю вам написать свое маленькое продолжение рассказа, мне кажется, что автор что-то недосказал. А вы как думаете? Напишите свой ответ.

Источник: http://bibliotuimazi.blogspot.com/2012/02/blog-post_8177.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector