Краткое содержание островский сердце не камень точный пересказ сюжета за 5 минут

Сердце не камень (2012) – содержание серий

Краткое содержание Островский Сердце не камень точный пересказ сюжета за 5 минут

Количество серий: 16

Жанр: мелодрама

В ролях: Глафира Тарханова, Анатолий Руденко, Владимир Фекленко, Анна Михайловская, Евгения Кульбачная, Алеся Пуховая, Сергей Сивохин, Руслан Чернецкий

Производство: Россия, 2012

Описание

Настоящая любовь приходит через боль. Девятнадцатилетней Антонине в жизни приходится нелегко — отца нет, мать тяжело болеет, к тому же приходится помогать младшей сестре Лидочке, которая учится в техникуме. Тоня — талантливая портниха, односельчане даже прозвали ее «модисткой». Но чтобы обеспечивать семью, героиня вынуждена браться за любую работу, даже мыть полы.

За Антониной ухаживает Петр — завидный жених и личный водитель директора совхоза. Он предлагает героине руку и сердце, но получает от «модистки» отказ. Антонина только вступает во взрослую жизнь и, как любая девушка, мечтает однажды встретить своего прекрасного принца. Жаль только, что радужные мечты всегда сбываются лишь в сказках.

Жизнь Тони резко меняется, когда в совхоз из райцентра направляют нового директора — Дмитрия Петровича Карпенко. Из-за разлада с женой он совершает досадную ошибку, и его в качестве наказания «ссылают» в деревню. Однажды он приезжает на работу и сталкивается с Антониной, которая моет в его кабинете полы. Неожиданно для самого себя он понимает, что влюбляется в эту юную красавицу.

В это же время сын Карпенко Алексей решает во что бы то ни стало помирить родителей и воссоединить семью. Оставив в Москве свою невесту Риту, он отравляется вслед за отцом. Случайная встреча с Антониной переворачивает его жизнь. Он также с первого взгляда влюбляется в девушку, чем вызывает жгучую ревность как Петра, так и своего собственного отца.

Кого из мужчин предпочтет героиня — неизвестно, а судьба уже приготовила Антонине новые, еще более суровые испытания.

Содержание серий

1 серия

Антонине 19 лет. Она живет в деревне, и ей приходится нелегко — отца нет, мать больна, а младшая сестра Лидочка учится в техникуме. Тоня — талантливая портниха, за что односельчане зовут ее «модисткой». Помимо шитья Тоня делает уборку в правлении совхоза, подменяя немощную мать. За Антониной ухаживает Петр — личный водитель директора совхоза.

Петр завидный жених, но «модистке» он не интересен. В совхоз «на понижение» из райцентра приезжает новый директор — Дмитрий Петрович Карпенко. Дома у Карпенко тоже неспокойно — жена Вероника нашла старые любовные письма и устроила сцену ревности.

Старший сын директора Алексей, который учится в Москве, едет вслед за отцом, чтобы помирить родителей и воссоединить семью.

2 серия

В деревне Алексей встречается с Тоней и влюбляется в нее с первого взгляда. Петр ревнует. Однажды директор приезжает на работу раньше обычного и видит Антонину, убирающую его кабинет. Неожиданно для самого себя он тоже влюбляется в девушку. В деревню приезжает Вероника, мать Алексея.

Узнав об увлечении сына Тоней, она находит способ отправить Алексея в Москву — там у него осталась невеста Рита, дочь влиятельного чиновника. Вероника не хочет упустить такую выгодную партию.

Алексей, прощаясь с Тоней, обещает, что скоро вернется, и признается, что будет считать минуты до встречи.

3 серия

Карпенко-старший начинает специально ездить в правление рано утром, чтобы встретить там Тоню. Петр ревнует и приглашает директора сватом на свою с Тоней свадьбу. В деревню из города приезжает Лида, сестра Тони.

Она признается, что у нее роман с преподавателем Виктором, который вдвое старше нее. Алевтине, матери Тони, становится плохо. Тоне едва удается ее спасти. Рита сообщает Алексею, что родители против их свадьбы.

«Жених-провинциал» категорически не устраивает отца девушки.

4 серия

Алексей возвращается в деревню к отцу. На полустанке на машине его встречает Петр. По дороге он пытается внушить Алексею, что не намерен уступать ему Тоню. Алексей притворяется, что сочувствует, а сам, хитростью выманив Петра из машины, уезжает, бросив его одного в лесу. Петр в бешенстве! Алексей и Тоня едут кататься на машине.

Они признаются друг другу в любви и впервые становятся близки. Алексей и Петр дерутся из-за Тони. Алексей попадает в больницу, а Петр — в СИЗО. Раиса, узнав, что Петра забрали в милицию, просит Тоню вступиться за него. Тоня обещает попробовать. Алевтине становится хуже. Карпенко-старший помогает Тоне определить ее в больницу. Она очень благодарна директору.

Карпенко-старший, воспользовавшись ситуацией, пытается завоевать сердце Тони.

5 серия

Раиса, поняв, что Тоня не поможет ей спасти от тюрьмы Петра, сама едет в Москву. Она разыскивает квартиру Карпенко и сообщает Веронике о том, что ее муж увлекся Тоней, а Алексею — о том, что Тоня определена в коровники.

Алексей, узнав о «репрессиях» отца против Тони, делает ей предложение. Тоня счастлива. Алексей забирает из милиции заявление на Петра, и его выпускают. В деревню приезжает Вероника, она первая узнает о предстоящей свадьбе Алексея и Тони и пытается помешать женитьбе.

Родители находят в Москве Рите «выгодного жениха». Рита совершает попытку самоубийства.

6 серия

Риту успевают спасти. Ее родители, испугавшись за дочь, дают согласие на свадьбу с любимым. Теперь у Алексея две невесты. Он не может определиться, как быть. В деревню приезжает новый фельдшер Николай. Он знакомится с Тоней и испытывает к ней симпатию.

Алексей все-таки решает жениться на Рите. Тоня узнает об этом и едет в Москву, чтобы поговорить с Алексеем. Тоня изо всех сил старается скрыть «новость» от матери, чтобы она не волновалась.

В городе Тоня видит счастливых Алексея и Риту и, так и не сказав возлюбленному ни слова, уезжает в деревню.

7 серия

Федор, младший брат Алексея, приезжает в деревню вместе с отцом и матерью. Там Федор знакомится с Лидочкой. У него зарождается симпатия к девушке. Но Лидочка, узнав, что парень — Карпенко, резко его «отшивает».

Мать Антонины все же узнает о свадьбе Алексея и Риты и умирает от сердечного приступа. Тоня убита горем. Свадьбу Алексея празднуют как раз в день похорон Алевтины. Петр хлопочет на похоронах, ведет себя по-хозяйски. Тоня не гонит его. Петр предлагает Антонине выйти за него замуж.

Девушка соглашается, ей еще учить младшую сестренку — нужны деньги и «крепкое мужское плечо».

8 серия

Антонина понимает, что беременна от Алексея. Мать Алексея настаивает на аборте. Петр везет Тоню в город. Тоня по дороге сообщает о своей беременности и том, что не хочет избавляться от ребенка. Петр, обезумев от горя, направляет свою «волгу» в реку. Антонина приходит в себя в больнице. Она потеряла ребенка и больше никогда не сможет иметь детей. Тело Петра не найдено.

За Тоней в больнице ухаживает фельдшер Николай. Он признается Тоне в любви, но девушка не может ответить ему взаимностью. В больницу привозят роженицу. Женщина отказывается от ребенка. Тоня хочет оставить новорожденную девочку себе. Но по закону люди, не состоящие в браке, не могут усыновлять детей. Тоня сама просит Николая жениться на ней, чтобы забрать малышку.

Николай счастлив.

9 серия

Прошел год. Тоня и Николай живут вместе, растят удочерённую Дашу. Николай работает в фельдшерском пункте. Внешне у них все хорошо, но каждый помнит, что свела их не взаимная любовь, а забота о девочке.

Все завидуют Тониному счастью, не зная истинного положения дел. А между тем, Николай говорит жене, что в ее жизни ему нет места, и уходит жить в фельдшерский пункт.

Раиса нанимает следователя на пенсии Игонина, чтобы тот нашел Петра — живого или мертвого.

10 серия

Тоню мучают угрызения совести — действительно, получалось так, что она лишь воспользовалась благородством Николая, чтобы иметь юридическое право удочерить Дашу. Она пытается помириться с Николаем.

Алексей решает поехать к Тоне, но в этот момент узнает, что Рита беременна. Алексей решает остаться ради ребенка, которого носит Рита. Федор ухаживает за Лидочкой.

Он говорит, что обязательно на ней женится, и родители не помешают, как это было в случае Алексея с Тоней. Следователь Игонин продолжает поиски Петра, но пока безуспешно.

11 серия

Лидочка узнает о беременности Риты и ссорится с Федором. Федор заявляет родителям, что не собирается поступать в институт и жить по их указке, и что он лучше пойдет в армию. Карпенко-старший дает сыну пощечину. Вероника обещает все уладить.

Лидочка уезжает в деревню и рассказывает Тоне, что Алексей скоро станет отцом. Тоня расстроена. Следователь Игонин выходит на след Петра. Оказывается, его на берегу реки подобрал лесник. Теперь старик и его дочь Маша выхаживают Петра, у которого отнялись ноги.

Возвращаться назад в деревню после случившегося Петр не хочет, предпочитает, чтобы его считали мертвым.

12 серия

Карпенко ночью привозит Надежду к Раиске — та живёт одна и способна приютить гостью. Втайне Карпенко рассчитывает на содействие Раисы в разрушении брака Тони. Верка узнаёт о приезде Надежды и бежит к Тоне, чтобы известить подругу. В панике Тоня с ребёнком прячется в доме Верки. Надежда умоляет Николая отдать ей Дашу.

Николай обещает помочь. Николай пытается уговорить Тоню отдать ребенка, но та непреклонна. Она помнит, как в роддоме Надежда хладнокровно отказалась кормить малышку, и не верит в искренность раскаяния «мамаши».

Надежда убеждает Тоню в добрых намерениях, и та пускает ее переночевать, а утром Тоня обнаруживает, что Надежда украла Дашу.

13 серия

Тоня в депрессии. После того, как пропал ребенок, она попадает в больницу. В это время в город приезжает Алексей с Ритой. Узнав, что Тоня в больнице, он мчится к ней и обещает во что бы то ни стало найти девочку.

Игонин сообщает Раисе, где искать Петра. Она приезжает и увозит его с собой. Федор уходит в армию, но Алексей, пользуясь московским положением, уговаривает военкома отправить брата служить в часть недалеко от дома и от деревни, где живут Тоня и Лида.

Лидочка тайно носит Федору передачи.

14 серия

Алексей приезжает к Тоне в больницу и обещает ей помочь найти дочь. Петр живет в доме у своей матери. Он пытается снова встать на ноги, Рая умоляет не делать этого. Петр все-таки встает, но падает. В ярости на собственное бессилие он выгоняет Раису.

Карпенко-старший признается жене, что любит Тоню. Лидочка рассказывает сестре, что ее уже давно выгнали из училища, она работала в кооперативе, надеясь подкопить денег, но вот, похоже, и оттуда придется уйти, потому что шеф начал «распускать руки».

В гости к родителям Риты заходит Леонид, который когда-то симпатизировал Рите. Сейчас он успешный дипломат. Родители Риты привечают молодого человека. Карпенко-старший продолжает преследовать Тоню, она дает ему отпор. Карпенко страдает. Он все чаще злоупотребляет спиртным.

Алексей, чтобы помочь в поисках Даши, обращается к Матвееву, старому отцовскому приятелю и бывшему разведчику.

15 серия

Федор делает Лидочке предложение. Она согласна. Раиса продолжает ухаживать за Петром. Тот, наконец, отвечает на ее чувства. Раиса счастлива. Петр постоянно делает попытки снова научиться ходить, но пока неудачные. Карпенко-старший продолжает пить.

Леонид просит Риту помочь ему выбрать подарки для родственниц. Вместе они едут за покупками и все больше сближаются. Матвееву удается узнать, где держат Дашу. Это генеральская дача. Как раз когда Алексей едет за Дашей, приезжает жена генерала.

Она говорит, что у мужа случился инсульт, смеется над Надеждой и выставляет ее на улицу.

16 серия

Федор за самовольное оставление части попадает на гауптвахту. Вероника пытается помочь ему в его затее жениться на Лидочке. К этому подключается и Карпенко-старший. Отец Риты задумывает выдать ее замуж за Леонида. Он уговаривает дочь сделать аборт. Алексей, вернув Дашу, остается на несколько дней у Тони.

Николай, узнав об этом, подает заявление на развод. Риту кладут в больницу, чтобы сделать аборт. Алексею мать Риты сообщает, что у дочери случился выкидыш. Алексей мчится в Москву. Рита сообщает Алексею об аборте. В совхоз приезжает проверяющий. Карпенко пьян. Его увольняют.

Карпенко-старший берет у Петра ружье и едет к Тоне.

Читайте на SoapTV.ru

Источник: http://soaptv.ru/serdce-ne-kamen-2012-soderzhanie-serij/

Читать

ЛИЦА:

Потап Потапыч Каркунов, богатый купец, старик.

Вера Филипповна, жена его, 30 лет с небольшим.

Исай Данилыч Халымов, подрядчик, кум Каркунова.

Аполлинария Панфиловна, его жена, за 40 лет.

Читайте также:  Краткое содержание архипелаг гулаг солженицына точный пересказ сюжета за 5 минут

Константин Лукич Каркунов, племянник Потапа Потапыча, молодой человек.

Ольга Дмитриевна, его жена, молодая женщина.

Ераст, приказчик Каркунова, лет 30-ти.

Огуревна, ключница, старуха.

Иннокентий, странник.

В доме Каркунова, в фабричной местности, на самом краю Москвы.

Жилая комната купеческого дома, представляющая и семейную столовую, и кабинет хозяина, в ней же принимают и гостей запросто, то есть родных и близких знакомых; направо (от актеров) небольшой письменный стол, перед ним кресло, далее железный денежный сундук-шкаф, вделанный в стену; в углу дверь в спальню; с левой стороны диван, перед ним круглый обеденный стол, покрытый цветной салфеткой, и несколько кресел; далее большая горка с серебром и фарфором; в углу дверь в парадные комнаты; в глубине дверь в переднюю; с правой стороны большой комод, с левой – буфет; вся мебель хотя не модная, но массивная, хорошей работы.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Огуревна стоит, подперши щеку рукой. Входят Константин и Ольга.

Константин. Огуревна, что ты тут делаешь?

Огуревна. Самоё дожидаюсь насчет самовара.

Константин. А где ж она, сама-то, где дяденька?

Огуревна. В зале сидят; залу растворить велели и чехлы все с мебели давеча еще поснимали.

Константин. Что за праздник такой? Кажется, такие параты у нас раза три в год бывают, не больше.

Огуревна. С гостями сидят.

Ольга. С какими гостями?

Огуревна. Аполлинария Панфиловна с Исай Данилычем приехали; за ним давеча нарочно посылали.

Константин (Ольге). Поняла?

Ольга. Ничего не понимаю.

Константин. Завещание.

Ольга. Какое завещание?

Константин. Дяденька давно собирались завещание писать, только хотели посоветоваться с Исаем Даннлычем, так как он подрядчик, с казной имел дело и, значит, все законы знает. А мы с дяденькой никогда понятия не знали, какие такие в России законы существуют, потому нам не для чего.

Огуревна. Да, да, писать что-то хотят – это верно; у приказчика Ераста карандаш и бумагу требовали.

Константин (Ольге). Слышишь?

Ольга. Ну, так что ж?

Константин. Не твоего ума дело. Огуревна, поди скажи дяденьке, мол, Константин Лукич желает войти, так можно ли?

Огуревна. Хорошо, батюшка. (Уходит налево.)

Ольга. Зачем ты пойдешь?

Константин. Разговаривать буду.

Ольга. В таком-то виде?

Константин. Я всегда умен, что пьяный, что трезвый; еще пьяный лучше, потому у меня тогда мысли свободнее.

Ольга. Об чем же ты будешь разговаривать?

Константин. Мое дело. Обо всем буду разговаривать. Никакого завещания не нужно; дяденька должен мне наследство оставить; я единственный… понимаешь… И потому еще, что я, в надежде на дяденькино наследство, все свое состояние прожил.

Ольга. А кто тебе велел?

Константин. Не разговаривай! Если дяденька мне ничего не оставит, мы должны будем в кулаки свистеть, и я даже могу попасть в число несостоятельных, со всеми последствиями, которые из этого проистекают.

Входит Огуревна.

Огуревна. Пожалуйте!

Ольга. И я с тобой пойду.

Константин (отстраняя жену). Марш за шлам-баум! Нечего тебе там делать. Разговор будет умственный. Тетенька и Аполлинария Панфиловна должны сейчас сюда прийти: либо их попросят вон, либо они сами догадаются, что при нашем разговоре они ни при чем, а только мешают; потому это дело на много градусов выше женского соображения. (Уходит налево.)

С той же стороны входят Вера Филипповна и Аполлинария Панфиловна.

ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ

Вера Филипповна, Аполлинария Панфиловна, Ольга и Огуревна.

Вера Филипповна. Здравствуй, Оленька!

Аполлинария Панфиловна. Здравствуй, Оленька!

Вера Филипповна. Садиться милости прошу, гостьи дорогие!

Огуревна. Матушка Вера Филипповна, чай-то сюда прикажете подавать аль сами к самоварчику сядете?

Вера Филипповна. Да он готов у тебя?

Огуревна. В минуту закипит, уж зашумел.

Аполлинария Панфиловна. А ты ему шуметь-то много не давай, другой самовар ворчливее хозяина, расшумится так, что и не уймешь.

Вера Филипповна. Сейчас придем, Огуревна.

Огуревна уходит.

Я поджидаю, когда сам выдет.

Аполлинария Панфиловна. Что это вы, Вера Филипповна, точно русачка из Тележной улицы, мужа-то «сам» называете!

Ольга. Тетенька всегда так.

Вера Филипповна. Мы с Потап Потапычем люди не модные, немножко старинки придерживаемся. Да не все ли равно. Как его ни называй: муж, хозяин, сам, – все он большой в доме.

Аполлинария Панфиловна. Ну, нет, разница. «Хозяин» – уж это совсем низко, у нас кучерова жена своего мужа хозяином зовет; а и «сам» тоже разве уж которые еще в платочках ходят.

Ольга. А кто нынче в платочках-то ходит! Все и лавочницы давно шляпки понадели.

Аполлинария Панфиловна. Нынче купчихи себя высоко, ох, высоко держат, ни в чем иностранкам уступить не хотят… снаружи-то.

Вера Филипповна. Слышала я, по слуху-то и я знаю.что ж мудреного. Люди людей видят, один от другого занимаются. Только я одна пятнадцать лет свету божьего не вижу, так мне и заняться не от кого.что это Потап Потапыч с Исаем Данилычем затолковались!

Аполлинария Панфиловна. Стало быть, дело есть. Разве не слыхали?

Вера Филипповна. Ничего не слыхала.

Ольга. Напрасно вы, тетенька, скрываете от нас; мы и сами довольно хорошо знаем.

Аполлинария Панфиловна. Мне Исай Данилыч говорил.

Вера Филипповна. А мне Потап Потапыч ничего не сказывал.

Аполлинария Панфиловна. По заслугам и награда.

Ольга. Отчего ж не награждать, коли кто чего стоит; всякий волен в своем добре; только и других тоже обижать не нужно.

Вера Филипповна. Зачем обижать! Сохрани бог! Только не знаю я, про какую награду вы говорите.

Аполлинария Панфиловна. Завещание пишут, Вера Филипповна, завещание.

Вера Филипповна (с испугом.) Завещание? Какое завещание, зачем? Потап Потапыч на здоровье не жалуется; он, кажется… слава богу.

Аполлинария Панфиловна. Осторожность не мешает, в животе и смерти бог волен. А ну, вдруг… Значит, надо вперед подумать да успокоить, кого любишь. Вот, мол, не сомневайтесь, все вам предоставляю, всякое счастие, всякое удовольствие.

Ольга. Как же, тетенька, неужели ж вы этого не ожидали?

Вера Филипповна. Не ожидала, да и не думала никогда.

Аполлинария Панфиловна. Как, чай, не думать! Разве вы богатству не рады будете?

Вера Филипповна. Нет, очень рада.

Аполлинария Панфиловна. Ну, еще бы!

Вера Филипповна. Я много бедным помогаю, так часто не хватает; а у Потапа Потапыча просить боюсь; а кабы я богата была, мне бы рай, а не житье.

Входит Огуревна.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=102088&p=1

Сердце не камень а.н.островский | малый театр

Ближайшие спектакли: 28.09, 19.10, 30.10

Сюжет пьесы может показаться простым и незатейливым: богатый купец болен и хочет составить завещание, но его гложут сомнения, кому оставить свое нешуточное состояние – молодой жене, ленивому племяннику, бедным, чтобы ежедневно поминали его в молитвах? История, как, впрочем, всегда у Островского, современна и созвучна любому времени. В исполнении Василия Бочкарёва купец Каркунов не просто капризный самодур, а делец, оригинал и коллекционер, наживший богатство благодаря мудрости, азарту и хитрости. Лишь перед лицом внезапной болезни он спасует и, подтачиваемый жадными до денег родственниками, усомнится в чистоте и верности своей жены (Лидия Милюзина). Молодая женщина ведет скромный затворнический образ жизни, не принимая ухаживаний со стороны, но совесть не позволяет ей солгать мужу и сказать, что после его смерти она больше никогда никого не полюбит. В чью пользу Каркунов решит завещание, остается загадкой до самого конца спектакля.

В декабре 2015 года спектакль удостоен 5-ти «Золотых дипломов» XIII Международного театрального форума «Золотой Витязь»:

– народный артист России Василий Бочкарёв за роль Потапа Потапыча Каркунова
– заслуженный артист России Глеб Подгородинский за роль Константина Лукича Каркунова
– народный артист России Владимир Дубровский за роль Исая Данилыча Халымова
– художник по костюмам Оксана Ярмольник
– художник-постановщик Мария Рыбасова за лучшую сценографию

Режиссёр-постановщик – заслуженный артист России В.Н.Драгунов

Художник-постановщик – лауреат Государственной премии России, народный художник России М.Д.Рыбасова

Композитор – народный артист России Г.Я.Гоберник

Художник по костюмам – О.П.Ярмольник

Художник по свету – заслуженный работник культуры России А.Е.Изотов

Помощники режиссёра – Н.И.Демидова, заслуженный работник культуры России В.М.Егоров

Суфлёры – заслуженный работник культуры России Л.И.Меркулова, Д.Е. Сидорова

Предпремьерный показ – 27 июня 2015 года.

Премьера – 16 октября 2015 года.

Продолжительность спектакля – 2 часа 30 минут.

12+

Источник: http://www.maly.ru/spectacle/view?name=nekamen

Сердце не камень А.Н.Островский Комедия в 4-х действиях

Сценическая редакция Малого театра

Спектакль идёт с одним антрактом

Продолжительность спектакля — 2 часа 30 минут

Ближайшие даты исполнения: 2 июня (18:30)

3 июня (18:30)

Гастроли Государственного академического Малого театра (члена Союза театров Европы)

Сюжет пьесы может показаться простым и незатейливым: богатый купец болен и хочет составить завещание, но его гложут сомнения, кому оставить свое нешуточное состояние – молодой жене, ленивому племяннику, бедным, чтобы ежедневно поминали его в молитвах? История, как, впрочем, всегда у Островского, современна и созвучна любому времени. В исполнении Василия Бочкарёва купец Каркунов не просто капризный самодур, а делец, оригинал и коллекционер, наживший богатство благодаря мудрости, азарту и хитрости. Лишь перед лицом внезапной болезни он спасует и, подтачиваемый жадными до денег родственниками, усомнится в чистоте и верности своей жены (Лидия Милюзина). Молодая женщина ведет скромный затворнический образ жизни, не принимая ухаживаний со стороны, но совесть не позволяет ей солгать мужу и сказать, что после его смерти она больше никогда никого не полюбит. В чью пользу Каркунов решит завещание, остается загадкой до самого конца спектакля.

В декабре 2015 года спектакль удостоен 5-ти «Золотых дипломов» XIII Международного театрального форума «Золотой Витязь»:

— народный артист России Василий Бочкарёв за роль Потапа Потапыча Каркунова
— заслуженный артист России Глеб Подгородинский за роль Константина Лукича Каркунова
— народный артист России Владимир Дубровский за роль Исая Данилыча Халымова
— художник по костюмам Оксана Ярмольник
— художник-постановщик Мария Рыбасова за лучшую сценографию

Режиссёр-постановщик — заслуженный артист России В.Н.Драгунов

Художник-постановщик — лауреат Государственной премии России, народный художник России М.Д.Рыбасова

Композитор — народный артист России Г.Я.Гоберник

Художник по костюмам — О.П.Ярмольник

Художник по свету — заслуженный работник культуры России А.Е.Изотов

Помощники режиссёра — Н.И.Демидова, заслуженный работник культуры России В.М.Егоров

Суфлёры — заслуженный работник культуры России Л.И.Меркулова, Д.Е. Сидорова
Предпремьерный показ — 27 июня 2015 года.

Премьера — 16 октября 2015 года.

Источник: https://citifox.ru/event/serdce-ne-kamen-a-n-ostrovskiy-komedi-2/

Гроза – краткое содержание

Действие 1
Действие 2
Действие 3
Действие 4
Действие 5

Незавидная судьба молодых девушек, выходивших замуж не по любви, а по долгу, отражены в образе Катерины из пьесы Островского. В то время в России разводы общество не принимало, и несчастные женщины, вынужденные подчиняться устою, тихо страдали от горькой участи.

Автор не зря подробно описывает через воспоминания Катерины её детство – счастливое и беззаботное. В супружеской жизни её ждала полая противоположность тому счастью, о котором она мечтала.

Автор сравнивает её с лучом непорочного, чистого света в тёмном царстве деспотизма, безволия и пороков.

Зная, что для христианки самоубийство – самый тяжкий смертный грех, она всё равно сдалась, сбросившись с волжского утеса.

Действие 1

Действие разворачивается в общественном саду у самого берега Волги. Сидя на скамейке, Кулигин наслаждается красотой реки. Кудряш и Шапкин медленно прогуливаются. Издалека доносится брань Дикого, он ругает своего племянника. Присутствующие начинают обсуждать семейство.

Кудряш выступает защитником обездоленного Бориса, считая, что он страдает, как и другие люди, покорившиеся судьбе, от деспота-дядьки. Шапкин на это отвечает, что не зря Дикой хотел Кудряша служить отправить. На что Кудряш говорит, что Дикой его боится и знает – задешево его голову не взять.

Кудряш сетует, что у Дикого нет дочерей на выданье.

Затем к присутствующим подходят Борис и его дядя. Дикой продолжает ругать племянника. Затем Дикой уходит, а Борис разъясняет семейную ситуацию. Они с сестрой остались сиротами, ещё когда проходили обучение. Родители умерли от холеры.

Жили сироты в Москве, пока в городе Калинове (где и разворачивается действие) не померла их бабушка.

Она завещала внукам наследство, но смогут получить они его после совершеннолетия от дядьки (Дикого), с тем условием, что они будут почитать его.

Кулигин рассуждает, что Борис с сестрой вряд ли получат наследство, ведь Дикой может любое слово посчитать за непочтительность. Борис полностью подчиняется дяде, работает на него без жалованья, а толку мало.

Племянник, как и все семейство, боится Дикого. Тот кричит на всех, а ответить ему не может никто. Случилось раз так, что Дикого обругал гусар, когда они столкнулись на переезде.

Читайте также:  Краткое содержание пушкин пиковая дама очень кратко точный пересказ сюжета за 5 минут

Тот не мог ответить служивому, отчего сильно разозлился и потом долго срывал гнев на домашних.

Борис продолжает жаловаться на трудную жизнь. Подходит Феклуша с дамой, которая расхваливает дом Кабановых. Мол, якобы там живут славные и благочестивые люди. Они уходят, и теперь Кулигин выражает своё мнение о Кабанихе. Он говорит, что она домашних своих совсем заела.

Затем Кулигин говорит о том, что хорошо бы изобрести вечный двигатель. Он – молодой разработчик, у которого нет денег, чтобы делать модели. Все уходят, и Борис остается один. Он размышляет о Кулигине и называет его хорошим человеком.

Затем, вспоминая свою участь, огорченно говорит, что придётся всю молодость провести в этой глуши.

Появляется Кабаниха с семейством: Катерина, Варвара и Тихон. Кабаниха пилит сына, что жена ему стала милее, чем мать. Тихон с ней спорит, в разговор встревает Катерина, но Кабаниха не даёт ей и слова сказать. Затем опять набрасывается на сына, что тот не может держать жену в строгости, намекает, что так недалеко и до любовника.

Кабаниха уходит, а Тихон обвиняет Катерину в материнских упрёках. Расстроенный он идёт к Дикому пропустить рюмочку. Катерина остается с Варварой и вспоминает, как привольно ей жилось у родителей.

Её не особенно заставляли заниматься делами, только воду носила, цветы поливала, да молилась в церкви. Она видела красивые яркие сны. А что теперь? Её охватывает ощущение, что она стоит на краю пропасти.

Она предчувствует беду, и мысли у неё греховные.

Варвара обещает, что как Тихон уедет, она что-нибудь придумает. Вдруг появляется полоумная барыня в сопровождении двух лакеев, она громко кричит, что красота может завести в бездну, и страшит девушек геенной огненной. Катерина напугана, и Варвара пытается её успокоить. Начинается гроза, женщины убегают.

Действие 2

Дом Кабановых. В комнате Феклуша и Глаша ведут беседу о грехах человеческих. Феклуша рассуждает, что без греха нельзя. В это время Катерина рассказывает Варваре историю своей детской обиды. Кто-то её обидел и она убежала к реке, села в лодку, а потом её нашли за десять верст. Потом она признается, что влюблена в Бориса.

Варвара убеждает её, что она тоже ему симпатична, но им негде встречаться. Но тут Катерина пугается сама себя и уверяет, что своего Тихона не променяет, и говорит, что когда ей жизнь в этом доме совсем опостылеет, она или в окно выброситься или утопиться в реке.

Варвара опять успокаивает её, и говорит, что как только уедет Тихон, она что-нибудь придумает.

Заходят Кабаниха с сыном. Тихон собирается в путь, а мать продолжает свои наставления, чтобы тот дал указания жене, как ей требуется жить, пока муж в отъезде. Тихон повторяет её слова.

Кабаниха и Варвара уходят, и, оставшись наедине с мужем, Катерина просит его не оставлять её или взять с собой. Тихон противиться и говорит, что хочет побыть один.

Тогда она бросается перед ним на колени и просит взять с неё клятву, но он не слушает её и поднимает с пола.

Женщины провожают Тихона. Кабаниха заставляет Катерину прощаться с мужем как положено, поклонившись в ноги. Катерина игнорирует её. Оставшись одна, Кабаниха возмущается, что стариков перестали почитать. Входит Катерина, и свекровь начинает опять упрекать невестку за то, что она не простилась с мужем как полагается. На что Катерина говорит, что смешить людей не хочет, да и не умеет.

В одиночестве Катерина сожалеет, что у неё нет детей. Потом она сожалеет, что не умерла ещё в детстве. Тогда бы она непременно стала бы бабочкой. Потом настраивает себя, что будет ждать возвращения мужа.

Входит Варвара и подговаривает Катерину, чтобы та отпросилась подремать в саду. Там калитка на замке, ключ у Кабанихи, но Варвара его подменила и отдает Катерине. Она не хочет брать ключ, но потом берет.

Катерина в смятении – она боится, но и Бориса увидеть ей очень хочется. Кладёт ключ в карман.

Действие 3

Сцена 1

На улице возле дома Кабановых стоит Кабаниха и Феклуша, которая размышляет, что жизнь стала суетливой. Городской шум, все бегут куда-то, а в Москве вообще все торопятся. Кабаниха согласна, что жить нужно размеренно, и говорит, что в Москву бы не поехала никогда.

Появляется Дикой, изрядно принявший на грудь, и завязывает с Кабановой перепалку. Затем Дикой поостыл и стал извиняться, спихивая причину своего состояния на рабочих, которые с самого утра стали требовать с него зарплаты. Дикий уходит.

Борис сидит расстроенный, из-за того, что давно не виделся с Катериной.

Приходит Кулигин и, восхищаясь красотой природы, размышляет, что бедным гулять и наслаждаться этой красотой некогда, а богатые сидят за заборами, их дом охраняют собаки, чтобы никто не видел, как они обворовывают сирот и родственников. Появляется Варвара в обществе Кудряша. Они целуются. Кудряш и Кулигин уходят. Варвара хлопочет о встрече Бориса с Катериной, назначая место в овраге.

Сцена 2

Ночь. За садом Кабановых в овраге Кудряш поет песню, играя на гитаре. Приходит Борис и они начинают спорить за место для свидания. Кудряш не уступает, и Борис признается, что влюблен в замужнюю. Кудряш, конечно, догадался, кто она.

Появляется Варвара и уходит с Кудряшом гулять. Борис остается с Катериной наедине. Катерина обвиняет Бориса в загубленной чести. Она боится жить дальше. Борис успокаивает её, предлагая не думать о будущем, а насладиться единением. Катерина признается в любви к Борису.

Приходит Кудряш с Варварой и спрашивает, как у влюбленных дела. Они рассказывают о своих признаниях. Кудряш предлагает и дальше пользоваться этой калиткой для встреч. Борис и Катерина договариваются о следующем свидании.

Действие 4

Полуразрушенная галерея, на стенах которой изображены картины Страшного суда. Льёт дождь, люди прячутся в галерее.

Кулигин разговаривает с Диким, упрашивая его пожертвовать денег на установку солнечных часов в центре бульвара, попутно уговаривает его и на устройство громоотводов.

Дикой даёт отказ, кричит на Кулигина, суеверно веря, что гроза – это наказание Господне за грехи, он обзывает разработчика безбожником.

Кулигин покидает его и говорит, что они вернуться к разговору, когда у него в кармане будет миллион. Гроза кончается.

Тихон возвращается домой. Катерина становиться сама не своя. Варвара докладывает Борису о её состоянии. Снова надвигается гроза.

Выходят Кулигин, Кабаниха, Тихон и напуганная Катерина. Она боится и это заметно. Грозу она воспринимает, как божье наказание. Она замечает Бориса и ещё сильнее пугается. До неё доходят слова людей, что гроза бывает неспроста. Катерина уже уверена, что молния должна убить её и просить молиться за её душу.

Кулигин говорит людям, что гроза не кара, а благодать для каждой живой травинки. Опять появляется полоумная барыня и её два лакея. Обращаясь к Катерине, она кричит, чтобы та не пряталась. Не нужно бояться Божьей кары, а нужно молиться, чтобы Бог забрал её красоту. Катерине уже видится геенна огненная, и она рассказывает всем о своей связи на стороне.

Действие 5

В общественном саду на берегу Волги наступили сумерки. В одиночестве на скамейке сидит Кулигин. К нему подходит Тихон и рассказывает о своей поездке в Москву, где он пил всё время, а о доме и не вспоминал, жалуется, что жена ему изменила.

Говорит, что её надо живой в землю закопать, так советует маменька. Но ему жаль её. Кулигин уговаривает его простить жену. Тихон доволен, что Дикой выслал Бориса в Сибирь на целых три года. Его сестра Варвара убежала из дома с Кудряшом.

Глаша сказала, что Катерины нигде нет.

Катерина одна и очень хочет увидеть Бориса, чтобы попрощаться. Она жалуется на свою несчастную судьбу и на суд людской, который хуже казни. Приходит Борис и говорит, что дядя его отослал в Сибирь.

Катерина готова идти за ним и просит взять её с собою. Она говорит, что муж-пьяница ей противен. Борис всё время оглядывается, боясь, что их увидят.

На прощанье Катерина просит подавать милостыню нищим, чтобы они молились за неё. Борис уходит.

Катерина идёт к берегу. В это время Кулигин разговаривает с Кабанихой, обвиняя её в наставлении сына против невестки. Тут слышаться крики о том, что женщина бросилась в воду. Кулигин и Тихон устремляются на помощь, но Кабаниха останавливает сына, угрожая проклясть его. Он остается. Катерина разбилась насмерть, люди приносят её тело.

* * *

Свою героиню пьесы «Гроза» Островский сделал женщиной высоких нравов, духовной, но настолько воздушной и мечтательной, что она была просто не способна выжить в среде, уготованной ей судьбой. «Гроза!» Это фатальное название таит в себе несколько смыслов. Кажется, во всём вина той грозы, которая устрашила и без того виноватую Катерину.

Она была очень набожной, но жизнь с равнодушным мужем и тиранкой свекровью принудили её восстать против правил. За это она поплатилась. Но можно задуматься, а не так ли закончилась бы её судьба, если бы не было этой грозы. Учитывая природное неумение Катерины лгать, измена всё равно раскрылась бы.

А если бы она не предалась любви, то просто сошла бы с ума.

Муж, задавленный авторитетом матери, относился к Катерине равнодушно. Она трепетно искала любви.

Она изначально чувствовала, что это приведет её к гибели, но не могла противиться чувствам – слишком долго она жила в заточении. Она была готова бежать за Борисом в Сибирь.

Не от большой любви, а от этих опостылевших стен, где она не могла свободно дышать. Но любовник оказывается также слаб духом, как и её нелюбимый муж.

Итог трагичен. Разочарованную в жизни и в мужчинах, бездетную и несчастную Катерину не держит на земле уже ничто. Её последние мысли – о спасении души.

Источник: http://tululu.org/sam/kratkoe_soderzhanie/ostrovskij_aleksandr_nikolaevich/groza.html

Пересказ драмы “Гроза” Островского А.Н

Главные герои: Савел Прокофьевич Дикой — купец, значительное лицо в городе; Борис Григорьевич — его племянник, молодой человек, порядочно образованный; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха) — богатая купчиха, вдова; Тихон Иванович Кабанов – ее сын; Катерина, его жена; Варвара, дочь Кабанихи; Действие происходит в городе Калинове на берегу Волги, летом. Между третьим и четвертым действиями проходит десять дней.

План пересказа

1. Герои обсуждают нравы своего города.2. Отношения в семье Кабановых.3. Беседа Катерины и Варвары.4. Тихон уезжает.5. Варвара, узнав о том, что Катерине нравится Борис, устраивает их встречу.6. Свидания Катерины и Бориса. Приезжает Тихон.7. Прилюдное покаяние Катерины.8. Последнее свидание Катерины и Бориса.

9. Катерина погибает. Тихон обвиняет мать в смерти жены.

Пересказ

Действие 1

Общественный сад на берегу Волги.

Явление 1

Кулигин сидит на скамейке, Кудряш и Шапкин прогуливаются. Кулигин восхищается Волгой. Слышат, как в отдалении Дикой ругает своего племянника. Обсуждают это. Кудряш говорит, что Борис Григорьевич «достался на жертву Дикому», сетует на покорность обывателей, на то, что некому «постращать» Дикого в темном переулке «этак вчетвером-впятером».

Шапкин замечает, что, кроме «ругателя-Дикого», «хороша тоже и Кабаниха», которая делает то же самое, но под видом благочестия. Добавляет, что недаром Дикой хотел Кудряша в солдаты отдать. Кудряш отвечает, что Дикой его боится, так как понимает, что он свою голову «дешево не отдаст». Жалеет, что у Дикого нет взрослых дочерей, а то бы он его «уважил».

Явление 3

Борис рассказывает о своей семье и домашних обстоятельствах. Бабушка Бориса (мать Дикого и отца Бориса) невзлюбила «папеньку» за то, что он женился на «благородной». Сноха со свекровью не ужились, так как снохе «очень уж тут дико казалось». Переехали в Москву, где растили детей, ни в чем им не отказывая.

Борис учился в Коммерческой академии, а его сестра—в пансионе. В холеру родители умерли. Бабушка в городе Калинове тоже умерла, оставив внукам наследство, которое им должен выплатить дядя, когда они вступят в совершеннолетие, но только при том условии, что они будут с ним почтительны.

Кулигин замечает, что ни Борису, ни его сестре не видать наследства, поскольку ничто Дикому не помешает сказать, будто они были непочтительны: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!» Борис делает «что прикажут», а жалованья не получает — разочтут в конце года, как Дикому будет угодно.

Читайте также:  Краткое содержание приставкин портрет отца точный пересказ сюжета за 5 минут

Все домашние боятся Дикого — он всех ругает, а ему ответить никто не смеет. Кудряш вспоминает, как Дикого на перевозе обругал гусар, которому он не мог ответить тем же, и как потом Дикой срывал злость несколько дней на домашних. Борис говорит, что никак не может привыкнуть к здешним порядкам.

Появляется странница Феклуша: «Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете!» Феклуша благословляет «народ благочестивый», а особенно «дом Кабановых». Кулигин говорит о Кабанихе, что она «ханжа», «нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Затем добавляет, что для общей пользы ищет перпетуум-мобиле (вечный двигатель), гадает, где бы достать денег на модели.

Явление 4

Борис (один) говорит о Кулигине, что он хороший человек, «мечтает себе и счастлив». Горюет о том, что придется загубить молодость в этой глуши, что «загнан, забит, а тут еще сдуру-то влюбляться вздумал».

Явление 5

Появляются Катерина, Варвара, Тихон и Кабаниха. Кабаниха пилит сына: ему жена милее матери, попробуй свекровь «каким-нибудь словом снохе не угодить, ну, и пошел разговор, что свекровь заела совсем». Тихон пытается разуверить ее. Катерина вступает в разговор: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего из себя не доказываю».

Кабаниха ее обрывает, пеняет Тихону, что не держит в страхе жену. Тихон отвечает: «Да зачем же ей меня бояться? С меня довольно и того, что она меня любит». Кабанова упрекает сына за то, что он «вздумал своей волей жить». Тот отвечает: «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить.

Где уж мне своей волей жить?» Кабанова замечает, что если жену в страхе не держать, она может завести любовника.

Явление 6Тихон упрекает Катерину, что ему все время достается из-за нее от маменьки. Оставшись без присмотра Кабанихи, Тихон идет в кабак.

Явление 7

Катерина и Варвара. Катерина: «Отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…» Она вспоминает о том золотом времени, когда жила у родителей: поливала цветы, вышивала, ходила с маменькой, странницами да богомолками в церковь.

Ей снились необыкновенные сны, в которых пели «невидимые голоса», пахло кипарисом… Катерина говорит Варваре, что у нее ощущение, будто она стоит перед пропастью, чует беду. Признается, что у нее на уме грех: «Точно я снова жить начинаю, или… ужи не знаю…» Варвара обещает, что после отъезда Тихона что-нибудь придумает.

Катерина кричит: «Нет! Нет!»

Явление 8

Появляется полусумасшедшая барыня с двумя лакеями, кричит, что красота ведет в бездну, в омут, показывает на Волгу, грозит геенной огненной.

Явление 9

Катерина напугана. Варвара успокаивает ее, говорит, что барыня «всю жизнь смолоду-то грешила… вот умирать-то и боится». Гроза, начинается дождь. Катерина пугается, они с Варварой убегают.

Действие 2

Комната в доме Кабановых.

Явление 2

Катерина рассказывает Варваре о том, как ее в детстве чем-то обидели и она выбежала на Волгу, села в лодку, а утром ее нашли верст за десять. «Такая уж я зародилась, горячая…» Затем признается Варваре, что любит Бориса. Варвара говорит, что Катерина ему тоже нравится, только жаль, видеться негде. Катерина пугается, кричит, что своего Тишу ни на кого не променяет.

Она говорит о себе: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». Варвара спорит с ней: «А по-моему, делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Катерина: «Не хочу я так. Да и что хорошего!.. Уж коли мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой… в окно выброшусь, в Волгу кинусь…

» Варвара замечает, что, как только Тихон уедет, она станет спать в беседке, зовет с собой Катерину.

Явление 3

Входят Кабаниха и Тихон, который собирается в дорогу. Кабаниха говорит ему, чтобы он приказывал жене, как жить без него: «Скажи, чтоб не грубила свекрови. Чтоб почитала свекровь, как родную мать! Чтоб в окна глаз не пялила!» Тихон почти дословно повторяет ее слова, но они звучат не как приказ, а как просьба. Кабаниха и Варвара уходят.

Явление 4

Катерина просит Тихона не уезжать. Тот отвечает: «Коли маменька посылает, как же я не поеду!» Катерина просит тогда ее взять с собой. Тихон отказывается: что ему надо отдохнуть от скандалов и всех домашних. Катерина умоляет мужа взять с нее страшную клятву, падает перед ним на колени, тот поднимает ее, не слушает, говорит, что это грех.

Явление 5

Приходят Кабаниха, Варвара и Глаша. Тихон уезжает, Катерина кидается мужу на шею, а Кабанова укоряет ее: «Что на шее-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься. В ноги кланяйся!»

Явление 6

Кабаниха одна. Сетует на то, что старина выводится, что нет уже былого почтения к старикам. Молодые, по ее мнению, ничего не умеют, а еще хотят своей волей жить.

Явление 7

Кабаниха упрекает Катерину за то, что не простилась с мужем как надо. «Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце, а тебе, видно, ничего». Катерина отвечает, что не умеет так и не хочет людей смешить.

Явление 8

Катерина в одиночестве сетует на то, что у нее нет детей. Жалеет, что не умерла в детстве, мечтает о покое, хотя бы кладбищенском.

Явление 9

Варвара сообщает Катерине, что она отпросилась спать в сад, где есть калитка, ключ от которой Кабаниха обычно прячет, затем добавляет, что этот ключ унесла, а вместо него подложила другой. Дает этот ключ Катерине.

Катерина кричит: «Не надо! Не надо!», но ключ берет.
Явление 10Катерина мучается, спорит сама с собой, хочет бросить ключ, но потом прячет в карман: «Мне хоть умереть, да увидеть его… Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..

»

Действие 3

Улица у ворот дома Кабановых.

Явление 1

Феклуша говорит Кабанихе, что настали последние времена, что по другим городам «содом»: шум, беготня, езда беспрестанная. Рассказывает, что в Москве все торопятся, что «запрягают огненного змия» и т.п. Кабанова соглашается с Феклушей, заявляет, что никогда туда ни за что не поедет.

Явление 2

Появляется Дикой.

Кабанова спрашивает, чего это он так поздно бродит? Дикой пьян, пререкается с Кабанихой, та дает ему отпор: «Ты не очень-то горло распускай!» Дикой просит у нее прощения, объясняет, что его с утра разозлили: работники: стали требовать выплаты причитающихся им денег. Жалуется на свою вспыльчивость, которая доврдит его до того, что потом приходится прощения просить «у самого последнего мужика». Уходит.

Явление 3

Борис вздыхает о Катерине. Появляется Кулигин, восхищается погодой, красивыми местами, потом добавляет, что «городишко паршивый», что «бульвар сделали, а не гуляют».

Бедным гулять некогда, а богатые сидят за закрытыми воротами, собаки дом стерегут, чтобы никто не видел, как они грабят сирот, родственников, племянников. Появляются Кудряш и Варвара, целуются.

Кудряш уходит, за ним Кулигин.

Явление 4

Варвара назначает Борису встречу в овраге за садом Кабановых.

Явления 1, 2

Ночь, овраг за садом Кабановых. Кудряш играет на гитаре и поет песню о вольном казаке. Появляется Борис, рассказывает Кудряшу, что любит замужнюю, которая, когда в церкви молится, похожа на ангела. Кудряш догадывается, что это «молодая Кабанова», говорит, что «есть с чем поздравить», замечает: «Хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта».

Явление 3

Приходит Варвара, они с Кудряшом отправляются гулять. Борис и Катерина остаются вдвоем. Катерина: «Поди от меня!., мне не замолить этого греха, не замолить никогда!» Обвиняет Бориса, что он ее загубил, боится будущего. Борис призывает ее не думать о будущем: «Достаточно того, что нам теперь хорошо». Катерина признается, что любит Бориса.

Явления 4 и 5

Приходят Кудряш и Варвара, интересуются, сладили ли влюбленные. Кудряш с похвалой отзывается об идее лазать в садовую калитку. Через некоторое время Борис и Катерина возвращаются. Условившись о новом свидании, все расходятся.

Действие 4

Узкая галерея начавшей разрушаться постройки, по стенам которой изображены сцены страшного суда.

Явления 1, 2

Идет дождь, гуляющие забегают в галерею, обсуждают изображения на стенах. Появляются Кулигин и Дикой. Кулигин пытается уговорить Дикого пожертвовать денег на установление на бульваре солнечных часов, на изготовление громоотвода. Тот куражится над Кулигиным: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». Кулигин уходит ни с чем, бормоча про себя, что надо покориться.

Явление 3

Борис с Варварой обсуждают последние новости – приехал Тихон. Варвара сообщает, что Катерина «просто сама не своя сделалась… Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза как у помешанной!». Варвара боится, что она «бухнет мужу в ноги да и расскажет все». Опять начинается гроза.

Явление 4

Появляются Кабаниха, Тихон, Катерина и Кулигин. Катерина пугается грозы, считает это Божьей карой, которая должна обрушиться на нее. Она замечает Бориса, пугается еще больше, ее уводят. Кулигин обращается к толпе: гроза — это не кара, а благодать, не надо ее бояться. Борис выходит и со словами: «Пойдемте, здесь страшно», уводит Кулигина.

Явление 5Катерина слышит, как люди замечают, что гроза неспроста и что обязательно кого-нибудь убьет. Она уверена, что убьет ее, и просит за нее молиться.

Явление 6

Появляется сумасшедшая барыня с двумя лакеями. Призывает Катерину не прятаться, не бояться кары Божьей, молиться, чтобы Бог отнял красоту: «в омут с красотой-то!» Катерине мерещится геенна огненная, она обо всем рассказывает родным, кается. Кабаниха торжествует: «Вот к чему воля-то ведет!»

Действие 5

Декорация первого действия. Сумерки.

Явление 1

Кулигин сидит на лавочке. Появляется Тихон, рассказывает, что ездил в Москву, всю дорогу пил, «чтобы уж на целый год отгуляться», а про дом ни разу не вспомнил. Жалуется на измену жены, говорит, что ее убить мало, надо, как советует маменька, живою в землю закопать.

Затем признается, что ему жалко Катерину — «побил немножко, да и то маменька приказала». Кулигин советует ему простить Катерину и не поминать никогда про ее измену. Тихон сообщает, что Дикой отсылает Бориса в Сибирь на три года, будто бы по делам, рассказывает, что Варвара убежала с Кудрявом.

Появляется Глаща, сообщает, что Катерина куда-то пропала.

Явление 2

Появляется Катерина. Ей хочется увидеть Бориса, чтобы проститься с ним. Она горюет, что «ввела его и себя в беду», что тяжек суд людской, что ей было бы легче, если бы ее казнили. Входит Борис.

Явление 3

Борис сообщает, что его отсылают в Сибирь. Катерина просит взять ее с собой, говорит, что муж пьет, что он ей постыл, что для нее его ласки хуже побоев.

Борис оглядывается, боится: «как бы нас здесь не застали», отвечает: «Нельзя мне, Катя! Не по своей воле еду: дядя посылает».

Катерина понимает, что ее жизнь кончена, обращается к Борису: «Поедешь ты дорогой, ни одного ты нищего так не пропускай; всякому подай, да прикажи, чтобы молились за мою грешную душу». Борис отвечает, что ему тоже тяжело расставаться с Катериной. Уходит.

Явление 4Катерина не знает, куда ей идти: «Да что домой, что в могилу!.. В могиле лучше… И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!» Подходит к берегу: «Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Явление 5

Появляются Кабаниха, Тихон и Кулигин. Кулигин утверждает, что «здесь видели» Катерину. Кабаниха настраивает Тихона против жены. Люди с берега кричат: женщина в воду бросилась. Кулигин бежит на помощь.

Явление 6

Тихон пытается бежать вслед за Кулигиным, Кабаниха его не пускает, говорит, что проклянет, если пойдет. Кулигин с людьми приносят мертвую Катерину: она бросилась с высокого берега и разбилась.

Явление 7

Кулигин: «Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!» Тихон завидует умершей жене: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..»

Источник: http://lit-helper.com/p_Pereskaz_drami_Groza_Ostrovskogo_A_N

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector